Поведение православной женщины по отношению к мужчине. Любовь и отношения с точки зрения православия. Иметь активную жизненную позицию

прот. В. Харинов

Один из прочно укоренившихся в современном светском обществе мифов -миф об угнетенном положении женщины в православии. Влияние развернутой масс-медиа пропаганды равенства между полами и популяризации феминизма настолько сильно, что нередко людям и в особенности женщинам, вступившим на путь воцерковления, сложно от него избавиться.

И зачастую только стремление жить по Евангельским заповедям, общение с православными людьми и опытный духовный наставник способны развеять эти сомнения. О том, какова на самом деле роль женщины в Православии, в чем суть женского церковного служения, а также о Таинстве Брака и истинной любви между мужчиной и женщиной мы беседуем с настоятелем храмов иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» (г. Санкт-Петербург) и Успения Божией Матери (с. Лезье-Сологубовка) протоиереем Вячеславом Хариновым.

Отец Вячеслав, в чем, по Вашему мнению, заключается особая роль женщины в Церкви?

Для того чтобы говорить о женской роли в Церкви, надо понять, чем обусловлена необходимость женского участия в церковной жизни. А для этого достаточно вспомнить, что – Царство Божие на земле, которое, несмотря на присутствие в нем человеческих слабостей и немощей, в целом является богочеловеческим организмом и у каждого человека, каждого члена этого организма есть свое место. Таким образом, необходимость служения женщины в Церкви объективно обусловлена: ненужности женщины здесь просто не может быть. Что касается особого женского служения Церкви, то оно естественным образом отличается от служения мужского, точно так же, как отличаются наши обязанности, привычки и строение в миру. Вершина женского служения в Церкви - это женское монашество. При этом нельзя сказать, что монахиня существует всегда на заднем плане, связана бесконечными послушаниями, безмолвна и забита. Напротив, отношение к монахиням внутри Церкви очень трогательное, почтительное и нежное. Более того, у них, также как и у священников, испрашивают благословения, и также лобызают им руку, что, безусловно, является иллюстрацией равенства. Вообще, аспект равенства между мужчиной и женщиной в христианстве очень часто остается недооцененным. Те, кто утверждают, что в христианстве женщина - это забитое существо, просто не знают истории и не представляют, в каком положении женщина была до христианства, которое на самом деле раскрыло женщину, сделало ее равной мужчине. Ведь сознание античного человека в отношении женщины было исключительно потребительским - как, собственно, и то отношение, что насаждается теперь.
А сегодня без женщин-педагогов, без тех, кто помогает убирать в храме и стоит в свечных лавках мы просто не справились бы. Наверное, только женщина с ее особым душевным устроением, с ее уникальным умением быть матерью для всех может заниматься всей этой непростой работой с любовью и радением. А певчие и регенты? Это ведь своего рода золотой фонд Церкви. Приходящие в храмы с регентского отделения девушки - это не просто музыкально грамотные и умеющие дирижировать профессионалы - они становятся хранителями вековых традиций веры и культуры, они прошли курс богословских наук и сдавали богословские дисциплины наравне с семинаристами. Исходя из собственного опыта, могу сказать, что если в храме не будет грамотного регента, то самый талантливый священник не сможет выстроить службу с должным благолепием и наполнением. В общем, женщина - это, можно сказать, лицо Церкви и одновременно огромное благо для церкви. Но это благо оборачивается огромным Злом, если в женщине нет любви, тепла и гостеприимства. Такие женщины способны отвращать от Церкви даже в большей степени, чем любые богословские ошибки в проповеди священника. Поэтому на женщине лежит очень большая ответственность, ведь, к сожалению, духовенство нередко малодоступно в силу разных причин: люди приходят в храм, а священник или на требах, или занимается бумажными делами, или посещает различные инстанции.. А в храме остается женщина. И если она вдруг не оказывается той самой гостеприимной матерью, если она сварлива, чванлива или недружелюбна, то очень часто это отталкивает людей.

Вы говорите, что христианство возвысило женщину, но почему же тогда в церковной литературе, особенно древней, множество негативных высказываний о женщине как о «вместилище греха и скверны»?
Такие характеристики женщин ни в коем случае не являются дискриминационным моментом, и рассматривать их надо в контексте времени, в контексте эпохи. Здесь надо, прежде всего, понимать, кому адресованы эти высказывания. Как правило, их адресатами являлись монашествующие и преимущественно молодые люди. И речь здесь идет о женщинах вульгарного поведения, а не о благочестивых христианках и любящих Матерях. Для того чтобы это понять, достаточно привести несколько примеров: мать святого Августина – Моника, сделала все, чтобы ее сын стал тем, кем он стал. То же самое можно сказать о святых Марии и Василиссе, матерях преподобных Сергия Радонежского и , благочестивой Феодосии, воспитавшей трех (!) святых - своих племянников Амфилохия и Григория Назианзина и сироту Олимпиаду… Святители и долгое время откладывали свое служение в Церкви именно из-за сыновней любви и необходимости заботы о матерях. Те же, будучи сами святой жизни, взрастили и святых сыновей! Вспомним просиявших вместе с мужьями Марию Владимирскую, Ирину Муромскую, Зою Атталийскую. Святые Мария Вифанская, Иулиания Птолемаидская, Евпраксия Московская были сестрами святых братьев. Равноапостольные Елена, Нина и Ольга расположили к принятию христианства очень жестких и грозных властителей Константина, Тиридата и Владимира, что повлияло на ход мировой истории…
Что же касается женщин вульгарного поведения, то тут надо учитывать феноменальную особенность женской природы, которая заключается в том, что женщина, в известном смысле, существо более тонко организованное, чем мужчина, и нравственные претензии к женщине заведомо выше. Именно через женщину мы приобщаемся к любви - любви нас первыми учат наши матери, да и вся вселенная для нас в младенческом возрасте - это лицо мамы. По этой причине всякая вульгарность женщины воспринимается гораздо болезненнее, чем вульгарность мужская. Если женщина выпивает и теряет контроль над собой, то противоестественность ее поведения воспринимается намного острее, чем это бывает в аналогичном случае с мужчиной, и это происходит потому, что во всех нас заложен образ женщины как высоконравственного существа. Таким образом, самая благочестивая, самая внешне благообразная женщина, теряющая контроль над собой, становится просто ужасающей. Возможно, отчасти это результат слабости и высокой эмоциональной восприимчивости женщины, пользуясь которой демонические силы, желающие манипулировать, прежде всего, человеческой душой, набрасываются на женщину, как на легко доступное и при этом наиболее нравственное и высокоорганизованное существо. Женщина - лакомый кусочек для сил зла еще и потому, что в нее заложено очень тонкое богоподобие - ведь материнский инстинкт и врожденная потребность давать жизнь это ничто иное, как ближайший аналог отцовства, которое неотделимо от Бога, как Отца, дающего жизнь всем нам. Таким образом, поражая женщину, силы зла бьют прямо в корень жизни - в будущих детей и потомков.

Женщина - олицетворение любви, а земная любовь в своем высочайшем проявлении может существовать лишь в брачном союзе. В чем смысл Таинства Брака и почему светлая, чистая и горячая любовь считается греховной, если она не освящена церковью?
Дело в том, что симпатии или привязанности, то есть любовь не в высшей ее форме возможна и в обычной жизни. Но форма всегда соответствует содержанию - нельзя в малый сосуд влить много, и поэтому Таинство Брака - это возможность сделать форму максимально большой. Те, кто пытается вливать в малую форму несуществующего брака брачные отношения, неизменно терпят фиаско, и объясняется это просто: всегда надо быть честными перед Богом, перед людьми и друг перед другом, в противном случае любое дело обречено на неудачу. В брачных отношениях вне брака обязательно присутствует момент некоей недоговоренности, условности и, как следствие, бесформенности, которая при очень высоком содержании брачных отношений неизменно приводит к глупостям и диссонансам. В таких отношениях каждый из партнеров неизменно «тянет одеяло на себя», тогда как истинная супружеская любовь подразумевает соразделение всех даров, которые могут иметь мужчина и женщина.

А с чего начинается истинная любовь между мужчиной и женщиной, любовь, ведущая к совершению Таинства Брака?
Она начинается с попытки установить дружбу. Ведь именно дружба характеризует высший союз человека и Бога. Недаром Авраам стал другом Божиим и говорил Господь с Моисеем лицом к лицу, как бы говорил кто с другом своим (). А, обращаясь к своим ученикам, Христос сказал: Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам (). Точно так же и для двух людей - все начинается с попытки дружеского сближения. Вне этого, руководствуясь голым расчетом, пламенной страстью или чем угодно еще, истинной любви не найти - всегда за поворотом будет маячить призрак очередной соблазнительной приманки, уводящий человека все дальше в царство греха. Кстати в этом вопросе, как и в большинстве других, оппонирует миру, поскольку мир всегда говорил и будет говорить о невозможности дружбы между мужчиной и женщиной. А Церковь наоборот призывает к этой дружбе и говорит о ней, как об основном условии счастливого брака. Более того, если эти дружеские отношения не установлены и не развиваются, то брак будет или формальным, или несчастным.
В дружбе между мужчиной и женщиной всегда есть элемент союзничества и взаимопомощи Адама и Евы, ведь если люди не становятся друзьями, а значит союзниками, соработниками и помощниками друг другу, то тогда все рассыпается. При этом очень важно правильно воспринимать и оценивать нашу разность, неодинаковость и несхожесть. Надо понимать, что именно за счет этой несхожести брачный союз становится формой неуничтожимой жизни. Именно в этой инаковости залог выживаемости семьи и непотопляемости семейного корабля. И надо уметь увидеть эту разность, полюбить ее и, сталкиваясь с другой логикой, другими подходами и иной точкой зрения супруга, понимать, что в этом и есть смысл Божиего замысла о нас, залог нашей всесторонней защиты. Проблема многих современных семей в том, что в супруге люди пытаются обнаружить свое второе «я», найти какую-то кальку с себя и это, по меньшей мере, наивно и ведет к пагубным последствиям, поскольку Бог создал нас разными.

Можно ли сказать, что влюбленность, для замужней женщины это грех?
На самом деле влюбчивость или влюбленность, не переросшая в греховную блудную страсть - это то, от чего ни один человек не застрахован всю свою жизнь. Нам всем свойственно очаровываться личностью другого человека. В умении искренне любоваться окружающим нас людьми ничего греховного нет, - это даже замечательно, поскольку через это мы открываем Бога. Но если это очарование человек принимает за любовь, то, перефразируя поэта, «жребий его страшен, а дом - непрочен». И при этом очень важно осознавать, что каким бы замечательным ни был мужчина - высоким, стройным, умным, образованным, богатым - никогда нет гарантии, что через день, час или даже через пять минут вы не встретите другого чуть-чуть более высокого, более физически развитого, более умного, более богатого, красивого и обаятельного… Никогда нельзя забывать, что путь страсти и поверхностной любовной утехи, приносящий мимолетное ощущение новых побед, - это всегда путь вниз, путь к деградации, путь к потере себя, путь, который немедленно возьмут под контроль демонические силы, очень неохотно расстающиеся со своими жертвами.

Отец Вячеслав, какое напутствие Вы бы дали женщине, уверенной, что она встретила любовь своей жизни и собирающейся выходить замуж?
Я бы пожелал ей почувствовать себя Евой, обретшей Адама, как недостающую часть самой себя. Быть уверенной, что нет на всей Земле другого Адама, кроме данного ей Богом. Бояться потерять того, кто наполняет жизнь смыслом и водительством, подобно тому, как Христос ведет и животворит Церковь. Забыть страшное и безбожное слово - развод. Знать, что семейное счастье зиждется на родительских молитвах и благословении. Благодарить Того, Кто даровал каждому из нас радости дружбы, любви, творчества и познания. Быть готовой оправдать имя, нареченное ей на заре человеческой истории, - дающая Жизнь.

c отцом Вячеславом
беседовал Иван Михайлов

В канун праздника на вопросы читателей «АиФ» о взаимоотношениях мужчины и женщины, а также о воспитании детей ответил руководитель Координационного центра по работе с детьми, оставшимися без попечения родителей, отдела по церковной благотворительности и социальному служению Санкт-Петербургской епархии, иерей Феодосий Амбарцумов.

Дар Божий

Как отличить настоящую любовь от влюблённости? Понять, что эта девушка - действительно твоя вторая половинка?

Илья, 23 года, Тосно

Есть притча о том, как к старцу пришёл юноша за советом: не могу, говорит, сделать выбор - жениться мне или уйти в монастырь. На что мудрец ему ответил - иди и живи дальше, как жил. Потому что ни к первому, ни ко второму ты ещё не готов. Так и здесь - если мужчина, встретивший достойную, как ему кажется, женщину, всё-таки задаётся вопросом, правильный ли выбор он делает, это означает, что в душе его есть место сомнению. Получается, он плохо знает самого себя, и заранее опасается, что эти чувства могут быть ненастоящими и недолговечными.

Конечно, можно дать какие-то советы, назвать ряд критериев, как оценить, любовь ли это. Например, готов ли ты жертвовать ради этого человека своим временем, интересами, испытывая при этом радость и удовольствие. Но, поверьте, когда придёт настоящая любовь, которая есть не что иное как дар Божий, эти тесты не понадобятся, и все вопросы отпадут сами собой. Поэтому слушайте своё сердце.

Идеальная картинка

Грешно ли выходить замуж без любви? Я встретила хорошего, достойного мужчину, но влюблённости к нему не испытываю, только дружеские тёплые чувства...

Н. Колесниченко, Петербург

Это решение вы должны принять самостоятельно, честно ответив себе на вопросы: а готова ли я всю свою жизнь посвятить этому человеку? Способна ли честно и ответственно исполнять супружеский долг, даже не испытывая горячих чувств? Смогу ли сохранить брак, если позже мне встретится человек, который взорвёт моё сердце горячей любовью? Если да, то никто не может вас осудить. Даже сам Бог не ограничивает свободу выбора человека.

Но я предлагаю взглянуть на данную ситуацию и с другой стороны. Вы пишете, что испытываете к этому мужчине тёплые чувства. А вдруг конкретно для вас это и есть любовь? Люди часто примеряют на себя чужие ситуации. Насмотревшись романтических фильмов и наслушавшись рассказов подруг, рисуют в голове идеальную картинку. А если сформированное вами представление о том, каким должно быть переживание настоящей любви, вам в принципе не свойственно? И именно этот мужчина - ваша судьба? Поэтому ни в коем случае не идите на поводу окружающих и их советов. Только вы сами можете решить, как правильно поступить.

Соцсети - не грех

Дочь никак не может выйти замуж. Осуждает ли Церковь поиск супруга через сайты знакомств, брачные агентства и т. п.?

Е. Головина, Стрельна

Церковь осуждает грех. Поэтому если с помощью сайтов знакомств ваша дочь действительно ищет мужа, ничего вредного здесь нет. И относиться к этому надо лишь как к одной из возможностей найти вторую половинку. И совсем другое дело, когда Интернет используется для поиска разовых встреч и удовлетворения страстей.

Штамп в паспорте

Можно ли венчаться без регистрации брака в загсе?

А. Потёмкин, Петербург

Отвечу вопросом на вопрос - а зачем? Если для вас это настолько ответственный шаг, что вы готовы засвидетельствовать его перед Богом, то что вам мешает открыться перед людьми? К сожалению, некоторые относятся к венчанию как к чему-то легковесному, поэтому, будучи неуверенными в своих чувствах и долговечности заключаемого брака, хотят уйти от ответственности и избежать регистрации в загсе. Это в корне неверно.

Поэтому церковь допускает в исключительных случаях изменить последовательность действий, то есть сначала совершить таинство венчания и после поставить «штамп в паспорте». Однако это не означает, что можно вовсе обойтись без него.

Если страсть прошла…

С женой давно живём как соседи по квартире. Ни страсти, ни общих интересов не осталось. Дети взрослые, у них своя жизнь. Насколько серьёзным будет грех, если я разведусь?

Г. Гронский, Петербург

- В Евангелии говорится, что развод допустителен только если в браке имел место факт прелюбодеяния. А то, о чём говорит читатель, я могу сравнить вот с какой ситуацией. Представьте, что в молодости человек начал возводить дом. Вкладывал в строительство силы, время, энергию. Любовь. Но постепенно что-то пошло не так. Начало ветшать, ломаться. А человек вместо того чтобы починить и исправить, махнул рукой. И постепенно дом пришёл в полную негодность и запустение. Так и здесь - вы не пытались наладить расшатавшиеся отношения, позволили им тихо разрушаться, а сейчас по сути хотите перечеркнуть десятки лет собственной жизни. Неужели самому не жалко? И может всё-таки стоит попробовать спасти семейный очаг, предпочтя бурному пламени тихий свет?

Ошибочно также считать, что на взрослых детях никак не отразится ваш поступок. Как показывает практика, они очень часто повторяют путь своих родителей. Потому что никакие слова не работают в воспитательном плане лучше, чем собственный пример.

Право выбора?

Крестить ребенка лучше в младенчестве. Фото: www.globallookpress.com

Когда следует крестить ребёнка? Обязательно ли это делать во младенчестве или лучше дать ему возможность выбора в сознательном возрасте?

О. Орлов, Сестрорецк

Оставить своего ребёнка некрещёным до взрослого возраста - это всё равно что сказать: давайте пока его кормить только кашей, а вырастет и сам будет решать, чем ему питаться.

Крещение - это дверь в Церковь. И люди верующие хотят, чтобы их чадо участвовало в её жизни с первых своих дней. Поэтому правильнее крестить ребёнка в младенчестве.

Отношение к такому прекрасному чувству, как любовь, в православном мире в корне отличается от общепринятого.

Любовь в православии – это особое состояние души, которое достигается упорным трудном и мало имеющим общего с голливудскими влюблённостями, героизмом и пламенным влечением.

Вот что о ней пишут различные святые и учит сама церковь.

Что такое любовь к ближнему

Известно, что Христос, помимо 10 иудейских заповедей, данных Моисею на Синае, создал ещё одну, объединившую их все воедино – «Да любите друг друга». Исходя из этого правила, гораздо легче исполнять остальные заповеди.

Ведь, если действительно любишь человека, то не будешь его завидовать, говорить на него клевету, воровать у него и тем более убивать. Не будешь и изменять близкому человеку, если сила любви сильна.

Отношение христианства к любви к ближнему записано в одной фразе: «полюби ближнего человека так же, как и себя, благослови тех, кто тебя проклинает и обижает».

То есть, истинно духовный человек будет прощать близких людей за любые поступки, хотя в современном мире очень сложно даже просто не делать гадости в ответ, не говоря уже о подарках и добрых поступках для тех, кто не желает вам добра.

Любовь в христианстве подразумевает жертвенность, доброту и даже готовность пожертвовать собственной жизнью ради благополучия и счастья близких людей.

Евангелие о любви

Евангелие о любви не упоминает практически никак. В нём описаны библейские события, всё, что происходило с Христом, как встречали его ученики, какие чудеса и знамения сопровождали время пребывания Христа на земле.

В Евангелие описана общая мудрость, жизненные притчи, которые были понятны, как образованному человеку того времени, так и обычному крестьянину.

Высказывания святых отцов о семье

Церковное учение повествует о том, что семья – это малое подобие церкви, главой которой является Христос. Считается, что главным человеком в семье является мужчина, а женщина просто следит за домом, занимается рождением и воспитанием детей и делает то, что ей приказывает муж.

Это высказывание не совсем вяжется с современными реалиями, в которых домашний тиран и алкоголик пытается не только поучать жену, но и заниматься воспитанием детей. Ведь к мужу церковь предъявляет довольно строгие требования – он должен обязательно быть верующим человеком, сам держать себя в строгости и – главное, — с любовью относиться к своим близким.

Если любовь исчезает, а муж не следует христианским заповедям, считая хозяином семьи только себя самого и исключая Бога, он легко превращается в домашнего тирана, с которым и дел никаких иметь не стоит.

Жена, по мнению церкви, должна любить мужа, ценить его отношение к семье и делать всё, чтобы в доме было уютно, тепло и приятно. Выходя замуж, она должна понимать, что берёт ответственность не только за себя перед Богом, но и за мужа, благополучие своих детей, атмосферу, в которой они вырастут. Она должна беречь семейное счастье и делать всё, чтобы дети и муж были благополучными и счастливыми людьми.

Возьмите на заметку: высказывания святых отцов о любви можно прочесть в книгах Марка Подвижника, Ефрема Сирина и Симеона Богослова.

Любовь от бога между мужчиной и женщиной

Под этим видом любви церковь понимает ответственное отношение друг перед другом и готовность пожениться, вместе воспитывать детей и вести хозяйство. В церкви любовь считается очень прагматичным и приземлённым отношением, скорее, единым соглашением, чем страстной влюблённостью и чувственностью, однако жизнь эту истину часто опровергает.

По мнению священников, если любовь от Бога, то в паре будут гармоничные и добрые отношения, не будет постоянных ссор и взаимных обид. Мужчина будет с трепетом и уважением относиться к своей половинке, будет понимать ответственность за свои поступки, а женщине придется подумать прежде, чем соглашаться на его предложение.

При этом церковь призывает к отказу от интимных отношений до брака и отрицательно относится к любым внебрачным сексуальным отношениям.

Подробно о любви и влюблённости, любовной зависимости можно подробно прочесть в книге протоирея Андрея Лоргуса «Любовь, влюблённость, зависимость».

Разумное отношение к разводу и сложным моментам в браке раскрывают священники Дмитрий Беженарь, протиерей Артемий Владимиров и Дмитрий Смирнов.

Что такое духовная любовь

Это любовь, в которой присутствует Бог. Описать словами это чувство невозможно, его могут только прочувствовать те, кто следует христианским заповедям.

Прежде всего, это любовь без эгоизма, желания получить что-то своё, в том числе и выгоду, личные цели. Обычно конфликты выявляются в те моменты, когда нужно в чём-то уступить и чем-то пожертвовать.

Человек, который по-настоящему любит духовной любовью, ради близкого человека готов пожертвовать собственным благополучием, однако всегда распознаёт, когда нечестные люди пытаются этим воспользоваться и меняет своё поведение.

Влюблённость более эгоистична – обычно в ней человек любит то, что ему приятно, но редко способен пожертвовать ради неё собственным благополучием и покоем.

Духовная любовь не только берёт, но и даёт. При этом человек может любить безответно, но не страдать от этого, зная, что он не достоин человека, которого любит. В земной любви человек в аналогичной ситуации будет добиваться ответа, обижаться или даже мстить за свои обиды.

Любовь к себе в православии

О ней православие не распространяется. Считается, что изначально человек рождается с животной любовью к себе, однако на практике это не так.

Проявления отсутствия любви к себе такие как нанесение вреда своему здоровью, самоубийство, уныние церковь всегда осуждает и относится к ним отрицательно. Более того, церковью запрещено подавать записки за самоубийц – молиться о них можно только дома.

Отрицательно церковь относится и к таким вещам, как пьянство, наркомания и любые другие разрушительные формы поведения, но больший акцент церковь делает на любовь к ближнему, потому что следовать на практике ей сложнее, чем в жизни.

Осуждение, ложь, воровство, клевета, наглость, убийство, зависть считаются тяжёлыми грехами, которые являются отсутствием любви к близким людям.

Отношения мужа и жены в православии

Муж должен беречь и заботиться о супруге, не совершать тяжких грехов и принимать участие в воспитании детей. Жена должна следовать указаниям мужа при условии, если они не противоречат учению церкви – например, не будет считаться грехом, если жена откажет супругу, если он попросит её сходить за бутылкой или пить вместе с ним.

Более того, с непутёвым супругом или супругой можно развестись, особенно в случае измены, пьянства или обмана. Однако третий и четвёртый брак не признаётся церковью и не освещается в храме.

Главной целью семьи в православии является деторождение. Считается, что детей должно быть столько, сколько Бог даст. Однако предохранение без использования противозачаточных средств, например, прерванный половой акт, не считается грехом, если по каким-то причинам супруги не могут завести ребёнка.

Церковь отрицательно относится к абортам и призывает рожать детей, если только нет серьёзных противопоказаний здоровью матери (например, внематочная беременность, выносить ребёнка при которой невозможно).

Как полюбить людей православие

Для этого нужно стараться понять их и не осуждать, если это возможно.

Церковь осуждает грехи, но не людей и всегда даёт возможность покаяться.

Бывали случаи, когда даже бандиты и злодеи становились настолько верующими, что полностью меняли свой образ жизни. Поэтому нужно научиться прощать людей, не завидовать им и научиться понимать и принимать их слабости.

Святые отцы о влюбленности

Об этом чувстве святые отцы мало высказываются. Понятия «влюблённость» в православии не существует – там есть или законный брак ил внебрачные связи, которые называются такими словами, как «блуд», «прелюбодеяние».

Современные священники советуют молодым людям сохранять до вступления в брак целомудрие и советуют заводить дружеские отношения. Это поможет проверить чувства и понять, стоит ли углублять отношения или нет.

А если влюблённость бесконтрольна и перерастает в зависимость, святые отцы считают, что страсть нужно или побороть, или пожениться с близким человеком, если он не женат. Отношения с женатыми мужчинами и замужними женщинами церковь осуждает, как и пробные гражданские браки, считая их греховными.

Мироздание иерархично; отношения между разумными Божьими творениями тоже иерархичны. Взрослый поставлен над ребенком, священник – над мирянином, Епископ – над священником, муж – над женой, ангелы – над людьми, Христос – над всеми.

Этот тезис может вызвать как горячее одобрение, так и не менее горячее негодование – причем и то и другое часто связано с непониманием, о чем идет речь.

Мы, как и все жители сколько-нибудь развитых стран, живем в мире, настаивающем на равенстве – то есть какие-то иерархии, конечно, неизбежны, и в любой корпорации есть разные уровни руководства, но они (теоретически) являются ситуативными – хорошо работайте, и вы займете место начальника. Это игра, в которую вы теоретически можете выиграть.

Идея же органической, врожденной, встроенной в саму природу вещей иерархии вызывает негодование – и этому есть серьезные причины.

В падшем мире иерархия – это иерархия эксплуатации и подавления.

Вышестоящие склонны обращаться с нижестоящими крайне дурно. Помещик мог быть добрым и справедливым человеком, который проявлял искреннюю заботу о крестьянах. Но обычно это было не так – неравенство приводило к самым отвратительным злоупотреблениям.

Сильные склонны подавлять и эксплуатировать бессильных, богатые – бедных, представители доминирующих этнических и социальных групп – тех, кому с происхождением повезло меньше. При этом притеснители охотно ссылаются на порядок, установленный Богом (в светском варианте – природой), как будто подавление, эксплуатация, и пренебрежение к человеческому достоинству других – есть нечто, имеющее высочайшее происхождение и оправдание.

Общее место в марксистских и нападках на религию – то, что религия используется для оправдания эксплуатации и несправедливости. Привлекательность этих нападок для многих людей обусловлена тем, что они отчасти верны – религия может так использоваться. Есть люди, которые используют ее именно так. Есть люди, которые именно так используют науку, и вообще все что угодно – таково уж проявление первородного греха, человек использует все, до чего дотянется, для того, чтобы угнетать своего ближнего.

Легко отмахнуться от бесконечной горечи и гнева, который составляет основной эмоциональный фон феминизма – мол, не встретился бедной женщине достойный мужчина, такие у нее личные проблемы – но это никак не снимает совершенно реальной проблемы.

Обращение мужчин – мужей, прежде всего – с женщинами отмечено тяжким грехом. Грехом, который в православной среде ищет себе оправдания в том, что Библия, несомненно, видит семью как иерархию – «жене глава – муж» ().

А с мирской точки зрения, тезис «я поставлен иерархически главой» воспринимается как «у меня есть Богом данное право подавлять и эксплуатировать тебя».

Человек с радостью вцепляется в любую возможность приискать авторитетное обоснование своим грехам.

Норвежский душепопечитель Эдин Ловас в своей замечательной книге «Люди Власти: Властолюбие и Церковь» рассматривает это явление на примерах из знакомой ему протестантской среды:

«Вопрос взаимоотношения супругов, как и вопрос положения женщины в семье и в церкви также продолжает оставаться во многих церквах дискуссионным и рождает немало дебатов.

Человек власти легко ориентируется в такого рода дискуссиях. После чтения Библии и молитвы о получении ясности в актуальном вопросе он, как правило, не спешит говорить о своей собственной позиции.

Однако он сразу же становится на сторону тех, кто требует экстремальной, максимально мыслимой формы подчинения. Так он поступает, когда решаются вопросы взаимоотношений детей и родителей, мужа и жены, равно и при обсуждении правил взаимоотношений в церкви, в христианской группе или обществе. Ему совершенно несложно при этом подобрать нужные ему соответствующие тексты Библии. Затем остается лишь использовать подходящий момент в создавшейся ситуации для утверждения своего лидерства. Ведь изложение и толкование подобранных текстов несложно: используются те толкования, которые требуют экстремальнейшего послушания.

В собственной своей семье человек власти открывает Библию – предпочтительно массивную, крупного формата – и зачитывает из нее те отрывки, которые повествуют об абсолютном послушании ему во всем его жены и детей. Слово Божие цитируется буквально, строго и беспощадно. Такую же линию человек власти ведет и в церкви».

В нашей среде та же самая проблема получила ироническое наименование «младостарчества», священноначалие даже обратилось к пастве со специальным , см. Определение Священного Синода от 28 декабря 1998 года «Об участившихся в последнее время случаях злоупотребления некоторыми пастырями вверенной им от Бога властью вязать и решить».

Библия действительно иерархична – как иерархично мироздание – но совершенно в ином смысле. где-то обращает внимание на то, что евангельская иерархия – это иерархия перевернутая.

Как сказано в Евангелии, «Иисус же, подозвав их, сказал им: вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими. Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будем вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом. Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» ().

Христос умывает ноги своим ученикам:

«Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам» ().

Власть мужа в семье, домашней Церкви, как и любая власть в Церкви, подобна власти Христа. Как говорит апостол:

«Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» ().

Мужское доминирование в семье проявляется в том, что муж подражает Тому, кто один есть Dominus, Господь. И состоит оно в том, чтобы мыть жене ноги и и служить ей до положения жизни, и при этом кротко и терпеливо сносить ее недостатки. Это верно и по отношению к другим видам иерархии – отношения священника к пастве, например.

Это трудно – а без благодати Божией неисполнимо. Но «быть главой» в библейском смысле означает именно это.

Современная тенденция к выравниванию неверна – но она является реакцией на грех угнетения, подавления и эксплуатации, который часто проявляется даже в семье.

Нельзя возражать феминизму, пытаясь утвердить домострой – потому что феминизм кругом неправ, но вот в чем он прав – так это в реакции на домострой.

На ситуацию, когда абсолютно неевангельское – и просто бессовестное – отношение к женщине объявляется чем-то священным.

Писание же, напротив, требует оказывать женам честь – и предупреждает, что отказ делать это полагает преграду в отношениях с Богом.

«Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах» ().

https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 58 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях... Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † - https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях... Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

В тот момент, когда юноша и девушка повзрослели и стали перед выбором своего спутника жизни и считается первой обязанностью православного мужа и жены. Принимать такое решение необходимо хорошо подумав и неспешно, так как церковь говорит о том, что брак должен быть единым.

Есть легенда об отце Арсении и его дочери. Девушка хотела посвятить свою жизнь служению Господу, но отец благословил ее на замужество. Она выбрала себе парня и пришла к отцу. Тот же сказал, что это не ее суженый. Затем она пришла уже с другим, но вновь получила отказ. На третий раз уже мать подобрала ей жениха. Он совсем не понравился девушке, и она думала, что отец также откажет.

Он благословил ее на брак и сказал, что даже если она не любит парня, то не надо это показывать ему, и только с ним она будет счастлива. Девушка долго плакала, но послушалась отца и вышла за него. Через год парень стал ей самым родным и дорогим, с которым она прожила долгую жизнь и родила 13 детей.

Что такое семья

Церковь все больше говорит о том, что современные люди совершенно не понимают понятия семьи. Они считают, сто основной ее целью есть рождение детей. И священники говорят о таком ошибочном понимании, ведь это природа семьи, но не цель.

Священнослужители часто говорят о том, что семья – это маленькая церковь, где есть определенные обязанности мужа и жены в семье. А цель брака заключается в воплощении христианской любви. Начало которой берется на земле, а продолжение идет в Царство Небесное.

Семейные обязанности

После проведения , люди получают благословение от Бога на жизнь вместе, рождение детей и воспитание их в православном духе, а также деление радости и горя пополам. Если мы будем противится выполнению этих правил, то лишимся божьей благодати.

Еще апостол Павел писал, что обязанности жены православие выделяет как повиновение мужу своему, так как он является главой семьи. Она должна боятся грешить против мужа, ни словом, ни делом, ни взглядом. Так всегда и было в истинных православных семьях: жена слушалась своего мужа, а дети – своих родителей. И был там порядок, мир, любовь и Божье благословение.

Но кроме самого обряда венчания есть еще и обряд развенчания. Для его проведения необходимо достаточно веские аргументы.

Кроме семейных обязанностей жены и мужа есть определенные, которые относятся к Богу:

  • любовь и верность друг другу на всю жизнь,
  • рождение и воспитание детей в православной вере,
  • послушание мужем Господа, так как он глава семьи и несет ответ за нее перед Богом,
  • жена должна во всем слушаться мужа.

Помните, что провести обряд венчания никогда не поздно и помните, что самым главным является вера и следование Божьим заповедям.

Господь всегда с Вами!