Картотека игр по зкр для второй младшей группы. Игры на развитие фонематического слуха Цель дидактической игры узнай по звуку

Для любой деятельности ребенка, будь то учебная, познавательная или игровая деятельность, необходимым условием является внимание. Без внимания ребенок не может самостоятельно выполнить задание или поручение взрослого.

Внимание дошкольника развито очень слабо, оно легко переключается с одного объекта на другой. В результате этого ребенок может не слышать, что говорит воспитатель на занятии, не замечать происходящего вокруг. Поэтому с дошкольного возраста необходимо научить детей управлять своим вниманием. А помочь в этом сможет игра, так как она всегда содержит цель и правила действия, которые требуют сосредоточенности.

Благодаря этим играм у детей развиваются определенные качества – целенаправленность, устойчивость, сосредоточенность. Предлагаем вашему вниманию такие игры.

Угадай, где позвонили

Цель игры: научить детей определять направление звука.

Оборудование: звоночек (или колокольчик, или дудочка и т. п.).

Возраст : 3–4 года.

Ход игры: дети сидят группами в разных местах комнаты, в каждой группе находится какой-нибудь звучащий инструмент. Выбирается водящий. Ему предлагает закрыть глаза, угадать, где позвонили, и показать направление рукой. Если ребенок правильно укажет направление, педагог дает команду, и водящий открывает глаза. Тот, кто позвонил, встает и показывает звучащий предмет. Если водящий укажет неправильное направление, он снова водит, пока не угадает.

Скажи о том, что ты слышишь

Цель игры: развивать внимание, активизировать словарь детей, развивать фразовую речь.

Возраст : 3–4 года.

Ход игры: воспитатель предлагает детям закрыть глаза, внимательно послушать и определить, какие звуки они услышали (щебет птицы, сигнал машины, шорох падающего листа, разговор прохожих и т. п.). Дети должны ответить целым предложением. Игру хорошо проводить на прогулке.

Тихо – громко

Цель игры: развитие координации движений и чувства ритма.

Оборудование : бубен.

Возраст : 4–5 лет.

Ход игры: воспитатель стучит в бубен тихо, потом громко и очень громко. Соответственно звучанию бубна дети выполняют движения: под тихий звук идут на носочках, под громкий – полным шагом, под более громкий – бегут. Кто ошибся, тот становится в конце колонны. Самые внимательные становятся впереди.

Наседка и цыплята

Цель игры: закрепить понятия о количестве.

Оборудование: бумажная шапочка курицы, маленькие карточки с разным количеством нарисованных цыплят.

Возраст : 4–5 лет.

Ход игры: два стола составляют вместе. За стол садится наседка (ребенок). Около стола садятся и цыплята. У цыплят карточки, на которых нарисовано разное количество птичек (циплят). Каждый ребенок знает, сколько цыплят на его карточке. Наседка стучит по столу, а цыплята слушают. Если она, например, постучит 3 раза, ребенок, у которого на карточке 3 цыпленка, должен пропищать «пи-пи-пи».

Что вы слышите

Цель игры: расширить словарный запас и развить фразовую речь.

Оборудование: ширма, разные звучащие предметы: звонок, молоток, трещотка с камешками или горохом, труба и т. п.

Ход игры: воспитатель за ширмой стучит молотком, звонит в звонок и тому подобное, а дети должны отгадать, каким предметом произведен звук. Звуки должны быть ясными и контрастными.

Определи по звуку, где игрушка

Цель игры:

Оборудование: небольшая яркая игрушка или кукла.

Возраст : 5–6 лет.

Ход игры: дети стоят полукругом. Воспитатель показывает игрушку, которую они будут прятать. Водящий ребенок или уходит из комнаты, или отходит в сторону и отворачивается, а в это время воспитатель прячет у кого-нибудь из детей за спиной игрушку. По сигналу «Пора!» водящий идет к детям, которые тихо хлопают в ладоши. По мере того как водящий приближается к ребенку, у которого спрятана игрушка, дети хлопают громче, если отдаляется, то хлопки стихают. По силе звука ребенок отгадывает, к кому он должен подойти. После того как будет найдена игрушка, водящим назначается другой ребенок.

Вариант. Дети сидят на стульчиках полукругом. Один ребенок водит (он уходит в другую комнату или отворачивается). Воспитатель прячет куклу. По сигналу водящий входит, а дети ему говорят:

«Кукла Таня убежала, Вова, Вова, поищи,

Как найдешь ее, то смело С нашей Таней попляши».

Если входящий оказывается в том месте, где спрятана кукла, дети громко хлопают в ладоши, если отдаляется – хлопки стихают. Ребенок находит куклу и пляшет с ней, все дети хлопают в ладоши.

Найди покупку по звуку

Цель игры: развить фразовую речь и расширить словарный запас.

Оборудование: коробки с горохом и различной крупой.

Возраст : 5–6 лет.

Ход игры: один ребенок-продавец. Перед ним две коробки (затем число их можно увеличить до четырех-пяти), в каждой – разный вид продуктов, например горох, пшено, мука и пр. Покупатель входит в магазин, здоровается и просит продать ему крупу. Продавец предлагает найти ее. Покупатель должен по слуху определить, в какой коробке нужная ему крупа или другой требуемый товар. Воспитатель, предварительно познакомив детей с продуктами, помещает продукты в коробку, встряхивает и дает возможность детям прислушаться к издаваемому каждым продуктом звуку.

Часовой на посту

Цель игры:

Оборудование: повязка на глаза.

Возраст: 5–6 лет.

Ход игры: посередине площадки чертят круг. В середине круга ребенок с завязанными глазами (часовой). Все дети с одного конца площадки должны пробраться тихонько через круг на другой конец. Часовой слушает. Если услышит шорох, кричит: «Стой!» Все останавливаются. Часовой идет на звук и старается отыскать, кто шумел. Найденный выходит из игры. Игра продолжается дальше. После того как будут пойманы четыре-шесть детей, выбирается новый часовой, и игра начинается снова.

Где звенит

Цель игры: развивать умение ориентироваться в пространстве.

Оборудование: колокольчик или погремушка.

Возраст : 4–5 лет.

Ход игры: педагог дает одному ребенку колокольчик или погремушку, а остальным детям предлагает отвернуться и не смотреть, куда спрячется их товарищ. Получивший колокольчик прячется где-либо в комнате или выходит за дверь и звонит. Дети по направлению звука отыскивают товарища.

У кого палочка

Цель игры: развивать умение ориентироваться в пространстве.

Оборудование: палочка, стульчики, повязки.

Возраст : 5–6 лет.

Ход игры: все дети сидят в кругу на стульчиках. Один (водящий) выходит в середину круга, ему завязывают глаза. Педагог обходит весь круг за спинами детей и кому-то из них дает палочку, ребенок стучит ею о стул и прячет ее за спину. Все дети кричат: «Пора!» Водящий должен искать палочку. Если он находит, то садится на место того ребенка, у которого была палочка, а тот идет водить. Если не находит, продолжает водить.

Жмурки с колокольчиком

Цель игры: развивать умение ориентироваться в пространстве.

Оборудование: колокольчик, повязки.

Возраст : 5–6 лет.

Ход игры: играющие сидят на скамейках или стульях по одной линии или полукругом. На некотором расстоянии от играющих лицом к ним стоит ребенок с колокольчиком. Одному из детей завязывают глаза, и он должен найти ребенка с колокольчиком и дотронуться до него; тот же старается уйти (но не убежать) от водящего и при этом звонит.

Вариант. Несколько детей с завязанными глазами стоят в кругу. Одному из детей дают в руки колокольчик, он бегает по кругу и звонит. Дети с завязанными глазами должны поймать его.

Жмурки с голосом

Оборудование: повязки. Возраст: 5–6 лет.

Ход игры: водящему завязывают глаза, и он должен поймать кого-нибудь из бегающих детей. Дети тихо переходят или перебегают с одного места на другое (лают, кричат петухом, кукушкой, зовут водящего по имени). Если водящий кого-нибудь поймает, пойманный должен подать голос, а водящий угадывает, кого он поймал.

Кто в гости к нам пришел

Цель игры: развивать слуховое внимание.

Оборудование: колпачок с бубенчиками для Петрушки, шапочки с ушками для зайки и мишки, различные игрушки, издающие звуки (погремушка, дудочка и т. п.).

Возраст : 5–6 лет.

Ход игры: воспитатель объявляет детям, что к ним сейчас приедут гости: Петрушка, зайка и мишка. Он выбирает троих ребят, которые заходят за ширму и переодеваются там. Петрушка получает колпачок с бубенчиками, зайка – шапочку с длинными ушами, а мишка – шапочку медведя. Воспитатель предупреждает малышей, что мишка придет с погремушкой, Петрушка – с барабаном, зайка – с балалайкой.

Малыши должны по звуку отгадать, какой гость идет. Прежде чем выйти к детям, гости подают звуки за ширмой, каждый на своем инструменте. Дети должны угадать, кто идет. Когда все гости в сборе, малыши становятся в круг, а Петрушка, мишка и зайка пляшут, как умеют. Затем выбираются новые гости, и игра повторяется. При повторении игры можно дать гостям другие звучащие игрушки.

Птицы, внимание – ветер!

Цель игры: развивать координацию движения.

Оборудование: любая музыкальная игрушка (погремушка, металлофон и др.) и стульчики (гнезда).

Возраст : 5–6 лет.

Ход игры: воспитатель распределяет детей на две группы (одна группа – птички, другая – ветер) и объясняет детям, что при громком звучании музыкальной игрушки будет дуть ветер. Та группа детей, которая изображает ветер, должна свободно, но не шумно бегать по комнате, а другая (птички) прячется в свои гнезда. Но вот ветер утихает (музыка звучит тихо), дети, изображающие ветер, тихо усаживаются на свои места, а птички должны вылетать из гнезд и порхать. Кто первый заметит изменение в звучании игрушки и перейдет на шаг, тот получает награду: флажок или веточку с цветами и т. п. С флажком (или веточкой) ребенок будет бегать при повторении игры, но если он окажется невнимательным, флажок передается новому победителю.

Какой инструмент звучит

Цель игры : развивать слуховое внимания.

Оборудование: колокольчик, барабан, дудочка и пр.

Возраст : 4–5 лет.

Ход игры: дети сидят на стульях полукругом. Воспитатель сначала знакомит их со звучанием каждой игрушки, а затем предлагает каждому по очереди отвернуться и отгадать звучащий предмет. Для усложнения игры можно ввести дополнительные музыкальные инструменты, например треугольник, металлофон, бубен, погремушку и др.

Внимание! Погода меняется

Цель игры: развивать координацию или темп движений.

Оборудование : бубен.

Возраст : 4–5 лет.

Ход игры: воспитатель говорит детям: «Сейчас мы с вами пойдем гулять. Дождя нет. Погода хорошая, светит солнце, и можно собирать цветы. Вы гуляйте, а я буду звенеть бубном, вам будет весело гулять под его звуки. Если начнется дождь, я начну стучать в бубен. А вы, услышав, должны скорее идти в дом. Слушайте внимательно, как я играю». Воспитатель проводит игру, меняя звучание бубна 3–4 раза.

Громче

Цель игры: развивать координацию движений.

Оборудование: по 2 флажка каждому ребенку, бубен.

Возраст : 4–5 лет.

Ход игры: дети сидят или стоят полукругом. У каждого в руках по два флажка. Воспитатель громко ударяет в бубен, дети поднимают флажки вверх и машут ими. Бубен звучит тихо – дети опускают флажки. Следите за правильной осанкой детей и правильным выполнением движений. Меняйте силу звука не более 4 раз, чтобы дети могли легко выполнять движения.

Цель игры: развивать внимание и фразовую речь.

Оборудование: различные игрушки и предметы (книжка, ложка, дудка, барабан и т. п.).

Возраст : 5–6 лет.

Ход игры: играющие садятся спиной к ведущему. Он производит шумы и звуки разными предметами. Тот, кто догадывается, чем ведущий производит шум, поднимает руку и, не оборачиваясь, говорит ему об этом. Шумы можно производить разные: бросать на пол ложку, ластик, кусок картона, булавку, мяч, ударять предмет о предмет, перелистывать книгу, мять бумагу, рвать ее, стучать по барабану, подметать, строгать, резать и т. п. Тот, кто больше отгадает различных шумов, считается наиболее внимательным и в награду получает фишки или маленькие звездочки.

Угадай животное

Цель игры: закрепить понятия по теме «Животные и птицы», формировать правильное звукопроизношение.


Оборудование: картинки с изображением животных и птиц.

Возраст : 4–5 лет.

Ход игры: воспитатель держит в руке несколько картинок с изображением животных и птиц. Ребенок берет одну картинку так, чтобы остальные дети ее не видели. Он подражает крику животного и его движениям, а остальные дети должны угадать, какое это животное.

Угадай, кто позвал

Цель игры: научиться определять товарища по голосу, развивать координацию движений.

Оборудование: игрушка-медведь. Возраст: 4–5 лет.

Ход игры: играющие сидят. Один из них становится в центре круга и закрывает глаза. Воспитатель, не называя имени, указывает рукой на кого-нибудь из играющих. Тот произносит имя стоящего в центре. Последний должен угадать, кто его назвал. Если стоящий в центре угадал, он открывает глаза и меняется местами с тем, кто назвал его по имени. Если же он ошибается, воспитатель предлагает ему снова закрыть глаза, и игра продолжается. Дети разбегаются по площадке. По сигналу дети занимают свои места в кругу. Один ребенок остается в центре круга. Дети идут по кругу и говорят: «Мы немножко порезвились, По местам все разместились. Ты загадку отгадай, Кто позвал тебя, узнай!» Игра повторяется несколько раз. Игру можно проводить в другом варианте. Дети сидят полукругом. Перед ними на некотором расстоянии спиной к детям сидит ребенок с мишкой. Педагог предлагает кому-нибудь из ребят позвать мишку. Водящий должен угадать, кто его позвал. Он останавливается перед позвавшим и рычит. Тот, кого узнали, получает мишку, садится с ним на стульчик и водит.

Улиточка Цель игры: узнать товарища по голосу. Оборудование: маска-шапочка улитки. Возраст: 4–5 лет.

Ход игры: водящий (улитка) становится в середине круга, ему завязывают глаза. Каждый из играющих, изменяя голос, спрашивает: «Улиточка, улиточка, Высунь-ка рога, Дам тебе я сахару, Кусочек пирога. Угадай, кто я.» Тот, чей голос Улитка узнала, сам становится Улиткой.

Это кто

Цель игры: развивать слуховоге внимание.

Оборудование: повязка на глаза.

Возраст: 4–5 лет.

Ход игры: дети стоят по кругу. Водящий выходит в середину круга, закрывает глаза и затем идет в любом направлении, пока не натолкнется на одного из детей, который должен подать голос заранее условленным образом: «кука-ре-ку», «ав-ав-ав», «мяу-мяу» и т. п. Водящий должен угадать, кто из детей кричал. Если угадает, становится в круг. Тот, кого узнали, будет водящим. Если не угадает, то останется водить еще три раза, а затем его сменяет другой.

Лягушка

Оборудование: повязка на глаза.

Возраст: 4–5 лет.

Ход игры: дети стоят по кругу, а один с завязанными глазами стоит внутри круга и говорит: «Вот лягушка по дорожке Скачет, вытянувши ножки, Увидала комара, Закричала...» Тот, на кого он указал, в этот момент говорит: «Ква-ква-ква». По голосу водящий должен определить, кто лягушка.

Выполни задание

Цель игры: развивать остроту слуха.

Возраст: 5–6 лет.

Ход игры: играющие разбиваются на две равные группы и строятся в одну шеренгу. Ведущий отходит на определенное расстояние, становится напротив и четким, внятным шепотом (условным только в том случае, если каждый активно вслушивается) отдает команды: «Руки вверх, в стороны, кругом» и другие, более сложные. Постепенно отходя все дальше, ведущий делает свой шепот менее условным и усложняет упражнения.

Другой вариант игры: все дети ходят по кругу. Ведущий голосом обычной громкости просит выполнить какое-нибудь движение, а затем условным шепотом произносит имя (фамилию) того, кто должен выполнить. Если ребенок не расслышал свое имя, ведущий вызывает другого ребенка. В конце игры воспитатель объявляет, кто был самым внимательным.

Холодно – горячо

Цель игры: закрепить представления «горячий – холодный», развивать координацию движений рук.

Оборудование : мяч.

Возраст : 5–6 лет.

Ход игры: дети садятся по кругу на полу и перекатывают мяч. Если ребенок катит другому мяч и говорит слово «холодный», второй ребенок может трогать мяч. Но если ему говорят «горячий», то он не должен трогать мяч. Кто ошибается и дотронется до мяча, получает штрафное очко и должен поймать мяч, стоя на одном или обоих коленях (по усмотрению водящего).

Будь внимательным

Цель игры: развивать фразовую речь.

Оборудование: различные игрушки: машины, куклы, кубики и т. п.

Возраст : 5–6 лет.

Ход игры: воспитатель вызывает одного ребенка и дает ему задание (например, взять мишку и посадить в машину). Воспитатель следит, чтобы дети сидели тихо, не подсказывали друг другу. Задания даются короткие и простые. Ребенок выполняет задание, а затем говорит, что он сделал.

Не ошибись

Цель игры: научиться ориентироваться в пространстве и развивать количественные представления.

Оборудование: мелкие игрушки.

Возраст : 3–4 года.

Ход игры: воспитатель садится за стол с детьми и просит каждого по очереди принести несколько игрушек из разложенных на другом столе: «Таня, принеси два гриба». Девочка идет, приносит два гриба и говорит, что она сделала. Если ребенок хорошо справился с поручением, дети в знак поощрения аплодируют ему, если неточно выполнил задание, дети указывают на ошибку и вместе с ним считают принесенные игрушки. Когда дети принесут все игрушки, они могут поиграть с ними.

Послушай и сделай

Цель игры: развивать понимание словесных инструкций и фразовую речь.

Оборудование: различные мелкие предметы и игрушки (фанты).

Возраст : 5–6 лет.

Ход игры: воспитатель называет несколько различных движений, не показывая их. Ребенку нужно проделать движения в той последовательности, в какой они были названы, а затем самому перечислить последовательность проделанных упражнений. За правильное, точное выполнение задания ребенок поощряется: за каждое правильно выполненное действие – очко (фант). Набравший большее количество очков – победитель.

Вариант. Воспитатель дает одновременно двум-трем детям задания: «Петя, побегай», «Ваня, пойди в зал, открой там форточку», «Коля, подойди к буфету, возьми чашку и принеси Тане воды» и т. п. Остальные дети следят за правильностью выполнения. Неправильно выполнивший задание платит фант.

Хлопки

Возраст: 4–5 лет.

Ход игры: дети сидят по кругу на небольшом расстоянии друг от друга. Воспитатель условливается с ними, что он будет считать до пяти, и, как только он произнесет число 5, все должны сделать хлопок. При произнесении других чисел хлопать не надо. Дети вместе с воспитателем громко считают по порядку, одновременно сближая ладони, но не хлопая ими.

Воспитатель 2–3 раза проводит игру правильно. Затем он начинает «ошибаться»: при произнесении числа 3 или какого-нибудь другого (но не 5) он быстро разводит и соединяет руки, как будто хочет сделать хлопок. Дети, которые повторили движения педагога и хлопнули в ладоши, делают шаг из круга и продолжают играть, стоя за кругом.

Лото

Цель игры: научить детей правильно соотносить название и изображение предмета.

Оборудование: любое детское лото («Играем и работаем», «Картинное лото», «Лото для самых маленьких»).

Цель игры: развивать количественные представления.

Ход игры: детям раздают большие карты, а маленькие берет педагог и называет последовательно каждую их них. Говорит четко, повторяет 2–3 раза. Ребенок, у которого находится называемый предмет, поднимает руку, говорит: «У меня...» и называет предмет. В более упрощенном виде эта игра проводится на картинках «Картинках малышам».

Дети получают по пять-шесть карточек этого лото и раскладывают их на своих картах (нужно взять два лото).

Педагог спрашивает: «У кого собака?». У кого окажется картинка с собакой, тот поднимает ее и называет.

Первые две-три игры педагог сидит перед детьми так, чтобы они видели его артикуляцию, но затем он садится за их спиной, и игра продолжается на слуховом внимании. Карточки, пропущенные ребятами, педагог откладывает в сторону. В дальнейшем ведущим можно выбрать ребенка.

Не прозевай!

Цель игры: накопить и уточнить слова, обозначающие предмет и действия предметов.

Возраст : 4–5 лет.

Ход игры: в начале игры водящим должен быть воспитатель, в дальнейшем, когда дети освоятся с игрой, водящим может быть ребенок.

Необходимо, чтобы у ребенка, который будет водить, был достаточный запас слов. Все дети стоят полукругом, водящий стоит к ним лицом. Он говорит: «Я буду перечислять: птица летит, самолет летит, бабочка летит, ворона летит и так далее, а вы каждый раз поднимайте руку. Но внимательно слушайте: я могу и ошибиться, например, сказать: кошка летит. Если я говорю правильно, надо поднять руку, если неправильно – тогда руки поднимать нельзя».

В конце игры воспитатель называет более внимательных. В начале игры воспитатель говорит медленно, останавливаясь после каждой фразы, давая детям подумать, правильно ли соотнесен предмет с его действием. В дальнейшем можно говорить быстро и в конце концов ввести еще одно усложнение: водящий сам каждый раз поднимает руку независимо от того, следует это сделать или нет.

Повтори слова

Цель игры: активировать словарь, развивать память.

Возраст : 5–6 лет.

Ход игры: ведущий называет пять-шесть слов, играющие должны повторить их в том же порядке.

Пропуск слова или перестановка считается проигрышем (нужно платить фант). В зависимости от речевых возможностей детей слова подбираются разной сложности. Победителем считается тот, кто потерял меньше фантов.

Развитие

Неречевых

звуков

Игра «Узнай, что звенит (гремит)?». На столе несколько предметов (или звучащих игрушек). Предлагаем ребенку внимательно послушать и запомнить, какой звук издает каждый предмет. Затем закрываем предметы ширмой и просим отгадать, какой из них сейчас звенит или гремит.

Игра «Громкие подсказки» . Педагог прячет игрушку, которую ребенок должен найти, ориентируясь на силу ударов в барабан (бубен, хлопки в ладоши). Если малыш подходит близко к тому месту, где спрятана игрушка, – удары громкие, если он удаляется – тихие.

Игра «Подбери картинку или игрушку». Педагог издает с помощью любого предмета звуковые комплексы (стучит, шелестит, гремит, звенит), а ребенок угадывает, что звучало и подбирает соответствующую картинку, игрушку.

“Коробочка гремит”

Цель – дифференцировать неречевые звуки.

Ход игры . Предложите ребенку послушать звучание каждой коробочки. После прослушивания обобщите услышанное: “Коробочки гремят”. Поставьте все коробочки на стол в один ряд. Предложите ребенку потрясти каждую из коробочек и послушать, как они гремят.Попросите найти две одинаково звучащие коробочки.

Игра «Скажи, что ты слышишь? »

Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация неречевых звуков.

Оборудование: стаканы (с водой и пустой, баночки с крупами, фольга, деревянные и металлические ложки, ширма.

Описание игры: логопед показывает и называет предметы, демонстрирует их звучание. Логопед за ширмой выполняет различные действия с предметами (переливает воду, пересыпает крупу.) . Ребёнок должен определить, что он слышит (шуршание бумаги, звук льющейся воды и т. д.)

«Узнай по звуку» . Играющие становятся спиной к ведущему, который производит разные шумы: перелистывает книгу, рвет или мнет лист бумаги, ударяет предметом о предмет, подметает, режет. Играющие на слух определяют природу звука.

«Найди игрушку» . Ребенок отворачивается, взрослый прячет игрушку. Малыш должен найти ее, ориентируясь на громкость хлопков взрослого: чем ближе к игрушке, тем сильнее хлопки. Соответственно, чем дальше от игрушки, тем тише хлопки взрослого. Меняемся? Хорошо!

Игра «Угадай-ка». У ребенка картинки с изображением волка, младенца, птички. Взрослый объясняет: “Волк воет: у-у-у”, “Младенец плачет: а-а-а”, “Птичка поет: и-и-и”. Просим малыша поднять картинку, соответствующую произносимому взрослым звуку.

Игра «Близко – далеко». Взрослый издает различные звуки. Ребенок учится различать, где гудит пароход (у-у-у) – далеко (тихо) или близко (громко). Какая дудочка играет: большая (у-у-у низким голосом) или маленькая (у-у-у высоким голосом).

Игра «Поймай звук» . Взрослый произносит ряды звуков, а ребенок хлопает в ладоши, когда слышит заданную фонему.

Упражнение «Какой звук есть во всех словах?»

Педагог произносит три – четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь – и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.

Игра «Что лишнее?». Взрослый произносит ряды слогов «па-па-па-ба-па», «фа-фа-ва-фа-фа»… Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог.

Игра « Верно-неверно ». Взрослый показывает ребенку картинку и называет предмет, заменяя первую букву (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота). Задача ребенка – хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения.

Упражнение «Подумай, не торопись». Предложите детям несколько заданий на сообразительность: – Подбери слово, которое начинается на последний звук слова стол. – Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова сыр. (Воробей, грач…) – Подбери слово, чтобы первый звук был бы к, а последний – а. – Предложите ребенку назвать предмет в комнате с заданным звуком. Например: Что заканчивается на “А”; что начитается на “С”, в середине слова звук “Т” и т.д. Игра «Похлопаем». Взрослый проговаривает ряды слов, а ребенок должен хлопнуть, когда услышит слово, начинающееся с заданного звука. Более сложный вариант – заканчивающееся на заданный звук или содержащее его в середине.

Игра “Звук заблудился”. Ребенок должен отыскать не подходящее по смыслу слово и подобрать нужное:Мама с бочками (дочками) пошлаПо дороге вдоль села.Сели в ложку (лодку) и – айда!По реке туда-сюда.

Игра «Сколько звуков» . Взрослый называет один, два, три звука, а ребенок на слух определяет и называет их количество.

Игра «Отгадай слово». Ребенку предлагаются слова с пропущенным звуком – нужно отгадать слово. Например, из слов убежал звук «л» (мы.о, .ук, ку.ак).Игра “Доскажи словечко” . Взрослый читает стишок, а ребенок договаривает последнее слово, которое подходит по смыслу и рифме:На ветке не птичка -Зверек-невеличка,Мех теплый, как грелка.Зовут его… (белка).

Ты не бойся – это гусь, Я сама его… (боюсь).

Где звук?

Цель. Нахождение места звука в слове.

Оборудование. Полоска из цветного картона, разделенная на три части яркими линиями, фишка (флажок или кружок).

Описание игры. Педагог называет слово. Дети определяют место заданного звука в слове. В зависимости от того, слышится ли звук в начале слова, в конце слова или в середине, фишка становится на первую, последнюю или среднюю часть полоски. Можно ограничиться только одной большого формата полоской на столе педагога или раздать каждому ребёнку полоски и фишки. В последнем случае дети должны сидеть за столами.

Сначала дети определяют место звука только в начале, затем в конце слова. И лишь когда они все это усвоят, можно взять слова, в которых заданный звук в середине слова. Если заданный звук гласный, то подбираются слова с дополнительным условием: Гласный должен быть ударным (аист, река, мак).

Поймать рыбку

Цель. Активизация словарного запаса, автоматизация отдельных звуков.

Оборудование. Металлические скрепки, небольшие предметные картинки (изображенный предмет вырезан по контуру), коробка и удочка с магнитом из игры «Поймай рыбку». Скрепки прикрепляются к предметным картинкам.

Описание игры. Дети по очереди вылавливают удочкой различные предметы. Называют их. Определяют наличие или отсутствие в названии необходимого звука (например, р), его место в слове (в начале, конце, середине слова). За правильный ответ ребёнок получает очко. Выигрывает тот, кто наберет больше очков.

Найди место для своей картинки.

Цель. Активизация словаря, дифференциация разных звуков.

Оборудование. Картинки, в названии которых, например, есть звуки ш и ж.

Описание игры. Дети сидят за столами. Педагог показывает им картинки, где изображен шар. Педагог говорит: «Когда выходит воздух из шара, слышно: ш-ш-ш… Эту картинку я кладу с левой стороны стола». Затем показывает им картинку, где изображен жук, и напоминает, как жук жужжит: ж-ж-ж… «Эту картинку я ставлю с правой стороны стола. Сейчас я буду пока-зывать и называть картинки, а вы слушайте, в названии какой из них будет звук ш или ж. Если услышите звук ш, то картинку надо положить слева, а если услышите звук ж, то её надо положить справа». Педагог показывает, как нужно выполнить задание, потом вызывает поочередно детей, которые называют показываемые картинки.

Картинки надо подбирать так, чтобы произнесенные звуки соответствовали их написанию. Нельзя брать такие слова, где звук ж стоит в конце слова или перед глухим согласным.

Будь внимателен.

Цель. Активизация словаря, автоматизация разных звуков.

Оборудование. Различные игрушки и предметы: слон, кукла, мишка, лиса, тамбурин, курица, автобус и т. д.

Описание игры. Обращаясь к детям, педагог говорит: «Я буду называть игрушки. Как только вы услышите первое слово, в котором есть, например, звук с, вы должны поднять руку». Затем он вызывает ребёнка и называет ему предметы, а остальные дети следят, правильно ли он выполняет задание, и если нет, то поправляют его. Для игры берутся предметы, в названии которых звук с встречается в начале, середине и конце слова. Если ребёнок ошибается, то он должен сам придумать слово со звуком с. В процессе игры педагог меняет порядок называния предметов, чтобы дети не пользовались механическим запоминанием слов (аналогичную игру можно проводить и с другими звуками).

Угадай слово

Цель. Составление слов с определенным количеством слогов.

Описание игры. Дети сидят за столами. Педагог говорит: «Сейчас мы будем с вами отгадывать слова. Я вам не назову их, а только передам по телеграфу – отстучу, а вы должны подумать и сказать, какие это могут быть слова». Если же дети затрудняются назвать слово, педагог снова отстукивает слово и произносит его первый слог. Игра повторяется, но теперь педагог вызывает одного ребёнка. Вызванный должен угадать слово, которое ему отстучат, назвать его и отстучать. Когда дети усвоят игру, ведущим можно выбрать кого-нибудь из детей.

Слова-перевёртыши

Цель. Активизация словаря, обучение слоговому анализу слова.

Описание игры. Один ребёнок выходит из комнаты, а остальные дети загадывают короткое слово, зовут водящего и говорят ему, например, лок (кол), мод (дом), зако (коза), сако (коса) и др. Водящий должен отгадать загаданное слово. Педагог следит, чтобы загадывались доступные для играющий слова и при перевёртывании не допускалось ошибок.

Можно предложить детям и другие варианты: загадывать одному, а разгадывать всей группе; кто первый отгадает, тот и начинает загадывать.

Кто это?

Цель. Закрепление понятий по теме «Животные и птицы». Формирование правильного звукопроизношения.

Оборудование. Картинки с изображением животных и птиц.

Описание игры. Педагог держит в руке несколько картинок с изображением животных и птиц. Ребёнок вытягивает одну картинку так, чтобы остальные дети её не видели. Он подражает крику животного и его движениям, а остальные дети должны угадать, какое это животное.

Улиточка

Описание игры. Водящий (улиточка) становится в середине круга, ему завязывают глаза. Каждый из играющих, изменяя голос, спрашивает:

Улиточка, улиточка, высунь-ка рога,

Дам тебе я сахару, кусочек пирога,

Угадай, кто это

Цель. Воспитание слухового внимания.

Описание игры. Дети стоят по кругу. Водящий выходит в середину круга, закрывает глаза и затем идет в любом направлении, пока не натолкнётся на одного из детей, который должен подать голос заранее условленным образом: «кукареку», «ав-ав-ав» или «мяу-мяу» и т. д. Водящий должен угадать, кто из детей кричал. Если угадает, то становится в круг; тот, кого узнали, будет водящим. Если не угадает, то остается водить ещё 3 раза, а затем его меняет другой.

Лягушка

Описание игры. Дети стоят по кругу, а один с завязанными глазами стоит внутри круга и говорит:

Вот лягушка по дорожке

Скачет, вытянувши ножки,

Увидала комара,

Закричала…

Тот, на кого он указал, в этот момент говорит: «Ква-ква-ква».

Улавливай шепот

Цель. Развивать остроту слуха.

Описание игры. Вариант 1. Играющие разбиваются на две равные группы и строятся в одну шеренгу. Ведущий отходит на определенное расстояние, становится напротив и четким, внятным шепотом (уловимым только в том случае, если, если каждый активно вслушивается) отдает команды («Руки вверх, в стороны, кругом» и другие, более сложные). Постепенно отходя все дальше, ведущий делает свой шепот менее уловимым и усложняет упражнения.

Вариант 2. Все дети сидят по кругу. Ведущий голосом обычной громкости просит выполнить какое-нибудь движение, а затем едва уловимым шепотом произносит имя (фамилию) того, кто должен выполнить. Если ребенок не расслышал свое имя, ведущий вызывает другого ребёнка. В конце игры педагог объявляет, кто был самым внимательным.

Слушай и выполняй

Цель. Развитие понимания словесных инструкций и фразовой речи.

Оборудование. Различные мелкие предметы или игрушки (фанты).

Описание игры.

Вариант 1. Педагог называет 1 – 2 раза несколько различных движений (одно – пять), не показывая их. Ребёнку нужно проделать движения в той последовательности, в какой они были названы. А затем самому перечислить последовательность проделанных упражнений. За правильное, точное выполнение задание ребёнок поощряется: за каждое правильно выполненное действие – очко (фант). Набравший большее количество очков – победитель.

Вариант 2. Педагог дает одновременно двум-трем детям задания: «Петя, побегай», «Ваня, пойди в зал, открой там форточку», «Коля, подойди к буфету, возьми чашку и принеси Тане воды» и т. д. Остальные дети следят за правильностью выполнения. Неправильно выполнивший задание платит фант.

Кто летит (бежит, идет, прыгает)?

Цель. Накопление и уточнение слов, обозначающих предмет и действия предметов.

Описание игры. В начале игры водящим должен быть педагог, в дальнейшем, когда дети освоятся с игрой, водящим может быть ребёнок. Необходимо, чтобы у ребенка, который будет водить, был достаточный запас слов. Все дети сидят или стоят полукругом, водящий стоит к ним лицом. Он предупреждает детей: «Я буду говорить: птица летит, самолет летит, бабочка летит, ворона летит и т. д., а вы каждый раз поднимайте руку. Но внимательно слушайте, что я говорю: я могу сказать и неправильно, например, кошка летит, тогда руки поднимать нельзя. В конце игры педагог называет более внимательных. В начале игры педагог говорит медленно, останавливаясь после каждой фразы, давая детям подумать, правильно ли соотнесен предмет с его действием. В дальнейшем можно говорить быстро и в конце концов ввести ещё одно усложнение – водящий сам каждый раз поднимает руку независимо от того, следует это делать или нет.

Запомни слова

Цель. Накопление словаря. Развитие памяти.

Описание игры. Ведущий называет пять-шесть слов, играющие должны повторить их в том же порядке. Пропуск слова или перестановка считается проигрышем (нужно платить фант). В зависимости от речевых возможностей детей слова подбираются разной сложности. Победитель тот, кто потерял меньше фантов.

Игра «Кто как кричит? »

«В лесу» - ребенок определяет, кто его позвал, близко или далеко;

«Три медведя» - определить, кому принадлежат реплики из сказки.Одна и та же реплика произносится поочередно различным по высоте голосом, в трех вариантах: - Кто сидел на моем стуле?

Кто ел из моей чашки?

Кто спал в моей постели?

Кто же был в нашем доме? И т. П

“Аленушка- ревушка

Цель – развитие слухового восприятия, внимания и памяти.

Ход игры. Покажите детям куклу и прочитайте двустишие:

У нас живет Аленушка,

Плакса девочка и ревушка.

Наша куколка умеет плакать по-разному: если ей хочется лимон, она плачет так: “А… “, если ей хочется яблоко, она плачет: “А-А… “, если грушу – “А-А-А… “, если банан, то плачет: “А-А-А-А… “. Скажите, как можно назвать одним словом лимон, яблоко, грушу, банан? (фрукты). А теперь послушайте внимательно, чего хочет Аленушка.

Воспроизведите звук “А” один, два, три или четыре раза и попросите ребенка показать на картинке столько точек, сколько раз заплакала Аленушка, и сказать, что

Развитие

восприятия

звуков

речи

Игра «Подбери нужное слово»

Взрослый читает стихотворение. Ребенок должен выбрать из слов, близких по звуковому составу, нужное в соответствии с данным определением понятия.

Я опять задачу дам-всё расставить по местам:

Что скатали мы зимой?.

Что построили с тобой?.

На крючок в реке попал?.

Может всё, хоть ростом мал?.

(Слова для подстановки: ДОМ, КОМ, ГНОМ, СОМ)

Дифференциация по ритму:

Игра «Кто стучится? »

Цель : развитие слухового восприятия, дифференциация ритмических рисунков.

Оборудование: иллюстрация к сказке «Три поросенка»

Описание игры : Логопед говорит детям, что поросенок ждет гостей – своих братьев. Один поросенок стучится в дверь так: /- /- / (логопед отстукивает ритм, второй так: /-//, а волк стучится так: //- /. Логопед предлагает внимательно послушать ритм и определить, кто стучится.

Игра «Капельки»

Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация ритмических рисунков.

Оборудование: картинки с изображением ритмов в виде капель: капля – хлопок в ладоши, тире (черточка) – пауза.

Описание игры: логопед объясняет ребенку, что капельки поют свои песни по этим картинкам. Логопед показывает картинку и отхлопывает соответствующий ритм. Потом он просит ребенка послушать ритм и показать картинку, которая подходит к этому ритму: /-/, //, /-/-/, /-//.

Осторожные птицы

Цель. Закрепление представления по теме «Птицы».

Оборудование. Музыкальные духовые игрушки: дудочки, саксофоны и т. п.

Описание игры. Педагог рассказывает детям о том, что дикие гуси очень осторожны. У них есть вожак. Если стая во время перелёта опускается на какой-нибудь лужок поестp/pь или отдохнуть, вожак все время настороже. Он следит не грозит ли птицам опасность. В случае опасности вожак пронзительно кричит, и вся стая стремительно поднимается в воздух. «Давайте и мы поиграем в таких осторожных птиц», – предлагает детям педагог. Дети выбирают вожака. Остальным детям раздают музыкальные игрушки и разрешают негромко в них подуть. Так, негромко наигрывая на своих дудочках, дети изображают гусей, которые спокойно щиплют траву. Вожак не щиплет траву: он внимательно следит, нет ли опасности. Вдруг вожак подаёт тревожный сигнал (сильно дует в дудочку). Все дети бегут с своим местам (стульчикам).

При повторении игры вожака меняют. Необходимо напомнить, что все дети должны дуть в свои дудочки спокойно, не напрягаясь, ровно, не заглушая друг друга. Только вожаку разрешается подуть 2-3 раза в свою дудочку очень сильно. Летом игру лучше проводить на воздухе.

Чей пароход лучше гудит?

Оборудование. Каждому ребёнку дается чистый пузырек (высота пузырька 7 см, диаметр горлышка 1 – 1,5 см).

Описание игры. Педагог говорит: «Дети, посмотрите, как гудит мой пузырёк, если я в него подую (гудит). Загудел, как пароход. А как у Миши загудит пароход?» Педагог по очереди вызывает всех детей, а затем предлагает погудеть всем вместе.

Следует помнить: чтобы пузырек загудел, нижняя губа должны слегка касаться края его горлышка. Струя воздуха должна быть сильной. Каждый ребёнок может дуть лишь несколько секунд.

Цель. Развитие длительного плавного выдоха. Активизация мышц губ.

Оборудование. Фигурки птичек, вырезанные из тонкой бумаги и ярко раскрашенные.

Описание игры. Птичек ставят на стол у самого края. Педагог вызывает детей попарно. Каждый ребёнок садится напротив птички. Педагог предупреждает, что продвигать птичку можно лишь на одном выдохе, дуть несколько раз подряд нельзя. По сигналу «Полетели» дети дуют на фигурки. Остальные дети следят, чья птичка дальше улетит (проскользит по столу).

Одуванчики.

Цель. Развитие длительного плавного выдоха. Активи-зация мышц губ.

Описание игры. Игру проводят на даче, на воздухе. Когда дети находятся на поляне, воспитатель просит каждого ребёнка сорвать по одуванчику и всем по очереди подуть на них. Дуть на одуванчик надо так, чтобы слетели все пушинки. Сдуть все пушинки с одуванчика нужно с 1 – 3 раз.

Надуй игрушку.

Цель. Развитие сильного плавного выдоха. Активизация мышц губ.

Оборудование. Надувные игрушки небольших размеров: лошадки, лебеди, жирафы и т. п.

Описание игры. Детям раздают хорошо промытые резиновые надувные игрушки. Они должны их надуть, набирая воздух через нос и медленно выдыхая его через рот в отверстие игрушки. Тот, кто правильно выполнит задание, может играть с надутой игрушкой.

Что мы делали – не скажем, а что делали – покажем

Цель. Развитие дыхания, сообразительности и наблюдатель-ности детей.

Оборудование. Шары.

Описание игры. Выбирают водящего, он выходит за дверь. Оставшиеся дети сговариваются, какое движение они будут выполнить. Потом приглашают водящего. Он говорит:

Здравствуйте, дети!

Где вы были,

Что вы видели?

Дети хором отвечают:

Где мы были – не скажем,

А что делали – покажем.

Если водящий отгадал выполняемое детьми движение, то выбирается новый водящий. Если не смог отгадать, снова водит.

Игра проводится несколько раз. Педагог следит за правильностью дыхательных пауз в тексте и имитационных упражнениях. Могут быть использованы следующие варианты.

Дети могут:

делать утреннюю гимнастику. Подняться на носки, руки вверх – вдох, опускаясь – выдох. Поднять руки над головой – вдох, опускаясь – выдох. Развести руки в стороны – вдох, опускаясь – выдох. Вытянуть руки вперед перед собой – вдох, опустить по бокам – выдох. Руки на поясе. Обвести локти назад – вдох, поставить руки в исходное положение – выдох;

лепить снежную бабу. А потом греть озябшие руки: дышать на руки;

раздувать угасающий костёр. Для этого дети садятся на корточки вокруг «костра» и дуют (набрать воздух через нос и медленно

Развитие

Речевого

дыхания

Придумай фразу

Цель. Развитие фразовой речи. Правильное построение предложений.

Оборудование. Сюжетные картинки из лото «Что мы делаем».

Описание игры. Показывается одна сюжетная картинка. Педагог придумывает по ней короткую фразу (из двух-трех слов), затем предлагает детям дополнить его фразу одним новым словом. Каждый вызванный ребёнок удлиняет фразу ещё на одно слово.

Например, педагог говорит: Таня играет. Ребёнок повторяет предложение: Таня играет и добавляет на улице. Следующий повторяет Таня играет на улице и добавляет в песочнице.

Выигрывает тот, кто придумает последнее слово к предложению и произнесет всю фразу правильно. Короткие фразы (три-четыре слова) произносятся на одном выдохе, а длинные – с паузой через три-четыре слова. Когда дети овладеют правилами игры, можно предложить им придумывать и удлинять фразы без картинок.

Обгони

Цель. Развитие ритмичной и выразительной речи. Воспитание координированных движений.

Оборудование. Детские стульчики (пенёк, брёвнышко или скамеечка на участке, в лесу).

Описание игры.

Вариант 1. Дети стоят или сидят на бревнышке, травке или стульчиках. Напротив в 10 – 15 шагах один стульчик (пенёк). Выбираются двое водящих с помощью считалочки. Они становятся напротив стульчика (пенька). Педагог вместе со всеми детьми произносит стишок:

Девочке на ручку бабочка села.

Девочка бабочку поймать не успела.

После слов «поймать не успела» водящие бегут к пеньку. Кто успеет сесть на него первым, тот выиграл.

Дождик, дождик

Оборудование. Детские стулья.

Описание игры. Стулья расставлены по кругу, на один меньше, чем играющих детей. Дети ходят в середине круга и говорят хором (или один):

Дождик, дождик, что ты льешь?

Погулять нам не даешь?

После слов «погулять нам не даешь» дети бегут к стульчикам. Кому стульчика не хватило, тот проиграл. Игра повторяется несколько раз.

Палочка-выручалочка.

Цель. Развитие ритмичной и выразительной речи, координации движений и ориентировки в пространстве.

Оборудование. Палочка (толщина 3-4 см, длина 30-40 см).

Описание игры. Игра проводится на участке, на полянке. Дети стоят тесной группой. Выбираются водящий и ведущий. Ведущий берет палочку и вместе со всеми детьми произносит слова:

Палочка-выручалочка,

Фонематическое восприятие – это умение слышать, различать и анализировать на слух фонемы. Сформированное фонематическое восприятие является залогом четкого произнесения звуков, правильной слоговой структуры слов, основой легкости овладения грамматическим строем языка, успешного освоения письма и чтения. При нарушении фонематического слуха ребенок воспринимает не то, что ему сказала, а то, что он услышал. Отсюда не понимание, ошибки, стрессы. Фонематический слух можно и нужно развивать. Рассмотрим ряд игр на развитие фонематического слуха.

При планировании необходимо учитывать ряд требований:

Работу начинать с простого, постепенно усложняя,

Работать в системе,

Учитывать возрастные и индивидуальные особенности.

Цель игровых упражнений – научить ребенка слушать и слышать.

Игры на узнавание неречевых звуков .

«Где звук?»

Цель: развитие направленности слухового внимания, умения определять направление звука.

Для этой игры нужен любой предмет издающий звук. Ребенок закрывает глаза, Вы встаете в стороне от него и тихо звоните (гремите, шуршите). Ребенок должен повернуться к тому месту, откуда слышен звук, и с закрытыми глазами рукой показать направление, потом открыть глаза и проверить себя. Можно ответить на вопрос: где звук? – слева, спереди, сверху, справа, снизу.

«Солнце или дождик»

Взрослый говорит ребенку, что они сейчас пойдут на прогулку. Погода хорошая и светит Солнышко (при этом взрослый звенит бубном). Затем взрослый говорит, что пошел дождь (при этом он ударяет в бубен и просит ребенка подбежать к нему - спрятаться от дождя). Взрослый объясняет малышу, что тот должен внимательно слушать бубен и в соответствии с его звуками «гулять» или «прятаться».

«Узнай по звучанию».

Играющие становятся спиной к ведущему, который производит разные шумы: перелистывает книгу, рвет или мнет лист бумаги, ударяет предметом о предмет, подметает, режет. Играющие на слух определяют природу звука.

«Кто сказал «Мяу?»

Цель: совершенствовать умение различать на слух голоса домашних животных.

Воспитатель включает аудиозапись со звуками голосов домашних животных. Дети должны услышать и назвать, кому из домашних животных принадлежит голос.

«Какой музыкальный инструмент звучит»

Цель игры: развивать слуховое внимания.

Дети сидят на стульях полукругом. Воспитатель сначала знакомит их со звучанием каждой игрушки, а затем предлагает каждому по очереди отвернуться и отгадать звучащий предмет. Для усложнения игры можно ввести дополнительные музыкальные инструменты, например треугольник, металлофон, бубен, погремушку и др.

Игры на различение звуков речи по тембру, силе и высоте.

«Тихо-громко»

Воспитатель предлагает рассказать любое стихотворение Агнии Барто громко и тихо.

«Узнай по звуку»

Цель: закреплять умение дифференцировать звуки, развивать слуховое внимание.

Воспитатель показывает деревянные, металлические ложки, хрустальные рюмки. Дети называют эти предметы. Педагог предлагает послушать, как звучат эти предметы. Определяют какие звучат звонко, а какие глухо, тихо и громко. Установив ширму, воспроизводит звучание этих предметов по очереди. Дети узнают звуки и называют предметы их издающие.

Игры на освоение навыков анализа и синтеза.

«Сколько звуков»

Цель: развитие слухового восприятия

Воспитатель предлагает определить количество звуков

АУ -2 АААА – 1 протяжный

Дети выкладывают нужное количество красных фишек.

«Найди картинку»

Цель: упражнять в выделении первого протяжного гласного звука в слове

Воспитатель показывает предметную картинку (арбуз – аааааарбуз), дети выделяют первый звук обозначают его артикуляцией (карточка – ротик),

2 вариант

Воспитатель показывает с какого звука начинается слово (картинка- ротик). Дети подбирают подходящую предметную картинку и называют слово выделяя первый звук.

«Назови слово»

Цель: упражнять в умении подбирать слова на заданный звук.

Из множества предметных картинок необходимо выбрать слова начинающие со звука [а], [о],…

Цель: научить детей правильно соотносить название и изображение предмета.

Детям раздают большие карты, а маленькие берет воспитатель и называет последовательно каждую их них. Говорит четко, повторяет 2–3 раза. Ребенок, у которого находится называемый предмет, поднимает руку, говорит: «У меня...» и называет предмет.

Список используемой литературы:

1.А. И. Максаков, Г.А. Тумакова. «Учите играя». Москва: Просвещение, 1983г.

2. Г.А. Тумакова «Ознакомление дошкольника со звучащим словом» Поособие для педагогов дошкольных учреждений. Москва: Просвещение, 2006г.

3. Г. С. Швайко «Игры и игровые упражнения по развитию речи» Москва: Просвещение, 1983г.

4. Варенцова Н. С., Колесникова Е.В. «Развитие фонематического слуха у дошкольников». _- М: «Акалис», 1995г.

Наталья Любимова
Игры для развития слухового внимания

Игра"Кто что услышит?"

Цель. Развитие слухового внимания. Накопление словаря и развитие фразовой речи.

Оборудование. Ширма,разные звучащие предметы:звонок,молоток,трещотка с камешками или горохом,труба и т. д.

Описание игры. Педагог за ширмой стучит молотком,звонит в звонок и т. д. ,а дети должны отгадать,каким предметом произведен звук. Звуки должны быть ясные и контрастные.

Игра"Узнай по звуку"

Цель. Развитие слухового внимания и фразовой речи.

Оборудование. Различные игрушки и предметы,которыми можно производить шумы и звуки разными предметами. Если ребенок догадывается,чем произведен звук,он поднимает руки и говорит об этом взрослому,не оборачиваясь.

Шумы можно производить самые разные:бросать на пол ложку,мяч,бумагу;ударять предметом о предмет;перелистывать книгу;рвать или мять бумагу и т. д.

Игра"Кто летит"

Цель. Развитие слухового внимания.

Ход игры. Логопед сообщает детям,что он будет говорить слово"летит" в сочетании с другими словами (птица летит,самолет летит).Но иногда он будет ошибаться (например:собака летит).Дети должны хлопать только тогда,когда два слова употребляются правильно. В начале игры логопед медленно произносит фразы,делает паузы между нами. В дальнейшим темп речи ускоряется.

Игра"Домашний оркестр"

Чему учиться ребенок:Продолжает развивать слуховое внимание,память,чувство ритма;обогащает словарь существительными по лексической теме"Посуда"

Оснащение:чашка,ложка,тарелка,кастрюля

Ход игры:сообщите,что сегодня будет играть на инструментах,но не на музыкальных,а"домашних",и дайте ребенку посуду.

Спросите:"Как можно назвать одним словом эти предметы?"-"Посуда"-"Мы будем играть на посуде. Ты оркестр,а я дирижер. Я буду показывать,как играть,а ты повторяй за мной".

Отстукивайте ритмы,а ребенок должен повторять за вами.

Ольга Осташова

Добрый вечер, уважаемые коллеги и друзья! Сегодня предлагаю Вашему вниманию дидактические игры на тему здоровья и спорта для дошкольников. Эта тема сейчас очень актуальна.

Решила сделать игру на спичечных коробках. Эту интересную идею увидела у Галины Шкребы и у Натальи Черниковой. Спасибо большое! Предлагаю свой вариант игры.

Дидактическая игра: «Угадай, чьи уши!»

Цель: дать знания об органах слуха, уточнить, что уши у всех разные; расширить знания о домашних, диких, животных жарких стран; развивать зрительное восприятие, мышление, память, мелкую моторики рук.

Обклеила коробки самоклеящейся плёнкой, сверху приклеила картинку ушей, внутри картинку животного, человека.


Ход игры: сначала ребёнок рассматривает изображение ушей, определяет, чьи уши. Затем находит и называет, вставляет в коробок. Правильность ответа ребёнок может проверить сам. Картинка с изображением ушей на верхней части коробка, совпадают с картинкой внутри.

Дидактическая игра: «Угадай по звуку».

Цель: развивать слуховые восприятия, ввести в словарь детей новое слово «слух». Учить детей соотносить звук с предметом; развивать исследовательскую деятельность; развивать мелкую моторику.



В каждый маленький контейнер положила небольшой предмет (пластмассовую скрепку, деревянный кубик, кусочек пенопласта, кусочек губки, железный зажим для занавесок). Предметы приготовила по два.

Хочу сказать, что пришлось поэкспериментировать, некоторые предметы издавали одни и те же звуки. Со временем можно заменить предметы, для сохранения интереса детей к игре.


Эти пять контейнеров с предметами положила в мешочки. Один контейнер оставила пустым.





Ход игры: в пустой контейнер ребёнок кладёт любой предмет на выбор. Прислушивается к звуку и отгадывает его, выбрав один из мешочков по звуку, для проверки открывает мешочек и проверяет.

Дидактическая игра: «Одень Машу и Мишу на прогулку»

Цель: формировать представление детей об одежде, её связи с сезоном, возрастом; показать детям зависимость здоровья ребёнка от одежды и времени года; формирование гендерных особенностей у детей, дифференциация одежды девочек, одежды мальчиков (зимней, летней, демисезонная; детская, взрослая; мужская и женская); закрепление знаний и навыков о сезонных изменениях в природе; закрепляет навыки сравнения и классификации предметов; развивает логическое мышление, внимание, память.





Приготовила картинки с изображением одежды, мальчика, девочки, четырёх времён года.

Ход игры: дети выбирают одну картинку из четырёх времен года и в соответствии с выбранным сезоном подбирают картинки с одеждой.

Воспитатель: - Как надо одеваться, чтобы не болеть?

Дидактическая игра: «Найди и назови!»

Цель: закреплять знания детей о видах спорта и умение их различать, спортивных атрибутах. Развивать зрительное внимание, логическое мышление, расширять словарный запас.



Ход игры: ребёнок, подбирает нужные для данного вида спорта предметы, называет вид спорта и предметы.

Дидактическая игра: «Что полезно для зубов, что не полезно».

Цель: закрепить представления детей о том, какие продукты полезные, а какие вредные для зубов.



Воспитатель: - Поможешь Буратино, разобрать продукты. Какие продукты полезные, а какие вредные для зубов?

Ход игры: ребёнок раскладывает картинки с изображением полезных и вредных продуктов для зубов.

Спасибо за внимание!