По какой схеме нужно вводить овощной прикорм. Вводим первый прикорм: овощное пюре

Овощное пюре – это один из трех обязательных прикормов, которые надо ввести в питание младенца еще до года. Нередко именно с него и начинают знакомство малыша со «взрослой» пищей. Как правильно приготовить и дать ребенку овощной прикорм? Почему овощи столь важны для малютки?

В чем польза овощей для детей, и зачем нужны овощные пюре

Из каких бы овощей ни было приготовлено пюре для малыша, оно должно быть:

1. Более густой консистенции, чем молоко или адаптированная молочная смесь.

Как вводить овощные пюре в питание грудничка

Никаких отличий в от других нет. Пюре должно быть приготовлено из одного овоща, на воде, без любых других добавок. Допускается развести его грудным молоком или привычной для малютки адаптированной смесью.

В первый день, желательно до обеда, дайте одну чайную ложку. Следите, не появится ли проблем: срыгиваний, вздутия и болей в животике, учащенного стула или патологических примесей в нем (пены, воды, зелени, прожилок крови). Если все в порядке – назавтра дайте 2 ложечки (если прикорм уже не первый – можно 3) и снова наблюдайте. Так продолжайте до тех пор, пока не замените овощным пюре все кормление. Ориентировочное количество прикорма в разном возрасте можете посмотреть здесь. Объем порции будет еще зависеть от аппетита, настроения малыша и от того, что и как он ел в прошлое кормление.

После того, как малыш примерно за неделю привыкнет к полному объему своего первого овощного пюре, в него можно добавить небольшое количество нового овоща. На его введение отводится не меньше недели, после чего можно включать в прикорм третий компонент, и так далее.

Как приготовить ребенку овощное пюре

Все просто, если следовать правилам :

  1. Овощи тщательно моют, очищают от кожуры и еще раз моют под проточной водой. Если их хранили в доступном для мышей помещении, желательно обдавать кипятком.
  2. Разрезают на небольшие кусочки и вбрасывают в кастрюльку с кипящей водой (на плите или в микроволновке). Так полезные вещества сохраняются в мякоти, а не вымываются в отвар. Более удачный вариант приготовления – на пару: в мультиварке, пароварке.
  3. Готовые овощи протирают через пластмассовое сито или взбивают в блендере, добиваясь нужной консистенции. Если пюре получается слишком густым, его разбавляют кипяченой водой. Можно использовать и отвар, если уверены в отсутствии вымываемых при кипячении в воду нитратов.
  4. Для увеличения калорийности блюда полезно добавлять вместо воды грудное молоко или привычную для ребенка адаптированную смесь. С этой же целью используются растительное (в 1 чайной ложке 45 ккал!) и сливочное (в чайной ложке — около 30 ккал в зависимости от жирности) масло, а после года – сливки или мясной бульон.
  5. Пряные травы и перья репчатого лука можно мелко порубить и потереть ножом, добавив в готовое пюре, либо взбить вместе с овощами в блендере.
  6. Очень желательно обходиться без поваренной соли хотя бы до исполнения ребенку года.

Если не уверены в безопасности имеющихся овощей либо не имеете возможности (времени или кухонной техники) для приготовления детского пюре нужной консистенции, рекомендуем давать овощной прикорм (хотя бы на первых порах) в виде консервированного детского питания.

Альмира Донецкова

Врач-педиатр

В качестве первого прикорма мож-но использовать овощное пюре или кашу. Однако большинство педиатров отдают предпочтение овощному пю-ре, так как овощи являются ценным источником витаминов, органических кислот и микроэлементов, а также со-держат растительные волокна и пек-тины, которые нормализуют микро-флору кишечника и предупреждают возникновение запоров. Начинать прикорм с овощного пюре целесообраз-нее еще и потому, что в последую-щем, при введении более сладких продуктов, например, каш, малыши от пюре уже не отказываются. В то же время при недостаточной прибавке в весе, неустойчивом стуле сначала вводится каша. Таким образом, реше-ние о том, какой прикорм лучше ввес-ти малышу первым, необходимо со-гласовать с педиатром.

Порядок введения овощей

Желательно начинать введение овощ-ного прикорма с тех овощей, которые наиболее редко вызывают аллергию и лучше перевариваются. Примерная по-следовательность овощей может быть следующей:

Старше 4,5 мес.

Кабачок

Цветная капуста

Капуста брокколи

Картофель

Сладкий картофель

Морковь

Старше 5 мес . - расширение ассортимента овощей за счет:

Белокочанной капусты и др.

Можно начать комбинировать выше-перечисленные овощи, если вы убежде-ны, что все компоненты хорошо перено-сятся ребенком.

После 6 месяцев жизни. Можно использовать поликомпонентные пюре с добавлением томатов.

Следует учитывать, что морковь и то-маты могут вызвать аллергию у пред-расположенных к этому детей, поэтому вводить эти овощи необходимо с осто-рожностью.

После 7 месяцев жизни. Поликомпонентные пюре с добавлением зеленого горошка.

После 8 месяцев жизни. Поликомпонентные пюре с добавлением:

  • шпината
  • термически обработанные чеснок и лук

После 9 месяцев можно использо-вать в приготовлении пюре травы: пет-рушку, укроп, сельдерей.

После 1 года в рацион ребенка вво-дят бобовые (горошек и фасоль), ре-пу, редис, свежие огурцы и помидоры. У детей до этого возраста желудочно-кишечный тракт еще не готов к перева-риванию продуктов, которые содержат грубую клетчатку. Это может вызвать повышенное газообразование, взду-тие и боль в животе

С началом введения первого прикор-ма малышам на свободном грудном вскармливании рекомендуют предлагать воду (в отличие от детей на искус-ственном вскармливании, которым воду начинают давать раньше). Это объясня-ется тем, что продукты прикорма содер-жат меньше воды, чем грудное молоко, и потребности в жидкости увеличиваются. Лучше использовать бутилированную воду; если она не предназначена специ-ально для детского питания, то ее необ-ходимо прокипятить. Сначала воду дают с чайной ложки, начиная с 10-20 мл, и постепенно увеличивают объем. Следует ориентироваться на потребности ребен-ка, так как он не выпьет воды больше, чем нужно. Предлагают воду между кормле-ниями. Если давать ее перед следующим приемом пищи, когда ребенок голоден, то есть риск «перебить» аппетит.

Современный подход

Несколько лет назад знакомство малыша с новой пищей начинали с введения в его рацион со-ков и фруктовых пюре. В настоящее время эти позиции пересмотрены. Современные педиатры советуют первым вводить овощное пюре, иногда - кашу, поскольку исследования показывают, что раннее введение соков и фруктовых пюре часто вызывает развитие побочных реакций в виде аллер-гии и расстройств пищеварения, а также способствует развитию кариеса, к тому же после введения сладких блюд дети нередко отказываются от пресных овощей.

Важно знать

Картофель содержит крахмал, который в большом количестве способен про-воцировать вздутие и боли в животе, учащение стула, поэтому доля картофе-ля не должна превышать 20-30% от общего объема пюре. Кроме этого, пе-ред приготовлением хорошо вымачивать разрезанный пополам картофель в воде в течение 1-2 часов для выведения из него крах-мала и нитратов.

Любой новый продукт не вводят в ра-цион ребенка, когда он нездоров, при изменении привычного уклада жизни (например, переезде), во время прове-дения профилактических прививок, в жаркую погоду.

Для того чтобы ребенок не отказал-ся от прикорма, его следует давать пе-ред кормлением грудью (когда ребе-нок голоден), с ложечки.

Первый прикорм вводится в одно из дневных кормлений, наиболее удобным является введение прикорма в 10 или 14 часов, чтобы проследить в течение дня за состоянием малыша, его реакци-ей на введение нового блюда. В случае появления тревожных признаков (нару-шения самочувствия, появления высыпаний на коже, изменения стула - его учащения и разжижения) необходимо прекратить введение продукта и обра-титься к педиатру.

Начинать введение прикорма следу-ет с одного вида наименее аллергенных овощей, это позволит отследить реак-цию малыша именно на данный продукт. Поскольку ребенок только привыкает к новым вкусам, у него происходит посте-пенное формирование вкусовых ощу-щений, возможно, он будет отказывать-ся от незнакомого ему продукта. В этом случае надо попробовать предложить данный продукт через несколько дней или перейти к другому виду овощей (но ни в коем случае не к сладкой каше!).

Начинать введение новых продуктов надо с небольшого количества (1 чайной ложки), постепенно в течение 7-10 дней увеличивая до полного объема одного кормления (150 г).

Пример введения овощного прикорма:

1-й день -1 ч. л. (5 г)

2-й день- 2 ч. л. (10 г)

3-й день-3 ч. л. (15 г)

4-й день-4 ч. л. (20 г)

5-й день - 10 ч. л. (50 г)

6-й день-20 ч. л. (100 г)

7-й день-30 ч. л. (150 г)

Вторая неделя приходится на привы-кание ребенка к новому блюду. Суточный объем овощного прикорма в возрасте 9-12 месяцев достигает 200 г.

По своей консистенции на началь-ном этапе введения блюда прикорма должны быть го-могенизированны-ми (однородными, полужидкими) и не вызывать затруднений при глотании.

В дальнейшем постепенно переходят к более густой консистенции - протер-тому овощному пюре.

Температура блюд должна быть 37°С, что соответствует температуре получаемого материнского молока.

После порции прикорма ребенку надо предложить грудь. При искусственном вскармливании объем смеси после порции пюре должен быть та-ким, чтобы вместе с овощами это со-ставляло 200 мл.

Овощное пюре необходимо гото-вить каждый день, непосредственно перед употреблением. Готовить на несколько дней детям до года не рекомендуется. При повторном на-гревании уменьшается количество витаминов и других питательных веществ, а также даже при хранении в холодильнике в готовых продуктах могут размножаться микробы. Для приготовления пюре надо выбрать свежие, если возможно, «домашние» овощи, для выращивания которых не использовались химические удобре-ния. Тщательно их вымыть, очистить, еще раз промыть водой. Чтобы сохранить максимальное количество мине-ральных солей и витаминов, овощи желательно варить на пару или ту-шить с небольшим количеством воды (можно использовать пароварку или скороварку). Овощи надо бросать в кипящую воду, затем огонь убавить. Если в одной посуде будут готовиться несколько видов овощей, их уклады-вают постепенно, в зависимости от скорости размягчения. Первые, пробные порции овощного пюре солить не следует. Вареные овощи необходимо протереть через сито или измельчить блендером и развести овощным отва-ром в объеме третьей или чет-вертой части от общего коли-чества овощей. В готовое овощное пюре можно до-бавить растительное (лучше всего оливковое «первого холодного отжима») масло, начиная с 1 капли и постепенно в течение неде-ли доводя объем до 3 мл (в возрасте с 4,5 до 6 месяцев) - и 5 мл (с 6 меся-цев). Растительное масло является ценным источником полиненасыщен-ных жирных кислот, жирорастворимых витаминов (A, D, Е) и фосфатидов, ко-торые необходимы для дальнейшего роста и развития малыша.

Ассортимент готовых овощных пю-ре промышленного производства для детей раннего возраста чрезвычайно разнообразен. Они гарантируют со-став, соответствующий потребностям детей, необходимую степень измель-чения, безопасность и отсутствие вредных примесей. Однако надо учи-тывать, что зарубежные производите-ли для улучшения вкуса пюре доста-точно часто используют при их изготовлении бобовые, томаты, лук, чеснок, специи (например, перец) и рекомендуют введение данных пюре с 5-6 месяцев (по рекомендациям отече-ственных педиатров и диетологов данные продукты следует вводить позже). Готовое питание не нужно до-полнительно подсаливать, также нет необходимости добавлять раститель-ное масло (овощные консервы для де-тей, как правило, содержат неболь-шое количество соли и необходимый объем растительного масла). Для со-хранения витаминов разогревать ба-ночки следует, поставив их в горячую воду и периодически помешивая. Мож-но также использовать специальный подогреватель для детского питания. Остатки разогретого пюре повторно использовать нельзя.

Развелась с мужем пять лет назад. От брака двое детей 9 и 11 лет. Надоело решать и тащить на себе все семейные проблемы, да ещё к тому же муж начал гулять. Ушла от него как говорится "с одним узелком"... Всё это время с нуля обустраивала дом, выплачивала три кредита, растила детей, было не легко. Слава Богу повезло и я поменяла работу, стала больше зарабатывать. Более менее жизнь начала налаживаться. Год назад познакомилась с мужчиной... И О Боже... Это тот мужчина о котором я мечтала. Полная противоположность моему бывшему мужу. И забота и внимание. Одно Но... Он отец одиночка... Его с ребёнком бросила жена, ушла к его лучшему другу. В принципе меня эта ситуация не испугнула и я думала ну где два ребёнка там и третий не помехой будет... Но оказалось всё не так то просто... Я как мудрая женщина сразу стала искать подход к ребёнку, купила ей игрушки, полностью заменили её гардероб, у бедного ребёнка не было даже приличных вещей, всё было на столько застирано.... Напокупала ей кучу красивых резиночек в сад. Пыталась всячески угодить. Девочке 5 лет... Ребёнок проблемный, ничего не понимает, в саду на неё жалуются, что не слушается, не хочет заниматься.... Дома творит что попало, не реагирует на замечания. Говорит что поняла и тут же творит опять!!!
Мама никак не участвует в воспитании ребёнка, алименты не платит, ссылаясь на то что она выплачивает совместный кредит... Ну да ладно, Бог с ней...
Прожили мы все вместе год... Я думала что она изменится и мы заживём счастливо... Но ничего не менялось...
Меня бесило её поведение и на почве этого у меня постоянно не было настроения, поэтому с Алексеем мы начали ругаться. Я не могла сказать ему что меня бесит его дочь... Я понимаю что он её любит больше жизни... Думала расстаться, но я его люблю и он меня очень любит....и с моими детьми он хорошо общается, с сыном ходит на шахматы.... Не знаю что делать.. Мне кажется что его дочь никогда не изменится и я никогда не смогу её полюбить....

324

Ольга Морозова

Здравствуйте. Я тут уже как то создавала тему про соседских псов, как их отвадить. Осенью, в сентябре, соседский пес загрыз котенка нашего, посреди дня, можно сказать, на глазах у соседа(хозяина пса) и наших(я и сын видели). Просто напросто не успели ничего сделать, много ли надо 3 месячному котенку. Я тогда на нервах соседям много чего высказала из-за их собак. Они извинялись, обещали присматривать за ними, но при этом прозвучала фраза: собаки охотничьи(обычные дворняги при этом) и на кошек будут все равно нападать, обрадовали называется(((
Честно говоря, не хотела больше кошек заводить, но в октябре на день рождения дочери принесли ей подарок-котенка..Лоток дома есть и кошка туда ходит, но только по маленькому, а по большому привыкла на улицу. Выпускали, всё время присматривали за ней. И вот на той неделе соседская псина перескочила по сугробам к нам во двор и прихватила кошку прямо у крыльца. Я под навесом в это время развешивала белье на просушку, он меня не видел, но и я его сразу не увидела/не услышала-без звука напал. Выскочила я на визг кошки. Отбила, при этом он полоснул зубами по рукаву куртки и порвал рукав мне. Когда немного успокоила и обработала кошку и сама успокоилась, пошла к соседям, сказала буду жаловаться. Выходные прошли, они никаких мер не приняли(пес как бегал по улице, так и продолжает бегать). Сегодня написала жалобу участковому, но поразили слова его, мол, никаких мер принять по отношению к хозяину пса не можем, наказания или штрафа за это нет. Только если вы дальше пойдете и в суд на них подадите, на материальный и моральный ущерб. Но с судом связываться из-за кошки и порванного рукава не хочется. Неужели действительно нет никаких законов, чтобы участковый, опираясь на них, мог как то воздействовать на хозяев собак, которые на самовыгуле и по чужим дворам душат кошек? В общем много написала, просто если уж начинать войну с соседями, то опираясь на законы...Может кто что подскажет...

313

Катерина

Тема поболтать. А вы додумываете умелки своих детей? Объясню. У подруги сын младше моего на пару месяцев, и вот она мне гордо присылает видео, где ее малыш как червяк елозит по полу. Она радостно пишет, что он начинает ползать. А по мне так это просто возня на ковре))) Или он попу назад отклячивает, а она думает, что он на четвереньки встает. Я просто либо слишком критична к сыну, либо реалист. Но пока он конкретно не пополз хотя бы сантиметров 30 - я как-то и не говорила, что он начинает ползать. И если он сидит с опорой на одну руку - это еще не сидит. А вы к какому лагерю примкнете и почему?

210

Аноним

Устроилась на работу пол года назад. Ребёнку 3,5 . Ходит в сад. Осенью нормально ходил. Я вышла на полный день. И вот уже почти весь февраль и половину марта сижу дома. Устраивалась по знакомству, никто мне ничего не говорил за пропуски, но крайний раз уже намекнули, что надо бы что то решать с больничными. Нашла няню через агенство, но моя мама подняла панику, что няню не надо (у меня мама командир тот ещё) , она сама его встречает из сада, но больничные говорит будем сидеть по очереди, 2 дня она, три я. Но часто она то улетает куда-то, то театр у неё, то вообще не хочет и ненадёжно все. И ничего хорошего с этого не вышло. Няня в итоге нашла ещё какую то работу посменную и теперь не может приезжать по щелчку, только в выходные свои. Мама ещё подкалывает,что я половину зарплаты отдам на няню. Нормально работать у меня не получается. Уходить я не хочу, так как муж сейчас зарабатывает недостаточно для всего, я себе покупаю одежду, в е женские необходимости, плюс оплачиваю отпуск, могу отложить на ипотеку, мы копим. Мама поняла, что мы просто так не может накопить на квартиру, перестала попрекать купленной квартирой, до этого мужа тюкала постоянно, что о чем он думал когда семью создавал. Муж хоть и считает себя добытчиком, но на все не хватает. И я не хочу терять работу, стаж,квалификацию. А ещё это очень тяжело морально по 2 недели сидеть с ребёнком. Мне на работе лучше, но я не могу туда попасть. Только сходит в сад 5 дней и снова на 2 недели дома. Я постоянно нервничаю. Как же и работать и ребёнка при этом смотреть. Как женщины это делают?

171

LTA LTA

Добрый день, уважаемые форумчанки. Нужен коллективный разум, у меня уже мозг не работает. Дано:есть небольшая студия по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ: русский, англ, общество и матем. Планирую расширение-открыть вторую в другом районе, и изменить название обеих студий. Так называемый, ребрендинг произвести. Сейчас название -АбвЕГЭ. Хочется что-то интересное и по делу. Муж предлагает "студия подготовки к ЕГЭ фамилия имя". Мне не нравится, слишком пафосно. Помещение-небольшое, три класса и стойка админа, за которой я и стою, если урока нет. Курсами не назовешь. Буду благодарна за советы: как можно назвать интереснее.

82

Как правильно и с пользой для здоровья ребенка ввести в рацион малыша овощной прикорм, давайте попробуем разобраться в нашей статье.

Прикорм - это любая пища, кроме грудного молока и молочных смесей, которую получает ребенок в первый год жизни.

Для чего он нужен?

Педиатры советуют вводить первый прикорм для малыша в 6 месяцев , причем, этот возраст актуален как для малышей на грудном вскармливании, так и на искусственном.

Почему это важно?

Примерно к полугоду малышу для нормального роста и развития ребенку может не хватать витаминов, микроэлементов и минеральных веществ, поступающих с материнским молоком или с молочной смесью. Растущий детский организм может ощущать нехватку витаминов С, А и D, витаминов группы В, фолиевой кислоты, железа, йода, цинка, меди, селена, кальция, фосфора и калия.

С чего начать?

Перед введением прикорма лучше посоветоваться с педиатром, который сможет порекомендовать, чего именно не хватает вашему малышу.

Врач-педиатр высшей категории медицинской сети «Добробут», детский аллерголог, кандидат медицинских наук Екатерина Михайловна Ковбаско поделилась с сайт «Всемирная Организация Здравоохранения рекомендует начинать прикорм грудничка, то есть ребенка 6 месяцев, с овощей. Но если ребенок или вес его на нижней границе возрастной нормы, лучше начинать прикорм с крупяных каш, состоящих из одной крупы, то есть с безмолочных каш. Если же ваш малыш набирает вес хорошо, то прикорм лучше начинать с овощей. Для первого прикорма грудничка лучше использовать овощи, растущие в нашей климатической зоне, а также те овощи, которые являются сезонными для данного времени года».

Если ваш педиатр согласен, а кроха хорошо прибавляет в весе, здоров и весел, то смело можно начинать вводить прикорм с овощного пюре .

Помимо наличия важных витаминов и минералов, у овощного прикорма есть и другие важные полезности:

  • овощи содержат клетчатку, которая поможет продвижению пищи по пищеварительному тракту и развитию полезной микрофлоры в кишечнике;
  • овощи содержат пектиновые вещества, которые абсорбируют и выводят из организма малыша токсины;
  • овощи положительно влияют на состояние кислотно-щелочного равновесия организма, создавая условия для правильного функционирования всех органов и систем.

Сейчас, весной, казалось бы, самое время для того, чтобы предложить малышу пюре или супчик из свежих овощей . Однако, дорогие родители, не торопитесь: овощи из супермаркета или купленные на рынке не всегда подходят для первого прикорма малыша, ведь содержание в них различных химических веществ может быть выше позволенной нормы.

Для приготовления овощного прикорма лучше взять овощи, в качестве которых вы будете уверены на все 100%, например, домашние, выращенные в экологически чистых климатических зонах, без применения пестицидов, купленные у проверенных продавцов.

Также для введения овощного прикорма можно использовать готовое пюре из баночек . Плюсы использования готового детского питания : контроль над качеством сырья, из которого готовится пюре, небольшой объем баночки позволяет не покупать лишнего, асептическая упаковка максимально долго сохраняет полезные свойства и витамины.

Важный нюанс : в прикорме придерживайтесь моно-принципа : не давайте малышу одновременно несколько овощей, остановитесь на каком-то одном и понаблюдайте за реакцией ребенка. Все в порядке? Значит ориентировочно через две недели можно пробовать что-то новенькое.

Что давать?

Специалисты рекомендуют начинать прикорм с гипоаллергенных овощей : кабачков, цветной капусты, светлых сортов тыквы, брокколи, моркови. Затем в прикорм малыша добавляют картофель, который лучше комбинировать с морковью или кабачком, поскольку само по себе картофельное пюре довольно тяжелая пища для грудничка.

Богат калием, медью, каротином и витамином С. Обладает общеукрепляющим, желчегонным, мочегонным, противоаллергическим и противоанемическим свойствами, усиливает перистальтику кишечника, легко усваивается, нормализует водно-солевой обмен и очищает кровь.

Цветная капуста содержит нежную растительную клетчатку, богата минеральными солями (калием, фосфором), микроэлементами (железом, кобальтом, магнием и йодом) и витаминами (А, С, группы В, Е, РР, U), которые обеспечивают иммунную защиту растущего организма. В цветной капусте содержится достаточное количество белка, необходимого малышу для роста и аминокислот, незаменимых для деятельности печени и желчного пузыря.

Тыква богата витаминами, жирами, белками и углеводами, а также глюкозой, минеральными веществами и микроэлементами (калием, кальцием, железом). По содержанию каротина тыква превосходит морковь в 5 раз.

Содержит пектиновые вещества, клетчатку и пищевые волокна, которые способствуют работе кишечника, обладают бактерицидными свойствами, положительно воздействуют на желчевыделительную деятельность. В моркови содержится большое количество бета-каротина, который трансформируется в организме крохи в витамин А марганца, а по содержанию фитонцидов не уступает луку и чесноку.

После того, как малыш познакомится с моно-пюре из овощей, их можно будет соединять, создавая различные вкусы . Экспериментируйте, создавая такие, которые понравится малышу, ведь вкусовые предпочтения у каждого абсолютно индивидуальны. Также не забывайте сами пробовать то, что получилось, перед тем как давать ребенку. Если вкус приготовленного супа или пюре не понравится даже взрослому, вряд ли малыш захочет взять даже ложечку в рот.

Одной из самых горячих тем для обсуждения среди родителей, является тема введения прикорма. Споры идут не только о начале введения прикорма, но и с чего начать? Как приготовить прикорм? Самостоятельно? Или купить в отделах детского питания? Все эти вопросы, и споры продолжаются не один год.



Примерно к полугоду грудничку для нормального роста и развития начинает не хватать витаминов, микроэлементов и минеральных веществ, поступающих с материнским молоком или с молочной смесью. Растущий организм ощущает нехватку витаминов С, А и D, витаминов группы В, фолиевой кислоты, железа, йода, цинка, меди, селена, кальция, фосфора, калия и других. Значит, пришла пора вводить овощной прикорм. Знакомство с новыми продуктами очень важно, и слишком затягивать с ним не следует. Ведь вкус - это одно из важнейших ощущений, дарящих нам положительные эмоции.

Приучая ребенка с раннего детства к вкусному, разнообразному и здоровому питанию, мы формируем у него полезные привычки, которые останутся с ним на всю жизнь. Более густая по консистенции пища обеспечивает „тренировку" пищеварительной системы, стимулирует моторную функцию кишечника и правильное формирование жевательного аппарата.

Когда начинать приобщать ребенка к взрослым блюдам и что выбрать в качестве первого прикорма? Самое подходящее - овощи!

Может случиться так, что ваш малыш наотрез откажется есть наиполезнейшее овощное пюре. Главное - не отчаиваться. Просто отложите знакомство с новой пищей на 7-10 дней и попробуйте потом еще раз. Рано или поздно все получится!

Правила введения прикорма.

Общие правила введения новых продуктов и в часности овощного прикорма в меню малыша таковы.

Начинайте всегда с малых доз - с 1/2 чайной ложки, постепенно увеличивая количество пищи до нужного объема: до 80 г в 7-8 месяцев, до 120 г в 9-12 месяцев.

В один день вводят один новый продукт в одно из кормлений. В начале введения овощного прикорма блюда готовят из одного вида продуктов, а в дальнейшем переходят на сочетание нескольких.

  • Лучше не вводить овощной прикорм в период изменения привычного уклада жизни малыша (например, при переезде).
  • Воздержитесь от знакомства с новыми блюдами во время болезни и в течение недели после выздоровления, в период вакцинации или других медицинских процедур.
  • Овощной прикорм рекомендуют вводить во второе утреннее кормление - перед смесью или грудным молоком.
  • Необходимо оценивать реакцию ребенка на введение нового блюда, учитывать общее самочувствие, состояние кожи, характер стула в течение 7-10 дней.
  • При появлении тревожных признаков от овощного прикорма стоит на время отказаться и проконсультироваться с лечащим врачом.
  • Стоит завести дневник введения овощного прикорма. При необходимости легко будет отследить, например, на какой продукт у малыша появилась аллергия.
  • Блюда прикорма должны быть однородной консистенции, на начальном этапе - полужидкими. Дают их малышу теплыми с ложечки.
  • Начинать овощной прикорм желательно с овощей, фруктов, а также злаков, произрастающих в наших широтах.
  • Новый продукт вводят после успешного знакомства с предыдущим, не ранее чем через 7-10 дней.

Сроки введения овощного прикорма.

Прикорм малышу, находящемуся на полном грудном вскармливании, можно предложить после того, как ему исполнится полгода. Малышам-искусственникам - чуть раньше.

Если кроха, получающий материнское молоко, мало прибавляет в весе, он нуждается в более раннем введении новых продуктов. Возможно, в этом случае целесообразнее начать прикорм с каши. Это также касается недоношенных младенцев. Конкретные рекомендации вам даст врач.

На основании собственных наблюдений и полагаясь на рекомендации педиатра каждая мама сама принимает решение о переходе на новое меню. Например, одним из признаков готовности малыша к введению овощного прикорма может служить его интерес к общей семейной трапезе. Он тянется ручками к определенному виду пищи и уже умеет самостоятельно сидеть.

С чего начинать овощной прикорм?

Многие специалисты советуют начинать прикорм с овощей. В раннем возрасте малыш не обладает еще тонкими вкусовыми навыками, поэтому не самое изысканное, но очень полезное и необходимое овощное пюре будет воспринято крохой просто как новое незнакомое блюдо. И есть вероятность, что оно ему понравится. После сладких фруктов или каш, введенных первыми, многие ребятишки не захотят есть довольно пресные овощи.

При этом правильно приготовленные овощи имеют несколько важных достоинств.

  • Они содержат клетчатку, способствующую продвижению пищи по пищеварительному тракту и развитию полезной микрофлоры в кишечнике.
  • Содержат пектиновые вещества, обладающие обволакивающим и абсорбирующим (поглощающим токсины) действием.
  • Положительно влияют на состояние кислотно-щелочного равновесия организма, формируя наиболее благоприятные условия для правильного функционирования всех органов и систем.
  • Введение овощного пюре необходимо начинать с одного вида овощей. Позже можно предложить двухкомпонентное пюре, а затем и смесь из овощей. Любые овощи предлагайте малышу в первой половине дня.

    Овощная корзина.

    Затем добавляют морковь, картофель - его сначала лучше комбинировать с морковью или кабачком, поскольку картофельное пюре - довольно тяжелая пища для грудничка.

    Белокочанную капусту, репу, свеклу, сельдерей, зеленый горошек, стручковую фасоль, репчатый лук, зелень желательно вводить ближе к году.

    Овощной прикорм - Кабачок богат калием, медью, каротином и витамином С. Обладает общеукрепляющим, желчегонным, мочегонным, противоаллергическим и противоанемическим свойствами, усиливает перистальтику кишечника. Благодаря высокому содержанию пектиновых веществ кабачки легко усваиваются. Нормализуют водно-солевой обмен и очищают кровь. Полезны больным, получающим антибиотики.

    Овощной прикорм - Цветная капуста очень вкусна и полезна. Содержит нежную растительную клетчатку, богата минеральными солями (калием, фосфором), микроэлементами (железом, кобальтом, магнием и йодом) и витаминами (А, С, группы В, Е, РР, U). Витамины А и С обеспечивают иммунную защиту растущего организма. В цветной капусте содержится достаточное количество белка, необходимого малышу для роста. Аминокислоты, которыми богаты белки, незаменимы для деятельности печени и желчного пузыря. Весь этот минерально-витаминный комплекс легко усваивается и действует в детском организме как хороший ХОЗЯИН: налаживает кроветворные, обменные, костеобразовательные, защитные, сосудо-укрепляющие процессы.

    Овощной прикорм - Тыква . Ее плоды богаты витаминами (в частности, В5, играющим большую роль в процессе кроветворения), жирами, белками и углеводами, а также целлюлозой, глюкозой, минеральными веществами и микроэлементами (калием, кальцием, железом). По содержанию каротина тыква превосходит морковь в 5 раз, а печенку, которую малышу вы пока еще даже не начали давать, - в 3 раза.

    Овощной прикорм - Морковь . Пектиновые вещества, клетчатка и пищевые волокна, в большом количестве содержащиеся в моркови, способствуют более легкому опорожнению кишечника, обладают бактерицидными свойствами, положительно воздействуют на желчевыделительную деятельность. В моркови содержится большое количество бета-каротина, трансформирующегося в организме крохи в витамин А и обладающего антиоксидантным действием. Он рекомендуется детям с низкими темпами роста. Морковь богата марганцем, который необходим малышам с дефицитом массы тела. Комбинация бета-каротина и кальция полезна для профилактики и лечения частых респираторных заболеваний, повторных бронхитов. По содержанию фитонцидов морковь не уступает луку и чесноку.

    Пюре из этих овощей готовится просто. Овощи нарезают небольшими кусочками, закладывают в кипящую (горячую) воду и варят на маленьком огне в эмалированной посуде под крышкой. Затем измельчают с помощью блендера, постепенно добавляя немного отвара. После этого готовое пюре доводят до кипения, остужают до нужной температуры и кормят кроху.

    Готовое детское пюре - тоже отличный, хотя и более затратный вариант овощного прикорма.

    Вашим малышам в жизни предстоит еще множество открытий. А пока мы знакомим их с новыми звуками, игрушками, блюдами. Мамины любовь, терпение, ласка и внимание - лучшее подспорье во всех начинаниях.