Проект "использование самодельных игрушек в воспитании дошкольников". Роль игрушки в жизни и воспитании дошкольника

Уважаемые родители! Мы с вами занимаемся воспитанием наших детей. Это сложный, длительный процесс, иногда процесс воспитания не заканчивается с детством, может продолжаться всю жизнь. Но пока наши дети ещё маленькие, они в той поре, когда всё впитывают как губка: и хорошее, и плохое. А ещё наши дети любят играть, много играют, в этом сейчас состоит их жизнь. Через игру они познают мир, учатся добру, получают нравственные качества. Можно сколько угодно объяснять ребенку «что такое хорошо и что такое плохо», но лишь игра способна через эмоциональное сопереживание, через постановку себя на место другого научить его действовать в соответствии с нравственными требованиями.

Так как мы с вами сейчас работаем над проектом «Игрушки наших бабушек», я хочу побеседовать с вами о том, какую роль в воспитании дошкольников играют народные игры и игрушки.

Народные игры - это традиционное средство педагогики. Испокон веков в них отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные обычаи, представления о чести, смелости, мужестве. В игре стремились проявить силу, ловкость, выносливость, смекалку, выдумку, находчивость.

Народные игры передавали из поколения в поколение национальные особенности обычаев, своеобразие языка, но игры были не только развлечением. В играх с малых лет сначала путем подражания дети привыкали к тем обязанностям и ремеслам, которыми они будут заниматься, став взрослыми.

В русских народных играх было много юмора, шуток, соревновательного задора. Точные и выразительные движения часто сопровождались неожиданными веселыми моментами, интересными и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками.

Все вы знаете эти игры, сами играли в них в детстве. Это «Гуси-гуси», «У медведя во бору», да те же простые «Горелки» и «Салки». Да, народных игр, в которые играют наши дети, много.

И что хочется отметить: поразительна не только та или иная отдельная игра, но также и то, как народная педагогика прекрасно определила последовательность игр от младенческих игр до зрелости.

Пока дитя еще мало, все игры обращены индивидуально к нему, его забавляют, развлекают несложными играми со звучащими, шумящими, красочными игрушками, играми-прибаутками. Это и «Ладушки», и «Сорока- ворона».

Но вот ребенок научился ходить, бегать, и характер игр резко изменяется - появляются коллективные игры, в которых воспитывается чувство ответственности перед всем коллективом. И вместе с тем в этих играх не гасится самостоятельность детей. Ребенок испытывает много положительных чувств, которые возбуждает игра. Он радуется тому, что мышка не поймалась кошке, сочувствует пойманному и т. п.

Можно смело сказать, что народные игры влияют на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребенка. Каждая игра, если она по силам ребенку, ставит его в такое положение, когда его ум работает живо и энергично, действия организованы.

Также хочется отметить и роль народной игрушки в воспитании детей. Все вы тоже их знаете. Они все, в основном, сюжетны - дымковские «конюшки», «бараны», деревянные медведи, которые рубят дрова или стучат молотком. Самая основная, сильная сторона сюжетной народной игрушки, которой она обращена к ребенку, состоит в условности ее изображения. Условность изображения опирается на предельную отработанность тех средств и способов, которыми создается игрушка. Будет ли это изображение коня, птицы, человека - все решается традиционно выработанным, выверенным веками способом. В результате в игрушке остро выступает задуманное. Подробности дополняются воображением; эта игрушка рождает детскую фантазию, а вместе с ней и детскую игру. Взрослые, может быть, хотели видеть в игрушке нечто другое, но ребенка привлекает именно ее предельная простота и ясность. Возьмите загорскую, чудно раскрашенную птицу с пищалкой - это ли не чудо простой мудрой радости, которой так не хватает современному, измученному компьютером и чуждыми для русской души американизированными игрушками, ребенку? А ещё, согласитесь, что в народной игрушке ярко выражено стремление порадовать, повеселить ребенка. Вы хорошо знаете эти забавные игрушки, радующие детей свистом, писком, действием.

Значение народной игрушки велико. Народные игрушки помогают

  • введению ребенка с первых дней жизни в осязательное соприкосновение с природой при помощи натуральных материалов - глины, дерева, ткани;
  • освоению через игрушку бытия конкретного этноса, прямое введение его в культуру с ее устойчивыми предпочтениями, становление ребенка в качестве сына или дочери своего народа;
  • формированию в мальчике необходимых черт хозяина, кормильца, а в девочке - матери, воспитательницы, хранительницы домашнего очага и родовой традиции, мастерицы;
  • активному вовлечению в непрерывную традицию народного творчества путем непосредственного участия в создании игрушек с самого малого возраста (с 2-3 лет);
  • воспитанию творческого отношения к миру как наиболее продуктивного;
  • ориентации на высшее качество, так как народная игрушка всегда - подлинник и, как правило, маленький шедевр.

Ни в коем случае нельзя лишать ребенка народных игр и игрушек. Игры и игрушки - часть культуры народа, лишив которой ребенка, мы лишим его важной составляющей части его личности: национального самосознания, патриотизма. Никогда не забывайте об этом!!!

Введение

Умственное развитие, развитие мышления является важной стороной в развитии личности дошкольника, в частности в ее познавательной сфере. Одним из важных направлений в развитии познавательной деятельности дошкольников выступает создание условий, обеспечивающих полноценное умственное развитие детей, связанное с формированием устойчивых познавательных интересов, умений и навыков мыслительной деятельности, качеств ума, творческой инициативы.

Предмет исследования: Роль игрушки в развитии познавательной деятельности дошкольников с нарушением зрения

Роль игры и игрушки в воспитании детей дошкольного возраста

Первые шесть-семь лет жизни ребенка -- наиболее ответственный период его развития, когда формируются умственные способности, нравственные качества, эстетические чувства. Все эти стороны личности ребенка воспитываются в процессе интересной, содержательной деятельности на занятиях, в труде, в игре. Игра - одно из наиболее эффективных средств воспитания. В «Программе воспитания в детском саду» указывается на большое значение игры для физического и психического развития ребенка, становления его индивидуальности, для формирования детского общества.

Игра и игрушка -- понятия неразделимые. Игрушка -- это предмет, специально созданный для детских игр. Но это не уменьшенная копия реального предмета, а условное его изображение, предельно обобщенный художественный образ. Выразительная форма, подвижность, яркость и условность окраски -- все это влечет ребенка к игрушке, вызывает желание играть с ней. Игрушка -- источник радости ребенка. По определению Л.С. Макаренко, игрушка является материальной основой игры. Играя, ребенок реализует свои мысли, чувства в действии, а следовательно, от того, во что он играет, какие игрушки попадают ему в руки, во многом зависит и направление его мыслей, чувств, поступков.

Игрушка -- предмет, служащий для забавы и развлечения, но одновременно являющийся средством психического развития ребенка. Чтобы развитие ребенка было своевременным и всесторонним, игрушки следует тщательно отбирать.

Моторные игрушки предназначены, главным образом, для развития и совершенствования основных движений детей, мелкой моторики (движения кисти руки, пальцев), воспитания культуры движений. На подбор игр и игрушек, способствующих развитию мелкой моторики, следует обратить особое внимание, так как они имеют большое значение для подготовки руки ребенка к письму, к труду. Сюжетные, или образные, игрушки, способствуют воспитанию положительных черт характера: нежности, привязанности, заботливости, желания помочь, а также уважения к взрослым и их труду, умения играть со сверстниками и т. д. Технические игрушки в занимательной, доступной форме дают детям представление о технике, помогают воспитать интерес к ней и реализовать этот интерес в игре. У старших дошкольников технические игрушки с механизмами воспитывают любознательность, рождают стремление узнать, как игрушка приводится в движение, желание самостоятельно соорудить что-либо подобное. В этом отношении большую ценность представляют сборно-разборные игрушки, конструкторы и наборы полуфабрикатов. Значение строительных материалов определяется прежде всего характером самого материала. К.Д. Ушинский отмечал, что «лучшая игрушка для дитяти та, которую он может заставить изменяться самым разнообразным образом». Сооружение построек из различных наборов, строительных материалов -- один из видов непосредственно связанного с игрой изобразительного творчества детей, которое имеет большое значение для эстетического воспитания. Игры со строительными материалами, в процессе которых ребенок создает что-то новое, ближе всего стоят к трудовой деятельности человека: они требуют элементарного планирования, определения задачи, подбора материала, последовательности и согласованности действий, организации взаимоотношений и т. п. Кроме того, дети осваивают знания о форме, величине, пространственном расположении и т. д. Дидактические игрушки -- сборно-разборные и другие очень важны для совершенствования сенсорных процессов и общего развития детей. Игрушки-забавы, в основе которых лежит движение, неожиданность, несут ребенку радость, вызывают веселый смех, хорошее настроение, а у детей постарше будят любознательность, воспитывают чувство юмора. Музыкальные игрушки развивают слуховое внимание, музыкальный слух, чувство ритма. Театральные игрушки подготавливают детей к театральному зрелищу. В младших группах эти игрушки демонстрирует воспитатель при рассказывании сказок, потешек, а в старших ими пользуются сами дети -- в играх-драматизациях и других театрализованных играх.

Назначение игрушек можно проанализировать в соответствии с ведущими видами деятельности, которые определяют особенности психического развития ребенка. В младенчестве это общение и манипулирование, в раннем возрасте -- предметная деятельность, в дошкольном - игровая деятельность.

В младенческом возрасте ребенок получает игрушки, которые способствуют развитию ориентировочного поведения. В первые два-три месяца ребенок уже может следить за игрушками, которыми манипулирует взрослый. Ребенок смотрит на яркую игрушку, слышит присущие ей звуки (погремушка -- гремит, колокольчик -- звенит) и получает от склонившегося над ним взрослого положительные эмоции. Мать учит ребенка следить за игрушкой: она так организует восприятие ребенка, что он волей-неволей фиксирует взором игрушку, которая находится непосредственно в поле его зрения; затем мать побуждает малыша следить за движением игрушки влево и вправо от его взора. Ребенок напрягается и поворачивает головку вслед за ускользающей из поля зрения игрушкой. Так ребенок учится смотреть и видеть. Звучание игрушки придает ей дополнительную привлекательность -- ориентировочное прислушивание доставляет ребенку еще большее удовлетворение и развивает его восприятие. В период от двух-трех месяцев и до года ребенок благодаря взрослому учится манипулированию, которое становится ведущей деятельностью.

Все множество вариантов игрушек несет в себе эталонные формы и цвета, выработанные человечеством. Восприятие сенсорных эталонов на бессознательном младенческом уровне подготавливает дальнейшее усвоение оперативных единиц восприятия.

В раннем детстве, когда ведущей становится предметная деятельность, ребенку подбирают новые игрушки. Из числа действий, которыми в этот период овладевает ребенок, особенно значимыми для его психического развития оказываются соотносящие и орудийные действия. Соотносящими являются действия, цель которых состоит в приведении двух или нескольких предметов (или их частей) в определенные пространственные отношения; например, складывание всевозможных пирамидок из колец, матрешек, использование сборно-разборных игрушек, закрывание коробок крышками, постройка «домов» из кубиков. В отличие от манипулятивных действий младенца соотносящие действия требуют от ребенка учета свойств конкретных предметов.

В раннем возрасте осваиваются также орудийные действия, в которых один предмет (орудие) употребляется для воздействия на другие предметы. Орудийные действия ребенка раннего возраста весьма несовершенны. Но важно не то, насколько отработаны соответствующие движения, а то, что ребенок усваивает сам принцип употребления орудий, являющийся одним из основных принципов деятельности человека.

Особое место среди игрушек занимают куклы и изображения животных -- мишки, зайцы, обезьяны, кошки и др. В раннем возрасте ребенок выполняет те действия, которые ему показывает взрослый: качает куклу, возит ее в коляске, кладет в кроватку. Это прежде всего подражательные действия. Такая форма игры в развитом виде будет не только в дошкольном, но еще и позднее -- в младшем и даже в среднем школьном возрасте.

В дошкольном возрасте ребенка по-прежнему интересуют игрушки, с которыми можно производить соотносящие предметные действия, а также природные материалы как игровые предметы. Особую роль для дошкольника играют кукла или мягкие игрушки; он оказывают влияние на его эмоциональное и нравственное развитие. Ребенку сначала во всем помогает взрослый, у которого он учится наделять куклу определенными положительными качествами. Позже ребенок сам наполняет душевный мир игрушки по своему усмотрению, и она «ведет себя» исключительно так, как это нужно в данный момент ее хозяину: она умна и послушна, ласкова и весела, строптива и упряма, она лгунья и неисправимая неряха. Ребенок переживает со своей куклой все события собственной и чужой жизни во всех эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию. Кукла для ребенка -- не только дочка или сынок. Кукла, как и мишка, обезьянка, собачка и др.,-- объект для общения во всех проявлениях ребенка, партнер по общению в игре.

Поскольку кукла изображает человека, она выполнят разные роли и является как бы партнером ребенка. Он действует с ней так, как ему захочется, заставляя её осуществлять все свои мысли и желания. Кукла помогает ориентироваться в форме, величине, материале, цвете, движениях и т.д.

Большую ценность предоставляют дидактические игрушки, которые знакомят ребят с цветом, формой, величиной и т.д. Дидактические игрушки несут в себе задачи интеллектуального плана, они способствуют развитию речи, интеллекта, волевых качеств, воспитанию семейной культуры. Дидактическая игрушка дает цельный, конкретный образец. Она обычно подчеркивает какое-нибудь одно свойство, на котором строится игра: форму, цвет, величину. Дидактические игрушки являются основным пособием для занятия с детьми младшей и средней группы.

Игрушки, как и игры, служат не только средствами воспитания и самовоспитания, усвоения новых форм поведения, но и своего рода проявителями детской индивидуальности.

Игрушка является регулятором психического и физиологического развития ребенка.

Введение.

1. Что такое игрушка? История игрушки.

2. Значение игрушки в психическом развитии ребенка дошкольного возраста.

3. Основные психолого-педагогические требования к игрушке.

Заключение.

Список использованной литературы.

Введение

Из множества вещей, окружающих ребенка, для него важнее всего игрушка. Именно в ней отражаются впечатления о мире, имеющие большое влияние на дальнейшую жизнь ребенка, его характер.

Игрушка – одно из важных средств воспитания и обучения. Она должна развивать познавательные способности, воображение; помогать освоиться в мире взрослых; формировать у ребенка любовь к труду, любознательность, наблюдательность, воспитывать художественный вкус ребенка, побуждать его к творчеству.

У игрушки много сторон – педагогическая, эстетическая, нравственная, производственная, экономическая, культурная, социальная, психологическая и т.д. Все это разные стороны таких, казалось бы, простых предметов, но так ли просты они? Во многом ко всему, что касается детства, у нас, взрослых отношение часто несерьёзное. Взрослые, может быть, и не задумываются какие игрушки они покупают, какие дарят детям, какие игрушки приносят в детский сад.

Для ребёнка игрушка – неотъемлемая часть его жизни и поэтому требует к себе самого серьезного внимания!

Цель исследования – показать значение игрушки в психическом развитии ребенка.

Задачи исследования:

Определить понятие игрушки, осветить ее историю;

Охарактеризовать значение игрушки в психическом развитии ребенка дошкольного возраста;

Описать основные психолого-педагогические требования к игрушке.

Методы исследования – анализ научно-теоретической литературы по проблеме исследования, сравнительный анализ, синтез результатов исследования.


1. Что такое игрушка? История игрушки

Игрушки - специально изготовленные предметы, предназначенные для игр, обеспечения игровой деятельности детей и взрослых. Главной особенностью игрушки является то, что в ней в обобщенном виде представлены типичные черты, свойства предмета.

Игрушка, по образному выражению А. С. Макаренко, - «материальная основа» игры, она необходима для развития игровой деятельности. К. Д. Ушинский одним из первых обратил внимание на то, что игрушка - это своеобразная школа воспитания чувств ребенка. Новая игрушка не сразу завоевывает сердце ребенка. Все зависит от тех игр, жизненных ситуаций, в которые малыш включит ее в качестве партнера. Любимые игрушки учат ребенка доброте, сопереживанию .

Смысл народной игрушки - развить, занять, повеселить, порадовать ребенка. Первые игрушки вешали над зыбкой. Это были колокольчики, подвески с шумом, пестрые лоскуты, трещотки.

На ранних этапах первобытнообщинного строя игрушки отсутствовали. Это было связанно с примитивными средствами и формами труда, которые позволяли детям принимать участие в несложной работе взрослых: собирать пригодные для еды растения, корни, ловить рыбу, охотиться на мелких зверей и птиц, заниматься земледелием. С переходом к более высоким формам производства, разделением труда изменился и характер участия детей в разных его видах. Встала задача, как можно раньше научить детей владеть сложными орудиями труда, чтобы приобщить их к более важным видам деятельности. Для этого создавалась уменьшенная копия орудия труда. С их помощью дети упражнялись в условиях, приближённых к реальной жизни. Но уменьшенные копии не могли выполнять функции по назначению в полном объёме. Именно в этот период и стали появляться игрушки.

Игрушка только внешне отражала предметы быта. На протяжении тысячелетий игрушка менялась. Изменение прежде всего касалось производства: от кустарной к промышленной. Развитие науки и техники влияет на технологию создания игрушек. Появлялись более сложные орудия труда, техника, краски и материалы. Под влиянием господствующей идеологии изменялось содержание образов (в начале века – куклы барыни, служанки, монахи, ангелы, городовые, цари; позже – мальчиши – кибальчиши, куклы – красноармейцы, пионеры). Под влиянием социальной политики общества и научно – технического прогресса меняется ассортимент игрушек и их качество. Об этом свидетельствует появление в наше время компьютерных игрушек, игрушек на космическую тематику, куклы Барби. На протяжении столетий менялись функции игрушек (когда-то для отпугивания злых духов, как защитники рода, символ благополучия и урожайности) .

XVI-XVII вв. В этот период получили развитие народная деревянная и гончарная игрушки.

Промышленное производство игрушек началось в немецком городе Нюрнберге в XIX в. Здесь в 1880 г. стали применять штамповку при изготовлении игрушек, что дало возможность выпускать массовую дешевую продукцию.

Со времен Ф. Фребеля большое внимание стали уделять строительным материалам для детских игр. Их выпускалось очень много - разнообразных размеров, конструкций. В 1901 г. в Великобритании создали первый металлический конструктор.

Вообще, игрушкой может стать все что угодно. Свойство быть игрушкой не привязано жёстко к внешне материальным признакам того или иного предмета. Его попадание в класс «игрушек» обусловлено отношением к нему играющего человека. Именно человек превращает предмет в истинную игрушку в процессе игры с ним.

Роль истинной игрушки может получить любой предмет, если он:

Привлекателен – вызывает желание общаться с предметом, смотреть на него манипулировать им;

Доступен для овладения – определяется возможностями играющего встроить этот объект в своё жизненное пространство;

Не воспринимается в данный момент как «серьезная вещь» - то есть на него не распространяется общепринятые правила обращения с «серьёзными» предметами.

Удовлетворяет возрастные потребности развития ребёнка;

Способен стать символическим объектом для личностных проекций - когда возможен перенос своих переживаний, чувств, мыслей и поступков на свою игрушку как осознанно, так и на подсознательном уровне .

Слово «игрушка» - для многих служит синонимом безделушки, забавы. В то время как это особый предмет, имеющий огромную власть, обладающий способностью обучать. И от того как мы относимся к выбору игрушек для своего ребёнка, умеем ли правильно организовать игру, направить его действия, развернуть сюжет зависит будущее наших детей.

2. Значение игрушки в психическом развитии ребенка дошкольного возраста

Значение игр и игрушек для развития ребенка в дошкольном возрасте часто недооценивается даже педагогами. Большинство родителей не понимают, насколько важны правильно подобранные игрушки для формирования личности ребенка.

Как и в какие игры должен играть ребенок? Информацию об этом родители получают в основном из рекламы, которая отражает интересы фирм-производителей, далеко не всегда совпадающие с интересами ребенка.

Отсутствие общей и правовой культуры в формировании игровой среды ребенка в России приводит к агрессивному наступлению на наш рынок игровой продукции как с Запада, так и с Востока .

В дошкольном возрасте есть сензитивные периоды развития способностей ребенка, когда правильный подбор развивающих игр и игра в них с ребенком определяют очень многое. Вместо учета особенностей психофизического развития детей, особенно дошкольников, развитие рынка игрушек происходит по привнесенным извне тенденциям. Выделим две из них.

Дешевизна в сочетании с крикливой яркостью и шумностью - визитная карточка игрушечных фирм из Юго-Восточной Азии. Гораздо более дорогие натуралистичные модели людей, животных, машин, самолетов, героев мультфильмов и кинофильмов (всего, что окружает в повседневной жизни) - продукция западных фирм. Современные западные игрушки все чаще и дальше уходят от детской игры в сторону потребительства и механического использования заложенных производителем операций. Ребенку кажется, что он манипулирует игрушкой, а на самом деле сама игрушка навязывает ему определенные действия, вырабатывая эмоциональную зависимость маленького человека от электронного устройства.

Главные качества детской игрушки: свобода действий, эмоциональная насыщенность, творческая активность, изобретательность - при этом совершенно не требуются и не развиваются.

Очевидность проблемы ясно выражена и актуальность поиска решения данного вопроса бесспорна. Стоит ли задуматься, как и чем играют наши дети и попытаться разобраться в данном вопросе – решать Вам.

Игрушка является неизменным спутником ребенка с первых дней его появления на свет. Это не только радость и забава, призванная увлекать кроху, но и великолепный воспитатель, подготавливающий ребенка к жизни в обществе и выступающий в качестве средства его психического развития .

Первыми игрушками, которые входят в жизнь новорожденного, являются погремушки. Происходит это прежде всего потому, что на первом месяце жизни у крохи формируются слуховые реакции. Родители привлекают внимание малыша разговором, мимикой и поглаживаниями, а погремушка способна поддерживать непроизвольное внимание малыша. В процессе игры погремушка в руках родителей становится привлекательной и сама по себе. А к пяти месяцам, когда у ребенка сформируется зрительно-двигательная координация и разовьется реакция хватания, он с удовольствием берет и трясет погремушку, вслушиваясь в звуки и сосредотачивая взгляд на игрушке. В итоге таких манипуляций к концу года жизни в мозге ребенка устанавливаются первые причинно-следственные связи – если потрясти погремушку, она создаст звук.

Музыкальные игрушки привлекают внимание малыша на протяжении всего дошкольного периода. Он с радостью играет с детскими гармошками, барабанами и колокольчиками, причем, ребенка привлекают уже не звуки как таковые, а различные мелодии, которые он пытается извлекать, а затем и включает их в свои сюжетно-ролевые игры. Малыш подстраивает свои движения под музыкальный ритм, совершенствуя тем самым свой музыкальный слух и чувство ритма.

На втором году жизни малыш знакомится с дидактическими игрушками. Они созданы по принципу автодидактизма, а значит, заключают в себе способ использования. Это примитивные сборные и разборные игрушки, предметы для нанизывания. Задача взрослых показать крохе способ их действия и объяснить, как можно получить результат. Зачастую, это сборка различных фрагментов игрушки в соответствии с величиной, формой и цветом. Малыш осваивает сенсорные эталоны и учится самостоятельности, пробуя своими усилиями достичь результата. Регулярно играя с игрушкой действия малыша приобретают целенаправленность и результативность .

Для развития ребенку дошкольного возраста необходимы и образные игрушки, которые участвуют в психическом развитии малыша. Они дают ребенку положительные эмоции и приятные переживания. К ним относятся любимые всеми машинки и солдатики и куклы. Такие игрушки позволяют крохам включаться в разнообразные виды игр: строительные, сюжетные, режиссерские или дидактические. Показательна в этом случае игра с куклой.

Играя с куклой ребенок наделяет ее мыслями и чувствами. Игрушка в его руках оживает и выполняет все, что он хочет. Сам же ребенок постоянно заботится о кукле, воспитывает, кормит укладывает спать и передает ей знания, то есть выполняет все те функции, которые выполняет взрослый человек по отношению к своему ребенку. В процессе игры малыш оценивает поведение куклы, передает ей свой нравственный и эмоциональный опыт, осознавая и закрепляя его тем самым. С игрушкой ребенок имеет возможность смоделировать и проиграть все формы поведения. Именно в этом игровом процессе и складываются моральные оценки, появляется нравственная и эмоциональная идентификация, развивается гамма эмоциональных переживаний, а значит, у ребенка формируются нравственные качества.

Образные игрушки помогают усвоению половой роли, ведь на третьем году жизни мальчишкам становятся более интересны солдатики, пистолеты и машинки, а девочкам – куклы. Однако как тем, так и другим нравятся мягкие пушистые игрушки. Особенно ребятишки любят мягких мишек, котиков и собачек, ведь они так похожи на настоящих четвероногих друзей. Эти игрушки малыши обнимают, ласкают и даже спят с ними в обнимку, и создается впечатление, что игрушка отвечает ребенку своей привязанностью.

Примерно в этот период, в районе 3-х лет, у ребенка проявляется интерес к игрушкам-орудиям. Это ведерки, лопатки, формочки и прочие предметы, являющиеся уменьшенными копиями орудий труда взрослого человека, с помощью которых у малыша развиваются предметные действия. Он учится насыпать лопаткой песок в ведерко, строить различные формочки из песка, развивая и закрепляя тем самым понимание трудовой деятельности.

Более сложные технические игрушки, такие как самолеты, танки, луноходы и машины открывают перед крохой мир техники. Такие игрушки способствуют пробуждению интереса к тому, как движется игрушка, что у нее находится внутри, почему крутится колесо и т.д. Это отличная стимуляция технического мышления, а кроме того, малыш обретает представление о деятельности взрослых .

Театрализованные игрушки, как на ниточках так и куклы-бибабо, то есть надеваемые на руку, подходят для того, чтобы ребенок мог участвовать в спектакле, обыгрывать действия конкретного персонажа по разученной роли или импровизировать по ходу представления. Особенно нравится детишкам играть с игрушками созданными по образу персонажей известных и любимых всеми сказок. Играя с ними у малыша формируется правильная речь, мимика и пантомимика, а также театрально-речевые способности.

Подрастая, ребенок начинает тянуться к спортивно моторным игрушкам. Он стремится научиться кататься на велосипеде, роликах и лыжах, с удовольствием играет в мяч и берет в руки ракетку для бадминтона, что помогает формированию его основных движений, учит ориентироваться в пространстве, и развивает такие волевые качества как смелость, организованность, выдержку и инициативность.

К особой группе стоит отнести игрушки-самоделки, ведь их ребенок создает сам, с определенной игровой целью. Это помогает малышам развивать фантазию, учит доводить начатое до конца, позволяет познавать свойства материала и даже формирует общественные мотивы в поведении ребенка. Например, ребенок может сделать подарок для мамочки. К тому же такие игрушки являются и способом самовыражения, ведь ребенок невероятно гордится своим творением. А так как эти игрушки многофункциональны, они особенно интересны малышам .

Родители должны понимать, что для ребенка важно не количество игрушек, а их разнообразие, соответствующее возрасту малыша. Задачей же родителей является знакомство ребенка с игрушкой и обучение обращению с ней.


3. Основные психолого-педагогические требования к игрушке.

Игрушка приносит максимальную пользу, если она культуросообразна и способствует принятым в обществе нормам и духовно-нравственным ценностям .

Игрушка вредна, если она:

Провоцирует ребёнка на агрессию и жестокость;

Вызывает страх или тревогу;

Имеет грубый натурализм;

Унижает человеческое достоинство;

Вызывает психологическую зависимость в ущерб полноценному развитию ребенка;

Искажает восприятие окружающей действительности.

Игрушка полезна, если она:

Безопасна;

Привлекательна;

Эстетична;

Соответствует возрастным возможностям ребёнка;

Полифункциональна (предоставляет возможность для развития способностей ребенка: физических, духовных, нравственных и т.д.);

Выполнена из экологически чистых материалов;

Упакована.

Заключение.

Игрушка, как специальный предмет игры, как одно из проявлений культуры появилась в ходе исторического развития общества.

Игрушка, несмотря на свои высокие дидактические свойства и художественно – образные достоинства, сама по себе, без активного участия взрослого, не может воспитывать ребенка. Благодаря воспитанию, в частности средствами игрушек, у ребенка формируются способы действий с предметами, знание назначения этих предметов. Игрушка в этом процессе приобретает огромное педагогическое значение.

Игрушки являются неотъемлемой частью в умственном, физическом и эстетическом развитии ребёнка. Исходя из истории создания игрушек, мы понимаем, что они не возникли неожиданно. Игрушки создавались в ходе целого исторического развития, отражая быт и атмосферу того времени, в котором создавались. Так – же исходя из того, что дети – это самое главное и дорогое, что есть в нашей жизни очень хотелось бы, чтоб производители игрушек как можно качественнее относились к своей работе, ценя ту радость, что они несут детям. И чтоб они обращали внимание не только на внешность и цвет игрушки, но и на безопасность и положительное влияние игрушки на ребёнка. Потому что на втором месте после родителей у ребёнка всё-таки стоят игрушки. И с них дети тоже берут пример.

8. Осорина, М. Психологическая концепция игрушки: какой предмет может стать игрушкой? / М. Осорина // Детсад со всех сторон. - 2004. - № 7-8. - С. 2.

9. Решетникова, О. Играют все! : психологические концепции игрушки и проблемы экспертизы игрушек / О. Решетникова // Школьный психолог: методическая газета для учителей. - 2003. - № 37-38. - С. 14.

Каждый родитель должен помнить о том, что воспитание - это ответственный процесс. Нужно не только заниматься с ребенком, но и создавать условия для осуществления им своих потребностей. Так, малышу необходимы прогулки, сбалансированное питание и здоровый сон. Но не стоит недооценивать и роль игрушек в воспитании детей.

Игрушки должны не только вызывать интерес у ребенка, но и концентрировать в себе безопасность и полезность. Игрушки играют роль в формировании характера человека: делают его добрым или жестоким, заботливым или безразличным, ответственным или разгильдяем. Поэтому нужно выбирать предметы для игры правильно.

Какова роль игрушек в воспитании детей

Всю жизнь человек чему-то учится, черпая новые знания из окружающего мира. Взрослые люди осознают значимость образования, а вот маленькие дети пока ещё нет. Поэтому они познают мир через игру. Не следует недооценивать роль игрушек в этом процессе, так как через них дети делают анализ событий, развиваются логически, отделяют одни предметы от других и прочее.

В детстве мальчиков обычно присутствуют машинки, роботы, различные конструкторы. Эти игрушки развивают не только логику, но и указывают на способности вашего малыша. Если он неплохой конструктор, возможно, это будет связано с его будущей профессией. Не ругайте детей за то, что они разбирают и собирают игрушки. Так они познают моделирование, проектирование или конструкцию.

Мягкие игрушки и различного рода куклы созданы специально для девочек, поэтому и вызывают у них большой интерес. Малышки проявляют заботу в отношении игрушек, учатся ухаживать за ними. Более взрослые девочки способны сами шить одежду для кукол. Это играет большую роль в становлении характера ребенка, так как уже с ранних лет в нём формируется ответственность и умение проявлять заботу о других.

Не всегда девочки играют только куклами, а мальчики самолетиками и машинками. Часто малышку может заинтересовать конструктор или ракета. Чаще всего такое явление наблюдается в семье, где воспитываются двое разнополых детей. И это не является поводом для беспокойства, так как игрушки мальчишек формируют решительный и уверенный характер девочки.

То же самое касается и мальчишек. Если их заинтересовала кукла, психологи считают — не стоит паниковать. Через такие игрушки малыш учится заботиться о противоположном поле и вполне может вырасти галантным джентльменом. К психологу следует обращаться только в крайнем случае: если малыша интересуют только куклы, а девочку - конструкторы.

Развитие ребенка будет проходить более действенно и эффективно, если в его жизни будут присутствовать игрушки. Они же подготовят его к жизни в обществе. Подарок малышу должен быть не только знаком внимания, но и инструментом для развития.

Роль игрушек в воспитании детей нельзя недооценивать. К двум годам малыши уже способны осознанно играть с предметами. Так, одевая кукол или кормя зайчика, они создают определенный сюжет в игре. С каждым годом игровые процессы усложняются, а игрушки развивают ребенка в новых сферах.

У каждой игрушки должно быть своё место. Так, сбором пазлов лучше заниматься за столом. Также этот предмет удобен для маленьких игрушек. Перед тем как ложиться спать, можно поиграть с мягкими мишками, зайчиками или собачками.

Несмотря на то что ребенок любит играть со своими игрушками, это занятие не заменит ему общение с друзьями. Поэтому следует организовывать встречи сверстников. Игра в одиночестве может привести к нервному возбуждению малыша. В кругу сверстников многочисленные роли распределяются между друзьями, а ребенок развивается с ещё большей охотой и силой.

Можно выделить две группы видов деятельности детей с игрушками. К первой относят те игры, в которых малыш познает отношения между людьми. Так происходит не только личностное, но и социальное развитие ребенка. Ко второй группе можно отнести предметную деятельность, на основе которой формируются знания и интеллект, а также развиваются технические способности.

Как выбирать игрушки?

Чтобы полноценно сформировать личность нужно не только компоновать способы воспитания, но и обратиться к играм и игрушкам. С их помощью творческие способности малыша развиваются быстрее и эффективнее. Так, покупая девочке куклу, вы должны задумываться не только о том, насколько она ей понравится. Важно, чтобы эта игрушка развивала в ней фантазию и креативность. Для понравившейся игрушки хочется сшить наряды, сделать прическу и т. п.

То, чем ребенок занимается в детстве, может пригодиться ему и в будущем. Так, мастеря одежду для кукол, девочка может и не подозревать, что в ней кроется дизайнерский талант. Мальчик, строящий домики из лего или кубиков, может стать гениальным архитектором.

При выборе игрушек, главное - помнить, что каждая из них оставляет свой след в воспитании малыша. Поэтому к такому делу нужно подходить ответственно. Сегодня очень много разнообразных игрушек, но есть несколько моментов, которые необходимо учитывать, выбирая предметы для развлечений.

  1. Игрушка должна не только развлекать ребенка, но и развивать его. Её значение для воспитания тоже должно учитываться. Без этого не следует покупать игрушку.
  2. При опасности для здоровья ребенка не стоит покупать какой-либо предмет. Нужно обратить внимание на качество изделия.
  3. Не стоит спешить и брать то, что захотел ваш малыш в данный момент. Внимательно посмотрите на игрушку и подумайте, будет ли она иметь какой-либо воспитательный смысл. Задумайтесь о психологическом эффекте от изделия.

Выбор игрушек будет зависеть и от возраста малыша. Первыми игрушками ребенка являются грызунки и погремушки. Они помогут ему развить мелкую моторику. Детям раннего и дошкольного возраста можно предложить конструкторы, кубики и прочие развивающие игрушки, которым могут сыграть роль в воспитании ребенка. Благодаря им малыш научиться строить домики и возводить башки, отличать одних животных от других, находить применение тому или иному игровому предмету.

Маленьким детям очень интересны музыкальные игрушки. К их выбору тоже нужно подходить со всей тщательностью. Прежде чем купить изделие, послушайте как оно разговаривает, что поет. В голосе не должно быть никаких помех. Ребенок должен четко слышать все слова, проговариваемые игрушкой. Для малышей идеальными музыкальными изделиями станут те, которые издают различные звуки (движущегося транспорта, голоса животных и т. п.) или рассказывают сказки. Для детей постарше можно купить пианино, гитару и т. п.

Помимо музыкальных игрушек существуют и простые. Например, наборы посуды, различные конструкторы, инструменты и прочее. Все они носят развивающий характер и оставляют свой след в воспитании ребенка. Эти игрушки помогут ему ещё быстрее развиться и стать полноправным членом социума.

Выбирая то или иное изделие, обращайте внимание на его функциональность. Не забывайте и о предназначении игрушки. Родители должны иметь четкое представление о том, что кроха будет с ней делать. Если игрушка не несет в себе никаких знаний и не воспитывает, не покупайте её - поищите другую.

Подведем итоги

Игрушки, безусловно, играют немалую роль в воспитании малыша. Они помогают ему получить достаточную информацию о мире, позаимствовать знания о его сложных процессах. Выстраивая определенные сюжеты игр, дети полноценно развиваются.

От того, насколько правильно будет подобрана игрушка, зависит воспитательный эффект от неё. Старайтесь не покупать своим детям те игрушки, которые не несут в себе никакой полезности. Прежде всего обращайте внимание на безопасность изделия для здоровья малыша, а уже потом ищите в нём психолого-педагогический эффект.

Программа о важности народных игрушек

Белкина Нина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Структурное подразделение "Детский сад "Сказка" ГБОУ ООШ № 11
Населённый пункт: г. Новокуйбышевск, Самарская область
Наименование материала: статья
Тема: Роль игры и игрушки в воспитании детей дошкольного возраста
Дата публикации: 17.01.2017
Раздел: дошкольное образование

Роль игры и игрушки в воспитании детей дошкольного возраста
Белкина Нина Владимировна, воспитатель, Структурное подразделение «Детский сад «Сказка» ГБОУ ООШ № 11 г.о. Новокуйбышевск Игра - одно из наиболее эффективных средств воспитания. В «Программе воспитания в детском саду» указывается на большое значение игры для физического и психического развития ребенка, становления его индивидуальности, для формирования детского общества. Игрушка - это предмет, специально созданный для детских игр. Но это не уменьшенная копия реального предмета, а условное его изображение, предельно обобщенный художественный образ. Выразительная форма, подвижность, яркость и условность окраски - все это влечет ребенка к игрушке, вызывает желание играть с ней. Игрушка - источник радости ребенка. Из года в год повышается роль общественного дошкольного воспитания. Сегодня оно выполняет ряд социальных функций, имеющих государственное значение. Наши воспитанники к моменту поступления в школу достигают высокого уровня физического, умственного, нравственного, трудового, эстетического развития. Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности, и, прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном возрасте ведущей деятельностью детей является игра. Уже на ранних и младших возрастных ступенях именно в игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, по своему желанию общаться со сверстниками, реализовывать и углублять свои знания и умения. Чем старше становятся дети, тем выше уровень их общего развития и воспитанности, тем более значимой является педагогическая направленность игры на формирование поведения, взаимоотношений детей, на воспитание активной позиции. Из опыта работы, мы знаем что, через игру ребенок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный быт. Можно считать, что в игре ребенок получает впервые урок детского коллективного мышления. В игре ребенок познает окружающий мир, развиваются его познавательные функции, в том числе и коммуникативные качества. В процессе игры дети берут на себя различные социальные роли, как бы замещают людей, находящихся между собой в о п р е д е л е н н ы х взаимоотношениях, и их действия. Они постигают суть отношений между людьми. Игра, как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребёнка, она способствует освоению ими опыта человеческой деятельностью. Она, как форма организации детской жизни важна тем, что служит становлению психики ребёнка, его личности.
Игра оказывает сильное влияние на умственное развитие дошкольника. Действуя с предметами - заместителями, ребёнок начинает оперировать в мыслимом, условном пространстве. Предмет-заместитель становится опорой для мышления. Постепенно игровые действия сокращаются, и ребёнок начинает действовать во внутреннем, умственном плане. Таким образом, игра способствует тому, что ребёнок переходит к мышлению в плане образов и представлений. Кроме того, в игре, выполняя различные роли, ребёнок становится на разные точки зрения, и начинает видеть предмет с разных сторон. Это способствует развитию важнейшей мыслительной способности человека, позволяющей представить другой взгляд и другую точку зрения. Одним из педагогических средств, стимулирующих самостоятельную игру детей, являются игрушки. Особенно большое значение игрушки имеют на этапах раннего и младшего дошкольного детства, где предметно - игровая обстановка выступает в качестве пускового момента самостоятельной игры детей. Игрушка, выступает в качестве своеобразного эталона тех предметов, узнать назначение которых и освоить различные действия с которыми, надлежит ребёнку. Игрушка может вызвать к жизни игру, а игра, иной раз, требует для развития новую игрушку. Желательно, чтобы игрушки вносил в игру взрослый. Он заинтересовывает ребёнка сюжетом совместной игры, задаёт ему вопросы, побуждает его к «общению» с новой игрушкой. «Кукла проснулась? Угости её компотом». Игрушка для ребёнка полна смысла. Значение игрушки для развертывания самостоятельной игры детьми старшего дошкольного возраста также специфично. Старшие дошкольники сами конструируют предметно - игровую ситуацию в зависимости от выбранной темы и намеченного хода игры, подчиняя ее игровому замыслу. Игры младших дошкольников Требуют в значительной степени опоры на игрушки и предметы, их заменяющие. Так, кукла может быть сделана из полотенца, если его скатать и надеть фартучек или бантик, вместо тарелки можно предложить кружок картона, диван может стать пароходом, стулья – вагонами поезда, шишки – смешными ёжиками и т. п. При правильном руководстве игрой дети не только с увлечением используют предложенные взрослым предметы - заместители, но и сами заранее выбирают и договариваются, что они будут обозначать «Вот это кукла», «Это тарелка». Иногда наделяют игрушку - заместитель ролью «Давай это будет папа, а это дочка». Игры средних дошкольников (4-5лет) Осуществляются игровыми действиями чаще всего с помощью игрушек, но они уже начинают пользоваться жестом, словом и определенным положением предмета или самого ребенка. В этот возрастной период особое значение приобретают предметы - атрибуты: всевозможные шапочки, фартуки, халаты, сумочки. Отражающие специфику орудийных действий в той или иной профессии. Например: врачу необходим халат, стол для приема, палочка, обозначающая градусник или шприц, и непременно нужны пациенты, терпеливо сносящие заботу врача и медсестры. Этими пациентами могут быть
большие куклы с легко снимающейся одеждой или голыши, завернутые в одеяло. У больных «детей» должны быть свои «папы» и «мамы». Игры старших дошкольников (6-7лет) . Именно в этом возрасте возникает внутренняя психическая жизнь и регуляция поведении. Эта внутренняя жизнь проявляет себя в способности действовать в плане общих представлений, в воображении ребёнка, в произвольном поведении, в содержательном общении с взрослыми и сверстниками. Это существенно меняет требования к игрушке и заставляет искать ответ на вопрос, какой она должна быть не столько в самой игре, сколько в самой реальной сегодняшней жизни? Это уже не только игры в семью, школу, больницу, но и «Салон красоты», «Банковское дело», «Ферма», «Сбор урожая», «Строительство газопровода» и т. д. Дошкольники чрезвычайно придирчиво относятся к выполнению правил. Исполняя ту или иную роль, они внимательно следят, насколько соответствуют их действия и действия их партнёров общепринятым правилам поведения - бывает так или не бывает: "Мамы так не делают", "Суп после второго не подают". Это высший уровень развития игры, когда дети уже действуют не произвольно, а осмысленно, осознавая свои действия и свои отношения с партнёрами по игре. По определению Л. С. Макаренко, игрушка является материальной основой игры. Играя, ребенок реализует свои мысли, чувства в действии, а, следовательно, от того, во что он играет, какие игрушки попадают ему в руки, во многом зависит и направление его мыслей, чувств, поступков. Между тем опыт первых отношений со сверстниками является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет характер отношения человека к себе, к другим, к миру в целом. Игра и игрушка два лингвистических понятия неотделимых друг от друга. Игрушка может вызвать к жизни игру, а игра, развиваясь, требует все новых и новых игрушек. Они в познавательном отношении выступают для ребенка в качестве своеобразного обобщенного эталона окружающей материальной действительности. Ценность игры и игрушки не только заключается в том, что они знакомят ребенка с жизнью, но и являются важным фактором развития дошкольников. Игра развивает и радует ребенка, делает его из года в год счастливым, повышается его личностную оценку. Дошкольник совершает первые открытия, переживает минуты вдохновения, развиваются его мыслительные функции и коммуникативная личность.