Как изменить мышление на позитивное. Позитивное мышление - успех в жизни! Как изменить отношение к жизни? Главное – внутри, а не снаружи Как поменять отношение к жизни и людям

Относиться к жизни можно по-разному. Мысль банальная, но не лишенная назидательности, которая необходима, на наш взгляд, для начала серьезного разговора об отношении к жизни и взаимопонимании.

Проще всего жить, как живется, и не задумываться о том, что непосредственно не касается насущных проблем. Но чем проще живет человек, чем меньше усилий затрачивает он на организацию своей жизни, тем бесцветней, тем незаметней для других людей он становится.

Чтобы окружающие смогли нас понять, нужны определенные человеческие качества, но чтобы они захотели понять, мало быть просто неплохим человеком, вызывающим смутную симпатию. Необходимо пробудить интерес к себе, к своим замыслам, поступкам, творческим и общественным достижениям. И если человек сам не может понять, для чего он живет, трудно ожидать, что смысл его существования будет понят другими людьми.

Не умея так организовать свою жизнь, чтобы она была интересна ему самому и окружающим, человек, как правило, ссылается на обстоятельства - житейские неурядицы, непонимание близких, отсутствие необходимых условий для самореализации. Но какими бы ни были внешние условия, решающее слово в организации жизни принадлежит разуму. «Нельзя жить приятно, не живя разумно»,- утверждал древнегреческий философ Эпикур. Непримиримую позицию к тем, кто не способен следовать голосу разума, занимал Диоген Синопский: «Для того, чтобы жить как следует, нужно иметь или разум или петлю».

Нельзя, конечно, буквально понимать древних мыслителей. Каждый из них имел свое представление о разуме и мере его участия в организации человеческой жизни. Вопрос этот относится к категории вечных. О нем спорили в прошлом, спорят и сейчас. Бесспорной остается только необходимость в определении тех жизненных принципов и оценок, без которых существование человека утрачивает индивидуальный смысл и социальное значение.

При всем многообразии индивидуальных представлений о жизни в них всегда можно найти общие черты, связанные с наиболее типичными жизненными позициями при восприятии, осмыслении и освоении действительности. Если рассматривать отношение к жизни в целом, то на основании общего мировосприятия можно выделить две позиции: оптимизм и скептицизм. Оптимисты видят в жизни преимущественно хорошую сторону. В самых тяжелых обстоятельствах оптимист находит утешение и поддержку в надежде на лучшие времена. Особенно сильны оптимистические тенденции в юношеских представлениях о жизни. В одном из наших исследований мы просили юношей и девушек 15-17 лет назвать события, которые они ожидают в будущем. Были названы сотни различных событий, среди которых практически отсутствовали жизненные ситуации, связанные с поражениями, утратами, неудачами. Среди пожилых людей тоже немало оптимистов. По нашим данным, свыше 60 % видят в будущем больше положительных событий, чем возможных утрат и неудач.

Оптимизм не всегда уживается с реализмом. В этом его благо, но в этом и его слабость. Зато скептики - реалисты до мозга костей. Их кредо - сомнение. От их придирчивого взгляда не ускользнут ни один недостаток, ни одна трудность, ни один повод для сомнения. Скептик часто видит столько трудностей на пути к самой привлекательной цели, что начинает сомневаться в необходимости ее достижения. Крайний скептицизм превращает человека в пессимиста, способного замечать в жизни только худшую ее сторону и не верить, что в будущем что-либо может измениться. Пессимист-философ обычно приходит к выводу о бессмысленности существования мира и всех его обитателей. Если же пессимист не склонен к философскому восприятию действительности, то он просто досаждает окружающим его людям постоянным нытьем и жалобами на беспросветное существование. Однако скепсис не всегда достигает крайней степени. В умеренном количестве он так же необходим для нормальной жизнедеятельности, как и одтимизм. Потому и чувствуют необходимость друг в друге оптимисты и скептики для гармоничного, уравновешенного совместного представления действительности.

По способу осмысления картины мира различают рационалистов (людей с логическим складом ума) и иррационалистов (людей с преимущественно художественным типом мышления). Иррационалист мыслит образами, он не любит, не понимает и не принимает логику. Вся совокупность причинно-следственных связей между различными явлениями окружающего мира не интересует его, кажется ему упрощением богатства внешнего и внутреннего мира. Абстрактные схемы, лишенные образности, вызывающей эмоции, раздражают его; поэтому он не понимает и не любит абстрактные знания, например, математику. Люди этого типа научным объяснениям непонятных явлений предпочитают мистическое толкование, имеющее покров таинственности и принципиальной непознаваемости. Главной двигательной силой их деятельности являются эмоции, вызванные целостными образами в конкретном месте и в конкретный момент времени. Они, как правило, хорошо чувствуют различные нюансы человеческих отношений, но хуже справляются с управлением собственным поведением в моменты общения, т. к. собственные эмоции выступают на первый план.

Рационалист анализирует мир явлений логически, стараясь каждому определить место в сложной системе причинно-следственных связей. Не беда, если элементы схемы трудно обнаружить в реальной жизни. Стройность концепции, гармония построенной схемы сами по себе вызывают положительные эмоции. Недостаточность или несогласованность фактов, опровергающих умозрительную концепцию, вызывает отрицательные эмоции и побуждает к поиску возможностей расширения знания. В отношениях с людьми в конкретной ситуации рационалист в большей степени опирается на собственную концепцию характера данного человека, чем на конкретные проявления его поведения.

Но человек не только воспринимает и анализирует окружающий мир, он по мере своих способностей и объективных возможностей преобразует его. По способу преобразовательного отношения к жизни, освоения окружающего мира существуют два основных типа людей: созерцатели и практики.

Для людей с созерцательным типом активности преобладающей является внутренняя активность, «тот процесс, который,- по определению Э. Фромма,- происходит в людях, которые действительно «видят» дерево, а не просто смотрят на него, или в тех, кто, читая стихи, испытывает те же движения души, что и поэт, выразивший их словами, этот процесс может быть очень продуктивным, несмотря на то что в результате его ничего не «производится». Созерцательная жизнь, посвященная поискам истины, по представлению Аристотеля, является высшей формой активности.

Практический тип отношения к жизни характерен для людей, предпочитающих реагировать на внешнее влияние непосредственным действием. Практик нередко начинает действовать, не тратя времени на обдумывание плана действий. Он корректирует свои поступки непосредственно в процессе деятельности, не анализируя причин и не задумываясь над последствиями. Действия его, как правило, решительны, и если он не «наломает дров», то может совершить много полезных дел, пока созерцатель будет обдумывать проблему со всех сторон и осмысливать ее в глобальном масштабе.

Невозможно, да и не нужно оценивать, какой из этих типов отношения к жизни лучше. Каждый из них имеет свои достоинства и свои недостатки. Но одно несомненно: в поисках смысла жизни, своего места, роли и миссии в ней человек должен организовать свою жизнь таким образом, чтобы его индивидуальные особенности и способности получили развитие и могли в полной мере раскрыться и реализоваться в продуктах деятельности. Какого же, собственно, результата вправе ожидать человек, затрачивающий усилия разума и воли на организацию своей жизни? По каким критериям можно делать выводы о разумности или неразумности принципов распоряжения собственной жизнью, своими способностями и объективными возможностями?

Одним из важнейших критериев является социальная оценка продуктивности человеческой жизни, под которой понимается все то, что создано человеком для блага других людей. Как правило, результаты деятельности находят заслуженный отклик, высоко ценятся окружающими, поднимают авторитет человека, вызывают уважение к нему.

Но даже в тех случаях, когда современники не способны оценить по достоинству опережающее время открытие ученого или произведение мастера, мысль о благодарных потомках окрыляет его, результаты труда видятся ему признанными и служащими человечеству. Каждому человеку знакомо, как возрастают его силы и энтузиазм, когда он знает, что результат его работы действительно кому-то нужен, и как опускаются руки от бессмысленного труда. Не формальные лозунги типа «Во благо общества» повышают отдачу человека, а чувство личной уверенности в том, что все им сделанное сегодня, сейчас, в данную минуту, кому-то нужно и кто-то с нетерпением этого ждет. Речь идет о необходимости создания таких экономических и психологических условий, в которых каждый человек может ощущать полезность для других затраченных им душевных, интеллектуальных и физических усилий.

Степень удовлетворенности человека своей жизнью (как в целом, так и ее различными сторонами) является вторым критерием разумной ее самоорганизации. Как показывают социально-психологические исследования, в том числе и проведенные нами, жизненная удовлетворенность. тесно связана с продуктивностью. Причем не только той, которая уже достигнута, но и планируемой. Может ли быть удовлетворен своей жизнью человек, отдавший все свои силы достижению материального благосостояния или сумевший таким образом организовать свою жизнь, что развлекательный досуг имеет в ней первостепенное значение? Можно иметь разные гипотезы, особенно наблюдая или испытывая все тяготы отсутствия не только комфортных, но и мало-мальски нормальных бытовых условий. Однако данные опроса более чем тысячи людей пенсионного возраста показывают, что решающую роль в удовлетворенности жизнью играют не материальные факторы и не благоприятные условия отдыха и развлечений, а продуктивность жизни.

Чтобы правильно оценить эти данные, необходимо различать чувства удовлетворенности и удовольствия. Чувство удовольствия выступает положительным эмоциональным фоном потребительской деятельности, в результате которой человек имеет возможность удовлетворить свои первичные потребности. Но основной характеристикой этого чувства, отличающей его от удовлетворенности, является кратковременность. Удовлетворенность является значительно более устойчивым эмоциональным состоянием. Возникает и формируется оно в результате продуктивной преобразовательной деятельности, направленной на производство материальных и духовных ценностей и далеко не всегда сопровождающейся непосредственным чувством удовольствия. Устойчивость чувства удовлетворенности порождается, с одной стороны, тем, что результат труда является реальным подтверждением ценности, небессмысленности собственной жизни.

Мне есть, что спеть, представ перед всевышним, Мне есть чем оправдаться перед ним.

Так выразил Владимир Высоцкий желание подвести итог, которое возникает практически у каждого человека на разных этапах жизненного пути.

С другой стороны, результат труда, особенно если в нем испытывают заинтересованность другие люди, вызывает одобрение, похвалу, признание особых способностей и мастерства часто не только в момент его достижения, но и спустя определенное время. Чем долгосрочнее продукт деятельности, тем более длительный положительный отклик со стороны других (все новых и новых) людей испытывает человек. Это создает условия устойчивости чувства удовлетворенности.

Человек может испытывать чувство неудовлетворенности не только собой, но и собственной жизнью. Он может быть неудовлетворен своей работой, людьми, с которыми общается, их деловыми или нравственными качествами и т. п. В основе этого, как правило, лежит защитный психологический механизм проекции. Фактически это неосознаваемая неудовлетворенность собственными качествами. Травмирующая неудовлетворенность работой - это, по сути, неудовлетворенность своей способностью справляться с трудностями, которые возникают в процессе ее выполнения. Неудовлетворенность другим человеком - это в основном неудовлетворенность своей линией поведения по отношению к нему. Ведь в ситуациях, в которых удалось дать достойный отпор недоброжелателю или просто неприятному человеку, возникает чувство глубокого удовлетворения.

В нашем сознании формируется идеальный образец собственного поведения - представление о том, как надо держаться, говорить, поступать в различных ситуациях. Если удается повести себя в соответствии с этим идеалом, человек испытывает чувство удовлетворенности собой. Если реальное поведение не соответствует образцу, то чувство неудовлетворенности чаще всего переносится на тот объект, по отношению к которому не удалось повести себя должным образом. В целом этот механизм выполняет определенную защитную функцию, так как люди, склонные к постоянному самообвинению, по данным известного польского специалиста в области психологии эмоций Я. Рейковского, в значительно большей степени подвержены болезням стресса.

Третьим важным критерием разумной организации жизни выступает такой весьма значимый для каждого человека показатель, как состояние его здоровья. Разумеется, не все люди имеют равный исходный уровень: одни рождаются более ослабленными, с наследственной предрасположенностью к тому или иному заболеванию, другие подрывают свое здоровье в силу вынуждающих причин или по собственной халатности. На многое ли способен человек и может ли он иметь высокую степень удовлетворенности, если состояние его здоровья оставляет желать лучшего? Конечно, есть примеры высоких образцов мужества и воли, когда, преодолевая тяжелую болезнь, люди создавали замечательные творения. Но чаще всего человек, ослабленный болезнью, малопродуктивен, малоинтересен окружающим, которые только из вежливости или из сострадания будут стараться понять его. Да и он сам, в силу естественных причин, сферу своих интересов, мыслей и чувств сосредоточивает на том, где болит сегодня и чем это вызвано.

О разумной организации жизни можно говорить лишь в том случае, когда состояние здоровья, независимо от исходного уровня, улучшается или не ухудшается. Даже замедление темпа ухудшения в некоторых случаях может свидетельствовать о том, что принципы организации жизни выбраны правильно. Таким образом, состояние здоровья и, даже точнее, самочувствие человека является важным медико-биологическим критерием разумности организации жизни.

Обобщая опыт собственных исследований и многочисленные социально-психологические, социологические и геронтологические данные, мы предлагаем читателю ряд основных принципов разумной организации жизни:

  • перспективность,
  • определенность,
  • ритмичность,
  • тренировка,
  • общительность.

Перспективность является принципом номер один и подразумевает обязательное наличие у человека жизненных целей. Ставя перед собой долговременные цели, человек определяет те ориентиры, стремясь к которым, он наполняет свою жизнь индивидуальным смыслом, отвечает себе на вопрос, ради чего он живет. Г. Селье отмечает, что отдаленная цель, которую ставит перед собой человек, позволяет устранить ведущие к дистрессу постоянные сомнения в правильности своих решений и поступков.

Конкретное содержание целей может быть различным, оно зависит и от возрастного этапа жизненного пути человека, и от его личных интересов, уровня культуры, способностей, жизненных ориентации. Но существуют и некоторые общие закономерности, свидетельствующие о том, каким образом наличие и содержание жизненных целей влияет на продуктивность, удовлетворенность и самочувствие.

В 1978-1979 и в 1981-1983 годах нами проводилось социально-психологическое исследование людей в возрасте 50- 70 лет, проживающих в Киеве. Данные этого исследования убеждают, что люди, жизненные цели которых носят общественно значимый характер или отражают индивидуальные духовные интересы, направленность на творческие занятия, имеют заметно более высокие показатели жизненной удовлетворенности, самочувствия, настроения. Они гораздо реже вступают в конфликты с близкими людьми, жалуются на непонимание со стороны окружающих. Однако нельзя не отметить тот тревожный факт, что таких людей было очень мало - от 4 до 13 % в различных социальных группах.

Значительно большее число людей в качестве основной жизненной цели указало, что они хотят «спокойно дожить» или даже - «спокойно умереть». Отсутствие жизненной перспективы существенно влияет и на отношение людей к долголетию. На вопрос: «Хотите ли Вы дожить до 100 лет?» 55 % женщин и 39 % мужчин дали отрицательный ответ. На уточняющий вопрос: «Почему же?» люди, как правило, отвечали: «Не хочу быть беспомощным», «не хочу быть в тягость детям», «не хочу быть в тягость самому себе», «не хочу быть обузой», «не хочу быть немощной старухой» и т. п. Не имея перед собой жизненной цели, не зная, чему посвятить свободное время, силы и способности, многие, еще практически здоровые люди мысленно живут будущей беспомощностью, негативными переживаниями будущего. Именно будущего, а не настоящего, поскольку в нашей выборке были люди, 70 % из числа которых не достигли 60 лет, а остальные - 70 лет; причем большинство из них не относило себя не только к категории старых людей, но и пожилых.

Уже по характеру ответов на вопрос о причинах нежелания жить долго можно видеть влияние на оценку жизненной перспективы взаимоотношений с близкими людьми. Это не случайно. Дело в том, что жизненные цели многие пожилые люди тесно связывают с делами и заботами своих детей и внуков: «Хочу, чтобы сын поменял место работы», «чтобы дочь разошлась с мужем», «чтобы внучка поступила в институт» и т. п. Происходит своего рода компенсация отсутствия жизненных целей, связанных с самореализацией, целями устройства жизни взрослых детей. Однако такого рода компенсация, содержание которой часто вступает в противоречие с планами самих детей, часто приводит к напряженности в семейных отношениях.

Тесно связывая свои жизненные цели с судьбой детей, пожилые люди практически пытаются разумно, с их точки зрения, организовать не свою жизнь, а жизнь других членов семьи. При этом типичными в нашем исследовании являлись жалобы на несамостоятельность взрослых детей (в материальном отношении, в сфере домашнего хозяйства и т. п.). В данном случае налицо очень противоречивое отношение: с одной стороны, стремление опекать, с другой - недовольство несамостоятельностью. Такое психологическое состояние, предрасполагающее к конфликтам, часто усугубляется и тем, что отсутствие собственных жизненных целей, связанных с самореализацией, само по себе вызывает неудовлетворенность жизнью, хотя причины этой неудовлетворенности, как правило, не осознаются.

При постановке жизненных целей прежде всего необходимо руководствоваться реальной возможностью их достижения. В противном случае возникает вероятная угроза стресса «рухнувшей надежды». Г. Селье подчеркивает, что стресс «рухнувшей надежды» с значительно большей вероятностью приводит к заболеваниям (язва желудка, мигрень, высокое давление или же повышенная раздражительность), чем чрезмерная физическая работа. Поэтому необходимо всесторонне оценивать реалистичность намечаемой перспективы и концентрировать усилия на том, что имеет объективные основания для реализации в будущем.

Содержательная реалистичная перспектива необходима на каждом этапе жизненного пути. И впервые человек учится овладевать перспективой собственной жизни в юношеском возрасте. При исследовании жизненной перспективы старшеклассников нами было обнаружено, что подавляющее большинство юношей и девушек 15-17 лет имеет достаточно отдаленные жизненные цели, связанные с будущей работой, продолжением учебы, социальным продвижением, семьей и материальным потреблением. Основная проблема формирования жизненной перспективы молодежи состоит не в дефиците «перспективного» взгляда на будущую жизнь, характерном для представителей старших поколений, а в несогласованности отдаленных жизненных целей с актуальной жизненной ситуацией и ближайшими жизненными планами - учебой и выбором профессии*.

*Подробнее об этом исследовании см.: Головаха Е. И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. К., 1988.

Обнаруживая реализм в последовательности будущих жизненных достижений, юноши и девушки вместе с тем проявляют чрезмерный оптимизм в определении сроков, с которыми связывают эти достижения. Буквально все, что намечают, они надеются иметь к 30-35 годам. Дополнительным источником, к которому предполагают обратиться молодые люди, планируя крупные материальные приобретения, оказывается прежде всего помощь со стороны родителей - на нее рассчитывает большинство старшеклассников. Около 80 % школьников в осуществлении своих материальных планов учитывают даже помощь родителей будущего супруга. Так что жалобы людей старшего поколения на несамостоятельность детей имеют под собой очень конкретную почву. Сопоставление данных исследования молодежи и людей старшего возраста позволяет сделать вывод о существующем ныне не очень благоприятном симбиозе материального иждивенчества молодежи и духовного иждивенчества родителей, концентрирующих свои жизненные цели на организации жизни детей.

Разумная организация жизни в каждом возрастном периоде требует обязательной реализации принципа перспективности с учетом возрастных особенностей человека и специфики той жизненной ситуации, в которой он находится. Отсутствие развитой перспективы - предпосылка принятия импульсивных жизненных решений, приводящих к психологическим кризисам, нравственной и физической деградации. Реализация принципа перспективности обусловливается тем, насколько последовательно в организации жизни человек придерживается принципа определенности, который характеризует возможности осуществления жизненных целей.

Определенность - наличие жизненных планов как конкретных программ реализации целей. Каждая более или менее значимая жизненная цель требует определенной последовательности действий, направленных на ее достижение, а следовательно, необходим предварительный план этих действий.

Собственно, планы и помогают человеку оценить реальность целей. Самые возвышенные цели не будут иметь никакой ценности, если неопределенными останутся планы их реализации. Неопределенность жизненных планов приводит к снижению продуктивности деятельности и негативно сказывается на жизненной удовлетворенности людей. И наоборот, даже самая труднодостижимая, на первый взгляд, цель является реальной, если человек достаточно конкретно представляет каким способом он собирается ее достигнуть, какие способности и качества необходимо развивать, чем можно пожертвовать во имя намеченной цели.

Как мы уже отмечали, для юношеской жизненной перспективы характерна недостаточная согласованность отдаленных целей и ближайших планов, связанных с выбором профессии. Возникает своеобразный феномен обратной перспективы, когда более отдаленные предметы видны отчетливее, чем близкие. Неопределенность планов даже при наличии цели лишает человека самостоятельности, делает его зависимым от обстоятельств и, как показали наши исследования, снижает уверенность в возможности достижения жизненных целей.

Неопределенность планов - проблема в большей мере социальная, чем индивидуально-психологическая. Если в обществе не созданы объективные условия для реализации тех или иных целей, то трудно ожидать, что большинство людей будет вовлечено в конкретную деятельность. Абстрактность профессиональных намерений старшеклассников - не столько проявление их легкомыслия, сколько отсутствие целенаправленной профориентационной работы, отсутствие системы профессиональной ориентации молодежи. Но у молодежи, по крайней мере, есть общая схема жизненной самореализации - окончание школы, поступление в вуз, техникум или профтехучилище, начало работы, профессиональное продвижение, создание семьи и т. д. В этом отношении в наиболее, невыгодном положении находятся пожилые люди, для которых выход на пенсию фактически обрывает перспективу, поскольку в обществе отсутствует институализированная система вовлечения пенсионеров в различные формы социальной активности. Поэтому не случайно для большинства пожилых людей характерна неопределенность жизненных планов в связи с пенсионным периодом жизни.

Мы нередко сетуем, что в нашей стране много творчески одаренных людей в научной, инженерной, художественной деятельности, чьи открытия, изобретения, произведения искусства не становятся общественным достоянием. Их печальный пример, когда на пути творческой личности возникают непреодолимые бюрократические барьеры, - не лучший стимул для повышения массовой творческой активности. Человек не станет стремиться к высоким целям, если не увидит общественно поощряемых путей их реализации. В настоящее время предпринимаются шаги для создания социальных условий, способствующих повышению определенности планов самореализации личности в общественной и творческой деятельности. Атмосферу гласности и демократизации, поощрения инициативы и различных форм общественной и творческой самоорганизации наше общество выстрадало дорогой ценой, одна из составляющих которой - пассивность большинства людей, в том числе и пассивность в отношении к собственной жизни, неумение и нежелание серьезно и заинтересованно относиться к ее планированию.

Есть, конечно, и психологические факторы неопределенности жизненных планов - инфантилизм, детская уверенность взрослого человека в том, что все в мире происходит в соответствии с его желаниями и надеждами, фаталистический взгляд на происходящее, изначально отвергающий любые попытки повлиять на собственную судьбу. Может быть, и проще жить, не заботясь о будущем, и делать первый шаг, не думая о том, сколько еще нужно пройти до цели. Но менее всего подобное отношение к жизни опирается на разум. Руководствуясь сиюминутными настроениями, капризами и житейской изворотливостью, человек может как-то устраивать свою жизнь, но расплачиваться за это приходится главным - смыслом жизни, который вынесен далеко за пределы непосредственных побуждений. Определенная последовательность жизненных планов требует соответствующего ей жизненного ритма.

Ритмичность - временной режим реализации жизненных планов, способствующий их согласованию. Планы осуществления различных жизненных целей, как правило, конкурируют, накладываясь на один и тот же период времени. Кроме того, человеку необходимо постоянно решать непредвиденные проблемы, выполнять неожиданные задания. Если у человека нет хотя бы ориентировочного режима дня, то буквально ежечасно ему приходится решать проблему выбора - чем заняться сейчас, а что отложить на будущее. Физиологи экспериментально установили, что ситуации принятия решения, связанные с возможностью выбора, приводят к резкому повышению нервно-психической активации. И если активация превращается в перманентное состояние, это вызывает перегрузки, чреватые болезнями стресса. Чтобы ситуации выбора свести к необходимому минимуму, следует ряд постоянно планируемых действий автоматизировать, т. е. регулярно выполнять их в одно и то же время. При этом необходимо приспосабливать их к индивидуальным психофизическим ритмам. Известно, что одни люди более продуктивны в первой половине дня, другие - в вечернее время. Исходя из этого, можно наиболее простые действия, доведенные до автоматизма, выполнять в наименее продуктивные периоды, оставляя для творческих занятий время лучшей работоспособности.

Это не значит, что человек постепенно превращается в автомат, работающий в строгом временном режиме. Наоборот, сэкономленная нервно-психическая энергия в этом случае будет направлена дополнительно на решение творческих задач и неожиданно возникающих проблем выбора. Так, например, двигательный автоматизм освобождает нас от необходимости следить за каждым своим шагом.

Ритмичность - это не только ситуативный режим деятельности, распорядок дня. Это и определенный ритм движения по жизненному пути. По наблюдениям советского ученого Н. Пэрна, на протяжении всей жизни происходит волнообразное изменение творческой активности человека с периодами подъема и спада. Причем с возрастом ритм жизни изменяется.

В молодости человек легко приспосабливается к смене ритмов жизнедеятельности. Отсюда тяга к перемене мест, отсутствие устойчивых стереотипов поведения. Для молодых, писал С. Цвейг, покой - это всегда само беспокойство. С годами человеку все сложнее адаптироваться к изменению привычного жизненного ритма. Эту возрастную психологическую особенность отмечал М. Монтень: «Я не в том возрасте, когда нам нипочем резкие перемены, и мне не сжиться с новым и неизведанным образом жизни».

Попытки пожилых людей полностью воспроизводить молодежный ритм жизни, как правило, заканчиваются разрушительно для здоровья. С точки зрения проблемы взаимопонимания, в той же мере неоправданными являются попытки представителей старшего поколения вынудить молодежь к принятию собственного привычного ритма жизни. Отголоски именно этой тенденции звучат в набившей оскомину борьбе с молодежной модой, свободной манерой общения, стремлением к переменам в собственной жизни и в жизни общества.

В свою очередь, молодые люди далеко не всегда считаются с возрастными особенностями ритма жизни и деятельности пожилых людей, что, по данным нашего исследования, является одной из причин возникновения конфликтов между представителями младшего и старшего поколений.

Поддержание рационального жизненного ритма - необходимая предпосылка для эффективной деятельности и рационального образа жизни. Необходимая, но не достаточная. Многое зависит от уровня функциональной подготовленности человека к той или иной деятельности. Хотя следующий принцип организации жизни мы назвали принципом тренировки, его смысл и значение охватывают не только физические кондиции человека, но и способность к активной деятельности в других сферах, в том числе в сфере духовной жизни.

Тренировка - постоянные упражнения, способствующие повышению уровня функциональной подготовки человека к деятельности. Для успеха в любой сфере жизни необходим определенный уровень подготовленности. Ни у кого не вызывает сомнений полезность тренировки для поддержания и развития физической (мышечной) активности. Всем известно, что регулярные физические упражнения способствуют профилактике заболеваний и укреплению здоровья.

Древнеримский врач Гален во II в. до н. э. писал, что он тысячи и тысячи раз возвращал здоровье своим больным посредством упражнений. Но принцип тренировки не может быть ограничен только физическими упражнениями. Уже в античной культуре в рамках философских концепций развивались идеи сознательного жизнестроительства, одним из принципов которого являлось регулярное упражнение. «Есть два рода упражнения,- говорил Диоген Синопский,- одно - для души, другое - для тела... Одно без другого несовершенно: те, кто стремится к добродетели, должны быть здоровыми и сильными как душой, так и телом.

Интересный анализ социального значения античной аскезы (дословно - упражнения) проведен Е. Г. Рабинович. Аскеза, которая, как и всякая тренировка, имеет своей основной целью предельное развитие способностей, в кастовом обществе является преимущественным правом господствующей касты. Усложненное дополнительными обязательствами поведение становится самоцельным средством демонстрации превосходства над окружающими. Чем более высокий социальный статус стремился приобрести человек, тем более сложные дополнительные правила собственной жизни он принимал. Именно этим, с точки зрения автора, объясняются усложненные, необычные правила жизни многих философов, в частности пифагорейцев, стремившихся к статусу богоравных.

Данные многих современных исследований подтверждают, что постоянная упражняемость сказывается на ряде психических, в том числе и интеллектуальных, функций. Как правило, с возрастом у людей лучше сохраняются те функции, на которые ложилась основная нагрузка при выполнении профессиональной деятельности. Например, у водителей с возрастом острота зрения снижалась меньше, чем у других людей в целом. Измерение интеллектуального уровня пожилых людей разных профессиональных групп выявило не столько количественные, сколько качественные различия: бухгалтеры и преподаватели математики обнаружили более высокие показатели сохранности интеллекта по результатам счетных тестов, а редакторы и преподаватели литературы получили более высокие баллы по вербальным (речевым) тестам. Следовательно, тренировка тех или иных функций обеспечивает их развитие и возрастную сохранность.

Устойчивость к стрессам также достигается тренировкой. У животных, которые долгое время переносили небольшую боль (несильные удары током), лучше идет заживление ран, они быстрее адаптируются к стрессам, чем животные, не подвергавшиеся такому воздействию. Есть предположение, что спортивные болельщики, переживающие во время соревнований, испытывают мини-стрессы, и это является своего рода стрессовой тренировкой. Активная тренировка как существенная возможность предотвратить неблагоприятные последствия сильных стрессов положена в основу метода «скоростной терапии». Пациента призывают мысленно представить и почувствовать какую-нибудь (опасную) ситуацию, и в момент кульминации, когда возникает паническое состояние, учат расслабляться и глубоко дышать, так как при сильном стрессе перехватывает дыхание, наступает гипоксия. Тренировка позволяет приучить организм к борьбе с ней, что повышает устойчивость к стрессогенным воздействиям.

Постоянные упражнения полезны не только с точки зрения повышения физической, эмоциональной и интеллектуальной готовности к деятельности. Не менее важна и тренированность в сфере общения между людьми. Каким бы разумным ни представлялся человеку его образ жизни, если в нем нет места полноценному общению, душевные травмы и глубокая внутренняя опустошенность неизбежны. Поэтому общительность является одним из ключевых принципов разумной организации жизни.

Головаха Е.И., Панина Н.В. Психология человеческого взаимопонимания. - Киев, 1989.

С людьми, наполненными жизнелюбием, всегда легко и приятно общаться. Да и жизнь у них складывается благополучно: хорошая работа, приятное окружение, мир в семье. Казалось бы, эти личности обладают особым даром. Безусловно, удача должна присутствовать, но на самом деле человек сам формирует свое счастье. Главное - правильный жизненный настрой и позитивное мышление. Оптимисты всегда настроены позитивно и не жалуются на жизнь, просто каждый день улучшают ее, а это под силу каждому.

Мышление интровертов и экстравертов

Прежде чем разобраться в том, как изменить образ мышления на позитивный, необходимо понять свой психический склад. Интроверт - личность, решение задачи у которой направлено во внутренний мир. Человек старается разобраться, что от него требуется в данный момент. Он работает с информацией, не пытаясь сопротивляться обстоятельствам или людям, доставившим дискомфорт. Энергетический поток при этом не выходит наружу в виде оскорблений, а остается внутри.

Экстраверты осознают, что все испытания преодолимы и требуются для совершенства личности. Справиться с ними поможет изменение каких-то черт характера или повышение профессиональных знаний. Такой подход сравним с нахождением человека в школе жизни, где он может перейти на новый уровень. Таким образом, можно сказать, что позитивное и негативное мышление характеризуют личность как экстраверта или интроверта.

Особенности негативного мышления

Современная психология условно разделяет мыслительный процесс на негативный и позитивный и считает его инструментом индивида. От того, насколько им владеет, зависит его жизнь.

Негативное мышление - низкий уровень способностей человеческого мозга, основанный на прошлом опыте индивидуальности и окружающих. Это, как правило, совершенные ошибки и разочарования. В результате чем взрослее становится личность, тем больше в ней скапливается отрицательных эмоций, при этом добавляются новые проблемы, и мышление становится еще негативнее. Рассматриваемый вид характерен для интровертов.

Негативный тип мышления основан на отрицании тех фактов, которые неприятны для личности. Думая о них, человек старается избежать повторной ситуации. Особенность заключается в том, что в этом случае он еще больше видит то, что для него неприятно, и не замечает положительных сторон. В конце концов личность начинает видеть свою жизнь в серых красках, и очень сложно доказать, что она полна прекрасных событий. Люди с негативным мышлением всегда найдут много фактов, опровергающих подобное мнение. По своему мировоззрению они окажутся правы.

Характеристика негативно мыслящего

Акцентируясь на отрицательном, индивид постоянно ищет виноватых и пытается найти причину того, почему все так плохо. При этом он отвергает новые возможности улучшения, находя в них массу недостатков. Из-за этого часто упускается хороший шанс, который не видно из-за прошлых проблем.

К основным характеристикам людей с негативным типом мышления можно отнести следующие:

  • стремление жить привычным образом жизни;
  • поиск отрицательных сторон во всем новом;
  • отсутствие желания получать новую информацию;
  • тяга к ностальгии;
  • ожидание более тяжелого времени и подготовка к нему;
  • выявление подвохов в своих и чужих успехах;
  • хочется получить все и сразу, при этом ничего не делать;
  • негативное отношение к окружающим людям и нежелание сотрудничать;
  • отсутствие в настоящей жизни положительных сторон;
  • наличие весомых объяснений того, почему невозможно улучшить жизнь;
  • скупость в материальном и эмоциональном плане.

Человек с негативным отношением ко всему никогда точно не знает, что хочет. Его желание - сделать свою жизнь, которую имеет на данный момент, легче.

Оптимистичный настрой - успех в жизни

Позитивное мышление - более высокая ступень развития мыслительного процесса, которая базируется на извлечении выгоды во всем, что окружает человека. Девиз оптимиста звучит так: «каждая неудача - шаг к победе». В тех случаях, когда люди с негативным мышлением сдаются, рассматриваемые индивиды прилагают вдвое больше усилий, чтобы добиться желаемого результата.

Позитивное мышление дает шанс личности экспериментировать, получать новые сведения и принимать дополнительные возможности в окружающем мире. Человек постоянно развивается, и никакие страхи не сдерживают его. Поскольку происходит фокусировка на позитиве, даже в неудачах личность находит для себя выгоду и подсчитывает то, чему удалось научиться благодаря поражению. Рассматриваемый обычно характеризует экстравертов.

Особенности человека с позитивным типом мышления

Личность, видящую во всем окружающем только положительное, можно охарактеризовать следующим образом:

  • поиск преимуществ во всем;
  • большой интерес к получению новой информации, поскольку это дополнительные возможности;
  • неугомонное стремление улучшать свою жизнь;
  • создание идей, планирование;
  • стремление много работать ради достижения поставленных целей;
  • нейтральное и позитивное отношение к окружающим людям;
  • наблюдение за успешными людьми, благодаря чему учитывается их опыт и знания;
  • поиск ответов на вопрос о том, почему запланированное обязательно реализуется;
  • спокойное отношение к своим достижениям;
  • щедрость в эмоциональном и материальном плане (с соблюдением чувства меры).

На основании вышесказанного можно смело сделать вывод о том, что совершенные человеком открытия и достижения - результат кропотливой работы людей, у которых позитивный образ мышления.

Как сформировать оптимистический настрой?

Для благодаря которому из каждой ситуации можно извлекать что-то полезное, человек должен настраивать себя положительно. Как это сделать? Нужно чаще повторять позитивные утверждения и общаться с людьми-оптимистами, учиться их мировоззрению.

Для современных граждан такой подход к жизни совершенно не привычен, поскольку они воспитаны по-другому. Имеются разные предубеждения и негативные установки, получаемые с детских лет. Теперь нужно менять свои привычки и чаще говорить своим детям, чтобы они ничего не боялись и верили в себя, стремились стать успешными. Это и есть оптимистичное воспитание, благодаря которому происходит формирование позитивного мышления.

Сила мысли - основа настроя

Современное поколение очень образовано, и многим известно, что все, о чем человек думает, высшие силы ему со временем дают. Неважно, хочет ли он этого, важно то, что он посылает определенные мысли. Если они повторяются многократно, обязательно сбываются.

Если вы желаете понять, как изменить мышление на позитивное, то должны следовать рекомендациям сторонников фен-шуй. Во-первых, надо всегда думать о положительном. Во-вторых, в своей речи и мыслях исключить употребление отрицательных частиц и увеличить количество утвердительных слов (получаю, выигрываю, имею). Необходимо быть твердо уверенным в том, что все обязательно получится, и тогда позитивная установка воплотится в жизнь.

Хотите стать оптимистом? Не бойтесь перемен!

Каждый человек привыкает к повседневной жизни, и многие сильно Это даже может перерасти в фобию, на которой ни в коем случае нельзя концентрироваться. Следует обращать внимание на положительные качества, которые личность приобретет, а не сосредотачиваться на негативных убеждениях. Их просто надо прогонять прочь.

Например, появляется возможность перейти на другую работу. Пессимиста это сильно настораживает, и появляются такие мысли: «на новом месте ничего не получится», «я не справлюсь» и т. д. Человек, у которого позитивный образ мышления, рассуждает так: «новая работа будет приносить больше удовольствия», «я научусь чему-то новому», «я сделаю еще один важный шаг к успеху». Именно с таким настроем покоряют новые вершины в жизни!

Каким будет результат от изменений в судьбе, зависит от самой личности. Главное - начинать новый день с положительного мышления, наслаждаться жизнью, улыбаться. Постепенно мир вокруг станет ярче, и человек обязательно станет успешным.

Тибетское искусство позитивного мышления: сила мысли

Кристофер Хансард написал уникальную книгу о рассматриваемом образе мыслительного процесса. В ней сказано, что правильное мышление способно изменить жизнь не только самого человека, но и его окружения. Личность совершенно не подозревает, какие огромные возможности в ней заложены. Будущее формируется за счет случайных эмоций и мыслей. Древние тибетцы стремились развивать силу мысли, совмещая их с духовными знаниями.

Искусство позитивного мышления по-прежнему применяется в настоящее время и так же эффективно, как и много лет назад. Одни неуместные мысли притягивают к себе другие. Если человек желает изменить свою жизнь, он должен начать с себя.

Тибетское искусство: почему нужно бороться с негативом?

По мнению К. Хансарда, весь мир является одной большой мыслью. Первый шаг к использованию его энергии - понять степень влияния пессимистичного настроя на жизнь. После этого - изучение способов изгнания нежелательных фантазий.

Удивительно то, что негативные мысли могут овладеть человеком еще до его рождения (в утробе матери) и оказывать влияние на протяжении всей жизни! В этом случае нужно поскорее избавляться от них, иначе количество проблем будет только нарастать, а способность радоваться простым моментам будет утрачена. Негативность всегда маскируется за всем чрезмерно усложненным, чтобы ее не разоблачили. Спасением станет только позитивный образ мышления, но для достижения нового уровня понадобится приложить усилия.

Упражнение №1: «Ликвидация преград»

В книге о тибетском искусстве позитивного мышления К. Хансард дает читателю много практических рекомендаций. Среди них есть простое упражнение, способствующее уничтожению препятствий в жизни. Лучше всего его делать в четверг утром (день устранения преград по боннским правилам). Оно выполняется на протяжении 25 минут (при желании дольше) по описанному далее алгоритму.

  1. Сесть в удобное положение на стул или пол.
  2. Сосредоточиться на проблеме.
  3. Представить себе, что препятствие рассыпалось на мелкие кусочки от удара большого молота или сгорело в пламени огня. В это время необходимо позволить негативным мыслям, прячущимся под неприятностями, выйти на поверхность.
  4. Думать о том, что все плохое уничтожается благодаря образовавшемуся взрыву положительной энергии.
  5. По завершении упражнения нужно спокойно посидеть, вознося поток благодарности высшим силам.

Продолжать выполнять упражнение необходимо на протяжении 28 дней с интервалом не менее 1 недели. Чем больше оно длится, тем сильнее происходит развитие позитивного мышления.

Упражнение №2: «Превращение негативной ситуации в позитивную»

Человек с положительным восприятием окружающего мира иногда сталкивается с необходимостью сделать неблагоприятную ситуацию выгодной для себя, чтобы продолжать двигаться вперед. Сделать это возможно при помощи достаточно мощной положительной энергии мыслительного процесса.

В первую очередь индивид должен понять причину возникновения проблемы и то, насколько долго она длится, посмотреть реакцию других людей (касающихся проблемы): верят ли они в ее устранение, какие могут быть результаты, если превратить негативный случай в позитивный, как долго продлится эффект. После того как будут даны честные и продуманные ответы на все эти вопросы, применяется следующая техника.

  1. Присесть в спокойном месте.
  2. Представить перед собой горящий костер, окруженный приятными ароматами.
  3. Вообразить, как причина возникновения проблемы попадает в языки пламени и плавится от силы мысли и высокой температуры огня.
  4. Мысленно преобразить причину во что-то позитивное, полезное.
  5. Меняется ситуация, вместе с ней другим становится костер: вместо оранжевого пламени появляется ослепительный бело-голубой столб света.
  6. Новый объект входит в тело через позвоночник и распределяется в голове и сердце. Теперь вы являетесь источником света и исходящей в окружающий мир положительной энергии.

После выполнения этого упражнения результат не заставляет себя долго ждать.

Упражнение №3: «Удача для вашей семьи»

Тибетская мышления позволяет оказать помощь близким в поисках хорошей работы, друзей и найти счастье. Главное - быть четко уверенным в том, что будет принесена только польза и намерения искренние (забота не о себе). Для выполнения упражнения необходимо направить мысленную энергию на ту личность, о которой нужно позаботиться (освободить от препятствий). Далее надо увидеть и почувствовать, как все барьеры в жизни исчезают под влиянием сильной мысли. После этого направить белый луч мысленной энергии в сердце человека, в котором начинает пробуждаться положительная энергия, привлекающая удачу. Так стимулируется жизненная сила близких людей. По завершении необходимо громко хлопнуть в ладоши 7 раз.

Выполнять упражнение «Создание удачи для вашей семьи» необходимо на протяжении недели, начиная с воскресенья. Повторить три раза. Тогда человек, для которого направляется помощь, начнет совершать первые шаги к достижению новых вершин и делать правильные поступки.

На основании всего вышеизложенного можно сделать вывод о том, что успех, позитивное мышление и воля человека - три взаимосвязанных между собой элемента, способные улучшить его жизнь.

Вопрос психологу:

Здравствуйте! Моя история началась 2 года назад, я училась в колледже и мои родители отправили меня к репетиторам на подготовку в ВУЗ. Я лет с 15 или раньше мечтала стать журналистом и всегда считала себя гуманитарием. Но мои родители, окончившие технические ВУЗы, хотели, чтобы я продолжила их деятельность и училась в техническом институте. Были многочисленные скандалы, и все– таки мне не оставалось выбора, я стала заниматься математикой и физикой. Чувствовала к этим предметам отвращение, каждое занятие – пытка, много ленилась, но с горем пополам как–то подготовилась. В первый год, я не поступила и мне не хватило 6 баллов. Это стало самой большой трагедией в моей короткой жизни. На тот момент мне было 19. Я чувствовала, что нервная система на пределе, мне казалось, это не со мной, и вообще это не я, а кто–то другой. У меня появилась апатия, я отказалась от всех друзей, я каждый день только лежала и плакала, это была катастрофа. Родители предложили мне готовиться второй год, только при условии, что мое отношение к учебе изменится и я стану ответственной. Я понимала, что год дома, без общения, общества и людей будет ужасным, но согласилась. Первые 3 месяца мое состояние не менялось, мне было плохо, я совсем отказалась от людей, зато к учебе отношение я действительно изменила, я день и ночь занималась, переступала через лень. Постепенно, мне становилось легче, я пошла заниматься в тренажерный зал, познакомилась с принципами питания, увлеклась этим. Стала радоваться жизни. Когда до экзамена осталось 3 месяца, ко мне пришел подсознательный страх. Страх снова не поступить. Осознанно, я думала только о хорошем, не думала о плохом финале, не допускала мысли об этом. Резко в этот момент увеличилась умственная нагрузка, вместо двух занятий по математике, стало три, физика также, добавился еще английский, а еще и спорт 3–4 раза в неделю. В общем, организм начал давать сбои. Дошло до того, что я лежала весь день в кровати, не могла встать, пришлось неделю не заниматься вообще. А дальше пришлось бросить спорт. Из– за этого я очень переживала. Вместе с этим, у меня началось компульсивное переедание. Я не могла остановиться, это длилось неделями... Я прилично набрала вес. Наконец, кое как я добралась до экзамена, написала его очень хорошо, была довольна. Пока ждала результаты, отдыхала, гуляла, читала книги, вернулась в спорт, начала адекватно питаться, соблюдая все правила. Через 3 недели вышли результаты экзаменов... Я опять не поступила. Балл возрос аж на 20 баллов. Если конкретно: в том году проходной балл был 122, а в этом 142. Я была первой под чертой! Что творилось в моей голове... Я поняла, что я просто неудачник. Я так старалась, так готовилась, все надежды рухнули в один миг. А главное, я потеряла веру... Я всегда думала, что если стремиться с особым усердием, переступать через свои слабости, то обязательно человек добьется своего, но на собственном примере я поняла, что это не так. На данный момент прошло пару недель. Я подала на апелляцию, но в нее особо не верю. Я потеряла смысл жизни, я не понимаю зачем мне просыпаться и идти что– то делать. Я заставляю себя жить. Отметила, что любое дело, мною начатое, проваливается с треском. Также как и с питанием. Я только и думаю о еде. Весь день. Как только поем, я думаю о следующем приеме. Опять компульсивное переедание. Я не могу остановиться. Думаю, это на нервной почве, я себя этим успокаиваю. Но мой вес растет, отражение в зеркале убивает, я совсем потеряла уверенность, стала слишком стеснительной. Я прошу помощи у Вас, как мне выйти из этого мрака? Как начать радоваться жизни? Как начинать новые дела и верить в их успех? Большое спасибо за внимание и уделенное мне время.

На вопрос отвечает психолог.

Уважаемая Ирина!

Очень хорошо, что вы сами пытаетесь разобраться в происходящем, однако те симптомы, которые вы описываете - всего лишь следствие сложившейся в вашей семье ситуации " недовзросления", причем касается она не только вас, но в основном ваших родителей. В 18 лет, бунтуя против несправедливости родительской деспотии в решении вашей судьбы, вам не хватило сил отстоять свою позицию, и в том, что вы смирились с решением родителей, кроме традиционного подчинения родительскому авторитету, состоящему из двух столпов: "мы старше, мы лучше знаем жизнь", "мы тебя любим и плохого не посоветуем", играло немаловажную роль ваше инфантильное отношение к себе и своим потребностям. Родители редко относятся к своим детям как к субъектам, в основном они относятся к нм как к объектам - ребенок это что-то вроде теста, которое нужно сформировать в некоего идеального человека, который воплотит в жизнь те мечты, которые остались нереализованными у родителей. Абсолютное большинство родителей и мысли не допускает, что их ребенок - это врожденная индивидуальность со всеми вытекающими отсюда следствиями. И лепить из детей подобие себя - зачастую значит ломать природные наклонности и таланты детей, частенько вместе с психикой и непоправимо. Как следствие, искреннее изумление и разочарование: " я все для нее, а она..." - и тут очень много вариантов.

А ваша вина в ситуации вот в чем. Почему вы ни разу не попытались убедить родителей в своей состоятельности? Почему вы ни разу за два года не попытались стать хотя бы немного финансово независимой? Ведь на занятия спортом вам хватало времени, а фитнес - не самое дешевое удовольствие. И я не думаю, чтобы ваши занятия занимали каждый день до глубокой ночи. Ведь для того, чтобы впасть в невроз, нужно сидеть, ничего не делая, и заниматься самоедством - значит, свободное время было? Ну хорошо, уступили вы родителям - а почему нельзя было устроиться внештатным корреспондентом, или сотрудничать с интернет - изданиями, или блоггерством заняться? Если ваше призвание действительно журналистика? Тогда и вам было бы что предъявить родителям, кроме пустых слов, да и в невроз некогда впадать было бы.

Психология. Отношение к жизни

Жизнь состоит из непрерывного потока бесчисленных импульсов (их еще называют стимулами, или раздражителями), положительных и отрицательных. Наш мозг постоянно их интерпретирует, иногда осознанно, но чаще бессознательно. От того, как мы истолковываем происходящее, в громадной степени зависит качество нашей жизни; осознание окружающего определяет, то, от чего мы получаем удовольствие и степень удовлетворенности бытием. Если мы научимся концентрировать внимание на положительных факторах, в нашей жизни будет больше искренности и радости, душевные и физические силы будут восстанавливаться быстрее и мы приблизимся к мечте: станем жить так, как нам грезилось в детстве. Если же, напротив, первоочередное внимание мы будем уделять отрицательным моментам, то надежда покинет нас и жизнь превратится в тоскливую и мрачную процедуру. Поскольку наше отношение к жизни определяется настроем, жизненной позицией (т. е. нашим мысленным взглядом на вещи), мы имеем право утверждать, что бытие всерьез зависит от настроя, от того как мы к нему относимся.

У Грегори было тяжелое детство. Хотя его семья материально была вполне обеспеченной, в ней было мало радости, мало смеха. Родители, не замечавшие ничего хорошего в жизни, были всегда мрачны и угрюмы. В течение первых двух лет обучения в колледже Грегори с каждым днем становился все более придирчивым. Его разговоры пестрели негативными замечаниями и были наполнены отрицательными эмоциями. У Грегори было мало друзей. Как-то на занятиях по искусствоведению он познакомился с Триш. В отличие от Грегори, она во всем умела заметить что-нибудь хорошее и пользовалась в колледже всеобщей любовью, ее часто приглашали на различные мероприятия. Вскоре молодые люди полюбили друг друга, проводили вместе почти весь день и Грегори постепенно начал замечать в окружающем его мире и приятное, и красивое. Спустя пять лет Грегори и Триш поженились.

Много лет спустя Грегори рассказывал: "Самое главное, что мне дал колледж, отнюдь не докторская степень. Там я встретил Триш. Она научила меня тому, что жизненный настрой важнее денег, положения в обществе, силы и всего остального. Триш заставила меня по иному взглянуть на мир".

ВЫ - ХОЗЯИН ЖИЗНЕННОГО НАСТРОЯ

Ваше отношение к жизни не может принадлежать никому другому. Оно - исключительно ваша собственность. Только вы властны над ним, только вы им распоряжаетесь. Ни работодатель, ни семья, ни ближайший друг - никто не вправе завладеть вашим настроем. Отношение к жизни является личным достоянием в такой степени, что, возможно, вы даже избегаете и говорить о нем. Вы храните его в тайне и оберегаете всеми силами. А можете сказать сами себе: "Если моей жизнью управляет мой жизненный настрой, так пусть же он работает мне во благо".

Самое интересное в нашем отношении к жизни - степень нашей власти над ним, основывающаяся на том, как мы используем свои интеллектуальные возможности, способность воспринимать окружающее. Если вы позволите "фокусу мысленного взора" соскользнуть на негативные факторы, то обязательно упустите массу интересного. Если же вы решите взять его настройку в свои руки и оставите негативные факторы за кадром, то увидите жизнь в ином ракурсе. Вам нужно всего лишь поверить, что жизненный настрой в значительной степени определяется тем, что вы лично считаете самым важным.

Если, к примеру, вы едете домой с работы в час пик в набитом пассажирами автобусе или попадаете в пробку на дороге и выбраться из нее не удается, на вас, вероятно, обрушивается лавина отрицательных импульсов. Скорее всего, домой вы вернетесь в мрачном расположении духа. Если же вы осознаете, что единственное разумное решение в такой ситуации - попытка расслабиться, или поедете домой пусть по более длинной, но менее загруженной дороге, послушаете любимую музыку или остановитесь полюбоваться закатом, вы "зарядите" мозг положительными импульсами и проведете приятный вечер.

Ладно, скажете вы, а что если обстоятельства толкают к тому, чтобы вы настроились отрицательно? Возможно ли и тогда сохранить власть над эмоциями?

Да. Постоянно тренируясь, вы обязательно научитесь избирательности и повсюду будете замечать положительные факторы. Например, возвращаясь домой, можно слушать любимую музыку, мечтать о приближающемся празднике или думать о чем-нибудь приятном. В таком случае вы сохраните контроль над жизненным настроем. ЕСЛИ ДЕЛА ИДУТ ПЛОХО

Большинство из нас смотрит на мир отнюдь не из инвалидной коляски. Мы живем, почти не зная физической боли. Те, же кто хорошо с нею знаком, очень часто относятся к жизни гораздо лучше, чем мы. Почему? Физически обделенные люди направляют все силы своего ума и духа на то, чтобы разглядеть положительные стороны окружающей жизни.

Джим Портер провел последние семь лет на больничной койке или в инвалидной коляске. Большую часть времени он испытывает сильную боль. И все-таки Джим любит жизнь. Как ему удается сохранить позитивное отношение к жизни? Вот что он ответил на мой вопрос: "Возможно, мои слова прозвучат странно, но все дело в настрое. Когда я стал инвалидом, медсестра, которая помогала мне приспособиться к новому образу жизни, сказала: "Главное, Джим, - движение. Ты сможешь все преодолеть и добиться от жизни радости, счастья, удовлетворения, а можешь стать апатичным и безучастным меланхоликом. Все будет зависеть от того, какими глазами ты посмотришь на создавшееся положение". Хотя сначала мне было трудно согласиться со словами медсестры, вскоре я понял, как она была права, и научился концентрировать свое внимание на положительных сторонах жизни. Надеюсь, вы согласитесь, что я выбрал правильную дорогу".

Читая книгу, вы осознаете, какое серьезное значение имеет жизненный настрой, вы взглянете на него совсем с другой точки зрения. И что еще важнее, вы освоите приемы и тактику контроля над отношением к жизни. Если вы, в конце концов, сделаете вывод, что жизнь во многом зависит от того, что вы хотите в ней увидеть, значит, вы на пути к победе. И чем дальше, тем глубже вы будете понимать, что ключ к тому, чтобы сделать жизнь лучше, богаче и интереснее - в ваших руках. Заключение

Все большее число людей обнаруживает, насколько могущественным средством улучшения качества жизни является жизненный настрой - самое мощное "оружие", имеющееся в нашем распоряжении.

Каждый из нас сам решает, как ему относиться к жизни, с какой точки зрения рассматривать те или иные события. Можно сказать, что жизнь напрямую зависит от нашего настроя.

Каким бы ни был жизненный настрой, какую бы жизненную позицию вы ни занимали, только вы имеете право контролировать их. Они принадлежать только вам. Если пользоваться властью с умом, жизненный настрой, отношение к жизни станут вашей главной бесценной собственностью.

Призма внутри нас!

Ваш мозг - священная копилка, в которую ничего не попадает без разрешения.

Арнольд Бенет

Восприятие есть процесс того, как мы относимся к обществу, в котором живем, как мы интерпретируем его культуру. Обычно восприятие начинается со зрительных ощущений, а затем переходит в интеллектуальную деятельность. Видим мы глазами, но истолковываем окружающее при помощи всех имеющихся в нашем распоряжении чувств. Вкусовые ощущения, осязание, обоняние и слух играют здесь очень важную роль.

По-настоящему понять процесс интерпретации окружающего очень сложно. Психологи всю жизнь разрабатывают различные теории, но объяснить все загадки не в силах и они. Очень часто они даже не могут объяснить свои умопостроения так, чтобы теории были понятны обыкновенным людям или хотя бы коллегам-психоаналитикам. Частично проблема заключается в том, что восприятие весьма избирательно по самой своей природе. Человек обычно способен принимать, ослаблять, объяснять, отвергать или подтверждать сигналы, поступающие из внешнего мира. Другими словами, четкое понимание того, почему люди в разной степени уделяют внимание положительным и отрицательным факторам отсутствует.

Двадцать лет после окончания средней школы Пэт жила с сознанием, что ей не удалось реализовать все свои способности. В неудачах она обвиняла бывшего мужа, начальника, всех членов семьи. Однажды подруга, знавшая Пэт почти десять лет, сказала ей: "Пэт, ты винишь в своих несчастьях весь мир. Почему бы тебе не заглянуть внутрь себя и не пересмотреть отношение к жизни? Честно говоря, ты всегда настроена настолько отрицательно, что, побыв с тобой немного, и я чувствую себя подавленной".

Результат? Пэт сумела развить в себе способность к избирательности, которую она назвала "выискивай и отсеивай". Стараясь обрести свободу, она научилась тщательно анализировать раздражители и отсеивать, те из них, что несли отрицательный заряд, выводили ее из себя или вызывали досаду. Таким образом, Пэт сосредотачивалась на положительных импульсах, "определявших ее день".

Теперь Пэт говорит: "Много лет я сидела в ловушке, которую подстроило мне повышенное внимание к неприятностям, и была несчастна. Спасибо подруге, я научилась "отсеивать мусор" и "видеть розы". Поверьте мне, в прежние времена, вы не захотели бы поддерживать со мной знакомство".

Вы когда-нибудь видели дерево, устоявшее после ужасного ветра! Большинство старых деревьев проверялись на стойкость ветрами чаще, чем вы себе можете представить. Дерево может выжить в ураган, только если у него есть глубокая корневая система, которая удерживает его как якорь в эти суровые времена.

Шторма заставляют деревья уходить корнями глубже в землю.

Долли Партон

Отношение человека к жизни очень похоже на дерево, в том смысле, что сильная корневая система позволит вам выдерживать невзгоды и сохранять устойчивость.

Существуют десять «корневых систем»! Это важные вещи в жизни, которые обеспечат вам непоколебимое отношение к жизни:

1. Развивайте замечательное самовосприятие – При наличии у вас замечательного самовосприятия ветра жизни будут только вдохновлять вас, так как вы знаете, что сможете выдержать их, и они сделают вас сильнее.

Вызовы, принимаемые человеком с замечательным самовосприятием, становятся для него позитивными событиями с возможностями для личностного роста.

2. Практикуйте позитивные разговоры с собой – Позитивный разговор с самим собой действует как спасательный плот в те времена, когда ветра жизни угрожают смести вас.

Точно так же, как спортсмены могут толкнуть себя вперед, когда что-то зарождается в их душах и вдохновляет их, позитивный разговор с самим собой создает момент придания новой энергии вашему жизненному тонусу. Вы всегда должны быть капитаном собственных болельщиков.

3. Живите свою жизнь с энтузиазмом – Истинный энтузиазм всегда нейтрализует жизненные ураганы. Энтузиазм сложно изобразить перед самим собой. Вы либо живете с энтузиазмом, либо нет. Если вы живете с энтузиазмом, то вы получаете дополнительный защитный слой против плохого или подавленного отношения к жизни.

4. Выражайте страсть в своих стремлениях. Страсть эта еще одна сфера, где сложно быть фальшивым перед самим собой. Прожить всю свою жизнь страстно – это душевное решение, которое нужно принять всего однажды. Если вы приняли такое решение, то жить с энтузиазмом для вас станет таким же простым делом, как вдыхать воздух.

5. Будьте мечтателем – По своей прирoде мечтатели видят дальше текущих обстоятельств или «ветров». Мечтатели ждут вызовов на своем пути. Взгляд мечтателей устремлен на награду, а не на ее цену. Сильные ветра – это то, что сопровождает нас в пути. Мечтатели приветствуют их как признаки продвижения вперед.

6. Выработайте дух служителя – Служение другим ! Когда вы служите другому человеку или какому-либо делу, жизненные вызовы принимают совсем другой вид. Ваши задачи становятся незначительными по сравнению с испытаниями и злоключениями других. Потеря высоты вашего отношения к жизни в тяжелые времена демонстрирует то, что ваш фокус полностью сконцентрирован на «ветрах», влияющих на вас.

7. Выработайте глубокое чувство гордости – Гордость в сочетании с большой долей скромности – это ваша мощная жизненная сила. Гордость своими успехами – важный компонент самооценки. Личная гордость не позволит жизненным проблемам задавить вас. Люди с сильными «корнями» в сложные времена просто напрягаются в спине и удерживают свое замечательное отношение к жизни.

8. Будьте устойчивыми – Устойчивость заставляет тяжелые времена пролетать быстро, потому что устойчивые люди имею привычки, которые защищают их от катастрофической потери замечательного отношения к жизни. Устойчивость создает ожидание того, что результаты и обстоятельства могут контролироваться путем методичного подхода к задачам и вызовам жизни.

9. Находитесь в состоянии постоянного развития и совершенствования – Развивайте высшие качества и убирайте низшие качества . Если вы находитесь в состоянии постоянного совершенствования, то вам сложно будет потерять высоту своего отношения к жизни, потому что вы всегда будете находиться в заряженном состоянии работы над собой. Саморазвитие подобно накачиванию умственного мускула, который защищает ваше отношение к жизни от сползания вниз.

10. Живите честной жизнью – Когда вы живете в честности, вы не позволите своему жизненному настрою развалиться, потому что вы знаете, что другие люди смотрят на вас. Ваша честность как на витрине, и вы находитесь в постоянном состоянии обеспечения достаточно высокого уровня своего отношения с жизнью. Позволить ему сползать вниз будет просто немыслимо, потому как это нарушит стандарты, которые установлены вами для того, чтобы им следовали другие люди.

Если вы поработаете над «корневой системой», то вопрос, как изменить отношение к жизни , как улучшить качество жизни станет неактуальным и очень немногие «ветра» смогут угрожать качеству или высоте вашего отношения к жизни.