От чего зависит почерк проект. О чём рассказал почерк. Полученные данные нашей работы можно использовать учителям для проведения классных часов и внеклассных мероприятий, кружков и факультативов по предмету

Научно-практическая конференция «Шаг в будущее»

«Социология»

Россия, Забайкальский край, Агинский район, п. Орловский,

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Орловская средняя общеобразовательная школа»

О чем расскажет почерк?

Выполнил:

Хацкевич Николай, 11 класс

Научный руководитель:

Бабужапова Номин Будожаповна,

заместитель директора по НМР,

п. Орловский

2012

О чем расскажет почерк?

Хацкевич Николай

«Орловская средняя общеобразовательная школа», 11класс

Краткая аннотация

В почерке раскрывается природа человека, его характер. Связь почерка с характером изучает наука графология. Она позволяет определить по почерку человека его ум, силу воли, самооценку, эмоциональность и многое другое.

О чем расскажет почерк?

Хацкевич Николай

Россия, Забайкальский край, Агинский район, п. Орловский, Муниципальное общеобразовательное учреждение

Аннотация

Цель работы: изучить взаимосвязь между почерком и характером человека.

Гипотеза: черты характера человека раскрываются в способе написания букв и знаков.

Задачи:

- изучитьфизиологическую основу почерка

Исследовать механизм формирования и изменения почерка

Провести графологический анализ почерка экспериментальной группы

Методы исследования:

Анализ литературы.

Пробы почерка экспериментальной группы (5 учащихся)

Методика экспресс – диагностики характерологических особенностей личности по опроснику Айзенка (подростковый вариант).

Как и сам человек, почерк уникален, поэтому его характерные детали говорят об определенных качествах личности. Размер букв, наклон, сила нажима, особенности пунктуации и различные петли помогают выявить в каждом человеке индивидуальность с особыми, только ему присущими качествами.

О чем расскажет почерк?

Хацкевич Николай

Россия, Забайкальский край, Агинский район, п. Орловский, Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Орловская средняя общеобразовательная школа», 11 класс

Научная статья

Графология - область знания о почерке и методах его исследования с точки зрения, отражающихся в нем психических состояний и особенностей личности пишущего. Различные характеристики почерка дают в совокупности ценную информацию о темпераменте человека, его характере, состоянии в момент написания, отношении к предмету и содержанию написанного. Психологический анализ почерка предполагает учет всех известных сведений о данном индивиде и обстоятельствах написания анализируемого текста. Например, мужской почерк , по данным графологии, характеризуется следующим: беззаботный, неробкий; торопливый, неправильный (неравномерный); буквы остаются открытыми; почерк некрасивый, плохо выглядит; размашистый; широкие линии и широкие буквы; твердый, сильный нажим; острые углы; ошибки; индивидуальный - оригинальный; наклон вперед; слитный; свободный. Женский почерк : тщательный; чистый; единообразный; точный; определенный; правильный, буквы без пропуска знаков; красивый; маленькие линии без нажима; округленный; стандартный; наклон назад; компактный; с близко стоящими буквами

История возникновения графологии

Современная европейская графология уходит корнями в античные времена. Еще в Древнем Риме почерк считали одной из основных характеристик человеческой личности. Подтверждение индивидуальности почерка мы встречаем уже у Аристотеля (384–322 до н. э.): «Слова, которые мы произносим, – отражение способностей нашего ума, написанные же нами слова – отражение слов в устной форме. Так же как различается звучание человеческой речи, различается и вид записи каждого человека».

А императору Нерону (37–68 н. э.) нередко представляли тексты, написанные подозреваемыми в измене в качестве доказательства их вины. При этом говорили следующее: «По его почерку ясно, что он изменник». Немного позднее, примерно во II столетии н. э., Светоний, писавший историю Рима, подмечал связь характера императора Августа с его почерком. Помимо Светония, многие выдающиеся личности того времени также утверждали, что по почерку человека можно судить о его характере.

После того как описанная работа Лаватера вышла в свет, графологический анализ стал весьма популярен в среде писателей, государственных деятелей, художников и прочих просвещенных людей того времени. Впоследствии графологический анализ стали практиковать не как научное достижение, а как искусство, которое базировалось в основном на интуиции. Последователями этого направления были Томас Манн, Жорж Санд, Альфонс Доде, Эмиль Золя, Александр Дюма-отец, Николай Гоголь, Эдгар По, Антон Чехов, Альберт Эйнштейн и др.

В результате наука об индивидуальности человеческого письма получила современное название «графология», а сам Мишон провел анализ сотен образцов почерков и составил список тысяч графических знаков, характеризующих индивидуальные черты личности. Этот метод исследования стал известен как школа фиксированных знаков и был развит Жаном Крепье-Жаменом. Последний повторил опыты Мишона, расширив их и перераспределив материал. Кроме того, он вывел новые законы, по которым следовало проводить графологический анализ. К 1888 году набралось достаточно материала для публикации знаменитой работы «Почерк и характер».

НАУКА ГРАФОЛОГИЯ

Графология оценивает почерк с целью определения черт характера, а также склонностей и предрасположенностей человека к тем или иным поступкам. Почерк, точно так же как жесты и мимика, отражает особенности личности. Будучи результатом последовательности индивидуальных движений, он может рассказать о привычках, чувствах и мыслях человека в тот момент, когда он взял ручку и что-либо написал.

Как и сам человек, почерк уникален, поэтому его характерные детали говорят об определенных качествах личности. Размер букв, наклон, сила нажима, особенности пунктуации и различные петли помогают выявить в каждом человеке индивидуальность с особыми, только ему присущими качествами. Несмотря на то что практически все люди учатся писать по прописям и следуют рекомендациям учителя, не известно ни одного случая точного копирования данного учебного пособия. И, даже полностью изучив механизмы письма, люди продолжают использовать навыки, полученные в детстве, в соответствии с личными особенностями и предрасположенностями. Кроме того, в каждом почерке есть своеобразные «добавки», которые иллюстрируют персональные движения руки, а также каждый человек при письме исключает те движения, которые не совсем ему удобны.

Поэтому так важно, насколько почерк отличается от написания букв в прописи. В том случае, если он сильно его напоминает, человек стремится действовать соответственно общепринятым нормам и старается мыслить «как все». И наоборот, люди, далеко отступившие от «правильного» стиля письма, обычно действуют согласно собственным нормам и отличаются независимым образом мыслей. Что касается графологического анализа, в нем важны отклонения от нормы, так как именно они могут сообщить о личности больше всего интересных сведений.


В первом классе нас всех учили одинаково, чтобы мы писали буквы аккуратно, как показано на доске. Точно соблюдая расстояние между буквами, наклоны и соединения. А сейчас почерки у всех ребят разные, строго индивидуальные. Почерк у ребят сильно изменился и не у всех в лучшую сторону..


В мире не существует одинаковых почерков, также как и одинаковых характеров человека. Нельзя узнать по почерку, женат ли мужчина и замужем ли женщина, есть ли у них дети. Даже характер работы писавшего определить практически нельзя, поскольку многие люди занимаются делами, для которых они не подходят, но справляются с ними благодаря своим способностям. В то же время почерк открывает то призвание, к которому человек наиболее подходит.


Гипотеза Я предположила, что если правильно подобрать методы и способы, можно научиться писать красиво любому человеку. Исходя из гипотезы, я поставила перед собой цель: Узнать, что влияет на почерк и можно ли по желанию изменить его. Отсюда вытекают задачи: 1. Изучить литературу по данной теме 2. Провести мониторинг почерков среди учащихся класса 3. Провести графологический анализ почерков в классе 4. Сделать вывод по исследованию. Объект исследования: учащиеся класса, родственники Предмет исследования: каллиграфия, графология, почерк Методы исследования: Анализ литературы, данные из Интернета, опрос, наблюдение, анализ.




Первая к нига, по графологии «Как узнать природу и качества человека, взглянув на букву, которую он написал» вышл в свет в 1630 году и была написана итальянским профессором Камило Бальдо. Через 200 лет во Франции ученый церковник аббат Фландрэн создал группу, участники которой занялись вопросом и повергли классификации почерки людей, отличающихся друг от друга по интересам и по роду занятий. Они выработали правила, которые легли в основу современного анализа почерков. В 1872 году ученик Фландрэна аббат Мишон написал книгу «Система графологии».


Каллиграфия (с греческого «красивый почерк»)- одна из отраслей изобразительного искусства. Еще каллиграфию часто называют искусством красивого письма. Современное определение каллиграфии звучит следующим образом: «Искусство оформления знаков в экспрессивной, гармоничной и искусной манере» Почерк - фиксируемая в рукописи характерная для каждого пишущего и основанная на его письменно-двигательном навыке система движений, с помощью которой выполняется условные графические знаки.




Как и сам человек, почерк уникален, поэтому его характерные детали говорят об определенных качествах личности. Размер букв, наклон, сила нажима, особенности пунктуации и различные петли помогают выявить в каждом человеке индивидуальность с особыми, только ему присущими качествами. Ученые – графологи доказали, что примерно к 8 годам начинает формироваться почерк, окончательно он формируется только к 20 годам. В течение всей жизни почерк может меняться, как собственно и мы с вами.


Почерк как и характер человеку могут передаваться по наследству и можно увидеть, что почерк ребенка похож на почерк одного из родителей или близких родственников. Общее: направление, элементы некоторых букв, соединения, высота и острота букв. Исследование: Лаура мама




Некоторые элементы букв Лауры схожи с почерком бабушки и мамы: Направление почерка правое, как и у почерков мамы и бабушки Наибольшая схожесть направления, прописывания букв, ход почерка с почерком мамы! Вывод: может быть связь почерков по родственной линии.


Приемы, необходимые для письма: владение инструментом письма; соблюдение правильного положения тетради и продвижение ее при письме; соблюдение правильной позы, посадки при письме; движение руки вдоль строки во время письма. Приемы письма: умение сравнивать образец с результатом письма; приемы перевода звука в письменную букву и печатной буквы в письменную; приемы написания букв (начало, куда вести перо, поворот, соединения); приемы соединений букв (без отрыва, с отрывом, сверху, снизу и т.д.); приемы сопоставления букв по высоте – соблюдение одинаковой высоты букв на строке; письмо букв между линиями строки и на линии; приемы правильного наклонения письма.


Принципы: наглядности, сознательности, повторности (упражняемости), прочности, онтогенетический, постепенного формирования умственных действий, гигиены письма. Гигиенические условия письма соблюдение правильной посадки положение ручки в руке требования к школьному материалу (тетрадям, ручкам) требования к мебели, освещению, влажности, температуре помещения соблюдение гигиены зрения (ритм зрительной работы, расстояние от глаз до тетради, выполнение зрительной гимнастики)


Формирование неречевых предпосылок становления каллиграфического почерка Развитие зрительного восприятия и узнавания Развитие пространственной ориентировки Развитие мелкой моторики и зрительно-моторных координаций Формирование образа каждой отдельно взятой буквы и ее соединений Развитие восприятия образа буквы Усвоение способов каллиграфического письма При коррекции почерка работа должна быть направлена на формирование необходимых психофизиологических механизмов, обеспечивающих осознанное письмо


Изменить почерк можно. Работая над плохим почерком, ученик воспитывает в себе следующие черты характера: трудолюбие, терпение, собранность, аккуратность. Ведь хороший почерк нужен не только для красоты написанного. Он необходим тем, для кого нам приходится писать. Он экономит читающему время, не заставляет терять его разбирая каракули. Следовательно, разборчивый почерк не только наше, но и общественное дело.


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Часто от родителей, от учителей можно слышать, что почерк

может рассказать о многом: по качеству почерка судят о нас самих, дают нам оценку в школе, окружающие. Интересно, в чем же тайна почерка? Чтобы разобраться в этом вопросе, я решила провести свое собственное исследование «О чем может рассказать почерк?»

Я считаю, что тема моего исследования интересна и актуальна. Независимо от того, как учат писать детей в школе, по происшествии короткого времени ребята начинают писать различно и таким образом проявляют свои индивидуальные черты характера и ума. Развитие ума и изменения в характере неизбежно вызывают изменения в написании букв. Если с помощью особенностей почерка мы поймем черты характера, то это поможет нам лучше приспособиться к другим

людям и сделает счастливее нашу жизнь, а так же жизнь близких.

Цель моего исследования:

Сравнить, проанализировать, выявить связь почерка учащихся 4В класса с их характером. Задачи,которые необходимо решить для реализации цели: 1 1.Раскрыть понятие графологии.

2. Изучить основные закономерности графологического анализа;

3. Проанализировать почерк учащихся 4В класса;

4. На основе наблюдений и анкетирования установить процент

достоверности полученных результатов.

Гипотеза: характер человека можно определить по его почерку.

Предмет и объект исследования: почерк одноклассников, участвующих в эксперименте.

Методы исследования: наблюдение, опрос, сравнительный анализ, тест. Оказывается, существует целая наука - графология, которая изучает

почерк человека.

Глава 1. Что такое графология?

Графология (от др. греч. γράφω — «пишу» и λόγος — «учение» - это анализ почерка, которая раскрывает внутренние черты характера человека, которые выражены в написании букв.

Она позволяет лучше узнать самого себя и окружающих по особенностям почерка и выявить характер, внутреннее состояние, благополучие или неблагополучие, даже приобретённые способности человека.

1.1 История графологии.

Графология - это древнейшее искусство. Несколько тысяч лет назад китайцы определяли по почерку характер человека, специалисты в древнем Риме, монахи Средневековья также владели этим искусством.

Первая известная книга, посвященная графологии, итальянского профессора Камилло Бальдо, вышла в свет в 1630 году. Книга называлась «Как узнать природу и качества человека, взглянув на букву, которую он написал». В этой книге он записал известные на то время толкования индивидуальных качеств человека по его почерку.

Примерно через 200 лет ученый церковник аббат Фландрен создал группу, участники которой подвергли классификации почерки людей, отличающихся друг от друга по интересам и роду занятий.

Участники исследования выработали правила, которые легли в основу современного анализа почерков. Для того чтобы окрестить новую науку, аббат использовал два греческих слова: «графо» -писать и «ологи» - наука. Так

родилась графология.

В конце XIX - начале XX столетия о графологии заговорили как о науке, а не как об искусстве. Существовало и Русское научное графологическое общество, председателем научной комиссии которого в 20-е годы был Д. М. Зуев-Инсаров, автор популярной книги «Почерк и личность». В наше время графология рассматривается с должным вниманием и занимает достойное место в работе психолога и психиатра.

1.2 Что позволяет узнать анализ почерка

Рассмотрим, что такое почерк? В словаре русского языка С. И. Ожегова даётся такое толкование этому слову:

1. Манера писать, характер начертания букв в письме.

2. перен. Индивидуальная манера. (Творческий почерк художника)

Нас интересует первое значение - манера писать. Говоря вкратце, анализ почерка (графология) раскрывает внутренние черты характера человека, которые выражены в написании букв. Графолог может рассказать человеку о его характере, его склонностях, его способностях и темпераменте, что позволит ему направить свои действия.

1.3 Как проводить анализ почерка.

Идеальный образец почерка должен быть на большом листе обычной белой бумаги, не разлинованной и без полей. Для текста лучше не переписывать что-либо из книги или газеты, а предложить человеку написать то, что приходит ему в голову. В этом случае почерк будет более естественным.

Если для образца выбрано письмо, состоящее из нескольких страничек, обращайте внимание на последнюю страницу, так как к концу письма автор уже не прилагает сознательные усилия для того, чтобы красиво выводить буквы. На последней странице почерк максимально естественен.

Анализ общего вида письма.

Сегодня разработана целая система признаков почерка, каждый из которых отражает определенную внутреннюю черту личности. Основными признаками почерка являются:

Размер букв;

Наклон букв;

Направление строки;

Размашистость и сила нажима;

Характер написания слов.

Теперь переходим к самому анализу почерка и попытаемся выявить его взаимосвязь с характером человека.

Направленность линии является важным показателем, отражающим отношение человека к жизни:

а) Линия письма плавно поднимается вверх - оптимизм, радость жизни

уверенность;

б) Линия письма направлена вниз - замкнутость, пессимист, плохое настроение;

в) Линия письма прямая - уравновешенный характер, решительный;

г) Плавный волнистый - дипломатичный, гибкий;

д) Строка «скачет» то вверх, то вниз - импульсивный, нетерпеливый.

Размер почерка говорит об общительности человека.

а) Крупный - очень общительные, легко находит общий язык с разными людьми;

б)Средний - спокойные, уверенные в себе люди;

в) Мелкий - застенчивые, замкнутые, бережливые люди.

Форма почерка

а) Округлый почерк - чаще всего встречается у веселых, отзывчивых людей;

б) Острый почерк - острые углы могут сказать нам о двух вещах, которые нередко сочетаются: об агрессивности и очень высоком интеллекте.

Стиль письма

а) Каллиграфический почерк - обязательный, аккуратный, но несамостоятельный;

б) Ровный, правильный почерк - спокойный, уравновешенный человек;

в) Размашистый почерк - активный, любознательный, веселый человек;

г) Неразборчивый - энергичный, нервозный человек;

д) Слитый почерк, когда буквы в слове все связанны между собой - хорошее логическое мышление, стрессоустойчивость.

Сила нажима.

Сильный нажим характерен для уверенных в себе и энергичных людей, обладающих высокой работоспособностью. Легкий нажим чаще всего бывает у крайне чувствительных и романтичных натур. Ответственны, но неторопливы, делают все аккуратно, стараясь не допускать ошибок. Зачастую такой нажим является признаком слабовольности.

Наклон почерка

- почерк прямой, без наклона 90* Так пишет очень уравновешенный человек.

- лёгкий наклон вправо 45* Так пишут открытые, в меру смелые и доброжелательные люди, которые имеют свойство иногда отдаваться импульсам. Почерк говорит об эмоциональности — его обладатель не всегда может держать себя в руках.

Поля.

Узкие поля говорят о бережливости, а широкие - о щедрости. Если левый край книзу расширяется, то это подчёркивает расточительность, а сужающийся левый край выдаёт человека скупого и жадного.

Характер написания слов:

Слитный почерк, когда все буквы в слове связаны между собой, является признаком хорошего логического мышления. Если же буквы не связаны друг с другом, то это указывает на развитую интуицию.

8. Общая оценка

Каллиграфический почерк характеризует человека как обязательного, аккуратного, но несамостоятельного. Правильный почерк указывает на спокойствие и уравновешенность. Размашистый почерк бывает у людей активных, любознательных, с весёлым нравом. Неразборчивый почерк говорит об энергичности, беззаботности, а также нервозности.

Глава 2. Результаты исследования

В данном разделе я провела аналитическое исследование почерка нескольких людей (Приложение1). Я определила основные признаки их письма, и, на их основании, сделала выводы о характере исследуемых в общих чертах.

Образец почерка № 1. Этот почерк принадлежит моей однокласснице.

Мухатдисовой Ильвины. На первый взгляд видно, что почерк Ильвины ровный, красивый.

1.Сила нажима. Нажим сильный. Ильвина - девочка сильная, усидчивая.

2.Наклон букв. Небольшой наклон вправо. Ильвина - спокойная и уравновешенная.

3.Размер букв. Крупный почерк. Ильвина - общительная девочка.

4.Очертания букв. Буквы закругленные. Ильвина - добрая и отзывчивая.

5.Связанность букв. Почерк слитный. У Ильвины логическое мышление.

6.Поля. На исследуемом образце видно, что поля узкие. Ильвина - бережливая девочка.

Пользуясь системой анализа почерка, я проанализировала почерк учащихся 4В класса, в классе 19 человек и получили следующие результаты. В таблице отражены осбенности почерка у обучающихся.

а) Почерк учащихся 4В класса:

Особенности почерка

Ф.И. учащихся

Количество

Учащихся

Боженко Ю., Генералова М., Кузнецов Е., Шарафутдинова А., Годов Н.

Давлетбаев И., Каюмов Д.

Разборчивый и аккуратный

Исакова А., Москаленко Я., Муфтахова А., Мухатдисова И., Даминова Д., Шарафутдинова А.

Буквы отделены друг от друга

Муфтахова А., Мухатдисова И., Пургин А., Шарафутдинова А., Боженко Ю., Кузнецов Е., Генералова М., Даминова Д.

Слитные буквы

Закиев А., Калистратов Е.

Сильный нажим

Пургин А., Кузнецов Е., Мухатдисова И.Н.

Давлетбаев И., Генералова М.

Небольшой наклон вправо

Кузнецова М., Каюмов Д.

Сильный наклон вправо

Небольшой наклон влево

Мухатдисова И., Давлетбаев И., Даминова Д., Генералова М., Закиев А.

Вертикальные буквы

Пургин А., Кузнецов Е., Егоров Е., Исакова А., Москаленко Я., Муфтахова А., Калистратов Е., Боженко Ю., Киргизов Р., Шарафутдинова А.

Округлые буквы

Боженко Ю., Муфтахова А., Москаленко Я., Исакова А.

Угловатые буквы

Пробелы на концах строк

Кузнецов Е., Кузнецова М., Исакова А.

Беглый и размашистый почерк

Егоров Е., Калистратов Е., Закиев А.

Строки идут вверх

Генералова М., Кузнецова М.

Волнообразные строки

Боженко Ю., Даминова Д., Давлетбаев И., Егоров Е., Закиев А., Калистратов Е., Киргизов Р., Пургин А.

б) Черты характера учащихся 4в класса Во второй таблице указаны черты хар-ра уч-ся

Черты

Характера

Количество

Учащихся

Коммуникабельный, энергичный

Сдержанный, осмотрительный

Слабая воля

Хорошая стрессоустойчивость

Слабая субординация

Осторожный

Бодрый, энергичный (оптимист)

Добрый и отзывчивый

Открытые в общении

Соединив сходные черты характера, мы составили характеристику класса. Получилось, что в нашем классе: коммуникабельных, энергичных, уверенных в себе - 58 %, осмотрительных - 42 %, уравновешенных в отношениях - 57 %, стрессовоустойчивых- 42 %, упрямых-32%, отзывчивых-57%. (Приложение2.)

Далее мы решили определить процент достоверности полученных результатов, руководствуясь анкетированием и наблюдением. Учащимся предлагалось записать фамилии одноклассников, обладающих предложенными качествами.

в) Анализ анкеты В таблице отражены черты хар-ра обуч-ся

Черты характера

Ф.И. учащихся

Коммуникабельный, энергичный

Исакова А., Кузнецов Е., Мухатдисова И., Халиуллина Л., Муфтахова А., Егоров Е. Кузнецов Е., Шарафтдинова А., Москаленко Я, Даминова Д. Боженко Ю.

Сдержанный, осмотрительный

Каюмов Д., Кузнецова М., Пургин А., Мухатдисова И., Даминова Д., Генералова М., ХалиуллинаЛ, Пургин А.

Легко ориентируется в незнакомой обстановке

Кузнецов Е., Халиуллина Л., Даминова Д., Шарафутдинова А., Кузнецова М., Москаленко Я., Егоров Е.

Спокойный, ровный в отношениях, уравновешенный

Мухатдисова И., Закиев А., Генералова М., Шарафутдинова А., Халиуллина Л., Муфтахова А., Калистратов Е., Киргизов Р., Даминова Д, Москаленко Я, Исакова А.

Слабая воля

Закиев А., Давлетбаев И., Егоров Е., Каюмов Д., Киргизов Р, Годов Н., Кузнецова М.

Хорошая стрессоустойчивость

Киргизов Р., Исакова А., Шарафутдинова А., Мухатдисова И., Кузнецова М., Халиуллина Л., Муфтахова А., Егоров Е.

Критичный, склонный к проявлению силы

Егоров Е., Калистратов Е., Москаленко Я.

Осторожный

Закиев А., Генералова М.,Шарафутдинова А., Калистратов Е. Мухатдисова И., Кузнецова М., Каюмов Д.

Бодрый, энергичный (оптимист)

Исакова А., Халиуллина Л., Муфтахова А., Кузнецов Е., Мухатдисова И., Москаленко Я., Каюмов Д., Егоров Е.

Постоянно в угнетённом состоянии (пессимист)

Закиев А., Кузнецова М.., Кузнецова М.,

Чувствительная и романтичная натура, мечтатель, неторопливый

Закиев А., Муфтахова А., Калистратов Е., Пургин А.

Независимый, всегда имеет свою точку зрения

Исакова А., Халиуллина Л., Шарафутдинова А., Муфтахова А., Кузнецов Е., Москаленко Я., Каюмов Д., Боженко Ю., Киргизов Р.

Целеустремлённый и настойчивый, стремится быть первым

Исакова А., Халиуллина Л., Кузнецов Е., Мухатдисова И., КаюмовД., Я.,Боженко Ю.

Упрямый, часто анализирует ситуацию и только после принимает решение

Давлетбаев И., Калистратов Е., Москаленко Я., Егоров Е., Каюмов Д., Пургин А.

Эмоциональный, общительный, лидер и душа компании

Исакова А., Халиуллина Л., Муфтахова А., Москаленко Я., Шарафутдинова А., Ктргизов Р., Егоров Е.

Творческий, талантливый; широкая душа

Исакова А., Халиуллина Л., Муфтахова А., Кузнецов Е., Мухатдисова И., Генералова М.

Рациональный и бережливый

Исакова А., Халиуллина Л., Шарафутдинова А., Муфтахова А., Кузнецов Е., Калистратов Е., Мухатдисова И., Даминова Д., Генералова М.

Добрый и отзывчивый

Исакова А., Халиуллина Л., Шарафутдинова А., Кузнецов Е., МухатдисовИ.,МоскаленкоЯ, Кузнецова М., Даминова Д.,Боженко Ю. Муфтахова А., Генералова М., Годов Н.

Эгоист, стремится к независимости, не любит, когда ему указывают

Калистратов Е., Каюмов Д., Егоров Е., Давлетбаев И., Кузнецова М.

Открытый в общении

Закиев А., Исакова А., Халиуллина Л., Шарафутдинова А., Кузнецов Е., Мухатдисова И., Боженко Ю., Пургин А., Киргизов Р., ГодовН.

При сопоставлении полученных таблиц выявились следующие совпадения.

Особенности почерка

Черты характера

Совпадения

Коммуникабельный, энергичный, эмоциональный

Кузнецов Е., Шарафутдинова А. Годов Н.

Сдержанный, осмотрительный

Каюмов Д.

Разборчивый и аккуратный

Спокойный, уравновешенный, ровный в отношениях

Исакова А., Москаленко Я., Муфтахова А., Мухатдисова И., Даминова Д., Шарафутдинова А., Генералова М.

Буквы отделены друг от друга

Слабая воля

Боженко Ю.Кузнецова М., Киргизов Р., Давлетбаев И.

Слитные буквы

Хорошая стрессоустойчивость

Закиев А, Шарафутдинова А.,

Сильный нажим

Критичный, склонный к проявлению силы

Егоров Е.

Небольшое расстояние между словами

Слабая субординация

Калистратов Е.

Строки идут вверх

Бодрый, энергичный (оптимист)

Каюмов Д., Егоров Е.

Небольшой наклон вправо

Открытый в общении

Каюмов Д., Москаленко Я.,

Сильный наклон вправо

Целеустремлённый и настойчивый, стремится быть первым

Исакова А., Халиуллина Л., Кузнецов Е., Мухатдисова И.,

Вертикальные буквы

Упрямый, часто анализирует ситуацию и только после принимает решение

Кузнецов Е., Егоров Е., Исакова А., Москаленко Я.

Округлые буквы

Добрый и отзывчивый

Боженко Ю., Муфтахова А., Даминова Д., Москаленко Я., Исакова А, Пургин А.

Угловатые буквы

Эгоист, стремится к независимости, не любит, когда ему указывают

Киргизов Р.

Пробелы на концах строк

Осторожный

Кузнецов Е., Кузнецова М., Исакова А., Закиев А.,

Затем мы решили определить процент совпадения на основе наблюдений и составили следующую таблицу:

г) Характеристика учащихся класса по анализу почерка

Ф.И. учащихся

Черты характера

(по почерку)

Совпадения /по наблюдениям

Генералова Мария

Коммуникабельная, но осторожная, спокойная, уравновешенная и ровная в отношениях, добрая итворческая..

Совпадает

Егоров Евгений

Коммуникабельный, энергичный, бодрый, эмоциональный, самолюбивый, неуравновешенный, может быть критичным, упрямый, часто анализирует ситуацию и только после принимает решение

Совпадает

Мухатдисова Ильвина

Коммуникабельная, но осторожная, спокойная, самостоятельная, уравновешенная и ровная в отношениях, добрая и отзывчивая, целеустремлённая, стремится быть первым

Совпадает

Калистратов Егор

Спокойный, сдержанный, добрый и отзывчивый, но слабая субординация, отсутствие решительности и инициативы, частая смена настроения, обидчивость,пессимист.

частично

совпадает

Каюмов Даниил

Слабая воля, бодрый, энергичный, эгоист, стремится к независимости, не любит, когда ему указывают упрямый.

Совпадает

Халиуллина Лейсан

Коммуникабельная, уравновешенная и ровная в отношениях, добрая и отзывчивая, целеустремлённая, стремится быть первым оптимист.

Совпадает

Киргизов Роман

Спокойный, слабая воля, эгоист, стремится к независимости, не любит, когда ему указывают, общительный.

совпадает

частично

Шарафутдинова Аделя

Коммуникабельная, эмоциональ-ная, энегичная, уравновешенная, ровная в отношениях, открытая в общении, добрая и отзывчивая, всегда поддержит в трудную минуту, хорошая стрессоустой-чивость.

Совпадает

Муфтахова Алина

Коммуникабельная, добрая, отзывчивая, уравновешенная и ровная в отношениях, собственные интересы ставит выше групповых.

Совпадает

Кузнецова Марина

Сдержанная, осторожная, хорошая стрессоустойчивость, слабая воля, постоянно в угнетённом состоянии.

Совпадает

Давлетбаев Ильдар

Сдержанный, осмотрительный, добрый, может быть упрямым, Эгоист, не любит, когда ему указывают, пессимист, слабая воля.

частично

совпадает

Закиев Айдар

Спокойный, уравновешенный, сдержанный, осторожный, ровный в отношениях, слабая воля.

частично совпадает

Даминова Диана

Коммуникабельная, уравновешенная, ровная в отношениях, открытая в общении, добрая, всегда поддержит в трудную минуту.

Совпадает

Боженко Юлия

Коммуникабельная, энергичная, открытая в общении, слабая воля, отзывчивая, независимая, добрая,всегда имеет свою точку зрения

Совпадает

Москаленко Яна

Коммуникабельныая, энергичная, добрая, открытая в общении, уравновешенный, ровный в отношениях, глубоко переживает неудачи,

Совпадает

Пургин А.

Сдержанный, осмотрительный, спокойный, уравновешенный, ровный в отношениях, часто анализирует ситуацию и только после принимает решение, добрый, всегда поддержит в трудную минуту.

Совпадает

Годов Николай

Коммуникабельный, энергичный, эмоциональный, отзывчивый, добрый стремится к независимости..

Совпадает

Кузнецов Евгений

Коммуникабельный, энергичный, эмоциональный, часто анализирует ситуацию и только после принимает решение, целеустремлённый, стремится быть первым

Совпадает

Исакова Анна

Коммуникабельный, добрая,отзывчивая, открытая в общении, стремится к независимо-сти, целеустремлённый, стремится быть первым

Совпадает

Итак, из числа учащихся в классе определено 78% совпадения характера (на основе наблюдения) и почерка. (Приложение 2).

Заключение

В ходе моего исследования я убедилась, что почерк - отражение нашего внутреннего мира, сущности, особенностей характера, темперамента, отношения к миру и, конечно же, отношения к самому себе. Стоит помнить об этом даже тогда, когда пишите простую записку. Видимо, и впрямь почерк - это своеобразный «слепок» личности. Мое исследование показало, что характер человека действительно влияет на его почерк и наша гипотеза верна. Эта проблема имеет широкое практическое значение как для специалистов (графологов, психологов, учителей и т. д.) так и для обычных людей. Так, знание законов зависимости почерка от характера человека поможет мне:

Лучше узнать моих одноклассников, преподавателей, друзей, родственников;

Обойти «подводные камни» в общении с людьми;

А также лучше понять свое собственное «Я».

Приложение 1. Анализ почерков

Образец почерка № 2. Этот почерк принадлежит моему однокласснику Годову Николаю. В отличие от почерка Коли, в глаза бросается, что почерк Коли неровный, буквы разного размера, как будто он торопился куда-то.

1.Сила нажима. Нажим неравномерный, местами сильный, местами - слабый. Коля - непоседливый мальчик.

2.Наклон букв. Наклон букв практически отсутствует, буквы почти вертикальные. Коля - мальчик с балансом рационального и эмоционального, сначала анализирует ситуацию, потом принимает решения.

3.Размер букв. Почерк крупный. Коля - общительный мальчик.

4.Очертания букв. Буквы круглые. Коля - добрый и отзывчивый мальчик.

5.Связанность букв. Почерк слитный. У Коли логическое мышление.

6.Поля. На исследуемом образце видно, что поля узкие. Коля - бережливый.

Образец почерка № 3. Этот почерк принадлежит моей маме.

1.Сила нажима. Нажим сильный, равномерный. Моя мама - человек с сильной волей.

2.Наклон букв. Буквы слегка наклонены вправо. Мама - спокойная и уравновешенная. 3.Размер букв. Буквы средние, между крупными и мелкими. Мама - общительный человек, но иногда любит побыть наедине с собой. 4.Очертания букв. Буквы закругленные. Мама - добрая и отзывчивая. 5.Связанность букв. Почерк в основном слитный, но местами буквы не связаны друг с другом. Мама обладает логическим мышлением с элементами интуитивного.

6.Поля. На исследуемом образце видно, что поля узкие, но расширяются книзу. Мама - бережливая, но бывает и щедрой.7.Расположение строк на странице. Строки прямые. Мама - спокойная, рассудительная, реально оценивает свои возможности.

Приложение 2.

Список литературы

    Инесса Гольдберг Психология почерка. АСТ, 2008

    Исаева Е.Л. Практическая графология. Как узнать характер человека по почерку. Рипол Классик, 2010

    Соломевич В. И. Почерк и характер. Харвест, 2009

4. Белов, Н. В. Современная энциклопедия для мальчиков: учебное пособие / Н. В. Белов. Современный литератор, 1999. - 223 с.

5. http://www.excelion.ru /nauka-i-obrazovanie/psihologija/o-chem-mozhet-rasskazat-pocherk-.html

Добрый день уважаемые присутствующие! Я Саламова Диана, представлю вашему вниманию исследовательский проект «О чём расскажет почерк»

Еще в глубокой древности люди начали обращать внимание на связь между почерком и характером. До нас дошло изречение

(СЛАЙД) императора Нерона: "Я боюсь этого человека, его почерк показывает его предательскую натуру».

(СЛАЙД) Конфуций отмечал, что " почерк может достоверно указать, происходит ли он от великодушного человека или от того, кто вульгарен ". Меня заинтересовали данные изречения. А действительно, зависит ли почерк от характера человека?

(СЛАЙД) Оказывается, что существует даже целая наука – графология , которая изучает законы зависимости между почерком и личностью, характером человека.

В настоящее время графологи работаю в правоохранительных органах. Эта наука входит в программу обучения дипломатов ряда государств.

История графологии начинается с 1630 года, когда итальянец Камилло Бальдо написал работу «Как узнать природу и человека, взглянув на букву, которую он написал». Применяться на практике графология начала с 1872 года, когда аббат Мишон создал «Систему графологии».

Теперь многие фирмы пользуются услугами экспертов-графологов, составляющих характеристики на специалистов, принимаемых на работу.

Графология с успехом применяется в бизнесе, медицине, спорте, педагогике и в других областях.

(СЛАЙД) Мне показалась проблема, изучаемая данной наукой, актуальной, и мы решили заняться ею поподробнее. Поэтому графология стала объектом нашего исследования, а предметом исследования стал почерк учеников нашего класса.

(СЛАЙД) Цель моей работы: установить зависимость между особенностями почерка и характером конкретного человека.

(СЛАЙД) Задачи, которые я перед собой ставила:

Изучив источники, определить степень зависимости почерка от характера человека.

Проанализировать почерк учащихся нашего класса.

На основе наблюдений и анкетирования установить процент достоверности полученных результатов.

(СЛАЙД ) Методы, которыми я пользовалась, также представленны на слайде.

(СЛАЙД) Не надо быть почерковедом, чтобы в большинстве случаев, за очень редким исключением, безошибочно отличить мужской почерк от женского, а детский от взрослого.

Известно, что почерк в некоторой степени «привязан» к нашей личности, и поэтому он испытывает изменения параллельно с ней.

Сегодня разработана целая система признаков почерка, каждый из которых отражает определенную внутреннюю черту личности. Остановимся на самых общих:

(СЛАЙД) Нажим

Сильный нажим характерен для уверенных в себе и энергичных людей, обладающих высокой работоспособностью, общительных оптимистов.

Легкий нажим чаще всего бывает у крайне чувствительных и романтичных натур. Это мечтатели. Они ответственны, но неторопливы, делают все аккуратно, стараясь не допускать ошибок. Зачастую такой нажим является признаком слабовольности.

(СЛАЙД) Наклон

Небольшой наклон влево чаще всего встречается у людей, которые собственные интересы они всегда ставят выше групповых.

Сильный наклон влево. Обладатели такого почерка независимы, они всегда имеют собственную точку зрения.

Небольшой наклон вправо – наиболее распространенный наклон почерка, присущий людям спокойным и уравновешенным. Всегда открыты к общению, но и не прочь побыть какое-то время наедине с собой. Склонны к переменам настроения.

Сильный наклон вправо свидетельствует о целеустремленности и настойчивости. Такие люди стремятся быть первыми во всем.

Если почерк вертикальный , то это говорит о внутренней гармонии. Люди с таким почерком тщательно анализируют ситуацию и только после этого принимают решения. Самая главная черта характера – упрямство.

(СЛАЙД) Размер почерка говорит об общительности человека

Например, обладатели крупного почерка открыты, эмоциональны и легко находят общий язык с людьми. По натуре они лидеры и душа любой компании. Могут любого убедить в своей правоте.

Мелкий почерк говорит о том, что его обладатель – человек сдержанный, расчетливый, скрытный и замкнутый. Ему можно доверять ответственную работу, так как он умеет полностью концентрироваться на деле.

Широкий почерк – широкая душа! Так пишут люди творческие и талантливые.

Узкие буквы – признак рациональности и бережливости.

(СЛАЙД) Очертания

Округлые буквы указывают на доброту и отзывчивость. Если встретишь человека с таким почерком, знай: на него можно положиться, он всегда поддержит в трудную минуту.

Угловатый почерк – признак эгоизма. Человек с таким почерком стремится к независимости, не любит, когда ему указывают, как и что нужно делать.

(СЛАЙД) Расположение строк

У натур оптимистичных к концу строка поднимается, у пессимистов – наоборот, опускается. Прямые строки характерны для людей спокойных и рассудительных, уравновешенных. Неровные строки говорят о частой смене настроения или неуравновешенности человека.

(СЛАЙД) Пользуясь данной информацией, мы проанализировали почерк учащихся моего класса и получили следующие результаты, которые представлены в приложениях к работе.

(СЛАЙД) Соединив сходные черты характера, мы составили характеристику класса. Получилось, что в нашем классе: коммуникабельных, энергичных, уверенных в себе – 38 %, осмотрительных, уравновешенных в отношениях – 11 %, стрессовоустойчивых – 9 %, упрямых – 11 %, отзывчивых – 31 %.

(СЛАЙД) Моим одноклассникам предлагалось записать фамилии одноклассников, обладающих предложенными качествами.

При сопоставлении полученных таблиц выявились совпадения, которые подробно описаны в проекте.

Из числа учащихся в классе определено 40 % совпадения характера (на основе анкетирования) и почерка.

(СЛАЙД) Затем мы решили определить процент совпадения на основе наблюдений и составили еще одну таблицу уже отдельно по каждому из ребят.

Из числа учащихся в классе определено 70 % (69,9 %) совпадения характера (на основе наблюдения) и почерка.

Средний процент совпадения характеристики по почерку, анкетированию и наблюдениям - 55 %.

Конечно, процент совпадения получился не очень большой, ведь мы не профессиональные графологи.

(СЛАЙД) Изучая почерк ребят нашего класса, я заметила, что почерка многих схожи наклоном, написанием букв, это происходит скорее потому, что нас обучал письму один учитель, мы воспитывались в одном коллективе, может, в будущем наши почерка изменятся чуть- чуть, профессии наложат свой отпечаток.

В результате исследования я убедилась, что почерк зависит от характера человека, является тайным информатором о человеке и так же как и внешний вид, поведение и привычки, дополняет наши впечатления о нем, позволяет делать определенные выводы. Видимо, и впрямь почерк – это «слепок» личности.

(СЛАЙД) Спасибо за внимание! Я готова ответить на ваши вопросы.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Сосновская средняя школа №1»

Исследовательская работа

Характер

почерк

Работу выполнила:

ученица 5а класса

Свеклина Алена

Руководитель

учитель русского языка и литературы

П. Сосновское, 2017

1. Введение_____________________________________________1_____

2. Наш почерк - наша индивидуальность____________________4_____

3. Как определить характер человека по его почерку?_________8_____

4. Анализ почерка класса________________________________13_____

5. Заключение_________________________________________27_____

6. Приложения________________________________________________

Введение

Актуальность

Еще в глубокой древности люди начали обращать внимание на связь между почерком и характером. До нас дошло изречение императора Нерона: "Я боюсь этого человека, его почерк показывает его предательскую натуру».
Конфуций отмечал, что "почерк может достоверно указать, происходит ли он от великодушного человека или от того, кто вульгарен."(1) Нас заинтересовали данные изречения. А действительно, зависит ли почерк от характера человека?

Оказывается, что существует даже целая наука - графология, котораяизучает законы зависимости между почерком и личностью, характером человека.
В настоящее время в развитых странах графологии придается большое значение. Спецслужбы и правоохранительные органы практически всех государств имеют в своем штате специалистов-графологов. Графология входит в программу обучения дипломатов ряда европейских государств.

История графологии начинается с 1630 года, когда итальянец Камилло Бальдо написал работу «Как узнать природу и человека, взглянув на букву, которую он написал». Применяться на практике графология начала с 1872 года, когда аббат Мишон создал «Систему графологии».(2)

_________________________________________________________

(2) Интернет- информация

Теперь многие фирмы пользуются услугами экспертов-графологов, составляющих характеристики на специалистов, принимаемых на работу, а также для оценки некоторых черт конкурентов.
Графология с успехом применяется в бизнесе, медицине, спорте, педагогике и в других областях.

Нам показалась проблема, изучаемая данной наукой, актуальной, и мы решили заняться ею поподробнее. Поэтому графология стала объектом нашего исследования, а предметом исследования стал почерк учеников нашего класса.

Тема нашей работы: «Характер и почерк».

дать характеристику учащихся нашего класса, руководствуясь теорией зависимости почерка от характера человека.

Изучив источники, определить степень зависимости почерка от характера человека.

Проанализировать почерк учащихся нашего класса.

На основе наблюдений и анкетирования установить процент достоверности полученных результатов.

Для решения данных задач нами использованы такие методы исследования:

анализ теоретической литературы;

анкетирование;

наблюдение; сопоставление

Наш почерк - наша индивидуальность

Наш почерк, как отпечаток наших пальцев - индивидуален. Двух одинаковых почерков не бывает. По нему можно провести анализ личности, узнать особенности характера, некоторые наклонности, эмоциональное состояние, силу воли, самооценку. Профессиональный графолог может определить не только перспективу личностного роста индивида, но и даже склонность к наркомании, и многое другое. Почерк является своеобразным отпечатком каждого индивида.

Примерно к 8 годам начинает формироваться почерк, окончательно он сформируется только примерно к 20 годам, в течение всей жизни почерк может меняться, как собственно и мы сами. Ученые утверждают, что при письме движением руки управляет мозг, в котором происходят различные процессы, а потому почерк является психологическим отпечатком человека.

Говорят, что опытный эксперт, проанализировав не только содержание письма, но и почерк писавшего, может очень многое сказать о его личности.

Как это делается?

Почерк как походка… Педагоги всегда требуют, чтобы все первоклассники с первого же урока аккуратно выписывали буквы так, как это показано на доске, точно соблюдая расстояние между буквами, наклоны и прочие законы чистописания. И,хотя всех учат по одному и тому же рецепту, ко всем предъявляют одни и те же требования, почерки у старшеклассников строго индивидуальны.

Так было, есть и будет всегда, утверждает почерковед В.В. Томилин, скрупулезно изучивший записи в более чем 300 тетрадках, собранных в конце года в классах случайно выбранной им средней школы.(1) Уже в первом классе, невзирая на требовательность учителя и намерения ребят писать “как надо”, в каждой рукописи отразились следы индивидуального своеобразия писавших. Причем этому проявлению “своевольства” не мешает даже само орудие письма. Пишет ли человек старинным перышком “с нажимом” или современным “гелем”, почерк от этого меняется незначительно.

Видимо, прав создатель почерковедения в России Е.Ф.Буринский, сказавший когда-то, что всякий “человек пишет так, как ему от рождения писать предназначено”, и что школа может придать почерку твердость, красоту, но не в силах бороться с построением его. В общем, почерк, как походка, у каждого свой. Хотя и ходить и писать всех учат в общем-то одинаково. От чего же тогда он зависит? Быть может, почерк передается по наследству? Дело о наследстве. Тот же Е.Ф.Буринский, ряд лет выступавший в качестве эксперта в русских судах в начале XX века, считал, что такая возможность не исключена. Он описал случай из своей практики, когда одного юношу обвинили в составлении подложного духовного завещания его отца - богатого генерала. Речь шла о двухстраничном документе, написанном почерком, по мнению каллиграфов (так тогда называли почерковедов), настолько схожим с почерком генерала, что они отказались признать подделку.

Лишь когда юный претендент на миллионы наследства написал в камере следователя собственноручно свое признание в подлоге, эксперты ахнули… Впрочем, скрупулезный анализ показал, что различия все-таки имелись, но на первый взгляд оба почерка казались неотличимы. Самое интересное, дальнейшее расследование показало, что юноша не мог упражняться в копировании почерка генерала, так как видел его письмо лишь однажды, да и то мельком.

_____________________________________________________________

(1) Щекин Г. «Профессия-менеджер по кадрам», М..1993г

Но он оказался… генеральским сыном, хотя и незаконнорожденным. В общем, тут свою роль сыграла наследственность. И в итоге расследование кончилось миром - юноша получил в конце концов свою часть наследства наравне с остальными родственниками генерала.

Дело о генеральском сыне - лишь одно из множества, которые приходится разбирать в судебном порядке каждый год и поныне. Любой судья может припомнить немало случаев из своей практики, когда тот или иной человек умышленно искажал свой почерк, стараясь подделать с корыстными целями почерк другого. И все-таки эксперты, как правило, уличают мошенника. Они не только определяют, что данный документ составлен вовсе не тем человеком, подпись которого значится внизу, но и выявляют в подделанном почерке то или иное количество признаков собственного почерка мошенника, однозначно указывая, кто выполнил подлог. Ученый-специалист найдет хозяина почерка даже в анонимном письме. Наиболее распространена в таких случаях скорописная маскировка: изменены наклон, размеры букв, иногда их связность и разгон. Но так называемые частные признаки изменить не удается. Анонимщик пытается прикрыться почерком школьника, искривляет штрихи в буквах, думает обмануть вычурностью букв, разными хвостиками, завитушками и прочими выдумками. Нередко он подражает буквам печатного шрифта.

И чаще всего это тоже оказывается бесполезным. “Родимые пятна” не вытравить: автор их не заметит, но попади подобная рукопись к мастерам почерковедения,- все будет замечено и разоблачено этими виртуозами. Стереотип дает о себе знать, даже если человек что-либо напишет левой рукой, что, кстати говоря, далеко не редкость. Попытки остаться “неизвестными доброжелателями” легко разоблачают опытные почерковеды.

Они хорошо умеют отличить подлинного левшу от неудачливого жулика.

Еще Гете, собравший и изучивший обширную коллекцию автографов, полагал, что характер человека отражается в его письме. Однако у него хватило также здравого смысла не верить модным в ту пору психографологам.

Дело в том, что еще в прошлом столетии некоторые из графологов (Ланденбрух, Громан, Бридье и др.) продолжали настаивать, что по почерку возможно даже определение цвета волос, роста и голосовых интонаций писавшего человека. А уж если он пишет с завитушками, то определенно склонен к позерству; коль все буквы пишет отдельно, они стоят у него, словно солдаты в строю, то и человек, определенно, замкнутый, как бы “застегнутый на все пуговицы”… Уже известный нам Буринский, перевидавший несметное количество почерков, указывал, что парапсихологи “начинают не с того конца”. Они как бы “оперируют со страницей решений арифметического задачника, надеясь угадать по числовым ответам содержание соответствующих задач”. А надо идти другим путем, надо, писал Буринский, “изучить механизм письмодвигательного аппарата, происхождение письменной речи, обращаясь к анализу только тогда, когда это известно”.(1)

В современной науке изучен механизм движения руки, известны условия образования письма. Созданы, следовательно, условия для анализа, о котором мечтал Буринский. Физиология и патология письма и почерка и в самом деле создают начатки для определения особенностей психики того, кто написал письмо. Определив заболевание и зная причины его возникновения, почерковеды-медики могут узнать и частицу прошлого человека и как бы предсказать его судьбу, если иметь в виду последствия болезни.

____________________________________________________

(1) Сара Д. «Тайны почерка», М..Вече, Персей,АСТ, 1996г.

Как определить характер человека по его почерку?

Почерк является скрытым информатором о человеке и наравне с особенностями его внешнего вида, поведения и привычек, дополняя наши впечатления о нем, позволяет делать определенные выводы.

Не надо быть почерковедом, чтобы в большинстве случаев, за очень редким исключением, безошибочно отличить мужской почерк от женского, а детский от взрослого.

Известно, что почерк в некоторой степени «привязан» к нашей личности, и поэтому он испытывает изменения параллельно с ней. Например, мы все замечем, как наш почерк изменяется с возрастом.

На манеру письма влияет настроение, самочувствие, даже положение человека, занимаемое им в обществе. Особенно это хорошо заметно, если анализировать почерк одного и того же человека, продвинувшегося по карьерной лестнице. Классическим примером тому могут послужить модификации почерка Наполеона (их у него насчитывают около семи), по которым видны взлеты, победы, триумфы и поражения Наполеона, его состояние на острове Святой Елены.

В арсенале каждого из нас найдется пара-тройка почерков на любой случай: для записей в блокноте и в дневнике, для посланий личного характера, для официальных бумаг и т.д.

На самом деле, эти «почерки» - лишь модификации одного, просто изменяется наклон, размер букв, оформление или все вместе.

Сегодня разработана целая система признаков почерка, каждый из которых отражает определенную внутреннюю черту личности. 8

Остановимся на самых общих:

1. Нажим

Сильный нажимхарактерен для уверенных в себе и энергичных людей, обладающих высокой работоспособностью. Такие люди, как правило, очень общительны и привлекают своей целеустремленностью и оптимизмом. Они могут быть критичными, склонными к проявлению силы.

Легкий нажим чаще всего бывает у крайне чувствительных и романтичных натур. Это мечтатели, сконцентрированные в первую очередь на своем внутреннем мире. Ответственны, но неторопливы, делают все аккуратно, стараясь не допускать ошибок. Зачастую такой нажим является признаком слабовольности.

2. Наклон

Небольшой наклон влево чаще всего встречается у индивидуалистов: собственные интересы они всегда ставят выше групповых. Такие люди отличаются критическим складом ума.

Сильный наклон влево. Обладатели такого почерка самодостаточны и независимы, они всегда имеют собственную точку зрения на любую проблему.

Небольшой наклон вправо - наиболее распространенный наклон почерка, присущий людям спокойным и уравновешенным. Всегда открыты к общению, но и не прочь побыть какое-то время наедине с собой. Склонны к переменам настроения.

Сильный наклон вправо свидетельствует о целеустремленности и настойчивости. Такие люди, как правило, максималисты и стремятся

быть первыми во всем, поэтому если решаются на что-то, то на

условии, что получают или все, или ничего. Влюбчивы и очень ревнивы.

Если почерк вертикальный, то это говорит о внутренней гармонии, балансе рациональности и эмоциональности одновременно. Люди с таким почерком тщательно анализируют ситуацию и только после этого принимают решения. Самая главная черта характера - упрямство.

3. Размер почерка говорит об общительности человека

Например, обладатели крупного почерка (более 3 мм) открыты, эмоциональны и легко находят общий язык с людьми. По натуре они лидеры и душа любой компании. Могут любого убедить в своей правоте.

Мелкий почерк (меньше 3 мм) говорит о том, что его обладатель - человек сдержанный, расчетливый, скрытный и замкнутый. Ему можно доверять ответственную работу, так как он умеет полностью концентрироваться на деле.

Широкий почерк - широкая душа! Так пишут люди творческие и талантливые. Узкие буквы - признак рациональности и бережливости.

4. Очертания

Округлые буквы указывают на доброту и отзывчивость, а также способность идти на компромиссы. Если встретишь человека с таким почерком, знай: на него можно положиться, он всегда поддержит в трудную минуту.

Угловатый почерк - признак эгоизма. Человек с таким почерком стремится к независимости, не любит, когда ему указывают, как и что нужно делать.

5. Расположение строк

У натур оптимистичных к концу строка поднимается, у пессимистов - наоборот, опускается. Прямые строки характерны для людей спокойных и рассудительных, уравновешенных. Неровные строки говорят о частой смене настроения или неуравновешенности человека.

6. Вот еще несколько признаков почерка:

 предприимчивые люди, способные легко ориентироваться в незнакомой обстановке, пишут, как правило, бегло и размашисто;

 у человека уравновешенного, постоянного во взглядах и привязанностях, ровного в отношениях, почерк разборчивый, аккуратный, не очень старательный, буквы не одинаковые по высоте, без сильного нажима, с равными промежутками между словами;

 если буквы в словах стоят отдельно друг от друга - слабая воля, слитно - хорошая стрессоустойчивость;

 небольшое расстояние между соседними словами может указывать на слабовыраженное чувство субординации;

 излишнюю осторожность выдают большие пробелы на концах строк из-за нежелания переносить слова;

Угловатые буквы, кривые строки показатели вспыльчивости, нахальства;

Загнутые внутрь крючки, в конце слов буквы уменьшаются, буквы изуродованы признак ловкости в коммерческих делах, жизнь для своих выгод;

Грациозный крупный почерк говорит о благородстве, искренности, эстетичности;

Безжизненный почерк, кривые неровные строки, конусообразные буквы, неуклюжие- сонливость, застенчивость, слабохарактерность, леность.

Каллиграфический - показатель воли, уравновешенности, такие люди без конца «пилят» окружающих, мстительны, злопамятны, хорошие качества проявляют, когда им выгодно;

______________________________________________________________________________

Интернет- информация

Анализ почерка класса

Пользуясь данной информацией, мы проанализировали почерк учащихся нашего класса и получили следующие результаты:

Особенности почерка

Ф.И. учащихся

Храмов Д., Ханыгов К., Шарманкин А.,Солнцев Д Попков Д Рыжикова Н Свеклина А Макаров Д Королев А

Чернов А., Ушакова К Соловьев Д Зимин В

Разборчивый и аккуратный

Шарманкин А., Рыжикова Н.,Рысева Р., Кляпнева И Крюкова Н Хахаева А Сидорова Я Рысева Р Рыжикова Н Козлова К

Буквы отделены друг от друга

Слитные буквы

Сильный нажим

Ханыгов К Ушакова К Храмов Д Хахаева А Попков Д Беляков А Козлова К Тихонова К

Солнцев Д Храмов Д

Строки идут вверх

Небольшой наклон вправо

Сильный наклон вправо

Солнцев Д., Макаров Д., Соловьев Д Крюкова Н Макаров Д

Небольшой наклон влево

Вертикальные буквы

Храмов Д Хахаева А Сидорова Я Зимин В Попков Д Рысева Р Рыжикова Н Козлова К Тихонова К Шарманкин

Округлые буквы

Хахаева А., Рыжикова Н. Ханыгов К Хахаева А Немигалов А Козлова К Шарманкин

Угловатые буквы

Королев А Сидорова Я Зимин В Попков Д Беляков А Тихонова К

Пробелы на концах строк

Соловьев Д Козлова К Шарманкин Макаров Д

Строки идут вниз

Беглый и размашистый почерк

Храмов Д., Макаров Д., Солнцев Д Ханыгов К Сидорова Я Попков Д Рысева Р Беляков А Свеклина А

Таким образом, в нашем классе:

характера

Количество

учащихся

Коммуникабельный, энергичный

Сдержанный, осмотрительный

Слабая воля

Хорошая стрессоустойчивость

Осторожный

Бодрый, энергичный(оптимист)

Рациональный и бережливый

Добрый и отзывчивый

Открытый в общении

Соединив сходные черты характера, мы составили характеристику класса. Получилось, что в нашем классе:

характера

% учащихся

Коммуникабельный, энергичный

Сдержанный, осмотрительный

Легко ориентируется в незнакомой обстановке

Спокойный, уравновешенный, ровный в отношениях

Слабая воля

Хорошая стрессоустойчивость

Критичный, склонный к проявлению силы

Осторожный

Бодрый, энергичный(оптимист)

Постоянно в угнетённом состоянии (пессимист)

Чувствительная и романтичная натура, мечтатель, аккуратный, неторопливый

Независимый, всегда имеет свою точку зрения

Целеустремлённый и настойчивый, стремится быть первым

Упрямый, часто анализирует ситуацию и только после принимает решение

Эмоциональный, общительный, лидер и душа компани

Творческий, талантливый; широкая душа

Рациональный и бережливый

Добрый и отзывчивый

Эгоист, стремится к независимости,не любит, когда ему указывают

Открытый в общении

Учащимся предлагалось записать фамилии одноклассников, обладающих предложенными качествами.

Анализ анкеты

Черты характера

Ф.И. учащихся

Коммуникабельный, энергичный

Беляков Е., Немигалов Л., Чернов А., Солнцев Д., Попков Д., Кляпнёва И., Ханыгов К.. Крюкова А., Соловьёв Д., Скрипакова А., Бычков А., Макаров Д., Козлова К., Ушакова К., Королёв А., Шарманкин А., Соловьёв Д., Храмов Д., Зимин В.

Сдержанный, осмотрительный

Кляпнёва И., Солнцев Д., Тихонова К., Козлова К., Попков Д., Рыжикова Н., Сидрова Я., Соловьёв Д., Храмов Д., Королёв А., Шарманкин А., Крюкова А.

Легко ориентируется в незнакомой обстановке

Попков Д., Сидрова Я., Ханыгов К., Крюкова А., Чернов А., Немигалов А., Бычков А., Зимин В., Беляков Е., Солнцев Д., Макаров Д., Скрипакова А., Свеклина А., Козлова К., Ушакова К.¸ Силаева К., Хахаева А., Рысева Р.

Спокойный, уравновешенный, ровный в отношениях

Кляпнёва И., Соловьёв Д., Макаров Д., Королёв А., Храмов Д., Свеклина А., Попков Д., Рыжикова Н., Крюкова А., Сидрова Я., Шарманкин А., Козлова К., Скрипакова А., Тихонова К., Зимин В., Бычков А., Силаева К., Чернов А., Рысева Р.

Слабая воля

Шарманкин А., Беляков Е., Чернов А., Тихонова К., Ханыгов К., Солнцев Д., Макаров Д., Сидрова Я., Храмов Д., Кляпнёва И. , Немигалов А.

Хорошая стрессоустойчивость

Хахаева Г., Шарманкин А., Рыжикова Н., Кляпнёва И., Тихонова К., Соловьёв Д., Сидрова Я., Ушакова К., Силаева К., Зимин В., Беляков Е.

Критичный, склонный к проявлению силы

Макаров Д., Чернов А., Немигалов Л., Ханыгов К., Соловьёв Д., Беляков Е., Зимин В., Солнцев Д.

Осторожный

Хахаева Г., Тихонова К., Шарманкин А., Ушакова К., Рыжикова Н., Рысева Р., Свеклина А., Соловьёв Д., Макаров Д., Солнцев Д., Попков Д., Зимин В., Кляпнёва И., Крюкова Н., Козлова К., Ханыгов К.

Бодрый, энергичный(оптимист)

Постоянно в угнетённом состоянии (пессимист)

Артём Ч., Ханыгов К., Макаров Д., Тихонова К., Королёв А., Ханыгов К., Немигалов А., Соловьёв Д., Шарманкин А., Свеклина А.

Чувствительная и романтичная натура, мечтатель, аккуратный, неторопливый

Рыжикова Н., Тихонова К., Кляпнёва И., Королёв А., Шарманкин А., Бычков А, Храмов Д., Соловьёв Д., Макаров Д., Хахаева Г., Силаева К., Солнцев Д., Козлова К., Крюкова Н., Попков Д., Скрипакова А., Свеклина А., Ушакова К., Ханыгов К., Рысева Р.,

Независимый, всегда имеет свою точку зрения

Королёв А., Сидрова Я., Чернов А., Свеклина А., Кляпнёва И., Беляков Е., Скрипакова А., Немигалов А., Рыжикова Н., Зимин В., Козлова К., Ушакова К., Крюкова Н., Ханыгов К., Солнцев Д., Попков Д.

Целеустремлённый и настойчивый, стремится быть первым

Немигалов А., Ушакова К., Козлова К., Ханыгов К., Зимин В., Беляков Е., Макаров Д., Свеклина А., Рысева Р., Бычков А., Попков Д., Чернов А., Солнцев Д.,

Упрямый, часто анализирует ситуацию и только после принимает решение

Чернов А., Немигалов А., Королёв А., Беляков Е., Соловьёв Д., Скрипакова А., Зимин В., Ханыгов К., Макаров Д., Солнцев Д., Храмов Д.

Зимин В., Попков Д., Беляков Е., Немигалов А., Ханыгов, Чернов А., Крюкова Н., Рыжикова Н., Свеклина А., Скрипакова А., Силаева К., Солнцев Д., Рысева Р.

Творческий, талантливый; широкая душа

Шарманкин А., Ушакова К., Зимин В., Свеклина А., Ушакова К., Силаева К., Рысева Р., Тихонова К., Крюкова Н., Рыжикова Н., Солнцев Д., Скрипакова А., Соловьёв Д., все.

Рациональный и бережливый

Силаева К., Рысева Р., Скрипакова А., Рыжикова Н., Свеклина А., Сидрова Я., Козлова К., Скрипакова А., Ушакова К., Тихонова К., Крюкова Н., Хахаева Г., Шарманкин А., Храмов Д., Макаров Д., Словьёв Д., Солнцев Д., Королёв А.,

Добрый и отзывчивый

Шарманкин А., Солнцев Д., Рыжикова Н., Тихонова К., Чернов А., Хахаева Г., Ханыгов К., Беляков Е., Козлова К., Зимин В., Рысева Р., Свеклина А., Бычков А., Кляпнёва И., Ушакова К., Королёв А., Макаров Д., Храмов Д., Немигалов А., Попков Д.

Эгоист, стремится к независимости,не любит, когда ему указывают

Ханыгов К., Немигалов К., Чернов А., Солнцев Д., Храмов Д., Беляков Е., Соловьёв Д., Зимин В., Тихонова К., Ушакова К., Крюкова Н., Сидрова Я., Свеклина А., Рысева Р., Хахаева Г.

Открытый в общении

Шармакин А., Тихонова К., Зимин В., Макаров Д., Чернов А., Козлова К., Храмов Д., Крюкова Н., Скрипакова А., Рысева Р., Рыжикова Н., Сидрова Я., Беляков Е., Попков Д., Свеклина А., Силаева К., Королёв А.

При сопоставлении полученных таблиц выявились следующие совпадения:

Особенности почерка

Черты характера

Совпадения

Храмов Д Солнцев Д., Попков Д., ., Ханыгов К..Макаров Д., Королёв А., Шарманкин А.,.Сидорова Я

Сдержанный, осмотрительный

Соловьёв Д.,

Разборчивый и аккуратный

Спокойный, уравновешенный, ровный в отношениях

Сидрова Я., Крюкова А., Бычков А., Зимин В., Свеклина А., Хахаева А., Рысева Р.

Буквы отделены друг от друга

Слабая воля

Слитные буквы

Хорошая стрессоустойчивость

Сильный нажим

Критичный, склонный к проявлению силы

Хахаева Г., Шарманкин А., Тихонова К., Соловьёв Д., Ушакова К., Силаева К., Беляков Е.

Небольшое расстояние между словами

Слабая субординация

Солнцев Д.

Строки идут вверх

Бодрый, энергичный (оптимист)

Небольшой наклон вправо

Открытый в общении

Шарманкин А., Крюкова Н., Солнцев Д., Зимин В., Соловьёв Д., Рыжикова Н., Королёв А., Попков Д., Ханыгов К., Беляков Е., Храмов Д., Рыжикова Н., Сидрова Я., Ушакова К., Силаева К., Рысева Р., Скрипакова А., Свеклина А., Тихонова К., Кляпнёва И.

Сильный наклон вправо

Целеустремлённый и настойчивый, стремится быть первым

Макаров Д., Соловьёв Д.,

Небольшой наклон влево

Собственные интересы ставит выше групповых

Вертикальные буквы

Упрямый, часто анализирует ситуацию и только после принимает решение

Сидрова Я., Зимин В., Козлова К., Попков Д.

Округлые буквы

Добрый и отзывчивый

Козлова К., Ханыгов К.,

Угловатые буквы

Эгоист, стремится к независимости,не любит, когда ему указывают

Королёв А., Беляков Е., Д., Зимин В., Немигалов А, Чернов А

Пробелы на концах строк

Осторожный

Затем мы решили определить процент совпадения на основе наблюдений и составили следующую таблицу:

Характеристика учащихся класса по анализу почерка

Ф.И. учащихся

Черты характера

(по почерку)

Совпадения (по наблюдениям)

Беляков Егор

Критичный, склонный к проявлению силы

Эгоист, стремится к независимости,не любит, когда ему указывают

Хорошая стрессоустойчивость

Бычков Алексей

Спокойный, 1уравновешенный, 1ровный в отношениях

Открытый в общении

Хорошая стрессоустойчивость

Зимин Владимир

Спокойный, уравновешенный, ровный в отношениях

Открытый в общении

Упрямый, часто анализирует ситуацию и только после принимает решение

Эгоист, стремится к независимости,не любит, когда ему указывают

Хорошая стрессоустойчивость

++++++++++++++++

Кляпнева Ирина

Открытый в общении

Козлова Ксения

Упрямый, часто анализирует ситуацию и только после принимает решение

Добрый и отзывчивый

Хорошая стрессоустойчивость

Королев Алексей

Коммуникабельный, энергичный, эмоциональный

Открытый в общении

Открытый в общении

Эгоист, стремится к независимости,не любит, когда ему указывают

Хорошая стрессоустойчивость

Крюкова Анастасия

Спокойный, уравновешенный, ровный в отношениях

Спокойный, уравновешенный, ровный в отношениях

Хорошая стрессоустойчивость

Макаров Данил

Коммуникабельный, энергичный, эмоциональный

Целеустремлённый и настойчивый, стремится быть первым

Хорошая стрессоустойчивость

Немигалов Алексей

Эгоист, стремится к независимости,не любит, когда ему указывают

Хорошая стрессоустойчивость

+++++++++++++++++++++

Попков Денис

Коммуникабельный, энергичный, эмоциональный

Открытый в общении

Упрямый, часто анализирует ситуацию и только после принимает решение

Хорошая стрессоустойчивость

Рыжикова Наталья

Открытый в общении

Открытый в общении

Хорошая стрессоустойчивость

Рысева Маргарита

Спокойный, уравновешенный, ровный в отношениях

Открытый в общении

Хорошая стрессоустойчивость

Свеклина Алена

Спокойный, уравновешенный, ровный в отношениях

Открытый в общении

Упрямый, часто анализирует ситуацию и только после принимает решение

Хорошая стрессоустойчивость

Сидорова Яна

Открытый в общении

Хорошая стрессоустойчивость

Коммуникабельный, энергичный, эмоциональный

Солнцев Даниил

Коммуникабельный, энергичный, эмоциональный

Слабая субординация

Открытый в общении

Хорошая стрессоустойчивость

Соловьев Дмитрий

Сдержанный, осмотрительный

Критичный, склонный к проявлению силы

Открытый в общении

Хорошая стрессоустойчивость

Тихонова Екатерина

Критичный, склонный к проявлению силы

Открытый в общении

Целеустремлённый и настойчивый, стремится быть первым

Хорошая стрессоустойчивость

Ушакова Ксения

Критичный, склонный к проявлению силы

Открытый в общении

Хорошая стрессоустойчивость

Ханыгов Кирилл

Коммуникабельный, энергичный, эмоциональный

Открытый в общении

Добрый и отзывчивый

Хорошая стрессоустойчивость

Хахаева Ангелина

Спокойный, уравновешенный, ровный в отношениях

Критичный, склонный к проявлению силы

Хорошая стрессоустойчивость

Храмов Денис

Коммуникабельный, энергичный, эмоциональный

Открытый в общении

Хорошая стрессоустойчивость

Шарманкин Андрей

Коммуникабельный, энергичный, эмоциональный

Критичный, склонный к проявлению силы

Открытый в общении

Хорошая стрессоустойчивость

Чернов Артем

Эгоист, стремится к независимости,не любит, когда ему указывают

Хорошая стрессоустойчивость

++++++++++++++++++++++++

Заключение

Конечно, процент совпадения получился не очень большой, ведь мы не профессиональные графологи.

К тому же известно, что почерк в некоторой степени «привязан» к нашей личности, и поэтому он испытывает изменения параллельно с ней.

Но если, глядя на чужой (кто знает, может, и свой?) почерк, вы проявите некоторую наблюдательность и сможете увидеть за ним живого человека, то ради этого стоило потревожить полузабытую науку. Изучая почерк ребят нашего класса, мы заметили, что почерка многих схожи наклоном, написанием букв, это происходит скорее потому, что нас обучал письму один учитель, мы воспитывались в одном коллективе, может, в будущем наши почерка изменятся чуть- чуть, профессии наложат свой отпечаток.

В итоге нашего исследования мы убедились, что почерк зависит от характера человека, является скрытым информатором о человеке и наравне с особенностями его внешнего вида, поведения и привычек, дополняя наши впечатления о нем, позволяет делать определенные выводы. Видимо, и впрямь почерк - это своеобразный «слепок» личности.

Используемая литература:

Щекин Г. «Профессия-менеджер по кадрам», М..1993г.

Сара Д. «Тайны почерка», М..Вече, Персей,АСТ, 1996г.

3. Интернет- информация

Справка об апробации

исследовательской работы «Характер и почерк»

Свеклина Алена, ученица 5а класса МБОУССОШ№1

2. Руководитель

Учитель русского языка и литературы высшей категории

Дружинина Татьяна Валентиновна

3. Название работы, представляемой на апробацию, участники апробации

4. Сроки проведения апробации - март 2017 г

5. Цель: дать характеристику учащихся 5а класса, руководствуясь теорией зависимости почерка от характера человека.

1)Изучив источники, определить степень зависимости почерка от характера человека.

2)Проанализировать почерк учащихся 5а класса.

3)На основе наблюдений и анкетирования установить процент достоверности полученных результатов.

7. Результаты апробации (статистические показатели эффективности работы (в числовом и (или) описательном выражениях)) в соответствии с поставленными задачами

Соединив сходные черты характера, составили характеристику класса. Получилось, что в 5а классе

характера

% учащихся

Коммуникабельный, энергичный

Сдержанный, осмотрительный

Легко ориентируется в незнакомой обстановке

Спокойный, уравновешенный, ровный в отношениях

Слабая воля

Хорошая стрессоустойчивость

Критичный, склонный к проявлению силы

Осторожный

Бодрый, энергичный (оптимист)

Постоянно в угнетённом состоянии (пессимист)

Чувствительная и романтичная натура, мечтатель, аккуратный, неторопливый

Независимый, всегда имеет свою точку зрения

Целеустремлённый и настойчивый, стремится быть первым

Упрямый, часто анализирует ситуацию и только после принимает решение

Эмоциональный, общительный, лидер и душа компании

Творческий, талантливый; широкая душа

Рациональный и бережливый

Добрый и отзывчивый

Эгоист, стремится к независимости,не любит, когда ему указывают

Открытый в общении

Из числа учащихся в классе определено 50 % совпадения характера (на основе анкетирования) и почерка.

Из числа учащихся в классе определено 50 % совпадения характера (на основе наблюдения) и почерка.

Средний процент совпадения характеристики по почерку, анкетированию и наблюдениям - 42%.

После того, как результаты были оглашены в классе, ученики захотели повторить данную графологическую анкету.

При повторном анализе выявилось:

Почти все ученики класса следили за каллиграфией;

Обращали внимание на характеристики по почерку, которые более приветствовались учениками

Эффективности данной работы состоит в том, что это еще один способ привлечь внимание учеников к работе над каллиграфией