Конспект филимоновская игрушка. Конспект занятия дымковская и филимоновская игрушка. Особенности филимоновской игрушки

Виктория Операй
Конспект занятия «Филимоновская игрушка»

Цель : Познакомить детей с филимоновской игрушкой , как с яркой представительницей традиционного народного искусства нашей родины.

Научить детей создавать орнаменты и узоры по мотивам филимоновской игрушки «Лошадка» .

Задачи :

Познавательные :

1. Рассказать о народной игрушке и о промысле села Филимонова .

2. Дать представление о технологии создания игрушки и её эстетических особенностях.

Обучающие :

1. Освоить рисование простейших элементов филимоновской росписи .

2. Научиться украшать узорами фигурку-трафарет, ориентируясь на образцы.

Воспитательные :

1. Учить детей воспринимать красоту родной традиционной культуры.

2. Учить расписывать шаблон угрушки, применяя нетрадиционную технику рисования ватными палочками.

3. Формировать навыки выполнения филимовских узоров .

Прививать любовь к народному искусству и народным промыслам.

Развивать мелкую моторику рук

Материалы : оригинал филимоновской игрушки и других народных игрушек . Ридер для выполнения упражнений. Карточки с образцами для упражнений, отражающие последовательность работы красками. Интерактивная доска; музыка с русской народной композицией; шаблоны филимоновских лошадок ; краски трех цветов, кисти, ватные палочки, вода, салфетки.

Словарный запас : ребячья забава, гончар, “свистулечницы”.

Предварительная работа : Рисование на Ридере в программе paint с помощью стилуса по определенным образцам.

Ход занятия

Дети входят в зал, проходят к столу с народными игрушками

Педагог :

Посмотрите, какие разные игрушки перед вами , все они сделаны руками человека.

Как такие игрушки называются ?

Дети : Народные

Педагог :

С какими народными игрушками мы с вами уже знакомились на занятии ?

Дети : ответы - матрешка, дымковская?

Педагог :

Посмотрите все они могут издавать свой звук, а некоторыми можно и постучать.

В старину купить игрушку было не по карману русскому крестьянину. А ведь его ребятишкам тоже хотелось играть. Но нашлись в пригородах и деревнях замечательные придумщики и умельцы. Из чего только не мастерили «ребячью забаву» - игрушки ! Из мочалок, тряпок, дерева, соломы… Ну а там, где жили гончары, лепили из глины. И сегодня на занятии мы познакомимся с филимоновской глиняной народной игрушкой , а почему ее так прозвали, я сейчас вам расскажу с помощью нашего волшебного экрана.

Слайд презентации со 2 по 6

Педагог :

Так почему же именно филимоновская игрушка , а не ивановская?

Дети : ответы

Педагог :

А кем был Филимон ?

Дети : ответы

Педагог :

А сейчас мы с вами опять обратимся к волшебному экрану и попробуем сравнить две лошадки, филимоновскую и дымковскую .

Чем они отличаются?

Дети : ответы

Педагог :

Конечно, росписью, она очень смелая. А еще чем? Верно, у них удлиненные пропорции. У всех животных сильно вытянуты шеи.

Каким узором украшены филимоновские игрушки ? Да, в основном это полоски. Нет строгой геометрической росписи. Это сочетание цветных полосок, точек, кругов, овалов, звездочек, треугольников. Детали росписи можно расшифровать. Круг- это солнце, треугольник-это земля, елочки и ростки - это символ растительности и жизни. Все узоры напоминают нам о связях человека и природы.

Обратите внимание, все игрушки-свистульки . А где же свисток? Верно, в хвосте зверей и птиц.

Педагог : Послушали, а теперь я предлагаю порисовать, но перед работой нужно размять наши пальчики

Ладошки сложим мы вдвоем

Друг об друга мы потрем

Кулачки потом сожмем,

В руки кисточку возьмем.

Пальчики сожмем и покатаем. Теперь наши руки готовы к работе.

Практическая часть

Педагог :

Но для начала мы возьмем наши волшебные книги, и поупражняемся рисовать в них по образцам, разложенным перед вами.

Дети выполняют задание в электронных Ридерах

Педагог :

Кто выполнил, закрываем книги, и берем шаблон оленя или лошадки, приступаем к росписи.

При работе помните правила росписи : узор наносим сразу кистью или ватной палочкой; рисование узоров начинаем с крупных элементов; краску на кисть брать гуще.

Ребята, внимательно посмотрите на образцы рисунков, кисточку старайтесь держать правильно. Не бойтесь работать сразу цветом. Старайтесь узор наносить уверенно и равномерно. Вслушайтесь в звуки музыки и приступайте к работе. Расписывайте вдумчиво с душой, фантазируйте, постарайтесь прикоснутся к народному искусству.

Педагог :

Перед работой хочу пожелать вам, чтобы ваша игрушка была не только красивой, а еще доброй и веселой. Украсьте так, чтобы глядя на нее, душа радовалась.

Во время практической работы учитель делает целевые обходы :

1. контроль организации рабочего места;

2. контроль правильности выполнения приемов работы;

3. оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;

4. контроль объема и качества выполненной работы.

Какие красивые игрушки у вас получились ! По работам видно, что вы все старались, расписывать свою лошадку филимоновской росписью .

Давайте подведем итог нашей работе.

Какую игрушку мы сегодня расписывали?

Кто первый слепил такую игрушку ?

Он был бы доволен вашей работой?

Может быть кто-то желает подарить свою работу гостям?

Хороша игрушка расписная !

Вся поет, бесхитростна, светла.

И видна в ней радость молодая,

Ставшего искусством ремесла.

Муниципальное образовательное учреждение

Центр дополнительного образования для детей «Истоки»

г. Волгограда

Тема: Филимоновская игрушка.

педагог дополнительного образования

Конспект занятия для младших школьников

в кружке «Изобразительное творчество».

Тема: Филимоновская игрушка.

Тип учебного занятия:

комбинированное.

Цель: Познакомить детей с филимоновской игрушкой, как с яркой представительницей традиционного народного искусства нашей родины .

Научить детей создавать орнаменты и узоры по мотивам филимоновской игрушки «Петушок».

Познавательные задачи:

1. Рассказать о народной игрушке и о промысле села Филимонова.

2. Дать представление о технологии создания игрушки и её эстетических особенностях.

Учебные задачи:

1. Освоить рисование простейших элементов филимоновской росписи.

2. Научиться украшать узорами фигурку-трафарет, ориентируясь на образцы.

Воспитательные задачи:

1. Учить детей воспринимать красоту родной традиционной культуры.

План занятия.

Вступление.

  1. Рассказ о древних народных игрушках, об искусстве создания филимоновской игрушки и её ярких особенностях. Показ образцов игрушки и иллюстраций.

Основная часть.

  1. Объяснение задания и последовательности выполнения работы.

2. Изготовление из бумаги фигурки петушка и подставки под него.

3. Выполнение мини-упражнения. Воспроизведение узоров традиционных для данной игрушки на бумажной полосе.

  1. Роспись птички и подставки, завершение поделки «Петушок».

Заключение.

Импровизированная выставка-ярмарка под музыку и стихи, обсуждение результатов работы.

Оборудование и материалы:

Репродукции, открытки, оригинал филимоновской игрушки.

Карточки с образцами для упражнений, отражающие последовательность работы красками. Образец готовой поделки «Петушок».

Полоски бумаги для выполнения упражнений.

Шаблоны-фигурки петушков и шаблоны подставочек из бумаги.

Плотная бумага, ножницы, скотч, простой карандаш, гуашь, кисти и салфетка, банка с водой.

Вступление.

  1. В начале урока учитель может задать вопросы, которые пробудят живой интерес к теме урока.

Какая у тебя любимая игрушка?

Какое настроение создаёт твоя игрушка?

Из каких материалов сделаны современные игрушки?

Получив ответы ребят, учитель предлагает представить жизнь детей в старые времена и игрушки, которые были тогда.

Древнейшие игрушки, которые найдены на территории нашей страны (2 тысячелетие до н.э.) все сделаны из глины. На Древней Руси хорошо знали «потешное» ремесло. Игрушки из нестойких материалов (солома, ткани, дерево) утрачены, о них мы знаем меньше, чем о глиняных. Гончары делали свои игрушки наряду с посудой – основным своим занятием. Не пропадал зря ни один комочек глины, оставшийся от горшков, каждый гончар умел слепить простейшую свистульку или потешную посуду.

Фигурки людей, коней, баранов, птиц, некоторые украшены росписью и глазурью, найдены в раскопках древних русских городов – Москвы, Киева, Твери, Рязани, Новгорода (10-14 в.в.)

Чем больше совершенствовалось ремесло, тем значительней проявлялось художественное начало в игрушке. Игрушка становится предметом искусства, когда сливаются техническое мастерство и художественное творчество в гармонию материального и духовного.

Филимоновские игрушки родились в селе Филимонове Тульской области. Деревня находится около залежей хорошей глины. Возможно, это и определило ее промысел (легенда говорит, что жил в этих местах дед Филимон, он и делал игрушки). Игрушки делались зимой, в свободное от сельских трудов время. Затем их продавали на ярмарках и базарах в ближайших уездных городах и в Туле.

В настоящее время изготовлением глиняной игрушки в деревне Филимоново занимается мастерская керамических игрушек. Лепят фигурки вручную, затем их несколько раз сушат в натопленном помещении, обжигают в печи в течение 12 часов при большой температуре и расписывают без предварительной побелки (местная глина после обжига приобретает ярко-белый цвет).

Старейшие мастерицы промысла, сохраняя традиции мастерства, темы и сюжеты игрушек, вносят свои дополнения и изменения. Звери и животные, выполненные художницами, отличаются по форме и росписи. Игрушки смешные, причудливые и в то же время простые по исполнению и очень выразительные. Сюжеты филимоновской игрушки традиционны - это барыни, крестьянки, солдаты, танцующие пары, наездники на лошадях; из животных - коровы, бараны, лошадки, медведи; из птиц - курицы, петухи и многое другое. В отличие от дымковских все филимоновские игрушки - свистульки. Свисток всегда находится в хвосте зверей и птиц, которых они держат.

Бывают простые и более сложные узоры, особенно на юбках барынь: ветвистая «елочка», яркая «ягодка», лучистая «звездочка», или «солнышко», сверкают, сплетаются в радостные узорные соцветия. Круг обозначает в росписи солнце, треугольник - землю, елочки и ростки - символ растительности и жизни. Все эти узоры напоминают о связях человека и природы. Несмотря на то, что орнамент и колорит росписи очень просты, игрушки после росписи выглядят очень яркими и праздничными, выразительными и добродушными. Лица фигурок всегда остаются белыми, и лишь небольшими штрихами и точками намечаются глаза, рот, нос. У всех игрушек упругие тела, длинные или короткие ноги, вытянутые шеи с маленькими головками. Некоторые игрушки удивляют своей фантазией. Так, среди игрушек есть чудище с головой оленя. В руках у него курица, на спине сидит индюк, а на хвосте - цыпленок. Особой пластикой отличаются игрушки животных. Фигурки петушка и курочки, простые выразительные и яркие.

Основная часть.

  1. Перед тем, как ученики приступят к работе учитель объясняет задание и последовательность выполнения работы.

2. Необходимо раздать ученикам шаблоны фигурок петушка и подставки для обрисовки. Нужно предложить детям возможность сделать любую традиционную для филимоновского промысла фигурку. Прорисованные фигурки и подставки вырезаются. Затем подставочка склеивается скотчем, а в фигурке делаются надрезы для установки на подставочку.

3. Что бы удачно расписать игрушку, детям предлагается сначала выполнить мини- упражнение. Воспроизвести узоры традиционные для данной игрушки на бумажной полосе. Нужно скопировать основные орнаменты с карточки – образца. Задание выполняется быстро, жёлтым делается первая разметка узора, потом вводятся красные и зелёные элементы. Ставится задача – освоить технику создания филимоновского узора, разработать руку.

  1. Приступаем к росписи подставки. Так же начинаем с жёлтой краски,

потом наносятся красные и зелёные элементы. Подставку ставим подсыхать.

Перед тем как расписывать петушка, можно легко карандашом наметить форму крылышка, узор на хвосте на двух сторонах фигурки и установить её на подставку. В той же последовательности приступать к работе с красками. Необходимо напомнить детям, что нужно попытаться скопировать образец росписи птички, так как сегодня мы учимся у филимоновских мастеров.

Заключение.

Делаем выставку-ярмарку, выставляем поделки, рядом раскладываем расписные полоски. Можно включить музыку и прочитать слова песенок, прибауток из старинного русского фольклора.

Кукареку! Петушок

На боярский дворок

Кукареку! Петушок,

Золотой гребешок

Маслена головушка,

Шелкова бородушка.

На воротах сидел,

Пером лапти сплёл!

Все игрушки очень веселые, и когда их много - это праздник. Когда смотришь на собранные вместе филимоновские игрушки, то невольно появляется радостное настроение!

Литература:

1.«Филимоновские свистульки», рабочая тетрадь по основам народного искусства, автор Ю.Г.Дорожин.

2.«Декоративно-прикладное искусство в жизни человека», учебник по изобразительному искусству под ред. Б.М.Неменского.

Образец игрушки, изготовленный педагогом.

Схема макета игрушки и образцы орнаментов.

Конспект занятия "Филимоновская игрушка" по программе "Изобразительное творчество". Дети с радостью делают из плотной бумаги петушков и украшают их яркими орнаментами.


Яшкинского района

Программа «Художественная лепка»

Конспект занятия №2

Составитель:

педагог МБОУ ДОД

«Дом детского творчества

Яшкинского муниципального района»

Яшкино 2011

План конспект занятия

«Филимоновская игрушка - свистулька» №2

«Роспись игрушки - свистульки»

Тема: Филимоновская игрушка-свистулька.

Цель: Воспитание уважения к культурным традициям народа через практическое знакомство с филимоновской игрушкой-свистулькой.

Задачи:

· Обучать технологическим особенностям росписи филимоновской игрушки.

    Развивать внимание, логическое и пространственное мышление. Воспитывать у обучающихся самостоятельность при работе над изделием.

Тип занятия: комбинированный урок.

Методы и формы проведения: наглядный, словесный и практический методы.

Оборудование для урока:

1.Для педагога :

2.Для обучающихся: кисти, гуашь, баночка с водой, бумага, клей ПВА.

Иллюстративный ряд:

готовые изделия («Лошадь», «Олень», «Баран», «Козёл»), фотографии, иллюстрации оригинальных изделий мастеров народного промысла, таблицы «Характерные орнаменты», «Узоры», «Филимоновские цветы», «Филимоновские цвета и элементы».

Проверочные задания: силуэты современных предметов и вещей, кроссворд «Игрушка».

Ход занятия:

1.Организационная часть.

Звучит весёлая русская народная музыка, дети входят в кабинет и располагаются на своих местах. Проверка готовности к занятию, отметка отсутствующих.

2. Сообщение темы.

Педагог: Здравствуйте, ребята! Тема нашего занятия «Филимоновская игрушка - свистулька», роспись свистульки. Это наше итоговое занятие с глиняной игрушкой.

3. Мотивация и целеполагание.

Что должны узнать на уроке? (Историю и отличительные особенности филимоновской игрушки - свистульки).

Чему должны научиться на занятии? (Должны научиться лепить игрушку – свистульку).

Где мы можем применить знания? (На уроке, дома, можем ознакомить с технологией лепки игрушки - свистульки).

4. Изучение нового материала.

Педагог: - Сегодня, мы будем расписывать наши филимоновские игрушки, но сначала их надо побелить, так как мы лепили не из белой глины, а из красной. (Показываю процесс побелки, обучающиеся внимательно смотрят). Дети выполняют побелку игрушки.

Педагог: - Пока сохнет игрушка, мы поговорим об элементах филимоновских узоров.

Педагог: - Раньше, филимоновские мастерицы расписывали свои игрушки яркими анилиновыми красками, замешанными на яйце, нанося их куриным пером. Мы же будем расписывать их гуашевыми красками.

Педагог: - Роспись строится по традиционной схеме: бегут по форме цветные полоски, чередуются со звучными локальными пятнами. Бывают и сложные узоры, особенно на юбках барынь: ветвистая «елочка», яркая «ягодка», лучистая «звездочка», или «солнышко», сверкают, сплетаются в радостные узорные соцветия. (Демонстрирую игрушки, иллюстрации).

Педагог: - Назовите основные элементы орнамента.

Педагог: - Какие цвета используют мастера для росписи игрушек?

Педагог: - Круг обозначает в росписи солнце, треугольник – землю, елочки и ростки – символ растительности и жизни. Все эти узоры напоминают о связях человека и природы. Несмотря на то, что орнамент и колорит росписи очень просты, игрушки после росписи выглядят очень яркими и праздничными, выразительными и добродушными. Лица фигурок всегда остаются белыми, и лишь небольшими штрихами намечаются нос, глаза, рот. Эти фигурки трудно спутать с какими - либо другими, так как они имеют свои традиции в трактовке росписи и формы.

Педагог: - Сейчас, Вам предстоит выполнить эскиз узора для своей игрушки.

Обучающиеся пробуют расписывать отдельные элементы филимоновской росписи. Затем составляют эскиз росписи – продумывают узор игрушки

Педагог: - Сейчас, мы устроим небольшую, но весёлую переменку.

5. Динамическая пауза.

Утром встал гусак на лапки,

Приготовился к зарядке.

Посмотрел он вправо, влево.

(Повороты головы вправо и влево.)

Приседанья сделал смело.

(Приседания.)

Пощипал немного пух.

(Согнутые в локтях руки, дети отводят в стороны, имитируют пощипывания.)

И с разбегу в воду – плюх!

(Прыжок вперёд.)

Вышли мышки как – то раз

Посмотреть который час.

(Ходьба на месте.)

Раз, два, три, четыре –

Мышки дёрнули за гири.

(Поднимание и опускание рук.)

Вдруг раздался страшный звон – Убежали мышки вон.

(Бег на месте.)

Зёрнышки покушали,

Тишину послушали.

(Дети тихо садятся на свои места.)

6.Практичекая работа .

В процессе самостоятельной работы, педагог оказывает индивидуальную помощь обучающимся.

Последовательность выполнения росписи:

1.Окрашивание основных локальных пятен.

2.Нанесение орнамента по форме фигурки, согласно эскизу.

7. Этап контроля и оценки.

Педагог: - Ребята, мы с Вами прошли большой курс народной керамической игрушки: изучили технологию лепки дымковской и филимоновской игрушек, характерные для росписи цвета и орнаменты, слепили и раскрасили игрушки.

Педагог: - Теперь мне необходимо проверить ваши знания. Сейчас, Вам предстоит найти применение орнаменту, расписав любую понравившуюся заготовку-силуэт, например чайник. (Предлагаю на выбор разнообразные силуэты современных предметов или вещей. Обучающиеся расписывают).

Педагог: - После необходимо решить кроссворд «Игрушка». (Раздаю обучающимся листы с заданием, объясняю способ решение кроссворда).

Наше занятие подошло к концу. До свидания.

Список литературы

1. Алфёров, Л. Г. Технология росписи. Дерево. Металл. Керамика. Ткани. Серия «Учебный курс». / ёров.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. – 352с.

2. Дорожин, Ю. Г. Филимоновские свистульки. Рабочая тетрадь по основам народного искусства [Текст] / . - Издательство «Мозаика-Синтез», «Карапуз».

3. Филимоновская игрушка [Текст]: наглядное пособие для педагогов и родителей / . - ИД «Карапуз». «Карапуз».

4. Подмосковные художественные промыслы. Альбом. Издательство «Московский рабочий», 1982.

5. Уткин, П. И. Народные художественные промыслы [Текст]: учеб. для проф. учеб. заведений /, ёва. – М.: Высш. Шк.,1992. – 159 с.

Электронный ресурс:

1. DVD – диск, Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2007.

2. , . Статья «Филимоновская игрушка».



ФИЛИМОНОВСКАЯ ИГРУШКА – СВИСТУЛЬКА


ФИЛИМОНОВСКИЕ ЦВЕТА И ЭЛЕМЕНТЫ


ХАРАКТЕРНЫЕ ОРНАМЕНТЫ:

ПОЛОСКИ И ЁЛОЧКИ
УЗОРЫ НА «ХВОСТАХ» И «ЮБКАХ»
ФИЛИМОНОВСКИЕ ЦВЕТЫ

Тема: Филимоновская игрушка.

Цели урока

    Познакомить детей с новым для них народным промыслом – филимоновская свистулька. Познакомить с характерными особенностями этого промысла (материал, форма, цвет, узор).

    Освоить простейшие элементы филимоновской росписи – полоски, “елочки”. Научить анализировать символику росписи филимоновской игрушки, правильно использовать основные цвета промысла. Научить детей обобщать свои знания, анализировать новый материал и применять его на практике. Развивать графические умения и навыки в изображении элементов узора по народным мотивам.

    Воспитывать у детей интерес и любовь к искусству своего народа, чувство ответственности за сохранение и развитие художественных традиций; углублять эстетические впечатления от народного и декоративно-прикладного искусства страны. Дать возможность детям почувствовать себя народным мастером.

Оборудование для учащихся

    модель для раскрашивания «Филимоновская игрушка»

    краски

    кисти

    баночка для воды

    лист бумаги

    салфетка

    простой карандаш

Оборудование для учителя

    филимоновские игрушки

    плакаты «Филимоновская игрушка»

    презентация

Вступление.

    Прослушать звучание свистульки.

Что вы сейчас слушали?

Кто из вас знает из чего делали свистульки?

Свистулька является звуковой игрушкой,которую делают из обожжённой глины.

Много веков назад у наших предков-язычников свистулька вовсе не была детской забавой, ее использовали как магический инструмент для связи с духами, чтобы, например, попросить у неба дождя в летнюю жару. Любили наши предки и дома посвистеть - считалось, что мелодия свистульки выгоняет злых духов из жилища. Часто свистульки вешали на шею маленьким детям - и забава, и отличный поющий оберег. А суеверие "не свисти - денег не будет" - это всего лишь миф, который выдумали пытаясь отучить народ от языческих привычек.

    На уроке познакомимся с глиняными свистульками, а какими именно, узнаем, послушав ребят.

С какой именно игрушкой познакомимся, узнаем, послушав ребят.

Есть под Тулой деревенька,
Филимоново зовут.
И живут там мастерицы,
Что добро в дома несут.

И добро там не простое,
И не злато, серебро.
Филимоновской игрушкой
Называется оно.

Сильно вытянуты шеи
И корова, как жираф,
И медведь, что Змей Горыныч,
Только это просто так.

Чтобы звери, птицы, кони,
Барышни, солдаты,
И коровы, и медведи
Нравились ребятам.
Чтоб добром и красотою сердце согревало
И чтоб сказка никогда нас не покидала.

    Изучение нового материала. Беседа об истории развития промысла и

традиционном орнаменте филимоновской игрушки

Сегодня мы познакомимся с

удивительно красивой глиняной игрушкой – филимоновской, узнаем как ее расписывают, что обозначает орнамент на игрушках и сами побудем филимоновскими мастерами.

В самом сердце России, недалеко от старинного города Одоева, Тульской области, на высоком берегу реки Уны стоит деревня Филимоново.

Кто и когда сделал здесь первые игрушки неизвестно, известно только, что делают их испокон веков.

Одна из легенд рассказывает, что пришел в эти места гончар Филимон, обнаружил залежи отличной глины и начал лепить из нее горшки да игрушки.

Место, где он поселился, так и прозвали Филимоново. Есть даже сказка про деда Филимона: шёл дед по дороге, с горы на гору поднимался, с холма на холм. Шёл, он шёл дремучими лесами, солнышко ярко светило. Жарко стало, а тут и ручеек. Присел он на камушек, а тут и глина. Повертел он её в руках - получилась птичка, проткнул дырочки - запела птичка.

Так с тех пор и повелось «глиняное дело».

Филимоновские игрушки – это свистульки, даже барыни и кавалеры. Свисток всегда находится в хвосте зверей и птиц. Игрушка отличается особым изяществом форм, своеобразной пластикой, вытянутой пропорцией. Это потому, что природные свойства местной глины, жирной и пластичной, отразились в облике игрушек. Лепится игрушка из старинной глины, зародившейся во времена, когда по земле ходили динозавры. Она очень древняя, в ней очень много пегмента, который её окрашивает, органики. Поэтому она практически черная. Добывают её в карьере на глубине 2-3 метров. Отливает она ультрамариновым цветом. В отличие от синего ультрамарин более насыщен. Филимоновская глина – природная массозаготовка. С ней ничего не надо делать. Её взял размочил, перемял как тесто и лепишь.

Филимоновская глина при сушке быстро покрывается трещинами, ее приходится постоянно заглаживать влажной рукой, невольно сужая и вытягивая туловище фигуры. Пока глина сохнет, игрушку много раз оглаживают, "подтягивают”, выравнивая ее поверхность. "Подтягивать” и подглаживать ее приходится дней пять. С каждым таким подтягиванием игрушки удлиняются в пропорциях

Но красота и оригинальность игрушки не только в особых качествах местной глины, а также в форме и росписи

Главное, что поражает при взгляде на филимоновскую игрушку, – ее смелая роспись. Расписывать филимоновскую свистульку начали только в середине прошлого столетия, когда появились анилиновые краски. Поначалу краски разводили «на полном яйце», и роспись была сочных естественных тонов. К сожалению, она быстро тускнела и жухла. Тогда мастерицы начали использовать ацетон. Краски стали более стойкими, яркими, даже несколько пронзительно – ядовитыми.

До наших пор игрушечницы брали для росписи куриные и утиные перышки, «ведь перышко краску лучше держит и прочнее оно» - говорят филимоновские женщины. И сейчас они пишут перышками: с кисточки краска к чистой глине не пристает, и остаются ворсинки, а с перышка – ложится чисто и ровно.

Расписывают свистульки прямо по белой обожженной глине, причудливыми полосками – желтых, лиловых, зеленых, реже синих и фиолетовых цветов. Кроме того, мастерицы варьируют цвет. Ложится синий мазок на желтый – получается зеленый, красный на желтый - дает оранжевый. Роспись строится по традиционной схеме:

сначала накладывают желтые полосы и пятна;

потом их обводят красным;

затем зеленым, синим, иногда фиолетовым.

Лимонка, малинка, зеленка – так ласково называют мастерицы свои краски.

    красный – символ земли, силы духа, огня и красоты

    желтый – цвет солнца и воздуха

    зеленый – цвет листвы и возрождения

Начинают мастерицы писать всегда с центра, а от него уже развивается роспись дальше, повинуясь чутью и воображению. Все эти узоры напоминают о связях человека и природы. Елочки, кружочки, солнышки, что используют мастера – это очень древние обрядовые знаки. Впрочем, по старинному поверью, символы в узорах несли духовную силу, способную заклинать любое зло и несправедливость стихийных сил природы. Эти символические знаки, пришедшие к нам из древних обрядовых праздников, – с магической символикой.

В филимоновской игрушке мы видим символы солнца, земли, воды, плодородия. Знаки солнца – очень многообразны и изображаются кружками с лучами, даже есть изображение ночного солнца. Знак воды – полосы в виде треугольников. Дождь обозначается прерывистыми линиями.

    Филимоновская деревушка!
    Синий лес, холмы, косогор.
    Лепят там из глины игрушку
    И расписывают до сих пор.
    (В. Василенко)

Игрушка выжила и дошла до наших времен и вот сейчас её лепят в Одоеве совсем немного людей.

Сейчас мы отправимся в гости к потомственной мастерице, Народному мастеру России Елене Алексеевне Орловой.
- Умение делать филимоновскую игрушку у Елены Алексеевны – наследственное: мастерством, владела ее бабушка Анна Иосифовна Дербенева, мама Масленникова Валентина Николаевна и многие родственники

И вот Елена Алексеевна усаживается в кресло и приступает к работе. Прямо на глазах из серого кусочка глины появляется конь, а через несколько минут на нем уже уселся бравый всадник. Умелые руки мастерицы тщательно проглаживают всю игрушку, чтобы она была гладкой, без трещин.

Палочкой "пичужкой" делаются дырочки в свистке, чтобы звук был переливчатый.


Только что слепленная лошадка "умеет" свистеть!

Затем мастерица отправляет свои игрушки в раскаленную печь.


- Там будущие свистульки обжигаются и становятся нежно - белого цвета.


- Высушенные и обожженные игрушки ждут, чтобы их раскрасили.

    Объяснение последовательности росписи игрушки.

Вопрос: Посмотрите внимательно на игрушки. Какие цвета используются в росписи?

Для росписи мастерицы берут желтые, красные, зеленые цвета. А также синий и фиолетовый цвет, которым чаще расписывают кафтанчики и у животных и у птиц Лимонка, малинка, зеленка – так ласково называют мастерицы свои краски.

Каждая игрушка имеет неповторимый узор.

    Практическая работа. Поэтапная роспись игрушки.

Вот и мы попробуем стать настоящими народными мастерами и расписать модели филимоновской игрушки.

Вы будете украшать петушка У вас на партах лежат таблички с элементами филимоновской росписи. Они помогут вам во время работы. Соблюдайте порядок на рабочем месте. Помните:

«От беспорядка всякое дело шатко».

Работайте аккуратно, старайтесь. Ведь не зря народные мастера говорили:

Какие труды, такие и плоды.

А чтобы работа ваша лучше спорилась, я включу вам Филимоновский вальс..


Приступаем к росписи филимоновского петушка

Первым этапом игрушку «желтят». По белому фону обожжённой игрушки наносят первый цвет - жёлтый.

Берем толстую кисть №3, начинаем роспись с центра игрушки, наносим фрагмент солнышка, дуга и пять «лучиков» - прямых, три прямые на хвосте (краску наносим от центра к краю), две широкие полоски на шее Стараемся чтобы их контур был ровным. Завершаем работу желтым цветом. Хорошо промываем кисточку.


Наносим красный на гребешок, клюв, по кроям полос на шее, на хвосте наносим орнамент елочки, на ножке орнамент гор, и по краям желтых полос.

Завершаем украшение красной краской.

3.Теперь берем зеленый цвет. Линии тонкие. Кисть №1. Роспись ведётся между красными линиями. Наносим тонкие линии

    Итог урока

Кто считает свою работу удачной, кто справился берет зеленый кружок.

Кто считает. Что надо еще поработать, что-то не получилось-желтый.

Выходят к доске.

Почему игрушка называется филимоновской?

В чем особенность филимоновских игрушек? (Вытянутое тело, расписывают по обожжённой белой глине, особые элементы – символы: солнца, воды, плодородия и земли.)

Какие цвета традиционны при росписи игрушки? (Красный, зеленый, желтый, также можно использовать синий, фиолетовый и бордовый

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №4

п.г.т. Алексеевка г.о. Кинель Самарской области

Конспект урока изобразительного искусства для 2 класса

«Филимоновская игрушка»

Выполнила:

учитель начальных классов

Ходаковская Юлия Ивановна

Самара 2014

2 класс

Тема: Филимоновская игрушка

Цель: расписать шаблон филимоновской игрушки.

Задачи:

Образовательные:

    закрепить знания об истории филимоновской игрушки;

    закрепить знания определений орнамента и узоров.

Обучающие:

    учить работать с шаблоном;

    учить размещать шаблон в центре листа;

    формировать навыки росписи филимоноской игрушки.

Воспитательные:

    воспитывать любовь к русской культуре и искусству;

    воспитывать аккуратность.

Оборудование для детей: лист бумаги, простой карандаш, гуашь, ластик, баночка для воды, кисти.

Оборудование для учителя: эскизы хода работы по росписи игрушки, картинка с символами, ребус.

Оформление доски:

Филимоновская игрушка

    Древние символы

    Ребус

    Ход работы

    Эскизы игрушек

Ход урока

I . Орг. момент.

Здравствуйте! Меня зовут Юлия Ивановна. Сегодня урок изобразительного искусства у вас буду вести я.

II . Эмоциональный настрой.

Сегодня нас ждет интересная работа, мы вспомним, что за уникальные игрушки делают в деревне Филимоново, как расписываю их, что обозначает орнамент на игрушках и сами побудем филимоновскими мастерами.

Что же это за удивительная и уникальная деревня Филимоново? (В ней живот филимоновсие мастера, они делают игрушки-свистульки)

У меня в руках три слова, но буквы в этих словах перепутались и я теперь не могу их прочитать помоги те мне собрать слова из букв. (Малинка, зеленка, лимонка)

Что это за названия? (Так ласково называют мастерицы свои краски)

Какие цвета ни обозначают? (Малинка- красный, зеленка- зеленый, лимонка - желтый). Какие еще цвета используют мастерицы? (Фиолетовый и синий, но редко)

Давайте вспомним какими узорами расписывают филимоновские мастера игрушки.

(на доске, названия закрыты)

Что обозначают узоры первого ряда?(Солнышко)

Подсказка: Ты весь мир обогреваешь

И усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце,

А зовут тебя все...

Ответ (Солнце)

Что обозначают узоры второго ряда? (Вода)

Подсказка: разгадайте ребус (Вода)

Что обозначают узоры третьего ряда?(Земля)

Подсказка:

Ни начала, ни конца,

Ни затылка, ни лица.

Знают все, и млад и стар,

Что она - большущий шар.

Что обозначают четвертого? (Плодородие)

Давайте теперь вспомним какие сюжеты изображают мастера. (Барышня, всадник, петух, свинья, доярка, олень, солдат, козел, медведь, лошадь, солдат с птицей).

III . Самостоятельная работа

Молодцы. На прошлом занятии вы побыли в роли филимоновских мастеров и учились наносить отдельные узоры. Сегодня мы с вами опять побудем в роли мастеров из деревни Филимоново, и будем расписывать игрушку, которую мы обведем по трафарету.



1. У вас на партах лежат три трафарета лошади, барыни и петуха. Выберите себе один.

Положите перед собой лист бумаги вертикально.

2.Возьмите трафарет и разместите его в центре листа.

3.Придерживая левой рукой трафарет, обводим фигурку. Откладываем трафарет на край стола.

    Приступаем росписи нашей филимоновской игрушки. Первым этапом игрушку «желтят». По белому фону обожжённой игрушки наносят первый цвет - жёлтый. Берем толстую кисть №3, начинам роспись с центра игрушки, наносим фрагмент солнышка, дуга и пять «лучиков» - прямых, три прямые на хвосте (краску наносим от центра к краю), две широкие полоски на шее



Наносим красный на гребешок, клюв, по кроям полос на шее, на хвосте наносим орнамент елочки, на ножке орнамент гор, и по краям желтых полос.

6.Теперь берем зеленый цвет. Линии тонкие. Кисть №1. Роспись ведётся между красными линиями. Наносим тонкие линии

IV . Итог урока

Наша филимоновская игрушка готова.

Почему игрушка называется филимоновской?

В чем особенность филимоновских игрушек? (Вытянутое тело, расписывают по обожжённой белой глине, особые элементы – символы: солнца, воды, плодородия и земли.)

Какие цвета традиционны при росписи игрушки? (Красный, зеленый, желтый, также можно использовать синий, фиолетовый и бордовый).