Какой была гигиена в средневековой европе. Гигиена в Средние века. История чистого тела

Да, в России с гигиеной во все времена не было таких глобальных проблем как в Европе, которую по этой причине прозвали немытой. Как известно средневековые европейцы пренебрегали личной гигиеной, а некоторые даже гордились тем, что мылись всего лишь два, а то и один раз в жизни. Наверняка вы хотели бы узнать немного больше о том, как соблюдали гигиену европейцы и кого называли «божьими жемчужинами».

Не кради, не убий, не мойся

И ладно бы только дрова. Католическая церковь запрещала любые омовения кроме тех, что происходят во время крещения (которое должно было омыть христианина раз и навсегда) и перед свадьбой. Никакого отношения к гигиене все это, разумеется, не имело. А еще считалось, что при погружении тела в воду, особенно в горячую, открываются поры, через которые в организм проникает вода, которая потом не найдет выхода. Поэтому якобы тело становится уязвимым для инфекций. Это и понятно, ведь в одной и той же воде мылись все - от кардинала до кухарки. Так что после водных процедур европейцы действительно болели. И сильно.
Людовик XIV мылся всего два раза в жизни. И после каждого хилел так, что придворные готовили завещание. Тот же «рекорд» - у королевы Изабеллы Кастильской, которая страшно гордилась, что вода касалась ее тела первый раз - при крещении, а второй - перед свадьбой.
Церковь предписывала заботиться не о теле, а о душе, поэтому для отшельников грязь была добродетелью, а нагота - стыдом (видеть тело, не только чужое, но и собственное, - грех). Поэтому если и мылись, то в рубахах (эта привычка сохранится до конца XIX века).

Дама с собачкой

Вшей называли «божьими жемчужинами» и считали признаком святости. Влюбленные трубадуры снимали с себя блох и ссаживали на даму сердца, чтобы кровь, смешавшись в желудке насекомого, объединила сердца сладкой парочки. Несмотря на всю свою «святость», насекомые людей таки доставали. Именно поэтому каждый имел при себе блохоловку или небольшую собаку (в случае дам). Так что, дорогие девушки, нося с собой карманную собачку в розовой попоне, помните, откуда взялась традиция.
От вшей избавлялись по-другому. Смачивали в крови и меду кусочек меха, а потом помещали его в прическу. Почуяв запах крови, насекомые должны были устремиться к приманке и застрять в меду. А еще носили шелковое белье, которое, кстати, и стало популярным именно благодаря своей «скользкости». «Божьи жемчужины» не могли уцепиться за столь гладкую ткань. Это еще что! В надежде спастись от вшей многие практиковали более радикальный способ - ртуть. Ее втирали в кожу головы, а иногда и ели. Правда, умирали от этого в первую очередь люди, а не вши.

Народное единство

В 1911 году археологи откопали древние постройки из обожженного кирпича. Это были стены крепости Мохенджо-Даро - древнейшего города долины Инда, возникшего примерно в 2600 году до н. э. Странные отверстия по периметру зданий оказались сортирами. Древнейшими из найденных.
Потом туалеты, или латрины, будут у римлян. Ни в Мохенджо-Даро, ни в Царице вод (Древнем Риме), кстати, они не предполагали уединения. Восседая на своих «толчках», расположенных по периметру зала друг напротив друга (подобно тому как сегодня устроены сиденья в метро), древние римляне предавались беседам о стоицизме или эпиграммах Сенеки.

В конце XIII века в Париже был издан закон о том, что, выливая ночной горшок из окна, нужно кричать: «Осторожно, вода!»

В Средневековой Европе туалетов не было вообще. Только у высшей знати. И то очень редко и самые примитивные. Говорят, что французский королевский двор периодически переезжал из замка в замок, потому что в старом буквально нечем было дышать. Отходы человеческой жизнедеятельности были повсюду: у дверей, на балконах, во дворах, под окнами. При качестве средневековой пищи и антисанитарии диарея была делом обычным - до туалета просто не добежишь.
В конце XIII века в Париже был издан закон о том, что, выливая ночной горшок из окна, нужно кричать: «Осторожно, вода!». Даже мода на широкополые шляпы появилась якобы только, чтобы предохранить дорогую одежду и парики от того, что летело сверху. По описаниям многих гостей Парижа, например Леонардо да Винчи, на улицах города стоял жуткий смрад. Что там в городе - в самом Версале! Попав туда, народ старался оттуда не выходить, пока не встретится с королем. Туалетов не было, поэтому в «маленькой Венеции» пахло отнюдь не розами. У самого Людовика XIV, впрочем, ватерклозет был. Король-солнце мог восседать на нем, даже принимая гостей. Присутствовать при туалете высокопоставленных особ вообще считалось «гонорис кауза» (особо почетным).

Первый общественный туалет в Париже появился лишь в XIX веке. Но предназначен он был исключительно… для мужчин. В России общественные уборные появились при Петре I. Но тоже только для придворных. Правда, обоего пола.
А 100 лет назад началась испанская кампания по электрификации страны. Называлась она просто и понятно - «Унитаз». В переводе с испанского это означает «единство». Вместе с изоляторами производили и другие фаянсовые изделия. Те самые, потомки которых стоят теперь в каждом доме, - унитазы. Первый унитаз со сливным бачком еще в конце XVI века изобрел придворный английского королевского двора Джон Харингтон. Но популярностью ватерклозет не пользовался - из-за дороговизны и отсутствия канализации.

И зубной порошок, и густой гребешок

Если не было таких благ цивилизации, как элементарный сортир и баня, то про зубную щетку и дезодорант говорить не приходится. Хотя иногда для чистки зубов пользовались кисточками из веток. В Киевской Руси - дубовыми, на Ближнем Востоке и в Южной Азии - из дерева арак. В Европе использовали тряпочки. А то и вовсе зубы не чистили. Правда, зубную щетку изобрели именно в Европе, а точнее, в Англии. В 1770 году ее придумал Уильям Аддисон. Но массовым производство стало далеко не сразу - в XIX веке. Тогда же был изобретен зубной порошок.

А что же с туалетной бумагой? Ничего, разумеется. В Древнем Риме ее заменяли губки, смоченные в соленой воде, которые крепились к длинной рукояти. В Америке - кукурузные кочерыжки, а у мусульман - обычная вода. В Средневековой Европе и на Руси простой люд пускал в ход листья, траву и мох. Знать использовала шелковые тряпочки.
Считается, что духи были придуманы только для того, чтобы заглушить жуткий уличный смрад. Так это или нет - доподлинно неизвестно. А вот косметическое средство, которое сейчас назвали бы дезодорантом, появилось в Европе только в 1880-х годах. Правда, еще в IX веке некто Зирьяб предложил использовать дезодорант (судя по всему, собственного производства) в мавританской Иберии (части современной Франции, Испании, Португалии и Гибралтара), но на это никто не обратил внимания.
А ведь уже в древности люди понимали: если удалить волосы в подмышечной впадине - запах пота не будет столь сильным. То же самое, если их мыть. Но в Европе, как мы уже сказали, подобное не практиковалось. Что касается депиляции, то волосы на женском теле никого не раздражали вплоть до 1920-х годов. Только тогда европейские дамы впервые задумались: брить или не брить.

Существует миф относительно гигиены эпохи Высокого и Позднего Средневековья. Стереотип укладывается в одну фразу: "Они все были грязные и мылись только случайно упав в реку, а вот на Руси..." - далее следует пространное описание культуры русских бань.

Увы, это не более, чем миф.

Может быть у кого-то эти слова вызовут легкий разрыв шаблона, но среднестатистический русский князь XII-XIV веков был ничуть не чище немецкого/французского феодала. А последние в большинстве не были грязнее. Возможно, для кого-то эти сведения являются откровением, но банное ремесло в ту эпоху было весьма развито и, по объективным причинам описанным ниже, оказалось полностью утрачено как раз после Возрождения, к наступлению Нового времени. Галантный XVIII век стократ более пахуч, чем суровый XIV.

Давайте пройдется по общедоступным сведениям. Для начала - известные курортные зоны. Взглянем на герб Бадена (Baden bei Wien), дарованный городу императором Священной Империи Фридрихом III в 1480 году. Мужчина и женщина в купальной кадушке. Незадолго до появления герба, в 1417 году Поджо Браччоли, сопровождавший лишенного престола Папу Иоанна XXIII в поездке в Баден дает описание 30-ти роскошных бань. Для простолюдинов действовали два открытых бассейна

Даем слово Фернану Броделю ("Структуры повседневности: возможное и невозможное"):

Бани, давнее наследие Рима, были правилом во всей средневековой Европе - как частные, так и весьма многочисленные общественные бани, с их ваннами, парильнями и лежаками для отдыха, либо же с большими бассейнами,с их скученностью обнаженных тел, мужских и женских вперемежку. Люди встречались здесь столь же естественно, как и в церкви; и рассчитаны были эти купальные заведения на все классы, так что их облагали сеньориальными пошлинами наподобие мельниц, кузниц и заведений питейных. А что касается зажиточных домов, то все они располагали "мыльнями" в полуподвалах; тут находились парильня и кадки - обычно деревянные, с набитыми, как на бочках, обручами. У Карла Смелого был редкостный предмет роскоши: серебряная ванна, которую за ним возили по полям сражений. После разгрома под Грансоном (1476г) ее обнаружили в герцогском лагере.

В отчете парижского прево (эпоха Филиппа IV Красивого, начало 1300 годов) упоминаются 29 общественных бань в Париже, облагаемых городским налогом. Они работали ежедневно, кроме воскресенья. То, что Церковь смотрела на эти заведения косо, вполне естественно - поскольку бани и прилегающие к ним трактиры зачастую использовались для внебрачной половой ебли, хотя, конечно, народ все-таки собирался туда помыться. Дж. Бокаччо пишет об этом прямо: «В Неаполе, когда настал девятый час, Кателла, взяв с собой свою служанку и не изменяя ни в чём своему намерению, отправилась в те бани… Комната была очень темна, чем каждый из них был доволен».

Вот типичная картинка XIV века - мы видим весьма роскошное заведение "для благородных":

Не только Париж. По состоянию на 1340 год известно, что в Нюрнберге было 9 бань, в Эрфурте - 10, Вене - 29, Бреслау/Вроцлаве - 12. Рейнмар фон Беляу из "Башни Шутов" Сапковского вполне мог посещать одну из них.

Богатые предпочитали мыться дома. Водопровода в Париже не было, и воду доставляли за небольшую плату уличные водоносы. Мемо ди Филипуччо, Супружеская ванна, около 1320 г. фреска, городской музей Сан-Джиминьяно.

А вот Ханс Бок, Общественные бани (Швейцария), 1597, холст, масло, Художественная галерея Базеля.

Вот современная реконструкция стандартной публичной "мыльни" XIV-XV веков, эконом-класс для бедных, бюджетная версия: деревянные бадьи прямо на улицах, воду кипятят в котлах:

Отдельно заметим, что в "Имени Розы" Умберто Эко есть вполне подробное описание монастырской купальни - отдельные ванны, разделенный занавесками. В одной из таких утонул Беренгар.

Цитата из устава ордена Августинцев: "В баню ли, в иное ли место надобно вам идти, пусть будет вас не менее двух или трех. Имеющий же надобность выйти из монастыря должен идти с тем, кого назначит начальствующий."

А вот из "Валенсийского кодекса" XIII века: "Мужчины пусть идут в баню сообща во вторник, четверг и субботу; женщины идут в понедельник и в среду; и евреи идут в пятницу и в воскресенье; ни мужчина, ни женщина не дают больше одного меаха при входе в баню; и слуги как мужчин, так и женщин ничего не дают; и если мужчины в женские дни войдут в баню или в какое-либо из зданий бани, пусть платит каждый десять мараведи; также платит десять мараведи тот, кто будет подглядывать в бане в женский день; также если какая-либо женщина в мужской день войдет в баню или будет встречена там ночью, и оскорбит ее кто-либо или возьмет силой, то не платит он никакого штрафа и не становится врагом; а человека, который в другие дни возьмет силой женщину или обесчестит, надлежит сбросить."

И уж совсем не шуткой является история, как в 1045 г. несколько важных персон, в том числе епископ Вюрцбурга, умерли в купальной бадье замка Персенбург (Persenbeug) после того, как рухнул потолок купальни.

Паровая баня. XIV в. - Так что паровые сауны тоже были.

Прислужница в купальне - заметим, с веником. "Wenzelsbibel", ок.1400 г.

Итак, миф испаряется, вместе с банным паром. Высокое Средневековье вовсе не являлось царством тотальной грязищи.

Исчезновению банного дела в постренессансные времена способствовали и природные и религиозно-политические условия. "Малый ледниковый период" длившийся до XVIII века привел к массовой вырубке лесов и чудовищному дефициту топлива - заменить его смогли только в Новое Время каменным углем.

Обратите внимание на резкий рост цен на дрова после 1550 года:

И, конечно, огромное влияние оказала Реформация - если католическое духовенство Средневековья к баням относилось сравнительно нейтрально (и мылось само - есть упоминания о посещении бань даже Римскими Папами), лишь запретив совместное мытье мужчин и женщин, то протестанты запретили вообще - не по-пуританские это. В 1526 году Эразм Роттердамский констатирует: «Двадцать пять лет тому назад ничто не было так популярно в Брабанте, как общественные бани: сегодня их уже нет — чума научила нас обходиться без них». В Париже бани практически исчезли при Людовике XIV.

И вот как раз в Новое Время европейцы начинают удивляться русским публичным баням и парным, которые в XVII веке уже заметно отличают Восточную Европу от Западной. Культура была утрачена.

Вот такая история.

Альбрехт Дюрер, «Мужчины в бане», 1497 - пиво, разговоры, музыка, шапочки для парной. Обратим внимание на кран для воды

Jusik специально для сайт

Вконтакте

Одноклассники

До 19 века в Европе царила ужасающая дикость. Забудьте о том, что Вам показывали в фильмах и о чём Вы читали в романах. Правда — она гораздо менее… хм… благоуханна. Причем это относится не только к мрачному Средневековью. В воспеваемых эпохах Возрождения и Ренессанса принципиально ничего не изменилось.

К мытью тела тогдашний люд относился подозрительно: нагота — грех, да и холодно — простудиться можно. Горячая же ванна нереальна — дровишки стоили уж очень дорого, основному потребителю — Святой Инквизиции — и то с трудом хватало, иногда любимое сожжение приходилось заменять четвертованием, а позже — колесованием.

Королева Испании Изабелла Кастильская (конец XV в.) признавалась, что за всю жизнь мылась всего два раза — при рождении и в день свадьбы

Дочь одного из французских королей погибла от вшивости.

Папа Климент V погибает от дизентерии.

А Папа Климент VII мучительно умирает от чесотки…

Как и король Филипп II.

Герцог Норфолк отказывался мыться из религиозных убеждений. Его тело покрылось гнойниками. Тогда слуги дождались, когда его светлость напьется мертвецки пьяным, и еле-еле отмыли.

Русские послы при дворе Людовика XIV писали, что их величество «смердит аки дикий зверь». Самих же русских по всей Европе считали извращенцами за то, что те ходили в баню раз в месяц — безобразно часто.

Если в ХV — ХVI веках богатые горожане мылись хотя бы раз в полгода, в ХVII — ХVIII веках они вообще перестали принимать ванну. Правда, иногда приходилось ею пользоваться — но только в лечебных целях. К процедуре тщательно готовились и накануне ставили клизму. Французский король Людовик ХIV мылся всего два раза в жизни — и то по совету врачей. Мытье привело монарха в такой ужас, что он зарекся когда-либо принимать водные процедуры.

В те смутные времена уход за телом считался грехом. Христианские проповедники призывали ходить буквально в рванье и никогда не мыться, так как именно таким образом можно было достичь духовного очищения. Мыться нельзя было еще и потому, что так можно было смыть с себя святую воду, к которой прикоснулся при крещении. В итоге люди не мылись годами или не знали воды вообще. Грязь и вши считались особыми признаками святости. Монахи и монашки подавали остальным христианам соответствующий пример служения Господу.

На чистоту смотрели с отвращением. Вшей называли «Божьими жемчужинами» и считали признаком святости. Святые, как мужского, так и женского пола, обычно кичились тем, что вода никогда не касалась их ног, за исключением тех случаев, когда им приходилось переходить вброд реки.

Люди настолько отвыкли от водных процедур, что доктору Ф. Е. Бильцу в популярном учебнике медицины конца XIX (!) века приходилось уговаривать народ мыться. «Есть люди, которые, по правде говоря, не отваживаются купаться в реке или в ванне, ибо с самого детства никогда не входили в воду. Боязнь эта безосновательна, — писал Бильц в книге „Новое природное лечение“, — После пятой или шестой ванны к этому можно привыкнуть…». Доктору мало кто верил…

Духи — важное европейское изобретение — появились на свет именно как реакция на отсутствие бань. Первоначальная задача знаменитой французской парфюмерии была одна — маскировать страшный смрад годами немытого тела резкими и стойкими духами.

Король-Солнце, проснувшись однажды утром в плохом настроении (а это было его обычное состояние по утрам, ибо, как известно, Людовик XIV страдал бессонницей из-за клопов), повелел всем придворным душиться. Речь идет об эдикте Людовика XIV, в котором говорилось, что при посещении двора следует не жалеть крепких духов, чтобы их аромат заглушал зловоние от тел и одежд.

Первоначально эти «пахучие смеси» были вполне естественными. Дамы европейского средневековья, зная о возбуждающем действии естественного запаха тела, смазывали своими соками, как духами, участки кожи за ушами и на шее, чтобы привлечь внимание желанного объекта.

Роль забытой канализации выполняли канавки на улицах, где струились зловонные ручьи помоев.

Забывшие об античных благах цивилизации люди справляли теперь нужду где придется. Например, на парадной лестнице дворца или замка. Французский королевский двор периодически переезжал из замка в замок из-за того, что в старом буквально нечем было дышать. Ночные горшки стояли под кроватями дни и ночи напролет.

Примерно в 17 веке для защиты голов от фекалий были придуманы широкополые шляпы.

Изначально реверанс имел своей целью всего лишь убрать обосранную вонючую шляпу подальше от чувствительного носа дамы.

В Лувре, дворце французских королей, не было ни одного туалета.

Опорожнялись во дворе, на лестницах, на балконах. При «нужде» гости, придворные и короли либо приседали на широкий подоконник у открытого окна, либо им приносили «ночные вазы», содержимое которых затем выливалось у задних дверей дворца.

Кровати, представляющие собой рамы на точеных ножках, окруженные низкой решеткой и обязательно с балдахином в средние века приобретают большое значение. Столь широко распространенные балдахины служили вполне утилитарной цели — чтобы клопы и прочие симпатичные насекомые с потолка не сыпались.

Считается, что мебель из красного дерева стала столь популярна потому, что на ней не было видно клопов.

То же творилось и в Версале…

А глядя в фильмах на эту роскошь и красоту прямо с трудом верится, как было на самом деле (

Комментарии:

В принципе, грешная нагота и дороговизна дров могут объяснить отсуствие привычки к гигиене. Но вот неужели у тех людей не было естественного отвращения к запахам тела, желания сбросить с себя хотя бы часть грязи? Ведь можно было просто протереться мокрыми простынями, и то лучше бы стало.

Да еще нужно было бы добавить, что влюбленные носили на груди кулоны, внутри которых находились вши снятые с любимой особы.Считалось, что это прекрасное напоминание дрег одруге, особенно в момент укуса. В средние века не жила, но читала об этом.

Да уж, удивила статья. Знала, что с гигиеной было туго, но вот чтоб прям в дворце гадить… ((Кстати, еще учительница русской литературы нам рассказывала, что в то время у них были специальные приспособления, чтоб вшей давить. И они на баллах разговаривая друг с другом стояли и вшей своих давили! Ужас, меня тогда чуть тошнить не начало(((((

Хахахахааха)))) я зачитывала статью вслух, а в это время моя соседка ела что-то вкусненькое)))

Я про духи конечно знала, про вонючие горшки тоже, но про шляпы, это новая информация)))

Все это немного показывается в фильме комедии -Черный рыцарь!!! И неправда, в некоторых фильмах ведь показывают, какие все грязные…

Вы еще не написали, про те огромные прически, которые носили кучу времени и в которых жили мыши, может это было позднее, не знаю!!!

Главное, что мы русские были чистоплотными и русская баня - это хорошее изобретение!!! Одежда простая, кожа чистая, уффф…

Я тут Гриппом сильно заболела и 2 недели лежала, в душ не могла сходить, было так противно!!! бррр

Хорошо, что существует спирт и антибактериальный гель))))

Сегодня индустрия средств гигиены, зубной пасты, стиральных порошков, косметики и т.п. одна из самых прибыльных. Для каждого зуба предлагается своя зубная паста, для каждого сантиметра кожи - свой крем, волосы необходимо мыть каждый день с ополаскивателем, маской и бальзамом, прокладки - вообще отдельная тема. По внешнему виду и запаху легко определяется социиальный статус и доход граждан. Одинаково неприятно общество человека, пренебрегающего ежедневным душем, и человека, выливающего на себя флаконы парфюма. Чувство меры и здравый рассудок - вот главные друзья гигиены во веки веков. Аминь!

Я в шоке просто… Много нового для себя открыла. Раньше знала только то, что содержимое ночных горшков из окон выливали и поэтому стояла ужасная вонь на улицах… Но чтобы так (ходить в туалет где попало или мыться раз в жизни) - это жесть… Интересно, и как из всего этого удалось людей отучить?

Замечательная статья! Всю жизнь говорил и буду говорить: русские - самые чистоплотные в мире! Поэтому у нас не было чумы, не было проказы и тому подобных «прелестей»! Поэтому православие лучше католицизма, как бы со мной не спорили насчет равенства религий! Только в нашем ответвлении христианства был завет: «Держи разум свой и тело свое в чистоте!»

Ну вот… Теперь всегда, когда смотрю голливудский фильм про времена средневековья или позже, я всегда думаю, что эти чистые и нагримированные актеры в реальности были грязными и вонючими религиозными фанатиками…

Ну вы сильно не обольщайтесь насчет проказы, чумы и прочих болезней, связанных с нечистотой тела. Откройте учебник истории и прочитайте, как целовали икону Божьей Матери в Москве во время чумы(!), как боролась с людским (русским)невежеством Екатерина II, про графа Орлова в это время, его команду, какие бунты в это время проходили.Это было в 18 веке(!!!) ;-)))) Были эпидемии.Да еще какие!!! Ну та же трахома была «побеждена» только в середине (50-60 гг)ХХ века.

Девчонки! не занимайтесь русофобией! прочитала я указанную статью- вредная. Тем, что там всего понамешано, перепутано. Все, причем достоверные, факты так поданы вне контекста времени, и тем самым извращены. Ну сами посудите. Ибн-Фадлан-секретарь, путешественник, мусульманин с группой таких же мусульман-паломников, мессионеров (архитекторов, ученых) отправляется из Багдада в Поволжье и на Урал в Волжскую Булгарию по приглашению Булгарского правителя распространять ислам. Сейчас это территория называется Татарстан и булгары- это казанские татары. Обратите внимание середина России, см карту РФ. А теперь подумайте: 1- как мусульманин Ибн-Фадлан будет порочить мусульман.Башкиры, о которых отрывок (впрочем, и как булгары) ЯЗЫЧНИКИ (1).2-Ибн-Фадлан пишет и о русских, а правильнее назвать славянах. И описание тех же нечистот, как живут князья, как совокупляются, не сползая с широкого деревянного ложа, со множеством любовниц. И те же умывания из одной бадьи после сморкания первоумывшихся. Короче, та же грязь. Дает описание славян, как высоких красивых людей, но с телом, «обезображенным» татуировкой. А описание обряда похорон вождя славян. Когда все мужчины-родственники покойника входят в шалаш к девице, пожелавшей сопровождать умершего в загробный мир, и «возлежат» (то бишь совокупляются с ней). А потом ее под шум барабанов закалывают ножом. Все это было! Но есть одно НО. Славяне тогда тоже были ЯЗЫЧНИКИ.Это происходит в 10 веке. Намного позже князь Владимир будет крестить Русь. 3- Таких примеров в этой книге, записках путешественника множество о ВСЕХ ПЛЕМЕНАХ И НАРОДАХ, которые встречались на пути. Досталось и огузам. Поверьте-такие непристойности! Я не хочу ни смеяться ни над кем, не опускаться до фразы «сам дурак!». Но будьте мудрее, что ли. Можно собрать МНОЖЕСТВО примеров, отрывков из книг, обо всех… и Европе, и в Азии… и по всему миру, во все времена и века. Русские были не лучше и не хуже тех же итальянцев, немцев, азиатов. Да что говорить об истории. Современность порой шокирует необычностью быта, любимых национальных блюд, предпочтений. Это и называют нынче ТОЛЕРАНТНОСТЬЮ. Терпимостью к другим обычаям, миропониманию, менталитету.Уважением к культуре и Истории других людей, стран. Ну было и было. И кстати, не так уж и давно. И в той же России грязи и нечистот хватало! И болезней хватало! И религиозной тупости и фанатизма тоже хватало. Насчет нечистот и помоев почитайте Достоевского, как того же Раскольникова не однократно чуть не облили то из окна, то под ноги помоями. Этот грязный, пыльный больной Петербург! Северная наша столица, шедевр архитектуры! Воистину-БЛЕСК И НИЩЕТА! всегда рядом. Безобразие, уродство- и высокие духовные идеалы, Прекрасное-Недостижимое Божественное, Эталоны.

Ateismy.net/content/spravochnik/history/grjaznaja_tema.html Извините. что -то видать глюконуло.Глаза зашорило, признаю. ;-))) я по поводу статьи. Внимательно прочитала еще раз. Грешна!!! Вот уж действительно, человек может с «чистыми глазами» ошибаться, то есть видеть то, что он ХОЧЕТ ВИДЕТЬ; слышать то, что он хочет слышать.В данном случае- читать то, что хочет прочитать. а по поводу Средневековья- исторический анекдот: одной Знатной Даме за обедом в замке сказали:«Какие у Вас грязные руки!» На что она с достоинством и хвастовством ответила: «Вы посмотрели бы на мои ноги!». Да и про рыцарей, хохотали в студенчестве, когда читали, как их в доспехах, ходящих под себя по нужде и по малой, и по большой (снимать и одевать -то долго, не один час)слуги окатывали из ведер водой, когда уже и им (слугам), привычным к запахам, было невмоготу от смрада.

Позволю себе привести отрывок из статьи журнала "Вокруг света".

Однако в средневековой Европе вместе с упадком античной культуры забылись и многие санитарно-гигиенические нормы. Канализации и водопровода не было, все нечистоты выбрасывались на улицы. Бани забылись. К примеру, королева Испании Изабелла Кастильская (конец XV века), по её же признанию, за всю жизнь мылась всего два раза - при рождении и в день свадьбы.

Как обстояли дела с гигиеной, легко себе представить, читая роман Патрика Зюскинда (Patrick Süskind) «Парфюмер. История одного убийцы»:

"В городах того времени стояла вонь, почти невообразимая для нас, современных людей. Улицы воняли навозом, задние дворы воняли мочой, лестницы воняли гнилым деревом и крысиным пометом, кухни - тухлой капустой и бараньим салом; непроветренные гостиные воняли слежавшейся пылью, спальни - засаленными простынями, влажными перинами и едкими испарениями ночных горшков. Из каминов несло серой, из дубилен - едкими щелочами, со скотобоен - выпущенной кровью. Люди воняли потом и нестираным платьем; изо рта у них пахло гнилыми зубами, из животов - луковым соком, а из тела, когда они были уже немолоды, начинало пахнуть старым сыром, кислым молоком и злокачественными опухолями". (в переводе Михаила Шифрина)

Подобная ситуация приводила к настоящим эпидемиологическим катастрофам - таким как чума 1347–1353 годов, от которой погибла треть населения Европы. «Чёрная смерть» затронула тогда и некоторые русские города, посещаемые иностранцами, но это ни в какое сравнение не шло с тем, как свирепствовала чума на Западе. Даже самые тяжкие чумные моры - особенно в 1603−м, 1655−м и 1770 годах - не привели к демографическому кризису в стране. Главной причиной этого принято считать бани. Русские люди не знали недостатка в воде, баня стояла при каждом дворе.

«Много ли мог употреблять воды простой люд в городах Европы, где общественные колодцы до появления в XIX веке водопровода были лишь на некоторых площадях (вдобавок из этих колодцев вечно вылавливали трупы кошек и крыс)?» - вопрошает историк и журналист Александр Горянин, автор книги «Мифы о России и дух нации».

Да канализации и водопровода воняли ВСЕ города. Что тут удивительного? Москвичи и их лошади тоже не розами какали. Читаем у Гиляровского:

"Я прошел к Малому театру и, продрогший, промочив ноги и нанюхавшись запаха клоаки...."

"Огромный пожарный двор был завален кучами навоза, выбрасываемого ежедневно из конюшен. Из-под навоза, особенно после дождей, текла ручьями бурая, зловонная жидкость прямо через весь двор под запертые ворота, выходящие в переулок, и сбегала по мостовой к Петровке."

"... повествование врача Попандоподо, рисовавшего ужасы Охотного ряда. Миазмы, бациллы, бактерии, антисанитария, аммиак..."

"Я полюбовался голубым небом, и через минуту, утопая выше колен в грязи и каких-то обломках и переползая уличные отбросы, мы зашагали дальше."

Ответить

Прокомментировать

Гигиенические процедуры, возведенные в культ в античные времена, с распространением в Европе были признаны вредным излишеством. Уход за телом считался грехом, а ванны – губительными для здоровья, поскольку расширяли и очищали поры кожи, что по существовавшим тогда представлениям неминуемо привело бы к тяжелой болезни и даже смерти. Христианские проповедники призывали паству не , ибо духовное очищение приоритетно перед омовением тела, которое отвлекает от мыслей о Боге, а кроме того, так можно было смыть с себя благодать, полученную на . В результате люди могли не знать воды вовсе или не мыться годами, и можно представить себе, запах от них исходил.

Коронованные особы и придворные, простые горожане и сельские жители – никто не заботился о личной гигиене и чистоте тела. Максимум, что они могли себе позволить, – это слегка ополоснуть рот и руки. Королева Испании Изабелла Кастильская гордилась тем, что мылась дважды за : и в день свадьбы. Французского монарха Людовика XIV необходимость мытья просто приводила в ужас, поэтому он также принимал ванну лишь два раза в жизни и исключительно в лечебных целях.

Аристократы все же пытались избавиться от грязи с помощью надушенной тряпочки, а от запахов осыпали лицо и тело ароматической пудрой и носили при себе мешочки с травами, а также обильно поливались духами. Кроме того, состоятельные люди часто меняли белье, которое, как считалось, впитывает грязь и очищает тело. Бедняки же носили грязную одежду, поскольку, как правило, имели лишь один ее комплект и могли постирать, разве что попав под дождь.

Немытые тела привлекали множество насекомых. Однако в средние века вши и блохи были в почете, считались признаками святости и назывались «божественными жемчужинами». В то же время они доставляли массу беспокойств, поэтому были изобретены разного рода блохоловки. Также эту функцию выполняли собачки, горностаи и прочие животные, которых можно увидеть на руках у дам, изображенных на полотнах художников той эпохи.

С волосами дело обстояло печально: если они не выпали в результате широко распространенного в те времена сифилиса, то их, разумеется, не мыли, а щедро посыпали мукой и пудрой. Поэтому в пору моды на грандиозные прически головы придворных дам густо населяли не только вши и блохи, но и тараканы, а иногда находили и мышиные гнезда.

О гигиене полости рта в средние века не было и представления, поэтому к 30 у среднестатистического европейца количество зубов не превышало 6-7 либо не было вообще, а оставшиеся были поражены различными заболеваниями и медленно, но верно гнили.

Естественные потребности в средневековой Европе отправлялись где придется: на парадной лестнице замка, бального зала, с подоконника открытого окна, на балконе, в парке, словом, везде, где застигнет нужда. Позже на стенах домов и замков появились пристройки, которые выполняли функцию туалета, однако их конструкция была такова, что испражнения стекали на улицы и тротуары. В сельской местности для этой цели существовали выгребные ямы.

Когда в обиход вошли ночные горшки, их содержимое стали выливать из окна, при этом закон предписывал трижды предупреждать об этом проходящих мимо людей, но нередко случались казусы, и прохожие получали «неприятности» непосредственно на голову. При наличии камина именно он поглощал отходы жизнедеятельности обитателей дома.

Учитывая подход к гигиене, существовавший в средние века, не стоит и удивляться, что к зрелому возрасту (30-40 лет) европейцы выглядели дряхлыми стариками и старухами с грубой, морщинистой и пораженной гнойниками кожей, редкими седыми волосами и практически беззубой челюстью.