Общение между мальчиками и девочками в школе. Особенности физиологического созревания и психического развития мальчиков и девочек. Различия в обучении и воспитании

Действительно ли сильно отличается психическое, физическое развитие и поведение мальчиков и девочек? К чему готовиться и как себя вести родителям, ожидающим сынишку или дочку? Дотошные ученые выяснили, что в реальности гендерные различия не так уж значительны, хотя есть некоторые, проявляющиеся еще в утробе матери и сохраняющиеся на протяжении всего детства.

Анатомические особенности строения тел мальчиков и девочек очевидны. А вот с точки зрения формирования мозга неравенство между полами на самом деле очень мало. Оказывается, особенности развития человека имеют больше общего с жизненным опытом, чем с полом . Это значит, что для того, чтобы реализовать свой потенциал, ваш крохотуля с самого нежного возраста нуждается во внимании и поощрении. На что же и в какой степени в действительности влияет половая принадлежность? И что делать, чтобы ребенок развивался гармонично?

1. Чувственность и эмоциональность

Результаты более 100 независимых исследований едины: женщины гораздо активнее используют язык эмоций и жестов. Уже в младенчестве девочки лучше «считывают информацию» по мимике и охотнее изучают лицо человека, чем его мобильный телефон. У мальчиков – все наоборот. Эти различия явно выражены и . Психологи считают, что главная причина – не в половой принадлежности, а в том, что девочек с малолетства учат выражать свои чувства, а мальчиков – наоборот – их подавлять и скрывать.

Мамы знают, насколько чувствительными, нежными и ранимыми могут быть их сыновья. Потому учите мальчуганов не стесняться своих эмоций, выражать их словами и мимикой. Комментируйте действия малыша, озвучивая вместо него его чувства. Например: «Ты расстроился потому, что не можешь дотянуться до погремушки. Ты счастлив, что мама тебе помогла».

2. Пространственное восприятие

Одна из причин, почему на математических олимпиадах участвуют и побеждают в основном мальчики, — их способность налету решать задачи, связанные с величиной объектов и расстоянием между ними. То есть у ребят лучше развиты пространственные навыки. Этот гендерный раскол заметен с малолетства: уже в возрасте карапуз способен предугадать, куда покатится оттолкнувшийся от его руки мячик. Подобных способностей у девочек не замечено. В дальнейшем разница еще более увеличивается из-за любви ребят к подвижным видам спорта и к видеоиграм, развивающим пространственное восприятие.

Для гармоничного развития девочке необходимо регулярно играть в мяч, строить из кубиков-блоков замки, знакомиться с подходящими для ее возраста видеоиграми. Прежде, чем научить читать, заинтересуйте ее цифрами.

3. Любимые игрушки

Для младенцев нет разницы, забавы это для девчонок или для мальчишек. Нередко мамы замечают, что пацаны с удовольствием возятся с куклой, а юную принцессу не оттянуть от вертолетика. В том, что в возрасте около года в предпочтениях к игрушкам у детей появляются гендерные отличия, по большей части виновно давление со стороны взрослых, подчиняющихся принятым в обществе устоям. Правда, ученые утверждают, что и гормоны имеют значение. Если во время беременности в организме женщины уровень тестостерона был более высоким, родившаяся дочь будет испытывать страсть к автомобилям. Исследование поведения приматов показало, что самцы среди игрушечных машин и плюшевых мишек выберут первое, а самки – и то, и другое.

Вывод

Не ограничивайте ребенка в выборе игрушек и не насаждайте ему собственные стереотипы. Мальчик постепенно сам откажется от куклы, а девочки еще долго могут играть с солдатиками и колесной техникой.

4. Физическая активность

Кто на детской площадке скачет, бегает с мячом и висит на всевозможных турниках? Правильно: преимущественно мальчики. Канадские ученые собрали воедино результаты 46 исследований и установили, что уже в утробе матери ребята чаще пинают мать и совершают больше червеобразных движений пальчиками, чем малышки. И после рождения мальчишки больше извиваются на пеленальном столе, беспокойнее ведут себя в коляске и дальше отползают.

Вывод

Действительно, самые активные дети – почти всегда мальчики, а наименее подвижные – девочки. Так природа позаботилась, чтобы самец всегда мог догнать приглянувшуюся самку и победить (убедить) ее. Но это крайности, а большинство одновозрастных деток по физической активности отличаются очень мало.

5. Агрессия

Тестостерон – король всех войн и стимулятор формирования мускулистой мужской фигуры. Потому абсолютно закономерно, что мальчики сильнее физически, а в подростковом возрасте еще и нередко агрессивнее. Но и девчонки не ангелы! Оказывается, в дошкольном и младшем школьном возрасте они кусают, пинают и даже раздают увесистые тумаки в 3 раза чаще, чем их ровесники-мальчишки.

С раннего детства агрессию и мальчиков, и девочек надо обуздывать, удерживая в допустимых рамках приличия и безопасности. Ведь, в отличие от других млекопитающих, человеком должны руководить не гормоны, а развитый головной мозг. Малышей надо учить другим, более адекватным формам поведения, воспитывать в любви, прививать принципы неприкосновенности личности, уважение к себе и к другим людям.

6. Овладение навыком ходьбы

Многие родители утверждают, что их сыновья пошли раньше дочерей, а педиатры при этом клянутся в обратном. На самом же деле многочисленные наблюдения доказывают, что нет абсолютно никаких половых отличий в освоении навыка: где-то между и 16 месяцами все дети начинают ходить без поддержки. Психологи объясняют подобное заблуждение так называемыми родительскими ожиданиями. То есть мамы физически более крепких мальчишек переоценивают их моторные навыки, а те же достижения миниатюрных девочек остаются незамеченными.

Любому ребенку необходимо тренировать мышцы: в младенчестве не забывать делать зарядку, подросших карапузов не держать весь день в коляске или в манеже, а позже – у телевизора или компьютера. Физкультура и подвижные игры – наше все!

7. Речевое развитие

Это практически единственный признак, по которому мальчишки действительно отличаются от девочек: они начинают говорить в среднем на месяц позже их ровесниц. Британские ученые выявили, что в возрасте 18 и 24 месяцев у юных принцесс словарный запас гораздо богаче, чем у их рыцарей. При этом эксперты утверждают, что половая принадлежность «в ответе» всего лишь за 3% различий в вербальных навыках детей, в то время как не менее чем за 50% — общение в семье и воздействие окружающих.

Мамы и папы должны, как заведенные, бесконечно говорить-говорить и разговаривать со своими детьми. Чтение вслух с интонационным выражением книг, вдумчивые ответы на все детские «почему», постоянное комментирование действий (своих и окружающих) – и несчастные 3% просто растворятся в гомоне чадушек.

8. Приучение к горшку (навык опрятности)

Потребность подстраховывать девочку с помощью одноразового или многоразового подгузника исчезает у родителей в среднем на 3 месяца раньше. Эксперты считают, что ребенок в состоянии носить обычные трусики тогда, когда он остается сухим днем на протяжении 2 и более часов. Подобное «золотое время» у девочек возникает в возрасте от 22 до 30 месяцев (в зависимости от индивидуальных особенностей малышки). Полностью контролировать мочеиспускание и самостоятельно ходить в туалет (навык опрятности) юные леди начинают (в среднем!) в 33 месяца, а мальчики – в 37 месяцев. Самое большое различие – в умении в течение максимум 5 минут усилием воли помочиться «по требованию», при любой степени наполнения мочевого пузыря. У ребят это получается в 3 года и 8 месяцев, а у девчонок – на 5 месяцев раньше. Еще раз обратим внимание: это усредненные цифры, полученные на основании наблюдения за огромной когортой детишек, потому показатели одного конкретного ребенка могут сильно отличаться.

Даже если вы решили не особо торопить своего карапуза с приучением к горшку, подарите его в качестве игрушки на первый день рождения и позвольте с ним весело играть. Как знать, возможно, именно ваш малыш побьет статистику, реабилитировав всех мальчишек.

2.9. Особенности развития мальчиков и девочек

Средние показатели развития тех или иных психических функций (уровень интеллекта, эмоциональность и т. п.) у мальчиков и девочек, мужчин и женщин если и различаются, то не очень существенно. Более важное различие состоит в другом: у мальчиков больше «разброс» всех этих показателей, у девочек же они обычно стремятся к «золотой середине». Это проявляется и при анализе средних показателей многих людей, и при рассмотрении особенностей развития конкретного человека. Так, например, практически во всех сферах деятельности максимальные результаты достигаются мужчинами, и по этому признаку можно предположить, что талантливых людей среди них гораздо больше, чем среди женщин. Это так, но… ведь и интеллектуально малоразвитых людей среди мужчин тоже куда больше, чем среди женщин! В среднем то на то и выходит, но «разброс» (по-научному, дисперсия) показателей у мужчин гораздо выше.

У девочек оценки по разным предметам в школе обычно довольно близки, разница редко оказывается больше одного балла. У мальчиков же часто встречается ситуация, когда дневник пестрит всей гаммой отметок от двоек до пятерок.

Различаются общие темпы развития мальчиков и девочек. В среднем, у девочек они несколько выше. Хотя в дошкольном и младшем школьном возрасте эти различия не очень заметны: в общем-то, мальчики и девочки взаимодействуют вполне на равных. Зато это различие начинает ярко проявляться в младшем подростковом возрасте: половое созревание у девочек начинается, в среднем, на полтора года раньше, чем у их сверстников-мальчиков. (Впрочем, это только средние различия: индивидуальные темпы созревания могут довольно сильно варьировать, и не столь уж редки ситуации, когда мальчик оказывается более развит в физиологическом плане, чем девочка такого же возраста).

Различается очередность развития различных психических функций. Так, девочки обычно раньше начинают говорить, что существенно влияет на их дальнейшее интеллектуальное развитие. Ведь когда они встречаются с какими-то проблемами, то и решить их пытаются, в первую очередь, с опорой на речь: сформулировать, обсудить (либо с собеседниками, либо сами с собой, во внутренней беседе). У мальчиков же быстрее развивается наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, с опорой на него они и решают проблемы. Им нужно все потрогать и/или представить себе в виде какого-то образа, а не обсуждать. Для них это более эффективный путь познания мира, в отличие от девчонок, им нужно не столько рассказывать, сколько показывать и давать «повертеть в руках» заинтересовавшие их предметы.

Имеются данные, что девочки, в целом, превосходят мальчиков в речевых задатках, мальчики же оказываются сильнее в пространственных и зрительных. Так, у них богатое воображение, но работает оно «в картинках», им сложнее выразить то, что они представляют себе, с помощью речи. В этом одна из причин того, что взрослым зачастую труднее установить доверительные контакты с мальчиками, чем с девочками. Ведь их внутренний мир, богатый и интересный, обычно скрыт от нас, так как они не очень склонны раскрывать его в словах.

Есть и ряд других любопытных различий в темпах и очередности развития психических функций. Так, память у девочек развивается несколько быстрее, чем у мальчиков, но только до младшего школьного возраста, а потом темпы ее развития начинают отставать от мальчишеских.

Различается динамика работоспособности . Девочки набирают оптимальный уровень работоспособности быстрее, чем мальчики, легче включаются в новые виды деятельности. Но и устают быстрее. Мальчики же дольше «раскачиваются», но и медленнее устают.

Вероятно, у многих читателей возникнет желание поспорить с этим утверждением. В самом деле, мальчики чаще всего демонстрируют более высокую отвлекаемость, особенно при выполнении учебных заданий. Однако дело тут все же не в работоспособности как таковой, а в том, что у них, как правило, несколько меньше развита способность к волевой регуляции своего поведения и, в частности, к произвольной концентрации внимания. То есть они не менее работоспособны, а более активны, динамичны и отвлекаемы.

Имеются различия в самовосприятии . Они хорошо видны на примере детских рисунков. Мальчики чаще рисуют какие-либо действия или неодушевленные объекты, а девочки – людей, в том числе самих себя. Если, например, попросить ребенка нарисовать снегопад, то мальчишка, скорее всего, изобразит что-нибудь типа работающей снегоуборочной машины, а девчонка – себя, прыгающую через сугробы. Что же стоит за такими различиями? Для девочек самовосприятие выстраивается, в первую очередь, через призму межличностных отношений . Они считают себя такими, как, с их точки зрения, их видят окружающие люди. Для мальчиков же восприятие себя основано на тех действиях , что они совершают.

Различаются реакции на сложности . При возникновении затруднений девочки предпочитают приспосабливаться к ситуации, а мальчики – менять саму эту ситуацию или просто уходить из нее. Так, когда взрослые ругают девочку, то она обычно стремится изменить поведение, чтобы начать соответствовать их требованиям. Мальчик же в такой ситуации склонен «замыкаться» и игнорировать критику, а если она повторяется – начинает попросту избегать тех ситуаций, в которых столкнулся с ней (по типу «раз в школе меня ругают – значит, буду ее прогуливать»). Они не столько адаптируются к требованиям, по тем или иным причинам вызывающим их протест, сколько пытаются уйти из-под контроля того, кто их предъявляет. И если такой стиль взаимодействия между родителями и сыном становится устойчивым, то остается один шаг до так называемой «трудновоспитуемости», стойкого и подчас агрессивного неприятия мальчиком любых воспитательных воздействий, от кого бы они ни исходили.

Девочки при возникновении сложностей обычно стремятся обсудить их, а мальчики, наоборот, склонны замыкаться в себе.

Различается реакция мальчиков и девочек на критику . Если необходимо сделать замечание девочке, не стоит спешить высказывать отрицательное эмоциональное отношение к ее поступку – скорее всего, это вызовет ответную бурю эмоций, которая помешает девочке понять, за что же ее ругают. Сначала нужно спокойно указать, в чем именно она не права, а уже потом, убедившись, что она поняла это, можно высказать и собственное отрицательное отношение. В общении же с мальчиками допустима и обратная последовательность (но объяснить, что именно вызвало отрицательную реакцию, необходимо в любом случае: ребенок – не экстрасенс, ваши мысли он читать не умеет). Говорить необходимо кратко и точно, длинные нотации в общении с мальчиками неприемлемы, так как в этих случаях они просто «отключаются», перестают воспринимать обращенные к ним слова.

Различается реакция на утомление . У мальчиков в первую очередь снижается эффективность логических операций и речевого мышления, у девочек же – эмоционального самочувствия и образного мышления. Это объясняется тем, что у мальчиков более подвержено утомлению левое полушарие головного мозга (и проявляется оно, соответственно, в снижении функций этого полушария), у девочек же – правое. Поэтому у девочек усталость проявляется в капризах без причины или по незначительным поводам, мальчики же в таких случаях начинают «тупить», они как будто забывают, что у них есть разум, плохо воспринимают информацию и проявляют склонность к совершению глупых поступков. Ругать детей и в том и в другом случае бесполезно, это только усугубляет ситуацию. Более эффективно просто ненадолго оставить ребенка в покое, дать ему небольшой отдых.

Мальчики и девочки по-разному справляются с разнотипными заданиями . Девочкам легче даются те задания, в которых способ решения уже известен заранее, требуется лишь тщательное исполнение, проработка деталей. Большинство учебных задач, особенно в начальных классах, именно такие – сначала объясняется, как их решить, а потом требуется аккуратно воплотить это в жизнь (вот, кстати, одна из причин того, что девочки обычно успевают лучше мальчиков). Мальчики же лучше решают те задачи, которые являются для них принципиально новыми, где нужно выдвинуть оригинальные идеи, но требования к качеству ее воплощения, пунктуальности и аккуратности невелики. В школе такие задачи встречаются довольно редко, и эти качества, присущие мальчикам, оказываются невостребованными. Между тем важно не переусердствовать, требуя от мальчиков аккуратности и тщательности выполнения заданий.

Эти различия, кстати, сохраняются и у взрослых: женщины лучше справляются с такой работой, которая является однообразной, где требуется изо дня в день тщательно и аккуратно выполнять одно и то же. Мужчины же быстро теряют интерес к однообразной работе, им более свойственно стремление осваивать или создавать что-то новое (вот почему, к примеру, женщины обычно работают на конвейерах эффективнее мужчин, зато почти все инженеры, проектирующие эти конвейеры, – мужчины).

Родители, не желая вырастить сына агрессивным, не давали ему игрушки военной тематики и стремились вообще изолировать его от всего милитаристского (например, запрещали ему смотреть такие фильмы). Каково же было их удивление, когда они обнаружили, что он выгрыз из пряника нечто напоминающее по форме пистолет и играет с ним в «войнушки»!

Мечтали родители о сыне, а родилась дочка. Воспитывать ее стремились по-мальчишески: в частности, давали для игры не кукол, а военные игрушки. И вот они с упоением наблюдают, как она играет с тремя танками. А потом решили спросить, что же у нее в игре происходит. Она и рассказала: «Этот танк – папа, этот – мама, а это дочка. Они ее кормят, потом спать укладывают».

Из книги Гендерная психология автора Автор неизвестен

Глава 12 Воспитание современных девочек и мальчиков с позиций гендерного подхода Л. Э. Семенова, В. Э.

Из книги ОДИНОКАЯ.NET! автора Еникеева Диля

СЕКС - ДЛЯ МАЛЬЧИКОВ, ЛЮБОВЬ - ДЛЯ ДЕВОЧЕК Девочка рыдает:- Мои родители не разрешают мне выйти за тебя замуж!Ее приятель:- Да не плачь, ничего страшного! Я найду себе другую невесту. АнекдотЕще одна причина, из-за которой женщина остается одинокой, -

Из книги Индивидуальная психологическая диагностика ребенка 5-7 лет. Пособие для психологов и педагогов автора Веракса Александр Николаевич

Особенности развития дошкольника В отечественной психологии каждый возраст характеризуется особой социальной ситуацией развития, под которой понимается система отношений между взрослым и ребенком, сложившаяся на данном возрастном этапе. При этом взрослый выступает в

Из книги Русские дети вообще не плюются автора Покусаева Олеся Владимировна

Приложение 3 Разница в результатах диагностического обследования мальчиков и девочек Ряд нейропсихологов и психофизиологов считают, что между мальчиками и девочками существует большая разница. Например, девочки по природе обладают более сильными нейронными связями в

Из книги Опоздания и невыполненные обещания автора Красникова Ольга Михайловна

Глава 17 Воспитание девочек и мальчиков: сходства и различия Современные особенности мужчин и женщин. Различие в подходах к воспитанию мальчиков и девочек Пятилетняя Лера играет с братишкой. И он вдруг заявляет:– А я тигр!Лера не удивилась и ответила:– А я дракон!Брат

Из книги Похвалите меня [Как перестать зависеть от чужого мнения и обрести уверенность в себе] автора Рапсон Джеймс

Современные особенности мужчин и женщин. Различие в подходах к воспитанию мальчиков и девочек Пятилетняя Лера играет с братишкой. И он вдруг заявляет:– А я тигр!Лера не удивилась и ответила:– А я дракон!Брат рассердился:– А я саблезубый тигр! У меня из пасти торчат

Из книги Слышать, понимать и дружить со своим ребенком. 7 правил успешной мамы автора Маховская Ольга Ивановна

Инфантилизм, или Проблема «хороших» мальчиков и девочек Недостаточный самоконтроль – частая причина опозданий – может быть следствием незрелости личности. Если мама все детство будила ребенка в школу, собирала портфель, напоминала о каких-то делах и постоянно

Из книги Как спокойно говорить с ребенком о жизни, чтобы потом он дал вам спокойно жить автора Маховская Ольга Ивановна

Из хороших мальчиков и девочек в славных людей Славный человек рано понимает, что любовь – приз, который непросто получить. Поэтому ему необходимо понять, как стать достойным любви. Ребенок с тревожной привязанностью верит, что материнская любовь – вещь хрупкая и она

Из книги Нежные мальчики, сильные девочки… автора Гусева Юлия Евгеньевна

Влияние культуры на мальчиков и девочек Хотя стрессы современной жизни ощущаются и мальчиками, и девочками, когда речь идет о тревожности, наше общество весьма разборчиво в вопросах пола. Далее мы рассмотрим некоторые

Из книги Все лучшие методики воспитания детей в одной книге: русская, японская, французская, еврейская, Монтессори и другие автора Коллектив авторов

Из книги автора

Одаренность мальчиков и девочек? У мальчиков понижена мотивация к систематическому обучению, но они показывают феноменальные способности в специализированных областях, а также в науках, требующих точного, логического мышления.? По данным ряда исследований, одаренных

Из книги автора

Женское воспитание мальчиков и мужское поведение девочек Поскольку мы живем в эпоху смешения традиционно мужских и женских ролей, возникает различий между полами, когда мы воспитываем наших детей? По-моему, различию полов на биологическом, психологическом, социальном

Время чтения: 7 минут

Переходный этап между детством и взрослостью порой нелегко дается как ребенку, так и родителям. Начинается он с 12-14 лет и заканчивается в 15-17 лет. Некогда спокойные мальчики и девочки могут полностью измениться в поведении, стать неуправляемыми, делать все назло. Что движет ими? Психология подростка детально объясняет, какие проблемы возникают в таком возрасте, и как сделать так, чтобы у ребенка этот период прошел максимально спокойно.

Что такое психология подростка

Термин можно трактовать с двух точек зрения. В первой формулировке речь идет о науке, которая изучает особенности поведения мальчиков и девочек 12-17 лет. Вторая формулировка подразумевает непосредственно суть этого учения – возрастную особенность поведения, психических процессов. Это явление, которое может возникнуть у каждого растущего человечка, но оно необязательно. Родителям следует запастись терпением, создать для себя и ребенка ряд железных правил и не думать, что чадо останется таким неуправляемым на всю жизнь.

Возрастные особенности подростков 13-14 лет

Со стартом этого периода (у кого-то раньше, у кого-то позже) в организме происходят существенные физические изменения: начинается половое созревание. Перестройка в теле многих пугает, доставляет неудобства, иногда может стать причиной насмешек со стороны ровесников (например, при недостатках в фигуре, появлении прыщей, непроизвольной эрекции). Это откладывает свой отпечаток на незрелой психике. Современные подростки ощущают взрослую любовь, начинают проявлять сексуальную активность.

Физическое созревание влияет на нервную деятельность. У мальчиков и девочек 13-14 лет особая психология: процессы возбуждения преобладают над торможением. Это влечет за собой ухудшение реакции, временные трудности в формировании условных рефлексов. У подростков наблюдается очень эмоциональное общение, психическая неуравновешенность из-за переживаний . Сильно развито воображение: ребенок переживает одни и те же чувства, пока не изживет свои внутренние терзания.

Подростковые проблемы

Когда ребенок входит в возраст 12-15 лет, психология меняется. Основные проблемы, которые доставляют неудобства окружающим (но не самому подростку):

  1. Одержимость гаджетами. Электронные устройства заменяют реальный мир, влияют на саморазвитие, не оставляют времени на помощь по дому, учебу.
  2. Враждебность к родителям. Мальчики и девочки начинают хамить, вести себя неуважительно, игнорировать правила.
  3. Ложь. За ней стоит боязнь быть осужденным, отруганным или наказанным, ведь подросток нередко нарушает установленные правила.
  4. Поздние приходы домой. Ребенок испытывает пределы, намеренно нарушает временные границы.
  5. Дружба с плохой компанией. Ребенок думает, что те ребята крутые, поэтому он жаждет стать таким же.
  6. Употребление алкоголя, наркотиков, курение. Трудный подросток стремится возвыситься над другими, испытать новые ощущения.

Психологические проблемы подростков

Основные трудности связаны с противоречиями в потребностях мальчика или девочки. Психология подросткового возраста говорит о том, что возникает внутренний конфликт: стремление к обособлению и социализации. Ребенок ищет свою автономию, проходит процесс личностного самоопределения. Он рьяно отстаивает свое пространство, убеждения, но не понимает ценности чужой автономии. Вместе с этим у подростка формируется необходимость примкнуть к какой-то социальной группе, кроме семьи. Это сверстники, интересы которых он разделяет .

Почти все проблемы современных подростков вытекают из конфликта, описанного выше. Тинейджер хочет самоутверждения. Если что-то идет не так, как он желал, возникают депрессии, замкнутости, ребенок становится скрытным или всячески протестует против общественности. Вопросы пола подогревают это состояние. Подростковая гиперсексуальность приводит к активной мастурбации, которая сопровождается чувством вины, ранним половыми связями и всеми последствиями, связанными с ними. Девственность тоже может стать причиной волнения.

Подростковая психология мальчиков

Процесс превращения мальчика в парня, а затем и в мужчину сложный. В младшем подростковом возрасте (12-14 лет) проблема не так чувствуется, но затем становится ощутимей. Насколько она будет глобальной, зависит от семейных взаимоотношений: участия матери и отца (особенно отца!) в воспитании ребенка. Мальчик все больше внимания обращает на девочек, случается первая любовь. Если она неразделенная, у подростка может возникнуть подмена в ориентации – стремление к партнеру своего пола.

Психология выделяет несколько тревожных и волнующих состояний подростка:

  • беспокойство по поводу мнения окружающих, своей внешности;
  • неуверенность в своих силах;
  • юношеский максимализм: самонадеянность, категоричность в суждениях;
  • полярность психики: сочетание замкнутости и общительности, цинизма и мечтательности, наглости и стеснительности;
  • стремление получить максимум информации по интересующему вопросу.

Подростковая психология девочек

Поведенческие особенности практически одинаковые у обоих полов, но переходный возраст у девочек наступает раньше. Подростка легко рассмешить или заставить плакать, похвала или критика воспринимается очень близко к сердцу. У девочек происходит формирование самосознания. Потребность в психологической близости, взаимопонимании у них сильнее, чем у мальчиков. Нередко подростки влюбляются в красавцев из телевизора, взрослых мужчин. У девочек формируются идеалы и авторитеты, они стремятся подражать им.

Кризис идентичности

Эрик Эриксон ввел термин «кризис идентичности», который тесно связан с кризисом смысла жизни. В подростковом периоде происходит личностное самоопределение. Перед юным человеком стоит непростая задача, являющаяся этапом взросления: ему необходимо понять свою роль как члена общества и собственные уникальные особенности, интересы. Подросток обретает социальный статус, проходит адаптацию во взрослом окружении, приобретает новый способ мышления.

Парень или девушка находятся в процессе становления своего «Я» с точки зрения реализации взглядов на жизнь. У идентичности есть две характеристики:

  • положительная: кем подросток должен стать;
  • отрицательная: кем не должен стать.

Социальные взаимоотношения

При описании этого аспекта психология выделяет две разных модели взаимоотношений: со взрослыми и ровесниками. Последние формируют устойчивые социальные группы, в которые новичку попасть сложно. Такие объединения являются для подростков эталонными и субъективно значимыми, их требования и нормы парень или девушка принимает и разделяет. Общение выходит на новый уровень, и это не только развлекательные совместные игры, но и общий труд, разговоры на жизненно важные темы.

Если подросток становится изгоем, или сверстники объявляют ему бойкот, это приводит к формированию низкой самооценки, комплексов, ощущению одиночества, неполноценности и даже суицидальным мыслям (в особо тяжелых случаях). Каждое детское переживание, связанное с ровесниками, очень глубокое и значимое. Все подростки имеют повышенную чувствительность к групповому мнению, и если ему не соответствуют, то возникают страхи.

Общаться со взрослыми подросшему ребенку уже сложнее. К нему выдвигаются большие требования, что сопровождается сопротивлением. Особая роль в этот период отводится влиянию семьи. Благополучные отношения родителей и умеренное давление на подростка становятся решающими при выборе модели поведения. Однако неустойчивость психики создает определенные сложности в общении со взрослыми, приводит к периодическим протестам.

Поведение подростка в 14 лет

В этот период меняется когнитивная сфера, что откладывает отпечаток на поведение. Психология подростков говорит о возникновении фантомного чувства взрослости, самостоятельности. Молодой человек хочет всячески показать, что он уже взрослый, но, по сути, он остается ребенком. Старшие подростки делают контакты с семьей более слабыми, обособляют свое «Я». Впервые появляются серьезные мысли о будущей профессии. Фантомная взрослость как бы наделяет юных ребят полномочиями к запрещенным и нежелательным действиям: курению, употреблению алкоголя, половым связям.

Как разговаривать с подростком

Родителям в переходный возраст ребенка не менее сложно. Неосторожные слова, необдуманные действия могут причинить вред неокрепшей психике. Несколько правил общения с подростком:

  • Не допускайте критики внешности. Даже если не все идеально, совместными силами вы исправите изъяны.
  • Будьте внимательны к ребенку. Спрашивайте, как дела. Если вам не нравится поведение, не осуждайте это откровенно. Окольными путями или на своем примере можно предложить тот вариант развития событий, который вам приемлем.
  • Будьте искренне заинтересованы успехами чада, «глобальными» проблемами со сверстниками.
  • Делитесь своими планами, выслушивайте советы, даже если они кажутся нелепыми. Цените выбор ребенка.
  • Займитесь половым воспитанием. Не бойтесь неадекватного восприятия информации – дети уже готовы к новым открытиям.
  • Хвалите ребенка, будьте на равных, не обижайтесь на перепады настроения и говорите с ним, а если он этого не желает, находите нужный момент для беседы.

Чем увлечь подростка

Тинейджеры – самые увлекающиеся люди. Они занимаются всем и понемногу. Родителям важно обнаружить потенциал ребенка и дать ему раскрыться. Желательно это делать в более раннем возрасте – 5-6 лет. Самые интересные занятия для подростков:

  • Физическая культура: баскетбол, волейбол, футбол. Юноши с удовольствием играют в эти игры и выплескивают свою энергию.
  • Собирательные увлечения, коллекционирование. Складывайте марки, фото кумиров, календари, яркие игрушки.
  • Конструирование, создание предметов своими руками. Юные ребята любят делать модели, собирать из конструктора сложные фигуры, экспериментировать с папье-маше.
  • Походы в молодежные организации. Есть специальные объединения, где подростки собираются и общаются по интересам под присмотром психологов, проходят тренинги. В Москве это школа практической психологии «Эмпатия», центр образовательной помощи «ПсиЛайнер».
  • Преображения во внешности. Подберите мальчику классный гардероб, сводите девочку на маникюр, мастер-классы по макияжу, уходу за кожей. Сделайте модную стрижку.

Видео

Девочки Мальчики
1.Чаще проявляют эмпатию, ярче выражают сочувствие другому человеку 2. Большая гибкость при адаптации к новым условиям 3. Выше сопротивляемость стрессовым ситуациям 1. Более возбудимы, раздражительны, беспокойны, нетерпеливы 2. Быстро снимают эмоциональную напряженность 3. Вместо переживаний легко переключаются на продуктивную
4. Быстрее реагируют на мимику, деятельность
жесты, позу и т.д. Быстрее реагируют на речевые замечания взрослого.
II. Различия, интересы и предпочтения в играх, рисунках, музыке
Бытовая тематика игр («семья», 1. Игры военно-героической
«больница», «магазин», «д /сад» тематики. Игры на
Игры подвижные с малой и приключенческую тематику.
средней степенью подвижности. Игры подвижные с высокой
Изображает людей, природу. степенью двигательной
Рисунки с элементами активности
декоративности 3. Рисуют технику, машины.
Тщательно прорисовывают детали 4. Рисунки наполнены действиями.
костюма, прически. движениями.
Любят лирические, спокойные 5. Рисунки схематичны
мелодии 6. Любят маршевую, бодрую музыку
III. Познавательно –поисковая деятельность
1.. Лучше выполняют задачи 1. Любят решать нестандартные
типовые, шаблонно задания, выдвигают новые идеи
2. Тщательно, качественно, 2. Неинтересно делать одно и то же.
аккуратно выполняют задания исполнительская часть оформления задания невелика

Данные таблицы убеждают, что при изучении ребенка нельзя игнорировать половые различия, связанные с особенностями организации их мозга и психики. Все эти различия реализуются педагогом в поло-дифференцированном подходе. Суть данного подхода в подготовке детей к будущим половым социальным ролям, развитие потенциальных возможностей развития психических различий мальчиков и девочек.

В гуманистической психологии и педагогике ребенок рассматривается

с позицийсу бъекта педагогическом словаре «субъект» рассматривается как «носитель предметно - практической активности и познания. Субъектность человека проявляется в его жизнедеятельности, общении, самосознании», (см. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и ср. уч. заведений.-М: Изд.ц «Академия», 2000, с. 144).

Учитывая, что ребенок на протяжении дошкольного периода нуждается во внимании, педагогическом воздействии, поддержке, имеет небольшой жизненный опыт, социализируется путем подражания и заимствования идентификации себя с другими, многие исследователи рассматривают ребенка с позиции развития субъектиости, как социально-целостного качества личности, которое необходимо формировать в процессе педагогического взаимодействия (Т.И.Бабаева, Е.О.Смирнова, Т.А.Куликова, Л.А.Парамонова и др.).

На этапе младшего дошкольного возраста ребенок выступает перед взрослым как объект. Задача педагога создавать условия, благоприятно влияющие на своевременное становление базисных характеристик личности: компетентность, эмоциональность, креативность (творчество), самостоятельность, активность, инициативность, свобода поведения, произвольность (волевое регулирование). Педагогическая позиция взрослого предполагает активное обучение, сотрудничество и педагогическую поддержку. Общими педагогическими условиями развития субъектиости ребенка младшего возраста будут:

Формирование уверенности ребенка в своих возможностях, способностях;

Развитие положительного само изучения (фиксация успеха, создание ситуации успеха, преодоления трудностей);

Создание положительно – заинтересованного отношения к играм, занятиям сверстников;

Корректировка неблагоприятных форм развития ребенка (застенчивости, агрессивности, замкнутости, тревожности и т.п.);

Организация предметно-развивающей среды для самодеятельных игр, разных видов продуктивной деятельности;

Создание доверия к взрослым, проявление стремлений совершать независимые поступки: выбирать интересную и привлекательную деятельность, ее средства, партнеры, защищать свою позицию.

В старшем дошкольном возрасте развитие субъектности понимается как способность ребенка занимать и проявлять активную позицию в различных видах деятельности: ставить и корректировать цели, осознавать мотивы, самостоятельно выстраивать действия и оценивать их. Ребенок, как субъект, начинает предъявлять правила поведения не только к другим, но и себе, возрастает уровень самосознания. Роль взрослого меняется - из партнера, участника, координатора он превращается в наблюдателя, консультанта, к которому дети обращаются как авторитетному советнику, помощнику, арбитру. Такое изменение позиции связано со становлением и дальнейшим совершенствованием базисных черт личности ребенка.

Личностно-ориентированный подход предполагает психолого-педагогическую последовательность (как стилевое, демократичное поведение) содержания и методов воспитания ребенка как личности.

Общие, педагогические условия развития дошкольника старшего возраста включает

Стимулирование субъектности ребенка;

Построение взаимодействия на основе сотрудничества, взаимопонимания, взаимопомощи, согласованности действий;

Понимание, признание и принятие ребенка как полноправного партнера;

Признание ребенка «саморазвивающейся» личностью;

Построение «субъектно-объектных» отношений в различных видах деятельности (природа, социальный, «рукотворный» мир);

Задействование технологии проектирования, как активно - поисковой деятельности в условиях выбора;

Использование идей педагогики ненасилия, конструктивный подход к вопросам взаимоотношений мира взрослых и мира детей;

Создание центров интересов, лабораторий познания и творчества для развития самоопределения, самореализации, самодвижения.

Таким образом, объект дошкольной педагогики - ребенок, отличающийся своим миром, субкультурой, сложностью и своеобразием возрастного развития. «Экологическое», бережное отношение к ребенку - главный принцип изучения ребенка как объекта.

Субъектность (как собственная активность) ребенка формируется под влиянием биологических и социальных факторов, конструктивной, технологически грамотной педагогической деятельности взрослого.

Вопросы для самопроверки:

1. Каковы возрастные этапы дошкольного периода?

2. Что лежит в основе этапности?

3. Каковы особенности психолого-педагогического «портрета» дошкольника?

4. Чем объясняется взаимосвязь психологического пола и педагогического «портрета» ребенка - дошкольника?

5. Совпадает ли психологический и педагогический возраст ребенка?

6. В чем заключается развитие ребенка как субъекта?

7. Каковы общие педагогические условия развития субъектности ребенка младшего и старшего дошкольного возраста? Что у них общее?


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12