Навыки ребенка в 10 месяцев. Вашему ребенку десять месяцев: что он уже умеет и что он должен уметь в этом возрасте

Как утверждают специалисты, перечень того, что должен уметь ребенок в 10 месяцев, довольно внушителен. Помимо заметного прогресса в физическом плане становятся очевидны изменения в поведении малыша. На первом году жизни дети впитывают в себя информацию, как губки, поэтому количество их навыков и знаний неуклонно растет. Педиатры рекомендуют отслеживать поведение новорожденных (лучше всего завести журнал), это позволит установить, не происходит ли каких-то задержек в физическом или умственном развитии.

Физические показатели десятимесячного малыша

К десятому месяцу жизни рост ребенка постепенно замедляется, если сравнивать с более ранними этапами. Вес набирается уже не так активно. Средние показатели находятся в области 9,5 кг веса и 76 см роста. Данные могут несущественно отличаться от указанных, все дети развиваются индивидуально. Существует один момент, на который необходимо обратить внимание, – малыш должен расти по определенному графику. Если данные менялись резкими скачками, а потом стояли на месте, это может говорить о каких-то скрытых внутренних патологиях. В этом случае необходимо незамедлительно обратиться к врачу.

Еще один важный показатель нормального физического развития – полноценный и здоровый сон. Теперь по ночам малыш спит почти не просыпаясь, до 12 часов подряд. Обязателен дневной сон, минимум два раза по два часа. Без полноценного отдыха новорожденный не будет равномерно расти и правильно набирать вес. Если придерживаться указанного графика до полутора лет, это позволит укрепить природный иммунитет организма, повысит его сопротивляемость инфекциям.


Моторные навыки и принципы общения новорожденного в 10 месяцев

Десятимесячный возраст – важный период для становления моторных навыков малыша. Любые отклонения могут стать показателем неправильного развития, недостатка определенных витаминов или питательных веществ, недостаточного развития мускулатуры.

В 10 месяцев ребенок должен выполнять следующие действия.

  1. Уверенно ползать на руках и коленях, не уставая при этом и не капризничая.
  2. Сидеть с упором на ручки или с небольшой помощью взрослых.
  3. Вставать из положения сидя – как с опорой, так и самостоятельно.
  4. Ходить, опираясь на предметы, и даже подниматься и опускаться по невысокой лестнице.
  5. Пользоваться ложкой, чашкой и поильником.
  6. Нормально реагировать на использование горшка. Процедура не должна доставлять ему эмоциональных или физических неудобств.

Помимо этого новорожденный уже адекватно реагирует на просьбы и указания родителей, выполняет простые действия без предварительной демонстрации взрослых. Он может повторять жесты, увиденные всего один раз не менее недели назад.

Играет ребенок уже самостоятельно, он постоянно проявляет интерес к окружающему миру, изучает новые вещи. Благодаря развитию памяти малыш запоминает расположение важных объектов, мебели, места хранения игрушек, может отличать свою одежду.

Благодаря развитию социальных навыков десятимесячные дети начинают общаться с окружающими. Запоминая увиденные жесты, малыши уже начинают сами применять их по назначению.

Речь становится более внятной. Теперь кроха может использовать целые слова, хоть и смазанные и не всегда понятные. Рекомендуется поощрять такие попытки, это позволит ускорить развитие речевых навыков. Если малыш проявляет интерес к телевизору, смотреть он может только детские программы, в противном случае его будет невозможно отучить от некоторых услышанных слов.


Варианты проявления эмоций у малыша и восприятие окружающего мира

Самым интересным, по мнению родителей, становится проявление ребенком адекватных эмоций, соответствующих создавшимся ситуациям. Обоснованные капризы в ответ на отобранную игрушку, проявление страха при внезапном шуме, улыбка при виде родных и близких – все это указывает на то, что ребенок правильно оценивает окружающую обстановку.

В 10 месяцев карапуз пытается вести себя как «большой». Овладев движениями рук и пальцев, он точно повторяет увиденные жесты (отучить его от них практически невозможно). Восторгу малыша не будет предела, если ему позволят посмотреть телевизор или «поговорить» с кем-то по телефону.

Нельзя ругать детей в этот период за сломанные игрушки. Они не ломают, а изучают вещи, пытаясь понять, как они работают. Даже в таком нежном возрасте малыши начинают использовать законы физики. Они прекрасно знают, за что нужно потянуть, чтобы чашка упала со стола, какой длины нужно взять палку, чтобы достать далекий предмет.

Если суммировать все перечисленное, то навыки десятимесячного ребенка должны сводиться к следующему:

  • внимание к звукам и особенно речи окружающих, попытка подражания услышанному;
  • адекватная реакция на настроение окружающих и происходящие вокруг события;
  • проявление эмоций, соответствующих ситуации;
  • интерес к мелким предметам, попытки разобраться в строении крупных и сложных конструкций;
  • высокое развитие моторных навыков, которое позволяет ребенку ползать, сидеть, ходить и стоять с поддержкой, пользоваться бытовыми предметами;
  • жевание мелкой пищи, спокойный отказ от груди;
  • спокойная реакция на попытки усадить его на горшок;
  • активный интерес к другим детям.

Помимо указанных навыков отдельные дети могут удивлять индивидуальными достижениями. Все, что перечислено, относится к обязательной программе того, что должны уметь десятимесячные дети. Если же заниматься с новорожденным индивидуально и целенаправленно, то можно добиться поразительных результатов.


Действия родителей, если ребенок развивается в замедленном темпе

Если родителям кажется, что их малыш развивается с небольшим отставанием от сверстников или его навыки не соответствуют заявленным данным, не стоит поддаваться панике. Прежде всего необходимо проконсультироваться с педиатром. Врач проведет необходимые тесты, оценит данные малыша исходя из его индивидуальных особенностей и точно скажет, есть ли повод для волнений.

Зачастую недоношенным детям требуется чуть больше времени на освоение окружающей среды и набор всех перечисленных умений. Если хочется приблизить этот момент, нужно просто дополнительно заниматься с ребенком. Сегодня разработано немало развивающих игр, которые не только принесут пользу, но и доставят новорожденному огромное удовольствие.

Еще один важный момент – с детьми необходимо разговаривать. И это не должен быть поток бессмысленных слов. Лучший вариант – комментирование своих и его действий. Одевая ребенка можно перечислять все используемые вещи, нужно описывать их цвет, форму и назначение. Если во время прогулки описывать окружающую природу и события, это не уйдет бесследно, малыш все запомнит и однажды удивит всех своими знаниями.

Если же врач поставил неутешительный диагноз, необходимо незамедлительно обращаться в детские центры, повышающие социализацию детей. Слегка замедленное развитие можно исправить, если вовремя на это отреагировать и принять соответствующие меры. Основа успеха – регулярность занятий, не стоит надеяться на специалистов, нужно заниматься с ребенком и самостоятельно.

Главное – помнить, что успехи малыша, в первую очередь, зависят от внимания к нему родителей, достаточного количества специализированных игрушек. Если ребенок развивается самостоятельно и не получает достаточного ухода, не стоит удивляться некоторому отставанию в освоении им базовых навыков.

В вашей жизни произошло очередное знаменательное событие – малышу исполнилось 10 месяцев! К этому времени многие дети умеют сидеть, быстро ползают, делают первые неуверенные шаги и безостановочно болтают на «детском» языке.

Но не стоит волноваться, если кроха пока не овладел этими навыками. Каждый десятимесячный малыш – уникальная личность с собственным характером и темпераментом. Потребности и интересы вашего ребенка могут значительно отличаться от потребностей и интересов других малышей: когда одни дети усиленно осваивают новые пространства, другие предпочитают сидеть в кроватке, сосредоточенно изучая книжные страницы или собирая конструктор.

Не заставляйте ребенка заниматься тем, что ему не интересно: если нет врожденных патологий или родовых травм, скоро он догонит в развитии своих более подвижных сверстников.

Физическое развитие

Тело десятимесячного ребенка развивается гораздо медленнее, чем раньше: за месяц он набирает всего 300–450 г веса и 1–1,5 см роста. Теперь его вес составляет 8,5–10 кг, а рост – 71–74 см.

Навыки и умения

Десятимесячный малыш хорошо контролирует собственное тело: его движения становятся все более точными и скоординированными. Вот почему новые умения и навыки осваиваются очень быстро, и к концу 10 месяца ребенок радует родителей множеством новых достижений:

  • может сесть из положения лежа или стоя и сидеть продолжительное время, спину при этом держит ровно, не заваливается в сторону;
  • держась за поручни или решетку манежа, уверенно ходит по кругу, пританцовывает, приседает, подпрыгивает;
  • без помощи или опоры поднимается на ножки, делает несколько неуверенных шагов по направлению к заинтересовавшему его объекту (обычно в роли такого объекта выступает любимая игрушка или мама);
  • быстро ползает в разные стороны на четвереньках (а многие малыши, чтобы передвигаться быстрее, отрывают от пола колени и локти, опираясь только на ладони и пальцы ног);
  • координирует движения обеих рук: может взять предмет двумя ладонями, переложить его из одной руки в другую (если дать ему по игрушке в каждую руку, он начнет соединять их, ставить одну на другую);
  • умеет спускаться и подниматься: на четвереньках легко преодолевает небольшую лестницу, свободно взбирается на диван, подтягиваясь на руках, а затем спускается ножками вниз.

Основной способ развития новых умений – подражание. Малыш с удовольствием копирует все движения родителей: вот почему нередко можно увидеть младенца, который сосредоточенно нажимает кнопки пульта или телефона, рассматривает газету, кормит плюшевого зайца с ложечки или укачивает тряпичную куклу. Чем больше интересных действий вы покажете ребенку, тем обширнее будет «репертуар» его игр.

Способы развития физических навыков

  1. Поскольку многие действия ребенка носят подражательный характер, показывайте ему максимальное количество примеров: вместе играйте в мячик, машинки или куклы, укладывайте спать игрушечных зверьков, кормите и мойте их. И не удивляйтесь, если малыш, успешно освоив кормление куклы, не сможет повторить то же действие с игрушечным зайкой: ребенок пока не умеет переносить полученные знания на другие предметы.
  2. Водите ребенка гулять. Поскольку теперь он может передвигаться самостоятельно, от коляски можно отказаться. Пусть малыш поползает по дорожкам и газонам, посидит в песочнице, понаблюдает за играми сверстников и примет в них участие.
  3. Продолжайте занятия с мелкими предметами. Дайте ребенку пару коробочек и горсть разноцветных бусин: пусть он складывает их в коробочку, пересыпает из одной емкости в другую, сортирует по цвету и размеру или выкладывает из них фигурки.
  4. Купите малышу детский совочек, лопатку или грабельки, ведерко и формочки. Отведите его в песочницу и покажите, как насыпать песок в ведро с помощью совка или как делать куличики с помощью формочек. При этом желательно, чтобы ребенок действовал обеими руками: это не только улучшит координацию действий, но и будет способствовать развитию интеллекта малыша.
  5. Научите карапуза танцевать. Покажите ему несколько простых движений: пусть он топнет ножкой, хлопнет в ладоши, наклонится, кивнет головой. Сначала выполняйте эти упражнения перед зеркалом, самостоятельно двигая ручки и ножки ребенка. Когда он поймет, что от него требуется, сможет выполнять движения без вашей помощи. Такое упражнение поможет улучшить координацию.
  6. Малыш любит разбрасывать игрушки? Превратите это в игру! Поставьте перед ним коробку: пусть он пытается забросить в нее разные предметы. Перемещая коробку то вправо, то влево, вы научите ребенка одинаково хорошо пользоваться обеими руками.

Психическое развитие

Навыки и умения

Карапуз становится все более общительным и открытым, с удовольствием проводит время со сверстниками и взрослыми людьми. К 10 месяцу достижения ребенка таковы:

  • подражает действиям взрослых, пытается копировать их жесты, движения, речь;
  • демонстрирует хорошее чувство юмора: услышав шутку, обращенную к нему, принимается хохотать, а иногда специально издает забавные звуки, чтобы посмешить окружающих;
  • обзаводится любимым занятием: одни дети с увлечением строят «замки» из кубиков, другие – рисуют, третьи – пританцовывают под музыку, а четвертые проводят время за коллективными играми;
  • показывает привязанность к определенным вещам: у него уже есть собственное мнение о том, какой игрушкой сейчас играть или какую майку надеть на прогулку;
  • демонстрирует талант исследователя: открывает баночки и пакетики, чтобы познакомиться с содержимым, ломает игрушки, чтобы узнать их устройство;
  • проявляет интерес к мелким вещицам (деталям конструктора, небольшим кубикам, горошинкам), от больших игрушек отказывается;
  • осознает расположение предметов в пространстве, может оценить расстояние до какого-либо объекта (если выясняется, что игрушка находится слишком далеко, чтобы достать ее руками, малыш попробует дотянуться до нее другим предметом).

У десятимесячного ребенка возникает острая потребность в одобрении со стороны взрослых. Многие действия он совершает, только чтобы услышать ласковые слова «молодец», «умница». Желание заслужить похвалу – нормальное для ребенка явление, которое свидетельствует о том, что малыш признает авторитет родителей.

Способы развития психики

  1. Интересной игрушкой для десятимесячного малыша станет телефон. Дайте ребенку трубку: пусть он услышит папин или бабушкин голос. После «разговора» он долго будет изучать телефон, чтобы понять, почему голос есть, а человека, которому голос принадлежит, нет. Эти занятия помогут малышу освоить некоторые особенности причинно-следственных связей.
  2. Наверняка у вашего ребенка неожиданно появилось желание все ломать и разбирать на кусочки. Не препятствуйте ему! Малыш начинает понимать, что каждый предмет состоит из отдельных деталей, и ему интересно узнать его устройство и принцип действия. Такие занятия совершенствуют конкретно-образное мышление и закладывают основы логического и абстрактного мышления.
  3. Самое время приступить к развитию творческих способностей. Купите крохе краски, мелки или пластилин и займитесь с ним рисованием! Пусть он водит кисточкой по листу ватмана или увлечено приклеивает кусочки разноцветного пластилина к картону. Занятия творчеством совершенствуют мелкую моторику и способствуют развитию мышления.

Речевое развитие

Умения и навыки

Ребенок с удовольствием болтает, поэтому приходит в восторг, когда окружающие вступают с ним в диалог. Однако понять его словечки способны далеко не все: с «детским» языком ребенка, как правило, знакомы лишь близкие родственники.

Карапуз демонстрирует новые речевые умения:

  • напевает песенки, при этом хорошо попадает в мелодию, но слова пока не произносит;
  • внимательно слушает речь взрослых и пытается подражать их разговору;
  • произносит новые слова, среди которых «дай-дай», «на» и еще около 6–8 слов;
  • много разговаривает на собственном «детском» языке и очень огорчается, когда окружающие его не понимают;
  • осваивает разнообразные приемы интонирования речи: меняет громкость и тембр голоса, темп речи.

Не огорчайтесь, когда ребенок коверкает и искажает слова: артикуляционный аппарат малыша еще недостаточно развит, чтобы правильно произносить сложные звукосочетания. Рано или поздно вы начнете понимать, что пытается сказать вам ваш кроха. А нормальную речь он освоит только к 1,5–2,5 годам.

Способы развития речи

  1. Возьмите карапуза на руки или посадите к себе на колени, поцелуйте или погладьте его, поулыбайтесь. После этого начните петь песенки. Малыши хорошо чувствуют мелодию и даже запоминают отдельные слова, поэтому у родителей, которые ежедневно в течение часа поют песни своему крохе, дети начинают говорить гораздо раньше сверстников.
  2. Любое совместное занятие сопровождайте разговорами. Если ребенок хочет поболтать, поддерживайте диалог; если кроха молчит – просто комментируйте все, что происходит в данный момент. Говорите медленно, негромким голосом, четко проговаривая слова; используйте короткие предложения, состоящие преимущественно из существительных и глаголов (изредка вводите в свою речь прилагательные, обозначающие цвет, размер, форму предметов).
  3. Расскажите ребенку о строении его тела. Посадите малыша перед зеркалом и, называя часть тела, дотрагивайтесь до нее. Потом попросите ребенка показывать называемые части тела самостоятельно.

Социальные навыки

Десятимесячный малыш живо интересуется окружающими людьми. Он по-прежнему осторожен с незнакомцами, однако любопытство побеждает страх, и ребенок пытается завязать общение. Гораздо менее настороженно он относится к сверстникам: проявляет интерес к совместным прогулкам и играм, с любопытством разглядывает других малышей.

Ребенка в этом возрасте уже можно оставлять с няней. Он не нуждается в ежеминутном общении с матерью, поэтому без страха примет нового человека.

У большинства детей режим сна и бодрствования не изменяется: они по-прежнему спят по 10 часов ночью и дважды по 1,5–2 часа в дневное время. Некоторые малыши отказываются от одного дневного сна.

Обратите внимание на качество детского сна. Если малыш спит спокойно и просыпается бодрым и отдохнувшим, волноваться не о чем. Но если сон ребенка прерывист, а пробуждение сопровождается капризами и плохим настроением, нужно обратиться к невропатологу. Именно в этот период обнаруживаются скрытые нервные расстройства.

Кормление

Десятимесячный ребенок уже может употреблять «взрослую» пищу: супы, фрукты, овощи, молочные продукты, мясо, соки и печенье. Поэтому многие родители прекращают готовить для младенца отдельную еду и прививают ему пищевые привычки, характерные для всей семьи.

Однако нужно помнить, что существуют продукты, которые еще долго время будут под запретом: колбасы, сосиски, острые приправы, газированные напитки, какао, кофе, жареные блюда, фаст-фуд. Пища должна быть сбалансированной, богатой витаминами и минералами.

В 10 месяцев ребенка уже можно отучать от груди, поэтому общий объем материнского молока в этот период должен составлять всего 400 мл в день (можно распределить этот объем на 2–3 кормления, одно из которых должно приходиться на утро). Иногда вечернюю порцию грудного молока можно заменять кефиром.

Десятимесячный малыш осваивает множество новых умений. И важнейшим механизмом его развития в этот период становится подражание. Поэтому чем больше времени родители проводят со своим крохой, показывая ему примеры новых действий, тем более гармонично и многосторонне развивается карапуз.

Развитие ребенка в 10 месяцев зависит от многих факторов, но главную роль в его жизни играют родители. Они должны знать, как правильно за ним ухаживать.

10 месяцев – прекрасный возраст для малыша.

Он активно развивается, не устает изучать окружающий его мир, почти ежедневно обзаводится новыми знаниями и умениями.

Развитие ребенка 10 месяцев зависит от многих факторов, но главную роль в его жизни играют родители, а значит, они должны знать, как правильно ухаживать за своим сокровищем и как обучать его чему-то новому, не переутомляя ребенка при этом.

Воспитывать ребенка (особенно, если речь идет о первенце) невероятно сложно и без посторонней помощи обойтись практически невозможно.

Но как быть, если приходиться полагаться лишь на собственные силы?

Искать информацию, которая поможет вам правильно ухаживать за малышом и способствовать его развитию.

Физиологическое развитие ребенка в 10 месяцев

До 9 месяцев вы наблюдали, как ваш малыш стремительно набирал вес, вытягивался в росте, как увеличивались размеры его грудной клетки и головы.

Начиная с 10 месяцев, параметры ребенка меняются не так явно, хотя он и продолжает расти:

Да, ежемесячные изменения тела ребенка (рост и вес) стали не столь заметными, зато своим телом малыш начинает управлять гораздо лучше.

Его координация движений, ориентация в пространстве все больше напоминает взрослого.

Еще одна особенность физиологического развития ребенка в 10 месяцев – рост зубов.

Многие детки такого возраста могут похвастаться наличием уже 6 зубиков, что влияет на систему их питания.

Психологическое развитие ребенка 10 месяцев


У большинства детей именно в 10 месяцев впервые появляется осознанная связь между моторикой и мышлением.

Интеллект малыша будет развиваться гораздо лучше, если он будет совершать как можно больше скоординированных действий своими руками и телом.

Родители должны помогать ему в этом.

Проследите за тем, какой рукой ребенок совершает больше действий, так вы поймете левшой или правшой станет ваш малыш.

10 месяцев нелегкий период для родителей, потому что энергия малыша и его желание осваивать этот мир выплескивает через край и к концу дня мамы и папы могут просто валиться с ног от усталости.

Эмоциональное развитие ребенка в 10 месяцев тоже не замирает на месте.

Малыш прекрасно понимает настроение окружающих, анализируя интонацию, с которой они обращаются к нему.

На ваше недовольство или плохое настроение он может ответить плачем, тогда как на похвалу или шутку расплывется в улыбке.

Родители могут прививать дитятке новые эмоции, например, умение сочувствовать и жалеть.

Если ребенок случайно (или намеренно) стукнул вас по голове, то покажите, что вам больно, и попросите пожалеть вас, погладив по ушибленному месту.

Развитие ребенка в 10 месяцев: что умеет малыш?

Если физиологическое развитие десятимесячных малышей замедляется, то в освоении новых знаний, умений и навыков им просто нет равных.

Они постоянно учатся и получают новый опыт путем проб и ошибок.

Не препятствуйте им, просто постарайтесь, чтобы самообразование малыша было максимально безопасным.

О том, что развитие десятимесячного малыша происходит нормально, свидетельствуют такие его умения:

    Вот почему некоторые дети начинают улыбаться или призывно лепетать, заслышав голос мамы из другой комнаты.

  1. Понимают, что им говорят взрослые, их просьбы, укоры, некоторые шутки и прочее, поэтому будьте внимательны к тому, что говорите в присутствии ребенка.
  2. Предпочитает мелкие предметы крупным, потому что их малыш может с легкостью удержать в руках, бросить на пол, а затем снова поднять.
  3. С удовольствием играют некоторыми игрушками (машинками, мячиками, кубиками, пирамидками, лопатками в песочнице), правда, пока быстро отвлекаются на что-то другое.
  4. Интересуются другими детками (нужно приучать малыша общаться со сверстниками), но по-прежнему насторожено относятся к незнакомым взрослым.
  5. Активно ползают удобным для себя способом (на четвереньках, на животе).
  6. Самостоятельно стоят и сидят.
  7. Легко встают при помощи опоры, а то – и без нее.
  8. Некоторые дети уже в 10 месяцев, другие – только совершают первые шаги.
  9. Не просто неосознанно лепечут, а пытаются с вами разговаривать, петь песенки.

Питание, сон и забота – фундамент нормального развития ребенка 10 месяцев


Чтобы малыш рос крепеньким и здоровеньким, нужно бережно заботиться о нем, обеспечивать его хорошим питанием и полноценным сном, прислушиваться к его желаниям, обучать тому, что можно делать, а чего – нельзя, и беззаветно любить свое чадо.

Многие дети в 10 месяцев уже оставляют материнскую грудь, не противьтесь этому и переводите ребенка на взрослую пищу (в разумных пределах, конечно).

Давайте ему:

  • творог, кефир и другие молочные продукты;
  • каши;
  • картофельное пюре;
  • вареный желток яйца;
  • рыбу и мясо;
  • овощные и фруктовые соки и пюре;
  • фрукты (следите, чтобы не спровоцировать появление аллергии);
  • сухое печенье, хлеб.

У малыша достаточно зубиков, чтобы самостоятельно пережевывать пищу, поэтому, измельчая приготовленное блюдо, оставляйте небольшие кусочки, чтобы зубам ребенка была работа.

Поскольку большинство малышей к этому времени уже обзаводятся 4–6 зубами и привыкают к неприятным ощущениям, которые сопровождают их появление, то режим ночного сна десятимесячных детей постепенно налаживается.

Ребенок может спокойно спать 9–12 часов на протяжении всей ночи и позволять маме тоже хорошо отдохнуть.

Дневной сон десятимесячных крошек тоже меняется.

Многие дети переходят на систему разового дневного сна.

Если ваш ребенок спит лишь один раз на протяжении 1–2 часов в течение дня, то постарайтесь уложить его вечером пораньше.

Если же днем малыш засыпает дважды, то постарайтесь, чтобы промежуток между его послеобеденным пробуждением и вечерним укладыванием составлял не менее 4 часов, иначе вам будет довольно трудно приспать дитя.

О чем еще стоит знать родителям о развитии десятимесячного ребенка?

Об этом в видеоролике:

Развитие ребенка в 10 месяцев: игры и обучение

Малыш охотно учиться чему-то новому, поэтому не следует упускать шанса, научить его:

  • брать на прогулку любимые игрушки;
  • накрывать на стол;
  • убирать в коробку упавшую игрушку;
  • выбирать одежду, в которой он хочет идти гулять и прочему.

Не забывайте хвалить ребенка, чтобы он делал все еще охотнее.

Как же играть с малышом?

    Строить из кубиков пирамидки, домики и другие сооружения.

    Не сердитесь, если ребенок разрушает еще недостроенный объект, просто в силу возраста ломать ему нравится гораздо больше, чем строить.

  1. Учить играть на музыкальных инструментах: барабане, ксилофоне, бубне.
  2. Читать вместе книжки и разглядывать картинки.
  3. Собирать пирамидки из колец разного размера.
  4. Катать по полу машинки или тянуть их за веревочку.
  5. Копать в песке ямки или лепить куличики из мокрого песка.
  6. Мять пластилин и делать из него простейшие фигурки.
  7. Устраивать ролевые игры с любимой игрушкой: кормить ее, одевать, укладывать спать и т.д.

А у вас есть детки? Расскажите, что вы знаете о развитии ребенка в 10 месяцев .

Полезная статья? Не пропустите новые!
Введите e-mail и получайте новые статьи на почту

Десятимесячные детки продолжают расти и вытягиваться, они жадно впитывают информацию о каждом незнакомом для себя предмете, быстро учатся и поражают родителей всё новыми навыками. В их поведении и отдельных поступках всё сильнее проступает осмысленность и самостоятельность, а характер начинает приобретать индивидуальные личностные черты. Чтобы поддерживать здоровье малыша и его стремление к познавательной деятельности, родителям не помешает иметь представление, что должен уметь ребёнок в 10 месяцев.

В 10 месяцев малыш прибавляет около 450 г в весе, подрастая от 1 до 1,5 сантиметра. На половину сантиметра увеличивается его головка и грудная клетка. Небольшой набор веса при общем стремительном развитии – это результат увеличения двигательной функции ребёнка.

Для данного возраста также характерно появления боковых резцов, и у карапуза уже может быть от 4 до 6 молочных зубов.

Некоторые проблемы могут возникать у крохи из-за несформированного иммунитета. Мамино молоко, которое до этого момента поддерживало его организм, уже не обладает такими ценными свойствами, поэтому родителям следует беречь детей от внешних неблагоприятных факторов и поражения инфекциями.

В целом, у детей значительно улучшается моторика ручек, координация, они становятся сильнее и выносливее, дольше могут оставаться в бодром состоянии.

Что должен уметь ребёнок в 10 месяцев

Успехи ребёнка в этом возрасте весьма значительны, ведь его навыки разительно отличаются от тех умений, которыми он обладал в полгода. Прежде всего, всем своим поведением он показывает, насколько самостоятелен, и может демонстрировать свою ловкость, поднимая игрушки не только ручками, но и пальцами.

Основные достижения малыша, которыми так гордятся его родители:

  • умение уверенно стоять и делать первые шаги;
  • подпрыгивание на месте с «приземлением» на обе ножки;
  • использование одного предмета, чтобы с помощью него достать игрушку;
  • ребёнок может долго сидеть с прямой спинкой во время игры, держа в обеих руках по игрушке;
  • малыш одной рукой способен удерживать сразу два небольших предмета;
  • может самостоятельно залезть на возвышение и слезть с него;
  • ползание кроха освоил идеально, и может передвигаться таким способом настолько быстро, что его трудно догнать;
  • повторяет за взрослыми слова, подражает их поведению;
  • бурно реагирует на встречу и расставание с близкими людьми.

По причине того, младенцы 10 месяцев более уверенно управляют своими пальчиками, они уже могут держать карандаш и фломастер и пытаются рисовать и писать, повторяя за действиями отца и матери. Малыши становятся более общительными, они проявляют интерес к своим сверстникам, с радостью общаются со старшими членами семьи – дедушкой и бабушкой.

Десятилетние дети очень хорошо понимают, что от них требуют взрослые, и хотя они прекрасно знают значение слова «нельзя», находят другие способы манипуляции взрослыми, используя немой протест или истерику.

Развитие девочек и мальчиков в этом возрасте несколько отличается. Отвечая на вопрос, что надо уметь в 10 месяцев девочке, можно подчеркнуть особую эмоциональность малышек, которые, проявляя свою нежную привязанность, гораздо чаще, чем мальчики, просятся на руки к матери, любят обниматься и ласкаться. К навыкам, которые они осваивают раньше, относится использование ложки, устная речь, освоение опорожнения в горшок. Они больше любят игры, которые требуют усидчивости – сборку элементов конструктора, пазлы и мозаики, неравнодушны к игрушкам со звуковыми эффектами и к музыке, в целом.

Свои особенности развития имеет и мальчик, уметь в 10 месяцев он может то же, что и девочка, но ходить он начинает первым и нередко отказывается от помощи взрослых, доказывая, что может всё делать сам. В результате такого упрямства некоторые навыки осваиваются мальчишками позднее.

Развивающие игры и занятия для детей в 10 месяцев

Развитие ребёнка в 10 месяцев предусматривает самые разные направления. Для укрепления мышц и связок, более скоординированных движений в первой половине дня необходимо несколько часов посвящать активным играм – пусть малыш катает мяч, машинку или коляску, если ему нравится танцевать, делать это лучше под весёлую и ритмичную музыку. Во время прогулок карапуз уже может играть в песочнице с совочком и формочками.

Неплохо потренировать малыша подниматься на ступеньки, сделав ему небольшое возвышение или научить его безопасно спускаться с дивана или кресла.

Специальная зарядка должна проводиться ежедневно, в комплекс упражнений входят:

  • приседания;
  • прыжки;
  • повороты тела в стороны;
  • вращательные движения руками;
  • висы на домашнем турнике с помощью папы или мамы.

По прежнему ребёнку необходим массаж, который осуществляется после физических упражнений. Делают его очень осторожно, стараясь не оказывать сильного давления на нежную детскую кожу. Основные движения – это мягкое поглаживание, разминание и растирание. При этом следует избегать области пупка и сердца. Спинку массируют, не затрагивая позвоночник, круговыми приёмами.

Если родители знают, что должен уметь ребёнок в 10 месяцев, они поймут, почему так важно заниматься с ним разными видами творчества. Мелкую моторику нужно продолжать развивать, ведь она связана с речевой функцией маленького человека. Для дальнейшего совершенствования можно порекомендовать научить ребёнка пользованию красками и пластилином, но лучше начинать с обычного подсоленного теста. Неважно, что первое время на бумаге можно будет увидеть лишь абстрактные мазки и хаотично расположенные линии, а из теста получится лишь небольшая лепёшка – главное, чтобы желание творить у ребёнка не пропадало, и, кто знает, возможно в скором времени он будет изумлять родителей своими талантами в изобразительном искусстве.

Любые игры с кубиками, пирамидками, деталями конструктора, помимо того, что развивают ручки детей и их координацию, способствуют совершенствованию логического мышления, тренируют внимание и память крохи. Такие игры и игрушки обязательно должны быть в арсенале ребёнка.

Так же важно обучение с помощью книг, которые развивают интеллект и кругозор малыша. Речь идёт о самых разных изданиях – это обычные детские книги, которые будет читать малышу мама, интерактивные, поющие и разговаривающие книжки-игрушки, детские энциклопедии с реалистичными иллюстрациями.

Ориентируясь на то, что должен уметь 10 месячный малыш, можно заниматься с ним чем угодно, лишь бы такая деятельность представляла для него живой интерес. Скорее всего, родители уже знают увлечения своего маленького непоседы, и, наверняка, найдут для него подходящие занятия.

Сколько спит малыш в 10 месяцев

Важным показателем здоровья ребёнка является его сон. В 10 месяцев малыши спят меньше, чем в предшествующий период – на ночной отдых у них уходит 9-10 часов, а днём деток кладут отдыхать дважды на полтора или два часа. Некоторым карапузам хватает одного тихого часа в день и часто они противятся вечернему укладыванию. Если при этом кроха прекрасно себя чувствует, он бодр и ест с аппетитом, возможно, не стоит его заставлять – можно сделать более ранним ночной отход ко сну.

Если малыш привык поздно ложиться, это может негативно отразиться на его нервной системе – врачи советуют постепенно отучивать детей от этой плохой привычки и ежедневно сдвигать время сна на 10 минут раньше.

Полноценный сон нужен ребёнку для восстановления организма после активных часов бодрствования, таким образом, отдыхают и расслабляются его мышцы, нормализуется работа мозга и нервной системы. Поэтому родителям для качественного сна ребёнка необходимо создавать оптимальные условия, включающие обязательное проветривание детской, контроль нормальной влажности (около 60%) и температурного режима (20-22 градуса). Большое значение имеет комфорт, создаваемый детским матрасом, который должен быть в меру твёрдым и упругим. Чистое бельё, вечернее купание, массаж будут способствовать быстрому засыпанию и крепкому сну. Ужинать карапуз должен не позднее, чем за 40-50 минут до сна.

Особенности питания в 10 месяцев

Рацион десятимесячных детей близок к обычной, взрослой еде, так как прикорм составляет около 800 г дневного количества пищи. В среднем, ребёнок потребляет около одного килограмма двести грамм еды в день, не считая воды и соков (200 мл). Детки, продолжающие питаться маминой грудью, получают молоко в утреннее время и перед сном.

Малышам уже необходимо включать в меню более твёрдые кусочки фруктов, мяса и рыбы, чтобы они научились пережёвывать пищу, да и пюре уже не измельчается столь тщательно, как раньше. Обычно после того, как ребёнок поест, ему дают немного свежевыжатого сока, разбавленного водой, чтобы предупредить появление запора.

Блюда, которые составляют основное питание:

  1. Овсяные и рисовая каши – они имеют в составе много клетчатки и белка, и, в то же время, выводят из организма вредные вещества, улучшая пищеварение.
  2. Гречневые и кукурузные каши, являющие источниками множества полезных витаминов и минералов. Крупы уже варят на молоке и кладут в кашу немного растительного или сливочного масла.
  3. В рационе у детей присутствует мясо, но пока это диетические сорта – индейка, курица, кролик и телятина. Разрешается использовать и некоторые субпродукты – сердце и печень. Мясные изделия используют для супов, в качестве привычного пюре, небольших кусочков, из них готовят фрикадельки, паштеты, паровые котлеты.
  4. В меню детей в обязательном порядке должны присутствовать овощи и фрукты – в виде салатов с маслом, в отварном и пареном виде. Перечень их увеличился, теперь это не только картофель и морковь – детям можно давать тыкву и свеклу, а также, разные виды капусты – цветную и брюссельскую.

Для родителей в этот период важно следить, чтобы малыш не передал, но, при этом, ежемесячная прибавка в весе должна оставаться в пределах 500 граммов. Если ребёнок явно не добирает в массе тела, ему следует предлагать более калорийные продукты.

Остаётся добавить для пап и мам, интересующимся тем, что должен уметь делать малыш в возрасте 10 месяцев – он уже вполне может самостоятельно пить из чашки и пользоваться ложкой.

Уход и прогулки

Личная гигиена становится особо важным аспектом в возрасте десяти месяцев. Наряду с тем, что малыш активно играет на полу и пачкается, у него совершенствуется работа половых желез, из-за чего карапуз начинает потеть. Если до 10 месяцев детей купают через день, то теперь водные процедуры рекомендуется осуществлять регулярно. После купания обязательно проводят воздушные ванны в течение 5-10 минут и делают ребёнку лёгкий массаж.

Личико и ручки дети уже умывают сами, но подмывания всё ещё требуются, так как малыши иногда забывают проситься на горшок, хотя уже знакомы с этим предметом обихода. Педиатры советуют сажать кроху на горшок по утрам – таким образом, он будет приучаться к этому времени из-за естественных позывов, и очень скоро станет проситься сам, кроме того, стул его будет регулярным, так как к такому режиму привыкнет детский организм.

Что касается прогулок, им отводится по 4-6 часов в день. В летние дни это время может быть увеличено, ведь чем больше малыш пребывает на свежем воздухе, тем лучше он кушает и спит. Времена, когда кроха при выходе на улицу мирно засыпал в своей коляске, постепенно отходят в прошлое – теперь ребёнок с радостью бодрствует и изучает окружающие его явления, живые и неживые объекты. Кстати, после такого активного досуга, малыш уже вряд ли откажется от тихого часа по возвращению домой.

Развитие ребенка в 10 месяцев: видео

Понимая, что должен уметь ребёнок в 10 месяцев, родители должны чутко прислушиваться к потребностям и желаниям своего сына или дочери. Ведь только постоянное общение и доверительные отношения помогут им правильно направлять малыша в его целях и действиях, а отталкиваясь от усреднённых показателей, можно успешно контролировать развитие маленького человека и точно знать, когда ему нужна помощь.

Екатерина Ракитина

Время на чтение: 9 минут

А А

Десятимесячный ребенок активно познает окружающий мир и получает первый опыт общения с новыми людьми. Он стремительно развивается физически и психологически. Родственникам доставляет огромное удовольствие видеть успехи малыша, принимать участие в его забавах, помогать в приобретении новых полезных навыков. Наблюдая за его развитием, родители невольно начинают сравнивать своего малыша с другими детьми. Чтобы избежать необоснованных тревог, нужно знать, что должен уметь ребенок в 10 месяцев. Это поможет подобрать развивающие игры и методы воспитания, вовремя увидеть возможные проблемы и избежать их. Узнаем, что про развитие ребенка в 10 месяцев говорит Комаровский.

Физическое развитие: таблица роста и веса

Несмотря на то, что все дети индивидуальны, медики придерживаются основных показателей согласно возрасту. Благодаря возросшей физической активности, малыш меньше прибавляет в весе, чем раньше: в среднем десятимесячные детки поправляются на 300-450 грамм в месяц, при этом рост увеличивается примерно на 1-1,5 см.

Рост и вес ребенка в 10 месяцев, а так же размеры головы и родничка представлены в таблице:

Навыки ребенка в 10 месяцев

Перечень того, что должен уметь делать 10-месячный ребенок, достаточно разнообразен. Двигательные навыки малыша поднимаются на новый уровень, он готов учиться самостоятельно ходить.

  • Ребенок должен хорошо садиться из положения лежа или стоя и уверенно сидеть, при этом поворачиваться в стороны, не теряя равновесия. Ползая, без особых усилий преодолевать небольшие препятствия. Например, залезть на небольшое возвышение и правильно слезть с него.
  • Держась за перекладины кровати, манеж, мебель или другие устойчивые предметы вставать на ноги и довольно долго стоять. А, если опора позволяет, то и передвигаться на несколько шажков вдоль нее.
  • Со временем движения будут все уверенней и ребенок научится перемещаться, опираясь на предметы одной рукой, в другой он сможет нести игрушку. В этом случае родителям нужно поощрять ребенка. Это приближает момент, когда малыш будет делать свои первые самостоятельные шаги.

Скорость и этапы перехода от ползания к хождению индивидуальны.

Некоторые дети мало ползают, предпочитая сразу становиться на ножки. Другие, даже освоив навыки хождения, предпочитают перемещаться ползком.

  • Ребенок должен уметь откусывать и пережевывать твердую пищу, кушать ложкой и пить из чашки с помощью мамы.
  • Малыш осознано выбрасывает игрушки из кроватки и манежа. Открывать дверцы шкафов и выбрасывать оттуда все вещи – еще одно его любимое занятие. Ребенок в этом возрасте часто ломает игрушки, не сердитесь. Ему просто интересно узнать, из чего состоит игрушка, а рассчитывать силу он пока не умеет.
  • Продолжается развитие мелкой моторики рук. Ребенок учится брать небольшие предметы двумя пальчиками: большим и указательным. Складывая пирамидку или пытаясь вложить один предмет в другой, проявляет завидное упорство.

Ребенок по-прежнему все тянет в рот. Следите, чтобы он не делал этого с грязными, хрупкими, опасными для здоровья предметами.

Аспекты понимания:

  • Понимает, что вы от него требуете. Например, на вашу просьбу дает игрушку, катит мячик, повторяет движения и звуки.
  • Подражает простым действиям взрослых: засовывает зубную щетку в рот, к уху прикладывает телефон, пытается самостоятельно кушать с ложки.
  • При встрече со знакомыми людьми малыш машет «привет», а при расставании – «пока» или посылает «воздушный поцелуй», обнимается.
  • Прекрасно различает, когда его ругают и хвалят. Может выражать недовольство, если запрещают что-то делать или взять.
  • Проявляется мышление. Чтобы добраться до нужной игрушки, все попавшиеся на пути предметы разлетаются по сторонам. Детям до года вообще очень нравится кидать предметы, экспериментируя со всеми попавшими под руку вещами.
  • Начинает проявляться интерес к другим деткам и желание играть и ними.

Психическое развитие

Общение с крохой в этом возрасте доставляет массу удовольствия! Малыш открыт и эмоционален, радуется и расстраивается очень искренне, каждый день удивляет новыми навыками и способностями.

Однако, стоит помнить, что 10-месячный ребенок — настоящий манипулятор. Он уже понимает слова «да» и «нет», но зачастую, с помощью плача, пытается «раздвинуть» рамки дозволенного. В этом возрасте самое время заняться воспитанием малыша — мягко, но настойчиво ему следует показать, что его любят, но некоторые вещи делать нельзя.

Не злоупотребляйте словом «Нельзя». Запрещайте ребенку только тогда, когда его действия могут нанести вред ему или окружающим. Объясните малышу, почему нельзя

В десять месяцев ребенок должен:

  • Откликаться на свое имя, понимать некоторые просьбы взрослых и выполнять их.
  • Понимать слова «нельзя» и «нет». Доктор Комаровский советует говорить эти слова редко, но твердо. Нельзя отменять свой запрет, даже если ребенок сильно плачет. Правила должны быть согласованы со всеми членами семьи. Не должно быть такого, чтобы папа запретил что-то делать, а мама разрешила.
  • Ребенок должен повторять за окружающими их действия. Если вы покажете, как катать машинку, раскладывать кубики, кормить куклу, укачивать зайчика, он будет это повторять. Но обобщать и переносить свои действия на другие подобные игрушки малютка еще не может. Поэтому показывайте одно и то же действие, используя различные предметы.
  • Ребенок узнает членов семьи по голосу, а по тону понимает настроение. Хорошо воспринимает музыку, под детские песенки приседает, хлопает в ладоши, притопывает.
  • У малыша появляется понимание того, что предметы пропадают из его поля зрения не навсегда, они могут возвращаться. Поэтому он начинает спокойно воспринимать ситуацию, когда мама выходит из комнаты, оставляя его на некоторое время одного.
  • У детей в 10 месяцев начинает появляться понятие о постоянстве величин. То есть, увидев знакомый предмет издали, когда он кажется меньше, чем есть на самом деле, ребенок тем не менее в состоянии правильно определить его величину.
  • Малыш имитирует звуки, которые слышит вокруг, подражает речи взрослых, варьирует громкость произношения. Может говорить простые слоги и слова, например, мама, баба, дай. Впрочем, некоторые дети ограничиваются лепетом и не произносят отдельные слова достаточно долго. В этом нет ничего страшного, если вы видите, что кроха воспринимает многое из того, что вы ему говорите. Если вы хотите ускорить процесс, больше разговаривайте с малышом, рассказывайте ему сказки, читайте детские книжки. Показывайте свою радость при удачной попытке произнести слово. Чаще повторяйте короткие стандартные легкие в произношении фразы, побуждая ребенка повторять их за вами.


Эмоциональное развитие

Десятимесячный ребенок уже не так сконцентрирован на маме и начинает проявлять интерес к окружающим, хотя и опасается незнакомых людей и новых мест. Он может достаточно долго играть сам или вместе с другими детьми.

Образ жизни 10 месячного ребенка должен быть разнообразным. Привычная домашняя обстановка, игрушки, постоянно знакомые лица быстро превращаются в обыденность. Кроме прогулок на свежем воздухе, старайтесь посещать с ребенком магазины, ходить в гости, ездить на машине, бывать в общественных местах. Конечно, приучать к обществу необходимо постепенно, без нанесения психологического вреда ребенку.

В этом возрасте ребенок проявляет чувство юмора, он смеется над некоторыми действиями взрослых и повторяет их. Некоторые дети проявляют чувство ревности. Оказавшись не в центре внимания родных, капризничают. Появляется привязанность к определенным занятиям и вещам, например игрушкам или еде. Малыш может плакать, если ему не давать любимую игрушку, принимать вместо нее какую-либо другую он категорически отказывается.

Для ребенка очень важно понимать, как к его действиям относятся родители. Если он подмечает, что какое-то его действие нравится взрослым, он целенаправленно будет воспроизводить его, ожидая поощрения.

Ребенок должен видеть, как играют другие дети, и пытаться следовать их развлечениям. Родителям рекомендуется как можно чаще посещать детские площадки. Игры и забавы вызывают положительные эмоции и повышенную активность.

Если к концу десятого месяца малыш не выбрасывает игрушки, не может покивать головой в знак согласия и помахать ручкой на прощанье, не делает попыток повторять движения за окружающими, проконсультируйтесь у доктора.

В этом возрасте разница между детьми на искусственном и грудном вскармливании практически стирается. Прикорм становится основным видом питания, порции и разнообразие растут. Если вы не приучили ребенка кушать ложкой самостоятельно — сейчас самое время.

Чтобы ваш ребенок был здоров, стоит придерживаться основных правил и рекомендаций педиатров:

Запрещено:

  • Грибы, соленья, копчености
  • Острые, жареные, кислые блюда
  • Специи
  • Крупные куски
  • Перекармливание (не пытайтесь ребенка накормить против его желания — «за маму, за папу, за всех соседей поименно»)
  • Баловство за столом (приучайте ребенка к культуре питания и к бережному отношению к еде. Это облегчит и ему, и вам жизнь впоследствии). Если вы видите, что ребенок заскучал, начал играть с едой, перекладывать или переливать — значит он наелся. Не заставляйте его доедать, просто в следующий раз положите чуть меньше, лучше дать добавки. Со временем ваш малыш поймет, как надо себя вести за столом
  • Не приучайте ребенка просить со взрослого стола. Ваша еда для него чересчур соленая, пряная, жесткая — т.е. не подходит для нежного желудочка малыша. Кроме того, так он не будет «кусочничать» в школьном возрасте и не испортит себе желудок
  • Овощи и нежирное мясо на пару (не жарить!)
  • Небольшие порции (соразмерно возрасту)

Основные нюансы:

  • Обязательно в питании должны присутствовать витамины: соки, фруктовые пюре лучше давать в первой половине дня.
  • Вся еда должна быть вареной или приготовленной на пару, не жирной, но питательной.
  • В рационе должно быть: нежирное мясо и рыба по 50 г; яичный желток; кисломолочные продукты (опять-таки не жирные) 150 г; фруктовое пюре 100 мл;овощное пюре 200 г; адаптированная молочная смесь 200 мл. Добавляем в еду сливочное и подсолнечное масло по 5 г (отдельно друг от друга).

Развивающие игры

В своих видео уроках Евгений Комаровский всегда делает акцент на то, что родители должны уделять достаточное количество времени ребенку, а не надеяться, что познать мир и учиться всему новому он должен самостоятельно. Первый год жизни малыша считается фундаментом для дальнейшего развития. Совместные игрылучший способ для получения новой информации.

Десятимесячный ребенок играет увлеченно, в этот период ему нужны разнообразные по форме, цвету, назначению и новые занятия. Игры должны основываться на том, что умеет ребенок в 10 месяцев, и давать возможность дальнейшего развития.

Игры на координацию

  • Играйте в «Ладушки», рассказывая стихи или считалки, иллюстрируйте слова движениями и характерными звуками, предлагая ребенку повторять все за вами.
  • Водите с малышом хоровод, выполняйте ритмичные движения, держа его за обе ручки. Танцуйте под музыку с крошкой на руках. Можете покачать или покружить его.
  • Предложите ребенку с небольшого расстояния забросить разные по форме, весу и размерам игрушки в ящик.

Игры

  • Пересыпание достаточно мелких предметов, например фасоли, камешков или пуговиц, из одного ведерка в другое. Контролируйте ребенка в этот момент, чтобы он не потянул это в рот!
  • Открывание и откручивание крышечек разного размера от кастрюлек, баночек, бутылок.
  • Игра с сыпучими веществами. Предложите ребенку сгрести ладошками в горку или наоборот рассыпать по поверхности стола крупу, пересыпать ложечкой из одной емкости в другую манку или чай.
  • Игра со снегом. Покажите как слепить снежок, если не получится — лепите сами и давайте ребенку бросать.
  • Разрывание на мелкие кусочки листов бумаги или пресного теста.

Желательно, чтобы играя, ребенок использовал обе руки. Это будет способствовать развитию обоих полушарий головного мозга и связей между ними.

Обучающие игры

  • Игры с пирамидками, кубиками, матрешками или другими предметами, которые можно сначала разобрать на части, а потом обратно соединить в одно целое.
  • Ролевые игры: в телефон, кормление кукол, катание машинок — остаются важным для обретения новых знаний.
  • Игры в прятки в различных вариациях: от простого закрывания глаз ладошками до поиска игрушки, спрятанной под подушкой, или бабушки в соседней комнате.
  • Приветствуются все виды рисования – карандашами, фломастерами, мелками, красками пальчиками и ладошками.

Если у ребенка не получается манипулировать некоторыми предметами — используйте метод пассивных движений, когда взрослый человек управляет руками ребенка, выполняя поставленную задачу. Несколько повторов — и ребенок справится самостоятельно.

Режим дня и время сна

У детей первого года жизни режим дня постоянно меняется. Так, в 10 месяцев ребенок может перейти с 3-х на 2-х разовый сон. Если раньше сон длился 40 минут в утреннее и вечернее время, а дневной — 1,5-2 часа, то теперь все по-другому.

  • Просыпаясь в 6-7 утра, продолжительность бодрствования продлится до 10-10:30 часов дня. В это время будет второй завтрак, а после — первый сон длительностью 1,5-2 часа.
  • После пробуждения кроха играет — можно отправиться на прогулку.
  • Ближе к 14:00 наступает время обедать, а потом опять можно заняться изучением мира.
  • В 15:00 – 15:30 подходит время второго сна, длительность которого может быть до 2 часов. После сна можно повторить прогулку.
  • Не стоит укладывать ребенка позже 22:00.

Гигиенические процедуры

На вопрос «зачем ребенка купать каждый день» некоторые мамы отвечают — чтоб он был чистым. Однако, целью водных процедур является не только чистый ребенок, но и:

  • Активное движение и выплеск накопившейся энергии;
  • Закаливание организма;
  • Предотвращение кожных заболеваний;
  • Положительные эмоции для всех.

Совместное времяпрепровождение и общение в процессе водных процедур помогают укрепить эмоциональную связь с ребенком не только мамам, но и папам. Очень важно, чтобы при купании участвовал и папа малыша. Ребенку надо видеть, что рядом сильный отец, который его любит.

Посмотрите видео о том, чем можно занять малыша во время купания:

Приучение к горшку

К концу первого года жизни ребенок должен быть . Для этого потребуется время и терпение.

9-10 месяцев — лучший возраст для знакомства ребенка с горшком. Пусть в 10 месяцев он еще плохо будет понимать для чего нужен этот предмет, зато в 1,5 года вы с уверенностью сможете обходиться целый день без подгузника.