"театральная деятельность во второй младшей группе". Проект в младшей группе детского сада. Театрализованная деятельность

«Театральная деятельность в 1 младшей группе»

В таком сложном и важном деле, как воспитание детей, наиболее эффективным инструментом является театрализация, так как в ней синтезированы практически все виды художественной деятельности в доступной и интересной для ребенка форме – игре.

Универсальность театрализованной игры позволяет решать практически все образовательные задачи в работе с детьми. Поэтому, нет ни одного детского сада, где не использовался бы этот вид деятельности.

В период раннего детства маленький ребенок активно познаёт окружающий мир. В детском саду он приобретает опыт эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Возможности организации и обогащения такого опыта расширяются при условии создания в группе раннего развития театральной зоны или уголка сказки. И наша задача воспитателя – сделать окружение для ребенка ярким, интересным, запоминающимся, эмоциональным, активным, мобильным.

Задачи театрализованной деятельности в первой младшей группе:

создать оптимальные условия для развития творческой активности ребенка в театрализованной деятельности; формировать у детей живой интерес к театральной игре

развивать речь и координацию движений у детей

побуждать детей к двигательной импровизации

доставлять детям радость

Большое значение для развития ребёнка 2-3х лет имеет театральная среда, она способствует его самовыражению. Все дети любят слушать сказки, но когда сказка оживает, когда герои начинают двигаться и разговаривать – для детей это настоящее чудо! Чтобы нам, воспитателям, было чем показывать такие «чудеса» мы собираем театральные уголки.

Мы стараемся знакомить малышей с различными видами театра, чтобы каждый ребенок мог выбрать именно тот театр, который ему наиболее близок и удобен.

В театральном уголке есть пальчиковый театр (когда каждая куколка одевается на палец); резиновые куклы (представлены в виде резиновых игрушек); настольный театр (все персонажи, а также некоторые атрибуты сказки, например: избушки, лес, пеньки и др., представлены в виде деревянных фигурок); куклы би-ба-бо (каждая кукла надевается на руку), теневой театр. Ну и конечно же сцена или ширма, которые позволяют сделать кукольный спектакль более интересным.

Ознакомление с играющими куклами начинается уже в раннем возрасте.

Надев на руку куклу, воспитатель читает потешки, сказки, подражая голосам

животных. Это вызывает у детей положительную эмоциональную реакцию,

дети начинают повторять потешки и песни вместе со взрослым.

Пальчиковый театр с 2х лет – незаменимый помощник в общении с ребятами. Знакомство начинается с формированием умений детей управлять движениями собственных пальцев, а чуть позже обучают элементарным действиям с куклами.

Воспитатель разыгрывает перед детьми сказку, соответствующую возрасту детей. Например: «Курочка Ряба», «Колобок», «Теремок», «Репка», «Маша и медведь» и другие. Во время показа идет общение кукольных персонажей и детей.

Тесто ручками помнем (сжимаем - разжимаем кулачки)

Сладкий колобок мы испечем (как будто мнем тесто)

Серединку смажем джемом (круговые движения ладошками)

А верхушку - сладким кремом (по плоскости стола)

Бабушка и Дедушка : Подуйте, дети, на Колобок, пусть он остынет, а мы пойдем в домик, мы очень устали…(Воспитатель дует вместе с детьми.)

Колобок : Здравствуйте! А вы кто? (Ответы детей). А где бабушка и дедушка? (Ответы детей.)

Заяц : Дети, кто же так весело песенку поет? (Ответы детей.)

Колобок ( Зайцу ) : А ты кто такой? Уши длинные, хвостик маленький? Дети, кто это?..(и т.д.)

Воспитатель: Вот и сказочке конец, а кто слушал – молодец!

Где наши ладошки? Похлопайте немножко!

Первые занятия с малышами проходят в виде кукольных представлений, которые показывает воспитатель, а дети в этом случае являются зрителями.

Основная задача таких встреч – познакомить детей с театром, вызвать интерес к занятиям, создать доброжелательную атмосферу взаимодействия воспитателя с детьми.

Основная работа по театрализованной деятельности проходит по следующей структуре:

1 Приветствие (в игровой форме)

2 Подготовка (пальчиковая гимнастика или игровые упражнения)

3 Работа над сценками

4 Уход

Воспитание и развитие детей в театрализованной деятельности – одно из основных направлений работы воспитателя, где ставят спектакли, шьют костюмы, делают декорации, изготавливают билеты, приглашают зрителей.

Задача воспитателя - раскрыть талант каждого ребенка, дать ему возможность поверить в себя, почувствовать свою успешность.

Встреча с куклой помогает ребятишкам расслабиться, снять напряжение, создать радостную атмосферу. Во время игры в театральной зоне дети учатся понимать обращенную к ним речь, составляют предложения, общаются со сверстниками, осваивают культуру общения.

Предлагаем вашему вниманию наш вариант развивающей среды - эстетично оформленная театральная зона «Буратино и Золотой ключик». В уголке имеется сцена, уголок ряженья и достаточное количество масок для драматизации сказок, дидактических игр, атрибутов, элементов декораций, костюмов и шапочек для самостоятельной игры в театр.

Эти игры мы сочетаем с артикуляционной и пальчиковой гимнастикой, где малыши учатся воспроизводить звуковые образы, осваивают правильное речевое дыхание, воспроизводят ритмы стихотворения. Широко используя литературу и иллюстрированный материал, легко сделать эти игры весёлыми и живыми.

Дети имеют свободный доступ к игрушкам и игровому оборудованию, удовлетворяется потребность каждого ребенка в речевой и творческой активности средствами театрально-игровой деятельности.

Для показа детям инсценировок по сказкам («Курочка Ряба», «Колобок», «Репка», «Теремок», «Заюшкина избушка» и др.) используется театр картинок, настольный театр плоскостных игрушек, музыкальные инструменты и магнитофон. Дети в восторге от музыкально-театрального уголка.

Театрализованные игры способствуют развитию памяти, учат доброте, чуткости, честности, смелости, формируют понятия добра и зла. Робкий ребёнок станет более смелым и решительным, застенчивый – преодолеет неуверенность в себе.

М.Е. Салтыков-Щедрин утверждал, что «из всех существующих в мире тайн тайна куклы – самая загадочная». Если к театральным куклам относиться серьезно, с полной ответственностью и пониманием, что в кукольном театре сокрыто какое-то важное сокровище и нужно искать «Золотой ключик», столь необходимый в воспитании детей.

Одним из определяющих факторов воспитания малышей является развивающая предметно-пространственная среда – источник знаний и социального опыта ребенка.

И хочется надеяться, что любовь к театру, к творчеству, к музыке останется у нашихвоспитанников навсегда.

[Введите текст]

Театральная деятельность в младшей группе

Театр – это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир!

Театрализованная деятельность представляет собой органический синтез художественной литературы, музыки, танца, актерского мастерства и сосредотачивает в себе средства выразительности, имеющиеся в арсенале отдельных искусств, способствует развитию эстетического восприятия окружающего мира, детской фантазии, воображения, памяти, познавательных процессов, знания об окружающем мире и готовности к взаимодействию с ними.

Участвуя в процессе театрализованной деятельности, ребенок учится коллективно работать над замыслом будущего спектакля, создавать художественные образы, обмениваться информацией, планировать различные виды художественно-творческой деятельности (подбор музыкальных характеристик персонажам, работа над ролью и т. д.), а так же координировать свои функции.

Цель кружка.

Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа. Воспитание любви к театру и театральной деятельности.

Задачи кружка.

  1. Побуждение интереса к театрально–игровой деятельности, создание необходимых условий для ее проведения.
  2. Закрепление представлений об окружающих предметах; умение называть предметы театрального игрового оборудования. Развитие у детей интереса и бережного отношения к игрушкам, театральным куклам.
  3. Воспитание умения следить за развитием действия в драматизациях и кукольных спектаклях.
  4. Развитие речи детей с помощью кукольного театра: обогащение словаря, формирование умения строить предложения, добиваясь правильного и четкого произношения слов.
  5. Формирование умения передавать мимикой, позой, жестом, движением основные эмоции.
  6. Ознакомление детей с приемами кукловождения настольных кукол.
  7. Формирование умения концентрировать внимание на игрушке, театральной кукле.
  8. Поощрение желания участвовать в танцевальных импровизациях.
  9. Поддерживание стремления играть с музыкальными инструментами, импровизирование на шумовых музыкальных инструментах.
  10. Развитие инициативы и самостоятельности детей в играх с театральными куклами.
  11. Развитие желания выступать перед родителями, сотрудниками детского театра.

Ожидаемые результаты

  1. Раскрытие творческих способностей детей (интонационное проговаривание, эмоциональный настрой, мимическую выразительность, навыки имитации).
  2. Развитие психологических процессов (мышление, речь, память, внимание, воображение, познавательные процессы фантазии).
  3. Личностных качеств (дружеские, партнерские взаимоотношения; коммуникативные навыки; любовь к животным).

Сентябрь

  1. “Давайте познакомимся”.
  2. “Ходит осень по дорожке”. (по сказке “Теремок”)
  3. “Прогулка по лесу”.

Октябрь

  1. “Во садочке я была…”.

Ноябрь

  1. “Мы водили хоровод”.
  2. “Заюшкина избушка”. (театр конусной игрушки)
  3. “Зеркало, зеркало – скажи…”.

Декабрь

  1. “Заходите в гости к нам”.

Январь

  1. “Сказка о глупом мышонке”.

Февраль

  1. “В гости к ежику и лисе”.
  2. “Мы актеры”.
  3. “В гости пальчики пришли”.

Март

  1. “Весна пришла!”.
  2. “Смоляной бычок”. (театр мягкой игрушки)
  3. “Представьте себе…”.
  4. “Воробей и кот”.

Апрель

  1. “В тесноте, да не в обиде”.
  2. “Свет мой зеркальце скажи…”.
  3. “На болоте две подружки, две зеленые лягушки”.

Май

  1. “К нам гости пришли!”.
  2. “Ладушки – ладошки”.
  3. “Пчелки – детки, полетели!”.
  4. “Два веселых гуся”.

Сентябрь

Тема: “Давайте познакомимся”.

Цель: формировать у детей живой интерес к театрализованной игре, желание участвовать в общем действии и использовать все окружающее пространство; побуждать детей к активному общению, развивать речь и умение строить диалог.

Литература: М. Д. Маханева

Тема: “Для деда, для бабы Курочка-Ряба яичко снесла золотое”.

Цель: стимулировать эмоциональное восприятие детьми театрализованной игры и активное участие в ней; развивать двигательную активность детей.

Литература: Т.Н. Караманенко Кукольный театр – дошкольникам” Москва, “Просвещение” 1982г.

Тема: “Ходит осень по дорожкам”. (по сказке “Теремок”)

Цель: стимулировать эмоциональное восприятие детьми сказки; пополнять словарь лексикой, отражающей эмоциональное состояние человека; учить находить выразительные средства в мимике, жестах, интонациях.

Литература:

Тема: “Прогулка по лесу”.

Цель: учить детей эмоционально проговаривать фразы; воспитывать бережное отношение к природе, видеть красоту осеннего леса; развивать фантазию, творческие способности, ассоциативное мышление.

Литература: М. Д. Маханев Театральные занятия в детском саду” Москва, Творческий центр “Сфера” 2003г.

Октябрь.

Тема: “Мы играем и поем”. (имитация игры на дудочке в свободной пляске “Маша и медведь”)

Цель: вызвать интерес и желание играть с музыкальными игрушками; побуждать детей импровизировать простейшие танцевальные движения.

Литература:

Тема : “Забыла девочка котенка покормить, не мог он вспомнить, как покушать попросить”.

Цель: учить отождествлять себя с театральным персонажем; развивать внимательность; учить сочетать движения и речь; закреплять знания об окружающем.

Литература: Т.И.Петрова, Е.Я.Сергеева, Е.С.Петрова “Театрализованные игры в д/с” Москва “Школьная пресса” 2000г.

Тема: “Во садочке я была…”.

Цель: учить детей свободно двигаться, используя все окружающее пространство; воспитывать эмоционально-образное восприятие содержания небольших стихотворений; помочь найти средства выражения образа в движениях, мимике, жестах.

Литература: Н. Ф. Сорокина, Л. Г. Милаванович Программа “Театр – творчество – дети” Москва 1995г.

Тема: “Игровая викторина по стихам А. Барто”.

Цель: развивать имитационные навыки; развивать фантазию, эмоциональную память; воспитывать дружелюбные отношения в игре; продолжать работу над интонационной выразительностью речи детей и их умением имитировать движения персонажей театрального действия.

Литература: М. Д. Маханева “Театральные занятия в детском саду” Москва, Творческий центр “Сфера” 2003г.

Ноябрь

Тема: “Быстро времечко пройдет, и Цыпленок подрастет”.

Цель: продолжать учить слушать сказки, развивать ассоциативное мышление; развивать исполнительские умение через подражание повадкам животных, их движениям и голосу; воспитывать любовь к животным и желание ими любоваться.

Литература: М. Д. Маханева “Театральные занятия в детском саду” Москва, Творческий центр “Сфера” 2003г.

Тема: “Мы водили хоровод”.

Цель: воспитывать доброжелательные отношения между детьми; развивать подражательные навыки и фантазию; формировать у детей необходимый запас эмоций и впечатлений.

Литература: Т.И.Петрова, Е.Я.Сергеева, Е.С.Петрова “Театрализованные игры в д/с” Москва “Школьная пресса” 2000г.

Тема: “Заюшкина избушка” (театр конусной игрушки).

Цель: поддерживать желание детей коллективно рассказывать знакомые сказки; обеспечивать дальнейшее развитие разносторонних представлений о видах театра.

Литература: Т.И.Петрова, Е.Я.Сергеева, Е.С.Петрова “Театрализованные игры в д/с” Москва “Школьная пресса” 2000г.

Тема: “Зеркало, зеркало – скажи…”.

Цель: воспитывать умение владеть своим вниманием, развивать фантазию и воображение детей.

Литература: Н. Ф. Сорокина, Л. Г. Милаванович Программа “Театр – творчество – дети” Москва 1995г.

Декабрь

Тема: “Потеряли котятки по дороге перчатки”.

Цель: развивать умение следить за развитием действия; продолжать учить передавать эмоциональное состояние персонажей.

Литература: Т .И.Петрова, Е.Я.Сергеева, Е.С.Петрова “Театрализованные игры в д/с” Москва “Школьная пресса” 2000г.

Тема: “Встали детки в кружок – закружились как снежок”.

Цель: продолжать учить детей импровизировать под музыку; развивать фантазию, ассоциативное мышление; формировать эстетическое восприятие природы; развивать память физических ощущений.

Литература: М. Д. Маханева “Театральные занятия в детском саду” Москва, Творческий центр “Сфера” 2003г.

Тема: “Мешок с сюрпризом”. (театр на картоне)

Цель: побуждать интерес к театральной игровой деятельности; обеспечивать более яркое восприятие литературного произведения; развивать пространственное и образное восприятие.

Литература: Н. Ф. Сорокина, Л. Г. Милаванович Программа “Театр – творчество – дети” Москва 1995г.

Тема: “Заходите в гости к нам”.

Цель: развивать фантазию и умение ориентироваться в пространстве; формировать произвольное внимание, активизировать интерес к театральному искусству; развивать навыки имитации; учить выражать свои эмоции.

Литература: Т.И.Петрова, Е.Я.Сергеева, Е.С.Петрова “Театрализованные игры в д/с” Москва “Школьная пресса” 2000г.

Январь

Тема: “Сказка о глупом мышонке”.

Цель: побуждать детей к активному участию в театральной игре; учить четко, проговаривать слова, сочетая движения и речь; учить эмоционально, воспринимать сказку, внимательно относиться к образному слову, запоминать и интонационно выразительно воспроизводить слова и фразы из текста.

Литература: М. Д. Маханева “Театральные занятия в детском саду” Москва, Творческий центр “Сфера” 2003г.

Тема: “Лисичку заяц в дом пустил, и вот на улице один”.

Цель: познакомить детей со сказкой “Лиса, заяц и петух”; формировать у детей достаточно необходимый запас эмоций и впечатлений; воспитывать дружеские, партнерские взаимопонимания.

Литература: М. Д. Маханева “Театральные занятия в детском саду” Москва, Творческий центр “Сфера” 2003г.

Тема: “Ох, и хитрая лиса! Трудно ее выгнать, да!”.

Цель: учить детей рассказывать сказку с помощью воспитателя; воспитывать коммуникативные навыки общения; учить сочетать речь с пластическими движениями; побуждать участию в театральной игре.

Литература: М. Д. Маханева “Театральные занятия в детском саду” Москва, Творческий центр “Сфера” 2003г.

Тема: “Звери в гостях у Снегурочки”.

Цель: вызвать желание участвовать в играх-драматизациях; подводить детей к созданию образа героя, используя для этого мимику, жест, движения.

Литература: Т.И.Петрова, Е.Я.Сергеева, Е.С.Петрова “Театрализованные игры в д/с” Москва “Школьная пресса” 2000г.

Февраль

Тема: “Без друзей нам не прожить ни за что на свете”.

Цель: учить детей отгадывать загадки; развивать исполнительские умения через подражание повадкам животных; воспитывать любовь к животным.

Литература: М. Д. Маханева “Театральные занятия в детском саду” Москва, Творческий центр “Сфера” 2003г.

Тема: “В гости к ежику и лисе”.

Цель: учить детей интонационно выразительно проговаривать слова чистоговорки, меняя силу голоса; формировать достаточно необходимый запас эмоций и впечатлений; развивать воображение и способности к творчеству; воспитывать дружеские, партнерские взаимопонимания.

Литература: Т.И.Петрова, Е.Я.Сергеева, Е.С.Петрова “Театрализованные игры в д/с” Москва “Школьная пресса” 2000г.

Тема: “Мы актеры”.

Цель: формировать у детей характерные жесты отталкивания, притяжения, раскрытия, закрытия; воспитывать партнерские отношения между детьми.

Литература: Н. Ф. Сорокина, Л. Г. Милаванович Программа “Театр – творчество – дети” Москва 1995г.

Тема: “В гости пальчики пришли”.

Цель: развивать мелкую моторику рук в сочетании с речью; развивать устойчивый интерес к различной театральной деятельности; познакомить с театром рук; воспитывать партнерские отношения между детьми; учить детей интонационно выразительно воспроизводить заданную фразу.

Литература: Т.И.Петрова, Е.Я.Сергеева, Е.С.Петрова “Театрализованные игры в д/с” Москва “Школьная пресса” 2000г.

Март

Тема: “Весна пришла!”.

Цель: учить детей проговаривать заданную фразу с определенной интонацией в сочетании с жестами; воспитывать коммуникативные навыки общения, учить сочетать напевную речь с пластическими движениями.

Литература : М. Д. Маханева “Театральные занятия в детском саду” Москва, Творческий центр “Сфера” 2003г.

Тема: “Смоляной бычок”.

Цель: развивать умение давать оценку поступкам действующих лиц в театре; продолжать формировать эмоциональную выразительность речи детей.

Литература: Т.И.Петрова, Е.Я.Сергеева, Е.С.Петрова “Театрализованные игры в д/с” Москва “Школьная пресса” 2000г.

Тема: “Представьте себе…”.

Цель: вызвать у детей радостный эмоциональный настрой; развивать элементарные навыки мимики и жестикуляции; учить детей интонационно проговаривать фразы; развивать воображение.

Литература: Н. Ф. Сорокина, Л. Г. Милаванович Программа “Театр – творчество – дети” Москва 1995г.

Тема: “Воробей и кот”.

Цель: учить детей слушать сказку; рассказывать ее вместе с воспитателем; формировать необходимый запас эмоций; развивать воображение.

Литература : М. Д. Маханева “Театральные занятия в детском саду” Москва, Творческий центр “Сфера” 2003 г.

Апрель

Тема: “В тесноте, да не в обиде”.

Цель: учить детей отгадывать загадки; воспитывать коммуникативные качества; учить сочетать речь с движением; развивать воображение.

Литература: М. Д. Маханева “Театральные занятия в детском саду” Москва, Творческий центр “Сфера” 2003г.

Тема: “Свет мой зеркальце скажи”.

Цель: развивать способности детей понимать эмоциональное состояние другого человека и уметь адекватно выразить свое

Литература: Н. Ф. Сорокина, Л. Г. Милаванович Программа “Театр – творчество – дети” Москва 1995г.

Тема: “На болоте две подружки, две зеленные лягушки”.

Цель: развивать артикуляционный аппарат и продолжать работу над интонационной выразительностью; учить детей использовать в игре все пространство; воспитывать коммуникативные качества; формировать необходимый запас эмоций.

Литература: Т.И.Петрова, Е.Я.Сергеева, Е.С.Петрова “Театрализованные игры в д/с” Москва “Школьная пресса” 2000г.

Тема: “Дайте только срок, построим теремок!”.

Цель: продолжат учить детей отгадывать загадки; развивать элементарные навыки мимики и жестикуляции; учить сочетать движения и речь; развивать воображение.

Литература: М. Д. Маханева “Театральные занятия в детском саду” Москва, Творческий центр “Сфера” 2003г.

Май

Тема: “К нам гости пришли!”

Цель: вызывать у детей радостный эмоциональный настрой; развивать элементарные навыки мимики и жестикуляции; учит детей интонационно выразительно проговаривать фразы; учить сочетать движения и речь; развивать воображение.

Литература: Т.И.Петрова, Е.Я.Сергеева, Е.С.Петрова “Театрализованные игры в д/с” Москва “Школьная пресса” 2000г.

Тема: “Ладушки-ладошки”

Цель: учить воспроизводить текст знакомой сказки в театральной игре; развивать память; учить подбирать соответствующую интонацию для характеристики сказочного героя: воспитать доброжелательные отношения и партнерские качества; развивать артикуляционный аппарат; формировать живой интерес к русскому фольклору.

Литература: М. Д. Маханева “Театральные занятия в детском саду” Москва, Творческий центр “Сфера” 2003г.

Тема: “Пчелки-детки, полетели!”

Цель: развивать артикуляционный аппарат посредством проговаривания чистоговорки; развивать творческие способности детей; побуждать к активному участию в театральном действии; учить интанционно-выразительно проговаривать фразы из стихотворного текста.

Литература: Т.И.Петрова, Е.Я.Сергеева, Е.С.Петрова “Театрализованные игры в д/с” Москва “Школьная пресса” 2000г.

Тема: “Два веселых гуся”

Цель: развить память физических ощущений; учить интанционно-выразительно проговаривать фразы; воспитать бережное отношение к окружающему миру; развить пантомические навыки.

Литература: Т.И.Петрова, Е.Я.Сергеева, Е.С.Петрова.

Литература

  1. Т.И.Петрова, Е.Я.Сергеева, Е.С.Петрова “Театрализованные игры в д/с” Москва “Школьная пресса” 2000 г.
  2. М.Д.Маханева “Театрализованные занятия в д/с” Москва, Творческий центр “Сфера”, 2003 г.
  3. Т.Н.Караманенко, Ю.Г.Караманенко “Кукольный театр – дошкольникам” Москва “Просвещение”, 1982 г.
  4. И.В.Штанько “Воспитание искусством в д/с” Москва, Творческий центр “сфера”, 2007 г.
  5. Н.Ф. Сорокина, Л.Г. Милаванович “Программа Театр – творчество – дети” Москва, 1995 г.

лейсан исламова
Театральная деятельность в младшей группе

Презентация на тему :

«Театрализованная деятельность в младшей группе » .

Театр – это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир!

Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, приобщает его к духовным ценностям.

Не менее важно, что театрализованные игры развивают эмоциональную сферу, заставляют его сочувствовать персонажам.

Не секрет, что маленькие дети лучше воспринимают обращенную к ним речь, если она подкреплена наглядными предметами : картинками, игрушками.

Первоначальное внимание в моей группе было направлено на обогащение предметно-развивающей среды.

Цель

театральной деятельности .

Формирование художественно- эстетического вкуса детей, развитие творческих способностей, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка, а также создание условий для воспитания у дошкольников коммуникативных способностей средствами театральной деятельности .

1. Развивать внимание у ребенка, слушать речь взрослого и понимать содержание и действовать в соответствии с ним;

2. Воспитывать выдержку, развивать память;

3. Развитие интонационной выразительной речи (эмоциональность) ;

4. Развитие умственной и речевой активности;

5. Развивать умение с помощью взрослого инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из народных сказок.

Для обучения детей использовались следующие технологии :

модельное обучение; коммуникативная деятельность ;

Актуальность выбранной темы.

Знакомство детей с разными видами театров помогает малышам расслабиться, снять напряжение, создает радостную атмосферу, воспитывает доброту. Рассказывая и показывая детям сказки, изменяя голос и интонацию в соответствии с героем, позволило мне в наблюдениях отметить, что малыши, играя с мелкими игрушками, могут разыгрывать хорошо знакомые им русские народные сказки ("Курочка Ряба", "Колобок", "Репка" и др.) .

Театрализованные игры помогают детям развить внимание, речь, память, творческое воображение. Очень важно с раннего возраста показывать детям примеры дружбы, правдивости, отзывчивости, находчивости, храбрости.

Ожидаемый результат

будут созданы необходимые условия для развития театральной деятельности детей , обогатится театральный уголок :

обогатится театральный опыт дошкольников , расширится их кругозор :

у детей повысится интерес к театрализованной игре , обогатится их содержание и диапазон сюжетов и ролей;

у детей сформируются представление о правилах поведения в театре ;

у родителей сформируются представления о театрализованной игре детей как об одном из наиболее важном виде деятельности в дошкольном возрасте;

родители будут вовлечены в единое пространство «семья -детский сад» ;

повысится культурный уровень дошкольников.

Мнемотаблицы

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация.

В младших группах используются мнемотаблицы, так как у детей лучше в памяти остаются отдельные образы : лиса – рыжая плутовка, цыплята – желтые, у петушка – хохолок красного цвета, мышка – серая, елочка – зеленая, солнышко – желтое и красное (теплое) и другие образы.

Опорным в таблице является изображение главных героев сказки, через которых идет осознание происходящего в ней, понимание самой сказки, содержания, которое «завязано» вокруг ее главных героев.

Результативность

Созданы условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности ;

у детей повысился интерес к театрализованной игре , обогатились содержание и диапазон сюжетов и ролей, расширился их кругозор;

У детей сформировано эмоционально- положительное отношение к театральному искусству и определенный опыт собственной театрально-игровой деятельности ;

родители получили необходимые педагогические знания о театрализованной деятельности детей , ее значимости в развитии ребенка;

Создано единое пространство «семья - детский сад» ;

Повысился культурный уровень дошкольников.

Список литературы.

Т. В. Большева «Учимся по сказке» . «ДЕТСТВО – ПРЕСС» , 2005

Т. Н. Карамаренко, Ю. Г. Карамаренко «Кукольный театр – дошкольникам » . Москва «Просвещение» , 1982

Л. М. Шипицына, О. В, Защиринская, А. П. Воронова, Т. А. Нилова «Азбука общения» . Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС» , 1998Н. Ф. Сорокина «Играем в кукольный театр » . Москва, 2000

Конспект занятия по театрализованной деятельности во 2 младшей группе «Рукавичка»

Цель : участвовать в совместных играх, изображать характерные особенности поведения персонажей.

Задачи : Уметь изображать повадки животных. Знать кто как кричит.

Воспитывать дружеские отношения, уметь действовать согласовано. Воспитывать интерес к театрализованной деятельности , вызвать эмоциональный отклик, желание участвовать в играх-драматизациях.

Развивать диалогическую речь детей.

Оборудование : несложные декорации, игрушки, рукавичка , домик-теремок, маски-шапочки.

Персонажи : ведущий, дед, мышка, лягушка, заяц, лиса, волк, кабан, медведь, собачка.

« Рукавичка » : все роли выполняет воспитатель.

«Теремок» : ведущий –воспитатель, персонажи сказки- дети.

Ход занятия :

Воспитатель : тихим загадочным голосом говорит : «сейчас мы с вами отправимся в сказочный лес на волшебную поляну, а что будет дальше – увидите. Рассаживайтесь по вагончикам (строимся друг за другом, наш поезд отправляется : «Чух-чух-чух-чух! Мчится поезд во весь дух!»

Идем паровозиком по группе , подходим к стульчикам.

Воспитатель :

Вот мы и приехали в сказочный лес. Как здесь интересно! Садитесь ребятки на пенёчки-стульчики.

Дети садятся на стульчики.

Воспитатель :

Показывает руку, на которой надета варежка и читает стихотворение Н. Саконской «Где мой пальчик?»

Какой тёплый домик для пальчиков! Покажите, сколько их у вас?

Дети показывают свои ладошки.

Воспитатель : Как много пальчиков и все помещаются в маленькую варежку. А если пальчик, как у Маши заблудится, всё равно окажется в варежке с остальными пальчиками-«друзьями» .

Дети, на что мы надеваем варежку?

Дети : на руку.

Воспитатель : правильно, на руку. Поэтому варежку можно назвать рукавичка . Хотите познакомиться со сказкой, которая так и называется « Рукавичка » ?

Дети : да, хотим!

Воспитатель : Тогда сядьте поудобнее, руки положите на колени, смотрите и слушайте!

Шёл дед лесом, а за ним бежала собачка. Шёл дед, шёл, да и потерял рукавичку .

Воспитатель спрашивает у детей : «Дети, посмотрите-ка, что это? (Показываю рукавичку )

Дети : варежка.

Воспитатель : Чья это варежка? Может твоя? Называет имена детей)

Дети : Нет, не наша варежка, это дедушка потерял!

Воспитатель : Верно, большая рукавичка ! Замёрзнут теперь у него руки. Что же делать? Надо позвать дедушку!

Дети зовут деда.

Воспитатель : Наверное, далеко ушёл дедушка, не слышит. Что ж положим рукавичку на видное место .

Дети кладут варежку на стол.

Воспитатель : «Как тихо в лесу. Ой, кто-то тут близко, листва шуршит. Да это мышка бежит! (Подражает голосом писк мышки) .

Спрашивает у мышки (игрушки) : «Что понравилась рукавичка

Мышка (воспитатель) : да, я тут жить буду!

Воспитатель : Вот умница спряталась от холода, разрешим ей тут жить?

Дети : да, разрешим!

(Кладу мышку в рукавицу )

Воспитатель : Дети, а кто это шлёпает брюхом по земле?

Дети : это лягушка!

Воспитатель (от имени лягушки) : Кто-кто в рукавичке живет ?

Мышка : Я мышка –норушка, а ты кто?

Лягушка : Я – лягушка-квакушка, ква-ква-ква, пусти меня в свой домик.

Мышка : иди.

Воспитатель : А теперь чьи прыжки в лесу слышны?

Дети : это зайчик!

Воспитатель : Да, это зайчик бежит! Тоже увидел рукавичку .

Зайчик : кто-кто в рукавичке живет ?

Мышка : Я мышка-норушка.

Лягушка : я –лягушка квакушка, а ты кто?

Зайчик : Я зайчик – побегайчик. Пустите меня к себе жить!

Кладу зайку в рукавичку .

Воспитатель : А кто это так легонько бежит, следы хвостом заметает?

Дети : Лиса!

Воспитатель : Заметила лисичка рукавичку , спрашивает : кто-кто в рукавичке живет ?

Мышка : Я мышка-норушка.

Лягушка : Я лягушка-квакушка.

Зайчик : Я – зайчик –побегайчик. А ты кто?

Лиса : А я лисичка-сестричка. Пустите и меня.

Воспитатель : Пустим лисичку?

Дети : да!

Воспитатель : А кто там ещё бежит? Да это волк-волчище серый хвостище,

Волк : Кто-кто в рукавичке живет ?

Мышка : Я мышка-норушка.

Лягушка : Я лягушка-квакушка.

Зайка : Я зайка-побегайка.

Лиса : Я лисичка-сестричка. А ты кто?

Волк : Да я ж волчок- серый бочок, р-р-р. Пустите меня.

Воспитатель : Пустите его, зверята, уж больно он замерз. А обижать он вас не будет!

Прячу волка в рукавицу .

Воспитатель : Как вас много! А рукавичка- то как растянулась . Прислушайтесь, ребята, кто-то бежит. Верно, тоже хочет на зиму дом найти. Да это же кабан!

Кабан : хрю-хрю-хрю! Кто –кто в рукавичке живет ?

Зверята : мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок –серый бочок. А ты кто?

Кабан : Я кабан-клыкан, пятачком землю рою, вкусные корешки достаю, всех накормлю.

Воспитатель : Пустили звери и кабана. Ой, как ветки трещат, верно медведь идет.

Медведь : Кто-кто в рукавичке живет ?

Зверята : мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок –серый бочок, кабан-клыкан. А ты кто?

Медведь : А я медведюшка-батюшка. Пустите меня.

Зверята : Да куда ж мы тебя пустим? И так тесно!

Воспитатель : В тесноте, да не в обиде! Пустите Мишку погреться!

Кладу мишку в рукавицу .

Вижу, возвращается дедушка с собачкой.

Дед : Где моя рукавичка ? Ищи, Дружок!

Дети, где моя рукавичка ?

Дети : Вот она!

Воспитатель высыпает зверюшек из рукавички и отдает её деду , зверюшки разбегаются.

Воспитатель : Приходите к нам, зверята, еще в гости, места всем хватит, правда, ребята?

Дети : Приходите, приходите!

Воспитатель : Вам понравилась сказка?

Дети : Понравилась!

Воспитатель : А на какую сказку похожа сказка « Рукавичка » ?

Дети : На «Теремок» .

Восп.: Молодцы! Конечно на «Теремок»

А вы хотите быть артистами и показать сказку «Теремок» ?

Дети : Да, хотим!

Воспитатель : Тогда давайте отправимся в лесной театр !

Физкультминутка «Шофёры» . (имитируют движения)

Едем, едем, едем, едем,

Нажимаем на педаль

Газ включаем, выключаем.

Пристально мы смотрим в даль.

Дворники счищают капли

Влево-вправо – чистота.

Ветер волосы взъерошил.

Мы шоферы хоть куда!

Воспитатель : Вот мы и приехали.

По желанию детей выбираем персонажей сказки. Надеваем шапочки-маски.

Воспитатель : Вы у нас будете артистами, а остальные дети – зрителями.

Артисты будут показывать сказку, а зрители потом поаплодируют вам.

Встаю около домика- Теремка и начинаю рассказывать :

«Стоял в поле теремок. Он не низок, не высок. Бежала мимо мышка-норушка.

Приглашаю девочку- Мышку. Как мышка пищит?

Ребенок : пи-пи-пи.

Хвалю : Молодец!

Постучи в теремок, спроси : Кто в теремочке живет?

Ребенок стучит в домик и спрашивает :

Кто в домике живет?

Воспитатель : нет никого, заходи в домик, будешь там жить.

Приглашаю ребенка «лягушку» : Покажи, как лягушка прыгает и квакает.,

Ребенок прыгает и квакает.

Воспитатель : Постучи и спроси : «Кто в теремочке живет?»

Ребенок стучит в теремок и спрашивает : Кто в теремочке живет?

Воспитатель : «Ответь лягушке, мышка-норушка.

Ребенок-мышка : Я мышка-норушка, а ты кто?

Ребенок –лягушка : Я лягушка квакушка. Пусти меня в теремок.

Мышка : Иди.

Воспитатель : Бежал мимо зайка – побегайка. Приглашаю ребенка – «зайку» . Покажи, как зайчик прыгает, какие у зайчика ушки? Постучи в теремок, спроси, кто в теремочке живет?

Ребенок прыгает на двух ногах и руками показывает ушки зайчика на голове. Стучит в домик и спрашивает : Кто в домике живет?

Дети отвечают : Мышка-норушка, лягушка-квакушка. Спрашивают : А ты кто?

Ребенок : Я зайчик-побегайчик. Пустите меня.

Входит в домик.

Воспитатель приглашает ребенка-«лисичку» : Покажи, как лисичка бежит. Она хитрая.

Ребенок изображает лисичку.

Воспитатель : Постучи в теремок, спроси, кто там живет?

Ребенок-«лисичка» стучит в домик и спрашивает : «кто живет в теремке»

Дети отвечают : мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, а ты кто?

Ребенок-«лисичка» : я лисичка-сестричка. Пустите меня в теремок.

Заходит в домик.

Приглашаю ребенка-«волка» : как волк бежит? Ребенок изображает волка.

Воспитатель : постучи в теремок, спроси, кто в теремочке живет?

Ребенок стучит в теремок и спрашивает : Кто в теремочке живет? Пустите меня. Заходит в домик.

Приглашаю ребенка-«медведя» . Покажи как медведь ходит, медведь косолапый, идет вперевалочку. Подойди к домику, спроси, кто там живет?

Ребенок идет, имитируя движения медведя. Стучит в теремок и спрашивает : Кто в теремочке живет?

Дети отвечают : мышка-норушка, лягушка квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка – сестричка, волчок-серый бочок. А ты кто?

Ребенок : Я медведь. Пустите меня.

Дети : Нет, не пустим!

Воспитатель : Постучи медведь в теремок посильнее. Начинаю раскачивать домик. Бегите, разбегайтесь зверюшки, а то медведь весь теремок сломает.

Дети выходят из домика и садятся на стульчики.

Воспитатель : Молодцы, артисты! Давайте им похлопаем в ладоши!

Вам понравился спектакль?

Дети : да!

Воспитатель : В следующий раз мы поменяемся ролями. Наши артисты будут зрителями, а ребята-зрители будут артистами.

А сейчас нам пора возвращаться из волшебного леса в детский сад. Рассаживайтесь по вагончикам, наш поезд отправляется.

Дети идут по группе друг за другом .

Воспитатель : «Чух-чух-чух-чух, мчится поезд во весь дух!

Дети : Ту-ту, ту-ту.

Воспитатель : Вот мы и приехали, теперь можете поиграть в свои любимые игрушки.

Первая младшая группа.

План:

1.Вступительное слово;

2.Задачи - поставленные перед детьми;

3. Процесс запоминания;

4. Перед собой поставила цель;

5.Литературный материал;

6.Цели, поставленные перед детьми;

7.Схема взаимосвязи театральной деятельности с развитием

психически процессов детей третьего года жизни:

8. Стимулирующая работа;

9.Этапы работы;

10. Театральный уголок;

11.Галерея театров;

12. Сетка занятий по театрализованной деятельности на учебный год;

13.Конспекты занятий по развитию активной речи детей третьего года жизни, через театрализованную деятельность (смотри приложение).

14.Заключительное слово.

1.Вступительное слово.

В 1-ой младшей группе, я продолжала развивать умение ориентироваться в окружающем мире, понимать и воспроизводить смысловые стороны речи. Развивала наблюдательность, артикуляцию, функции общения и обобщения (усвоение и употребление слов). Так, как если не учить, то развернутые словесные ответы замещаются простыми словами.

Формы развития речи прежние, но усложняется содержание занятий (дидактические направления деятельности малышей: наблюдение, рассматривание, начальные представления об экспериментировании и т. д.). Продолжала развивать представления детей о предметах и явлениях, учила сравнивать предметы (побуждение к мышлению). Работала с картинками, направляя внимание ребенка на детальное рассмотрение изображения, развивала умение повторять слова и высказывать свое суждение (используются сюжетные картинки). Включила в работу инновационные технологии. Продолжала работу по театральной деятельности.

При чтении книг, учила договаривать не большие фразы, заканчивать предложения, рассказывать не большие отрывки текста. Организовывала, слушание и последующее воспроизведение: коротких рассказов, стихов, народных потешек, песенок и др.

Активизировала речь детей, вовлекая их в различные игры: подвижные, музыкально-подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные и т. д. Всё это способствует всестороннему развитию речи.

С 2-х до 3-х лет отмечается количественный рост словаря, постановка слов в предложении в соответствующей грамматической форме – начинается интенсивное овладение грамматической структурой языка. Малыш усваивает основные грамматические закономерности родного языка. Но эта речь еще упрощенная (в ней отсутствуют причастия и деепричастия). Исходя из этого, я поставила, перед детьми первой младшей группы следующие

2.Задачи:

¨ понимать речь без наглядного сопровождения,

¨ продолжать расширять активный и пассивный словарь,

¨ воспитывать звуковую культуру речи,

¨ формировать грамматический строй речи,

¨ развивать речевое общение с взрослыми и сверстниками,

¨ уметь проявлять и контролировать свои эмоции.

В этом возрасте, значительно расширяет возможности памяти, запоминание слов и фраз.

3.Процесса запоминания:

У процесса запоминания 2 пути: непроизвольный (в процессе деятельности, имеющий другие цели) и произвольный (результат сознательного намерения запомнить) (по А.А. Смирнову). На начальном этапе, я опиралась на непроизвольное запоминание. А когда дети стали постарше, они с желанием прилагали усилия к запоминанию, главное чтобы у них был стимул (для того, чтобы рассказать кукле; для спектакля и т. д.)

4.Перед собой поставила цель –

сформировать у детей, связанную речь – речь содержательную, логичную, последовательную, достаточно хорошо понятную, не требующую дополнительных вопросов и уточнений.

По мнению А.М. Пешковского основным отличием литературной речи от речи обыденной является сознательное пользование языковыми средствами. Дети дошкольного возраста – слушатели, а не читатели, и художественное произведение до них доносит педагог, хорошо владеющий навыками выразительного чтения. Современный педагог просто обязан использовать информационно - коммуникативные технологии (компьютер, проектор, планшет, CD-проигрыватель и т. д.). Предъявления информации на экране в игровой форме, вызывает огромный интерес, несет образный тип информации доступный детям. Движение, звук, мультипликация - привлекает внимание, стимулирует познавательную активность, помогает без особых усилий запомнить художественное произведение.

Восприятие художественной литературы рассматривается как активный волевой процесс, предполагающий не пассивное созерцание, а деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям, в воображаемом перенесении на себя "событий", в мысленном действии, в результате чего возникает эффект личного присутствия, личного участия. В трудах Л.С.Выготского, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, А.В. Запорожца, О.И. Никифоровой, Е.А. Флериной, Н.С. Карпинской, Л.М. Гурович и других ученых исследуются особенности восприятия художественной литературы ребенком дошкольного возраста. Е.А. Флерина называла характерной чертой такого восприятия единство "чувствующего" и "мыслящего".

Е.А. Флерина отметила наивность детского восприятия - дети не любят плохого конца, герой должен быть удачлив, малыши не хотят, чтобы даже глупого мышонка съела кошка.

5 .Выбирая литературный материал, я решила обратиться к истокам нашей речи – русскому фольклору. И не случайно, последние годы, возрастает интерес к фольклористике, ведь в переводе с английского, слово «фольклор» означает – «народная мудрость». Фольклор приобщает ребенка к духовным ценностям, учит доброте, отзывчивости, честности, смелости, формирует понятие «добра и зла». Он соединяет в себе сказки, стихи, потешки, песни, прибаутки, игровые и театральные приемы, танцы.

Для того, что бы дети знали и любили книги, я оборудовала «Дом книги», где на полочках, в доступном месте стоят книги с красочными иллюстрациями (смотри приложение). Это и народные сказки, и книги известных авторов. Есть у нас и книжки-малышки, для самостоятельного рассматривания на плотной, картонной основе. Не мало, пришлось приложить усилий, что бы научить детей беречь книги, обращаться с ними по назначению и аккуратно. В начале, я сама предлагала, детям почитать сказки и посмотреть картинки. Повзрослев, детки сами рассматривали книги, и даже «читали» (рассказывали, что запомнили) их друг другу. Красочные, яркие иллюстрации, запоминаются детям, вызывают радость и поднимают настроение. А ознакомление с художественным словом становится легким и не принужденным.

6. Исходя из вышесказанного, я поставила , перед детьми - цель:

¨ проявлять интерес к художественной литературе, сформировать, способность к целостному восприятию произведений разных жанров, усвоению содержания произведений и эмоциональной отзывчивости на него.

¨ проявлять литературно-художественный вкус, способность понимать настроение произведений, улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказа, сказки, стиха, развивать поэтический слух.

¨ проявлять любовь к произведениям русского народного творчества и малым формам фольклора, как то - песенки, потешки, частушки, небылицы, сказки, а так же к произведениям русской и зарубежной классической литературы - Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, К. Чуковского, А. Барто, В. Бианки, В. Сутеева, В. Берестова и Д. Биссета и других...

¨ хотеть и уметь инсценировать доступные для данного возраста произведения народного творчества и современных авторов.

Оказалось, что существует взаимосвязь, между театрализованными играми, и другими областями познания. Я попыталась, выяснить без чего не возможно

осуществить этот проект.

7.Схема взаимосвязи театральной деятельности с развитием

психических процессов детей третьего года жизни :

Я убеждена, что внедрять театральную деятельность не развивая эти психические процессы, просто не возможно.

8. По этому, в течение всего учебного года я проводила стимулирующую работу , направленную на развитие речевой активности малышей:

¨ Развиваю артикуляционный аппарат (смотри приложение);

¨ Формирую правильное речевое дыхание (смотри приложение);

¨ Продолжаю работу над звукоподражанием и звуковой культурой речи: (смотри приложение);

¨ Учу логически выстраивать фразы и грамматически правильно составлять предложения и не большие рассказы: «вопрос-ответ», в стиле комикса;

¨ Разучиваю с детьми не большие тесты: стихи, потешки, слова к инсценировкам (смотри приложение);

¨ Развиваю эмоциональную сферу малышей, игры с наглядными средствами, театральная деятельность (смотри приложение);

¨ Побуждаю к общению, как со сверстниками, так и со взрослыми: экскурсии, беседы, сюжетно-ролевые игры (смотри приложение);

¨ Стимулирую диалогическую речь: театрализованная деятельность, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры (смотри приложение);

¨ Развиваю общую моторику в подвижных играх и играх с речевым сопровождением (смотри приложение);

¨ Развиваю мелкую моторику: сенсорные, пальчиковые и дидактические игры (смотри приложение);

¨ Приобщаю к словесному искусству: чтение худож. произведений, присмотр мультфильмов, прослушивание музыкальных сказок и песенок (смотри приложение);

¨ Развиваю интерес детей к музыке, учу эмоционально реагировать на содержание («Времена года» П. И. Чайковский, «Карнавал животных» К. Сен-Санс; народные мелодии «Пляска с куклами», «Из-под дуба», мелодии современных авторов и конечно музыкально- ритмические игры «Дождик», «Кошка и котята» и т. д.);

¨ Привлекаю внимание детей, к красоте природы наблюдения, прослушивание ауд. записей «звуки природы».

Все эти направления сопровождаю театрализованными элементами игры.

Для театральной деятельности детей в группе были созданы необходимые условия.

9.Этапы работы:

  1. Выбор художественных произведений;
    1. Разработка сетки занятий по театрализованной деятельности на учебный год;
  2. Написание сценариев, с учетом возрастных особенностей;
    1. Разучивание текстов, движений, мимики и т. д.;
    2. Сотрудничество с музыкальным руководителем;
    3. Подготовка атрибутов, декораций и пособий;
    4. Показ театрализованных спектаклей и мультфильмов;
    5. Разработка картотеки;
    6. Подборка и составление картотеки игр;
    7. Классификация театрализованных игр;
    8. Организация работы с родителями по изготовлению атрибутов и пособий;
    9. Родительское собрание и консультации на тему «Развитие активной речи малышей»;
    10. Срезы и анализ результатов диагностического исследования
    11. Подведение итогов проделанной работы в рамках проекта, обобщение опыта.

10.Я оборудовала уголок, который включал следующие виды театра :

  • пальчиковый театр;
  • театр игрушек (используются любые обыкновенные игрушки);
  • кукольный театр; ширма (би-ба-бо);
  • настольный театр;
  • фланелеграф - театр картинок;
  • театр масок;
  • уголок ряжения;
  • театр на палочке;
  • маски- медальки;
  • дом - книги (книги с иллюстрациями);
  • музыкальный уголок;
  • информационно – коммуникативные средства (ноутбук, планшет, видео- и аудио - записи на электронных носителях).

11.Галерея театров:

Театр на фланелеграф (смотри приложение).

Картинки или персонажи выставляю на экран. Удерживает их фланель, вместо фланели можно приклеить на картинки, с обратной стороны, кусочки бархатной или наждачной бумаги. В нашем уголке, есть сказки: «Заюшкина избушка», «Лунтик», «Маша и медведь» - новая версия, «Смешарики» - медальки, наборы иллюстраций, декорации.

Театр би-ба-бо.

Атрибуты надеваются на руку, обычно действую на ширме. Куклы можно изготовить, используя старые игрушки. После представления даю возможность детям пообщаться с куклами, куклы хвалят их за то, что они внимательно слушали и смотрели, интерес детей после этого не угасает, дети с удовольствием продолжают играть с ними. В процессе игры дети учатся взаимодействовать друг с другом, играть дружно, не ссориться, полюбившиеся персонажи брать по очереди. В нашем уголке, есть сказки: «Колобок», «Волк и козлята», «Теремок».

Пальчиковый театр.

Атрибуты надеваются на пальцы или на руку и играют за персонажа, изображение которого находится на руке. Можно изображать действия, находясь за ширмой, сидя свободно за столом или передвигаясь по комнате, по ходу разворачивания сюжета, проговариваю слова.

Настольный театр.

Самым любимым театром для наших детей стал настольный театр. Он прост и доступен, не требует определённых умений. Дети сами действуют с игрушками-персонажами, охотно перевоплощаются в действующих героев (колобка, зайца, лису и т. д.). Пытаются передать характер этих героев мимикой, изменяя интонацию, повторяют запомнившиеся фразы (Колобок- Колобок, я тебя съем).

Я использую самые разнообразные игрушки и поделки. Главное, чтобы они устойчиво стояли на столе и не создавали помех при передвижении. При этом необходимо помнить, что игрушки - персонажи спектакля должны храниться отдельно и использоваться только по назначению (для театрализованной деятельности). Приобрели набор резиновых игрушек «Три медведя». Изготовили фигурки на палочках «Теремок» и «Репка»; собрали театр «Мелкой игрушки» небольшие игрушки из разных материалов.

Маски- медальки

Использую для драматизации сказок. С их помощью можно воспроизвести сюжет без наглядного сопровождения. Инсценировать потешки, песенки, стихи, использовать в подвижных игр..

Изготовила маски-медальки к сказке К. Ушинского «Гуси»; маски-медальки разных животных, набор медалек на фланелеграф «Смешарики»;

Театр мягкой игрушки.

Мягкие игрушки, пожалуй, самые привычные игрушки. Дети охотно играют с ними. Когда я предложила детям оживить их. Помочь им двигаться, говорить их голосами. Малыши настолько увлеклись, что почти каждый день играли ими. Тогда пришла идея сделать постановку, используя мягкие игрушки. Первой была сказка «Колобок». Получилось очень хорошо, причем очень просто. Потом мы инсценировали и другие сказки, герои которых у нас были в виде мягкой игрушки. Игрушки - персонажи, в обычных играх не использовались. Так, как стали для детей сказочными жителями. В планах на будущее, сшить для них народные костюмы. В нашем уголке есть сказки: «Теремок», «Колобок», «Заюшкина избушка».

Игры – театрализации.

Для этих игр я изготовила три комплекта масок к сказкам «Курочка Ряба», «Теремок», «Колобок». И нагрудные медальки для сказки К. Ушинского «Гуси». Изготовила домик и другие декорации. Прежде чем проводить игры-театрализации, нужно запомнить последовательность происходящих действий и речевой материал. Который я значительно облегчила, для того что бы малыши могли самостоятельно, без помощи взрослого, произносить текст (смотри приложение). Кроме этого, содержание должно быть не только понятно ребенку, но и эмоционально им воспринято.

Наглядные средства и пособия для развития эмоциональной сферы детей

Разыгрывая спектакли, я учила детей изменять голос, мимику. Эмоционально раскрываться, сопереживать героям сказок. Для этого я приобрела демонстрационный материал «Наши чувства и эмоции». Серия «Забавы в картинках». Эта игра, через яркие иллюстрации знакомит детей с эмоциональным миром людей. Цель пособия: помочь ориентироваться в бескрайнем мире эмоций и ощущений; понять свой внутренний мир; почувствовать себя частью мира людей. В этой работе мне, так же, помогает «Веер смайлики», который я изготовила сама.

Дети очень отзывчивы к музыкальным произведениям. С удовольствие слушают и сопереживают, услышанному. Для этого мы создали музыкальный уголок. В котором есть: и музыкальные инструменты, и картотека музыкальных игр, а так же фонотека музыкальных произведений и звуков природы. Я очень часто включаю детям аудиозаписи. Малыши любят музыкальные игры, танцы и пляски, игры с музыкальными инструментами: «Музыкальные звери», «Вот как мы умеем», «Заинька, попляши» и т. д.

Для того чтобы добиться определенных успехов в развитии речи посредством театрализованной деятельности я учитываю возрастные и психофизические особенности детей. К каждому ребенку подхожу индивидуально, стараюсь каждого вовлечь в игру. Если у ребенка значительная задержка речевого развития он, может участвовать, молча, передавая мимику и движения. В игре ребенок раскрепощается, и в эмоциональном порыве, иногда неосознанно, начинает говорить.

Для того, что бы дети легко и охотно занимались театральной деятельностью, необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, желания, взгляды, чувства. Причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь посторонних слушателей. В первой младшей группе, я использую, знакомые и любимые сказки, которые концентрируют в себе всю совокупность выразительных средств русского языка и предоставляют ребенку возможность естественного ознакомления с богатой языковой культурой русского народа. Именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, мимика, напев, движения). В свободное время все дети по желанию инсценируют сказки. А на занятиях, только те, у которых это получается хорошо.

12.Сетка занятий по театрализованной деятельности на учебный год:

МЕСЯЦ ТЕМА

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ

МАТЕРИАЛ
АВГУСТ Репка Настольный театр (на палочках) ЧХЛ, Познание (ок. мир), Коммуникация, Музыка, Труд.

Настольный театр

Набор картинок-иллюстраций

СЕТЯБРЬ Курочка Ряба Театр маски

ЧХЛ, Социализация, Коммуникация, Художественное твор-во

М\ф «Курочка Ряба» СМФ 1982г реж. А. Давыдов.

Маски и декорации

Книжка-малышка «Курочка Ряба»

ОКТЯБРЬ Козлята и волк Би-ба-бо

ЧХЛ, Коммуникация, Познание (матем), Безопасность,

Физ. Культ., Музыка.

М\ф «Волк и семеро козлят» СМФ 1957г реж. П. Носов.

Муз. ск. Ю. Энтин.

Игрушки би-ба-бо и декорации

Книжка-малышка «Волк и козлята»

НОЯБРЬ

Кто сказал мяу?

В. Сутеев

Театр на фланелеграф ЧХЛ, Коммуникация, Музыка, Познание (матем), Социализация, Художественное твор-во

М\ф «Кто сказал мяу?» СМФ 1962г В. Дегтярев

Фланелеграф, фигурки

Книжка-малышка «Кто сказал мяу?»

ДЕКАБРЬ Теремок Театр маски и настольный на палочках ЧХЛ, Коммуникация, Физ. культ, Познание (констр.), Социализация, Музыка. Физ. культ.

М\ф «Теремок» СМФ 1971г реж. Л. Амальрин.

Маски и декорации

Настольный театр

Набор слайдов-иллюстраций, планшет

ЯНВАРЬ Интегративное занятие «Дикие животные живут в лесу».

Театр мягкой игрушки.

Коммуникация, Познание (окр. мир, матем.), Художественное твор-во, Музыка.

Ауд. З. «Пение птиц»,

Картинки с изображением диких животных

ФЕВРАЛЬ Колобок

Би-ба-бо и

Театр мягкой игрушки

ЧХЛ, Коммуникация, Художественное твор-во, Безопасность, Познание (окр. мир, матем.), Социализация.

М\ф «Колобок» СМФ 1956г. Реж. Р. Давыдов.

Игрушки би-ба-бо и декорации.

Комплект мягких игрушек

Набор слайдов- иллюстраций, планшет.

МАРТ Колосок Театр мягкой игрушки ЧХЛ, Коммуникация, Здоровье, Познание, Художественное твор.

М\ф «Колосок» СМФ 1982г. Реж. Л. Зарубин

Набор иллюстраций

Книга « РНС для маленьких»

АПРЕЛЬ Маша и медведь Настольный театр ЧХЛ, Коммуникация, Социализация, Художественное твор-во, Познание (матем., окр. мир), Труд.

М\ф «Маша и медведь» СМФ 1960г реж. Р. Кочанов

Набор картинок и фланелеграф

МАЙ Три медведя Настольный театр (резиновые игрушки) ЧХЛ, Коммуникация, Социализация, Художественное твор-во, Познание (матем.), Безопасность, Труд.

М\ф «Три медведя» СМФ 1958г реж. Р. Давыдов.

Набор игрушек «Три медведя» и декорации.

Книжка-малышка «Три медведя»

ИЮНЬ

Заюшкина избушка

Театр маски – костюмы.

Развлечение.

Смешарики

Театр на фланелеграф

Театр на фланелеграф

ЧХЛ, все остальные Образовательные области.

М\ф-ы «Смешарики»

Фланелеграф и плоские фигурки

М\ф-ы «Лунтик»

Фланелеграф плоск. фигурки

Примечание: ЧХЛ – Чтение Художественной Литературы.

13. Заключительное слово.

Моя работа в первой младшей группе была направлена на стимулирование самостоятельной игровой деятельности. Я учила детей играть группами из трех – пяти человек, исполняющих свои роли. Предоставляла возможность имитировать действия, передавать основные эмоции героев. Учила создавать "типичный" образ в игре-драматизации.

Малыши освоили первичные режиссерские навыки, они использовали фигурки театра в совместных играх, на заданные темы. Большинство игр отражали круг повседневных интересов детей: игры в семью, в больницу и т. д.

Игровой опыт детей значительно обогатился, появились новые игровые умения. Начиная инсценировку, они превращались в маленьких артистов. Малыши научились использовать некоторые средства выразительности (мимика, жесты, движения, сила и тембр голоса, темп речи) для передачи образа героя, его эмоций и переживаний. Ребята мало по малу приспособились правильно держать и "вести" куклу или фигурку героя в театрализованной игре. Наладились взаимоотношения с другими участниками игры, дети стали играть дружно, не ссориться, распределять роли. Самостоятельно создавали короткие инсценировки, например «к нам Мила пришла», «угостим Нюшу» и т. д.

Дети полюбили сказки! Они не только охотно смотрели мультфильмы, но и каждый день просили воспитателя почитать ту или иную сказку. Малыши, жили, словно в сказке, даже на стенах нашей группы их каждый день встречают и провожают сказочные герои.

Мониториг речевого развития в первой младшей группе (16 детей).

Активный словарь Произношение звуков Умение Вопросы Грамматический строй Общение со сверстниками Общение со взрослыми
Человек\% Н г К г Н г К г Н г К г Н г К г Н г К г Н г К г
Низ ур 1\6 0\0 6\37 0\0 6\37 0\0 5\30 0\0 1\6 0\0 9\56 0\0
Сред ур 10\63 6\37 9\56 10\63 6\37 7\44 7\44 9\56 10\63 6\37 5\31 9\56
Выс ур 5\31 10\63 1\7 6\37 4\26 9\56 4\26 7\44 5\31 10\63 2\13 7\44

В этом году малыши переходят в другую группу, и хотя все понимают, что стали взрослее, покидать нашу группу им совсем не хочется, для них она стала вторым домом.

Список литературы:

  1. Ушаков О. С. Теория и практика развития речи дошкольника:- Сфера. 2009г
  2. Ушаков О. С. Занятия по развитию речи в детском саду:- Сфера 2009г
  3. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников.
  4. Губанова Н. Ф. Театрализованная деятельность дошкольников: 2 – 5 лет. – М. :ВАКО, 2007.
  5. Елжова Н. В. Педсоветы, семинары, методические объединения в ДОУ. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
  6. Журнал «Детский сад от А до Я» №4 2008г.
  7. Журнал «Детский сад». №1-12 2014г.
  8. Караманенко Т. Н., Караманенко Ю. Г. Кукольный театр дошкольникам.
  9. Сорокина Н. Ф. Играем в кукольный театр.
  10. 7.Бизикова О.А.Развитие диалогической речи дошкольников в игре.
  11. Картушина М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 2-3 лет.- Сфера 2008г.
  12. Картушина М.Ю. Забавы для малышей:- Сфера 2009г
  13. Веракса Н.Е. Вераксы А. Н. играем в сказку «Теремок»:- Мозаика-Синтез 2009г.
  14. Веракса Н.Е. Вераксы А. Н. играем в сказку «Три медведя»:- Мозаика-Синтез 2009г.
  15. Интернет ресурсы.