Воспитательный час "правила поведения в общественных местах"

Тема: «Как вести себя в общественных местах».

Цель: выработка у учащихся навыков культурного поведения в общественных местах. Задачи: закрепить знания детей о вежливости; развивать культурного поведения в общественных местах; воспитывать самостоятельность мышления, умение делать выводы, решать проблемные ситуации; воспитывать доброжелательное отношение к окружающим; закреплять знания по безопасности движения.

Ход занятия

I. Организационный момент

1. Приветствие.

Здравствуйте! Улыбнитесь! Как приятно смотреть на человека, который улыбается приветливой улыбкой! Мы все улыбнулись, и жизнь, пусть на малую капельку, стала радостнее и добрее.

II Основная часть

- Сегодня к нам на занятие заглянуло солнышко из стихотворения Эммы Мошковской.

- Встало солнце кислое,

Смотрит – небо кислое,

В кислом небе кислое

Облако повисло…

И спешат несчастные

Кислые прохожие

И едят ужасно

Кислое мороженое.

Даже сахар кислый!

Скисло все варенье!

Потому что кислое

Было настроение.

2. Беседа по прочитанному стихотворению.

- Почему прохожие в стихотворении «несчастные»?

- Что значит «кислое настроение»?

- А как мы узнаем, что у человека «кислое» настроение? (По выражению лица, по его словам и поступкам).

- Ребята, а как можно «поднять» настроение? (сказать человеку добрые слова).

3. Игра «Поднимем друг другу настроение».

4.. Сообщение темы занятия.

Как вы думаете, о чем сегодня мы будем говорить на занятии?

Правильно, мы будем говорить о вежливости и правилах поведения в общественных местах.

5. Беседа о вежливости.

Как мы понимаем, что человек вежлив?

Правильно, прежде всего, в словах, а также тоне, которым они сказаны.

Ребята, а как вы считаете, вежливым рождаются, или становятся?

Конечно же, становятся. Вы как можно чаще должны пользоваться вежливыми словами, от которых становится радостнее, теплее, светлее. В этих словах заключена великая сила.

6. Беседа о правилах поведения на улице.

Давайте вспомним вместе правила поведения на улице. (Соблюдать чистоту на улице! Переходить улицу на зеленый сигнал светофора! Не перебегать улицу в неположенном месте! Нельзя играть возле проезжей части дороги! Обгонять идущих впереди следует слева. Если тротуар узкий, надо попросить разрешения и пройти. При встрече дорогу уступает младший старшему, мужчина – женщине, при равных условиях – более вежливы.

А для чего необходимо соблюдать правила поведения на улице?

Ребята, а сейчас мы с вами посмотрим ералаш, и вы мне скажите, о чем мы будем говорить дальше. (О правилах поведения в общественном транспорте)

7. Беседа о правилах поведения в общественном транспорте.

Скажите, правильно ли поступили мальчики?

Что они должны были сделать с самого начала? (Уступить место старушке).

А как бы вы поступили в данной ситуации?

Какие еще правила поведения в общественном транспорте вы можете назвать?

( Ожидать общественный транспорт можно только на остановках.

Прежде чем зайти, нужно выпустить тех, кто выходит из транспорта.

Обязательно следует оплатить проезд, купив разовый проездной билет или предъявив проездной билет на много поездок.

В транспорте надо вести себя достойно:

Не шуметь и не толкаться;

Уступать места пожилым людям и инвалидам, женщинам с тяжелыми сумками;

Не отвлекать водителя во время движения транспорта;

Держаться во время движения транспорта за поручни;

Вежливо спрашивать и вежливо отвечать на вопросы пассажиров;

Острые и неудобные для других пассажиров предметы надо хорошо упаковывать и аккуратно ставить, чтобы они никому не мешали

8. Беседа о правилах поведения в театре или кинотеатре.

Ребята, а кто из вас бывал в театре или кинотеатре?

Расскажите, какие правила необходимо было соблюдать детям в театре (кинотеатре)?

( Приходя в театр, кинотеатр, в последнюю минуту, мы мешаем большому числу людей, которые вынуждены вставать со своих кресел, чтобы дать нам пройти. Поэтому приходи пораньше.

Проходить на свое место следует лицом к сидящим.

Сидя в кресле, не клади руки на оба подлокотника.

Есть во время представления, киносеанса нельзя – шуршание бумажек, причмокивание и прочие звуки мешают присутствующим.

Во время сеанса не делай никаких замечаний – ни в полный голос, ни тихо. Это отвлекает зрителей.

Если ваш сосед уже видел этот спектакль, фильм и теперь, желая похвастаться, рассказывает его содержание, вам следует сделать ему замечание.

В зале нельзя ходить во время представления, этим вы очень мешаете другим посетителям.

Не вставай со своего места, пока не закончится спектакль, - не мешай другим зрителям.)

А чем отличается театр от кинотеатра? (Кино на экране показывают, а театральное действие на сцене происходит.

Ребята, а что такое «Антракт»? (Антракт - перерыв между действиями, актами театрального спектакля, отделениями концерта, эстрадного или циркового представления.)

Для чего предназначен антракт? (Предназначен для нескольких целей: отдыха актёров и зрителей, и перемены декораций, а также, при необходимости, смены костюмов и грима актеров.)

9. Решение проблемных ситуаций.

А теперь мы с вами попробуем решить проблемные ситуации. У меня в руках карточки, на которых написаны ситуации из жизни, ваша задача решить их.

Кто будет брать карточку, сначала читает вслух вопрос, а потом отвечает на него. Будьте все внимательны, если тот, кто отвечает, дает неполный или неправильный ответ, то вы будете ему помогать.

Вы вошли в автобус с задней площадки и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья. Надо ли поздороваться с ними, если надо, то, как это сделать? (Надо поздороваться кивком головы или жестом, но, ни в коем случае не кричать через весь автобус.)

В школьном коридоре разговаривают учителя. Мальчик увидел среди них своего классного руководителя и, проходя мимо, вежливо сказал: «Здравствуйте, Вера Ивановна!» Какую ошибку допустил мальчик? («Здравствуйте» должно быть адресовано всем учителям, а не только классному руководителю.)

Ты идешь с товарищем по улице. Он поздоровался с неизвестным тебе человеком, приостановился. Надо ли поздороваться и тебе? (Надо.)

Кто должен первый закончить разговор по телефону: кто позвонил или кому позвонили? (Тот, кто позвонил.)

Вам подарили вещь, которая у вас уже есть, или вам не нужна, или не нравится. Что вы скажете тому, кто её подарил? (Спасибо, мне очень приятно.)

Два мальчика столкнулись в дверях при входе в кабинет и никак не могут разойтись. Кто из них должен уступить дорогу, если возраст мальчиков 8 и 10 лет. (Обычно дорогу первым уступает тот, кто вежливее)

Спасибо ребята за ответы.

III Итог занятия

Ребята, о чем говорили сегодня на занятии?

Как же нужно вести себя в общественных местах? (культурно, вежливо)

Помните, где бы вы не находились: на улице, в общественном транспорте, в театре, вы не одни. Люди смотрят на вас и по вашему поведению судят о вас. Ведь всем нам хочется, чтобы наши друзья, соседи, знакомые всегда бы уважали нас. А весь секрет в том, что только к вежливому, воспитанному и доброму человеку люди относятся всегда хорошо, по доброму. Только такого человека все любят и уважают, и у него есть верные и надёжные друзья.

Ребята, и чтобы вы всегда помнили о том, как вести себя в общественных местах, каждый из вас получает буклет «Правила поведения в общественных местах». И я надеюсь, что вы всегда будете выполнять эти правила.

Спасибо за работу на занятии!

Классный час

Тема: Правила поведения в общественных местах

Цели: Познакомить детей с хорошими манерами и правилами поведения в

общественных местах.

Воспитывать уважение к окружающим людям;

Развивать у детей чувство такта.

Ход занятия

Здравствуйте, ребята! Я очень рада встрече с вами.

Сегодня мы будем говорить о вежливости и правилах поведения в общественных местах.

Кто знает, как проявляется вежливость? Правильно, она проявляется прежде всего в словах, а также тоне, которым они сказаны.

Ребята, а как вы считаете, вежливым рождаются или становятся? Конечно же становятся. Вы как можно чаще должны пользоваться вежливыми словами, от которых становится радостнее, теплее, светлее. В этих словах заключена великая сила. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, может помочь рассеять плохое настроение. А сегодня давайте проверим, какие вы знаете «волшебные слова».(добрые)

Растает даже ледяная глыба

От слова теплого…(спасибо)

Зазеленеет старый пень

Когда услышит…(добрый день)

Мальчик вежливый и развитый

Говорит при встрече…(здравствуйте)

Когда нас бранят за шалости,

Мы говорим извините…(пожалуйста)

И во Франции, и в Дании

На прощание говорят…(до свидания)

Но не только слова у вас должны быть добрыми, надо чтобы и поступки ваши были разумными, ясными, такими, чтобы никогда вам не пришлось за них краснеть и стыдиться.

Тема классного часа «Правила поведения в общественных местах».

    Общественные места – это места большого скопления людей. Что мы называем общественным местом? (Общественное ме­ сто - место, где люди собираются добровольно или обязательно, чтобы
    отдохнуть, решить какие-то дела, учиться или работать).

    Какие общественные места вы знаете? (Кафе, улица, транс­порт, школа, театр, кинотеатр).

В общественных местах бывает немало людей разного возраста.
Каждому из них надо уметь общаться друг с другом. Все мы бываем в
кинотеатре, магазине. Мы остаемся довольны покупкой или спектаклем,
у нас сохраняется хорошее настроение. Ведь приветливо сказанное сло­во оставляет в душе след на целый день. Находясь в обществе, вам при­
ходится выполнять правила общения, правила вежливости. О которых мы только что говорили. - Какие правила вы знаете? (правила дорожного движения, правила поведения на воде, правила поведения в лесу и т.д.)

Молодцы! А сейчас мы узнаем новые правила. Для этого поиграем в загадки.

1. Эта загадка об очень важном общественном месте в жизни каждого человека:

В этом заведении

Все перебывали.

Двоечники, гении

Отметки получали.

Учились здесь артисты,

Певцы, артиллеристы.

Сюда хожу и я,

И вы, мои друзья. (Школа)

Ребята, вы уже шесть месяцев школьники. Расскажите, как же нужно вести себя в школе.

Игра «Знаешь ли ты правила».

Встаньте из - за парт.

Если вы согласны с данным правилом - поднимите руки вверх, а если не согласны – присядьте.

1. Если хочешь ответить на вопрос учителя, подними руку.

2. Входящего в класс взрослого приветствуй стоя.

3. Если хочешь ответить на вопрос учителя, крикни с места.

4. Входящему в класс можно крикнуть: «Привет!»

5. В перемену нужно отдохнуть, поэтому можно бегать по коридору сломя голову.

6. Если очень нужно что-то спросить, можно перебить разговор взрослых.

7. Бегать и шумно играть можно только на спортивной или игровой площадке.

8. Помогать друг другу нужно всегда и всюду. «Один за всех, и все за одного».

9. Не надо ябедничать.

10. В школе каждый отвечает за себя, поэтому помогать друг другу не нужно.

Молодцы, ребята! Ни разу не ошиблись!

А теперь загадка про следующее общественное место.

2.(Библиотека)

Снаружи смотришь – дом как дом,

Но нет жильцов обычных в нём, В нём книги интересные

Стоят рядами тесными

На длинных полках

Вдоль стены

Собрались сказки старины,

И Черномор,

И царь Гвидон,

И добрый дед Мазай …Как называют этот дом?

Попробуй, отгадай! (библиотека) Сценка в библиотеке.

Есть страна чудесная на свете,

Ее Библиотекою зовут.

Сюда приходят взрослые и дети,

Потому что книги здесь живут.

Но в стране большой библиотеке

Правила особенные есть:

Знать вам обязательно их нужно,

Этих правил, я скажу вам, шесть.

Как войдешь в страну Библиотеку,(читает Софа)

Поздороваться со всеми не забудь.

И веди себя достойно и спокойно,

Вежливым и тихим, друг мой, будь!

Ясно, четко, кратко, быстро

И когда получишь то, что нужно,

Вежливо «спасибо» ты скажи.

Возвращай полученную книгу

Обязательно в указанный в ней срок,

Чтобы эту книгу без проблемы

Если эти правила, ребята,

Будете вы строго выполнять,

То тогда страна Библиотека,

Будет рада вас всегда принять!

Как себя нужно вести в библиотеке? Что такое читальный зал?(Слайд) 3.Следующее общественное место:

Сюда я иду, чтобы чая попить
И чтобы пирожных сладких купить.
Салата отведаю здесь я и плова.
Здесь все есть, что хочешь ты. Это...(Столовая)

Правила поведения в столовой.

Зачем мыть руки перед едой?

Можно в столовой чавкоть?

Почему нельзя разговаривать во время еды?

в столовой

1. Входить в столовую надо организованно, не крича и не толкаясь, соблюдая порядок.

2. Мой руки перед едой.

3. Во время еды не разговаривай и не отодвигай свою грязную тарелку в сторону соседа.

4. После еды убирай за собой посуду.

5. Уходя, поблагодари тех, кто тебя накормил.

4.Театр

Театр открывается!

К началу всё готово!

Билеты предлагаются

За вежливое слово!

Сценка

в театре, на концерте, в кинотеатре.

1. Приведи себя в порядок.

2. Рассчитай время: в кино - сними шапку, в театре - разденься в гардеробе и получи номерок.

3. Не сори, не бегай в фойе.

4. Займи своё место. По ряду проходи лицом к сидящим, извинись.

5. спеши выходить из зала до окончания спектакля: успеешь одеться

6. разговаривай во время представления

5.T РАНСПОРТ

Что за чудо-синий дом!

Ребятишек много в нем.

Носит обувь из резины

И питается бензином (автобус)

Давайте мы поиграем в игру « Правильно-неправильно».

в транспорте

1. входить в транспорт только после полной остановки транспорта;

2. держаться за поручни в салоне;

3. покупать билеты у водителя только на остановке;

4. уступать место пожилым людям, инвалидам и маленьким детям.

5. Выходить через переднюю дверь, а входить – через заднюю.

6. расталкивайте других пассажиров локтями, устремляясь к выходу.

1. отвлекать водителя разговорами во время движения транспорта и стучать в стекло кабины;

2. открывать двери транспорта во время его движения;

3. высовывать голову и руки из окон.

4. Не привлекать излишнего внимания, портить общественного имущество

Мультфильм

Итог занятия

Наше занятие подходит к концу. В напутствие мне хотелось бы прочитать стихотворение.

Если ты воспитан, если вежлив даже,

О тебе плохого никогда не скажут.

Ты старушке место в транспорте уступишь.

Маме помогая, хлеб к обеду купишь.

С другом на уроке ты болтать не будешь

И сказать «спасибо» ты не позабудешь.

В комнате порядок наведёшь, конечно.

И друзей поздравишь с праздником сердечно.

В разговоре взрослых перебить не сможешь.

И в несчастье другу ты всегда поможешь.

Слабому в защите, верно, не откажешь,

О другом, конечно, слов плохих не скажешь.

Вежливый ребёнок-это просто клад!

С вами повстречаться каждый будет рад!

О чём мы сегодня говорили? (О правилах поведения в общественных местах)

Рефлексия

Ребята, так будьте же всегда вежливыми и воспитанными!

Спасибо за внимание!

КОНКУРС ЗНАТОКОВ

КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ И ОБЩЕНИЯ

    Идя по улице, ты любишь заглядывать в окна и пристально разглядывать прохожих?

    Съев на улице конфеты, ты тщательно сворачавешь фантик в маленький комочек и, чтобы он не валялся под ногами, забрасываешь на газон?

    На улице тебя останавливает прохожий, чтобы спросить, как пройти куда-либо, ты очень торопишься и поэтому молча, пожав плечами, проходишь мимо?

    Надо ли здороваться с человеком, если виделся с ним утром? И как это надо сделать?

    Надо ли быть вежливым с грубым человеком?

    Кто первым заканчивает разговор?

    Должна ли девочка поблагодарить мальчика, если он уступил ей место в автобусе?

    Как обращаться к незнакомому взрослому человеку?

    Как правильно знакомиться?

    Ты считаешь, что в гостях надо оставлять еду на тарелке, чтобы показать, что ты не жадный и не голодный?

    Салфетку за столом можно использовать в качестве носового платка?

    Ты получишь подарок, отложишь его в сторону и скажешь: «Спасибо. Потом посмотрю» или поступишь как-то иначе? Как?

    Чтобы веселее было ехать, ты садишься в автобус с мороженым?

(Выигрывает тот, кто получил больше фишек за правильные ответы. Далее жюри подводит итоги и объявляет победителя).

Классный час: «Правила поведения в обществе»

Учитель начальных классов МБОУ Рассветовской СОШ

Симанько Татьяна Владимировна

Цель: формирование таких нравственных качеств как отзывчивость, вежливость, доброжелательность; развитие умений учащихся вести себя в соответствии с нравственными нормами, правилами поведения, правилами этикета. Воспитывать взаимоуважение, вежливое обращение, способность чувствовать, понимать себя и другого человека.

Ход классного часа:

1.Вступительное слово учителя:

Человек живет среди людей. Отношение к вам других людей зависит от многих факторов, в том числе от внутренних качеств личности, но людям необходимо время, чтобы вас узнать.

Русская пословица гласит: «Встречают по одёжке». Это означает, что многое зависит от того, какое впечатление производит человек. Внешний облик, манеры поведения определяют восприятие одного человека другим. А мостиком, соединяющим внутренний мир человека с его внутренним проявлением, является этикет. Знаете ли вы что такое этикет? И в чем он заключается?

Слово «этикет» французского происхождения. На одном из пышных приёмов у короля Людовика XIV , имевшего громкое прозвище «король-солнце», гостям вручали карточки с перечислением некоторых обязательных правил поведения. От французского названия карточек-этикетки- и произошло слово «этикет».

Этикет - установлений порядок поведения людей в обществе. Сущность этикета заключается в уважении к окружающим. С этикетом тесно связаны правила вежливости.

2. Беседа о вежливости.

Кто знает, откуда к нам пришло слово ВЕЖЛИВОСТЬ?

Слово «вежливость» происходит от старославянского «веже», т.е. «знаток». Быть вежливым, следовательно, знать, как себя вести, с уважением относиться к окружающим.

Какие вы знаете вежливые слова?

(Дети называют известные им вежливые слова).

3. Приветствие- знак вежливости.

Приветствие – один из самых важных моментов в общении. С его помощью устанавливается контакт между людьми, поэтому не владеть формулами приветствия – это значит не уметь общаться. Уклониться от приветствия или не ответить на него во все времена считалось верхом невоспитанности.

Здравствуйте – это значит «будьте здоровы». Лучше сделать это лишний раз, чем не сделать вовсе. Никому не во вред поприветствовать даже незнакомого человека.

А сейчас давайте проверим, хорошо ли вы знаете слова, которыми можно приветствовать человека.

Игра «Лети с приветом – вернись с ответом».

Я говорю слово и кидаю мяч одному из игроков, он ловит и, кинув его обратно говорит свое приветствие, не повторяемся.(Привет, Салют, Здравствуй, Доброе утро, Добрый день, Приветствую вас, Гутен так, Хау ду ю ду, Салам Аллейкум, Чао)

4. «Азбука поведения»

О людях судят по их поведению в обществе. Тот, кто ведет себя по писанным и неписанным правилам этикета, всегда производит прекрасное впечатление, и все с удовольствием имеют с ним дело. Золотое правило этикета гласит: "Относитесь к другим так, как вы бы хотели, чтобы относились к вам".

« Современный этикет»

Задачи не на сложение – задачи на уважение!

1.Мальчик на бегу крикнул прохожему “Сколько время?” Обращаясь, таким образом, мальчик допустил три ошибки. Какие?

(Он должен был спокойно спросить “Извините, пожалуйста, не смогли бы вы, сказать, который час?”)

2. Два мальчика столкнулись в дверях и никак не могут разойтись. Кто из них должен уступить дорогу, если возраст мальчиков 8 и 11 лет?

(Обычно дорогу первым уступает тот, кто вежливее.)

3. Одна девочка жаловалась возмущенно маме: “Во дворе мальчишка такой невежливый – зовет меня Танька”. – “А ты как его зовешь?” – спросила мама. “Я его вообще никак не зову. Я ему просто кричу: “Эй, ты!” – ответила Таня. Права ли Таня? (Нет.)

4. По улице шли двое прохожих: одному 62 года, другому 8 лет. У первого в руках было 5 предметов: портфель, 3 книги и большой сверток. Одна книга упала. “У вас упала книга”, – закричал мальчик, догоняя прохожего. “Разве?” – удивился тот. “Конечно. У вас было 5 предметов: 3 книги, портфель и сверток, а теперь осталось 4 предмета”, – объяснил мальчик. “Я вижу, что ты хорошо знаешь математику, – сказал прохожий, с трудом поднимая книгу. – Но, однако, есть правила, которые ты еще не усвоил”. Что должен был сделать мальчик?

(Поднять книгу и помочь прохожему.)

5. Сокровищница народной мудрости

Везде и во все времена люди помнили, что они живут среди других людей и в пословицах сохранили мудрые советы молодым поколениям о правилах поведения. Хотели бы вы познакомиться с таким "посланием из прошлого"?

Составьте из двух частей пословицы о культуре поведения: (работа в группах)

Всегда и всюду

От одного слова,

У себя как хочешь,

По одежде не суди,

Доброе слово лечит,

по делам гляди.

а в гостях – как велят.

будь лицом к люду.

а злое калечит.

да навек ссора.

6. «Мы идем в гости!»

Умение встречать гостей – большое искусство и одновременно один из секретов человеческого счастья.

Викторина.

    Когда нужно приглашать на день рождения: за несколько часов до празднования или заранее?

(Это необходимо сделать заранее, за несколько дней. Ведь у ваших друзей могут быть другие планы, к тому же гостям нужно успеть купить или подготовить подарок.)

    Как поступить, если тебя пригласили в гости? (Поблагодарить, спросить разрешения у родителей.)

    Обязательно ли договариваться о времени, приглашая друг друга в гости? (Обязательно. Дежурная фраза “Заходи как-нибудь в гости” – это, по сути дела, плохо завуалированное оскорбление.)

    Как нужно вести себя в гостях? (Быть веселым, приветливым, не пытаться привлечь к себе особого внимания.)

    Должны ли хозяева знакомить незнакомых друг с другом гостей? (Должны; более того, это их обязанность.)

    Представьте, что у вас дома собрались гости, все уже приготовлено, стол накрыт, но один из приглашенных опаздывает. Сколько времени вы будете его ждать? (Не более 15 минут.)

    Прилично ли опаздывать в гости? (Неприлично, нельзя заставлять себя ждать.)

    Если по какой-то причине ты не можешь принять приглашение, как поступить, чтобы не обидеть приглашающего? (Извиниться и обязательно назвать причину отказа.)

7. «Вредные советы»

1.Потерявшийся ребенок

Должен помнить, что его

Отведут домой, как только

Назовет он адрес свой.

Надо действовать умнее,

Говорите: «Я живу

Возле пальмы с обезьяной

На Гавайских островах».

Потерявшийся ребенок,

Если он не дурачок,

Не упустит верный случай

В дальних странах побывать.

2.Когда состаришься, ходи

По улицам пешком.

Не лезь в автобус - все равно

Стоять придется там.

И нынче мало дураков,

Чтоб место уступать,

А к тем далеким временам

Не станет их совсем.

3.Если друг твой самый лучший

Поскользнулся и упал,

Покажи на друга пальцем

И хватайся за живот.

Пусть он видит, лежа в луже,

Ты ничуть не огорчен,

Настоящий друг не любит

Огорчать своих друзей.

Учитель. Какие вредные советы дает вам Григорий Остер? Следует ли так поступать? (рассуждения детей). Переделайте эти вредные советы в полезные.

8. Итог классного часа.

Как вы думаете, ребята, зачем мы с вами сегодня говорили о правилах поведения? Как называют человека, который эти правила соблюдает?

Перед вами вырезанный из белой бумаги человечек. Пусть каждый из вас подарит ему признак воспитанного человека (от человечка в разные стороны чертятся стрелочки и записываются характеристики воспитанного человека)

Человека, который относится благожелательно к окружающим людям, пытается понять их радости, огорчения, настроение, уважает окружающих, с готовностью помогает им и словом, и делом, соблюдает общепринятые нормы поведения мы считаем культурным и воспитанным.

    Закончить наш классный час хочется словами Б. Паскаля: «Все правила достойного поведения давным-давно известны, остановка за малым – за умением ими пользоваться». Я думаю, что вы своими делами, поступками, поведением покажете, как умеете пользоваться этими правилами.

Конспект внеклассного мероприятия

Тема: Правила поведения в общественных местах

Цели:

  1. Познакомить детей с хорошими манерами и правилами поведения;
  2. Воспитывать уважение к окружающим людям;
  3. Развивать у детей чувство такта.

Ход занятия

Здравствуйте, ребята! Я очень рада встрече с вами.

Сегодня мы будем говорить о вежливости и правилах поведения в общественных местах.

Кто знает, как проявляется вежливость? Правильно, она проявляется прежде всего в словах, а также тоне, которым они сказаны.

Ребята, а как вы считаете, вежливым рождаются или становятся? Конечно же становятся. Вы как можно чаще должны пользоваться вежливыми словами, от которых становится радостнее, теплее, светлее. В этих словах заключена великая сила. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, может помочь рассеять плохое настроение. А сегодня давайте проверим, какие вы знаете «волшебные слова»

Растает даже ледяная глыба

От слова теплого…(спасибо)

Зазеленеет старый пень

Когда услышит…(добрый день)

Мальчик вежливый и развитый

Говорит при встрече…(здравствуйте)

Когда нас бранят за шалости,

Мы говорим извините…(пожалуйста)

И во Франций, и в Дании

На прощание говорят…(до свидания)

Но не только слова у вас должны быть добрыми, надо чтобы и поступки ваши были разумными, ясными, такими, чтобы никогда вам не пришлось за них краснеть и стыдиться. Надо всегда стараться быть полезным людям, а теперь послушайте стихотворение «Очень вежливый индюк» и подумайте над его содержанием.

Раз по тридцать в день «не реже»

Он кричал: «Эй вы, невежи!»

Заходите к нам в гости,

Поучитесь вежливости.

Я и сам – кричал индюк –

Доктор вежливых наук,

И жена моя – пример

Замечательных манер.

Даже когда спит она,

Видно, что воспитана.

Не стесняйся ты, осел,

Заходи, садись за стол,

Что же ты молчишь как рыба?

Ты свиньёй не будь свинья,

Только раньше бы умыла

Ты своё свиное рыло.

Как не бился он, однако

К индюку никто не шёл:

Не хавронья, не собака,

Не корова, не осел

Посинел индюк от злости –

Зря пропали все труды:

«Все они балды, -

Своего величия, -

Не усвоили они

Правила приличия».

Ребята, вы согласны с индюком? Правильно ли он вёл себя? А почему это стихотворение так называется?

Теперь все вместе решим задачи.

  1. Мальчик крикнул прохожему: «Сколько сейчас часов?» Какие 3 ошибки он допустил? (скажите пожалуйста, который сейчас час, спасибо)
  2. Одна девочка жалуется маме: «Во дворе мальчишка такой невежливый, зовёт меня Галькой. – А как ты его зовёшь? – спросила мама. –А я его вообще никак не зову, я ему кричу: «Эй, ты».

Скажите, права ли Галя? А мальчик?

А кто знает, как нужно вести себя в магазине? Кто сможет об этом рассказать?

А теперь послушайте стихотворение, которое называется «Урок вежливости» А пока я буду читать его, вы должны подумать о чём это стихотворение, о каких правилах поведения идёт речь.

Медведя лет пяти-шести

Учили, как себя вести.

В гостях, медведь, нельзя реветь,

Нельзя грубить и чваниться,

Знакомым надо кланяться,

Снимать перед ними шляпу,

Не наступать на лапу.

И не ловить зубами блох

И не ходить на четырёх,

Не надо чавкать и зевать,

А кто хочет спать,

Тот должен лапой прикрывать

Разинутую пасть.

Послушным будь и вежлив будь,

И уступай прохожим путь,

И старших уважай,

И бабушку медведицу

В туман и гололедицу до дома провожай.

Так мишку лет пяти-шести

Учим, как себя вести.

Хоть с виду стал он вежливым,

Остался он медвежливым.

Он кланялся соседям,

Знакомым и медведям,

Знакомым место уступал,

Снимал перед ними шляпу,

А незнакомым наступал

Всей пяткою на лапу,

Совсем куда не надо совал нос

Топтал траву и мял овёс.

Навалился брюхом

На бабушку в метро,

И старика, старухам,

Грозил сломать ребро.

Медведя лет пяти-шести

Учили, как себя вести,

Но, видно, воспитатели

Напрасно время тратили!

О чем это стихотворение? Кто главный герой и сколько ему лет? А почему его учили? А научили ли его этому?

Ребята, вы не должны быть такими, как медвежонок, вы должны быть вежливыми во всем и всегда.

Не только всем детям, но и всем окружающим людям хочется, чтобы все их друзья, все соседи, даже знакомые, прохожие всегда бы уважали их, и чтобы никто-никто не делал им замечания.

А весь секрет в том, что только к вежливому, воспитанному и доброму человеку люди относятся всегда хорошо, по доброму. Только такого человека все любят и уважают, и у него есть верные и надёжные друзья, с которыми ему никогда не бывает скучно.

А сейчас мы с вами поговорим о культуре поведения в транспорте. Я расскажу вам о случаях, которые видела сама. О том, что нужно уступать место старшим – знают все. Итак, слушайте внимательно.

  1. На сиденье, в автобусе, сидели мальчик и девочка: он у окна, она со стороны прохода. Подошла женщина с ребёнком на руках. Кто должен уступить ей место?
  2. Пока отец брал билеты, Никита захватил удобное место, устроился и крикнул: папа, иди сюда скорее, я тебе место занял! Отец наклонился к уху сына и тихо сказал:….

Ответьте, что отец мог сказать сыну?

А сейчас вы должны правильно ответить на вопросы:

1. Нужно ли снимать шапку, если ты пришёл в гости если ты пришёл в гости, театр или в библиотеку?

2. Если ты съел конфетку, что ты сделаешь с фантиком?

3. Если тебя пригласили в гости к назначенному часу, как ты поступишь: придёшь пораньше, придешь вовремя, немного опоздаешь?

4. Что нужно сделать, когда входишь в чей-либо дом или квартиру?

5. Кто должен мыть за тобой посуду: мама или бабушка?

О чём мы сегодня говорили? А какие вы знаете вежливые слова? А как вы должны обращаться к товарищу? А как вы должны обращаться к прохожему, когда хотите узнать время?

Ребята, так будьте же всегда вежливыми и воспитанными!


Классный час

на тему: «Культура и этикет»

класс: 4 «Е»

подготовила : Смагулова Д.Б.

проверила : Сыздыкова Л.Т.

дата проведения : 13.02.17

Астана, 2017 г.

Классный час на тему: «Культура и этикет»

Цель : освоение учащимися основных правил культурного поведения в общественных местах и обществе.

Задачи :

    Ознакомить детей с правилами поведения в общественных местах;

    Развитие у детей навыка работы в группах;

    Введение понятий «этикет», «культура».

Оборудование:

    Интерактивная доска;

    Карточки с заданиями.

Ход классного часа:

    Организационный момент:

Здравствуйте, дети! Сегодня мы проведем классный час, но перед его началом, давайте улыбнемся друг другу и нашим гостям.

    Тема урока (5-6 мин):

Тема нашего классного часа очень интересная. А какая именно тема, вы попробуете догадаться сами, просмотрев фрагмент из мультфильма. (Фрагмент мультфильма «Винни-пух идет в гости»).

Кто догадался о чем пойдет речь сегодня на классном часе?

Как вы думаете, повел ли себя воспитанно Винни-пух? Кролик?

Тема сегодняшнего классного часа: «Этикет» (слайд).

    Основная часть (27 мин):

Общее обсуждение темы:

«Мозговая атака».

Кто такой воспитанный человек?

Какими качествами он должен обладать?

А как вы думаете, существует ли своеобразный кодекс, который содержит в себе правила вежливости и поведения в общественных местах? (слайд)

(обсудить эти вопросы в микрогруппах)

Обобщение ответов детей и создание общего вывода, представления об этикете и воспитанном человеке.

Этикет – это установленный порядок или своеобразный кодекс правил поведения в общественных местах и обществе. Как вы думаете, о каких общественных местах идет речь?

(кино, театр, гости и т.д.) А школа – это общественное место?

Входит ли в этикет правила хорошего тона?

Задания для микрогрупп:

Итак, сегодня мы попробуем создать свой кодекс правил поведения. Каждая группа выберет для себя определенное задание.

(на столе лежат карточки по разделам «Правила поведения в театре», «Правила поведения в кинотеатре», «Правила поведения в гостях», «Правила поведения в школе», «Правило хорошего тона» с различными ситуациями).

Группа «Правила поведения в театре».

    Лёша и Катя собрались в театр на спектакль. Придя за 20 минут до начала представления, дети сдали свою верхнюю одежду в гардероб, зашли в зал и нашли свои места.

    Тёма, запыхавшись, врывается в зал. Находит свой ряд и начинает пробираться между рядами, повернувшись спиной к сидящим.

    Тёма сев на свое место, начинает расспрашивать, что же уже показали артисты. Немного посмотрев игру актеров, мальчик достает свою шоколадку с кармана и начинает шумно разворачивать. Поняв, что ему скучно, посреди представления он решает пойти в буфет.

    Марина искала своё место в зале. Найдя место, которое располагалось в конце ряда, она начала пробираться между рядами, повернувшись к сидящим лицом.

    Лёша с Катей сев на свои места, обсуждали предстоящее представление шёпотом, чтобы не мешать другим. Когда в зале потемнело и прозвенел третий звонок, они быстро стихли в ожидании начала спектакля.

Группа «Правила поведения в кинотеатре»

    Айдана с Аружан решили сходить в кинотеатр на премьеру фильма. Киносеанс начинался в 13.00. Девочки пришли в кинотеатр в 12.30. Сдали свою одежду в гардероб, купили билеты в кассе. Успев сделать все дела, Айдана с Аружан зашли в зал, прошли на свои места.

    Тёма пришел на киносеанс. Опоздав на него на 15 минут, он ворвался в зал, плюхнулся на свое место и тут, увидел своих знакомых, которые тоже опоздали на фильм. Он начал громко кричать, отчаянно звав их и размахивая руками, в надежде, что его друзья его заметят.

    После чего Тёма достал из своего большого рюкзака газировку, которая немного растряслась, пока он бежал в кинотеатр. Открыв ее, он обрызгал себя и рядом сидящих людей.

    Тут у Тёмы громко зазвонил телефон. Он начал громко разговаривать со своим другом по телефону, рассказывая, на какой фильм он пошел и что же тут происходит.

    Сев на свои места, Айдана и Аружан поставили свои телефоны «на беззвучный режим». По пути в зал они взяли с собой сок и попкорн. После завершения сеанса, встав со своих мест, девочки посмотрели, не оставили ли они после себя мусор и отправились не спеша на выход.

Группа «Правила поведения в гостях»

    У Тёмы сегодня день рождения. Звонят в дверь. Мальчик попросил открыть дверь свою бабушку. Гость кричит с порога: «Здрасьте!» и с расстояния бросает Тёме мяч: «Держи! Тебе подарок! Смотри, не потеряй! Помнишь, как ты потерял мой ножик?».

    Камилу пригласили на празднование дня рождения ее одноклассницы. Согласившись, Камила стала думать о подарке. Девочка решила подарить книгу своей однокласснице, которая очень любит читать.

    К Тёме вламывается толпа одноклассников. Оттеснив бабушку Тёмы, которая встречала гостей, они хором кричат: «Поздравляем!».

    Опаздывая на день рождения одноклассницы, Камила преждевременно позвонила ей, чтобы предупредить её и извиниться за неудобства.

    Тёма подошел к своим друзьям, взял подарок в красивой упаковке, бросает его на стул и говорит: «Проходите в комнату, пальто снимайте!».

Группа «Правила поведения в школе»

    Прозвенел звонок на перемену. Тёма вскочил, побежал к выходу с класса, по пути расталкивая своих одноклассников. Выбежав в коридор, он сбил первоклассника и побежал быстрее в буфет.

    Саша, выходя на перемену, для начала пропустил вперед своих одноклассниц, после чего вышел сам. Выйдя в коридор, он решил посмотреть доску объявлений, которая находилась в холле школы. Увидев бежавшего первоклассника, Саша его предупредил, что бегать по школе нельзя.

    Увидев большую очередь возле буфета, Тёма решил схитрить, расталкивая всех стоящих, со словами: «Тёть Маш, дайте мне сок! Вот вам 100 тенге, дайте сок! Я на урок опаздываю!»

    На 15-ти минутной перемене, как обычно, 4 «А» класс собирался в столовую с классным руководителем. Саша встал в пару с Алиной, для того, чтобы пройти в столовую на обед. Когда они зашли в столовую, Саша сел на свое место и пожелал всем приятного аппетита.

    Сегодня 5 урок – урок литературного чтения. Тёма прочитал произведение, которое задавали на дом. Он так сильно хотел ответить на уроке. Классный руководитель начал урок. Не успев даже спросить, кто подготовился к уроку, Тёма начал громко кричать: «Я готов! Я хочу ответить!»

Группа «Правила хорошего тона».

    Тёма вышел во двор погулять. На лавочке сидела соседка с 3-го этажа. Увидев мальчика, она поздоровалась: «Тёмочка, доброе утро!». Тёме было некогда с ней здороваться, он буркнул в ответ: «Ага» и побежал к своим друзьям.

    Айдар поехал в школу на автобусе. Зайдя в автобус, он увидел свободное место. Убедившись, что нет старших и пожилых людей, которые хотели бы сесть, он сел. На следующей остановке в автобус зашла бабушка. Айдар уступил место бабушке со словами: «Присаживайтесь, пожалуйста!».

    В библиотеке Айдар увидел девочку, которая не могла достать нужную ей книгу с верхнего стеллажа. Девочка увидела Айдара и попросила его: «Привет! Ты не мог бы мне помочь достать эту книгу?». Айдар с радостью ответил: «Привет! Конечно!», а девочка поблагодарила его за книгу.

    Тёма ужинал дома с семьей. Закончив приём пищи, Тёма встал со стола и, не поблагодарив за ужин, ушел играть в компьютер.

    У 4 «А» класса проходил урок физической культуры. Тёма задел Алину, которая бежала рядом. Алина упала. Тёма, переступив через одноклассницу, побежал дальше.

Ребята, вам попадется определенное задание по разным темам. В каждом конверте вы найдете карточки с жизненными ситуациями. Ваша задача: внимательно прочитать и проанализировать ситуацию и подумать, соответствует ли она правилам этикета или нет. Проанализировав ситуацию, попробуйте вывести свое правило этикета и написать его на листе А3. На анализ ситуации и запись правила вам дается по 3 минуты. После того, как каждая группа закончит со своим правилом, передает свой постер другой группе. Для следующей группы дается уже другая ситуация, но задание тоже самое. Таким образом, каждая группа должна поработать с каждым постером и вернуть его первой группе. Когда ваш постер вернется к вам же, вам дается 2 минуты на выступление и анализ добавленных правил.

(идет выступление каждой команды)

Дети, а как вы думаете, Тёма – воспитанный мальчик? А вы поступаете так, как он? Что нужно сделать для того, чтобы стать воспитанным человеком?

Давайте посмотрим, какие правила поведения вы упустили и какие совпали с нашим кодексом. (слайд)

    Закрепление темы и подведение итогов :

А теперь, давайте подведем итог нашего классного часа. Сейчас рассчитаемся на 1, 2, 3, 4, 5.

1 номера:

Девчонок надо никогда
Нигде не замечать.
И не давать прохода им
Нигде и никогда.
Им надо ножки подставлять,
Пугать из-за угла,
Чтоб сразу поняли они:
До них вам дела нет.
Девчонку встретил - быстро ей
Показывай язык.
Пускай не думает она,
Что ты в нее влюблен.

2 номера:

Если ты пришел к знакомым,
Не здоровайся ни с кем.
Слов: "пожалуйста", "спасибо"
Никому не говори.
Отвернись и на вопросы
Ни на чьи не отвечай.
И тогда никто не скажет
Про тебя, что ты болтун.

3 номера:

Бей друзей без передышки
Каждый день по полчаса,
И твоя мускулатура
Станет крепче кирпича.
А могучими руками,
Ты, когда придут враги,
Сможешь в трудную минуту
Защитить своих друзей.

4 номера:

Нет приятнее занятья,

Чем в носу поковырять.

Всем ужасно интересно,

Что там спрятано внутри.

А кому смотреть противно,

Тот пускай и не глядит.

Мы ведь в нос к нему не лезем,

Пусть и он не пристает.

5 номера:

Если мама в магазине

Вам купила только мячик

И не хочет остальное,

Все, что видит, покупать,

Станьте прямо, пятки вместе,

Руки в стороны расставьте,

Открывайте рот пошире

И кричите букву "А"!

И когда, роняя сумки,

С воплем: «Граждане! Тревога!»

Покупатели помчатся

С продавцами во главе,

К вам директор магазина

Подползет и скажет маме:

"Заберите все бесплатно,

Пусть он только замолчит".

Творческое задание:

Ребята, теперь вас ждет творческое задание. Теперь у нас образовалось 5 новых групп. На столе у вас лежат карточки с «Вредными советами». Ваша задача: прочитать и попробовать инсценировать это стихотворение. То есть, каждая группа будет в роли актеров театра. У вас есть ровно минута на то, чтобы распределить роли между участниками группы и попробовать сыграть сценку. На выступление 2 минуты.

(дети ставят сценки по стихам Г.Остера «Вредные советы»)

Как вы думаете, эти стихотворения соответствуют правилам этики? Можно ли так поступать, как советует автор? Поступают ли так воспитанные дети?

Я надеюсь, вам понравился наш классный час и впредь, вы будете воспитанными по отношению к своим сверстникам, родным, старшим и остальным, даже незнакомым людям!