Если в год ребенок не говорит: что важно знать. Ребенок не говорит в год Классические нормы нервно- психического развития в раннем детстве

У вашего малыша первый настоящий юбилей – 1 годик! Наверняка это знаменательное событие вы решите отметить и устроите большой праздник, как и полагается – с воздушными шарами, угощениями и тортом, в центре которого будет красоваться свеча в форме огромной единички. Что ж, первый день рождения заслуживает такого внимания, потому что теперь ваш вчерашний грудничок уже не беспомощный человечек, а самостоятельный ребенок, которому присущи и индивидуальный характер, и свои привычки. За год жизни он многому научился. Главное, что именно с вашей помощью, любовью и заботой малыш продолжит постигать новые высоты в развитии.

Физическое развитие и двигательные навыки

Первое, что бросается в глаза во внешних изменениях малыша – это появление молочных зубов. Обычно во рту у ребенка светятся уже 8 зубов! В зависимости от индивидуальных особенностей развития зубов может быть меньше или больше. Если к году жизни у вашего ребенка плохо растут зубы, то следует обратить внимание на рацион питания ребенка и налегать на продукты, богатые кальцием и фосфором.

Важные параметры в развитии ребенка в 1 год – это рост и вес. Малыш в этом возрасте должен весить не меньше 10 кг, а ростом быть не меньше 70-75 см. Опять-таки, не стоит волноваться, если ваш ребенок не соответствует названным параметрам. Какими были ваши рост и вес в его возрасте? Спросите у своих родителей, и тогда сможете судить о семейных физиологических особенностях.

На 1 году жизни ребенок делал попытки первых шагов, которые наверняка были еще неуклюжими и заканчивались падениями. Но, как правило, к этому времени дети уже уверенно стоят на ногах и неплохо ходят. Если вам кажется, что ваш кроха отстает от своих сверстников, не беспокойтесь раньше времени. Лучше поддержите ребенка, и почаще с ним занимайтесь: берите за руку и вместе ходите по комнате, иногда отпуская его руку. Старайтесь не ругать малыша, если он упадет и вдруг расплачется. Наоборот, - улыбнитесь ребенку и дайте ему понять, что ничего страшного не произошло.

В годовалом возрасте ребенку требуется меньше времени на сон. Как правило, днем ребенок спит один раз 2-3 часа подряд.

Что касается питания, то многие матери задумываются о прекращении грудного вскармливания. Обычно дети в 1 год уже пробовали многие продукты из так называемой взрослой пищи, и организм ребенка считается достаточно окрепшим, чтобы получать необходимые питательные вещества из разных продуктов. Тем более с каждым днем малыш становится активнее, и ему требуется затрачивать больше энергии на движения. Однако не спешите отлучать малыша от груди, а постепенно вводите в его рацион разные продукты.

С этого момента в жизни родителей начнется период, когда за малышом нужен глаз да глаз. Любопытный и упрямый кроха хочет самостоятельно знакомиться с окружающим миром, при этом попытки знакомства нередко сопровождаются «шишками» и «синяками».

Также характерной ступенью в развитии годовалого ребенка является развитие речи малыша. Ребенок подражает звукам животных, особенно если вы читаете ему сказки, называете зверей и воспроизводите их звуки. Лексикон ребенка в 1 год состоит из 6-10 слов, обычно двухсложных: ма-ма, па-па, ба-ба и т.п. Вообще, чтение постепенно должно входить в привычный распорядок вашего дня. Непосредственно через восприятие на слух происходит развитие речи ребенка, пополняется его словарный запас, а визуально он запоминает буквы и предметы на картинках.


Умения и навыки ребенка в 1 год

Говорит более 10 легких слов
- ходит без поддержки или держится за опору
- тренируется выражать разные эмоции, экспериментирует со своими голосом (то тихо говорит, то переходит на писк)
- любит играть с пирамидкой и кубиками
- учится держать в руке карандаши, рисует
- приучается самостоятельно пользоваться ложкой и чашкой.
- ходит на горшок
- запоминает близких людей по имени

Как играть и чему научить ребенка в 1 год

Игры с ребенком в 1 год носят не только развлекательный, но и в основном познавательный характер. И хотя ваш малыш делает только первые несмелые шаги, но при передвижениях он способен совершать дополнительные действия. К примеру, идти и толкать мяч, тянуть за собой или нести другие предметы. Поэтому ваши занятия с ребенком первого года жизни должны быть направлены на развитие важных навыков.


Для развития координации движений попробуйте с малышом толкать впереди себя игрушечную машинку на колесах, кукольную коляску или другой катящийся предмет. В процессе приговаривайте что-то вроде счета: один, два, три… Не исключено, что ребенок потом начнет повторять за вами и считать, толкая перед собой мяч.

Годовалые дети нередко любят игру с водой. Купание в ванне с игрушками для него любимое занятие: он с удовольствием зачерпывает воду и выливает ее обратно. Этот навык поможет малышу развить и другое нужное умение – есть еду ложкой. Попробуйте научить ребенка наливать жидкость с помощью чашки и столовой ложки. Покажите, как погрузить ложку в чашку с водой и перелить в другую миску.

В будущем ваш малыш подарит вам еще много радостных дней, вместе вы будете делать новые открытия и добиваться успехов. Самое главное, чтобы ваш ребенок рос в любви, получал ласку и чувствовал вашу заботу, и тогда вы вырастите здорового и счастливого человечка!

Большинство новоиспеченных мам находятся в постоянных переживаниях о том, когда их дети начнут улыбаться, держать головку, смеяться, переворачиваться, сидеть, ползать, ходить. Обычно, когда ребенку исполняется 1 год, страхи за физическое развитие малыша уже позади. Но начинается новый этап - родители начинают всё внимательнее наблюдать за развитием речи своего малыша. Даже зная, что ребенок никому ничего не должен, зачастую родители сравнивают свое чадо с другими детьми - "А вот у Маши дочка в год говорит уже 20 слов, а наш всё мычит!"

Нормы речевого развития

Существуют нормы физического и психомоторного развития, на которые ориентируются педиатры. Согласно отечественной методике оценки показателей нервно-психического развития, ребенок:

  • в 1-2 месяца может кричать с разной интонацией (крики радости и неудовольствия);
  • в 2-3 месяца агукает и "гулит" - это переход речевого аппарата от крика к лепету;
  • в 5-6 месяцев начинает издавать лепетные звуки, повторяя за мамой, или самостоятельно (ба, бу, па, ма), звуки могут повторяться; в это же время узнает собственное имя, различает добрые и сердитые интонации;
  • в 7-10 месяцев активно лепечет - повторяет за мамой различные звуки и слоги (а-а-а; о-о-о; ка; ма-ма-ма; ба-ба-ба; па-па-па);
  • в 11 месяцев произносит первые слова (мама, папа, баба, кака, ав-ав, дай);
  • к 12 месяцам имеет небольшой набор простых слов. Это могут быть "мама", "папа", "тетя", "дядя", "баба", "бух", "дай", "на", "ам" и различные звукоподражания типа "мяу", "му", "га-га-га". По разным данным, норма количества слов в 1 год - от 2 до 10.

Отличие лепета от лепетных слов в том, что слово обязательно обозначает что-то конкретное, ребенок вкладывает в него некий смысл, в то время как лепет - это набор звуков, которые ребенок только учится говорить, и поэтому повторяет их, "разговаривая" сам с собой или родителями. Лепетные слова состоят из одного-трех слогов, обычно одинаковых и открытых. Одно "слово" может иметь несколько обозначений, поскольку количество звуков, которые ребенок выговаривает, ограниченно. Например, "ка-ка" может подразумевать мусор, карканье вороны, качели (кач-кач) - и это уже будет не одно слово, а несколько. Если прислушаться внимательнее, можно различить, что произношение для разных слов будет отличаться. Также ввиду небольшого "жизненного опыта" малыш может называть одним словом все похожие для него предметы и явления - например слово "дядя" будет обозначать всех незнакомых людей, даже женщин, "биби" - всё, что имеет колеса - машину, велосипед, тележку.

Нужно ли беспокоиться, если ребенок в год не говорит?

Часто, слыша от мамы, что ребенок в 1 год не говорит, или говорит "мало" слов, врач своим вниманием к этому аспекту развития может вызвать у мамы беспокойство и даже страх, что ребенок отстает в развитии. Однако стоит заметить - профессиональный невролог, логопед, дефектолог, да и просто квалифицированный педиатр никогда не рассматривает речь отдельно от других показателей развития.

Если ребенок развивается нормально в области крупной (двигательные функции) и мелкой моторики (сформирован "пинцетный" захват), живо интересуется окружающим миром и не имеет в анамнезе факторов риска по задержке речевого развития (патологические роды, нарушения слуха и зрения), но при этом не говорит, паниковать не нужно! Для собственного спокойствия проконсультируйтесь с педиатром и неврологом - они оценят развитие ребенка в комплексе. Полностью полагаться на то, что ребенок заговорит сам, не стоит - конечно, это может произойти, но в настоящее время довольно распространены случаи задержки речевого развития, которые лучше предупредить, чем в дальнейшем пытаться исправлять последствия.

Не "говорить" в год - это нормально, важно следить за тем, чтобы годовалый ребенок:

  • реагировал на речь окружающих, свое имя;
  • выполнял подражательные игровые действия, демонстрировал понимание простых команд;
  • издавал разные лепетные звуки, пусть даже вам кажется, что они не похожи на слова.

Активная речь начинает формироваться в 1-1,6 года, причем для каждого ребенка эти сроки индивидуальны.

От чего зависит, когда ребенок начнет говорить?

Ответ на этот вопрос неоднозначен.

В первую очередь, на развитие речи влияют физиологические факторы. Нарушения слуха не позволяют малышу правильно воспринимать речь и соответственно воспроизводить звуки. Плохое зрение так же, как и слух, мешает речи развиваться - ведь ребенок учится произносить звуки, глядя на движение губ окружающих взрослых. Также задержка речевого развития может быть вызвана родовой травмой при патологических родах (кесарево сечение, в частности, является фактором риска речевых нарушений), неврологическими проблемами, общей задержкой физического развития.

Если же не рассматривать случаи задержки речи, связанные с физиологией, на формирование речи у ребенка влияют многие факторы:

  1. Генетика . Часто задержка речевого развития может передаваться по наследству. Если кто-то из родителей молчал до двух или трех лет, велика вероятность, что и ребенок начнет говорить несколько позже положенных сроков. Однако это не означает, что играть и заниматься с ребенком бесполезно. Продолжайте как можно больше с ним разговаривать - пусть на первых порах он будет накапливать только пассивный словарный запас.
  2. Пол ребенка . Принято считать, что мальчики начинают разговаривать позже, чем девочки. В этом есть доля истины - речь у мальчиков формируется несколько позже, и задержки речевого развития случаются чаще. Но и в этом случае не стоит списывать "молчание" ребенка лишь на его пол. Также существуют некоторые различия в используемых мальчиками и девочками слов - для девочек характерно большее количество слов, обозначающих предметы и относительно позднее формирование фразовой речи, в то время как мальчики часто долго говорят "на своем языке", при этом рано начинают копировать слова, обозначающие действия, движения, в связи с чем "предложения" в их речи появляются сравнительно рано.
  3. Интеллект, умственные и познавательные способности ребенка - всё это зависит не только от наследственности и физиологических причин, но и (возможно даже в большей степени) от количества времени и внимания, уделенных ребенку, доверия его к миру, а следовательно, и желания этот мир изучать. Никогда не недооценивайте своего малыша - будьте с ним рядом, помогайте ему совершать новые открытия, разговаривайте как можно больше - для этого не нужны специальные пособия и игрушки для "раннего развития" и воспитания гениального ребенка.
  4. Наличие постоянного общения с родителями . Это, пожалуй, один из самых главных моментов в развитии речи. Однако в современных реалиях привычным становится использование таких игрушек и приспособлений по уходу за ребенком, которые позволяют оставить малыша одного, а самим заниматься делами. Поверьте, никакая игрушка, телевизор или гаджет не заменят голос мамы и мамины руки. Речь может развиваться только при постоянном взаимодействии ребенка со взрослым, причем не только словесном - здесь важны и жесты, и мимика, и интонации.
  5. Мотивация для развития речи . Поставьте себя на место малыша - если вы по одному движению руки сразу получаете желаемое, разве вам захочется напрягаться и называть окружающие предметы словами? Поэтому для ребенка важно не только иметь рядом любящих людей, но и встречать адекватное отношение к себе - гиперопека не принесет никакой пользы. Указательные жесты вполне нормальны для детей 8-месячного-годовалового возраста, однако к полутора годам стоит стараться стимулировать ребенка к обозначению желаемого в словесной форме.
  6. Перегруженность занятиями . Если вы пытаетесь научить азбуке, английскому языку и счету ребенка, который еще не говорит, возможно, последствия для его развития будут не такими, как вам бы хотелось. Такая нагрузка не соответствует уровню развития ребенка и может тормозить развитие речи. Психологи не рекомендуют перегружать мозг ребенка символами - малыш их, конечно, запомнит, но это помешает ему овладевать навыками, нужными именно в этот период.
  7. Использование ребенком пустышки . В случае если рот ребенка постоянно занят пустышкой, ему становится проще общаться с помощью жестов, либо он "уходит в себя". Поэтому малыш может начать разговаривать значительно позже. Также в случае долгого использования пустышки (больше двух лет) могут происходить нарушения прикуса, которые в дальнейшем будут влиять уже на качество речи - например, произношение свистящих и шипящих звуков. Если вы используете соску-пустышку в уходе за ребенком, постарайтесь отказаться от нее хотя бы к двум годам, а до этого времени используйте ее по минимуму (допустим, только на сон).
  8. Ребенок - один из двойни или тройни . Несмотря на то, что официально для двойняшек не существует особых норм, логопеды обычно отмечают более позднее развитие речи таких малышей. Дети из двойни долго общаются друг с другом на "своем" языке, т.е. у них отсутствует мотивация для перехода к "нормальным" словам. Родителям двойняшек стоит уделить развитию речи детей особое внимание.
  9. Пережитый ребенком стресс может отрицательно сказаться на развитии речи. Развод или ссора родителей, переезд, несправедливое наказание могут повлиять на психику ребенка, и это выразится не только в плохом сне и беспокойном поведении, но и в нежелании говорить.

Что делать, если ребенок в год не говорит или говорит "мало" слов? Как научить ребенка говорить?

В первую очередь, исключите физиологические причины неблагополучия речи - проконсультируйтесь с педиатром и неврологом. Скорее всего, если проблемы есть, вы уже об этом знаете, тогда именно специалист посоветует вам, как лечить ребенка, нужен ли особый массаж или медикаменты.

Если врач сообщит, что со здоровьем ребенка всё в порядке, то до двух лет главное, о чем вы должны позаботиться - постоянное общение с ребенком. Не злоупотребляйте пустышкой, если вы ей пользуетесь; не старайтесь развлекать ребенка мультфильмами - пользы для речи (не говоря уж о зрении и нервной системе) от них не будет. Часто родителям сложно общаться с малышом, который им не отвечает, так сказать, в одностороннем порядке. Но развитие речи - процесс постепенный, результатов занятий придется ждать несколько месяцев, но зато какую радость они вам принесут! Если же взрослые разговаривают только друг с другом, быстрый темп их речи не позволяет ребенку научиться повторять слова. Иногда родители, особенно если малыш первый, просто не умеют правильно разговаривать с ребенком. Но научиться этому несложно - необходимо постоянно проговаривать свои действия, описывать окружающие предметы, говорить с ребенком так, как будто он вам вот-вот ответит. Важно говорить медленно, акцентировать внимание малыша на своих губах (именно так дети и учатся произносить звуки), выделять простые слова, которые ребенок может повторить, интонацией. Очень полезно для развития речи чтение стихов и потешек, пение детских песенок. Телевизор и даже аудионосители никогда не смогут заменить для ребенка общение с мамой. Важно не сюсюкаться с малышом - вы должны быть для него эталоном правильной речи, однако применение простых звукоподражательных слов (упал - бах, машинка - биби, дудочка - дуду, рыбка плывет - буль-буль, кушать - ам) поможет ребенку скорее заговорить.

Чтение книг детям - важный элемент развития, ведь это одновременно и игра, и незаметное обучение. Прививать любовь к книгам нужно начинать как можно раньше - с 7-8 месяцев уже можно начинать читать вслух. Это создает теплую атмосферу в семье, помогает ребенку осваивать родной язык и усваивать новые понятия и образы. Читать нужно медленно, нараспев, выделяя интонацией простые слова, которые ребенок сможет повторить. Лучше всего ребенок воспринимает и запоминает звукоподражания ("мяу", "му", "гав-гав"), облегченные слова (машинка - биби, уточка - утя, дудочка - ду-ду, часики - тик-так) и слова-повторы (туда-сюда, тут как тут). Бывает, что годовалый ребенок не проявляет интереса к книге. Но даже если вам кажется, что ребенок не слушает, просто почитайте, сидя с ним рядом, или попробуйте заинтересовать его картинками в книжке. Обращайте внимание малыша на знакомые ему предметы на картинках, задавайте вопросы - "Что это? Что делает малыш? Что кушает котик? Есть ли у мишки рога?" На первых порах вы будете отвечать на них сами - это нормально, главное, чтобы ребенку было интересно.

Какие книги читать ребенку? Лучше всего для чтения самым маленьким подходят классические стихотворения - Чуковского, Барто, Маршака, Михалкова, Токмаковой. Выбирайте книги с яркими крупными иллюстрациями, картинками, в которых малыш узнает что-то знакомое ему (животных, маленьких детей, песочницу, игрушки, которые у него есть). Существуют пособия, направленные именно на развитие речи, вот некоторые из них:

  • "Альбом по развитию речи для самых маленьких" (авторы С.В. Батяева и Е.В. Савостьянова),
  • "Большой логопедический учебник" или "Уроки логопеда" (автор Е.М. Косинова)
  • предметные и сюжетные картинки и карточки разных авторов
  • серия книг "Первые фразы. Начинаем говорить" (автор Савушкин С.Н.)
  • "Про зайку" (автор Генденштейн Л.Э.)

и многие другие.

Развитие речи неразрывно связано с формированием мелкой (тонкой) моторики, поэтому важность пальчиковых игр и игр с мелкими предметами неоценима. Бывает, ребенок не дает маме свои руки для "сороки-белобоки", и мама решает, что малыш для таких игр еще мал - но это не совсем так. Не настаивайте, а просто покажите движения игры сами. Постепенно малышу понравится, и он захочет повторить движения, пусть пока и по-своему.

Полезно для развития моторики рисовать пальчиковыми красками, лепить из соленого теста, давить пальчиками пластилин .

Мелкие предметы без присмотра давать, конечно, не стоит - велика вероятность, что они будут проглочены. Используйте для игр счетные палочки , прищепки , специально предназначенные для развития мелкой моторики игрушки - шнуровки , лабиринты , на прогулке знакомьте малыша с окружающим миром - разглядывайте и щупайте цветочки, камешки, веточки. Всё это благотворно повлияет на развитие речи ребенка. Если стадия, когда малыш тащит всё в рот, прошла, начинайте играть с фасолью, макаронами, пуговицами - но быть рядом при этом обязательно!

Очень полезны для развития речи упражнения артикуляционной гимнастики , самые простые можно делать и с годовалым ребенком. Покажите малышу, как улыбается лягушка - растяните губы в улыбке как можно шире, какой у слона хобот - вытяните губы вперед, изобразите рычащего тигра, бегемота, который широко открывает рот, кошку, лакающую молоко, поцокайте язычком, как лошадка. Сначала ребенок будет с интересом присматриваться к вашим действиям, а вскоре захочет и повторить их. Подуйте с ребенком в дудочку или на одуванчик, оближите губки после вкусной кашки. Эти незамысловатые упражнения (вы можете придумать их и сами, а можете воспользоваться примерами из книг или интернета) не только помогут развиться артикуляционному аппарату ребенка, но и станут приятной и полезной частью вашего с ним общения, ведь жесты, мимика и звуки при формировании речи важны не меньше, чем слова.

Если ваш малыш упорно молчит, не сердитесь на него и не говорите постоянно: "Скажи", "Повтори" - это только вызовет стойкий речевой негативизм. Нельзя заставлять говорить точно так же, как нельзя заставлять есть насильно. Отпустите проблему, продолжайте разговаривать, играть и заниматься с ребенком - пусть это приносит вам радость! Постепенно вы увидите результаты своих усилий, и они окупят все былые переживания. Желаем вам успехов в занятиях с ребенком – пусть уже скоро ваш монолог превратится в диалог!

Фото из фотобанка Лори

Вопрос, почему ребенок дерется, начинает волновать родителей достаточно рано – первые проявления агрессии со стороны малыша могут наблюдаться с полугодовалого возраста. Следующая «волна» агрессии приходится на возраст 1,5-2 лет. Этому есть вполне объективные предпосылки, связанные с особенностями развития психики малыша и его воспитанием.

Агрессивное поведение до года

В первые месяцы жизни ребенок выражает недовольство при помощи криков и мимики. Полугодовалый малыш помимо этого уже способен кусаться и щипаться – это его способ показать миру свои негативные чувства. Злость – это одна из базовых человеческих эмоций, обусловленная особенностями нервной системы человека. Детям важно сразу же начать объяснять (вербально и поступками), что эмоции следует выражать социально приемлемыми способами.

Если малыш в возрасте до года дерется, это означает, что он неосознанно реагирует на негативный эмоциональный фон мамы, с которой пока еще тесно связан. Чтобы исключить агрессию с его стороны, маме важно разобраться со своими проблемами, больше отдыхать и гулять на свежем воздухе с малышом.

Детская агрессия в возрасте около 1,5 лет

Ребенок, научившийся ходить и залезать на мебель, сталкивается с множеством запретов, основная часть из которых связана с заботой о безопасности малыша, который может упасть с подлокотника дивана, удариться об угол мебели, бегая по комнате или уронить на себя тяжелый цветочный горшок.

Другая часть запретов касается поддержания порядка и целостности вещей – годовалые дети нуждаются в активной деятельности, которая может выражаться в том, что они вываливают на пол содержимое одежного шкафа, рвут книги, уронив их с полки, выкидывают в унитаз мелкие предметы (карандаши, монеты и т.д.).

Чтобы ребенок не травмировался сам и не нанес серьезного ущерба имуществу, практически каждый его шаг сопровождается грозным «нельзя» со стороны взрослого. Родитель проявляет заботу, но дети воспринимают многочисленные запрещения как угрозу своей самостоятельности, потребность в которой растет с каждым днем.

В результате дети испытывают злость, и наружу эта эмоция выливается в виде актов агрессии – ребенок дерется с родителями, бабушкой или няней, т.е., с источником ограничений.

Что может помочь в этом случае? Родителям важно ограничить количество запретов – они должны касаться действий, по-настоящему опасных для детей. И постараться сделать квартиру средой, максимально безопасной для малыша:

  • на углы мебели надеваются специальные накладки;
  • дверцы шкафов и тумбочек, выдвижные ящики снабжаются фиксаторами, чтобы ребенок их не мог открыть;
  • с нижних полок и других мест в зоне досягаемости убираются все предметы, которыми малыш может пораниться или испортить.

Такой подход не означает, что ребенка можно смело предоставить самому себе – присматривать за ним все равно придется. Но это поможет убрать из его жизни массу «лишних» запретов, которые провоцируют недовольство и агрессию, малыш станет заметно меньше драться с близкими.

Истоки детской агрессии в возрасте около 2 лет

Дети в 2 годика ярко проявляют негативные эмоции, это связано с целым комплексом причин. В их список входит:

  1. Недостаточное речевое развитие. Если ребенок в 2 года не может вербально выразить свои чувства, он прибегает к простейшему способу – физическому воздействию.
  2. Отсутствие самоконтроля и навыка коммуникации с другими детьми. Ярким примером подобного служат драки между малышами из-за игрушек. Это напрямую связано и с недостаточным речевым развитием, так как ударами, укусами и щипками дети заменяют недоступную им вербальную коммуникацию.
  3. Потребность в помощи взрослого. Если у малыша не получается то, что он пытается сделать (нарисовать, построить из кубиков и т.д.), он начинает злиться, испытывать разочарование и досаду. Все эти эмоции он срывает на родителях, которые не пришли ему на помощь.
  4. Недостаток родительского внимания. Ребенок провоцирует драку с другими детьми, получив практический опыт, что такие его действия не останутся без внимания. Малыш нуждается в эмоциональном контакте с родителями, чтобы ощутить обратную связь, пусть даже этот контакт будет негативным, обернется наказанием.
  5. Агрессивное поведение родителей, других родственников. Психоэмоциональное насилие со стороны (с применением или без применения физических мер) провоцирует ответную агрессию со стороны малыша. Кроме того, такая модель поведения им воспринимается как нормальная, и ребенок начинает вести себя соответствующим образом, общаясь со сверстниками.
  6. Просмотр мультфильмов и фильмов, где много агрессивных действий. Дети начинают копировать поведение героев, не различая пока, что есть добро, а что зло, не понимая чужой боли.

Что делать родителям

Если ребенок дерется с родителями, они зачастую не знают, как им следует правильно реагировать. Агрессивные действия малыша младше годика нередко встречаются смехом и умилением. Это неправильно – он должен сразу видеть, что удары, укусы и щипки вызывают у родителей неприятные эмоции. Когда малыш немного подрастет, необходимо постоянно объяснять ему, что такое добро и зло, почему нельзя причинять боль другим людям, животным.

Если малыш в два годика бьет родителей, нельзя отвечать ему тем же – слова «драться нельзя», подкрепленные шлепком или ударом по рукам, закрепляют у малыша в сознании разрешение на насилие со стороны того, кто сильнее. В результате ваш ребенок на площадке или в детском саду будет находить тех, кто слабее и не может дать сдачи, и изливать накопившуюся агрессию на них.

Испытывать злость, разочарование, досаду – это нормально, нельзя учить детей подавлять в себе эмоции. Важно научить выражать эти эмоции социально приемлемым способом.

Родителям, обеспокоенным тем, что их малыш дерется, рекомендуется понаблюдать не только за поведением малыша, но и за собой. Дети копируют взрослых, и нередко родителям стоит начать воспитание с себя, научиться не срывать негативные эмоции на ребенке.

Возраст полутора-двух лет – это период, когда малыш только начинает становиться самостоятельным. Ему трудно без родительской поддержки и психоэмоциональной обратной связи. Вместе с тем, излишняя опека и огромное количество запретов тормозят развитие малыша и вызывают у него внутренний протест.

Важно найти разумный баланс и развивать у малыша навыки коммуникации с другими людьми. Ребенок, который ощущает родительскую поддержку, эмоционально стабилен и более открыт к общению без агрессии и познанию окружающего мира.

Второй год жизни малыша – это этап первичного освоения языка. Уже пройден доречевой этап, когда малыш гулил, лепетал, произнося первые звуки. Начиная с года, идёт процесс медленного освоения малышом значимых для него слов. Но, иногда случается так, что ребёнок не говорит в 1,5 года, хотя к году в его активном словаре должно быть около 6 слов. Активный словарь – это те слова, которые он употребляет в своей речи (пассивный словарь – слова, значение которых ему известно, понятно, но он их не произносит).

Норма развития детской речи в полтора года

К началу второго полугодия дети могут иметь в своём лексиконе от 30 до 50 слов. Они употребляют их как по собственному желанию, так и в качестве ответов на вопросы окружающих.

Пассивный словарь к этому времени насчитывает гораздо большее количество слов и понятий. В следующем полугодии, то есть от полутора до двух лет, ребёнок постепенно переводит слова из пассивного словаря в активный. Это процесс нарастает, как снежная лавина. Специалисты называют его «лексическим взрывом».

Практически каждый день дети осваивают новые и новые слова. В полтора года у многих детей, имеющих развитую в соответствии с возрастными нормами речь, отмечается объединение двух слов в одно предложение. «Дай ку» (дай куклу, кубик), «Папа нет» (папы нет дома), «Баба дай» - вот несколько подобных предложений из слов-корней. Иногда дети в полтора года применяют только односложные предложения: «Бух», «Ням-ням», «Би-би».

Если речевое развитие ребёнка не соответствует среднестатистической нормам (в 1,5 года малыш не произносит не только 1–2 словные предложения, но и не говорит нужное количество слов, или вообще ничего не говорит), то родителям стоит начать стимулирование детской речи.

Возможные симптомы и причины речевого отставания

Заботясь о своевременном развитии своего чада, не стоит опираться на самостоятельно добытые сведения о норме и патологии, лучше довериться специалисту. В век информационных технологий можно, даже не будучи жителем мегаполиса, получить дистанционную консультацию по любому вопросу.

Прежде всего, нужно обратиться к детскому невропатологу, так как речь – процесс, управляемый центральной нервной системой. Поскольку речь – это процесс, оформившийся позже всех психических функций, именно поэтому это хрупкое образование первым страдает при нарушениях ЦНС. В редких случаях позднее речевое развитие генетически обусловлено у членов одной семьи.

В каких случаях в полтора года следует обратиться к невропатологу:

  • речи нет вообще, или имеется непонятный лепет;
  • ребёнок показывает пальцем или кричит, когда ему что-то нужно;
  • малыш не повторяет за взрослыми слоги и простые слова «мама, баба, папа, кис, дай, на»;
  • сначала речь появилась, а затем исчезла.
Перед обращением к врачу следует подготовиться, чтобы сообщить ему полные сведения о течении беременности и родов. Специалиста будет интересовать, не было ли патологии беременности, гипоксии плода, асфиксии в родах, когда ребёнок закричал, его оценка по шкале Апгар, и другие подобные сведения.

Возможные причины речевого отставания:

  • несовместимость по резус-фактору матери и ребёнка;
  • перенесённые женщиной во время беременности инфекционные заболевания, поздний гестоз беременных;
  • родовые травмы, привёдшие к ММД (минимальная мозговая дисфункция), гипоксии, асфиксии новорождённого;
  • педагогическая запущенность, когда детям уделяют недостаточно внимания;
  • травмы головы, нейроинфекции.

Вполне возможно, что опасения родителей не подтвердятся, и речевое развитие идёт нормально, но с небольшой задержкой. Однако лучше своевременно взяться за профилактику и коррекцию речевых нарушений, чем после сокрушаться о потерянном времени. Уже с 2 лет дети могут заниматься с логопедом и педагогом-дефектологом.

Как увидеть нарушение речевого развития

Перед тем как проводить самостоятельную диагностику развития речи, следует исключить нарушения слуха у малыша. Если он плохо слышит речь окружающих, то и воспроизвести её не сможет. Такую проверку может провести врач-сурдолог или отоларинголог по просьбе родителей. К специалистам обращаются, если дети не пользуются голосом для привлечения внимания, не реагируют на громкий звук вне поля их зрения, не поворачиваются к источнику звука.

Важный показатель нормы – развитие крупной и мелкой моторики. Если малыш неуклюж, во втором полугодии не может взять мелкую игрушку двумя пальчиками, нарисовать каракули, построить маленькую башню из кубиков, скорее всего, его моторика развита недостаточно хорошо.

Проще всего проверить понимание речи малышом, то есть наполняемость его пассивного словаря:

  • попросить его выполнить просьбу взрослого;
  • показать предмет, названный взрослым, части тела;
  • предложить выбрать одну названную взрослыми игрушку из нескольких.

В заключение оценивается состояние органов артикуляции – губ, нёба, языка. Язык может иметь укорочённую уздечку, быть слишком большим, или слишком маленьким. Если родители замечают, что язык дрожит, у малыша постоянно течёт слюна, а рот всегда приоткрыт, возможно, речь отсутствует из-за невропатологической патологии – дизартрии.

Как можно стимулировать речь в 1,5 года

Если родители внимательны к своему ребёнку, ежедневно уделяют ему достаточное количество времени, небольшое отставание удастся скорректировать самостоятельно.

Советы для родителей:

  • чаще называйте малыша по имени;
  • показывайте и называйте предметы домашнего обихода (мебель, посуда, игрушки, обувь, одежда);
  • показывайте и называйте части тела у себя, у ребёнка, у кукол, у домашних животных;
  • создавайте ситуации, когда малыш будет вынужден применить речь и не спешите за него договаривать;
  • показывайте новые предметы, игрушки, сопровождая их комментариями (какого они цвета, формы, величины, поверхности, из какого материала сделаны);
  • смотрите мультфильмы вместе с детьми, и поясняйте все, что происходит на экране, спрашивайте, кого видят, что делает герой;
  • не оставляйте надолго включённым телевизор в комнате, где находится малыш – постоянный звуковой фон не даёт ему возможности вслушаться в речь окружающих, она станет для них неинтересна, потеряет значимость;
  • поясняйте словами все свои действия и предметы, которыми пользуетесь;
  • задавайте малышу вопросы и сами же на них отвечайте, это приём вытеснит из детской речи упрощённые слова; давайте образцы правильной речи.

Чаще рассматривайте с детьми картинки, на которых изображены дети, животные, знакомые предметы, предложите показать зайку, мишку, машину и т.д. Чтение стихов, потешек, прибауток, сказок с простым сюжетом отлично способствует речевому развитию детей с полутора до двух лет.

На видео ниже показаны упражнения пальчиковой гимнастики, которая стимулирует развитие речи.

Важно помнить, что подавляющее большинство причин речевых задержек связано с тем, что родители недостаточно занимаются с детьми, или не занимаются ими вовсе, отдавая ситуацию на откуп бабушкам. В этом случае приходится долго ждать пока малыш скажет своё первое слово. При своевременной работе дети разговаривают не хуже, а часто лучше своих сверстников.

Здравствуйте, дорогие читательницы! Когда моему первому ребенку — Лизе — исполнился год, я очень уставала. Мне казалось, что это — самый сложный возраст. Сейчас же, когда второй малыш перешагнул через первый годик, я начала осознавать свои прошлые ошибки.

Сейчас мне значительно проще с детьми. Значительно проще с годовасиком. И дело тут не столько в том, что все детки разные... Главное — я изменила подход ко многим вопросам. И самый важный из них — что делать, если ребенок 1 год не слушается?

Такие жалобы раздаются все чаще и чаще. Молодые мамы никак не могут объяснить малышам, что нельзя залезать на подоконник, включать газовую плиту, отнимать чужие игрушки... И так далее.

Ребенок и запреты

Сейчас я иронично вспоминаю свое поведение со старшей дочерью. Лиза была подвижным и упертым ребенком. Как и большинство малышей ее возраста. Помню, как я раздраженно кричала ей «нельзя», а Лиза в сто двадцать пятый раз спокойно лезла в то запретное место.

Это было настоящим испытанием для меня! Это выматывало меня. Я считала, что дочка уже все понимает, что она должна как-то реагировать на мои запреты... А она не реагировала. И меня это жутко раздражало.

С появлением второго ребенка я стала по-другому воспринимать этот возраст: от одного до двух лет. И я поняла главное: в этом возрасте ребенок еще не способен понимать запреты.

Ведические лекторы говорят, что ребенок не осознает запреты до 5 лет. На мой взгляд, к 3 годам малышу уже можно что-то объяснить (хоть и далеко не все). Но в год... Сейчас это даже смешно. Запрещать что-то ребенку в год — это примерно то же самое, что попросить его решить какую-то арифметическую задачку.

Да, для вас арифметические задачи кажутся элементарными. Но годовасик к ним явно не готов. Также и тут... Даже не думайте заставить такого кроху слушаться вас. Только зря потратите нервы.

Время от времени дети могут как-то реагировать на слово «нельзя». Их может испугать или удивить злобное выражение лица мамы. Возможно, от этого они отвлекутся и забудут о своих планах... Но лучше все же использовать запрещающие слова лишь в особых, действительно опасных случаях.

Наши ожидания

Прекрасное видео Сатьи о воспитании малышей и запретах:

Ваш малыш плохо спит? Тогда вам будут полезны эти материалы .