Нетрадиционные методы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста. Игры, развивающие мелкую моторику разными способами

Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста, дошкольного периода занимает умы родителей, обеспокоенных будущим обучением ребенка в школе. В нашей статье вы узнаете, что такое мелкая моторика, как и зачем ее развивать.

Определение

М. Монтессори, В.А.Сухомлинский, А.Р. Лурия, другие психологи, педагоги и физиологи посвятили жизнь изучению свойств и особенностей мелкой моторики. Они обнаружили зависимость уровня развития речи дошкольников от организации движений пальцами, кистями. Точность выполнения манипуляций зависит от развития мелких мышц. При застегивании пуговок, рисовании, лепке усиливается работа речевых отделов мозга.

Мелкая моторика рук скоммутирована с сознанием, мышлением, пространственной ориентацией, памятью, со зрением. Это важно и для развития речи, успехов в обучении ребенка, дальнейшей жизни уже взрослого человека.

Таким образом, под понятием логопедического термина “мелкая моторика рук ” подразумевается комплекс умственных и физиологических процессов. Задействуются зрительная, костная, мышечная, нервная системы. От слаженности их взаимодействия зависит точность, совершенность моторики пальчиков и скорость развития речевой функции.

Диагностика

Обследование уровня развития физиологических особенностей мелкой моторики у детей – это важный этап коррекционной, развивающей работы.

Диагностику проводят логопеды, дефектологи, неврологи, педагоги детских садов.

Особенность проведения обследования заключается в том, что ребенок повторяет манипуляции за педагогом. Для проведения занятия создайте непринужденную обстановку, лучше использовать игру. Задания делятся по возрасту обследуемых.

Для обследования развития мелкой моторики рук у детей 3-4 лет используются следующие упражнения:

  1. Прикосновение указательными пальчиками к носу с закрытыми глазами.
  2. Сгибание фаланг на обеих кистях поочередно.
  3. Выполнение двух противоположных действий одновременно. Например, одну ручку сжимает в кулак, а пальцы другой разжимаются.
  4. Складывание большого и указательного пальцев в кольцо.
  5. Манипуляции с пуговицами: расстегивание, застегивание.
  6. Перекладывание мелких предметов со стола в коробочку.

Анализ уровня развития мелкой моторики рук у детей 4-5 лет проводится следующим образом:

  1. Ребенок должен нарисовать прямую, ломаную линию.
  2. Нанизывать пуговки на нить.
  3. Вытягивать указательный, средний пальчики.
  4. Погладить большим пальцем все остальные пальцы.
  5. Разрезать бумагу на ровные полоски.
  6. Выполнить движение щепоть и распрямить ладошку обратно свободно.

Нормы

Развитие мелкой моторики рук у детей происходит постепенно. К определенному возрасту ребенок должен выполнять следующий набор действий, соответствующий уровню физиологического, умственного развития:

  • В 2-2,5 года малыш умеет расстегивать липучки, большие пуговицы, проталкивает мелкие предметы в отверстия, снимает прищепки, размашисто рисует. Осваивает простые упражнения пальчиковой гимнастики.
  • В 2,5 – 3 года откручивает крышки, рисует пальцами, лепит куличики, копирует линии. Умеет нанизывать бусинки на жесткую нить, проволоку, разрезать лист бумаги, собирать крупу ложкой в емкости и переносит ее в другую баночку.
  • В 3 -3,5 года рисует ровные линии, обводит пунктиры, повторяет простые фигуры по образцу карандашом, лепит шарики, колбаски из пластилина. Умеет застегивать и расстегивает все виды замочков, пуговиц, хорошо выполняет пальчиковую гимнастику, свободно владеет ножницами.
  • В 4 года правильно держит карандаш, рисует шестигранники, звезды, вырезает любые геометрические фигуры. Умеет сортировать мелкие предметы, разворачивает обертки, нанизываеть мелкие бусы на нить лепить фигуры из теста, пластилина, завязывать узлы, повторяет пальчиком в воздухе контуры предметов.
  • В 5 лет копирует буквы, цифры, складывает бумагу в несколько раз, рисует дом. Умеет определять мелкие предметы на ощупь, шнуровать ботинки, ловить мяч двумя ручками. В старшем дошкольном возрасте навыки развития мелкой моторики у детей заключаются в том, что руки, пальцы уже сформированы для овладения письмом.
  • В 6 лет дошкольник копирует сложные фигуры карандашом, части тела человека, ловит брошенный предмет одной рукой, может выполнить зеркальное отображение. Умеет играть на клавишном инструменте, заплетает косички, почти полностью овладевает возможностями моторики рук к 1 классу.

Развитие навыков у детей 2-3 лет может проходить индивидуально, с небольшими отклонениями. Чаще всего они быстро догоняют сверстников. При обнаружении на диагностике сильных отклонений от норм, например, выполняется 1-2 задания из 6 правильно или средне, можно говорить о нарушениях в интеллектуальном, физиологическом плане. Коррекцию развития проводят специалисты, чаще всего детям хватает одного года полноценных занятий с педагогом, чтобы войти в возрастную норму, устранить отставания в развитии речи.

Если к 3-4 годам малыш не может держать правильно карандаш, не складывает пирамидку, не удерживает ложку, ножницы в руке, не ловит, не кидает мяч, то нужно срочно обращаться к специалистам. Эти показатели свидетельствуют о серьезных отклонениях в развитии, воспитании.

Развиваем мелкую моторику

Для детей младшего дошкольного возраста используются следующие занятия.

Массаж

Используется самомассаж и помощь взрослых. Проводят 2 раза в день, используют как разминку перед рисованием, лепкой. В комплекс упражнений входит:

  • Разминание ладоней, кистей.
  • Погружение ладошек в сухой бассейн с песком крупой, крышками от пластиковых бутылок и т.д.
  • Использование приспособлений: ежиков, колечек для пальцев, шариков “марлбс”.

Массаж ладоней нужно делать упругими движениями, растирать кожу докрасна. Можно использоватьподручные средства, например, карандаш, орехи. На первом занятии обучите дошкольникам правильным массирующим движениям, что он мог прикладывать необходимое количество сил для разминания рук.

Орех катается между ладоней, удерживается по краям на весу. Карандашик просовывают между пальчиками, фиксируют в определенном положении.

Малышам в возрасте 3-5 лет подойдут следующие упражнения для самомассажа:

  • Прищепка
    Разминаются подушечки пальцев с помощью бельевой прищепки. Кожа прикусывается легкими, но ощутимыми движениями. Прищепка как бы кусается. Обязательно провести процедуру на обеих ручках.
  • Разминка с помощью Су-Джок
    Это специальные мячики с шипами для развития мелкой моторики рук. Упражнения улучшают кровоток, разминают и тренируют мышцы.
    Дети катают их по ладоням сверху вниз.

Важно не забывать о здоровьесбережении, кожа рук, пальцев должна быть чистой, без царапин, подготовленной к массажу.

Пальчиковые игры

Необходимы для развития речи и координации движений, разминки мышц ладоней, фаланг.

  • Ножки

Пальцы делают шагательные движения по столу

Дети изображают пальцами очки, образуя круги с помощью большого и указательного пальцев. Подносят их к глазам.

  • Идем за грибами

Считаем пальчики: раз, два, три и т.д. Загибаем каждый палец поочередно, проговаривая стишок о том, как пальчики искали грибочки, кулачок не разжимаем.

  • Стул и стол

Изображаем кулачком и ладошкой стол, меняйте положение рук поочередно. Потом стул: поднесите к кулачку раскрытую ладонь, приставьте ее к одной из сторон кулака.

  • Лодочка

Используется стих:
Лисенок в лодочке плывет (ладошки сложены в виде лодки),
Зайчонка в лодочку зовет (малыши машут, призывая друга).

  • Ножницы

Ребенок изображает пальцами ножницы, делает характерные движения, будто режет ткань.

Пальчиковые краски

Развитие мелкой моторики происходит быстрее посредством изобразительной деятельности. Используйте современные методы и материалы для рисования. Одним из них являются пальчиковые краски.

Рисуйте фигуры, пейзажи, большие композиции по образцу или фантазийно.
С ребенком 1-2 лет рисуйте линии, круги. С детьми с 3-4 лет – животных, дома, машины, геометрические фигуры.

Для работы со старшими дошкольниками распечатайте для рисунков сложные образцы, с необходимостью использовать большое количество оттенков, изображением многоугольников, цифр, букв.







Аппликация

Занимательный метод для занятий с детьми всех возрастов. Дети с 4-5 лет уже вырезают фигуры крупных и мелких размеров. Умеют приклеивать бумагу к картону, размещать элементы произведения на листе.

Используйте для аппликаций конструкции с небольшими деталями. Например, осеннее дерево с множеством маленьких листочков на кроне, или аппликацию в форме рыбки, где нужно вырезать каждую чешуйку отдельно.

В качестве материала подойдет цветная бумага, салфетки, гофрированный картон, природные средства (палочки, камушки, песок, крупа).

Из скрученных салфеток получаются отличные цветы. Материал можно не только крутить в шарики, но и рвать на части, приклеивая кусочки друг на друга.

Из цветного риса и манки можно сделать овечку. На листе рисуется контур овечки, он покрывается клеем ПВА, затем на туловище посыпается манка, а ножки и рога выполняются из риса.

Лепка

Для занятий используется пластилин различной жесткости, тесто, кинетический песок.

Малышам в возрасте 2-4 лет подойдет мягкий пластилин. Их нужно обучить катать колбаски, шарики, конструировать простые фигуры, прикрепляя их к картону.

Дети постарше уже могут выполнять и сложные задания. Например, картину из пластилина разными способами.

Используйте метод размазывания и конструирования. Обязательно наглядно показать ребенку как соединяются детали, как изготовить мелкие части и использовать цветные элементы.



Во время занятий развивается не только моторика, но и творческий потенциал ребенка, расширяется кругозор, знания о цвете, форме, размере, фактуре материала. Изобразительная деятельность вырабатывает навык усидчивости, целеустремленности.

Как проводить занятия

  • Занимайтесь с ребенком регулярно, уделяя внимание массажу, играм, гимнастикам, творческим занятиям.
  • В 2-3 года достаточно массировать кисти, пальчики 3-5 минут. Потом выполнить 1-2 упражнения гимнастики с произношением небольших стишков. Пару раз в неделю проводите занятия по лепке, обучению рисованию.
  • К 4-5 годам увеличьте время самомассажа до 10-15 минут 2 раза в день. Выполняйте пальчиковую гимнастику не менее 20 минут в день. Рисовать или лепить ребенок должен ежедневно.
  • В старшем дошкольном периоде заниматься можно более 30 минут без перерыва. Чередуйте массаж, тренировку пальчиков и кистей в одном занятии. Лепите, рисуйте с ребенком вместе, обязательно включайте в композицию сложные элементы, изображение букв и цифр.
  • Основной принцип занятий – это систематичность, последовательность. Учитывайте особенности развития детей при подборе материалов, карточек, стихов, заданий.

В детском саду есть стенды, методические рекомендации для родителей о том, как развивать мелкую моторику рук у ребенка. Советуйтесь с педагогами и повторяйте пройденный в ДОУ материал дома.

чодураа хомушку
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста

Что же такое мелкая моторика ?

Мелкая моторика – способность манипулировать мелкими предметами , передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге человека есть центры, которые отвечают за речь и движения пальцев. Расположены они очень близко. Поэтому, развивая мелкую моторику , мы активируем зоны, отвечающие за становление детской речи повышающие работоспособность ребенка, его внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность.

Актуальность.

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то , как развивается ребенок , свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

Цель : развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности; совершенствование условий для развития мелкой моторики пальцев рук , детей дошкольного возраста .

Задачи :

Формировать координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;

- развивать мелкую моторику пальцев , кистей рук;

Улучшить общую двигательную активность;

Содействовать нормализации речевой функции;

-развивать воображение , логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность.

Предлагаю вашему вниманию игры и упражнения на развитие мелкой моторики , которыми можно заниматься и дома.

Игры с пуговицами

Развитию пальцев рук способствуют не только пальчиковая гимнастика, но и разнообразные действия с предметами. Различные виды мозаик или игры с пуговицами, развивают внимание , восприятие.

Рисование по манной крупе, муке, по гречневой крупе

Можно рисовать по манной крупе, муке, по гречневой крупе. Созданная ребенком картина из этих сыпучих материалов является творческим продуктом, и развивает чувственное восприятие, фантазия и воображение.

Собирание разрезных картинок, пазлов, кубиков

Эти игры развивают зрительное восприятие, пространственную ориентировку, зрительно - двигательную координацию.

Аппликации

При помощи аппликаций развивается не только мелкая моторика . Ребенок, выполняя аппликации, сможет сравнивать фигуры большие и маленькие, широкие и узкие, длинные и короткие, темные и светлые.

Игры с прищепками

Также можно играть с прищепками для развития у детей творческого воображения, логического мышления, закрепления цвета, счёта.

Перекатывание карандаша в ладонях

Перекатывание карандаша в ладонях способствует стимуляции биологически активных точек, тонизирование организма в целом.

Рисование и раскрашивание карандашами

Именно карандаши, а не краски или фломастеры, «заставляют» мышцы руки напрягаться, прикладывать усилия для того, чтобы оставить на бумаге след. Ребенок должен учиться регулировать силу нажима, для того, чтобы провести линию, той или иной толщины. В процессе рисования у детей развиваются не только представления, творчество, углубляется эмоциональное отношение к действительности, но формируются элементарные графические умения, необходимые для развития ручной ловкости , освоения письма. Рисуя, дети учатся правильно обращаться с графическим материалом и осваивают различную изобразительную технику, у них развивается мелкая мускулатура руки . Необходимо учить детей раскрашивать аккуратно, не выходя за контуры изображенных предметов, равномерно нанося нужный цвет.

В ходе занятий у детей развивается мелкая моторика пальцев и воображение, они учатся координировать движения рук и приобретают новый сенсорный опыт, учатся доводить работу до конца. Занятия способствуют развитию эмоциональной отзывчивости, развитию самостоятельности , настойчивости, аккуратности, трудолюбия, формированию умений и навыков в лепке.

Шнуровки

Такие игры развивают пространственную ориентировку, внимание, формируют навыки шнуровки, развивают творческие способности, способствуют развитию точности глазомера , последовательности действий.

Заданий и упражнений, направленных на развитие очень много , если подключить фантазию и воображение, придумывать их можно бесконечно. Тут главное учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст , настроение, желание и возможности. Наша задача поддержать ребенка, при необходимости оказать помощь, и конечно быть терпеливыми и спокойными. Ведь умелыми пальцы станут не сразу. Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не забывать хвалить ребенка.

Систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей способствует формированию речи, интеллектуальных способностей, положительно влияет на развитие речи , а самое главное- способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.

Публикации по теме:

Отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста» Период работы над темой: 2015-16 учебный год (первый год) Когда предполагается закончить работу над темой: май 2017 г. Форма отчета: творческий.

План самообразования «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста» План самообразования «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста» Индивидуальный план самообразования Должность: воспитатель.

Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста Автор работы воспитатель Береснева Л. И. В последнее время современные родители.

Проект «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста» Продолжительность: долгосрочный (сентябрь – март). Участники проекта: дети старшей, подготовительной групп, посещающих логопункт, воспитатели,.

Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №19 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей

Петродворцового района г. Санкт-Петербурга

Система работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности

Подготовила

воспитатель

Отто Анна Валерьевна

г. Санкт-Петербург

2015г.

  1. Введение
  2. Теоретические основы
  1. Взаимосвязь головного мозга и мелкой моторики
  2. Проблема развития мелкой моторики в общепедагогической специальной литературе
  1. Заключение
  2. Используемая литература
  1. Введение

«Не интеллектуальные преимущества сделали человека властелином над всем живущим, но то, что одни мы владеем руками – этим органом всех органов».

Джордано Бруно

Сейчас уже известно, что на начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с паззлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития сложнокоординированных движений руки у детей, имеющих речевые нарушения, недостаточным для освоения письма, формирует школьные трудности.

И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко ребенок научиться управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

Исходя из этого, я определила цель своей работы:

Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.

В своей работе я ставлю следующие задачи:

  1. Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;
  2. Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;
  3. Улучшить общую двигательную активность;
  4. Содействовать нормализации речевой функции;
  5. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;
  6. Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.

Для достижения желаемого результата возникла необходимость сделать работу регулярной, используя следующие формы работы:

Совместная деятельность воспитателя с детьми;

Индивидуальная работа с детьми;

Свободная самостоятельная деятельность самих детей.

Для развития мелкой моторики рук и координации движений я использовала разные методы и приемы работы:

  1. Пальчиковый игротренинг
  • массаж кистей рук
  • пальчиковая гимнастика, физкультминутки
  • пальчиковые игры со стихами, со скороговорками
  • пальчиковый театр
  • театр теней
  1. Использование элементов ТРИЗ
  • лепка из пластилина и соленого теста с использованием природного материала (семена, крупы, ракушки и т. д.)
  • нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцем, зубной щеткой, свечкой и т. д.
  • конструирование: из бумаги в технике оригами, работа с конструктором ЛЕГО
  • различные виды аппликаций
  1. Развитие графической моторики
  • рисование по трафаретам
  • штриховка
  • дорисовка (по принципу симметрии)
  • лабиринты
  • графические диктанты
  1. Дидактические игры
  • шнуровка М. Монтессори
  • игры с мелкими предметами
  • паззлы, мозаика
  1. Теоретические основы
  1. Что такое мелкая моторика и почему она так важна для детей

Под термином мелкая моторика понимаются координированные движения пальцев и кистей рук.

Почему так важно для детей развитие мелкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека есть центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

Замечено, что дети, совершающие многочисленные оживленные движения пальцами рук, развиваются в речевом отношении явно быстрее других. Если специально тренировать мелкие движения кисти, развитие речи можно существенно ускорить.

«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев», - писал В. А. Сухомлинский. Это значит, чем больше ребенок умеет, хочет и стремиться делать своими руками, тем он умнее и изобретательнее. Ведь на кончиках пальцев – неиссякаемый «источник» творческой мысли, который «питает» мозг ребенка.

Письмо называют базовым навыком, т. е. навыком, на котором практически строится все дальнейшее обучение, а значит, ребенок, не освоивший его вовремя, непременно будет отставать в учебе. Вот почему параметром школьной зрелости является уровень развития моторики кисти ведущей руки, определяющий скорость и легкость формирования навыка письма. Письмо – это сложный координированный навык, требующей слаженной работы мелких мышц кисти, всей руки, правильной координации всего тела.

Для того чтобы ребенок легко и успешно учился в школе, он должен легко и без напряжения говорить. А тренировка движений пальцев рук, в свою очередь, оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка.

2.2. Взаимосвязь головного мозга и мелкой моторики

Кора головного мозга состоит из нескольких частей, каждая из которых за что-то отвечает. Есть в коре головного мозга такая часть, которая определяет двигательные характеристики. Третья доля этой части коры головного мозга занимает двигательные способности кистей рук и расположена совсем рядом с речевой зоной мозга. Именно поэтому можно говорить о том, что если у ребенка плохо развиты пальчики, то от этого у него будет страдать речь и наоборот. В связи с этим ряд ученых называют кисти рук «органами речи», как и артикуляционный аппарат. Поэтому, чтобы у ребенка была хорошо развита речь, следует тренировать не только органы речи, но и мелкую моторику.

2.3. Проблема развития мелкой моторики в общепедагогической специальной литературе

Проблема развития мелкой моторики изучалась с давних пор. Исследования А. А. Сеченова, В. П. Павлова, А. А. Ухтомского, В. П. Бехтерова и других показали исключительную роль движений двигательно-кинестического анализатора в развитии речи и мышления и доказали, что первой доминирующей врожденной формой деятельности является двигательная.

По мнению И. П. Павлова: «Речь – это, прежде всего, мышечные ощущения, которые идут от речевых органов в кору головного мозга».

В. В. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей – в кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской душе, тем ребенок умнее».

Многие современные исследователи также придерживаются мнения о важности развития мелкой моторики рук для речевого развития ребенка, а также предлагают ряд практических упражнений на развитие пальцевой моторики, описывают пальчиковые игры, физкультминутки, игры-сказки, связанные с развитием тонкой моторики (М. Я. Аксенова, О. С. Бот, Л. С. Рузина, В. Кудрявцева, И. Ф. Марковская, Т. А. Ткаченко и другие).

Т. А. Ткаченко делает вывод, что включение упражнений на развитие пальцевой моторики в физкультминутки – позволяет стимулировать действия речевых зон головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи детей.

В. В. Цвынтарный также придерживается точки зрения о том, что развитие речи мелкой моторики рук связано с развитием речи и способствует ее развитию, а также предлагает ряд упражнений для работы с пальчиками, со счетными палочками, спичками.

  1. Описание собственного опыта работы

Прежде чем, приступить к работе, я четко выработала план, как работать, какой использовать материал. В основу своей работы положила игру. Для ребенка игра в движении – это способ познания мира. Чем осмысленнее и четче будут детские игровые движения, тем глубже знакомство с миром.

В начале работы я использовала диагностику, в которой определяла степень ловкости рук и пальцев у детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет). В ходе диагностики я предложила детям три вида упражнений:

С мячом (ударить об пол и поймать в руки, подбросить вверх и поймать, вести мяч одной рукой)

С карандашом (обвести предмет и заштриховать его)

Изолированные движения пальцами

Я поставила перед собой задачи: улучшить координацию движений пальцев рук, проводить упражнения по формированию навыков самообслуживания, улучшить общую двигательную активность ребенка.

Для достижения поставленных задач я использовала различные формы работы. В совместную деятельность воспитателя с детьми я включала цели, реализация которых требует систематической постановки перед детьми строгой последовательности заданий, отвечающей логике развития тех или иных способностей.

В индивидуальной работе с детьми я включала задачи по развитию социальных навыков, освоения разных видов деятельности. Создавался микроклимат, в основе которого лежало уважение к личности маленького человека, доверительные отношения между ребенком и взрослым.

Свободная самостоятельная деятельность детей обеспечивала возможность саморазвития ребенка, который свободно выбирает деятельность, отвечающую его способностям и интересам.

Одним из основных методов работы являлись пальчиковые игры. В совместной и индивидуальной работе осуществлялась тренировка пальцев. Делалось это в форме массажа (поглаживание кистей рук от кончиков пальцев к запястью) и упражнения (сгибание и разгибание каждого пальца по отдельности). Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Массаж оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышая тонус, эластичность и сократительную способность мышц.

Также детям предлагался массаж с использованием природного материала (шишек, грецких орехов), мячиков-ежиков.

Эффективность и интерес к той или иной деятельности повышался, если упражнения пальчиковой гимнастики сопровождались чтением стихов, потешек. Слушая, дети одновременно «инсценировали» содержание прослушиваемого материала с помощью пальцевых движений и изображений персонажей, их действий и др. В качестве сюжетного материала я использовала стихотворения С. Михалкова, С. Маршака, К. Чуковского и др.

Стихи, сопровождающие упражнения – это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма, создается благоприятный эмоциональный фон, благодаря которому ребенок увлекается игрой и с интересом выполняет движения, что обеспечивает хорошую тренировку пальцев. Сюжетность стихов и потешек развивает умение слушать и понимать.

Мною была составлена картотека игр на развитие мелкой и общей моторики: «Пальчиковая гимнастика», «Хождение по дорожкам», «Физкультминутки».

Во время совместной и самостоятельной деятельности детей я использовала пальчиковый театр. Он дает ребенку уникальную возможность быть одновременно сценаристом, режиссером-постановщиком и актером. Театрализованное представление способствует развитию не только творческого потенциала, но и речи, так как в них активно задействованы именно пальцы. Другим положительным моментом пальчикового театра является то, что ребенок в игровой форме обучается пространственным понятием, а также понятию числа.

Мною были изготовлены куклы для пальчикового театра к разным русским народным сказкам: «Теремок», «Заяц и лиса» и др.

Деятельность по лепке также имеет большое значение для укрепления кистей рук и развития мелкой и крупной моторики. Лепка необходима для развития у детей сенсорных и пространственных ощущений, восприятия. В своей работе для лепки я использовала пластилин, соленое тесто; составление узоров из семян, ракушек. Это кропотливый, интересный труд, который развивает внимание, совершенствует сенсомоторику – согласованность в работе глаза и руки, координации движений, их точность.

Изготовление поделок из бумаги также является одним из средств развития мелкой мускулатуры кистей рук. Эта работа увлекает детей, способствует развитию воображения, конструктивного мышления. Один из видов работы с бумагой являлись рваные поделки. Разрывание бумаги на очень мелкие кусочки является хорошим упражнением для развития силы пальцев и навыков управления мелкими движениями.

Также детей привлекала возможность делать поделки из бумаги (оригами), которые они использовали в играх, инсценировках.

В совместной деятельности я использовала различные нетрадиционные техники рисования: тампонирование, печать от руки и др. с помощью кисти, свечки, зубной щетки. В процессе рисования у детей развиваются не только общие представления, творчество, углубляется эмоциональное отношение к действительности, но и формируются элементарные графические умения.

Особое внимание уделялось раскрашиванию рисунков. Для этого использовались альбомы для раскрашивания или заготовки. Раскрашивание предполагало несколько видов штриховки, которые обеспечивают постепенность в развитии и укреплении мелкой мускулатуры кисти руки, в отработке координации движения. Для развития точности и уверенности движения руки я предполагала игры, в которых детям необходимо был проводить параллельные линии в определенном направлении.

В подготовительной группе велась работа по развитию мелкой моторики как подготовки детей к письму.

В старшей и подготовительной группах проводились упражнения по развитию графических навыков в тетрадях в крупную клетку. Давались задания следующего характера: ориентировка на листе бумаги (графический диктант); упражнения на развитие глазомера, соблюдение заданного интервала между фигурами; правильно изображать те или иные фигуры, соблюдая закономерность.

Существует еще не менее увлекательный способ развивать графические навыки ребенка – обведение рисунка по точкам. Детям давались заготовки с рисунками или упражнения в прописях (Е. Бортникова «Мои первые прописи 4-5 лет, 5-6 лет», С. Е. Гаврина, Н. Л. Кутявина « Подготовка к письму»). Эти упражнения были направлены на обучение ребенка выполнению плавных линий, без отрыва от бумаги.

В совместной деятельности по формированию элементарных математических представлений и в самостоятельной деятельности детей я использовала методику плоскостного моделирования (рисунки, составленные из ограниченного количества плоских геометрических фигур), упражнения со счетными палочками. При этих видах деятельности развивается наблюдательность, память, мышление и воображение, сообразительность. Здесь предлагались возможности для творчества детей: сам придумал, сам выложил.

Большой интерес для детей представляло конструирование (на базе конструктора ЛЕГО). Дети сооружали многочисленные и разнообразные постройки. Работая с мелкими деталями конструктора, развивается мелкая мускулатура пальцев рук, воображение, творческая активность. Еще одним из интересных занятий было собирание паззл, нанизывание бисера на леску.

Еще один из приемов, который я использовала в своей работе, это игры с мелкими предметами (с пуговицами, горохом, фасолью, каштанами и др.). Например, перебирание предметов, самомассаж этими предметами, определение предмета на ощупь, счет предметов на ощупь.

Мною были изготовлены дидактические игры на развитие мелкой моторики. Игра «Сосчитай-ка» (соотнесение цифры и количества предметов с помощью шнурка), игра «Волшебные бусы» (нанизывание плоских геометрических фигур разной формы, величины, цвета на шнурок; выкладывание фигур на плоскости, соблюдая закономерность).

Проводимые упражнения, игры на развитие мелкой моторики я комбинировала с различными видами деятельности. В своей работе я учитывала индивидуальные особенности каждого ребенка, его психофизиологическое развитие.

В конце каждого года я проводила итоговую диагностику развития моторики рук и кисти. Результаты показывали положительное влияние систематичной, комплексной работы по развитию мелкой моторики.

Работа с родителями – одно из важнейших направлений в работе. Основная задача на начальном этапе работы с родителями – формирование и стимуляция мотивационного отношения родителей к работе с их детьми. Я использовала наглядные папки-передвижки на темы: «Пальчиковая гимнастика», «Первые шаги в освоении письма». Были подготовлены консультации для педагогов и родителей, отражающие актуальные вопросы развития мелкой моторики ребенка в ДОУ и в семье.

  1. Заключение

Таким образом, чтобы результат работы был эффективным необходимо использовать разнообразные приемы и методы работы по формированию тонких движений пальцев рук. Результаты своей работы я вижу в проявлении интереса детей к различным видам деятельности.

Выдающийся педагог Мария Монтессори утверждала, что найти способ учить ребенка делать работу перед тем, как он приступил уже к самой работе, т. е. подготовить движения при помощи повторных упражнений. Она также писала, что «ребенок, берясь за вещи, которые делает плохо, притупляет в себе чувствительность к собственным ошибкам, при этом надо помнить, что первое впечатление у ребенка самое яркое и сильное».

Поэтому я стараюсь предоставить детям возможность испытать удовольствие от творческого процесса, от того что он что-то сделал сам, учу тому, что любую работу и любое действие можно сделать с интересом.

В дальнейшем я буду продолжать искать новые методические приемы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук, общей моторики, самостоятельности, которые будут формировать интерес к различным видам деятельности.

Используемая литература

  1. Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М.: «Карапуз», 2007.
  2. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
  3. Бот О. С. Формирование точных движений пальцев у детей с общим недоразвитием речи // Дефектология. - 1983. - №1.
  4. Воробьева Л. В. Развивающие игры для дошкольников. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
  5. Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Мяч и речь. – СПб: Дельта, 2001.
  6. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
  7. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.
  8. Лопухина И. С. Логопедия – речь, ритм, движение: Пособие для логопедов и родителей. – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.
  9. Мельникова А. А. Мы охотились на льва. Развитие моторики. М.: «Карапуз», 2006.
  10. Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
  11. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.
  12. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.
  13. Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М.: Эксмо, 2006.

Развитие мелкой моторики рук влияет на интеллект малыша, его память внимание и мышление. Поэтому каждая мама стремиться как можно раньше начать заниматься с крохой. Многие родители думают, что проводить такие занятия могут только специалисты в центрах развития. Конечно, можно водить кроху на занятия в группы, но несложно заниматься и дома, разработав систему и план занятий, которые будут интересны ребёнку в раннем и дошкольном возрасте и направлены на развитие двигательной активности.

Что такое мелкая моторика

Мелкая моторика - это скоординированные действия кистей и пальцев рук, которые выполняются в совокупности с нервной, костной, зрительной и мышечной системами. Другими словами, это способность манипулировать маленькими по размеру предметами, при которой задействованы только мелкие мышцы организма.

Не стоит путать понятия мелкой и крупной моторики, сенсорики. Они взаимосвязаны, развиваются в организме ребёнка параллельно, но отличаются друг от друга:

  • крупная моторика - это движения крупных мышц организма, основа физического развития ребёнка: ходьба, прыжки, повороты тела, бег и другие активные действия;
  • сенсорика - это восприятие окружающего мира через ощущения (тактильные, зрительные, вкусовые, слуховые), благодаря которому у ребёнка формируются навыки и предпочтения, он имеет представление о различных предметах, явлениях и действиях.

Учёные доказали, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребёнка, поэтому мелкой моторикой необходимо заниматься с самого рождения малыша

Ум ребёнка - на кончиках его пальцев.

В. А. Сухомлинский, педагог

Это не просто фраза, а научно доказанный факт. Именно на кончиках пальцев расположено огромное количество нервных окончаний, импульсы через которые подаются в головной мозг, где информация обрабатывается, дополняется данными различных рецепторов: зрительных, слуховых, обонятельных. И только потом ребёнок воспринимает целую картинку, предмет или действие. Педагоги вместе с известными учёными доказали, что развивая мелкую моторику, малыш быстрее учится говорить, писать, логически мыслить. Поэтому заниматься с ним рекомендуется с раннего возраста.

Мелкая моторика для развития речи и других навыков

  1. Умение управлять руками - основа овладения навыками, которые необходимы ребёнку в повседневной жизни.
  2. Мелкая моторика нужна для развития важнейших психических процессов: памяти, восприятия окружающего мира, мышления, логики, внимания и речи.
  3. Уровень развития мелкой моторики - один из главных показателей готовности к обучению ребёнка в школе.

Мелкая моторика начинает развиваться уже с рождения: сначала малыш рассматривает свои руки, потом учиться сжимать и разжимать пальцы, управлять ими, чтобы схватить игрушку или находящийся рядом предмет. По мере взросления он понимает, как правильно держать кисть или карандаш, учится рисовать, а ближе к 6–7 годам пробует писать. Конечно, некоторые моменты ребёнок сможет изучить сам, т. к. все дети любознательны и проявляют интерес к незнакомым предметам. Однако учёные и педагоги настаивают, чтобы родители занимались с ними посредством специальных игрушек и заданий, выполняли упражнения, способствующие совершенствованию мелкой моторики рук.

Развитие интеллектуальных и мыслительных процессов начинается с развития движения рук, пальцев и кистей - это доказанный учёными факт. Поэтому, чтобы мозг ребёнка развивался, необходимо тренировать его руки. Кроме того, вся дальнейшая жизнь будет требовать координированных движений, необходимых для рисования, письма и выполнения множества других действий.

Совершенствование мелкой моторики развивает мозг ребёнка и готовит его к выполнению повседневных действий

Недостаток развития мелкой моторики может привести к таким последствиям для малыша:

  • отсутствие интереса к рисованию, лепке и другим видам деятельности;
  • сложности с адаптацией к образовательному процессу в школе: ребёнок хуже воспринимает новый материал, плохо читает, поэтому темп обучения ему кажется слишком быстрым и сложным;
  • недостаточное развитие творческих способностей, мышления и внимания;
  • неспособность ровно провести прямую линию, правильно запоминать и писать цифры или буквы;
  • если попросить его нарисовать картинку, он в большинстве случаев не может правильно разместить предметы на пространстве листа, ему не хватает фантазии, нет разнообразия цветов и чёткого сюжета;
  • такие дети позже начинают говорить, у многих наблюдаются дефекты речи, которые сложно поддаются корректировке даже во время занятий со специалистами.

На что влияет мелкая моторика - видео

Способы развития мелкой моторики, актуальные для детей разных возрастов

Чтобы ребёнок развивался гармонично, обязательно нужно с ним заниматься с самого рождения, совершенствую мелкую моторику рук. Сегодня существует множество авторских методик, развивающих игрушек и занятий, которые проводятся в игровой форме и помогают узнавать новую информацию через тактильные ощущения. В зависимости от возраста и предпочтений малыша можно ему предложить:

  • массаж кистей рук и пальцев;
  • игры с крупой, бусинками, пуговицами, камешками;
  • пальчиковую гимнастику;
  • графические упражнения, штриховки;
  • лепку из пластилина;
  • собирание конструкторов и мозаик;
  • рисование и раскрашивание;
  • вырезание ножницами;
  • работу с бумагой, складывание оригами, аппликации;
  • игры с верёвочкой, шнуровку.

Важность развития мелкой моторики с раннего возраста

Развитие мелкой моторики у детей до года

Мама и папа с самого рождения могут помочь своему малышу развиваться. Для деток первого года жизни подходят такие занятия:

  • массаж ручек и ножек;
  • пальчиковые краски.

Массаж рук и массажёры

Детям до года очень полезен массаж рук, пальцев и ножек . Родители могут выполнять его в любое время дня без ограничений по времени. Главное правило: грудничку упражнения должны нравиться. Если малыш ощущает дискомфорт, начинает капризничать и убирать ручки или ножки, занятия лучше ненадолго отложить.

  1. Аккуратно потягивайте пальчики малыша: упражнение должно проходить медленно и нежно, никаких резких движений. Затем каждый пальчик нужно погладить. Эти действия можно проводить с детками от двух месяцев и старше.
  2. Делайте круговые движения пальчиков в одну сторону, затем в другую. Упражнение делается с каждым пальчиком по отдельности.
  3. С 5 месяцев можно легко массировать каждый палец ребёнка, затем ладошку и плавно переходить на кисть руки. Помимо развития мелкой моторики, происходит и общее укрепление мышц верхних конечностей малыша.
  4. В 8 месяцев приходит время подключать более активные упражнения: постукивать своим пальцем по ладошке ребёнка, слегка нажимать, загибать и разгибать пальчики. Эти действия можно делать одновременно с проговариванием стишков «Сорока-белобока», «Шла коза рогатая». То же самое повторяют и с ногами крохи.

Очень полезно использовать специальные тренажёры или массажёры. Они бывают в виде мягкого мяча с неровной поверхностью, валика или кольца, которое одевают на палец. А можно использовать подручные материалы: покатать в руках грецкий орех, сшить мешочки из натуральных тканей и насыпать в них разные крупы. Их периодически давайте ребёнку в руки - это отличный массаж и стимуляция нервных окончаний.

Выполнять упражнения с массажёром можно по-разному, катая его:

  • по столу;
  • между ладонями;
  • от кончиков пальцев до локтя;
  • по тыльной стороне кисти.

Главное помнить, что заниматься нужно с обеими верхними конечностями по очереди. Некоторые родители ошибочно полагают, что если они будут уделять внимание только правой, их ребёнок не будет левшой. Это неверное утверждение. Для гармоничного развития крохи следует развивать две руки одинаково.

Тренажёры и массажёры для развития мелкой моторики рук - фотогалерея

Для массажа рук можно использовать орех Массажёр для рук в виде мяча Такой тренажёр для пальцев можно использовать, когда ребёнок научился сидеть Массажёры могут быть разного вида и формы

Дети очень любят рисовать. Не стоит думать, что приучать их к творчеству нельзя раньше 1–1,5 лет, когда они смогут взять с руки кисть или карандаш. Сегодня большой популярностью пользуются пальчиковые краски, изготовленные из натуральных компонентов и безопасные даже при проглатывании. Рисование рукой является идеальным вариантом развития мелкой моторики у детей грудного возраста. Ребёнок не только ощущает все движения пальцами, но и воспринимает цвета красок, учится их распознавать. В этом случае развивается и сенсорное мышление.

Рисование пальчиковыми красками способствует развитию мелкой моторики

Рисуем пальчиковыми красками - видео

Актуальные методы развития моторики у детей от 1 до 2 лет

В годик ребёнок уверенно сидит, а возможно уже и ходит. Теперь он больше интересуется развивающими игрушками, книжками и другими окружающими его предметами. В этом возрасте для него важно сенсорное восприятие, поэтому можно подключать такие занятия:

  • пальчиковые игры, массаж рук и кистей;
  • пальчиковые краски, рисование гуашью с помощью кисти (акварелью дети начинают рисовать с трёх лет);
  • лепка: маленьким деткам ещё тяжело лепить из пластилина, поэтому лучший вариант - тесто;
  • сортеры и пирамидки, мягкие пазлы - всё это замечательно развивает мелкую моторику;
  • бизиборды, игры с крышками - здесь важен интерес ребёнка и простор фантазии родителей.

Игрушки и занятия для детей младшего возраста - фотогалерея

Тесто для лепки мягче пластилина, поэтому больше подходит для детей в возрасте 1–2 года С помощью пирамидки можно отрабатывать координацию движений Сортер замечательно развивает мелкую моторику С пластиковыми крышками можно придумать множество самых разнообразных игр

Развивающие игры для детей 1–2 лет - видео

Задания для малышей 2–3 лет

В 2–3 года ребёнок очень быстро изучает и овладевает навыками. Дети уже могут объяснить, что они хотят делать, что им интересно в данный момент. В этом возрасте развитие мелкой моторики способствует в первую очередь развитию речи. Малыш с каждым днём произносит всё больше новых слов, учится воспринимать и копировать звуки, начинает говорить целыми предложениями, поэтому крайне важно в этот период с ним заниматься. Занятия кардинально не отличаются от тех, которыми кроха увлекался в 1–2 года. Но их можно усложнить и добавить новые:

  • нанизывание: предложите ребёнку собрать красивые бусы для мамы, или распределить фигуры одного цвета на верёвочке;
  • игры со шнуровкой очень нравятся детям этого возраста;
  • строительство башни: малыш учится координации движений, распределяет кубики ровно, чтобы они не упали;
  • лепка поделки из пластилина: этот материал для лепки более сложный, чем тесто, и ребёнку нужно приложить больше усилий, чтобы с ним работать;
  • занятия с крупами: предложите малышу выбрать из ёмкости одну крупу и оставить в ней другую;
  • игры с водой: ребёнок из ёмкости с помощью ложки или сачка вылавливает различные предметы.

Игры с крупами, водой, пластилином, кубиками и прочие занятия для детей 2–3 лет - фотогалерея

Строительство из кубиков развивает координацию движений Малышу интересно правильно зашнуровать макет ботинка или застегнуть пуговицы на пальто у куклы Нанизывание развивает логику и терпение Лепка из пластилина - более сложное занятие, чем лепка из теста Игры с водой увлекают детей разного возраста

Игры для развития мелкой моторики детям 2–3 лет - видео

Развитие мелкой моторики с детьми садиковского возраста (4–5 лет)

В 4–5 лет ребёнок предпочитает выполнять многие задания только самостоятельно. Ему интересно, как устроена развивающая доска, почему крутятся колёса и многое другое. Любознательность и тяга к познанию нового только способствуют гармоничному развитию личности. Малыш уже хорошо владеет кистью и карандашом, поэтому основные задания направлены на подготовку руки к письму. Многие родители думают, что это рано для этого возраста. Не стоит путать, в 4 года никто не заставляет кроху писать целые слова или буквы, если он не проявляет интерес. К упражнениям и занятиям, описанным выше, стоит подключить новые:

  • игры с песком, или песочная терапия, как часто называют эти упражнения психологи: пусть ребёнок водит пальцами по песку, рисуя картинки или предметы;
  • работа с ножницами: сначала ребёнок учится вырезать ровные полоски, затем геометрические фигуры;
  • аппликация: малыш научится создавать композиции на бумажной плоскости, работать с клеем и салфеткой;
  • рисование, раскрашивание мелких деталей, штриховка - эти навыки готовят руку малыша к письму.

Рисование, аппликация, штриховка и другие занятия для ребёнка 4–5 лет - фотогалерея

В возрасте 4–5 лет приобретите специальные детские ножницы с круглыми краями Аппликации научат ребёнка аккуратности Игры с песком успокаивают ребёнка и очень полезны для развития моторики Штриховка готовит руку ребёнка к письму

Упражнения для развития мелкой моторики у детей 4–5 лет

Мелкая моторика для дошкольников 6–7 лет

В 6–7 лет ребёнок идёт в школу, поэтому он должен быть морально и интеллектуально готов к новому этапу своей жизни. Уроки предусматривают соблюдение дисциплины, быстрое улавливание и понимание нового материала, способность хорошо запоминать и повторять задания. В этом возрасте все упражнения направлены на развитие речи и письма, навыков чтения. Именно поэтому родителям стоит уделить особое внимание совершенствованию мелкой моторики. Недостаточное развитие в этой сфере приводит в большинстве случаев к проблемам в обучении: ребёнок не может писать или делает это очень медленно, у него плохо развиты творческие навыки, фантазия и мышление.

Подготовить малыша к школе помогут такие занятия:

  • физические упражнения: пальчиковая гимнастика, массажёры для рук, пальчиковые игры, пальчиковый театр;
  • мозаика: мелкие детали, которые нужно правильно собрать по инструкции - отличный способ развития маленьких пальчиков;
  • конструктор: в этом возрасте привычные малышу крупные кубики заменяются на более мелкие детали, с помощью которых развивается не только мелкая моторика, но и фантазия;
  • прописи: можно обводить не только буквы или цифры, но и разные фигуры, которые могут заинтересовать ребёнка.

Занятия по развитию моторики для дошкольников - фотогалерея

Собирание мозаики по образцу помоет в совершенствовании мелкой моторики рук дошкольника Конструкторы из мелких деталей очень увлекают дошкольников Пальчиковый театр способствует укреплению мышц кисти и пальцев

О важности развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста - видео

Как развивать мелкую моторику у леворуких детей и малышей и нарушением зрения

Исследования, которые проводились учёными, показали, что многие леворукие дети имеют проблемы с развитием речи, письмом и чтением, поэтому очень важно заниматься с ними упражнениями для развития мелкой моторики. Родителям ребёнка, который активно пользуется левой рукой, а не правой, во время занятий необходимо учитывать некоторые нюансы.

  1. Источник света во время выполнения упражнений должен находиться с правой стороны.
  2. Леворукие дети зрительно не воспринимают пространство, которое находится слева от них, поэтому все предметы нужно располагать правее.
  3. Занятия нужно проводить с перерывами. Для ребёнка-левши это важно, ему нужно больше отдыха, поэтому старайтесь распланировать упражнения так, чтобы устраивать паузу каждые 20 минут.
  4. Во время письма ребёнок часто выдвигает левое плечо вперёд - это норма для деток, которые держат ручку в левой руке, не стоит специально менять его позу.
  5. Главное - не акцентировать внимание, что малыш чем-то отличается от других детей. Он должен чувствовать поддержку родителей и педагогов.

У детей с ведущей левой рукой часто наблюдаются сложности с освоением речи, чтения и письма, поэтому развитие мелкой моторики им особенно необходимо

Сегодня дошкольникам часто ставят диагнозы, связанные с проблемами зрительного восприятия. Причин того, что ребёнок плохо видит, может быть множество, однако такие дети должны развиваться наравне со сверстниками. Очень часто они не могут выполнять действия руками, не понимают, что делать. Именно поэтому развивать мелкую моторику у них нужно с раннего возраста. Однако начинать упражнения лучше с двух лет: малыш уже будет понимать, что вы от него хотите, и не будет бояться.

  1. Обязателен массаж и пальчиковая гимнастика: постукивания, поглаживания, игры с массажёрами - всё это должно быть в программе занятий.
  2. Все занятия направлены на изучение информации благодаря тактильным ощущениям, поэтому ребёнку предлагают предметы из разных материалов, разной формы, которые он трогает, запоминает и пытается описать свои ощущения.
  3. Слабовидящие дети учатся читать по рельефно-точечному шифру, поэтому родители подготавливают малыша к восприятию и пониманию такой формы: можно использовать фольгу, на которой чертят линии, волны, точки и другие фигуры. Он обводит пальцами выпуклые рисунки, пытается их понять и запомнить.
  4. В более старшем возрасте ребёнок может сам чертить фигуры или рисунки, а потом на ощупь как бы читать их.

Не стоит думать, что если у ребёнка слабое зрение или присутствует задержка речевого развития, то занятия с ним не имеют смысла. В большинстве случаев регулярные упражнения на развитие мелкой моторики помогают малышу догнать своих сверстников и приспосабливаться к новой для него информации.

Развитие мелкой моторики и тактильности жизненно необходимо для слабовидящих детей

Диагностика уровня развития мелкой моторики детей в разном возрасте

С каждым днём ребёнок растёт и развивается. В определённом возрасте он должен уметь выполнять различные задания. Для того чтобы оценить успехи малыша проводят диагностику. В первую очередь смотрят, насколько у него развита мелкая моторика. Существуют специальные задания, по мере выполнения которых педагог или психолог определяет уровень владения моторикой рук. Для каждого возраста сложность таких упражнений разная. Как правило, начинают диагностировать детей с трёхлетнего возраста.

  1. Упражнения для 3–4 лет.
    1. Собери монеты в коробку. Малышу предлагается коробка небольшого размера и вокруг неё в хаотичном порядке разложены двадцать монеток. По сигналу он должен как можно быстрее собрать все их в коробку. Задание нужно выполнить сначала одной рукой, затем другой. В норме ребёнок складывает все копеечки активной рукой за 15 секунд, другой - за 20 секунд.
    2. Рисуем в воздухе. Ребёнок должен в течение десяти секунд рисовать пальцами круги в воздухе приблизительно одного размера, при это руки движутся одна по часовой стрелке, другая - против. Если малыш вращает пальцами в одну сторону, или круги сильно отличаются по размеру - задание считается невыполненным.
    3. Нарисовать на бумаге круг, горизонтальные и вертикальные линии.
    4. Упражнения со шнуровкой и пуговицами: ребёнок должен зашнуровать макет ботинка, расстегнуть и застегнуть пуговицы.
  2. Упражнения для 4–5 лет.
    1. Колечко. Нужно соединить указательный и большой пальцы в виде кружочка, а остальные поднять вверх. Ребёнку предлагают удержать пальцы в таком положении в течение 10 секунд.
    2. Проверяют, как ребёнок умеет рисовать прямые, изогнутые линии, волны.
    3. Вырезание ножницами: ребёнок должен уметь вырезать по контуру простые геометрические фигуры.
    4. Согнуть лист пополам: малыш должен как можно ровнее сложить лист бумаги А4.
  3. Упражнения для 5–7 лет.
    1. Рисовать прямые, ломаные, волнистые линии. Нарисовать человека.
    2. На каждой руке поочерёдно вытянуть одновременно указательный палец и мизинец, продержать их в таком положении пять секунд.
    3. Вырезать из квадрата круг.
    4. Попросить ребёнка как бы посолить суп, чтобы малыш медленно растирал кусочки соли между пальцами.

Если в результате диагностики обнаружено отставание в развитии двигательной активности рук, не стоит оставлять эту информацию без внимания: нужно подобрать задания и усиленно заниматься с ребёнком на предмет развития пальчиков.

Картотека упражнений и игр на развитие мелкой моторики рук

Развитие мелкой моторики лучше проводить в игровой форме. Так ребёнку будет интересен процесс, а время, проведённое за занятиями, значительно увеличится. Многие родители задаются вполне логичным вопросом: как же из такого количества существующих упражнений и заданий выбрать нужные и самые эффективные. Ответ прост: все зависит от интересов ребёнка. Некоторые дети предпочитают конструкторы, другие рисование, поэтому родители могут составлять список занятий и упражнений в зависимости от предпочтений ребёнка.

Пальчиковая гимнастика, самомассаж и упражнения с карандашом

Для детей с самого раннего возраста и дошкольников важны пальчиковая гимнастика и самомассаж. На ладонях находится около одной тысячи биологических точек, которые регулируют работы органов человека. Гимнастика для пальчиков проводится одновременно со стишками, которые так интересны детям.

Пальчиковая гимнастика на столе:

  • свободное похлопывание кистями по столу поочерёдно и одновременно;
  • свободное постукивание пальцами по столу обеими руками и поочерёдно;
  • поочерёдное приподнимание и опускание пальцев (кисти лежат на столе) правой и левой руки, затем обеих одновременно;
  • имитация игры на пианино.

Упражнения для пальчиковой гимнастики, самомассаж и упражнения с карандашом и мячом - фотогалерея

Упражнения для пальчиковой гимнастики №1 Упражнения для пальчиковой гимнастики №2 Упражнения для пальчиковой гимнастики№3 Упражнения с карандашами Легкий массаж пальцев Самомассаж с помощью мячиков Массаж пальцев специальным массажёром Игра с мячиком для разминки пальчиков Развиваем мелкую моторику с мячом Игры с мячом со стишками

Самомассаж пальцев и кистей рук - видео

Пальчиковые игры

В промежутках между занятиями у дошкольников проводятся пальчиковые игры. Они сопровождаются стихами и пословицами, которые ребёнок с лёгкостью запоминает и может играть с пальчиками самостоятельно в любое время. Такие перерывы дают возможность отдохнуть и размять руки, а затем приступить к выполнению новых заданий.

Пальчиковые игры помогают:

  • развивать речевые умения и совершенствовать их в процессе игры;
  • учиться слушать педагога или родителей и повторять за ними;
  • стимулировать развитие творческих способностей, ведь ребёнок представляет свои руки в виде животных, растений или определённых явлений природы;
  • тренировать ловкость и гибкость рук;
  • концентрировать внимание;
  • тренировать память (ребёнок запоминает стишки и действия пальцев во время их произношения);
  • наладить контакт детей со взрослыми.

В интернете есть множество видео с примерами пальчиковых игр. Но, кроме того, купить книжки с описанием действий, карточки со стишками и пояснениями можно в магазинах для детей.

Стишки и пальчиковые игры - фотогалерея

Пальчиковая игра «Лебёдушка» Пальчиковая игра «Улитка» Набор карточек «Играя, учись!» Книга «Пальчиковые игры»

Играем с пальчиками - видео

Развитие моторики с помощью сенсорных мешочков, бизиборда, сортеров, шнуровок, лего кубиков, пальчикового театра и других

Очень полезны для мелкой моторики занятия с развивающими игрушками. Для детей с года до трёх интересны бизиборды, которые бывают мягкие и твёрдые, в виде доски. С их помощью ребёнок развивает мышление, логику, внимательность, интеллект, запоминает цвета, изучает буквы и цифры, предметы и разных животных.

Дети раннего возраста воспринимают информацию не только зрительно, но и через тактильные ощущения. Родители могут предложить им сенсорные мешочки, наполненные различными материалами . Это могут быть крупы, мелкие или крупные предметы, игрушки, шарики, детали конструктора.

Сегодня многие дети предпочитают игры с конструктором, шнуровками или сортерами. Они интересны не только малышам, ведь здесь можно применить фантазию и весело провести время. В раннем возрасте предложите ребёнку сортер: пусть он пробует подобрать фигуры, подходящие к отверстиям. Затем заинтересуйте его конструктором, детали которого по мере взросления будут всё меньше, а задания - сложнее.

Многие игрушки можно сделать своими руками, например, бизиборд, мягкую книжку, сенсорные мешочки, шнуровку, сортер, а наполнение деталями выполнить в зависимости от предпочтений и интересов малыша. А вот готовый конструктор лучше приобрести в магазине, сделать его дома не получится.

Игрушки для развития мелкой моторики - фотогалерея

Мягкий бизиборд в виде книжки предназначен для самых маленьких деток Большая развивающая доска интересна детям разного возраста Прозрачные мешочки для развития мелкой моторики Развивающие мешочки для развития мелкой моторики легко изготовить своими руками Необычные сенсорные мешочки в виде птичек Учимся нанизывать предметы на верёвку Развиваем мелкую моторику со шнуровкой

МБДОУ "Детский сад "Василёк", с. Доброе, Симферопольский район, Республика Крым

Мурадасилова Э.Р. Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста // Совушка. 2015. N2..2015.n2.00046.html (дата обращения: 21.02.2019).

"Истоки способностей и дарования детей

находится на кончиках их пальцев.

От них … идут тончайшие ручейки,

которые питают источник образной мысли."

В. А. Сухомлинский

Актуальность работы по развитию мелкой моторики руки у детей старшего дошкольного возраста с ОНР обусловлена возрастными психологическими, физиологическими и речевыми особенностями. Всесторонне представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы логопедических детей научить говорить, нужно не только тренировать их артикуляционный аппарат,ноиразвивать мелкую моторику.

Известно, что около трети всей площади двигательной проекции в коре головного мозга занимает проекция кисти руки. Поэтому тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка. Хорошая мелкая моторика у ребенка позволит ему совершать точные движения маленькими ручками и благодаря этому он быстрее начнет общаться, используя язык.Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники часто испытывают серьезные трудности.

Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать задолго до поступления в школу.

Что такое мелкая моторика?

Мелкая моторика - это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук. В применении к моторным навыкам часто используется термин - ловкость.

К области мелкой моторики относится много разнообразных движений: от примитивных жестов до очень мелких движений, от которых зависит почерк человека.

Значение мелкой моторики

Движение рук - это основа для формирования навыков самообслуживания у детей.

Уровень развития мелкой моторики является одним из важных показателей готовности ребёнка к обучению в школе.

Движение пальцев рук влияют на развитие моторной функции речи и стимулируют развитие других психических функций, таких как мышление, память, внимание.

Виды организованной деятельности и их направления, где можно с успехом применять упражнения на развитие мелкой моторики руки.

Познание:

Социализация (игровая деятельность).

Труд (самообслуживание).

Безопасность (сохранение жизни и здоровья).

Познавательно - речевое (развитие речи, сенсорное развитие и продуктивная деятельность).

Формирование элементарных математических представлений (количество и счёт, форма, величина, ориентировка в пространстве).

Коммуникация: (общение со взрослыми и детьми, развитие всех компонентов устной речи).

Художественное творчество: (стихотворные формы в пальчиковой гимнастике, продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация).

Физическая культура (физкультминутки, пассивная гимнастика (массаж))

Предметно-развивающая образовательная среда

В группе создана необходимая предметно-развивающая среда, приобретены и сделаны игры и пособия для развития мелкой моторики.

У нас есть определённое место в группе, где представлены различные игры и материалы для развития мелкой моторики. Работа здесь осуществляется с небольшой группой детей. Иногда, в утренний и вечерний отрезки времени, занимаемся индивидуально. Сейчас замечаем, что дети самостоятельно и с большим интересом действуют с дидактическим материалом.

Цель и задачи

Цель: развитие мелкой моторики у детей с ОНР посредством дидактических игр и игрушек, массажа ладоней и пальцев рук и пальчиковой гимнастики.

Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей с ОНР посредством дидактических игр и игрушек, массажа ладоней, пальцев рук и пальчиковой гимнастики.

Развивать тактильную чувствительность рук.

Стимулировать зрительное и слуховое восприятие.

Тренировать тонкие движения пальцев рук.

Развивать память, внимание, терпение и связную речь.

Развивать навыки ручной умелости.

Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.

Методы и приёмы

Доминирующий метод - игровой.

Словесный (объяснение и рассказ)

Наглядный (показ, демонстрация, схемы)

Практический (совместный показ, рассказ педагога, игра)

Научные принципы

Комплексный подход.

Системность и последовательность.

Единство обследования (диагностики) и педагогического процесса.

Сотрудничество воспитателя и родителей.

Развитие.

Методикапроведения обследования

Картаобследовани

Оформление результатов.

Обработка данных обследования.

Определение уровня развития мелкой моторики у детей.

Поставив перед собой цель и задачи, а так же исходя из моего личного педагогического опыта, учитывая возрастные особенности детей, опираясь на развёрнутое тематическое планирование, предложенное в программе "От рождения до школы" (под редакцией авторов Н.Е.Веракса, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой) я подобрала наиболее приемлемые для решения поставленных задач виды игровых упражнений по развитию мелкой моторики.

Для удобства, те виды игровых упражнений, которые я использую в работе, были разбиты на комплексы:

Использование нестандартного оборудования.

Комплекс элементов изодеятельности в развитии мелкой моторики.

Комплекс "Пальчиковые игры".

Комплекс игрового массажа.

Развитие графической моторики.

Игры с крупой

Детям предлагаем поиграть в Золушку. Для этого на листочке бумаги смешиваем по чуть-чуть гречки, риса и гороха. После этого предлагаем рассортировать. Интересно наблюдать за детьми: каждый делает это по-своему. Кто-то берёт крупу двумя пальцами, кто-то просто двигает её по листу. Иногда делаем это на время.

Берём поднос и рассыпаем по нему мелкую крупу (манку). Лучшей доски для рисования не придумаешь.

Насыпаем в кружку сухой горох. Перекладываем по одной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя руками, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинчиком.

Насыпаем горох на блюдце. Ребёнок большим и указательным пальцами берёт горошину и удерживает её другими пальцами - набирает целую горсть. Можно делать это и двумя руками.Разверни, не порви…

Только на первый взгляд кажется просто развернуть грецкий орех, завёрнутый в фольгу.

Сколько фольги ребята испортили, прежде чем научились делать это аккуратно и медленно, стараясь не порвать тонкий материал.

Игры со счётными палочками.

В этих играх хорошими помощниками станут обыкновенные счётные палочки или спички (без серы).
"Сложи колодец"
"Выложи картинку"
"Выложи геометрическую фигуру"

Игры с прищепками
Упражнения с прищепками развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук.
Чтобы игра была интересней, можно прикреплять прищепки по тематике.

Игры с конструктором лего
Способствуют развитию восприятия. Создаются условия, в которых дети знакомятся с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов.

Сухой бассейн
Дети любят играть в сухом бассейне (из крышек). Там спрятаны мелкие игрушки от киндер-сюрпризов, которые ребята с возрастающим интересом ищут в большом количестве пробок и крышек.

Игры - шнуровки
Игры-шнуровки развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук.
Развивают пространственной ориентирование, способствуют усвоению понятий "вверху", "внизу", "слева", "справа".
Способствуют развитию речи.
Развивают творческие способности.
Развивают усидчивость, внимание, терпение.
Игра способствует координации движений, гибкости кисти и раскованности движений, что является залогом отсутствия проблем в школе.

Рисование
Рисование - любимое занятие. Не обязательно нужно рисовать на листе бумаги карандашами и кисточками, можно рисовать на снегу или песке, манке, на запотевшем окне, на асфальте…
А можно рисовать пальцем или ладошкой, делать отпечатки кусочком ваты, скомканной бумагой, печаткой, тычком. Ещё есть много разных способов развить детское восприятие…
Игры с пластилином
Лепка, рисунки из пластилиновых колбасок, пластилинография… При этом мы попутно будем развивать и мелкую моторику руки.

Игры с бумагой
Оказывается, бумагу можно мять, рвать, складывать, резать ножницами…
Такие игры помогут детям узнать как обычная бумага превращается в красивую аппликацию и забавные объёмные игрушки.
Развитию точных движений, вниманию, терпению, усидчивости и памяти помогают занятия в технике оригами: складыванию корабликов, самолётов, цветов, животных и т.д.
Игры с природным материалом
Для детей уже не секрет, что из шишек, желудей, листьев и каштанов можно создать необыкновенные поделки, а можно просто использовать их для массажа рук.

Пазлы и мозайка
Пазлы - в переводе с английского "головоломка", "затруднение". Кроме мелкой моторики, эта игра формирует ещё и пространственное представление, умение складывать большое из мелких деталей.
Мозайка - игра, которую помнит каждый из детства. Дети уже делают композиции по образцу или ориентируясь на собственную фантазию.
Работа с ножницами
В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторике и координации движений руки становится важной частью подготовки к школе. Особую роль в развитии ручной умелости играет умение уверенно пользоваться ножницами.

Пальчиковые игры
Пальчиковые игры - наилучшее средство для развития мелкой моторики и речи в своей совокупности. Разучивание текстов пальчиковой гимнастики способствует быстрому формированию речи, пространственного мышления, внимания, памяти и воображения. Речь детей становится более выразительной.
Массаж кистей рук и пальцев
Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Он оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышая тонус, эластичность и сократительную способность мышц.
Массажные шарики су-джок и кольцевая пружинка незаменимы для массажа пальчиков и ладоней.
Развитие графической моторики
Развитие графических навыков
Учитывая возрастные особенности старших дошкольников, непосредственно образовательная деятельность проводится в тетрадях с крупной клеткой. Клетка даёт большие возможности для развития мелкой моторики и элементарных графических навыков письма, так как рисование по клеткам требует мелких точных движений, а так же создаёт благоприятные условия для развития ориентировки в микропространстве.
Цель: развитие графических навыков, путём преодоления недоразвития моторных, мускульных возможностей пальцев руки ребёнка.
Задачи:
Совершенствовать навыки выполнения пальчиковых гимнастики и игр, которые стимулируют развитие речи.
Формировать мелкую моторику, умение слушать, запоминать, выполнять действия на основании словесной и зрительной инструкции.
Совершенствовать умение детей ориентироваться в пространстве и на плоскости, определения пространственных соотношений между двумя-тремя предметами или изображениями, а так же умения различать правую и левую стороны.
Учить детей ориентироваться в тетради в крупную клетку.
Учить детей рисовать прямые линии, квадраты, прямоугольники по точкам и без них, использовать эти элементы при написании букв в подготовительной группе.
Учить детей рисовать наклонные линии по точкам и без них, использовать эти элементы при написании букв.
Совершенствовать навыки штриховки горизонтальными и косыми линиями.
Развивать глазомер, слуховое внимание, зрительное восприятие, речь.

Вывод
Развитие кисти руки и координация движений пальцев рук - задача комплексная, охватывающая многие сферы деятельности детей. Она является одним из аспектов проблемы обеспечения полноценного развития в дошкольном детстве. И поскольку общее моторное отставание наблюдается у большинства современных детей, особенно с ОНР, слабую руку дошкольника нужно и необходимо развивать. Игры и специальные упражнения активизируют моторику рук, улучшают подвижность пальцев, развивают их силу и гибкость. Вырабатывается их ловкость, умение управлять своими движениями.

Литература
1. Жукова Н. С. Преодоление недоразвития речи у детей
2. Галигузова Л. Н. Смирнова Е. О. Степени общения: от года до семи
3. Дарвиш О.Б. Возрастная психология
4. Холмовская В.В. Воспитание и обучение детей пяти, шести лет
5. Фомина Л.Ф. Воспитание у детей правильного произношения
6. Кольцова М.М. Развитие моторики
7. Данилова E. Пальчиковые игры
8. Гризик Т.И. Детство и отрочество
9. Справочник старшего воспитателя.
10. Журнал "Дошкольное воспитание"
11. Журнал "Дошкольное воспитание"
12. Дубровина И.В. Готовность к школе, развивающие программы
13. Данилова Е.Е."Психология"
14. Строгонова И.А. Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребёнка