Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе«В гости к нам пришли игрушки. Занятие по развитию речи во второй младшей группе«Наши любимые игрушки

Екатерина Рыбинская
Конспект занятия по развитию речи во 2 младшей группе

Конспект итоговой НОД по развитию речи во 2 младшей группе

Интеграция образовательных областей : «Коммуникация» , «Чтение художественной литературы» , «Познание» , «Музыка» .

Образовательные задачи :

Закрепить умения подбирать слова, противоположные по смыслу (антонимы) .

Продолжать учить произносить звукосочетания : мяу-мяу, мур-мур, гав-гав, му-му.

Продолжать учить узнавать животных по описанию, подбирать глаголы, обозначающие характерные действия животных. Правильно использовать в своей речи предлоги (за, перед, на, под) . Закрепить понятие “домашние животные”.

Закрепить название своего поселка, детского сада, классификацию овощей и фруктов.

Повторить сказку «Репка»

Развивающие задачи :

Развивать связную речь детей . Продолжать учить детей отвечать на разнообразные вопросы взрослого, используя все части речи . Развивать память , внимание детей.

Воспитательные задачи :

Воспитывать стремление оказывать помощь тем, кто в ней нуждается; интерес и желание к познанию окружающего мира.

Методические приёмы :

Словесный (беседа, диалог)

Наглядный (ИКТ, демонстрационный материал, резиновые игрушки домашних и диких животных, деревья, посуда);

Игровой (дидактические игры «Четвертый лишний» , «Подбери слово» , «Где сидит воробей» , «Разложи по корзинкам» , подвижная игра «Зайки скачут» ).

Использование здоровьесберегающих технологий;

Использование демонстрационного материала.

Оборудование : письмо в конверте, цветы, воробей, игрушка заяц, дерево, ИКТ, презентация, музыкальное сопровождение.

Ход НОД:

Заходите, ребята, давайте поздороваемся с гостями.

Сюрпризный момент.

Ребята, сегодня утром, когда я шла на работу, нашла у двери вот это письмо. Чужие письма читать нельзя, поэтому надо решить, нам ли оно адресовано. Вспомните, какой у нас адрес : в каком поселке мы живем, в какой сад ходим, как называется наша группа ? Читаю адрес : поселок Федоровский, д/с «Березка» , группа «Гуси-лебеди» . Значит? Письмо адресовано нам.

Давайте прочитаем, что же там написано, и от кого пришло письмо. А письмо нам прислала бабушка, из сказки «Репка» , и что же она пишет : «Ребята, дедушка никак не может вытащить репку в огороде, помогите ему, пожалуйста».

Ребята вы хотите помочь дедушке вытащить репку из земли? (Да.)

Тогда мы с вами отправимся к ним в гости. А на чем мы можем отправиться?

Ответы детей (на машине, на поезде, на автобусе, на самолете, на корабле) .

Слышен гром издалека,

Тучек в небе нет пока.

Это разгоняя пух,

Поезд мчится : чух- чух -чух!

Мы поедем на поезде. Я буду паровозиком, а вы маленькими вагончиками. Кто первый назовет слово, тот и становится за мной. Начинаем.

Игра «Подбери слово»

Зимой холодно, а летом (тепло)

Мама молодая, а бабушка (старенькая)

Днем светло, а ночью (темно)

Сахар сладкий, а лимон (кислый)

Кресло мягкое, а стул (жесткий)

Дорога широкая, а тропинка (узкая)

Снег белый, а земля (черная)

Суп горячий, а мороженное (холодное)

Волшебник добрый, а Баба Яга (злая)

Слон большой, а мышка - маленькая

Лук горький, а торт - сладкий

(дети по очереди становятся в паровозик)

Посмотрите, какой у нас поезд длинный получился.

-Поехали : «Ш-Ш-Ш» . Поезд набирает ход : «ЧУ-ЧУ-ЧУ» . Выпускаем пар : «С-С-С» . Тормозим : «З-З-З» . (Играет музыка про паровоз) .

Вот ребята мы и приехали на полянку. Посмотрите, чего на полянке много, а что одно? Правильно, на полянке много цветов, а дерево одно. Давайте понюхаем их аромат.

Дыхательная гимнастика “Аромат цветов” - через нос делаем спокойный вдох, задерживаем дыхание и медленно выдыхаем “А - а! ”.

Игра «Где сидит воробей»

Ребята, кто это у нас тут сидит? (Воробей)

А где он сидит? (На дереве)

Как чирикает воробей (Чик-чирик)

Воробей не хочет сидеть на месте, с ветки на ветку перелетает. Посмотрите, воробей волнуется, крыльями машет. (Дети показывают движения птицы) .

Кто сидит под деревом? (заяц) . Где теперь он сидит? (на земле, перед деревом) . А теперь, где сидит? (на земле, за деревом) .

Вагончики, цепляйтесь к паровозику, едем дальше (Ш, ЧУ, С, З) . (Поезд подъезжает к стульчикам, дети садятся в полукруг) .

Игра «Четвертый лишний»

Интересно, ребята, а какие животные заблудились? Давайте попробуем отгадать.

1. Это домашнее животное, у которого пушистый хвост, оно умывается лапкой и ловит мышей. Кто это? (кошка)

Как она мурлычет? (мур-мур) . Как она разговаривает? (мяу-мяу)

А как она шипит? (ш-ш-ш) . Давайте назовем ее ласково (кошечка, киска)

А что любит делать кошка? (ловить мышей, пить молоко, спать, играть, царапаться)

А какая кошка? (мягкая, пушистая, ласковая)

2. Это большое домашнее животное с длинным хвостом, у нее есть рога? (Корова)

Давайте ласково назовем корову (Коровка, коровушка)

А что она делает? (Пасется на лугу) . Что корова кушает? (траву, сено)

А что дает корова? (Молоко) . Как мычит корова (Му - му)

3 - А это домашнее животное охраняет дом, а когда радуется, весело хвостом машет (собака)

Как ласково назовем? (собачка, песик)

Как собака разговаривает? (гав-гав) . А можете зарычать, как собачка?

Что умеет делать собачка? (сторожить дом, пасти стадо коров, приносить палочку, грызть косточки, выступать в цирке).

Молодцы, а как можно одним словом назвать этих животных? (домашние)

Почему их так называют? (живут рядом с человеком, приносят пользу)

А каких ещё домашних животных вы знаете? Коза, лошадь, свинья.

А кто здесь лишний? (заяц) Почему? (дикое животное, живет в лесу) .

Подвижная игра «Зайки скачут»

Рассказывают сказку 2-3 детей.

Ребятки, бабка благодарит вас за то, что помогли деду вытянуть репку. За это она угощает вас овощами и фруктами. Но их надо разложить по корзинам, в одну овощи, в другую фрукты.

Игра «Разложи по корзинкам»

Ребята, давайте поможем разложить овощи и фрукты.

Где растут овощи? (На земле, в земле, на огороде)

А где растут фрукты? (На дереве) .

(Дети раскладывают овощи и фрукты, рассказывая про свой овощ или фрукт) .

Молодцы ребята! А вот вам и мое угощение.

Бабушка передает корзину с угощениями.

Ребята, какие вы молодцы! Помогли дедушке и бабушке, ну а теперь пора возвращаться в детский сад. Вагончики, цепляйтесь к паровозику, едем дальше (Ш, ЧУ, С, З) . (Едут на поезде)

Вот мы и в детском саду. Где мы с вами были? (У дедушки и бабушки)

А что мы делали по дороге к бабушке и дедушке? (Играли)

В какие игры мы играли? (перечисляют ) . А чем вас бабушка угостила? (Яблоками)

Замечательно! Давайте встанем в круг, возьмемся за руки и скажем : “Мы очень хорошие”. Сначала шепотом, обычным голосом и покричим.

В пособии представлены примерные планы занятий по развитию речи и приобщению детей 3–4 лет к художественной литературе; даны рекомендации по организации и проведению занятий.

Книга адресована широкому кругу работников дошкольного образования, а также студентам педагогических колледжей и вузов.

2-е издание, исправленное и дополненное.

Валентина Викторовна Гербова
Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада. Планы занятий

От автора

Успешная реализация программных задач зависит от ряда факторов и, прежде всего, от уклада жизни дошкольного учреждения, той атмосферы, в которой воспитывается ребенок, от специально заданной, продуманной развивающей среды.

Эффективность воспитания и обучения достигается путем кропотливого труда педагогов, непосредственно работающих с детьми, и всех сотрудников дошкольного учреждения, общающихся с дошкольниками в течение дня.

Система работы по обучению детей родному языку, ознакомлению их с художественной литературой представлена в работах В. В. Гербовой "Развитие речи в детском саду", "Приобщение детей к художественной литературе" (М.: Мозаика-Синтез, 2005).

Пособие "Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада", написанное в рамках "Программы воспитания и обучения в детском саду" под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой, дополняет рекомендации по важнейшему направлению педагогической деятельности – целенаправленному и планомерному обучению дошкольников на занятиях. Практическое назначение книги – дать воспитателям примерные ориентиры по планированию занятий (определение тем и целей обучения, способов их реализации).

Особенности развития речи детей четвертого года жизни

На четвертом году жизни особое внимание уделяется формированию потребности высказываться самостоятельно .

Малыши говорят с целью что-то сообщить, объяснить, попросить, а также сопровождают речью игровые действия. Их сообщения и объяснения на треть состоят из сложных предложений, что позволяет совершенствовать синтаксическую сторону речи детей.

К трем годам появляется способность к речевому анализу . Ребенок, сам не умея правильно произносить слова, улавливает, когда кто-то другой произносит их с ошибками. Дети могут различать сходно звучащие слова (Сашулька – сосулька). Однако о речевом совершенстве слуха говорить еще рано (связную речь воспринимать на слух сложнее, чем отдельные слова).

В этом возрасте дети начинают улавливать на слух и воспроизводить некоторые интонации (радостные, назидательные, вопросительные).

Хотя четвертый год является периодом интенсивного усвоения звуков , наряду с правильным их произношением в речи детей наблюдается пропуск, замена, уподобление и смягчение звуков (произношение мягких звуков дается ребенку легче, чем твердых).

Правильное произношение звуков у ребенка легко нарушается при утомлении, болезни, общении с плохо говорящими маленькими детьми.

Дефекты произношения затрудняют усвоение грамматического строя речи, препятствуют общению ребенка со сверстниками, поскольку его высказывания малопонятны окружающим.

У детей 3–4 лет дыхание прерывистое, а темп речи ускоренный (реже – замедленный), поэтому их бывает трудно слушать. В связи с этим в содержание работы по воспитанию звуковой культуры речи входят упражнения на совершенствование дыхания, силы, высоты голоса.

Проблема формирования словаря также много аспектна. Известно, что на третьем году жизни дети легко узнают отдельные предметы (овощи, мебель, посуда и т. д.), но не всегда правильно их называют. К трем годам малыши воспринимают предметы, пытаясь охарактеризовать их признаки, качества, действия с ними.

Понимание некоторых вопросов взрослого, касающихся знакомых предметов, может вызвать у детей затруднения, в частности, когда предмет выступает в качестве объекта действия. Дети, рассматривая картинку, безошибочно отвечают на вопрос "Кто (что) это?" (девочка, кукла, штанишки, иголка, нитка), но на вопрос "Кому девочка шьет штанишки?" некоторые из них отвечают "Мишке шьет" (совсем недавно воспитатель зашивал штанишки медвежонку).

В словаре детей четвертого года жизни фиксируются значительные количественные колебания, которые объясняются индивидуальными особенностями развития малышей.

К сожалению, до сих пор исследователи опираются на данные Е. Аркина о составе словарного запаса у детей четвертого года жизни, опубликованные в 1968 году. (Возможно, что у современного ребенка иные количественные характеристики.) Итак, по Е. Аркину в словаре ребенка: существительные и местоимения составляют 50,2 %, глаголы – 27,7 %, наречия – 5 %, прилагательные – 11,8 % .

Дети достаточно успешно осваивают так называемый бытовой словарь, что помогает им общаться. Кроме того, необходимо помогать детям усваивать слова, обозначающие части и детали предметов, их качества. Следует вводить в словарь некоторые родовые понятия, иначе группировку предметов малыши осуществляют, ориентируясь на случайные, а не на существенные признаки.

В этом возрасте наблюдается интенсивное освоение детьми предлогов, союзов, вопросительных слов (основы для совершенствования синтаксиса).

Словарная работа тесно связана с работой по совершенствованию грамматического строя речи (словообразование, словоизменение и т. д.).

Дети различают слова, ориентируясь на приставку, суффикс (пришел – ушел – зашел, чашка – чашечка). Малыши осваивают согласование глаголов прошедшего времени единственного числа с существительными, правильные формы родительного и винительного падежей множественного числа имен существительных (сапог, варежек, лисят), притяжательных прилагательных (заячий, лисий); начинают пользоваться прилагательными и наречиями в сравнительной степени.

Известно, что освоение грамматического строя речи особенно быстро происходит во второй половине третьего года жизни. (По данным исследователей до трех с половиной лет, а по некоторым показателям и до четырех лет, речь существенно не меняется.)

На четвертом году жизни постепенно увеличивается число простых распространенных предложений, появляются сложные предложения .

В этом возрасте дети задают вопросы, не связанные с их непосредственным опытом. ("Это кролик. А как его фамилия?" "Ночью солнце превращается в луну?" "Ты какая моя родственница?" (Обращается к воспитателю.))

Во второй половине года возрастает количество вопросов, нацеленных на выяснение причинно-следственных отношений.

Особенности работы с детьми на занятиях

С дошкольниками четвертого года жизни планируются специальные занятия по развитию речи и художественной литературе. На этих занятиях продолжается работа по совершенствованию звуковой культуры речи, грамматической правильности речи, по воспитанию интереса к художественному слову и накоплению литературного багажа.

Во второй младшей группе чаще всего организуются занятия, состоящие из одной части (чтение детям сказки, отработка четкого и правильного произношения звука и т. п.). На этих занятиях, кроме основной, параллельно решаются и многие другие задачи. Так, например, знакомство детей с новой сказкой является ведущей задачей занятия, но на этом же материале воспитатель формирует у малышей интонационную выразительность речи, активизирует словарь, совершенствует звукопроизношение и т. д.

С детьми 3–4 лет проводятся также комбинированные занятия, состоящие из двух самостоятельных частей. Допустимы самые разные варианты комбинирования:

Чтение произведения художественной литературы и отработка умения вести диалог;

Чтение (заучивание стихотворения) и совершенствование грамматической правильности речи;

Рассматривание сюжетной картины и игры (упражнения) на обогащение и активизацию словаря;

Дидактическая игра на формирование звукопроизношения и игры (упражнения) на совершенствование грамматического строя речи и т. д.

Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада. Планы занятий Гербова Валентина Викторовна

Особенности работы с детьми на занятиях

С дошкольниками четвертого года жизни планируются специальные занятия по развитию речи и художественной литературе. На этих занятиях продолжается работа по совершенствованию звуковой культуры речи, грамматической правильности речи, по воспитанию интереса к художественному слову и накоплению литературного багажа.

Во второй младшей группе чаще всего организуются занятия, состоящие из одной части (чтение детям сказки, отработка четкого и правильного произношения звука и т. п.). На этих занятиях, кроме основной, параллельно решаются и многие другие задачи. Так, например, знакомство детей с новой сказкой является ведущей задачей занятия, но на этом же материале воспитатель формирует у малышей интонационную выразительность речи, активизирует словарь, совершенствует звукопроизношение и т. д.

С детьми 3–4 лет проводятся также комбинированные занятия, состоящие из двух самостоятельных частей. Допустимы самые разные варианты комбинирования:

Чтение произведения художественной литературы и отработка умения вести диалог;

Чтение (заучивание стихотворения) и совершенствование грамматической правильности речи;

Рассматривание сюжетной картины и игры (упражнения) на обогащение и активизацию словаря;

Дидактическая игра на формирование звукопроизношения и игры (упражнения) на совершенствование грамматического строя речи и т. д.

Как достичь оптимальной «плотности» занятия, обеспечить максимальную организованность и дисциплинированность детей, сохранив при этом необходимую для их возраста атмосферу непосредственности и эмоциональности – этот вопрос часто возникает в ходе работы с дошкольниками. Решению этой проблемы способствует:

Чередование обучающих приемов (таких, как пояснение, показ образца или способа действия) с игровыми. Например, воспитатель рассказывает детям о песенке ежа, учит их четко и правильно произносить звук ф (по подражанию) и отрабатывает произношение звука, используя дидактическую игру «Ежик, хочешь молока?»;

Чередование хоровых и индивидуальных ответов детей (как словесных, так и двигательных), которые разнообразят занятие, помогают вовлечь в работу всех малышей, значительно повышают речевую активность каждого из них;

Использование разнообразных демонстрационных материалов (игрушек, предметов, картинок, фигурок настольного театра и т. п.). Их появление радует детей, помогает поддерживать устойчивое внимание;

Использование заданий, выполняя которые дети могут сменить позу, подвигаться (заглянуть под стулья, отыскивая «спрятавшуюся» собачку; показать, как вытягивает шею важный гусь и т. п.). Игровой характер таких заданий побуждает ребенка принять воображаемую ситуацию. Это вносит оживление в занятие, предупреждает возникновение утомления; учит детей игровым действиям. Однако данный прием окажется эффективным лишь в том случае, если взрослый будет сам действовать увлеченно и весело, заражая детей своим настроением;

Специально организованное общение воспитателя с детьми непосредственно после занятия. По приглашению педагога малыши рассматривают игрушки, которые использовались на занятии, разговаривают с педагогом, продолжают игру, которой завершилось занятие. Малоактивные дети охотнее отвечают на вопросы воспитателя именно в это время. Такие моменты позволяют в течение 3–5 минут закрепить программный материал с отдельными детьми или группой малышей (3–4 человека).

Успех занятия во многом определяется тем, как сидят дети: они должны хорошо видеть воспитателя и демонстрируемый материал. На одних занятиях детям удобнее сидеть за столами, стоящими отдельно друг от друга; на других малышей целесообразнее рассадить полукругом; на третьих младшим дошкольникам удобнее заниматься за столами, расположенными в ряд и т. д. Детей следует усаживать так, чтобы они не задевали друг друга (особенно при имитации действий, движений). Желательно, чтобы рядом с легковозбудимыми малышами сидели уравновешенные, не капризные сверстники. Не стоит предлагать трехлетним детям поднимать руку, демонстрируя готовность отвечать, или вставать при ответе на вопрос, это трудно для малышей и связано со значительными затратами времени.

Весь уклад жизни детского сада способствует развитию речи детей.

Работа по обогащению знаний и представлений дошкольников во всех сферах их деятельности (игровой, бытовой, образовательной – занятия изобразительной деятельностью, музыкальные, по формированию элементарных математических представлений и т. п.) и развитию речи неразрывно связаны.

Своевременно усвоенная дошкольниками точная терминология, опирающаяся на конкретные представления, значительно повышает уровень их речевого развития, совершенствует культуру речевого общения.

Как и на предыдущей возрастной ступени, во второй младшей группе используют следующие приемы словарной работы :

Рассматривание предмета, установление его назначения; сообщение детям названия предмета, показ характерных действий с ним;

Называние детям деталей предмета и их качеств (у чайника длинный нос), характеристика особенностей внешнего вида (сверху крышка, сбоку ручка);

Использование вопросов, предполагающих ответ действием. Эти вопросы позволяют выяснить, есть ли нужное слово в пассивном словаре ребенка;

Сочетание показа предмета с активными действиями ребенка по его обследованию (ощупывание, восприятие на слух, различение по вкусу, запаху). Например, педагог показывает лист фикуса и говорит: «Посмотрите, какие большие листья у фикуса. Мне кажется, что они больше Андрюшиной ладошки. Проверим? И даже больше моей ладони!»;

Многократное повторение ребенком нового слова: вслед за воспитателем; при ответе на вопрос воспитателя; при заучивании рифмовки и т. п.

Во второй младшей группе планируются дидактические игры на группировку знакомых детям предметов: посуды, одежды, игрушек, мебели, овощей. Младшие дошкольники осваивают и учатся использовать в своей речи обобщающие слова, называть конкретные предметы, входящие в группу, и указывать на признак, позволяющий объединить те или иные объекты, разные по названию и внешнему виду.

В ходе работы с детьми обычно используется следующая последовательность. Сначала воспитатель, используя подходящий момент, показывает группу предметов, объясняет, как и почему их можно назвать одним словом. Далее уточняет, конкретизирует и обогащает представления детей о предметах, входящих в данную группу, проводит упражнения по активизации словаря и, наконец, предлагает задания на группировку предметов.

Полученные знания закрепляются на занятиях и в самостоятельной деятельности детей.

Многие занятия, особенно в первой половине года заканчиваются дидактической игрой «Не ошибись!», которая проводится следующим образом. Воспитатель подходит к ребенку и просит выполнить задание: «Груша, яблоко, апельсин – это… (фрукты)», «Назови любой овощ… (любой предмет посуды)» и т. п.

За правильный ответ ребенок получает награду – какой-нибудь мелкий предмет: елочку, фишку, орешек, камешек, желудь и т. п.

Сначала педагог ждет пока ребенок ответит на вопрос, но во второй половине года, приучая детей работать в определенном темпе, он отводит на ответ определенное время (например, негромко вместе с детьми считает до пяти (позже – до трех)).

Вне занятий эти упражнения проводятся во время игр с мячом (ребенок должен поймать мяч, и пока дети считают до пяти (или до трех), ответить на вопрос).

Уточняя пространственные представления детей, нужно помочь им освоить такие понятия, как рядом, за мной, передо мной. Этой цели могут служить дидактическая игра «Что изменилось» и различные дидактические упражнения. Например, педагог говорит детям: «Очень быстро вы сегодня поставили стулья и приготовились слушать. Кто же с кем сегодня сидит? Олечка, кто сидит рядом с тобой? Кто слева? Справа? Сзади? Впереди?» И так далее.

Осваивая цвет, младшие дошкольники испытывают определенные трудности. Они путают синий и зеленый цвета, ошибаются в определении оттенков и т. п. В процессе наблюдений, рассматривания игрушек, картинок, одежды следует уточнять и активизировать в речи детей названия цветов. В настоящем пособии приводится пример подобного занятия – «У матрешки – новоселье».

Одна из сложных программных задач – научить детей употреблять в речи имена существительные в форме множественного числа именительного и родительного падежей. Для ее решения богатые возможности предоставляют бытовые процессы. Например: «Итак, вы оделись, – говорит детям педагог. – Посмотрите, каких предметов одежды сегодня больше всего? (Шуб, курток, комбинезонов, шапок, шарфов, варежек…) А что одно? (Мое пальто.) Одна? (Олина дубленка.) Одни? (Димины перчатки.)» И так далее.

В соответствии с «Программой воспитания и обучения в детском саду» во второй младшей группе на развитие речи и ознакомление с художественной литературой отводится четыре занятия.

В данном пособии представлены занятия по:

Воспитанию звуковой культуры речи. Объем речевого материала, который используется на этих занятиях, позволяет параллельно решать задачи по активизации словаря детей, формированию диалогической речи;

Ознакомлению с художественной литературой (чтение детям русских народных сказок, стихотворений, упражнения в драматизации, заучивание наизусть);

Рассматриванию сюжетных картин. Эти занятия включают дидактические игры и упражнения, рассматривание книжных иллюстраций, игры-инсценировки.

Из книги Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 4-5 лет автора Щеткин Анатолий Васильевич

Основные направления работы с детьми Театральная игра Театральная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.Задачи. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке,

Из книги Лепка с детьми 4-5 лет. Конспекты занятий автора Колдина Дарья Николаевна

Секреты работы с глиной Многие воспитатели не любят работать с глиной, так как не понимают всех тонкостей, и часто заменяют занятия по лепке из глины на лепку из пластилина. Чтобы понять секреты лепки из глины, внимательно прочитайте следующие советы: За сутки до

Из книги Развитие речи в разновозрастной группе детского сада. Младшая разновозрастная группа. Планы занятий автора

Особенности работы по развитию речи в младшей разновозрастной группе Анализ существующей методической литературы, наблюдения за поведением и самочувствием детей разного возраста, пробные занятия, на которых выявлялись варианты объединения детей разного возраста (2–4

Из книги Пластилиновая картина. Для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста автора Лебедева Галина Александровна

Ольга Юрьевна Тихомирова, Галина Александровна Лебедева Пластилиновая картина. Для работы с детьми дошкольного и младшего школьного

Из книги Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада. Планы занятий автора Гербова Валентина Викторовна

Особенности работы с детьми на занятиях С дошкольниками четвертого года жизни планируются специальные занятия по развитию речи и художественной литературе. На этих занятиях продолжается работа по совершенствованию звуковой культуры речи, грамматической правильности

Из книги Частный детский сад: с чего начать, как преуспеть автора Зицер Наталья

Приложение II Произведения художественной литературы для работы с детьми вне занятий Мамина песенка Всех морей и речек Коней и овечек Мне сынок дороже, Родной человечек. Азербайджанская песенка, обраб. А. Ахундовой

Из книги Занятия на прогулке с малышами. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Для работы с детьми 2-4 лет автора Теплюк Светлана Николаевна

Зарплаты и график работы Совершенно очевидно, что в частном детском саду зарплаты воспитателей должны быть выше, чем в государственном. На сегодняшний день зарплата воспитателя в муниципальном детском саду составляет 12 000-15 000 руб. при продолжительности рабочего дня

Из книги Развитие творческого мышления. Работаем по сказке автора Шиян Ольга Александровна

Светлана Николаевна Теплюк Занятия на прогулке с малышами. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Для работы с детьми 2-4

Из книги Развитие речи. Игры и занятия с детьми раннего возраста. 1-3 года автора Мещерякова Софья Юрьевна

Методика работы с детьми

Из книги Как помочь школьнику? Развиваем память, усидчивость и внимание автора Камаровская Елена Витальевна

Из книги Энциклопедия методов раннего развития автора Рапопорт Анна

Структурирование работы Приучайте ребенка структурировать свою деятельность. Вы можете вслух проговорить отдельные шаги решения задачи, чтобы ребенок понял, как проходит процесс. Например: «Сначала нужно внимательно прочитать условие задачи. Что нужно найти? Всю

Из книги Малышу виднее. Cекреты спокойных родителей автора Соломон Дебора

Этап 6 Оформляем работы Вместе с ребенком выберите несколько его особенно удачных работ - при этом постарайтесь ориентироваться, прежде всего, на вкус самого автора. Затем покажите ему, как выглядят настоящие рамы у картин (если у вас дома картин нет, найдите изображение

Из книги Приемный ребенок. Жизненный путь, помощь и поддерка автора Панюшева Татьяна

Предметы, с которыми дети играют на наших занятиях Для малышей, которые еще не умеют ползать: Крышки от банок (металлические и пластмассовые) Бигуди (пластиковые) То, что можно вертеть в руках: цепочки, кольца, крупные бусины, маленькие чашки и чайные блюдца

Из книги Разговоры с сыном [Пособие для неравнодушных отцов] автора Кашкаров Андрей Петрович

Как? (Порядок работы) «Книга жизни» делается родителями совместно с ребенком. Если ребенок совсем маленький, родители делают это для него и обязательно показывают и рассказывают, что они делают и почему, – как только возраст ребенка позволит ему воспринимать такую

Из книги Основы музыкальной психологии автора Федорович Елена Наримановна

Из книги автора

3.4. Особенности восприятия музыки детьми Музыкальное восприятие имеет, помимо прочих, возрастные закономерности. Процесс восприятия музыки начинается в раннем детском возрасте, и психические особенности ребенка на каждом возрастном этапе оказывают воздействие на ход

Софья Попова
Конспект открытого занятия по речевому развитию во второй младшей группе

Цель : закрепление знаний детей младшего дошкольного возраста о диких и домашних животных, их детёнышах, о месте проживания.

Задачи :

1. Образовательные :

Закреплять знания детей о диких и домашних животных;

Формировать умение различать животных и их детенышей, правильно соотносить их названия;

Расширять кругозор и активизировать словарный запас детей через ознакомление с новыми животными;

Помогать детям употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающие животных и их детёнышей (волк – волчонок - волчата) ;

Закрепить согласование предлогов за, перед, на, под с существительными

2. Развивающие :

- развивать психические процессы детей : внимание, память, мышление;

Способствовать развитию связной речи , артикуляционного аппарата.

3. Воспитательные :

Воспитывать чувство любви к окружающему миру, бережное отношение к обитателям живой природы;

Продолжать формировать интерес к живой природе;

Воспитывать чуткое отношение к диким животным, желание помочь;

Наблюдать за животными, не беспокоя их и не причиняя им вреда.

Предшествующая работа :

Рисование животных по трафаретам.

Дидактическая игра «Кто где живет?»

Дидактическая игра «Помоги детёнышу найти его маму» .

Лепка животных из пластилина.

Чтение сказок : «Колобок» , «Три медведя» , «Волк и семеро козлят» , «Лиса, заяц и петух» .

Русские народные потешки и загадки о животных.

Ход занятия.

(дети заходят в группу )

В.: Ребята, посмотрите, сегодня к нам на занятие пришли гости . Давайте скажем им : “Здравствуйте!”

Д.: Здравствуйте!

В.: (Воспитатель и дети собираются в круг)

Эй! Ребята, подходите,

Друг на друга посмотрите,

Поздоровайтесь ладошками,

Улыбнитесь все немножко.

Всем, всем, всем, доброе утро!

Воспитатель : Какое у вас настроение стало?

Дети : Хорошее.

В.: Ребята, посмотрите, что это стоит на столе?

Д.: Коробка.

В.: Давайте её откроем . (воспитатель открывает коробку и достаёт оттуда другую коробку)

В.: Интересно, а что лежит в этой коробке? (воспитатель открывает коробку и достаёт оттуда другую коробку поменьше)

В.: опять коробка. Ребята, сколько коробок на столе?

Это какая коробка?

Д.: Большая.

Д.: Поменьше.

Д.: Маленькая.

В.: А что же в ней? (тихонько трясёт коробочку и загадочно произносит : “Там что-то есть! Открываем )

Д.: Да! (воспитатель достаёт из коробки игрушечного зайчонка)

В.: Ребята, кто же это?

Д.: Зайчонок.

В.: Я чувствую, как он дрожит. Что же случилось? (воспитатель слушает зайчонка, который шепчет ей что-то на ушко)

В.: Вот какую историю рассказал мне зайчишка. За городом у леса построили детский сад для зверят. Все дикие и домашние животные привели своих малышей в садик, а сами убежали по своим делам. Что тут началось : зверята стали рычать, пищать, кусаться. Воспитатель не знает, что делать? Бедный зайчишка ели ноги унёс. Ой, ребята, что же делать, нужно зайчонку помочь.

Дети предлагают варианты ответов :

Нужно вернуть зверят домой к своим мамам.

Дикие и домашние животные не могут жить вместе и т. д.

(Воспитатель может задавать наводящие вопросы)

Давайте отправимся в этот детский сад для зверят и скорее вернём малышей к своим мамам.

Д : Давайте!

В.: А на каком виде транспорта мы можем быстрее доехать до садика. Он же находится далеко, за городом?

Д.: На машине.

В.: Встаём в кружок. Берём в руки большие насосы и качаем колёса.

Д.: С-С-С-С-С (Звук С произносится твёрдо)

В.: Теперь берём в руки маленькие насосы, чтобы до конца подкачать колёса.

Д.: С-С-С-С-С (Звук С произносится мягко)

В.: Берём в руки руль, поехали :

Едем, едем на машине,

Нажимаем на педаль.

Газ включаем, выключаем,

Смотрим пристально мы вдаль.

Дворники счищают капли.

Вправо, влево. Чистота!

Волосы взъерошил ветер.

Мы шоферы - хоть куда!

В.: Вылезаем из машины. Смотрите, нам дорогу преградили деревья. Что это за деревья?

В.: А какие ёлочки?

Д.: Одна высокая, а другая низкая.

В.: Кто же сидит на высокой ёлочке?

Д.: Ворона.

В : Ребята, а давайте спросим у вороны, куда нам дальше идти? Здравствуй, ворона. Ты летаешь высоко, ты летаешь далеко. Не видела ли ты детский сад для зверят?

Ворона : Видела.

В : Подскажи дорогу.

Ворона : Подскажу, если поиграете со мной.

Перед ёлкой

Под ёлкой

За ёлкой

(Дети и воспитатель отправляются в путь в указанном вороной направлении. Вдруг слышится звук вьюги.)

В.: Ой, сколько снежинок налетело. (Осыпает ребят снежинками и каждому кладёт снежинку на ладонь. Далее выполняется дыхательная гимнастика “Снежинка”)

В. А вот и детский сад для зверят. Берите скорее по животному и присаживайтесь на стульчики.

(дети садятся на стульчики перед фланелеграфом на котором с одной стороны прикреплён дом, а с другой стороны лес)

В.: Ребята, что изображено с одной стороны?

В.: А с другой стороны?

В.: В лесу какие животные живут?

Д.: Дикие.

В.: А у бабушки в деревне?

Д.: Домашние.

В.: У каждого из вас в руках животное. Посмотрите на него внимательно и отправьте домой.

(Дети по одному выходят к фланелеграфу, называют животное. Говорят, где оно живёт, и делают вывод, дикое животное или домашнее ему попалось)

В.: «Наше путешествие кончается,

Нам пора обратно в детский сад.

А с зверятами мы не прощаемся,

Каждый их увидеть будет рад».

(дети встают в круг, берутся за руки, ходят по кругу и проговаривают чистоговорку)

Тара-тара-тара-ра,

Поднимайся, детвора!

поднимайся, детвора -

В детский сад идти пора!

Туру-туру-туру-ру -

Поднимаем детвору.

Поднимаем детвору -

Туру-туру-туру-ру! .

Тыры-тыры-тыры-ры!

Нету дома детворы.

Тра-тра-тра, тра-тра-тра -

В детский сад идём с утра.

В.: Вот мы и вернулись в детский сад. Я очень переживаю, нашли малыши своих мам или нет. А давайте посмотрим в волшебный экран.

(На экране идут слайды с животными и их детёнышами. Дети заканчиваю предложение воспитателя)

К маме кошке вернулся …котёнок, котёночек

Мама медведица рада встрече со своим …медвежонком

Мама волчица с любовь наблюдает за игрой своих волчат

В.: Ребята, вот и закончилось наше занятие . Кто к нам приходил? Что мы делали? Что вам запомнилось? (дети отвечают и тут же предлагают варианты, что делать с зайчонком.)

Публикации по теме:

«В мире домашних животных». Конспект открытого занятия по речевому развитию детей в первой младшей группе ЗАДАЧИ. Образовательные задачи: 1. Знакомить детей с домашними животными и их детенышами. 2. Учить отвечать на вопросы словом и предложениями.

Цель: закрепить знания и представления о домашних животных. Задачи: Активизировать словарный запас по данной теме; побуждать высказыванию.

Конспект открытого занятия по познавательно-речевому развитию во второй младшей группе «В гостях у сказки» Конспект открытого занятия по познавательно-речевому развитию во второй младшей группе на тему: «В гостях у сказки» Воспитатель: МКДОУ д/с.

Конспект открытого занятия по речевому развитию «Путешествие Даши» во второй младшей группе Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально- личностное развитие, физическое развитие, художественно.

Конспект открытого занятия по речевому развитию во второй младшей группе «Как Колобок свою сказку искал» Цель: способствовать развитию свободного общения с взрослыми и детьми. Задачи: формировать умение точно отвечать на вопросы; закреплять.

Конспект занятия по речевому развитию во второй младшей группе «Путешествие Колобка» Конспект непосредственно – образовательной деятельности по речевому развитию Тема: «Путешествия румяного колобка» Цель: развивать эмоциональное.

Конспект занятия по речевому развитию во второй младшей группе «Помощь другу Лунтику» Конспект организации образовательной деятельности (ОД) воспитателем ФИО___Вовденко Наталья.

Конспект занятия во второй младшей группе по речевому развитию «Весенняя полянка» Цели и задачи: -Продолжать знакомство с лесными животными, дарить детям радость. -Развивать умение понимать речь взрослого, адекватно реагировать.

Конспект занятия по речевому развитию во второй младшей группе «Подарим зайке морковку» Конспект занятия во второй младшей группе по речевому развитию. Тема: Волшебный мир игрушек по стихотворению А. Барто «Подарим Зайке морковку».

Конспект занятия по речевому развитию во второй младшей группе. Рассказывание сказки К. Чуковского «Цыпленок» (3–4 года) ОО «Речевое развитие» Тема: Рассказывание сказки К. Чуковского «Цыпленок». - Все малыши хотят поскорее вырасти. То и дело они.

Библиотека изображений:

Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада. Планы занятий Гербова Валентина Викторовна

Валентина Викторовна Гербова Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада. Планы занятий

Из книги Обучение дошкольников грамоте. Для занятий с детьми 3-7 лет автора Варенцова Наталья Сергеевна

Планы занятий для младшей группы Занятие 1Программное содержание. Знакомство детей со звуками окружающего мира, их вычленение и узнавание. Развитие произвольных движений рук.Материал. Ширма, стеклянные (чашки, стаканы, банки), металлические (молоток и кастрюля, или

Из книги Развитие речи в разновозрастной группе детского сада. Младшая разновозрастная группа. Планы занятий автора

Валентина Викторовна Гербова Развитие речи в разновозрастной группе детского сада. Младшая разновозрастная группа Библиотека «Программы воспитания и обучения в детском саду» под общей редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. КомаровойГербова Валентина

Из книги Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада. Планы занятий автора Гербова Валентина Викторовна

Особенности работы по развитию речи в младшей разновозрастной группе Анализ существующей методической литературы, наблюдения за поведением и самочувствием детей разного возраста, пробные занятия, на которых выявлялись варианты объединения детей разного возраста (2–4

Из книги Частный детский сад: с чего начать, как преуспеть автора Зицер Наталья

Планы занятий

Из книги Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий автора Комарова Тамара Семеновна

Планы занятий

Из книги Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. Планы занятий автора Гербова Валентина Викторовна

Художественное оформление детского сада Недавно нам довелось побывать в одном муниципальном детском саду, и этот получасовой апрельский визит произвел на нас удручающее впечатление. В садике в это время был «тихий час», поэтому везде царила мертвая тишина. У входа меня

Из книги Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. Планы занятий автора Гербова Валентина Викторовна

Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада Конспекты

Из книги Конфликтология автора Овсянникова Елена Александровна

Валентина Викторовна Гербова Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. Планы

Из книги 111 баек для педагогов автора Защиринская Оксана Владимировна

Планы занятий

Из книги Ваш малыш от рождения до двух лет автора Сирс Марта

Валентина Гербова Занятия по развитию речи в средней группе детского сада Планы занятий Библиотека «Программы воспитания и обучения в детском саду» под общей редакцией М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой, В.В. ГербовойГербова Валентина Викторовна – кандидат педагогических

Из книги автора

Планы занятий

Из книги автора

Приложение Примеры занятий, способствующих диалогическому развитию речи Диалогическую форму общения дети осваивают в процессе взаимодействия с более опытными носителями родного языка – взрослыми людьми. Формирование диалогической речи – важнейшая программная

Из книги автора

1. Планы семинарских занятий и лабораторно-практические занятия Семинарское занятие 1 Тема: «История развития конфликтологии. Этапы становления» План1. Теоретические и социально-исторические предпосылки возникновения конфликтологии

Из книги автора

Из детского сада № 69. Байка «Воспитательница группы придурков» Маленький Максимка вечером сидел под столом на кухне и играл с машинкой. Мама готовила ужин и вербально помогала сынишке:– Да, машинка едет. Би-би. Ж-ж-ж…Вдруг во время предметной игровой деятельности

Из книги автора

№ 74. Байка «Солдатик из детского сада» В детском саду сегодня была лепка. Все дети сидели за столиками и раскатывали пластилин на дощечках.– Взяли кусочек синего пластилина! – командовала воспитательница.– Положили пластилин, взяли пластмассовые ножички, –

Из книги автора

Выбор детского сада Воспитатели детского сада заслуживают уважения, которое мы оказываем учителям. Они больше, чем бэби-ситтеры с косичками и жвачками. Это люди, заменяющие ребенку родителей. Прочитайте, каким должен быть настоящий детский сад, и ищите такой, вместо