Конспект НОД по развитию речи "Новая сказка". Подготовительная группа. Конспект нод по речевому развитию в подготовительной группе с презентацией
Конспект НОД в подготовительной группе «Слово»
Автор: Николаева Елена Владимировна, воспитатель 1 категории МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №9 г. Сосногорска»Описание материала: Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе (6-7 лет);название «Слово». Цель данного занятие развитие речи, обучение грамоте
Демонстрационный материал:
магнитная доска, нарисованные персонажи Тим И Том, набор предметных картинок, набор шапочек для персонажей сказки «Рукавичка».
Задачи в соответствии с интеграцией образовательных областей.
1. Коммуникация:- обогащение словарного запаса через художественное слово
- развитие грамматического строя речи
- развитие диалогической речи игру – драматизацию к знакомой сказке
- обогащение предметного и глагольного словаря признаков
- закрепление понятия «слово», «буква», «звук», гласные, согласные (твердые, мягкие)
- умение различать на слух твердые и мягкие согласные
2. Здоровьесбережение:
- развитие общей и мелкой моторики
- развитие зрительного и слухового восприятия
- развитие мышления и невербального общения (мимика)
Н. Красильникова «Доброе утро».
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться «Доброе утро»
-Доброе утро- нам птица поет (ви-вить),
-Доброе утро- скажет нам кот (мяу),
-Доброе утро- жужжит нам пчела (з-з-з),
-Доброе утро – как ваши дела?
-Доброе утро – лягушка сказала (ква-ква-ква),
-Доброе утро –нам мышь пропищала (пи-пи-пи),
-Доброе утро – шумят тополя (ля-ля-ля),
-Доброе утро, родная земля!
Доброе утро солнцу и птицам,
Доброе утро улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым,
Пусть доброе утро длится до вечера!
Воспитатель. После таких теплых, искренних слов стало еще больше радостных и светлых лиц. Вот что может сделать доброе слово.
Загадка:
Оно может быть ласковым, может быть грубым,
Оно может быть тихим, может быть громким.
Оно может обидеть, может рассмешить.
Его можно сказать, а можно взять и написать,
Но для этого надо буквы знать. Что это? (Слово).
Воспитатель.
-А сейчас я хочу проверить, много ли вы знаете слов?
-Какое сейчас время года? (зима).
-Подберите слова, обозначающие признак предмета, к слову «зима» (холодная, морозная, снежная, скрипучая, серебристая).
-На какие вопросы отвечают слова, обозначающие признак предмета? (какой, какая, какое)
-На какие вопросы отвечают слова, обозначающие действие предмета? (что делает?).
-Подберите слова, обозначающие действие предмета, к слову «снег»(, падает, кружится, идет, блестит, искрится, скрипит, сверкает).
-Из чего состоят слова, когда мы их произносим? (из звуков).
-Какие бывают звуки? (гласные и согласные).
Воспитатель.
Я расскажу вам сказку.
В звонком городе на певучей улице
Звуки жили гласные,
Пели песни разные.
А, О,У,Ы,Э,И вместе жили
И давно дружили.
Первым просыпался А.
А - вставать уже пора (ребенок).
Отвечал ему звук У.
У – ну я же не хочу (ребенок).
Вслед за ним стонал звук О.
О – как рано- то еще? (ребенок).
Дальше ныл ленивый Ы.
Ы – разве были мы должны? (ребенок).
Вдруг ну как из- под земли
Появились Э и И.
Э – проснитесь побыстрей,
Собирайтесь в путь скорей.
Чтобы было веселей,
Надо нам найти друзей (ребенок).
И – тогда не будет грустно,
И не будем мы скучать,
И с друзьями вместе будем
И петь песни и играть (ребенок).
Воспитатель.
Гласные звуки пошли искать друзей.
- Кто дружит с гласными звуками? (согласные).
Воспитатель.
Они так и называются – согласные, потому что дружат с гласными звуками.
Слушайте дальше сказочную историю.
В этом же городе, но на другой улице живут 2 гнома с необычными именами – Тим и Том.
Тим – любит все мягкие звуки –ль, -мь, -дь.
Том – любит все твердые звуки – р, -ж, -д.
Живут они в одном доме и окружают их разные звуки.
Тим любит играть с мягкими звуками, а Том с твердыми звуками.
Комната Тима зеленая, он выбирает предметы, которые начинаются на мягкий звук.
Комната Тома синяя, он выбирает предметы, которые начинаются на твердый звук.
Воспитатель. Кто-то звуки им смешал, все картинки разбросал.
- Давайте поможем гномам разобрать картинки.
Для Тома нужны картинки с предметами, названия которых начинаются на звуки… какие?(твердые - барабан, роза, самолет, машина).
Для Тима нужны картинки с предметами, названия которых начинаются на звуки… какие? (мягкие –белка, лиса, велосипед, пила).
Дети выделяют звук, на который начинается название предмета, изображенный на картинке, х – арактеризуют – твердый он или мягкий).
Воспитатель
. Названия этих предметов начинаются на мягкие звуки – они для Тима. А эти начинаются на твердые звуки – они для Тома.
Звуки гласные и согласные дружат между собой. Наши дети тоже умеют дружить.
Физкультурная пауза «Дружно за руки берись».
Дружно за руки берись (встают в хоровод),
Друг за другом повернись.
Будем веселиться, прыгать и кружиться.
Много радостных людей
Добрых, верных нам друзей (сжимают и разжимают кулачки).
1-2-3-4-5 –всех никак не сосчитать (загибают пальцы рук) .
Хмуриться не будем (хмурое лицо),
Про печаль забудем (печальное лицо),
Станем улыбаться (улыбка),
Весело смеяться (заборчик),
Улетели все печали,
Лица радостными стали (ходят по кругу).
Воспитатель.
Я вижу, что вы дружные ребята. Есть пословица – нет друга, так ищи, а нашел, так береги.
Вы знаете много пословиц о слове, о языке. (дети называют пословицы о слове, о языке)
- Язык без костей;
- Язык до Киева доведет;
- На языке мед, а под языком лед;
- Языком мели, а рукам воли не давай;
- Бери хлеб на обед, а слово на ответ;
- Не спеши языком, торопись делом;
Воспитатель.
Молодцы, назвали много пословиц о слове, о языке, о нашей речи.
- Из чего состоит наша речь? (из предложений);
- Из чего состоит предложение? (из слов);
- Из чего состоит слово, когда мы его пишем или читаем? (из букв)
Воспитатель.
А сейчас я хочу проверит, знаете ли вы буквы.
Дидактическая игра «Где буква? Где цифра?»
(на магнитной доске необходимо убрать цифры, остаются только буквы, слово «СКАЗКА»)
Драматизация сказки «Рукавичка».
Игра «Пожелания»:
А теперь мы улыбнемся,
Крепко за руки возьмемся,
И друг другу на прощанье
Мы подарим пожелания. (дети говорят друг другу пожелания)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«
Детский сад № 10 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей
»
Конспект
«
Как Иванушка за здоровьем ходил
»
Восп-ль: Ивлева Т.А.
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе
«Как Иванушка за здоровьем ходил»
Программное содержание:
Развивать интерес к русским народным сказкам;
Развивать мышление, память, воображение, речь, мелкую моторику рук;
Закрепить знакомые сказки;
Воспитывать интерес и любовь к сказкам.
Оборудование: кассета с музыкой, проектор, иллюстрации героев сказок ("Карлсон", "Винни-пух", "Лисичка - сестричка", "Буратино"), мяч, карточки, ларец с лекарством,
Предварительная работа: чтение русских народных сказок.
Ход работы:
Воспитатель: - Ребята, сегодня я получила письмо от Иванушки. У него случилась беда. Иванушка заболел. А как вы думаете, Иванушка сможет сам пойти за лекарством если он больной? - Давайте поможем нашему Иванушке найти ларец с лекарством, отправимся в сказочное путешествие, но чтобы его найти, надо справиться с некоторыми трудностями. (Звучит музыка.)
Вос-ль: - Если сказка в дверь стучится
Ты скорей её впусти,
Потому что сказка- птица,
Чуть спугнешь и не найти.
Воспитатель: - Ребята, мы с вами оказались на сказочной полянке. Посмотрите, колобок плачет, давайте спросим, что у него случилось? И сможет ли он нам помочь?
Вос-ль: - Здравствуй, Колобок, почему ты плачешь?
Колобок: - Здравствуйте, мне очень одиноко, со мной никто не играет.
Вос-ль: - Ребята, мы же не можем уйти просто так, давайте поиграем с колобком.
Игра: «Ты мне – я тебе».
(Дети становятся в круг. Ведущий с середины круга бросает мяч детям, называя животное. Дети по очереди отвечают, в какой сказке встречается этот герой.) Например: корова – сказка «Крошечка - Хаврошечка».
Коза -… ; Медведь -… ; Волк -… ; Гуси -… ; Лиса -… ; Курица -… ; Заяц-…
Колобок: Молодцы, дети, повеселили меня.
Вос-ль: Ребята, посмотрите, колобок больше не плачет. А давайте спросим у него, сможет ли он нам помочь?
Колобок, колобок, не видел ли ты ларец случайно с волшебным лекарством? Нам для Иванушки нужно, больной он у нас совсем.
Колобок: Раз вы со мной поиграли, могу и сказать. Вон за этими холмами, стоит болото, в том болоте живет Кикимора, она и укажет вам путь дальше.
Вос-ль: Спасибо тебе колобок!
Вос-ль: Здравствуй, Кикимора. Не видала ли ты ларец с волшебным лекарством? Нам Иванушку лечить надо, совсем что-то разболелся.
Кикимора: Здравствуйте, здравствуйте. Ларец то я не видала, а вот кто помочь вам может, могу и сказать. Только сначала вы должны отгадать мои загадки.
Вос-ль: Ну что ребята, отгадаем? Иванушку то выручать нужно.
Давайте разделимся на пары, и каждая пара попробует придумать загадку про сказочного героя. (Каждой паре раздаются по сказочному герою)
Кикимора: - Молодцы все загадки угадали. Можно и помочь вам.
К Аленушке вам идти надо, она вам и укажет путь.
Физминутка:
«Буратино»
Буратино потянулся,
Раз – нагнулся,
Два - нагнулся,
Руки в стороны развёл,
Ключик, видно, не нашёл.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
Вос-ль: Здравствуй, Аленушка.
Аленушка: здравствуйте гости дорогие.
Вос-ль: Аленушка, подскажи нам, где нам ларец с волшебным лекарством найти? Нам Иванушку нужно вылечить.
Аленушка: Я скажу вам у кого ларец с волшебным лекарством храниться, только помогите мне сначала печку с яблоней помирить, что-то они совсем не могут договориться. Спорят какие продукты вредные, а какие полезные. Подскажите им!
Спасибо вам большое. А ларец-то волшебный у Козы находиться. Ступайте к ней.
Вос-ль: -Здравствуй, Коза-дереза. Долгий мы к тебе путь держим.
Коза: -Здравствуйте, гости, чего пожаловали?
Вос-ль: Говорят, у тебя ларец есть с волшебным лекарством? Нам Иванушку нужно вылечить, ждет он спасения от нас.
Коза: Правду говорят, но и вы мне помогите козлят научить заботиться о своем здоровье. Совсем не хотят умываться, не следят за ушами, глазами.
Вос-ль: Ребята давайте поможем козлятам.
(Учим козлят заботиться о своем здоровье) (Раскладываются карточки, по ним дети объясняют, как нужно заботиться о ушах, глазах и зубах)
Посмотрите, а вот и ларец! А вот и есть то самое лекарство, что мы искали (внутри витаминки). Теперь наш Иванушка будет здоров и больше никогда не заболеет!
Таркова Марина Васильевна
Должность:
воспитатель
Учебное заведение:
МАДОУ "Детский сад № 393"
Населённый пункт:
Пермь
Наименование материала:
Конспект
Тема:
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе"Осенние сюрпризы"
Дата публикации:
28.09.2016
Раздел:
дошкольное образование
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе
«Осенние сюрпризы»
Таркова М.В.
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе.
Тема: «Осенние сюрпризы»
Цель: Совершенствование навыка связного рассказывания.
Задачи:
1. Образовательные:
Упражнять в составлении коллективного рассказа, опираясь на модельные схемы;
Закрепить умение выражать свои мысли полными предложениями.
Закрепить представления детей об осени как времени года, её признаках.
2. Развивающие:
Развивать слуховое и зрительное восприятие, память, мышление, речь.
Развивать общую и мелкую моторику, координацию и чувство ритма.
3. Воспитательные:
Воспитывать желание наблюдать за красотой осенней природы;
Воспитывать чувство любви к родной природе;
Воспитывать бережное, заботливое отношение к окружающему нас миру: растениям,
птицам, животным.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций на тему «Осень», «Перелётные
птицы» «Живая и неживая природа осенью», «Труд людей в осенний период»;
отгадывание загадок; наблюдение за изменениями в природе с наступлением осени,
разучивание пальчиковой гимнастики, организация совместно с родителями выставки
«Осенняя фантазия».
Оборудование: Почтовый ящик, посылка, письмо, плащ, диск с музыкой П. И. Чайковского
«Осень», схемы – подсказки в картинках, набор картинок для составления сюжетного
рассказа, мяч, кленовый листок.
ХОД НОД:
1. Организационный момент (активизация познавательного интереса, актуализация
знаний, постановка проблемы)
Дети получают посылку с письмом.
Воспитатель:
- Ребята, я сегодня утром, когда пришла в детский сад, обнаружила эту посылку и письмо.
На письме написана загадка. Чтобы узнать, кто прислал письмо, вы должны отгадать эту
загадку.
Прошла по лугам
По лесам, по полям,
Припасы она заготовила вам
Упрятала их в погреба, в закрома
Сказала, за мною нагрянет зима.
- Как вы думаете, кто прислал нам это письмо? (Осень)
- А хотите узнать, что там написано? Давайте откроем это письмо и прочитаем. (Дети
садятся на стулья).
Воспитатель читает письмо. «Ребята, здравствуйте! Я очень хочу с вами поиграть, для
этого я посылаю вам свой волшебный плащ. Плащ этот не простой, с кармашками, в
каждом из которых задания с подсказкой. Если вы справитесь с заданиями, то сможете
составить мой словесный портрет».
Воспитатель: - Ребята, что вы поняли из этого письма? Что просит сделать нас Осень?
(нужно составить словесный портрет Осени, а для этого нужно выполнить задания)
Воспитатель: - Да и сегодня мы постараемся вспомнить об осени все самое важное,
красивое и интересное.
2. Основная часть.
(Воспитатель надевает на себя плащ).
(Воспитатель предлагает ребёнку достать из 1 кармана задание)
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, в 1 карманчике схема – подсказка. Что же на ней
изображено? (музыкальный диск)
- Как вы думаете, что нам может рассказать об осени музыка? (передать настроение этого
времени года).
- Давайте закроем глаза, послушаем музыку и определим, какое же настроение бывает у
осени?
(звучит музыка).
- Послушайте, какая красивая спокойная музыка звучит. Эту мелодию написал композитор
П. И. Чайковский.
- Что вы чувствуете, слушая эту музыку? Радость, уныние, печаль? (ответы детей)
Воспитатель: - Осень – унылая, но разноцветная пора.
Знаменитый русский поэт - А. С. Пушкин написал про осень много стихотворений.
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса.
(Ребёнок достаёт из кармана 2 задание)
2 карман с календарём.
Воспитатель:
- Что у нас во втором кармане? (календарь)
- Как вы думаете, для чего Госпожа Осень прислала нам календарь? Календарь обозначает
движение времени. Давайте вспомним, как со временем меняется осень. Какая она в самом
начале, в середине и в конце?
- На какие 3 периода делится осень? (Ранняя, золотая, поздняя)
- Ранняя осень к какому осеннему месяцу относится? (К сентябрю; золотая -к октябрю;
поздняя- к ноябрю)
- Давайте встанем в осенний хоровод и еще раз вспомним осенние месяцы.
Физ. минутка:
Листья на ветках
Всё лето висели. (Руки подняты вверх и раскачиваются влево - вправо)
Сентябрь наступил
И они пожелтели. (Руки на верху, повороты кистями "шарики-фонарики")
Октябрь с собою
Принес листопад. (Плавно опускаем руки вниз)
Листья слетают
И в танце кружат. (Вращение вокруг себя в одну и в другую стороны)
Ноябрь пришел,
Весь лист облетел. (Присели)
И под ногами
У нас зашумели. (Трем ладонь об ладонь, имитируя шуршание листьев)
(Ребёнок достаёт из кармана 3 задание)
3 карман с листочком.
- Ребята, что же изображено на этой схеме - подсказке? (Осенний листок)
- Почему именно лист? Неужели с листьями осенью происходит что-то необычное?
(высказывания детей)
- Осенью опадает листва с деревьев, потому что от холода сок в стволе и веточках
двигается медленнее, и листочкам его не недостаточно, листья меняют свой цвет и
начинается листопад.
- А сейчас давайте с вами поиграем.
Дидактическая игра «Назови листочек» (Воспитатель бросает мяч и называет дерево, а
дети называют листок данного дерева)
дуб – дубовый
клён – кленовый
осина - осиновый
рябина – рябиновый
берёза – берёзовый
тополь – тополиный
калина - калиновый
(Дети садятся на стулья)
(Ребёнок достаёт из кармана 4 задание)
- Что же лежит в 4 кармашке? (картинка с животными – зверями и птицами)
- Разве и с животными что-то происходит осенью?
(Все животные готовятся к зиме: некоторые залегают в спячку, например, медведь, еж,
барсук; другие делают запасы на зиму, такие как белка, бурундук; осенью звери линяют:
меняют летние шубки на зимние, более теплые)
- Земноводные и насекомые, наверное, тоже делают запасы на зиму? (Нет, земноводные,
насекомые, залегают в спячку до весны)
- Что меняется в жизни птиц с приходом осени? (есть такие птицы, которые улетают на
зиму в теплые края)
- А как называются птицы, улетающие от нас на зиму? (Такие птицы называются
перелетными)
- А почему же они улетают? Остаются же с нами круглогодично вороны, галки, воробьи.
(А осенью солнце греет мало, становится прохладно, насекомых становится меньше)
- Как же выживают оставшиеся с нами птицы? (Эти птицы живут рядом с человеком, и,
чтобы они не умерли от голода или не замерзли, нужно их подкармливать, строить
кормушки)
- Верно. Такие птицы называются зимующие. И, конечно, они ждут помощи от нас зимой.
А мы обязательно вместе с папами и мамами построим им кормушки.
(Ребёнок достаёт из кармана 5 задание)
5 карманчик (картинка – труд человека осенью)
- Посмотрите на схему-подсказку: о чем мы будем говорить теперь? (Мы будем говорить о
заботах человека осенью)
- Чем осенью занимаемся мы с вами, ваши родители, друзья и знакомые, как мы трудимся
осенью? (Ответы детей)
Дидактическая игра «Передай другому». (Дети передают листочек и называют виды
осенних работ: уборка листвы, урожая, сбор грибов, ягод и т. д.)
- А вы, ребята, как трудились всю осень? (А мы убирали листву на участке, чтобы помочь
дворнику)
- Правильно. Осень очень щедра на подарки: фрукты, овощи, ягоды, грибы, орехи. Но все
ее дары необходимо собрать и переработать: законсервировать или засушить, сварить или
засолить. А это тоже немалый труд.
(Ребёнок достаёт из кармана 6 задание)
- Продолжаем. Что же в 6 карманчике? (Схема - подсказка с картинками)
- Как вы думаете, для чего Осень прислала вам эти схемы - подсказки? (Чтобы мы
составили рассказ про осень)
- Посмотрите, Осень положила 2 схемы с картинками.
(Разделить на подгруппы - волшебный мешочек с мозаикой)
(Дети проходят к столам)
Воспитатель:
- Перед каждой подгруппой разложены картинки, ваша задача составить рассказ по
картинкам.
- Нужно отвечать полным предложением.
(Составление описательного рассказа детьми) (3 минуты)
- А теперь давайте послушаем, какие рассказы у вас получились?
(Каждая подгруппа по очереди рассказывает про осень)
- Ребята, вы сейчас будете рассказывать, а я запишу ваши рассказы в блокнот, чтобы
порадовать Госпожу Осень. А почтальон Печкин доставит ей наше письмо. (Воспитатель
обыгрывает данную ситуацию)
3. Рефлексия.
(Дети садятся на стулья)
Воспитатель:
- Вспомните, о чем просила нас осень (составить её словесный портрет)
- Как вы думаете, удалось ли нам совместными усилиями составить словесный портрет
Осени? (да)
- Обращаю внимание на схемы – подсказки, давайте вспомним о чём мы сегодня
говорили? (Дети при помощи схем – подсказок вспоминают все этапы занятия)
В. : - Что было трудным? Что получилось легко?
- Молодцы, вы показали себя знающими, каждый из вас смог узнать для себя что то новое,
кто-то вспомнил, то что уже знал.
Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной группе.
Тема: Новая сказка.
Творческое рассказывание, придумывание сказки.
Назначение материала:
данная разработка предназначена для педагогов ДОУ а так же для учителей начальных классов. Придумывание сказок способствует речевому развитию и формированию грамотной связной речи, развитию творческих способностей.
Цели:
Создавать условия для воспитания способности удивляться, радоваться, восхищаться придуманным сказкам товарищей.
Задачи:
Формировать умение сочинять короткие сказки; рассказывать по плану, составляя описательные или сюжетные рассказы;
совершенствовать умение использовать выразительные средства языка,
продолжать формировать элементарное представление о предложениях: они бывают грустные и веселые, длинные и короткие, простые и сложные;
развивать мышление, память, воображение, воспитывать интерес к словесному творчеству.
Воспитывать в детях культуру поведения во время занятия (слушать других детей внимательно, не перебивая, с уважением относиться к высказываниям других).1.вводная часть.
- Ребята, давайте поприветствуем друг друга!
Встанем рядышком друг с другом,
Скажем: Здравствуйте! друг другу.
Всем: Привет и добрый день!
Нам здороваться не лень!
Если каждый улыбнется,
Утро доброе начнется,
Доброе утро!
- Ребята, сегодня я в детский сад принесла вот такой сундучок. Он не простой, а сказочный! Вы догадались, из какой он сказки?
-Из сказки про домовенка Кузю.
- Правильно! Давайте произнесем волшебные слова «1-2-3, сундучок, сказочную дверцу отвори!», и мы узнаем, какие сказки живут в этом сундучке.
(Произносят вместе «волшебные» слова).
(Воспитатель открывает сундучок, удивляется, расстраивается.)
- Посмотрите, в сундучке не осталось ни одной сказки. Может они растерялись, а может их все Кузя раздарил своим друзьям. Но, если сундучок останется пустым, то перестанет быть волшебным. Что же делать, как вы думаете?
(Дети высказывают мнения, предложения) – Нужно самим придумать сказку.
2. Основаная часть.
- Ребята, давайте вспомним, из каких частей состоит сказка? (Зачин, середина, концовка).
- Какими словами она начинается? (Жили-были; в некотором царстве, в некотором государстве…)
- Какими словами заканчивается? (Я там был, мед-пиво пил, по устам текло, а в рот не попало; сказка ложь, да в ней намек, добру молодцу урок… Вот и сказке конец, а кто слушал – молодец!)
- В сказке есть положительные и отрицательные герои. Назовите положительных - (Золушка, Мальвина…), отрицательных - (баба Яга, змей Горынович…)
- Кто вам больше нравиться, тот, кто поступает плохо или тот, кто поступает хорошо?
- Дети, а сказка получится, если будут только положительные герои или только отрицательные? (Нет, потому что добро всегда побеждает зло.)
- Правильно, сказка не получиться интересной, если не будет злого серого волка, доброй Феи…Дети, в сказках всегда происходят чудеса, какие? (Есть колдовство, волшебные предметы, происходят чудеса.)
- Молодцы! А теперь немного отдохнем (физкультминутка):
«Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся.
Руки в стороны развел-
Ключик видно не нашел,
Чтобы ключик тот достать,
Надо на носочки встать».
- Ребята, сегодня мы с вами будем сказочниками. А персонажей для нашей сказки нам поможет выбрать наш большой сундук. Егор, подойди к сундуку, чуть-чуть приоткрой крышку, просунь руку и выбери наугад любую мягкую игрушку. Это и будет наш герой.
- Дети, нам надо выбрать имя для нашего героя, придумать каким будет его характер, поступки. А я буду записывать вашу сказку в эту мнемотаблицу. Итак, кто самый смелый, кто готов начать рассказывать нам сказку? (Дети поочередно рассказывают, вынимают из сундука еще героев – положительных и отрицательных). (После того как сказка придумана и записана, несколько детей пересказывают ее, придумывают название).
3. Заключительная часть.
- Спасибо вам, дети, за сказку. Кого из героев вы запомнили? Почему?
Вы все старались, поэтому и сказка получилась такой интересной. Вам понравилось сочинять сказку? Давайте потом еще придумаем разные сказки, их положим в сундучок, и сможем рассказывать другим ребятам.
МКДОУ «Детский сад комбинированного вида № 4» г. Новомосковск, Тульской области.
Обобщение и систематизация представлений об осенних изменениях в природе.
Формирование представлений о периодах осени и их характерных особенностях. Пополнение активного словаря сложными словами (листопад, устилает).
Расширение представления о переносном значении слова (золотая осень).
Совершенствование грамматического строя речи (побор однородных определений, согласование существительных с прилагательными в роде, падеже, числе.
Программное содержание:
Знакомить детей со звуком «М»;
расширять и систематизировать знания о предложениях;
упражнять в придумывании предложений с заданным словом;
закреплять умение называть слова, которые начинаются со звука «М»;
воспитывать желание получать знания, желание обучаться в школе.
Оборудование:
Игрушка-мишка с рюкзаком за спиной и баночкой мёда;
карточки с изображением гласных букв А, О, У, Ы, Е;
наборное полотно;
стенд с изображением предметов, начинающихся с буквы «М»;
кубики с изображенными на них буквами;
Методические приемы: объяснение, показ, закрепление, напоминание, игра, использование художественного слова, указания, обобщения, поощрение.
Предварительная работа:
Разучивание игры «Он мохнатый, он большой…»;
дидактическая игра «Составь предложение с заданным словом»;
рассматривание азбуки в картинках; разучивание физкультминутки;
игра с кубиками, на которых изображены буквы;
индивидуальная работа по совершенствованию звукового анализа слов.
Ход занятия.
1. Организационный момент: дыхательная гимнастика.
Игра «Бульканье»
Ребенок сидит, перед ним – стакан с водой, в котором – соломинка для коктейля, нужно дуть в стакан через соломинку, чтобы за один выдох получилось долгое бульканье, вдох – носом, выдох – в трубочку: «буль-буль-буль».
Подвижная игра
Он мохнатый, он большой,
Спит в берлоге он зимой,
Летом ягоды жуёт,
Дикий мёд у пчёл берёт,
Грозно может зареветь
Косолапый зверь медведь
Как только они услышали «рычание» медведя разбегаются по своим рабочим местам.
Воспитатель: «Ой, какой ты проказник, Мишутка! Посиди с нами на занятии, много нового и интересного узнаешь»
Сажаю игрушку-мишку возле доски.
2. Работа с предложением.
Ребята, что делает мишка, когда ловит вас? (Мишка рычит)
Правильно. Получилось предложение «Мишка рычит».
Скажите, сколько слов в предложении «Мишка рычит»?
Какое первое слово в предложении «Мишка рычит»?
Какое второе слово в предложении «Мишка рычит»
Придумайте про Мишку новые предложения, которые состоят из двух слов (ответы детей)
Молодцы, с заданием справились.
3. Следующее задание: (Обращаю внимание детей на Мишутку.)
Мишутка наш совсем успокоился, уже не рычит. Чтобы он совсем развеселился давайте скажем с какого звука начинается его имя.
Правильно, со звука М.
С этого звука начинается много слов.
Вспомните и назовите слова, которые начинаются со звука М (мёд, молоко, малина, муха, мотылёк, Москва, мандарин, мина, мох, март, метро…)
Какое самое любимое слово у всех детей в мире? Кто для них самый близкий и родной человек? (мама)
Я с вами согласна. «Мама» — самое дорогое для нас слово.
Теперь поработаем с кубиками.
Составьте слово «мама» из букв, которые расположены на кубиках (дети у доски составляют слово «МАМА»
После составления дети читают слово «мама»
Молодцы.
А теперь Мишутка объявляет весёлую перемену.
Физкультминутка.
У Мишки в рюкзаке гласные буквы. Под музыку дети совершают движения. Как только музыка перестаёт звучать, Мишка «достаёт» из рюкзака карточку с буквой, а дети, узнав букву проговаривают про неё знакомую речёвку.
А-А-А
– скоро зима.
У-У-У
– молоко кому.
О-О-О
– едем в метро.
Ы-Ы-Ы
– прочитали книгу мы.
Е-Е-Е
– дайте травки мне.
Поиграли и сели на свои места.
4. Знакомство со звуком «М».
Дети, а какие бываю звуки? (гласные и согласные)
-Чем гласные звуки отличаются от согласных? (гласные поются, тянутся, а согласные не поются)
-С какого звука начинается имя нашего гостя? (со звука «М»)
Посмотрите внимательно, как выглядит звук «М».
О внешнем виде этой буквы придумано много стихотворений. Вот некоторые из них.
Взявшись за руки, мы встали
И на «М» похожи стали
(сопровождается показом детей).
Палочка и палочка
Между ними галочка
И понятно сразу всем
Получилась буква «М»
(показываю на картинке)
Мы с вами познакомились со звуком «М»
— Прорисуйте сначала звук «М» в воздухе пальчиком (дети выполняют)
— У вас на столах лежат спички и, пожалуйста, с помощью спичек выложите букву «М». (Дети выполняют)
5. Ребята, а кто это к нам еще в гости спешит? (муз. Из М/ф «Маша и медведь»)
ПОЯВЛЯЕТСЯ МАШКА
— Ребятки, Маша очень любит играть в музыкальные игры. Она предлагает игру «Что ты услышал?» (на слуховое восприятие)
(тиканье часов, капает вода из крана, шум холодильника, льется вода, мяуканье кошки «Мяу-у») — фонограммы
6. Итог занятия. Дается оценка работе детей.
— Но что это? Мне кажется, наш Мишутка пошевелился. Это неспроста, может быть, у него для нас есть какой-нибудь сюрприз? (подзываю одного ребёнка, чтобы он посмотрел, что принёс Мишутка в рюкзаке)
— Ой, да это же мёд!
— Спасибо тебе Мишутка. Какая всё-таки чудесная эта буква «М», вкусная и полезная. Мишутка мы обязательно покушаем твой мёд с чаем.