Телевизор и ребенок. Исправляем стереотипы. Как телевизор влияет на ребенка

В ежесуточном распределении времени телевидение занимает третье место после сна и трудовой деятельности. Если, в среднем, человек смотрит телевизор 3 часа в день, то к 75 годам своей жизни девять из них он проведёт перед голубым экраном.

Каждому современному человеку нужно знать, что телевизор усиливает воздействие электрического и энергетического сигнала в 25-30 тысяч раз. Вследствие чего сфокусированные зрачком лучи разрушают нервные клетки глазного дна и постепенно «выжигают» вещество головного мозга человека, то есть попросту отупляют.

Особенно вредно телевидение для детей . У детей и подростков, от постоянного сидения перед телевизором или компьютером, появляются головные боли, для которых видимых причин нет, происхождение боли неясно. Есть и другие признаки: головокружение, снижение памяти и умения сосредоточиться, слабость, повышенная утомляемость. Затем идёт постоянное снижение защитных сил человека (ослабление иммунитета).

Если ребёнок уже в раннем детстве по 2-3 часа в день смотрит телевизор или играет на компьютере, то у него к 5-7 годам могут начаться нервные тики, головные боли, припадки. Детское тело до 12-ти лет особо уязвимо для любых электромагнитных влияний. Обилие световых, звуковых раздражителей - это перегрузка для коры головного мозга. Как следствие у детей появляются невротические признаки: кто-то постоянно облизывает губы, кусает ногти, суёт руки в рот, а кто-то иногда бьётся в истерике по пустякам. В группу риска входят дети, пережившие на первом году жизни перинатальную энцефалопатию.

В комнате, где ребёнок спит или играет, не должно быть ни телевизора, ни компьютера. Смотреть телевизор ребёнок должен с расстояния БОЛЕЕ 3-Х МЕТРОВ. Если уж смотреть, то лучше смотреть телевизор вместе с детьми днём, и лучше - познавательные передачи длительностью 20-30 минут. Санитарные нормы разрешают смотреть телевизор детям до 5-ти лет по 25 минут В НЕДЕЛЮ, то есть - по пять минут в день! Биохимическое исследование крови взрослого человека показало, что просмотр ТВ в течение 15 минут снижает качество эритроцитов (способность переносить кислород) почти вдвое. Что же может твориться с иммунитетом детей после долгих телепрограмм?

Уже проверено, что если ставить телевизор с маленьким экраном перед постелью - появится «ломота в костях». Нельзя засыпать при включённом телевизоре - спящий человек не способен защититься от излучения и от потока отрицательных эмоций с экрана, отрицательной информации. Если ребёнок спит, а родители смотрят телевизор - он будет чувствовать и электромагнитное поле, и все отрицательные эмоции боевиков, детективов, драм, «ужастиков» и прочих «шедевров» ночных кинопоказов.

Но это только одна сторона воздействия телевизионной техники.

Для человека наиболее опасна телепсихотехнология. Воздействие достигается незаметно, посредством монотонных звуков, однотипных фраз-кувалд (то же происходит во время рок-концертов через микрофоны). В Болгарии под руководством профессора Лоданова, известного своей методикой ускоренного обучения иностранным языкам, проводился телеэксперимент. Для группы из 30 добровольцев был выбран щадящий режим воздействия - 15 минут. Телесеанс проводился по 1 разу в неделю. Первые достижения обнадёживали: улучшение памяти, всплеск восприятия. Но после 2-го сеанса у всех участников начались гормональные и иные нарушения, заметные только по показаниям приборов. Но после 5-го сеанса телесеанс запретили. Спустя 3-5 лет испытуемые тяжело заболели, а через 7 лет - умерли. У всех у них до этого опыта было отменное здоровье (Т.Г. Дичев «Зомби - рядом с нами». «Знания мира» № 6, 2001).

Западные психологи утверждают, что обыкновенные телефильмы настолько «заряжают» подсознание, что скоро это станет причиной многих психических болезней. Если зритель смотрит фильм со сценами насилия или ужасы, то только сознанием понимает, что это ложь, подсознательно всё воспринимается за чистую монету и переживается как действия, происходящие с самим человеком. А это значит - постоянный стресс. Особо усиливается воздействие в фильмах с компьютерной графикой. ТЕЛЕЭПИЛЕПСИЯ - сейчас вполне привычное медицинское понятие. Определение болезни таково: припадок вызывается чрезмерным потоком световых, лучевых и звуковых раздражителей. С голубых экранов телевизоров и дисплеев компьютеров нас атакуют сгустки тяжёлых микролептонов, которые могут разрывать ауру и внедряться в наше тонкое тело.

Чуть больше десятка лет назад канал ОРТ закупил более 100 серий японского мультфильма «Покемон» («Карманные монстры»), который был запрещён и в самой Японии, и во многих других странах. Весь мультфильм наполнен вспышками, мелькающими на экране, которые вызывают у детей психические расстройства и болезни глаз. В самой Японии в декабре 1997 года после просмотра очередной 30-ти минутной серии больше 10-ти тысяч детей заболели, а 700 детей были отправлены в больницы с признаками эпилепсии: судороги, прекращение дыхания, нарушение сердечного ритма. В Турции показ этого мультфильма был запрещён после того, как двое детей, подражая героям мультсериала, выбросились из окна. Прекрасно зная всё это, руководство ОРТ всё же решило закупить этот мультфильм, калеча наших детей.

Кроме этого, ещё недавно по утрам показывали потрясающий по своей глупости мультфильм про «телепузиков». Видимо, главная цель этого показа - воспитать с малых лет телезависимого человека. Человека, который только лишь прикоснулся к ценностям этого мира, уже видит своего любимого героя с телевизором в животе. Попробуйте объяснить вашему чаду, что телевизор смотреть вредно, притом даже с медицинской точки зрения. А ведь возраст, с которого начинают, по мнению создателей этой программы, смотреть телевизор дети - 6 месяцев. У детей в возрасте до 3-4 лет нет навыков самозащиты, поэтому их психика программируется. Более того, то, что происходит на экране - становится мечтой любого ребёнка: ничего не делать, гулять по полянкам и бегать друг за другом. Яркие цвета, отсутствие нравственного содержания, определённый музыкальный ритм, завораживающие компьютерные образы «притягивают» ребёнка к телевизору и служат для младенца сладкой приманкой. Один из создателей «Телепузиков», доктор психологических наук, профессор Института психологии РАН Е.Н. Сергиенко после очень неубедительных речей о полезности своего любимого мультсериала, говорил: «Телепузики» не ставят перед собой цели чему-либо обучить малыша. Цель сериала одна, и очень простая - дать матери хоть немного времени заняться собой или домашними делами». Куда уж более откровенно и цинично. Оказывается все эти разговоры про образование - ложь. Главная цель - доверить воспитание малыша телевизору, а самим заниматься своими делами. «Дети оттягиваются, родители отдыхают» - гласила реклама РТР. Родители, поленившись заняться своим ребёнком и посадившие его перед телеэкраном, вы уверены, что голос из этого прибора лучше вас воспитает вашего малыша?

Плоды чудовищных информационных проектов мы пожинаем уже сейчас. Тем более творцы нового порядка заинтересованы в воспитании с малых лет ещё более зависимых, инфантильных, космополитичных поколений. Нравственно здоровые люди, глубинным чутьём видящие во всех этих новшествах инородную занозу, пытаются сказать слово в защиту бедных детей, ставших жертвой очередного эксперимента. Таких выступлений становится всё больше, значит, есть ещё у нас надежда на будущее. Бог даст, и поумневшие родители будут воспитывать своих детишек не на мутантах с антенной в голове и телевизором в пузе, а на примере наших колобков, зайчиков, медведей, Снегурочек, Алёнушек, Иванов-царевичей и прочих героев добрых и умных народных сказок. Надо сказать, что и сами дети сегодня с большой радостью смотрят российские мультфильмы и сказки. А на вопрос взрослых: «Почему?» - отвечают просто: что наши мультфильмы добрые, а герои в них - красивые.

Чуть информации для взрослых по теме: «Трансляция сцен насилия и эротики каналами российского телевидения».

В 1997 году ЦСО РАО было проведено исследование, направленное на анализ трансляции сцен насилия и эротики по трём каналам телевидения. Исследованию подлежали утренние, дневные, вечерние и ночные передачи по каналам ОРТ, НТВ и ТВ-Центр.

Выделим ряд характерных выводов, сделанных после этого.

1. Исследование полученных материалов показывает нарастание показов сцен насилия и эротики от утреннего эфира к вечернему. Резко увеличивается агрессивность телепередач в конце трудовой недели (увеличение числа показа сцен насилия к концу недели в 2,4 раза). Наблюдаются различия и в частоте трансляций этих сцен по разным телевизионным каналам. Например, ТВ-Центр показывает сцены насилия и эротики в 2 раза чаще по сравнению с каналами ОРТ и НТВ.

Уже эти данные позволяют высказать, по меньшей мере, два существенных, на наш взгляд, соображения:
а) Показ сцен насилия и эротики достаточно чётко соответствует дневному и недельному жизненному ритму деятельности обычного человека. Можно отметить, что сцены насилия и эротики «встраиваются» в жизненный цикл человека как раз в то время, когда предполагается наибольшее расслабление, снижение контроля сознания (эти особенности подготовки ко сну многократно обсуждались в психологической литературе). Например - в вечерние часы. Что является особой техникой встраивания сцен насилия и эротики в фазу подготовки ко сну, и приводит к проработке в сновидениях личностных образцов и поведенческих моделей, воспринятых с телеэкрана (сходное объяснение было дано В.С. Собкиным и Е.О. Смирновой в 1986 году при анализе телепередачи «Спокойной ночи, малыши!»). Иными словами, сцены насилия и эротики начинают усваиваться телезрителем на подсознательном уровне и переносятся в их сны.

б) Весьма существенно и то, что чаще всего сцены насилия и эротики представлены в художественной форме (каждая вторая сцена передаётся через художественные фильмы). Это даёт основание сделать вывод о том, что «упакованные» таким образом сцены усваиваются, по преимуществу, на аффективно-эмоциональном уровне. Иными словами, эти сцены переживаются, проживаются и остаются в подсознании зрителя. Таким образом, мы наблюдаем особую социокультурную технику работы телевидения по внедрению официально запрещённых норм и образцов поведения в массовое сознание.

То, что второе место по численности показов сцен насилия и эротики после художественных фильмов занимает реклама (каждая 5-я трансляция), также не случайно. Сами по себе эти сцены занимают весьма краткий отрезок времени и не успевают оцениваться критически на сознательном уровне, вследствие чего, они также мощно действуют на подсознание зрителя. Приведённые данные позволяют отметить ПРЕДНАМЕРЕННЫЙ ХАРАКТЕР этих сцен в рекламе, поскольку показывают, что «потребительский спрос» создаётся именно на подсознательном уровне с опорой на запрещённые образцы (агрессивный, сексуальный, жестокий и т.д.)

2. Более детальное исследование материалов показывает, что разные телевизионные каналы существенно отличаются в действиях друг от друга. Например, канал ТВ-Центр гораздо чаще, по сравнению с другими показывает сцены насилия и эротики через художественные фильмы - 66,4 %. Самая же агрессивная и эротическая реклама на канале ОРТ - 42,4 %. Наконец, НТВ и ТВ-Центр используют сцены насилия в хронике достаточно часто (соответственно: 16,9% и 15,5%).

3. Анализ видов насилия и того, по отношению к кому это насилие осуществляется, показывает, что наиболее распространённым на телеэкране видом агрессии является убийство. Например, доля убийств огнестрельным оружием составляет 20,4 % (каждая пятая сцена). Достаточно распространён и такой вид агрессии, как откровенное избиение.

Данные показывают, что телевизионный эфир весьма агрессивен, поскольку почти каждая 3-4 сцена заканчивается убийством, а каждая 12 - жестоким избиением. Особо исследовалась направленность агрессии. Материалы показывают, что агрессия мужчины по отношению к мужчине составляет 37,2%. Насилие мужчины по отношению к женщине характерно для каждого 6-го случая. Каждый 10-й случай - это агрессия женщины по отношению к мужчине. Наконец, следует отметить, что достаточно широко на телеэкране представлены межгрупповые действия (групповые драки, убийства и т.д.).

Действия мужчины по отношению к женщине носят иной характер. Эротические действия и половой акт составляют более половины (50,6%). Удары и избиение наблюдаются в каждом 10-м случае (9,8%). Мужчины и женщины также достаточно часто убивают друг друга; наконец, женщины в 3 раза чаще оскорбляют мужчин (20,8%).

Если отметить действия женщины по отношению к женщине, то здесь обнаруживается весьма своеобразная линия поведения, отличная от описанных выше. В действиях женщины по отношению к женщине преобладают оскорбления (50% случаев). Всё чаще стали появляться на экране женские драки, избиения и прямые убийства. В тоже время присутствует такой особый вид агрессии, как доведение своей жертвы до самоубийства. Зато эротические лесбийские сцены весьма распространены - 33,4%.

По сути, мы можем сделать вывод о СНЯТИИ ЗАПРЕТА НА ФИЗИЧЕСОКЕ НАСИЛИЕ на телеэкране.

4. Если вернуться к анализу передач различных телевещательных каналов, то можно заметить, что более всего убийства распространены на канале НТВ - 39,3 %. Словесные оскорбления примерно поровну распределены на всех каналах. В то же время, жестокие избиения существенно чаще присутствуют на каналах ОРТ и ТВ-Центр (соответственно: 15,3% и 16,4%). Сцены откровенной эротики более часто встречаются на канале ТВ-Центр - 17,6%. Непосредственный показ полового акта наиболее распространён на канале НТВ - 8,5%

5. Достаточный интерес представляет исследование распределения видов агрессивных и эротических действий по суточному циклу телетрансляций. Утро отечественного телезрителя начинается с довольно большой доли оскорблений (36,9% от всех оскорблений, транслируемых по телеканалам в течение суток). Но словесными оскорблениями наше утро не ограничивается. Четверть всех драк приходится на утренние часы, да и каждое 6-е «телеубийство» мы видим тоже утром. Как это ни покажется странным, количество убийств возрастает в дневных передачах и, что, пожалуй, самое существенное, - половина эротических сцен (43,4%) - приходится именно на дневной эфир. Это «хорошая разрядка» для наших пенсионеров и домохозяек и прекрасный фон для приготовления домашних заданий школьникам, вернувшимся из школы (к тому же и родители чаще всего в это время отсутствуют). А что же вечером? Количество убийств, конечно, возрастает, но преобладают в это время аварии, катастрофы, бедствия. Приятно, сидя у телеэкрана, сознавать, что лично ты в безопасности.

Ночной эфир предельно прост. Здесь снимается цензура и 75% всех показов полового акта приходится именно на это время, и будем надеяться, что дети и подростки в это время уже спят».
(Текст приводится по материалам В.С. Собкина, Н.И. Кузнецовой «Российский подросток 90-х: Движение в зону риска»).

«В нашем кинопрокате американских фильмов - 87%, европейских - 6,1%, российских - 5,6 %» - это слова бывшего министра культуры Швыдкова («Эхо дня», 15.08.2003. Екатеринбург).

Новости Партнеров

Телевизоры есть в каждой квартире, до появления доступного интернета эта техника была единственным средством для развлечения и получения информации. Они довольно прочно вошли в нашу динамичную жизнь, и мы ежедневно смотрим новостные выпуски, фильмы, сериалы и познавательные передачи. Часто телевизор мы включаем просто ради фона, чтобы в комнате не было непривычно тихо, и вроде бы совершенно не обращаем на работающую технику внимания.

Когда в семье появляется новорожденный, вопрос о телевизоре должен встать довольно остро . Все мы понимаем, что работа этой техники может навредить малышу. Но многие родители, не желая перестраивать свои привычки, включают телевизор при младенце. Они мотивируют такое поведение нежеланием приучать ребенка к тишине и считают, что шум работающей техники и мелькающий на экране видеоряд никак не оказывают на него влияние. Но психологи, педиатры и окулисты иного мнения на этот счет.

Излучение

Несмотря на то, что производители техники утверждают, что от их изделий не исходит никакого излучения, оно все же есть. Ученые выяснили, что в среднем современные телевизоры выделяют 0, 2 рентгена в месяц. Исследования показали, что даже такое небольшое излучение пагубно отражается на состоянии живых организмов. Влияет на нас также и ультразвук низких тонов, который не слышен взрослым, но к которому восприимчиво ухо новорожденных. Малыши улавливают свистящий высокий звук, исходящий от работающего телевизора. Он пагубно воздействует на становление детской нервной системы, а, следовательно, влияет на весь растущий организм ребенка.

Телевизионное излучение, даже в небольших «дозах», способно замедлить течение обменных процессов в организме. Ученые разных стран, параллельно друг другу проводившие независимые тесты, пришли к мнению, что работающая техника снижает защитные барьеры организма и угнетает работу иммунной системы.

Влияние на зрение

У грудничков органы зрения функционируют еще не достаточно стабильно. Новорожденные дети обладают выраженной физиологической дальнозоркостью и легким . По мере роста ребенка его зрение стабилизируется, он учится фокусироваться на предметах, расположенных на дальних и близких расстояниях от его глаз, учится следить за передвигающимися объектами. Процесс стабилизации работы жизненно важных зрительных органов очень легко нарушить и привести к развитию патологии глаз.

Пагубное влияние этой техники органы зрения человека — давно доказанный факт, поэтому берегите глазки ребенка и избегайте смотреть при нем телевизор.

При телетрансляции световые картинки меняются с большой скоростью, и губительно воздействуют на глаза человека. Даже если грудничок просто находится с работающим телевизором в одной комнате, но не смотрит непосредственно на экран, его глаза будут улавливать сменяющиеся кадры. Мышцы глаз и зрительные центры в головном мозге будут испытывать колоссальную нагрузку, которая усилится, если малыш начнет фокусироваться на экране.


Влияние на психику

Развитие двигательных и сенсорных участков мозга на первом году жизни ребенка происходит довольно активными темпами. Для правильного формирования всех нейронных связей важно, чтобы младенец активно двигался и нарабатывал тактильный опыт. То есть, чтобы ваш малыш развивался, важно предоставлять ему возможность трогать и ощупывать различные предметы, тянуться, переворачиваться и ползать .

Детей, которые уже могут фокусироваться на видеоряде, могут увлечь сменяющиеся на экране яркие картинки. Ребенок перестанет стремиться двигаться, потому что телевизор покажется ему интересней, чем игрушки и неизведанный еще мир квартиры. Особенно сильно малышей увлекают рекламные ролики, грудничок словно замирает и подолгу смотрит на экран, не шелохнувшись. Таким образом, работающий телевизор снижает двигательную активность ребенка, что влечет за собой задержки в психофизическом развитии .

Уже давно доказано пагубное воздействие просмотра телевизора на психику. Малыш может даже не смотреть на экран, но звуковой ряд и видимые на периферии сменяющиеся световые картинки уже могут привести к и эмоциями, а также вызвать головные боли.

Все происходящее на экране телевизора оседает в подсознании у ребенка. Дети, как губка, впитывают в себя ваше настроение, влияет на них также и домашняя атмосфера. Если у вас с мужем идеальные отношения вкупе с полным взаимопониманием, но при этом вы увлекаетесь просмотром реалити- или развлекательных шоу, герои которых часто ругаются и скандалят, — это может негативно отразиться на психике младенца. Малыш будет капризным, у него часто будут случаться истерические припадки по любому поводу.

Привычки

Дети во всем берут пример с нас, и если они видят, что мы все время проводим у телевизора, обязательно будут вести себя так же. Чтобы не сформировать у маленького ребенка неправильное представление о досуге, чаще с ним, читайте книги, занимайтесь лепкой и рисованием.

Не включайте технику для фона, когда кушаете, поскольку доказано, что при одновременном принятии пищи и просмотре телепередач, процесс переваривания ухудшается . Многие родители пользуются увлеченностью ребенка телевизором, и пока малыш смотрит на экран, кормят его. Подобное поведение недопустимо, младенец должен осознанно пережевывать и глотать. Если ваш грудничок сильно капризничает за столом и отказывается кушать пюре или кашу, попробуйте поиграть с ним в «самолетики» или увлечь стихами, но не сдавайтесь и не включайте телевизор.

А вы помните, как почтальон приносил газету, а внутри была программа на всю неделю. Интересно, сейчас такое есть? Думаю, это было удобно родителям, ведь прогулки на улице были в промежутках между интересными программами и мультиками. Впрочем, помню, что больше «Пчелки Майи», я ждала документальные фильмы о природе. Они просто завораживали, особенно, если голос за кадром тааак интересно рассказывал про морских обитателей.

В современном мире задача у родителей упрощена. Можно выбрать любой канал для ребенка, любой мультфильм, а если что-то пропустили, то просто перемотать назад. но поговорим и о плюсах, и о минусах телевидения.

Образовательный контент

Есть каналы, которые транслируют только образовательный контент, охватывающий такие предметы, как искусство и ремесла, наука, история, география и математика. Это, бесспорно, большой плюс. Полезно будет не только детям, но и взрослым.

Развлекательные программы

Телевизор является одним из основных источников развлечений для детей. Звуки и красочные изображения на экране обращаются к детям, а также сохраняют их внимание, пока мама готовит обед. Родителям только нужно подобрать такой контент, который подходит по возрасту их малышу и легок в восприятии.

Новостные передачи

Что произошло в стане и мире, кто стал премьер-министром, президентом и т.д. - это важные события, которые дети должны знать, особенно, если они уже учатся в школе.

Спортивные каналы

Они способы привлечь внимание детей к тому или иному спорту. Если родители видят, что ребенок проявляет интерес к спорту, нужно больше рассказать, а также даже записать на секцию.

Воздействие различных культур

Телевидение показывает ребенку страны и города, традиции и обычаи, расширяя его кругозор. При правильном выборе программ ваш ребенок может узнать о людях и их традициях, образе жизни и отношениях.

Телевидение вдохновляет

Например, ребенок захочет повторить подделку, которую увидел в передаче.

Как вредит телевидение на здоровье детей?

  • Помимо плюсов, просмотр телевизора может и навредить, если родители его используют, как способ успокоить ребенка и на долгое время.
  • Просмотр телевизора провоцирует сидячий образ жизни. Куда интереснее для малыша залезть под плед с чем-то вкусным и смотреть мультфильмы, чем гонять мяч во дворе.
  • Просмотр неограниченного количества времени телевизора может негативно сказаться и на остроте зрения.
  • Кому нужна компания, когда есть телевизор? Дети, которые смотрят много телевизора, не успевают поиграть или пообщаться. Телевизор незаметно съедает время. Стоит увлечься мультфильмом, как незаметно пройдет час-два времени.
  • К минусам также можно отнести и то, что телевидение дает искаженный взгляд на мир. Фильмы и другие телевизионные шоу могут преувеличивать реальность и создавать чрезвычайно жестокие сцены для восприятия ребёнком.

Как видим, телевидение имеет две стороны медали и родителям очень важно найти ту самую золотую середину. Старайтесь занимать ребенка интеллектуальными играми, играми на улице и со сверстниками. Детям от 3 лет не рекомендуется смотреть телевизор, как и использовать другие гаджеты, более 30 минут в день.

Мы живем в мире, в котором тяжело представить квартиру без телевизора. Давно не замечаем, сколько полезного, нужного времени тратим на просмотр передач, не имеющих отношения ни к нам, ни к нашим детям. Мы все понимаем, что до 2 лет просмотр телевизора детям вообще запрещен. Но после рождения малыша наступает момент, когда хочется хоть одним глазком посмотреть на других людей, поэтому мы включаем голубой экран, гладим, готовим, убираем, играем с малышом, воспринимая телевидение в качестве звукового фона, «ведь ребенок все равно никакого интереса не проявляет, значит, ему не может быть такая невинная слабость во вред».
Можно ли детям смотреть телевизор? И как телевизор влияет на сон?

Влияние телевизора на нервную систему ребенка.

Ребенок рождается с незрелой нервной системой , ему необходимо проделать огромную работу, чтобы адаптироваться к окружающему миру, у него развиваются все системы организма, память, мышление, восприятие. Даже если малыш не вглядывается в происходящее на экране, он получает множество зрительных и слуховых стимулов, которые его нервная система не в силах обработать, они часто запоминаются в качестве невостребованных картинок и образов. Мозг не может соединить их ни с какой полученной ранее информацией. Теперь представьте, что дело происходит во второй половине дня. Мозг старается все полученные стимулы обработать, но именно с этой информацией в мозге ребенка происходит некое подобие сбоя компьютера. Голова пытается решить задачу, но создает все больше очагов возбуждения, которые не дадут малышу спокойно уснуть, так как к моменту сна он уже будет переутомлен и перевозбужден. Наша роль — снизить негативное влияние телевизора на сон и оградить ребенка от той информации, которая не может быть усвоена.

Лучи синего спектра разрушают гормон сна.

Нельзя забывать и про тот факт, что гамма лучей от телевизора, воздействуя на сетчатку глаза, разрушает и блокирует выработку гормона мелатонина , без которого невозможно достичь расслабления и качественного сна. Этот гормон отвечает не только за здоровый сон, он снимает стресс, стимулирует иммунную систему, обладает антиоксидантным действием. В комнате, где спит ребенок, не стоит включать экран телевизора и в момент сна ребенка (речь не идет о том, что шум повлияет на глубину сна, это очевидно). Даже сквозь веко сетчатка глаза улавливает световое пятно, которое не дает центральной нервной системе уйти в глубокую фазу сна и разрушает мелатонин. По результатам исследований немецких ученых, те животные, которые спали при свете, были склонны к проявлениям агрессии и депрессии, они отказывались от самой лакомой пищи, а дальнейшие исследования показали, что область мозга, которая в естественных условиях отвечает за получение удовольствия резко уменьшилась. Такие последствия у животных, а ведь наша нервная система ещё тоньше устроена. Следовательно, необходимо ограничить влияние телевизора на сон - ребенок должен спать в тишине и полной темноте.

Электромагнитное поле негативно влияет на организм человека, в особенности на здоровье ребенка. Телевизор также является электрическим прибором, излучающим электромагнитные волны, которые нарушают регуляцию давления, обмен веществ и кроветворение организма, особенно если малыш находится на расстоянии менее 3 - 3,5 метров от телевизора. Во второй половине дня уставшему организму необходимо помогать, а не ставить перед ним новые задачи, с которыми ему надо справляться.

Откажитесь от просмотра телевизора хотя бы во второй половине дня.

Лучше всего во время сна обрабатывается мозгом та информация, которую он получил во второй половине дня. Ребенок, например, поглядывал на экран телевизора или смотрел мультик. Нервная система ребенка не умеет разделять информацию на реальность и сказку, поэтому страх маленькой пони воспринимается, как нечто, что происходит в реальной жизни, мозг переносит эти переживания на самого ребенка, заставляя его переживать подобные чувства. Мама никогда не будет читать сказки , вызывающие негативные эмоции, на ночь, но она не может предугадать реакцию ребенка на мультфильмы или взрослые передачи, под которые малыш ужинал.

Легче просто отказаться от просмотра телевизора, чем минимизировать последствия его воздействия на здоровье и, в частности, на сон. Если пока не можете решиться на этот шаг раз и навсегда, то перенесите просмотр на первую половину дня, при этом следите за временем. Жизнь продолжается и без этого черного ящика, в который словно в черную дыру засасывается наше свободное время, положительные эмоции, здоровье, настроение и наше желание получать радость от общения с самым близким маленьким человечком в мире.

Современная жизнь невозможна без телевидения, в жизни семьи и ребенка фильмы и передачи, транслируемые по центральным и кабельным каналам, играют огромную роль. Но всегда ли просмотр телевизора полезен ребенку, особенно в дошкольном возрасте? Не пытаются ли родители, выкраивая для себя толику личного времени, переложить на масс-медиа воспитательные функции?

Телевидение выступает самым влиятельным средством коммуникации, участвующим в социальных изменениях, свидетелями которых мы являемся, но пройдут годы, прежде чем мы узнаем о его реальном воздействии на общество.

Во многих странах телевидение «идеологически ангажировано» и нацелено на продажу чего-либо. У него специфическая моральная ориентация, которая ставит родителей в очень сложное положение: к их принципам воспитания не проявляется уважение, к тому же телевидение встает на пути свободного выбора того, что они хотят смотреть. Так чего же от просмотра телевизора больше – пользы или вреда?

Родителям о влиянии телевидения на развитие детей

Дети учатся, когда обращают внимание на что-либо, потому что есть воля, которая решает, стоит ли ситуация, в которой они находятся, этого усилия. В действительности они «обращают внимание» в школе или детском саду менее 50 % времени, проведенного там. Дома процент, в зависимости от более или менее прямого присутствия их родителей, падает до 27 %. Но когда они смотрят телевизор, уровень внимания составляет приблизительно 95 %. Это показывает, что подходящего времени для обучения перед телевизором больше, чем в школе или семейном кругу. Эти статистические данные действительны для детей до 10 лет.

Два фактора изменяют эти цифры для старших детей:

  • они предпочитают проводить время со своими друзьями или на улице;
  • более высокие требования в школе: необходима большая концентрация внимания в классе и усилия для выполнения домашней работы, а это означает, что для телевидения остается меньше времени.

На каком уровне воспитания детей работает телевидение? Нет сомнения в ответе - в сфере воли. Оно стремится изменить желания людей.

Программ, посвященных единственной теме, например физике, истории или некоторым видам спорта, относительно немного, их прямая цель - представить зрелище.

С другой стороны, нам усердно навязывают нормы поведения и постоянно рассказывают об образе жизни, отношению к определенным ситуациям, хорошем или плохом поведении - все это действия воли перед лицом различных обстоятельств. И это поддерживается большинством программ. 80 % содержания новостей и программ о текущих событиях связано с поведением людей.

Что касается этических или моральных задач программ, тут не нужно далеко ходить, чтобы обнаружить, что ТВ-индустрия преследует в основном финансовые и политические цели. Секс и удовольствие привлекательны, а уровень вседозволенности соответствует моральным и этическим ценностям людей, создающих телевизионные продукты. О каком же положительном влиянии телевидения на детей может идти речь в этом случае?

Проблема для родителей может быть решена в том случае, когда есть достаточно хороших каналов, чтобы иметь возможность выбирать с большей свободой.

Родители маленьких детей должны понимать, что если телевидение показывает нечто относящееся к сфере повседневности, оно предлагает образцы для подражания, сообщает через экран о том, что приемлемо, а что нет; и чем чаще эти сообщения повторяются, тем больше людей следует за ними - хорошо это или плохо.

У взрослых имеются критерии отбора, которые предупреждают их о том, что подходит, а что нет; они знают, что приемлемо и что следовало бы отклонить. Ребенок обычно не обладает этой проницательностью, и все, что он воспринимает, легко становится его собственным стандартом поведения. Размышляя о роли телевизора в жизни семьи, не забывайте, что ребенок постоянно принимает сообщения, оказывающие на них влияние, с того момента, как начинает учиться говорить.

Влияние телевидения на дошкольников: плюсы и минусы

Дети учатся за счет повторения и при наличии образца, который они могут копировать. Приблизительно до 12 лет дети сильно привязаны к тому, что повторяется, и это результат, казалось бы, естественного стремления учиться. Например, они зачарованы рекламными объявлениями, нетерпеливо ожидают их появления, знают их наизусть, вплоть до мельчайших деталей.

Говоря о влиянии просмотра телевизора на ребенка, плюсах и минусах всевозможных телепередач, нужно четко осознавать, что есть моменты, когда эффект повторения провоцируется подсознанием, которое продолжает напоминать о конкретном образе. Это повторяется чаще, чем необходимо, и таким образом впечатывается в сознание. Подобное явление возникает после сюжетов, которые произвели на нас впечатление непристойностью или жестокостью, или по каким-то причинам потрясли либо удивили нас. Одно является бесспорным: после того, как мы выключили телевизор, неважно, читаем ли мы что-то или лежим в кровати, этот сюжет всплывает снова и снова, и мы по-прежнему думаем о нем.

Будучи взрослыми, мы отклоняем что-то, что считаем нравственно недопустимым, но подсознание настойчиво возвращает образ, и отказаться от него нелегко.

Представьте, что в этой же ситуации происходит с ребенком, сила воли которого еще недостаточно развита и сильна, чтобы отклонить нравственно нежелательное, или чья совершенная чистота не предупреждает его, что ему не следует так поступать. Если телевидение в жизни ребенка займет слишком большое место, он станет вновь и вновь переживать увиденную сцену, пока она не будет навсегда запечатлена в его памяти, как и другая подобная информация. Это подсознательное обучение будет часто влиять на поведение ребенка в дальнейшем.

Стоит отметить и положительное влияние телевидения на дошкольников, ведь это прекрасный инструмент для передачи знаний и ценностей; и если они позитивны и соответствуют нормам морали, то телевидение - отличное средство воспитания.

Хорошо иметь оптимистический взгляд. Телевидение, используемое должным образом, может быть полезным.

Конечно, нельзя переложить процесс воспитания исключительно на телевизор, но жизненно важно вовлекать людей, имеющих здравые моральные принципы, в производство и продвижение программ хорошего качества и даже в создание новых телевизионных каналов.

При этом важно тщательно выбирать телевизионные программы и видеосюжеты для семейного просмотра, а также учить детей выборочно и умеренно использовать телевидение, так чтобы извлекать из них выгоду, а не вырабатывать привычку тратить на них время. Телевизор в жизни ребенка – это современные реалии, но он не должен выступать в роли главного воспитателя.

Статья прочитана 805 раз(a).