Что делать если ребенок ругается на родителей? Ребёнок ругается матом: как отучить и каких ошибок нужно избегать

Рано или поздно в каждой семье родители внезапно слышат мат от своего ненаглядного малыша. Для взрослых, которые воспитывали кроху с желанием сделать из ребенка интеллигентного, воспитанного человека — это событие становится настоящим шоком. Родители не могут понять, почему ребенок ругается матом.

Ведь малыша оградили от детей из неблагополучных семей, дома все разговаривают правильным русским языком. Как бы не старались родители оградить кроху от негативного влияния внешнего мира, это не возможно. Мама гуляет с малышом в парке, едет в автобусе, идет в магазин. Несмышленыш ходит в детский сад или секции, кружки по интересам. Вокруг ребенка идет обыкновенная жизнь, люди общаются и разговаривают так, как они привыкли.

К сожалению, нецензурные выражения достаточно широко распространены в обществе. Необычное слово, произнесенное с ярко выраженной интонацией, обязательно привлечет внимание маленького человечка, ведь ему нравятся новые яркие предметы, слова. Любящие родители, услышав мат из уст такого крохотного, воспитанного чада, пытаются понять: откуда малыш набрался таких слов и как отучить кроху от мата.

Дети разных возрастных групп имеют свои причины для использования ненормативной лексики. Услышать нецензурную речь несмышленыш может на улице и дома. В некоторых семьях употребление нецензурных выражений в разговоре стало нормальной практикой, естественно ребятня из таких семей свои познания охотно продемонстрирует другим детям в детсаду или на детской площадке в парке, во дворе дома.

Даже воспитанный интеллигентный человек, облившись кипятком или уронив тяжелый предмет на ногу, стукнув нечаянно молотком по пальцу, невольно выругает, выплескивая негативную эмоцию. Родители в пылу ссоры не всегда контролируют выражения, которые применяют. Бутуз как губка впитывает все новые словечки, даже не понимая, что они обозначают.

Задача родителей не оградить ребенка от мата. Это не в их силах. Взрослые могут повлиять на то, останутся ли в лексиконе маленького человечка нецензурные выражения или ребёнку удастся привить культурную, грамотную речь.

Психоэмоциональное созревание карапуза всегда индивидуально, но психологи выделили несколько временных границ, в которых у непоседы выявляются разнообразные причины для мата:


Ребенок, который в подростковом возрасте не ругается матом, в настоящее время это нонсенс. Ругаются мальчики, девочки. Разговор среди подростков чаще всего происходит с использованием нецензурной лексики. Чтобы не прослыть «белой вороной», пользоваться уважением среди ровесников, для повышения самооценки, вот почему подростки используют мат.

После 14 лет у большинства детей мат остается только выразителем эмоций, а также для рассказывания анекдотов. Ненормативная лексика уже не доставляет радости своей новизной. В коллективе подростков уже не так ценится умение ругаться, для лидерства в коллективе и уважения сверстников большой запас матерных выражений уже не является достаточным.

Наоборот, если ребенок матерится, не умея по иному высказать свою мысль, это уже служит показателем маленького словарного запаса подростка, неумением использовать навыки коммуникативности. Большая часть детей уже определяется со своими интересами: спорт, книги, танцы. Постоянно матерящемуся подростку уже не рады и его сверстники.

Чтобы не произошло отторжение ребенка от социума, если родители уже не справляются своими силами, необходимо лечение психолога. Грубость, агрессивность, нецензурная лексика, не всегда проходят сами по себе. Необходима совместная работа родителей, педагогов, чтобы помочь подростку преодолеть кризис переходного возраста.

Мат часто используется подростком и как средство защиты. Для детей окружающий мир все еще непонятен, несет в себе много угроз, представляет опасность. Лучшая защита — это нападение. Эти слова несмышленыш слышит с раннего детства. Попытка защититься от враждебности окружающих, это еще одна причина почему дети ругаются матом.

Ошибки родителей

Нельзя привить любовь к грамотной речи упреками, скандалами. Очень часто взрослые совершают ошибки, которые только усугубляют проблему. Ребенок ругается матом — что делать с таким чадом, как правильно вести себя с подростком помогут простые советы.


Не стоит устраивать истерики, пытаться изобразить «мировую трагедию», из-за того, что кроха стал ругаться матом. Взрослым необходимо спокойно, без присутствия чада, обсудить допущенные ошибки в воспитании крохи. Выработать единую позицию, цель которой отучить несмышленыша материться.

Отучаем кроху материться

Подходить к вопросу, как отучить ребенка ругаться матом, стоит взвешено, комплексно используя советы специалистов, понимание психологии собственного чада. Родителям не стоит устраняться от решения проблемы, перекладывать ее на воспитателей, педагогов.

Нецензурная лексика – вроде бы обычное явление, к которому все привыкли, и в то же время парадокс. Мы слышим мат ежедневно - на улице, от окружения и даже по телевизору. Дети легко перенимают нецензурные слова от родителей и посторонних. Что делать, если в повседневном обиходе вашего ребёнка появились матерные словечки? Отучить ребёнка от употребления нехороших слов не просто. В статье вы прочтёте о причинах появления мата в речи ребёнка и способах его искоренения.

Почему дети ругаются?

Нередко причина появления мата в речи детей исходит от равнодушия родителей. Родители часто заняты собственными делами, а ребёнку так хочется внимания. А не обратить ли на себя внимание с помощью смачного словца? Не важно, что родители будут кричать и вздыхать, и даже пытаться наказать ребёнка, услышав из его уст нечто неприличное. Цель достигнута, внимание привлечено. Если ребёнок поймёт, что он таким образом может манипулировать взрослыми, нехорошие слова будут появляться в его речи снова и снова. Часто ребёнок даже не понимает смысл того, что говорит: главное - .

Родители частенько грешат тем, что сами того не замечая, используют время от времени в речи бранные слова. А потом мы поражаемся: где малыш нахватался ужасных словечек? Нужно думать заранее, когда собираетесь выражать своё недовольство, какие слова при этом будете употреблять, чтобы не «обогатить» лексикон малыша бранным словом.

Используя в своей речи бранную лексику, детям достаточно бывает и нескольких слов, чтобы украсить ближайшую стену в подъезде или анекдот.

В каждом детском возрасте существуют свои особенности употребления нецензурных слов:

  • От двух до пяти лет. Младшие дошкольники используют мат бессознательно, потому что подражание, в том числе и речевое, характерно для этого возрастного периода.
  • От пяти до семи лет. В этом возрасте актуально быть маленьким бунтарём. Дети употребляют бранные слова потому, что протестуют против того, какое поведение требуют от них родители. Они прекрасно понимают, что так делать - плохо.
  • От восьми до двенадцати лет. Младшие и средние школьники хорошо знают, где ругаться можно, а где - нельзя. Эти дети используют мат с целью самоутверждения и желания выглядеть старше. Они перенимают манеру поведения учеников старших классов, пытаясь приобщиться к взрослому миру. Многих взрослых шокирует такая манера поведения, однако школьники считают, что так можно добиться уважения.
  • От двенадцати до четырнадцати лет. Подростки предпочитают ненормативно выражаться с целью выхода своих эмоций. Ещё в давние времена считали, что матерные слова - защита, а не оскорбление. Тинейджеры тоже ругаются матом с целью защиты. Они чувствуют, что таким образом они могут отгородиться от жестокости внешнего мира. За бранью они скрывают свою беспомощность и хотят казаться опытнее и недоступнее.

Ошибки в воспитании

Раскрытие смысла некоторых ошибок в воспитании поможет родителям скорректировать своё на ребёнка:

  1. Непоследовательность. Если вы говорите: «Матом ругаться ни в коем случае нельзя», то это требование должно относиться ко ВСЕМ членам семьи. В противном случае, придётся искать убедительные доводы, почему ругаться кому-то можно, а ребёнку нельзя.
  2. Вызывание чувства стыда. Не стоит стыдить ребёнка, а уж на людях – тем более. Это чревато для ребёнка психологическими расстройствами.
  3. Обобщение. Если хотите отругать ребёнка за жаргонные слова – ругайте только за это, а не обобщайте, что ребёнок совсем испортился. То, что малыш сказал нехорошее слово, не делает его монстром.
  4. Запрет без объяснений. Нельзя запрещать что-то, не объясняя, почему. Такие запреты породят только негативную реакцию в ответ и не приведут к позитивному решению проблемы.

Как перевоспитать ребёнка?

Нельзя просто так запретить ребёнку материться. Только эффективным в перевоспитании не будет. Даже если маленький поклонник безобразий согласится с запретом, что это будет для видимости. Ребёнок будет пытаться делать то, что ему хочется, в ваше отсутствие.

«А знаете ли вы, что запрет - не лучший способ воспитания? Этот метод побуждает противостоять ребёнка запрещающей стороне и поступать вопреки запрету».

Если родители в повседневной жизни сами используют бранные и обидные слова и выражения, то они могут даже не надеяться, что ребёнок ни разу не повторит их. В такой ситуации возникнет противоречие: им, значит, можно, а мне - нет. Ребёнок обозлится, затаит обиду, а родителям придётся с ещё одной проблемой - поиском взаимопонимания. Если по-настоящему бороться с «крепкими» выражениями, то всей семьёй. Какими средствами - пусть каждая семья решает по-своему. В одних семьях будет эффективной система штрафов, в других - утверждение правил поведения дома, в третьих - собственный хороший пример.

Как отучить малыша метериться?

Если вы заметили, что ваше чадо время от времени вводит в речь жаргонные или матерные слова, то можете воспользоваться следующими рекомендациями и советами :

  1. Старайтесь, чтобы нецензурные и грубые слова совсем не были слышны от ближайшего окружения вашего ребёнка с момента рождения.
  2. Если вдруг ругательное слово малыш всё-таки произнёс, то в первый раз сделайте вид, что не заметили этого. Понаблюдайте, как отреагирует на это сам ребёнок. Если малыш понимает, что он произнёс, то, не дождавшись от вас должной реакции, он будет повторять его снова и снова. А может быть, он решит, что это самое обычное слово и его смысл не несёт ничего крамольного. В обоих вариантах, если не отреагируете остро на первый случай, то скоро «отцепится» от ребёнка.
  3. В случае если ребёнок произнёс матерное слово на людях, сохраняйте спокойствие. Да, сдержаться трудно, ведь вам стыдно, что вы что-то пропустили в воспитании и окружающие увидели его результат. Лучше сделать вид, что катастрофа не произошла, а этот случай - большая редкость. Улыбнитесь, скажите: «Бывает» и поменяйте тему беседы. А уже позже можно спокойно поговорить с ребёнком на предмет происшедшего.
  4. Бывает так, что ребёнок может сам попросить объяснить ему, что значит то или иное слово. Поясните, что это слово - ругательного, оскорбительного характера, именно поэтому говорить его не стоит.
  5. Если ребёнок матерится, когда обижен, у него что-то не получается, то нужно научить его адекватно выражать эмоции: без нецензурных слов.
  6. Если вы узнали, что вашего ребёнка научили материться его друзья, воздержитесь от ругательств - это только навредит. Лучше доступно объяснить ребёнку, что нецензурно выражаться - недостойно для культурной личности.
  7. Услышав бранное слово из уст вашего ребёнка, просто и кратко объясните ему, что так говорить неприлично.
  8. В случае если ребёнок вас не слушает и продолжает говорить матерные слова, нужно обратиться к психологу.

«Совет. Установите дома правила поведения, выполнять которые нужно беспрекословно и взрослым, и детям. Пусть важными пунктами в них будет отсутствие бранных слов и агрессии».

Смотрите видеосюжет с советами психолога, что делать, если ребёнок ругается матом

Что делать в случае, когда ваши уговоры на ребёнка не действуют и малыш позорит вас в обществе?

  • Предупредите ребёнка, что если он не научится себя контролировать, то вы его не будете брать в общественные места (на улицу, в гости, в кино, в магазин, в развлекательный центр). Один раз сами куда-то отправьтесь без него.
  • Если ребёнок понимает, что делает, и не прекращает ругаться при этом, можно на людях относиться к нему как младенцу, который ничего не понимает. Школьников обычно это задевает.
  • Можно игнорировать ребёнка, когда он развязно себя ведёт и при этом выражается, и возвращаться к нормальному общению, когда он говорит без грубых слов.

Действенные приёмы на каждый день

Родителям, столкнувшимся с проблемой употребления матерных слов детьми, помогут простые приёмы :

  1. Следите за своей речью, никогда не материтесь в присутствии детей. Помните, что именно вы формируете личность ребёнка, его привычки и образ жизни. Можно думать, что ребёнок ещё слишком мал и ничего не понимает. Однако слыша часто жаргонные слова, кроха обязательно их запомнит.
  2. Услышав мат от школьника, спокойно и чётко скажите ему, что это вовсе не круто. Докажите ему, что модно и образованным.
  3. Создайте почву для культурного развития ребёнка. Читайте хорошие книги, ходите в театры и на выставки.
  4. Предлагайте ребёнку всё время заниматься чем-то увлекательным (спортом или творчеством). Поддерживайте в тех моментах, когда ребёнку что-то становится интересным.

Услышав нецензурное выражение из уст вашего ребёнка – не ужасайтесь и не отчаивайтесь: всё поправимо. В конце концов, вспомните себя, когда вы только познавали мир, изучая неизведанное.

Поверьте, один из предложенных способов обязательно вам подойдёт, и вы всё-таки отучите ребёнка материться, хотя это и потребует последовательности, большого терпения и педагогического такта.

Матерное слово, произнесенное ребенком, шокирует, а если дело происходит на семейном обеде в кругу близких — и вовсе вызывает у родителей желание провалиться под землю. Но так ли страшен мат? Нужно ли с ним бороться всеми доступными способами? И как сделать так, чтобы ребенок «следил за языком» хотя бы в приличном обществе?

Мифы о мате

В общественном сознании матерная брань обросла массой заблуждений, мешающих понять истинную сущность мата и создающих проблемы в отношениях родителей и детей. Вот некоторые из них.

Ребенок «нахватается» на улице, а материться будет везде

Про мат люди узнают от сверстников — но это не значит, что ребенка нужно ограждать от влияния «улицы». Дорасти до 10 лет и не услышать ни одного бранного слова невозможно. Даже если окружить ребенка детьми академиков, материться «научит» сантехник, пришедший менять унитаз, или папин друг дядя Боря, ударившийся мизинцем о табуретку.

К тому же тепличная среда приведет к злоупотреблению бранными словами, когда перед ребенком наконец откроется мир трех запретных корней. Любой знает, что есть алкоголики, но далеко не каждый закладывает за воротник. Ребенок все равно узнает про мат, но лишь от вас зависит, станет ли он закоренелым матерщинником.

Материться — аморально

Родители чрезмерно строго относятся к мату. И если в устах взрослого мат бывает допустим, то в речи ребенка вызывает у взрослых реакцию сродни цунами.

Существует плохое и некрасивое поведение. Мучить животных и обманывать — плохо. Ставить локти на стол или ковыряться в носу — некрасиво. Мат относится ко второй категории. Если на улице вас обматерит дворник, приятного будет мало. Но если он набросится с кулаками, будет хуже.

Человек, который матерится, ведет себя некультурно, но НЕ плохо: не обманывает, не подставляет. Порой мат используется, чтобы оскорбить другого, но здесь мат — лишь симптом, и проблема не в нем, а в отношении между людьми.

Мат нужно «выжигать» из речи ребенка всеми доступными способами

Следствие предыдущего заблуждения. Услышав мат в устах пятилетки, родители реагируют так, будто ребенок не ругнулся, а ударил кого-то. Не спасает даже ситуация «матоупотребления» — многие готовы «выдрать» ребенка, даже если он упал с велосипеда и ругается от боли.

«Когда мне было лет пять, я пошла гулять на улицу в новом платье. А моя погодка-соседка, с которой у нас, как сейчас говорят, были контры, решила сделать мне гадость, подставила ножку, и я плюхнулась в лужу. Было и больно и обидно, я, рыдая, прибежала домой, и родители бросили меня успокаивать, обещая пойти поговорить с родителями той девочки. Но когда я случайно среди рыданий назвала ее „сукой“, ситуация повернулась таким образом, что вроде мне и поделом. Самое смешное, что кто такая эта самая сука, я тогда даже не знала» . Лера.

Излишняя борьба с бранью выстроит стену отчуждения между ребенком и взрослым — и потом вы не услышите от отпрыска не только матерного, но и цензурного слова.

Некоторые родители не находят ничего лучшего, как с детства оградить ребенка от общения с матерящимися сверстниками — и к средней школе (когда начинают материться все) ребенок либо поставит под сомнение авторитет родителей, либо может стать изгоем — что скажется на развитии куда хуже, чем мат.

Люди матерятся из-за небольшого словарного запаса

Это заблуждение приводит к не самым лучшим последствиям — родители, сталкиваясь с проблемой мата, не понимают, что причину нужно искать в другом: не пихать ребенку томики Пушкина, а искать, где действительно собака зарыта.

Мат — признак низкого интеллекта говорящего

Учитывая отношение к мату, обсценная лексика создает вокруг матерящегося ореол «плохиша», к которому цепляются самые разные неприятные характеристики. Но мат не свидетельствует о проблемах с мозгами. Выдающаяся лингвистка Галкина-Федорук стала притчей во языцех на филологических факультетах всего Советского Союза. Каждый раз, когда на МГУшном филфаке останавливался лифт, в котором ехала пожилая профессор, ученая обкладывала ситуацию таким матом, что, по слухам, лифтеры факультета иногда специально останавливали кабину, чтобы послушать профессора и перенять у нее опыт.

Матерщинниками были и Пушкин, и Раневская. А к нашему современнику Сергею Шнурову можно относиться по-разному, но назвать глупым человеком сложно.

Психологический смысл мата

Мат совершенно не связан ни с низким интеллектом, ни с низкой культурой человека. Но у него есть вполне конкретные психологические причины, которые важно понимать.

Мат как угроза

Мат у людей играет роль рычания животных. Кошка предупреждающе зашипит, пытаясь решить конфликт мирно, человек ругнется, предупреждая, что он уже на взводе. Мат — промежуточная стадия перед нападением. Поэтому услышать мат от подростка из плохой компании или военного вероятнее, чем из уст ученого — тот не испытывает постоянной угрозы от окружающих. А заядлым матерщинникам можно посочувствовать — неуверенность заставляет их всегда чувствовать себя в кольце врагов.

Мат как символ доминирования

Эта функция мата распространена в иерархических обществах самого разного типа. Существуют компании, руководители которых могут добавить в свою речь «перцу», но подчиненные должны следить за языком. Существуют семьи, в которых родители могут материться, а у детей еще молоко на губах не обсохло. В этом случае мат становится привилегией, отличающей тех, «кому можно», от тех, «кому нельзя».

«Мой научник, с виду интеллигентнейший человек, ругался не все время, но с завидной периодичностью, даже на лекциях бывало. Это специально не обговаривалось, но всем было ясно, что если ругнуться при нем, последует дичайший разнос» . Всеволод.

Мат как разрядка

Исследования показывают: мат уменьшает боль и снимает накопившееся напряжение. Это объясняет особенность анекдотов, которые без мата не смешны — ведь теряют «курок» разрядки. Но «целебными» свойствами мат обладает, если употребляется человеком редко.

Мат и чувство принадлежности

Советские интеллигенты определяли своего по фразам «Аннушка уже разлила масло» и «Пилите, Шура, пилите», петербуржец выходит покурить не в подъезд, а «на лестницу», чиновник «производит поливку» растений, а знание тонких различий между «академиком» и «апельсином» делает своим в воровской среде.

У подростков «своим» делает мат. Употребляющий «запрещенные» слова становится «взрослым», а не «маменькиным сынком», к которому нет доверия. Родительский запрет на мат делает ругань особо привлекательной.

Мат и «тимбилдинг»

«Сплачивающие» свойства брани полезны и на работе: уместное употребление матерных слов сплачивает коллектив и мобилизует на решение сложной задачи. По версии исследователей, если член коллектива в сердцах произносит «нехорошие» слова, это усиливает доверие и опять же разряжает атмосферу. Но материть нужно общую проблему, а не друг друга, и лишь в исключительных случаях: непрекращающаяся ругань грузчиков с роялем лишь создает между ними дополнительное напряжение.

Если ребенок матерится

Отнеситесь к ситуации спокойно

Ребенок никого не ударил — а произнес «неприличное» сочетание звуков. Есть плохое поведение и некультурное — и между ними нужно видеть разницу. На матерную брань нужно реагировать, но, чтобы сделать это правильно, мат следует воспринимать как мат, а не как падающее небо.

Поймите, почему ребенок ругается

Маленькие дети не понимают смысл мата: для них ругань — стремление познать все стороны мира (которое можно задушить на корню неадекватной реакцией). Дети постарше часто используют мат для провокации — чтобы нарушить правила взрослых. И тут нужно понять, что заставило ребенка «напасть» на родителей.

А подростки с матом на короткой ноге и прекрасно знают, где его «можно» использовать (в компании сверстников), а где нельзя. Мат в присутствии родителей может быть сказан либо случайно («на автомате»), либо если эмоции сложно выразить по-другому — в ситуации боли или сильного гнева.

Найдите адекватный ответ

Если ребенок еще не понимает значение мата, его можно отругать и даже выпороть — и потерять любое доверие с его стороны. Или честно объяснить, что означают эти слова и почему их лучше не использовать. Если ребенок матерится из «вредности», ругать его — все равно что вытирать воду с пола, забыв перекрыть фонтанирующий кран. Разберитесь, что вызывает недовольство отпрыска и как — при учете интересов обеих сторон — решить проблему.

Когда подросток матерится по «уважительным причинам», эксцесс можно простить — показать, что вы понимаете ситуацию и уважаете его чувства. «Тогда ребенок окончательно потеряет тормоза!» Возможно. Или поймет, что вы «адекватный предок» и с вами можно иметь дело. А если вы еще и постараетесь мягко и ненавязчиво (мягко и ненавязчиво!) узнать, в чем дело, это станет толчком к развитию доверительных отношений с чадом. Если же подросток выругался случайно, просто попросите его оставить эти слова для «оболтусов-друзей».

Чего делать нельзя

Не запрещайте мат просто так

То, что материться нехорошо, многие родители считают очевидным. Для взрослого — да. Но ребенку это нужно объяснять. Запрет из серии «потому что я так сказала», только напугает ребенка или заставит действовать наперекор.

«Однажды в детстве я пришла из школы и спросила у моей любимейшей бабушки, что означает слово из трех букв. А любимейшая бабушка в прямом смысле слова съездила мне по губам и сказала, что мама придет „и еще с тобой поговорит“. Я была в шоке, и мысль даже была вообще не говорить больше ничего. Слава богу, вечером пришла мама и вломила не мне, а любимой бабушке. Вот только бабушка после этого дня любимой быть перестала». Жанна.

Не обобщайте

Даже если вы считаете, что материться ужасно, говорите именно об этом, а не о том, что ребенок в целом плохой (хотя это нужно помнить всегда, когда вы хотите отчитать ребенка).

Не делайте из мухи слона

Говорите ребенку правду и не преувеличивайте «ужасность» мата. Во-первых, врать плохо (это правило важно помнить и детям, и родителям), а во-вторых, вы можете попасть в неловкую ситуацию, когда ребенок услышит «плохие» слова от папы, смотрящего футбол.

Не стыдите ребенка прилюдно

Если ребенок ругнулся в компании ваших приятелей, близких или людей на улице — не надо ставить его к позорному столбу и призывать к «расправе» над чадом окружающих. Понятно, что родителям за ребенка стыдно — но это не значит, что нужно стыдить его. Окружающие вскоре забудут про оплошность ребенка, а чувство обиды и позора ребенок пронесет через всю жизнь. В обществе поменяйте тему, а о вредности мата поговорите дома.

Матерщина, сквернословие, «острое словцо», «плохие» и «грязные» слова, «русский матерный» – как ни назови мы эту часть языковой культуры, она никак не вписывается ни в одну современную педагогическую систему. Использование этих слов в обществе неприемлемо, но допустимо в определенных кругах, в которые, само собой, дети не вхожи. Тогда почему ребенок ругается матом?

Из этой статьи вы узнаете

Почему дети матеряться

Удивительно просто, но неочевидно для мам и пап то, что причины любых педагогических проблем сокрыты в поведении взрослых, например:

  • не учтены возрастные особенности;
  • невнимательность мам и пап к собственной речевой культуре;
  • общая педагогическая запущенность;
  • особенности формирования детской личности.

Именно родители несут ответственность за здоровье и образование своих детей и с раннего детства задают для них шаблоны поведения.

Виновато ли общество? Общество диктует общекультурные правила, навязывает стереотипы текущего времени. Но до 4–5 лет только семья может по-настоящему установить рамки, планку морали, этические нормы общения и приемлемый уровень личной культуры для маленького человечка.

Вербальная самозащита

Преодолевая кризис за кризисом, дети расширяют не только словарный запас и коммуникативные навыки, но и осваивают способы самозащиты. Так называемая вербальная агрессия может выходить на передний план, когда детям запрещены иные формы агрессивного поведения: покусы, удары, щипки и т.д. Происходит замещение физических действий на речевые. Происходит это из-за дисбаланса в возрастных особенностях и воспитательных мерах.

Эффективная стратегия. Перестроить модель воспитания, исключив из нее абсолютные запреты. Активно поощрять использование альтернативы, игнорировать ошибки.

В поисках причины, по которой ребенок ругается матом, родители частенько упускают из вида собственное поведение. А ведь именно оно задает основной педагогический тон в семье. Откуда взять образец поведения растущему человеку, если мама, папа и старшие родственники позволяют себе сквернословить в присутствии детей?

Эффективная стратегия. Важно, чтобы правила стали едиными для всех членов семьи. Детям непонятно, почему взрослым можно, а им нет. Девочке непонятно, почему значимым для нее мужчинам (отцу, брату, дедушке) можно применять мат, а ей запрещено.

Родительская невнимательность

Будь то попустительство, гиперопека или проблемы социального характера, в основе всего этого лежит невнимательность родителей к действительным потребностям малыша. Социально незрелый, безответственный или неопытный родитель порой даже сам себе не в силах объяснить, почему же детям нельзя материться.

Эффективная стратегия. Если родитель все же ощущает груз ответственности за своего педагогически запущенного малыша, но чувствует себя беспомощным, лучший путь – обратиться к специалисту. Получить от него необходимые педагогические советы и психологическую поддержку.

Как только взрослые правильно – то есть в соответствии с возрастом и жизненным опытом крохи – перестраивают ситуацию вокруг него и начинают вести себя эталонно, проблема сквернословия исчезает сама собой. Психически здоровому юному человечку и самому неуютно в состоянии постоянной самозащиты.

Возрастная психология

Это может удивить, но милая дочурка может материться просто потому, что… взрослеет! В ряде случаев родителям не нужно заострять внимание на проблеме, а лишь корректно направить энергию бунтующего чада в мирное русло:

  • В период активного расширения словарного запаса – 2–3 года – дети иногда повторяют бранные слова , и в этом нет проблемы. Доченька в платье принцессы не прекращает грязно ругаться при гостях, всех это веселит и забавляет – вот и привычка. Важно не поощрять эти эпизоды в присутствии малыша: не пересказывать как анекдот, не смеяться, не хвастаться перед знакомыми и т.д.
  • К возрасту первого социального бунта – 6–7 лет – редкий дошкольник остается незнаком с парой-тройкой ядреных ругательств. Отучение от грязных слов зависит от уровня сформированной внутренней культуры.
  • Экспрессивные поступки подростков, их демонстративность, неприкрытая агрессивность – тоже вариант нормы. Искоренить привычку «матюкаться», если она уже есть, можно постепенно по мере взросления, но никак не запретом.

Ребенок растет и развивается. На индивидуальном пути ему встречаются разные люди и ситуации, каждая его чему-то учит, независимо от родительских ожиданий. Конечно, редко удается постоянно выстраивать вокруг растущего малыша такую реальность, в которой мат – совершенно неприемлемая часть языка. Ребенок и нецензурная лексика время от времени сталкиваются.

Замечание педагога. Дети получают образование не только во время уроков. Они постоянно впитывают наш опыт, привычки, копируют слова и действия. И чем более значим для ребенка взрослый, тем более вероятно копирование его поведения как образца.

Образцы для каждого возраста свои. У грудничков – это мама и папа, у дошкольников – родитель противоположного пола, у младших школьников – первый учитель, а подростки подражают друг другу и своим кумирам.

И вовсе не возрастные кризисы виноваты в появлении матерных фраз в речи. В период кризиса они выходят на поверхность. А накапливается опыт раньше – в период, который называется сенситивным. Такие периоды молчаливого созерцания предшествуют каждому возрастному бунту в жизни человека.

Посмотрите небольшое видео, в котором доктор Комаровский вместе с психологом объясняют, как отучить ребенка ругаться матом.

Ребенок матерится в возрасте 2-4 года

Словарный запас начинает формироваться задолго до первых осознанных фраз. Чтобы матерные слова не вошли в активный словарь ребенка вместе с первыми шагами, родителям нужно избегать употребления мата.

Младенец все понимает! Да, он может еще не различать смысла сказанных фраз, но все, что говорят родители, мозг впитывает, как губка. Впитывает и фиксирует на будущее. Слова, сопровождающая их эмоциональная окраска, жесты, мимика – все это малыш покажет на следующем возрастном этапе.

Тактика борьбы с первым матом на втором году жизни ребенка сводится к эмоциональному диалогу. Эмоции родителей, как мы помним, — эталонные.

Если маме и папе не нравится, как пахнет «ка-ка», значит, это действительно «фу, ка-ка!» И мама с папой эту «ка-ку» всегда обходят стороной. Не восхищаются ею и не приносят домой с улицы, пока ребенок не видит. То же и со словами: если они «плохие», то они под запретом независимо от присутствия ребенка. Их нельзя использовать никому и ни при каких обстоятельствах.

Я – сам, и я – как вы!

В 2–4 года, когда дети идут в садик, у родителей возникают первые трудности с объяснением правил культурного поведения. И вот тут ребенок покажет все семейные речевые модели, с которыми сталкивался прежде. Именно теперь впервые возникает проблема, как отучить ребенка материться.

Просто говорить ему «нельзя!», наказывать, ругать или даже шлепать – неэффективно. Запрет рождает лишь повышенный интерес, а наказание мотивирует к действию. Бунт против всех правил предполагает другую тактику.

Самоконтроль. Он всегда на первом месте. Продолжаем следить за собственной речью. Любые требования к речи ребенка должны быть применимы и к высказываниям взрослых.

Фразы из предыдущего возрастного этапа «Фу, как некрасиво!» – не работают. Акцент с «ты – плохой» лучше перенести на «он – плохой»: «Ой, как мальчик ругается! Бедная его мамочка, ей так стыдно…» Секрет в том, что детям в этом возрасте легче анализировать чужое поведение и учиться этому анализу на внешних примерах.

Дошкольный возраст

В 4–5 лет проблема сквернословия редко возникает сама по себе. Обычно ее корни тянутся в кризис «Я – сам». К преддошкольному возрасту волевые процессы и контроль поведения уже достаточно сформированы. Поэтому матерные стишки и использование отдельных оскорблений – осознанны.

Речевой навык

Когда ругательства «гармонично» включены в речь ребенка, применяются и глаголы, и прилагательные, и существительные, мы имеем дело с речевым навыком. Искоренить его не так легко, требуется полная перестройка окружающей обстановки. Неплохо бы отправить ребенка на летний отдых в лагерь или к культурным родственникам, где не принято посылать на три буквы. Несколько недель в другой среде заставят малыша перестроиться и понять, что жить можно иначе, да еще и более комфортно.

Слова-связки

Мать и дочь могут обсудить кодекс принцесс, а папа и сын – побеседовать о правилах для джентльменов-супергероев. Можно опираться и на известные образы, положительные с точки зрения речевой культуры: Белоснежка, Золушка, Кларк Кент (супермен), Питер Паркер (Человек-паук). Подражая своему герою, кроха перестанет ругаться.

Манипуляции

Манипулирование нецензурной лексикой возникает либо для привлечения внимания, либо чтобы этого внимания избежать. В обоих случаях взрослым нужно тщательно пересмотреть воспитательную модель.

Всего ли хватает ребенку? Выполняются ли его истинные потребности? Достаточно ли правильного внимания он получает, не слишком ли суровы ограничения? Не попустительствуют ли бабушки? Не становятся ли гаджеты способом занять малыша? Не подменил ли бесцензурный Ютуб детские каналы и чтение полезных сказок на ночь?

В борьбе с манипуляциями основной метод – игнорирование. «Нецензурное» поведение, не замеченное взрослыми, заставит ребенка искать другой способ привлечь их внимание.

Важно ! Какого бы происхождения ни были маты, в 4–5 лет с ними можно справиться путем диалога. Во-первых, выясните. Понимает ли ребенок смысл слов и фраз. Во-вторых, расскажите о нецензурной лексике как о части языка – не литературной, не приемлемой для культурного человека, но существующей в определенных кругах: среди людей рабочих специальностей, в бедных районах, в тюрьмах, бандитских компаниях, у пьяниц и наркоманов и т.д.

Прием 1.

Сыграйте на знаниях ребенка о социальном статусе, расскажите о высококультурных предках, известных людях своей семьи. В рассказе о дедах упоминайте, что они были очень грамотными, очень культурными, требовательными к себе, умели изъясняться ярко и точно, но никогда не использовали дурных слов.

Говорите о самоуважении и уважении к окружающим. Погружение в семейную родословную и воспитательная беседа – способ не только избавиться от мата, но и через гордость за пращуров.

Прием 2.

Поговорите о происхождении бранных слов, их истории. Постарайтесь вместе с ребенком подобрать синонимы и договоритесь, что он будет вместо матов употреблять синонимы. Сработает это с точностью до наоборот, потому что на слова-синонимы типа «пися» и «попа» у малыша уже выработаны запреты. Эти слова неприемлемы за столом или в общественных местах. Поэтому через запрет на синонимы сработает и запрет на мат.

Школьный возраст

Если до этого возраста от привычки сквернословить не удалось избавиться, то ребенок научится ее контролировать, приспосабливать к обществу, в котором находится. Дома он будет переставать ругаться, а вот в дворовых играх вполне может и драться, и материться, «пока родители не смотрят». Казаться взрослым в среде сверстников – распространенный способ самоутверждения.

Вы же можете показать дошкольнику другие способы быть взрослым: контроль расходов, помощь по дому, участие в принятии решений, право на самостоятельный выбор (мебели, цветовой гаммы, подарка к празднику). Разговоры, терапевтические сказки, работа с психологом, смена обстановки – в ход можно пускать все средства. Но лучшее из них – собственный пример.

Пусть папа «бросает» ругаться вместе с сыном на условиях соревнования. Или подслушайте уличный диалог своего ребенка, а вечером за ужином отзовитесь без намеков: «Кто-то из ребят сегодня так страшно ругался, когда вы играли! Я случайно услышала и подумала: «Как хорошо, что наш мальчик не знает таких слов! » С совестливыми детками этот прием почти всегда срабатывает.

Внимательно отслеживайте, как и с кем общается чадо в социальных сетях, какие комментарии оставляет, каким контентом интересуется. Старайтесь применить все возможные фильтры, чтобы уберечь своего несмышленыша от потока агрессивной информации и юмора «ниже пояса».

На заметку ! Учитывая, что мат в своем естественном виде есть выражение негативных эмоций, стоит обратить внимание на психологические качества растущего человека. Воспитатели должны быть уверены в том, что ребенок не отражает через дурную лексику свои страхи, обиду, душевную боль, озлобленность, месть. Иначе стоит срочно обратиться к детскому психологу.

Подростковый возраст

Каждый родитель хорошо понимает, почему подростки матерятся. Для самоутверждения, для демонстрации своей взрослости, для управления ситуацией, для защиты от контроля старших. И несмотря на понимание причин, родители подростков часто действуют неверно, применяя неэффективные стратегии:

  • директивные запреты;
  • гиперконтроль;
  • строгие наказания, ограничения, лишения;
  • ультиматумы;
  • скандалы.

Подросток хочет быть равным в правах, но не готов принимать равные обязанности. Он хочет быть взрослым, но ни психологически, ни физически не готов к взрослым нагрузкам. Оптимальный путь в общении с подростком – сотрудничество, партнерство с элементами зависимости ребенка от взрослого. Даже дружба здесь будет неуместна, поскольку друзья – это категория избранных, в которую родители не включаются.

Избирайте обходные пути. Помогайте ребенку-подростку самоутверждаться через творчество, спортивные достижения, успешное обучение. Поддерживайте кумиров сына или дочери, но учите рационально оценивать внешность и поведение звезд.

Предложите разобраться в смысле любимой песни, как на уроке литературы. Позвольте ребенку спорить и аргументировать, поощряйте умение выражать мысль без мата. А заодно спросите, с какой целью автор рэп-сингла применил нецензурную речевую конструкцию: чтобы усилить эффект (так ведь есть и более яркие слова!) или просто рифмы другой не нашлось?

Не допускайте ошибки

Почти все взрослые забывают, что они тоже были детьми, безобразничали и нарушали правила. Не стоит пытаться превратить детей в тех, кем не смогли стать вы сами. Позвольте им развить собственное «я». Гармонично растущему человеку не нужно бунтовать, чтобы доказать свою состоятельность.

Педагогический климат

Отучать от дурного – через понимание. Стоит принять, что сын действительно талантлив в народных танцах, а математика для него – космическая даль. Дочери по душе архитектура и дизайн, а вовсе не необходимость продолжить династию врачей-физиологов. В преодолении любых психологических трудностей и проблем поведения лежит принятие себя и одобрение близких. Обеспечьте то и другое!

Будьте целеустремленными

В своем желании изменить поведение ребенка преследуйте одну-единственную цель – помочь ему стать лучше, а не просто отучить от мата. И совершенно не нужно озвучивать свои цели вслух. Просто знайте, чего именно хотите, и действуйте комплексно, системно и рационально.

Действуйте последовательно

Последовательность предполагает, что правила хорошей речи – для всех. Нет ситуации, в которой папе разрешено произнести яркое междометие. «Очень воспитанный сантехник во время работы постоянно говорит: «Ишь ты!»

Стыд – плохой помощник

Не путайте со стыдливостью! Стыдливость – положительное качество характера, стыд – яркая негативная эмоция. Чувство стыда влечет за собой переживание вины, а вина приводит к замкнутости, снижению самооценки и агрессии. Вербальная агрессия под действием стыда усиливается.

Правильное порицание

Чтобы понять этот принцип, определитесь для себя: вам не нравится ваш ребенок или неприятны его действия? Наверняка только действия. Именно их и следует порицать. Сам ребенок должен оставаться беззаветно любимым.

Как сделать замечание ругающемуся матом ребенку:

  • Оптимально : «Ты, наверное, хотел сказать, что недоволен?»
  • Допустимо : «Мне не нравится, как нехорошо ты ругаешься; это не вызывает у меня чувства гордости за тебя».
  • Неприемлемо : «Ты грубый, бессовестный, гадкий раздолбай. Я тебя не таким воспитывала».

Пустые запреты не имеют смысла

Строгие директивные указания и запреты вызывают желание их нарушить. Чтобы соответствовать детской психологии, они должны быть рациональны и обоснованны, и каждому необходимо предложить вариант альтернативного поведения – что делать вместо запрещенного.

Простые приемы на каждый день

Чтобы искоренить негативные привычки и черты характера, недостаточно сходить к психологу или поговорить один раз. Нужно постоянно жить с ребенком, постоянно взаимодействовать и на каждом шагу в соответствии с возрастом помогать ему выстраивать правильное поведение. Постараемся резюмировать информацию в виде нескольких коротких рекомендаций.

  1. Не материтесь сами и запрещайте это гостям и родственникам.
  2. Не акцентируйте внимание на мате из уст маленького ребенка. Проигнорируйте.
  3. Не выясняйте отношения прилюдно. Обсудите нецензурный инцидент, когда останетесь одни.
  4. Не повышайте голос. Ваша ругань ничем не отличается от подросткового мата.
  5. Не применяйте шлепки. Избегайте ссор с детьми. Старайтесь не ссориться с родными.
  6. Не поддерживайте крутой имидж матерных слов, порицайте мат в чужой речи. Старайтесь объяснять свое мнение на примерах.
  7. Поддерживайте ребенка на любом возрастном этапе.
  8. Умейте реагировать спокойно. Делайте осторожные, но внятные замечания в соответствии с возрастом.
  9. Переключайте внимание на спорт, творческие занятия и общение в хорошей компании.
  10. Поговорите о жаргоне. Научите ребенка понимать специфическую лексику.
  11. Обсудите вопросы культуры человека в современном обществе. Поговорите о значении слов «образованность», «воспитанность», «речевой этикет».
  12. Посещайте выставки, смотрите хорошее кино, пробуждайте вкус и эмоциональный интеллект.
  13. Не отрицайте кумиров, поддерживайте увлечения, сотрудничайте каждый день.
  14. Поощряйте чтение книг, развивайте общую культуру, а не только речь. Отваживать нужно от молодежной субкультуры в целом, а не только от дурных словечек.
  15. Контролируйте общение тинейджеров и младших школьников в интернете и социальных сетях.
  16. Не откладывайте консультацию с педагогом или психологом, если не удается самостоятельно отучить ребенка от мата. Специалист даст персональные советы, которые помогут преодолеть проблему.

С юной девушкой справиться легче, чем с подростком-хулиганом. Но даже самый яркий характер мальчика поддается коррекции. Возможно, нужен сильный авторитетный наставник на стороне – тренер или учитель. Чтобы перестать материться, ребенку потребуется время: тем больше, чем он старше. Поэтому не спешите получить быстрый видимый результат.

Делаем выводы

Кроха принес маты из детсада, дошкольник набрался «нового» на каникулах в деревне, школьник начал взрослеть и хорохориться перед одноклассниками, а подросток просто дорос до своего закономерного бунтарства. Для каждого возраста избирайте два параллельных пути:

  1. приверженность общей культуре и ее требованиям;
  2. приемы в соответствии с возрастом детей.

Чтобы отучить маленькую дочку от ругани, достаточно переключить ее внимание на другие слова, а «плохие» проигнорировать.

В 4–5 лет почитайте добрые книги и сказки о послушных и добрых героях, а с дошкольником установите договор-соревнование.

С подростком договориться сложнее, в его мир нужно войти авторитетным союзником. А сделать это через запреты и наказания невозможно!

ВАЖНО ! *при копировании материалов статьи обязательно указывайте активную ссылку на перво

Почти каждая семья рано или поздно делает неприятное открытие: крошка, совсем недавно научившийся складывать непослушными губками слова в предложения, знает неприличные выражения! Откуда?! Что делать, если ребенок ругается грубыми словами или даже матом? Ответ зависит от того, в каких ситуациях это происходит.

Ребенок младше трех грубит неосознанно, это просто речевое подражание - понравилось звучное слово. Самая правильная реакция в этом случае - сделать вид, что вы не расслышали. Малыш очень быстро забудет новое слово, которое осталось без внимания взрослых, конечно же при условии, что не будет слышать это слово систематически от близких людей.

Дети от трех до шести уже способны ругаться осознанно, с определенной целью. Чтобы быстро победить плохие слова, надо понять, почему ребенок так поступает.

Что нельзя делать, если ребенок осознанно ругается матом

Психологи любят рассказывать анекдот. На пороге кабинета появляются встревоженные родители: «Доктор, ребенок ругается матом, что делать?!» - «Радоваться: у малыша отличные слух и память». Намек прозрачен: полностью оградить ребенка от «запретных» слов не удастся. Он все равно услышит их: на улице или в автобусе; почерпнет из взрослого кинофильма или из разговора с более «просвещенными» сверстниками. А вот закрепятся ли эти слова в лексиконе малыша, полностью зависит от реакции родителей.

В любом случае нельзя:

Шлепать малыша по губам, мыть губы с мылом и т п. Это верный путь к заниженной самооценке и ночным кошмарам. У особо впечатлительных такие «методы» могут вызвать логоневроз (заикание);

Со смехом рассказывать подругам при ребенке, как малыш ответил соседке непечатным выражением. Ребенок наверняка захочет повеселить маму снова, что бы вы ему ни говорили;

Наказывать отпрыска за грубые слова, если вы сами их употребляете, мол, эти слова не для детей. Ребенок поймет вас превратно: если взрослым ругаться можно, значит, чтобы поскорее вырасти, надо - что? Правильно - ругаться чаще и громче.

Причины того, что ребенок ругается и что делать

ПРИЧИНА 1. Хочет привлечь внимание. Утром - бегом в детский сад, вечером - дежурный поцелуй на ночь и традиционная сказка... Мама, конечно, ласковая и добрая, но у нее никогда нет времени от души пошалить и подурачиться вместе. А тут сказал всего одно «волшебное» слово - и какая буря эмоций у родителей! Сколько внимания! «Малыши - настоящие исследователи жизни, - говорит психолог. - И если ребенок понял, что у вас есть "кнопка", "нажав" на которую можно легко привести маму в замешательство, ему захочется пробовать свои силы снова и снова».

ЧТО ДЕЛАТЬ: держать эмоции под контролем, даже если малыш поставил вас в неловкое положение при посторонних. Лучший способ - извиниться за него и тут же сменить тему разговора. Строго, но спокойно, не срываясь на крик, объясните ребенку, что это слово нехорошее, употреблять его стыдно и вам неприятно находиться рядом с людьми, которые ругаются. Можно (ненадолго!) выйти в другую комнату.

ПРИЧИНА 2. Не умеет/не может выразить негативные эмоции. Что делать, если разозлился, обиделся, да просто встал не с той ноги? Слезы, крик, драку родители не одобряют. А вот какой-то дядя на улице упал и очень эмоционально прокомментировал свое падение. Ему явно стало легче. И - главное - ничего ему за это не было!

ЧТО ДЕЛАТЬ: научите малыша выражать сильные эмоции другими, приличными словами («ух, как я злюсь!», «мне так обидно!»). Ревущего крошку обнимайте, утешайте и помогайте понять, что с ним происходит: «Тебе сейчас нелегко, ты рассердился», «Мне тоже было бы обидно» и т. п. Это не только вытеснит из речи «запретные» слова, но и научит маленького понимать свои чувства и не стыдиться их. И самое главное, он будет уверен: мама поймет его, что бы ни случилось. Полезно время от времени устраивать бой подушками, колотить боксерскую грушу и т. п.

ПРИЧИНА 3. Пытается победить страх. «Робкие и застенчивые малыши, с одной стороны, жаждут внимания сверстников, с другой стороны, побаиваются их, - объясняет Оксана Лысикова - И с помощью грубых слов рассчитывают показаться интересными, "большими", а заодно и напугать возможного обидчика».

ЧТО ДЕЛАТЬ: объясните, что грубые слова не признак силы, а плохая, постыдная привычка (вроде ковыряния в носу). Расскажите сказку про мальчика, у которого от плохих слов стало неприятно пахнуть изо рта. Или историю про девочку, у которой от ругани изо рта посыпались лягушки. Спросите ребенка, приятно ли ему было бы дружить с такими детьми. Поиграйте: если у отпрыска «вырвалось» грубое слово, восклицайте: «Лягушка изо рта!» За день, проведенный без «лягушек», можно выдать маленький приз. И самое главное - помогите малышу подружиться со сверстниками. Например, купите игру, в которую хорошо играть большой компанией, и пригласите детей в гости. Устраивайте детские праздники, чаепития и т. п. Консультация психолога не помешает.

ПРИЧИНА 4 . Подражает, Далеко не все герои современных детских книг и мультиков разговаривают так, как этого хотелось бы нам, взрослым. А если персонаж чем-то понравился, то ребенок подражает ему во всем.

ЧТО ДЕЛАТЬ: старайтесь смотреть мультики сами, прежде чем показывать их малышу. «Но не пытайтесь "разлучить" карапуза с полюбившимися героями, - предостерегает психолог. - Это вызовет бурю протеста. Лучше вместе посмейтесь над таким персонажем, представьте, как нелепо он выглядел бы в детском саду или на утреннике. Наверняка малыш не захочет выглядеть так же».

ПРИЧИНА 5 . Не понимает. Когда малыш выдает: «Мама, ты дрянь!» - он либо «возвращает» вам «бумеранг», либо искренне не понимает, что это слово обидное.

ЧТО ДЕЛАТЬ: объясните ребенку, что есть слова-разбойники, которые ранят других людей. «Предложите игру: кто придумает больше хороших слов и выражений, которыми можно заменить одно "злое", - советует Оксана Лысикова. - Например, вместо "дрянь" можно сказать: "ты грубый" или "ты поступаешь плохо". Кто придумал больше замен - получает приз». Не отмахивайтесь от ребенка, если он просит объяснить значение неприличного слова. Тайна притягивает.

Корректируещие игры, чтобы отучить ребенка употреблять грубые слова и выражения

Игра ПРОЩАЙ, ГРУБОСТЬ!

«У малышей развито образное, магическое мышление, поэтому победить плохие привычки им отлично помогают игры, похожие на ритуалы», - считает психолог. «Увековечьте» вместе с ребенком грубые слова на листке бумаги. И объявите, что вам предстоит попрощаться с ними навсегда. Листок сожгите, пепел положите в пакет и торжественно отнесите на помойку (закопайте в землю). Вариант для дачи: отправьтесь в «экспедицию» в лес. Там найдите уединенную полянку и... поручите малышу прокричать как можно громче все известные ему «запретные» слова. Ребенок сбросит напряжение, а грубые слова «улетят» навсегда. Можно с чистой совестью идти домой.

Игра ПОСТОРОННИМ ВХОД ВОСПРЕЩЕН

Сводите чадо на аквагрим и попросите мастера нарисовать ему на подбородке большой забавный замок. «Враг» не пройдет!

Игра ЯЗЫЧКУ БОЛЬНО

Сшейте из розовой ткани большой Язычок. Расскажите ребенку, что Язычку больно, когда его хозяин ругается. И при каждом грубом слове надрывайте Язычок. Такая наглядная агитация подействует лучше наказаний.

Игра НОВОЯЗ И ПЕРЕВЕРТЫШИ

«Примерно к 4,5-5 годам дошкольник обзаводится первым устойчивым кругом друзей, а значит, с большой вероятностью, и сленгом. Обязательно скажите ребенку, как вы относитесь к таким словам. Но не давите: дошкольнику очень не хочется выглядеть белой вороной в своей первой компании». Лучше предложите детям игры, в которых нужно изобретать свой, тайный язык - он увлечет их и вытеснит сленг. Отличный пример - «ферферский» язык Калле-сыщика, героя Астрид Линдгрен. Калле с друзьями прибавляли перед каждым слогом «фер». Например: «фер-Софер-Бофер-Ка» - «собака», «фер-Мафер-Шифер-На» - «машина» и т. п. Еще одна находка - «перевертыши» из сказки В. Губарева «Королевство кривых зеркал». Помните: Йагупоп («попугай»), Анидаг («гадина»)? Такие игры не только победят детский жаргон, но и разовьют интеллект, чувство языка (интуитивную грамотность), а заодно вызовут интерес к перечисленным книжкам.