Двигательный режим и распорядок дня дошкольника. Режим дня ребёнка-дошкольника: образец и советы родителям. Преимущества составления дневного графика

  • 7.00 – 8.00 – пробуждение, утренняя зарядка, водные процедуры, умывание;
  • 8.00 – 8.40 – завтрак;
  • 9.10 – 10.00 – игры и развивающие занятия;
  • 10.10 – 12.00 – прогулка и игры на свежем воздухе;
  • 12.30 – 13.20 – обед;
  • 13.30 – 15.30 – дневной сон (при открытой форточке, окне или на веранде);
  • 15.00 – 16.00 – свободное время для спокойных игр и приготовления к полдник;
  • 16.00 – 16.30 – полдник;
  • 16.30 – 17.30 – развивающие игры;
  • 17.30 – 19.00 – прогулка и игры на свежем воздухе;
  • 19.00 – 19.30 – ужин;
  • 19.00 – 21.00 – сбродное время, спокойные игры;
  • 21.00 – 21.30 – купание, приготовление ко сну;
  • 21.30 – 7.00 – ночной сон.

· Значение режима дня в жизни дошкольника.

· Большое значение для здоровья и физического развития детей имеет режим дня. Постоянное время для еды, сна, прогулок, игр и занятий - то, что И. П. Павлов называл внешним стереотипом,- обязательное условие правильного воспитания ребенка.

· Режим дня - это четкий распорядок жизни в течение суток, предусматривающий чередование бодрствования и сна, а также рациональную организацию различных видов деятельности. Правильный, соответствующий возрастным возможностям ребенка режим укрепляет здоровье, обеспечивает работоспособность, успешное осуществление разнообразной деятельности, предохраняет от переутомления. Запаздывание еды, сна, прогулок отрицательно сказывается на нервной системе детей: они становятся вялыми или, наоборот, возбужденными, начинают капризничать, теряют аппетит, плохо засыпают и спят беспокойно. Бодрое, жизнерадостное и в то же время уравновешенное настроение детей в большой мере зависит от строгого выполнения режима.

· Один из немаловажных отличительных признаков воспитания в детском саду от домашнего – это режим в детском саду. В детском саду все подчинено заранее установленному распорядку. И это несомненный плюс. Ведь такая системность приучает даже самого взбалмошного карапуза к аккуратности, точности, порядку. Что уж говорить о питании. Любой диетолог подтвердит, что правильный прием пищи в одно и то же время способствует росту здорового организма.

· Любая деятельность - это ответная реакция на внешний раздражитель, осуществляемая рефлекторно. Она является результатом сложных процессов в коре головного мозга, сопровождается огромной тратой нервной энергии и приводит к утомлению. У ребенка, приученного к строгому распорядку, потребность в еде, сне, отдыхе наступает через определенные промежутки времени и сопровождается ритмическими изменениями в деятельности всех внутренних органов. Организм как бы заблаговременно настраивается на предстоящую деятельность, поэтому она осуществляется достаточно эффективно, без лишней траты нервной энергии и не вызывает выраженного утомления.


· Одним из средств физического воспитания является правильное проведение режима, составленного для каждой возрастной группы детей с учетом их психофизиологических особенностей. Если режим осуществляется правильно, то дети спокойны, активно занимаются, играют, хорошо едят, быстро засыпают и крепко спят, просыпаются бодрыми и веселыми. Чем меньше возраст детей, чем менее они самостоятельны, тем важнее сохранять принцип постепенности при проведении всех режимных моментов. Важно вносить сезонные изменения в режим дня. В зимнее время в связи с особенностями погоды и большим числом занятий с детьми несколько сокращается пребывание ребенка на воздухе в течение дня. Поэтому особое значение приобретает прогулка, которую крайне важно проводить систематически не менее 2 раз в день. Летом и в другие теплые периоды года увеличивается ежедневная длительность пребывания детей на свежем воздухе, так как число занятий сокращается до одного и почти все режимные процессы по возможности проводятся на участке. Большинство занятий с детьми – физкультурные, музыкальные, по ознакомлению с окружающим и т.д. – также следует проводить на свежем воздухе.

· В первые три года жизни режим дня меняется несколько раз. Он должен быть подчинен основным задачам воспитания детей преддошкольного возраста: способствовать правильному росту и развитию, укреплению здоровья, развитию основных движений, становлению речевой функции. Режим дня детей дошкольного возраста должен строиться также с учетом особенностей их высшей нервной деятельности, которая характеризуется все еще легкой истощаемостью клеток коры головного мозга, определенной неустойчивостью нервных процессов.

· Хорошая работоспособность в течение дня обеспечивается разнообразием видов деятельности и их чередованием. С физиологических позиций это объясняется способностью коры головного мозга одновременно работать и отдыхать. Все физиологические процессы в организме, имея свой биологический ритм, подчиняются единому суточному ритму - смене дня и ночи. В течение суток активность и работоспособность ребенка не одинаковы. Их подъем отмечается от 8 до 12 ч и от 16 до 18 ч, а период минимальной работоспособности приходится на 14-16 ч. Поэтому занятия, вызывающие выраженное утомление детей, планируются в первую половину

· дня, в часы оптимальной работоспособности. Исследованиями показано, что занятия по развитию речи, обучению грамоте, математике, ознакомлению с окружающим миром более утомительны, чем лепка, рисование, конструирование. Физкультура и музыка уменьшают или снимают утомление.

· Работоспособность неоднозначна и на протяжении недели. В понедельник она невысока. Это можно объяснить адаптацией ребенка к режиму детского сада после двухдневного пребывания в домашних условиях, когда в большинстве случаев привычный режим существенно нарушается. Наилучшие показатели работоспособности отмечаются во вторник и среду, а с четверга она вновь ухудшается, достигая самых низких характеристик в пятницу и субботу. Следовательно, к концу недели происходит постепенное и неуклонное нарастание утомления. В известной мере это обусловлено большой продолжительностью малоподвижного состояния детей, занятых спокойными играми, учебной работой. В общей сложности 75-80% времени пребывания в детском саду приходится на малоподвижную деятельность, между тем как ребенку присуща потребность в активных движениях. Увеличение двигательного компонента и рациональное распределение в течение недели занятий, особенно утомительных для детей, можно отнести к числу мер по предупреждению утомления.

· Продолжительность отрезков бодрствования у дошкольников ограничивается 5-6 ч. Отсюда вытекает необходимость чередования бодрствования и сна. Ребенок, с раннего детства привыкший жить по режиму, охотно его выполняет. Ему не приходит в голову, что можно отказываться идти спать, когда наступило время. Если он в 9 часов вечера лег и не позднее чем через полчаса крепко уснул, то утром его не приходится будить, он сам просыпается бодрым, веселым. У ребенка имеется достаточно времени, чтобы спокойно одеться, и родителям не приходится поторапливать его. Днем они не тратят время на многократные приглашения, уговоры сесть за стол или пойти погулять. День в семье начинается и кончается спокойно, все конфликтные ситуации, связанные с соблюдением режима, исключены. Вечерние часы родители полностью используют для своих дел. Если изо дня в день повторяется ритм в часах

· приема пищи, сна, прогулок, разных видов деятельности, то это благоприятно влияет на состояние нервной системы и на то, как протекают все физиологические процессы в организме. В детских дошкольных учреждениях режим осуществляется полностью. Но дома (у детей как не посещающих, так и посещающих детские сады) он далеко не всегда соблюдается. Замечено, что отсутствие правильного режима дня в выходные дни отражается на состоянии ребенка в детском саду в понедельник: чувствуется некоторая утомленность, вялость (или, напротив, повышенная возбудимость), малыш склонен значительно больше поспать днем, чем в остальные дни. Если ребенок посещает детский сад, его домашний режим в выходные и праздничные дни должен соответствовать режиму дошкольного учреждения. Установленный распорядок дня не следует нарушать без серьезной причины. Его нужно по возможности сохранять и при изменении условий жизни ребенка (например, если родители отправляют его на некоторое время к родственникам или совершают с ним длительную поездку по железной дороге). В определенных случаях допустимы отступления от режима в пределах 30 мин., но не более. Четкость выполнения режима дня во многом зависит от того, как сам малыш регулирует свое поведение на основе выработанных привычек и навыков самообслуживания. Опыт показывает, что неуклонное соблюдение установленного распорядка изо дня в день постепенно вырабатывает активное стремление ребенка выполнять режим самостоятельно, без подсказки взрослых, без принуждения, а это способствует формированию таких важных качеств поведения, как организованность и самодисциплина, чувство времени, умение экономить его.

· Большинство дошкольников посещают детский сад, где получают четыре раза в день необходимое по возрасту питание. Домашний рацион питания такого «организованного» ребенка должен дополнять, а не заменять рацион детского сада. С этой целью в каждой группе воспитатели вывешивают ежедневное меню, чтобы родители могли с ним ознакомиться. Поэтому, забирая ребенка, домой, не забудьте прочитать его и постарайтесь дать малышу дома именно те продукты и блюда, которые он недополучил днем. В выходные и праздничные дни старайтесь придерживаться меню детского сада.

· На протяжении 4 дошкольных лет режим меняется незначительно. Несколько уменьшается суточное количество сна, преимущественно за счет дневного. Но нельзя забывать, что ребенок все еще нуждается в более продолжительном сне, чем взрослый человек. Ребенку до 5 лет положено спать в сутки 12,5--12 часов, в 5-6 лет - 11,5-12 часов (из них примерно 10-11 часов ночью и 1,5-2,5 часа днем). Для ночного сна отводится время с 9-9 часов 30 минут вечера до 7-7 часов 30 минут утра. Дети-дошкольники спят днем один раз. Укладывают их так, чтобы они просыпались в 15-15 часов 30 минут. Организовывать дневной сон позже нецелесообразно - это неизбежно вызывало бы более позднее укладывание на ночной сон. Шестичасовое бодрствование во второй половине дня - это как раз тот промежуток времени, в течение которого ребенок достаточно наиграется, чтобы почувствовать потребность в отдыхе. Особенности сна ребенка в большой мере определяются условиями воспитания. Необходимость идти спать порою воспринимается как неприятность, ребенок просит разрешения еще поиграть, посмотреть телевизор. Получив отказ, он в плохом настроении идет умываться, раздеваться, долго возится, не засыпает, а утром его приходится будить, лишая части необходимого отдыха. Систематическое недосыпание отрицательно сказывается на настроении ребенка, приводит к возникновению у него капризов, вредно отражается на состоянии центральной нервной системы. Воспитанная еще в раннем детстве привычка выполнять режим, поможет ребенку быстро засыпать без всяких дополнительных воздействий. Если ребенок во что-то играет, занят каким-либо делом, следует заранее, минут за 10-15, предупредить малыша о том, что скоро нужно ложиться спасть. А когда это время наступит, настаивайте, чтобы ребенок не задерживался. Постепенному переключению от игры ко сну способствует привычка ребенка раздеваться самостоятельно. Уже к трем годам малыш может почти самостоятельно раздеться и аккуратно сложить одежду. На протяжении последующих лет эти навыки совершенствуются. В выходные ребенок должен нагуляться, выспаться, одним словом – отдохнуть. Постарайтесь, чтобы он не выбивался из привычного ритма жизни, не нарушайте обычного режима дня. Придерживаясь таких простых правил, вы и ваш малыш не будете терять прекрасные минуты времени, с удовольствием используя их, чтобы побыть вместе, погулять, поиграть.

  • максимальная продолжительность непрерывного бодрствования -5,5–6 часов;
  • сон - 12,5–12 часов (из них 2–2,5 часа приходится на дневной сон);
  • четыре приема пищи с интервалом в 3,5–4 часа.

Очень важно, чтобы режим дома совпадал с режимом дошкольного учреждения. Поинтересуйтесь, как складывается распорядок дня вашего ребенка в детском саду. Вы можете удивиться - он сам подскажет вам, что вы делаете дома не так, и поможет скорректировать режим.

А заканчиваем мы эту небольшую памятку таблицей, в которой указаны основные этапы дня дошкольника в зависимости от его возрастной группы.

Режим дня — это чередование различных видов деятельности: отдыха, сна, питания, пребывания на свежем воздухе. И если в дошкольном учреждении режима придерживаются неукоснительно, то в субботу и воскресенье правила упорядоченной жизни нередко нарушаются. В результате в понедельник утром большинство детей выглядят утомленными или, наоборот, чересчур возбуждены.

От нарушения режима страдает не только ребенок, но и родители. Вместе со своим малышом вы тратите слишком много энергии, быстрее устаете и ничего не успеваете сделать. Вывод прост: соблюдение режима облегчает жизнь и вам, и вашему ребенку.

С горки на горку

Режим дня дошкольника — не искусственная выдумка врачей и педагогов. Он основан на точных наблюдениях над физиологией дошкольника и изменением его активности в течение дня и недели. Известно, что максимальная работоспособность проявляется у ребенка от 8.00 до 12.00 и от 16.00 до 18.00, а минимальная — в 14.00-16.00. Поэтому занятия, требующие умственного напряжения, лучше всего планировать в первой половине дня.

К концу недели работоспособность ребенка падает, нарастает утомление. Особенно это касается тех детей, кто посещает дошкольное учреждение. Ничео удивительного в этом нет — ведь в детском коллективе малышу приходится «обуздывать» свои желания и эмоции, контролировать двигательную активность. Всё это требует огромной затраты нервной энергии. Не секрет, что дети могут уставать от интенсивного общения со сверстниками. Поэтому отнеситесь с пониманием и уважением к тому обстоятельству, что дома в субботу и воскресенье вашему ребенку требуется разрядка.

Учитесь у ребенка!

  • максимальная продолжительность непрерывного бодрствования — 5,5-6 часов;
  • сон — 12,5-12 часов (из них 2-2,5 часа приходится на дневной сон);
  • четыре приема пищи с интервалом в 3,5-4 часа.

Очень важно, чтобы режим дома совпадал с режимом дошкольного учреждения. Поинтересуйтесь, как складывается распорядок дня вашего ребенка в детском саду. Вы можете удивиться — он сам подскажет вам, что вы делаете дома не так, и поможет скорректировать режим.

А заканчиваем мы эту небольшую памятку таблицей, в которой указаны основные этапы дня дошкольника в зависимости от его возрастной группы.

Элементы режима

3-4 года

5-7 лет

Утренняя гимнастика, водные процедуры, туалет

Подготовка к завтраку, завтрак

Игры, посильный труд в быту

Возвращение с прогулки, игры, занятия с родителями

Подготовка к обеду, обед

Подготовка ко сну, сон

Подъем после сна, подготовка к полднику, полдник, игры

Подготовка к прогулке, прогулка


Важное условие развития малыша - это организация распорядка, который соответствует его возрасту. Режим представляет собой распределение различной деятельности крохи равномерно на протяжении суток.

Зачем нужен распорядок?:

Оптимальный режим – важное условие для сохранения здоровья малыша, основа его жизни. Его особенности будут отличаться по мере взросления крохи. Важно сделать так, чтобы режим дня, предусмотренный в детском саду, совпадал с домашним, поскольку в дошкольном возрасте закладывается фундамент физического и психического здоровья.

Режим дня нужен ребенку для организации его жизнедеятельности и переключения с одного вида деятельности на другой.
Распорядок дня состоит из таких видов деятельности:

Период отдыха и сна;
Прием пищи;
Прогулка;
Занятия и обучение.

Проведение перечисленных мероприятий систематически в одинаковое время положительно сказывается на состоянии здоровья малышей. Поэтому педиатры настоятельно советуют взрослым сделать все возможное для соблюдения режима своими детьми. Режим дня важно соблюдать как детям, которые посещают дошкольное учреждение, так и домашним крохам.
Правильная организация режима играет огромную роль в предупреждении заболеваний.

Детей важно приучать к выполнению правил распорядка дня с наиболее раннего возраста. Тогда у них легко формируются привычки к организованности, дисциплине, порядку, правильному отдыху. Стремитесь к тому, чтобы придерживаться режима ежедневно.
Малыши до 5-6 лет крайне быстро адаптируются к установленному распорядку и нормально реагируют на него. Чем младше кроха, тем комфортнее ему в условиях правильного режима. Малыши, которые живут по строгому распорядку растут более уравновешенными, уверенными в себе, поскольку любая неожиданность не приводит их к стрессовым состояниям.

Правила "НЕ" для детского режима:

В режиме обязательно выполнять два главных "НЕ":

1. Не сокращайте сон малыша;
2. Не проводите обучающие и развивающие мероприятия после 19 часов.

Признаки правильного распорядка:

Хорошая работоспособность;
Отсутствие переутомления;
Повышение сопротивляемости организма.

Строгость соблюдения режима дня:

Режим дня может не выполняться строго. На его соблюдение влияют такие факторы:

Состояние здоровья малыша. Если ваш кроха заболел, тогда рекомендуется увеличить сон и отдых;
Погодные условия: если хорошая погода – увеличивайте время прогулок.

Принципы режима:

1. Строгое соблюдение;
2. Не допускаются постоянные изменения правил распорядка;
3. Обязательный учет возраста крохи, его индивидуальных потребностей и особенностей;
4. Характер и продолжительность разных видов деятельности должны соответствовать развитию крохи и его способностям.

Наиболее рациональный режим для дошкольников:

7.00 – 7.30 – пробуждение, гимнастика, водные процедуры;

8.00 – 8.30 – время первого завтрака;

9.00 – 10.00 – обучающие занятия;

10.00 – время второго завтрака;

10.20 – 12.00 – прогулки на улице;

12.30 – 13.00 – время обеда;

13.00 – 15.00 – дневной отдых;

15.30 – время полдника;

16.00 – 18.00 - игровая активность, прогулки и развлечения на улице, обучающие мероприятия;

18.30 – 19.00 – время ужина;

19.00 – 20.30 – игры, самостоятельные виды деятельности;

21.00 – подготовка и отход ко сну, сон.

Приемы пищи:

Все дошкольники нуждаются в 5-разовом приеме пищи:

1. Завтрак;
2. Второй завтрак;
3. Обед;
4. Полдник;
5. Ужин.

Размер порций должен соответствовать возрасту малыша. На второй завтрак и полдник идеально подойдут различные сезонные фрукты, выпечка и кондитерские изделия, молочные или кисломолочные продукты.

Никогда не делайте продолжительных интервалов между едой! К патологиям желудочно-кишечного тракта у дошкольников часто приводят:

1. Беспорядочное питание;
2. Длительные интервалы между приемами пищи;
3. Переедание;
4. Слишком частый прием пищи.

Организация сна:

Суточная продолжительность сна ребенка полностью зависит от его возраста:

До 5 лет длительность сна должна составлять 12-12,5 часов в сутки;
Малыши от 5 до 7 лет должны спать по 11,5-12 часов в сутки.

Продолжительность ночного сна должна составлять не менее десяти часов.

Важно соблюдать такие правила подготовки к ночному сну:

Не играйте в шумные игры;
Ограничьте просмотр телевизора;
Не разрешайте малышу играть в компьютерные игры.

Все перечисленные выше занятия сильно возбуждают нервную систему ребенка и значительно ухудшают его сон.
Полезен для здоровья крохи дневной сон, продолжительность которого должна быть 1-2 часа. Часто случается так, что к семи годам, а иногда и раньше многие малыши отказываются от сна в дневное время. Родители должны сделать все возможное, что ребенок в обед просто отдохнул от активности:
Почитал;
Просто помечтал;
Полежал на кровати;
Поиграл в пассивные игры.

Недостаточное количество отдыха негативно сказывается на здоровье крохи, его настроении и способности к обучению и развитию.

О прогулках:

Пребывание на воздухе - одно из основных занятий малыша. Физическая активность важна как для сохранения здоровья, так и для настроения.

Гулять с детьми нужно каждый день и при любой погоде, кроме дождя или мороза. Малыши не мерзнут на улице из-за достаточной активности. Пребывание на улице - прекрасный способ закаливания. Влияние воздуха на детский организм:

Улучшаются и ускоряются обменные процессы;
Стимулируется работа сердечно-сосудистой системы;
Нормализуется дыхание;
Повышается устойчивость организма к инфекциям.

Особенности развивающих мероприятий:

Грамота;
Физкультура;
Творчество;
Математика;
Ознакомление с окружающим миром.

Благоприятное время для обучения:

9-12 часов;
16- 18 часов.

С малышами 3-4 лет достаточно проводить два занятия в день продолжительностью по 15-20 минут. С 5-6-летними детьми рекомендовано 2-3 занятия в день по полчаса.

Если кроха посещает детский сад, то ему вполне достаточно 2-3 спортивных или танцевальных урока.
Излишняя загруженность крохи занятиями отрицательно отразится на его здоровье. Как правило, это проявляется немного позднее в таких формах:

Неврозы;
Снижение иммунитета;
Нарушение сна.

Важно не забывать о том, что у малыша должно оставаться некоторое количество времени, чтобы поиграть самостоятельно.

1. Стремитесь к соблюдению времени и длительности сна;

3. Сделайте так, чтобы кроха поднимался утром в одно и то же время;

4. Следите за тем, чтобы ребенок принимал пищу 4-5 раз в день;

5. Первый завтрак должен быть не позднее одного часа после подъема, а последний – за 1,5 часа до отхода ко сну;

6. Промежутки между кормлениями - около 3-4 часов;

7. Малыш должен много времени проводить на улице: летом более 6 часов, осенью и зимой не менее 4 часов;

8. Не допускайте частых изменений режима;

9. Учитывайте возрастные особенности, способности и возможности крохи;

10. Ребенок должен начинать день с зарядки;

11. В режиме дня выделяйте время для водных процедур;

12. Выделяйте достаточно времени для приема пищи, чтобы ребенок мог ее тщательно пережевывать;

13. Выделяйте достаточно времени для развивающих занятий.

Нарушение режима:

Правильный распорядок не должен нарушаться в выходные или праздничные дни. В детском саду строго выполняется режим, но многие родители иногда дома нарушают его. Тогда малыш после выходных приходит уставшим или возбужденным, а не отдохнувшим. От нарушений распорядка дня страдают как дети, так и взрослые. Они тратят больше энергии, испытывают усталость, многое не успевают выполнить. Поэтому выполнение режима дошкольника важно для облегчения жизни всех членов семьи!
Наиболее часто нарушение режима вызвано такими причинами:

1. Недостаточная физическая активность малыша;
2. Увлеченность просмотром телевизора;
3. Увлеченность компьютерными играми;
4. Родители не осознают роль дневного сна.

Родители должны уделять повышенное внимание выполнению режима дня своего ребенка. Тогда у него будут формироваться положительные черты характера – организованность, самостоятельность, дисциплинированность, уверенность в своих силах!


Режим дня ребенка подстраивается под жизненные обстоятельства, а также под ритм, привычки и планы семьи: как самого малыша, так и его родителей.

Помните: распорядок дня — способ распределить время по видам деятельности в течение суток. Его задача не нагрузить ребенка по максимуму, а сбалансировать его распорядок дня так, чтобы организм и нервная система малыша не были перегружены, чтобы любой вид деятельности приносил пользу, а не истощал ребёнка. Периоды работы и учебы должны сочетаться с отдыхом, сном и едой.

Плюсы и минусы соблюдения режима дня

Не все психологи и педиатры сходятся во мнении о пользе введения в жизнь ребенка четкого распорядка дня. Есть как положительные, так и отрицательные отзывы в соблюдение режима. Выбор остается за родителями, только они могут понять действует ли распорядок дня на их ребенка положительно или присутствует гораздо больше отрицательных моментов.

Отрицательные отзывы:

  • Соблюдение жесткого режима противоречит естественной биологии: организм ребенка на уровне интуиции понимает свои потребности, и режим не является необходимостью.
  • Режим – это своего рода насилие и принуждение делать «как надо». Далеко не каждому дошкольнику режим приносит психологическую пользу.
  • Ребенок – личность творческая, обладающая индивидуальностью и открытостью. А режим – это ограничения, которые нужны иногда больше родителям.

Положительные отзывы:

  • Соблюдение режима дня для дошкольника – это путь к здоровому телу: одно время для приёмов пищи, прогулок на свежем воздухе, сна.
  • Врачи считают, что именно соблюдение режима способствует укреплению здоровья; всему свое время: еде, сну, прогулкам, и организм привыкает – сон становится крепким, а аппетит улучшается.
  • Именно режим помогает организовать время ребенка, а это значит, что все будет предсказуемо, запланировано, как следствие, у дошкольника не будет чувства беспомощности от попадания в неожиданные ситуации, не будет суеты и беспокойства.
  • Ребёнка, который привык к режиму нужно меньше контролировать. Это хорошо как для родителей, так и для дошкольника.
  • Именно распорядок дня часто становится тем «спасательным кругом», который спасает малыша в новом мире школы. Это та стабильность и неизменность, которая придает уверенности.
  • Режим часто способствует формированию самодисциплины.


Важно понимать, что режим дня ребенка – это не строгий график, когда с точностью до секунды нужно уложиться во время для выполнения задания, это хороший способ удовлетворить потребности крохи. Взрослея, распорядок дня у малыша может и должен меняться.

Для каждой семьи режим будет строиться согласно их представлениям о необходимой деятельности для ребенка, хобби и традициях.

Перед важнейшим событием для малыша – поступлением в школу – задача родителей заранее перестроить его распорядок дня, так, чтобы минимально изменять его в начальной школе. Ребенок должен высыпаться, гулять, делать уроки не поздно вечером, а заранее. Чтобы дошкольник мог не только учиться, но и уделить время играм, хобби или любимому делу.

Составляя распорядка дня помните:

  • важна гибкость режима дня;
  • разумность его составления;
  • необходимо исходить из интересов и потребностей именно вашего ребенка.

Приучаем ребенка к режиму дня

Если так сложилось, что ваш ребенок не соблюдает режим дня или по каким-то причинам его распорядок сбился или попросту плохо вписывается в новые обстоятельства жизни дошкольника, то необходимо его изменить.

Делать это нужно постепенно:

  • Играйте с ребенком, приучая к режиму. Вам очень помогут игры и соревнования. Используйте цветные плакаты, смешные и оригинальные часы, будильники, яркое расписание и т.д.;
  • Не отклоняйтесь от режима, ни при каких условиях (приход гостей – не повод изменить режим);
  • Обращайте внимание на то, как ребенок себя чувствует (при болезни внесите необходимые корректировки в распорядок дня);
  • Не заменяйте игры и прогулки на компьютер, планшет или телевизор;
  • Покажите пример – обязательно сами соблюдайте режим, иначе ребенок увидит, что распорядок дня необязателен.
  • Интуитивный режим. Если вы внимательно приглядитесь к своему малышу, то заметите, что часто он встает и идет спать примерно в одно время, играет, гуляет. Родители, отрицающие принятый распорядок дня часто выстраивают свой, не осознавая этого.

Что дает режим дня ребенку

  • Каждый педиатр говорит родителям, что режим дня дошкольника — это база для здоровья ребенка, а не просто временный момент в жизни — режим поможет развиваться, учиться и расти без вреда для здоровья.
  • Также распорядок дня влияет на психологическое здоровье малыша. Если ваше чадо засыпает и просыпается в разное время, значит, и бодрствует он разное количество часов. Как результат утомляемость, раздражительность, возможны проявления агрессии и ослабление иммунитета.
  • Режим организует ребенка и помогает в достижении поставленных целей. Если он хочет научиться играть на гитаре или в шахматы, в его расписании появится время для занятий, соответственно малыш идет к цели.
  • Режим дня ребенка важен и взрослому. Причем, сначала он немного нужнее родителям, потому что это способствует лучшему контролю своего времени. Затем режим нужен уже ребенку.
  • Ребенку, который живет по режиму с детства, не приходит на ум отказаться ложиться спать, есть или гулять. Малыш сам будет охотно придерживаться распорядка дня, потому что это залог стабильности и спокойствия, которые так для него важны. По утрам у ребенка есть время, не спеша одеться, никто его не подгоняет. Днём ритм жизни в семье предсказуем – все проходит мирно и без конфликтов. Вечером родители могут посвятить время себе.

Со временем режим незначительно изменяется. Уменьшается количество сна, ребенок престает спать днем или спит меньше. Но помните, что ребенку все еще необходим более продолжительный сон, нежели взрослому.

Сон ребенка

  • крохе до 5 лет необходимо спать больше 12 часов в сутки;
  • малышу чуть старше: от 5 до 6 уже подойдет сон от 11 часов;
  • дошкольник обязательно должен спать днем один раз до 6 лет.

Особенность сна ребенка определяется всем, что его окружает. Звуки, обстановка дома, воспитание. Ряд детей необходимость идти спать воспринимают с неохотой, иногда с агрессией. Малыш не знает и ни понимает, что регулярное недосыпание часто является причиной его плохого самочувствия, отсутствия настроения, частых капризах и крайне негативно отражается на здоровье в целом. Что ярко отражается не только на состоянии нервной системы, но и в ослаблении иммунитета всего организма в целом.

Ложимся спать и встаем вовремя

  • Часто малыш хочет завершить то, чем он занимался (игру, рисование и т.д). Поэтому заранее (за 10-15 минут) скажите ребёнку о том, что скоро нужно ложиться спать. А когда этот момент наступит, отведите ребенка в кровать, не поддавайтесь уговорам поиграть еще немного или слезам о том, что он не дорисовал картину.
  • Постепенно переключить ребенка от игры ко сну поможет правило о том, что малыш должен сам переодеваться. Готовить (расстилать) кровать ко сну, укладывать любимую игрушку под одеяло.
  • Самый лучший способ побудить малыша запрыгнуть быстро в кровать и приготовится ко сну — это ритуал с чтением книги на ночь в обнимку с мамой или папой.
  • Лучше всего, если после пробуждения ребёнок сразу встает. Но не забывайте при необходимости оставить минут пять или десять на переход малыша от сна к бодрствованию, ведь некоторым нужно время, чтобы проснуться.
  • Затем пусть малыш самостоятельно оденется. В течение всего дошкольного времени у детей следует закреплять привычку одеваться самостоятельно, умываться и причёсываться после сна.

Мы уже писали о том, . Эта статья может быть вам полезна.

Основные правила составления режима

  • Режим должен быть подходящим и удобным для вас и ребенка.
  • Важно учитывать биологические ритмы малыша, а не изменять их.
  • Нет «верного» распорядка, есть возможный план. Вы можете вставать рано или, напротив, строить свой распорядок так, чтобы обязательно выспаться.

Если ежедневно повторяется режим во времени отхода ко сну, еде, времени для обучения, прогулок и игр — оказывает благотворное влияние на все физиологические процессы в организме и нервную систему ребенка Известно, что отсутствие нормального режима влияет на состояние дошкольника: ребенок утомляется, чувствует себя вялым или, напротив, слишком возбужден.

Возможный распорядок дня ребенка 1-3 лет. Мама и ребенок

Примерное время Занятия совместно с мамой
7:00 Поднимаемся, умываемся, одеваемся
8:00 Готовим и едим завтрак
9:00 Играем, делаем задания, узнаём что-то новое
10:00 Можно перекусить
10:30 - 12:00 Время отправится на прогулку
12:30 Обедаем
13:00 - 15:00 Послеобеденный сон
15:30 Легкий перекус
16:00 Время развивающих игр, творчества и рукоделия
16:30 - 18:00 Прогулка
18:30 Ужин в кругу семьи
19:00
20:00 – начинайте готовиться ко сну, умывание/ванна Начинайте готовится ко сну: оденьте пижаму, почитайте сказку
20:30 Пора спать

Возможный распорядок дня дошкольника 4-6 лет. Ребенок САМ!

Примерное время Ребёнок сам
7:30 Подъём, умывание, одевание
8:30 Завтрак
9:00 Время подвижных игр и развивающих заданий
10:00 - 13:00 Время прогулки
13:00 Обед
13:00 - 15:00 Послеобеденный сон
15:30 Легкий перекус
16:00 Время развивающих игр, творчества, рукоделия и хобби
18:30 Ужин в кругу семьи
19:30 Спокойные игры и совместное общение
20:00 Готовимся ко сну, читаем на ночь
21:00

». Консультация для родителей

Режим дня - это чёткий распорядок жизни в течение суток, предусматривающий чередование бодрствования и сна, а так же рациональную организацию различных видов деятельности. Правильный, соответствующий возрастным возможностям ребёнка режим укрепляет здоровье, обеспечивает работоспособность, успешное осуществление разнообразной деятельности, предохраняет от переутомления.

Любая деятельность – это ответная реакция на внешний раздражитель, осуществляемая рефлекторно. Она является результатом сложных процессов в коре головного мозга, сопровождается огромной потерей (тратой) нервной энергии и приводит к утомлению.

У ребёнка, приученного к строгому распорядку, потребность в еде, сне, отдыхе наступает через определённые промежутки времени и сопровождается ритмичными изменениями в деятельности всех внутренних органов. Организм как бы заблаговременно настраивается на предстоящую деятельность, поэтому она осуществляется достаточно эффективно, без лишней траты нервной энергии и не вызывает выраженного утомления.

Хорошая работоспособность в течение дня обеспечивается разнообразием видов деятельности и их чередованием. С физиологической точки зрения это объясняется способностью коры головного мозга одновременно работать и отдыхать. В каждый отдельный момент работает не вся её поверхность, а отдельные участки, именно те, которые ведают данной деятельностью, остальные области коры в это время находятся в состоянии покоя. При изменении характера занятий поле оптимальной возбудимости перемещается и создаются условия для отдыха ранее функционирующих участков коры головного мозга.

В течение суток активность и работоспособность ребёнка не одинаковы. Их подъём отмечается от 8 до 2 часов и от 16 до 18 часов, а период минимальной приходится на 14-16 часов. Не случайно поэтому занятия, вызывающие выраженное утомление детей, планируются в первую половину дня, в часы оптимальной работоспособности.

Работоспособность неоднозначна и на протяжении недели. В понедельник она невысока. Это можно объяснить адаптацией ребёнка к режиму детского сада после двухдневного пребывания в домашних условиях, когда в большинстве случаев привычный режим существенно нарушается.

Наилучшие показатели работоспособности отмечается во вторник и в среду, а начиная с четверга, она вновь ухудшается, достигая самых низких характеристик в пятницу и субботу. Следовательно, к концу недели происходит постепенное и неуклонное возрастные утомления. В известной мере это обусловлено большой продолжительностью малоподвижного состояния детей, занятых спокойными играми, хозяйственно-бытовым трудом, учебной работой. В общей сложности 75-80 % времени пребывания в детском саду приходится на малоподвижную деятельность, между тем как ребёнку присуща потребность в активных движениях. Увеличение длительного компонента и рациональное распределение в течение недели занятий, особенно утомительных для детей, можно отнести к числу мер по предупреждению утомления.

Сон. Как бы целесообразно ни строился режим – с дозировкой нагрузок, переключением на разные виды деятельности, с увеличением двигательного компонента, в течение суток показатели биологической активности ребёнка неизбежно снижается, что диктует необходимость смены деятельного состояния на сон.

Изучение физиологов сна выявило, что он неоднороден, а состоит из двух сменяющих друг друга фаз. Фаза медленного более продолжительная (около 75-80 % всей длительности сна) это фаза глубокого сна (без сновидений, когда корковые клетки отдыхают, но другие системы активны, в частности, отмечается сильный выброс в кровь гормонов роста, и именно в эти часы дети растут.

Вторая фаза – быстрый сон - это активное состояние корковых клеток, в процессе которого осуществляется переработка информации поступившей за день, её анализ и отбор для хранения в долгосрочной памяти.

Для 3- х летних - 12 часов 50 минут;

Для старших дошкольников – 12 часов.

Ночной сон – 10 часов 30 минут – 10 часов 15 минут.

Дневной – 2 часа 20 минут – 1 час 45 минут.

Здоровая усталость – предпосылка хорошего сна.

Процесс засыпания осложняется и удлиняется, если дети перевозбуждены. Полумрак, приглушенные звуковые раздражители, опорожненный кишечник и мочевой пузырь, тёплый душ или ванна, удобная чистая пастель, ласковое обращение с ребёнком способствуют нормальному засыпанию.

Приём пищи. Обязательным компонентом режима является приём пищи, который организуется с учётом перерывов между завтраком, обедом, полдником – ужином в пределах 4 часов. Строгое соблюдение установленных часов приёма пищи служит условным раздражителем пищевого рефлекса и обеспечивает секрецию пищеварительных соков, хороший аппетит

Недопустимо, чтобы дети сидели за столом в ожидании пищи и после её приёма - это способствует утомлению.

Прогулка – это элемент режима, дающий возможность детям в подвижных упражнениях и полном расслаблении.

www.maam.ru

Каким должен быть режим дня ребенка дошкольного возраста?

Вероятно, пока ваш ребенок был мал, вы уже поняли все несомненные достоинства режима дня. Если режим дня соответствует развитию и физиологическим возможностям ребенка, то он легко к нему привыкнет. Правильное чередование бодрствования и сна предупреждает переутомление, создает условия для нормального развития двигательной активности, воспитывает уравновешенность, приучает ребенка легко подчиняться семейному распорядку.

Каким должен быть режим дня ребенка дошкольного возраста?

Режим дня ребенка дошкольного возраста отличается от тех режимов, что были в более раннем возрасте. Ребенок растет; ему все меньше требуется времени для сна и все больше для различных занятий.

В три года ребенок должен спать около 13 часов, включая 2-часовой дневной сон. В четыре-пять лет суммарный суточный сон будет составлять порядка 12 часов, причем ребенок должен спать около 10 асов ночью и около 2 часов днем.

Наиболее полезен дневной сон на воздухе, но организовать его практически не всегда возможно. Поэтому в большинстве случаев приходится укладывать малыша спать и днем и вечером в помещении. Комнату перед сном обязательно проветривают.

Во время сна, если позволяют условия, целесообразно оставить открытым окно или хотя бы форточку.

Заботясь о длительности и глубине сна, следует сохранять тишину в комнате ребенка: выключить яркий свет, радио, не включать телевизор, громко не разговаривать, не выполнять шумную домашнюю работу. Кратковременный или поверхностный сон не обеспечивает детскому организму необходимого отдыха.

Сон ребенка дошкольного возраста

Сну должна предшествовать определенная подготовка . Необходимо предложить ребенку опорожнить кишечник и мочевой пузырь (дети дошкольного возраста должны это делать самостоятельно) . Малыш должен умыться перед ночным сном и почистить зубы.

Укладывая его спать, нужно проследить, чтобы снятая одежда была аккуратно сложена, надета пижама (ночная рубашка) . Часто наиболее удобной оказывается поза на правом боку с левой рукой поверх одеяла. Затем малыша оставляют одного, не ожидая, пока он уснет.

Дети дошкольного возраста, как правило, засыпают быстро. Чтобы ребенок скорее засыпал, можно поддерживать такой ежедневный ритуал, как чтение короткой сказки, пение колыбельной, прослушивание любимой детской песенки.

Ночной сон у детей обычно глубокий, и строгое соблюдение тишины в соседних комнатах необязательно. Ребенок не проснется, если негромко включить радиоприемник или телевизор.

Следует иметь в виду, что подвижные игры перед сном затрудняют засыпание. За 30–40 минут до сна надо занять малыша спокойной деятельностью: рассматриванием или раскрашиванием картинок, рисованием.

Некоторые дети спят беспокойно, мечутся в постели, порой гримасничают, причмокивают губами, приоткрывают глаза или разговаривают. Беспокойный сон ребенка может быть связан с психическим переутомлением малыша, длительным просмотром перед сном телевизионных передач, острой пищей за ужином или неблагоприятными для сна условиями (жарой, неудобной постелью или ночной одеждой) . Порой причиной беспокойного сна являются сновидения.

Считают, что сновидения появляются у детей после двух лет и обычно отражают пережитые ими события, страхи, боязнь наказания. Если страшные сновидения бывают причиной беспокойного сна ребенка изредка, это не должно беспокоить родителей. При частом их повторении лучше обратиться за советом и помощью к детскому врачу.

Ориентировочный распорядок дня дошкольника включает следующие составляющие (в порядке следования друг за другом) :

  • утренняя гимнастика, водные (и закаливающие) процедуры, туалет – 1 час;
  • завтрак – 30 минут;
  • игры или помощь маме по хозяйству: для ребенка трех лет – 20 минут с небольшими паузами; для ребенка четырех-пяти лет – 20 минут без перерыва;
  • прогулка – 2 часа;
  • возвращение домой, игры, общение – 20–25 минут;
  • обед – 30 минут;
  • дневной сон: для ребенка трех лет – 2 часа 20 минут; для ребенка четырех-пяти лет – 2 часа 10 минут;
  • пробуждение, полдник, не очень подвижные игры – 1 час;
  • прогулка – 1 час 20 минут;
  • возвращение с прогулки и игры с родителями или с другими членами семьи – 30–40 минут;
  • ужин – 30 минут;
  • спокойные игры, не требующие большой сосредоточенности – 30–40 минут;
  • сон – не менее 12 часов.

На основании предложенной схемы можно составить индивидуальный режим дня для ребенка с учетом распорядка в семье и индивидуальных особенностей ребенка.

Подробней www.medmoon.ru

Режим дня дошкольников

КАЖДОМУ РЕБЕНКУ - СВОЙ РЕЖИМ!

Каждый малыш нуждается в определенных условиях воспитания , которые едины для всех возрастов, но содержание их меняется по мере того, как он подрастает. Одним из этих условий является правильная организация режима, отвечающего возрасту ребенка.

Если сон, кормление, прогулки, занятия, купание и др. изо дня в день проводятся в одно и тоже время, то организм приспосабливается к такому распорядку. Правильный режим – основа жизни ребенка, главное условие сохранения его здоровья.

Возраст до 1 года

Известно, что режим способствует созданию у детей уравновешенного, бодрого, эмоционально положительного состояния. В первые два месяца после рождения ребенок спит и бодрствует в кроватке, с третьего – его лучше выкладывать в манеж.

Очень важно, чтобы малыш ежедневно бывал достаточное время на свежем воздухе. Лучше всего, если в этих условиях вам удастся организовать дневной сон. С возрастом малыш уже меньше спит, больше бодрствует, сокращается число необходимых кормлений.

И в связи с этим постепенно усложняется его режим. Не забывайте о том, что каждый ребенок индивидуален, и в зависимости от установившегося времени пробуждения после ночного сна возможны и различные варианты режима. Однако при переходе с одного режима на другой, при введении прикорма и закаливания всегда придерживайтесь следующих правил: соблюдайте последовательность режимных процессов - сон, кормление, бодрствование; учитывайте реакцию малыша на все новое, что вы ему предлагаете; изменяйте режим постепенно, но настойчиво.

Вариантов режима у детей до 1 года несколько.

Мы предлагаем примерные варианты режима ребенка в 9-12 месяцев.

Элементы режима

новостигороскопы 2016сонникгаданияименатестыпсихологияздоровьекрасотадомлюбовьденьгидосугопрос

ЛЕЧЕБНИК

Болезни: симптомы и лечение || Медицинская энциклопедия AstroMeridian.ru » ПРОФИЛАКТИКА БОЛЕЗНЕЙ (вакцинация, питание) » Физиотерапия, режим дня и гигиена » Какой должен быть режим дня детей дошкольного возраста

Какой должен быть режим дня детей дошкольного возраста

Для здоровья и нормального развития детей дошкольного возраста необходимо соблюдать правильный режим дня. Известно, что в возрасте 5–7 лет дети могут сохранять активное внимание лишь в течение 15 мин, в 8–10 лет – 20 мин, в 11–12 лет – 25 мин.

Выработанные и упроченные сложные условные рефлексы на время приема пищи, сна, включения в работу приобретают характер динамического стереотипа. Итак, какой должен быть режим дня детей дошкольного возраста?

Правильное формирование режима дня ребенка создает ровное, бодрое настроение, способствует интересу к учебной и творческой деятельности и нормальному развитию ребенка.

В дошкольном возрасте проводится большая работа по подготовке детей к обучению в школе , поэтому режим строго дифференцируется с учетом возрастного состава и индивидуальных особенностей психики каждого ребенка.

Правильный режим дня детей дошкольного возраста

В режиме дня детей 3–4 лет предусматривается сон в течение 12–12,5 ч (из них 2 ч одноразовый дневной) , пребывание на воздухе зимой не менее 3–4 ч, а летом – весь день.

Режим дня детей дошкольного возраста 4-5 лет. В режиме детей 4–5 лет длительность сна сохраняется без изменений, в то же время длительность организационных занятий увеличивается на 15–20 мин, характер их несколько усложняется.

В режиме детей 5–7 лет на сон отводится 11,5 ч ночью и 1,5 ч днем. В течение дня проводится 2 занятия. 1-е продолжительностью 25–30 мин, 2-е – 15–20 мин с перерывом 10 мин.

При этом занятия приобретают характер обучения.

Все свободное от занятий время, исключая время приема пищи и сна, должно отводиться играм и прогулкам на свежем воздухе.

Особое место занимает режим дня школьников. Рациональный режим обучения должен отодвигать наступление утомления учащегося и предупреждать быстрое снижение работоспособности во 2 половине учебного дня.

Почему правильный режим дня важен для развития ребенка

Решение задачи формирования режима дня ребенка возможно достичь:

1) правильной организацией урока;

2) нормированием общего количества ежедневных и еженедельных уроков;

3) регламентацией продолжительности уроков и перемен;

4) рациональным построением занятий;

5) использованием каникул;

6) организацией рационального питания в течение учебного дня.

У младших школьников первая сигнальная система по сравнению со второй развита сильнее, поэтому для сохранения работоспособности необходимо широко использовать представление наглядного учебного материала.

Известна следующая предельная учебная нагрузка школьников в неделю: 1–3-й класс – 24 ч; 4-й класс – 27 ч; 5–7-й класс – 29 ч.

Это используется, как известно, в целях регламентации нагрузки, ее перераспределения в течение недели и года. Заболеваемость и профилактика

Дошкольный возрастной период характеризуется тем, что из заболеваний на первом месте по частоте стоят инфекционные, определяемые широкими контактами детей, а также болезни органов дыхания. Однако заболевания у детей этого периода, как правило, имеют доброкачественное течение.

Режим дня детей младшего школьного возраста

Период младшего школьного возраста характеризуется тем, что ребенок теперь меньшее время проводит на воздухе, периодически нарушает режим питания, возрастают нагрузки на нервную систему и психику.

В этом возрасте число обращений за врачебной помощью минимально, но в результате врачебных осмотров выявляются у детей изменение зрения, нарушение осанки, кариес зубов. Остается высокой частота инфекционных заболеваний, а также желудочно-кишечных, сердечных и аллергических болезней. Существенно увеличивается число детей с избыточным весом.

Основными профилактическими мероприятиями для многих заболеваний являются процедуры связанные с личной и общей гигиеной, физической культурой, закаливанием.

В частности, известно, что соблюдение гигиенических требований к школьным учебникам и детским книгам обеспечивает оптимальные условия для работы органов зрения, и наоборот – мелкий шрифт, плохая печать влекут за собой повышение внутриглазного давления, преждевременное утомление зрительного анализатора и служат основной причиной развития близорукости. Не меньшее значение имеют размеры и четкость шрифта, минимальная высота которого установлена 1,75 мм в учебниках для старших классов и 2,1–2,4 мм в учебниках для младших классов.

Большое значение в формировании опорно-двигательного аппарата имеет детская мебель. Несоответствие детской мебели росту и пропорциям тела может приводить к напряжению определенных мышц спины, шеи, конечностей, что вызывает утомление и может служить причиной нарушения осанки (асимметрия плеч и лопаток, сколиозы, кифозы, лордозы) .

Важным средством профилактики здоровья школьников является организация медицинского контроля в виде ежегодного профилактического медицинского осмотра.

Физическая активность и закаливание детей

Физическая активность имеет значение как для преодоления двигательного дефицита (гиподинамии) , так и для сохранения и укрепления здоровья каждого человека. При этом уровень и вид физических нагрузок определяет в некоторых случаях врач: после перенесенных инфекционных заболеваний, при возникших признаках асимметрии тела и др.

Наряду с физкультурой и спортом прекрасным средством профилактики заболеваний и укрепления физического и психического здоровья является закаливание.

Основные гигиенические правила закаливания предусматривают: постепенность увеличения закаливающих нагрузок; последовательность перехода от одной процедуры к другой с более сильным воздействием; регулярность и систематичность; комплексность (сочетание различных природных факторов) ; учет индивидуальных особенностей организма.

Наиболее доступным закаливающим средством является воздух. Поэтому закаливание рекомендуют начинать с воздушных ванн; продолжительность их при температуре воздуха 15–20 °C сначало не должна превышать 20–30 мин. Затем продолжительность постепенно (ежедневно на 5–10 мин) увеличивают до 2 ч.

Более сильной закаливающей процедурой являются солнечные ванны. Для солнечной ванны благоприятны утренние часы: на юге – до 11 ч, в средней полосе – до 11–12 ч. Продолжительность солнечной ванны в начале не должна превышать 5–10 мин.

Длительность процедуры, прибавляя по 3–5 мин, можно довести до 30–40 мин.

Вода отличается наиболее сильным закаливающим эффектом. Благотворно влияют на организм различные водные процедуры (обтирание, обливание, души, ванны, купание в водоемах) . Закаливание водой обычно рекомендуют начинать с обтирания как наиболее мягко действующей процедуры.

Через 2–3 недели, когда приобретена некоторая привычка при помощи обтирания, переходят к другой, более интенсивной процедуре – обливанию.

Закаливанию способствуют и такие процедуры, как ванны для стоп, хождение босиком. После хождения босиком необходимо тщательно мыть ноги водой комнатной температуры с мылом и проводить 2–3-й минутный массаж.

Подробней на сайте www.AstroMeridian.ru

Режим дня детей дошкольного возраста | ДОШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ

Одним из важных факторов физического воспитания ребёнка является режим дня.

Режим дня – это специальная организация жизни ребёнка дошкольного возраста, которая чередует активную и пассивную деятельность ребёнка.

Для полноценного физического развития ребёнка очень важно чередование активной и пассивной деятельности. Благодаря этому ребёнок не утомляется, а также, если режим дня постоянно соблюдается, ребёнок всегда знает, чем он будет заниматься, ориентируется во времени.

Кроме того, у детей, которые живут без привычного уклада жизни, т.е. не по режиму дня часто встречается нарушение дисциплины, наблюдаются моменты непослушания. Благодаря организованному режиму дня у ребёнка формируются определённые формы поведения, т.е. появляются привычки, что очень важно в воспитании дошкольника. Ведь Вы можете предсказать поведение Вашего ребёнка, можете прогнозировать его реакции на то или иное событие, а также Вы сами можете строить свой режим дня и планировать ту деятельность, которой Вам необходимо заняться.

Конечно, сколько людей, столько и мнений. И я от многих слышала о том, что режим дня – это индивидуально для каждого ребёнка, что существуют дети «нережимники», которые не могут жить по режиму, которые устанавливают его себе самостоятельно, подстраивая тем самым под него маму. Но на мой взгляд необходимо хотя бы чуть-чуть придерживаться хоть какого-нибудь распорядка дня, и Вы увидите, что стало легче справиться с ребёнком, распределить своё время, что-то успеть сделать.

Идеальный режим дня для ребёнка от 1,5 до 7 лет .

7.00 – Подъём ребёнка, утренний туалет, утренняя гимнастика.

Чтобы ребёнок просыпался в хорошем настроении не следует его будить истошным криком о том, что уже пора вставать, или толкать его в бок. Лучше всего подъём ребёнка начать с потешки или пестушки, которую необходимо произносить ласково. Например,

Мы проснулись, потянулись,

Подробней на сайте nashidetci.ru

Режим дня детей дошкольного возраста

Дошкольное развитие, Здоровье

Огромное значение для ребёнка, особенно для его физического и эмоционального развития, имеет распорядок дня. Одно и то же, ежедневное время для еды, сна, прогулок, занятий и игр - это отличная составляющая для правильного воспитания детей.

Распорядок дня - это правильное распределение периодов бодрствования и сна, приёмов пищи, различных оздоровительных процедур, занятий и какой-либо деятельности детей. Строгое выполнение даёт такие положительные качества, как бодрость, жизнерадостность, хорошее настроение и т.д. Запаздывание сна, прогулок, еды и игр достаточно плохо сказывается на состоянии ребёнка, а особенно на нервной системе.

В первые 3 года, распорядок дня у ребёнка меняется несколько раз. Он обязан подчиняться основным критериям воспитания детей дошкольного возраста, способствовать правильному развитию и росту, развитию двигательных способностей, укреплению здоровья, а также становлению речевых возможностей.

Режим дня детей дошкольного возраста -Работоспособность и бодрствование

Режим дня для детей дошкольного возраста также строится, учитывая особенности нервной системы, которая всё ещё уязвима и неустойчива.

Отличная работоспособность в течение всего дня гарантируется различными видами деятельности, а так же их правильными чередованиями.

Все физиологические процессы, происходящие в организме ребёнка, имеют свои биологические ритмы, они подчиняются единственному суточному ритму, это смена дня и ночи. Работоспособность ребёнка дошкольного возраста, в течение суток разная. Она отмечается с 8 до 12 часов и с 16 до 18 часов, а период, когда ребёнок менее активен, приходится на 14 – 16 часов. Поэтому занятия, которые больше всего утомляют ребёнка, должны приходиться на первую половину дня.

Работоспособность отличается и в течение всей недели. В понедельник она мала, так как после двух выходных, ребёнок адаптируется к режиму детского сада, а, как правило, в домашних условиях никакие режимы не соблюдаются.

Самые лучшие показатели работоспособности наблюдаются во вторник и в среду, а в четверг уже уменьшается. В пятницу достигает минимальных показателей. К концу недели все дети, чаще всего, становятся замученными и уставшими.

Количество отрезков бодрствования у детей дошкольного возраста достигает 5-6 часов, именно поэтому необходимо чередовать сон и бодрствование.

Ребёнок, который с самого раннего детства привык к соблюдению режима, в течение всей последующей жизни, его охотно выполняет. Ему практически никогда не приходит в голову, отказаться идти спать, когда наступает нужное для сна время.

Если малыш лёг в 9 часов и в течение получаса уснул, то утром, его не нужно будить, он проснётся сам достаточно бодрым и весёлым. В обеденное время, родители не тратят много времени для того, чтобы уговорить ребёнка сесть за стол. Всё начинается и заканчивается вполне спокойно и без истерик.

Режим дневного и ночного сна для детей дошкольного возраста

В течение 4 лет, режим меняется не так значительно. Немного уменьшается режим дневного сна. Но, ни в коем случае нельзя забывать о том, что ребёнок в дошкольном возрасте во сне нуждается намного больше, чем взрослый человек.

До 5 лет в сутки нужно спать от 12-12, 5 часов, 5-6 лет – от 11,5-12 часов. 10-11 часов ночью и 1,5-2 часа – днём.

Ночной сон – с 9 вечера до 7 утра или с 9,30 вечера и до 7,30 утра. Днём режим сна детей дошкольного возраста начинается в 13 или 13,30. Ребёнок не должен просыпаться позже 15,30. Шесть часов у ребёнка остаётся на то, чтобы поиграть и побаловаться вдоволь, а после этого почувствовать потребность в отдыхе.

Прежде всего, выполнение режима должно войти в привычку. Ребёнку, обычно, очень хочется каким-то образом закончить то, что он начал (это может только радовать) . Именно, поэтому необходимо заранее, за 10-15 минут, предупредить ребёнка о том, что через некоторое время он должен идти спать. А когда нужное время наступит, необходимо твёрдо настаивать на том, чтобы малыш не мешкал.

Читайте так же:

Режим дня для детей

16.30-18.30 – прогулка, самостоятельная деятельность, уход домой 18.30-19.30 - дома, прогулка с детьми. 19.30-20.30 - возвращение домой, легкий ужин, спокойные игры, гигиенические процедуры. 20.30-6.30 - ночной сон.

Питание

Нужно давать детямпорцииеды, соответствующие возрасту. Также нельзя допускать больших промежутков между приемами пищи. Беспорядочное питание,переедание, большие перерывы в еде или частые «перекусы» способствуют развитию заболеваний желудочно-кишечного тракта.

Сон

Вместо сна можно просто спокойно отдохнуть - полежать, почитать книгу или поиграть в спокойные игры. Постоянноенедосыпаниеотрицательно сказывается на работоспособности и настроении ребенка и плохо влияет на состоянии центральной нервной системы.

Прогулки, активные игры

Регулярные прогулки на свежем воздухе также являются элементом закаливания. Чистый, свежий воздух оказывает большое оздоровительное влияние на организм, улучшает процессы обмена веществ, деятельность сердечнососудистой системы и органов дыхания, повышает сопротивляемость к инфекциям.

Занятия

Режим дня дошкольника

Режим дня дошкольника – это распорядок различных видов деятельности и отдыха в течение суток для ребенка дошкольного возраста.

Соблюдение режима позволяет четко организовать жизнь ребенка и помогает его организму легко и быстро переключаться из одного состояние в другое. Регулярное повторение ритма дня, включающего сон, принятие пищи, прогулки, занятия в одно и то же время благоприятно влияет на развитие и здоровье ребенка дошкольного возраста. Поэтому врачи рекомендуют родителям организовывать правильный режим дня для своих детей.

Примерный режим дня

6.30 - 7.00 - дома: подъем, утренний туалет. 7.00 - 8.00 - в дошкольном учреждении: прием детей, самостоятельная деятельность. 8.00 - 8.50 –зарядка, подготовка к завтраку, завтрак 8.50 - 9.00 - самостоятельная деятельность 9.00 - 9.15 - 10.00 – образовательная деятельность 10.00 - подготовка к прогулке 12.00-12.30 - возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность, подготовка к обеду 12.00-13.00 - обед 12.30-13.00 - спокойные игры, подготовка ко сну. 13.00-15.00 - дневной сон. 15.00-15.15 - постепенный подъем, зарядка, самостоятельная деятельность. 15.15-15.25 – полдник.

Режим дня дошкольника - WomanWiki - женская энциклопедия

Если ребенок ходит в детский сад, то его режим примерно соответствует данным рекомендациям (кроме ужина, который в детском саду бывает рано) . Для детей, не посещающих садик, врачи также советуют придерживаться данного распорядка дня. Дети быстро привыкают к режиму дня и благоприятно на него реагируют.

Чем меньше ребенок, тем комфортнее он чувствует себя в рамках определенного распорядка дня. Для маленьких детей важна стабильность. Если они живут в определенном режиме, то чувствуют себя более уверенно и спокойно, так как любое новое, неожиданное событие является стрессом для их нервной системы.

Конечно, нет необходимости с точностью до минуты придерживаться данного расписания и жить по строгому графику. Достаточно ежедневно примерно соблюдать порядок и время событий. Например, в хорошую погоду можно значительно увеличить время прогулок, если ребенок слегка приболел, то уменьшить количество занятий и увеличить время отдыха и сна.

Питание

Для дошкольников необходимо 5-разовое питание, которое должно состоять из 3 основных приемов пищи – завтрак, обед, ужин, и 2 дополнительных, легких «перекусов» - второй завтрак и полдник. Завтрак, обед и ужин обязательно должны включать в себя горячие блюда.

Завтрак должен составлять по калорийности 25% от суточной нормы питания, обед - 40%, ужин – 20-25%. На второй завтрак и полдник можно предложить ребенку фрукты, молочные продукты, выпечку.

Нужно давать детям порции еды, соответствующие возрасту. Также нельзя допускать больших промежутков между приемами пищи. Беспорядочное питание, переедание, большие перерывы в еде или частые «перекусы» способствуют развитию заболеваний желудочно-кишечного тракта.

Сон

В дошкольном возрасте общая продолжительность сна детей в течение суток должна составлять: 12-12,5 часов для ребенка младше 5 лет, 11,5-12 часов – для ребенка 5-7 лет. Ночной сон ребенка должен быть не меньше 10 часов. Вечером перед сном не рекомендуются шумные игры, просмотр телевизора или игры на компьютере, так как подобные занятия возбуждают нервную систему ребенка и могут ухудшить ночной сон.

Желателен и дневной «тихий час»: 1-2 часа сна после обеда. Ближе к 7-летнему возрасту многие дети уже отказываются спать днем. Но даже в этом случае днем нужно дать организму передохнуть от активной деятельности.

Вместо сна можно просто спокойно отдохнуть - полежать, почитать книгу или поиграть в спокойные игры. Постоянное недосыпание отрицательно сказывается на работоспособности и настроении ребенка и плохо влияет на состоянии центральной нервной системы.

Прогулки, активные игры

Прогулки и активные игры на свежем воздухе должны обязательно ежедневно присутствовать в жизни ребенка. Физическая активность необходима детям для развития, для того, чтобы «выплеснуть энергию», и просто для хорошего настроения.

Желательно гулять с ребенком в любую погоду, за исключением сильного дождя и мороза. Дети на улице активно двигаются, поэтому мерзнут меньше, чем взрослые, стоящие на месте и присматривающие за ними.

Регулярные прогулки на свежем воздухе также являются элементом закаливания. Чистый, свежий воздух оказывает большое оздоровительное влияние на организм, улучшает процессы обмена веществ, деятельность сердечно-сосудистой системы и органов дыхания, повышает сопротивляемость к инфекциям.

Занятия

С ребенком-дошкольником проводятся учебные занятия – математика, обучение грамоте и другие, спортивные занятия, творческие занятия – рисование, лепка, конструирование, музыка, танцы. Врачи считают, что пики работоспособности у детей приходятся на периоды с 9 до 12 и с 16 до 18 часов, в это время и рекомендуется проводить занятия, связанные с умственной и физической нагрузкой.

С взрослением ребенка на проведение развивающих, обучающих и творческих занятий отводится все больше времени. Для 3-4 летних детей достаточно двух занятий длительностью по 15-20 минут ежедневно, с детьми 5-6 лет проводятся ежедневно два-три занятия длительностью от 20 до 30 минут каждое. В середине учебных занятий рекомендуется проводить физкультминутку.

Нельзя перегружать дошкольника различными кружками и секциями. Для ребенка, посещающего детский сад, достаточно 2-3 дополнительных занятий в спортивной секции или танцевальном кружке. Чрезмерно загруженный занятиями ребенок может получить проблемы со здоровьем в виде снижения иммунитета, неврозов, нарушения сна.

В течение дня у ребенка помимо специально проводимых занятий должно оставаться время для самостоятельных игр и развлечений, которые ему интересны.