Что такое философский камень. Рецепты приготовления философского камня


Философский камень и история поисков его состава
История эликсира или философского камня

Считается, что первым человеком, поведавшем миру о философском камне, был египтянин (Hermes Trismegistus) – "Гермес Триждывеличайший". Гермес Трисмегист – полумифическая, полулегендарная фигура, в преданиях его называли сыном египетских богов Осириса и Исиды, и даже отождествляли с древнеегипетским богом-чародеем Тотом и античным богом Гермесом (Меркурием).

Средневековая рукопись

Гермеса Трисмегиста также называют первым алхимиком, получившим философский камень. Рецепт изготовления философского камня был записан в его книгах, а также на так называемой " " – табличке из его гробницы, на которой было высечено тринадцать наставлений потомкам. Большая часть книг Гермеса Трисмегиста погибла при пожаре в Александрийской библиотеке, а немногие оставшиеся, по легенде, были зарыты в тайном месте в пустыне. До нас дошли только сильно искаженные переводы.

Утверждение христианства в качестве государственной религии Римской империи при императоре Константине (285-337) привело к еще большим гонениям на алхимию, пронизанную языческой мистикой и в силу этого, безусловно, являющуюся ересью. Александрийская академия, как средоточие естествознания неоднократно подвергались разгромам фанатиками-христианами. В 385-415 годах были разрушены многие здания Александрийской академии, в том числе и храм Сераписа. В 529 году римский папа Григорий I запретил чтение древних книг и занятие математикой и философией; христианская Европа погрузилась во мрак раннего средневековья. Формально Александрийская академия прекратила свое существование после завоевания Египта арабами в 640 году.

Однако научные и культурные традиции греческой школы на Востоке сохранялись какое-то время в Византийской империи (крупнейшая коллекция алхимических рукописей хранится в Библиотеке Святого Марка в Венеции), а затем они были восприняты арабским миром.

Понимание алхимической символики без знания алхимической теории довольно сложный процесс, хотя при желании можно вывести всю теорию из самих символов, но это под силу далеко не каждому.
Первое что надо усвоить – это тог что познание алхимии невозможно без изменения мышления и мировоззрения. Второе, что это длительный процесс. И третье (самое важное) алхимию надо разгадать как загадку, а не прочитать ее как ответ в конце книжки. По этому ниже даны лишь зерна истины, взрастить их и получить урожай можно только самому, и то, что вырастет (дерево или чахлый куст) зависит только от себя и никого более не считая конечно. ибо истинное знание живо только через откровение.

Основой всех алхимических теорий является теория четырех элементов. Эта теория была подробна разработана греческими философами, такими как Платон и Аристотель . Согласно учению Платона Вселенная была создана Демиургом из одухотворенной Первичной материи. Из нее он создал четыре элемента: огонь, воду, воздух и землю. Аристотель добавил к четырем элементам пятый – квинтесенцию. Именно эти философы, по сути, и заложили фундамент того что принято называть алхимией.

Все последующие теории – теория серы и ртути; теория серы, ртути и соли и т.д. лишь трансформируют количество и качество элементов. В первом случае до двух элементов во втором до трех, прибавляя по мере надобности еще и такие: квинтесенция, азот, и т.д.
Если изобразить все теории алхимиков геометрически, то получится театрикс Пифагора. Театрикс Пифагора представляет собой треугольник, состоящий из десяти точек. В его основании находится четыре точки на вершине одна, ну а между ними соответственно две и три. Аналогия довольно проста: четыре точки представляют собой Космос как две пары основных состояний: горячего и сухого – холодного и влажного, соединение этих состояний порождает элементы, которые находятся в основании Космоса. Таким образом переход одного элемента в другой, путем изменения одного из его качеств послужил основанием для идеи трансмутации.

Триада алхимиков – сера, соль и ртуть. Особенностью этой теории являлась идея макро и микрокосмоса. То есть человек в ней рассматривался как мир в миниатюре, как отражение Космоса со всеми присущими тому качествами. Отсюда и значение элементов: сера – дух, ртуть – душа, соль – тело. Таким образом и Космос и Человек состоят из одних и тех же элементов – тела, души и духа. Если сравнить эту теорию с теорией четырех элементов то можно увидеть, что Духу соответствует элемент огня, Душе элемент воды и воздуха, а Соли элемент земля. И если при этом учесть что в основе алхимического метода лежит принцип соответствия, который на практике означает что химические и физические процессы, происходящие в природе сходны тем, что происходят в душе человека получим:
Сера – бессмертный дух – то что без остатка исчезает из материи при обжиге.
Ртуть – душа – то что соединяет тело и дух
Соль – тело – то материальное что остается после обжига.

Лукас Йенский
Уроборос из книги
"Философский камень"
De Lapide Philisophico

Алхимическое
изображение
уробороса

Сера и ртуть рассматриваются как отец и мать металлов. При их соединении образуются различные металлы. Сера обуславливает изменчивость и горючесть металлов, а ртуть твердость, пластичность и блеск. Идея единства (всеединства), была присуща всем алхимическим теориям. На основе ее алхимик начинал свою Работу с поиска первовещества. Найдя его он путем специальных операций низводил его до первоматерии, после чего прибавив к ней нужные ему качества получал философский камень.
Идея единства всего сущего символически изображалась в виде уробороса (гностического змея) – змея пожирающего свой хвост – символа Вечности и всей алхимической Работы. "Один есть Все" – и все от него, и все в нем, а если он не содержит всего, он – ничто.


Правила для анализа алхимических символов
1. Вначале надо определить тип символа. То есть простой он или сложный. Простой символ состоит одной фигуры, сложный из нескольких.
2. Если символ сложный нужно разложить его на ряд простых.
3. Разложив символ на составляющие его элементы нужно внимательно проанализировать их положение.
4. Выделить главную идею сюжета.
5. Истолковать полученную картину.
Основным критерием при истолковании символа должна служить интеллектуальная интуиция, наработанная в процессе исследования.



Лев, пожирающий солнце

Алхимический Символ – изображение, имеющее более широкое значение, чем знак. Если у знака значение определено, то символ имеет множество зачастую противоречивых значений. Алхимические символы повторяют форму предметов или существ (как реальных, так и вымышленных – мифических).
Пример. Гравюра "Лев, пожирающий солнце".
1. Символ является сложным, так как состоит из нескольких простых (лев и солнце).
2. Определение простых символов на изображении.
3. Основные символы – лев и солнце. Дополнительные – кровь, камень.
4. Солнце находится с правой стороны, лев с левой от зрителя и т.д.
5. Основной идеей сюжета является поглощение львом (ртутью) солнца (золота). Таким образом на этой гравюре изображен процесс растворения ртутью золота.

Символика алхимических веществ
Алхимики использовали в своей деятельности различные металлы и вещества, каждому из которых соответствовал свой символ или знак. Однако надо учитывать, что в своих трактатах они описывали эти вещества различно, причем зачастую в одном и том же трактате одно и тоже вещество называлось по-разному. Это, прежде всего, относится к трем основным веществам используемых в делании: первовеществу, тайному огню и философской ртути.
Первичная материя – для алхимика это не сама материя, а скорее ее возможность, сочетающая в себе все качества и свойства присущие материи. Дань ее описание можно только в противоречивых понятиях так как Первичная материя – это то, что остается от предмета когда он лишен всех своих характеристик.
Первовещество – вещество наиболее близкое к Первичной материи по своим свойствам. Первовещество – это (мужское) вещество становящаяся Единым и неповторимым в соединении с женским. Все его составляющие одновременно стабильны и изменчивы. Это вещество уникально, бедный им владеет в той же степени, что и богатый. Оно известно каждому и не распознается ни кем. В своем невежестве обычный человек считает его бесполезным и избавляется от него, хотя для философов это наивысшая ценность.

Первовещество – это не однородная субстанция, оно состоит из двух компонентов: "мужского" и "женского". С химической точки зрения один из компонентов металл, другой же минерал, содержащий ртуть. Это определение достаточно универсально, и для изучения мистической алхимии оно вполне самодостаточно.
Философская ртуть – душа материи (тела вещества), она есть идеальное вещество, связывающее Дух и Тело в единое целое путем примирения в себе противоположностей Духа и Тела в себе, и служит принципом единства всех трех планов Бытия. Поэтому Философская ртуть чаще всего изображалась в виде гермафродита. Тайный огонь – реагент, с помощью которого воздействует на Первовещество Философская ртуть.

Символика алхимических процессов
Внимательно изучив алхимические трактаты можно прийти к выводу что почти каждый алхимик использовал свой собственный уникальный метод Работы. Но все же существуют некоторые общие элементы которые присущи всем алхимическим методам. Их можно свести к следующему алгоритму:
Тело должно быть очищено вороном и лебедем, представляющими разделение души на две части – злую (черную) и благую (белую).
Переливчатые перья павлина предлагают доказательства того, что процесс трансформации начался

Другие птицы ассоциирующиеся с алхимическим процессом, следующие:
Пеликан (кормление кровью);
Орел (победный символ завершающегося ритуала);
Феникс (являет собой совершенного орла).

Как видно из вышеизложенного существуют три основные этапа Делания: нигредо (nigredo) – черная стадия, альбедо (albedo) – белая стадия, рубедо (rubedo) – красная. Количество процессов ведущих к этим стадиям различно. Некоторые связывали их с двенадцатью знаками зодиака, некоторые с семью днями творения, но все же почти все алхимики упоминали о них.

Семь алхимических правил (Изложение из "Алхимического Свода", автор Альберт Великий )

1. Нарушая МОЛЧАНИЕ, ты подвергаешь опасности не только себя, ты подвергаешь опасности наше дело.
2. Выбирай МЕСТО РАБОТЫ тщательно. Выбирай его так, чтобы оно не бросалось в глаза и было для тебя удобным.
3. Начинай свое дело в СРОК и вовремя его заверши. Совсем не спеши не надо спешить, зачем нам спешить, но и не медли, медлят проигрывающие.
4. ТЕРПЕНИЕ, ничего не дается без терпения и усердия. С усердием начинай, с усердием продолжай Дело. Желание отдохнуть – первый признак поражения.
5. Знай, свой предмет, знай свое дело, знай его символику. Совершенство требует ЗНАНИЯ, незнание ведет за собой смерть.
6. Проявляй ВНИМАНИЕ к материалам, используй только чистые вещества и процессы, дабы избежать загрязнения.
7. Не начинай Великого Делания не запасаясь средствами и УВЕРЕННОСТЬЮ. Без средств и уверенности ты только приблизишь себя к и без того неизбежной смерти, а это ли не поражение?


Рецепт получения философского камня, принадлежащий, по преданию, испанскому мыслителю Раймунду Луллию (ок.1235 – 1315) и повторенный английским алхимиком XV столетия Дж. Рипли в «Книге двенадцати врат»

Алхимическое описание
«Возьми философской ртути и накаливай, пока она не превратится в красного льва. Дигерируй этого красного льва на песчаной бане с кислым виноградным спиртом, выпари жидкость, и ртуть превратится в камедеобразное вещество, которое можно резать ножом. Положи его в обмазанную глиной реторту и не спеша дистиллируй. Собери отдельно жидкости различной природы, которые появятся при этом. Ты получишь безвкусную флегму, спирт и красные капли. Киммерийские тени покроют реторту своим темным покрывалом, и ты найдешь внутри нее истинного дракона, потому что он пожирает свой хвост. Возьми этого черного дракона, разотри на камне и прикоснись к нему раскаленным углем. Он загорится и, приняв вскоре великолепный лимонный цвет, вновь воспроизведет зеленого льва. Сделай так, чтобы он пожрал свой хвост, и снова дистиллируй продукт. Наконец, тщательно ректифицируй, и ты увидишь появление горючей воды и человеческой крови».

Химическое описание
Французский химик XIX века Жан-Батист Андре Дюма толкует алхимические термины так. Философская ртуть – это свинец. Прокаливая его, получаем желтую окись свинца. Этот зеленый лев при дальнейшем прокаливании превращается в красного льва – красный сурик. Затем алхимик нагревает сурик с кислым виноградным спиртом – винным уксусом, который растворяет окись свинца. После выпаривания остается свинцовый сахар – нечистый ацетат свинца. При его постепенном нагревании в растворе сперва перегоняется кристаллизационная вода (флегма), затем горючая вода – пригорелоуксусный спирт(ацетон) и, наконец, красно-бурая маслянистая жидкость. В реторте остается черная масса, или черный дракон. Это мелко раздробленный свинец. При соприкосновении с раскаленным углем он начинает таять и превращается в желтую окись свинца: черный дракон пожрал свой хвост и обратился в зеленого льва. Его можно опять перевести в свинцовый сахар и повторить все вновь.

Попробуйте сами повторить процесс. Если у Вас уникальная аура, тогда все получится.

Философский камень – это порошок, который принимает различные оттенки во время приготовления согласно степени своего совершенства, но в сущности имеющий два цвета: белый и красный. Настоящий философский камень или порошок его обладает тремя достоинствами:
1) Он превращает в золото расплавленную ртуть или свинец, на который его сыплют.
2) Принимаемый внутрь, он служит превосходным средством, излечивая быстро разные болезни.
3) Он действует на растения: в течение нескольких часов они вырастают и приносят спелые плоды.
Вот три пункта, которые покажутся многим басней, но с которыми согласны все алхимики. В сущности, стоит только вдуматься в эти свойства, чтобы понять, что во всех трех случаях действует усиление жизненной деятельности. Следовательно, Философский камень есть просто сильное сгущение жизненной энергии в малом количестве вещества. Вот почему алхимики называют свой камень лекарством трех царств.


Рецепт получения философского камня из труда «Черная книга»
Публикация в книге Луи Фигье «Алхимия и алхимики»

Алхимическое описание
«Надо начинать по солнечном закате, когда красный супруг и белая супруга соединяются в духе жизни для того, чтобы жить в любви и спокойствии, в прочной пропорции воды и земли».
«Продвигайся с запада, сквозь тьму, к различным степеням Малой Медведицы. Охлаждай и разводи тепло красного супруга между зимой и весной, преврати воду в черную землю и поднимайся через изменяющиеся цвета к востоку, где показывается полная луна. После очищения появляется солнце, белое и лучистое»

Оккультное описание
Положить в яйцеобразную колбу два фермента: активный (красный) и пассивный (белый). Извлечь из ртути специальный фермент, называемый алхимиками Меркурий философов.
Произвести им действие на серебро, чтобы добыть другой фермент.
Произвести действие фермента Меркурия на золото, чтобы добыть третий фермент. Соединить фермент, добытый через серебро, с добытым из золота и ферментом ртути в толстой стеклянной колбе, имеющей форму яйца. Герметически закупорить сосуд и поставить на особый очаг, называемый алхимиками атанор.

Атанор отличается от других печей особым приспособлением, чтобы долго и своеобразным манером варить упомянутое яйцо.
При этой варке видны изменения цветов, служащих основой всех алхимических аллегорических рассказов. Сначала вещество, содержащееся в яйце, делается черным и точно окаменевшим, поэтому называется головой вороны. Вдруг черное превращается в блестящее белое; этот переход от черного к белому, от мрака к свету, является прекрасным пробирным камнем для распознавания символических историй, трактующих об алхимии. Материя, обработанная таким образом, служит для превращения неблагородных металлов (свинца, ртути) в серебро.

Если поддерживать огонь, то мы увидим, что белый цвет исчезает и состав принимает различные оттенки, начиная с нижних цветов спектра (синий, зеленый) до цветов высших (желтый, оранжевый) и, наконец, достигает рубиново-красного. Тогда философский камень почти готов.
В этом состоянии 10 граммов философского камня едва достаточны для превращения 20 граммов металла. Чтобы увеличить силу, надо его снова вложить в яйцо, прибавить немного философского Меркурия и возобновить варку. Приготовление, длившееся первый раз год, вторично продолжается только три месяца, цвета же меняются, как и в первый раз.
В таком состоянии камень превращает в золото количество металла, превышающее его вес вдесятеро. Тогда опыт повторяется и продолжается один месяц, после чего камень превращает в золото металл, превышающий его вес в тысячу раз. Наконец, в последний раз, добывается уже настоящий философский камень, превращающий металл в чистое золото весом в десять тысяч раз более веса философского камня.
Эти операции называют помножением камня. Если читаешь какое-нибудь алхимическое сочинение, то следует определить, о каком опыте идет речь.
1) Когда речь идет о производстве философского Меркурия, это будет непонятно незнающим.
2) Если же говорится о самом камне, то описание будет довольно простым.
3) Но лишь только речь зайдет о помножении объяснение будет самым ясным.

Рассматривая символическое описание получения камня, всегда следует искать скрытый в нем герметический смысл. Так как Природа повсюду тождественна, то описание, изъясняющее тайны Великого Сотворения, может означать также путь Солнца (солнечный миф) или жизнь какого-нибудь сказочного героя. Один только посвященный будет в состоянии воспринять третий смысл (герметический) древних мифов, тогда как ученые увидят там только первый и второй смыслы (физический и естественный: путь Солнца, Зодиак и пр.).


Рецепт получения философского камня Альберта Великого
Сочинение «Малый Алхимический Свод»

Возьми по одной части возогнанной и закрепленной ртути, закрепленного мышьяка и серебряной окалины. Тщательно разотри в порошок составленную смесь на камне и насыть раствором нашатыря. Трижды, а то и четырежды повтори все это: измельчай и насыщай. Прокали. Потом попробуй растворить, а раствор сохрани. Если же смесь не растворится, еще раз хорошо измельчи и добавь немного нашатыря. Тогда обязательно растворится. Дождавшись растворения, помести в теплую воду для того, чтобы потом перегнать. А потом весь этот раствор перегони. Не вздумай поставить раствор для перегонки в золу! Почти все у тебя тогда затвердеет, и тебе опять придется отвердевшую смесь растворять, как уже только что приходилось. Когда же перегонка окажется вполне завершенной, помести твой материал в стеклянную реторту, сгусти, и ты увидишь белую субстанцию, твердую и ясную, близкую по форме к кристаллу, разжижающуюся на огне, словно воск, всепроникающую и устойчивую. Возьми же только одну часть этой субстанции на сто частей любого очищенного и обожженного металла. Только попробуй, и ты на вечные времена улучшишь его – этого металла – природу. Боже упаси, не вздумай привести твою субстанцию в соприкосновение с неочищенным металлом! Металл твой немедля – после двух или трех проб – навсегда утратит свой цвет.

Аристотель в своей книге "О совершенном магистерии" сообщает о возогнанной и прокаленной ртути, под коей я понимаю ртуть закрепленную, ибо, если ртуть прежде не закрепить, едва ли возможно ее прокалить. А не прокаливши, и не растворишь ее ни за что. Обсуждая завершающий момент опыта, кое-кто говорит, что следует добавить белое – определенного сорта – масло философов для умягчения нашего медикамента. Если закрепленные субстанциальные духовные начала непригодны в качестве проникающей материи, прибавь к ним равновеликое количество незакрепленных тех же начал, раствори, а потом сгусти. Не сомневайся, что вот тогда ты достигнешь того, что субстанциальные духовные начала обретут всепроникающую способность и прочее. Точно так же, если какое-нибудь обожженное тело не поддается сжатию в твердое однородное состояние, прибавь к нему немного этого же вещества в расплавленном состоянии, и к тебе тоже придет удача. Раздели яйцо философов на такие четыре части, чтобы каждая обладала самостоятельной природой. Возьми каждой природы равномерно и в равных пропорциях, смешай, но так, однако, чтобы не нарушить их природной несовместимости. Именно тогда ты достигнешь того, что вознамерился достичь, с Божьей помощью.

Это и есть универсальный метод. Однако я объясняю тебе его в форме особенных отдельных операций, коих число есть четыре. Две из них можно выполнить очень даже хорошо, без каких бы то ни было помех и осложнений. Когда же тебе удастся обладать водою из воздуха и воздухом из огня, ты сможешь получить и огонь из земли. Соотнеси воздушную и земляную субстанции с теплотою и влажностью, а потом приведи их в такое единство, которое будет слитным и неделимым и в котором бывшие составляющие этого единства явлены неразличимыми. Затем ты можешь прибавить к ним два действенных добродетельных начала, а именно воду и огонь. Это и есть тот предел, в коем алхимическое деяние свершится окончательно. Слушай и вникай! Ежели ты примешаешь к единству воздуха и земли только одну воду, тебе откроется серебро. А ежели огонь – твоя материя примет красный цвет...


Рецепт эликсира из средневекового сочинения «Великий Гримуар»
Глава «Секреты магического искусства»

Возьмите горшок свежей земли, добавьте туда фунт красной меди и полстакана холодной воды, и все это прокипятите в течение получаса. После чего добавьте к составу три унции окиси меди и прокипятите один час; затем добавьте две с половиной унции мышьяка и прокипятите еще один час. После этого добавьте три унции хорошо размельченной дубовой коры и оставьте кипеть полчаса; добавьте в горшок унцию розовой воды, прокипятите двенадцать минут. Затем добавьте три унции сажи и кипятите до тех пор, пока состав не окажется готов. Чтобы узнать, сварен ли он до конца, надо опустить в него гвоздь: если состав действует на гвоздь, снимайте с огня. Этот состав позволит вам добыть полтора фунта золота; если же не действует, это – признак того, что состав недоварен. Жидкостью можно пользоваться четыре раза. По составу можно выложить 4 экю.

Истинные алхимики не стремились к получению золота, оно было лишь инструментом, а не целью (тем не менее, Данте в своей Божественной комедии определил место алхимиков, как и фальшивомонетчиков, в аду, а если точнее, в круге восьмом, рве десятом). Целью для них был именно сам философский камень! И духовное освобождение, превознесение, дарующиеся тому, кто им обладает – абсолютная свобода (надо отметить, что камень, по большому счёту, и не камень вовсе, чаще его представляют как порошок, либо раствор порошка – тот самый эликсир жизни).


Примечание
Гермес , в греческой мифологии вестник олимпийских богов, покровитель пастухов и путников, бог торговли и прибыли. Сын Зевса и Майи, Гермес родился в Аркадии в пещере горы Киллены. Еще будучи младенцем, он ухитряется украсть коров у Аполлона. Коровы возвращают хозяину, но Гермес из панциря черепахи изготовил впервые семиструнную лиру и музыка его звучит так чарующе, что Аполлон дает ему коров в обмен на лиру. Гермес в придачу к лире вручил и свирель, за что Аполлон подарил ему волшебный золотой жезл и научил гадать. Жезл Гермеса обладает силой усыплять и пробуждать людей, примирять враждующих. Другой непременный атрибут Гермеса – волшебные крылатые золотые сандалии. Благодаря хитрости и обману Гермес освобождает Ио от Аргуса, надев шлем Аида, побеждает гигантов. Искусство плутовства он передает своему сыну Автолику. Другой сын – Пан – выступает как воплощение пастушеской ипостаси Гермеса.
Гермес одинаково вхож в мир живых и мертвых, он является посредником между людьми и богами, между людьми и обитателями аида. Он нередко выступает как покровитель героев: матери Фрикса и Геллы Нефеле он вручает златорунного барана, Персею – меч, своему потомку Одиссею открывает тайну волшебной травы, спасающей от колдовства Цирцеи. Он умеет открывать любые узы, помогает Приаму проникнуть в стан ахейцев к Ахиллу.
Гермес в поздней античности почитался как Трисмегист (отождествленный с египетским Тотом), с которым связывались оккультные науки и герметические (то есть закрытые) сочинения. Отсюда произошли герметизм и герменевтика. Гермес – бог-олимпиец, но его образ восходит к божеству догреческого, возможно, малоазийского происхождения. Его имя производят от наименования древних фетишей-герм – каменных столбов или груд камней, которыми отмечали места погребений, дороги, границы. В Древнем Риме с Гермесом отождествляли Меркурия.


"Изумрудная скрижаль" ("Tabula smaragdina")
Текст Гермеса Трисмегиста
Не ложь говорю, а истину изрекаю.
То, что внизу, подобно тому, что вверху, а то, что вверху, подобно тому, что внизу. И всё это только для того, чтобы свершить чудо одного-единственного.
Точно так же, как все сущие вещи возникли из мысли этого одного-единственного, так стали эти вещи вещами действительными и действенными лишь путём упрощения применительно случаю того же самого одного-единственного, единого.
Солнце – его отец. Луна – матерь его. Ветер вынашивает его во чреве своём. Земля вскармливает его.
Единое, и только оно, – первопричина всяческого совершенства – повсеместно, всегда.
Мощь его есть наимощнейшая мощь – и даже более того! – и явлена в безграничии своём на Земле.
Отдели же землю от огня, тонкое от грубого с величайшей осторожностью, с трепетным тщанием.
Тонкий, легчайший огнь, возлетев к небесам, тотчас же низойдёт на землю. Так свершится единение всех вещей – горних и дольних. И вот уже вселенская слава в дланях твоих. И вот уже – разве не видишь? – мрак бежит прочь. Прочь.
Это и есть та сила сил – и даже ещё сильнее, – потому что самое тончайшее, самое легчайшее улавливается ею, а самое тяжёлое ею пронзено, ею проникновенно.
Так, так всё сотворено. Так!
Бессчётны и удивительны грядущие применения столь прекрасно сотворенного мира, всех вещей этого мира.
Вот почему Гермес Трижды Величайший – имя моё. Три сферы философии подвластны мне. Три!
Но... умолкаю, возвестив всё, что хотел, про деяние Солнца. Умолкаю.

А также для создания эликсира жизни .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    Алхимики Средневековья: гомункул и философский камень

    Science show. Выпуск 3.Философский камень

    КАК СОЗДАЛИ ФИЛОСОФСКИЙ КАМЕНЬ

    Субтитры

Алхимическая символика

В алхимических трактатах символом философского камня часто выступает змей Уроборос , пожирающий свой хвост. Другим символом эликсира является ребис - гермафродит, появляющийся в результате соединения «короля» (философской серы) и «королевы» (философской ртути) в алхимический брак. Также символом философского камня является лев, глотающий солнце.

Описание

Одной из главных задач алхимиков было приготовление двух таинственных веществ, с помощью которых можно было бы достигнуть столь желанного облагораживания (усовершенствования) металлов. Наиболее важный из этих двух препаратов, который должен был обладать свойством превращать в золото не только серебро , но и неблагородные (несовершенные) металлы, как например свинец , олово и другие, носил название философского камня, великого эликсира или магистериума, а также именовался красной тинктурой, панацеей жизни и жизненным эликсиром.

Этому средству приписывалась могучая сила: оно должно было не только облагораживать металлы , но и служить универсальным лекарством ; раствор его, в определённой степени разведённый, так называемый золотой напиток (лат. aurum potabile - «питьевое золото»), принятый внутрь в малых дозах, должен был исцелять все болезни, молодить старое тело и делать жизнь более продолжительной.

Другое таинственное средство, уже второстепенное по своим свойствам, носившее название белого льва, белой тинктуры или малого магистериума, ограничивалось способностью превращать в серебро все неблагородные металлы.

Находивших философский камень звали адептами ; среди таковых, как считалось, было четыре женщины - Мария Профетисса , Клеопатра Алхимик , Медера и Тапхнутия . В эзотерическом смысле камень символизировал трансмутацию низшей животной природы человека в высшую, божественную.

Истинные алхимики не стремились к получению золота, оно было лишь инструментом, а не целью (тем не менее, Данте в своей «Божественной комедии» определил место алхимиков, как и фальшивомонетчиков , в аду , а если точнее, в круге восьмом, рве десятом). Целью для них был сам философский камень. И духовное освобождение, превознесение, дарующиеся тому, кто им обладает - абсолютная свобода (надо отметить, что камень, по большому счёту, и не камень вовсе, чаще его представляют как порошок, либо раствор порошка - тот самый эликсир жизни).

Хотя большинство людей и считает философский камень выдумкой, всё же в XX веке трансмутация была проведена - золото нередко получается из других элементов в процессе работы ядерного реактора . Оно получается в ничтожных концентрациях, дорогим для извлечения и отрицательно влияет на работу самого реактора. Универсальным лекарством такой «магистериум» тем более не служит.

Способ получения золота

В своём труде «Различные ремёсла» монах Теофиль, настоящее имя которого Рогерус, живший в VII веке на севере Германии, объясняет, как алхимики получают испанское золото, исключительно мягкое и легко поддающееся обработке. Прежде всего, следует вырастить василисков - рептилий, выводящихся из яиц, снесённых старым петухом.

Под землёй у них [алхимиков] комната, пол, потолок и стены которой выложены камнем, с двумя маленькими окошками, такими узкими, что через них вряд ли что-то можно увидеть. Они помещают туда старых петухов, лет двенадцати-пятнадцати, и дают им вдоволь корма. Когда те разжиреют, то из-за внутреннего жара в теле начинают спариваться и откладывать яйца. Потом петухов убирают, а для высиживания яиц используют жаб. Их кормят хлебом и иной пищей. Из созревших яиц вылупливаются петушки, похожие на обычных, но через 7 дней у них вырастают змеиные хвосты; если бы не каменные полы, они тот час бы ушли под землю. Чтобы не допустить этого, у тех, кто их выращивает, есть большие круглые медные горшки, которые закрываются крышками и по всей поверхности пробиты дырки; цыплят сажают туда, закрывают отверстия медными крышками и зарывают горшки в землю; шесть месяцев цыплята питаются землёй, которая набивается сквозь дырки. Затем крышки снимают и разжигают большой огонь, чтобы животные полностью сгорели. Когда всё остынет, содержимое достают и размельчают, добавив туда на треть крови рыжего мужчины; когда кровь засохнет, её надо растереть. Эти два ингредиента разводят крепким винным уксусом в чистом сосуде. Затем берут очень тонкие пластинки очищенной красной меди, на каждый конец накладывают тонкий слой этого состава и ставят на огонь. Когда они раскалятся добела, их достают, остужают и смывают в том же составе, пока вся медь с двух концов пластинки не будет поглощена составом, который от этого разбухнет и приобретет цвет золота. Это и есть золото, которое годится для многообразного применения.

Mutus Liber

По Джорджу Рипли

Английский алхимик Джордж Рипли (XV век) в «Книге двенадцати врат» предложил такой способ получения философского камня :

Чтобы приготовить эликсир мудрецов, или философский камень, возьми, сын мой, философской ртути и накаливай, пока она не превратится в красного льва. Дигерируй этого красного льва на песчаной бане с кислым виноградным спиртом, выпари жидкость, и ртуть превратится в камедеобразное вещество, которое можно резать ножом. Положи его в обмазанную глиной реторту и не спеша дистиллируй. Собери отдельно жидкости различной природы, которые появятся при этом. Ты получишь безвкусную флегму, спирт и красные капли. Киммерийские тени покроют реторту своим тусклым покрывалом. Он загорится и, приняв вскоре великолепный лимонный цвет, вновь воспроизведёт зелёного льва. Сделай так, чтобы он пожрал свой хвост, и снова дистиллируй продукт. Наконец, сын мой, тщательно ректифицируй, и ты увидишь появление горючей воды и человеческой крови.

Джордж Рипли

В этом рецепте говорится о получении брома из свинца. Бром как раз является той самой первичной материей.

Язык тайных символов всегда скрывал алхимию от любопытства непосвященных. Нам до сих пор не ясна ее подлинная суть: для одних это изготовление золота, для других – нахождение эликсира бессмертия, для третьих – трансформация человека.

Королевское искусство

Алхимия – мать химии. Именно в алхимических лабораториях впервые были получены серная, азотная и соляная кислоты, селитра и порох, «царская водка» и многие лекарственные вещества.
Средневековые алхимики ставили перед собой вполне конкретные задачи. Один из родоначальников европейской алхимии Роджер Бэкон (XIII век) пишет следующее:

«Алхимия есть наука о том, как приготовить некий состав, или эликсир, который, если его прибавить к металлам неблагородным, превратит их в совершенные металлы».

Превращая простые металлы в благородные, алхимик бросает вызов самой природе.

Несмотря на то, что в Средневековой Европе алхимия была фактически вне закона, многие церковные и светские властители покровительствовали ей в расчете на выгоду, которую сулило получение «презренного металла». И не только покровительствовали, но и сами занимались. Алхимия стала поистине «Королевским искусством».

Курфюрст Саксонский Август Сильный (1670-1733), чьи претензии на польскую корону требовали значительных денежных расходов, превратил Дрезден в настоящую столицу алхимии. Для пополнения казны золотом он привлек талантливого алхимика Фридриха Бёттгера. Насколько преуспел на золотом поприще Бёттгер, история умалчивает.

Алхимиков в Европе было много, но адептами – тех, кому открылся секрет философского камня – становились единицы.

На языке символов

Истоки алхимии восходят к герметизму – учению, впитавшему в себя традиции древнегреческой натурфилософии, халдейской астрологии и персидской магии. Отсюда столь загадочный и многозначный язык алхимических трактатов. Металлы для алхимика — это не просто вещества, а олицетворение космического порядка. Так, золото в алхимических манускриптах превращается в Солнце, серебро – в Луну, ртуть – в Меркурий, свинец – в Сатурн, олово – в Юпитер, железо – в Марс, медь – в Венеру.

Выбор семи небесных тел также неслучаен. Семерка – знак полноты и совершенства, высшая степень стремления к знанию и мудрости, свидетельство магического могущества и хранительница тайны.
Загадочной выглядит и рецептура, записанная в герметических трактатах. Английский алхимик Джордж Рипли (XV век) для того, чтобы приготовить эликсир мудрецов, предлагает накаливать философскую ртуть, пока она не превратится сначала в зеленого, а затем в красного льва. Возникшие при этом жидкости он советует собрать, в результате чего появятся «безвкусная флегма, спирт и красные капли».

«Киммерийские тени покроют реторту своим тусклым покрывалом. Он загорится и, приняв вскоре великолепный лимонный цвет, вновь воспроизведёт зелёного льва. Сделай так, чтобы он пожрал свой хвост, и снова дистиллируй продукт. Наконец, сын мой, тщательно ректифицируй, и ты увидишь появление горючей воды и человеческой крови».

Как превратить символическое алхимическое слово в живую практическую реальность?

Некоторые пытались, понимая его буквально. Например, соратник Жанны Д`Арк, прославленный маршал Жиль де Ре, дошел до убиения младенцев ради молодой крови, которая, как полагали, необходима была для успеха Великого Делания.
Потомкам, которые захотят приоткрыть завесу тайн алхимических текстов, философ Артефий пишет: «Несчастный глупец! Как можешь ты быть столь наивен и верить, что станем мы тебя учить столь открыто и ясно самой великой и важнейшей из наших тайн?». Герметическая символика должна была навсегда скрыть секреты адептов от непосвященных.

Ученым XIX столетия удалось разгадать аллегорию алхимиков. Что такое «лев, пожирающий солнце»? Это процесс растворения ртутью золота. Расшифрован и рецепт Рипли, в котором описана процедура получения ацетона. Впрочем, химик Никола Лемери замечает, что делал этот опыт много раз, но никогда не получал красных капель – вещества, которое, по мнению адептов, обладало свойством философского камня. Химический экстракт был извлечен, но алхимическое чудо не свершилось.

Алхимическая символика – это больше, чем отражение химического процесса. Например, один из главных алхимических символов – дракон, проглатывающий собственный хвост – олицетворение многократности рождений-умираний. Символический язык сакральных текстов обращен не только к технологии, но и ко всем структурам бытия, баланс между которыми и может привести к успеху в алхимических превращениях.

Философский камень

Центральный элемент алхимического учения – философский камень или эликсир, способный превращать неблагородные металлы в благородные. Его представляли не только в виде камня, он мог быть порошком или жидкостью. Некоторые адепты оставили нам рецепт приготовления своего «Великого Магистерия».
Например, Альберт Великий в качестве компонентов философского камня предлагает использовать ртуть, мышьяк, серебряную окалину и нашатырь. Все это пройдя через стадии очищения, смешения, нагревания, перегона должно превратиться в «белую субстанцию, твердую и ясную, близкую по форме к кристаллу».

Свойством философского камня была не только трансмутация металлов. Алхимики Средневековья и Возрождения признавали за эликсиром способность выращивать драгоценные камни, усиливать плодоносность растений, исцелять все болезни, продлевать жизнь и даже даровать вечную молодость.

Французский алхимик XIV столетия Николас Фламель отнесен к числу тех мастеров, кому удалось получить философский камень. Познакомившись с трактатом Авраама Еврея, он всю жизнь потратил на расшифровку оставленного там «ключа к Деланию». И, в конце концов, нашел его, обретя, по преданию, бессмертие.

Распространению легенды способствовали неоднократные свидетельства очевидцев, якобы встречавших Фламеля через многие годы после его официальной смерти. Вскрытие могилы алхимика только укрепило миф – Фламеля в ней не оказалось.
Впрочем, философский камень не следует рассматривать исключительно как материальную субстанцию. Для многих адептов поиск «Великого Магистерия» был сродни обретению истины, которая могла бы решить наивысшую задачу герметизма – избавление человечества от первородного греха.

Алхимия — это наука?

Церковь считала алхимию источником суеверия и мракобесия. Для поэта Данте Алигьери алхимия - «наука вполне жульническая и ни на что более не годная». Даже Авицена негативно смотрел на герметические таинства, утверждая, что «алхимики могут делать лишь превосходнейшие имитации, окрашивая красный металл в белый цвет – тогда он становится похожим на серебро, или, окрашивая его в желтый цвет – и тогда он становится похожим на золото».

Еще в IV веке до н. э. Аристотель писал о том, что из меди при соединении с цинком или оловом образуются золотисто-желтые сплавы. Часто алхимический опыт считался успешным, когда простой металл всего лишь приобрел окраску благородного.
Впрочем, существуют косвенные свидетельства того, что в своих лабораториях алхимикам удавалось произвести на свет золото, по своим качествам ничем не уступающее природному металлу.

В одном из музеев Вены выставлена золотая медаль, вес которой соответствует 16,5 дукатам. На одной стороне медали выгравирована надпись «Золотой потомок свинцового родителя», на другой – «Химическое превращение Сатурна в Солнце (свинца в золото) произведено в Инсбруке 31 декабря 1716 года при покровительстве его сиятельства пфальцграфа Карла Филиппа».
Конечно, свидетельство знатного лица никак не может гарантировать того, что при выплавке медали не было использовано настоящее золото. Однако есть и другие аргументы.

В XIV веке король Англии Эдуард II заказал испанскому алхимику Раймунду Луллию выплавку 60 тыс. фунтов золота, предоставив ему ртуть, олово и свинец. Неизвестно смог ли Луллий справиться с заданием, однако исторические документы свидетельствуют о том, что при заключении крупных торговых сделок англичане стали использовать золотые монеты в количестве, значительно превышавшем золотые запасы страны.

Никто не знает, откуда в наследстве императора Священной Римской империи Рудольфа II (1552-1612) появилось 8,5 тонн золотых слитков. Позднее было установлено, что золото Рудольфа II практически не содержало примесей, в отличие от природных слитков, использовавшихся для чеканки монет.
Принесшее из глубины веков свои тайны, алхимическое искусство по-прежнему их ревностно хранит, вероятно, навсегда лишив потомков возможности проникнуть в секреты Великого Делания.

Философский камень - это особенное мифическое вещество. Его силе приписывают и получение вечной жизни, и создание золота с простых материалов. У разных народов этот камень имеет разную историю, и нет ни одного научного факта полностью опровергающего или достоверно подтверждающего существования этого мистического компонента.

Что такое философский камень?

Старинная легенда про философский камень во все времена будоражила сознание ученных и простых смертных. По легендам и преданиям этот загадочный материал обладает невероятными свойствами. В разные времена разные ученные искали подтверждения тому, что философский камень существует на самом деле. У него много имен и разные источники называют его по-своему. Так, он может быть назван:

  • ребис;
  • философский эликсир мудрецов;
  • эликсир вечности;
  • тинктура красноцветная;
  • пятый элемент природы.

Ему приписали самые разные силы и возможности, но все предания объединяет одна общая черта: философский камень - это реактив особенного свойства - с его помощью метал можно превратить в золото. Древние манускрипты говорят, что это вещество появилось вследствие неправильной реакции между серой и ртутью. Если дать мистическому камню химическое определение, то это бракованная неполноценная, ошибочная реакция между двумя простыми компонентами. Что стало провокатором такой странной ошибки, никто не знает.

Философский камень - свойства

Популярности этому веществу в древней мифологии могут позавидовать даже Боги. Ему принадлежат все главные для человека мифические чудеса, философский камень:

  • дарит бессмертие (вечность бытия);
  • позволяет создавать драгоценный металл (получать богатство);
  • наделяет человека невероятной силой (дарует своему создателю славу);
  • открывает секреты мира (дарует своему обладателю великую мудрость предков).

Алхимик Николас Фламель - это тот самый ученый искавший философский камень всю свою жизнь. Он в своих трудах упоминал, что ему во сне явились ангелы и рассказали, как создать это вещество, но сон неожиданно прервался, и последний компонент, который провоцирует ошибочную реакцию между всеми компонентами, ученный так и не узнал. Он и его жена настолько поверили что философский камень существует что положили всю свою жизнь, молодость, зрелость и старость на поиски того недостающего компонента, который подарил бы им возможность создать Камень Бессмертия.


Из чего состоит философский камень?

В разных источниках присутствует информация о том, что делает философский камень таким особенным. Точно известно лишь то, что в его составе обязательно присутствует три главных компонента:

  • философская сера;
  • философская ртуть;
  • раствор серебра.

Все эксперименты один за другим терпели грандиозный провал. Созданные экспериментальные вещества не обладали силами, способными превращать железо в драгоценный металл, они не имели власти даровать исцеление больным или молодость старикам. В один период исторического прошлого камень философов стал причиной многих мучительных смертей. Короли разных стран в погоне за созданием этого камня, ставили эксперименты на живых людях, подвергая их отравлениям разного рода эликсирами, которым придворные ученные приписывали свойства ребиса.

Существует ли философский камень на самом деле?

Сложно однозначно ответить на вопрос, существует ли философский камень в реальности, сумел ли кто ни будь воссоздать эликсир богатства и вечной молодости в одном флаконе. Исторических данных о том, что какой либо ученый искавший философский камень достиг своей цели, нет, а предания и былины сложно воспринимать серьезно, поэтому создание ребиса - еще одна тайна старого мира, которую не сумели разгадать современные ученые и историки.

Для чего алхимики пытались найти философский камень?

Много говорилось о том, что создание камня сводилось к жажде наживы и мечтах о бессмертии, но что такое философский камень в алхимии? Для алхимиков одержимых своей работой создание такого камня не заключалось в желании получить наживу. Ученые преследовали одну цель - дать миру вещество, обладающее идеально полезными человечеству характеристиками. Получить ребис - равносильно приближению к величию Богов, постигнуть все тайны создания мира каким мы его не знаем, и открыть дверь в вечность бытия, искоренив смерть и старость.

Где находится философский камень?

Многие исторические источники, утверждая, что ребис все-таки был создан, не указывают на то, где найти философский камень. Если брать за исходную информацию тот факт, что философский камень был создан, ему положено стать великим достижением или великой исторической ценностью, а это будет означать, что затеряться такая находка не могла. Если нет официальных данных о том, что ребис был создан, остановимся на том, что все-таки тайну мистического философского камня (пятого элемента природы) не сумели разгадать и до наших дней и вряд ли сумеют разгадать в будущем.

Сказки, мифы, легенды… Во всем этом фольклоре чаще всего есть глубокий смысл, который хотели донести до нас наши предки. Иногда духовное значение трудно рассмотреть в какой-либо истории из прошлого. Рассказы о философском камне настолько неправдоподобны, противоречивы и ненаучны, что трудно увидеть в них хоть крупицу истины. Однако есть фактические сведения о людях, ученых и философах, которые относились к ним всерьез.

Источник духовной мудрости

По мнению средневековых алхимиков, пресловутый философский камень был создан из огня и воды, настолько несовместимых стихий, что соединение их нельзя объяснить иначе как божественным. Состоял он из минерала, который содержал живое начало и обладал духовным. Считалось, что философский камень обладал свойством превращения в золото любого металла. Извечная мечта человечества! Естественно, все, что было связано с процессом изготовления камня, было тайной, покрытой мраком.

Еще более заманчиво было возможное духовное изменение, вплоть до совершенного, которое давалось его обладателю. Считалось, что самые начальные попытки получить этот мистический предмет, относились к сознанию человека, возможности очистить человеческую душу, получить , и бессмертие как квинтэссенцию всего процесса.

Поиск философского камня. История изысканий

Понятие философского камня ввел в обиход выходец из Египта Гермес Трисмегист. Он был личностью неординарной и, по преданию, являлся сыном самых важных богов Египта, Осириса и Исиды. Иногда его считали воплощением древнеегипетского бога Тота. Большая часть трудов Гермеса Трисмегиста была уничтожена в огне пожара Александрийской библиотеки. Те, которые удалось спасти, были закопаны в тайном месте, а информация о нем утеряна. До наших дней дошли искаженные переводы, по которым с определенной долей вероятности можно судить о деятельности Гермеса. Судя по ним, занимался он именно созданием философского камня, изучая субстанции, способные дать человеку бесконечные знания, молодость и вечную жизнь. Найден и переведен документ, содержащий рецепт его изготовления. Очень поэтичный и образный, а главное - непонятный. Так что каждый алхимик делал по-своему.

Известна легенда о царе Фригии Мидасе. Еще в детстве Мидас получил знак о будущем богатстве. Однажды, вел бог Дионис свое войско в Индию. Мидас подмешал в воду источника, из которого пил учитель Диониса Силен, вино. Тот не смог продолжать путь и оказался у Мидаса во дворце. Через десять дней вернул Дионису учителя Мидас, в награду получив возможность превращать в золото все, к чему он прикасался. Но в золото превращалось действительно все, и вода, и пища. Тогда по наущению Диониса Мидас искупался в реке, которая стала золотоносной, но сам дара лишился. На самом деле из исторических источников известно о сказочном богатстве царя Мидаса, но вряд ли это связано с камнем, просто во владениях Мидаса были все золотые месторождения Фригии.

Поиск философского камня и всю сопутствующую деятельность алхимики окружали тайной и мистикой. В ней могли участвовать только посвященные. Все знания передавались устно и были обставлены особым ритуалом. Строго соблюдалось следование в опытах. Кое-что все-таки записывалось. Но те из рукописей алхимиков, которые дошли до нас, зачастую похожи на абракадабру и слабо поддаются расшифровке. Те же, которые удалось дешифровать, представляют собой вполне понятные химические опыты. Например, описание получения окиси свинца. И еще много полезного открыли экспериментаторы в стремлении получить философский камень. Они получали как новые вещества (порох, селитру, важные соли и кислоты), так и описывали их свойства и процессы. Правда, делали это в очень туманной форме. Можно сказать, что средневековые алхимики в поисках философского камня заложили основу химии, дающей средства и исцелять болезни, и влиять на урожайность, да и жизнь продлевать, пока не бесконечно.

В представлении алхимиков не было существенной разницы между природой живой и неживой. Золото не было исключением. Оно было результатом роста и созревания металла в недрах. При этом железо считалось недозревшим металлом, медь – результатом попадания в ее состав испорченной серы и так далее. К сожалению, процессы в природе шли очень медленно и алхимики думали, что философский камень поможет процессы «созревания» и «выздоровления» металлов ускорить.

Было и еще одно убеждение: меняя содержание двух главных составляющих любого металла – ртути и серы – возможно, превращение одних металлов в другие. В своем фантастическом поиске алхимики достигли абсолютно реальных результатов. Были изобретены первые аппараты для дистилляции жидкостей, перекристаллизации солей и сублимации твердых веществ.

В средние века поиск философского камня свелся к способности его превращать все в золото. Бедность, видимо, была самым главным бичом того времени. Однако, наличие огромного количества золота высокого качества у некоторых исторических личностей, например, короля Эдуарда, императора Рудольфа, необъяснимо никакими историческими фактами. Возможно, все-таки кому-то и удалось найти методы, отличные от горной добычи?

Вымысел или правда?

Ответы снова придется искать в истории. Король Эдуард заказал у испанца Раймонда Луллия 60000 фунтов золота для чеканки монет. Предоставил ему ртуть, олово и свинец. И что же Луллий? Он получил-таки золото. И количество, и качество его было впечатляющим, так как те нобли использовались в крупных сделках и до сих пор хранятся в музеях. Это кажется невероятным! Однако, возможно, в документах была опечатка, и нулей было куда меньше?

Почему камень - «философский»?

Итак, причем же здесь философия? А дело оказалось вот в чем. Золото для любого уважающего себя алхимика превращалось из цели сразу в средства. Целью всей их золотоискательской лихорадки было "всего-навсего" вселенское благоденствие, благоустройство всего Космоса. Истинная цель алхимиков была проста до безобразия – они стремились к совершенствованию, «исцелению» несовершенных металлов, а затем и миропорядка. Не зря алхимики очень часто назывались врачами.

К слову, философско-медицинская сторона алхимии присутствует в сказаниях не только Запада, но и Востока. Так, например, китайские алхимики знали секрет «золотой пилюлю бессмертия». И хотя это был в некотором роде аналог философского камня, но выплавлялась эта панацея непосредственно в теле человека. А цель внедрения «чужеродного организма» была следующая полное одухотворение человека (богословский аспект) и приобретение бессмертия (вопрос философский).

Литература разных эпох отражает волнительные поиски философского камня. Так, отец Фауста, словами великого Гете, готовил лекарство от чумы:

"Алхимии тех дней забытый столп,

Он запирался с верными в чулане

И с ними там перегонял из колб

Соединенья всевозможной дряни.[...]

Людей лечили этой амальгамой,

Не проверяя, вылечился ль тот,

Кто обращался к нашему бальзаму".

«Едва ли кто при этом выживал», - вспоминает Фауст с горькой усмешкой. Алхимики «химичили» с зельями знатно, и не всегда их опыты на людях были удачными. Особого внимания заслуживает рассказ писателя-эрудита Хорхе Луиса Борхеса. Он повествует о поучительном разговоре между врачом-алхимиком Парацельсом и неким юношей, который пришел проситься к нему в ученики. Парацельс говорил, что если юноша тешит себя надеждой создания золота, то им не по пути. Но юноша ответил, что не золото его манит, а Наука. Он желал пройти путь к Камню вместе с учителем. И вот что ответил ему Парацельс: «Путь - это и есть Камень. Место, откуда идёшь, это и есть Камень. Если ты не понимаешь этих слов, то ты ничего пока не понимаешь».

Кажется, многие из нас, прочитав эти слова, уверятся, что им философский камень никогда не дастся в руки. Поиск философского камня будит научную мысль, не напрасно алхимики повторяли: «Преобразуйте себя из мёртвых камней в живые философские камни!».

Только камень заполучить нелегко. Предупреждение оставил сам Мефистофель:

«Им не понять, как детям малым

Что счастье не влетает в рот.

Я б философский камень дал им -

https://сайт/wp-content/uploads/2015/04/s_st_m-150x150.jpg

Сказки, мифы, легенды… Во всем этом фольклоре чаще всего есть глубокий смысл, который хотели донести до нас наши предки. Иногда духовное значение трудно рассмотреть в какой-либо истории из прошлого. Рассказы о философском камне настолько неправдоподобны, противоречивы и ненаучны, что трудно увидеть в них хоть крупицу истины. Однако есть фактические сведения о людях, ученых и философах,...