Слабый сосательный рефлекс у новорожденного. Почему снижается сосательный рефлекс. О сосательном рефлексе у грудничка (почему может быть слабым)


Ребенок рождается с набором безусловных рефлексов. рефлекторные дуги которых начинают формироваться на 3-м месяце пренатального развития. Так, первые сосательные и дыхательные движения появляются у плода именно на этом этапе онтогенеза, а активное движение плода наблюдается на 4-5-м месяце внутриутробного развития. К моменту рождения у ребенка формируется большинство врожденных безусловных рефлексов, обеспечивающих ему нормальное функционирование вегетативной сферы, его вегетативный “комфорт”.

В первые дни жизни у ребенка формируется сосательный рефлекс. Любое раздражение губ ребенка вызывает ответную реакцию. В реализации сосательного рефлекса участвуют расположенные в стволе головного мозга ядра черепно-мозговых нервов (тройничного, лицевого, вестибулярного, языкоглоточного, блуждающего и подъязычного).

Низшие, стволовые отделы головного мозга - продолговатый и средний мозг - по своему строению и функции близки к спинному мозгу и являются центральным аппаратом, осуществляющим ряд сложнейших и жизненно важных рефлексов. Так, в продолговатом мозгу замыкаются дуги сосательного рефлекса, имеющегося у человека с первого дня рождения, слюноотделительного рефлекса, проявляющегося при раздражении пищей полости рта, и некоторые другие рефлексы. Эти рефлексы имеют биологически целесообразное значение и называются защитными.

Впервые сосательный рефлекс проявляется в первые часы после рождения. Ребенок активно ищет мамину грудь, и очень важно поддержать этот инстинкт. Как только малыш почувствует тепло тела, услышит знакомый стук сердца и получит первую каплю молозива, он сразу успокоиться.

Сосательный рефлекс является одним из основных и важнейших, он сохраняется обычно весь первый год жизни.

Ребенок с соской. Фото: sovgunga

Сосательный рефлекс является отражением зрелости ребенка. Строгая координация механизма сосания слагается из взаимодействия пяти пар черепно-мозговых нервов.

После кормления этот рефлекс в значительной мере ослабевает, а спустя полчаса-час начинает вновь оживляться.
При поражении головного мозга сосательный рефлекс снижается или совсем исчезает.
Сосательный рефлекс снижается или даже исчезает при повреждении любого из черепных нервов, участвующих в акте сосания.

Нереализованный сосательный рефлекс у детей, рано отнятых от груди или находящихся на искусственном вскармливании, может приводить к неврозу навязчивых состояний разной степени.

В чем это выражается:

1. Сосание посторонних предметов:

Пальца (самое распространенное);
материи (одеяла, подушки, манжет рукавов, уголков воротничка и пр.),
канцелярских принадлежностей (шариковая ручка, кисточка или карандаш во рту),
собственных волос (девочки иногда берут в рот кончики своих косичек);
любимых игрушек, и прочего.

2. Обгрызание ногтей.

3. У мальчиков под влиянием запрета на сосание соски или пальца последствия нереализованного рефлекса часто приводит к мастурбации.

4. В будущем, во взрослой жизни, нереализованный сосательный рефлекс вызывает привычку к курению, или сохраняется привычка держать во рту посторонние предметы (карандаш и пр.). Существует мнение, что тяга к курению возникает от нереализованности сосательного рефлекса и привычке «засасывать» нервозность и настороженность. Вы можете видеть, что в стрессовых ситуациях курильщики чаще тянутся к сигарете, что подтверждает данное предположение.

Ребенок, как мы уже говорили, находится на оральной стадии развития (от лат. Oral – рот). Но неблагополучное прохождение этой стадии может порождать невротические реакции. Например, оральная фиксация может иметь место в случае, если ребенок был обделен материнским молоком или лаской в грудной период. Люди с подобной фиксацией обычно пассивны " источник всех материнских и духовных благ они видят вне себя " (Фромм), наиболее выразительной частью их внешности является рот.

В зависимости от способа появления различают " активную и пассивную " формы оральной агрессии. Активная связана со стремлением кусаться, в том числе и в психологическом смысле этого слова – вербально, это выражено ехидством и едкими замечаниями. Пассивная форма - болезнь, отказ от еды, жалобы.

Поэтому, если женщина по каким-либо причинам отказывается от грудного вскармливания до угасания у ребенка сосательного рефлекса, она должна постараться найти «объект для сосания». Если ребенок с самого начала на искусственном вскармливании – для него обязательна соска-пустышка, так как вред от нее несоизмеримо меньше, чем от неудовлетворенного рефлекса.



Врожденные рефлексы – дар природы, необходимые малышу для выживания вне организма мамы, которые помогают новорожденному в приспособлении к жизни в окружающем его мире.

Еще в родильном доме, сразу после рождения малыша, врач-неонатолог проверяет врожденные рефлексы и дает оценку развитию нервной системы. Если физиологические рефлексы хорошо развиты и мышечный тонус в норме, значит у ребенка все в порядке.

Здоровый ребенок при рождении должен иметь полный набор физиологических рефлексов, которые исчезают к 3-4 месяцам.

Патологией считается их отсутствие, а также задержка их обратного развития.

Недопустимо стимулировать рефлексы новорожденного, особенно рефлекса автоматической ходьбы.

Основные безусловные рефлексы новорожденных

1 Дыхательный рефлекс

Первым, сразу после рождения, включается дыхательный рефлекс – раскрываются легкие малыша и он делает первый самостоятельный вдох.

2. Сосательный рефлекс

Сосательный рефлекс возникает у новорожденного в ответ на раздражение полости рта, при прикосновении к губам и языку новорожденного. Например, при вкладывании в рот соска, соски, пальца появляются ритмичные сосательные движения.

Сосательный рефлекс имеется у всех здоровых новорожденных и является отражением зрелости ребенка. После кормления этот рефлекс в значительной мере угасает и спустя полчаса-час начинает вновь оживляться. Рефлекс сохраняется в течение первого года жизни. Сосательный рефлекс снижается или даже исчезает при повреждении любого из черепных нервов, участвующих в акте сосания.Сосание успокаивает ребенка. Если он не насосался в младенчестве, то в старшем возрасте, может начать сосать кончики волос или пальцы, обкусывать ногти, что потребует вмешательства психотерапевта или невропатолога.

3. Глотательный рефлекс Если что-то попадает в ротик малыша, то он глотает. Первые дни ребенок учится координировать дыхательные движения с глотательными.

4. Рефлекс кляпа. Рефлекс заставляет ребенка выталкивать изо рта языком любые твердые предметы. Рефлекс кляпа появляется сразу после рождения. Рефлекс не дает ребенку подавиться. Этот рефлекс угасает ближе к 6 месяцам. Именно рефлексом кляпа объясняется то, что малышу до 6-ти месяцев так трудно глотать твердую пишу.

5. Поисковый (искательный) рефлекс Куссмауля

Рефлекс следует вызывать осторожно, не причиняя боли новорожденному.

Поглаживание пальцем в области угла рта (не прикасаясь к губам) вызывает у новорожденного опускание угла рта и губы, облизывание рта и поворот головы в ту сторону, с которой проводится поглаживание.

Надавливание на середину верхней губы вызывает рефлекторное приподнимание верхней губы кверху и разгибание головы.

Прикосновение к середине нижней губы вызывает опускание губы, рот открывается, а голова ребенка производит сгибательное движение.

При болевом раздражении происходит поворот только головы в противоположную сторону.

Поисковый рефлекс помогает малышу найти сосок и хорошо выражен перед кормлением.

В норме вызывается у всех новорожденных и полностью должен исчезать к 3 месячному возрасту. Затем появляется реакция на зрительный раздражитель, ребенок оживляется при виде бутылочки с молоком, при приготовлении матерью груди к кормлению.

Поисковый рефлекс является основой для формирования многих мимических (выразительных) движений: качания головой, улыбки.

Поисковый рефлекс отсутствует или снижен, асимметричен у новорожденных с повреждением лицевого нерва. При наличии церебральной патологии у новорожденных рефлекс может быть задержан и не исчезает к 3-месячному возрасту

1 - ладонно-ротовой;
2 - хоботковый;
3 - поисковый;
4 - сосательный

6. Хоботковый рефлекс (рефлекс ротовой Эшериха)

Вызывается быстрым легким прикосновением пальцем, соской или молоточком по верхней губе ребенка - в ответ происходит сокращение мимической мускулатуры новорожденного -вытягивание губ в виде хоботка.

В норме хоботковый рефлекс выявляется у всех здоровых новорожденных, и постепенно угасает к трехмесячному возрасту. Сохранение хоботкового рефлекса его у детей старше трехмесячного возраста является признаком возможной патологии головного мозга и наблюдается у детей с поражением нервной системы.

7. Ладонно-ротовой рефлекс Бабкина

При надавливании большим пальцем на ладонь новорожденного, младенец поворачивает голову и открывает рот.

Рефлекс имеется в норме у всех новорожденных, ярче выражен перед кормлением.После двух месяцев этот рефлекс снижается, а к трем - исчезает совсем.

Вялость рефлекса наблюдается при поражении центральной нервной системы (ЦНС), особенно при родовой травме шейного отдела спинного мозга.

Быстрое становление рефлекса и его угосание до 3 месяцев является прогностически благоприятным признаком у детей, перенесших родовую травму.

Ладонно-ротовой рефлекс может отсутствовать при периферическом парезе руки на стороне поражения. При поражении ЦНС у ребенка старше 2-х месяцев, рефлекс не имеет тенденции к угасанию, а наоборот, усиливается и возникает даже при легком дотрагивании до ладоней пассивных рук.

8.Верхний хватательный рефлекс (Янишевского)

В ответ на штриховое прикосновение к ладони новорожденного происходит сгибание пальцев и захватывание предмета в кулак.

У младенца в норме хватательный рефлекс хорошо вызывается. Перед кормлением и во время еды хватательный рефлекс выражен значительно сильнее.

Рефлекс физиологичен до 3-4-х месяцев, в дальнейшем на базе хватательного рефлекса постепенно формируется произвольное захватывание предметов.

У заторможенных детей реакция также ослаблена, у возбудимых, наоборот, усилена.

Снижение хватательного рефлекса наблюдается у детей, родившихся в асфиксии. А также рефлекс ослаблен на стороне поражения шейного отдела спинного мозга. При парезах рук рефлекс ослаблен или отсутствует. Наличие рефлекса после 4-5 месяцев свидетельствует о поражении нервной системы.

9. Рефлекс подвешивания Робинсона

В ответ на поглаживание ладонной стороны кисти возникает сгибание пальцев и захватывание предмета. Иногда при вызывании этого рефлекса ребенок удерживает предмет или палец так крепко, что такого прицепившегося ребенка можно за пальцы приподнять вверх — эта фаза рефлекса получила название рефлекса Робинзона. Таким образом, оказывается, что новорожденный, внешне кажущийся совершенно беспомощным существом, может развить в руках такую «мускульную силу», которая удерживает его собственное тело в подвешенном состоянии.

К 3-4 мес этот безусловный рефлекс трансформируется в условный — ребенок начинает хватать игрушки целенаправленно. Хорошая выраженность хватательного рефлекса и рефлекса Робинзона способствует быстрому развитию условного рефлекса и тем самым — развитию мышечной силы в руках и способствует более быстрому развитию тонкой ручной умелости.

10. Нижний хватательный рефлекс (подошвенный, рефлекс Бабинского)

Вызывается при надавливании большим пальцем на подошву у основания II-III пальцев стопы. Ребенок производит подошвенное сгибание пальцев ноги (прижимает пальчики к стопе)

Надавливание большим пальцем на подушечку стопы вызывает подошвенное сгибание пальцев.

У здоровых детей этот рефлекс сохраняется до 12-14 месяцев жизни.

Отсутствие нижнего хватательного рефлекса возникает при поражении спинного мозга на поясничном уровне.

11. Рефлекс Бабинского.

Если произвести штриховое раздражение подошвы по наружному краю стопы в направлении от пятки к пальцам, то происходит тыльное разгибание большого пальца стопы и веерообразное расхождение II-V пальцев.

Большинство врачей сейчас считают рефлекс Бабинского нормой для первого года жизни и что его наличие не является признаком патологии, и с возрастом он пройдёт. Они объясняют тем, что это связано с недостаточным развитием коры головного мозга и соответственно системы центрального двигательного нейрона в раннем детском возрасте и что этот рефлекс встречается сейчас очень часто.

Мы же хотим предупредить родителей.

У здоровых новорожденных НЕ должно быть рефлекса Бабинского.

Рефлекс Бабинского является патологическим уже с первых дней жизни ребенка и является тонким признаком патологии пирамидных путей, а частота выявления его есть не доказательство его физиологичности, а доказательство частоты неврологических нарушений у новорожденных. Тем более если этот рефлекс с рождения спонтанный(то есть его не надо вызывать, он появлялся сам по себе)

12. Пяточный рефлекс Аршавского

При надавливании на пяточную кость у ребенка вызываются крик или гримасы плача.

Отсутствие их, снижение степени выраженности или асимметрия могут указывать на поражение нервной системы.

13. Рефлекс охватывания Моро

Вызывается различными приемами: если неожиданно хлопнуть двумя руками с обеих сторон по поверхности, на которой лежит ребенок, на расстоянии 15 см от его головки (не надо бить со всей силы!), то новорожденный отводит руки в стороны и открывает кулачки - I фаза рефлекса Моро. Через несколько секунд руки возвращаются в исходное положение (поза эмбриона) — II фаза рефлекса Моро.

Аналогичное движение в руках возникает при пассивном внезапном вытягивании (разгибанием) ног новорожденного, приподниманием разогнутых ног и таза малыша над постелью, при надавливании на бёдра.

Рефлекс выражен сразу после рождения. У всех здоровых новорожденных рефлекс Моро всегда симметричен(одинаков) в обеих руках и выражен до 4-5-го месяца, затем начинает угасать; после 5-го месяца можно наблюдать лишь отдельные его компоненты.

При вялом парезе руки рефлекс снижается или вовсе отсутствует на стороне поражения, что свидетельствует о том, что во время родов был травмирован спинной мозг в шейном отделе. У детей с внутричерепной травмой рефлекс в первые дни жизни может отсутствовать. При резко выраженной гипертонии имеется неполный рефлекс Моро: новорожденный только слегка отводит руки.

В каждом случае следует определить порог рефлекса Моро — низкий или высокий. У грудных детей с поражением ЦНС рефлекс Моро задерживается надолго, имеет низкий порог, часто возникает спонтанно при беспокойстве, различных манипуляциях. Если рефлекс проявляется при попытке переодеть ребенка или без повода, то его стоит показать невропатологу.

14. Рефлекс Галанта

Ребенка укладывают лицом вниз, его грудкой на свою ладонь. Поддерживая на весу (когда малыш успокоится и свесит полностью голову, ручки и ножки) проводят пальцем вдоль позвоночника (на расстоянии 1 см от него) с правой стороны — малыш выгнется дугой и подожмёт правую ножку. Так же рефлекс проверяют и с левой стороны.

Рефлекс Галанта хорошо вызывается с 5 - 6-го дня жизни. В норме рефлекс сохраняется до 2-4 мес, исчезает после 6 месяцев.

Реакция с обеих сторон должна быть одинаковой.

У детей с поражением нервной системы он может быть ослаблен или вовсе отсутствовать в течение 1-го месяца жизни. При поражении спинного мозга рефлекс отсутствует длительно. При поражении нервной системы эту реакцию можно наблюдать во второй половине года и позже.


1.Рефлекс Галанта
2.Рефлекс Переса
3.Рефлекс охватывания Моро

15. Рефлекс Переса

Ребенка укладывают лицом вниз, его грудкой на свою ладонь. Поддерживая на весу (когда малыш успокоится и свесит полностью голову, ручки и ножки) слегка надавливая, проводят пальцем по остистым отросткам позвоночника ребенка от копчика к шеи.

Это неприятно малышу, в ответ у ребенка возникает задержка дыхания с последующим криком. Его позвоночник прогибается, приподнимается таз и голова, сгибаются руки и ноги, возникает кратковременное общее повышение мышечного тонуса, при этом иногда происходит потеря мочи и дефекация.

В норме рефлекс Переса хорошо выражен в течение первого месяца жизни новорожденного, постепенно ослабевает и совсем исчезает к исходу 3 - 4-го месяца жизни.

Сохранность рефлекса старше 3 мес следует считать патологическим признаком. У новорожденных с родовым повреждением шейного отдела спинного мозга отсутствует поднимание головы, то есть рефлекс Переса получается как бы «обезглавленным». Угнетение рефлекса в период новорождённости и задержка его обратного развития наблюдается у детей с поражением центральной нервной системы.

16. Рефлекс опоры

Если взять новорожденного под мышки, то он рефлекторно сгибает ноги в тазобедренных и коленных суставах. В то же время, если его поставить к опоре, он разгибает ноги и плотно всей стопой упирается о поверхность стола и так «стоит» до 10 секунд.

В норме рефлекс опоры постоянен, хорошо выражен и постепенно исчезает к 4-6-неделыюму возрасту.

При травме нервной системы ребенок может опираться на носочки, иногда даже с перекрестом ног, что указывает па поражение двигательного (пирамидального) пути, идущего от коры головного мозга к спинному.

У новорожденных с внутричерепной травмой, родившихся в асфиксии, в первые недели жизни реакция опоры часто угнетена или отсутствует. При наследственных нервно-мышечных заболеваниях реакция опоры отсутствует из-за резкой мышечной гипотонии.

1.защитный рефлекс;
2.рефлекс ползания (Бауэра);
3.рефлекс опоры и автоматическая походка;
4.хватательный рефлекс;
5.рефлекс Робинсона.

17. Рефлекс автоматической ходьбы, или шаговый рефлекс

При опоре на стопы во время легкого наклона тела ребёнка вперёд, новорождённый делает шаговые движения.

Этот рефлекс в норме хорошо вызывается у всех новорожденных и исчезает к 2 месяцам жизни.

Тревожными признаками являются отсутствие рефлекса автоматической ходьбы или ходьба на «цыпочках» с перекрестом ног.

У новорожденных с внутричерепной травмой, родившихся в асфиксии, в первые недели жизни реакция автоматической походки часто угнетена или отсутствует. При наследственных нервно-мышечных заболеваниях автоматическая походка отсутствует из-за резкой мышечной гипотонии. У детей с поражением ЦНС автоматическая походка задерживается надолго.

18. Рефлекс ползания по Бауэру

К стопам новорожденного, уложенного на живот, приставляется рука. Рукой слегка давим на подошвы малыша — в ответ ребенок рефлекторно отталкивается от нее ногами и выполняет движения ползанья.

Рефлекс ползания в норме вызывается у всех новорожденных. Ползающие движения у новорожденных становятся выраженными на 3-4-й день жизни и сохраняется до 4 месяцев, а затем угасает. Следует обратить внимание на асимметрию рефлекса.

Рефлекс угнетен или отсутствует у детей, родившихся в асфиксии, а также при внутричерепных кровоизлияниях, травмах спинного мозга. При заболеваниях ЦНС ползающие движения сохраняются до 6-12 месяцев.

19. Защитные рефлексы

а)Верхний защитный рефлекс. Если новорожденного положить на живот, то происходит рефлекторный поворот головы в сторону и он пытается ее приподнять, как бы обеспечивая себе возможность дышать.

Защитный рефлекс у здоровых новорожденных выражен с первого дня жизни постоянно, а после полутора мес ребенок пытается удерживать голову сам. У детей с поражением ЦНС защитный рефлекс может отсутствовать. Снижение или исчезновение этого рефлекса может быть либо при особо сильном поражении верхних шейных сегментов спинного мозга, либо при патологии головного мозга. И, если не повернуть пассивно голову ребенка в сторону, он может задохнуться. У детей с церебральным параличом при усилении экстензорного тонуса наблюдается продолжительный подъем головы и даже запрокидывание ее назад.

б)«Утиный» рефлекс. При попадании струи воды или воздуха на область носа новорожденный задерживает дыхание.

в)Зрачковый рефлекс. Яркий свет вызовет сужение зрачка

г)Мигательный рефлекс Если подуть в личико малыша, то он прищурит глазки.

20. Рефлекс отдергивания ноги

В положении новорожденного на спине, когда нижние конечности его расслаблены, поочередно наносят укол иглой на каждую подошву. Происходит одновременное сгибание бедер, голеней и стоп.

Рефлекс должен вызываться одинаково с обеих сторон (симметричен).

Рефлекс может быть ослаблен у детей, родившихся в ягодичном предлежании, при наследственных и врожденных нервно-мышечных заболеваниях, миелодисплазиях.Снижение рефлекса часто наблюдается при парезах ног. Отсутствие рефлекса свидетельствует о повреждении нижних отделов спинного мозга ребенка.

21. Перекрестный рефлекс экстензоров.

В положении новорожденного на спине, разгибаем одну ногу и в области подошвы наносим укол — в ответ происходит разгибание и легкое приведение другой ноги.

При отсутствии рефлекса можно предполагать патологию поясничного утолщения спинного мозга.

22. Шейно-тонические рефлексы или позотонические рефлексы

Виды позотонических рефлексов новорожденного ребенка
Асимметричный шейный тонический рефлекс (Магнуса — Клейна)

Проявляется при пассивном повороте головы ребенка в сторону. Происходит разгибание рук и ног на стороне, к которой обращено лицо ребенка, и сгибание противоположных. Рука, к которой повернуто лицо малыша, выпрямляется. В этот момент повышается тонус разгибателей плеча, предплечья, кисти — поза «фехтовальщика», а в мышцах руки, к которой обращен затылок, повышается тонус сгибателей.

Симметричные тонические шейные рефлексы

При пассивном сгибании головы новорожденного ребенка увеличивается мышечный тонус сгибателей в руках и разгибателей в ногах. В тоже время, когда малыш разгибает голову, проявляется обратный эффект — разгибаются руки и сгибаются ноги.

Асимметричные и симметричные шейные рефлексы новорожденного выражены у новорожденных постоянно.
У недоношенных детей они слабо выражены.

Лабиринтный тонический рефлекс

В положении ребенка лежа на животе, увеличивается тонус в сгибательных мышцах: голова сгибается к груди либо запрокидывается назад, спина выгибается, руки сгибаются и также приводятся к груди, кисти сжимаются в кулачки, ноги сгибаются во всех суставах и приводятся к животу. Спустя некоторое время, эта поза сменяется плавательными движениями, которые переходят в рефлекс спонтанного ползания.

Рефлекс Ландау

Придайте ребенку «положение пловца» - поднимите малыша в воздух так, чтобы его лицо смотрело вниз, и он тут же поднимет голову, а затем и выпрямит (или даже выгнет) спину, а также разогнет ноги и руки — ласточка, от 6 месяцев до полутора лет

1.асимметричный шейный топический рефлекс Магнуса – Клейна;
2.симметричные шейные тонические рефлексы;
3.тонические лабиринтные рефлексы;
4. рефлекс Ландау.

Эти рефлексы в норме исчезают в первые 2-3 месяца. Так по мере угасания безусловных и шейно-тонических рефлексов ребенок начинает удерживать голову, сидеть, стоять, ходить и осуществлять другие произвольные движения. Задержка обратного развития тонических рефлексов (свыше 4 месяцев) свидетельствует о поражении центральной нервной системы новорожденного. Сохраняющиеся тонические рефлексы препятствуют дальнейшему развитию движений ребенка, формированию тонкой моторики.

В последние годы говорят о наличии плавательного рефлекса у новорожденного, который заключается в том, что малыш будет барахтаться и не утонет, если его опустить в воду. Этот рефлекс можно проверить только в присутствии инструктора в бассейне для новорожденных.

Проблемы с рефлексами — первые симптомы патологии центральной нервной системы. Если вас насторожили какие-то отклонения от нормы, то не стесняйтесь обращаться к врачу. Повторный осмотр обязательно должен состояться спустя назначенное время - оно может быть различным в зависимости от предполагаемого характера патологии - от нескольких дней до месяца, что поможет исключить имевшиеся подозрения или, при необходимости, провести своевременное лечение. Помните, что ребенок меняется каждый день, и проявления рефлексов зависит от целого ряда условий (сытости, усталости и многих других). Очень важно проверять врожденные рефлексы в динамике. Вовремя начатое лечение – залог здоровья ребенка в будущем.


Рефлексы новорожденного - это ответная реакция на раздражители из внутренней и внешней среды организма. Врожденные рефлексы заложены в нервной системе еще до рождения ребенка.

Подробная статья об основных рефлексах новорожденных


Сосательный рефлекс у новорожденного - это способность сосать грудь матери или соску на бутылке с искусственным питанием, вложенную в рот. Никто не обучает ребенка сосанию. Это не привычка, а один из важных рефлексов. Он формируется еще во внутриутробные процесс развития. И в дальнейшем оказывает воздействие на формирование психики в раннем детстве. При помощи сосательного рефлекса новорожденный утоляет свой голод.

Он возникает впервые часы жизни и относится к врожденным рефлексам, который обеспечивает выживание малыша. Это самый первый и самый главный безусловный рефлекс. Во время кормления, когда происходит касание неба, ребенок начинает сосать молоко из груди матери или из бутылочки, всасывает ее. Выраженность сосательного рефлекса у новорожденных определяет голоден или сыт ребенок. После еды сосательный рефлекс ослабевает. Но уже через час вновь дает о себе знать. Очень хорошо успокаивает ребенка ритмичное сосание.

Ответственными за рефлекс сосания являются 5 пар черепных нервов. Для малыша удовольствие посасывать пустышку и очень тяжелая работа сосать молоко из груди мамы.

К 12 месяцам сосательный рефлекс ослабевает, а к 3-4 годам пропадает.


Проверить сосательный рефлекс у ребенка очень легко: необходимо погладить щечку или прикоснуться к губам. Ребенок откроет ротик и задвигает языком будто хочет сосать.

Слабый сосательный рефлекс

Слабость или отсутствие сосательного рефлекса определяют методом кормления. Здоровые дети сразу и энергично берут грудь матери и жадно сосут. В отличие от здоровых малышей, новорожденные со сниженным сосательным рефлексом засыпают во время кормления, вялые, сглатывают очень редко, а зачастую и вовсе отказываются от груди. Ослабленных и недоношенных детей выписывают из больницы, когда малыш может самостоятельно сосать.

Вот причины, по которым чаще всего бывает слабый рефлекс сосания и это очень просто проверить – необходимо положить палец в рот малыша, при отсутствии отклонений он инстинктивно сосет палец.

Основные причины снижения сосательного рефлекса:

  • тяжелые соматические состояния;
  • гипоксия во время беременности или при родах;
  • парезы лицевых нервов;
  • умственная отсталость;
  • иногда стоматит, ОРЗ, ОРВИ.

В тех случаях, когда у младенца слабый сосательный рефлекс и полноценного питания ребенок не получает, необходимо сцедить молоко и докормить малыша с бутылочки или ложечки. Кормить ребенка необходимо каждые два - два с половиной часа, а возможно и чаще. Самостоятельно поставить диагноз и лечить малыша категорически нельзя. Как только заметили какое-либо отклонение, за помощью необходимо обратиться к доктору. Такие состояния необходимо наблюдать в динамике.
Также причиной слабого сосательного рефлекса может быть и неправильная форма сосков, или ребенок не активно и с перерывами сосет простуженный, с заложенным носом, или сонный ребенок.

Отсутствие рефлекса

Если отсутствует сосательный рефлекс, то это первый признак того, что повреждена центральная нервная система, а именно ствол головного мозга, что является нехорошим неврологическим признаком. При полном отсутствии этого рефлекса у новорожденных шансов на выживание нет. Кормление таких малышей происходит через зонд.


Затруднение сосания, и отсутствие сосательного рефлекса является следствием родовой травмы. Сказать, что «ребенок ленится сосать» неуместно. Ведь в данном случае дело не в лени, а в возможном повреждении важных центров нервной системы.

Причиной отсутствия сосательного рефлекса является неврологическая патология:

  • слабость жевательной мускулатуры;
  • круговой мышцы рта;
  • языка.

Травма шеи или шейно-затылочной зоны приводит к повреждениям продолговатого мозга и, как следствие, к снижению сосательного рефлекса. Такие травмы замедляют развитие ребенка.


Наличие рефлексов говорит о здоровье ребенка, о состоянии его нервной системы. При их формировании происходит более гармоничное развитие малыша.

Где-то между третьим и четвертым годом жизни, сосательный рефлекс ребенка пропадает. Именно поэтому многие считают, что кормить ребенка грудью необходимо вплоть до 4 лет, так как это заложено природой.

К сожалению, случается так, что по какой-то причине у некоторых новорожденных этот рефлекс очень слабо выражен или отсутствует вообще. Проверить это довольно просто – достаточно просто положить палец в рот крохи, и, если у него нет никаких отклонений в развитии, он инстинктивно начнет сосать палец.

Симптомы снижения сосательного рефлекса

В отличие от здоровых детей, которые с самого рождения сразу и энергично берут материнскую грудь и жадно сосут ее, дети со сниженным сосательным рефлексом очень вялые, могут заснуть сразу во время кормления, редко сглатывают, а иногда вовсе не могут взять грудь.

Причины нарушения сосательного рефлекса

Сосательный рефлекс это очень сложный физиологический акт, в который вовлечено пять пар черепных нервов, которые располагаются в головном мозге.


Главным причинами нарушения сосательного рефлекса у новорожденных являются парезы лицевых нервов, умственная отсталость, тяжелые соматические состояния, другие отклонения в центральной нервной системе.

Чаще всего в группу риска входят малыши, перенесшие гипоксию во время беременности или родов.

В более редких случаях причинами снижения сосательного рефлекса могут быть ОРВИ, ОРЗ, стоматит и другие вирусные заболевания.

Как только вы заметили какие-либо отклонения, обязательно обратитесь к невропатологу или терапевту. Очень важно помнить, что подобные состояния очень важно наблюдать в динамике, т.е. посещать врача регулярно, прослеживая тенденцию.

Лечение нарушения сосательного рефлекса

Увы, это сложный физиологический процесс, который требует тщательной диагностики, поэтому самостоятельно поставить диагноз и пробовать лечить ребенка категорически нельзя.

Единственное, что вы можете сделать это помочь малышу питаться. Если рефлекс снижен, то получить полноценное питание из груди у малыша не получиться. Сцеживайте молоко и предлагайте ему бутылочку или докармливайте из ложечки. Старайтесь устраивать трапезы каждые 2-2,5 часа или чаще, в зависимости от того, сколько малыш может съесть за один заход. Как только малыш пойдет на поправку, можете возвращаться к привычному графику кормления.

Во время внутриутробного развития в нервной системе крохи закладываются реакции на внешние, а также внутренние раздражители, которые называют врожденными рефлексами. Без некоторых из них младенец не смог бы выжить вне материнской утробы. Одним из них является сосательный.

Сосательный рефлекс относится к врожденным рефлексам Что это?


Сосательный рефлекс относится к безусловным и крайне важен для выживания малыша после родов. Его формирование начинается еще в период вынашивания. Благодаря нему, малыш получает пищу из материнской груди или бутылочки. Максимально проявляется он у голодных здоровых карапузов, а сразу после кормления он ненадолго ослабевает.

Он достаточно сильно выражен в возрасте до года и в норме начинает угасать к 3-4-летнему возрасту. Если у малыша до года отмечается он в повышенной степени, кроха будет часто и подолгу сосать грудь, пустышку и даже свои кулачки.

Чтобы вызвать рефлекс, в ротик ребенка на глубину около 3 см вводят указательный палец. В норме малыш должен начать ритмично его сосать. Если рефлекс сильный, достаточно лишь прикоснуться к губам малютки или погладить щечку карапуза, как кроха откроет рот и начнет двигать языком, как при сосании.

Также в его оценке можно использовать пробное кормление – крохе дают грудь или бутылочку с питанием, после чего наблюдают, насколько энергично малыш сосет. Если он выражен слабо, кроха будет сосать вяло. В такой ситуации младенец может часто отказываться от груди или бутылочки, редко сглатывать пищу и засыпать во время кормления.

Чтобы проверить сосательный рефлекс, нужно поднести ко рту крохи палец и ввести его неглубоко

Его оценку многие мамы делают сразу же после рождения. Подробнее об этом смотрите в следующем видео.

Причины отсутствия или ослабления

Рефлекс сосания может отсутствовать при:

  • Парезе лицевых нервов.
  • Тяжелом соматическом заболевании ребенка.
  • Высокой степени умственной отсталости.
  • Гипоксии во время вынашивания или родов, вызвавшей поражение ЦНС.
  • Ослаблении мускулатуры, отвечающей за жевание, мышц языка и рта.
  • Глубокой недоношенности.
  • Родовых травмах спинного мозга.

К снижению сосательного рефлекса могут привести такие болезни, как ОРВИ, стоматит или насморк. Также его ослабленную степень могут провоцировать плоские соски у мамы.

Что делать, если его нет или выражен слабо

На отсутствие или выраженную слабость сосательного рефлекса следует сразу же реагировать, ведь это грозит младенцу недоеданием, в результате которого малыш может отставать в развитии. Если мама заметила такое ослабление, нужно немедленно обратиться к врачу. Невролог проверит его и другие врожденные рефлексы младенца, после чего будет наблюдать за малюткой или назначит необходимое лечение.

В ситуации, когда его нет сразу после рождения, младенца начинают кормить либо через зонд, либо парентерально (вводят питательные растворы через вену). Это особенно часто бывает у малышей, которые родились преждевременно. Их не выписывают домой до той поры, пока рефлекс не восстановится в достаточной степени.

Как восстановить

Если кроха сосет очень слабо, вопрос, как его разработать, является крайне важным для его здоровья. В этом помогает организация кормлений, использование пустышки и докармливания из бутылочки. Также врач порекомендует выполнять перед кормлением специальный массаж лица. Конечно же, для успешного восстановления важно учесть причину его ослабления, поэтому без консультации и советов врача никаких действий предпринимать не нужно.

О пользе пустышки в его развитии можно узнать, посмотрев следующий видеоролик.

У детей, которые только что появились на свет, присутствует несколько естественных врождённых рефлекторных навыков. Среди них: хватательный, сосательный, Галанта, Моро, Переса и другие.

Свойства рефлекса

У здорового малыша все рефлекторные способности должны быть развиты на должном уровне. Если обнаруживается, что у крохи слабое умение высасывать пищу, то нужно разбираться в причинах. Умение сосать формируется у детей ещё в утробе матери. Он очень важен, ведь от него зависит питание и рост маленького организма. В последствии, данная способность накладывает свой отпечаток на психологическое состояние человека. Благодаря умению высасывать пищу, младенец утоляет своё чувство голода, которое появляется через 2-4 часа после рождения.

Сосательный рефлекс у новорождённых первых 2 дней жизни бывает недостаточно сильным. Он ещё довольно слаб и не умеет удобно захватывать сосок, чтобы раздобыть молочко. У роженицы настоящее молоко ещё не появилось, вместо него течёт молозиво.

Добывать еду из маминой груди не так просто. Многие малыши потеют и сопят при такой трудной работе. Если сосательные нервы и мышцы лица в порядке, то при любом прикосновении к губам или щёчке ребёночка, он откроет рот и начнёт сосущие движения губами.

Почему его не бывает?

Часто на такую ситуацию влияют тяжёлые роды или неправильное внутриутробное развитие, последствием которого является умственная отсталость. Отсутствие умения сосать бывает свидетельством:
Умственной отсталости;
Сомантического состояния;
Дефектов лицевых нервов.

Наиболее часто отсутствием сосательных движений страдают детки, у которых поставлен диагноз гипоксии. Изредка встречаются случаи такой проблемы из-за стоматитов, ангин, ОРВИ и ОРЗ. Такие младенцы получают питание через специальный зонд. Естественно, всех мам волнует то обстоятельство, когда у новорождённого нет сосательного рефлекса.

Если дело не в нарушении умственной деятельности, то помочь могут регулярные тренировки рефлекторных навыков. Нужно постоянно перед кормлением прикладывать палец к губам малыша. По мере устранения проблем со здоровьем рефлексы будут возвращаться. Это потребует от родителей и их родственников большого терпения.

Дело может быть и не в малютке

Первые пару дней ребёнок не берёт грудь, но дело может оказаться совсем не в рефлекторных нарушениях. Часто у женщин, которые рожают впервые неразработанные соски. Их форма не позволяет грудничку нормально питаться. Попробовав разок и не получив питания, он может противиться такому способу насыщения.

В этом случае мамочка не должна нервничать. Ситуацию необходимо исправлять в двух направлениях: разрабатывать соски матери и тренировать навыки высасывания у грудничка. Если при осмотре педиатра крошку не отправили к невропатологу, то дело не в мозговых или нервных нарушениях.

Уменьшение желания высасывать

Если у ребёночка пропало желание питаться ГВ, то этому могут быть разные объяснения. В первую очередь необходимо проверить полость рта на наличие ранок или язвочек. Если таковые имеются, то во время лечения кормите грудничка из шприца.

Приучать к бутылочке не стоит, потом он может отказаться питаться ГВ. Во вторую – заболевания гортани. Это бывает при ангине и простуде. Обычно такие заболевания сопровождаются температурой. В этих случаях осмотр врача необходим.

Причиной может стать молоко матери. Возможно, по каким-то причинам оно перестало устраивать ребёнка. Попробуйте дать смесь или молоко животных (козы, коровы), если малыш проявил к нему интерес, значит дело в маме.

Потребуется консультация с доктором и различные диеты. Если причиной явилось разовое употребление какого-то продукта, который малютке не понравился, то исключив его из своего меню, мамочка очень скоро приведёт своё молочко к прежнему вкусу.

В этом случае, не гарантируется, что кроха опять захочет питаться таким способом.

Трехмесячный малыш с пальчиком во рту заставит дрогнуть самое черствое сердце. Но трехлетний ребенок с пальцем во рту будет выглядеть странно.

Если вы все чаще наблюдаете картину «палец во рту» у вашего ребенка, стоит задуматься над вопросом – что это и что с этим делать?

Вред или польза от сосания пальца?

Все зависит от того о каком возрасте идет разговор. Малыш пробует свои пальчики, когда находится в утробе матери. Ученые предполагают, что таким образом ребенок готовится к грудному вскармливанию и тем самым начинает развивать сосательный рефлекс, а может, ощущает волнение мамы и сосание пальца позволяет ему успокоиться. Но это всего лишь домыслы ученых, потому, что ребенок сам ответить не может.

В возрасте трех месяцев, когда у ребенка координация движения становится довольно хорошей, « » своего рода маленькая победа — ребенок самостоятельно подносит свою маленькую ручку ко рту в любой момент, когда ему захотелось. Несколько недель ребенок будет учиться координировать свои движения, в частности «рука — рот» , поэтому не нужно ему мешать.

Но время идет и ребенок растет. Не за горами его первое день рождение. А может ребенок уже старше, а палец, все так же, во рту. Родители начинают паниковать, предполагая, что если эта привычка останется, возникнет немало проблем. Речь, конечно, идет о глистах, неправильном прикусе и некрасивом виде.

Родители объявят войну этой новой моде ребенка. Война будет безжалостной и бесполезной. Причин для сосания пальца может быть масса, и каждый случай нужно разбирать отдельно, только так можно помочь ребенку не вредя еще больше.

Как относится к сосанию пальца сам малыш? Мешает ли ему? Скорее нет, чем да. До возраста 5-6 лет, ровесникам будет все равно, есть палец во рту у вашего ребенка или нет. Насмешки могут появиться в школе, но не раньше. И получается, что эта привычка неприятна нам, взрослым. Возможно, на психологическом уровне мы понимаем, что сосание пальце у ребенка происходит не просто так, а это явный симптом какой-то его травмы.

И наша главная помощь должна заключаться выявление проблемы, которая приводит к такому неправильному поведению малыша. Поэтому не нужно стараться отделаться от признака «сосание пальца» методами битья рук, или используя различные горькие мази, и даже высказываю свою позицию. Ни к чему хорошему не приведет и саму проблему, из-за которой появилась эта вредная привычка, не решит.

В этой статье попробуем понять главные причины сосательного рефлекса у детей.

Сосательный рефлекс

Сосательный рефлекс – это умение сосать грудь мамы или соски, без необходимости обучению данному процессу. Относится к основным безусловным рефлексам.

Малыши до 1 года начинают посасывать пальчики тогда, когда их основной рефлекс не может быть удовлетворен в нужной им мере. Многим детям не хватает сосания груди или бутылочки, их рефлекс сильнее, и тогда они начинают сосать все от игрушек, заканчивая пальцами рук и даже ног.

Когда можно говорить, что у вашего ребенка неудовлетворен сосательный рефлекс:

Если ребенку не больше 1,5 лет. По нормам сосание пальцев длиться от полугода до 1,5 лет.
Малыш быстро ест, достаточно 5-10 минут. При искусственном кормлении проблема решается уменьшением дырочки в бутылочке. Но бывает, что ребенка сразу учили пить из ложки, и он просто не умеет сосать бутылочку. При грудном кормлении, проблема может заключаться, если у мамы слишком тугая грудь, а у ребенка слабые мышцы рта. Или молока много, и малыш не прилагает никаких усилий.

Если вышеописанное вам подходит, то можно применить следующее, чтобы удовлетворить рефлекс сосания:

Увеличьте время кормления грудью. Если ваш ребенок на грудном кормлении, не спишите. Пусть малыш побудет около груди 35-45 минут, даже если он засыпает и лишь изредка посасывает ее. Особенно важным будет этот совет для мам впервые месяцы жизни их крох.

Правильно подберите бутылочку. Бутылочка должна заканчиваться у ребенка через 15-20 и более минут. Выберите нужно отверстие в соске, которая должна подходить и по возрасту. Всю информацию производитель указывает на упаковке.

Приобретите пустышку. Можно долго спорить, следует, давать ребенку ее или нет. Если сосательный рефлекс неудовлетворен у ребенка, то лучше купить хорошую соску, чем провоцировать возникновение привычки сосать пальцы или других частей. Впоследствии, пустышку можно «подарить» младшему ребенку, а вот излюбленную часть тела для сосания «подарить» не выйдет.

Хочу уточнить, малыши до 1 года часто сосанием пальцев показывают свое желание кушать. Поэтому прежде чем ставить диагноз «неудовлетворенный сосательный рефлекс » понаблюдайте. Ребенок будет капризничать и плакать, когда будет пытаться сосать свою руку, ведь он ожидает молока оттуда. Это не перерастет во вредную привычку, если мама научиться реагировать и сразу кормить ребенка, а лучше не доводить до такого голодного состояния ребенка.

Также причиной может стать обычная скука. Мамы, которые проводят достаточно времени со своим ребенком, осыпает ласками, играет, берет на руки, то их малыш просто не успевает выделить время на сосание пальцев. Нет, конечно, он будет тащить в рот, но это будет выглядеть иначе. Ребенок притянул в рот предмет или пальчик лишь на пару секунд. Потом он вынимает их изо рта и начинает рассматривать. Снова пробует, по времени чуть дольше и снова смотрит. Такой порядок может повторяться ни один раз и к нему могут подключиться такие действия как: постукивание предметом по поверхности, бросать или трясти его. Так ребенок познает мир. Кроха, которая перестала совершать какие-либо действия, замерла, взгляд отсутствует и палец, или другой предмет, оказался во рту, следует отвлечь ребенка от своих мыслей, вот это может привести к вредной привычке.

Вредная привычка

Привычка – это действие, которое повторяется и приобретает характер потребности. Чтобы сформировать привычку, необходимо неоднократно совершить ряд действий, которые были бы приятными, и в будущем стало автоматическим и совершаемым без применения усилия. Например, вы замечаете, что вашего ребенка при просмотре телевизора так и манит положить пальчики в рот или когда бывает расстроенным. Или тяжело засыпает, не положив большой палец руки в рот.
Скорее всего, все началось все с того, что ребенок был перевозбужден перед сном, и невзначай притянул палец ко рту. Пальчик оказался теплым, и сосать его оказалось очень мило. Такие чувства приглянулись малышу, он смог успокоится и уснуть. Через пару дней все повторилось, малыш решил повторить «фокус» с пальчиком во рту. И таким образом сформировалась привычка, и даже когда ребенок спокоен, у него не прослеживается тревога, ему необходимо перед сном взять палец в рот. Только так он может уснуть.

Если ребенок испытывает стресс, негативные эмоции, испуг, такие привычки спешат на помощь ребенку, чтобы быстрее успокоить его и становясь универсальным решением.

Поэтому для родителей у которых ребенок находил в полном окружении заботы и любви, не испытывал стрессов все равно появилась эта вредная привычка имеющая общие корни с невротической привычкой. В первую очередь родители начинают поиски решения проблем в себе. Может нужно больше «работать над собой»? «Проблема сосательный рефлекс» до трех лет и проблемой назвать нельзя. Ребенок в этом видит много форм поведения окружающих его людей. Он начинает повторять что-то за любым из нас. Выбирает, то, что большего всего ему приятно и понятно. Этот тап развития закончиться и проблема сосания пальца закончиться вместе с ним.

Если понаблюдать за нами — взрослыми, мы все состоим из привычек: щелкать ручкой, когда думаем, наматывать прядь волос, крутить на пальце кольцо, ходить взад-вперед. Нам всем нужны действия, которые помогут нам, справится с той или иной проблемой. Сосание пальца у малыша, своего рода «палочка-выручалочка», которая поможет ему в неприятной ситуации. Надо понимать, что эта привычка помогает ему, так же как нам взрослым наши вредные привычки.

А отсюда можно сделать вывод, научите ребенка другому способу успокаивать себя и вас больше не будет раздражать «палец во рту». Не найдя альтернативы, не сможете вырвать с корнем проблему. Такая привычка либо возвратится в том же виде, либо обретет новую форму: грызть ногти, сосание губ или игрушки. Поэтому битва с привычками не должна включать запреты, горькие мази и воспитательные беседы. Они ничего не предлагают взамен.

Если сосание пальцев – это привычка вашего ребенка, то начать нужно со следующего:

Ловить такую привычку нужно в самом начале, прежде чем это войдет в естественный цикл у ребенка. Обратите внимание, при каких обстоятельствах ребенок тянет ручки ко рту, когда ему скучно, грустно или устал. Попробуйте предложить другой вариант. К примеру, массаж пальчиков перед сном. А если еще напевать песенку при этом действии, будет вдвойне полезнее. Игры с водой смогут правильно подействовать на ребенка. Стимулирующие действия от воды могут благоприятно подействовать не только на пальцы, но и на все тело. Составьте такой порядок действия перед уходом ко сну, что бы малыш мог максимально успокоиться без сосания пальца.

Ребенок неосознанно копирует действия окружающих его людей. Обратите внимание, кто среди ваших знакомых сосет пальцы. Может старшие дети, или взрослые в задумчивости, пусть не сам палец, а косточку фаланги пальца. Если образцом для подражания выбран взрослый, то процесс избавления от этой привычки придется начать с него. Старшие дети, сосущие пальцы, которым подражает младший — довольно сложная ситуация. Начать нужно с анализа своего времени, которое вы уделяете ребятишкам. Сколько из этого времени – позитивное. Но все это лучше проделать с психологом.

Если вы поймали ребенка на сосании пальца, постарайтесь отвлечь его по-умному, не акцентируя внимания на этом. Пригласите заняться его другим делом: потанцевать, поиграть в игры на развитие моторики, либо просто почитайте книгу. Ребенку скучно, сделайте все, чтобы отвлечь его от этого. А если малыш устал, тогда обнимите, приласкайте, хорошо подействует массаж ручек и ножек – пальчиковая гимнастика. Только не превратите все эти действия в рефлекс у ребенка на общение с вами. Нужно заниматься этими вещами всегда, а не только в момент начала сосания пальчика.

Неосознанная привычка может исчезнуть сама. Поэтому не делайте акцент, и уж тем более не кричите на ребенка. Постоянное одергивание малыша, удары по рукам, заматывание, все это войдет в другую привычку – привлечение вашего внимание, даже если оно негативное.

Психологическая проблема.

Один шаг отделяет вредную привычку от психологической проблемы. Случаи, когда можно предположить, что сосание пальца это психологическое неблагополучие:

У малыша был сильный стресс. Возможно смерть из близких или самого любимого домашнего животного, тяжелое заболевание, которое перенес ребенок или сильный испуг. Будьте начеку, ребенок может начать сосать палец гораздо позже всех этих перенесенных последствий.

Ребенок проживает семье, где происходят постоянно скандалы, выяснение отношений или наоборот «молчаливая война». Тут у взрослого сдадут нервы, не только у ребенка.

Появление братика или сестренки. Переезд в другой город. Это радостные события для взрослых, но для ребенка может быть истинным испытанием.

Ощущение ненужности может привести к проблемам в эмоциональном формировании. Это заметно по детям, которые не были нужными изначально. Отсутствие связи мамы с ребенком, нужного количества тепла и заботы, все это выльется не только в сосательный рефлекс, но и множество других психологических симптомов.

Вы сделали все, что было в ваших силах, уделяли достаточного внимания ребенка, отвлекали его, когда он тянул пальчики в рот, но он упорно продолжает сосать пальцы, это значит лишь одно, проблема куда глубже, чем нам кажется.

Сосательный рефлекс , как психологическая проблема редко бывает одним признаком. Если стресс был мощным, ребенок может потерять навыки, которые уже сформировал – самостоятельно кушать, использовать горшок, говорить. Здесь происходит регресс развития. Если атмосфера дома приятная, ребенка все поддерживают, то все будет хорошо и ребенок все вспомнит и научится. А если дома тяжелая обстановка, мама не проявляет тепла, уход за ребенком носит формальный характер (одет, сыт), то к сосательному рефлексу подключится целый «букет» других невротических расстройств. Малыш начинает показывать неадекватное поведение – паника, визг, агрессия. Подумайте об обращении к психологу, для каждого случая будут свои рекомендации.

Сосание пальца – это важный симптом, который показывает, что вашему ребенку необходима помощь. До 1 года будут действия, которые помогут удовлетворить сосательный рефлекс. До 3 лет поддержите ребенка, он могу устать, быть в тревоге, или начать скучать. Старше 3 лет ребенок сосущий палец имеет проблемы психологического характера.

Рефлекс - самопроизвольно совершаемая реакция на определённый внешний фактор. Он может быть безусловным или условным. Первый способствует существованию человека во внешней среде. Каждый ребёнок рождается с определённым набором таких реакций, и среди них - сосательный рефлекс, обеспечивающий малышу условия для выживания.

Иногда с его формированием возникает проблема, т. е. он либо полностью отсутствует, либо просто ослаблен. Это чревато различными осложнениями при выкармливании новорождённого. Молодым родителям обязательно нужно разобраться в этом вопросе, чтобы, столкнувшись с подобного рода патологией, знать, как себя вести и что предпринимать.

Отвечают за сосательный рефлекс у новорождённых сегменты головного ствола. В его активизации участвуют ядра нервных пар, находящихся в продолговатом мозге (его стволовой части):

  • тройничный;
  • вестибулярный;
  • лицевой;
  • блуждающий;
  • языкоглоточный;
  • подъязычный.

Взаимосвязь этих нервов строго координирует весь процесс сосания от начала до конца. После кормления рефлекс ослабевает, а через 1-1,5 часа вновь активируется. Новорождённый будет сосать всё, что окажется в его ротике: грудь мамы, соска (если он искусственник), собственные пальчики. Это вовсе не привычка, так как начинает формироваться в период внутриутробного развития.

Учёные выявили, что эта безусловная реакция организма оказывает большое влияние на здоровье детской психики. Благодаря владению ею, малыш может утолять голод, что обеспечивает ему выживание. Поэтому плохой сосательный рефлекс должен стать тревожным сигналом для родителей о том, что нужны меры по его быстрому восстановлению, пока ещё не поздно. Но как узнать о патологии? Только сравнив с нормой и проверив её симптомы.

Это интересно! Закладывается сосательный рефлекс уже после 15 недели после зачатия, т. е. задолго до появления ребёнка на свет.

Норма

Существует норма, когда сосательный рефлекс у ребёнка появляется (в каком возрасте) и когда угасает. Это важно знать, чтобы отследить, всё ли в порядке с развитием малыша. Любого рода отклонения свидетельствуют о том, что нужна врачебная помощь и коррекция.

  • Задатки

Зачатки сосательного рефлекса видны уже на УЗИ, т. е. в материнской утробе. На мониторе можно наблюдать, как малыш держит пальчик во рту, - это и есть норма.

  • Формирование

Окончательно сосательный рефлекс формируется в самые первые минуты жизни новорождённого. Если он здоровый и доношенный, его прикладывают тут же к груди матери. Получив несколько капелек драгоценного молозива, кроха успокаивается. Таким простым, но очень важным способом происходит активизация сосательного рефлекса, поддерживается врождённый инстинкт.

  • Угасание

Учёные выяснили, когда у ребёнка угасает сосательный рефлекс в норме, осуществляя для организма защитную функцию. Однако мнения могут расходиться, до какого возраста эта реакция организма сохраняется. Чаще всего называют 1-1,5 года, когда как раз советуют отучать малыша от соски. Хотя многие советуют кормить грудью до 2,5 лет, что тоже связано непосредственно с сосательным рефлексом. Так что возрастные рамки, когда у ребёнка пропадает сосательный рефлекс, достаточно размыты и неопределённы.

Это - типичный путь формирования данной безусловной реакции. Но иногда врачи вынуждены диагностировать (это могут самостоятельно заметить родители), что нет сосательного рефлекса у новорождённого: определённый ряд проблем с его здоровьем нарушают либо его развитие ещё на этапе беременности, либо его активизацию после появления ребёнка на свет.

Вот это да! Существуют также случаи, когда чрезмерно добросовестные мамочки продолжали грудное кормление до 6-7 лет, тем самым растягивая возрастные рамки угасания сосательного рефлекса.

Причины патологии

Родители должны понимать, что если у ребёнка отсутствует сосательный рефлекс, у него есть серьёзные проблемы со здоровьем, которые нужно немедленно решать с помощью медиков. Существует несколько причин такой патологии:

  • гипоксическое или травматическое повреждение центральной нервной системы, которое может произойти либо в утробе, либо при родах (о гипоксии плода, читайте );
  • нарушение одного из нервов, участвующих в формировании сосательного рефлекса, чаще всего - парез или паралич, в частности - лицевого нерва;
  • родовая травма продолговатого мозга;
  • слабость языка, круговой мышцы рта, жевательной мускулатуры;
  • соматическая болезнь в тяжёлой стадии;
  • умственная отсталость;
  • некоторые заболевания рта и глотки: ярко выраженный стоматит, ринит, респираторные вирусные инфекции ( , ОРЗ);
  • плоская форма сосков у матери;
  • глубокая недоношенность, когда вес крохи не превышает 1,5 кг.

Если течение беременности или родов было осложнено данными факторами, у новорождённого отсутствует сосательный рефлекс вовсе или снижен до минимума, что чревато голоданием малыша и его неполноценным развитием (как физическим, так и психическим) в дальнейшем. Если вы попадаете в группу риска, необходимо с первого момента появления ребёнка на свет проверить степень сформированности данной безусловной реакции маленького организма. Есть несколько способов сделать это. Причём сами родители могут увидеть патологию, представляя её явные симптомы.

К Вашему сведению. Плоская форма сосков - не причина отлучать малыша от груди. Существуют способы, позволяющие их вытянуть. Есть ряд специальных упражнений, корректоры в аптеках, хирургическое вмешательство. Позаботьтесь об этой проблеме заранее, ведь от неё тоже зависит формирование сосательного рефлекса у ребёнка.

Симптомы

На отсутствие сосательного рефлекса или его недоразвитость у малыша могут указывать некоторые признаки. Обычно они выявляются ещё в роддоме, где и предпринимаются все меры по спасению ребёнка. Но если по какой-то причине врачи не распознали патологию, мама сама сможет увидеть, что данная реакция маленького организма недоразвита. Симптомы отклонения могут быть следующими.

Полное отсутствие

При прикладывании новорождённого к материнской груди:

  • он даже не пытается схватить сосок;
  • если положить грудь ему в рот, он не будет делать никаких попыток её сосания, не будет удерживать её во рту;
  • такое состояние длится более 12 часов после рождения ребёнка.

Если сложилась именно такая ситуация, нужна срочная врачебная помощь. Родители часто спрашивают, когда у недоношенных детей появляется сосательный рефлекс, так как у таких деток данная защитная безусловная реакция развивается гораздо позже, чем у здоровых, плохо развивается или отсутствует вовсе.

Даже при недоношенности при соответствующей медицинской помощи рефлекс должен появиться в течение суток (это считается нормой). Более продолжительный отрезок времени будет свидетельствовать о серьёзной проблеме.

Недоразвитость, частичная несформированность

После прикладывания ребёнка к груди сразу после рождения:

  • он делает несколько слабых чмоков;
  • не может удержать сосок во рту, хотя пытается это сделать;
  • не успокаивается, а напротив - начинает ещё сильнее плакать.

В течение последующих дней плохой сосательный рефлекс может проявляться в следующем:

  • малыш не столько сосёт грудь (соску), сколько громко чмокает;
  • постоянно выпускает сосок изо рта, не может его удержать;
  • кормление может длиться долго, но при этом грудь остаётся практически полной, а малыш - голодным;
  • редко сглатывает;
  • вялый;
  • засыпает прямо в начале кормления;
  • капризничает, громко плачет, плохо спит, выгибается - всё это из-за голода.

Если вы замечаете слабый сосательный рефлекс у новорождённого, но не уверены, правы вы или нет, лучше проконсультироваться у врача. Он точно опровергнет или подтвердит диагноз. Самостоятельно можно лишь положить в ротик крохи собственный палец и пронаблюдать за его реакцией. В норме здоровый малыш сразу же схватит его и начнёт интенсивно сосать. Недоношенный или травмированный ребёнок совершать сосательных движений не будет. Самолечение в данном случае исключается: требуется квалифицированная помощь.

Полезная информация. После обнаружения отсутствия сосательного рефлекса нужно сразу же проконсультироваться у врача, лучше - у детского невролога или невропатолога. Это его сфера деятельности.

Лечение

Чтобы развить сосательный рефлекс у новорождённого, потребуется стационарное лечение под обязательным наблюдением врача. Здесь уже работают не только педиатры, но и неврологи. Курс восстановления может длиться разное время, в зависимости от индивидуальных особенностей маленького организма и причины, повлекшей патологию. Обычно реанимация безусловного рефлекса происходит следующим образом.

При полном отсутствии

  1. Лечение первопричины (травмы, кислородного голодания, соматики и т. д.).
  2. Если в течение 12 часов сосательный рефлекс у малыша не проявился и он не был приложен к материнской груди, назначают парентеральное (т. е. идущее мимо кишечного тракта) питание, обычно - раствором глюкозы.
  3. Зондовое кормление практикуют при рождении недоношенных деток при явном снижении сосательного рефлекса. Объём питания дозируется шприцем из расчёта веса малыша.
  4. К бутылочному кормлению разрешают переходить после полного восстановления рефлекса.
  5. Вопрос кормления грудью решается в каждом отдельном случае индивидуально. При этом учитывается общее состояние новорождённого и устойчивость его рефлекторных знаков. Рекомендуют начинать с 1 или 2 раз в сутки. Однако ребёнок может очень сильно уставать от этого, и тогда приходится докармливать его из бутылочки. Обычно таких деток отправляют на кормление до 10 раз в сутки. Главное здесь - не торопить события.

При частичной несформированности

  1. Докармливание: так как при плохом сосательном рефлексе малыш постоянно недоедает, его поят с ложечки или из бутылочки сцеженным молоком
  2. Чёткий график кормления: каждые 2-2,5 часа.
  3. Пустышка.
  4. Массаж лица перед едой.

При грамотном подходе к проблеме происходит полное восстановление сосательного рефлекса у новорождённого, которое практически никак не сказывается на его дальнейшем развитии. Это возможно, если на реанимационные мероприятия ушло не более 1-2 недель. Если же они затянулись, рефлекс может не возвратиться к ребёнку совсем или это произойдёт лишь частично. В этом случае утешительных прогнозов ждать не приходится.

В дополнение. При нарушении лицевого нерва или неразвитости жевательных мышц назначается лечебный массаж, который даёт хорошие результаты.

Прогнозы

Процесс восстановления безусловного рефлекса сосания может быть достаточно длительным. Успех гарантирован при грамотном совместном подходе врачей и родителей малыша. Согласно статистике, такие детки догоняют сверстников к концу 1 (максимум 3-его) года жизни. Если сосательный рефлекс у детей не был своевременно восстановлен, у него два прогноза:

  1. Летальный исход вследствие голода, так как именно сосательный рефлекс не даёт людям умереть от истощения.
  2. Питание через зонд, насколько это будет возможным, но обычно такие детки в 90% случаев умирают на первом году жизни, у остальных 10% продолжительность жизни составляет не более 2-3 лет, так как происходит нарушение в первую очередь желудочно-кишечного тракта, да и остальные внутренние органы и системы развиваются патологически.

Учёные также отмечают, что у детей, рано отлучённых от материнской груди, вскормленных смесями, наблюдается в дальнейшем синдром сосательного рефлекса, не до конца реализованного. Это приводит к неврозу навязчивых движений, проявляемому в разной степени. Проявления могут быть самыми разными:

  • у дошкольников - привычка брать в рот самые разные предметы (пальцы, ручку, карандаш, кукол, ложку и т. д.);
  • у школьников - привычка грызть ногти;
  • у взрослых - курение в больших количествах, при этом они подолгу не вытаскивают сигареты изо рта.

Ребёнок для полноценного развития в дальнейшем обязательно должен пройти оральную, начальную стадию формирования сосательного рефлекса, чтобы невротические реакции были в норме. Малыши, обделённые материнским молоком, должны расти с соской-пустышкой как объектом сосания. В ином случае, повзрослев, они могут активно проявлять настоящую оральную агрессию (кусаться, ехидничать, огрызаться), это может выражаться и пассивно (плохой аппетит, болезненные состояния). Чтобы таких неприятностей не случилось с вашим малышом, необходимы профилактические меры, причём начинать применять их надо ещё во время беременности.

А вы знали, что... Ругать ребёнка за сосание пальцев в любом возрасте категорически запрещено врачами. Это лежит в области его бессознательного, т. е. он не может этим управлять. Это чревато серьёзными психологическими проблемами для него.

Профилактика

Достаточно сложно развить сосательный рефлекс у недоношенных и новорождённых даже в стационарных условиях, так как он заложен самой природой. Гораздо проще предупредить его, т. е. не допустить тех факторов, которые становятся причиной этой патологии. Что в состоянии сделать будущая мама в качестве профилактики?

  1. Избежать гипоксического или травматического повреждения центральной нервной системы можно, если беречься при беременности и слушать врача при родах.
  2. На протяжении 9 месяцев постоянно наблюдаться у гинеколога, проходить все исследования и сдавать все анализы, назначенные им, - это поможет выявить внутриутробные заболевания.
  3. К моменту появления малыша на свет родовые пути женщины должны быть совершенно чистыми и здоровыми - это снижает риск инфицирования ребёнка.
  4. Постоянно проверять малыша на наличие стоматита, который часто является причиной снижения сосательного рефлекса.
  5. Научиться к груди с самого начала (т. е. нужно пройти соответствующие курсы ещё на этапе вынашивания).
  6. Стараться сделать всё, чтобы полноценно доносить беременность до конца.

Сосательный рефлекс у новорождённых - одна из самых важных врождённых реакций маленького организма, которым наделила его природа для обеспечения комфортных условий жизни и дальнейшего развития. Его отсутствие - настоящая беда, чаще всего не совместимая с жизнью, а его частичное снижение - тревожный сигнал о серьёзных неврологических проблемах, которые необходимо начинать искать немедленно и так же быстро устранять любыми доступными способами с привлечением невропатологов и других детских специалистов.