Перспективный план по самообразованию по экологии. Отчёт по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников


Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности, которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так и воспитатель должен заботиться о воспитании у своих детей чувств безграничной любви к Родине. Воспитание этих качеств начинается с того времени, когда ребенок начинает видеть, познавать, оценивать окружающий мир. В.А. Сухомлинский


Актуальность работы Экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество. Они несут угрозу жизни и человеческой цивилизации. Самая волнующая из них – это проблема, связанная с загрязнением окружающей среды. Загрязняется всё: воздух, вода, почва. А это губительно сказывается на растениях, животных, на здоровье людей. Поэтому вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту. Экология – наука о связях в природе между живыми существами и окружающей средой. Под экологическим воспитанием понимается формирование у широких слоев населения высокой экологической культуры всех видов деятельности, связанных с познанием, освоением, преобразованием природы. Знать о природе мало – стыдно, а не знать совсем просто невозможно. Экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Дошкольный возраст стал первым этапом в развитии экологической культуры человека. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируется основа нравственно-экологических позиций.


Задачи экологического воспитания в детском саду: -углубить и расширить экологические знания; -привить начальные навыки и умения: поведенческие, познавательные, преобразовательные; -развить познавательную, творческую, общественную активность дошкольников в ходе экологической деятельности, -воспитать чувства бережного отношения к природе. Основная цель экологического воспитания научить ребёнка развивать свои знания законов живой природы, понимание сущности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой и формирование умений управлять физическим и психическим состоянием.




Формы работы: Экологические праздники С детьми дошкольного возраста Чтение литературы, заучивание стихов, пословиц, поговорок Работа кружка. Трудовая деятельность детей. Оформление группы и раздевалки Туристические походы. Занятия – экскурсии. Познавательные занятия






Занятия – экскурсии. Цель таких занятий – расширить представление о природе, способствовать развитию современного экологического мышления. Планом предусмотрены экскурсии к водоёмам, по экологической тропе, по деревне, к грачовнику и т.д. Проводим их во все времена года. Маленькие дети непосредственно восторгаются при виде цветка, бабочки, стрекозы, желто-красного листочка, птички сидящей на рябине.


Туристические походы. Традицией в нашем саду стало проведение туристических походов. Вместе с родителями мы отправляемся в поход, предварительно определив место посещения и план проведения. Во время похода мы знакомим детей с правилами поведения. Непосредственно общаясь с природой, воспитанники чувствуют себя её частичкой, и поэтому стараются бережно к ней относиться, соблюдая все правила поведения.


Праздники. В соответствии с каждым временем года проводим экологические праздники: « Осень золотая», «Праздник урожая», «Синичкин день», «Встреча весны», «Здравствуй, гостья – Зима», «День птиц». Дети лучше воспринимают материал и запоминают что-то новое, если в игровом сюжете действуют отрицательный и положительный персонажи.


Работа кружка. Работа кружка направлена на воспитание любви к природе. Привлекаем внимание детей и их родителей к проблеме охраны окружающей среды; продолжаем формировать опыт взаимодействия детей с природой, навыки экологической культуры,учим оценивать поступки окружающих с точки зрения экологии. На кружке дети сами сажают растения и ухаживают за своими посадками, наблюдают за проведением различных опытов и сами проводят простейшие эксперименты.


Трудовая деятельность детей. Осуществляя экологическое воспитание необходимо помнить о роли положительного отношения к труду на природе. Разъясняю детям значимость их труда, поощряю тех, кто проявил инициативу и добился хороших результатов. Дети зимой подкармливают птиц на кормушках, ухаживают за цветами на клумбах и в группе.


Оформление группы и раздевалки Немалая роль в воспитании отводится эстетичному оформлению группы и раздевалки. Работая над проблемой экологического воспитания, обращаем внимание и на этот аспект. Сменяемость стендов в зависимости от времен года, оформление выставок – все это создает соответствующий эмоциональный настрой. Результатом такой работы должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, но развитие отзывчивости, желания активно защищать, облагораживать природную среду. Необходимость её диктуется всей нашей жизнью. Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы. Именно в дошкольном возрасте формируются особенности характера человека, его нравственный облик. Если в воспитании дошкольника упущено что-то существенное, эти проблемы проявятся позже и останутся неизлечимыми.



Всем привет! Вас приветствует Татьяна Сухих с новой темой: самообразование экологическое воспитание дошкольников. Интересно кто-то подметил: человек всегда ищет красоту, но не замечает, что она его сопровождает с самого рождения. Это – природа. Она – первый источник эстетических чувств, вдохновения, ощущения гармонии и совершенства. Но мало просто любоваться природой, нужно уважать дерево у дороги, заботиться о каждой травинке и былинке.

Вы согласны со мной? Мне очень нравится высказывание: «Окурок, брошенный в урну, более патриотичен, нежели самый громкий лозунг». Больно смотреть на мусор в посадках, парках, реках. А наши мужчины, похоже, не считают окурки мусором, мало кто из них способен сделать пару лишних шагов в сторону урны. Откуда в нас это наплевательское отношение к миру, в котором мы живем и который не ограничивается пределами квартиры?

Ответ простой: все мы родом из детства. Оттуда и хорошее, и плохое воспитание. Если ребеночка с малых лет приучить ни в коем случае не бросать обертку от конфетки на землю, на тротуар, метко целиться в урну, убирать после себя, то он и во взрослой жизни не станет свиньей. Но не просто рассказывать, что мусорить – плохо, а показывать личным примером и внушить, что мусорить – омерзительно.

Вести работу по экологическому воспитанию дошкольников нужно на двух «фронтах»: дома и в детских учреждениях. Мы, педагоги, со своей стороны прилагаем все усилия для того, чтобы внушить ребятам понятия о нравственности, что включает и уважение к окружающей среде. Но что мы можем сделать, если, выйдя из садика, малыш видит, как папа бросает окурок на тротуар и тут же плюет? Или мама говорит: выбрось бумажку тут, никто не видит…

Вооружаемся литературой!

Если воспитателю нужно написать план по самообразованию по теме экологического образования дошкольников, обязательно придется воспользоваться методической литературой. Я постаралась подобрать все лучшее для этой цели.

« .RU» порадует воспитателя и учителя разнообразием пособий по экологическому воспитанию . Здесь есть все, что понадобится педагогу для всестороннего освоения теоретического материала.

Из «УчМага» я для себя присмотрела такие книги:

«Экологическое воспитание для детей младшего дошкольного возраста» – здесь есть методические материалы и интересная рабочая тетрадка для малышей для занятий в детском саду и дома;«Экологическое воспитание. 5-6 лет. ФГТ» – отличный материал, который стимулирует познавательную деятельность дошкольников по теме экология;«Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях» – богатейший материал, который пригодится для работы воспитателя на экологическую тему (утренники, занятия, викторины, игры).


Что представляет собой план по самообразованию на тему: «Воспитание любви к природе у дошкольников»?

Стандартный план включает перечень литературы, задачи и цели работы, конкретные методы, концепцию образовательной деятельности, самоанализ и отчет (самообразование), выводы и задачи на будущий учебный год. Основные направления, по которым ведется работа по экологическому воспитанию в детском саду, это беседы, наблюдение за природой во время прогулок и экскурсий, простые эксперименты с ветром, водой.

Творческие занятия обязательно включают темы природы, окружающей среды, животные, птицы. Я всегда акцентирую внимание деток на том, как беззащитна природа перед человеком, как важно не обижать дерево, животное, реку, нашу землю.

Важно, чтобы ребята сами делали правильные выводы в результате беседы или после услышанного рассказа, стиха, сказки. В мозгу остается крепко-накрепко не та информация, которую заботливо вложил в голову ребенка взрослый, а та информация, которую малыш добыл самостоятельно.

Нужно обращать внимание детей на очевидные факты отвратительного поведения людей на природе, на улице, рассказывать, к чему приведет загрязнение воды, воздуха, наших улиц, парков. Дети очень чувствительны к несправедливости и это хорошо, ведь разбудив совесть в раннем возрасте, трудно будет ее приспать во взрослой жизни.


Самообразование воспитателя по теме «Экологическое образование дошкольников» – одновременно простое, но и с нюансами. По теме есть много литературы, материалов в Интернете, но многие педагоги игнорируют возможность общения с родителями. А ведь только во взаимодействии с семьей ребенка можно достичь поставленных целей воспитания личности.

Работа с родителями может быть организована в виде консультаций, личных бесед, совместных занятий и викторин. Также я делаю выставки рисунков деток, фотовыставки на тему экология, можно организовать совместный субботник.

Задачи экологического воспитания детей:

  • Сформировать понимание, что человек – не царь природы, а ее часть;
  • Воспитать стремление сохранить свое здоровье и окружающую среду;
  • Объяснить важность природных ресурсов в жизни людей;
  • Заложить навыки бережного отношения ко всему живому;
  • Привить четкие знания, как вести себя в лесу, около водоемов, в парке;
  • Показать красоту природы посредством средств изобразительного искусства.


Коротко можно сказать так: задачи экологического образования заключаются в воспитании нового человека с экологическим мышлением.

План по самообразованию

воспитателя Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида №10 «Чишма» Мензелинского муниципального района Республики Татарстан

Горбуновой Лилианы Фаритовны

с 2015 по 2020 учебный год

Тема: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

ЛИЧНАЯ КАРТА

Горбунова

Отчество

Фаритовна

Должность, по которой аттестуется работник

Воспитатель

Место работы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждении «Детский сад общеразвивающего вида №10 «Чишма»

Населенный пункт (город, район)

г. Мензелинск

Стаж (педагогический)

Стаж (по специальности)

Образование (уровень образования, наименование учреждения высшего, среднего профессионального образования, квалификация по диплому, реквизиты диплома с указанием даты выдачи)

Высшее, г.Казань Академия социального образования 09 июня 2009 года, квалификация педагог –психолог по специальности «Педагогика и психология».

Курсы повышения квалификации (тематика курсов, количество учебных часов, место проведения, наименование образовательного учреждения, реквизиты документа по итогам обучения с указанием даты выдачи)

    1)«Набережночелнинский государственный педагогический институт», апрель 2011 год, 72 часа, «Формирование у воспитателей ДОУ компетенции необходимых для эффективной работы в сфере воспитания и обучения дошкольников». № 1987.

2)Елабужский институт (филиале) К(П)ФУ, 20 Февраля 2015 года, 72 часа, «Обновление основных направлений деятельности педагога/воспитателя ДОО в соответствии с ФГОС» № УПК11-000028/2015

Профессиональная переподготовка (при наличии) (наименование образовательного учреждения, где проводилась профессиональная переподготовка, количество учебных часов, полученная квалификация, реквизиты документа по итогам обучения с указанием даты выдачи)

Институт экономики, управления и права (г. Казань) специальность «Педагогика и психология дошкольного образования»

План САМООБРАЗОВАНИЯ

ДО (ДОУ) работает над проблемой : «Формирование экологической культуры детей через ознакомление с родным краем».

Тема: «Экологическое воспитания детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

Цель:

    формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);

    развитие эстетических чувств (умение видеть красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее);

    участие детей в посильной деятельности по уходу за растениями, по охране и защите природы

Задачи:

    формирование у детей системы знаний.

    формирование у детей трудовых навыков и умений.

    формирования у детей любви в природе.

Актуальность

Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требует от ныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения.
В последнее время всё чаще загрязняются и становятся безжизненными водоемы, теряют плодородие почвы, обедняются флора и фауна, выпадают кислотные дожди - это тревожный сигнал, призывающий разумно относиться к окружающему нас миру.
Охрана окружающей среды разумное отношение к ней стали настоящей актуальной проблемой века.
А воспитание у детей дошкольного возраста ответственности за судьбу природы родного края, привлечение ребят к посильной помощи в её охране - одна из актуальнейших задач сегодняшнего дня.
Начинать работу по формированию экологической культуры следует с дошкольного возраста, когда закладываются основные способы познания окружающей действительности, развивается ценностное отношение к ней. Необходимо максимально использовать данный период времени, воспитывать у детей осознано правильное отношение к природе.
Природа оказывает огромное влияние на формирование личности, её умственное, нравственное, трудовое и физическое развитие, способствует улучшению логического мышления и речи.
Экологическое образование дошкольников- это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных норм в системе ценностных ориентаций.
Методика формирования элементов экологической культуры у дошкольников должна учитывать психологические особенности детей данного возраста. Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является ИГРА. В традиционной методике ознакомления детей с природой игра как метод, экологического воспитания представлена мало. В последние годы разработан ряд рекомендаций по использованию игровых методов в экологическом образовании.
В связи с этим у нас обозначилась потребность в более глубоком и разностороннем изучении игрового метода при ознакомлении детей с природой. Это связано с поиском наиболее рациональных и эффективных путей образования дошкольников, с введением игровых приемов в практику обучения и воспитания младших школьников, применением новых видов игровой деятельности.

Перспективный план самообразования

Практическая деятельность

Диагностический

Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта

Изучение образовательных технологий (выбор одной или нескольких технологий для получения прогнозируемых результатов)

Первый год

Курсы повышения квалификации.

Составление перспективного плана, разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

Прогностический

Определение целей и задач темы.

Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

Прогнозирование результатов

Исследовательская работа в малых группах (внедрение элементов выбранных технологий, отслеживание результатов работы)

Второй год

Выступление на семинарах, конференциях воспитателей дошкольных образовательных учреждений.

Практический

Внедрение опыта работы.

Формирование методического комплекса.

Корректировка работы.

Исследовательская работа (применение выбранной технологии для работы в экспериментальной группе)

Создание основной образовательной программы в соответствии с ФГОС ДОУ.

Участие в неделях открытых дверей (показ открытых мероприятий, круглого стола для родителей)

Участие в конкурсах с детьми.

Обобщающий

Подведение итогов.

Четвертый год

Коллективное обсуждение прочитанной педагогической литературы.

Участие в конкурсах и выставках различного уровня.

Привлечение родителей к организации проектов в группе

Итогово-контрольный

Внедренческий

Подведение итогов.

Оформление результатов работы.

Распространение опыта своей работы

Пятый год

Самоанализ и самооценка проделанной работы в своей группе.

Обобщение результатов на заседании. педагогического совета ДОУ (отчет о проделанной работе).

Реализация данной темы рассчитана на пять лет

(2015 – 2020 учебный год)

2015-2016 учебный год

Проанализировать свои профессиональные затруднения.

Сентябрь 2015 г.

Составление плана работы по самообразованию.

Сентябрь 2015г.

Посетить занятия воспитателей, занимающихся данной проблемой

Участие в педагогических конкурсах, экспериментальной деятельности, для воспитателей.

Изучение работы педагогов региона: (через публикации в периодической печати, сайты).

В течение года

Оформить альбом «Насекомые». Создать картотеку дидактических игр

Январь 2016г.

Разработать игровые занятия с учетом ФГОС

В течение года

Сбор книг о природе в книжный уголок. Выставка. «Об отношении взрослых к вопросам детей»

Февраль 2016г.

Изготовление поделок из природного материала: «Плетень», «Лесовичок» в уголок природы.

Март 2016г.

Наблюдения и опыты в природе.

Провести районную олимпиаду для дошкольников на тему «Природа вокруг нас»

Отчет о проделанной работе на совете педагогов по теме самообразования

По плану старшего воспитателя

2016-2017 учебный год

Сентябрь

Оформить уголок природы: подбор комнатных растений.

Знакомиться с новыми формами, методами и примами в воспитании и обучении детей дошкольного возраста в соответствии с методической темой.

В течении года

Организация для родителей дней открытых дверей, посещение игровых занятий, консультаций.

Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности.

Проведение и заполнение карты наблюдения за детьми, и выявление индивидуального уровня математического развития детей на начало и конец учебного года.

Сентябрь, май

Пополнение предметно-развивающей среды в группе.

Декабрь 2016г

Познавательно- исследовательский проект «Волшебная водичка»

Подготовка методического материала для родителей и воспитателей

Участие в конкурсах, в т.ч. участие воспитанников.

В течение года

Подготовка консультации для родителей по теме самообразования.

«Прогулка с детьми в лес»

Папка-передвижка

Провести итоговое развлечение для родителей по экологии

2017-2018 учебный год

Корректировка плана работы по теме.

Сентябрь

Изучение опыта работы педагогов региона (через публикации в периодической печати, сайты).

В течение года

Сентябрь-октябрь

В течение года

Выступление на педагогических и медико-педагогических советах, семинарах, педагогическом часе, проведение мастер-классов по теме.

В течение года

Разработка методических, дидактических и наглядных пособий для работы с детьми.

Изготовление совместно с родителями макетов:

«Животные наших лесов», «Животные жарких стран»

Консультация для молодых

специалистов «Дидактические игры в обучении детей эколгии»

Оформление выставки «Дидактические игры для детей по эколгии»

Опыты с комнатными растениями.

Подготовить папку-копилку с занимательными ребусами, головоломками.

В течение года

Консультация для коллег

Тематические фотовыставки:

-«Моя семья в лесу»

-«Моя семья на даче»

- «Мои домашние питомцы»

В течение года

Соотнесение полученных результатов с запланированными. Самоанализ.

2018-2019 учебный год

Корректировка плана работы по теме.

Сентябрь

Подготовка статей для публикации в педагогических изданиях.

В течение года

Организовать вместе с родителями выставку поделок из листьев, овощей и фруктов «Дары природы».

В течение года

Проведение тематических родительских собраний, консультаций, оформление уголков для родителей.

Составление конспектов занятий, консультаций для родителей и воспитателей,
развлечений по экологическому воспитанию.

В течение года

Разработка дидактических и наглядных пособий для работы с детьми и пополнение методических пособий и пакета материала в электронном виде, в том числе:

комплекта дидактики по обучению детей экологии (презентации)

комплекта раздаточного материала (карточки, задания и тесты)

Совместное изготовление родителями с детьми кормушек для птиц.

Принимать активное участие в работе педсовета, медико-педсовета в дошкольном учреждение.

Изготовление эколого – дидактических игр:

-«Овощи и фрукты».

-«Животные и птицы».

Повысить знания в области ИКТ и внедрять их в образовательный процесс.

В течение года

Пополнить картотеку дидактических игр

2019-2020 учебный год

Корректировка плана работы по теме.

Сентябрь

Изучить статьи по экологическому воспитанию детей в МБДОУ журнала «Ребёнок в детском саду»

Консультация «Учим стихи – развиваем память».

Продолжить работу над выбранной методической темой.

В течение года

Пройти курсы повышения квалификации.

Составление конспектов занятий, развлечений.

Продолжить работу над выбранной методической темой. Формулирование темы творческого отчёта.

В течение года

Знакомиться с новыми формами, методами и приемами в воспитании обучении детей дошкольного возраста в соответствии с методической темой.

В течение года

«Сядем рядком, поговорим ладком» (фольклор в жизни малышей) Папка-передвижка

Оформить зону наблюдений за овощами «Мини – огород»

Фотовыставка «Лучшие места отдыха и прогулок с детьми в нашем городе!»

Итоговое занятие по экологии с

использованием дидактических игр.

Анастасия Караганова
План самообразования воспитателя «Экологическое воспитание детей в природе»

Карагановой Анастасии Владимировны с. п. ДС «Сказка» г. о. КинельТема: «Экологическое воспитание детей в природе как формы работы с субъектами образовательного пространства в рамках долгосрочного экологического проекта «Сохраним растительный и животный мир особо охраняемых природных территорий»

Цель: Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс, поэтому целью экологического воспитания должно стать формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способным осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

Актуальность выбранной темы

Природа оказывает важное влияние на формирование личности, её умственное, нравственное, трудовое и физическое воспитание. Какими вырастут наши дети, зависит от нас. Мы должны научить их не только брать, но и заботиться о природе, охранять и приумножать ее богатства. Воспитание правильного отношения детей к природе, умения бережно обращаться с живыми существами может быть полноценно осуществлено в дошкольный период лишь в том случае, если система работы в детском саду сочетается с воздействием на детей в семье. Поэтом необходимо продолжать распространять среди педагогов и родителей экологические знания на природоохранную тематику «Растительный и животный мир особо охраняемых природных территорий», продолжать пропагандировать природоохранную деятельность.

План работы на год

Изучение методической литературы:

С. Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольных учреждениях»-2002.

Л. П. Молодова «Игровые экологические занятия с детьми»-2001

Программа по экологическому образованию дошкольников «Наш дом природа» Н. А. Рыжова

Практическое пособие: «Экологические занятия с детьми 6-7 лет» Т. М. Бондаренко

Работа с детьми

Пополнение природного уголка и уголка экспериментирования материалами и оборудованием в группе детского сада.

Экскурсия в парк. Подборка дидактических игр.

Гербарий «Растения нашего города».

Беседа по теме «Человек и природа»

Изготовление поделок.

Выставка поделок из природного материала «Подарки осень».

Участие в окружном конкурсе творческих проектов «Я исследователь»

Акция «Открытие птичьих столовых», наблюдение, кормление птиц. Вывешивание кормушек на участке детского сада.

Акция «Берегите елочку»

Изготовление поделок из природного бросового материала «Животные леса». Выставка поделок. Выступление агитбригады «Росточек".

Экскурсия в «Зимний сад» в детском саду

Выступление агитбригады «Росточек» «Сохраним мир зеленым»

Выставка рисунков «Заповедный символ»

Уход за цветами в природном уголке.

Чтение стихов, исполнение песен.

Среднесрочный проект «Вырастим огород на окне» Выращивание рассады, уход за растениями.

Акция «Очистим мир вокруг себя»

Экскурсия по экологической тропе на территории детского сада. Уборка и благоустройство территории детского сада.

Акция «Украсим мир вокруг себя цветами» Высадка рассады цветочных растений и уход за цветами.

Работа с семьёй

Консультация «Экологическое воспитание детей» Текст консультации в родительском уголке.

Привлечении родителей к участию в акции «Очистим мир». Уборка территории детского сада от опавших листьев.

Выпуск родительской газеты

Организация выставки «Животные леса» из природного материала.

Привлечение родителей к участию в акции «Не рубите елочку, берегите елочку".

Привлечение родителей к участию в акции «Открытие птичьих столовых» Изготовление кормушек, приобретение корма для птиц.

Привлечение для участия в акции «Вырастим огород на окне».

Акция «Очистим мир вокруг себя». Работа по уборке и благоустройству территории детского сада.

Привлечение к акции «Украсим мир вокруг себя цветами».

Участие родителей в природоохранных акциях.

Экскурсии совместно с детьми. Высадка рассады цветочных растений, уход за клумбами.

Самореализация

Участие в III Окружном конкурсе творческих проектов «Я исследователь».

Оформление выставки поделок «Подарки осени»

Выставка рисунков «Заповедный символ». Презентация экологических проектов

Акция «Не рубите елочку, берегите елочку».

Акция «Открытие птичьих столовых».

Изготовление поделок из природного материала «Жители леса».

Разработка конспекта для открытого занятия. Изготовление буклетов

1. Участие во Всероссийских творческих конкурсах для педагогов.

2. Участие в конкурсе «Эколидер -2015»

3. Участие в конкурсе педагогического мастерства

4. Международный образовательный портал «Мир учителя», МААМ, сайт д/с «Сказка»

5. Экскурсии в лес, парк.

6. Отчёт по теме самообразования.

7. Выпуск методического пособия «Животные особо охраняемых природных территорий Самарской области".

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Золотой петушок»

План по самообразованию

Тема: «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста»

Выполнил:

воспитатель высшей категории

Макеева Е. В.

г. Нижняя тура

2015г.

Актуальность темы: Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы.

Основным содержанием моей работы по экологическому воспитанию является формирование осознанно-правильного отношения к явлениям и объектам природы, которые окружают ребенка и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

Цель: Обучение детей любви и пониманию природы, формирование начал экологической культуры.

  • Задачи: формировать представления о простейших взаимосвязях в живой и неживой природе, знакомить с правилами поведения в природе;
  • расширять представления об условиях, необходимых для жизни людей, животных, растений;
  • продолжать формировать представления о том, что человек - часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать её;
  • закреплять умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями;
  • подвести к пониманию того, что жизнь человека на Земле зависит от состояния окружающей среды.

Мною был составлен перспективный план по «Формированию начал экологической культуры у детей дошкольного возраста» и намечен план взаимодействия с родителями.

В перспективе пополнить дидактический материал играми, научной и художественной литературой; расширить центр природы новыми цветущими комнатными растениями; пополнить мини-лабораторию для познавательно-исследовательской деятельности.

Перспективный план

Срок реализации 2015-2016 учебный год

Теоретический этап

Сроки выполнения

Примечания

В течение года

Изучение статей в журналах:

«Воспитатель ДОУ»,

«Дошкольное воспитание»,

«Ребенок в детском саду»,

«Обруч»

В течение года

Практический этап

Выставка-конкурс поделок «Осенний сундучок»

Сентябрь

Творческая работа детей с родителями

Составление плана работы

Октябрь

Перспективный план работы

Консультации для родителей

В течение года

Папки – передвижки на тему: «Ребенок и природа», стенд «Теперь мы знаем…»

Разработка занятий по экологии

Ноябрь

Составление конспектов с использованием ИКТ

Разработка проекта по экологическому воспитанию для детей дошкольного возраста. Тема: «Экология души» и перспективный план работы с детьми дошкольного возраста

Декабрь

Долгосрочный проект, участие родителей

Создание экологического уголка.

Подготовка и организация выставки: «Дары природы» (использование природного и бросового материала)

Январь

Выставка: «Дары природы»

Пополнение предметно-развивающей среды. Изучение условий организации экспериментальной деятельности детей в группе, обновление мини лаборатории с объектами неживой природы.

Февраль

Консультация для родителей на тему: «Создание условий для проведения поисково-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста».

Круглый стол «Люби и охраняй окружающую природу»

Март

Выступление с докладом за круглым столом.

Самоанализ проделанной работы.

Проведение открытого мероприятия для анализа со стороны коллег на тему «Лучше нет родного края»

Апрель

Май

Консультация для родителей

«Прогулки и их значение для укрепления здоровья ребёнка!»

Отчет о проделанной работе

Май

Обобщение результатов на заседании педагогического совета ДОУ.

Срок реализации 2016-2017учебный год

Сроки выполнения

Форма отчётности

В течение года

Приобретение пособий.

Изучение статей в журналах:

«Воспитатель ДОУ»,

«Дошкольное воспитание»,

«Ребенок в детском саду», «Обруч»

В течение года

Подписка на печатные издания.

Практический этап

Разработать перспективный план работы по экологическому воспитанию.

Сентябрь

Календарно – тематическое планирование

Привлечь родителей к нравственному воспитанию детей, совместному труду.

Акция «Наши меньшие друзья!»

Семинар практикум «Юный эколог»

Октябрь

Выступление на семинаре-практикуме для воспитателей дошкольного образовательного учреждения, проведенного на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Золотой петушок»

Изготовление демонстрационного и раздаточного материала для образовательной деятельности.

В течение года

Демонстрационный и раздаточный материал.

Показ открытого занятия для педагогов по ознакомлению с окружающим миром.

Ноябрь

Конспект образовательной деятельности

Организация выставки «Добро пожаловать, пернатые друзья!»

Декабрь

Привлечение родителей к выполнению кормушек для выставки.

«Природа и люди в русских волшебных сказках»

Январь

Консультация для родителей.

Экологическое мероприятие совместно с родителями «Профессия-эколог»

Февраль

Оформление фотоколлажа. Фотоотчёт.

Проект « Животные на земле»- природоохранная деятельность (краткосрочный).

Март

Творческая работа детей совместно с родителями.

Проведение викторины «Что? Где? Когда?»

Апрель

Интеллектуальная игра для детей старшего дошкольного возраста.

Оформить зону наблюдений за растениями «Мини огород».

Май

Создание в группе огорода на подоконнике.

Отчет о проделанной работе.

Май

Самоанализ и подведение итогов.

Срок реализации 2017-2018 учебный год

Теоретический этап

Сроки выполнения

Примечания

(заполняется в процессе реализации плана)

Изучение методической литературы по данной проблеме

В течение года

Приобретение пособий и дидактического материала.

Изучение статей в журналах:

«Воспитатель ДОУ»,

«Дошкольное воспитание»,

В течение года

Подписка на печатные издания.

Практический этап

Консультация «Занимательная прогулка с ребёнком»

Сентябрь

Беседа с родителями, памятка.

Игры и упражнения для экологического развития детей раннего возраста

Картотека игр и упражнений.

«Люби и охраняй родную природу».

Октябрь

Оформление папки-передвижки.

Работа по составлению рассказов по сюжетным картинкам

Ноябрь

Развлечение «Мой осенний сад»

В течение года

Наглядный материал

Консультация для педагогов на тему «Экологическое воспитание как развитие познавательных способностей и нравственных качеств личности»

Декабрь

Наглядный материал

Взаимодействие с родителями.

Январь

Конкурс «Самая красивая кормушка»

Консультация «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольников»

Февраль

Выступление с сообщением на родительском собрании.

Акция «Необычное семечко».

Март

Подготовка семян и высадка рассады.

Проведение образовательной деятельности на тему: «Маленький цветочек»

Апрель

Конспект образовательной деятельности, самоанализ.

Отчет о проделанной работе за год.

Май

Обобщение результатов на заседании педагогического совета ДОУ

Срок реализации 2018-2019 учебный год

Теоретический этап

Сроки выполнения

Примечания

(заполняется в процессе реализации плана)

Изучение методической литературы по данной проблеме.

В течение года

Приобретение пособий.

Изучение статей в журналах:

«Воспитатель ДОУ»,

«Дошкольное воспитание»,

«Ребенок в детском саду», «Обруч».

В течение года

Подписка на печатные издания.

Практический этап

Проведения родительского собрания

Сентябрь

Тема: «О взаимоотношениях ребенка и родителей»

Выступление на педсовете

Октябрь

Тема: «Организация и проведение мониторинга развития интегративных качеств дошкольника»

Беседы: «Обитатели скотного двора»; «Кто где живет?»; «Забавные истории о добрых животных»

Ноябрь

Изготовление альбомов, макетов совместно с родителями.

Конкурс рисунков «Красота зимней природы».

Декабрь

Совместное творчество детей и родителей.

Викторина «Наши друзья-пернатые», загадывание загадок. Беседы: «Какие бывают птицы?», «Куда улетают птицы?»

Январь

Изготовление кормушек, Выставка детских рисунков. Наблюдение за птицами.

Участие во Всероссийских и областных конкурсах.

Февраль

Сертификаты, дипломы

Совместная работа с детьми «Сбережём планету».

Март

Коллективная творческая работа.

Дид.игра «Живая и неживая природа», беседы о цветах: «Кто живет на подоконнике?», «Комнатные растения»

Апрель

Выставка детских рисунков. Консультации.

Отчет о проделанной работе

Май

Обобщение результатов на педсовете ДОУ.

Срок реализации 2019-2020 учебный год

Теоретический этап

Сроки выполнения

Примечания

(заполняется в процессе реализации плана)

Изучение методической литературы по данной проблеме

В течение года

Приобретение пособий.

Изучение статей в журналах:

«Воспитатель ДОУ»,

«Дошкольное воспитание»,

«Ребенок в детском саду»,«Обруч».

В течение года

Подписка на печатные издания.

Практический этап

Консультация для родителей

Сентябрь

Тема: «Экологические игры для дошкольников

Подготовить и провести экологический праздник для детей с участием родителей.

О ктябрь

«Осень золотая»

Обработка результатов мониторинга по образовательной области «Ознакомление с окружающим миром».

Ноябрь

Индивидуальная работа с детьми

«Растения – фитотерапевты: какие они?»

Декабрь

Подготовка наглядного материала.

Семинар-практикум для воспитателей

Январь

Тема: «Интегрированный подход

в экологическом воспитании дошкольников»

Участие во всероссийских конкурсах в интернете.

Февраль

Всероссийский конкурс профессионального мастерства «Ярмарка педагогических идей»

Обобщение опыта работы на заседании экологического клуба в ДОУ.

Март

Тема: «Влияние экологических игр на развитие начал экологической культуры детей дошкольного возраста»

Изготовление лепбука на тему «Живая и неживая природа»

Апрель-май

Творческая работа, показ мастер-класса на педсовете педагогов в ДОУ.

Фотоколлаж на тему «Отдыхаем, не навредя!»

Май

Выставка семейных фотографий.

Список использованной литературы

Э. Э. Баранникова «Я познаю мир»

А. Н. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду»

Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А.Васильева «От рождения до школы»

С. А. Веретенникова «Ознакомление дошкольников с природой»

Воспитатель в ДОУ

Т. Н. Вострухина «Знакомим с окружающим миром детей»

Дошкольное воспитание

Т. С. Комарова «Изо в детском саду»

О. М. Масленникова, А. А. Филиппенко «Экологические проекты в детском саду»

С. Н. Николаева «Юный эколог»

С. Н. Николаева «Создание условий для экологического воспитания» детей

С. Н. Николаева «Экологическое воспитание дошкольников»

С. Н. Николаева «Народная педагогика в экологическом воспитании дошкольников

С. Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве»

Обруч

Ребёнок в детском саду

Н. А. Рыжова «Экологическое образование в детском саду »

П. Г. Сумарокова «Как знакомить детей с природой?»

П. Г. Сумарокова «Мир природы и ребенок»

О. А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду»

(ФГОС) Федеральный государственный образовательный стандарт

Юный эколог