Психология развиваем эмоциональный интеллект в дошкольном образовании. Как развивать эмоциональный интеллект у подростков. У моих эмоций есть имена, помоги мне их узнать

Развитие эмоционального интеллекта

у детей дошкольного возраста.

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста – одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции «являются центральным звеном» психической жизни человека, и прежде всего ребёнка. / Л. Выготский /

Успешно закончивший школу, подававший большие надежды человек в жизни становится неудачником, а другой, как говорят, едва натягивающий до тройки, в жизни становится преуспевающим человеком. У него всё в жизни складывается на «отлично».

Согласно новейшим исследованиям, успешность человека зависит от коэффициента умственного развития на 20 процентов, а от коэффициента эмоционального развития – почти на 80 процентов. Человек, не умеющий регулировать свои эмоции, неспособный понимать свои эмоции и эмоции других людей, правильно оценивать реакции окружающих, не может в жизни быть успешным человеком.

Наши мозги устроены таким образом, что мы являемся в первую очередь эмоциональными существами, поэтому наша первая реакция на происходящее с нами событие всегда будет эмоциональной. Никто из нас не может контролировать эту часть процесса . Но мы способны контролировать мысли, возникающие после появления эмоции, и именно от нас зависит, как мы будем реагировать на эту эмоцию - после того, как поймем, в чем она состоит.

Понятие «эмоциональный интеллект (EQ)» не является новым в педагогике. Об этом писали многие учёные, но использовали другие термины. Кроме того, существует ряд взаимосвязанных с эмоциональным интеллектом качеств, в том числе эмпатия, которое первоначально означает процесс эмоционального проникновения в состояние другого человека.

Впервые термин “эмоциональный интеллект” был употреблен в 1990 году Дж. Мейером и П.Саловеем.

Эмоциональный интеллект (EQ) – способность человека управлять самим собой и другими людьми.

Гармоничное восприятие и использование своих эмоций открывает новые горизонты в различных сферах общения. Выстраивать отношения в любых условиях – смысл развития эмоционального интеллекта .

Что получает каждый из нас в результате развития эмоционального интеллекта:

1. Понимание и осознание эмоций освобождает нас от страхов и предрассудков, поэтому нам легче мыслить нестандартно, легче принимать решения.

2. Обладая высоким эмоциональным интеллектом, мы способны вести за собой, т.к. внушаем людям доверие, надёжность, вдохновение.

3. У нас много энергии благодаря эмоциональной гармонии.

В основе развития личности дошкольника лежит эмоциональный интеллект, т. е. понимание, контроль эмоций и ориентация на другого, а также способность сотрудничать с другими людьми.

Эмоциональный интеллект включает в себя самосознание, контроль импульсивности, уверенность, самомотивацию, оптимизм, коммуникативные навыки, умение эффективно выстраивать взаимоотношения с другими людьми.

Эмоциональный интеллект играет важную роль в жизни и карьере каждого человека. Однако для того, чтобы этот уникальный вид интеллекта проявлялся и сработал, он должен развиваться не путём тренингов и семинаров во взрослой жизни, а ещё в детском саду через осознание дошкольником роли и значимости окружающих его людей.

Оказывается, что совершенствование логического мышления и кругозора ребенка еще не является залогом его будущей успешности в жизни. Гораздо важнее, чтобы ребенок овладел способностями эмоционального интеллекта, а именно:

  • умением контролировать свои чувства так, чтобы они не “переливались через край”;
  • способностью сознательно влиять на свои эмоции;
  • умением определять свои чувства и принимать их такими, какие они есть (признавать их);
  • способностью использовать свои эмоции на благо себе и окружающим;
  • умением эффективно общаться с другими людьми, находить с ними общие точки соприкосновения;
  • способностью распознавать и признавать чувства других, представлять себя на месте другого человека, сочувствовать ему.

Развитие эмоциональной сферы ребенка способствует процессу социализации человека, становлению отношений во взрослом и детском сообществах.

Сегодня уже доказано, что на формирование эмоционального интеллекта влияет развитие таких личностных свойств, как эмоциональная устойчивость, положительное отношение к себе и эмпатия. Таким образом, развивая эти качества ребенка, можно повысить уровень его эмоционального интеллекта. Этим обоснована необходимость разработки системы педагогических мероприятий, которая направлена на развитие эмоциональной сферы дошкольника, воспитание доброжелательного отношения к сверстнику.

Модель эмоционального интеллекта предполагает последовательное и параллельное развитие четырех основных функций:

– самосознание (образ "Я", понимание "психологического устройства" себя);
– самоконтроль (способность совладать со своими чувствами, желаниями);
– социальная чуткость (умение устанавливать контакты с разными людьми);
– управление отношениями (способность к сотрудничеству, умение поддерживать, развивать, укреплять контакты).

Эти основные функции развиваются на различных этапах дошкольного детства в соответствии с возрастными особенностями ребенка, используя сочетание различных форм обучения.

Используются такие методические средства, как:

  • ролевые игры;
  • психогимнастические игры;
  • коммуникативные игры;
  • игры и задания, направленные на развитие произвольности;
  • игры, направленные на развитие воображения;
  • релаксационные методы;
  • использование эмоционально-символических методов.
  • комфортная организация режимных моментов;
  • оптимизация двигательной деятельности через организацию физкультурно-оздоровительных мероприятий (физкультминутки, спортивные игры и т.д.);
  • игротерапия (сюжетно-ролевые, коммуникативные и т.д.);
  • арттерапия (рисование, ритмопластика, танец);
  • занятия-образы, игры-драматизации, сказкотерапия;
  • психогимнастика (этюды, мимика, пантомимика);
  • телесно-ориентированные методы, психомышечная тренировка;
  • задания, направленные на организацию совместной деятельности и театрализованных игр, составление рассказов и т.п.;
  • использование наглядных пособий (фотографии, рисунки, схемы и т.д.);

Действующие эффективные методы обучения – интерактивные беседы, рассказы и сказки, работа с видеосюжетами, творческая индивидуальная и групповая деятельность (совместное пение, танец, рисование, работа с природными материалами, пантомима, декламация), элементы телесной терапии.

Главным при этом является умелый выбор модели общения, способствующей психологическому комфорту ребенка, не подавляющей его свободу и индивидуальность. Наличие четких правил, создание специфической атмосферы, предоставление детям максимально возможной самостоятельности являются основными условиями предупреждения психоэмоционального напряжения детей.

Отмечено, что дети с нормальной двигательной активностью имеют лучшие показатели в развитии. У них более устойчивы психика и настроение.

У малоподвижных и моторных детей процессы саморегуляции менее совершенны. Мало того, исследователи отмечают, что у многих из них развиваются такие негативные черты характера, как зависть, нерешительность агрессивность, неуравновешенность и т. д. Эти дети нуждаются в индивидуальном медицинском и психолого-педагогическом сопровождении.

Психотерапевтическая прогулка – это пешая прогулка, основную часть которой составляет ходьба. А она в плане профилактики психоэмоционального напряжения не менее полезна, чем оздоровительный бег.

Особенность такой прогулки в том, что во время ее детям задаются определенные психологические требования, выполнение которых дает им возможность отключиться от беспокоящих их проблем и дать мозгу своеобразный отдых.

В "туристическом агентстве" дети приобретают путевки – маршруты. Цена путевки – демонстрация детьми своих возможностей и достижений. Приобретение "путевок" демонстрацией своих достижений и возможностей укрепляет уверенность детей в своих силах. На таких прогулках дети имеют возможность узнать не только свои достоинства и особые способности, но и способности своих товарищей.

На остановках педагог проводит с детьми игры, которые, в свою очередь, обусловлены спецификой психического состояния данной группы детей. Это могут быть упражнения на психосаморегуляцию состояния, коммуникативно-лингвистические игры, развлекательные, оздоровительные игры и др., смотря по ситуации и местоположению.

4 навыка эмоционального интеллекта

Четыре навыка эмоционального интеллекта можно разбить на две пары: одна образует внутриличностную компетентность, вторая - межличностную (социальную) компетентность. Внутриличностная компетентность формируется за счет навыков самовосприятия и управления собой, которые концентрируются преимущественно на вас лично, а не на ваших взаимодействиях с другими людьми. Внутриличностная компетентность представляет собой вашу способность сохранять восприимчивость своих эмоций и управлять деталями и общими тенденциями своего поведения. Социальная компетентность состоит из навыков социальной восприимчивости (чуткости, эмпатии) и управления отношениями. Социальная компетентность представляет собой способность понять настроения, поведение и мотивы других людей, с тем чтобы улучшить качество ваших отношений и связей с ними.

Самовосприятие

Единственный способ по-настоящему понять ваши эмоции состоит в том, чтобы уделить достаточное время их осмыслению, пониманию причин их возникновения и сохранения.

Управление собой

Управление собой проявляется в случае, когда вы действуете - или, напротив, воздерживаетесь от действий. Некоторые эмоции способны создать у нас ощущение парализующего страха, способное настолько затуманить наше мышление, что мы не можем найти выхода из создавшегося положения (при условии, что нам нужно что-то делать в этой ситуации).

Социальная восприимчивость

Социальная восприимчивость представляет собой способность точно улавливать эмоции других людей и понимать, что на самом деле с ними происходит. Слушание и наблюдение являются двумя самыми важными элементами социальной восприимчивости. Нам следует дожидаться хода другого собеседника и перестать думать заранее о том, что мы скажем в ответ на очередную его реплику.

Управление отношениями

Чем слабее ваша связь с кем-либо, тем сложнее вам донести до него свою мысль. Если вы хотите, чтобы люди слушали вас, вам нужно практиковаться в управлении отношениями и находить преимущества в каждой связи, даже не самой очевидной.

Особое место в развитии личности ребёнка в дошкольном возрасте принадлежит окружающим его людям. В младшем дошкольном возрасте с их помощью дети знакомятся с некоторыми правилами общения («нельзя драться», «нельзя кричать», «нельзя отнимать у товарища», «нужно вежливо попросить у товарища», «нужно благодарить за помощь» и т.п.).

Чем старше становится дошкольник, тем всё большее число и более сложные правила взаимоотношений он усваивает. Усвоение их происходит с большим трудом, нежели освоение бытовых правил. К концу дошкольного возраста ребёнок усваивает с помощью взрослых также немалое количество правил, связанных с трудовой и учебной деятельностью.

По мере взросления малыша всё важней для него будут контакты и конфликты со сверстниками. Дошкольники дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу, а иногда делают мелкие пакости. Все эти отношения остро переживаются ребёнком и окрашены массой разнообразных эмоций.

Эмоциональная напряжённость и конфликтность детских отношений значительно выше, чем среди взрослых. Взрослые иногда не подозревают о той богатейшей гамме чувств и отношений, которую переживают дети, и, естественно, не придают особого значения детским дружбам, ссорам и обидам. Кардинальные экономические, политические, социальные преобразования и процесс глобализации оказывают на современного дошкольника большое влияние и подвергают таким эмоциональным испытаниям, к которым не может естественным образом адаптироваться человеческая природа. Живя в плену повсеместного прагматизма, мы почти забыли, как нужно радоваться солнцу, звёздам, майскому изобилию природы или первой снежинке, успехам окружающих нас людей, проявлять сочувствие к другим и т.д.

Существует несколько классификаций эмоций. Одной из них, наиболее удобной для практических целей, на мой взгляд, является классификация К.Изарда, которая основана на фундаментальных эмоциях: интерес, радость, удивление, горе, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина. Остальные эмоции, согласно этой теории, являются производными.

У маленьких детей недостаточно жизненного опыта, поэтому основой задачей, как педагога – помочь им приобрести опыт умения справляться с трудностями, опыт, способствующий переживанию успеха, радости от умения самостоятельно найти ответ, достичь желаемого результата.

Дети 3-х лет часто с ограничением и негативно воспринимают авторитарные распоряжения воспитателя, организовывая деятельность детей 3 - 4 лет, использую множество игровых приёмов, заинтересовывающих моментов, которые побуждают детей к определённым видам деятельности. В этом случае малыши приобретают следующий опыт:

По собственному побуждению (без давления взрослых) включаются в предлагаемую действительность;

Детей объединяют общие эмоциональные переживания (поют песенки, улыбаются друг другу, заглядывают друг другу в глаза, прикасаются друг к другу – это совместная радость, доброжелательность);

Появляется заинтересованность;

Растёт активность.

У детей 4 -5 лет уже сформирован определённый опыт, приобретённый ранее. Поэтому дети уже не нуждаются в обилии развлекательных приёмов. У них сформировано представление о последовательности режимных моментов, и дети без сожаления оставляют свои игры, чтобы переключиться на другой вид деятельности. В работе с детьми данного возраста особенно важно:

Научить детей конкретным способам преодоления своего эмоционального неблагополучия, накопления опыта практических действий;

Побуждать детей к действиям, заключающим в себе проявление эмоциональной отзывчивости к сверстникам;

Разъяснять причины, вызывающие эмоциональное неблагополучие в отношениях со сверстниками.

У детей 5 -7 лет происходит социальное развитие, усвоение моральных норм, определяющих отношение к деятельности. У детей данного возраста, возрастает роль дифференцированного подхода к ребёнку, важность оценки деятельности, которая должна побуждать ребёнка к стремлению самостоятельно справляться с заданием, оказывать помощь сверстникам, поддерживать активность, напоминать о нормах отношений к собственным ошибкам и ошибкам товарищей.

К 7 годам значимыми становятся именно доброжелательные отношения, подкрепляемые знаниями конкретных способов проявления внимания, отзывчивости и умение применять их в различных ситуациях. Необходимо «вкраплять» и инициировать ситуации различных типов, из которых ребёнок должен найти выход.

Очень важно оберегать эмоциональную сферу дошкольника, не ограничивать её развитие системой тренингов. «Мне нравится сама мысль о том, что людей можно научить более глубокому пониманию собственной эмоциональной жизни и помочь им в достижении их целей , - говорит основоположник концепции эмоционального интеллекта Питер Саловей, - но что мне совсем не нравится, так это воспитание комфортности! Боюсь, любая кампания по повышению эмоционального самоконтроля у детей закончится тем, что их станут натаскивать на «единственно верную» эмоциональную реакцию применительно к данной ситуации – смех на празднике, плач на похоронах и так далее».

Важна и профилактика отклонений в эмоциональном развитии ребёнка:

Снятие эмоциональных зажимов. Этому способствуют подвижные игры, танцы, пластика, физические упражнения;

Проигрывание различных ситуаций для обучения владению собственными эмоциями. В этом направлении широкие возможности предоставляет ролевая игра. Сюжетами для таких игр следует выбирать трудные ситуации, предполагающие яркое проявление эмоции, чувств. Например: «На дне рождения друга», «На приёме у врача», «Дочки-матери» и др.;

В работе с маленькими детьми – младшего и среднего дошкольного возраста - наиболее эффективно использовать игры с куклами. Ребёнок сам выбирает «смелую» и «трусливую», «добрую» и «злую» кукол. Роли следует распределять следующим образом: за «смелую» куклу говорит взрослый, за «трусливую» – ребёнок. Затем меняются ролями, что позволит ребёнку посмотреть на ситуацию с разных точек зрения и проявить различные эмоции;

Открыто побеседовать с ребёнком о чувствах, оказывающих отрицательное воздействие на существующий у него образ «Я». Это не всегда удаётся сразу, ребёнок часто не хочет об этом говорить вслух. Но если он доверяет вам, то сможет выразить свой негатив словами. При проговаривании вслух чувства ослабевают и уже не оказывают такого разрушительного действия на психику.

Помнить, что эмоциональное благополучие ребёнка – главное условие его физического и душевного здоровья.

Известный физиолог Н.М.Щелованов писал: «Эмоции не только составляют наиболее ценное психологическое содержание жизни ребёнка, но и имеют важное физиологическое значение в жизнедеятельности организма». Эмоции неистребимы. Они не исчезают, а откладываются в подсознании. Именно отсюда формируются добрые и злые, жизнерадостные и грустные, открытые и замкнутые люди. Очень важно научить ребёнка бороться и побеждать страх, злость, жадность; важно научить удивляться и заботиться, грустить и радоваться, сочувствовать и гордиться…


Эмоциональный интеллект — это основа понимания собственных эмоций и чувств окружающих. О десяти работающих способах развития детского EQ рассказывает Виктория Шиманская — психолог, автор методики развития эмоционального интеллекта у детей «Монсики», автор книги «Монсики. Что такое эмоции и как с ними дружить» и мама двоих детей.

Развитый эмоциональный интеллект — залог личного благополучия и успеха, однако работать над ним нужно с раннего детства. Именно поэтому сегодня перед родителями стоит сложная задача воспитать не только здорового и образованного ребенка, но еще и эмоционально развитого, то есть счастливого и потенциально успешного в будущем.

1. Первое и самое важное — принять своего ребенка таким, какой он есть. Вся его индивидуальность, особенности характера, внешности и духовные качества — это данность, которая нуждается в полном принятии и безусловной любви.

2. Развитие всех пяти чувств. Раскройте перед ребенком этот мир во всем его многообразии. Тут замечательными помощниками могут стать коробочки эмоций, в которых собраны предметы, напоминающие определенное чувство, переживание, навык. Очень сложно объяснить ребенку, что такое счастье, но ему можно дать послушать, как оно звучит, каков его аромат и вкус. Дайте ребенку послушать колокольчик, ощутить аромат апельсина и попробовать на вкус шоколад. Детские ассоциации сработают лучше любых слов!

Особенно хорошо воспринимаются ребенком тактильные сказки. Здесь вашими помощниками могут стать любые предметы, которые есть в доме. Рассказывая сказку, дайте ребенку понюхать приятные ароматы аромамасел, ощутить прикосновение капелек воды или послушать звуки музыки.

3. Спорт. Физическое развитие напрямую связанно с развитием речевых и других важных функций мозга. Доказано, что во время физической активности улучшается мозговая деятельность, восстанавливается кровообращение, налаживается работа всех жизненно важных процессов. При этом наш мозг рассчитан на ходьбу на расстояния до 19 километров в день! Движение — это жизнь, поэтому спорт для детей важен как кислород.

4. Приключения. Создавайте для ребенка каждый день новые приключения. Ломайте шаблоны и показывайте этот мир с новой стороны. Очень важно, чтобы это были позитивные моменты, приятные знакомства, интересные игровые пространства. Такая атмосфера способствует социализации и развитию символического мышления, благодаря которому мы учимся понимать намерения и мотивацию других людей.

5. Музыка. Не пренебрегайте классической музыкой, ведь она общается с нами исключительно через чувства. Для ее понимания не нужно знать языка или видеть движений музыканта. Поэтому для ребенка это самый простой и действенный способ познакомиться с миром эмоций.

6. Чтение. Читайте ребенку сказки с воодушевлением, с эмоциями. Старайтесь привить ему любовь к книгам. Покажите, насколько интересен мир фантазии. Такой поход развивает воображение, расширяет словарный запас, но самое главное — с помощью сказки ребенок лучше начинает понимать свои и чужие эмоции.

7. Игра — это еще один ключ к развитию EQ. Играя с ребёнком, вы можете проявлять самые разные чувства, показывать на примере вымышленных персонажей как негативные, так и позитивные эмоции, обращать его внимание на их намерения и поступки. Этот бесценный опыт ребенок с успехом будет переносить и в реальную жизнь.

8. Сон. Недостаток сна негативно влияет почти на все сферы жизни. А ребенку на стадии развития полноценный сон и умение расслабляться просто жизненно необходимы. Для того чтобы научиться переходить в расслабленное состояние, можно взять пример с нашего сердца — за всю жизнь оно бесконечное количество раз сжимается и разжимается.

Разучите игру «Сердце»: возьмитесь за руки и образуйте ими контуры сердца. Сильно-сильно напрягаем все мышцы тела — и расслабляемся, можно даже упасть, если игра на мягком полу. И так несколько раз. Практикуйте эту игру вместе с ребенком — так он научится быстро переходить из одного состояния в другое.

Отдельное внимание стоит уделить ритуалу укладывания. Очень важно придерживаться устоявшихся традиций — например, чистим зубы, обливаем ноги контрастной водой, после чего укладываем ребенка в кровать. Читаем сказку при свете настольной лампы около 10-12 минут, выключаем свет, целуем, говорим, как сильно любим, подтыкаем одеяло и выходим из комнаты.

9. Социализация. С самого раннего возраста приучайте ребенка к коллективным занятиям — имеется в виду опыт общения вдвоем или втроем. В семье — это совместная уборка или творчество. С гостями — это пара интересных игр для двух или трех детей. Именно в общении с детьми происходит практическое освоение чувств и эмоций. Контактируя со сверстниками, ребенок учится определять настроение окружающих, их отношение к нему и, конечно, распознавать эмоции, вызванные различными ситуациями.

Катерина Стрельникова
Методические рекомендации по развитию эмоционального интеллекта детей младшего дошкольного возраста

Пояснительная записка

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольно-го образования (ФГОС) одной из приоритетных задач ставит охрану и укреп-ление физического и психического здоровья детей , в том числе их эмоцио -нального благополучия. В разделе 2.6. ФГОС «Социально коммуникативное развитие » отмечена важность развития социального и эмоционально интел-лекта , эмоциональной отзывчивости , сопереживания, формирования готов-ности к совместной деятельности со сверстниками. Требования к условиям реализации основной образовательной Программы дошкольного образования (ФГОС, п 3.1) включают в условия реализации в социально-коммуникативной сфере на фоне эмоционального благополучия и положи-тельного отношения к миру, к себе и другим людям.

Указанные требования направлены на создание образовательной среды, которые гарантирует охрану и укрепление физического и психического здо-ровья детей и обеспечивает их эмоциональное благополучие . А эти требова-ния, возможно, выполнить при определенных условиях : через непосредст-венное общение с ребенком и через уважительное отношение к каждому ре-бенку, к его чувствам и потребностям.

Таким образом, вопрос развития социального и эмоционального интел-лекта у детей дошкольного возраста является приоритетным при организации и реализации образовательного процесса.

В последние годы происходит активное реформирование системы дошкольного воспитания : растет сеть альтернативных дошкольных учреждений , появляются новые программы дошкольного воспитания , разрабатываются оригинальные методические материалы .

Дошкольный возраст - это тот период , когда закладывается основа дошкольной жизни ребенка . Проблема эмоционального развития младших дошкольников является актуальной потому, что эмоциональный мир играет важную роль в жизни каждого человека. Этой проблемой занимались многие педагоги, психологи (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. А. Рубинштейн, Т. А. Маркова, Я. З. Неверович, А. П. Усова, Д. Б. Эльконин, и др., которые утверждали, что положительные эмоции создают оптимальные условия для активной деятельности мозга и являются стимулом для познания мира. Эти эмоции участвуют в возникновении любой творческой деятельности ребенка, и конечно, в развитии его мышления . Тогда, как отрицательные эмоции заставляют избегать нежелательных или вредных действий, защищают и оберегают ребенка. Но следует заметить, что чрезмерное воздействие отрицательных эмоций разрушает мозг и психику человека. Если посмотреть на нашу повседневную жизнь, то можно увидеть, что от эмоций зависит наше отношение к людям, событиям, оценки собственных действий и поступков.

Эмоции помогают ребенку приспособиться к той или иной ситуации. Благодаря эмоциональному развитию , ребенок сможет регулировать свое поведение, избегая тех поступков, которые мог бы совершить под влиянием случайных обстоятельств и мимолетных желаний. Поэтому мы считаем необходимым не только изучать, но и развивать эмоциональный интеллект младшего дошкольника , так как эмоции «рассказывают» окружающим его взрослым о состоянии и внутреннем мире ребенка.

Учеными доказано, что эмоции влияют на функции органов и тканей организма, а, следовательно, оказывают влияние на здоровье человека.

В отличие от интеллектуального развития развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание. А ведь сама по се-бе эмоциональная сфера не складывается - ее необходимо формировать. Дети стали меньше общаться с взрослыми и сверстниками, а больше замыкаются на просмотре телевизора и компьютера, хотя именно общение вживую в зна-чительной степени обогащает чувственную сферу. Известно, современные дети менее отзывчивы к чувствам других, присутствует и агрессивность в их поведении.

Долгое время система дошкольного образования в России была ориен-тирована на обеспечение познавательного развития детей . При этом эмоцио-нальному развитию часто уделялось недостаточное внимание. Однако пред-назначение дошкольного возраста заключается не столько в овладении зна-ниями, умениями и навыками, сколько в становлении базовых свойств лич-ности : самооценки, образа «Я» , нравственных ценностей, социально-психологических особенностей в системе отношений с другими людьми.

Преобразования, происходящие в России в последнее время, ставят особые задачи перед системой дошкольного образования . На первый план выступает личностно-ориентированная модель общения педагога с ребенком, забота о сохранении психического здоровья каждого ребенка, принятие его индивидуальности, раскрытие и развитие творческих способностей. При этом развитие личности , способной к восприятию и пониманию собственных эмо-циональных состояний и эмоциональных проявлений других людей, рас-сматривается как условие успешной ее адаптации в современном обществе. Очень важно научить ребенка рассказывать о своем внутреннем мире, слу-шать, слышать и понимать окружающих.

Успешно закончивший школу, подававший большие надежды человек в жизни становится неудачником, а другой, как говорят, едва натягивающий до тройки, в жизни становится преуспевающим человеком. У него всё в жиз-ни складывается на «отлично» . Согласно новейшим исследованиям, успеш-ность человека зависит от коэффициента умственного развития на 20 про-центов , а от коэффициента эмоционального развития – почти на 80 процен-тов. Человек, не умеющий регулировать свои эмоции , неспособный пони-мать свои эмоции и эмоции других людей , правильно оценивать реакции ок-ружающих, не может в жизни быть успешным человеком.

Понятие «эмоциональный интеллект (EQ) » не является новым в педа-гогике. Об этом писали многие учёные, но использовали другие термины. Кроме того, существует ряд взаимосвязанных с эмоциональным интеллектом качеств , в том числе эмпатия, которое первоначально означает процесс эмо-ционального проникновения в состояние другого человека.

Гармоничное восприятие и использование своих эмоций открывает но-вые горизонты в различных сферах общения. Выстраивать отношения в лю-бых условиях – смысл . Эмоциональный интеллект (EQ) – способность человека управлять самим собой и другими людьми.

П. Сэловей, Дж. Майер, предложили структуру эмоционального ин-теллекта , состоящую из трех компонентов. В дальнейшем она была дорабо-тана и в настоящее время включает уже четыре компонента, которые в сово-купности описывают четыре сферы эмоциональных умственных способно-стей, а именно способности :

Безошибочно различать собственные эмоции и эмоции других людей ;

Использовать эмоции для повышения эффективности мыслительной дея-тельности;

Понимать значение эмоций ;

Управлять эмоциями .

Что получает каждый из нас в результате развития эмоционального интеллекта :

1. Понимание и осознание эмоций освобождает нас от страхов и пред-рассудков, поэтому нам легче мыслить нестандартно, легче принимать реше-ния.

2. Обладая высоким эмоциональным интеллектом , мы способны вести за собой, т. к. внушаем людям доверие, надёжность, вдохновение.

3. У нас много энергии благодаря эмоциональной гармонии .

Эмоциональный интеллект включает в себя самосознание, контроль импульсивности, уверенность, самомотивацию, оптимизм, коммуникативные навыки, умение эффективно выстраивать взаимоотношения с другими людь-ми. Эмоциональный интеллект играет важную роль в жизни и карьере каждо-го человека. Однако для того, чтобы этот уникальный вид интеллекта прояв-лялся и сработал, он должен развиваться не путём тренингов и семинаров во взрослой жизни, а ещё в детском саду через осознание дошкольником роли и значимости окружающих его людей.

В дошкольном возрасте эмоциональное развитие опережает интеллек-туальное . Поэтому одним из самых острых вопросов дошкольного воспита-ния является проблема нравственных представлений личности и развития гуманных чувств . Недостаточное развитие этой сферы психики , как показы-вают исследования, влечёт за собой возникновение многих внутри личност-ных и межличностных проблем и конфликтов расизм, дискриминация, не-принятие себя, непринятие других, неспособность управлять своими эмо-циями, трудности и дефекты отношения, неумение работать в команде и дру-гие. В основе развития личности дошкольника , на наш взгляд, лежит эмо-циональный интеллект , который представляет собой готовность ребенка ори-ентироваться на другого человека и учитывать его эмоциональное состояние в своей деятельности.

Работа над развитием эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста очень важна , особенно в наше время, когда людям так не хватает эмоционального контакта и понимания. Но, как писал Дэвид Карузо, очень важно понимать, что «эмоциональный интеллект это не противоположность интеллекту , не триумф разума над чувствами, это уникальное пересечение обоих процессов».

Особое место в развитии личности ребёнка в дошкольном возрасте принадлежит окружающим его людям. В младшем дошкольном возрасте с их помощью дети знакомятся с некоторыми правилами общения («нельзя драть-ся» , «нельзя кричать» , «нельзя отнимать у товарища» , «нужно вежливо по-просить у товарища» , «нужно благодарить за помощь» и т. п.).

У маленьких детей недостаточно жизненного опыта, поэтому основой задачей, как педагога – помочь им приобрести опыт умения справляться с трудностями, опыт, способствующий переживанию успеха, радости от уме-ния самостоятельно найти ответ, достичь желаемого результата.

Для детей младшего дошкольного возраста эмоции являются мотивами поведения, что объясняет их импульсивность и неустойчивость. К 3 годам начинают закладываться простейшие нравственные эмоции и проявляться эс-тетические чувства. Начинает проявляться эмоциональное отношение к свер-стнику. Происходит дальнейшая «социализация эмоций » (переживание чело-веком своего отношения к окружающим людям в системе межличностных отношений).

Ребенок очень восприимчив в этом возрасте к оценке взрослого , он как бы «прощупывает» правильность своего поведения через эту оценку и быст-ро усваивает, что вызвало положительную реакцию, а что – отрицательную. Это формирует у детей первоначальное различение «хорошо - плохо» . По-этому главное направление в методике в этом возрасте - проявлять по отно-шению к ребенку любовь, ласку, чаще употреблять ласковые слова, поглажи-вание, хвалить малыша за каждое проявление доброжелательно-сти (улыбнулся, отдал игрушку, полюбовался цветочком и т. д., обучать спо-собам выражения сочувствия, внимания (погладить плачущего, поблагода-рить, попрощаться, поздороваться и т. д.). Нельзя разрешать ребенку прояв-лять недоброжелательные эмоции по отношению к взрослым и детям и тем более подкреплять эти эмоции действиями .

Дети 3-х лет часто с ограничением и негативно воспринимают автори-тарные распоряжения воспитателя, организовывая деятельность детей 3 - 4 лет , использую множество игровых приёмов, заинтересовывающих момен-тов , которые побуждают детей к определённым видам деятельности. В этом случае малыши приобретают следующий опыт :

По собственному побуждению (без давления взрослых) включаются в пред-лагаемую действительность;

- детей объединяют общие эмоциональные переживания (поют песенки, улы-баются друг другу, заглядывают друг другу в глаза, прикасаются друг к дру-гу – это совместная радость, доброжелательность);

Появляется заинтересованность ;

Растёт активность.

В настоящее время, заботясь о физическом и познавательном развитии ребёнка , взрослые зачастую забывают о важности его эмоционально - лично-стного развития , которое напрямую связано с психологическим и социаль-ным благополучием ребёнка. Развитию эмоциональной сферы ребёнка не всегда уделяется достаточное внимание, в отличие от его познавательного развития . Однако, как справедливо указывали педагоги Л. С. Выготский и А. В. Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности.

Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других, они не всегда способны осознать и контролировать свои эмоции , а это приводит к импульсивности поведения. Следовательно, актуальность данной проблемы очевидна. Она заключается в следующем : рассмотрение вопроса о развитии эмоциональной сферы и личности ребенка дошкольника предполагает все-стороннее изучение его личности, поведения и деятельности, взаимоотноше-ний с окружающими людьми, особенностей его переживаний, мировоззрения и качеств личности.

Почему эту проблему важно обсуждать и решать : У детей наблюдают-ся недостаточно сформированные умения распознавать и описывать свои эмоции , а также выражать своё эмоциональное состояние социально прием-лемым способом. Из-за этого возникают конфликты внутри детской группы, у дошкольников появляются внутри личностные проблемы, которые вытека-ют в тревожность, гиперактивность, застенчивость, агрессивность, замкну-тость и т. д.

Важность и актуальность рассматриваемой проблемы определили тему выпускной итоговой работы «Методические рекомендации по развитию эмо-ционального интеллекта детей младшего дошкольного возраста ».

Объект : процесс развития эмоционального интеллекта детей младшего до-школьного возраста .

Предмет : содержание методических рекомендаций для развития эмоцио-нального интеллекта детей младшего дошкольного возраста .

Цель : разработать методические рекомендации по развитию эмоционального интеллекта детей младшего дошкольного возраста .

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие Задачи :

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по развитию эмоциональ-ного интеллекта детей младшего дошкольного возраста ;

2. Исследовать специфику развития эмоционального интеллекта детей млад-шего дошкольного возраста .

3. Исследовать условия развития эмоционального интеллекта детей младше-го дошкольного возраста ;

Методы : анализ психологической, педагогической и методической литера-туры , наблюдение.

Этапы исследования :

На I этапе формировались основные положения исследования, изуча-лась психолого-педагогическая и методическая литература , изучались мето-дики по развитию эмоционального интеллекта детей младшего дошкольного возраста .

На II этапе подобраны упражнения и разработаны методические реко-мендации по развитию эмоционального интеллекта детей младшего дошко-льного возраста .

Очень важно, чтобы воспитатель был ориентирован не только на соз-дание предметно - развивающей среды , но и эмоционально- развивающей среды в группе . Среды, способствующей разностороннему и полноценному развитию эмоционально -чувственной сферы ребенка дошкольного возраста (как условия его дальнейшего успешного и гармоничного развития ).

Эмоционально - развивающая среда включает в себя следующие ком-поненты :

Первым компонентом является взаимодействие педагога с детьми. Зна-чимым фактором являются эмоционально -личностные особенности воспита-теля, а также его речь. Эмоциональная речь воспитателя , внимательное, при-ветливое отношение к детям призвано создавать положительный настрой.

Вторым, компонентом эмоционально- развивающей среды является оформление интерьера группы благоприятное цветовое оформление, удобная мебель, комфортный температурный режим, пространственное решение группы - это наличие специально-организованных зон, среди которых : («Уголок уединения» , «Уголок настроения» и т. д.). При оформлении «Угол-ков настроения» необходимо уделить особое внимание и подбору цветовой гаммы, поскольку цвет и настроение взаимосвязаны. Музыкальный фон в группе создает соответствующая музыка - не только привычные детские пе-сенки, но и классические произведения, народная музыка и т. д.

Третьим компонентом является эмоционально -активизирующая совме-стная деятельность воспитателя с детьми. Она включает в себя в первую оче-редь разные виды игр и упражнений, направленных на эмоциональное разви-тие дошкольника .

В игре активно формируются или перестраиваются психические про-цессы, начиная от простых и заканчивая самыми сложными.

Развитию эмоционального благополучия детей способствует проведе-ние психогимнастических упражнений. Это условие, которое не предусмот-рено нормами организации жизнедеятельности ДОУ, однако рекомендовано психологами и медиками.

Психогимнастика, по мнению Е. А. Алябьевой, М. И. Чистяковой, пред-ставляет собой специальные занятия (этюды, игры, упражнения, направлен-ные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (его позна-вательной и эмоционально-личностной сферы )

Основная цель занятий по психогимнастике - овладение навыками управления своей эмоциональной сферой : развития у детей способности по-нимать, осознавать свои и чужие эмоции , правильно их выражать и полно-ценно переживать.

Эффективно воздействуют на психическое состояние детей проведения лечебно-профилактических мероприятий (водные закаливающие процедуры, психотренингов, релаксационных пауз, снимающих напряжение и стресс. Мимические и пантомимические этюды, в которых выразительно изобража-ются отдельные эмоциональные состояния (радость, удивление, интерес , гнев и другие, связанные с переживанием телесного и психического доволь-ства или недовольства. С помощью этюдов дети знакомятся с элементами выразительных движений мимикой, жестом, позой, походкой.

Таким образом, изучив подходы к организации развития эмоциональ-ного интеллекта у детей дошкольного возраста , мы пришли к выводу, что ор-ганизованная психолого-педагогическая работа в этом направлении может не только обогатить эмоциональный опыт дошкольников , но и устранить недос-татки в личностном развитии .

В настоящее время все больше вызывает к себе интерес проблема связи чувств и разума, эмоционального и рационального , их взаимодействия и взаимовлияния. В дошкольном возрасте эмоциональное развитие опережает интеллектуальное . Именно поэтому одним из самых острых вопросов до-школьного воспитания является проблема нравственных представлений лич-ности и развития гуманных чувств . Недостаточное развитие этой сферы пси-хики влечет за собой возникновение многих внутри личностных и межлично-стных конфликтов : расизма, дискриминации, непринятия себя, других, не-способность управлять своими эмоциями , неумение работать в команде и др. В основе развития личности дошкольника лежит эмоциональный интеллект , т. е. понимание, контроль эмоций и ориентация на другого, а также способ-ность сотрудничать с другими людьми. Область изучения эмоционального интеллекта является сравнительно молодой и насчитывает чуть больше одно-го десятилетия. Однако сегодня этой проблемой занимаются специалисты уже по всему миру.

Особую важность и актуальность развитие эмоционального интеллекта приобретает в дошкольном и младшем школьном возрасте , поскольку имен-но в эти периоды идет активное эмоциональное становление детей , совер-шенствование их самосознания, способности к рефлексии и децентрации (умению встать на позицию партнера, учитывать его потребности и чувства) .

Оказывается, что совершенствование логического мышления и круго-зора ребенка еще не является залогом его будущей успешности в жизни. Го-раздо важнее, чтобы ребенок овладел способностями эмоционального интел-лекта , а именно :

Умением контролировать свои чувства так, чтобы они не “переливались через край”;

Способностью сознательно влиять на свои эмоции ;

Умением определять свои чувства и принимать их такими, какие они есть (признавать их) ;

Способностью использовать свои эмоции на благо себе и окружающим;

Умением эффективно общаться с другими людьми, нахо-дить с ними общие точки соприкосновения;

Способностью распознавать и признавать чувства других, представлять себя на месте другого человека, сочувствовать ему.

Развитие эмоциональной сферы ребенка способствует процессу социа-лизации человека, становлению отношений во взрослом и детском сообщест-вах.

Научить понимать и осознавать потребности и эмоции тела , развить мышечное внимание и свободу;

Формировать у дошкольников потребность и умение накап-ливать положительные эмоции , распознавать и справляться с неполез-ными эмоциями ;

Научить позитивно (без раздражения, капризов, агрессии) реагировать на различные жизненные ситуации и заранее создавать желаемые ситуации;

Заложить у дошкольников основы умения анализировать и понимать себя и собственное поведение (что происходит и почему, поведение других людей, управлять своими эмоциями , при этом адек-ватно осознавая свои и чужие достоинства и недостатки;

Способствовать адекватному для дошкольников ролевому развитию , а также формированию эмоциональной децентрации и про-извольной регуляции поведения;

Научить дошкольников поддерживать сотрудничество;

Обеспечить осознанное участие семьи.

Эмоциональный интеллект становится основным капиталом современ-ного человека. Развивать его необходимо с самого раннего возраста с 3 - 4 лет . К этому моменту ребенок отделяется от матери и становится способным к восприятию социальной и психологической информации.

Модель эмоционального интеллекта предполагает последовательное и параллельное развитие четырех основных функций :

– самосознание (образ "Я", понимание "психологического устройства" себя) ;

– самоконтроль (способность совладать со своими чувствами, желаниями) ;

– социальная чуткость (умение устанавливать контакты с разными людьми) ;

– управление отношениями (способность к сотрудничеству, умение поддер-живать, развивать , укреплять контакты).

Эти основные функции развиваются на различных этапах дошкольного детства в соответствии с возрастными особенностями ребенка, используя со-четание различных форм обучения.

Используются такие методические средства , как :

Ролевые игры;

Психогимнастические игры;

Коммуникативные игры;

Игры и задания, направленные на развитие произвольности ;

Игры, направленные на развитие воображения ;

Релаксационные методы ;

Использование эмоционально-символических методов .

Комфортная организация режимных моментов;

Оптимизация двигательной деятельности через организа-цию физкультурно-оздоровительных мероприятий (физкультминутки, спортивные игры и т. д.) ;

Игротерапия (сюжетно-ролевые, коммуникативные и т. д.) ;

Арттерапия (рисование, ритмопластика, танец) ;

Занятия-образы, игры-драматизации, сказкотерапия;

Психогимнастика (этюды, мимика, пантомимика) ;

Телесно-ориентированные методы , психомышечная трени-ровка;

Посещение комнаты психологической разгрузки;

Задания, направленные на организацию совместной дея-тельности и театрализованных игр, составление рассказов и т. п. ;

Использование наглядных пособий (фотографии, рисунки, схемы и т. д.) ;

Действующие эффективные методы обучения – интерактивные беседы , рассказы и сказки, работа с видеосюжетами, творческая индивидуальная и групповая деятельность (совместное пение, танец, рисование, работа с при-родными материалами, пантомима, декламация, элементы телесной терапии.

Специфика психолого-педагогического сопровождения развития эмо-ционального интеллекта ребенка в дошкольном образовательном учреждении состоит в том, что весь коллектив сотрудников участвует в создании условий для его благоприятного развития , а также просвещает и привлекает к этому родителей воспитанников.

Современный родитель, к сожалению, немного внимания уделяет этой проблеме, ему важнее научить ребёнка читать, писать, считать, так как ему кажется этого достаточным для дальнейшего развития ребенка . Именно по-этому так важно объяснить родителям, что одно из важнейших мест в разви -тии личности занимает именно социально-эмоциональное развитие , и начи-нать его необходимо именно в дошкольном возрасте , так как именно в этом время мы закладываем первые и самые главные черты характера человека.

Мария Случаева
Эмоциональный интеллект. Что это? Для чего его нужно развивать у ребенка?

Вся наша жизнь - непрерывный поток стрессов, событий, разговоров, конфликтов, разочарований и впечатлений. Мы каждую минуту что-то переживаем. Но понять природу этих переживаний бывает сложно даже взрослому, не говоря уже о детях.

Чаще всего гармоничному развитию ребенка препятствует эмоциональная нестабильность . Вот почему важно вовремя научить ребёнка разбираться со своими эмоциями : не подавлять их, а дружить с ними. Уметь управлять своим гневом, понимать причину печали, лучше общаться с окружающими людьми, чтобы установить более крепкие, более счастливые отношения. Все это и составляет то, что известно как эмоциональный интеллект .

Эмоциональный интеллект - это понимание своих и чужих эмоций , чувств и переживаний для эффективного и гармоничного взаимодействия с окружающим миром, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач.

Развитие эмоционального интеллекта напрямую связано с коммуникативным развитием . Ребенок , который может понять свои эмоции и управлять ими легче контактирует с окружающими, и окружающие люди более благосклонно относятся к нему.

При подготовке к школе эмоции также играют большую роль. Они направляют и организуют восприятие, внимание, память, мышление, пробуждают воображение, стимулируют творческое познание действительности. Эмоции выполняют мотивирующую роль, являясь для дошкольника своеобразным пусковым механизмом. Ребёнок, имеющий положительные, разнообразные, богатые переживания, бодр, активен, любознателен и оптимистичен.

Исследователи установили, что около 80% успеха в социальной и личной сферах жизни определяет именно уровень развития эмоционального интеллекта , и лишь 20% - всем известный IQ – коэффициент интеллекта , измеряющий степень умственных способностей человека. Как же развивать эмоциональный интеллект у ребенка , что необходимо для этого, что использовать в своей работе?

Для развития эмоционального интеллекта необходимо развивать у ребенка :

1. Самосознание (понимание "психологического устройства" себя) ;

Ваши дети должны знать, как называются их эмоции . Для этого важно, чтобы вы выступали в качестве их эмоционального гида . Если мы сами будем озвучивать свои чувства (например : «Я испытываю радость, потому что мы так здорово всей семьей провели эти выходные, и я хотела бы, чтобы мы все выходные проводили вместе», это станет нормой общения. Тогда и ребёнку будет легко понимать свои эмоции : «Я чувствую обиду и грусть, потому что у меня не получилось красиво нарисовать рисунок, хотя я очень старался». Приучайте детей выражать свои чувства такими фразами, как «я чувствую… потому что…» .

Ключевым компонентом эмоционального интеллекта является эмпатия . Способность понять чувства других. Спрашивайте у ваших детей : как ты думаешь, как поживает сегодня дедушка? Он счастливый или грустный, взволнованный? Как ты думаешь, что почувствовал тот ребенок в парке , когда ты его толкнул? Будьте ролевой моделью для ваших детей : позвольте им каждый день видеть в вас того человека, который заботится о других, который способен проявить сочувствие, интуицию, встать на место другого, чтобы понять его точку зрения. Если дети будут видеть такое ваше поведение, то, понемногу, они будут перенимать у вас эти полезные навыки, даже не осознавая этого.

Зрелое общение, когда ребенок учится применять эмпатию и обсуждать свои собственные чувства.

Один из способов развития эмоционального интеллекта – сказкотерапия . С помощью сказки ребенок учится преодолевать различные жизненные преграды, познавать этот мир и готовиться к взрослой жизни. Единый сказочный сюжет помогает ребенку формировать целостное восприятие разнообразных жизненных явлений. Он неосознанно ассоциирует себя с главными персонажами истории и перенимает их жизненный опыт. Хорошая книга, которая написана специально для того, чтобы ребенок научился дружить со своими эмоциями – «Монсики. Что такое эмоции и как с ними дружить?» .

Эта книга учит общаться, дружить, понять себя и этот мир с помощью доброжелательных существ Монсиков. Вместе с ними можно познакомиться с эмоциями , найти выход из сложной ситуации, научиться распределить все свои дела и освоить много других полезных навыков.

Развивая эмоциональный интеллект ребенка , мы развиваем и самоконтроль (способность совладать со своими чувствами, желаниями) ;

Первое с чего нужно начать вашу работу над эмоциями – это принять тот факт : что все эмоции существуют и все необходимы. Есть чувства, от которых хочется улыбаться : радость, нежность, гордость, счастье. От других становится плохо : страх, злость, обида, вина. Помогите ребёнку овладеть этим алгоритмом :

1. Понять свою эмоцию ;

2. Принять ее. Не задавить, не отвергнуть. Честно дать себе внутри ощутить ее;

3. Понять, почему вы испытываете эти чувства;

4. Принять решение как выразить эти чувства социально приемлемым способом.

Публикации по теме:

Что нужно знать родителям о речевой готовности ребенка к обучению в школе Речь – это процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. Ведь.

Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого.

Доклад по самообразованию «Что такое сенсорное воспитание и почему его надо развивать» Доклад на тему: «Что такое сенсорика и почему так важно её важно развивать?» Цель: повысить уровень компетентности педагогов ДОУ в вопросе.

Консультация для педагогов «Наладка по ладошке или для чего нужно развивать мелкую моторику руки» Ребенок – существо социальное и главная задача, стоящая перед нами (родителями и людьми, с которыми ребенок контактирует) – воспитать гармонично.

Консультация для родителей «Что нужно знать родителям о профилактике речевых расстройств у ребенка» Что нужно знать родителям о профилактике речевых расстройств у ребенка С рождением ребенка особая ответственность за его нервно-психическое.

В наше время никто не сомневается в необходимости обладания эмоциональным интеллектом. Очевидно, что для того, чтобы быть социально успешным, мало обладать запасом знаний, умений и навыков. Важно уметь видеть, замечать, различать свои чувства и чувства других людей. Понимать эффект, который вы производите. Все чаще важно не «что» вы делаете, а «как».

Простой способ развития ЭИ у ребенка

Взрослые книги про развитие эмоционального интеллекта уже давно пользуются популярностью. Для детей существуют целые курсы, хотя есть и волшебный по своей простоте способ овладеть эмоциональным интеллектом легко и непринужденно - чтение детям книг с раннего детства. Книг, в которых происходят события разной переживательной сложности и поляризации. Это действительно отличный способ развить у ребенка эмоциональный интеллект.

Весь спектр эмоций

В книгах мы можем найти все: переживание страха, стыда, радости, горя, вины, наивности, мести, злости, гордости, единения. Прочитать, как персонажи переживают эти чувства, в каких случаях люди их испытывают, как справляются и куда эти чувства их ведут. Впитывая эту информацию, не в виде обучения, не в виде скучных лекций, а в виде интересных историй, ребёнок обучается эмоциональному интеллекту, овладевает им.

Почему именно книги?

Играя в компьютерные игры, такого результата не достичь. Там можно ругаться, драться, даже убивать кого-то. Но там нет объяснений к чему это ведет. Важно лишь достигнуть цели.

А в жизни человек сталкивается и общается с живыми людьми, которые реагируют на одно и то же действие не всегда одинаково. Для любителей компьютеров стираются эмоциональные составляющие. Тонкость чувств пропадает. Ребенок вырастает слишком роботоподобным с точки зрения эмоционального интеллекта. А книги учат эмпатии, успешной социализации человека.

Какие книги для развития эмоционального интеллекта ребенка можно прочесть?

Чем больше книг вы будете читать сами и своим деткам, тем легче будет прокачиваться эмоциональный интеллект всех членов семьи. Постарайтесь выбирать для детей книги, где есть неоднозначные герои, различные ситуации, эмоции и переживания. Ниже лишь малая часть тех книг, которые вы можете прочитать.