Подростковый возраст: ошибки родителей. Подростковая влюбленность

В подростковом возрасте ребенку кажется, что его проблемы настолько глобальны, что самому ему никак их не решить. Вот тут-то вы должны прийти на помощь, но ненавязчиво. Не указывайте ребенку, что ему нужно делать, пусть все решения он принимает сам. Вы должны быть прежде всего старшим другом, но никак не строгим учителем. Подросток - это не младенец, он в состоянии сам выйти из своих первых трудностей. Просто будьте рядом, он оценит ваше участие.

Именно у подростков появляются секреты и тайны, которые они бережно хранят и не допускают, чтобы родители что-то узнали. Дайте право ребенку вести свою личную жизнь, ведь таким образом он взрослеет. Но все же надо быть в курсе общих событий его личной жизни. Для этого можно устроить вечер откровений. Посмотрите вместе фильм, покатайтесь на роликах, посидите в кафе. Совместное времяпрепровождение настраивает подростка на откровенность. Не заставляйте его рассказывать вам что-то, начните сами: расскажите ему о своей первой школьной любви, о том, что вы в его возрасте тайно писали стихи или что-нибудь в этом духе, а затем спросите его. Дайте ему понять, что вы ни в коем случае не настроены негативно к его личным делам.

Подростки иногда выбирают себе друзей, которые крайне не нравятся их родителям. Если ребенок начал общаться с плохой компанией, ваши запреты могут только усугубить ситуацию: он может делать все назло вам, чтобы показать, что он уже взрослый, и имеет право сам выбирать себе друзей. Лучше будет, если вы в подходящей ситуации укажете на недостатки его друзей, которые видят все, кроме него. Если же дело касается таких серьезных вещей, как алкоголь и наркотики, тогда дело обстоит иначе. Здесь необходимо четкое и резкое «нет» (и лучше мужское). Когда пройдет первая волна негодования и обиды, попробуйте увлечь чем-нибудь ребенка. Подумайте о том, чем ему нравится заниматься и, исходя из этого, вместе придумайте хобби. Хобби очень важно для ребенка, оно не только действует развивающе, но и формирует правильное психологическое отношение к себе - подросток начинает осознавать себя, как личность что-то значащую. Иногда правильный выбор хобби дает подростку цель в жизни.

Проводите вместе больше времени, занимайтесь совместными делами: прибирайтесь вместе, готовьте что-нибудь вкусненькое, ходите за покупками, гуляйте, разговаривайте. Важно давать выражать подростку свое личное мнение, а также принимать участие в решении его проблем. Это очень сближает.

Наверное, самая большая проблема для подростка - это его внешность. Подростки (особенно это касается девочек) всегда недовольны возрастными изменениями, которые часто отражаются на их лице: жирная кожа, прыщики. Объясните ребенку, что через это проходят все, что со временем все наладится, не стоит замечать какие-то насмешки сверстников, лучше относиться ко всему с юмором. Ведь все прекрасные лебеди вырастают из гадких утят.

Период подросткового возраста - самый сложный в жизни. Пройдите его вместе со своим ребенком, помогайте ему во всем, не критикуйте его, станьте его хорошим другом, и тогда все в вашей семье будет хорошо.

Тут надо, конечно, понимать, что в подростковом возрасте я большую часть этих идей формулировала как-то по-другому или не формулировала вообще, это моя нынешняя реконструкция, а она тоже необъективна и предвзята. Вообще у меня есть такое чувство, что проблемы подросткового возраста и последствия подростковых решений мы потом расхлёбываем в течение жизни ничуть не меньше, а в чём-то и больше, чем детские травмы (хотя одно из другого вытекает, конечно). Поэтому многие к себе-подростку относятся высокомернее и агрессивнее, чем этот подросток того заслуживает. Я не исключение.

Итак, топ моих заблуждений подросткового возраста, как я их понимаю в свои двадцать пять:

1. Мой папа всегда прав. Проблемы в его жизни - следствие трагического стечения обстоятельств и непонимания со стороны общества. Вообще мои родители - самые разумные и правильные люди на земле, я должна строить свою жизнь в соответствии с их опытом и знаниями. На самом деле у моих родителей куча дезадаптаций, с большинством из которых они ничего не делают по собственному выбору. Да и многие их позиции и точки зрения мне странны. Тем не менее, они имеют право быть такими, какие они есть, как и я - пользоваться их опытом или не соглашаться с ним.

2. Вышеуказанное отношение к родителям можно уверенно и без каких-либо сомнений распространять на всех людей, которые мне достаточно сильно нравятся. Даже самые прекрасные и подходящие мне люди не идеальны. Моя вера в их идеальность только портит наши отношения.

3. Проблемы в любых значимых для меня отношениях, как правило, моя вина. Их можно избежать, если быть достаточно покладистой и стараться обходить острые углы и конфликты. Если человек, который мне достаточно сильно нравится, делает что-либо или ведёт себя определённым образом, то у него есть веские, всё оправдывающие причины. Другие люди просто недостаточно глубоки и понимающи, чтобы принять человека, который этого достоин. Практически не бывает таких проблем в отношениях, которые были бы только моей виной. Неприятное мне поведение со стороны других людей должно встречать корректный, но всё же отпор, потому что в противном случае такого поведения становится всё больше, а мои неприятные эмоции - всё острее и невыносимее. Существуют совершенно негодные формы поведения, которые нельзя оправдать тем, что человеку, который их применяет, слишком плохо или он может объяснить своё поведение рациональными соображениями. Если такой человек не согласен ничего менять в своём поведении, хотя осведомлён о том, что ранит этим меня, то мне не стоит держаться за такие отношения, какими бы привлекательными они не выглядели по другим причинам.

4. " Официальная" деятельность (т. е. учёба или работа) и моя настоящая жизнь не должны быть никак связаны. Да и заниматься профессионально тем, чем я по-настоящему хочу заниматься в жизни, либо по разным причинам невозможно, либо само собой однажды получится когда-нибудь в далёком будущем. Поэтому совершенно нормально заниматься тем, что мне не нравится и никогда у меня не получалось, если так хотят родители. Работа - это ОЧЕНЬ значительная часть жизни. Заниматься не тем, чем хочешь, на постоянной основе - верный способ угробить и здоровье, и свой творческий потенциал, и более позитивные жизненные перспективы. А заниматься профессионально в сегодняшнем мире можно практически всем, чем угодно, если потратить достаточное время на обучение и правильно спланировать своё вхождение в профессию. Само по себе правда ничего не случится.

5. Судя по всему, люди должны получать удовольствие от заботы обо мне. Моя беспомощность привлекательна. Вообще-то так бывает, но цена слишком неудобна.

6. Быть в чём-то неполноценным - совершенно нормально, если рядом есть люди, которые это компенсируют, которые, в свою очередь, неполноценны в чём-то, что тебе хорошо даётся. Это верная дорога в дисфункциональные отношения без развития. Гораздо круче быть хорошо адаптированным, благополучным, самостоятельным человеком, который делит с кем-то свою жизнь, потому что выбрал это, а не потому, что иначе не способен жить нормально.

7. Одна любовь сразу и на всю жизнь - единственный правильный способ строить личную жизнь. Романтическая любовь мало отличается от всех других действительно близких отношений. Ограничивать себя только одними близкими и действительно ценимыми отношениями в жизни ужасно грустно. Вообще основная часть культурных мифов о романтической любви не выдерживает никакой критики.

8. Существует хороший и плохой вкус, очевидный ум и очевидная глупость, однозначно правильные или неправильные способы относиться к каждой вещи, явлению, объекту культуры. Существуют вещи, которые должен знать/уметь/читать/любить/думать каждый человек; в противном случае этот человек недостаточно хорош. Ничего этого не существует, существует только снобизм, проистекающий, по-видимому, в основном от вытеснения проблем с самооценкой, а также корректные и некорректные способы выражать своё мнение и эмоции. Также объективно существуют разные уровни образования, осведомлённости, вовлечённости в культурный контекст, но из этого факта нельзя делать никаких личностных выводов о людях, только профессиональные и то аккуратно.

9. Негативные изменения состояния тела - болезнь, недосып, голод, холод, жизнь в прокуренном помещении или курение и т. д. - почти ни на что не влияют. Что действительно важно, так это общение и отношения с людьми моего возраста, которые мне действительно сильно нравятся. Они дают мне энергию, я по-настоящему завишу от них. У меня много энергии, её хватает если не на всё, то на многое, основные проблемы в моей жизни - эмоциональные. Это ощущение моментально рассасывается, как только подростковый гормональный бум заканчивается, - примерно около 21-22 лет. То есть, отношения с людьми по-прежнему важны, но уже не истерически, и возможностей для общения вообще-то довольно много, а вот тело у меня одно и оно заканчивается почти от чего угодно. Основные проблемы в моей жизни - энергетические.

10. Мир полон возможностей - я могу легко и быстро сблизиться с любым человеком, который кажется мне "близким по духу", нам необязательно иметь для этого общие темы, похожие образы жизни или взгляды. Также легко я могу заняться любым делом, которое показалось мне привлекательным. Коммуникативная лёгкость и способность к впитыванию нового существенно снижаются в те же 21-22. Однако приятная новость тоже есть: здорово вырастает произвольность, можно выбирать себе конкретные цели, рассчитывать под них конкретные ресурсы и в конечном итоге чувствовать себя лучше.

Это период, которого боятся вся взрослые. Ведь именно этот возраст издавна именуют судьбоносным, кризисным, трудным, ранимым и взрывоопасным. Период, когда приходит первая влюбленность, но никто еще не понимает, что это такое. Когда формируется фигура, они стесняются собственной красоты, ведь они не понимают хорошо это или плохо. Расставшись с красивым детством и находясь на ступеньки новой жизни, ребенок жаждет быстрее стать взрослым, хочет порвать с жестким родительским контролем, стремится к самостоятельности, ищет себе, причем методом ошибок и проб.

Половое созревание, физическое развитие, происходящие в этом возрасте, укрепляют чувство взрослости, а ошибки - безжалостно и постоянно отбрасывают его к детству.

Подростковый период толкает его к конфликту с родителями, уход от них, к ориентированности на их оценки. Такие оценки не редко противоречат нормам поведения, и поэтому возникает подростковый негативизм, который может привести к плохим последствиям.

Возраст, когда делаем много ошибок, первый половой акт, который не редко проводит к нежелательной беременности.

Они еще дети и играю в игры, но они уже взрослые. Воровство легко может стать преступлением, разбивание окон плавно переходит в хулиганство. Первый бокал вина, первая сигарета становятся романтичным и красивым началом наркомании и алкоголизма.

Подростки со слабой нервной системой, не получают понимания от родителей, делают суицидальные попытки.

Такие последствия не только запущенности подростков. Ведь трудный малыш может быть и во вполне благополучной семье.

Проблемы подросткового возраста

Взрослые делают ошибки в общении с подростками и их воспитании независимо от своего уровня образования, материального благосостояния или возраста. Все эти факторы, разумеется, также имеют собственную силу, но это будут совершенно другие ошибки.

Самые распространённые ошибки в воспитании подростков:

1. Гипопротекция

Период, когда повышенная свобода. Поступки ребенка не контролируются. Взрослые ничего не знают о своём подростке, с кем и где он проводит время. Взрослые формально выполняют собственные функции, но нечего не делают для воспитания. В результате подросток будет искать необходимые ему нормы и ценности вне семье. И не всегда эти нормы не противоречат его общественному закону, психике и здоровью.

2. Гиперпротекция

Родительское воспитание с повышенным контролем и повышенным внимание к подростку. Взрослые хотят полностью контролировать поведение подростка.

Такое воспитания игнорирует личность подростка. Поэтому возникает падение адаптивных способностей ребенка: потребительская позиция, беспомощность, конфликты со сверстниками.

А у некоторых детей такой тип воспитания, вызывает протест, ведущий к различным нарушениям поведения и к обострению взаимоотношений с родителями.

3. «Кумир семье»

«Мимозное воспитание». Целью взрослых становится удовлетворение всех потребностей подростка, желание избавить его от всех трудностей. Подросток в результате становится эгоцентричным, всегда хочет быть в центре внимания, получать все желаемое без особого труда. При столкновении с трудностями ему трудно с ними справится.

4. Жесткие отношения

Сильно жестокое отношение с неприятными расправами за непослушание и мелкие проступки вызывают у подростка ожесточение и страх перед взрослыми. Как правило, з таких подростков вырастают жестокие и плохие люди.

5. Эмоциональное отвержение

Родительское воспитание по типу Золушка. Родители тяготятся подростком, который всегда это ощущает, особенно если в доме есть ещё один малыш, получающий от них особое внимания. Такое воспитание развивает скрытность, обидчивость, чувствительность и ранимость.

6. Воспитание вундеркинда

Взрослые хотят дать подростку как можно более широкое образование. Кроме учебы в школе, подросток занимается спортом, иностранным языком, музыкой. Он постоянно куда-то спешит, занят.

В таких ситуациях подросток лишается возможности общаться со сверстниками, участвовать в детских играх. У него протест против данного режима. Он хочет избавиться от нагрузок, поэтому выполняет их формально. Загруженность способна развивать истощаемости тревожности и нервной системы.

Любимому подростку всегда нужна любовь и внимание родителей. Уверенность в том, что кто-то его сильно любит, совершенно бескорыстно. Любить от всего сердца могут только любимые родители.

Самое главное в отношениях - это доверие .

Каждый подросток может быть хорошим человеком, если правильно его воспитывать.

В завершении, Вашему вниманию еще одно познавательное видео о подростковом возрасте:

В первые семь лет жизни чувство собственного «я» у ребенка формируется прежде всего под влиянием родителей или непосредственных опекунов.
В следующие семь лет (от 7 до 14) роль родителей остается по-прежнему сильной, но теперь на формирование позитивного чувства «я» все большее влияние оказывают братья и сестры, родственники и друзья.
На следующем этапе (от 14 до 21) подростки и молодые люди все в большей степени определяют и развивают свое «я» под влиянием сверстников и людей, стремящихся к тем же целям, что и они.

  • На первом этапе ребенок получает все, что ему необходимо, от родителей или опекунов.
  • На втором этапе он развивает чувство своего «я» во взаимодействии с другими.

Важнейшая потребность ребенка на этой стадии - играть и веселиться .
Родителям следует стараться, чтобы любая деятельность на этом этапе была как можно более веселой и несложной. После того как ребенок научится получать необходимое в первые семь лет и весело проводить время в следующие семь лет, он готов к упорному труду и самодисциплине на третьем этапе.

Слишком нагружать детей в первые четырнадцать лет - ошибка. В эти годы им нужно научиться быть счастливыми. Умение быть счастливым - важнейшее жизненное искусство. Счастье приходит не из внешнего мира, но изнутри. Это - искусство. Счастливые счастливы независимо от внешних обстоятельств.

Многие родители заставляют своего ребенка слишком быстро взрослеть именно потому, что желают ему счастья в жизни. Они не понимают, что счастье - это искусство, которому нужно научиться с семи до четырнадцати. Каких бы успехов ни добился в жизни ваш ребенок, но если он не научился быть счастливым в раннем возрасте, то он и не будет счастливым .

Счастью учатся в процессе игры . С семи до четырнадцати нужно поощрять детей к игре и веселью. Имея эту основу, они смогут как следует трудиться в школе, готовясь к добросовестному труду в дальнейшей жизни. Если на ребенка слишком давят, чтобы он хорошо учился и выполнял свои домашние обязанности, он может так никогда и не научиться быть счастливым и радоваться жизни. Если дети относятся к учебе и домашним обязанностям как к развлечению, они изведают намного больше счастья в жизни: работа им будет в радость, и они никогда не перестанут учиться.

  • На третьем этапе (от четырнадцати до двадцати одного) подростку необходима поддержка других подростков.

Именно в это время значительно усиливается влияние сверстников на ребенка. Если родители до этого момента не сформировали прочную связь со своим ребенком при помощи соответствующих методов общения, подросток станет искать поддержки исключительно у сверстников и вполне может подвергнуться негативным влияниям.

Почему подростки бунтуют

На третьем этапе для ребенка естественно искать общества других подростков, но при этом он не обязан отказываться от поддержки со стороны родителей и семьи. Если ребенка растили при помощи методов позитивного воспитания, то в подростковом возрасте он не испытывает потребности бунтовать для того, чтобы развить позитивное чувство собственного «я». На каждом этапе развития ребенку давали свободу быть собой. В результате ему не нужно бунтовать. Подростки бунтуют в том случае, если им не дают достаточно свободы быть собой в детстве .

Чтобы сопротивляться нездоровым влияниям со стороны других подростков, вашему сыну или дочери нужно ощущать свою связь с домом. Этого можно достичь не за счет усиления контроля, нo при помощи пяти методов позитивного воспитания. Подростку нужен кто-то, к кому можно прийти за пониманием, одобрением и советом. Он станет искать поддержки родителей только в том случае, если те могут дать ему необходимое.

Многие подростки в наше время бунтуют потому, что родители используют методы воспитания, основанные на устрашении. Как только родители отказываются от наказания и других основанных на страхе методов и начинают применять методы позитивного воспитания, потребность в бунте отпадает. Но даже позитивное воспитание не сработает, если родители продолжают слишком сильно контролировать ребенка. Подростку нужно предоставлять все больше свободы. Если подросток получает недостаточно свободы, то однажды он обязательно взбунтуется.

Для того чтобы избежать подросткового бунта, родители должны поддерживать равновесие между свободой и контролем.

Как улучшить общение с подростками

Общаясь с подростком, родители должны следить за тем, чтобы не давать непрошеных советов. Подросток недавно развил свою способность к абстрактному мышлению и формирует собственные мнения. Теперь он способен рассмотреть чужую точку зрения, но нужно, чтобы вначале кто-то выслушал и рассмотрел его мнения. Даже если подросток спрашивает вас, что вы думаете по тому или иному поводу, прежде чем ответить, спросите, что думает по этому поводу он сам.

Если вы будете уделять подростку немного времени и разговаривать на разные темы, а не только о том, чего вы от него хотите, он будет меньше сопротивляться вашему контролю. На этом этапе развития ребенку нужно спорить и высказывать свои мнения. Беседуйте с ним о том, что он изучает в школе, и выслушивайте его мнения.

Подростку необходимо утвердить свою особую точку зрения . Даже если вы не согласны с его взглядом на вещи, по меньшей мере оцените рассуждения своего сына или дочери. Можно сказать: «Я никогда не задумывался об этом», или «Тут я с тобой не согласен, но что-то в этом есть», или «В этом и состоит прелесть демократии: каждый может иметь собственное мнение». Даже если вы не согласны с точкой зрения подростка, можно по меньшей мере дать высокую оценку его рассуждениям.

Дайте ребенку возможность убедиться в широте ваших взглядов в разных сферах - а не только в вопросе о том, как поздно можно возвращаться домой с прогулки. Видя, что вы принимаете и уважаете его рассуждения и выводы, подросток на практике узнает, что придерживаться особого мнения нормально. Это очень важный опыт. Если вы открыты и готовы понять взгляды подростка, он не будет так настойчив, когда захочет получить права и свободы, к которым еще не готов. Если не дать ребенку возможность проявлять свое несогласие относительно отвлеченных понятий, у него возникнет потребность проявить несогласие с вашими шуточными мнениями и позициями.

Когда подросток противится вашей воле, он отнюдь не хочет, чтобы ему говорили, что нужно делать. Прежде чем использовать командные методы утверждения своей власти, родители должны выслушать и понять возражения ребенка. Затем можно сказать: «Я понимаю; ты считаешь, что я должен позволить тебе сделать татуировку. Я слышал, что все делают татуировки. Я подумаю над своими словами, однако сейчас я хочу, чтобы ты подождал, пока тебе не исполнится восемнадцать лет, - тогда и решишь, стоит, делать татуировку или не стоит».

У подростков чувство справедливости развито намного сильнее, чем у детей . Если родители ведут себя как диктаторы, подростки бунтуют. Выслушивая ребенка и вместе с ним решая, сколько свободы ему предоставить, вы усиливаете объединяющую вас связь.

Прежде чем приказывать, родители должны попросить о сотрудничестве, выслушать возражения подростка и отнестись к его мнению с уважением. Затем родители могут высказать свои пожелания .

Уважайте мнения подростков

Всегда лучше подтолкнуть подростка к тому, чтобы он сформировал и высказал свое мнение по поводу того, почему вы хотите чего-то, - но не почему вы испытываете те или иные чувства. Выражая свои чувства, вы добьетесь только того, что ребенок просто перестанет вас слушать или почувствует себя виноватым.

Большинство нынешних детей сразу же распознают попытки взрослых заставить их почувствовать себя виноватыми и делают все наоборот. Помните: дети до восемнадцати лет зависят от родителей. Они не ответственны за чувства отца с матерью, но вполне способны понять, почему вы хотите, чтобы они поступали определенным образом. Если подросток противится вашей воле, вместо того чтобы читать лекции, вызовите его на беседу.

Для того чтобы удерживать контроль над ситуацией, родителям не нужно добиваться от ребенка согласия. Подросткам необходима свобода думать независимо и формировать собственные мнения. Это очень важный этап их развития. Если вы не требуете, чтобы подросток покорялся или соглашался с вами, у него нет потребности бунтовать. Пятый принцип позитивного воспитания (см. статью №2) гласит: иметь собственное мнение нормально, но помни, что все равно отец с матерью - главные .

Родители должны помнить: самое главное, чтобы подросток продолжал общаться с ними; поэтому не нужно отталкивать его непрошеными советами и чрезмерной критикой. Родители должны научиться чувствовать, когда ребенок действительно просит совета, а когда просто пытается выяснить, может ли он еще говорить с родителями на интересующие его темы.

Если ребенок приходит из школы и рассказывает вам о других подростках, которые нарушают правила, ведут себя непочтительно или живут половой жизнью, родители должны проявлять сдержанность и не прибегать сразу же к проповедям, лекциям, нравоучениям и угрозам. Нужно вначале спросить подростка, что он сам думает по поводу происшедшего. Затем можно спросить: «Как ты полагаешь, что думаю по этому поводу я?» Помните: если вы выслушиваете мнение подростка, он будет разговаривать с вами.

Если родители начинают немедленно осуждать мнение и поведение подростка или звонят другим родителям или учителям, пытаясь решить проблему, ребенок просто перестанет с ними общаться. Нужно воздержаться от искушения решить проблему или дать совет. Просто выслушайте и попытайтесь вспомнить, как вы вели себя и что делали будучи подростком.

Сохранить общение с ребенком намного важнее, чем попытаться решить отдельную проблему. Чтобы сохранить влияние на подростка, необходимо сберечь в нем ощущение связи с родителями, а для этого нужно, чтобы подросток чувствовал, что его слышат.

Иногда, выслушав о событиях дня, вы можете прийти к выводу, что что-то все-таки сделать нужно. Может быть, кто-то из подростков ведет беспорядочную половую жизнь или издевается над одноклассниками, -тогда, возможно, нужно поговорить об этом с родителями этого ребенка. Но и тут родители не должны пред принимать односторонние действия. Следует вначале спросить у подростка, что, с его точки зрения, следует делать в данной ситуации. Если вы внимательно выслушаете мнение своего ребенка, он затем с большим уважением отнесется к вашей точке зрения. Если необходимо что-то делать, вырабатывайте план действий вдвоем.

Когда общение между вами разлажено, подросток рискует попасть под влияние неблагополучных сверстников. Если кто-то из ровесников обижает ребенка, но он не хочет, чтобы вы говорили эб этом с родителями обидчика, в большинстве случаев лучше с уважением отнестись к его мнению. Знайте: если вы злоупотребите доверием ребенка и используете полученную от него информацию неприемлемым для него образом, он просто перестанет делиться с вами.

Ссылка

Бывает, что несговорчивому подростку недостаточно просто тайм-аута в своей комнате. Иногда ему нужно провести некоторое время под чьим-то присмотром в развивающейся стране, пожить у любимой тетушки или отправиться с проводником в лес. Это поможет ему лучше понять себя и осознать свою потребность в том, чтобы кто-то был главным. Оказавшись вдали от семьи под надзором чужих людей и столкнувшись с необходимостью преодолевать жизненные трудности, подросток может кардинально изменить свое отношение к родителям.

Когда подросток не контролирует ситуацию и зависит от других, в нем пробуждается базовая потребность в руководстве и поддержке со стороны родителей. Кнопка нажата, и ребенок снова чувствует потребность в любви родителей, а также желание сотрудничать с ними и доставлять им радость.

Если подросток после школы зарабатывает деньги, берет частые уроки или играет в спортивной команде, - все это служит для него прекрасной возможностью почувствовать свою потребность том, чтобы его обучали, направляли и контролировали. Подростку необходимо руководство взрослых за пределами семьи. Если подростком руководит начальник, учитель или тренер, он меньше склонен следовать руководству неблагополучного сверстника. Чтобы сохранять контроль над подростком в семье, позаботьтесь о том, чтобы он был под чьим-нибудь надзором и вне дома.