Чему нас учат дети. Чему нас учат наши дети или кто кого воспитывает? «Есть только миг между прошлым и будущим, именно он называется жизнь.»

Рождение детей – радостное и трепетное событие в каждой семье.

Сначала он такой маленький, беспомощный, неумелый, так многое хочется ему дать, вложить, научить.

Всем родителям хочется видеть своих детей счастливыми.

Что мы можем для этого сделать? Почему это не всегда удается?

Почему в одной семье вырастают такие разные дети, ведь вкладывают в них одинаково?

Почему так часто не оправдываются ожидания родителей в отношении своих детей?

Почему дети часто не слушают того, что говорят им родители, и поступают по-своему?

Что такое воспитание?

Попробуем разобраться…

Вы замечали, что ребенок, даже совсем маленький, ведет себя совсем по-разному со всеми?

Например, моя коллега отмечала, что мальчик, которого приводит на занятия развивающими играми мама, ведет себя вызывающе, привлекает внимание, не дает заниматься другим детям. Когда этого же ребенка приводит папа, это совершенно другой ребенок: сосредоточенный, спокойный, увлеченный. Так от чего это зависит?

Почему истерики и капризы достаются не всем, а только некоторым в семье?

Мы очень тесно связаны со своими детьми. Хотим мы или нет, отдаем себе в этом отчет или нет, дети очень хорошо считывают наши мысли, самообучаются у нас, взрослых, и, как в зеркале, возвращают нам назад своим поведением.

На консультации мама с маленьким мальчиком. Ребенку 1 год и 8 месяцев, а он уже во всем противоречит своей маме. Всё, что ни скажет мама, он делает наоборот. Начинаем разбираться. Оказывается, мама так же ведет себя с папой. У них затянувшийся конфликт, и она всё делает ему назло. Маме не очень понравилось такое «зеркало», но задуматься пришлось.

Как бы родители не пытались говорить своим детям, как нужно поступать правильно, есть только один способ воспитания – личный пример. Никакие слова и назидания, как делать правильно, не работают. Ребёнок неосознанно повторяет модель поведения родителей. Например, мама или папа курят. Сколько бы они не говорили своим детям о вреде курения, очень высока вероятность, что дети тоже закурят. Никто из родителей не хочет видеть своих детей выпивающими, но пока в семье будет ритуал празднования со спиртным, уберечь своих детей от этого не удастся.

На консультации мама говорит о том, что сын в третьем классе стал плохо учиться, закончил школу на тройки. Тут же она задумывается, стОит ли ей самой получать высшее образование. Приходится долго работать с мотивацией к учёбе у мамы. А для меня это ответ, почему ребёнок стал плохо учиться.

Чему могут научить, что передать своим детям родители? Только то, что есть у них самих.

Замечали, что больше всего расстраивает, когда в детях видишь собственные недостатки? Например, папа не уверен в себе. Проявления неуверенности в себе у сына будут сильно расстраивать и папу. Вместо того, чтоб расстраиваться по этому поводу, папе самому важно нарабатывать уверенность в себе.

И словами научить не получится. Выходит, чтоб наши дети оправдывали наши надежды, нам, родителям, придётся самим честно признаться, что нужно менять в себе, поставить цель и идти к ней.

Мы ведь не можем изменить другого человека (даже если он наш ребенок), мы можем изменить только себя, тогда другой рядом с нами тоже изменится.

Так кто же кого воспитывает? Придется честно признаться, что дети – наши главные учителя. Если хочется, чтоб ребенок занимался спортом, придется начать делать это самому.

Они учат нас самому главному – целостности, чтоб слова не расходились с делом.

Такое взаимное творчество невольно обогащает обе стороны!

Наша главная мотивация к развитию: будем меняться ради наших детей!

Если хочется видеть своих детей счастливыми, как важно самим родителям стать счастливыми!

А чему вас учат ваши дети?

Взаимоотношения с детьми, воспитание детей – процесс не простой, но увлекательный и интересный, особенно для людей, которые готовы учиться всю жизнь.

Восточная мудрость гласит:

«Настоящий учитель – это тот, кто готов учиться у каждого встречного. А настоящий ученик тот, кто видит в каждом своего учителя»

Наши дети – это наши лучшие учителя. У некоторых людей вопрос о том, чему они учатся у своих детей, вызывает недоумение. Они считают, что у маленьких человечков нечему учиться, поскольку сами их учат и воспитывают. Однако для того, чтобы кого-то воспитывать, надо самому находиться в потоке познания Жизни.

А может все-таки наши дети способны нас чему-то научить? Давайте задумаемся!

Жить здесь и сейчас!

Большинство людей живет либо мечтами о будущем, либо воспоминаниями. Однако, что интересно, ни среди «вспоминателей», ни среди «мечтателей» вы не найдете людей, которые были бы полностью удовлетворены своей жизнью, были бы счастливы. Счастливы те люди, которые живут настоящим и это объясняет тот факт, почему почти все дети счастливы, даже если живут в тяжелых условиях. Дети живут по принципу:

«Есть только миг между прошлым и будущим, именно он называется жизнь.»

Дети помогают нам вспомнить о том, что можно любить не за что-то, а просто так. Ведь они любят родителей именно так, бескорыстно.

Многим людям, когда они сталкиваются с какой-то проблемой, не хватает психологической гибкости. Дети намного гибче воспринимают реальность .

Большинство взрослых закрыто для окружающих, в отличие от детей, которые открыты миру . Закрытость в той или иной степени необходима, но ПОСТОЯННО закрытый человек начинает негативно воспринимать окружающий мир и себя в нем. В ответ со стороны окружающих он получает соответствующее отношение.

Нередко приходится слышать, как человек говорит, что его ничем нельзя удивить. Однако то, что человек утратил способность удивляться вовсе не говорит о том, что он стал мудрецом. Дети могут нам помочь вернуть эту утраченную способность.

Взрослые часто ведут себя неестественно, что обусловлено различными установками, правилами, традициями, привычками. В отличие от взрослых дети в большинстве случаев естественны и непосредственны .

Еще один урок, который могут преподать нам дети – это способность к необусловленной радости . Ребенку не нужны какие-то особые поводы, он может быть радостным без особой причины.

Чем старше становится человек, тем больше, как правило, его «опутывают» различные условности, ограничения, стереотипы, которые подавляют способность видеть и воспринимать новое. В жизни маленького человека условности, шаблоны и стереотипы отсутствуют. Взаимоотношения с детьми, осознанное желание научиться у них чему-нибудь, может если не порвать «путы» условностей, то хотя бы значительно ослабить их воздействие.

Дети легко воспринимают новое. Консерватизм, некоторые опасения перед неопробованными действиями являются необходимыми условиями выживания. Однако консерватизма должно быть в меру, иначе человек остановится в своем развитии.

Всем детям присуще стремление к творчеству. И от родителей во многом зависит заблокируют ли они эти каналы творчества или поймут и поддержат ребенка, и тогда он будет творческой личностью и во взрослой жизни. Дети обладают способностью жить в стране Фантазии и по мере взросления покидают ее. Лишь немногие взрослые изредка в нее возвращаются. Фантазируйте вместе детьми! Это .

И конечно же, у детей нужно учиться способности быть счастливыми .

Русский философ Григорий Померанец писал:

«Можно быть счастливым беспричинно. Можно быть счастливым, несмотря на неудачи, даже несчастья. Ребенок всегда способен к счастью и счастлив, когда играет, когда чувствует любовь матери и любит ее. А многие большие люди слишком озабочены для счастья. Они думают о завтрашнем дне (или о вчерашнем), о том, какие несчастья были с ними или могут быть, каких внешних условий счастья им не хватает, с утра до вечера делают работу, которая сама по себе не радует их, лишь бы не умереть под забором. Они проходят мимо счастья, которое все в настоящем, в сегодняшнем дне и не в вещах, а в нашей способности откликаться вещам - простым, естественным, дарованным – небу, дереву, человеку».

Мы с мужем всегда работали очень усердно, но никогда не заботились о деньгах. Считали, что они нужны только для того, чтобы их тратить. Мы никогда не задумывались о том, что нужно хотя бы понемногу откладывать часть зарплаты и выплачивать долги по кредитам.

Но однажды всe изменилось: мы узнали, что ждeм ребeнка. И нам пришлось пересмотреть свои взгляды на расходы. Деньги перестали быть инструментом только для получения удовольствия. Мы поняли: чтобы обеспечить будущее нашей семье, нам придeтся вести учет каждой копейки.

Урок №1: Запасные финансы становятся нужны как никогда

До рождения детей у нас не было финансовой подушки. Когда случались непредвиденные расходы, мы просто брали деньги с кредитной карты и потом возвращали их обратно.

Сейчас я не могу представить, чтобы у нас в запасе не было приличной суммы. Еe наличие делает жизнь более спокойной.

Наши дети совершенно здоровы, но медицинские расходы постоянно выбивают меня из колеи.

Новые «сюрпризы» возникают постоянно – нужно купить что-то для праздничной вечеринки, школьные принадлежности или нарядную одежду для праздника.

Но теперь я спокойно сплю, зная, что у нас есть сбережения, способные покрыть практически все расходы. Ведь в жизни всякое случается… а дети всегда добавляют еще большей непредсказуемости.

Урок №2: Деньги открывают нашим детям возможности

Когда нам было по 20, мы едва задумывались о том, что будет через пару лет. Сейчас, став родителями, мы думаем о будущем постоянно. Первому нашему ребенку 8 лет, второму – 6, и мы понимаем, что уже через 10 лет нужно будет выбирать колледж, и впереди ждут большие расходы – спортивные мероприятия, школьные вечеринки, путешествия и выпускной.

Мы не можем всe предугадать, но планируем не влезать в долги.

Когда дело дойдет до колледжа, мы тоже не будем зарывать голову в песок. После рождения каждого ребенка мы стали откладывать небольшие суммы на индивидуальные аккаунты. Все начиналось с 25 долларов в месяц, потом возросло до 50, затем до 100.

Не факт, что этого будет достаточно для оплаты колледжа, но лучше сберегать деньги на образование, чем просто надеяться на лучшее.

Урок №3: Иногда тратить деньги на развлечения полезно

Контроль нашего бюджета повлек за собой множество строгих правил. Поначалу мы сосредоточились только на выплате долгов и едва тратили цент на развлечения.

Дети научили меня немного расслабляться.

Поэтому теперь мы тратим деньги на мороженое в парке или на развлечения в торговом центре. И да, мы периодически путешествуем всей семьей – и у меня нет никаких угрызений совести по этому поводу.

Когда мы вошли в статус родителей, мы научились расставлять приоритеты, копить деньги и придерживаться плана каждый месяц, поэтому мы можем иногда позволить себе повеселиться.

Урок №4: Финансовые решения, которые мы принимаем сейчас, повлияют на будущее наших детей

Дети научили меня фокусироваться не только на ИХ будущем, но и на НАШЕМ будущем. Со временем мы поняли, что решения, которые мы принимаем во время их детства, могут повлиять на их взрослую жизнь.

Дети дали нам понять кое-что важное: наши сбережения помогут не только нам, но и им. Мы занимаемся спортом, правильно питаемся и всеми силами стараемся сохранить здоровье. Мы делаем это не только ради себя, но и ради наших детей.

Урок №5: Деньги – это не самое важное

Мы с мужем относимся к людям, которые бегают по дому с финансовыми подсчетами, вместо того чтобы смотреть телевизор. Мы понимаем, что вопросы бюджета важны, и шаги, которые мы делаем сегодня, в будущем помогут нам спокойно жить.

Но у этого всего есть обратная сторона. Деньги важны, но они не решают всe.

Дети научили меня тому, что нужно жить и наслаждаться каждым моментом этой жизни. Нежно посмотрите ребенку прямо в глаза, прижмите его к себе, пока вы можете это сделать.

Урок №6: Настоящее счастье не продаeтся

Я знала это уже давно, но осознала тогда, когда у меня появились дети. Счастье и любовь нельзя купить за деньги.

Раньше мы с мужем постоянно тратили деньги на наш дом, пытаясь сделать его более уютным. Покупали одежду, игрушки и другие вещи, надеясь, что это сделает нас счастливыми. Но этого не произошло.

Дети напомнили нам о том, что жизнь бесценна, самое важное – это то, что мы есть друг у друга. Любые вещи теряют значение, когда ты смотришь на улыбающегося малыша в твоих объятиях…

Подводя итоги

Все говорят, что содержать детей очень накладно, я абсолютно с этим согласна. Однако я знаю, что это того стоит. Каждый потраченный мною доллар возвращается в десятикратном размере в форме счастья и благодарности.

И жизнь с ними. Список можно и нужно продолжить в коментах)

Когда дети приходят в нашу жизнь, мы часто забываемся, думая, что только мы призваны учить их.

На самом деле, они гораздо более важным вещам учат нас просто фактом своего существования)

1 терпению . Даже самый спокойный и послушный ребенок будет вас этому учить) когда вы изо дня в день сажаете малыша на горшок, который он воспринимает только как игрушку, или отмываете стульчик для кормления по нескольку раз в день, или же просто ждете когда он скажет первое слово.

2 принятию . Да, это ваш ребенок. Он, безусловно, похож на вас во многом. Но он не вы. И это для многих родителей становится камнем преткновения с их чадом, пока они наконец не учатся принимать его отличия и особенности. Он будет любить вещи, которые нам не нравятся и которые мы не понимаем, но он всё так же будет самым любимым ребенком в мире.

3ценить простые вещи . Моя дочь недавно научилась ходить. Теперь она только и делает, что ходит, падает, поднимается и снова ходит. И с таким восторгом и упоением она это делает! Как давно мы вспоминали, что у нас есть две ноги, и благодарили жизнь, что мы умеем ходить?

4 наслаждаться настоящим моментом . Дети очень быстро растут. Факт. И когда мы это понимаем, мы одновременно осознаем, что каждый момент с ними никогда больше не повторится. Они уже завтра будут другими людьми. В такие мгновения очень хочется быть здесь и сейчас. Когда ребенок сидит на руках, наслаждаться этим. Когда он нуждается в нашей поддержке, помогать, и когда не может уснуть без нашей колыбельной, не торопить время, чтобы он поскорее уснул. Ведь скоро он не будет нуждаться в этом

5 выносливости . До рождения ребенка я столько не бодрствовала, не ходила пешком, не выполняла несколько дел одновременно и не знала, что могу носить подолгу на себе 10 кг веса.

6 безусловной любви или бескорыстию . Мы отдаем все свои ресурсы, моральные и материальные на благо наших детей. И не ждем ничего взамен. Их личное счастье и здоровье - всё, что мы хотим увидеть в итоге.

7 самопожертвованию . Даже в мелочах это уже имеет смысл. Что-то не сделать, чего хочется лично нам, потому что есть другие люди. И они для нас важны. И прямо сейчас они нуждаются в нашей помощи.

8 не быть идеалистами в реальной жизни . С появлением детей можно смело забыть про идеальный порядок, идеальный выходной и любой перфекционизм в чем бы то ни было. Зато жизнь заиграет новыми яркими красками, даже в тотальном хаосе)

9 ответственности . Как минимум, придется отвечать за свои слова. С детьми точно не прокатит, - что-то пообещать и не сделать. Они потом перестают нам верить. Про глобальное понятие ответственности в поступках - вообще промолчу)

10меньше говорить, больше делать . Тут без вариантов)

11 дальновидности . Ведь всех волнует будущее наших детей, правда же? На равне с умением быть здесь и сейчас, мы так же думаем о том, как сделать счастливой и здоровой их жизнь в будущем.

12 брать себя в руки. Когда очень охота себя пожалеть. С детьми долгие депрессии и слезы в подушку уже непозволительная роскошь. Особенно, об этом знают мамы с несколькими детьми)

Спасибо за внимание, жду от вас продолжения банкета)

Воспитание детей - задача не из простых. И вместе с этим, процесс интересный и увлекательный. Особенно для тех, кто готов учиться всю жизнь. На Востоке говорят: «Настоящий учитель - это тот, кто готов учиться у каждого встречного. А настоящий ученик тот, кто видит в каждом своего учителя». Что уж говорить о наших детях? Это наши лучшие учителя! Я часто спрашиваю на семинарах по воспитанию детей: «А чему вы учитесь у ваших детей?» Часто аудитория недоумевает: «А чему мы должны у них учиться? Мы их учим всему необходимому!» Я позволю себе не согласиться с этим. Мы не способны воспитывать кого-либо и тем более своих детей, если сами не находимся в потоке познания Жизни. Давайте задумаемся, чему же все-таки могут научить нас наши дети!

Дети учат нас способности жить настоящим (здесь-и-сейчас). У взрослых людей очень много времени проходит в мыслях о будущем и в воспоминаниях. Многие люди живут одними воспоминаниями. Многие - одними мечтами. И что интересно - ни среди "мечтателей", ни среди "вспоминателей" счастливых людей вы не обнаружите. Счастливы лишь те, кто живут настоящим. Дети же живут по принципу "есть только миг между прошлым и будущим - именно он называется жизнь", и во многом это объясняет то, почему практически все дети, какими бы тяжелыми не были условия их жизни, счастливы.

Они наши учителя в развитии способности к необусловленной любви. Дети любят родителей не за что-то, а потому что любят (по крайней мере, в младшем возрасте). Я рекомендую родителям самим посмотреть мультик «Просто так!» и учиться принципу бескорыстия у своих детей.

Также мы можем, наблюдая за своими детьми, учиться физической и психологической гибкости. Именно психологической гибкости не хватает многим людям, когда перед ними возникают сложные проблемы.

Маленький человек открыт миру, а потому и мир открыт ему. Большинство взрослых "запирают дверь" в свое сердце. В какой-то степени это необходимо, ибо, учитывая несовершенство людей, можно предположить, что в "открытое сердце" могут, извините, нагадить. Но постоянная закрытость приводит к негативному восприятию мира и себя в нем. И отношение мира к человеку, который все время закрыт для него, соответствующее.

Дорогие взрослые, а вы давно удивлялись? Наши дети пришли, чтобы научить нас способности удивляться. К сожалению, часто приходится слышать, как многие взрослые с гордостью заявляют о том, что их уже ничем нельзя удивить. Чем тут гордиться - непонятно. Отсутствие способности удивляться у взрослого человека вовсе не говорит о том, что он стал очень мудрым. Напротив, мудрец удивляется каждый миг самым простым (в нашем понимании) вещам: травинке, листу, упавшему с дерева, солнечному лучу и т.п.

Вы наверняка обращали внимание на то, насколько естественны и просты дети. Поведение взрослого человека во многом неестественно. Оно обусловлено различными правилами, установками, привычками, законами, которые определяют нашу социальную жизнь и в большинстве своем не являются природными.

Еще один урок нам, взрослым, - это способность детей к необусловленной радости. Радость взрослого человека в подавляющем большинстве случаев связана с чем-либо: радость от встречи с другом, радость от вовремя выданной зарплаты, радость от хорошего урожая на огороде и т.п. Есть и другие радости. Морис Метерлинк в "Синей Птице" указывает на следующие Великие Радости: "Великая Радость - Быть Справедливым", "Радость Быть Добрым", "Радость Завершенного Труда". "Радость Мыслить", "Радость Понимать", "Радость Созерцать Прекрасное", "Великая Радость Любить" и др. Но все эти радости, и великие, и мелкие, лишь частички единой, настоящей радости - радости, обитающей внутри нас, для которой, собственного говоря, и причины особенно не нужны. Все наши мелкие или даже "великие" радости являются лишь поводом для проявления той настоящей радости, которая есть в каждом из нас. Чем больше таких поводов для ее проявления будет, чем чаще она будет проявляться, тем скорее мы сможем приблизиться к такому состоянию души, когда радость, беспричинная радость будет наполнять своим светом каждый прожитый нами день.

А замечали, что у детей отсутствуют условности и ограничения, стереотипы и шаблоны? Чем старше человек становится, тем больше его ум "опутывают" разнообразные условности и ограничения, а стереотипы "создают" своеобразную стену, из-за которой не видно новых путей. Общение с детьми, сознательное желание у них научиться чему-либо может помочь, если не разрушить эту стену и порвать путы, то хотя бы ослабить их воздействие.

Легкость в восприятии нового - еще один ценный урок, приготовленный нам нашими детьми. Объяснение того, почему человеку так трудно приспособиться к изменениям, лежит в его природном консерватизме, который являлся и, наверное, и сейчас является необходимым условием выживания. Любое действие человека, раз оно не привело в прошлом к гибели, уже имеет определенное преимущество перед другими, неопробированными действиями, уже дает некоторую гарантию выживания, и организм стремится повторить его и превратить в привычку. Поэтому консерватизм вполне природное явление, свойственное всем живым существам. Но у человека консерватизма должно быть в меру, иначе никакого развития не будет.

Очень верно заметил Г.К.Честертон: "Все мы гении, пока нам не исполнится десять лет". И действительно, всем детям (пока родители, детский сад и школа не "заблокировали" им каналы творчества) свойственно постоянное творчество. Родители, которые понимают это и стараются, чтобы творчество было частью и их жизни, позволяют ребенку остаться творческой личностью и тогда, когда он вырастет.

Многие взрослые люди живут мечтами. Мечтательность, возможно, в какой-то степени и хорошее качество, но только в том случае, если мечтаем мы в меру (иначе мечты заслоняют реальность, и возникает множество проблем). А еще лучше, если человек с возрастом не утратил способность жить в стране Фантазии. В детстве мы все были жителями этой страны, но по мере взросления покидали ее. И только немногие взрослые могут хотя бы изредка в нее возвращаться. Не стоит думать, что время, проведенное в стране фантазии, пропадает зря, напротив, это не только великолепный отдых, но и колоссальный толчок к развитию (да и для здоровья весьма полезно). Так, что учитесь фантазировать вместе с детьми!

Ну и конечно, нам стоит поучиться у детей способности быть счастливыми. Русский философ Григорий Померанец писал: "Можно быть счастливым беспричинно. Можно быть счастливым, несмотря на неудачи, даже несчастья. Ребенок всегда способен к счастью и счастлив, когда играет, когда чувствует любовь матери и любит ее. А многие большие люди слишком озабочены для счастья. Они думают о завтрашнем дне (или о вчерашнем), о том, какие несчастья были с ними или могут быть, каких внешних условий счастья им не хватает, с утра до вечера делают работу, которая сама по себе не радует их, лишь бы не умереть под забором - и проходят мимо счастья, которое все в настоящем, в сегодняшнем дне и не в вещах, а в нашей способности откликаться вещам - простым, естественным, дарованным: небу, дереву, человеку".

И если мы, взрослые, способны откликаться этим 12 урокам любви, предлагаемым нашими маленькими учителями, значит мы готовы стать любящими родителями. Тогда наши отношения с детьми будут праздником естественной жизни и безусловной Любви!