Методы диагностики памяти у детей дошкольного возраста. Курсовая работа: Исследование памяти детей старшего дошкольного возраста

ВВЕДЕНИЕ


До некоторого времени память считалась одним из наиболее разработанных разделов психологии. Но дальнейшее изучение закономерностей памяти наших дней опять сделало ее узловой проблемой науки. От разработки проблем в памяти в значительной степени зависит прогресс самых различных, в том числе весьма, казалось бы, далеких от психологий областей знаний.

Память в детском возрасте, является одной из центральных, основных психических функций, в зависимости от которых строятся все остальные функции. С точки времени психического развития: не мышление, и в частности не абстрактное мышление, стоит в начале развития, а определяющим моментом в начале развития является память ребенка.

Ранний и дошкольный возраст - это возраст, в котором начинает складываться личность ребенка. Именно поэтому так важно изучать особенности памяти у детей старшего дошкольного возраста. Более того диагностика развития памяти ребенка входит в определении степени его готовности к школьному обучению, по - этому исследования особенностей памяти детей старшего дошкольного возраста актуально в настоящее время.

Целью данной исследовательской работы является изучить особенности памяти у детей старшего дошкольного возраста.

Объектом исследования является познавательный процесс память.

Предметом курсовой работы является диагностика памяти детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: если отличительной чертой памяти детей дошкольного возраста является наглядно - образный характер, то уровень диагностируемой зрительной кратковременной памяти может быть в норме.

Задачи исследования:

1.Дать характеристику памяти, как высшей психической функции: определение, виды, процессы памяти, психологические теории;

.Выявить особенности развития памяти детей в дошкольном возрасте;

.Проанализировать методики исследования памяти детей старшего дошкольного возраста;

.Провести эмпирические исследования и проинтерпретировать результаты проведения методик

Методологическую базу исследования курсовой работы составил анализ и изучение психолого-психологической литературы В.С.Мухина «Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество», С.Л.Рубинштейн «Основы общей психологии», Г.А.Урунтаева «Дошкольная психология», Р.С.Немов «Психология» в 3 книгах и др.

Структура и объем курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения, приложения.


ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПАМЯТЬ


1 Память как высшая психическая функция: определение, виды, процессы памяти, психологические теории


В течение столетий создано немало теорий (психологических, физиологических, химических и др.) о сущности и закономерности памяти. Они возникали в пределах определенных направлений психологии и решали проблемы с позиций соответствующих методологических принципов.

Одной из первых психологических теорий памяти, что до сих пор не утратила научного значения, была ассоциативная теория. Исходным для нее стало понятие ассоциации, что означает связь, соединение. Механизм ассоциации состоит в установлении связи между впечатлениями, что одновременно возникают в сознании, и его воспроизведении индивидом.

Основными принципами создания ассоциаций между объектами являются: совпадение их влияния в пространстве и времени, сходство, контраст, а также их повторения субъектом. В. Вундт считал, что память человека состоит из трех видов ассоциаций: вербальных (связи между словами), внешних (связи между предметами), внутренних (логические связки значений). Словесные ассоциации рассматривались как важнейшее средство интериоризации чувственных впечатлений, благодаря чему они становятся объектами запоминания и воспроизведения.

Отдельные элементы информации согласно ассоцианистской теории, запоминаются, хранятся и воспроизводятся не изолированно, а в определенных логических, структурно-функциональных и смысловых связях с другими. В частности установлено, как изменяется количество элементов, которые запоминаются, в зависимости от повторений ряда элементов и распределения их во времени, и как хранятся в памяти элементы ряда, которые запоминаются, в зависимости от времени, которое прошло между заучиванием и воспроизведением.

В исследованиях, которые основывались на гештальттеории памяти установлено немало интересных фактов. Например, феномен Б.В.Зейгарник: если людям предложить серию заданий, а через некоторое время прервать их исполнение, то оказывается, что впоследствии участники исследования почти вдвое чаще вспоминают незавершенные задания, чем завершенные. Объясняется это явление так. При получении задания у исследуемого возникает потребность его выполнить, которая в процессе выполнения возрастает (такую потребность научный руководитель эксперимента Б. В. Зейгарник К. Левин назвал квазипотребностью). Эта потребность полностью реализует себя, когда задание выполнено, и остается неудовлетворенной, если оно не доведено до конца. Мотивация благодаря связи с памятью влияет на избирательность последней, сохраняя в ней следы незавершенных заданий.

Память в соответствии с этой теорией существенно определяется строением объекта. Известно, что плохо структурированный материал запомнить очень трудно, тогда как хорошо организованный запоминается легко и почти практически без повторов. Когда материал не имеет четкой структуры, индивид часто разделяет или объединяет его путем ритмизации, симметризации т.д. Человек сам стремится перестроить материал для того, чтобы он лучше мог его запомнить.

Бихевиористическая теория памяти возникла на почве стремления внедрить в психологию объективные научные методы. Ученые бихевиористы сделали большой вклад в развитие экспериментальной психологии памяти, в частности, создали много методик, которые позволяют получить ее количественные характеристики. Используя схему условного рефлекса, разработанную И. П. Павловым («стимул-реакция»), они стремились установить законы памяти как самостоятельной функции, абстрагируясь от конкретных видов деятельности человека и максимально регламентируя активность исследуемых.

В бихевиористической теории памяти подчеркивается роль упражнений, необходимых для закрепления материала. В процессе закрепления происходит перенос навыков - позитивное или негативное влияние результатов предыдущего обучения на дальнейшее. На успешность закрепления влияет также интервал между упражнениями, мера сходства и объем материала, степень научения, возраст и индивидуальные различия между людьми. Например, связь между действием и его результатом запоминается тем лучше, чем больше удовольствия вызывает этот результат. И наоборот, запоминание слабеет, если результат окажется нежелательным или безразличным (закон эффекта за Э. Торндайком). Бихевиористы подчеркивают роль упражнений в запоминании материала и много внимания уделяют изучению работы памяти в процессе обучения.

Деятельностная теория памяти опирается на теорию фактов, представители которой (Ж. Пиаже, А. Валлон, Т. Рибо и др.) рассматривают память как историческую форму деятельности, высшее проявление которой - произвольная память. Они считают мимовольную память биологической функцией, в связи с чем отрицают наличие памяти у животных, а также у детей до 3-4 лет.

Принцип единства психики и деятельности, сформулирован Л. С. Выготским, А. Н. Леонтьевым, С. Л. Рубинштейном, стал основополагающим в проведенных на основе этой теории исследованиях памяти. Л. С. Выготский исследовал память в плане «культурно-исторической концепции». Специфику высших форм памяти он видел в использовании знаков-средств, предметных и вербальных, с помощью которых человек регулирует процессы запоминания и воспроизведения. Только при таких условиях память из натуральной (самопроизвольной) превращается в опосредованную, которая проявляется как особая самостоятельная форма мнемической деятельности. Развивая вслед за П. Жане идею интериоризации, Л. С. Выготский различал внешние формы мнемической деятельности как «социальные» и «внутренние» - как «интрапсихологические», которые генетически развиваются на основе внешних факторов.

Разрабатывался генетический метод изучения памяти, определялись пути ее экспериментального изучения в связи с ролью ведущей деятельности в определенном возрасте, взаимосвязи с другими психическими процессами - перцептивными, умственными, эмоционально-волевыми.

Доказано, что человек постепенно овладевает своей памятью, учится управлять ею. Следовательно, развитие памяти происходит через развитие запоминания с помощью внешних знаков - стимулов. Затем эти стимулы интериоризируются и становятся внутренними средствами, пользуясь которыми, индивид начинает управлять своей памятью. Она превращается в сложноорганизованную активность, необходимую в процессе познания. Не подкрепленная тренировкой, хорошая природная память существенно не влияет на успехи индивида.

Представители деятельной теории памяти изучали этот психический процесс связи с операционной, мотивационной и целевой структурами конкретных видов деятельности. П. И. Зинченко разработал концепцию самопроизвольной памяти как активного процесса, который всегда включен в структуру познавательной или практической деятельности. В трудах А. А. Смирнова была раскрыта роль интеллектуальной и других форм активности субъекта в условиях произвольного и самопроизвольно запоминания.

Основными результатами деятельного подхода к изучению памяти является раскрытие закономерностей произвольной и самопроизвольной памяти, практическая направленность на ее изучение в структуре различных видов деятельности, формы взаимодействия с другими процессами.

Физиологические теории памяти. Важнейшие положения учения И. П. Павлова о закономерностях высшей нервной деятельности получили дальнейшее развитие в физиологической и физической теориях. Согласно взглядам этого ученого, материальной основой памяти является пластичность коры больших полушарий головного мозга, ее способность образовывать условные рефлексы. В образовании, укреплении и угасании временных нервных связей заключается физиологический механизм памяти. Создание связи между новым и ранее закрепленным содержанием является условным рефлексом, что составляет физиологическую основу запоминания.

Для понимания причинной обусловленности памяти важное значение приобретает понятие подкрепление. Оно раскрывается в теории И. П. Павлова как достижение непосредственной цели действия индивида или стимул, который мотивирует действие, совпадение новообразовавшейся связи с достижением цели действия. Последнее способствует тому, что новообразованная связь остается и закрепляется. Таким образом, физиологическое понимание подкрепления соотносится с психологическим понятием цели действия. Именно это является актом слияния физиологического и психологического анализа механизмов памяти, т.е. основная жизненная функция этого психического процесса направлена не в прошлое, а в будущее. Запоминания того, что «было», не имело бы смысла, если его нельзя было использовать для того, что «будет».

К физиологической теории присоединяется физическая теория памяти, проникающая в нейрофизиологический уровень ее механизмов. Согласно этой теории прохождение возбуждения через определенную группу клеток (нейронов) оставляет физический след, который предопределяет механические и электронные изменения в месте соединения нервных клеток (синапсах). Изменения облегчают повторное прохождение импульса знакомым путем. Эти взгляды называют теорией нейронных моделей.

В частности, при зрительном восприятии предмета происходит обследование его взглядом по контуру. Этот перцептивный процесс сопровождается движением импульса в соответствующей группе нервных клеток, которые как бы моделируют восприятие объекта в форме пространственно-временной нервной структуры. Создание и активизация нейронных моделей является основой процессов запоминания, хранения и воспроизведения.

В рамках этой теории выявлено, что аксоны, которые отходят от тела клеток, соединяются с дендритами другой клетки или возвращаются к своей клетке. Это создает возможность циркуляции реверберации возбуждения разной сложности и самозаряжения клетки, причем возбуждение не выходит за пределы определенной системы.

Химические теории памяти. Память человека функционирует как на психологическом, физиологическом, так и на молекулярном, химическом уровнях. Сторонники химической теории памяти считают, что специфические химические изменения, которые происходят в нервных клетках под воздействием внешних раздражителей, и являются механизмами процессов закрепления, сохранения и воспроизведения, а именно: перегруппировки в нейронах белковых молекул нуклеиновых кислот. Дезоксирибонуклеиновая кислота (ДНК) является носителем родовой памяти: она содержит генетические коды организма, определяя генотип. Рибонуклеиновая кислота (РНК) - основа индивидуальной памяти. Возбуждение нейронов повышает содержание в них РНК, и неограниченное количество изменений ее молекул является базой хранения большого количества следов возбуждения. Изменение структуры РНК ученые связывают с долгой памятью.

Успехи биохимических исследований позволили сформулировать предположения о двухуровневом характере процесса запоминания. На первом уровне, сразу после воздействия раздражителей, в мозгу происходит кратковременная электрохимическая реакция, которая предопределяет обратные физиологические процессы в клетке. Этот уровень длится секунды или минуты и является механизмом кратковременной памяти. Второй уровень - собственно биохимическая реакция - связанный с образованием протеинов и характеризуется необратимостью химических изменений в клетках и считается механизмом длительной памяти.

Биохимические исследования дают основания для оптимистичных прогнозов относительно возможностей управления человеческой памятью в будущем.

Таким образом, память индивида реализуется за счет многоуровневых механизмов - психологического, физиологического и химического. Для нормального функционирования человеческой памяти необходимы все три уровня. Человек может осознавать и руководить только высшим психологическим уровнем, который является определяющим относительно низким. Лишь на этом уровне память становится процессом, опосредованным мнемическими действиями, составляющей познавательной деятельности.

Память - это сложная психическая деятельность. Психическое свойство человека, способность к накоплению, хранению, и воспроизведению опыта и информации.

Основные процессы памяти - это запоминание, сохранение, воспроизведение, узнавание и забывание.

Запоминание - это процесс памяти, посредством которого происходит запечатление следов, ввод новых элементов ощущений, восприятие, мышления или переживания в систему ассоциативных связей. Основу запоминания составляет связь материала со смыслом в одно целое. Установление смысловых связей - результат работы мышления над содержанием запоминаемого материала.

Сохранение - процесс накопления материала в структуре памяти, включающий его переработку и усвоение. Сохранение опыта дает возможность для обучения человека, развития его перцептивных (внутренних оценок, восприятия мира) процессов, мышления и речи.

Воспроизведение и узнавание - процесс актуализации элементов прошлого опыта (образов, мыслей, чувств, движений). Простой формой воспроизведения является узнавание - опознание воспринимаемого объекта или явления как уже известного по прошлому опыту, установлением сходств между объектом и образом его в памяти. Воспроизведение бывает произвольным и непроизвольным. При непроизвольном воспроизведении образ всплывает в голове человека без усилий.

Забывание - потеря возможности воспроизведения, а иногда даже узнавания ранее запомненного. Наиболее часто забываем то, что незначимо. Забывание может быть частичным (воспроизведение не полностью или с ошибкой) и полным (невозможность воспроизведения и узнавания). Выделяют временное и длительное забывание.

Процессы нашей памяти взаимосвязаны со всеми психическими процессами, и особенно - что имеет исключительное значение - с процессами мышления. Человеческая память - сознательный, осмысленный процесс. Это ее характерная стержневая черта. Поскольку память включена во все многообразие жизни и деятельности человека, то и формы ее проявления чрезвычайно многообразны. Выделяют различные виды памяти.

В зависимости от продолжительности закрепления и сохранения материала обычно память делят на кратковременную, оперативную и долговременную.

При кратковременном запоминании мы имеем дело лишь с отдельными психофизиологическими следами воспринимаемого.

Оперативная память предназначена для обслуживания операций, протекающих в реальном времени.

Для долговременной памяти характерно длительное сохранение материала после многократного его повторения.

В зависимости от характера психической активности, преобладающей в деятельности различают следующие виды памяти: двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую.

Двигательная память представляет собой запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. Содержание этого вида памяти составляют мышечно-двигательные образы заученных движений.

Эмоциональная память - это память на различные чувства и переживания. Ее содержанием являются эмоциональные состояния, которые пережил человек в прошлом.

Образная память - это запоминание, сохранение и воспроизведение представлений, картин природы, звуков, вкусов и т.п.

Словесно-логическая память - представляет собой память на слова и выраженные в словах мысли.

По характеру целей деятельности виды памяти можно разделить на непроизвольную и произвольную.

Непроизвольная память - это запоминание и воспроизведение, при котором отсутствует специальная цель на запоминание.

Если в процессе запоминания ставится специальная цель - запомнить воспринимаемое, то мы имеем дело с произвольной памятью.

Индивидуальные различия памяти проявляются в объеме, скорости, точности, прочности запоминания и готовности к воспроизведению.

Объем памяти представляет собой количественный показатель сохранившегося в памяти или воспроизведенного материала.

Скорость запоминания оценивается временем и числом повторений, которые требуются для запоминания определенного объема материала.

Точность памяти - это ее способность без искажений воспроизводить информацию.

Способность сохранять заученный материал характеризует прочность запоминания.

Готовность к воспроизведению проявляется, как способность припоминать и воспроизводить необходимый материал тогда, когда это нужно.


1.2 Особенности развития памяти детей в дошкольном возрасте


Л.С. Выготский считает, что память в раннем детском возрасте - одна из центральных, основных психических функций, в зависимости от которых строятся все остальные функции. «Анализ показывает, что мышление ребёнка во многом определяется его памятью. Мыслить для такого ребёнка - значит вспоминать, т.е. опираться на свой прежний опыт, на его видоизменения… Следовательно, в раннем детском возрасте память является господствующей функцией которая определяет известный тип мышления».

Дошкольное детство - это период интенсивного развития всех психических процессов, которые обеспечивают ребёнку возможность ознакомления с окружающей действительностью. Ребёнок учится воспринимать, думать, говорит; он овладевает многими способами действия с предметами, усваивает определёнными правилами поведения и начинает управлять собой. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими cферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Дошкольное детство - время первоначального становления личности, формирования основ самосознания индивидуальности ребёнка. В дошкольном возрасте процесс познания у ребёнка происходит эмоционально - практическим путём.

Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребёнок стремится к активной деятельности и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем более она значима для ребёнка и отвечает его природе, тем успешнее идёт его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления. Вот почему наиболее близкие и естественные для ребёнка - дошкольника виды деятельности - игра, общение с взрослыми, сверстниками, экспериментирование, предметная, изобразительная деятельность, труд.

В дошкольном возрасте происходят существенные изменения в памяти детей. Непрерывное расширение кругозора, стремительное овладение знаниями, умениями, навыками говорит о количественных изменениях в памяти ребёнка.

Память дошкольника, пишет В.С. Мухина непроизвольная, образная. Ребёнок легче запоминает то, что: связано с деятельностью; было интересно, имело эмоциональный характер; на что было обращено внимание в деятельности, поэтому дошкольник не может: поставить перед собой цель запомнить что-либо; применить какие-либо специальные приёмы запоминания.

Следовательно, необходимо часто повторять действия, слова. Внимание ребёнка также непроизвольно. Сознательный контроль за выполнением действия отсутствует. Многое зависит от привлекательности предмета, действия с ним. Ребёнок ещё плохо переключает внимание, легко отвлекается. В дошкольном возрасте начинает развиваться произвольное запоминание, особенно в ситуации сюжетно - ролевой игры. А до этого взрослый должен учить детей приёмам запоминания и припоминания.

По мнению Р.С. Немова, развитие памяти в дошкольном возрасте также характеризуется постепенным переходом от непроизвольного и непосредственного к произвольному и опосредованному запоминанию и припоминанию.

Переход от непроизвольной к произвольной памяти включает в себя два этапа. На первом этапе формируется необходимая мотивация, то есть желание что-либо запомнить или вспомнить. На втором этапе возникают и совершенствуются необходимые для этого мнемические действия и операции.

Установлено, что трёхлетний ребёнок может оперировать только одной единицей информации, находящейся в настоящий момент времени в оперативной памяти, а пятнадцатилетний - семью такими единицами.

С возрастом развивается способность ребёнка оценивать возможности собственной памяти, причем, чем старше дети, тем лучше они могут это делать. Со временем становятся более разнообразными и гибкими стратегии запоминания и воспроизведения материала, которые применяет ребёнок. Из двенадцати предъявленных картинок ребёнок в возрасте четырёх лет, например, узнаёт все двенадцать, но способен воспроизвести только две или три, в то время как десятилетний ребёнок, узнав все картинки, в состоянии воспроизвести восемь из них.

Первые припоминания впечатлений, полученных в раннем детстве, относятся обычно к возрасту около трёх лет. Было установлено, что почти 75% первых детских припоминаний приходится на возраст от трёх до четырёх лет. Это значит, что к данному возрасту, у ребёнка складывается долговременная память и её основные механизмы. Одним из них является ассоциативная связь запоминаемого материала с эмоциональными переживаниями. Запечатляющаяся роль эмоций долговременной памяти начинает проявлять себя, уже в начале дошкольного возраста.

У большинства нормально развивающихся детей младшего и среднего дошкольного возраста неплохо развиты непосредственная и механическая память. Эти дети сравнительно легко запоминают и без особых усилий воспроизводят виденное, слышанное, но только при условии, если оно вызвало у них интерес и сами дети были заинтересованы в том, чтобы что-то запомнить или припомнить. Благодаря такой памяти дошкольники быстро совершенствуют речь, учатся пользоваться предметами домашнего обихода, неплохо ориентируются в обстановке, узнают увиденное или услышанное.

Было показано, пишет Д.Б. Эльконин, что развитие памяти тесно соотносятся с развитием мышления детей. Установлено, что прогресс операциональных структур интеллекта оказывает положительное воздействие на мнемические процессы ребёнка. При помощи механических повторений информации дети старше дошкольного возраста могут неплохо её запомнить. У них проявляются первые признаки смыслового запоминания. При активной умственной работе дети запоминают материал лучше, чем без такой работы. Хорошо развито у детей данного возраста эйдетическая память.

Отличительной чертой детской памяти является ее наглядно-образный характер. Ребенок лучше запоминает предметы и картины, а из словесного материала - преимущественно образные и эмоционально действующие рассказы и описания. Отвлеченные понятия и рассуждения, как плохо еще понимаемые, не запоминаются маленькими детьми. В силу ограниченности жизненного опыта у детей еще недостаточно развиты отвлеченные связи, и их память опирается главным образом на наглядно воспринятые отношения предметов.

Преобладание у детей наглядно-образной памяти не означает отсутствия у них словесно-логической памяти. Напротив, последняя развивается быстро, но для своего функционирования требует постоянного подкрепления со стороны непосредственных (предметных) раздражителей.

Осмысленное запоминание начинает развиваться у детей с появлением у них речи и в последующем все более совершенствуется, как в связи с дальнейшим развитием речи, так и по мере накопления жизненного опыта. Если в первые два-три года жизни временных связей у детей еще мало, то в дальнейшем, по мере развития речи и накопления опыта, количество и степень систематизированности связей резко возрастают.

Благодаря этому одно и то же внешнее впечатление связывается с многими другими, результатом чего является большая прочность памяти и все растущая осмысленность ее. К механическому запоминанию дети прибегают лишь тогда, когда они затрудняются понять материал. Такое запоминание и у детей дает худшие результаты, чем осмысленное запоминание.

Некоторое исключение составляет лишь заучивание хорошо ритмизированного бессмысленного материала (например, различных скороговорок, считалок и т. п.), запоминание которого облегчается ритмом произнесения, помогающим лучшей дифференцировке отдельных частей материала.

Таким образом, на протяжении дошкольного возраста происходит дальнейшее развитие памяти, она всё больше выделяется из восприятия. Всё большее значение начинает приобретать способность к воспроизведению.

Продолжается интенсивное развитие образной памяти (запоминание предметов и их изображений). Для развития памяти ребёнка характерно движение от образной к словесно-логической.


ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПАМЯТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА


2.1 Методики исследования памяти детей старшего дошкольного возраста


Изучение особенностей мнестической деятельности является неотъемной частью исследования познавательной сферы в целом. Более того, изучение этого компонента познавательной сферы является одним из центральных, ключевых моментов обследования ребенка, позволяющей в определенной степени не только уточнить диагностическую гипотезу, но и определить тактику дальнейшей психодиагностической работы. В связи с большой значимостью для выявления особенностей психического развития ребенка оценку характера его мнестической деятельности необходимо проводить в самом начале исследования.

Прекрасно понимая, что видов и методов исследования памяти разработано достаточно много, выделим лишь некоторые из них, которые наиболее информативны и «ресурсосберегающие» методики для оценки уровня развития зрительной памяти и дадим им характеристику.

Методика 1. По Л.В. Черемошкиной.

Цель: использование методики позволяет выявить уровень развития зрительной памяти детей старшего дошкольного возраста.

Оборудование: картинка, с изображением фигуры, состоящей из трех пересекающихся линий. (Приложение 1).

Ход работы: ребенка усаживаете за стол, напротив себя. Перед ним кладете чистый листок бумаги и карандаш или ручку.

Инструкция ребенку: «Сейчас на короткое время я покажу тебе карточку, на которой нарисована фигура. Ты должен постараться ее запомнить и нарисовать. Если сразу не запомнишь, не расстраивайся, я покажу ее еще раз и буду показывать до тех пор, пока ты не запомнишь и не нарисуешь эту фигуру. О том, что сейчас покажу карточку, я буду предупреждать словом «Внимание!» После того, как я уберу карточку, ты можешь начинать рисовать»

Ребенок после каждой экспозиции карточки рисует на новом листе бумаги. Карточка показывается по 2 секунды до тех пор, пока рисунок нашего испытуемого не будет напоминать оригинал.

В правильном рисунке должны быть соблюдены:

¾приблизительные размеры фигуры;

¾наклон фигуры;

¾количество линий и количество их пересечений.

Для того чтобы сделать вывод об уровне развития зрительной памяти ребенка, необходимо подсчитать суммарное время запоминания фигуры. Оно будет равняться:

сек. х количество показов карточки.

Анализ результатов:

)Если на запоминание потребовалось 10 секунд и менее, то это говорит о высоком уровне зрительной памяти ребенка.

)Если на запоминание потребовалось от 12 секунд до 30 секунд - среднего уровня.

)Если на запоминание потребовалось более 32 секунд, то уровень зрительной памяти низкий.

Методика 2. «Сложные фигуры» (шкала памяти Векслера).

Цель: использование методики Д.Векслера позволяет исследовать зрительную память детей дошкольного возраста.

Оборудование: четыре карточки, с изображением разных фигур, размер каждой 20х30.(Приложения 2; 3)

Ход работы: ребенка усаживаете за стол, напротив себя. Перед ним кладете чистый листок бумаги и карандаш или ручку. Ребенку предлагается 4 рисунка. На каждую из картинок разрешается посмотреть в течении 10 секунд. Затем он должен воспроизвести ее на чистом листе бумаги.

Инструкция ребенку: «Сейчас на некоторое время я покажу тебе картинку, на которой нарисована фигура. Ты должен постараться ее запомнить и нарисовать. После того, как я уберу картинку, ты можешь начинать рисовать»

Фигура А:

¾две перекрещенные линии и два флажка - 1 балл;

¾правильно расположенные флажки - 1 балл;

¾правильный угол пересечения линий - 1 балл;

Максимальная оценка этого задания - 3 балла.

Фигура Б:

¾большой квадрат, разделенный на 4 части двумя линиями - 1 балл;

¾четыре маленьких квадрата в большом.- 1 балл;

¾две пересекающиеся линии и 4 мелкие квадрата - 1 балл;

¾четыре точки в квадратах - 1 балл;

¾точность в пропорциях - 1 балл;

Максимальная оценка этого задания - 5 баллов.

Фигура В:

¾большой прямоугольник с маленьким в нем - 1 балл;

¾все вершины внутреннего прямоугольника соединены с вершинами внешнего прямоугольника - 1 балл;

¾маленький прямоугольник точно размещен в большом - 1 балл.

Фигура Г:

¾открытый прямоугольник с правильным углом на каждом краю - 1 балл;

¾центр и левая и правая стороны воспроизведены правильно - 1 балл;

¾фигура правильная за исключением одного неправильно воспроизведенного угла - 1 балл.

Максимальная оценка - 3 балла.

Вывод: максимальный результат - 14 баллов.

Результаты:

14 баллов - высокий уровень развития зрительной памяти;

6 баллов - средний уровень развития зрительной памяти;

0 баллов - низкий уровень развития зрительной памяти.

Методика 3. «Запомни рисунки» по Р.С.Немову.

Оборудование: ребенок в качестве стимула получает таблицу с девятью фигурами (Приложение 4А), далее предъявляется таблица с 15 фигурами (Приложение 4Б). Секундомер.

«На этой картинке представлены девять разных фигур. Постарайся запомнить их и затем узнать на другой картинке, которую я тебе сейчас покажу. На ней, кроме девяти ранее показанных изображений, имеется еще шесть таких, которые ты до сих пор не видел. Постарайся узнать и показать на второй картинке только те изображения, которые ты видел на первой из картинок».

Время экспозиции стимульной картинки составляет 30 секунд. После этого данную картинку убирают из поля зрения ребенка и вместо нее ему показывают вторую картинку. Эксперимент продолжается до тех пор, пока ребенок не узнает все изображения, но не дольше чем 1,5 минуты.

Анализ результатов:

баллов - ребенок узнал на картинке все девять изображений, показанных ему на картинке, затратив на это меньше 45 секунд.

9 баллов - ребенок узнал - на картинке 7-8 изображений за время от 45 до 55 секунд.

7 баллов - ребенок узнал 5-6 изображений за время от 55 до 65 секунд.

5 баллов - ребенок узнал 3-4 изображения за время от 65 до 75 секунд.

3 балла - ребенок узнал 1-2 изображения за время от 75 до 85 секунд.

балл - ребенок не узнал на картинке ни одного изображения в течение 90 секунд и более.

Выводы об уровне развития

8 баллов - высокий уровень развития кратковременной зрительной памяти;

4 балла - средний уровень развития кратковременной зрительной памяти;

0 балла - низкий уровень развития кратковременной зрительной памяти;

Методика 4. «Узнавание фигур» по А.Н.Бернштейну.

Цель: данная методика предназначена для определения объема кратковременной зрительной памяти.

Оборудование: ребенок в качестве стимула получает таблицу с девятью фигурами (Приложение 5), далее предъявляется таблица с 25 фигурами (Приложение 6).

Ход работы: ребенку дается инструкция примерно следующего содержания:

«На этой картинке представлены девять разных фигур. Постарайся запомнить их и затем узнать на другой картинке, которую я тебе сейчас покажу. На ней, кроме девяти ранее показанных изображений, имеется еще несколько таких, которые ты до сих пор не видел. Постарайся узнать и показать на второй картинке только те изображения, которые ты видел на первой из картинок».

Время демонстрации 10 секунд. Сразу после показа предъявляют другую таблицу, где фигуры-эталоны расположены в случайном порядке среди других фигур. Ребенок должен опознать среди них те, которые он запоминал.

Анализ результатов:

7 баллов - высокий уровень развития зрительной памяти.

5 баллов - средний уровень развития зрительной памяти.

0 балла - низкий уровень развития зрительной памяти.


2. Интерпретация результатов проведения методик с детьми старшего дошкольного возраста


Исследование проводилось на базе подготовительной группы МБДОУ д/с№40 «Росинка», г-к Анапа. Всего в исследовании принимали участие 19 детей в возрасте 6 лет.

Исследования проводились в привычной для детей обстановке, то есть в той группе, где они постоянно находятся. Эмоционального напряжения между испытуемыми и экспериментатором не наблюдалось, так как дети хорошо знакомы с экспериментатором, и межличностное отношение между ними имеет доверительный и дружественный характер.

)Анализируя результаты, полученные в ходе исследования зрительной памяти дошкольников по методике 1 (по Л.В.Черемошкиной), получили следующие результаты, обозначенные в таблице 1.


Таблица 1 - Результаты испытуемых по методике 1 (по Л.В. Черемошкиной)

№Имя ребенкаПравильность соблюдения в рисункеОбщее кол-во затраченного времени (сек.) УровеньРазмерНаклонКол-во1Рямиль Б.нетдада10Высокий2Ваня Щ.дадада10Высокий3Витя К.нетданет12Средний4Виталик Б.дадада8Высокий5Жанна А.нетданет10Средний6Данил К.нетданет12Средний7София Ю.данетда10Средний8Эдем А.даданет12Средний9Алиса С.данетда12Средний10Варлам С.данетда12Средний11Катя Б.данетнет14Средний12Марк К.нетдада14Средний13Аня Х.данетда16Средний14Ксюша Л.дадада10Высокий15Ангелина Г.нетданет18Средний16Сабрина П.дадада12Высокий17Артем Д.данетда14Средний18Георгий Ж.данетда16Средний19Арсен М.нетнетнет18НизкийСредний коэффициентдадада12,6Средний

В данной таблице 1 мы видим, что 26% испытуемых показатель уровня развития зрительной памяти находится выше нормы, такие дети прекрасно справились с предложенным заданием. Один ребенок с низким показателем уровня развития памяти.

Также 13 детей, что примерно составляет 63% от общего количества испытуемых, наблюдается средний уровень развития кратковременной зрительной памяти. У этих детей возникли небольшие затруднения выполнения правильного соблюдения в рисунке размера, наклона, количество линий и пересечений. Это можно связать с тем, что память ребенка еще находится в процессе формирования.

)Анализируя результаты, полученные в ходе исследования зрительной памяти дошкольников по методике 2 «Сложные фигуры» (шкала памяти Векслера), получили следующие результаты, обозначенные в таблице 2.


Таблица 2 - Результаты испытуемых по методике 2 «Сложные фигуры».

№Имя ребенкаПравильность рисунка в баллахОбщее Кол-воУровеньАБВ1В21Рямиль Б.223-7Средний2Ваня Щ.222-6Средний3Витя К.12216Средний4Виталик Б.22116Средний5Жанна А.12216Средний6Данил К.12216Средний7София Ю.12216Средний8Эдем А.21126Средний9Алиса С.2-316Средний10Варлам С.22217Средний11Катя Б.21126Средний12Марк К.21328Средний13Аня Х.323311Высокий14Ксюша Л.22228Средний15Ангелина Г.222-6Средний16Сабрина П.32229Средний17Артем Д.21216Средний18Георгий Ж.21216Средний19Арсен М.21115НизкийСредний коэффициент21,521,26,7Средний

В данной таблице 2 мы видим, что у одного испытуемого показатель уровня развития зрительной памяти выше нормы, и одного ребенка с низким показателем уровня развития памяти.

Также 17 детей, это примерно составляет 89% от общего количества испытуемых, наблюдается средний уровень развития кратковременной зрительной памяти. У этих детей возникли небольшие затруднения выполнения правильного соблюдения в рисунке деталей, пересечений, наклон, количество фигур. Это можно связать с тем, что психические процессы развития ребенка в этом возрасте все еще находятся в процессе формирования, они еще не достаточно сформированы, и носят непроизвольный характер.

)Анализируя результаты, полученные в ходе исследования зрительной памяти дошкольников по методике 3 «Запомни рисунки» (по Р.С. Немову), получили следующие результаты, обозначенные в таблице 3.


Таблица 3 - Результаты испытуемых по методике 3 «Запомни рисунки» по Р.С. Немову

№Имя ребенкаПотраченное время (сек.)Количество фигурБаллыУровень1Рямиль Б.80910Высокий2Ваня Щ.4589Высокий3Витя К.23910Высокий4Виталик Б.3778Высокий5Жанна А.2067Средний6Данил К.3567Средний7София Ю.2856Средний8Эдем А.2067Средний9Алиса С.2789Высокий10Варлам С.4067Средний11Катя Б.2067Средний12Марк К.5078Высокий13Аня Х.2089Высокий14Ксюша Л.5978Высокий15Ангелина Г.6067Средний16Сабрина П.6067Средний17Артем Д.2778Средний18Георгий Ж.3867Средний19Арсен М.4567СреднийСредний коэффициент38,66,87,8Средний

В данной таблице 3 мы видим, что у 8 испытуемых показатель уровня развития зрительной памяти выше нормы, что составляет примерно 42%. Также 11 детей, это примерно составляет 58% от общего количества испытуемых, наблюдается средний уровень развития кратковременной зрительной памяти. Результаты указывают на то, что дети данной группы, не испытывают больших затруднений в выполнении данного задания, что показывают хорошие результаты в запоминании и последующем воспроизведении данных фигур.

)Анализируя результаты, полученные в ходе исследования зрительной памяти дошкольников по методике 4 «Узнавание фигур» (по А.Н.Бернштейну), получили следующие результаты, обозначенные в таблице 4.


Таблица 4 - Результаты испытуемых по методике 4«Узнавание фигур»

№Имя ребенкаКоличество фигурУровень1Рямиль Б.6Средний2Ваня Щ.6Средний3Витя К.7Высокий4Виталик Б.6Средний5Жанна А.5Средний6Данил К.6Средний7София Ю.8Высокий8Эдем А.5Средний9Алиса С.8Высокий10Варлам С.6Средний11Катя Б.7Высокий12Марк К.9Высокий13Аня Х.7Высокий14Ксюша Л.8Высокий15Ангелина Г.6Средний16Сабрина П.6Средний17Артем Д.6Средний18Георгий Ж.7Высокий19Арсен М.6СреднийСредний коэффициент6,6Средний

В данной таблице 4 мы видим, что у 8 испытуемых показатель уровня развития зрительной памяти выше нормы, что составляет примерно 42%. Также 11 детей, это примерно составляет 58% от общего количества испытуемых, наблюдается средний уровень развития кратковременной зрительной памяти.

Результаты указывают на то, что дети данной группы, не испытывают больших затруднений в выполнении данного задания, что показывают хорошие результаты в запоминании и последующем воспроизведении данных фигур.

)Сравнительный анализ результатов, полученных в ходе исследований зрительной памяти дошкольников по данным методикам, мы получили следующие результаты, отраженные в таблице 5.


Таблица 5 - Сравнительный анализ результатов проведенных выше методик.

№Имя ребенкаМетодика 1Методика 2Методика 3Методика 4Уровень1Рямиль Б.ВысокийСреднийВысокийСреднийСредний2Ваня Щ.ВысокийСреднийВысокийСреднийВысокий3Витя К.СреднийСреднийВысокийВысокийВысокий4Виталик Б.ВысокийСреднийВысокийСреднийВысокий5Жанна А.СреднийСреднийСреднийСреднийСредний6Данил К.СреднийСреднийСреднийСреднийСредний7София Ю.СреднийСреднийСреднийВысокийСредний8Эдем А.СреднийСреднийСреднийСреднийСредний9Алиса С.СреднийСреднийВысокийВысокийВысокий10Варлам С.СреднийСреднийСреднийСреднийСредний11Катя Б.СреднийСреднийСреднийВысокийСредний12Марк К.СреднийСреднийВысокийВысокийВысокий13Аня Х.СреднийВысокийВысокийВысокийВысокий14Ксюша Л.ВысокийСреднийВысокийВысокийВысокий15Ангелина Г.СреднийСреднийСреднийСреднийСредний16Сабрина П.ВысокийСреднийСреднийСреднийСредний17Артем Д.СреднийСреднийСреднийСреднийСредний18Георгий Ж.СреднийСреднийСреднийВысокийСредний19Арсен М.НизкийНизкийСреднийСреднийСреднийСредний коэффициентСреднийСреднийСреднийСреднийСредний

Сравнительный анализ результатов, полученных в ходе исследований зрительной памяти дошкольников (таблица 5), отражает, что по всем пройденным методикам в целом результаты уровня развития кратковременной зрительной памяти у детей находится в норме и составляет 64%, даже есть 7 детей, у которых уровень находится выше нормы, что составляет примерно 36% всей группы.

Данные результаты исследования, хорошо отражают особенности памяти детей старшего дошкольного возраста, и подтверждают предположение о том что, если отличительной чертой памяти детей дошкольного возраста является наглядно - образный характер, то уровень диагностируемой зрительной кратковременной памяти может быть в норме.

дошкольный зрительный память психический


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Память занимает особое место среди психических познавательных процессов, так как без нее была бы невозможна никакая деятельность человека.

Память изменяется с возрастом и поддается тренировке. Успешность памяти зависит от: степени завершенности действий запоминания; интересов и склонностей личности; отношения личности к той или иной деятельности; эмоционального настроя; волевого усилия.

Продуктивность памяти характеризуется объемом и быстротой запоминания материала, длительностью сохранения, готовностью и точностью воспроизведения.

Основными процессами памяти являются запоминание, сохранение, узнавание и воспроизведение.

Отдельные виды памяти вычленяются в соответствии с тремя основными критериями:

) по характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую;

) по характеру целей деятельности - на непроизвольную и произвольную;

) по продолжительности закрепления и сохранения материалов (в связи с его ролью и местом в деятельности) - на кратковременную, долговременную и оперативную.

Произвольные формы запоминания и воспроизведения начинают складываться в возрасте четырех-пяти лет. Наиболее благоприятные условия для овладения произвольным запоминанием и воспроизведением создаются в игре. Введение картинок для облегчения запоминания также существенно поднимает его эффективность у детей старшего дошкольного возраста. В дошкольном возрасте выявляется значение смысла материала как фактора запоминания.

Отличительной чертой детской памяти является ее наглядно-образный характер. Ребенок лучше запоминает предметы и картины, а из словесного материала - преимущественно образные и эмоционально действующие рассказы и описания.

На основании основных характеристик дошкольника, было проведено исследование, направленное на выявление уровня развития зрительной памяти ребенка. Исходя из полученных данных, гипотеза данной курсовой работы, была подтверждена, а именно, если отличительной чертой памяти детей дошкольного возраста является наглядно - образный характер, то уровень диагностируемой зрительной кратковременной памяти может быть в норме.

Таким образом, в данной курсовой работе была достигнута поставленная во введении цель, выполнены задачи работы, эмпирически и теоретически подтверждена гипотеза.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Цель: диагностика слуховой и зрительной памяти детей дошкольного возраста.

1. Слуховая память.

Методика «10 слов».

Ребенку зачитываются 10 слов:

стол, калина, мел, слон, парк, ноги, рука, калитка, окно, бак.

Воспроизведение 5-6 слов после первого прочтения свидетельствует о хорошем уровне слуховой механикой памяти.

2. Зрительная память.

Использование методики Д. Векслера позволяет исследовать зрительную память у детей дошкольного возраста.

Ребенку предлагается 4 рисунка.

За каждую из картинок ребенку разрешается смотреть по 10 секунд.

Затем он их должен произвести на чистом листе бумаги.

Результаты диагностики:

А) Две перекрещенные линии и два флажка - 1 балл,

правильно расположенные флажки - 1 балл,

правильный угол пересечения линий - 1 балл.

Максимальная оценка этого задания - 3 балла.

Б)Большой квадрат с двумя диаметрами - 1 балл,

четыре маленьких квадрата в большом - 1 балл,

два диаметра со всеми мелкими квадратами - 1 балл,

четыре точки в квадратах - 1 балл,

точность в пропорциях - 1 балл.

Максимальная оценка - 5 баллов.

Г) Открытый прямоугольник с правильным углом на каждом краю - 1 балл,

центр и левая или правая сторона воспроизведены правильно - 1 балл,

фигура правильная, за исключением одного неправильно воспроизведенного угла, - 1 балл,

фигура правильно воспроизведена - 3 балла.

Максимальная оценка - 3 балла.

В) Большой прямоугольник с маленьким в нем 1 балл,

все вершины внутреннего прямоугольника соединены с вершинами внешнего прямоугольника - 1 балл,

маленькие прямоугольники точно размещены большом - 1 балл

Максимальная оценка - 3 балла.

Максимальный результат - 14 баллов.

Диагностика памяти детей 5-6 лет помощью методики опосредованного запоминания (А. Н. Леонтьев).

Нужно подобрать 10-15 слов, которые будут предложены для запоминания детям, а также набор карточек с картинками (20-30).

Картинки не должны быть прямой иллюстрацией к запоминаемым словам. Слова для запоминания:

обед сад дорога поле молоко свет одежда ночь ошибка лошадь птица ученье стул лес мышь.

Здесь мы лишь назовем, что будет изображено на карточках:

хлеб, яблоко, шкаф, часы, карандаш, самолет, стол, кровать, сани, лампа, корова, кошка, грабли, гнездо, ножик, дерево, земляника, рубашка, автомобиль, телега, луна, диван, здание школы, чашка, велосипед, дом, тетрадь, фонарь.

Для дошкольников слова и картинки должны быть более конкретными,

для младших школьников - более отвлеченными.

Инструкция:

«Сейчас я буду зачитывать слова, а ты, чтобы лучше запомнить, будешь выбирать соответствующую карточку с рисунком, которая тебе поможет вспомнить названное мною слово»

. Первым произносится слово, например, молоко.

Для того, чтобы запомнить это слово, ребенок должен выбрать карточку с рисунком коровы и т. д.

На выбор карточки к каждому слову отводится 30 секунд .

Многие дети осуществляют этот выбор раньше.

После каждого выбора следует расспросить ребенка, почему он сделал этот выбор.

Затем следует занять ребенка на 15 минут какой-нибудь другой игрой.

По истечении этого времени ребенку демонстрируются картинки, которые были выбраны им для опосредованного запоминания.

Количество правильно названных слов может свидетельствовать о развитии у ребенка логических связей в процессе запоминания.

«Образная память».

Данная методика пред назначена для изучения образной памяти.

Сущность методики заключается в том, что испытуемому предлагается в течение 30 секунд запомнить 12 образов, которые предлагаются в виде таблицы.


Задача испытуемого после того, как убрали таблицу, -

нарисовать или выразить словесно те образы, вторые он запомнил.

Оценка результатов тестирования проводится по количеству правильно воспроизведенных образов.

Норма 10 - 6 правильных ответов и больше.

Методику можно использовать как при индивидуальной работе,

и в группе.

Память – форма психического отражения прошлого опыта во всем его многообразии.

Память составляет совокупность процессов запоминания(фиксации) информации, сохранения или забывания её. А также последующего восстановления. Виды памяти принято выделять по разным основаниям. По содержанию запоминаемого материала – образная, эмоциональная, двигательная, словесная. В зависимости от способа запоминания – логическая и механическая. По длительности сохранения материала память может быть долговременной и кратковременной. В зависимости от наличия сознательно поставленной цели запомнить – непроизвольной и произвольной.

В дошкольном возрасте главным видом памяти является образная. Ёе развитие и перестройка связаны с изменениями, происходящими в разных сферах психической жизни ребенка, и прежде всего в познавательных процессах – восприятия и мышлении.

У дошкольника значительно изменяется содержание двигательной памяти. Движения становятся сложными, включают несколько компонентов. Словесная память дошкольника интенсивно развивается в процессе активного освоения речи при слушании и воспроизведении литературных произведений, рассказывании, в общении со взрослыми и сверстниками.

На протяжении дошкольного возраста преобладает не произвольная память. У дошкольника сохраняется зависимость запоминания материала от таких его особенностей, как эмоциональная привлекательность, яркость, озвученность, прерывистость действия, движение, контраст и пр.

Важнейшее изменение в памяти дошкольника происходит примерно в четырехлетнем возрасте. Память ребенка приобретает элементы произвольности. Ребенок начинает принимать указания взрослого запомнить или припомнить, использовать простейшие приемы и средства запоминания, интересоваться правильностью воспроизведения и контролировать его ход.

Таким образом в дошкольном возрасте:

- преобладает непроизвольная образная память;

- память, все больше объединяясь с речью и мышлением, преобретает интеллектуальный характер;

Словесно-смысловая память обеспечивает опосредованное познание и расширяет сферу познавательной деятельности ребенка;

Складываются элементы произвольной памяти как способности к регуляции данного процесса со стороны взрослого, а потом и самого ребенка;

Все виды и особенности памяти одновременно оценить очень трудно. В нашей работе мы опишем методики для определения объёма кратковременной слуховой и зрительной памяти, а так же процессы памяти.

· Методика «Узнай фигуры».

Эта методика - на узнавание. Детям предлагаются картинки и даются следующие инструкции:

Перед вами 5 картинок (прил. 1), расположенных рядами. Картинка слева отделена от остальных двойной вертикальной чертой и похожа на одну из четырёх картинок, расположенных в ряд справа от неё. Необходимо как можно быстрее найти и указать на похожую картинку. Эксперимент проводится до тех пор, пока ребёнок не решит все 10 задач, но не дольше чем 1,5 мин. даже в том случае, если ребёнок к этому времени не справился со всеми задачами.

Оценка результатов:

10 баллов - ребёнок справился с задачами менее чем за 45 сек. (очень высокий уровень развития)

8-9 баллов - ребёнок справился со всеми задачами за 45-50 сек. (высокий уровень развития)

6-7 баллов - за 50-60 сек. (средний уровень развития)

4-5 баллов - за 60-70 сек. (средний уровень развития)

2-3 балла - за 70-80 сек. (низкий уровень развития)

0-1 балл - более 80 сек. (очень низкий уровень развития)

· Методика «Запомни рисунки».

Для определения объёма кратковременной зрительной памяти. Дети в качестве стимулов получают картинки (прил. 2а) им даётся инструкция:

На этой картинке представлены 9 разных фигур. Постарайтесь запомнить их, а затем узнать на другой картинке (прил. 2б). Время экспозиции стимульной картинки 30 сек. После этого данную картинку убирают с поля зрения ребёнка и предлагают ему вторую. Эксперимент продолжается до тех пор, пока ребёнок не узнает все изображения, но не дольше 1,5 мин.

Оценка результатов:

10 баллов - ребёнок узнал на картинке все девять изображений, меньше чем за 45 сек. (очень высокий уровень развития)

8-9 баллов - ребёнок узнал 7-8 изображений за 45-55 сек. (высокий уровень развития)

6-7 баллов - ребёнок узнал 5-6 изображений за 55-65 сек. (средний уровень развития)

4-5 баллов - ребёнок узнал 3-4 изображения за 65-75 сек. (средний уровень развития)

2-3 балла - ребёнок узнал 1-2 изображения за 75-85 сек. (низкий уровень развития)

0-1 балл - ребёнок не узнал на картинке ни одного изображения за 90 сек. (очень низкий уровень развития)

· Методика «Запомни цифры».

Методика для определения объема кратковременной слуховой памяти. Инструкция: сейчас я буду называть тебе цифры, а ты повторяй их за мной сразу после того, как я скажу слово «повтори».

Последовательно зачитывая ребёнку сверху вниз ряд цифр (прил. 3а), с интервалом в 1 сек.,экспериментатор просит ребёнка повторять за ним. Это продолжается до тех пор, пока ребёнок не допустит ошибку. Если ошибка допущена, то повторяется соседний ряд цифр, находящийся справа (прил.3б) и состоящий из того же количества цифр, как и тот, в котором была допущена ошибка, и просит ребёнка его воспроизвести. Если ребёнок дважды ошибается, то на этом часть эксперимента завершается, отмечается длина предыдущего ряда, хотя бы раз полностью и безошибочно произнесённого, и переходят к зачитыванию рядов цифр, следующих в противоположном порядке - убывающем (прил.4а, 4б).

В заключение определяется объём кратковременной слуховой памяти, который численно равен полусумме максимального количества цифр в ряду, правильно воспроизведённых ребёнком в первый и во второй раз.

Оценка результатов:

10 баллов - ребёнок правильно воспроизвёл в среднем 9 цифр (очень высокий уровень развития)

8-9 баллов - ребёнок точно воспроизвёл 7-8 цифр (высокий результат)

6-7 баллов - ребёнок воспроизвёл 5-6 цифр (средний уровень развития)

4-5 баллов - ребёнок воспроизвёл 4 цифры (средний уровень развития)

2-3 балла - ребёнок воспроизвёл 3 цифры (низкий уровень развития)

0-1 балл - ребёнок воспроизвёл 0-2 цифры (очень низкий уровень развития)

· Методика «Выучи слова».

Методика на определение динамики процесса заучивания. Ребёнок получает задание за несколько попыток выучить наизусть и безошибочно воспроизвести ряд, состоящий из 12 слов: дерево, кукла, вилка, цветок, телефон, стакан, птица, пальто, лампочка, картина, человек, книга.

Запоминание ряда производится так. После каждого очередного его прослушивания ребёнок пытается воспроизвести весь ряд. Экспериментатор отмечает количество слов, которое ребенок во время данной попытки вспомнил и назвал правильно, и вновь зачитывает тот же ряд. И так шесть попыток.

Результаты заучивания ряда слов представляются на графике (прил. 5), где по горизонтали указаны последовательные попытки воспроизведения ребёнком ряда, а по вертикали - количество слов, правильно им воспроизведённых в каждой попытке.

Оценка результатов:

10 баллов - ребёнок запомнил и правильно воспроизвёл все 12 слов за 6 или меньше попыток (очень высокий уровень развития)

8-9 баллов - ребёнок запомнил и точно воспроизвёл 10-11 слов за 6 попыток (высокий результат)

6-7 баллов - ребёнок запомнил и воспроизвёл 8-9 слов за 6 попыток (средний уровень развития)

4-5 баллов - ребёнок запомнил и воспроизвёл 6-7 слов за 6 попыток (средний уровень развития)

2-3 балла - ребёнок запомнил и воспроизвёл 4-5 слов за 6 попыток (низкий уровень развития)

0-1 балл - ребёнок запомнил и воспроизвёл не более 3 слов за 6 попыток (очень низкий уровень развития)

Сегодня мы поговорим о диагностике одного из ведущих психических процессов – памяти. Этот познавательный процесс особенно важен для дошкольников и младших школьников, которым сохранение следов полученной информации (т.е. память) необходимо для интеллектуального развития. Недаром известный психолог П.П. Блонский писал, что дети 7-8 лет сначала запоминают, а затем анализируют то, что запомнили. Таким образом, в этом возрасте базой для мышления служит память, в то время как ребята постарше, наоборот, запоминают преимущественно то, что смогли понять.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Диагностика развития памяти у детей 5-6 лет

Сегодня мы поговорим о диагностике одного из ведущих психических процессов – памяти. Этот познавательный процесс особенно важен для дошкольников и младших школьников, которым сохранение следов полученной информации (т.е. память) необходимо для интеллектуального развития. Недаром известный психолог П.П. Блонский писал, что дети 7-8 лет сначала запоминают, а затем анализируют то, что запомнили. Таким образом, в этом возрасте базой для мышления служит память, в то время как ребята постарше, наоборот, запоминают преимущественно то, что смогли понять.

Еще в Древней Греции считали, что особенно легко и быстро запоминают новый материал и долго сохраняют полученную информацию одаренные дети. И в современной психологии, несмотря на то что у ученых еще нет единого мнения о структуре и природе одаренности, практически все считают, что одна из ее характеристик – высокий уровень развития памяти.

Однако при диагностике необходимо помнить, что, хотя хорошая память, как правило, связана с высоким уровнем интеллектуального развития ребенка, низкий уровень памяти еще не говорит о том, что интеллектуальное развитие данного ребенка невысокое, что он отстает от нормы. Итак, связь между памятью и интеллектом односторонняя, а не двусторонняя, и плохая память в отличие от хорошей мало что говорит о способностях человека.

Память непосредственная, или механическая, характеризуется:

Объемом запомненной информации,

Временем ее хранения,

Скоростью и точностью запоминания.

Естественно, что чем лучше память, тем точнее и прочнее ребенок запоминает материал.

Существует еще и опосредованная память, причем ее роль растет с возрастом. Чем старше ребенок, тем больше материала он запоминает благодаря опосредованной памяти. Опосредованная память характерна тем, что для запоминания используются определенные предметы или знаки, которые помогают лучше запомнить предлагаемый материал. Так, для запоминания номера телефона мы часто связываем эти цифры с днями рождения или другими памятными датами нашей жизни, благодаря которым нейтральные цифры приобретают дополнительное значение и лучше запоминаются. Ценность этого вида памяти в том, что она непосредственно связана с мышлением, являясь как бы первой ступенькой формирования образного мышления, обобщения.

При диагностике необходимо помнить, что с возрастом изменяется не только и не столько объем запомненного материала, который в норме достаточно стабилен и составляет около 60-70% от общего объема предлагаемого материала, сколько его характер, так как детям до 4-5 лет легче запоминать образы предметов, картинки (образная память), а более старшим ребятам возможно для запоминания предъявлять и слова (вербальная память).

I. Диагностика механической памяти

Цель. Исследование объема и скорости данного вида памяти.

Стимульный материал. Ряд из десяти не связанных между собой слов. Для детей 5-6 лет он может быть следующим: самолет, чайник, бабочка, ноги, бревно, свеча, тачка, журнал, машина, волк.

Инструкция. «Слушай меня внимательно. Я сейчас скажу слово, которые ты должен запомнить и повторить в конце занятия. Постарайся их запомнить».

Проведение теста. После инструкции медленно (с интервалом в 1-2 секунды) и четко произнесит десять слов. Потом попросите ребенка повторить слова, поправляя его, если он ошибется. Запишите, сколько слов ему удалось запомнить с первого раза. Попросите ребенка повторить слова еще раз, и так до тех пор, пока он не запомнит все слова. После этого повторите слова еще раз медленно и четко. Через 20-30 минут предложите ребенку вспомнить эти слова, записывая при этом, сколько слов воспроизведено правильно.

Анализ результатов.

  1. Объем памяти показывает количество правильно воспроизведенных с первого раза слов.
  2. Скорость запоминания определяется числом повторений, необходимых для выучивания всего ряда.

Норма для детей 5-6 лет.

  1. Воспроизведение с первого раза четырех-пяти слов.
  2. Запоминание всего ряда с двух-трех повторений.
  3. Отсроченное воспроизведение пяти – семи слов через 20-30 минут.

Низкий уровень механической памяти:

  1. Ребенок не может вспомнить даже двух – трех слов как при мгновенном, так и при отсроченном воспроизведении.
  2. Не запомнил ряд после пяти – семи повторений.

Можно предположить, что у данного ребенка при обучении возникнут трудности, однако без дальнейшего анализа рано говорить о каких-то интеллектуальных отклонениях или нарушениях.

II. Диагностика опосредованной памяти

Опосредованную память, связанную с образным мышлением, изучают с помощью пиктограмм.

Материал. Лист бумаги, простой карандаш и ряд слов для запоминания. Для детей 5-6 лет он может состоять, например, из следующих 12 слов и словосочетаний: веселый праздник, вкусный ужин, строгая воспитательница, тяжелая работа, теплый ветер, болезнь, обман, расставание, развитие, слепой мальчик, страх, веселая компания.

Инструкция: «Я сейчас прочитаю слова, которые тебе надо хорошо запомнить и повторить в конце занятия. Слов много, чтобы тебе легче их запомнить, можешь на листочке рисовать то, что тебе напомнят эти слова. Рисовать можно только картинки, а не буквы. Так как слов довольно много, а листочек только один, постарайся расположить рисунки так, чтобы все они уместились на нем. Не старайтесь вырисовывать картинки, качество рисунков не важно, важно только, чтобы они правильно передавали смысл слова».

Проведение теста. Медленно читайте приведенные выше слова и словосочетания, а дети пусть рисуют, что придет им в голову. Время, отпускаемое на каждый рисунок, ограничено – 1-2 минуты. Внимательно смотрите за тем, чтобы ребенок не писал буквы, а рисовал.

Если у ребенка рисунок получается крупным и занимает большую часть листа, напомните ему, что лист один и на нем надо уместить все картинки. Это напоминание делается один раз после второго-третьего слова.

Если ребенок рисует без всякой цели и смысла, спросите его, что это за рисунок и какое отношение он имеет к названному слову. Проверьте, помните ли еще ребенок то слово, к которому рисует картинку.

Если ребенок начинает увлекаться, вырисовывать детали и добавлять что-то к первоначальному рисунку, то укажите, что важно не качество картинки, а ее связь с произвольным словом.

Если ребенок продолжает рисовать, назовите следующее слово.

После окончания работы пронумеруйте рисунки, чтобы было понятно, какой рисунок, к какому слову относится. (Если ребенок умеет считать, попросите его сделать это самому.) Через 20-30 минут после проведения теста предъявите детям листочек бумаги с их рисунками и попросите, глядя на них, вспомнить продиктованные слова.

При воспроизведении зафиксируйте количество правильно воспроизведенных слов и ошибок. Если вместо словосочетания «вкусный ужин» ребенок говорит «сладкий ужин» или вместо слова «разлука» - «расставание», это ошибкой не считается.

Анализ результатов.

  1. Объем опосредованной памяти характеризует количество правильно воспроизводимых слов. Он должен быть больше, чем объем непосредственной памяти, и в норме для детей этого возраста составляет 10-12 слов (т.е. практически стопроцентное воспроизведение).
  2. Уровень развития образного мышления исследуют при помощи анализа рисунков. У детей с низким уровнем образного мышления рисунки мало связаны с темой либо эта связь поверхностная, в то время как у детей с высоким уровнем они отражают суть данного слова. Например, для словосочетания «вкусный ужин» могут быть нарисованы торт, накрыт стол, тарелка с едой и т.п. Точно так же для слова «болезнь» может быть изображен больной человек, например с перевязанной ногой или лежащий на кровати в больнице.

Обращайте внимание на характер рисунков, на слова разной сложности, специально подобранные в пиктограмме. Так, нарисовать знаки, отражающие словосочетания «вкусный ужин» или «строгая воспитательница», детям намного проще, чем знаки, связанные со словами «болезнь» или «обман». Наиболее сложными считаются словосочетание «теплый ветер» и слово «развитие».

Норма для детей 5 лет. Адекватные рисунки для простых слов и словосочетаний и отказ от изображения сложных слов или словосочетаний или их буквальное, конкретное отражение.

Норма для детей 5,5-6 лет. Адекватное изображение всех слов.

Если ребенок рисует однотипные, мало связанные с содержанием слова рисунки, но в то же время правильно их воспроизводит, это свидетельствует о том, что низкий уровень мышления компенсируется в данном случае хорошей механической памятью. Низкий уровень развития и памяти, и мышления может в какой-то степени быть признаком общего интеллектуального отставания ребенка.

Интересно сравнить данные о непосредственном и опосредованном запоминании, так как хорошо развитое образное мышление может компенсировать недостаток памяти. Ребенок способен воспроизвести весь ряд слов (10-12) в пиктограмме, однако при непосредственном запоминании может запомнить их меньше нормы, например всего три – пять слов.

Стремление ребенка вырисовывать каждую деталь, неумение уложиться в отведенное для него время, свидетельствуют о ригидности (трудности переключения с одной деятельности на другую), замедленном темпе деятельности, а также о тревожности, неуверенности в себе. Естественно, по одному тесту трудно сделать окончательный вывод об этих качествах. Поэтому следует просто отметить их наличие и в дальнейшем на других тестах проверить данные свойства личности более объективно. Если у ребенка во всех рисунках присутствует сквозная, мало изменяющаяся тема (например везде нарисованы в разных положениях больные или веселящиеся люди и т.д.), также можно предположить наличие определенных личностных качеств: общительности, тревоги и т.п. О личностных проблемах говорит и отказ ребенка нарисовать какое-то определенное слово (например «страх» или «обман»), в то время как остальные слова он рисует безотказно. Однако эти признаки также надо только отметить, потому что для более точного исследования проблем и личностных особенностей детей используют другие методики.

Анализ расположения рисунков на листе бумаги показывает способность ребенка правильно организовать свою деятельность, что особенно важно учитывать при диагностики шестилеток, так как это один из параметров, связанных с готовностью к школьному обучению. Наиболее адекватным считается расположение рисунков в той последовательности, в которой даются слова, так что взрослому даже не требуется специально нумеровать их в конце пиктограммы. При этом изображения отделены друг от друга и свободно умещаются на одной стороне листка. Наиболее низким уровнем организации является вариант, при котором рисунки хаотично разбросаны по листу и настолько велики, что налезают друг на друга, не умещаются на одной стороне и приходится переворачивать листок, чтобы уместить все слова.

Итак, мы разобрали методы диагностики мышления у детей 5-6 лет. Я хотела бы напомнить о том, что стимульный материал, приведенный выше, рекомендован для детей именно этого возраста, в то время как для более младших или более старших детей подбираются другие словесные ряды. Хотелось бы подчеркнуть, что эти тесты дают достаточно полное и однозначное исследование ТОЛЬКО ПАМЯТИ. Все остальные психические функции они изучают лишь частично, и потому данные об образном мышлении, об организации деятельности и особенно о некоторых индивидуальных особенностях детей требуют подтверждения и уточнения (либо опровержения) другими методиками.


Экспериментальное исследование развития памяти дошкольников в условиях игровой деятельности проводилось в МОУ детский сад № 352 города Волгограда.

В эксперименте принимали участие 20 детей.

С целью изучения особенностей развития памяти детей было проведено психолого-педагогическое исследование.

Цель данного эксперимента заключалась в следующем:

1. Определить особенности развития памяти дошкольников;

2. Выявить влияние игровой деятельности на развитие памяти дошкольников;

3. Осуществить целенаправленный подбор средств, обеспечивающих развитие памяти детей в процессе игровой деятельности.

Эксперимент проводился в три этапа. На первом этапе (констатирующем) мы диагностировали развитие памяти дошкольников. На втором этапе (формирующем) развитие памяти дошкольников осуществлялось в ходе игровой деятельности. На третьем этапе (контрольном) был подведен итог развития памяти дошкольников в игровой деятельности.

Диагностика особенностей развития памяти у детей проводилось с использованием следующих методик:

1. Методика «Запомни фигуры». (Р.С. Немов.)

Цель: Определить особенности зрительной памяти.

Оборудование: Доска, мел, листочки бумаги, ручки;

Условия: просмотрев все 5 фигур, ребята должны в течение 5 минут на своем листке бумаги восстановить по памяти увиденное.

Инструкция: Мы повторяем с ребенком геометрические фигуры. Утвердившись, что ребёнок знает их, рисуем на доске 5 геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал). Ребёнок должен внимательно посмотреть и запомнить их. И, через 7 - 8 секунд стираем с доски все геометрические фигуры и просим ребёнка нарисовать все фигуры, которые он запомнил в той же последовательности.

Оценка результата: высокий уровень – когда ребенок по памяти рисует все 5 геометрических фигур в той же последовательности; средний – 5 и 4 в разнобой; низкий – 3 и т.д.

2. Методика «Узнавание фигур» (Т. Е. Рыбаков).

Цель: Определить уровень развития произвольной образной памяти;

Оборудование: Рисунок А и рисунок Б (Приложение 1).

Инструкция: Наглядный материал представлен на (рис.А). Мы используем наглядный материал, подготовленный, для данной методики в течение 10 сек. Показываем ребенку рисунок (А) (девять различных фигур) с установкой запомнить предъявляемые фигуры. Затем рисунок убираем, а ребёнку немедленно предъявляется рисунок (Б), где все виденные схематические фигуры из рисунка (А) разбросаны среди других двадцати пяти фигур. В рисунке (Б) ребёнок должен найти первые девять фигур.

Оценка результата: высокий – когда ребенок без ошибок показывает 9 - 8 фигур; средний – 7 -5; низкий 4 и т.д.

3. Методика «Весёлые картинки» (Т.В. Розановой).

Цель: Изучение кратковременной памяти.

Оборудование: Набор карточек со словами, достаточно хорошо знакомыми детям. На одних карточках помещается 2 слова, на других – от 3 до 7 слов (всего 27): 1) лампа, санки; 2) книга, мясо, лодка; 3) волк, стул, молоко, бумага; 4) нос, вода, ботинки, дом, лопата; 5) подарок, мел, диван, птица, машина, забор; 6) мороз, дерево, кукла, парта, день, картина, погода.

Инструкция: Ребенку предъявляем сначала карточки с двумя словами, мы прочитываем вслух слова на карточках (слова после этого убираются) и сразу ребенок воспроизводит слова вслух.

Оценка результата. Таким путем выясняются возможности детей старшего дошкольного возраста удержать в памяти 2, 3, 4, 5, и 7 слов при их одноразовом предъявлении.

Высокий уровень: 7 – слов; средний уровень: 4 - 5 слов; низкий уровень – 3 слова.

4. Методика. Диагностика уровня сформированности у старших дошкольников логической опосредованной памяти.

Цель: Диагностика развития у дошкольни­ков смыслового соотнесения как логического приема запоминания.

Оборудование: десять пар слов, между которыми легко установить словесные связи:

Стол – тарелка машина – дорога

вода – лодка кошка – мышка

нож – колбаса кукла – мяч

мост – река цветок – бабочка

глаз – рот снежинка – снеговик

Прядок исследования: Экспериментатор вначале читает каждую пару слов, а исследуемый старается установить связь между словами пары. Потом экспериментатор называет только первое слово пары, а исследуемый должен воспроизвести второе, пользуясь установленной связью.

Оценка результата: Каждое слово - это один балл. Всего 27 слов.

Высокий уровень: 7 – 10 баллов; средний уровень: 4 – 6 баллов; низкий уровень – до 3 баллов.

Анализ результатов диагностики памяти детей старшего дошкольного возраста представлен в таблице 2.1.

Таблица 2.1. Диагностика развития памяти детей

Ф.И. ребенка 1 методика 2 методика методика 4 методика Вывод об уровне развития
1. Даша А. высокий
2. Максим Г. средний
3. Павел Г. низкий
4. Максим Гр. низкий
5. Соня К. низкий
6. Гриша К. средний
7. Александра К. средний
8. Лиза Н. средний
9. Рома П. низкий
10. Вероника П. средний
11. Петя П. средний
12. Никита П. высокий
13. Даниил П. средний
14. Настя С. высокий
15. Диана С. низкий
16. Ваня Т. высокий
17. Мариано Т-С. средний
18. Эвелина У. низкий
19. Катя Ф. средний
20. Ваня Ч. низкий

В процессе диагностики памяти детей были выделены следующие группы дошкольников:

Дети с высоким уровнем развития памяти (4 человека) – 20 %. Эти дети по памяти рисуют 5 геометрических фигур, в той же последовательности; у них хорошо развита произвольная образная память, так они показывают до 9 фигур; произвольной образной памяти удерживают в памяти более пяти слов, хорошо развита смысловая память;

Дети со средним уровнем развития памяти (9 человек) – 45 %. Эти дети по памяти рисуют до 4 геометрических фигур вразнобой; у них в целом развита произвольная образная память, так они показывают до 7 фигур; в памяти могут удержать до 4 слов, достаточно развита смысловая память;

Дети с низким уровнем развития памяти (7 человек) – 35 %. Эти дети по памяти рисуют до трех геометрических фигур вразнобой; произвольная образная память развита недостаточно, они могут показать до 4 фигур; объем кратковременной памяти их невелик, они могут удержать в памяти до трех слов, преобладает механическая память.

Для изучения специфики запоминания у дошколь­ников в разных видах деятельности (сюжетно-ролевая игра, дидактическая игра, слушание рассказа) была проведена следующая диагностика.

5. Методика. Оценка памяти в разных видах деятельности.

Цель: исследование специфики запоминания у дошколь­ников в разных видах деятельности (сюжетно-ролевая игра, дидактическая игра, слушание рассказа).

1). Оценка памяти в сюжетно-ролевой игре.

Запоминание осуществляется в сюжетно-ролевой игре.

Оборудование: 10 предметов (Мишка, зайчик, лисичка, тарелка, кружка, кроватка, столик, мячик, грузовик, лопатка).

Инструкция: Детям предлагается поиграть в игру, используя все эти предметы (выложенные на ковре).

По окончании игры, предметы убираются и ребенка спрашивают, какие предметы были предложены в игре, какие использовались, какие нет.

За каждый правильно названный предмет присваивается 1 балл.

2). Оценка памяти в дидактической игре.

Ребенку называют 10 слов с интервалом в 3 с., не связанных друг с другом по смыслу и предлагают запомнить их, чтобы потом назвать.

Слова: Книга, солнце, молоко, роза, карандаш, тарелка, кукла, машина, дерево, дом.

Максимальное количество набранных баллов – 10.

3). Оценка памяти в процессе слушания рассказа.

Детям читается рассказ, в котором встречаются 10 предметов по прочтении рассказа, ребенку предлагается назвать их.

Рассказ: «Сегодня у Саши день рождения. Мальчику подарили много подарков. Пришел папа и подарил велосипед, на тем так здорово кататься по двору. Пришла мама и подарила замечательного розового зайчонка. Пришла сестра и подарила краски, ими можно рисовать. Пришел брат и подарил подводную лодку, ее можно запускать прямо в ванной. Бабушка подарила прекрасный теплый шарф. Кто пришел к Саше не день рождения? Что подарили мальчику?».

За каждый правильный ответ присваивается 1 балл.

Максимальное количество набранных баллов – 10.

Анализ исследования продуктивности запоминания у старших дошкольников в разных видах деятельности представим в таблице 2.2.

Таблица 2.2. Диагностика продуктивности запоминания детей в разных видах деятельности

Ф.И. ребенка Методика 1 (сюж-рол. игра) Методика 2 (дидакт игра) Методика 3 (прослушив рассказа) Вывод об уровне развития
1. Даша А. высокий
2. Максим Г. средний
3. Павел Г. низкий
4. Максим Гр. низкий
5. Соня К. низкий
6. Гриша К. средний
7. Александра К. средний
8. Лиза Н. средний
9. Рома П. низкий
10. Вероника П. средний
11. Петя П. средний
12. Никита П. высокий
13. Даниил П. средний
14. Настя С. высокий
15. Диана С. низкий
16. Ваня Т. высокий
17. Мариано Т-С. средний
18. Эвелина У. низкий
19. Катя Ф. средний
20. Ваня Ч. низкий

В процессе диагностики памяти дошкольников в разных видах деятельности были выделены следующие группы дошкольников.