Техника скорочтения теодора рузвельта. «Зачем нам все слова». Тренировка для мозга в примерах

Уже ходили на курсы скорочтения? Читали учебники, но без толку? Расширили угол зрения, но читаете с прежней скоростью? Вам необходимо развить навык быстрого чтения.

Интересные книги читают, гениальные –
перечитывают.
(Автор неизвестен)

Главная суть метода быстрого чтения заключается в подавлении внутреннего проговаривания и попыткой охватить весь текст за меньший промежуток времени.

В последнее время появилось много доступных и простых методик развития навыка скорочтения. Некоторые методики буквально воспринимают слово "читать за меньший промежуток времени", превращая процесс чтения в процесс перелистывания книги.

Читателю, который развивает навык быстрого чтения следует иметь в виду, что некоторые места текста можно читать быстро (пропускать), а некоторые места текста углубленно читать. Искусство скорочитателя как раз и заключается в том, чтобы переключаться из одного режима чтения в другой.

У скорочитателя хорошо работает воображение (читатель как бы предугадывает будущее содержание текста), а так же хорошо налажена связь сознания с подсознанием. Благодаря этой связи, опытный читатель динамически и вовремя переходит с одного вида чтения на другой.

Как развить навык быстрого чтения в домашних условиях

Предположим, что вы уже прочитали несколько книг по теме скорочтения. Вы освоили основные принципы быстрого чтения (работали с таблицами Шульте, пробовали подавить проговаривание во время чтения, освоили алгоритмы быстрого чтения), но не достигли нужной скорости обработки информации.

Возможно, вы за техничиескими приемами забыли самое главное - то, что невозможно добиться техническими приемами, а именно, вы читаете без особой практической цели или читаете на сниженном энергетическом потенциале. Дело в том, что перед чтением необходимо не просто настроится на чтение, но так же и осознать цель чтения.

Тренировка угла зрения для скорочтения

Концентрируй взгляд в центр. Боковым зрением отмечай одинаковые блоки. Цель не в том, чтобы как можно быстрее найти одинаковые блоки, а в том, чтобы сконцентрировав взгляд в центр экрана боковым зрением найти нужную информацию.

Правильно поставленные цели и быстрое чтение:

    Я знаю как пишется процедура в системе программирования. Мне необходимо вспомнить синтаксис.

Чем более корректно поставлена цель чтения, тем более вероятно то, что вы или быстрее отбракуете текст, или найдете в нем нужную толику информации. Лучше всего, скорочтение подходит для чтения текстов, где желаемая информация сосредоточена в одном - двух абзацах.

Некорректно поставленные цели:

Эти цели не конкретизируют степень практического использования текста. Поэтому, развивая скорость чтения вы можете не достичь желаемого результата, и это произойдет по той причине, что вы просто не осознаете цель.

Человеку, развивающему навык скорочтения следует понимать:

Каждый текст требует определенной скорости чтения, а так же своей стратегии обработки информации в соответствии с ранее полученным опытом.

В рамках одного текста, опытный читатель доложен менять скорость чтения с наиболее высокой - просмотровой скорости, до углубленного и внимательного чтения.

Постулаты динамического чтения:

  • Формулируйте вопросы автору текста . Пишите автору письма, делайте заметки, отмечайте мысли на полях книги.
  • Думайте над тем, что прочитали . Записывайте основные мысли текста в записную книжку, а потом возвращайтесь к написанному для того чтобы еще раз продумать прочитанное. Помните, что для крепкого запоминания, полученную информацию следует повторять через определенное количество времени.
  • Если нет применения полученным знаниям - значит, зря тратили время на чтение.
  • Чувствуйте усталость? - Отвлекитесь . Меняйте виды работ. Лучший отдых - переключение на другой вид деятельности. Отдыхать можно так же попеременным чтением двух книг, например, попеременно читать то оду книгу, то другую.
  • Визуализируйте цели перед чтением конкретного текста. Решите что вы планируете сделать с полученной информацией.
  • Подумайте, какой метод чтения текста вы будете использовать для изучения текста: запомнить наизусть, внимательно прочитать, просмотреть, найти какой либо факт, а может быть составить общее представление о прочитанном.
  • Перечитывайте несколько раз важные моменты текста до тех пор, пока они не станут полностью понятными.
  • Несущественную информацию пропускайте мимо глаз
  • Гибко меняйте скорость чтения . Важный текст следует читать медленно, а незначимый текст пробегать глазами.
  • Читайте на пике интереса . Читать неинтересные или непонятные тексты невозможно.
  • Связывайте полученные знания с приобретенными ранее знаниями. Используйте схему: Прочитал - продумал - решил что следует делать в будущем. Продумал - решил как нужно применять на практике полученные знания.

Компьютерные эксперименты на расширение (измерение) угла зрения

Чтение является одним
из основных инструментов жизни,
хорошей жизни.
(Адисон)

  • Онлайн тренинг для расширения угла зрения - вращающиеся цифры
  • Упражнение на расширение угла зрения для тренировки "Быстрого чтения"

Компьютерные эксперименты на восприятие текста

  • Тренинг на освоение навыка Скорочтения - Найди слово в тексте

Чтение и ритм

Другие компьютерные тренинги на освоение навыка скорочтения:

  • Чтение задом на перед (наоборот)

Расширение угла зрения

Тренировка диагонального чтения

В век современных технологий и вечной спешке, не хочется терять ни минутки, ни секунды своего личного времени. Вот взрослые и стараются везде все успеть, и приучают к такому ритму и своих детей. Последним новшеством нашего мира стало скорочтение. Да, это нечто похожее на занятия по технике чтения в младших классах, но и не совсем то. Это другое понятие, помогающее детям и взрослым быстро читать и одновременно воспринимать прочитанное.

Что такое скорочтение

Что же из себя представляет процесс быстрого чтения или скорочтения? В младших классах дети читают еще не очень хорошо, сбивчиво, медленно. Некоторым, конечно, это умение дается легче, и они быстро приспосабливаются, увлекаются и им просто осваивать любую информацию, которую нужно прочесть. Но обыкновенно каждый родитель рано или поздно задумывается над тем, как обучить читать ребенка быстрее, как развить в нем такие способности? И для того, чтобы помочь родителям в этом нелегком деле, сегодня мы обсудим полезные рекомендации, познакомимся с историей этого умения, обсудим его плюсы и минусы в детской жизни и дадим конкретные упражнения и методики скорочтения.

Хорошо и быстро читающие дети обыкновенно имеют развитую память, у них грамотно построенная речь, и они могут понятно и правильно построить пересказ прочитанного. Кстати, пользу от скорочтения выявили и педагоги, проводившие практические исследования в младших и старших классах. Они отметили, что старшеклассникам, умеющим в детстве быстро читать и прочитанное, учеба давалась значительно легче, а успеваемость у них была в разы выше.

Кое-что из истории скорочтения

Самые первые мысли и идеи о том, что технику чтения можно совершенствовать, начали появляться еще в начале прошлого века. Это произошло с развитием нашего мира, с увеличивающимся потоком информации, который человечеству нужно было осваивать и распространять. Первые серьезные разработки и пособия стали появляться как в России, так и за границей. Однако слишком известными и широко применяемыми они не становились.

Все стало стремительно изменяться в середине прошлого столетия. В конце 1945 года Эвелин Вуд, учащаяся на специальность педагога, отправила большую по размеру статью известному профессору Лису. Он в свою очередь очень быстро прислал ответную рецензию. Эвелин очень удивилась, ведь по размеру статья, действительно, была огромной, а здесь такой быстрый и, главное, достойный грамотный ответ. Несомненно, статья был прочитана от и до, и проработана. Удивившаяся девушка стала наблюдать за подобными «быстрыми чтецами», и занятие ее увлекло на несколько лет. За этот период она видела более пятидесяти человек, которые точно также, как и профессор, быстро изучали любой печатный материал, и изумительно быстро отвечали на него. За время своих наблюдений, Эвелин отмечала особенности поведения этих людей, и особенности самой подмеченной тактики, вот лишь некоторые из них:

  • У всех «быстро читающих» глаза по книжной странице двигались вертикально, а не горизонтально. И вниз. А не слева направо, как при обыкновенном чтении;
  • Читаются сразу или несколько слов или даже фраз;
  • Прочитанный текст практические не повторяется. То есть читается один раз.

Навыками скорочтения обладали такие известные люди, как Иосиф Виссарионович Сталин, Александр Сергеевич Пушкин, Наполеон Бонапарт, Джон Кеннеди, Адольф Гитлер, Карл Маркс.

Нужно ли учиться скорочтению и для чего?

В век информационных технологий вся подача и изучение информации очень поменялось. Что и говорить, насколько все стало не просто, если малыши сдают свои первые экзамены уже в первом классе?!

В современном мире не достаточно один раз за всю жизнь отучиться в университете и защитить диплом. Необходимо постоянно обновлять свои знания, если хочешь работать по своей специальности. Для чего еще нужно скорочтение? Как запоминать больше сегодняшним детям, на чьи головы свалилось это безумное количество разнообразной информации?

Вот как раз это умение и поможет решить проблемы восприятия и обработки знаний. Если вы и ваш ребенок освоите умение быстро читать, то вы сможете заметить, насколько легче вам стало разбираться с новыми фактами, техникой, у вас появятся новые увлечения, о которых вы также будете черпать знания в книгах, в Сети… Возможности безграничны!

Для того, чтобы освоить быстрое чтение, нужно как минимум:

  • избавиться от внутренней артикуляции (проговаривании слов)
  • использовать широкий угол зрения (охватывать бОльшую часть страницы)
  • ставить четкую задачу чтения, т.е. понимать и осознавать что и зачем вы читаете

Еще одна причина учиться быстрому чтению – побороть внутреннюю зажатость и стеснительность. Ведь читая и знакомясь все с большим количеством информации, ребенок осваивает больше знаний, он становится более общительным, точнее проще раскрывается для этого общения. У него в голове очень много уже «готовых, освоенных» фраз, которые он может применять по своему желанию в обычной жизни.

Для концентрации внимания и развития мышления невероятно полезно разгадывать . И польза их очевидна не только для детей, но и для взрослых тоже.

Какой бы вы не выбрали метод, какое бы упражнения вам бы ни понравилось – главное в занятиях, это регулярность. Самой желаемой целью и мотивацией для вас должен быть тот факт, что вы и ваш ребенок сможете обрабатывать информацию любого характера за более короткий срок.

И не забывайте хвалить ребенка при любых успехах!

Видео ниже подытожит сказанное выше. Предложенные здесь лайфхаки доступны каждому желающему:

С теплом,

В своих программах отталкиваются от одних и тех же методов (что не удивительно, ведь в школе или до нее нам всем прививают один и тот же метод чтения, который и тормозит процесс). Приведем основные способы, которые помогут увеличить скорость чтения без потери в эффективности. Самое приятное, что научиться скорочтению можно в домашних условиях и абсолютно бесплатно, если быть достаточно усидчивым и уделять много времени и внимания тренировкам.

При этом обучение технике скорочтения можно разделить на две группы: сначала надо избавиться от того, что мешает читать быстрее, а потом учиться наращивать скорость (это достигается в основном практикой). Расмотрим базовые упражнения для развития навыка скорочтения.

Приобретаем нужные для скорочтения навыки и избавляемся от ненужных

1. Одним из основных препятствий на пути к быстрому чтению является субвокализация , т.е. привычка мысленно проговаривать текст про себя . В результате наш мозг, помимо зрительной, вынужден обрабатывать еще и речевую информацию, что существенно уменьшает скорость прочтения материала. Таким образом первым шагом на пути к освоению скорочтения станет прекращение субвокализации.

Если субвокализация сопровождается бубнением вслух или движением губ (артикуляцией ), избавиться от нее можно, зажав между зубами какой-либо предмет или аккуратно прикусив язык. Если же проговаривание происходит на уровне связок (но без выраженного произнесения звуков) и мозга, наилучшим способом подавления субвокализации станут специальные упражнения. Во время чтения человеку предлагается отбивать карандашом или пальцем определенный такт, произносить про себя скороговорки и стишки, напевать, считать до 20 — словом, делать то, что мешает произносить про себя текст. Развить навыки скорочтения поможет даже метроном (его можно купить или скачать в Интернете программу-метроном) и читать под стук механизма, периодически меняя частоту его ритма.

2. Другим «тормозом» в освоении навыка скорочтения выступают так называемые регрессии возвратные движения глаз и перечитывание абзацев и предложений . Подсчитано, что в силу невнимательности или наличия трудных для понимания отрывков текста человек возвращается к прочитанному до 10-11 раз! Устранить проблему можно с помощью картонной закладки или, например, листа бумаги, которыми необходимо закрывать уже усвоенный материал.

3. Еще одной причиной небольшой скорости чтения является плохо развитое периферическое зрение , не позволяющее охватить одним взглядом объемные участки текста. В этом случае рекомендуется обучение вертикальному чтению , при котором, глядя в центр строки, человек будет видеть ее целиком и сможет переходить на следующую строчку как бы по вертикальной линии.

Тренироваться лучше всего на узких текстах (к примеру, газетных колонках) или таблицах Шульге , представляющих собой квадраты из 25 ячеек. В каждую ячейку вразброс вписывают цифры от 1 до 25, а затем с расстояния около 30 см, сосредоточив взгляд на центральной цифре, пытаются отыскать остальные по порядку.

Чтобы не привыкать к одной таблице, стоит нарисовать несколько или вместо цифр использовать буквы алфавита. Если таблица 5х5 станет для вас слишком легкой, количество ячеек всегда можно увеличить.

Увеличиваем скорость

Когда вы успешно избавитесь от привитых с детства тормозов, вы уже будете читать быстрее, чем раньше. Однако нет пределов совершенству, и техника скорочтения — не исключение. Так, чтобы дополнительно повысить количество прочитанных в минуту слов, освойте навык поверхностного чтения ,
направленный на поиск ключевых слов в тексте, развивается конспектированием или угадыванием смысла предложения после прочтения его отдельной части. Немаловажную роль в обучении скорочтению вообще и в этом упражнении в частности играет усидчивость и непрерывность тренировок , что в скором времени позволит обрабатывать большие объемы текста без упущения важных деталей.

Тренируясь, обязательно следите за тем, чтобы вы понимали смысл прочитанного . Если смысл стал от вас ускользать — немного сбавьте скорость, ведь от 100 добросовестно прочитанных, но не понятых страниц практической пользы немного. Кстати, часто многие специалисты рекомендуют сочетать тренировки скорочтения с тренировками памяти. Некоторые упражнения мы приводим в статье, посвященной тому, как

Долгое время я была глубоко увлечена идеей научить Лизу читать, как угодно, хоть так, хоть этак, хоть стоя на голове – лишь бы читала. Но у методики Домана есть ещё один бонус – это скорочтение. Сложилось так, что этот бонус прошёл мимо нас. Лиза начала читать по Доману в возрасте 1 год и 8 месяцев. Но в два с половиной года, после долгого периода отказа от самостоятельного чтения в принципе, Лиза вдруг заинтересовалась чтением по буквам. И с тех пор читает именно так.
И теперь мне пришло время задуматься о развитии именно этого навыка. Ниже я расскажу про упражнения, которые мне пока что удалось найти и адаптировать под наш возраст, а также буду писать небольшие заметки про методику Домана (потому что изучение вопроса скорочтения позволило мне по-новому взглянуть на некоторые аспекты домановского чтения)

Итак, для начала я постаралась разобраться с самим термином скорочтение, дабы убедиться, что мои сугуболичные представления соответствуют действительности. И тут меня ждал сюрприз:

Скорочтение (или быстро чтение) - это способность быстрого восприятия текстовой информации при использовании специальных методов чтения. Быстрое чтение значительно превышает по скорости обычное чтение 3-4 раза. (Википедия).

Во-первых, мне в глаза бросилась фраза «при использовании специальных методов чтения». То есть получается, что весь «фокус» не в том, чтобы активизировать какие-то особые области мозга (правое полушарие, например, часто вспоминают), научиться не проговаривать про себя текст, фотографировать взглядом всю страницу и что-то таком духе, как мне это представлялось, а в том чтобы знать и уметь качественно применять определенные приемы.

Как оказалось, для успешного овладения скорочтением необходимо развивать 5 навыков:
1. Навык концентрации
2. Навык подавления артикуляции (проговаривания текста)
3. Зрительный навык
4. Навык управления информацией (выделение самого главного в тексте)
5. Навык запоминания больших объемов информации

Проблема, как обычно, заключается в том, что предлагаемые различными источниками упражнения ориентированы на взрослых и/или детей старшего школьного возраста. Но кое-что удается применять, что-то адаптировать, что-то заменять и придумывать своё.

1. Навык концентрации необходим для того, чтобы при чтении не приходилось вновь и вновь возвращаться к уже прочитанному, дабы понять смысл текста. Я думаю все с этим сталкивались, читаешь книгу, а мыслями в другом месте. И один и тот же абзац приходится читать вновь и вновь. Это ужасно раздражает и отнимает кучу времени. Управление навыком концентрации позволяет этого избежать.

Если речь идёт о дошкольниках, то, я думаю, с уверенностью можно сказать, что развитию этого навыка способствуют любые логические задачки из тетрадок, например, во всем известных «Игралочке» Петерсон или «Тестах» Земцовой. Для себя из всех этих заданий я отобрала следующие:
- найди отличия
- продолжи узор
- выложи по образцу (в том числе усложненный вариант, когда образец дается для запоминания на короткое время, а затем закрывается)
- исправь ошибки
- найди недостающий элемент
- найди лишний элемент
- сделай поровну
- найди пару
- найди элемент соответствующий определенным признакам
и т.д. и т.п.

Умению концентрироваться также помогает способность не реагировать на внешние раздражители , такие как шум, музыка, повышенное внимание чужих людей. Соответственно, если ребенок привык работать в полной тишине, то нужно понемногу создавать для него шумовую завесу. Я полагаю, что телевизор, про который почему-то думается в первую очередь – это слишком сильный отвлекающий фактор, а вот классическая или детская музыка пока малыш рисует –вполне подходит. Я пока что не рискую отвлекать Лизавету непосредственно во время выполнения сложных логических задач, но стараюсь, вести непринуждённую беседу на отвлеченные темы пока она, например, вырезает что-то ножницами или клеит наклейки (не рисует художественный шедевр, а занимается чем-то приятным, но не существенно значимым). И при этом стараюсь контролировать тот момент, чтобы она не прерывала своё дело на разговор, а делала параллельно. Первое время ей давалось с трудом. Она останавливала своё занятие каждый раз, когда хотела мне что-то сказать. Но буквально за две недели нерегулярной практики она очень продвинулась в этом вопросе.

Также один из популярных советов, который мне удалось найти – это мотивация . Например, если предстоит читать к экзамену нудный учебник, то советуют представить, как сильно родители будут рады хорошей отметке. Но я думаю, что с подобной мотивацией маленьких детей нужно быть крайне осторожным, дабы не сформировать привычку читать только для достижения какой-то цели. Все же в таком возрасте самостоятельное чтение должны быть исключительно для удовольствия, а не для похвалы взрослого.

Ремарка по Доману . В теории методики Домана (по моему уразумению) концентрация обеспечивается быстрым показом (перелистыванием), частым обновлением комплектов и т.д. и т.п. что написано в методичке. Но по факту концентрация достигается интересом: когда малышу интересно – он смотрит (концентрируется), когда скучно – не смотрит (не концентрируется). Поэтому я всё же думаю, что для успеха необходимо всеми возможными способами добиваться внимания малыша при показах.

2. Навык подавления артикуляции .

Артикуляция помогает придать прочитанным словам звуковое оформление. Она позволяет нам совершенствовать нашу речь, понимать, как слова звучат. Очень важна при чтении поэзии и художественной литературы. Но артикуляция сильно замедляет чтение, и в меньшей степени помогает быстро понять смысл прочитанного, выделить из текста нужную информацию.

Полностью избавляться от артикуляции не нужно, важно просто уметь подавлять ее в нужное вам время для ускорения чтения.

Вы, скорее всего, тоже иногда читаете с минимальной артикуляцией. Вспомните, к примеру, когда вы читали интересную книгу с захватывающим сюжетом. Вы читали текст и одновременно представляли себе происходящее, строили в своем воображении картины, как будто вы смотрели фильм собственного производства. Если ваше внимание на определенном этапе чтения книги было занято именно созданием образов, игрой воображения, то в этот момент, скорее всего, вы читали быстрее, чем обычно.
(по материалам сайта 4brain.ru)

Контролировать артикуляцию у другого человека, я думаю, крайне сложно. Ещё сложнее делать это с ребёнком, который ещё только учится читать. Но в приведённом выше абзаце улавливается одна мысль – артикуляция отсутствует тогда, когда «читаешь образами». Из этого, я думаю, можно сделать вывод о том, что во-первых, как бы странно не звучало, для быстрого самостоятельного чтения ребёнку необходимо, чтобы ему активно читали взрослые. А во-вторых, читать то, что будет действительно интересно и увлекательно.

Упражнение для подавления артикуляции, которое можно использовать с детьми - это читать под тихую спокойную музыку .

Ремарка по Доману . Доман в этом вопросе «рулит», потому что методика предполагает чтение про себя, а не в слух, то есть изначально не способствует артикуляции. Однако мы, родители, очень жаждем чтения вслух, то есть с той самой артикуляцией.
Если кто-то занимается по методике с целью развития речи, то, возможно, стоит обратить отдельное внимание на артикуляцию ребёнка в повседневной речи, ибо методикой Домана она (артикуляция) напрямую развиваться не будет.

3. Зрительный навык .

В скорочтении важно умение видеть весь лист целиком или хотя бы большим куском текста, и читать его не построчно сверху вниз, а по диагонали .

Для развития «широкого поля чтения» специалисты используют специальные таблицы Шульте . Суть этой таблицы состоит в том, что в ней в особом порядке расположены цифры. Задача тренирующегося – за определенный промежуток времени найти все цифры подряд (например, от 1 до 9). Таблицы должны быть составлены таким образом, чтобы минимизировать движение глазами по горизонтали и вертикали. Глаз в этом упражнении должен максимально двигаться по диагонали.

Скачать таблицы разного уровня сложности, в том числе и детские можно, например, вот . Обычно, эти таблицы выполняются под секундомер, в течении двух-трех минут.

Мы с Лизой дома не занимаемся по этим таблицам, так как это одно из обязательных упражнений на занятиях в нашем «развивающем центре». Наша преподавательница сама составляла эти таблицы, у неё они выглядят несколько иным образом – каждая следующая таблица содержит на одно число больше чем предыдущая. Таким образом она отслеживает прогресс ребёнка: «На прошлом занятии Лиза успела дойти только до таблицы с цифрой 11, а на этом до цифры 13».

Зато, пока я искала информацию про методику Шульте, мне удалось найти замечательный детский тренинг «Успешный Я», который основан на этой методике. Задания составлены с соблюдением всех правил, но не содержат этих скучных таблиц. В конце этой страницы вы можете бесплатно ознакомиться и скачать 24 урока. Не люблю делать вот такую рекламу, но я действительно в восторге от содержания этих тренингов, так как они совмещают в себе и задания на концентрацию внимания (логические задачки) и упражнения для развития зрения.

Ещё одно упражнение состоит в том, чтобы минимизировать чтение построчно . Вот как его описывают на сайте 4brain.ru:

Для того чтобы научиться читать тексты вертикальным движением глаз (сверху вниз или чтение по диагонали), начните с простого. Попробуйте читать газеты и журналы с узкими колонками текста «сверху вниз», не используя движение глаз «слева направо».

Относительно Лизы скажу, что так как я уже давно не клею и не печатаю для неё никакие словосочетания и предложения, а для чтения мы используем в основном готовые печатные продукты, то чтение «столбиком» мы практически не практикуем. Можно сказать, что в этом моменте у нас глубокий пропуск. Сейчас я делаю небольшой акцент именно на столбиках. Если кому-то интересно, то прямо сейчас мы тренируем чтение по Букварю Бахтиной.

Также для развития зрительного навыка крайне важны самые простые и всем известные упражнения для глазок :
- смотреть в даль, а затем на объект вблизи – и наоборот;
- зажмуривать (напрягать) глазки и расслаблять;
- смотреть вниз, вверх, влево, вправо и по кругу;
- часто моргать в течении нескольких секунд
и аналогичные.

Ремарка относительно Домана . Я думаю, всем понятно, что занятия по комплектам ЧсП , БсП и книжная разминка уже содержат в себе элемент развития периферийного зрения, если напрямую следовать методике.
Однако какое-то время назад на форуме было очень популярно водить пальцем по строчкам книг при чтении. Вроде как даже есть такая методика обучения чтению (не помню точно название), суть которой заключается в том, что с ребенком читают тексты, написанные крупным шрифтом и водят пальцем под прочитываемым словом. Программы чтения на английском языке, такие как Your baby can read и Little reader также содержат «бегающий» указатель под словом. Разумеется, я тоже водила пальцем в книжной разминке, например, или в обычных книгах с крупным шрифтом. Однако я думаю, стоит иметь ввиду, что этот приём в определенной степени «убивает» скорочтение.

4. Навык управления информацией .

Чтобы читать быстро, но при этом не терять эффективность, необходимо выделять, вылавливать из текста самую суть. Для этого предлагается научиться структурировать информацию: визуализировать ее, составлять конспекты, строить блок-схемы и mind-карты.

Разумеется, абсурдно составлять конспект с маленьким ребёнком. Однако, я полагаю, что обсуждение текста после прочтения или даже пересказ ребёнком текста (хотя лично я против пересказов) –в определённой степени может быть приравнен к конспекту.

Также есть одно очень интересное упражнение, позволяющее научиться находить необходимую информацию в тексте , которое вполне можно выполнять с детьми.

Его выполнения необходимо взять слово, словосочетание или предложение - в зависимости от способностей ребёнка, и закрыть в словах первую и посленюю буквы (или несколько букв в длинных словах), а затем попытаться угадать значение этих слов. Выглядеть это будет примерно вот так

Взрослым предлагается закрывать страницу текста с двух концов, так, чтобы некоторое количество слов на странице было «не читаемым».

Ремарка по Доману. А теперь самое интересное. Ещё раз взгляните предыдущее упражнение, а теперь поднимите руки все, кто жаловался:
- «Читает невнимательно, смотрит на слово, но не вчитывается, а пытается угадать».
- «Вместо «самокат» прочитал «самолёт»
- «Называет по первым буквам»
Нам всем представляется, что это проблема, не развитость навыка, недоработка. Но задумайтесь, может это и есть то самое упражнение? Может быть именно этот элемент «невнимательности» нужен для развития скорочтения?

5. Навык запоминания больших объемов информации

Развитие памяти при скорочтении по сути является необходимым навыком, так как если вы читаете быстро и не способны запоминать информацию, этот процесс не имеет смысла.

Как известно, выделяют два типа памяти: кратковременную и долговременную. В зависимости от цели – запомнить на долго или на короткий отрезок времени – используют разные приёмы.

Считается, что кратковременному запоминанию способствует :
- концентрация и умение абстрагироваться от посторонних раздражителей;
- визуализация прочитанного (то есть вы стараетесь запомнить не текст, а зрительный образ, ассоциированный с текстом);
- эмоциональность по отношению к прочитанному. Эмоции человек запоминает лучше, чем факты. Некоторые яркие эмоции самого раннего детства человек помнит всю жизнь.
(Попробуйте вспомнить чему вас учили в первом классе? А во втором? А яркие «вспышки» из детства есть, наверное, у каждого)

Обратите ещё раз на это внимание все, кто в принципе чему-либо учит детей – запоминаются прежде всего эмоции, а уже потом факты. Лучше всего запоминаются факты ассоциированные с эмоцией.

Долговременное запоминание работает несколько по-иному.

Проведенные учеными исследования показывают, что долговременное запоминание текста происходит путем не столько его осмысления и визуализации, сколько при помощи многократного повторения. Причем важнее всего не количество повторений (пересказов или сеансов воспоминаний) прочитанного, а правильные интервалы между ними.

По мнению современных специалистов, существуют 2 популярных режима рационального повторения изученного материала.

1. Если есть два дня на то, чтобы запомнить прочитанное, лучше повторять материал следующим образом:

второе повторение - через 20 минут после первого повторения;
третье повторение - через 8 часов после второго;
четвёртое повторение - через 24 часа после третьего.
2. Если ваше время не ограничено, и вы хотите запомнить информацию на очень долгое время, то оптимальными считаются следующие сеансы повторения информации:
первое повторение - сразу по окончании чтения;
второе повторение - через 20-30 минут после первого повторения;
третье повторение - через 1 день после второго;
четвёртое повторение - через 2-3 недели после третьего;
пятое повторение - через 2-3 месяца после четвёртого повторения.

Одним из эффективных способов запоминания является мнемотехника . У мнемотехники есть много разных приемов, которые дифференциируются в зависимости от ситуации: необходимо запомнить число, имя человека, слово иностранного языка и т.д. и т.п. Мы с Лизой на сегодняшний день опробовали двумя способами один приём мнемотехники, который называется ассоциации.

Первый вариант – классический. Нам необходимо было выучить текст песни.

Разбиваем лист бумаги на сектора (ячейки, клеточки) по количеству строк в стихотворении. В каждой клеточке рисуем картинки, знаки или условные обозначения в соответствии с содержанием строчки. Затем – очень важно – не глядя на текст пытаемся рассказать стихотворение с опорой на рисунки. В тех местах, где возникают сложности – рисунки исправляем, дорисовываем и т.п.
(Почему проверить себя и дорисовать очень важно? Потому что сколько я не пыталась разобраться с мнемотехникой, у меня не получалось, пока один человек не подсказал мне этот приём. И вот тогда, когда действительно у меня один раз получилось, я поняла насколько этот метод гениальный!)

Итак, строчки нашей песни:

Листья золотые падают, летят.
Листья золотые устилают сад…

Заметно, что я рисую картинку на каждое слово песни. Мне так проще, хотя со временем необходимо стремиться к тому, чтобы количество образов было минимальным.

Второй вариант – адаптированный для детей. Эту игру я подсмотрела на Лизиных занятиях в центре.
На листе бумаге располагаем картинки или фигурки, какие-то небольшие предметы. Дальше два варианта. Наиболее простой и подходит для самых маленьких – условно зарисовать эти предметы: затем закрыть первоисточник и попытаться назвать с опорой на картинки что было на столе. Второй вариант – попросить ребёнка запомнить, закрыть первоисточник, затем зарисовать и проверить себя.

Если ребенок не в состоянии нарисовать сам, за него вполне это может сделать мама, пусть только сам называет образы. На фото видно, что букву М, обозначающую большого медведя Лиза собралась рисовать реально большую, и мне пришлось вмешаться

Также очень известный мнемотехнический приём запоминания, который ещё не был нами опробован, потому что случай удобный не подвернулся – рифмовки .

Например:
Каждый охотник желает знать, где сидит фазан – цвета радуги.
Иван родил девчонку, велел тащить пелёнку – падежи русского языка.

Если знаете ещё какие-то максимально детские – пишите, пожалуйста, в комментариях.

И последний приём мнемотехники, про который я хотела бы рассказать, называется буквенный код . К сожалению, единственный пример, который мне пока что удалось выцепить из своей памяти не самый педагогичный:

Д – дураков
У – у нас
Н – нет
Я - ?

Просьба та же: кто-что помнит – напишите!

Ремарка по Доману . Когда обсуждается методика Домана, очень часто всплывает вопрос – запоминают дети или прочитывают? Он сказал, потому что узнал и вспомнил, или потому что прочитал? А также все мы страдаем от необходимости готовить большие объемы новой информации: книг, предложений, презентаций –потому что после одного-двух раз ребёнок выучивает наизусть. Если проанализировать методику со стороны быстрого чтения, то получается не принципиально прочитал или запомнил, потому что и то, и другое – равно нужные и важные процессы.

Вот и всё, что я готова рассказать на сегодня. В заключение хочу указать на источники своих размышлений, вдруг кому будет интересно с ними ознакомиться. Всего их три:

Сайт 4brain.ru
- книга Олега Андреева «Техника быстрого чтения»
- общение с Лизиной преподавательницей, опыт уроков и материалы Школы скорочтения и управления информацией по методикам Л.Л. Васильевой http://sunchild.ru/

P.S. Лиза снова смотрит комплект ЧсП , за компанию с Мироном. И она уже делает очень большие успехи. Но всё же я пока не буду торопиться с выводами

Дата записи: 07.11.2013 00:07

Комментарии

Прочитала. Отлично разложено по полочкам. Но наверное, дети не-домановцы сначала должны научится хоть сколько-то читать и не путаться в буквах прежде чем начинать все это. Я права?
Я сама владею скорочтением, читаю именно по диагонали, но меня никто не учил, работа научила, у меня громадные объемы информации, если я не буду их очень быстро читать, я просто загнусь.
И могу сказать, что все что написано выше - все эти приемы, они все на мне работают

Жень, конечно, ты все правильно поняла, это упражнения для читающих деток. Не думаю, что принципиально по буквам, по слогам или целыми словами, но читать уже надо уметь.

Цитата:

Я сама владею скорочтением, читаю именно по диагонали, но меня никто не учил, работа научила

Я, как оказалось, тоже. Но у меня этот навык развит слабенько. Я многое умею делать, о чем в книжках прочитала, но не так, чтоб доведено до автоматизма. И по диагонали я не умею читать, я все равно двигаюсь глазами сверху вниз примерно по середине страницы, а всё, что с боков захватываю боковым зрением.

«Самое бюджетное путешествие - уехать в книгу». Надея Ясминска

Самое актуальное про нас в Инстаграме - a_verx

о том, что скорочтению нужно учиться - знала давно. Меня методика Домана тоже этим привлекла, сразу двух зайцев ловишь и чтение и плюс ко всему скорочтение.
С другой стороны, хорошо Лиза согласна на такие игры уже сейчас, в раннем возрасте, глядя на Федосея, дай Бог к семи годам хоть созреет, а то и того дольше)
А еще поняла, что если не вышел в скорочтение до трех - это не конец света, и этому всегда можно научиться.

Настя, спасибо большое за столь объемную информацию, невероятно нужную, в одном посте. Интересно было почитать)

Неважно, читаете ли вы учебник на семинаре по философии или утреннюю газету, чтение может показаться вам утомительным. Освойте технику быстрого чтения, чтобы выполнить эту задачу намного быстрее. Скорочтение ухудшит понимание материала, но при должной практике вы сможете частично преодолеть этот дефект.

Шаги

Часть 1

Научитесь читать быстрее

    Перестаньте произносить слова про себя. Почти каждый читатель мысленно проговаривает текст (субвокализация) или отвлекается на то, чтобы повторить слово. Это помогает читателю запомнить термины, но также тормозит скорость чтения. Вот несколько способов свести эту привычку к минимуму:

    Закрывайте уже прочитанные слова. При чтении ваши глаза зачастую возвращаются к уже прочитанным словам. В основном, это краткосрочные движения, которые никак не улучшают понимание. Используйте закладку, чтобы закрывать слова после их прочтения, отучая себя от этой привычки.

    • Эти «обратные скачки» также происходят, когда вам не удается понять материал. Если ваши глаза прыгают на несколько слов или строк назад, это признак того, что вам стоит замедлиться.
  1. Перейдем к движению глаз. Во время чтения ваши глаза двигаются рывками, останавливаясь на одних словах и пропуская другие. Чтение происходит только, когда ваши глаза останавливаются. Если вы сократите количество движений на строку текста, вы научитесь читать гораздо быстрее. Но будьте осторожны – были проведены исследования, которые обнаружили предел того, что читатель способен увидеть за раз:

    • Вы можете прочитать восемь букв справа от позиции ваших глаз, но лишь четыре слева. Это примерно два-три слова одновременно.
    • Вы замечаете буквы на расстоянии в 9-15 интервалов вправо, но не способны их прочитать.
    • Рядовые читатели не могут прочитать слова на других строчках. Научиться пропускать строки и все равно понимать материал чрезвычайно сложно.
  2. Уменьшите количество движений, которые совершают ваши глаза. Обычно ваш мозг решает, куда передвинуть глаза в зависимости от того, насколько длинным или знакомым является следующее слово. Вы сможете читать быстрее, если вместо этого научите свои глаза переходить к конкретным местам на странице. Попробуйте следующее упражнение:

    • Возьмите закладку и положите ее над строчкой текста.
    • Нарисуйте знак «X» на закладке над первым словом.
    • Нарисуйте еще один X на той же линии. Поместите его на три слова дальше для хорошего понимания, на пять слов для простых текстов и на семь слов, чтобы просмотреть ключевые моменты.
    • Продолжите рисовать знаки «X» с тем же интервалом, пока не дойдете до конца строки.
    • Постарайтесь как можно скорее прочитать строчку, опуская закладку вниз и концентрируясь лишь на тексте под каждым знаком «X».
  3. Читайте быстрее, чем успеваете понять текст. Многие программы построены на принципе наращивания скорости чтения с помощью рефлексов, чтобы мозг постепенно научился подстраиваться под новый темп. Данный метод не был тщательно изучен. Ваша скорость перемещения по тексту, несомненно, увеличится, но вы почти ничего или вообще ничего не поймете. Попробуйте этот метод, если вы стремитесь достичь максимальной скорости чтения, и надейтесь, что несколько дней тренировки помогут вам лучше понять материал. Вот как это сделать:

    • Следуйте за текстом карандашом. Придумайте словосочетание, на произнесение которого в спокойном темпе у вас уйдет ровно одна строчка текста.
    • Попробуйте две минуты почитать со скоростью движения карандаша. Даже если вы ничего не поймете, сконцентрируйтесь на тексте и не останавливайте глаза на протяжении полных двух минут.
    • Отдохните минуту, а затем ускорьтесь. Теперь попробуйте читать на протяжении трех минут, но теперь карандаш должен пересечь две строчки, пока вы будете проговаривать словосочетание.
  4. Используйте программы для скорочтения. Если вышеописанные методы не помогли вам добиться цели, попробуйте быстрое последовательное визуальное предъявление. Согласно этой методике, телефонное приложение или компьютерная программа показывает текст по одному слову за раз. Это позволяет выбрать любую скорость чтения. Но не поднимайте скорость слишком высоко, иначе вы не сможете запомнить большую часть слов. Этот метод полезен, чтобы быстро просмотреть новости, но не во время учебы или чтения в свое удовольствие.

    Часть 2

    Быстрый просмотр текста
    1. Знайте, когда быстрый просмотр оправдан. Этот способ чтения может использоваться для общего ознакомления с текстом без глубокого его понимания. Вы можете быстро просматривать газету, чтобы найти интересную статью или определить ключевые моменты, просматривая учебник перед контрольной работой. Быстрый просмотр не заменяет полноценного чтения.

      Читайте названия и заголовки разделов. Читайте только названия глав и всех подзаголовков в начале больших разделов. Читайте названия всех новостных статей или содержание в журнале.

      Прочитайте начало и конец раздела. Все параграфы в учебниках обычно содержат введение и выводы. Что касается других видов текста, прочитайте первый и последний абзац главы или статьи.

      • Читайте быстрее, если вы знакомы с темой, но не пытайтесь перегнать самого себя. Вы сэкономите себе время, пролистывая лишний текст, но важно все-таки понять смысл прочтенного.
    2. Обведите важные слова в тексте. Если хотите узнать больше, то вместо обычного чтения быстренько пройдитесь по тексту глазами. Теперь, когда вы вникли в суть раздела, вы сможете выделить ключевые слова и отметить важные области. Остановитесь и выделите следующие слова: