Возрастные кризисы детей, проблемный период в развитии ребенка. Возрастные кризисы у детей

Как распознать начало первого возрастного кризиса?

Основной причиной кризиса первого года является несоответствие новых возможностей малыша его желаниям. При этом родители не успевают перестроить свое отношение к ребенку.

С одной стороны, у малютки появляется свобода движений, но он не всегда хорошо управляет своим телом и не может добраться до любопытных вещей, расположенных на верхних полках. С другой стороны, карапуз уже начинает использовать короткие слова и слоги для обозначения своих желаний, но далеко не все взрослые могут расшифровать автономную речь младенца. Ему хочется самостоятельности и независимости, окружающие же обращаются с годовалым малюткой как с новорожденным, лишая его возможности изучать окружающий мир на своих условиях.

Первым проявлением начала критического периода является трудновоспитуемость малыша.

Он много капризничает, упрямится и при этом требует к себе повышенного внимания. Проявляя обретенную самостоятельность, кроха отказывается выполнять просьбы родителей, поступает по-своему.

В ответ на критику и запреты маленький бунтарь закатывает истерики, он становится особенно чувствителен и обидчив. Поведение малютки в глазах родителей теряет всякую логику из-за непоследовательности желаний и поступков.

Как помочь ребенку пережить кризис 1 года?

Взрослые тяжело переносят возрастной кризис потому, что он сопровождается резкими переменами настроения у малыша. Чтобы лучше справляться со слезами и капризами, нужно выяснить, какая из трех причин их вызвала.

  • Первым поводом для истерики является запрет или отказ родителей выполнять сиюминутные пожелания крохи. В этом случае ваша задача - отвлечь малютку разговором, игрой или новым интересным занятием.
  • Второй вид капризов - это манипуляция с целью добиться от взрослых желаемого. Если ваше чадо не плачет навзрыд, а лишь канючит, просто заговорите с ним о том, что происходит вокруг, переключите внимание.
  • После насыщенного новыми впечатлениями дня часто случаются «истерики усталости» . Наблюдайте за состоянием крохи, чтобы не доводить его до подобного состояния. Если же вы упустили момент начала капризов, успокойте малютку сказкой на ночь, колыбельной или создайте тихий фоновый шум, открыв краны в ванной.

Что делать родителям, чтобы свести проявления кризиса к минимуму:

  • Сохранять спокойствие и терпение, не срываться на крик.
  • Уделять ребенку больше внимания, особенно если кроха сам просит об этом.
  • Правильно организовать расставания, если приходится оставлять малыша.
  • Отвлекать карапуза от истерики при помощи забавных присказок или стишков.
  • Давать крохе право выбора в мелочах.
  • , чтобы он учился выражать свои мысли и желания.
  • Создать дома безопасную среду, перенести все опасные предметы повыше. (см статью )
  • Вместо категорического и непонятного запрета использовать слово «опасно».
  • Наказывая, акцентировать внимание на том, что вас разочаровал не сам малыш, а его конкретный поступок.

Причины кризиса 3 лет и его основные симптомы

Критический этап наступает в возрасте от 2,5 до 4 лет и длится не меньше 4-6 недель. Это минимальное время, требующееся для серьезной психологической перестройки и освоения новых поведенческих навыков.

Малыш достигает перехода от раннего возраста к дошкольному, и его главным приоритетом становится исследование мира и своих возможностей. Именно в три года формируется личность. Малышу хочется все делать самому, принимать решения, но он по-прежнему нуждается в любви и заботе родителей. Если же родители ограничивают независимость крохи, назревает бунт.

Психологи выделяют семь основных симптомов кризиса трех лет:

  1. Негативизм проявляется в резком отрицании любых предложений взрослого. Кроха стремится делать все наоборот, по-своему.
  2. Детки часто проявляют упрямство , когда хотят добиться чего-то «из принципа», а не из-за сильного желания.
  3. Строптивость проявляется в недовольстве, попытках сломать привычный уклад жизни, отказаться от используемых родителями норм воспитания.
  4. Желание независимости пробуждает детское своеволие. Малыши желают делать все сами, не осознавая, что некоторые занятия им пока не по силам.
  5. Протест -бунт часто превращает дом в поле боевых действий. Малыш раздувает конфликт на пустом месте, доводя и себя, и родителей до истерики.
  6. Обесценивание проявляется в том, что свою ценность для ребенка теряют многие предметы и понятия: игрушки, привычки, авторитет родителей.
  7. Деспотизм наблюдается у детей, которые пытаются управлять действиями окружающих, не отпускают от себя маму, командуют бабушками.

Эти симптомы не всегда проявляются одновременно и с одинаковой силой. Обычно два-три признака заметны в детском поведении наиболее ярко, а другие лишь дополняют картину.

В конце статьи мы подготовили чек-лист "Что делать, если сорвались на ребенке" Скачайте его и действуйте правильно в этой непростой ситуации!

Верные способы укрощения маленького строптивца

  • При первых признаках истерики, постарайтесь отвлечь карапуза игрой, сказкой или новым занятием. Если истерика уже разгаре, остается лишь переждать ее.
  • Никогда не отвечайте руганью и криками на детский скандал, это лишь придаст вашему чаду уверенности в том, что он может вами управлять.
  • Позвольте истерике прийти к логичному завершению, после чего скандалист сам придет просить прощения.
  • Озвучивайте свои действия и эмоции. Попробуйте словами описывать яркие эмоции малыша, чтобы он научился их различать.
  • Всячески демонстрируйте свое одобрение самостоятельности малютки.
  • Щедро хвалите его и напоминайте про свою любовь.
  • Не сравнивайте своего отпрыска с другими детками. Любые сравнения можно проводить лишь со способностями вашего чада в прошлом.
  • Используйте детский негативизм в своих целях. Предложите строптивцу остаться дома, как он тут же помчится собираться на прогулку.
  • Оставьте кроху наедине с собой, если он отказывается от развивающих игр или прогулок. Ему быстро станет скучно и легче согласится на ваши предложения.
  • Давайте ребенку право принимать решения, делать выбор, ведь именно этого так хочется вашему чаду.
  • Даже если самостоятельная затея не удалась, не ругайте малыша, а похвалите его настойчивость.
  • Избегайте резко негативных оценок, ведь ребенок особенно чувствителен и эмоционален в этом возрасте.

Родителям нужно выстроить общую стратегию воспитания и никогда не озвучивать противоречивые требования, которые лишь собьют кроху с толку. Сформулируйте четкие правила поведения для всех членов семьи и следите за их исполнением. Если папа заслуженно наказал, мама не должна моментально бросаться на защиту малютки. Нельзя также спорить и осуждать поведение и методы наказания друг друга в присутствии отпрыска.

Понять, что кризис закончился можно по нескольким признакам. Эти психологические и поведенческие изменения сигнализируют о начале периода дошкольного детства:

  • Стремление ребенка получить результат собственной деятельности. Препятствия на пути к цели больше не останавливают кроху, а лишь повышают значимость конечного результата.
  • Желание получить отклик на свои действия со стороны окружающих. Ребенок не просто демонстрирует результаты, но жаждет услышать положительную оценку своих достижений.
  • На фоне обострения чувства собственного достоинства формируются новые черты характера. Ребенок может преувеличивать свои достижения, хвастаться, а также обижаться на отсутствие похвалы.

Причины кризиса 7 лет и его признаки

В возрасте семи лет детки теряют свою непосредственность. Теперь вы больше не сможете понять, о чем думает ваш шалопай по одному его внешнему виду. Кроха учится заранее обдумывать последствия своих поступков. Благодаря этому, он не бросается моментально воплощать в жизнь свои затеи, а предварительно оценивает вероятную реакцию взрослых и возможные наказания.

Самосознание семилеток позволяет им различать и оценивать собственные переживания и эмоции окружающих. Яркие эмоции и переживания могут вступать в противоборство, из-за чего дошкольник становится раздражительным, капризным и нервным.

На фоне психологических изменений происходят корректировки детской самооценки. Как и дошколята, семилетки также стремятся к достижению идеала, но собственные способности не считают выдающимися, потому оценивают их более объективно.

В конце статьи мы подготовили чек-лист "Что делать, если сорвались на ребенке". Скачайте его и действуйте правильно в этой непростой ситуации!

Признаки кризиса выделяются на фоне других проявлений взросления:

  • Внезапные вспышки непослушания начинаются с «пауз», когда в ответ на мамину просьбу малыш задумывается и не спешит выполнять поставленную задачу, оттягивает неизбежное.
  • Споры появляются , когда кроха напрочь отказывается выполнять ваши просьбы и поручения. Чаще всего используются аргументы, приводящие в пример поведение старшего брата или сестры, знакомых или мамы с папой.
  • Непослушание проявляется и в постоянных противоречиях . Малыш делает все наперекор, отказывается следовать правилам и выполнять просьбы.
  • Маленькие бунтари часто прибегают к хитрости , в попытке уклониться от навязанного взрослыми поведения.
  • Они используют скрытность , чтобы добиться желаемого результата или избежать наказания.
  • На пике критического этапа семилетки пытаются всячески показать свою «взрослость» . Они отказываются от любимых игрушек, примеряют взрослую одежду, подражают старшим членам семьи.

Хотя в период кризиса дошколят тяжело заставить слушаться, они с охотой берутся за «взрослые» задания, которые сами себе назначают. Выполнение домашних обязанностей, уход за домашними животными и другие ответственные занятия помогают крохе почувствовать себя самостоятельным и независимым, ведь именно к этому он и стремится.

Правила поведения для родителей семилетки

  • Отыщите баланс между желанием приучить ребенка к самостоятельности и стремлением сделать его максимально послушным.
  • Демонстрируйте свое доверие и уважение к подрастающему члену семьи, подчеркивайте его взрослость и всячески хвалите за достижения.
  • Откажитесь от категорических запретов. Они накаляет конфликты, и при этом семилетка лишается возможности получить важный жизненный опыт.
  • Не допускайте абсолютное попустительство. Оно вызывает острое чувство неудовлетворенности, занижающее самооценку.
  • Поэтапно перекладывайте ответственность за благосостояние ребенка на его собственные плечи. С другой стороны, пусть кроха почувствует ответственность за необдуманные действия, чтобы учиться на собственном опыте.

Установите базовые правила поведения малыша в любых ситуациях. Перечень правил должен включать категорические запреты, защищающие кроху от опасности, а также список нежелательных поступков, с которыми вы способны примириться при определенных условиях. Наиболее обширным должен быть перечень действий, которые малютка может выполнять по своему усмотрению. Эта категория должна с возрастом расширяться, охватывая все сферы жизни ребенка.

Во время возрастного кризиса семи лет ребенок по-прежнему нуждается в вашей поддержке и любви, хотя и стремится к большей самостоятельности. Вам нужно помочь своему крохе стать немножко взрослее, формируя у него полезные привычки и прививая правила поведения в обществе.

А как вы справлялись с возрастными кризисами своего крохи? Поделитесь в комментариях!

Скачайте чек-лист "Что делать, если сорвались на ребенке"

​Как тяжело держать себя в руках во время детских капризов и истерик, знает каждая мама! Скачайте чек-лист и действуйте правильно если конфликт уже произошел!​​

«Что случилось с моим чадом?». Такой вопрос периодически задают себе все родители. Ещё вчера кроха был послушным и тихо-смирно возился с конструктором, а сегодня милый ангелочек бросает любимую игрушку, громко топая ногами. Зачастую родители не понимают, что происходит, и начинают паниковать, злятся на детей и наказывают за плохое поведение. Но ситуация от этого не улучшается. Наоборот, малыш ведёт себя ещё хуже.

Прежде чем действовать, необходимо разобраться в причинах такого поведения, понаблюдать за ребёнком. Нередко родители отмечают резкую смену интересов малыша, стремление узнать новое, склонность к самостоятельности, скачок в умственном развитии. Возможно, ребёнок подошёл к очередному этапу в своём созревании.

В психологии такое явление называется кризисом развития. Это период активной перестройки и появления новообразований в умственной и психической сфере человека. Возникает состояние, при котором имеющиеся у ребёнка средства достижения целей становятся неактуальными, формируются противоречия между тем, что он может, и тем, что он хочет.

Это вызывает сильные переживания, нарушения в поведении. Поэтому у большинства детей кризис проходит довольно болезненно, сопровождаясь капризами, упрямством, а также конфликтами с родителями и ровесниками.

Виды детских кризисов

За всю жизнь человек проходит через множество критических периодов. С большинством из них он сталкивается в детстве, поскольку в это время организм активно развивается. Психологи выделяют пять возрастных кризисов в развитии детей:

  • (связан с отделением ребёнка от матери и приспособлением организма к условиям жизни);
  • (столкновение с понятием «нельзя»);
  • (появляется позиция «Я – сам!»);
  • (кризис саморегуляции);
  • (связан с половым созреванием).

Что должны знать родители о возрастных кризисах?

Родителям важно знать психологическую картину каждого критического периода, поскольку для кризиса характерна неотчетливость границ его начала и окончания. Хотя в названии значится возраст ребёнка, это совсем не означает, что кризис трёх лет начнется именно в три года. Это может случиться в два с половиной года или ближе к четырем.

Кроме того, у каждого ребёнка критические проявления могут быть выражены в разной степени. Некоторые дети становятся неузнаваемыми, а у других кризис протекает практически незаметно. То, как будет протекать этот период, во многом зависит от индивидуальных особенностей ребёнка, а также от конкретной жизненной ситуации и манеры воспитания родителей.

Необходимо понимать, что кризис – это не плохо! Даже наоборот, это свидетельство развития. В результате ребёнок получает новое умение: то, чего он раньше не умел, становится для него нормой. В каждом возрастном кризисе есть новообразования, которые служат основой для дальнейшего развития ребёнка. Задача близких на данном этапе поддержать кроху в этот непростой для него период.

Как помочь ребёнку преодолеть кризис?

Прежде всего, родителям нужно набраться терпения. Кризис – дело временное и вскоре все его проявления сойдут на нет, при условии того, что близкие займут разумную позицию. Если внимательные родители своевременно заметят происходящие в малыше перемены, согласованно выстроят взаимоотношения в семье, то протекание кризиса в значительной мере смягчится.

В этой ситуации родителям придут на помощь знания основ возрастной психологии, владение методами и приёмам воспитания. Крайне важна согласованность требований к ребёнку, чтобы он понимал, что можно, а что нельзя делать.

Кризисами возрастов отмечены определенные периоды в жизни каждого человека, особенно богат такими событиями детский возраст. Для дальнейшего развития ребенку необходимо пройти каждый кризисный этап, чтобы перейти на следующий жизненный уровень. Успешное преодоление детского кризиса является залогом гармоничной взрослой жизни, так как проблемы, решенные в детстве, не следуют тяжелым грузом за человеком всю жизнь. Под термином понятия возрастного кризиса в психологии понимается вспыльчивое, агрессивное или упрямое поведение, сопротивление авторитету взрослых.

Возрастной кризис – это резкая смена системы ценностей и переход личности на новый этап существования. В результате приобретаются новые качества, позволяющие адаптироваться к меняющимся условиям жизни. Успешно пройденный кризис ребенка позволяет взрослеть, получать новые знания, навыки и взаимодействовать с другими членами общества.

Спокойное и мягкое течение возрастных кризисов возможно при условии пребывания ребенка в благоприятной окружающей среде. Задача родителей – понять богатство и сложность эмоциональных реакций маленького человека и облегчить ему коммуникацию с другими людьми. Любой кризисный период может иметь два варианта дальнейшего развития:

Приобретение положительных качеств характера (целеустремленность, настойчивость, самостоятельность, инициативность), позволяющих достичь необходимых целей в жизни.

Формирование негативных черт (раздражительность, вспыльчивость, инфантильность), затрудняющих нормальную адаптацию и достижение поставленных целей. Острые проявления сложных периодов особенно ярко наблюдаются в неполных и асоциальных семьях. Наиболее напряженным критическим моментом кризисного возраста детей в такой среде является девиантное поведение, которое сопровождается вредными привычками и употреблением психоактивных веществ, разрушающих психику.

Кризис трех лет.

Является первым, который замечают родители. Всплеск эмоций из-за проблем с адаптацией имеет место у новорожденного, но из-за неумения выразить вербально свои претензии к окружающему миру, поведение младенца обычно объясняют физиологическими причинами.

В три года ребенок впервые пытается заявить о себе как личности, отдельной от родителей. С этим явлением связаны попытки проявить самостоятельность и инициативу. Поскольку малыш неопытен и возможности его ограничены, родители должны контролировать действия своего чада. Важно в этот момент не пресекать его желание действовать активно и самостоятельно.

Проявление упрямства и строптивости доходят до , который проявляется в совершении противоположных действий или полном игнорировании мнения и пожеланий окружающих. Часто поступки ребенка противоречат его истинным желаниям и приводят к негативным результатам (отказ правильно питаться, гулять).

Возрастной кризис семи лет.

Период перехода от безмятежного детства к обязанностям школьной жизни часто является стрессом для неокрепшей детской психики. Поэтому следующий возрастной кризис — , приходится на семилетний возраст. У ребенка появляются в поведении черты, проявляющиеся психологическим изменением, которые не были типичны для него раньше:

  • манерность, связанная с желанием казаться старше и ответственнее;
  • утрата детской непосредственности;
  • проявление грубости и своеволия.

Чуткое отношение родителей и педагогов способно помочь в преодолении возникших проблем. Значительную роль играет надлежащая подготовка к школе, которая предусматривает предварительное знакомство с детским коллективом и учителями. Полученные знания в рамках дошкольной подготовки облегчают нагрузку психического и физического характера.

Родителям важно осознавать сложность ситуации и следить, чтобы малыш не был перегружен дополнительными занятиями.

Подростковый кризис.

Наиболее сложным и трудным является , который обычно приходится на возраст от 12 до 15-ти лет. Продолжительность его индивидуальна и зависит от степени изменения физиологических функций организма и окружающей обстановки.

Кризис 12 лет объясняется началом изменения в сознании, когда в сложившейся ситуации подросток требует к себе отношения как к взрослому человеку. Требования родителей подчиняться контролю часто вызывает бурное негодование и протест. Гормональный всплеск вызывает острый интерес к противоположному полу, что может закончиться романтической влюбленностью или сексуальным контактом.

Причинами подросткового кризиса являются не только психологические проблемы, но и эндокринные изменения в организме.

Степень моральных ценностей, привитых ребенку ранее, определяют возможный вариант развития событий. Особенно опасная ситуация складывается в неблагополучных семьях, так как степень агрессии подростка, направленной на себя или на окружающих может принять опасный характер.

В отношениях с подростком первостепенное значение имеет уровень доверия и душевной близости, который создается в процессе постоянного общения с ребенком.

О специфике и особенностях подросткового периода.

Кризис у подростков кроме психологических проблем несет с собой и проблемы со здоровьем, так как развивается неравномерное формирование различных систем организма в этом сложном возрасте.

Появление вредных привычек может усугубить психологическое напряжение. Даже непродолжительное употребление алкоголя и наркотиков, а также курение может вызвать зависимость. На родителях, близких людях и педагогах лежит серьезная ответственность своевременного выявления нездоровых наклонностей.

Кризис подросткового возраста при неблагоприятном развитии ситуации может привести к уходу ребенка из дома и совершении им неправомерных действий. Негативная энергия, вызванная конфликтными ситуациями или одиночеством, приводит к суицидальным попыткам или завершенному суициду. Довольно часто демонстративные поступки приводят к неконтролируемой обстановке и заканчиваются трагично.

Несмотря на трудность подросткового кризиса, этот период необходимо преодолеть и трансформировать негативные проявления в положительные черты характера. Любой кризис способствует дальнейшему личностному развитию и закалке характера. Трудности взрослой жизни для ребенка, успешно преодолевшего подростковый период, окажутся по плечу. Последствием кризиса может стать психопатизация личности, которая в дальнейшем не будет поддаваться коррекции. По этой причине все нарушения развития детской личности должны своевременно исправляться.

Кризис является серьезным испытанием не только для самого ребенка, но и для его родителей. Чтобы пережить сложные периоды с минимальным ущербом для психического здоровья, придерживайтесь следующих правил:

Уважать право ребенка на собственное мнение. Даже в самом юном возрасте необходимо прислушиваться к пожеланиям, если они не противоречат здравому смыслу.

Следует обсуждать с ребенком планы, советоваться. Малыш во время кризисного периода становится критичным к действиям взрослых людей. Любую критику воспринимайте конструктивно, авторитарность только усугубляет возникшие проблемы.

Для успешного преодоления кризисов детского возраста воспитываем ребенка без крика. Истерические проявления у взрослых и любое проявление неуравновешенности способствуют агрессивности.

Чтобы сгладить проявления критических периодов, следует устанавливать дружеские и доверительные отношения.

Воспитание ребенка требует времени и сил. Проводите с ребенком больше времени. Дети, обделенные родительским вниманием, будут привлекать его самыми неприятными способами. При невозможности самостоятельного разрешения проблемы не стоит медлить с обращением к психологу.

Бывают ли кризисы у детей в другом возрасте.

При рассматривании сложившейся ситуации следует учитывать, что каждый ребенок развивается индивидуально, поэтому не нужно ориентироваться на точное расписание кризисного периода.

Кризис 6 лет также является отражением кризиса первоклассника, так как большинство детей отправляются в школу именно в этом возрасте.

Не следует забывать, что современные дети могут отправиться в школу в 6, 7 лет или даже к восьми годам. Решение о начале образовательного процессе обычно принимают вместе с психологом, который способен точно определить готовность малыша к школе.

В семь лет малыш отправится в школу, исполненный ожиданием преуспеть в учебе и приблизиться к взрослой жизни, а кризис в 8 лет у детей начинается на втором году обучения, который сопровождается разочарованием в своих способностях. Часто временные трудности второго года учебы сопровождаются снижением самооценки и стеснительностью, строгость взрослых может привести к накоплению неразрешенных проблем и кризисному состоянию.


Кризис в 5 лет у детей может проявиться при условии раннего интеллектуального развития. При этом следует учитывать, что по характеру это кризис первоклассника, особенности проявления которого заключаются в желании взросления и потребности в обучении. В данном случае ребенка следует обучать на курсах (например по изучению иностранного языка). Вполне подойдет и поступление в музыкальную или художественную школу, но при этом необходимо учитывать творческие наклонности ребенка и не навязывать ему свою волю.

Кризис в 9 лет у современных детей может активно проявиться в ситуации, когда родители решили повысить интенсивность обучения с помощью дополнительных занятий с репетиторами. Часто дети посещают различные кружки и секции. Это приведет к перегрузкам с несоответствием нагрузок и возможностей малыша. Груз накопленных проблем проявиться раздражительностью, плаксивостью, появлением страхов, ухудшением сна. К концу девятого года при бережном отношении к психике ребенка кризис первоклассника завершиться.

Кризис шести лет объясняется тем, что в школу отправили ребенка, который не готов к систематическим занятиям.

Кризисом полутора лет обозначается своеобразное состояние осознания своей отделенности от матери. В связи с этим ребенок может требовать постоянного ее присутствия в его жизни и следовать за ней как хвостик, раздражаться по поводу ее отсутствия или занятости. Вовлечение детей в развивающие игры и совместное познавание окружающего мира значительно облегчают процесс разделения.

3rd Сен 2017

Здравствуйте, дорогие читательницы! В этой статье я расскажу, что такое возрастные кризисы у ребенка, как с ними бороться и как пользоваться календарем кризисов развития детей до года. Информация крайне важная, если вы хотите помочь своему малышу пережить эти кризисы как можно более безболезненно!

Скачок развития - что это?

Если вы - мама, то уже наверняка заметили, что иногда ребенка как будто подменяют - вот все было хорошо, и вдруг малыш целыми днями капризничает и не слезает с рук. Также вы могли обратить внимание на то, что ребенок развивается скачкообразно: то месяц совсем не растет, а потом сразу на 3 см за неделю вымахает; то никак не перевернется, затем в один день начнет и вертеться, и ползать; то лишь мычит неделями, а тут вдруг раз - и три новых слова!

Не стоит пугаться - это вполне нормально! Дело в том, что все дети растут скачками . Исследования даже выявили некие мозговые волны, которые происходят в мозге точь-в-точь во время этих скачков. Особенно часто изменения излучения головного мозга происходят у младенцев до 1,5 лет, что вполне объясняет стремительный рост детей первого года жизни. И именно в эти моменты ребенок внезапно учится чему-то новому, сам, без вашего участия! Вы можете себе это представить? Как будто в маленьких людей заложена некая программа, и у всех в одно и то же время что-то щелкает - и бац, ребенок вдруг начал фокусировать зрение, хватать игрушку, ползать, говорить, ходить. Поистине феноменальное явление…

Почему скачки роста называют кризисами?

Такой вопрос мне когда-то задал дедушка. Если и вам не по душе это слово, вы скоро ощутите, что иначе как кризисом подобный этап не назовешь. Малыши на самом деле - настоящие консерваторы. Поэтому каждое изменение внешних условий (смена часовых поясов, другой режим, перемена погоды, новое место) им дается нелегко. А изучение нового навыка вообще переворачивает все с ног на голову! Представьте, что вы уснули в своей кровати, а проснулись на другой планете. Примерно так себя может чувствовать малыш во время скачка роста.

Поэтому ребенок начинает показывать свое недовольство. Еще бы, ведь он только привык к своим ощущениям, к заведенному распорядку - и снова ничего не понятно. А еще ему очень тяжело - и физически, и психически. Каждый скачок роста несет в себе кардинальное изменение мировоззрения малыша . Тогда он начинает больше плакать, ныть, капризничать и хвататься за спасительную соломинку - за маму. Только она осталась неизменной, только она может помочь, утешить, приласкать. Именно поэтому во время кризисов ребенок постоянно просится на ручки, чем вызывает мамино негодование: «Как? Ведь он только научился сам играть/спать/ползать!» . Что ж, придется потерпеть. Весь секрет в том, что с каждым таким скачком роста малыш совершает «откат», но лишь на время, чтобы потом удивить вас еще большей самостоятельностью. Два шага вперед - один назад.

Да, это нелегкое время, как для ребенка, так и для родителей. Все, что нужно - немножко потерпеть. Скоро жизнь наладится! Но лишь на время…

Когда происходят скачки роста?

В первый год жизни кризисы следуют один за другим, практически не давая возможности маме выдохнуть спокойно. Но с каждым разом кризисное время будет короче, а перерывы длиннее. Когда-то вам придется сражаться с монстрами всего раз в год! Ну, а пока… Взгляните на календарь кризисов развития ребенка до года.

Фактически это календарь до полутора лет, но, как вы видите, после года наблюдаются всего два скачка роста. До года же их насчитывается аж 8 штук! В последующих статьях я буду рассказывать о каждом кризисе отдельно - что он принесет и как его перенести. Поделюсь своим опытом в преодолении трудностей и радостью от пройденного этапа. Так что не пропустите, подписывайтесь на новые статьи !

Как пользоваться календарем кризисов?

Цифры на календаре означают порядковый номер недели жизни малыша. Первое время вы точно знаете, сколько ребенку недель, но после трех месяцев вы уже начнете сбиваться со счета. Поэтому в своих статьях я буду пересчитывать недели в месяцы. А вообще лучше заведите себе на смартфоне или компьютере счетчик, чтобы не тратить потом свое время на подсчеты.

Номера недель, отмеченные черным цветом - это и есть те самые кризисы. Как видите, они могут длиться от одной до пяти недель! Это не означает, что все это время будут сплошные капризы, и ни минутки спокойствия. Просто станет немного труднее, и вам придется приложить больше усилий.

Тучка над неделей - это скачок роста. Самое сложное испытание для мамы. Именно в этот момент ребенок может стать просто невыносимым. Не забывайте, что ему тоже тяжело! Обычно это не длится всю неделю, а всего лишь 2-3 дня.

Солнышко после кризиса - настоящая награда для мамы за все старания. Если малыш не болен, он вновь становится улыбчивым, активным, полным сил, а вы почувствуете себя самым счастливым человеком на свете!

Светлые недели в календаре - спокойное время. Наслаждайтесь, набирайтесь сил для следующего кризиса.

Лично меня календарь очень выручал в первые месяцы жизни дочери! Когда я недоумевала, почему она так «плохо себя ведет», сразу открывала эту картинку и смотрела, нет ли на текущей неделе очередного скачка роста. Во всех случаях все совпадало!

Как пережить возрастные кризисы ребенка?

У детей до года еще очень большая зависимость от мамы и папы. В первые месяцы их жизнь буквально зависит от того, рядом ли мама. Поэтому не лишайте своего ребенка необходимого ему внимания . Не сравнивайте его с другими! Пусть сын подруги пару недель назад уже прошел через этот кризис, и сейчас все отлично, а ваш-то еще нет. Делайте скидку на характер малыша - некоторые детки обладают, что называется, тонкой душевной организацией и сложнее переносят испытания, требуя больше заботы.

Вот что вам нужно делать, чтобы как можно проще пережить скачки роста вашего малыша:

  1. Не забывайте время от времени сверяться с календарем возрастных кризисов детей, тогда скачок роста не застанет вас врасплох. Предупрежден - значит вооружен!
  2. Отодвиньте все дела на время кризиса. Часто мамы больше нервничают от того, что начинают меньше успевать, не справляться с уборкой и готовкой, или подводят начальство, если маме приходится работать. Покажите календарь мужу и объясните, что вам потребуется больше помощи. Не берите дополнительную работу. И учтите, что пару недель вы не сможете толком заниматься своими делами.
  3. Уделяйте как можно больше внимания ребенку. Даже если (тем более если) он ноет и раздражает вас. Вместо того, чтобы сердиться, возьмите малыша на руки и спойте песенку, потанцуйте и поцелуйте. Поверьте, это помогает! Часто можно заметить, что мамина жизнерадостность помогает кризису закончиться гораздо быстрее . Жалейте вашего кроху и чаще носите на руках (в слинге). Сейчас ему крайне необходим непосредственный контакт с мамой.
  4. Не забывайте пополнять энергию! Непростое время забирает у нас больше сил, а значит их нужно чаще восполнять, чтобы без убытков и лишних нервов пережить очередной кризис.
  5. Смените обстановку. Если есть возможность, езжайте с семьей на природу, встречайтесь с друзьями, особенно если у них тоже есть детки, чаще ходите на детские площадки, знакомьтесь с новыми людьми и показывайте малышу мир. Многие наоборот запирают себя в четырех стенах, считая, что с таким капризным ребенком никуда не выйдешь, но это в корне неверно! За пределами вашего дома очень интересно, и малыша это отвлечет от его проблем, а вы развеетесь - сейчас вам это необходимо как никогда.

Вот и все секреты, как распознать скачки роста и преодолеть трудности, связанные с ними! Ничего сложного, правда ведь? Однако есть родители, которые понятия не имеют ни о каких кризисах и каждый раз недоумевают, тратят свои нервы, а то и деньги на врачей, думая, что с ребенком что-то не так… Покажите эту статью друзьям - пусть они тоже будут в теме!

Всего вам самого наилучшего!

Психика ребёнка в процессе развития проходит определённые стадии, которые называются критическими периодами. Почему критическими? Потому, что в эти возрастные промежутки возникают противоречия во внутреннем состоянии ребёнка, изменяются его взаимоотношения с родителями и обществом. Преодолевая кризис, ребёнок переходит на новую ступень психического развития и в зависимости от того, как маленький человек преодолеет трудные периоды, зависит формирование его характера, внутреннего мира и самосознания. Если родители будут неправильно вести себя в это сложное для ребёнка время, то риск возникновения у него нервно – психических заболеваний будет очень велик.

Кризис у детей обычно начинается и заканчивается незаметно. Длится несколько месяцев, но при неблагоприятном течении может затягиваться до 1- 2 лет.

Различают несколько критических периодов:

Период 1 года
- период 3х лет
- период 7ми лет

Кризис годовалого ребёнка

У ребёнка в этом возрасте открываются новые возможности по освоению окружающего мира. Он умеет ходить и говорить несколько слов. Появляется чувство самостоятельности, начинают проявляться эмоции. В этот период многое, что хочется ребёнку, делать нельзя.

Частые запреты родителей могут приводить к возникновению бурных вспышек. Поэтому нужно запрещать только то, что действительно нельзя и это «нельзя» должно быть одинаково и постоянно и в этом окружающие должны быть солидарны. Не запрещайте лишнего, пусть существуют какие-то вещи, которые ребёнку можно будет делать. Ему нужно давать возможность познавать мир, иначе психическое развитие будет недостаточное и запоздалое. В этот период постарайтесь уделять больше внимания малышу, играйте вместе с ним, много разговаривайте. Он всё понимает и много запоминает.

Ребёнок должен придерживаться режима дня, кормление проводите по часам, чтобы он не ожидал еды и не капризничал.

Создайте в доме безопасную обстановку для того, чтобы малыш, исследуя окружающий мир, не поранился. Радуйтесь его успехам вместе с ним.

Кризис 3-х летнего ребёнка

Если малыш проявляет негативизм, непокорность, упрямство и самовольство, значит, у него начался критический период. Ребёнок начинает противопоставлять себя взрослому.
Хочется всё решать самому и всё делать самому. На просьбу взрослого о чём-то следует противоположное действие.

Возникает протест против требований. Малыш кажется упрямым, но упрямство это вызвано желанием быть услышанным и стремлением показать, что у него тоже есть свое мнение, которое должны учитывать.

Это тот возраст, когда формируется воля, независимость, самостоятельность. Суть нового поведения ребёнка преследует определённые цели:

Ребенок хочет в обязательном порядке довести свои действия до конечного результата, даже, несмотря на препятствия,
- он желает демонстрировать свои успехи взрослому, без реакции которого эти успехи в большой мере теряют свою ценность,
- в этом возрасте обостряется чувство собственного достоинства – усиливается обидчивость, часто возникают эмоциональные вспышки по мелочам.

Как выйти из этого кризиса?

1. Нужно понимать, ваш малыш ведет себя так плохо не потому, что он «плохой» на самом деле, а потому, что пока не умеет по-другому. Но, конечно, одного понимания часто оказывается недостаточно, чтобы справиться с истериками. Поэтому, надо заранее подготовиться к вероятным конфликтам.

Не нужно ничего предпринимать до тех пор, пока ребёнок полностью не успокоится. Скорее всего, вы уже нашли несколько способов успокоения своего малыша. Кто-то игнорирует такие вспышки негативных эмоций. Но всё же лучше всего назревающую истерику останавливать просто переключением внимания. Трёхлетние малыши очень быстро отвлекаются, и новая игрушка, сказка или предложение заняться чем-то другим может остановить истерику и сохранить вам нервы.

2. Поощряйте своего малыша к самостоятельности. Пусть он делает ошибки, но это ничего, потому, что они происходят на ваших глазах. Зато потом, во взрослой жизни он избежит множества серьезных проблем. Было подмечено, что когда родители ограничивают или высмеивают желание ребенка быть самостоятельным, развитие маленького человечка идёт неправильно: воля и независимость трансформируются в острое чувство стыда и неуверенности. Определите для него ту грань, выходить за которую ребенок не должен никогда и в любых ситуациях их соблюдать. Например, нельзя трогать электрическую розетку, переходить дорогу на красный свет, и т.д. В других случаях предоставьте малышу свободу поступать по его собственному усмотрению.

3. Предоставьте ему право на выбор. Не заставляйте его делать того, чего он не хочет. Предложите ему альтернативу, и пускай сам выбирает. Вы сохраните спокойствие, а ребенок получит уверенность в том, что с его мнением считаются. Упрямство впоследствии перерастает в волю, в достижение поставленной цели. И вы в состоянии повернуть его именно в эту сторону, а не превратить в «ослиную» черту характера на всю жизнь.

4. Ребёнку в этом возрасте важна игра, которая служит сейчас для него основным источником познания мира. Подбрасывайте жизненные темы для этой игры, участвуйте, разыгрывайте роли, и ваш ребёнок будет всецело доверять вам.

Кризис 7-ми летнего возраста

У некоторых детей он может возникать в 6 или в 8 лет. В этом возрасте идёт интенсивный рост организма, происходят некоторые изменения, меняются зубы. Ребёнок входит в новый статус – он становится школьником.

Может появиться негативизм к своей прошедшей жизни. Дети смеются над тем, что их интересовало раньше, над той одеждой, которую они носили, над теми играми, в которые они играли. Теперь их привлекает школа. Появляется стремление к учёбе, к общению со сверстниками. В то же время, бывают моменты, когда в школу идти не хочется, как правило, это связано с боязнью не оправдать ожидания учителей, сверстников.

Основные проявления этого периода заключаются в обострении агрессивности или застенчивости, появлении страхов, неуверенности в себе, частых сомнений в своих способностях. Ребёнок начинает не просто испытывать чувства, но и осмысливать их, искать причину.
Анализируя себя самого, он обращает внимание на то, как реагируют на него, его действия и поступки окружающие. Слабое самолюбие часто бывает уязвлено и самооценка становится завышенной или заниженной.

Ребёнок начинает подражать сначала взрослым, а потом сверстникам, любит кривляться и гримасничать, что очень раздражает родителей. Он может замыкаться, а может, наоборот, быть нарочито весёлым.

Теперь, перед тем, как что-то сделать, он всё чаще задумывается и просчитывает последствия своих действий. Игра всё ещё сохраняется, но отходит на второй план - приходит понимание того, что есть и другая, взрослая жизнь. Больше всего ребёнок сейчас хочет, чтобы его уважали.

Пути разрешения кризиса

1. Чтобы ребёнок чувствовал себя увереннее в школе, уделите время интеллектуальной и психологической подготовке. Научить его читать и считать проще. Важнее и труднее подготовить его морально. Хорошо, если будущий школьник будет уметь находить контакт со сверстниками и учителями, когда нужно, подчиняться общим правилам и, в то же время уметь отстаивать своё мнение.

2. Если ребёнок занят делом и не просит вашей помощи – не вмешивайтесь. Этим вы дадите ему понять, что верите в его способности и возможности.

3. Медленно, но уверенно перекладывайте ответственность за его личные дела на него самого.

4. Давайте ему возможность познать плачевные последствия своего действия или своего бездействия. В результате он начнёт взрослеть и станет сознательнее.

5. Иногда стимулируйте его на проявление заботы и участия, сославшись на утомление или неважное самочувствие.

Врач педиатр Сытник С.В.