Какого числа отмечали рождество до революции. Почему мы отмечаем Старый Новый год и как это связано с Цезарем, Папой Римским и Лениным? История празднования нового года в россии

Отмечать Новый год 1 января в России начали по указу Петра I ещё в 1700 году. Вплоть до революции праздник считался исключительно светским и второстепенным по отношению к Рождеству. Но на пышность проводимых мероприятий подобные рамки совсем не влияли. В Москве на Соборной площади появлялась традиционная ёлка, в Манеже играли самодеятельные концерты, на Воробьёвых горах организовывали фейерверк, а городская знать бронировала места в популярных ресторанах. АиФ.ru вспомнил, чем на Новый год занимались москвичи сто лет назад и кто им в этом помогал.

В центре столицы

Первыми места кончались в ресторане при гостинице «Метрополь» в Театральном проезде, куда торопились крупные мануфактурщики и так называемая «спортивная Москва», обеспеченные владельцы лошадей и завсегдатаи ипподромов. Начиная с открытия в 1905 году здесь ежегодно устраивали тематические вечеринки. Например, 1911 год встречали авиационным карнавалом. «В углах почти в натуральную величину парят эффектные аэропланы. В центре плавно покачивается спускающийся со стеклянной крыши колоссальный нескольких сажен «Цеппелин», в его гондоле - транспоранты „С Новым годом 1911-м“», - описывали событие в издании «Русское слово».

Ресторан в пятизвёздочном отеле «Метрополь», расположенном в Москве. 1991 г. Фото: РИА Новости

В более простом ресторане «Прага», второй дом на Арбате, в ту же ночь накрыли столы на 500 человек. Здесь собирается спокойная семейная публика, в основном - военные. Все дамы при входе получали подарки - цветок и веер, надушенный французскими духами парфюмера Коти.

Ресторан «Прага» сегодня. Фото: www.russianlook.com

Торговцы и промышленники выбирали Большую московскую гостиницу, располагавшуюся на месте современного отеля «Москва». Московские немцы стремились в ресторан при отеле «Alpenrose» («Альпийская роза»), находившийся в доме 4 по Пушечной улице, тогда ещё прозванной Софийкой. Обстановка резко контрастировала с шумным кутежом в «Метрополе». «Небольшой зал «Альпийской Розы» переполнен. Весело искрятся бокалы. 12 часов. Наступает Новый год. Никто не кричит «ура». Для публики, собравшейся в ресторане, наступил «Neu Iahr». Со спокойным счастьем, добродетельной радостью. Позднее в весёлом разгуле публика кричит могучее „Hoch!“», - писали в газетах. Отличалось и оформление: очевидцы вспоминали огромную залитую огнями ель и столы, оформленные живыми цветами.

Остальные заезжие иностранцы стремились попасть в ресторан «Эрмитаж» в доме 29/14 на Неглинной улице, здание теперь занимает театр «Школа современной пьесы». В конце XIX века кабак открыл основоположник одной из главных отечественных новогодних традиций, француз Люсьен Оливье, создатель одноимённого салата. Артисты собирались в ресторане «Бар», который располагался напротив Малого театра на Неглинной улице, до сегодняшнего дня здание не сохранилось.

Театр «Школа современной пьесы», ранее в этом здании располагался ресторан «Эрмитаж». Фото: Commons.wikimedia.org

Попасть «без записи» удавалось в ресторан «Славянский базар», располагавшийся в 17 доме на Никольской улице. Никакой новогодней программы здесь не было, публика собиралась случайная: заезжие коммерсанты, командировочные и путешественники. Половина столиков оставались пустыми, за остальными публика откровенно скучала.

Гостиница «Славянский базар», XIX век. Фото: Commons.wikimedia.org

Совсем неподалёку, в подвалах здания ГУМа в трактире «У Мартьяныча», собирались скуповатые купцы и разгулявшиеся студенты. Зал скудно украшали ёлками, но о местном веселье ходили легенды. Судя по всему, столы здесь не бронировались, просто по мере наполнения в ресторан переставали пускать публику.

В версте от города

Традицию новогодних фейерверков на Воробьёвых горах ещё в 1891 году завёл московский ресторатор Степан Крынкин . Его кабак с незамысловатым названием «У Крынкина» располагался на улице Косыгина, метров на 150 левее смотровой площадки. После реконструкции в 1904 году по всему периметру здания вытянулась длинная терраса со столиками, гости которой могли видеть всю Москву. Именно для увеселения посетителей владелец решился проводить новогодние пиротехнические шоу, которые благодаря расположению кабака было видно и из центра города. Местная публика в новогоднюю ночь сплошь состояла из богатых замоскворецких семей.

Ресторан Крынкина. Открытка рубежа XIX–XX веков. Фото: Из личного архива

На другом конце Москвы в это же время публика веселилась в ресторане «Яръ», дом 30 на Ленинградском проспекте, ставший знаменитым в качестве отеля «Советский». Стены завешивали цветочными гирляндами, под потолком закрепляли купол из роз. Среди главных посетителей заведения было много представителей творческой интеллигенции - Владимир Немирович-Данченко, Антон Чехов, Фёдор Шаляпин и другие.

Здание гостиницы «Советская» и ресторана «Яръ». 1909–1913 года. Фото: Commons.wikimedia.org

Утром 1 января

Пока обеспеченные люди собиралась в ресторанах, городские низы как могли развлекались в собственных домах. Первую централизованную культурную программу под названием «Сорочинская ярмарка» для простых людей организовали в столичном Манеже в ночь на 1 января 1911 года.

Манеж сегодня. Фото: Commons.wikimedia.org

Гулянья заканчивались к утру. А днём 1 января москвичей ждало новое испытание - новогодние визиты. Но, в отличие от рождественских, подобные встречи носили куда более официальный характер. С поздравлениями предстояло объехать всё начальство и людей, общение с которыми может пригодиться в работе. Хозяева домов не накрывали больших столов, а подавали только чай. Традиция деловых визитов началась ещё во времена Петра I и уже к 1910-годам находила много противников среди образованной интеллигенции, считавшей ритуал архаичным. Впрочем, светских развлечений тоже хватало сполна - до революции празднование Нового года традиционно выпадало на святки, время самых пышных балов и маскарадов.

Рождество в современной России - довесок к Новому году. В большинстве западных христианских стран все наоборот. Главные праздники - как раз рождественские, а Новый год - приятный бонус. Как и многие другие культурные отличия Российской Федерации от Европы, налицо отголоски советской власти. Поговорим о том, как Рождество отмечали в дореволюционные времена, кто такая Снегурочка, как Новый год вытеснил остальные зимние праздники.

В Российской Империи Рождество праздновали 25 декабря. Дни от Рождества до Крещения тоже имели особое значение - соответствующий период назывался Святками, его в той или иной форме отмечали все славянские народы Европы. В деревнях Святки сохранились до самой революции - по сути, отголосок более древних языческих ритуалов, которые под влиянием христианства перемешались с церковными. Святки начинались в Сочельник, вечером 24 декабря, накануне Рождества. Существовали традиционные святочные развлечения - колядование, гадание (особенно у девушек), процессии со звездой и медведем и еще множество других мелких ритуалов, вполне языческих по духу.

Разумеется, формально Церковь подобные вещи не приветствовала и даже осуждала, но на деле забавные народные обычаи никому не мешали и сохранились в неизменном виде до самой революции. Сейчас они забыты, в основном из-за повсеместной урбанизации. Ряженые колядовщики встречаются до сих пор, но здесь обычно не продолжение живой традиции, а искусственная попытка ее возродить.

В селах и в городах Рождество праздновали по-разному. В аристократических и буржуазных кругах были популярны рождественские балы и маскарады. Публика победнее развлекалась балаганами и вертепами, представлявшими сценки на рождественскую тему. Городских и деревенских жителей объединяли всенощные службы в церквях.

К Рождеству заканчивался самый строгий пост, и обычай накрывать богатый стол существовал очень давно. А вот рождественская елка - уже весьма современный атрибут. Считается, что соответствующий обычай возник в Германии и оттуда распространился по всему миру в XIX веке. В России елки появились при Александре I - первую ель установили в императорском дворце для будущей императрицы Александры Федоровны, совсем недавно приехавшей в Россию. После того как ее супруг Николай Павлович взошел на престол, елки в Зимнем дворце для детей царской семьи и великих князей превратились в традицию.

Тогдашние рождественские елки отличались от современных: их не украшали специальными игрушками, но могли развешивать на ветвях подарки или съедобные мелочи вроде яблок, печенья или пряников, которые детям разрешалось съесть после наступления Рождества. Подарки поначалу дарили открыто, а не от имени Деда Мороза (которого еще не существовало) или Святого Николая (обычай появился ближе к концу века).

На исходе царствования Николая I рождественская елка стала общепринятым атрибутом городского Рождества - и у дворян, и у купцов, и у мещан. Елками торговали крестьяне, специально привозившие их на елочные базары. Поначалу елка была второстепенной декорацией, но позже ее размер стал важен: чем больше ель, тем солиднее хозяин дома.

В 50-х годах рождественские елки стали устраивать в дворянских и купеческих собраниях, офицерских клубах и прочих общественных местах. Праздник постепенно превращался из семейного в общий: горожане с детьми стали ходить друг к другу в гости во второй день Рождества. Зажиточные семьи обычно старались произвести впечатление на друзей - шло своего рода соревнование на самую большую, пушистую и богато украшенную елку.

При Александре III появилась новая традиция - император вместе с семьей приходил на елку поздравить чинов своего Конвоя и Дворцовой полиции и подарить им что-нибудь. Причем императорская семья приезжала как 25, так и 26 числа, чтобы застать тех, кто 25 декабря стоял в карауле.

Всего за два-три десятилетия рождественская елка превратилась в традицию. Елки устанавливали в многочисленных общественных заведениях, в частных домах, в гимназиях. Священники устраивали елки для своих прихожан (иногда у себя дома). В городах организовывали благотворительные балы и елки - выручку от продажи билетов передавали в приюты, больницы и даже тюрьмы.

Постепенно сложился ритуал: праздник встречать в кругу семьи, а после ходить в гости. Как правило, весь второй день проходил в разъездах - нужно было лично поздравить всех друзей и знакомых. В 90-е годы XIX века задачу сильно облегчило появление рождественских открыток. Обычно на них изображали празднующие Рождество семьи или детей на фоне елок и зимних пейзажей, встречались и народные святочные мотивы. Открытку важно было подписать как можно более красивым почерком.


В русской литературе сложился особый жанр святочных рассказов. Появились они под влиянием западных, но существенно отличались от них социальным пафосом, характерными для русской литературы. Иностранные рождественские истории обязательно заканчивались благополучно (часто вопреки логике), а русские часто завершались печально. Святочные рассказы с удовольствием писали мастера русской литературы - Достоевский, Чехов, Лесков, Куприн и многие другие.

Наряжать рождественскую елку начали в Петербурге. Вскоре мода на игрушки распространилась в Москве и в губернских городах. К началу ХХ века наряженная елка стала неотъемлемой частью городской жизни, и даже в селах она постепенно начала вытеснять традиционные святки, во всяком случае - в дворянских поместьях.

Русский писатель Иван Шмелев в эмиграции вспоминал о рождественских традициях своего детства:

«Перед Рождеством, дня за три, на рынках, на площадях, - лес елок. А какие елки! Такого добра в России сколько хочешь. Не так, как здесь, - тычинки. У нашей елки… как отогреется, расправит лапы, - чаща. На Театральной площади, бывало, - лес. Стоят, в снегу. А снег повалит, - потерял дорогу! Мужики, в тулупах, как в лесу. Народ гуляет, выбирает. Собаки в елках - будто волки, право. Костры горят, погреться. Дым столбом. Сбитенщики ходят, аукаются в елках: «Эй, сла-дкий сбитень! калачики горя-чи!..»

Темнеет рано. Кондитерские горят огнями, медью и красным лаком зеркально-сверкающих простенков. Окна завалены доверху: атласные голубые бонбоньерки, - в мелко воздушных буфчиках, с золотыми застежками, - с деликатнейшим шоколадом от Эйнема, от Абрикосова, от Сиу… пуншевая, Бормана, карамель-бочонки, россыпи монпансье Ландрина, шашечки-сливки Флея, ромовые буше от Фельца, пирожные от Трамбле… Барышни-продавщицы замотались: заказы и заказы, на суп-англез, на парижский пирог в мороженом, на ромовые кексы и пломбиры…

И в доме - Рождество. Пахнет натертыми полами, мастикой, елкой. Лампы не горят, а все лампадки. Печки трещат-пылают. Тихий свет, святой. В холодном зале таинственно темнеет елка, еще пустая, - другая, чем на рынке. За ней чуть брезжит алый огонек лампадки, - звездочки, в лесу как будто… А завтра!.. <…> Топотом шумят в передней. Мальчишки, славить… Все мои друзья: сапожниковы, скорнячата. Им дают желтый бумажный рублик и по пирогу с ливером, а Золе подносят и зеленый стаканчик водки. <…> Позванивает в парадном колокольчик, и будет звонить до ночи. Приходит много людей поздравить. Перед иконой поют священники, и огромный дьякон вскрикивает так страшно, что у меня вздрагивает в груди. И вздрагивает все на елке, до серебряной звездочки наверху. Приходят-уходят люди с красными лицами, в белых воротничках, пьют у стола и крякают».


Большевики, придя к власти, не запрещали Рождество специально - его оказалось просто некому праздновать. В Гражданскую было не до елок - люди думали в основном о хлебе и о том, как выжить. Однако красные невольно изменили дату празднования Рождества. После декрета Совета народных комиссаров о переходе на григорианский календарь праздник сдвинулся с 25 декабря на 7 января, поскольку Церковь сохранила прежнюю систему. Сложилась абсурдная ситуация: некоторые религиозные праздники остались по старой традиции выходными днями даже в РСФСР, но по новому календарю и рождественские выходные рабочим давали 25 и 26 декабря, когда церковь еще ничего не праздновала.

Вскоре после окончания Гражданской войны и смерти Ленина большевики решили постепенно разделаться и с елкой. При вожде пролетарской революции традицию не трогали, поскольку сам Ильич слыл страстным германофилом, а елки пришли в Россию из Германии. Потом Ленин превратился в овощ и отошел от власти, и новый режим повел решительное наступление на буржуазный предрассудок. Комсомольцам и пионерам рекомендовали отмечать комсомольские святки: елка та же, но вместо поздравлений - критика подлой сущности буржуазного обычая.

Поначалу красные действовали только пропагандистскими методами, разоблачая чуждый трудящимся праздник проклятого капитала и черносотенного рабства, но люди любили елку, и получалось так себе. Поэтому с 1929-го Сталин повел глобальное наступление на религию в СССР - 1928 год стал последним, когда религиозные праздники (Рождество, Пасха, Духов день и Преображение) были нерабочими днями. Заодно, чтобы два раза не ходить, отменили и Новый год. Продажу елок запретили под угрозой штрафа или принудительных работ. Несколько лет праздники приходилось отмечать тайно. Антиелочную кампанию сопровождала яростная пропаганда. Амосов выпустил целую брошюру «Против рождественской елки»: «Религиозность ребенка начинается именно с елки, которая, заполняя собой все его существо, заражает религиозным настроением, верой в таинственные силы. Ребенок отравляется религиозным ядом и получает неверное представление об окружающем мире, что в дальнейшем затрудняет его учебу и работу».

«Известия» писали:

В журнале «Друг детей» появилась статья некоего Басса:

«Мы не говорим уже о целом ряде переживаний детей чисто отрицательного характера - о жадности, которая является при виде блестящих украшений, о зависти к детям, получившим лучшие подарки, о слишком повышенном возбуждении, за которым следует реакция, о целом ряде заболеваний, связанных с накоплением детей в душных, нагретых свечами комнатах.

Каждый член общества «Друг детей» должен принять участие в широкой агитации за упразднение религиозных праздников и елок. К агитации нужно привлечь детские организации. Дружным напором мы должны добиться того, чтобы к концу пятилетки у нас исчез варварский обычай, занесенный немецкой буржуазией - устраивать елки».

Так продолжалось шесть лет - пока Постышев не убедил Сталина вернуть елки, но изменить их суть. Постышев на тот момент был вторым человеком в Украинской ССР и вдобавок кандидатом в члены Политбюро. Со Сталиным он общался очень близко, сохранились фотографии, где они запечатлены в обнимку. Накануне нового 1936 года Постышев опубликовал в «Правде» призыв к действию:

«В дореволюционное время буржуазия и чиновники буржуазии всегда устраивали на Новый год своим детям елку. Дети рабочих с завистью через окно посматривали на сверкающую разноцветными огнями елку и веселящихся вокруг нее детей богатеев. Почему у нас школы, детские дома, ясли, детские клубы, дворцы пионеров лишают прекрасного удовольствия ребятишек трудящихся Советской страны? Какие-то, не иначе как левые, загибщики ославили детское развлечение как буржуазную затею. Следует неправильному осуждению елки, которая является прекрасным развлечением для детей, положить конец… В школах, детских домах, во Дворцах пионеров, в детских клубах, в детских кино и театрах - везде должна быть детская елка!.. Я уверен, что комсомольцы примут в деле самое активное участие и искоренят нелепое мнение, что детская елка является буржуазным предрассудком. Итак, давайте организуем веселую встречу Нового года для детей, устроим хорошую советскую елку во всех городах и колхозах».

Как часто бывало в СССР, пропагандистам пришлось переобуваться на ходу. Только что они на все лады проклинали проклятую буржуазную традицию, а теперь пришлось нахваливать ее с не меньшим рвением. Поэт Кирсанов на пике антиелочных репрессий призывал в стихах дать «Деду Морозу по шапке, а ангелам - по зубам» и хохотал над «жалким хрюканьем рождественских поросят», а спустя несколько лет так же самозабвенно прославлял советскую елку: ай хорошая, ай красивая.

Забавно, что Троцкий, уже убежавший к тому времени за границу, объявил возвращение елок признаком окончательного вырождения революции и наступления термидора. Еще забавнее, что Постышева через несколько лет расстреляли как троцкиста.

Чтобы прибавить бывшей капиталистической традиции легитимности, елку стали активно увязывать не с буржуазией, а с Лениным. В детских рассказах о Ленине, написанных Бонч-Бруевичем, имелся весьма популярный сюжет о визите Ильича на детскую елку в Москве. В послевоенные времена в советской живописи даже зародился канонический жанр «Ленин на елке» - вождя мирового пролетариата в различных позах изображали в окружении счастливых детей.

Однако новая елка заметно отличалась от прежней. Во-первых, она стала не рождественской, а новогодней. Рождество и Новый год (до 1947 года) остались рабочими днями. Изменились и украшения - вместо Вифлеемской звезды советские елки венчала коммунистическая красная. Игрушечных ангелочков сменили серпы, молоты, красноармейцы, самолетики и маленькие танки. Тогда же появились два главных героя советского Нового года: Дед Мороз и Снегурочка.


Первое время персонифицированного духа Рождества не существовало, а подарки дарили родители. Ближе к концу XIX века таким персонажем стал Святой Николай. Кое-какие упоминания Деда Мороза в дореволюционной сказочной литературе имеются, однако главным героем рождественским героем он никогда не был. Как и Снегурочка, целиком советский новодел: никакого отношения к Рождеству в дореволюционные времена она не имела и была дочерью Деда Мороза из одноименной пьесы-сказки Александра Островского. Каноническая пара стала непременным атрибутом Нового года только в 1937-м. Большевики провернули свой любимый прием - сохранили ритуал, но подменили его смысл новым, советским. Налицо была не первая попытка адаптировать религиозные традиции: когда-то среди евреев пытались пропагандировать красное обрезание, а среди православных - красные крестины.

После войны возродилась традиция рождественских открыток, правда, теперь уже новогодних. На них появился новый персонаж, сейчас забытый - мальчик-Новый год (обычно в компании Деда Мороза, но иногда и в одиночку).

Окончательно современный праздничный канон сложился в брежневские времена: «Голубой огонек» по телевизору, речь генсека/президента, шампанское, мандарины, салат «Оливье» и новогодние концерты.

Что касается Рождества, то оно превратилось в религиозный праздник. В 1990 году в РСФСР его объявили нерабочим днем, но сейчас Рождество - просто часть новогодних каникул. Каникулы, кстати, очень напоминают дореволюционные Святки, тоже длившиеся почти две недели.

Забавно, что русские не только адаптировали немецкий обычай наряжать ель на Рождество, но и обогатили праздник новой традицией. Речь, конечно, о балете Чайковского «Щелкунчик». Балет на сюжет Гофмана впервые поставили на сцене Мариинского театра в 1892 году, и с тех пор он превратился в неотъемлемую часть Рождества во всех христианских странах, такую же обязательную, как «Ирония судьбы» в постсоветской России. Особый шик - заполучить именно русскую балетную труппу. Музыка Чайковского к балету на западе входит в пятерку самых узнаваемых рождественских мелодий вместе с Jingle Bells и Silent Night.


Несмотря на возрождение интереса к Рождеству в постперестроечной России, оно так и не смогло восстановить былых позиций, оставшись чисто религиозным праздником вроде Пасхи. Некоторые традиции, такие как балы-маскарады, праздничный стол, открытки, и наряженные елки сохранились, но как элемент Нового года. Другие - например, колядование и святочные представления - исчезли совсем.

Празднование Рождества и Нового года в России утвердилось в царствование Великого Императора Петра - I, который решил отмечать его с 1(14) января 1700 года, до этого времени новый год наступал 1 сентября. Естественно, Санкт-Петербург, основанный в 1703 году стал основным центром новогоднего праздничного церемониала…

Тогда же в будущей столице впервые появились новогодние елки, кроме того, наступление года отмечали пушечным салютом со стен Петропавловской и Адмиралтейской крепостей. Празднование также сопровождалось Богослужением, литургией.

Однако не все традиции прижились сразу – если пушечная пальба продолжалась вплоть до конца XVIII века, то елки после смерти основателя Санкт-Петербурга ставить прекратили. Возобновилась эта традиция лишь в царствование императора Николая - I. Вплоть до конца XIX века новогодние гуляния в столице Российской империи были скромными.

Куда более значимым праздником являлось Рождество. Причем в первой половине XIX столетия оно отмечалось с еще большим размахом в связи с тем, что 25 декабря праздновалось и изгнание из России наполеоновских войск. Все это время неотъемлемой частью новогодних праздников являлось и Крещение, отмечавшееся 6 января.

Уже в царствование Государя Петра - I в Рождество поднимали штандарт – как полагалось во все праздничные дни – и держали его вплоть до 6 января.

20 декабря 1699 года Петр I издал указ, согласно которому, «по примеру всех христианских народов», предписывалось вести летосчисление не от сотворения мира, а от Рождества Христова. В соответствии с этим после 31 декабря 7208 года наступало 1 января 1700 года от Рождества Христова. Далее в указе говорилось:

"В знак того доброго начинания и нового столетняго века <…> после должного благодарения Богу и молебнаго пения в церкви и кому случится в дому своему, по большим и преезжим знатным улицам знатным людям и у домов Нарочитых духовнаго и мирского чина перед вороты учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых <…> а людям скудным хотя бы по древцу, или ветве на воротья, или над хроминою своею поставить <…> а стоять тому украшению Генваря по 7 день тогож 1700 год..." (Цит. по: Иванов Е. История праздников Нового года и Рождества).

Таким образом, новогодние "ёлки" в виде еловых веток появились в России в царствование Петра - I. При нем же в Петербурге утвердился порядок, по которому Новый год каждый раз отмечался пушечным салютом. Эта традиция продержалась вплоть до конца правления Государыни Екатерины.

"В день нового года по окончании службы палили из пушек с крепости и Адмиралтейства. Вечером были иллуминованы все дворы."

В 1736 году в газете появился следующий материал:

"Вечером на Неве был зажжен фейерверк, а на крепости и адмиралтействе - иллюминация. На плане фейерверка изображена была Россия в женском обряде стоящая на коленах пред ея Императорским Величеством, которая освещалась входящими с небес на ея Императорское Величество и от ея Величества возвращающимися сиянием с надписью: Благие нам с тобой лета."

В царствование Екатерины II при дворе празднование происходило следующим образом:

"На 1 января 1769 года назначен придворный маскарад. Празднование при дворе было обычное: дипломатический корпус и министры созваны на повесткам. В 12-м часу Императрица в малой короне и мантии вошла в паре с ситом в большую церковь, в предшествии гофмаршала с жезлом.

Проповедь после литургии произносил Новоспасский архимандрит Симон (Лагов), а преосвященный Гавриил (Кременецкой) - поздравительную речь." (Цит. по: Петров П.Н. История Санкт-Петербурга...)

"День 1 января 1776 г. начался обычными церемониями. В придворной церкви после литургии произносил проповедь архимандрит Виктор, а архиепископ Гавриил в кавалерской комнате, при целовании руки, приветствовал ее величество краткой поздравительной речью. Перед дворцом собранные полки окончили парад с музыкой." (Цит. по: Петров П.Н. История Санкт-Петербурга...).

Пушечная пальба фиксируется в источниках вплоть до конца XVIII века, а вот после вступления на престол Павла - I таких упоминаний нет.

В царствование Елизаветы Петровны при дворе происходил следующий церемониал:

"Сего генваря 1 числа поутру для нового года имели приезд ко двору ея Императорского Величества знатные обоего пола персоны и чужестранные господа министры.

В 12 часу ея Императорское Величество и их Императорские Высочества из внутренних покоев при шествии наперед всего придворного штата чрез галерею изволили прибыть в придворную большую церковь для слушания Божественной литургии… а по окончании происходила с обеих крепостей пушечная пальба." (Санкт-Петербургские ведомости. 1752. № 4. 14 января).

Несколько позже, в 1785 году:

"Сего генваря 1, то есть в день нового года при дворе ея Императорского Величества происходило следующее: по утру в 11 часов съехались ко двору знатного обего пола персоны и знатное дворянство, а в 12 часу обретающиеся при здешнем императорском дворе послы и прочие чужестранные министры…

После всей Божией службы учинена с обеих здешних крепостей пушечная пальба, и в то же время в церкви ея Императорскому Величеству и его Императорскому Высочеству приносили поздравления светлейшего синода члены…" (Санкт-Петербургские ведомости. 1785. № 1. 3 января).

В царствование Николая I:

"В день Нового года его Величество Государь Император, их Величества Государыни Императрицы и их Императорские Высочества изволили принимать в Зимнем дворце поздравления духовенства, особ дипломатического сословия, придворных, военных и гражданских чиновников и прочих особ, имеющих приезд к высочайшему двору.


Ввечеру был великолепнейший придворный маскарад в Таврическом дворце для особ первых шести классов и именитого купечества." (Северная пчела. 1827. № 2. 3 января).

Появление главного символа Нового года – ёлки

Баронесса Мария Фридерикс (прим.: Мария Петровна Фридерикс - фрейлина императорского двора, занималась благотворительностью) писала в своих мемуарах о том, что в Россию обычай ставить в доме на праздник ёлку был ввезен из Пруссии принцессой Шарлоттой (Александрой Федоровной), с которой Николай - I вступил в брак в 1817 году.

В некоторых областях Германии ёлочки, поставленные на столах и украшенные яблоками, сахарными изделиями и облатками (Прим.: облатка — бумажный кружочек, смазанный клеем и служивший для склеивания конвертов), известны уже в первой половине XVI века.

Баронесса вспоминает, как накануне Рождества Императрица приглашала членов свиты с детьми на семейный праздник:

"1837 год. Я уже совсем ясно начинаю припоминать, мне тогда было 5 лет, именно в это время приближение ёлки сильнее врезалось в мою память.

Нужно сказать, что примерно за неделю до Рождества и «большой ёлки», как мы её называли в детстве, у великих княжон Марии, Ольги и Александры Николаевны, в какой-нибудь выбранный день, делалась так называемая «маленькая ёлка» (la petit Noel): тут юные великие княжны и маленькие великие князья дарили друг другу разные безделушки…

По окончании нашего детского празднества нас, детей… повели пить чай в детскую великих князей".

В провинции ёлки появляются в основном в городах, где проживает много иностранцев. К. Авдеева, автор знаменитой кулинарной книги, в конце 1830-х — начале 1840-х годов жила с семьёй дочери в Дерпте. По её наблюдениям русские, живущие в городе, праздновали Рождество, а Новый год отмечали и ставили ёлку, в основном, в домах немцев.

Во второй половине XIX века новогодний праздник стал обретать знакомые нам черты. Ёлку можно было уже увидеть не только в Зимнем дворце, но и в губернских и уездных городах, в домах мещан и провинциальных помещиков. Ёлки теперь продавались на ёлочных базарах: в Петербурге — у Гостиного двора, в Москве — на Театральной площади.

В 1852 году в Петербурге в Екатерингофском парке была устроена первая публичная ёлка, и с этого времени становится традиционным новогодним мероприятием.

ХХ век стал для нашей страны периодом радикальных перемен и смены традиций. Октябрьская революция 1917 года решительно взялась за, как говорили тогда, пережитки царского режима. Под запрет сразу попали главные церковные праздники, в том числе и Рождество. А ведь до революционных событий рождественские дни отмечались в нашей стране широко и весело. Рождество было самым любимым и долгожданным праздником.

В царской России, которая жила по юлианскому календарю, Рождество отмечалось 25 декабря, а уже за ним следовало празднование Нового года - 1 января.
Привычная для нас новогодняя елка в то время называлась рождественской. С XIX века обычай украшать зеленую красавицу, введенный когда-то Петром Первым для празднования Нового года, но забытый почти сразу после его смерти, вновь вернулся и стал обязательным для всех, начиная от простых горожан и заканчивая императорской семьей. В больших городах перед Рождеством открывались елочные базары.

Покупка и украшение рождественской елки было настоящим событием. По традиции елочку наряжали втайне от детей. Делали это обычно после рождественской всенощной службы. Украшениями в то время служили сладости и фрукты. Популярны были и бумажные игрушки в виде карет, животных, ангелочков. Очень часто украшениями служили позолоченные грецкие орехи.

С конца XIX века производители стали выпускать и, привычную для нас, мишуру. Её изготовлением занимались на фабрике по производству канители промышленников Алексеевых. Мало кто знает, что Алексеев - это настоящая фамилия режиссера Станиславского, который сам несколько лет работал на отцовской фабрике и даже был её директором. Венчала рождественскую елку Вифлеемская звезда - символ благой вести о рождении спасителя.

Рождественское утро было особенно радостным: дети, проснувшись, бежали к наряженной елке и находили там приготовленные для них подарки. Родителей же отпрыски радовали поздравительными стихами, которые малыши разучивали заранее, и сувенирами, изготовленными своими руками.

Вообще на Рождество было принято устраивать специальные , но делалось это уже на второй или третий день праздника. Для таких мероприятий детям готовили костюмы, поэтому детский вечер напоминал маскарад. Малышей наряжали в стилизованные национальные наряды (например, в китайские или испанские костюмы). Популярными были и образы животных.

Маскарады были излюбленным рождественским развлечением и у взрослых. Примерно в середины XIX века костюмированные балы стали непременным атрибутом праздника. Маскарады устраивались все время Святок - праздничной недели от Рождества до Крещения, поэтому многие любители светских развлечений проводили в маскарадных гуляниях все рождественские дни. Каждая аристократическая семья считала своим долгом устроить рождественский маскарад у себя дома, на который созывался весь высший свет.

Кроме широких гуляний, распространены были и частные визиты в праздничные дни. Мужчины в обязательном порядке должны были посещать родственников и знакомых. Такие визиты были короткими и часто занимали не более 15 минут: гость просто заходил в дом, поздравлял и дарил подарки, а в ответ получал от хозяев угощение.

Подарки могли быть самыми разными. В конце XIX века начали выпускать рождественские открытки, которые стали пользоваться невероятной популярностью. Их дарили друг другу, стараясь найти наиболее красочные и необычные экземпляры.

Рождественская трапеза была особенно торжественной. В Сочельник - канун праздника, соблюдали строгий пост до первой звезды, которая символизировала Вифлеемскую. В Сочельник на ужин подавали , главным из которых считались кутья (сладкая каша из пшеницы) и узвар (компот из сухофруктов, заправленный медом). В Рождество же стол изобиловал разнообразными угощениями. Подавали запеченного поросенка или гуся, пироги, разносолы, сладости.

Особое место в рождественских гуляниях занимали колядки. Сакральный смысл этой традиции заключался в прославлении родившегося Христа. Ряженые колядующие пели песни и заходили в дома, где их ждали хозяева с угощениями.
Вообще рождественское время было особенно радостным и веселым. Устраивались театрализованные представления, катки, ледяные горки, катания на лошадях и прочие народные забавы.

В 1852 году в Петербурге была установлена первая публичная елка. Она украшала Екатерингофский вокзал. С тех пор традиция укрепилась и елку для горожан стали ставить на каждое Рождество.

Обязательными были и благотворительные елки для обездоленных детей. Их устраивали меценаты и просто неравнодушные люди. Женщины из дворянских семей считали своим долгом поучаствовать в подобных мероприятиях: они сами заготавливали подарки и шили детям одежду. Считалось, что на Рождество нужно быть особенно внимательными и заботливыми к нуждающимся людям. В это время было принято посещать с подарками и угощениями тюрьмы, больницы, сиротские приюты.

Вот так отмечали Рождество в царской России. Многие из этих традиций были переняты и превратились в новогодние, некоторые сохранились и дошли до нас без изменений и до сих пор соблюдаются, а какие-то - навсегда ушли вместе с той эпохой. Но и по сей день Рождество остается светлым праздником, который сопровождает особая атмосфера тепла и благодати.

Счастливого вам Рождества!

Балы-маскарады, шампанское и фаршированные поросята: как в царской России праздновали Новый год

Сейчас ни один человек не может себе представить зиму без новогодних праздников. А ведь традиция празднования в ночь с 31 декабря на 1 января относительно молодая - ей всего 315 лет. До этого на Руси Новый год встречали 1 сентября, еще раньше - 1 марта. Петр I перенес этот праздник с осени на зиму. С тех пор в царской России было заведено устраивать шумные гуляния и шикарные новогодние балы.




Петр I, чтобы идти в ногу с Западом, специальным указом перенес Новый год на 1 января. При этом он сохранил Юлианский календарь. Рождество приходилось на 25 декабря, а Новый год праздновался уже после него. И тогда застолья не происходили во время рождественского поста, как сейчас.




В ночь на 1 января 1700 г. был шумно отпразднован первый зимний Новый год, с парадом и фейерверками на Красной площади. С 1704 г. празднования перенесли в Петербург. Устраивали массовые гуляния и маскарады, которые проходили на площади возле Петропавловской крепости с участием самого Петра. Новогоднее застолье продолжалось в течение трех дней.




Петр I следил за тем, чтобы все придерживались новой традиции и соблюдали все соответствующие правила и обряды: украшали дом еловыми и сосновыми ветками, наряжали их - не игрушками, как сейчас, а орехами, фруктами, овощами и яйцами, что символизировало плодородие, благополучие и достаток.







Елизавета I продолжила эту традицию. Она устраивала новогодние маскарады, на которые сама часто являлась в мужском костюме. В 1751 г. в маскараде приняло участие больше 15000 человек, бал продолжался с восьми вечера до семи утра, после чего было застолье.




При Екатерине II появилась традиция готовить для новогоднего стола необычные блюда. Так, например, в качестве сюрприза к новогодней трапезе повар-француз приготовил поросенка, фаршированного фазаном, куропаткой, жаворонком и оливками, при этом все ингредиенты поочередно складывались друг в друга, как в матрешку. Жаркое получило название «Императрица» и стало очень популярным у петербургской знати. При Екатерине II появилась традиция дарить на Новый год подарки.







Павел I и Александр I ратовали за воздержание в еде, при них в аристократической среде стало модным готовить на новогодний стол простые блюда - соленые огурцы и грибы, салат из редьки, правда, поросята тоже не выходили из моды.







Шампанское стало популярным новогодним напитком только в начале XIX в. - по легенде, после победы над Наполеоном, когда русские войска опустошили винные погреба «Мадам Клико». Хозяйка не препятствовала этому, предвидя то, что «Россия покроет убытки». И правда, уже через 3 года ей поступало больше заказов из России, чем из Франции.




Первая в Петербурге публичная новогодняя елка появилась при Николае I. Если до этого дом украшали, как правило, ветками, не только хвойными, но и березовыми, и вишневыми, то в середине XIX в. появилась традиция наряжать елки. В это же время в праздничном меню лидировали семга, икра и сыры. При Александре III и Николае II на новогоднем столе с поросенком и уткой с яблоками соперничали индейки и рябчики.







В 1918 г. по ленинскому указу Россия перешла на Григорианский календарь, но церковь этого перехода не приняла. С тех пор Рождество празднуют 7 января (25 декабря по старому стилю), а Новый год приходится на самую строгую неделю поста. Именно тогда возникла традиция отмечать Старый Новый год по старому Юлианскому календарю. В 1919 г. большевики отменили и Рождество, и Новый год - это были рабочие дни, а елка была объявлена «поповским обычаем».




А последним костюмированным балом империи стал маскарад 13 февраля 1903 г., участники которого пришли на праздник в костюмах



К одной из годовщин правления дома Романовых в Зимнем организовали необычный бал. Все приглашённые должны были соблюсти дресс-код - придти на праздник в одеждах допетровской эпохи. В нашем обзоре уникальные фото, на которых запечатлены участники этого яркого события.



13 февраля 1903 года в Зимнем дворце произошло грандиозное событие - костюмированный бал. Поводом послужила очередная годовщина правления дома Романовых.


И хотя дата не была круглой, подготовка к нему шла несколько месяцев и к организации этого мероприятия были привлечены лучшие специалисты - костюмеры, художники, ювелиры, сценографы, певцы, танцовщики, хореографы.



Всего гостей было около четырех сотен и это была вся знать Российской империи. Приглашенные должны были прибыть на маскарад в костюмах допетровской Руси. Это вполне соответствует модным тенденциям того времени, ведь художники зарождающейся эпохи модерна черпали вдохновение в том числе и в истории, и в фольклоре.