Анализ комплексных программ дошкольного образования для работы с детьми раннего возраста. Образовательные программы для дошкольников по фгос

Анна Маркина
Основные компьютерные программы для развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста

Интеллектуальное развитие выступает как важнейшей компонент любой человеческой деятельности. Для того, чтобы удовлетворить свои потребности, общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен воспринимать мир, обращать внимание на те или иные моменты или компоненты деятельности , представлять то, что ему нужно делать, запоминать, обдумывать, высказывать суждения. Поэтому, без участия человеческая деятельность невозможна, они выступают как ее неотъемлемые внутренние моменты. Они развиваются в деятельности , и сами представляют собой особые виды деятельности.

Приступая к педагогической работе с детьми, прежде всего, нужно разобраться в том, что ребенку дано от природы и что приобретается под воздействием среды.

Развитие человеческих задатков, превращение их в способности – одна из задач обучения и воспитания, решить которую без знаний и развития интеллектуальных процессов нельзя . По мере их развития , совершенствуются и сами способности , приобретая нужные качества. Знание психологической структуры интеллектуальных способностей , законов их формирования необходимо для правильного выбора метода обучения и воспитания. Большой вклад в изучение и развитие познавательных процессов внесли и такие ученые, как : Л. С. Выгодский, А. Н. Леонтьев, Ж. Пиаже С. Л. Рубинштейн, Л. С. Сахаров, А. Н. Соколов, и др.

Ими были разработаны различные методики и теории формирования интеллектуальных способностей . И сейчас, чтобы успешно развивать их в учебной деятельности, необходимо, искать более современные средства и методы обучения. Использование компьютера с его огромными универсальными возможностями и будет являться одним из таких средств.

К развитию интеллектуальных способностей относится : развитие мышления (познавательного, творческого, памяти, внимания, качеств ума (сообразительность, гибкость, экономичность, самостоятельность, мыслительных навыков (вычленение, сличение, анализ и пр., познавательных умений (видеть противоречие, проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы и пр., умений учиться, формирование предметных знаний, умений, навыков

Существует три основные программы для развития интеллектуальных способностей :

Обучающие программы

Тренажеры

Учебно-игровые

Обучающие программы

Компьютерные обучающие программы имеют много преимуществ перед традиционными методами обучения. Они обеспечивают развитие интеллектуальных способностей обучающихся , активизируют их творческий потенциал. Это программы которые сообщают знания, формируют умения, навыки учебной или практической деятельности, обеспечивая необходимый уровень усвоения.

Рассмотрим наиболее стандартный, если можно так сказать, набор программ , который предпочитают использовать для обучения детей .

Классифицировать обучающие детские программы , с точки зрения пользователя, можно по огромному множеству критериев, которые необходимо учитывать при выборе программы . Специалисты выделяют 5 направлений :

Логика и память;

Мелкая моторика рук;

Счет и чтение;

Объемное восприятие и фантазия;

Музыкальный слух и художественный вкус.

Логическое мышление малыша могут развивать программы , в которых необходимо оперировать не просто вещами, но и их видоизмененными «копиями» , силуэтами, например. При этом используется память. Это могут быть паззлы или игра «собери предметы» , где нужно будет запомнить предметы, а затем отыскать их в каком-то пространстве. Примером таких программ может быть «Логика для малышей» ,Baby Logics, Cifiri, «Развиваем память » , Монтессори, "Веселые Картинки" - инструментальный пакет для создания и решения задач, связанных со сборкой на экране упорядоченного множества объектов текстовой и графической структуры и т. д.

Моторику рук развивают все программы , где управление происходит при помощи нажатия определенных клавиш или отклонения мыши в определенную сторону. Особенно полюбятся малышам красочные обучающие программы вроде «От винта» или «Air-Race» .

Счет и чтение – это, пожалуй, самая развитая категория . Это MathMatic, «Занимательная арифметика» и многое другое.

Объемное восприятие и фантазию разовьют обучающие программы , где нужно собрать персонажа или нарисовать что-то определенное. Хороший пример«Tower Box» , где выданные предметы нужно сложить определенным образом, или «Снежные загадки» , где необходимо собрать мозаику.

Музыкальные и художественные программы позволят ребенку без труда выучить ноты, цвета, тона, научиться воспринимать искусство. Хорошо подойдут музыкальные редакторы и раскраски, которых во всемирной сети огромное множество.

- "Раскрашка" - простейший редактор, который рекомендуется включать в обучение первым навыкам работы с графической информацией. С помощью курсора, принимающего несколько различных форм и способного менять размер , можно рисовать контурные и закрашенные рисунки. Программа способна помнить историю рисунка. Это позволяет использовать ее как инструмент простейшей мультипликации.

Тренажеры

Программы , предназначенные для отработки разного рода умений и навыков.

К таким программам относятся :

Тренажер «Собери бусинки на нитку» - тренировать мелкую моторику, мышкой двигать детали по экрану, а также собирать элементы по заданным линиям и в определенной последовательности. Задания специально подобраны по сложности : сначала одного цвета, потом чередование цвета, потом чередование размера, затем чередование разных фигур, а уж в конце творческое задание по собиранию собственных бус. Линии располагаются горизонтально и вертикально, а также по кругу.

Тренажер «Домики» - Тренажер направлен на отработку и самопроверку знаний состава числа

"Тренажер Мозга" - это профессионально разработанная программа - тренинг , для развития и повышения таких важных - Память, Внимание, Счет, Логика, Реакция.

"Интеллект-тренажер "- уникальность программы заключается в том , что каждое упражнение стимулирует развитие сразу нескольких способностей , а предлагаемая очередность их выполнения позволяет достичь максимальных результатов при минимально затраченном времени и нагрузке на мозг.

Учебно-игровые программы

Программы предназначены для создания учебных ситуаций, в которых деятельность обучаемых реализуется в игровой форме.

Анализ программного обеспечения , показывает огромные возможности компьютерных игр для общего интеллектуального и эмоционально-личностного развития детей и их обучения .

Классификация компьютерных программ и игр

1. Развивающие игры для дошкольников .

Это компьютерные программы , предназначенные для формирования и развития у детей общих умственных способностей , целеполагания, фантазии, воображения. В них нет явно заданной цели - они являются инструментами для творчества и самовыражения ребенка. К программам этого типа относятся :

Графические редакторы, «рисовалки» , «раскраски» , конструкторы, предоставляющие возможность свободного рисования на экране прямыми и кривыми линиями, контурными и сплошными геометрическими фигурами и пятнами, закрашивания замкнутых областей, вставки готовых рисунков, стирания изображения;

Простые текстовые редакторы для ввода, редактирования, хранения и печати текста;

-«конструкторы сред» с разнообразными функциональными возможностями свободного перемещения персонажей и других элементов на фоне декораций, в том числе те, которые служат основой создания «режиссерских» компьютерных игр ;

-«музыкальные редакторы» для ввода, хранения и воспроизведения простых (чаще одноголосых) мелодий в нотной форме записи;

-«конструкторы сказок» , совмещающие возможности элементарных текстового и графического редакторов.

Обучающие игры

Это игровые программы дидактического типа , в которых в игровой форме предлагается решить одну или несколько дидактических задач. К этому классу относятся игры, связанные с формированием у детей начальных математических представлений; с обучением азбуке, слого- и словообразованию, письму через чтение и чтению через письмо, родному и иностранным языкам; с формированием представлений по ориентации на плоскости и в пространстве; с эстетическим, нравственным воспитанием; экологическим воспитанием; с основами систематизации и классификации, синтеза и анализа понятий . «Гарфилд дошкольникам » , «Гарфилд школьникам» , "Сложи узор", "Калейдоскоп".

Игры - эксперименты

В играх этого типа цель и правила игры не заданы явно, а скрыты в сюжете или способе управления . Поэтому ребенок, чтобы добиться успеха в решении игровой задачи, должен путем поисковых действий прийти к осознанию цели и способа действия в игре .

Игры-забавы

В таких играх не содержатся в явном виде игровые задачи или задачи развития . Они просто предоставляют возможность детям развлечься , осуществить поисковые действия и увидеть на экране результат в виде какого-либо «микромультика» . "В поисках Немо", "Элька"

Компьютерные диагностические игры

Игры развивающие , обучающие, эксперименты, можно считать диагностическими, поскольку опытный педагог и, тем более, психолог по способу решения компьютерных задач смогут многое сказать о ребенке.

Логические игры.

Данные игры направлены на развитие логического мышления.

- Шахматные игры : шашки, шахматы и т. п.

Логические учебные развивающие игры : лабиринты, угадай число, слово, крестики-нолики и др.

Использование основных программ для развития интеллектуальных способностей способствует успешной психологической адаптации детей к условиям школы , к успешной социализации в обществе, повышению своего уровня развития , становление на более высокий интеллектуальный уровень .

Очень важным аспектом формирования личности ребенка являются педагогические программы развития детей дошкольного возраста, которые подразумевают не только прививание ребенку общепринятых нравственных догм и правил, но и развитие личностных качеств и способностей, с помощью которых впоследствии ребенок адаптируется в современном мире.

Многие общеобразовательные и педагогические институты уже много лет разрабатывают различные программы развития детей дошкольного возраста , делая упор на различные методики развития физического и психического здоровья ребенка. Каждая отдельно взятая программа имеет свои особенности, к примеру, комплексный подход и развитие коммуникабельности, или индивидуальный подход и выявления личностных предпочтений, но общим принципом всех этих программ является воспитание здоровых и всесторонне развитых детей.

Одной из самых известных и распространенных программ развития детей дошкольного возраста является программа «Детский сад — Дом радости». Основным аспектом данной педагогической системы является индивидуальный подход к ребенку для выявления их природных способностей, а также взаимодействие отдельной личности с социумом. Особенность этой системы в том, что каждый ребенок учится самостоятельно выбирать интенсивность обучения, мотивацию и вспомогательные инструменты, а также лично оценивает полученный результат, естественно под руководством воспитателей. Такое обучение помогает ребенку познать себя изнутри, реально оценить свои возможности и способности, а также найти свое место в обществе. Ведь достаточно часто дети в этом возрасте не отделяют себя от мира и стараются себя вести, так как от них ожидают, зачастую не понимая своих чувств и не используя свои природные данные, так как не знают, как себя раскрыть.

Еще одной достаточно известной педагогической программой развития детей дошкольного возраста является «Детство», которая подразумевает всестороннее развитие ребенка. В детских учреждениях, где используется эта программа, развивают не только личные качества ребенка, но и прививают общепринятые нормы морали, знакомят с культурным наследием страны, развивают творческие способности каждого ребенка, приобщают к здоровому образу жизни и учат анализу полученной информации. Детей, которые воспитываются по этой программе, поощряют к самостоятельным исследованиям всех интересующих их вопросов, а также закрепляют полученные знания с помощь практических занятий в игровой форме. Каждый ребенок в дошкольном возрасте – это маленький исследователь, которому все интересно познать и попробовать.

Также известна программа развития детей дошкольного возраста «Дружные ребята», которая направлена на нравственное воспитание детей и развитие гуманности, через построение межличностных связей. Авторы программы считают, что только совместно в коллективе можно привить ребенку доброжелательное отношение к миру, а также отзывчивость и доброту. Находясь в обществе своих сверстников, ребенок должен понять необходимость лояльного и доброжелательного отношения к окружающим его людям. Зачастую дети не слушают или игнорируют желания окружающих людей, потому что не знают как себя правильно вести, и свои желания ставят превыше всего. Эта программа учит быть терпимыми по отношению друг к другу и учитывать желания всех членов коллектива для достижения комфортного климата в социуме.

Программа «Истоки» стремиться к всестороннему развитию ребенка с учетом его психологических способностей и возраста. Главным критерием этой программы является индивидуальный подход к каждому и при этом предоставление равных возможностей, так как дети одного возраста в силу своих природных особенностей развиваются по-разному. Основными направлениями этой программы развития детей дошкольного возраста являются развитие социальных и физических аспектов, а также усовершенствование познавательных навыков и эстетического восприятия.

ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Педагогическая ТЕХНОЛОГИЯ STEP BY STEP

Одной из ярких находок, является инновационная программа «Step by Step», в большей мере знакома педагогам как технология программы «Сообщество», дающая прекрасную возможность раскрытия уникальных способностей ребенка, участие семьи в деятельности детского сада, помогающая отражать культурные ценности и успешно развивать их.

Концепция программы «Сообщество» - дети развиваются наилучшим образом только тогда, когда они действительно увлечены процессом.

В основе философии программы «Сообщество» лежит убеждение, что ребенок наилучшим образом развивается тогда, когда он действительно увлечен процессом обучения, активно включен в деятельность.
Философия программы основана на гуманистических принципах, подчеркивающих право ребенка на собственный путь развития.
Программа имеет личностно-ориентированную технологию - задачи, темы и содержание, виды деятельности планируются и реализуются исходя из реальных возможностей, интересов и потребностей, при непосредственном активном участии детей и их родителей.

Тщательно продуманная и созданная в процессе совместной деятельности взрослых и детей развивающая среда побуждает ребенка к исследованию, проявлению инициативы и творчества.

«В программе одним из центральных является принцип «сквозного» развития ребенка, то есть комплексного развития его способностей во всех областях и во всех видах детской деятельности. Принцип этот особенно адекватен специфике дошкольного возраста, в котором образование является «не предметным, а комплексным».

Дети:

Активно развиваются, усваивая информацию об окружающем мире в ходе игр и других видов детской деятельности.

Обеспечены социальным взаимодействием для своего эмоционального и когнитивного развития.

Проходят через закономерные стадии развития.

Неповторимо индивидуальны и развиваются каждый в своём темпе.

Особенность программы: организация совместной образовательной деятельности в Центрах активности, предполагает работу в минигруппах,что позволяет обеспечить дифференцированный и индивидуальный подход к детям

Задачи педагога:

    Организация среды.

    Стимулирование общения и любознательности детей.

    Наблюдение за детьми.

    Своевременная адаптация условий к изменяющимся потребностям детей.

Технология программы «Сообщество» основана:

    На уважении к личности ребенка, внимательном отношении к его интересам, потребностям, эмоциональному благополучию;

    индивидуализации образования для каждого ребенка;

    ориентации педагогов на постоянный анализ динамики развития ребенка и коррекцию педагогической деятельности;

    предоставлении ребенку возможности выбора деятельности, способа действий, места, времени, партнеров, как через совместное со взрослыми планирование, так и через непосредственную работу в центрах активности;

    определении роли педагога, как «оказание помощи и поддержки ребенка в его самостоятельном активном инициативном познании окружающего мира»;

    всемерном участии семьи.

Мобильность программы

Технология программы «Сообщество» предполагает активную образовательную развивающую совместную деятельность детей и взрослых в течение 1-1,5 часов в день в цикле «План-дело-оценка», в ходе которой решается весь комплекс воспитательно-образовательных задач.
Цикл «План -дело - оценка» дает технологическую возможность перманентного ведения образовательной, воспитательной работы, педагогического наблюдения и дифференцированной или индивидуальной коррекционно-развивающей работы. Это особенно важно в условиях разновозрастной группы, где дифференцированная и индивидуальная работа со старшими и младшими невероятно актуальна. А также в условиях, когда часть детей посещает детский сад на условиях кратковременного пребывания.

Технология программы «Сообщество» позволяет решить образовательные задачи и реализовать целостное содержание работы с детьми за относительно небольшой отрезок времени.

За 1-1,5 часа в день ребенок имеет возможность спланировать и реализовать целостный план собственной деятельности, приобрести важнейшие навыки и способности. Воспитатель в это же время имеет технологическую возможность обучать, наблюдать, вести дифференцированную и индивидуальную коррекционно-развивающую работу.
Вторая половина дня, когда с детьми, чаще всего, работает заведующая детским садом, оставляет время и простор для творческих игр, прогулки, общения, индивидуальной работы.

Индивидуализация в программе «Сообщество»

В условиях переуплотнения групп, разновозрастного принципа наполнения группы индивидуализация - одно из базовых понятий и потребностей организации педагогического процесса и благополучного развития детей.

В программу «Сообщество» включен широкий арсенал средств индивидуализации образования.

Прежде всего, это предоставление детям возможности выбора содержания (образовательной темы), выбора видов деятельности, выбора способа выполнения деятельности, последовательности и длительности действий, выбора партнеров, выбора результатов и способов их оценивания.
Педагог строит образовательную работу с ребенком на основе систематического наблюдения и анализа его развития.
Видение особенностей, перспектив и потребностей развития координируется и согласовывается с родителями ребенка.

Виды детской деятельности

Так как программа «Сообщество» является комплексной образовательной программой, дети имеют возможность реализовать свои интересы и образовательные потребности во всех видах детской деятельности.
Детям ежедневно предлагается на выбор деятельность в центрах искусства, науки, математики, сюжетно-ролевой игры, движения, кулинарии, литературы, книги, песка и воды, строительства.

Виды центров активности могут изменяться в зависимости от интересов и потребностей детей, продвижения в поставленных педагогами образовательных задачах. Например, могут появиться такие центры, как центр садоводства, огород, центр рукоделья, центр работы с деревом, «механические мастерские».
Все центры интегративны по своей сути. Центр книги может быть одновременно и центром грамоты, центром книгоиздательства, центром драматизации. Это особенно благоприятно в разновозрастных группах, где помимо возможностей, определенных возрастом, есть и индивидуальные интересы, возможности и потребности детей, а также реальная возможность ориентации на зону ближайшего развития ребенка.

Центры активности открыты ежедневно, материалы в них дополняются, заменяются по мере необходимости и по мере продвижения в теме. То, что ребенок не захотел, не сумел, не успел сделать сегодня, то, что привлекло его внимание в работе других детей, он может сделать завтра и в любой другой день, так как центры активности открыты всегда.

Включение родителей в программу

Программа «Сообщество» изначально определена авторами как «программа для детей, родителей и педагогов». Это означает, что педагоги принимают семью как «первое и самое главное действующее лицо в воспитании и образовании ребенка».

Технологический процесс программы «Сообщество» поощряет непосредственное присутствие членов семьи ребенка в группе, активное участие в оценивании и прогнозировании его развития, в планировании и осуществлении развивающего обучения.

Реальное присутствие и участие семьи в жизни группы оказывает:

    психологическую поддержку ребенку;

    психоэмоциональную поддержку матери (ощущение покоя, уверенности за ребенка);

    приобщает членов семьи ребенка к ценностям личностно-ориентированного образования;

    дает родителям реальное представление о характере взаимодействия ребенка со сверстниками во время общих дел и во время общения с чужими взрослыми, например, близкими других детей;

    дает родителям представление об уровне развития через наблюдение ребенка в деятельности на фоне других детей группы;

    дает ребенку право гордиться своими близкими (это моя мама занималась сегодня с детьми);

    дает воспитателю разностороннюю информацию о характере взаимоотношений ребенка с близкими, о стилях общения;

    дает возможность конструктивного разговора о достижениях, проблемах ребенка, возможность регулярного обсуждения с родителями динамики и тенденций его развития;

    дает возможность преемственного продолжения работы с ребенком в домашних условиях, обеспечивает содержательную и организационную преемственность (родители понимают, что и как можно сделать с ребенком дома);

    дает возможность участия родителей в групповых делах и занятиях.

Организация развивающей среды


Специфика организации развивающей среды заключается в том, что созданная в группах и помещениях детского сада развивающая среда служит, в большей степени, реализации самостоятельных замыслов ребенка, его саморазвитию, а не обеспечению деятельности педагога при организации им занятий. Развивающая среда изменяется от темы к теме, постепенно наполняясь продуктами детской деятельности и совместного творчества взрослых с детьми. В данном случае используется так называемый феномен Пиаже - «не важно, над чем вы работаете, важно использовать предметы, находящиеся вокруг вас, а не абстрактные».

Соотношение потребностей детей и возможностей программы

Потребности детей

Возможности программы «Сообщество»

Ребенок должен быть включен в разнообразные виды деятельности через фронтальные, подгрупповые и индивидуальные занятия, в совместную работу педагога с детьми, в самостоятельную деятельность.

Групповые формы: утренний сбор, итоговый сбор, физкультурные и музыкальные занятия.
Подгрупповые и индивидуальные формы: работа в центрах активности.
Ребенок любого возраста найдет себе занятие по интересам и возможностям - там, где он не умеет действовать, он может наблюдать и учиться у более старших. Там, где старшие заняты своими проектами, у воспитателя высвобождается время для обучения младших.

В основу воспитательно-образовательной работы ставится индивидуальный подход.

Каждый ребенок каждый день имеет возможность выбора содержания, вида и способа деятельности, места, партнерства, длительности работы над проектом. Продвижение ребенка, приобретение новых навыков и умений оценивается по отношению к его собственным возможностям.

Поддерживается инициатива ребенка, ведется ежедневное планирование с учетом инициатив ребенка.

Дети инициируют тему, содержание...
Работа с планом «Паутинка» ведется ежедневно. План разрабатывается детьми вместе со взрослыми.

Работа воспитателей строится на основе результатов педагогических наблюдений достижений ребенка.

Сотрудниками ведется ежедневное педагогическое наблюдение за ребенком, выделяются сильные и проблемные стороны его развития, видение особенностей и перспектив его развития согласовывается с родителями. На результатах наблюдений основывается планирование образовательных задач.

Необходимость реализовать образовательный цикл за короткое время (в тех случаях, когда ребенок находится в группе неполный день).

Дневной цикл образовательной деятельности рассчитан на 1-1,5 часа (дошкольный возраст): утренний сбор 10-20 минут; работа в центрах 30-60 минут; итоговый сбор 10-20 минут; физкультурное/музыкальное занятие.
Дети раннего возраста включаются в работу индивидуально, по своей инициативе или с помощью взрослого.

Работа строится на основе тесного взаимодействия с семьей и социумом.

Поощряется присутствие родителей в группе, родители принимают участие в планировании и реализации тематических проектов. Воспитатели и родители ведут совместно наблюдение за ребенком.
Высоко ценится использование потенциала всего местного сообщества.

Обучение, ориентированное на ребенка, строится на двух основных принципах:

Дети строят свои собственные знания, опираясь на личный опыт и взаимодействие с окружающим миром.

Воспитатели наилучшим образом способствуют росту и развитию детей, исходя из их интересов, потребностей и способностей.

Воспитатели отвечают за превращение группы в лабораторию, где дети могли бы на практике пробовать себя в разных ролях: исследователей, художников, друзей, ученых. Воспитатели отвечают за организацию материалов, которые призваны стимулировать творческие искания детей, их открытия и решение проблем.

Воспитатели должны с уважением относится к идеям детей и использовать эти идеи для построения учебной программы. Они должны взаимодействовать с детьми в их игре и работе: подавать пример внимательного и отзывчивого отношения к окружающим; фиксировать и оценивать свои наблюдения; использовать свои наблюдения при планировании и для индивидуализации работы с детьми. В обстановке, где детей ориентируют на реализацию собственных интересов, у детей развивается чувство собственной значимости и инициативы.

Воспитатели задают тон и настроение в группе. Они олицетворяют те качества, которые они хотят воспитать у детей, а именно - эмпатию, умение заботиться, энтузиазм и любознательность. При этом они не должны забывать, что от всякой работы дети должны получать удовольствие. Что может доставить воспитателю большее удовольствие, чем радость ребенка, который вместе с воспитателем дурачится, придумывает смешные истории или обсуждает свое новое увлечение. Воспитатели, которым удается передать свой энтузиазм детям, превращают обучение в необыкновенно интересный и жизненно необходимый процесс. Отстраненность и авторитаризм воспитателя, напротив, отпугивают детей и тормозят их любознательность.

В обстановке, ориентированной на ребенка, деятельность инициируется и направляется как детьми, так и воспитателем. Они уравновешивают друг друга, меняясь ролями, по очереди задавая вопросы и отвечая на них. Детей побуждают максимально инициировать собственное обучение. Их творческое самовыражение приветствуется и ценится. Воспитатель, основываясь на интересах и игре детей, предлагает им виды деятельности, которые стимулируют их познавательную деятельность. Предоставляя детям возможность прямого контакта с людьми, материалами и реальным жизненным опытом, воспитатель стимулирует интеллектуальное развитие ребенка.

Тематические игровые центры дают детям возможность самостоятельного выбора материалов и, соответственно, области познания. Различные темы, масштабные задания (проекты) также должны учитывать интересы детей могут быть связаны с определенными центрами. Ни в коем случае нельзя заставлять маленьких детей выполнять задание или изучать тему, которая неинтересна. Интерьер группы должен быть организован таким образом чтобы детям был предоставлен достаточно широкий выбор центров и материалов.

В обстановке, ориентированной на ребенка, дети:

делают выбор;

активно играют;

используют материалы, которым можно найти более чем одно применение;

работают все вместе и заботятся друг о друге;

отвечают за свои поступки.

Подход StepbyStep целенаправленно решает несколько задач. Распорядок дня дает детям чувство спокойствия и гарантию от неожиданностей. Предлагаемые детям материалы соответствуют их уровню развития и не имеют четкого определенного способа использования. Воспитатели и учителя ведут наблюдение за тем, как дети общаются и работают с предоставленными материалами, и делают выводы об их потребностях и уровне знаний/умений. Установленные правила приучают детей к тому, что забота друг о друге является неотъемлемой частью посещения детского сада.

Цель программы StepbyStep состоит в том, чтобы развить у каждого ребенка:

творческое начало, воображение, изобретательность;

способность к критическому мышлению и умение делать самостоятельный выбор;

способность выявлять проблемы и находить их решение;

неравнодушие к проблемам общества, страны, окружающей среды.

Для развития у детей данных способностей программа предусматривает такую организацию ситуации, которая предоставляет детям центральную роль в планировании образовательного процесса . Программа помогает детям выработать свое собственное понимание:

физического мира с помощью таких занятий, как измерение и взвешивание предметов, строительство из кубиков, работа по дереву, игра с песком и водой, блоками и веревками, смешивание красок;

социальной и культурной информации с помощью игр, приготовления! пищи, чтения книг, драматических постановок, участия в общественных мероприятиях;

законов логики и математики с помощью измерения, сопоставления, счета, выявления тождества, выстраивания порядка и последовательности, сортирования и классификации;

письменной и устной речи с помощью чтения, письма, рисования, диктовки, слушания, выражения собственных мыслей.

Поскольку в основе программы лежит теория развития, в центр учебного плана помещен ребенок как единое целое. Занятия проводятся во всех областях развития: физической, социальной, эмоциональной и познавательной. Содержание программы направлено на обеспечение:

физического развития посредством движения, лазания, бросания предметов, вырезания из бумаги, шитья, рисования, письма, самостоятельного одевания;

социального и эмоционального развития в ходе разрешения споров и разногласий, выражения собственных чувств и контролирования порывов, заботы об окружающих и уважения к ним, инициирования деятельности и следования инициативе других, совместного пользования учебными материалами и бережного отношения к ним, коллективной работы;

познавательного развития на основе возможностей самостоятельного разрешения проблем, использования различных предметов для классификации, упорядочения, развития логического мышления, выражения собственных суждений.

Программа StepbyStep основана на теории развития, конструктивистском подходе к обучению и идеях прогрессивного образования. Она стремится обеспечить детям:

достаточное время для изучения окружающей их обстановки;

возможности для обучения через различного рода занятия: приготовление еды, чтение, письмо, строительство кубиков, драматизацию, занятия на свежем воздухе, работу по дереву, игры с песком и водой, занятия искусством, математикой, естественными науками;

укромные и безопасные места, где они могли бы спокойно разбираться в своих чувствах, не бояться совершать ошибки, разрешать конфликты между собой;

возможность самостоятельного выбора занятий, в которых они хотят участвовать;

специальные места, где они могли бы выставлять на всеобщее обозрение свои работы и поделки.

Подходы, применяемые в рамках программы StepbyStep , позволяют гарантировать, что педагоги:

понимают процессы детского развития;

уделяют время наблюдению за детьми во время занятий или игр;

планируют для детей такие цели индивидуального и группового развития, которые отвечают их интересам и потребностям;

создают гибкую и изменяющуюся учебную среду;

уважают детей и внимательно относятся к их идеям;

способствуют тому, чтобы дети самостоятельно разрешали возникающие между ними проблемы и уважали друг друга;

задают детям вопросы, стимулирующие процесс мышления.




















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

I. Пояснительная записка.

1. Актуальность программы.

Проблему развития ребёнка дошкольного возраста трудно переоценить. Очень важно так построить жизнь ребёнка, что – бы он смог максимально использовать возможности этого возраста. Именно поэтому в развитии ребёнка так велика роль людей, которые должны помочь ребёнку гармонично развиваться, создать психический и физический комфорт для успешного роста. Однако чтобы помочь ребёнку в развитии, необходимо знать, в чём его проблема? Где и как нужно оказать помощь.

В последние несколько лет молодые родители всё чаще сталкиваются с термином « Раннее развитие ребёнка». Этой теме посвящено множество методических разработок, научных статей, периодических изданий. Многие из них спорны, некоторые, безусловно, полезны, однако, несмотря на многочисленные дебаты по поводу целесообразности той или иной методики, ни один из оппонентов ещё не высказал мнения о том, что раннее развитие – вещь бесполезная и ненужная. Научно доказано, что мозг ребёнка в возрасте до трёх лет особенно восприимчив к информации, идущий извне, и может усваивать её достаточно в большом объёме. По утверждению специалистов именно в этот возрастной период формируется основа будущего интеллекта. Как уже было сказано, основной деятельностью детей на данном этапе является игра, и задача взрослых – сделать эту игру максимально продуктивной, не ущемляя при этом интересов ребёнка.

2. Научная обоснованность.

Первые годы жизни являются периодом наиболее интенсивного физического, психического и нравственного развития. От того, в каких условиях оно будет протекать, будет зависеть будущее ребёнка.

В первый год жизни ребёнка происходит окончательное формирование первой сигнальной системы; совершенствуются органы чувств, ребёнок учиться видеть, слышать, осязать, различать формы и размеры предметов, ориентироваться в пространстве, правильно координировать свои движения и действия. К концу первого года жизни появляется речь, начинает формироваться вторая сигнальная система.

В течение второго и третьего года жизни происходит интенсивное сенсорное развитие, развитие движений, речи (пассивной и активной), претерпевает значительные изменения ориентировочно – познавательная деятельность.

Педагоги, физиологи, психологи (Н.М. Щелованов, Н.М. Аксарина, Д.Б. Эльконин, Л.С. Выгодский, М.М. Кольцова, Е.И. Радина, Т.Н. Федосеева, Е.И. Тихеева, Э.Г. Пилюгина, С.Н. Теплюк и другие.) открыли огромные потенциальные возможности развития детей. Определили значение периода раннего детства для всего дальнейшего формирования личности ребёнка и выявили ряд специфических возрастных особенностей, которые легли в основу современных программ и новых технологий развития, воспитания детей раннего возраста.

Особое значение этого возраста объясняется тем, что он непосредственно связан с тремя фундаментальными жизненными приобретениями ребёнка: прямохождением, речевым общением и предметной деятельностью. Прямо хождение обеспечивает ребёнку широкую ориентацию в пространстве, постоянный приток необходимой для его развития новой информации. Речевое общение позволяет ребёнку усваивать знания, формировать необходимые умения и навыки и через психолога, человека владеющего ими, быстрее приобщаться к человеческой культуре.

Предметная деятельность непосредственно развивает способности ребёнка, в особенности его ручные движения. Каждый из этих факторов незаменим, а все они вместе взятые, достаточны для разностороннего и полноценного психического и поведенческого развития маленького растущего человека.

Примерно к трём годам память, восприятие, воображение и внимание ребёнка начинает приобретать человеческие свойства. Но главное состоит в том, что в данном возрасте ребёнок овладевает теми умениями, которые существенным образом влияют на его последующее поведенческое, интеллектуальное и личностное развитие. Речь идёт о способности понимать и активно пользоваться языком в общении с людьми.

Развитие познавательных процессов и речи помогает ребёнку ускоренно приобретать знания, усваивать нормы и формы человеческого поведения. Основная трудность в изучении психической жизни маленьких детей заключатся в том, что их жизнь находится в постоянном развитии, и чем младше ребёнок, тем более интенсивно проходит это развитие.

Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребёнка. Этот период важен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, распознания творческих способностей малыша. Детей раннего возраста ёще рано знакомить с сенсорными эталонами, сообщать им систематические знания о свойствах предметов. Однако занятия должны строиться таким образом, чтобы в дальнейшем, уже за порогом раннего детства, дети были способны усваивать сходства и различия свойств предметов.

Исследования Н.М. Щелованова и М.Ю. Кистяковской показывают, чем разнообразнее движения, которые выполняет ребёнок, чем богаче его двигательный опыт, тем больше поступает информации в мозг, что способствует более интенсивному интеллектуальном развитию малыша.

Разнообразные движения, особенно если они связанны с работой рук, оказывают положительное влияние на развитие речи.

Во время ходьбы, лазанья, бега и других движений ребёнок сталкивается с целым рядом предметов, познает их свойства. Малыш учиться ориентироваться в пространстве. Правильно организованная двигательная активность способствует формированию личности ребёнка. У малыша появляются такие важные качества, как самостоятельность, активность, инициативность, формируется смелость и разумная осторожность. Дети приобретают в процессе двигательной деятельности навыки общения со взрослыми и сверстниками, учатся согласовывать свои действиями с требованиями взрослых и с действиями других детей.

Так же исследования учённых показало, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Специалисты института физиологии детей и подростков АПН считают, что формирование речи происходит под влиянием кинестических (двигательных) импульсов, передающихся от рук, а точнее от пальчиков. Чем активнее и точнее движения пальцев у маленького ребёнка, тем быстрее он начинает говорить.

Занятие изобразительной деятельностью не только помогают ребёнку овладеть элементарными приёмами лепки, аппликации и рисования, но и благотворно влияют на общее развитие малыша: пробуждают эмоциональную отзывчивость, воспитывают чувство прекрасного, формируют трудолюбие, развивают мышление, внимание, память, воображение.

В период от 2 до 3 лет ребёнок стремительно овладевает речью. Потешки, песенки и сказки – первые литературные произведения, которые слышит малыш. У детей этого возраста хорошо развито фантазия, они получают яркие впечатления от эмоционально рассказанной сказки. Дети сопереживают настолько активно, что даже чувствуют себя участниками событий, о которых идёт речь в сказке или потешке.

Хотелось отметить, что маленькие дети в силу своих возрастных особенностей не способны сосредотачиваться на одном виде деятельности длительное время. Поэтому занятия с детьми построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим.

Общение с маленьким ребёнком – это всегда радость. Но эта радость зачастую сопряжена с массой проблем и забот, волнений и переживаний. Вырастить здорового и развитого ребёнка можно только

3. Направленность и уровень программы (цель, задачи, категория детей, возраст детей).

Ведущая деятельность в раннем возрасте – предметная.

Ведущая психическая функция – восприятие.

На занятиях родители принимают активное участие. Целью совместного творчества матери и ребёнка является сохранение контакта матери и ребёнка посредством творческой деятельности. А использование творческого процесса становится способом общения двух любящих сердец.

В раннем возрасте развитие малыша, полностью зависит от стараний близких ему людей. Поэтому занятие проводятся совместно с родителями, которые помогают ребёнку в его нелёгком труде. Окружают его вниманием и любовью.

1. Цели:

  1. Преодоление стрессовых состояний у детей в период адаптации к ДОУ.
  2. Создание положительного климата в детском коллективе.
  3. Снятие эмоционального и мышечного напряжения.
  4. Развитие общей и мелкой моторики, координации движений.
  5. Развитие познавательных процессов.
  6. Активизация речевых процессов.
  7. Развитие произвольности поведения, умения подчиняться правилам.
  8. Развитие навыков общения и взаимодействия с взрослыми и сверстниками.
  9. Развитие игровых навыков.

2. Задачи программы:

  • развивать способность ребёнка удерживать зрительное и слуховое внимание; – развивать целенаправленное восприятие;
  • обогащать сенсорный опыт;
  • совершенствовать зрительную активность;

Курс рассчитан для детей 2-3 лет. Возрастные ограничения не являются жёсткими. Можно ориентироваться на актуальный уровень развития детей. Для детей раннего возраста и детей, отстающих в развитии, возрастные диапазоны могут быть сдвинуты в ту или иную сторону. Количество детей в группе от 1 до 10 человек.

4. Показания и противопоказания к применению.

  1. Поводом для зачисления ребёнка в группу служат: рекомендации врача, заключение психолога (по результатом диагностики). Наблюдения и отзывы воспитателя, пожелания родителей.
  2. Программа противопоказана детям с наличием психических заболеваний.

Общая структура занятий:

  1. Вводная часть:
    • ритуал приветствия;
    • двигательная гимнастика;
  2. Основная часть:
    • развитие познавательных процессов;
    • развитие речи;
    • свободная игра;
  3. Заключительная часть:
    • ритуал прощания;

I. Вводная часть:

  • ритуал приветствия: организация детей к занятию (5 минут);
  • двигательная гимнастика: направлена на развитие общей моторики и координации движения (7 минут);

Перерыв – (2 минуты)

II. Основная часть:

  • развитие познавательных процессов: памяти, мышления, внимания, мелкой моторики рук (6 минут)

Перерыв – (2 минуты)

  • развитие речи: дети учат стихи, речёвки, потешки (4 минуты);

Перерыв – (2 минуты)

  • свободная игра: приносит удовольствие, поднимает настроение, стимулирует интерес к окружающему миру, учит общаться со сверстниками (29 минут);

III. Заключительная часть:

  • ритуал прощания: дети прощаются со всеми до следующего занятия (3 минута);

Занятие длится один час и делится на несколько временных этапов. Время строго соблюдается.

6. Сроки реализации.

Курс состоит из 60 занятий. Продолжительность занятий 9 месяцев (учебный год).

7. Количество занятий в неделю.

Занятие проходят 2 раза в неделю, в первой половине дня.

8. Условия реализации.

Занятия проводятся в помещении, согласно требованием санитарно – гигиенических норм и правил.

Комната для проведения занятий должна быть оборудована следующим образом, недолжно быть лишней мебели, игрушек. Комната должна быть просторной, желательно с ковром на полу для проведения двигательных техник.

А так же необходим:

  • магнитофон
  • альбом
  • цветная бумага
  • цветной картон
  • белый картон
  • цветные карандаши
  • цветная гуашь
  • пластилин
  • посуда одноразовая
  • бубны
  • обручи
  • воздушные шары
  • мыльные пузыри
  • трубочки
  • крупа
  • макароны
  • пуговицы
  • клизма детская
  • шнурки
  • молния
  • мозаика
  • игрушки

9. Способы взаимодействия специалистов (для комплексных программ).

Для успешной реализации программы возможно взаимодействие со следующими специалистами:

  • психологом
  • врачом психоневрологом
  • воспитателями ДОУ

II. Методы и средства оценки эффективности (результативности) программы.

Основные методы оценки уровня развития ребёнка:

Диагностика:

  • анкета для родителей «Мой малыш»;
  • наблюдение за детьми (Дневник развития ребёнка).

Развивающий эффект данного курса занятий проявляется прежде всего в интересе детей к разным видам упражнений. Дети становятся более активными и уверенными в своих возможностях, также происходит развитие психофизиологических процессов, навыков общения и речевой деятельности. Занятие стимулирует развитие коммуникативных навыков, что способствуют развитию активного и пассивного словаря.

По результатам проведённых занятий, со слов родителей у детей происходит более лёгкий процесс адаптации в дошкольном учреждении, они отличаются глубиной восприятия окружающего мира и быстротой ориентировки в нём.

III. Основные требования (формируется в зависимости от направленности программы).

Занятия должны проводится только совместно с родителями. Это определяется необходимостью точного выполнения движений у детей. В противном случае результат не будет достигнут.

Результат реализации программы приводит к уровню сформированности навыков, ключевых социальных компетенций, социальной адаптации, успешной адаптации (интеграции) в социум как результату реализации программы.

Программа может быть использована как для групповых, так и для индивидуальных занятий.

Сегодня, в соответствии с законом РФ «Об образовании», дошкольные учреждения имеют право выбора программы в соответствии со своими нуждами. Такой подход важен возможностью найти индивидуальный подход к каждому воспитаннику, а также свободой выбора методов обучения для педагогов, которые в свою очередь должны способствовать формированию у воспитанников дошкольных учреждений определённого набора умений, знаний и навыков.

Закон «Об образовании» также подразумевает, что каждое дошкольное учреждение может выбирать любую методику обучения из представленных и даже самостоятельно разработать свою собственную с учётом примерной основной программы дошкольного образования.

При выборе педагоги должны учитывать конституционные права детей, гуманистический характер образовательного процесса и способствовать развитию их индивидуальности.

Министерство образование составило реестр программ, рекомендованных к использованию в детских образовательных учреждениях. Программы, входящие в него, ориентированы на следующие аспекты развития ребенка:

  • Развитие ребенка как индивида;
  • Ориентированность на семейные ценности;
  • Создание комфортных эмоциональных условий для воспитанников детских дошкольных учреждений;
  • Соответствие положения конвенции о правах ребенка.

Виды программ

Существует две разновидности учебных программ для дошкольников:

  • Комплексные;
  • Парциальные.

Комплексные программы подразумевают следование единой педагогической концепции и охватывают все направления развития ребенка - от физического, до освоения таких специфических видов деятельности , как игровая или музыкальная. Стоит отметить, что понятия «комплексная образовательная программа» и «основная программа» тождественны.

Парциальными называются специализированные программы для дошкольников, подразумевающие развитие одного направления деятельности, а также предназначенные для воспитанников с различными отклонениями - например, с тяжелыми нарушениями речи.

Необходимо учитывать, что комплексное развитие детей дошкольного возраста осуществляется не только за счёт применения основных программ, но и путём подбора парциальных, дополняющих основные. Наибольшее распространение в детских образовательных учреждения получили следующие одобренные в рамках стандарта программы: основная программа «Развитие» под редакцией О. Дьяченко, «Детство» под редакцией В. Логиновой и Т. Бабаевой, «Истоки» под редакцией М. Лазутовой, «Радуга» под редакцией Е. Соловьевой и другие.

Программа «Развитие»

Одной из наиболее используемых учреждениях является основная образовательная программа «Развитие» под редакцией О. Дьяченко, рекомендованная Министерством образования РФ. Её основной целью является развитие умственных способностей детей в возрасте до 7 лет., которая достигается через развивающее обучение без выделения конкретных задач воспитания и социализации воспитанников.

Анализ методики показывает, что она ориентирована на специфическое дошкольное обучение и воспитание, подразумевающее путь эмпирического познания мира ребёнком. Также не предусмотрен уклон в ускорение развития детей для более раннего освоения школьных программ, а вместо него автор предлагает обобщение опыта и его фиксация в сознании ребенка.

В соответствии с данной методикой воспитателю предлагается разработка собственных проектов занятий в свободной форме, выбор которой должен быть обусловлен условиями конкретной группы воспитанников. Занятие проходит в следующем ключе: воспитателем моделируется проблемная ситуация, из которой детям предлагается найти выход при активном участии педагога, однако предполагается, что занятие не ведётся в жёсткой форме, а имеет различные содержания и задачи. Благодаря такому способу ведения занятий, у них развиваются навыки сотрудничества как между собой, так и со взрослыми.

Существует также ориентированный на одарённых детей вариант программы «Развитие», который называется «Одарённый ребёнок». Он предназначен для старших и подготовительных групп и имеет следующие методологические особенности:

  • Более широкий диапазон моделируемых отношений между детьми;
  • Включение моделирования обобщённых ситуаций;
  • Абстрактные модели отношений и ситуаций.

В процессе обучения упор делается на диалог между ребенком и воспитателем, а также становление активной позиции и личного роста ребенка.

Программа «Детство»

Основная образовательная программа «Детство» под редакцией В. Логиновой и Т. Бабаевой состоит из трёх частей, разделённых по возрастам: младшему, среднему и старшему дошкольному возрасту. В основе её автор заложил принцип обеспечения здорового образа жизни ребенка, его социализации и индивидуализации личности.

Анализ показал, что «Детство» имеет гуманистическую направленность, которая выражается в концентрации на человеке - представление его как творца предметного мира и хранителя мира природного. Индивидуализация личности в рамках данной методики осуществляется посредством осознания ребенком собственных потребностей и возможностей.

«Детство» во многом схоже с традиционной методикой, используемой в российских учреждениях, однако есть и существенные различия. Прежде всего, автор методики отказывается от форсирования развития ребенка для подготовки к школе, а ориентирован на получения им навыков в посильных видах деятельности. Таким образом, обеспечивается целостное развитие детей и их комфортное эмоциональное состояние.

Педагогический процесс в рамках данной концепции основан на организации педагогом различных видов деятельности детей: от наблюдения до моделирования проблемных ситуаций. Форма проведения занятий является, как правило, традиционной, однако их количество и продолжительность не имеют строгих рамок и целиком зависят от педагога, который определяет рамки в зависимости от поставленной задачи.

Одной из основных задач педагога в рамках данной концепции является формирование у ребенка творческой активности путём вовлечения его в различные виды содержательной деятельности, естественных для данного возраста, основным из которых является игра.