Технология моделирования в образовательном процессе доу. Виды моделирования в дошкольном образовательном учреждении

МДОУ детский сад №47 «Ветерок»

Консультация для воспитателей


Подготовила:

Дронова Н. А.

Консультация

«Метод моделирования в образовательном процессе ДОУ»

1.Моделирование и его суть.

2.Требования, предъявляемые к моделям.

3.Виды моделей.

5.Использование метода моделирования в различных видах детской деятельности.

Моделирование – процесс создания моделей и их использование в целях формирования знаний о свойствах, структуре, отношениях, связях объектов.
Особенность моделирования как метода обучения в том, что оно делает наглядным скрытые от непосредственного восприятия свойства, связи, отношения объектов, которые являются существенными для понимания фактов, явлений, при формировании знаний, приближающихся по содержанию к понятиям.

Доступность метода моделирования для дошкольников показана была психологами (А.В.Запорожцем, Л.А.Венгером, Н.Н.Поддьяковым, Д.Б.Элькониным). Она определяется тем, что в основе моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет может быть замещён в деятельности детей другим предметом, изображением, знаком.
Разработаны модели для формирования природоведческих знаний, развития речи, звукового анализа слов, конструирования, изобразительной деятельности и т.д. (Н.И. Ветрова, Л.Е. Журова, Н.М.Крылова, В.И.Логинова, Л.А.Парамонова, Т.Д. Рихтерман и др.).

Требования, предъявляемые к модели


Чтобы модель как наглядно-практическое средство познания выполняла свою функцию, она должна соответствовать ряду требований:

1. чётко отражать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания, быть по структуре аналогичной изучаемому объекту.
2. быть простой для восприятия и доступной для создания и действий с ней;
3. ярко и отчётливо передавать те свойства и отношения, которые должны быть освоены с её помощью;
4. она должна облегчать познание (М.И.Кондаков, В.П.Мизинцев).

Виды моделей


В дидактике выделены три вида моделей:

1.Предметная модель
-
имеет вид физической конструкции предмета или предметов, закономерно связанных. В этом случае модель аналогична предмету, воспроизводит его главнейшие части, конструктивные особенности, пропорции и соотношения частей в пространстве, взаимосвязь объектов. От игрушки такая модель отличается точностью воспроизведения существенных связей и зависимостей внутри моделируемого объекта или между ними, возможностью обнаружить эти зависимости в деятельности с моделью.

2.Предметно-схематическая модель.
-
Здесь выделенные в объекте познания, существенные компоненты и связи между ними обозначаются при помощи предметов-заместителей и графических знаков. Структура такой модели должна быть подобна главнейшим компонентом изучаемого объекта и тем связям, отношениям, которые становятся предметом познания. Предметно-схематическая модель должна обнаружить эти связи, отчётливо представить их в изолированном, обобщённом виде.

3.Графические модели.
-
Обобщённо передают разные виды отношений (графики, формулы, схемы). Этот вид моделей используется преимущественно в школе.

в образовательный процесс

Методика введения моделей в процесс познания должна учитывать ряд обстоятельств:

1. Модель, обнажая необходимые для познания связи и отношения, упрощает объект, представляет лишь его отдельные стороны, отдельные связи. Следовательно, модель не может быть единственным методом познания: она используется тогда, когда нужно вскрыть для детей, то или иное существенное содержание в объекте. Это означает, что условием введения моделей в процесс познания является предварительное ознакомление детей с самими реальными предметами, явлениями, их внешними особенностями, конкретно представленными связями и опосредованиями в окружающей действительности.

2. Введение модели требует определённого уровня сформированности умственной деятельности: умения анализировать, абстрагировать особенности предметов, явлений; образного мышления, позволяющего замещать объекты; умения устанавливать связи. И хотя все эти умения формируются у детей в процессе использования моделей в познавательной деятельности, для введения их, освоения и самой модели и использования её в целях дальнейшего познания требуется уже достаточно высокий для дошкольника уровень дифференцированного восприятия, образного мышления, связной речи и богатого словаря.

3. Использование модели в целях познания существенных особенностей объектов требует предварительного освоения детьми модели. При этом простые предметные модели осваиваются, детьми достаточно быстро. Более сложные связи требуют более сложных предметно-схематических моделей и особой методики. При этом дети сначала включаются в процесс создания модели, который увязывается с наблюдением и анализом моделируемого явления. Это позволяет ребёнку выделять компоненты анализируемого объекта, осваивать то, что затем будет подлежать анализу их модели. Таким образом, само освоение модели представлено в виде участия детей в создании модели, участия в процессе замещения предметов схематическими образами. Это предварительное освоение модели является условием её использования для раскрытия отражённой в ней связи.

Использование метода «моделирования» в различных видах детской деятельности

1.Моделирование в математическом развитии детей.
а) Логические блоки Дьенеша – набор объёмных геометрических фигур, различающихся по форме, цвету, размеру, толщине.
б) Палочки Кюизинера – комплект счётных палочек разного цвета и разной длины. Палочки одинаковой длины окрашены в один и тот же цвет и обозначают одно и тоже число. Чем больше длина палочки, тем больше значение того числа, которое оно выражает.
в) Метод моделирования в математике часто встречается в виде «цепочек символов». Например, используются сочетания символов при ориентировке на листе бумаги.
г) Так же можно обратиться к опорным схемам при использовании аббревиатур для обозначения месяцев года.

2. Моделирование в разделе « Ознакомление с художественной литературой» и «Развиваем речь детей».
а) Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация (приложение 1)
Мнемодорожки несут обучающую информацию, но в небольшом объёме.
б) Развитию у детей умения моделировать, замещать способствует «зарисовка» загадок (приложение 2)
в) С использованием опорных схем может проходить обучение составлению творческих рассказов, рассказов по сюжетной картине (приложение 3)
г) Так же при использовании схем можно учиться составлять различные предложения.
д) При произношении чистоговорок можно использовать различные символы.

3. Моделирование в экологическом воспитании детей.
а) Наблюдая за животными и растениями, воспитатель с детьми обследует объект, и вычленяют на этой основе признаки и свойства живых организмов. Для построения плана обследования предметов природы, можно использовать карточки-символы.
б) Можно использовать карточки-модели, отражающие признаки, общие для целой
в) Можно выделить функции живых организмов: дышит, двигается, и обозначить их схематическими моделями
г) С помощью картинок-моделей можно обозначать выделенные признаки (цвет, форму, численность частей и др.)
д) Схемы-модели могут обозначать различные среды обитания живых существ (наземную, воздушную и др.).
е) С помощью картинок-моделей можно обозначать условия жизни, потребности живых организмов.

4. Моделирование в изобразительной деятельности.
Моделирование в этом виде деятельности проявляется больше всего в использовании технологических карт. Такие карты показывают последовательность и приёмы работы при лепке коллективной поделки, рисовании коллективного предмета или сюжета. Последовательность работы в них показана с помощью условных обозначений.

5. Моделирование в разделе «Ознакомление с окружающим миром».
Яркий пример моделирования в этом разделе – создание модели в виде лесенки из 5-ти ступеней под названием «структура трудового процесса». В результате освоения этой модели у детей формируется чёткое представление о трудовом процессе, о том, что он «условно» состоит из 5-ти компонентов. Использование схем и карточек – символов уместно в бытовой деятельности, игре.

Использование моделей позволяет раскрывать детям существенные особенности объектов, закономерные связи, формировать системные знания и наглядно-схематическое мышление. Работу по введению символов, опорных схем, мнемотаблицы целесообразно начинать в средней группе. В полном объёме эта работа должна разворачиваться в подготовительной группе.


«Не только интеллектуальное развитие ребёнка, но и формирование его характера, эмоций у личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи» «Не только интеллектуальное развитие ребёнка, но и формирование его характера, эмоций у личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи» Л.С.Выгодский. Л.С.Выгодский.


Пояснительная записка Ежегодная «стартовая диагностика» детей показывает, что даже при среднем уровне знаний, умений, навыков, у детей имеются определенные трудности в развитии внимания, памяти и особенно – речи. Именно эти составляющие имеют особое значение при переходе к школьному обучению. Дошкольное образование – это первая ступень в системе образования, поэтому основная задача педагогов, работающих с дошкольниками – достигнуть высокого уровня развития интегративных качеств ребенка, заложить «прочный фундамент» знаний и умений и навыков, с которыми выпускники ДОУ переступят порог школы и которые помогут им в успешном усвоении школьной программы. Эта задача решается педагогами на протяжении всего дошкольного детства ребенка. На современном этапе развития дошкольного образования идет активный поиск и внедрения в практическую работу с дошкольниками новых методов и приемов обучения, повышающих эффективность воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Одним из таких средств является метод наглядного моделирования. Обучение моделированию целесообразно начинать в дошкольном возрасте, так как по данным Л.С. Выгодского, В.А.Сохина, О.С. Ушаковой дошкольный возраст - период наиболее интенсивного становления и развития личности.




Актуальность использования наглядного моделирования при формировании высших психических функций у детей дошкольного возраста состоит в том, что: во-первых, высшие психические функции формируются в процессе обучения и взаимодействия со взрослыми, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для большинства детей дошкольного возраста характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию, которые легко преодолеваются повышением интереса через использование наглядного моделирования; во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует навык практического использования приемов работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: «Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики»; в-третьих, применяя графическую аналогию, мы активизируем внимание и мышление детей, учим детей видеть главное, систематизировать, анализировать и синтезировать полученные знания.


ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ: ВНИМАНИЕ, ПАМЯТЬ, МЫШЛЕНИЕ, РЕЧЬ ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА: САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ, ОБЩИТЕЛЬНОСТЬ, ТВОРЧЕСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ, ИНИЦИАТИВНОСТЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА: АНАЛИЗ, СИНТЕЗ, СРАВНЕНИЕ И СОПОСТАВЛЕНИЕ КЛАССИФИКАЦИЯ, УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УМЕНИЯ: НАБЛЮДАТЬ, ВИДЕТЬ, СЛУШАТЬ, ДУМАТЬ, ВЛАДЕТЬ СИМВОЛАМИ


Новизна Дошкольники начинают осваивать знаки, которые выражены рисунком. Но главное для ребёнка - это вовсе не овладение внешними формами замещения и моделирования, выступающими в виде условных обозначений, чертежей или схематических рисунков. Суть дела состоит в том, что овладение подобными внешними формами ведёт к способности употреблять заместители и модели «в уме», решать задачи «про себя», то есть во внутреннем плане, что свидетельствует об определенном уровне развития высших психических функций. Иными словами, предлагая детям наглядные схемы, модели, мнемосхемы и т.д., педагог дает ребенку шаблон, используя который ребенок учится элементарному исследованию.




Основные задачи: способствовать формированию связной речи у детей дошкольного возраста, как способа формирования социальных навыков и привычек, необходимых для взаимодействия с окружающими людьми; сформировать навыки в применении простейших форм символизации, условного обозначения объектов при выполнении заданий на составление описательных рассказов, загадок о том или ином объекте, явлении; развивать умения детей с помощью заместителей выделять самые главные события, последовательность изложения; развивать умения детей точно, последовательно, связно и грамматически правильно пересказывать рассказы, сказки, опираясь на модели.


Принципы: принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание работы по внедрению метода моделирования соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики); принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание работы по внедрению метода моделирования соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики); соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности (решение поставленных целей и задач только на необходимом и достаточном материале, максимально приближенному к разумному «минимуму»); соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности (решение поставленных целей и задач только на необходимом и достаточном материале, максимально приближенному к разумному «минимуму»); решение образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования; решение образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования; принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования; принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования; принцип динамичности (от самого простого до сложного) принцип динамичности (от самого простого до сложного)


ЭТАПЫ РАБОТЫ ЭТАПЫ РАБОТЫ Изучение научной литературы, которая характеризует речевое и творческое развитие дошкольников. Реализация модели построения системы педагогической работы по данной теме. Дифференциация в использовании видов игр, посредством которых будет проведена целенаправленная работа с детьми. Анализ предшествующей работы, форм и способов работы с детьми дошкольного возраста. Подготовка развивающей среды с учетом возрастных особенностей детей.


Модель построения педагогического процесса Направления работы с родителями с педагогами -родительские собрания; -практикумы; - консультации; -литературные гостиные; -открытые занятия с участием родителей; - выпуск публикаций - консультации; - семинары-практикумы; - мастер-класс; - открытые просмотры непосредственно образовательной деятельности с детьми с детьми Совместная деятельность Самостоятельная деятельность - непосредственно образовательная деятельность по познавательно-речевому развитию дошкольников (образовательные области «Коммуникация»; «Познание», «Чтение художественной литературы» в интеграции с образовательными областями «Социализация», «Художественное творчество»); - словесно-дидактические игры; - речевые игры; - игровые упражнения со схемами и моделями; -чтение (восприятие) художественной литературы; - составление совместно с детьми схем, мнемотаблиц и т.д. Игры детей с моделями и наглядными схемами, пиктограммами составление детьми схем, мнемотаблиц и т.д.


Виды детской деятельности Коммуникативная Коммуникативная Игровая Игровая Чтение (восприятие) художественной литературы Чтение (восприятие) художественной литературы Познавательно-исследовательская Познавательно-исследовательская Продуктивная Продуктивная


ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА МЛАДШИЙ ВОЗРАСТ З-4 ГОДА использование в речи простых и сложных предложений; договаривание стихов; пересказ текстов с помощью воспитателя СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ 4-5 ЛЕТ пересказ литературных произведений; сочинение рассказов по игрушкам, картинам; составление загадок. СТАРШИЙ ВОЗРАСТ 5-6 ЛЕТ проявление интереса к самостоятельному сочинению; создание разнообразных видов творческих рассказов




Символические изображения предметов (силуэты, контуры, условные обозначения). Предметное моделирование - символические изображения предметов (силуэты, контуры, условные обозначения). Задание: придумать историю, опираясь на модель. Рассказ можно детализировать: дать описание предметов и внешнего вида людей и животных, назвать персонажей.


Использование наглядного моделирования в работе с дошкольниками Рассказ по сюжетной картинке Рассказ по сюжетной картинке В качестве элементов модели выступают соответствующие картинки – фрагменты, силуэтные изображения значимых объектов картины. Схематичные изображения являются также планом рассказов по серии картин. В качестве элементов модели выступают соответствующие картинки – фрагменты, силуэтные изображения значимых объектов картины. Схематичные изображения являются также планом рассказов по серии картин.




Использование наглядного моделирования в работе с дошкольниками ЗАУЧИВАНИЕ СТИХОТВОРЕНИЙ, ПОГОВОРОК, ПОСЛОВИЦ Солнышко Чтоб скорей раскрылись почки У берез и тополей, Чтобы клейкие листочки Появились поскорей, Чтоб сочней была трава, Ярче неба синева, Светит солнышко вокруг – Наш горячий добрый друг


Предметно-схематическое Упражнения по распознаванию в абстрактных фигурах персонажей уже знакомых произведений Игра «Прячем сказочных героев в геометрические фигуры» Задание: какие сказки могут обозначать эти фигуры? (»Три поросенка», «Три медведя», «Репка», «Волк и семеро козлят»)




Использование наглядного моделирования в работе с дошкольниками Пересказ Пересказ Пересказ – самый простой из видов связанного высказывания, предполагает умение выделять основные части услышанного текста, связать их между собой, а затем в соответствии со схемой составлять рассказ. В качестве плана выступает наглядная модель. Сказка «Репка»



МНЕМОСХЕМЫ ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ ОПИСАНИЯ ПРЕДМЕТОВ (овощей, фруктов, ягод) Элементами модели становятся символы – заместители качественных характеристик объекта: принадлежность; величина; форма; цвет; составляющие детали; качество поверхности; материал, из которого изготовлен объект (для неживых предметов); как он используется (польза); за что нравится? (не нравится)








Образовательная деятельность с дошкольниками для развития связной речи с использованием метода моделирования (при работе со сказкой) В работе с детьми 2 младшей группы следует использовать картинно - схематические планы, которые содержат последовательность высказывания. В схеме отображается детальное содержание текста, с помощью которого ребенок учиться составлять описательные рассказы и пересказывать хорошо знакомые сказки. Дети младшего возраста с помощью схем могут рассказать следующие сказки: «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба». Каждый ребенок участвует на занятии, если не рассказывает, то читает схему, проговаривает строки, соотнося их с картинками. В средней группе для дальнейшей работы необходимо: использовать на занятиях упрощенные схемы для описания предметов, описательных рассказов, пересказов сказок: «Зайкина избушка», «Теремок», «Петушок и бобовое зернышко». Наличие зрительного плана делает рассказы детей четкими, связными и последовательными. С детьми старшего возраста с использованием схем можно провести следующие занятия: - рассказывание сказки «Как утенок заблудился»; - пересказ сказок «Маша и медведь», «Три медведя», «Лиса и кувшин»; - придумывание сказки «День рождения зайцы»; - составление рассказа из личного опыта «Как Дед Мороз мне подарок принес»


Ожидаемые результаты (к концу обучения в ДОУ подготовительной к школе группе) У детей сформированы связная речь, социальные навыки и привычки, необходимые для взаимодействия с окружающими людьми; Имеются навыки в применении простейших форм символизации, условного обозначения объектов при выполнении заданий на составление описательных рассказов, загадок о том или ином объекте, явлении; развиты умения детей с помощью заместителей выделять самые главные события, последовательность изложения; развиты умения детей точно, последовательно, связно и грамматически правильно пересказывать рассказы, сказки, опираясь на модели.

Наглядное моделирование – эффективное средство развития интеллектуальных, творческих, мыслительных способностей у детей дошкольного возраста

Тимошкина Юлия Анатольевна, воспитатель МДОУ "Центр развития ребенка- детский сад № 58",г. Саранск, Республика Мордовия.
Описание материала: Материал будет полезен воспитателям ДОУ,занимающихся вопросом развития логического мышления своих воспитанников.
Цель: Создание условий для повышения педагогической грамотности и пополнение методических копилок интересным и полезным материалом.
Задачи:
1.Акцентировать внимание педагогов на актуальность проблемы развития логического мышления у детей дошкольного возраста.
2.Помочь воспитателям определить пути повышения развития интеллектуальных, творческих, мыслительных способностей воспитанников.
Использование наглядного моделирования как средство развития логического мышления остается актуальным. Актуальность заключается в том , что современная жизнь характеризуется быстрыми и глубокими изменениями. В век информатизации и технологизации общества требуются новый уровень мышления. Поэтому задача педагога - помочь каждому ребенку в его развитии.
Эффективность развития мышления ребенка возрастет, если в качестве средств обучения выступает наглядная модель. С помощью наглядного моделирования ребенок учится логически мыслить, рассуждать, делать выводы. Он должен чувствовать себя «созидателем», открывающим что-то «новое» для себя.
В начале дети осваивают модели единичных, конкретных ситуаций. На этом этапе работы ребенок учится создавать и использовать символические, условные обозначения. Использование символических средств позволяет выражать ребенку свое отношение к действительности, обобщать и проявлять свой эмоционально-познавательный опыт. Ребенок рассматривает картинки с изображением деревьев: дуб, береза, ель, сосна - обобщает и называет образованную группу обобщающим словом – деревья.
Большую роль играют условные обозначения в работе с календарем природы, который представляет собой круговую диаграмму со сменой времен года. Сезонные изменения символически обозначаются. Эти символы помогают ребенку вспомнить, усвоить, закрепить, сравнить характерные особенности времен года.


Немало важную роль играют условные обозначения, которыми ребенок пользуется ежедневно, наблюдая за живой и неживой природой.
Символические обозначения используются для определения общих отличительных признаков, свойств при сравнении, классификации, группировки по более узким признакам. Таким образом, рассуждая, сравнивая, доказывая, ребенок приобретает знания в процессе мышления. На этом уровне ребенок подготавливается к наглядному моделированию.

Овладение детьми наглядным моделированием

Под наглядными моделями понимаются такие виды изображения различных предметов, явлений, событий, в которых выделены и представлены в более или менее обобщенном и схематизированном виде.
На этом этапе работы ребенок знакомится с моделями, схемами, которые состоят из условных обозначений и выражают более сложные отношения.
Идет знакомство с кругами Эйлера. Дается круг с условным обозначением, обозначающий родовое понятие и подбираются видовые понятия. Таким образом, развивается умение классифицировать, группировать и обобщать без применения практических действий.


Дети учатся строить модели, имеющие обобщенный характер и отображающие существенные черты многих объектов и ситуаций.
Использование кругов Эйлера широко применяется на разных занятиях. Но чаще всего применяются на занятиях по логическому мышлению.
Действие построения и применения моделей могут отрабатываться у детей в разной последовательности, в зависимости от характера самих моделей и вида отношений, которые в них отображаются. В одних случаях целесообразно знакомить детей с новым для них типом модели, обучая использовать модель, заранее созданную взрослыми. В других случаях, наоборот, овладения построением модели способствует ее освоению и правильности использованию.
Модель, отражающая влияние условий жизни на строение растений, помогает понять ребенку, почему именно данные растения могут обитать в тех или иных условиях, как они приспособлены к ним. Модели экосистем дают представление о неразрывной взаимосвязи всего живого и неживого на Земле. Обычно такие модели сложные по содержанию используются на диагностических занятиях.
Есть модели, которые составляют дети на протяжении нескольких занятий. Овладение построением модели (лестницы) эволюционного развития животных.


Дети выкладывают животных в порядке их возникновения.
Самостоятельное построение детьми различных моделей способствует развитию их творческих способностей, зарождению и реализации собственных замыслов при создании фантастических «живых миров».
В процессе работы над наглядным моделированием разрабатывается особый стиль общения с детьми. Во время бесед следим за логикой ребенка, не навязывая своего мнения.

Моделирование, как средство развития связной речи дошкольников

Консультация для воспитателей ДОУ


Место работы: МКДОУ детский сад "Берёзка" п. Лиственичный
Цель: внедрение в образовательный процесс современных технологий, направленных на развитие связной речи дошкольников.
«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету» К. Д. Ушинский
Связная речь – это развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений.
Основная функция связной речи - коммуникативная. Она осуществляется в двух формах: диалогической и монологической. Каждая форма имеет свои особенности:
- Монолог содержит более полную формулировку информации, высказывание более развернуто.
- В диалоге речь не нуждается в развертывании мысли, может быть неполной, сокращенной, фрагментарной.
(на экране проецируется слайд № 3)
В общении ребенка со сверстниками и взрослыми связная речь занимает особое место, отражая логику мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемую информацию и правильно выражать ее.
В дошкольном возрасте у детей при построении связного высказывания наблюдаются трудности в составлении описательных и повествовательных монологов: нарушение логики, последовательности изложения, смысловые пропуски, использование формальной связи между предложениями, повторение одних и тех же лексических средств.
На сегодняшний день существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи у детей, одной из них является метод наглядного моделирования, разработанный Л. А. Венгером, Д. Б. Элькониным, Н.А. Ветлугиной.
Что же такое моделирование?
(на экране проецируется слайд №4)
«Моделирование» - исследование каких-либо явлений, процессов путём построения и изучения моделей. Моделирование своим объектом имеет модели.
«Модель» - это любой образ (мысленный и условный; изображения, описания, схема, чертёж, график, план) какого-либо процесса или явления (оригинала данной модели), используемый в качестве заместителя.
"Наглядное моделирование" - это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.
Из данных определений следует, что в основе метода моделирования, лежит принцип замещения: реальный предмет ребёнок замещает другим предметом, его изображением, каким – либо условным знаком.
В чем особенность и значение моделирования?
(на экране проецируется слайд №5)
Особенность и значение моделирования заключается в том, что оно за счет использования моделей делает наглядным скрытые от непосредственного восприятия свойства, связи, отношения объектов, которые являются существенными для понимания конкретных фактов, явлений при формировании знаний, приобщающихся по содержанию к понятиям
Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста.
Введение наглядных моделей в образовательный процесс позволяет более целенаправленно развивать импрессивную речь детей, обогащать их активный лексикон, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умение использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказы. При этом используемые наглядные модели - стилизованные изображения реальных предметов, символы для обозначения некоторых частей речи, схемы для обозначения основных признаков отдельных видов описываемых предметов, а также выполняемых действий по отношению к ним с целью обследования, стилизованные обозначения «ключевых слов» основных частей описательного рассказа и т.п. - дают возможность оптимизировать процесс перехода от наглядно-действенного мышления к образному, формировать словесно-логическое мышление. С помощью схем и моделей дошкольники учатся преодолевать различные затруднения, переживаемые при этом положительные эмоции – удивление, радость успеха – придают им уверенность в своих силах.
Метод моделирования эффективен еще и потому, что позволяет педагогу удерживать познавательный интерес дошкольников на протяжении всего занятия. Именно познавательный интерес детей способствует активной мыслительной деятельности, длительной и устойчивой сосредоточенности внимания
А как утверждают психологи, ребёнок учится мыслить, учась говорить, но он также и совершенствует свою речь, учась мыслить.
Итак, актуальность использования метода наглядного моделирования в работе с дошкольниками состоит в том, что:
(на экране проецируется слайд №6)
Во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;
Во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: “Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики”;
В-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.
Сущность метода моделирования.
(на экране проецируется слайд №7)
В ходе использования метода наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации – моделью. Далее наглядная модель высказывания выступает в роли плана, обеспечивающего связность и последовательность рассказов ребенка.
В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера:
(на экране проецируется слайд №8)
Предметные:
геометрические фигуры (на экран проецируется слайд № 9)
символические изображения предметов; (на экран проецируется слайд № 10)


опорные картинки; (на экран проецируется слайд №11)

Предметно-схематичные:
планы и условные обозначения, используемые в них; (на экран проецируются слайды № 12,13)



блок- рамка (на экран проецируется слайд №14)
Требования к модели:
- Чётко отображать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания;
- Быть простой для восприятия и доступной для создания действий с ней;
- Ярко и отчётливо передавать с её помощью те свойства и отношения, которые должны быть освоены;
- Облегчать познание.
Модель как вид наглядности может быть использована во всех возрастных группах
Этапы работы с моделью:
1. Использование готового символа или модели.
2. Составление модели педагога совместно с детьми.
3. Самостоятельное составление моделей.
В процессе обучения связной речи моделирование служит средством планирования высказывания и может быть использовано в работе над всеми видами связного монологического высказывания:
(на экране проецируется слайд № 15)
- пересказ; (на экране проецируется слайд № 16)
- составление рассказов по картине; (на экране проецируется слайд №17)
- описательный рассказ; (на экране проецируется слайд №18)
- творческий рассказ. (на экране проецируется слайд №19)
Закономерности формирования моделирования у дошкольников:
- Моделирование выполняется на знакомом детям материале, с опорой на знания, полученные на занятиях или в обыденной жизни.
- Целесообразно начинать с моделирования единичных конкретных ситуаций, а позднее – с построения моделей, имеющих обобщённый характер.
- Следует начинать с иконических моделей, т. е. сохраняющих известное сходство с моделируемым объектом, постепенно переходя к условно-символическим изображениям отношений.
- Начинать следует с моделирования пространственных отношений, а затем переходить к моделированию временных, логических и т. д.
- Обучение моделированию осуществляется легче, если начинается с применения готовых моделей, а затем их построения.
- Процесс обучения моделированию заканчивается интериоризацией действий, т.е. переводом планирования во внутренний план.

Применение метода наглядного моделирования существенно облегчает процесс овладения детьми навыками связной речи, позволяет успешно преодолевать недостатки в ее развитии.
Так, Постепенно овладевая всеми видами связного высказывания с помощью моделирования, дети учатся планировать свою речь.

Практическая часть.
Моделирование по сказке «Кот, петух и лиса».
1. Чтение сказки.
2. Беседа по сказке:
- Кто жил в домике?
- Что наказывал котик петушку, когда уходил в лес?
- Кто хотел утащить петушка?
- Какую песенку пела лисичка?
- Как петушок звал котика?
- Как котик спас петушка?
3. А теперь давайте поиграем в сказку. Посмотрите сколько у меня фигурок. (рассматривание и называние геометрических фигур) . Пусть квадрат будет избушкой в которой живут кот с петушком. Какая фигурка будет котиком? Почему котик – серый кружок? (Потому что котик такого же цвета – серый). Какая фигурка будет петушком? Почему петушок – это красный треугольник? (Потому что у петушка красный гребешок и красная бородка) . Кем же будет оранжевый треугольник? Почему лисичка – большой оранжевый треугольник? (Потому что лисичка рыжая и по размеру больше,чем петушок и котик).
4. Рассказывание сказки с использованием геометрических фигур
Жили в домике петушок и котик
(в квадрат помещаются круг, треугольник)
Ушел котик из домика на охоту.
(в квадрате остается треугольник, круг убирается)
А лиса тут как тут.
(рядом с квадратом выкладывается оранжевый треугольник)
Схватила лиса петушка и понесла.
(красный треугольник помещается на оранжевый)
Лиса несет петушка, а котик их догоняет.
(рядом с оранжевым треугольником выкладывается серый кружок)
Отнял котик петушка и принес домой.
(красный треугольник перемещаем на серый круг и выкладываем квадрат)
(дети по показу выполняют действия с геометрическими фигурами)
Игра с фигурками может продолжаться, пока сохраняется интерес.
5. Рассказывание сказки с опорой на рамки (слайд 14)

В дошкольном возрасте наглядный материал усваивается легче, чем словесный. Использование моделей развивает память, уточняет знания детей, развивает активность и самостоятельность в усвоении информации об изучаемом. Специалисты по моделированию выделили 3 этапа:

1. Использование готового символа или модели. На этом этапе взрослый демонстрирует готовую модель или символ, дети ее рассматривают и разбирают, а затем воспроизводят информацию с опорой на эту модель.

2. Составление модели педагога совместно с детьми.

3. Самостоятельное составление моделей.

Осуществить это помогает метод моделирования .

Можно использовать различные виды моделирования :

Предметные;

Схематические;

Цветовые;

Графические.

Выбор вида моделирования зависит от возраста детей, уровня обученности, учёта сложности материала.

В детском саду в основном задействован только один вид памяти – вербальный. Опорные схемы – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память.

При этом учитывается основное назначение моделей - облегчить ребенку познание, открыть доступ к скрытым, непосредственно не воспринимаемым свойствам, качествам вещей, их связям. Эти скрытые свойства и связи весьма су­щественны для познаваемого объекта. В результате знания ребенка поднимаются на более высокий уровень обобще­ния, приближаются к понятиям. Необходимо учитывать, что использование моделей воз­можно при условии сформированности у дошкольников умений анализировать, сравнивать, обобщать, абстрагироваться от несущественных признаков при познании предмета. Освоение модели сопряжено с активными познавательными обследовательскими действиями, со способностью к замещению предметов посредством условных знаков, символов.

Знакомство детей младшего дошкольного возраста со схемами-моделями – это подготовительный этап к обучению с помощью этих схем-моделей. Так же оно является и подготовительным этапом использования их в работе с мнемотехникой в более старшем возрасте. Знакомство с моделями развивает у детей память, мышление, внимание, воображение – все то, без чего невозможно формирование личности ребенка.

В младших группах, когда детей только знакомят с символизацией, педагог может предложить им карточки на выбор. Обговорите, обыграйте с малышами эти изображения, чтобы дети убедились сами и убедили нас, какая карточка, что означает. Покажите карточку с изображением круга и спросите: «На что похоже?» Ответы будут разные: мяч, круг, колесо…, солнышко. «А давайте сделаем так, чтобы солнышко светило». Малыши обязательно скажут, что не хватает лучиков. Вот и родился новый символ.

Ребенок начинает пользоваться знаково-символическими средствами, еще не осознавая их.

1 этап – становление замещения;

2 этап - моделирование.

Мы знаем, что в основе моделирования лежит принцип замещения, то есть реальный предмет может быть замещен другим знаком, предметом, изображением. Способность к замещению является основной особенностью человеческого ума.

Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста. Ученые также отмечают, что использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников.

Следовательно, актуальность использования метода наглядного моделирования в работе с дошкольниками состоит в том, что:

во-первых , ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;

во-вторых , использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: “Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики”;

в-третьих , применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

Цель моделирования - обеспечить успешное освоение детьми особенностей объектов природы, окружающем мире, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними. Наиболее разнообразна и продуктивна работа с модельными схемами по развитию связной речи и творческому рассказыванию. Моделирование основано на принципе замещения реальных предметов, предметами, схематично изображенными или знаками.

Любое моделирование начинается с простого замещения предметов, ведущего к использованию символов и знаков. Именно наглядные модели наиболее применимы и для образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста, потому, что ребенку намного легче представить предмет, выявить отношения между предметами, их связями, видя их зрительно, а в последующем принимать участие в их создании.

В качестве символов-заместителей на начальном этапе работы используются геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет, а моделями связного высказывания может быть представлена полоска разноцветных кругов.

В работе с детьми более старшего дошкольного возраста широко используются модели, схемы – модели, коллажи. И практически такая работа не проводится с детьми младшего дошкольного возраста. Срабатывает принцип наглядности, который предполагает демонстрацию ярких, образных, реалистических изображений предметов.

Когда малыши уже хорошо различают на картинках знакомые предметы, находят по просьбе взрослого, называют их, можно переходить и к знакомству с моделями. Тем более что развитие и обучение ребенка не стоит на месте, а продвигается вперед.

Можно использовать два вида моделей:

Первый: замена реального предмета схематическим изображением. Здесь соблюдается принцип: сохранения формы .

Второй: замена реального предмета какой-либо геометрической фигурой - круг, квадрат, треугольник. Здесь соблюдается принцип

Этот тип модели используется при начальном знакомстве с моделью.

Знакомство детей с моделями можно начать с простых, несложных игр, постепенно их усложняя.

1. Игра - «Что это?» Карточка разделена на две части. На одной изображен реальный предмет (например – паровоз, солнце, домик, елка), а рядом схематическое изображение этого предмета. Дети называют предмет, изображенный на карточке, рассматривают его отдельные части: колесо, труба, окно, лучики и т.д. Затем педагог обращает внимание детей на схематическое изображение и сравнивает его с реальным предметом. Так ребенок запоминает, а затем и узнает реальный предмет в схематическом изображении.

2. Теперь можно перейти ко второй игре: «Лото»

Такая же карточка, как и в первой игре. На одной части изображен реальный предмет, другая часть пустая. Перед детьми отдельно лежат карточки со схематичными изображениями предметов. Ребенок должен подобрать модель к реально изображенному предмету.

3. Следующий этап - игра: «Угадай»

Перед ребенком расположены схематические изображения различных предметов (неваляшка, круг, зонтик, ежик, гриб, часы). Малыши должны угадать, что изображено на карточке. Дети успешно справляются с этим заданием.

4. «На что похоже?»

На листе бумаге, картона, в верхней части нарисована схема - модель. К ней дети подбирают уже не по одной картинке, а находят несколько похожих на эту схему изображений предметов. Например, схема-модель: круг. К этой схеме малыши подбирают картинки – мяч, солнышко, воздушный шарик. Аналогично это игра проводится с другими схемами: «вагончик», «человечек». Схема-модель – прямоугольник. Какие картинки подходят к этой схеме? Коробка с карандашами, книга, окно.

5. Еще один способ знакомство детей с моделями.

Эту игру сделать очень просто: вырезается или рисуется картинка, но не вся, а отдельная ее часть.

Например, только кабина машины. К этому изображению дорисовывается схематично недостающая часть. В данном случае – кузов и колеса. Аналогично можно изобразить животных – кошка, собака, медведь, заяц, петух и т.д. Когда дети непосредственно будут работать с моделями, им легче будет ее узнавать.

6. Теперь можно перейти к рассказыванию сказок.

Вначале – с картинками. Затем, с использованием схем-моделей. Педагог рассказывает сказку, например «Колобок», сопровождая свой рассказ выкладыванием на фланелеграфе моделей, вместо иллюстративных картинок. Аналогично проводится рассказывание других сказок, например, «Теремок».

Перед рассказыванием сказки целесообразно провести игры, о которых мы говорили в начале: «Что это?», «Лото».

7. Игры со схемами-моделями можно перенести и в сюжетно-ролевую игру: «У куклы Кати день рождение». Дети помогают накрыть стол для именинницы, используя не настоящие предметы, а карточки – схемы.

Этот тип модели можно использовать на занятиях по математике.

Так, ознакомление детей с понятием «много» и «один». Вначале знакомство берем демонстрационный материал, представляющий изображение реальных предметов. Например, «одна» курочка и «много» цыплят. Детей учим определять, где один предмет, а где много. Затем, для дальнейшего закрепления материала, заменяем изображение реальных предметов на модели, представляющие собой геометрические фигуры – круги. Воспитатель предлагает детям подойти к фланелеграфу, показывает белый кружок и говорит: «Курочка будет у нас белого цвета». Демонстрируя желтый кружок, поясняет: «Желтого цвета будут цыплята». Воспитатель крепит белый кружок на фланелеграф, еще раз напоминает, что «курочка» будет такого белого цвета, и помещает следом за белым кружочком желтый, говоря, что такого цвета «цыплята». Затем детям предлагает найти в коробке еще одного «цыпленка» и поместить его следом за мамой-«курочкой». И так до тех пор, пока все цыплята будут размещены «гуськом» позади «курочки». Затем воспитатель обращает внимание на количество: сколько «курочек»? (одна). А сколько «цыплят» - (много). В ходе такого занятия, преследуется еще одна цель – мы обращает внимание детей на то, что цвет является признаком различных предметов и может служить для их обозначения. Такой же прием можно использовать с другим демонстрационным материалом, заменяя реальное изображение различными геометрическими фигурами.

мнемотаблицы, мнемодорожки.

Начиная с младшей группы, широко применяют мнемотаблицы, мнемодорожки. Но их можно использовать уже и в раннем возрасте.

Так, например, разучивание потешек: «Как у нашего кота», «Улитка, улитка».

Следовательно, актуальность использования наглядного моделирования в работе с детьми состоит в том, что:

1. Для младшего дошкольника характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к образовательной деятельности. Использование наглядного моделирования помогает решить эту проблему;

2. Использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью;

3. Применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания, воспроизводить скрытые свойства объектов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Наглядное моделирование - воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта создание его заместителя и работа с ним.

В дошкольном возрасте наглядный материал усваивается легче, чем словесный. Использование моделей развивает память, уточняет знания детей, развивает активность и самостоятельность в усвоении информации об изучаемом. Специалисты по моделированию выделили 3 этапа:

  1. Использование готового символа или модели. На этом этапе взрослый демонстрирует готовую модель или символ, дети ее рассматривают и разбирают, а затем воспроизводят информацию с опорой на эту модель.
  2. Составление модели педагога совместно с детьми.
  3. Самостоятельное составление моделей.

Осуществить это помогает метод моделирования . Можно использовать различные виды моделирования :

  • предметные;
  • схематические;
  • цветовые;
  • графические.

Выбор вида моделирования зависит от возраста детей, уровня обученности, учёта сложности материала.

В детском саду в основном задействован только один вид памяти – вербальный. Опорные схемы – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память.

При этом учитывается основное назначение моделей - облегчить ребенку познание, открыть доступ к скрытым, непосредственно не воспринимаемым свойствам, качествам вещей, их связям. Эти скрытые свойства и связи весьма существенны для познаваемого объекта. В результате знания ребенка поднимаются на более высокий уровень обобщения, приближаются к понятиям. Необходимо учитывать, что использование моделей возможно при условии сформированности у дошкольников умений анализировать, сравнивать, обобщать, абстрагироваться от несущественных признаков при познании предмета. Освоение модели сопряжено с активными познавательными обследовательскими действиями, со способностью к замещению предметов посредством условных знаков, символов.

Знакомство детей младшего дошкольного возраста со схемами-моделями – это подготовительный этап к обучению с помощью этих схем-моделей. Так же оно является и подготовительным этапом использования их в работе с мнемотехникой в более старшем возрасте. Знакомство с моделями развивает у детей память, мышление, внимание, воображение – все то, без чего невозможно формирование личности ребенка.

В младших группах, когда детей только знакомят с символизацией, педагог может предложить им карточки на выбор. Обговорите, обыграйте с малышами эти изображения, чтобы дети убедились сами и убедили нас, какая карточка, что означает. Покажите карточку с изображением круга и спросите: «На что похоже?» Ответы будут разные: мяч, круг, колесо…, солнышко. «А давайте сделаем так, чтобы солнышко светило». Малыши обязательно скажут, что не хватает лучиков. Вот и родился новый символ.

Развитие знаково – символической деятельности дошкольников включает в себя несколько этапов:

Нулевой период - «Повторение без повторения». Ребенок начинает пользоваться знаково-символическими средствами, еще не осознавая их.

1 этап – становление замещения;

2 этап - моделирование.

Мы знаем, что в основе моделирования лежит принцип замещения, то есть реальный предмет может быть замещен другим знаком, предметом, изображением. Способность к замещению является основной особенностью человеческого ума.

Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста. Ученые также отмечают, что использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников.

Следовательно, актуальность использования метода наглядного моделирования в работе с дошкольниками состоит в том, что:

во-первых , ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;

во-вторых , использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: “Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики”;

в-третьих , применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

Цель моделирования - обеспечить успешное освоение детьми особенностей объектов природы, окружающем мире, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними. Наиболее разнообразна и продуктивна работа с модельными схемами по развитию связной речи и творческому рассказыванию. Моделирование основано на принципе замещения реальных предметов, предметами, схематично изображенными или знаками.

Любое моделирование начинается с простого замещения предметов, ведущего к использованию символов и знаков. Именно наглядные модели наиболее применимы и для образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста, потому, что ребенку намного легче представить предмет, выявить отношения между предметами, их связями, видя их зрительно, а в последующем принимать участие в их создании.

В качестве символов-заместителей на начальном этапе работы используются геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет, а моделями связного высказывания может быть представлена полоска разноцветных кругов.

В работе с детьми более старшего дошкольного возраста широко используются модели, схемы – модели, коллажи. И практически такая работа не проводится с детьми младшего дошкольного возраста. Срабатывает принцип наглядности, который предполагает демонстрацию ярких, образных, реалистических изображений предметов.

Хотя ознакомление с моделями и обучение детей с помощью моделей можно начинать уже с младшего возраста. Когда малыши уже хорошо различают на картинках знакомые предметы, находят по просьбе взрослого, называют их, можно переходить и к знакомству с моделями. Тем более что развитие и обучение ребенка не стоит на месте, а продвигается вперед.

С детьми младшего дошкольного возраста можно использовать два вида моделей:

Первый: замена реального предмета схематическим изображением. Здесь соблюдается принцип: сохранения формы .

Второй: замена реального предмета какой-либо геометрической фигурой - круг, квадрат, треугольник. Здесь соблюдается принцип сохранения цвета или размера.

  1. Замена реального предмета схематическим изображением.

Этот тип модели используется при начальном знакомстве с моделью.

Знакомство детей с моделями можно начать с простых, несложных игр, постепенно их усложняя.

  1. Игра - «Что это?» Карточка разделена на две части. На одной изображен реальный предмет (например – паровоз, солнце, домик, елка), а рядом схематическое изображение этого предмета. Дети называют предмет, изображенный на карточке, рассматривают его отдельные части: колесо, труба, окно, лучики и т.д. Затем педагог обращает внимание детей на схематическое изображение и сравнивает его с реальным предметом. Так ребенок запоминает, а затем и узнает реальный предмет в схематическом изображении.
  1. Теперь можно перейти ко второй игре: «Лото»

Такая же карточка, как и в первой игре. На одной части изображен реальный предмет, другая часть пустая. Перед детьми отдельно лежат карточки со схематичными изображениями предметов. Ребенок должен подобрать модель к реально изображенному предмету.

  1. Следующий этап - игра: «Угадай»

Перед ребенком расположены схематические изображения различных предметов (неваляшка, круг, зонтик, ежик, гриб, часы). Малыши должны угадать, что изображено на карточке. Дети успешно справляются с этим заданием.

  1. «На что похоже?»

На листе бумаге, картона, в верхней части нарисована схема - модель. К ней дети подбирают уже не по одной картинке, а находят несколько похожих на эту схему изображений предметов. Например, схема-модель: круг. К этой схеме малыши подбирают картинки – мяч, солнышко, воздушный шарик. Аналогично это игра проводится с другими схемами: «вагончик», «человечек». Схема-модель – прямоугольник. Какие картинки подходят к этой схеме? Коробка с карандашами, книга, окно.

  1. Еще один способ знакомство детей с моделями.

Эту игру сделать очень просто: вырезается или рисуется картинка, но не вся, а отдельная ее часть.

Например, только кабина машины. К этому изображению дорисовывается схематично недостающая часть. В данном случае – кузов и колеса. Аналогично можно изобразить животных – кошка, собака, медведь, заяц, петух и т.д. Когда дети непосредственно будут работать с моделями, им легче будет ее узнавать.

  1. Теперь можно перейти к рассказыванию сказок.

Вначале – с картинками. Затем, с использованием схем-моделей. Педагог рассказывает сказку, например «Колобок», сопровождая свой рассказ выкладыванием на фланелеграфе моделей, вместо иллюстративных картинок. Аналогично проводится рассказывание других сказок, например, «Теремок».

Перед рассказыванием сказки целесообразно провести игры, о которых мы говорили в начале: «Что это?», «Лото».

  1. Игры со схемами-моделями можно перенести и в сюжетно-ролевую игру: «У куклы Кати день рождение». Дети помогают накрыть стол для именинницы, используя не настоящие предметы, а карточки – схемы.

2. Замена реального предмета какой-либо геометрической фигурой.

Этот тип модели можно использовать на занятиях по математике.

Так, ознакомление детей с понятием «много» и «один». Вначале знакомство берем демонстрационный материал, представляющий изображение реальных предметов. Например, «одна» курочка и «много» цыплят. Детей учим определять, где один предмет, а где много. Затем, для дальнейшего закрепления материала, заменяем изображение реальных предметов на модели, представляющие собой геометрические фигуры – круги. Воспитатель предлагает детям подойти к фланелеграфу, показывает белый кружок и говорит: «Курочка будет у нас белого цвета». Демонстрируя желтый кружок, поясняет: «Желтого цвета будут цыплята». Воспитатель крепит белый кружок на фланелеграф, еще раз напоминает, что «курочка» будет такого белого цвета, и помещает следом за белым кружочком желтый, говоря, что такого цвета «цыплята». Затем детям предлагает найти в коробке еще одного «цыпленка» и поместить его следом за мамой-«курочкой». И так до тех пор, пока все цыплята будут размещены «гуськом» позади «курочки». Затем воспитатель обращает внимание на количество: сколько «курочек»? (одна). А сколько «цыплят» - (много). В ходе такого занятия, преследуется еще одна цель – мы обращает внимание детей на то, что цвет является признаком различных предметов и может служить для их обозначения. Такой же прием можно использовать с другим демонстрационным материалом, заменяя реальное изображение различными геометрическими фигурами.

3. С детьми раннего дошкольного возраста можно использовать

мнемотаблицы, мнемодорожки.

Начиная с младшей группы, широко применяют мнемотаблицы, мнемодорожки. Но их можно использовать уже и в раннем возрасте.

Так, например, разучивание потешек: «Как у нашего кота», «Улитка, улитка».

Следовательно, актуальность использования наглядного моделирования в работе с детьми состоит в том, что:

1. Для младшего дошкольника характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к образовательной деятельности. Использование наглядного моделирования помогает решить эту проблему;

2. Использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью;

3. Применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания, воспроизводить скрытые свойства объектов.