Как объяснить ребенку 7 лет откуда берутся дети. Как правильно ребенку объяснить, откуда берутся дети? Как рассказать ребенку, откуда он взялся: мультик

Откуда берутся дети? Сегодня этот «детский» вопрос может показаться наивным и даже смешным. В наше продвинутое время физиологию зачатия и рождения человека подробнейшим образом можно изучить по обыкновенным школьным учебникам биологии. А ведь есть еще и специализированные издания, есть рубрики в газетах и журналах, телепередачи, посвященные этой теме, есть интернет, в конце концов. В общем, информации о деторождении в современном мире полным-полно, и, казалось бы, с этим вопросом всем все давно уже ясно.
Но это – обманчивое впечатление. Вся ясность мгновенно исчезает, когда подросшее чадо (прекрасно знающее, что нашли его не в капусте) во время очередного выяснения отношений с родителями вдруг бросает им в лицо: «А зачем вы меня рожали? Я вас об этом не просил». На это у родителей, как правило, бывает два варианта ответной реакции: либо просто – дать по шее своему, не в меру умному, отпрыску, либо… растерянно замолчать. Потому что ответить по существу просто нечего. Потому что за обычной подростковой бравадой и стремлением отстоять свое право на индивидуальность здесь кроется философско-этическая проблема, разрешить которую не поможет никакое, даже самое глубокое знание физиологических аспектов деторождения.

Человек рождается не по своей воле. Это понятно. Но если не кривить душой, родители никогда не могут быть абсолютно уверены в том, что именно сейчас, вот в этот самый момент, их слияние в любовном порыве обязательно даст начало новой человеческой жизни. То есть сказать, что человек родился по воле своих родителей, тоже было бы не совсем правильно.

И ни для кого не секрет, что дети вообще порой появляются на свет не благодаря, а вопреки родительскому желанию.

Получается, сам человек желания родиться не изъявлял, его папа и мама тоже, быть может, не хотели его рождения, а он все-таки родился и живет. Так что же, выходит, что его вызвала из небытия к жизни не чья-либо разумная воля, а какая-то нелепая случайность и общий автоматизм родовых процессов? В чем смысл его появления на земле? Ведь, как известно, жизнь прожить – не поле перейти: горя и страданий в ней гораздо больше, чем радости и праздников. Но в финале смерть все равно все перечеркнет, сведя конечный итог к круглому нулю.
И возмущение подростка, впервые осознавшего эту невеселую перспективу, вполне понятно. Вот только претензии он предъявляет явно не по адресу: «Папа и мама, зачем вы меня родили?». А они и сами толком не знают – зачем. Оно как-то так само получилось…
Откуда берутся дети? Детский вопрос… Но ведь дети – такие же люди, как и мы, только пока еще маленькие. Значит, нужно спросить по-другому – откуда берутся люди?
Кто мы?.. Откуда мы?.. Куда мы идем?.. И зачем вообще все это нужно?
На это в школьном учебнике биологии ответа нет.

Парадокс монашества

Для христианина семья, материнство и деторождение являются безусловными ценностями. Новый Завет предлагает очень возвышенное учение о браке, где метафизическое единение мужа и жены уподобляется ни много ни мало – единству Христа и Церкви. А насчет детей в Ветхом Завете вроде бы есть прямое указание Бога «плодитесь и размножайтесь», чего же еще голову ломать! Есть заповедь – плодиться, вот люди и плодятся, все вроде бы понятно.
Но тут, как может показаться, мы сталкиваемся с некоторым противоречием. Дело в том, что Христос, (давший своим ученикам не только заповеди, но и пример безукоризненного следования этим заповедям), в брак, как известно, не вступал и потомства после себя не оставил. Лучшие из его последователей, цвет христианства – монахи, сделавшие жизнь по заповедям главным и единственным смыслом своего существования, также проигнорировали призыв «плодитесь и размножайтесь». Но зато во все времена порой случалось так, что даже самые распоследние безбожники и негодяи благополучно плодились и размножались, хотя меньше всего при этом думали об исполнении воли Божией. Так неужели величайшие христианские святые принципиально отказывались исполнять заповедь Божию, оказавшуюся доступной даже неблагочестивым людям?

Тушканчик ни в чем не виноват

Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю. Эти удивительные слова стали самым первым обращением Создателя к сотворенным людям и действительно, исполнялись человечеством во всех поколениях, независимо от отношения людей к Божественным определениям.
Но безоговорочно относить их к разряду заповедей было бы не совсем правильно. По мнению известного богослова прошлого столетия, доктора церковного права С. В. Троицкого заповедью эти Божьи слова не могут считаться по следующей причине: в библейском тексте буквально этими же словами Господь повелевает плодиться и размножаться всему сотворенному животному миру. Но всякая заповедь может быть воспринята лишь духовно свободной личностью – человеком или ангелом, но никак не животным.
В самом деле, животные ведь не нарушают заповедей и не исполняют их, они просто живут по законам своего естества. И заповеди «Не убий», «Не укради» и «Не прелюбодействуй», как, впрочем, и все остальные заповеди, на них не распространяются.
Поэтому довольно неправильно было бы обвинять крокодила в убийстве, белого медведя в воровстве, а тушканчика в прелюбодеянии. Но так же неправильно предполагать, будто человек мог получить одну общую заповедь с животными.
Слова «плодитесь и размножайтесь», по мнению Троицкого, были не заповедью, а благословением, которое как односторонний божественный творческий акт одинаково приложимо и к человеку, и к животным. Сходную трактовку этих слов из Книги Бытия предлагали авторитетные толкователи Священного Писания: святитель Иоанн Златоуст и Блаженный Августин.
Здесь важно знать, что Библия, говоря о благословении размножения человеку, не отделяет человека от животного мира. В этом месте (Быт 1:27-28) человек называется не мужчиной («иш») и женщиной («иша»), а словами, которые хотя и могут быть переведены как «мужчина» и «женщина», но обычно имеют другой смысл: самец («закар») и самка («нэкба»). То есть можно сказать, что осуществлением благословения размножения являются общие у человека с животным миром родовые органы и процессы.
При таком взгляде на проблему становится ясно, что преподобные отцы вовсе не пренебрегали заповедью. Они просто отказывались от реализации родового потенциала своей природы, который в известном смысле можно назвать животной стороной человеческого естества. Однако нельзя считать, будто отцы брезгливо относились к этой богоданной стороне. Как раз напротив, они порицали тех, кто гнушался браком и деторождением как чем-то нечистым и недостойным.
Священномученик Мефодий Патарский писал: «Кто тщательно изучит область свойственного человеку по природе, тот убедится, что не следует гнушаться деторождением».
И причиной отказа монахов от родовой жизни становится вовсе не ненависть к «семейным ценностям», а нечто совершенно иное…

Все, что осталось от Рая

Человек получил от Бога благословение на брак и рождение детей еще до грехопадения. И грех, введя в мир смерть, распад и страдание все же не смог уничтожить этих даров создателя. Блаженный Августин пишет: «Хотя данное супругам благословение брака – плодится и размножаться, и наполнять землю – остается и в преступивших, оно было дано еще до преступления, дабы явить, что рождение детей – к славе брака, а не в наказание за грех». По библейскому воззрению, разделяемому в основе всем человечеством, брак – это остаток рая на земле, это тот оазис, который не был уничтожен великими мировыми катастрофами, не был осквернен грехом первых людей, не был затоплен волнами всемирного потопа.
Ту же мысль можно увидеть и в богослужебных книгах православной Церкви: «Супружеский союз ни прародительским грехом, ниже потопом Ноевым разорися» (чин благословения супруг чад не имущих).
Благословение деторождения сохранилось, но в результате отпадения человека от Бога роковым образом изменились и сам человек, и окружающий его мир и отношения человека с этим миром. Великий Божий дар деторождения, который должен был стать для человека источником величайшей радости и полноты бытия, вдруг превратился для него в источник проблем и скорби.
Как это могло случиться, легко понять на примере нехитрой аналогии: предположим, мальчик увлекается лыжным спортом. Родители решили порадовать своего любимого сына и подарили ему на день рождения лыжи. Чудесные лыжи из углепластика, жутко дорогие, самой знаменитой фирмы, короче – именно те, о которых он и мечтал. Хороший ли это подарок? Конечно хороший! Но всю радость мальчика напрочь испортило непредвиденное обстоятельство: в результате глобального потепления, снег зимой так и не выпал. На улице вместо сугробов и веселой поземки – противный дождь, под ногами мерзкая слякоть. А в углу стоят прекрасные новые лыжи…
И выбор у мальчика совсем небогатый: либо все же рискнуть и опробовать свой подарок на тоненьком слое снега, который хоть и лег поверх грязи, но тут же прямо на глазах – тает. Либо… Либо – обломаться с лыжами, и идти играть в шахматы.
Примерно перед такой дилеммой и стоит человечество после грехопадения. Земля, над которой люди должны были владычествовать, начала приносить им терния и волчцы, рождение детей стало болезненным процессом. В мир вошла смерть и оказалось, что, по словам Псалмопевца: «…дней лет наших – семьдесят лет, а при большей крепости – восемьдесят лет; и самая лучшая пора их – труд и болезнь».

Брак и деторождение, конечно же – не грех, вот только стоит ли в таких условиях плодиться и размножаться – большой вопрос. Именно об этом и говорит апостол Павел, когда предостерегает своих учеников: «Впрочем, если и женишься, не согрешишь; и если девица выйдет замуж, не согрешит. Но таковые будут иметь скорби по плоти; а мне вас жаль».

Но и скорби по плоти еще не самое грустное обстоятельство семейной жизни, гораздо печальнее то, что все беды и горести детей неизбежно ложатся тяжким грузом на сердце их родителей. А бед у людей, разучившихся любить Бога и друг друга, во все времена было предостаточно. Первая же попытка реализации благословения на рождение детей в мире, пораженном грехом, дала страшный результат: первенец Адама и Евы стал убийцей, второй их сын – его жертвой.
Убийца-изгнанник Каин, погибший Авель, и их несчастные родители… Так начиналась история человечества, потерявшего Рай в буквальном смысле и в своей душе. Можно долго говорить о ее продолжении и развитии, но это будет очень грустный рассказ.
И вот тут самое время вспомнить вопрос рефлексирующего подростка: «Зачем вы меня родили? Я об этом не просил». А в самом деле, не является ли деторождение в пораженном грехом мире всего лишь результатом безответственного родительского легкомыслия, граничащего с жестокостью? Ведь человек появляется на свет не по своей воле, выбора у него по понятным причинам нет. Но в праве ли родители делать этот выбор за него? Тем более, что, как уже говорилось, оно, вроде бы как – само все получается?
Нет, конечно же, не в праве. Но дело в том, что они, ведь, и не делают этого выбора. Потому что, как это ни парадоксально, но жизнь новому человеку дают вовсе не они.

Служители рождения

В эпоху Просвещения европейские философы-деисты создали учение, в котором мир был представлен в виде некоего идеально устроенного механизма, запустив который однажды, Бог навсегда оставил Свое творение и удалился на покой. Именно такое понимание мирового устройства впоследствии и дало основание считать, будто рождение нового человека происходит автоматически, в силу законов природы. Достаточно физиологически здоровым родителям в определенный период соединиться, и пожалуйста – человек готов появиться на свет! Как говорил Козьма Прутков: щелкни кобылу в нос – она махнет хвостом.
Приблизительно так в современном мире и объясняется величайшая тайна бытия – зарождение новой человеческой жизни. Но мало кто знает, что подобную точку зрения еще семнадцать веков назад жестко раскритиковали отцы православной Церкви.

Материал по теме


Подростковый кризис это лодка в спокойном море, но лодка раскачивается изнутри, и раскачивает ее подросток. Что ожидается от капитана? Спокойствие

Мефодий Патарский в своем «Пире десяти дев» писал: «Может быть, кто-нибудь еще станет утверждать и найдет между людьми нерассудительными и неразумными мнение, будто плотяной покров души, насаждаемый людьми, образуется сам собою, без определения Божия; но, конечно, никто не поверит тому, кто стал бы учить, что вместе со смертным телом также насаждается и бессмертное существо души. Бессмертное и нестареющее вдыхает в нас один Вседержитель, и Он один есть Творец невидимого и негибнущего… Этот Творец всех людей есть Бог».
Дело в том, что в православном вероучении никогда не было ни тени сомнения в том, что Бог участвует во все делах сотворенного Им мира. И рождение каждого нового человека – результат сознательного творческого действия Создателя, а вовсе не какого-то родового автоматизма. По слову Мефодия Патарского, наши родители лишь предоставляют свою природу, обладающую благословением деторождения, «творческой силе Божией, которая, под покровом рождения распоряжаясь нашею природою, внутри невидимо облекает нас в человеческий образ, устрояя одеяния для душ». Мысль о том, что родители вольны рожать детей по своему желанию, святой Мефодий категорически отвергал, считая, что в таком случае «мы должны приписать и людям способность создавать людей». Так же говорит о деторождении и Климент Александрийский. В «Строматах» он писал, что само по себе рождение есть таинство творения, а потому «виновником рождения является лишь Бог, тогда как родители являются лишь служителями рождения».

Планирование семьи в Простоквашино

В одной из серий замечательного мультика о Простоквашино между Папой и Мамой происходит любопытный диалог:
– Мы тут с дядей Федором посоветовались и решили, что нам совершенно необходимо где-то второго ребенка достать. Чтобы строгость снять и сердитость.
В ответ на это конструктивное предложение Мама испугано ойкает, а потом с металлом в голосе заявляет:
– Никогда!
В этой сказке решающее слово в вопросе планирования семьи остается за мамой. Но сказки сказками, а вот как оценить такую ситуацию с христианских позиций? И вообще, не является ли «планирование семьи» грехом?
Прежде чем ответить на этот вопрос, необходимо вспомнить, каким способом обычно достигается желаемый результат планирования. Ведь не только аборты, но и все противозачаточные средства абортивного действия Церковью безоговорочно осуждаются и приравниваются к убийству. Более того, «намеренный отказ от рождения детей из эгоистических побуждений обесценивает брак и является несомненным грехом» – именно так, четко и внятно, выражена нормальная христианская позиция по этому поводу и в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви».
И если помнить, что творение новых людей – дело Божие, то вопрос планировании семьи для православных христиан сводится к очень простой ситуации: по маловерию в Промысел Божий или по слабости здоровья мы, конечно, можем вопреки совести что-то там планировать, но только не нужно при этом думать, будто мы и в самом деле можем решать – родиться новому человеку на свет или нет.
Да, Бог милосерден. И, видя такое «планирование», Он вполне может считаться с ним, снисходя к человеческой слабости. Но уж если Господь решит, что супружеской паре пришла пора стать родителями, никакие ухищрения не смогут изменить этого Божьего определения. И тогда муж и жена оказываются поставлены перед гораздо более ответственным нравственным выбором: стать родителями нового человека, или – его убийцами…

Росток в вечность

Старая мудрость гласит, что человек за свою жизнь обязательно должен построить дом, родить сына и посадить дерево. Но если мы рассмотрим эту жизненную программу-минимум в свете христианского вероучения, то сразу же станет ясно, что состоит она из двух неравнозначных частей. Ведь даже самый навороченный особняк, окруженный целой рощей собственноручно посаженных деревьев, несопоставим с рождением ребенка. Да что там особняк – можно застроить небоскребами всю Сибирь, превратить Сахару в непроходимые джунгли и даже на Северном полюсе разбить яблоневые сады. Но и тогда весь этот архитектурно-ботанический сюрреализм окажется, по большому счету, сущим пустяком и безделицей по сравнению с подвигом самой обыкновенной мамочки, в муках рожающей своего малыша. Потому что и возведенные дома, и посаженные деревья, и все остальные дела рук человеческих целиком принадлежат этому миру, существуют лишь в категориях пространства-времени и рано или поздно исчезнут без следа, как будто их никогда и не было. Библия прямо говорит, что концом истории человечества будет глобальная катастрофа, когда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят (2 Пет 3:10).

И только новорожденный ребенок становится в этом обреченном мире семенем, прорастающим в вечность, за грань грядущей катастрофы. Потому что именно для вечности через папину и мамину природу его творит Сам Господь. По слову Климента Александрийского, родители становятся служителями этого творения. И наверное, важнейший смысл деторождения как раз и заключен в этом высоком призвании: стать со-творцами, сотрудниками Бога, создающего новых людей. Это участие в деле Божием – дар, полученный нами для достижения высокой цели: «Для чего все мы не происходим от земли, как Адам? Для того, чтобы рождение, воспитание и происхождение друг от друга привязывали нас друг к другу» (свт. Иоанн Златоуст).

Через рождение детей Господь дает нам возможность вырваться из железного кольца собственного эгоизма и научиться наконец жить не ради себя, а ради другого человека. А этот другой лежит себе в коляске и с любопытством разглядывает нас блестящими глазенками.

Он пока еще совсем маленький и беззащитный, он еще ничего не может сам, а мир вокруг такой огромный и непонятный… Сейчас он полностью доверяет нам. Но через какой-нибудь десяток с небольшим лет, став подростком, возможно, задаст все тот же вопрос: зачем вы меня родили? И мы, так же, как бесчисленные поколения родителей до нас, не будем знать – что на это ответить…
Но не нужно смущаться своим незнанием. Эти юношеские слова – не хамство и не бравада, это очень честный и правильный вопрос, только ответ на него может дать один лишь Господь, призвавший человека от небытия к бытию. И Он обязательно ответит, важно только не угасить в своем сердце это искреннее желание – узнать волю Божию о себе. Потому что Бог, уважая нашу свободу, не навязывает Себя людям и открывается лишь тем, кто стремится с Ним встретиться. И когда происходит эта встреча, все неразрешимые вопросы просто исчезают, растворившись в океане Божьей любви, ставшей для человека главным и окончательным ответом.
Зачем он появился на свет? Что ожидает его в будущем, и какими путями Господь поведет его по жизни? Все это сокрыто в глубине Божьего замысла о нем, и мы можем лишь благоговейно умолкнуть перед великой тайной творения – рождением нового человека.

Благодарны всем нашим молитвенникам и друзьям!

Впервые ребенок задумывается над этим в трехлетнем возрасте . Или сам задумается или его направят на эту мысль обстоятельства:

  • Ему сообщили, что у него будет братик или сестричка;
  • он узнал, что у кого-то будет братик или сестричка.

Ребенок знает, откуда берутся новые игрушки, одежда, еда, но откуда возьмут такого же, как он человечка? Видно, там, где и его. А где взяли его?
Вот тут-то и проснется его настойчивый интерес к пониманию такого для него важного аспекта жизни. Он поймет или, скорее, почувствует, что этим вопросом заглядывает во взрослый мир.

Для деток на 3-4 году жизни, пожалуй, ответ на вопрос об их появлении на свет, найти наиболее просто. Главное – дать понять, что ребенок родился у мамы с папой, которые его очень любят. В этом возрасте крошка уже понимает отличие между девочками и мальчиками и знает, что из девочек вырастают женщины, а из мальчиков – мужчины.

Итак, отличным ответом станет сказка с родителями в образе главных героев: когда мама и папа поженились, папино семечко попало в животик к маме и из него получился вот такой замечательный мальчик Артемчик. В мамином животике у Артемчика был домик, то мальчик вырос, и в домике ему стало тесно. Когда сыночек захотел выйти, внизу маминого животика открылась дверца и он родился. Для крошки в 3 года такого ответа станет более чем достаточно.

На вопрос о том, почему именно там, – «потому что в животике ребенок находится в полной безопасности».

На данном возрастном этапе ребенку достаточно будет этого объяснения. Большего он пока и не осмыслит. Ведь эта информация сильно расходится с тем, что ему предлагали сказки.

Первый интерес к признакам полового различия

В этом же возрасте малыши замечают и начинают интересоваться отличием мальчиков от девочек, соответственно, мужчин от женщин и физиологическими особенностями этого отличия – половыми признаками. Их заботят собственные признаки принадлежности к мужскому или женскому полу и свое сходство с представителями своего пола. Это естественный интерес, и они задают вопросы об этом также искренне, не стесняясь, как любой вопрос абсолютно другого рода. Вы тоже не должны выказывать стыда, испуга и, тем более, неодобрения.

При этом, вы уже можете указать на деликатность этой темы и порекомендовать говорить об этом наедине, особенно не при детках другого пола.

Ответ для деток на 4-6 году жизни

До этого возраста детки уже должны знать, что их рожают мамы. Если каким-то образом им это еще не известно, вы должны побеспокоиться, чтобы ребенок имел в виду, что он родился.

Обычно ребенку в дошкольном возрасте уже мало ответа, что он сначала появился в мамином животике, а позже – родился через дверцу. И они пытаются разузнать как можно больше об этом процессе, желательно с подробностями.

Конечно, следующий вопрос вполне предсказуемый:

КАК РЕБЕНОК СМОГ ПОПАСТЬ В МАМИН ЖИВОТИК?

В этой ситуации вас выручит шрам на животе от кесарева сечения или от аппендицита. Вы можете ответить таким образом: когда ребеночку становится тесно в мамином животике, маму увозят в больницу, а там доктор разрезает ей живот и достает малыша.

Если же у вас нет шрама, объясните, что дитя родилось через маленькое отверстие, которое есть внизу животика у каждой мамы. Когда крошка попросит показать его, напомните ему, что у каждого человека есть на теле места, которые нужно скрывать и показывать только маме с папой или доктору с разрешения мамы. Одновременно убедитесь, знает ли ваше чадо об этих секретных местах. Таким образом вы убьете одним выстрелом сразу двух зайцев: удовлетворите любопытство и убережете ребенка от любимых игр «в доктора» между сверстниками в детском саду.

Когда дошкольник будет настойчиво интересовать процессом оплодотворения, расскажите ему следующее. Когда мама и папа женятся, они очень любят друг друга. Ты же видел, что мама и папа спят в спальне, так вот, когда папа и мама прижимаются, самая шустрая папина клеточка проникает к маминой клеточке, они соединяются и появляется крохотный ребеночек. Он такой маленький, что поместиться у тебя на пальчике. Каждый день ребеночек растет, и через девять месяцев становится довольно большой, чтобы помещаться в мамином животике.

Будет очень уместно расспросить ребенка о том, что он знает про «особые места» принадлежности к мальчикам или девочкам. Объяснить, что они не постыдные, но интимные, предназначенные природой для будущего материнства и отцовства, и не следует проявлять любопытство к ним у других деток, и, тем более, нельзя чужим людям их показывать, давать трогать.

Уместно будет воспользоваться иллюстрациями из детских книг-пособий, к примеру, авторства Дорис Рюбель, или из детской энциклопедии.

Если до 6 лет тема ребенком ни разу не подымалась, то стоит самому направить разговор на тему зарождения жизни и появления на свет. Иначе, к ребенку может поступить сомнительная информация из других источников, и отношение к этому вопросу может быть заложено также не вами.

Вообще, темы жизни и смерти должны интересовать детей в этом возрасте – это признак здоровой любознательности. И от вашей реакции и ответов на эти вопросы зависит его отношение к этим природным и естественным понятиям устройства жизни.

Именно вы, родители, должны освещать темы сексуальных отношений и закладывать у ребенка их здоровое восприятие и отношение к ним как к светлой части взрослой жизни, основой которой должна являться любовь.

Ведь только вы можете ему рассказать о тех чувствах, продолжением которых являются сексуальные отношения и зачатие ребенка.

В этом возрасте обычно интерес к щекотливой теме немного стихает, ведь ребенок загружен уроками, кружками, у него появляется множество других знаний и интересов. Но точно ребенок готов слышать ответы и он отчетливо реагирует на Ваше стиснение в этой теме. Поэтому, Вам лучше потренироваться и спокойно называть интимные части тела. И, что важно, объяснить ребенку последовательность: любовь – супружество – дети.

Если ребенок все-таки продолжает интересоваться темой собственного появления на свет, подыщите ему обучающие мультики или купите специальную книжку. Благо, на сегодня в любом книжном магазине найдется литература с иллюстрациями, рассчитанными на детей младшего школьного возраста, которая просветит и ответит на все вопросы в рамках морали.

Просто приобретите нужную книжку и подойдите к ребенку со словами: вот книжка, в которой описаны все отличия между мужчиной и женщиной, а также как рождаются дети. Если тебе это интересно, можешь почитать.

Ответ для подростка

С подростками разговор совсем другой, и, скорее на тему – как предохранятся, чтобы не было детей. Но, если говорить о подростковом детстве – 9-14 лет, здесь как раз и необходимо рассказывать о сексе, как и когда это происходит. Очень важно, рассказывать о любви, которая предшествует интимной близости, о детородных функциях организма и о готовности (физической и моральной).

Объяснение должно уже относиться непосредственно к зачатию. «Если мужчина и женщина любят друг друга и хотят ребенка, они обнимаются, целуются и ласкают друг друга, при этом из пениса мужчины семенная жидкость через отверстие внизу живота женщины (влагалище) попадает во внутренний женский орган (матку), где мужские сперматозоиды соединяются с женской яйцеклеткой – зарождается новая жизнь».

Можете также воспользоваться иллюстрациями из детской энциклопедии или из детских книг-пособий, но уже для подростков.

Главное правило разговора на деликатные темы с подростком, – доверительная атмосфера, от вас должно исходить спокойствие и уверенность.

Это необходимо для того, чтобы ребенок без сомнений приходил к вам с сокровенными вопросами. Ведь вам предстоят следующие этапы сексуального воспитания – донести информацию о правилах контрацепции, о ранних абортах, о болезнях, передающихся половым путем.

То есть здесь важно не запугать ребенка, о том, что “залетишь” или “в подоле принесешь”, а о важности отношений между взрослыми мужчиной и женщиной, и о осознанном желании иметь детей.

В качестве обобщения сказанного предлагаем основные правила, как корректно и правильно отвечать на деликатные детские вопросы о зачатии и рождении ребенка:

  1. Не уклоняйтесь от ответа, чтобы не зародить неправильного отношения к этой теме, как к чему-то постыдному. Если не сможете ответить сразу, предупредите ребенка, что вам нужно подумать, как правильно ответить.
  2. Рассказ ведите на простом языке, доступном для возрастного понимания ребенка, без излишне взрослой подачи информации. Также обходитесь без лишних подробностей, если сам ребенок этого не просит. Зато акцентируйте рассказ на чувствах и желаниях.
  3. Не форсируйте интерес к этой теме (до трех лет). Он должен возникнуть из собственной природной любознательности ребенка и его готовности воспринимать данную информацию.
  4. При этом, не оставляйте без внимания отсутствие у ребенка видимого интереса, присущего детям от 3 до 5 лет. Интерес есть, но он, в силу каких-то причин, скрытый. Сами инициируйте разговор на эту тему. Постарайтесь разобраться в причинах (отсутствие доверительности в ваших отношениях, зародившийся страх или излишний стыд) и избавиться от них.
  5. Лучше, если ребенок будет получать информацию по этой теме от представителя его пола, это особенно важно в подростковом возрасте.
  6. Очертите границы допустимого интереса:
    - его интереса к чужим половым органам;
    - чужого интереса к его половым органам.

Донесите до ребенка важность того, что ни при каких обстоятельствах никаким чужим людям не показывать свои половые органы во избежание сексуального насилия, и что о любом подобном предложении вы должны узнавать немедленно.

В 3 года у ребёнка наступает любознательный возраст. И у малыша возникает вопрос: откуда берутся дети? Не бойтесь «неудобных» тем для разговора. Отсутствие ответа вызывает у ребёнка любопытство. Рассказать ему, откуда берутся дети, могут в садике, школе или он сам найдет ответ интернете.

Разговор с детьми разного возраста

Ребёнок должен знать правду о появлении на свет. Чтобы не получилось, как в том анекдоте: «Мама, так ты сама об этом ничего не знаешь! Я тебе сейчас подробно обо всём расскажу» – будьте честными с детьми, учитесь «адаптировать» правду под любой детский возраст.

3-5 лет

Детская любознательность начинается с трёх лет. Дети уже понимают, к какому полу они относятся, замечают различия мальчиков и девочек. Детское любопытство затрагивает и физиологию взрослых.

Ребёнок, увидев беременную женщину, интересуется: «Почему у тёти такой большой живот?». Обычно взрослые отвечают: «Потому что в нём живёт малыш». Ребёнку станет интересно, как малыш туда попал и как появится на свет. Не описывайте процесс от зачатия до родов. Объясните, что дети рождаются от взаимной любви.

Расскажите о том, как вы мечтали о ребёнке. Дети чувствуют настроение родителей. Пусть рассказ будет похож на правдивую сказку. Ваша история положит начало пути к следующему этапу разговора о появлении малыша на свет.

5-8 лет

Круг интересов ребёнка расширяется. Ему необходимы источники информации, подробности, примеры. Становится важно, чтобы ребёнок доверял родителям. Он должен быть уверен, что его понимают, слушают и слышат, говорят правду. Если ребёнок однажды усомнился в ваших словах, то он задумается, стоит ли вам доверять. Если сомнения подтвердились (малыш узнал, что он «не из капусты», «от аиста» и т.д.) тогда, продолжая познавать мир, он обратится к телевизору или .

Если вы постеснялись (побоялись, растерялись и т.д.) сказать правду, скажите сейчас. Объясните, что вопрос на тему появления детей застал вас врасплох. Вы признаёте ошибку и готовы исправиться. Ребёнок вас поймёт и поддержит.

С точки зрения психологического развития, дети этого возраста познают новые эмоции и чувства. Появляются понятия «дружба», «первая любовь». Ребёнок узнаёт о любви, доверии, симпатии к другому человеку.

Объясните ребёнку, что любовь бывает разной и приведите пример ситуаций из жизни. Дети видят, какие отношения между мамой и папой. Нужно вовремя объяснить ребёнку, почему вы так относитесь друг к другу. Иначе ребёнок додумает всё сам и посчитает поведение нормой.

Тема любви может перейти в разговор о том, откуда появляются дети. Если ребёнку интересно, продолжите рассказ о любви. Расскажите ему, что когда люди любят друг друга, они проводят вместе время, целуются и обнимаются. И если они захотят, чтобы у них появился ребёнок, у женщины наступает беременность. Про роды говорить не нужно. Скажите, что есть такое место – родильный дом, где врачи помогают малышу появиться на свет.

Рассказ о доверии подкрепите примерами (хорошо, если они будут из ваших отношений с ребёнком). Объясните, что доверие тяжело заслужить и легко потерять.

Симпатия перерастает в дружбу или любовь. Друг – это человек, который поддержит в трудную минуту, и составить компанию в счастливые часы.

8-10 лет

Дети уже знают о любви, дружбе, симпатии и доверии. Ребёнок скоро станет подростком. Ваша задача – подготовить ребёнка к изменениям, которые начнут с ним происходить. Девочке расскажите о менструации, гигиене в «эти дни» (покажите иллюстрации и подробно объясните). Расскажите об изменениях в фигуре, росте груди. Подготовьте её к появлению волосков в интимных местах и подмышками. Объясните, что в этом нет ничего страшного: гигиена и уход устранят «маленькие неприятности».

«Не отмахивайтесь» от ребёнка энциклопедией. Читайте вместе, обсуждайте материал и картинки. Тема о половом созревании подведёт вас к теме о сексе. Объяснить ребёнку, откуда берутся дети, можно свободно и доступно.

Не стесняйтесь говорить с ребёнком о сексе. Объясните, что для взрослых людей секс – это нормально. Важно не сформировать у подростка запрет на тему секса. Дайте понять, что интимные отношения доступны только взрослым людям. Скажите, что отношения не выносят на публику. Интимная жизнь – личное дело каждого человека.

В разговорах с детьми возраста от 4 до 11 лет, всегда проговаривайте о том, что любовью занимаются только взрослые мужчины и женщины. Поэтому, если вдруг кто-то из взрослых предложит ему раздеться, потрогать интимные места – нужно бежать, кричать и звать на помощь. И обязательно рассказать об этом родителям.

11-16 лет

Есть один поучительный анекдот: Отец решил поговорить с сыном на тему интимных отношений и сам узнал много нового.

Не пускайте общение с ребёнком-подростком на самотёк. Интересуйтесь его жизнью. Подростки проявляют интерес к противоположному полу. Приобретают первый опыт «серьёзных» отношений. Вы должны объяснить про способы контрацепции, о возможных инфекциях от незащищённого полового акта. Расскажите про зачатие ребёнка, беременность, создание семьи.

Подростки физиологически готовы вести «взрослый» образ жизни, но они ещё дети. Ими управляют гормоны, а не здравый смысл.

Если при попытке поговорить с ребёнком на серьёзные темы полового воспитания, вы получили отказ, истерику и хлопанье дверьми в ответ, то успокойтесь. Реакция означает, что ребёнок не «в духе», не настроен на разговор. Попробуйте поговорить с ним позже, поинтересуйтесь как дела.

Не нужно сразу нападать на детей со стандартными скучными лекциями о взрослой жизни. Говорите с подростком на его «волне». Общайтесь на равных: взрослые разговоры – для взрослых людей. Чем проще и легче разговор – тем лучше он воспримется. Не хочешь рано заводить детей – предохраняйся; не хочешь опасных последствий для здоровья – не водись с кем попало и предохраняйся.

  • Подросток должен понимать, что ребёнок – это ответственность.
  • К созданию семьи и воспитанию детей подходят осознанно.
  • Не угрожайте ребёнку. Не говорите, что выгоните из дома, если узнаете – прибьёте и т.д., такими способами вы только отдалите его.
  • Если подросток делится проблемами, личными переживаниями – не критикуйте, а подбодрите и дайте совет.

Подрастая, малыши начинают задавать неудобные вопросы, в частности, о том, как они появились на свет. Это естественный этап взросления, но часто он застает родителей врасплох. Поэтому сегодня мы попробуем разобраться, как объяснить ребенку, откуда берутся дети, не повторяя чужих ошибок.

Правдивая информация очень важна для формирования здорового отношения к вопросу полов. Но, конечно, ее нужно сообщать дозировано, принимая во внимание возраст малыша.

Как понять, что наступила пора объяснить, откуда берутся дети? Обычно, ребенок сам дает знать о своей заинтересованности, задавая вопросы. У большинства малышей любознательность появляется к трем годам.

Если никаких вопросов на эту тему ребенок не задает, можно подождать. Но в любом случае просветить чадо стоит до начала подросткового возраста, оптимально – до школы.

Как рассказать детям разных возрастов

Форма подачи информации должна зависеть от возраста ребенка. Самым маленьким ни к чему биологические подробности, а подросткам нужно узнать обо всем максимально правдиво.

Совсем маленьким детям

Если совсем кроха задает вопрос о том, как он появился, не отмахивайтесь, под предлогом, что ему еще рано такое знать. Это может испортить доверительные отношения и спровоцировать ребенка в будущем искать ответы в других местах.

В раннем возрасте достаточно сказать, что его родила мама. Если это не удовлетворило интерес малыша, можно добавить, что до этого он был совсем маленьким и рос в животике, деткам там тепло и безопасно.

В 3-4 года

Чтобы правильно объяснить ребенку, откуда берутся дети, в 3-4 годика лучше воспользоваться завуалированными фразами, доступными для его понимания. К общей информации, описанной выше, можно добавить, что малыши вырастают в животике у мамы из маленького зернышка, которое дарит папа.

Нужно уточнить, что такое зернышко есть только у взрослых мужчин. И только взрослая женщина может его принять.

В дошкольном возрасте

В старшем дошкольном возрасте стоит более подробно объяснить ребенку, откуда появляются дети. Это нужно не только для удовлетворения его любопытства, но и для понимания разницы между полами.

Можно рассказать, что дети рождаются из «секретного места» внизу живота у мамы. И что у всех девочек оно есть, а у мальчиков органы другие. Чтобы информация была нагляднее, покажите ребенку детскую энциклопедию с картинками на эту тему.

Также стоит затронуть вопрос приличий и личной безопасности. Объясните малышу, что интимные места нельзя показывать посторонним людям (исключение – врачу с вашего разрешения) и если кто-то просит это сделать, нужно звать на помощь и обязательно рассказать родителям.

В школьном возрасте

Школьники уже обычно знают, откуда они взялись и имеют общее представление об основах физиологии. Учитывая тенденцию к раннему половому созреванию у современных детей, до 10 лет им нужно донести информацию о предстоящих этапах взросления.

Девочки должны знать о том, что у них будут менструации, о роли этого процесса в жизни молодой девушки и мерах гигиены в «особые» дни. Мальчики – о ломке голоса, росте волос на лице, поллюциях.

Убедите ребенка, что в этом нет ничего постыдного, и он может в любой момент обратиться к вам за помощью, если его что-то беспокоит. Также уместно поговорить о первой симпатии и приемлемых ее проявлениях в этом возрасте.

Все подростки, так или иначе, интересуются темой секса, но, конечно, мало кто хочет обсуждать это с родителями. Тем не менее, нужно побеседовать с взрослеющими детьми о том, почему важна контрацепция и как происходит зачатие. Информация, которую они найдут самостоятельно, может быть неполной или ошибочной.

Чтобы ребенок прислушался к вам, постарайтесь выбрать подходящий момент и называть вещи свои именами, без смущения. Обращайте внимание на реакцию сына или дочки и уделяйте больше внимания вопросам, вызывающим у них интерес в данный момент.

Девочкам-старшеклассницам важно сообщить о риске нежелательной беременности, ЗППП, последствиях абортов и ранних родов для здоровья и дальнейшей жизни. За объяснениями мальчику желательно затронуть аспект ответственности парня в интимных отношениях. Ему нужно понять, что пока он не готов к созданию семьи, контрацепция и его проблема тоже, как и последствия ее отсутствия.

Каких ошибок необходимо избегать?

Разговоры с детьми о том, как они появились на свет, не всегда проходят идеально. Но можно, по крайней мере, не усугублять ситуацию.

Наиболее распространенные ошибки родителей:

  1. Отказаться отвечать. Если не расскажете вы – ребенок все равно узнает интересующее, но из других источников (неизвестно, из каких и как). К тому же, получив отказ один раз, вряд ли подойдет с этой темой снова, даже если будет нужна помощь.
  2. Рассказывать «сказки». Капуста, аисты и тому подобное – проверенные временем отговорки, но они снижают доверие малыша к родителям, ведь он все равно скоро узнает, что вы его обманули.
  3. Полностью заменить личные беседы выдачей энциклопедии. Не факт, что дети в ней все поймут сами, а разбираться в этом самим быстро наскучит. Да и во время разговора информация усваивается лучше, особенно если ребенок надеется обсудить беспокоящие его моменты.
  4. Отправить чадо за объяснениями к родителю одного с ним пола. Если ребенок подошел к вам, значит больше доверяет в этом вопросе. Конечно, некоторые нюансы физиологии мать сможет лучше объяснить дочери, а отец – сыну. Но в остальном не столь важно, кто будет беседовать с ребенком.
  5. Сообщить слишком много подробностей. Не стоит на невинный вопрос малыша о том, откуда он взялся, выкладывать все, начиная от процесса зачатия до родов, оперируя сложными терминами. А физиологические подробности процесса родов не стоит описывать даже подросшим детям.
  6. Надеяться, что ребенок сам все узнает. Информация, полученная из интернета и от друзей, вряд ли будет подаваться в пристойной форме и, скорее всего, не затронет действительно важные аспекты.
  7. Не поднимать тему сексуального насилия. Детям не обязательно сообщать ужасные подробности таких преступлений, но их нужно научить правильно себя вести, если взрослые (в том числе и старшие дети) предлагают раздеться или пойти куда-нибудь с ними за подарки и деньги.

Первыми рассказать ребенку, откуда берутся дети, обязательно должны родители, а не приятели. При этом важно говорить правду, адаптируя ее к возрасту.

Эксперт портала сайт Ксения Ульянова считает, что, в первую очередь, ответ родителей должен быть честным

Во вторник, 20 ноября, во всем мире отмечают День ребенка. Иногда главные герои этого праздника умудряются поставить взрослых в тупик. Один из самых распространенных вопросов, которые малыши задают своим мамам и папам звучит так: «Откуда берутся дети?».

Эксперт портала сайт, психолог Ксения Ульянова объяснила, как нужно отвечать на этот вопрос

Дети в возрасте от 3 до 5 лет: не убегайте от разговора

Универсального ответа для любого возраста не существует, поэтому мы поделим детей на возрастные категории. Эксперт считает, что родители малышей в возрасте от трех до пяти лет должны превратить историю в сказку.

«Не нужно убегать от разговора, не нужно переводить тему, придумывать отмазки про капусту и аиста. С детьми любого возраста родители должны быть честными, потому что иначе ребенок почувствует подвох и в следующий раз не придет с вопросом к маме или папе.

Почемучкам детсадовского возраста можно рассказать историю-сказку. Например, что у мамы в животе появился малыш, который рос и ему стало тесно. После этого он решил вылезти на свет. Историю можно проиллюстрировать фотографиями беременной мамы и новорожденного ребенка. Этого будет достаточно, чтобы удовлетворить интерес вашего крохи», - говорит Ксения Ульянова.

Дети в возрасте от 7 до 10 лет: используйте книжки и брошюры

Школьники в сказку не поверят. Они понимают, что ребенок растет в животе у мамы, но им интересно знать, как он туда попал.

«В этом возрасте ребенок понимает, что дети берутся в результате взаимоотношений мужчины и женщины. Тут можно обратиться к наглядным пособиям: на эту тему выпущено немало книг. Процесс зачатия, конечно, школьникам не нужно рассказывать подробно. Главное, объяснить, что детки появляются у взрослых людей, которые любят друг друга и готовы заботиться о малыше», - продолжает женский тренер.

Дети в возрасте от 11 до 16 лет: будьте откровенны

По словам эксперта, с детьми в период полового созревания нужно разговаривать максимально откровенно. При этом нельзя проводить беседу в формате нравоучений. Это должен быть легкий разговор, к которому заранее не готовятся.

«Детям в возрасте от 11 до 16 лет можно рассказать, каким образом появляются дети. Можно говорить детально и ответственно, отвечая на уточняющие вопросы ребенка, но при этом акцентируйте внимание на серьезности этого шага. Важно привить школьнику понимание, что когда у людей возникают близкие отношения, то они должны быть защищены, потому что дети должны появляться, когда будет создана семья», - объяснила эксперт.