Игровые технологии в доу в условиях введения фгос. Игровые технологии в доу

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

«Игровые технологии в детском саду» «МДОБУ Сурокский детский сад «Солнышко» Подготовила: Воспитатель Иванова Н.Г.

2 слайд

Описание слайда:

«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра- это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий окружающего мира. Игра-это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» В.А.Сухомлинский

3 слайд

Описание слайда:

В свете ФГОС личность ребенка находится на первом плане и все дошкольное детство должно быть посвящено игре. Игра – это не только удовольствие и радость для ребёнка, но и закрепление навыков, которыми он недавно овладел. Дети в игре чувствуют себя самостоятельными, по своему желанию общаются со сверстниками, реализуют и углубляют свои знания. Играя, дети познают окружающий мир, изучают цвета, форму, свойства материала и пространство, знакомятся с растениями, животными, адаптируются к многообразию человеческих отношений.

4 слайд

Описание слайда:

Игровые технологии Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; группы игр на обобщение предметов по определенным признакам; группы игр, воспитывающих умение владеть собой. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс; осваивать ряд учебных элементов.

5 слайд

Описание слайда:

Главная цель игровой технологии - создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от условий функционирования дошкольного учреждения и уровня развития детей. Её задачи: Достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в усвоении знаний и умений за счёт собственной активности ребёнка. Подобрать средства, активизирующие деятельность детей и повышающие её результативность.

6 слайд

Описание слайда:

Игровая технология строится как целостное образование. В нее включаются последовательно: Игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их. Группы игр на обобщение предметов по определенным признакам. Группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др. Группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных.

7 слайд

Описание слайда:

Требования к игровой технологии Технологическая схема - описание технологического процесса с разделением на логически взаимосвязанные функциональные элементы. Научная база - опора на определённую научную концепцию достижения образовательных целей. Системность - технология должна обладать логикой, взаимосвязью всех частей, целостностью. Управляемость - предполагается возможность целеполагания, планирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирование средств и методов с целью коррекции результатов. Эффективность - должна гарантировать достижение определённого стандарта обучения, быть эффективной по результатам и оптимальной по затратам. Воспроизводимость - применение в других образовательных учреждениях

8 слайд

Описание слайда:

Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач. Игровые технологии, дают ребёнку: возможность «примерить» на себя важнейшие социальные роли; быть лично причастным к изучаемому явлению (мотивация ориентирована на удовлетворение познавательных интересов и радость творчества); прожить некоторое время в «реальных жизненных условиях». Особенности игровых технологий

9 слайд

Описание слайда:

Значение игровой технологии не в том, что она является развлечением и отдыхом, а в том, что при правильном руководстве становится: способом обучения; деятельностью для реализации творчества; методом терапии; первым шагом социализации ребёнка в обществе. Воспитательное и обучающее значение игры зависит от: - знания методики игровой деятельности; - профессионального мастерства педагога при организации и руководства различными видами игр; - учёта возрастных и индивидуальных возможностей.

10 слайд

Описание слайда:

Отличие игровой технологии от игры В отличие от игр вообще, игровая технология обладает существенным признаком четкого обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма ООД создается при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к образовательной деятельности.

11 слайд

Описание слайда:

Главный компонент игровой технологии - непосредственное и систематическое общение педагога и детей. Его значение: - активизирует воспитанников; - повышает познавательный интерес; - вызывает эмоциональный подъём; - способствует развитию творчества; - максимально концентрирует время занятий за счёт чётко сформулированных условий игры; - позволяет педагогу варьировать стратегию и тактику игровых действий за счёт усложнения или упрощения игровых задач в зависимости от уровня освоения материала.

12 слайд

Описание слайда:

Целевые ориентации игровых технологий: Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность, формирование определённых умений и навыков, развитие трудовых навыков. Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли, сотрудничества,коллективизма, коммуникативности. Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умения сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, развитие мотивации учебной деятельности. Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды, саморегуляция.

13 слайд

Описание слайда:

Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого воспитателя! Цель игровой технологии – не менять ребёнка и не переделывать его, не учить его каким - то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность « прожить » в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого

14 слайд

Описание слайда:

15 слайд

Описание слайда:

Сюжетно - ролевая игра – это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. Основной источник, питающий сюжетно - ролевую игру ребенка, - это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников. Основной особенностью сюжетно - ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей.

16 слайд

Описание слайда:

Сюжет игры – это ряд событий, которые объединены жизненно - мотивационными связями. В сюжете раскрывается содержание игры – характер тех действий и отношений, которыми связаны участники событий. Роль является основным стержнем сюжетно - ролевой игры. Чаще всего ребенок принимает на себя роль взрослого. Роль выражается в действиях, речи, мимике, пантомиме.

17 слайд

Развитие современного общества требует обобщения и систематизации опыта педагогических инноваций, результатов психолого-педагогических исследований. Одним из способов решения этой проблемы является технологический подход к организации образовательной работы с детьми.

В дошкольном образовании педагогическая технология представляет совокупность психолого-педагогических подходов, определяющих комплекс форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств для реализации образовательного процесса как в нескольких ДОУ, так и в конкретном детском саду или даже группе.

Необходимость использования педагогических технологий обусловлена следующими причинами:

Социальный заказ (родители, региональный компонент, требования ФГОС);

Образовательные ориентиры, цели и содержание образования (образовательная программа, приоритетное направление, результаты мониторинга и др.).

Ценность педагогической технологии в том, что она:

Конкретизирует современные подходы к оценке достижений дошкольников;

Создаёт условия для индивидуальных и дифференцированных заданий.

Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом, в котором закладываются основы личности, вырабатывается воля, формируется социальная компетентность.

Эти и другие важнейшие качества не только в процессе специальных занятий, но также и в игре, дающей ребёнку:

Возможность «примерить» на себя важнейшие социальные роли;

Быть лично причастным к изучаемому явлению (мотивация ориентирована на удовлетворение познавательных интересов и радость творчества);

Прожить некоторое время в «реальных жизненных условиях».

Значение игры не в том, что она является развлечением и отдыхом, а в том, что при правильном руководстве становится:

Способом обучения;

Деятельностью для реализации творчества;

Методом терапии;

Первым шагом социализации ребёнка в обществе.

Воспитательное и обучающее значение игры зависит от:

Знания методики игровой деятельности;

Профессионального мастерства педагога при организации и руководства различными видами игр;

Учёта возрастных и индивидуальных возможностей.

На современном этапе игровая деятельность в качестве самостоятельной технологии может быть использована:

Для освоения темы или содержания изучаемого материала;

В качестве занятия или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

Как часть образовательной программы, формируемой коллективом ДОУ.

Главная цель игровой технологии – создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от условий функционирования дошкольного учреждения и уровня развития детей.

Её задачи:

1. Достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в усвоении знаний и умений за счёт собственной активности ребёнка.

2. Подобрать средства, активизирующие деятельность детей и повышающие её результативность.

Но как любая педагогическая технология, игровая также должна соответствовать следующим требованиям:

1. Технологическая схема – описание технологического процесса с разделением на логически взаимосвязанные функциональные элементы.

2. Научная база – опора на определённую научную концепцию достижения образовательных целей.

3. Системность – технология должна обладать логикой, взаимосвязью всех частей, целостностью.

4. Управляемость – предполагается возможность целеполагания, планирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирование средств и методов с целью коррекции результатов.

5. Эффективность – должна гарантировать достижение определённого стандарта обучения, быть эффективной по результатам и оптимальной по затратам.

6. Воспроизводимость – применение в других образовательных учреждениях.

Игровая педагогическая технология – организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Это последовательная деятельность педагога по:

Отбору, разработке, подготовке игр;

Включению детей в игровую деятельность;

Осуществлению самой игры;

Подведению итогов, результатов игровой деятельности.

Главный признак педагогической игры в игровой технологии – чётко поставленная цель обучения и соответствующие ей педагогические результаты, характеризующиеся учебно-познавательной направленностью.

Виды педагогических игр очень разнообразны. Они могут различаться:

1. По виду деятельности – двигательные, интеллектуальные, психологические, профориентационные и т.д.;

2. По характеру педагогического процесса – обучающие, тренировочные, контролирующие, познавательные, воспитательные, развивающие, диагностические.

3. По характеру игровой методики – игры с правилами; игры с правилами, устанавливаемыми по ходу игры, игры; игры, где одна часть правил задана условиями игры, а устанавливается в зависимости от её хода.

5. По игровому оборудованию – настольные, компьютерные, театрализованные, сюжетно-ролевые, режиссёрские и т.д.

Главный компонент игровой технологии – непосредственное и систематическое общение педагога и детей.

Её значение:

Активизирует воспитанников;

Повышает познавательный интерес;

Вызывает эмоциональный подъём;

Способствует развитию творчества;

Максимально концентрирует время занятий за счёт чётко сформулированных условий игры;

Позволяет педагогу варьировать стратегию и тактику игровых действий за счёт усложнения или упрощения игровых задач в зависимости от уровня освоения материала.

Игровые занятия проходят очень живо, в эмоционально благоприятной психологической обстановке, в атмосфере доброжелательности, свободы, равенства, при отсутствии изоляции пассивных детей. Игровые технологии помогают детям раскрепоститься, появляется уверенность в себе. Как показывает опыт, действуя в игровой ситуации, приближенной к реальным условиям жизни, дошкольники легче усваивают материал любой сложности.

Концептуальные основы игровой технологии:

1. Игровая форма совместной деятельности с детьми создаётся при помощи игровых приёмов и ситуаций, выступающих в качестве средства побуждения и стимулирования ребёнка к деятельности.

2. Реализация педагогической игры осуществляется в следующей последовательности – дидактическая цель ставится в форме игровой задачи, образовательная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

3. Игровая технология охватывает определённую часть образовательного процесса, объединённую общим содержанием, сюжетом, персонажем.

4. В игровую технологию включаются последовательно игры и упражнения, формирующие одно из интегративных качеств или знание из образовательной области. Но при этом игровой материал должен активизировать образовательный процесс и повысить эффективность освоения учебного материала.

Игра, как правило, собственная инициатива детей, поэтому руководство педагога при организации игровой технологии должно соответствовать требованиям:

Выбор игры – зависит от воспитательных задач, требующих своего разрешения, но должен выступать средством удовлетворения интересов и потребностей детей (дети, проявляют интерес к игре, активно действуют и получают результат, завуалированный игровой задачей – происходит естественная подмена мотивов с учебных на игровые);

Предложение игры – создаётся игровая проблема, для решения которой предлагаются различные игровые задачи: правила и техника действий);

Объяснение игры – кратко, чётко, только после возникновения интереса детей к игре;

Игровое оборудование – должно максимально соответствовать содержанию игры и всем требованиям к предметно-игровой среде по ФГТ;

Организация игрового коллектива – игровые задачи формулируются таким образом, чтобы каждый ребёнок мог проявить свою активность и организаторские умения. Дети могут действовать в зависимости от хода игры индивидуально, в парах или командах, коллективно.

Развитие игровой ситуации – основывается на принципах: отсутствие принуждения любой формы при вовлечении детей в игру; наличие игровой динамики; поддержание игровой атмосферы; взаимосвязь игровой и неигровой деятельности;

Светлана Гринина
Игровые технологии по ФГОС в детском саду

Понятие «игровые педагогические технологии » включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенной общим содержанием, сюжетом, персонажем.

В нее включаются последовательно :

игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;

группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;

группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;

группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и т. д.

Особенностью игровых технологий является то , что игровые моменты проникают во все виды деятельности детей : труд и игра, учебная деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность, связанная с выполнением режима дня и игра.

Изученный в процессе игровой деятельности материал забывается детьми в меньшей степени и медленнее, чем материал, при изучении которого игра не использовалась. Это объясняется прежде всего, тем, что в игре органически сочетается занимательность, делающая процесс познания доступным и увлекательным для дошкольников, и деятельность, благодаря участию которой в процессе обучения, усвоение знаний становится более качественным и прочным.

Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным. Для реализации такого подхода необходимо, чтобы образовательные технологии , разрабатываемые для обучения дошкольников, содержали четко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр с тем, чтобы используя эту систему, педагог мог быть уверенным в том, что в результате он получит гарантированный уровень усвоения ребенком того или иного предметного содержания.

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр :

обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

познавательные, воспитательные, развивающие;

репродуктивные, продуктивные, творческие;

коммуникативные, диагностические и др.

В деятельности с помощью игровых технологий у детей развиваются психические процессы. Игровые технологии могут быть направлены на развитие внимания, восприятия, памяти, мышления, творческих способностей и т. д.

Пример использования игровой технологии на занятиях ФЭМП .

Цель : способствовать закреплению навыков счета в пределах десяти; побуждать выделять сходные и отличительные признаки геометрических фигур; развивать логическое мышление, внимание; способствовать установлению дружеских взаимоотношений – умение поддерживать друг друга.

Ход занятия.

1. Дети садятся на стульчиках полукругом. Воспитатель встает спиной к детям и показывает карточку с цифрой. Дети вслух произносят эту цифру и договариваются между собой. Когда воспитатель повернется должны стоять дети, согласно цифре на карточке.

2. Дети сидят на стульчиках, воспитатель раздает им карточки с цифрами. По сигналу воспитателя встают дети, в руках которых карточки «меньше шести» , «больше трех» и т. д.

3. Дети делятся на команды. Им раздаются карточки с изображением геометрических фигур. Воспитатель предлагает каждой команде выбрать предметы из группы похожие на их геометрическую фигуру.

4. Словесная игра. Воспитатель кидает мяч каждому ребенку и задает вопрос. Дети отвечают и возвращают мяч воспитателю. Пример, «Сколько углов у треугольника?» , «Сколько сторон у квадрата?» и т. д.

5. Дети берутся за руки, образуют какую-либо геометрическую фигуру. Воспитатель предлагает присесть тем детям, которые стоят в углах фигуры, являются стороной фигуры.

6. Словесная игра «Найди ошибку» . Детям читается рассказ о геометрических фигурах и числах в пределах десяти. Задача дошкольников найти и обозначить ошибку.

7. Каждому ребенку предлагается рассказать, что ему понравилось на занятии. Он берет в руки волшебный клубочек, после ответа передает следующему ребенку.

Обучение в форме игры должно строится от простого к сложному и прослеживаться при изучении всех пяти образовательных областей.

Комплексное использование игровых технологий разной целевой направленности помогает подготовить ребенка к школе. С точки зрения формирования мотивационной и эмоционально-волевой готовности к школе, каждая игровая ситуация общения дошкольника со взрослыми, с другими детьми является для ребенка «школой сотрудничества» , в которой он учится и радоваться успеху сверстника, и спокойно переносить свои неудачи; регулировать свое поведение в соответствии с социальнами требованиями, одинаково успешно организовывать подгрупповые и групповые формы сотрудничества.

Публикации по теме:

Игровые технологии как эффективный метод обучения согласно требованиям ФГОС Игровые технологии как эффективный метод обучения согласно требованиям ФГОС Образовательные стандарты дошкольного образования ставят во.

Консультация для педагогов «Игровые технологии в детском саду» «Игра порождает радость, свободу, довольство, покой в себе и около себя, мир с миром» Фридрих Фребель Игра представляет собой особую деятельность,.

Мастер-класс для родителей «Здоровьесберегающие технологии в детском саду» Цель мастер-класса: освоение и последующее применение технологий в практической деятельности педагога-воспитателя. Задачи: Дать определение.

План работы по самообразованию на 2015–2016 учебный год Тема: «Игровые технологии в условиях введения ФГОС до» План самообразования: Месяц Мероприятия Сентябрь Консультация для педагогов: «Игровые технологии в ДОУ» Консультация для родителей: «Игры.

Работа городского ресурсного центра «Игровые педагогические технологии в дошкольном образовании в условиях реализации ФГОС» Кочубеева Наталья Вячеславовна старший воспитатель МБДОУ центра развития ребенка – детского сада № 21 городского округа Железнодорожный.

Возраст детей, в котором закладываются основы личности, вырабатывается воля, формируется социальная компетенция называется дошкольным. Он является уникальным и решающим в начале ступени развития ребенка. Обучение в игровой форме должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным.

Игровая педагогическая технология - организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр . Это понятие отличается от игр тем, что они имеют четко поставленную цель и соответствующий ей педагогический результат. Игровая педагогическая технология включает в себя различные методы и приемы организации педагогического процесса в форме игр. Результат игр обоснован, наблюдается в явном виде и характеризуется определенной воспитательной направленностью.

Целью игровой технологии - является создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от условий функционирования дошкольного учреждения и уровня развития детей.

Игры в основном, являются собственной инициативой детей, поэтому педагог при организации игровой деятельности должен руководствоваться следующими требованиями:

Выбор игры. Должен выступать как средство удовлетворения интересов и потребностей детей. Обычно выбор игры зависит от воспитательных задач, которые требуют своего логического разрешения. То есть дети, проявляют интерес к игре, активно действуют и получают результат, завуалированный игровой задачей - происходит естественная подмена мотивов с учебных на игровые;

Предложение игры. Создаётся игровая проблема. Для ее решения детям предлагаются разные игровые задачи, такие как техника действий и правила;

Объяснение игры. Педагог кратко и чётко объясняет правила и технику действий игры, но только после возникновения интереса детей к игре;

Игровое оборудование. Должно максимально соответствовать содержанию игры и всем требованиям к предметно-игровой среде по ФГОС;

Организация игрового коллектива. Игровые задачи формулируются таким образом, чтобы каждый ребёнок мог проявить свою активность и организаторские умения. Дети могут действовать в зависимости от хода игры индивидуально, в парах или командах, коллективно;

Развитие игровой ситуации. Характеризуется принципами: отсутствием принуждения любой формы при вовлечении детей в игру; наличием игровой динамики; поддержанием игровой атмосферы; взаимосвязью игровой и неигровой деятельности;

Окончание игры. Результат игровой деятельности детей должен быть проанализирован и нацелен на применение в реальной жизни.

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

Обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие;

Познавательные, воспитательные, развивающие;

Репродуктивные, продуктивные, творческие, коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и другие.

Виды педагогических игр могут быть очень разнообразны . Они подразделяются:

  1. По виду деятельности - двигательные, интеллектуальные, психологические и т. д.
  2. По характеру педагогического процесса - обучающие, тренировочные, контролирующие, познавательные, воспитательные, развивающие, диагностические.
  3. По характеру игровой методики - игры с правилами; игры с правилами, устанавливаемыми по ходу игры; игры, где одна часть правил задана условиями игры, а устанавливается в зависимости от её хода.
  4. По содержанию - музыкальные, математические, социализирующие, логические и т. д.
  5. По игровому оборудованию - настольные, компьютерные, театрализованные, сюжетно-ролевые, режиссёрские и т. д.

Компонент игровой технологии – это непосредственное взаимодействие и общение педагога и детей, который носит непосредственный и систематический характер. Компонент игровой технологии:

Активизирует воспитанников;

Повышает познавательный интерес;

Вызывает эмоциональный подъём;

Способствует творческому развитию ребенка;

Максимально концентрирует время занятий за счёт чётко сформулированных условий игры;

Дает возможность педагогу изменять стратегию и тактику игровых действий за счёт усложнения или упрощения игровых задач, в зависимости от уровня освоения материала.

Игровая технология организуется как целостное образование, которое охватывает некоторую часть учебного процесса, а также объединяет общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно:

  • игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;
  • группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;
  • группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;
  • группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.

Задачей каждого воспитателя является составление игровых технологий из отдельных игр и элементов. В последнее десятилетие, в связи с развитием мирового сообщества, приоритетом в центре системы образования и воспитания стала человеческая личность. Главным компонентом формирования человеческой личности становиться педагог, который одновременно является и носителем общечеловеческих ценностей и созидателем творческой личности. Постоянные колебания и перемены общества определяют сложность для педагога и ставят его перед необходимостью ценностного самоопределения, требуют от него реализации демократических и гуманистических принципов в педагогической деятельности. Другими словами, основой деятельности педагога является определение и использование своего личностного творческого потенциала, что является системообразующим фактором авторской педагогической системы, восхождением от отдельных педагогических функций (действий, ситуаций) к их системе, от стандартных технологий к креативным, личностно – ориентированным, в основу которых должен быть положен диалогический подход, педагогический тренинг, сюжетно – ролевые игры, анализ педагогической ситуации, создание “ситуации успеха”, сотворчество в проведении и подготовке творческих комплективных воспитательных дел.

Если педагог использует новейшие педагогические технологии, какими качествами он должен обладать? На сегодняшний день приоритетными и востребованными качествами педагога становятся такие личностные качества (имидж), как искусство общения, открытость, искренность, доброжелательность, эрудиция, кругозор, артистизм, обаяние, эмпатия, импровизация, фантазия, рефлексия, умение вовремя обнаружить “новообразования”, перемены во взаимоотношениях детей, их настроениях, реакциях. Так, игровые технологии помогают раскрепоститься детям и проявить уверенность в себе, при этом способствуют легкому усвоению материала любой сложности, путем приближения игровой ситуации к реальным условиям жизни.

Литература:

  1. Касаткина Е. И. Игра в жизни дошкольника. - М. , 2010.
  2. Касаткина Е. И. Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ. //Управление ДОУ. - 2012. - №5.

Игровые технологии в ДОУ

Игра - ведущий наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами. В игре он развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики. Поэтому я считаю, что важнейшей задачей в педагогической практике является оптимизация и организация в ДОУ специального пространства для активизации, расширения и обогащения игровой деятельности дошкольников.

Актуальность

Проблема игры привлекала и привлекает к себе внимание многих исследователей: педагогов, психологов, философов, социологов, искусствоведов, биологов. Например, в исследованиях Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина игра определяется как ведущий вид деятельности, который возникает не путём спонтанного созревания, а формируется под влиянием социальных условий жизни и воспитания. В игре создаются благоприятные условия для формирования способностей производить действия в умственном плане, для осуществления психологических замен реальных жизненных ситуаций и объектов.

Цель игровой технологии - не менять ребенка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.

Её задачи:

1. Достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в усвоении знаний и умений за счёт собственной активности ребёнка.

2. Подобрать средства, активизирующие деятельность детей и повышающие её результативность.

Но как любая педагогическая технология, игровая также должна соответствовать следующим требованиям:

1. Технологическая схема – описание технологического процесса с разделением на логически взаимосвязанные функциональные элементы.

2. Научная база – опора на определённую научную концепцию достижения образовательных целей.

3. Системность – технология должна обладать логикой, взаимосвязью всех частей, целостностью.

4. Управляемость – предполагается возможность целеполагания, планирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирование средств и методов с целью коррекции результатов.

5. Эффективность – должна гарантировать достижение определённого стандарта обучения, быть эффективной по результатам и оптимальной по затратам.

6. Воспроизводимость – применение в других образовательных учреждениях.

Поэтому, используя игровые технологии в образовательном процессе, я следую принципу доброжелательности, стараюсь осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрять любые выдумки и фантазии ребенка. Считаю, что только в этом случае игра будет полезна для развития ребенка и создания положительной атмосферы сотрудничества с взрослым.

Стараюсь организовать педагогический процесс так, чтобы игровые технологии, как игровые моменты проникали во все виды деятельности детей: труд и игра, образовательная деятельность и игра, режимные моменты и игра.

Мой опыт работы показывает, что игровые моменты играют важную роль в педагогическом процессе, особенно в период адаптации. Начиная с двух - трех лет их основная задача - это формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю, умения видеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама, интересного партнера в игре. Первые игровые ситуации организую фронтально, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Например, это такие игры как хоровод «Каравай», «Попробуй, догони», «Куличи для Маши» и др. Далее, включаю игровые ситуации типа «Что катится? », «Кто быстрее докатит мяч» - при этом, организуя детей в игру – соревнование.

Игровая деятельность выполняет различные функции:

Развлекательную (развлечь, воодушевить, пробудить интерес) ;

Коммуникативную (освоение способов общения) ;

Самореализации в игре;

Игротерапевтическую (преодоление различных трудностей, возникающих в

других видах жизнедеятельности) ;

Диагностическую (выявление отклонений от нормального поведения, самопознание в процессе игры) ;

Коррекции (внесение позитивных изменений в структуру личностных

показателей) ;

Социализации (включение в систему общественных отношений) .

Главными чертами игры являются:

1. свободная развивающая деятельность;

2. творческий, импровизационный, активный характер;

3. эмоциональная сторона деятельности;

4. наличие правил, содержания, логики и временной последовательности

развития.

Игровые технологии я направляю на развитие внимания детей.

У детей в дошкольном возрасте происходит постепенный переход от непроизвольного внимания к произвольному. Произвольное внимание требует сосредоточения на задании, пусть даже оно не очень интересное. Поэтому необходимо развивать детей, используя игровые приемы.

Например, предлагаю игровую ситуацию на внимание: «Найди такой же» - можно ребенку предложить выбрать из нескольких шариков, кубиков, фигурок, игрушек «такой же» (по цвету, величине, как у него. Или предлагаю игру «Что не так? », специально допуская ошибку в своих действиях, а ребенок должен ее заметить.

Использование игровых технологий помогает мне при развитии памяти детей. Это такие игры как «Запомни и назови», «Что сначала, что потом» и др.

Игровые технологии способствуют также и формированию основных форм мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного и логического.

В этом мне помогает включение в образовательный процесс игровых приемов и методов. При этом, ребенок учится сравнивать, выделять самое существенное в предметах и может осуществлять свои действия, ориентируясь не на ситуацию, а на образные представления. Логическое мышление формирую в процессе обучения ребенка умению рассуждать, находить причинно-следственные связи, делать умозаключения.

Использование игровых приемов и методов в нестандартных, проблемных ситуациях, требующих выбора решения из ряда альтернатив, формирует у детей гибкое, оригинальное мышление. Например, на занятиях по ознакомлению детей с художественной литературой (совместный пересказ художественных произведений или сочинение новых сказок, историй) дети получают опыт, который позволит им играть затем в игры.

Комплексное использование игровых технологий разной целевой направленности помогает подготовить ребенка к школе. Каждая игровая ситуация общения дошкольника с взрослыми, с другими детьми является для ребенка «школой сотрудничества», в которой он учится и радоваться успеху сверстника, и спокойно переносить свои неудачи; регулировать свое поведение в соответствии с социальными требованиями, одинаково успешно организовывать подгрупповые и групповые формы сотрудничества.

Как показывает опыт, игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач. Они направлены на повышение качества педагогического процесса через решение ситуативных проблем, возникающих в ходе его осуществления. Благодаря этому игровые технологии оказываются одним из механизмов регулирования качества образования в детском саду.

В качестве одного из эффективных видов игротерапевтических средств являются народные игры с куклами, потешками, хороводами, играми-шутками. Их использование в педагогическом процессе не только реализуют обучающие и развивающие функции игровых технологий, но и различные воспитательные функции: они приобщают воспитанников к народной культуре, традициям, воспитывают толерантность и уважение к разным народам. Это важное направление регионального компонента образовательной программы детского сада.