Нод старшей группе ознакомление с окружающим миром. Конспект НОД по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Что такое заповедник? Игра «Волшебный мешочек»

Антипова Вера Алексеевна,

воспитатель МБДОУ дс

комбинированного вида "Родничок",

Сургутский район, г.Лянтор

Цель: Учить детей употреблять различные формы словесной вежливости, употреблять в своей речи слова благодарности, различной формы изъяснения. Помочь детям понять, что с помощью вежливых слов можно влиять на поступки людей. Воспитывать уважительное и вежливое отношение друг другу.

Материалы: маски, обозначение остановок, игрушки.

Ход занятия:

Воспитатель: Как хорошо, когда слышны добрые слова, настроение поднимается и в ответ хочется сказать, что-либо приятное, ласковое. Давайте попробуем, возьмите друг друга за руки, посмотрите в глаза, улыбнитесь и скажите приятные, добрые слова.

Дети разбираются парами и говорят друг другу вежливые слова. - Вот видите, как стало приятно и весело. У всех хорошее настроение?

Педагог.Сегодня я хочу вас пригласить в необыкновенное, сказочное путешествие. Вы любите путешествовать?

Педагог. А вы когда-нибудь бывали в городе Спасибоград,

Где на Вежливом бульваре

Вежливо благодарят!

Дети. Нет!

Педагог. А хотите там побывать?

Педагог. Но учтите, туда могут попасть только воспитанные, вежливые люди! Для всех драчунов и грубиянов туда дороги нет. Мы отправимся туда на необыкновенном автобусе, ведь у нас необычное путешествие. А чтобы войти в этот автобус нужно вспомнить, как следует вести себя в общественном транспорте?И билеты у нас тоже будут не обычные. Для того, чтобы получить билет нужно сказать вежливое слово.

Дети говорят вежливые слова затем «рассаживаются» в автобусе - становятся парами за шофером.

Педагог. Ну поехали!

Дети двигаются по кругу имитируя езду в автобусе и поют песню «Мы едем, едем, едем..»

Остановка 1. «Примирение».

Две девочки рассказывают стих «Поссорились»

1-ая девочка. Мы поссорились с подругой

И уселись по углам.

Очень скучно друг без друга!

Помириться нужно нам.

2-девочка. Я ее не обижала,

Только мишку подержала

И сказала « Не отдам!»

Дам ей мишку,извинюсь,

Дам ей мячик дам трамвай

И скажу: «Играй, давай!»

Педагог. Вот и помирились подружки. А почему они поссорились?

Дети.Они не умели договариваться.

Педагог. И что же помогло им снова помириться?

Дети. Вежливые слова.

Педагог. Правильно, вежливые слова, с помощью которых можно попросить прощенье. И для этого есть вежливые слова. А какие это слова?

Дети. Извини, прости пожалуйста и т.д.

Педагог. А вы все можете и умело пользуетесь этими словами?

Педагог. Вот, что случилось в одном дворе.

2-ая ситуация:

Попал я в дедушку мячом

И закричал. –

«А я причем?»

Но досчитав до десяти, сказал: -

«Ну, дедушка, прости».

Как вы думаете, вежливо мальчик попросил прощенье у дедушки? (ответы детей).А вы так же извинились бы?

(Ответы детей)

Педагог. Как можно вежливо извиниться?

Дети.Дедушка простите пожалуйста

Педагог. Как можно оценить поступок мальчика? (ответы детей).Можно ли поверить в то, что мальчик так больше не поступит?(ответы детей). А теперь продолжим свое путешествие, займите пожалуйста свои места.

Остановка 2. «Благодарности».

Ребята, вы знаете много хороших вежливых слов, а вот о каких вежливых словах расскажет... Давайте, послушайте:

Маша знала слов не мало

Но одно из них пропало.

И оно-то как на грех

Говорится чаще всех...

Конечно это слова благодарности. На этой остановке очень любят благодарить.А какие вы знаете слова благодарности?

Дети. Спасибо, большое спасибо, благодарю и т.д.

Педагог. А сейчас узнаем умеете ли вы их правильно применять.

Анализ ситуаций.

Педагог.Как можно поблагодарить маму за вкусный обед?

Дети.Мамочка, спасибо большое!

Педагог.А вот, что произошло на одном дне рождении. Имениннику принесли в подарок две одинаковые машинки. Что вы посоветуете мальчику в этом случае?

Дети. Поблагодарить за подарки.

Спасибо! Извините,

Позвольте, разрешите,

Я вас благодарю!

Дети двигаются под музыку к следующей остановке.

Остановка 3. «Зоосад». (психогимнастика).

Педагог.Мы с вами попали в чудесный зоосад.В обычном саду любуются зверями и птицами, растениями и цветами (Использование осанн изображающих животных и растений в сопровождении спокойно ймузыки .)


Педагог.Наше путешествие продолжается.

Остановка4. «Театральная».

Педагог.В городе «Спасибоград» есть удивительный театр, в котором показывают поучительные спектакли.

«Очень Вежливый Индюк»

Объявился в доме вдруг

Очень вежливый Индюк

Раз по 30 в день ….не реже

Он кричал «Эй вы, невежи!!»

Заходите что ли в гости

Поучиться вежливости.

Яи сам,кричал- Индюк-

Доктор Вежливых Наук.

И жена моя- пример

Замечательных манер.

Даже когда спит она,

Видно что воспитана.

Не стесняйся ты осел!

Заходи, садись за стол!

Что же ты молчишь как рыба?

Говори …приду,спасибо!!!.

Как не бился он,однако

К Индюку никто не шел –

Ни Корова ни Собака,

Ни хавронья ни Осел.

Педагог.Да вот такой Вежливый Индюк. Так почему же никто не хотел идти к нему.

Дети.Он грубый, говорил неприятные слова.

Инсценировка стихотворения.


(Дети двигаютсяпод музыку к следующей остановке)

Остановка 5. «Вежливость».

Педагог.–Спасибо, здравствуйте,простите, как много вежливых слов. Здесь гуляют люди, которые все время говорят вежливые слова.

А вот эта девочка, даже учит им свою любимую куклу:

Слушай хорошенько, -

Кукле я сказала, -

Полно наряжаться:

Это баловство,

Ты уже большою

Девочкою стала,

А еще не знаешь

Ровно ничего

Здравствуйте, при встрече

Взрослым говорят.

За подарки, помощь

Всех благодарят.

Старикам в трамвае

Место уступают

Вежливые дети

Все так поступают.

Будь и ты такою,

И тебя тотчас

Попрошу зачислить в детский садик наш.

Педагог.Только ли со взрослыми нужно здороваться?

Дети.Нет, и с друзьями тоже.

Педагог.Какие еще вежливые слова вы знаете?

Дети. Доброе утро!Добрый день! До свидания,прощайте…

Педагог. Вот мы с вами и побывали в городе Спасибограде.

Сейчас мы отправимся назад в детский сад, но я хочу пожелать, чтобы вы не забывали этот город, его замечательных жителей, добрых и вежливых слов. Чтобы и у нас в группе было бы так интересно и уютно.

Используемая литература.

1.С.О.Николаева. Занятие по культуре поведения с дошкольниками.

2.Н.В.Дурова. Очень важный разговор.

3.Л.М.Шипицина. Азбука общения.

«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0002446

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

НОД по ознакомлению с окружающим и развитию речи в старшей группе «Все профессии нужны - все профессии важны».

Автор: Миленина Анна Вадимовна, воспитатель 1 квалификационной категории, МБДОУ № 157 г. Мурманска.
Описание: Конспект непосредственной образовательной деятельности "Все профессии нужны - все профессии важны" для детей старшей группы (5-6 лет). Данный материал может быть использован воспитателями старшей группы ДОУ на занятиях по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи.

Цель : закрепить знания детей о людях различных профессий.
Задачи :
Продолжать формировать системные знания детей о труде взрослых, их трудовых процессах.
Активизировать словарь по теме «Профессия».
Совершенствовать умение четко отвечать на вопросы воспитателя.
Развивать внимание, мышление, память, мелкую моторику.
Воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий.
ПОДГОТОВКА
1. Готовятся картинки с изображениями людей различных профессий и инструментов.
2. Различные игрушечные инструменты и коробки-«посылки».
3. Три обруча, мяч.

Дети входят в группу и садятся полукругом на стульчики перед доской.
Воспитатель: Дети, послушайте стихи, в которых говорится о людях разных профессий. (Можно заранее разучить стихи с детьми и попросить их прочесть)
* * *
Встанет дворник на заре,
Снег расчистит во дворе,
Дворник мусор уберет
И песком посыплет лед.
* * *
Летят опилки белые,
Летят из-под пилы.
Это плотник делает
Окна и полы.
Топором, рубанком
Выстругивает планки.
Сделал подоконники
Без сучка-задоринки.
* * *
Лётчик знает своё дело,

В небе водит самолёт.
Над землёй летит он смело,
Совершая перелёт
* * *
Бескозырка и тельняшка,
И на лентах якоря,
На ремне большая пряжка –
Моряку даны не зря!

Воспитатель: Вы, наверное, догадались, ребята, о чем сегодня мы будем говорить? Да, речь пойдет о профессиях. А что такое профессия?
Дети: Дело, работа, которой занимается человек.
Воспитатель: Какие еще профессии вы знаете?
Дети отвечают.
А как вы думаете, какая профессия самая важная?
Дети отвечают.
Из ваших ответов можно сделать вывод, что «Все профессии нужны, все профессии важны!»
Ребята, а для того, чтобы человек любой профессии работал хорошо, люди придумали и изготовили разные предметы и инструменты.

Игра «Кому что нужно?»

Воспитатель . Следующая наша игра называется «Кому что нужно?».
Воспитатель выбирает трех водящих, раздает им карточки с изображением плотника, полицейского, продавца. Ведущие встают в три обруча, а остальные дети берут по карточке с изображением инструмента и под музыку бегают вокруг стола. Как только музыка заканчивается, дети, определив, кому нужен этот инструмент, подходят к ребенку, «изображающему» данную профессию. Побеждает та команда, которая быстрее соберется у своей профессии.
Игру можно повторить 2 раза.
Молодцы, вы отлично справились!

Игра с мячом.

Воспитатель: Дети, прошу всех подойти ко мне. Мы поиграем с мячом. Я буду называть инструменты, а вы ответите, что с этим инструментом делают, какие действия совершают.
Ножом… (режут).
Метлой… (метут).
Пилой… (пилят).
Из лейки… (поливают).
Топором… (рубят).
Половником… (наливают).
Лопатой… (копают).
Иглой… (шьют).
Ножницами… (стригут).
Расческой… (причесывают).
На весах… (взвешивают).
В кастрюле… (варят).
В сковороде… (жарят).
Градусником… (измеряют).
Кистью… (рисуют).
Молодцы, дети! Проходите на стульчики.

Игра «Кому принадлежит фраза?»

Воспитатель : А сейчас я хочу проверить, как внимательно вы умеете слушать. Мы сыграем в игру «Кому принадлежит фраза?». Вы будете отвечать, человек какой профессии мог сказать данную фразу.

Как вас постричь? А челку покороче? (Парикмахер.)
Дети, здравствуйте, откройте учебники на странице 33. (Учитель.)
Несите кирпичи, цемент. (Строитель.)
Сегодня я буду рисовать пейзаж. (Художник.)
Откройте рот и скажите «а-а-а-а-а-». (Врач.)
Какие пуговицы пришить вам на эту блузку: белые или черные? (Портной.)
Сколько килограммов картошки вам взвесить? С вас 25 рублей. (Продавец.)
Молодцы, вы правильно отгадали все профессии.

Воспитатель : Дети, я совсем забыла! Сегодня в наш детский сад пришла посылка. Давайте вместе её откроем и узнаем, что там внутри.
Воспитатель выносит посылку.
Воспитатель: Ребята, тут написано, что эту посылку прислал Незнайка. Он пишет, что хотел разослать несколько посылок людям разных профессий, но что-то перепутал. Незнайка просит детей подготовительной группы помочь ему в этом разобраться. Проходите, пожалуйста, к столу.

Игра «Четвертый лишний»

Воспитатель вынимает из большой посылки по одной маленькой коробке. На маленьких посылках изображены: больной ребёнок; ткань; школа; люди, принимающие пищу; зеркало с расчёской. Дети отгадывают, кому принадлежит каждая посылка. В коробках по 4 предмета, 3 из них относятся к данной профессии, а четвёртый нет.
Воспитатель: Ребята, помогите Незнайке и уберите из каждой посылки лишние предметы.
В посылках:
Ножницы, весы, зеркало, расческа.
Букварь, указка, кастрюля, глобус.
Пила, таблетки, градусник, шприц.
Швейная машинка, сантиметр, лейка, катушка с нитками.
Сковорода, нож, половник, кисть.
Дети выполняют задания и садятся на стульчики. Выходит 1 ребёнок и объясняет, кому нужны лишние предметы.
Воспитатель : Ребята, теперь мы можем отправить все посылки адресатам. Но, по-моему, это ещё не всё (заглядывает в большую коробку). Незнайка здесь ещё что-то написал… Это предложения о том, как работают люди различных профессий. Но я подозреваю, что Незнайка не все сделал правильно. Давайте проверим.

Введение

Данное пособие поможет успешно организовать и провести работу по ознакомлению детей 5–6 лет с окружающим миром (предметным окружением и явлениями общественной жизни).
Для того чтобы педагогам было легче планировать работу по данному разделу программы, содержание работы представлено темами. Каждая тема раскрыта: предлагаются примерный ход занятия, игры-занятия или игры. Педагог может проявить при планировании занятий творчество, включить вариативные игровые, проблемные ситуации, что позволит сделать работу с детьми еще более успешной, значимой.
Изучение каждой темы может завершаться игровым заданием (ребусы, загадки, рисунки-отгадки и т. д.). Игровые задания представлены в рабочей тетради (Дыбина О.В. Я узнаю мир: Рабочая тетрадь для детей 5–6 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2009).
Особое внимание педагогам следует обратить на то, что при ознакомлении с окружающим миром нельзя:
– ограничиваться только монологом-рассказом о предметах, явлениях действительности – необходимо включать в занятия как можно больше действий (посидеть на стуле, диване, надеть одежду и походить в ней, пригласить маму, угостить бабушку и т. д.);
– перегружать детей большим количеством вопросов;
– сводить организацию работы с детьми только к форме познавательных занятий.
Ознакомление с окружающим миром необходимо осуществлять в соответствии с психологическими особенностями, выбирая адекватные формы, средства, методы и приемы взаимодействия, чтобы сделать данный процесс более доступным и результативным.
В старшей группе ознакомление с окружающим миром проводится и в форме игр-занятий, и в форме собственно дидактической игры, когда игровое правило регулирует действия и взаимоотношения детей, а правильное решение задач является достижением цели игры. При организации и проведении игр-занятий, дидактических игр важно создать атмосферу, позволяющую каждому ребенку реализовать свою активность по отношению к окружающему миру.
Дидактические игры могут использоваться как в совместной деятельности детей и взрослого, так и в самостоятельной деятельности дошкольников, а также для стимулирования активности детей в процессе познания окружающего мира.
В пособии представлен дополнительный материал: варианты игр-занятий, игр, упражнений, развлечений, предназначенных для использования в работе с детьми вне занятий, на прогулке.
На ознакомление детей старшей группы с окружающим миром (предметным окружением и явлениями окружающего мира) отводится 2 занятия в месяц.
В разработке и апробации занятий по ознакомлению с трудом взрослых участвовал педагогический коллектив детского сада №179 «Подснежник» АНО ДО «Планета детства «Лада» города Тольятти, заведующий – Паленова Надежда Петровна, методист – Кузнецова Наталья Григорьевна.
В пособии предлагается примерное распределение материала на учебный год. Педагог может распределять материал по-своему, в соответствии с праздниками месяца (октябрь – День учителя; февраль – День защитника Отечества, апрель – День космонавтики и т. д.) или в зависимости от доступности материала.

Распределение материала на учебный год



Продолжение таблицы.


Продолжение таблицы.


Продолжение таблицы.

Примерные конспекты занятий

Сентябрь

1. Предметы, облегчающие труд человека в быту

Программное содержание. Формировать представления детей о предметах, облегчающих труд человека в быту; обратить внимание на то, что они служат человеку и он должен бережно к ним относиться; закреплять представления о том, что предметы имеют разное назначение.
Материал. Картинки с изображением разных предметов, в том числе предметов, облегчающих труд человека в быту. Раздаточный материал: большие карточки, на которых изображены два ряда клеток по три клетки в каждом (в клетках верхнего ряда изображены три предмета, над которыми производятся трудовые операции, в нижнем ряду – пустые клетки), и маленькие карточки с изображением предметов, облегчающих соответствующую трудовую операцию в быту.

Ход занятия

Воспитатель начинает занятие с беседы: «Ребята! Посмотрите внимательно вокруг и расскажите, что вас окружает».
Дети говорят, что их окружает множество разных предметов, перечисляют их.
Воспитатель. К какому миру относятся все эти предметы: к природному или рукотворному? (К рукотворному, так как их сделал человек своими руками.) А для чего человек придумал стол, кровать, шкаф, стиральную машину, телевизор, автомобиль и многие другие предметы?
Дети рассказывают, что любой предмет для чего-то нужен, каждый предмет выполняет свою функцию.
Воспитатель. Правильно. Каждый предмет имеет свое назначение и для чего-то необходим. Например, стол нужен для того, чтобы за ним писать, или для того, чтобы за ним есть. На стульях люди сидят, на электрической или газовой плите готовят еду. Есть предметы, с помощью которых человек трудится, предметы, с помощью которых он рисует, а еще есть предметы, облегчающие труд человека в быту. Вы знаете такие предметы? Узнать некоторые из них вам помогут мои загадки.


В нашей кухне целый год
Дед Мороз в шкафу живет.
(Холодильник)

Ног нет, а хожу,
Рта нет, а скажу,
Когда спать, когда вставать,
Когда работу начинать.
(Часы)

Он охотно пыль глотает,
Не болеет, не чихает.
(Пылесос)

То назад, то вперед
Ходит-бродит пароход.
Остановишь – горе,
Продырявит море.
(Утюг)
Дети отгадывают загадки и с помощью воспитателя объясняют, в чем состоит польза этих предметов.
Далее проводится игра «Найди вещи, облегчающие труд человека в быту».
Воспитатель. Я буду показывать вам разные картинки. Будьте внимательны! Если на картинке изображен предмет, облегчающий труд человека в быту, хлопайте в ладоши, а если это другой предмет, не хлопайте.
Затем проводится игра «Кому нужен…?», направленная на развитие умения определять назначение предметов, облегчающих труд в быту, устанавливать причинно-следственные связи между трудовым процессом в быту и предметом, его облегчающим. Используется раздаточный материал: большие карточки, на которых изображены два ряда клеток по три клетки в каждом (в клетках верхнего ряда изображены три предмета, над которыми производятся трудовые операции, в нижнем ряду – пустые клетки), и маленькие карточки с изображением предметов, облегчающих соответствующую трудовую операцию в быту. (Примерное соответствие: хлеб – хлеборезка, одежда – стиральная машина и т. п.)
Дети выбирают по одной большой карточке. Маленькие карточки лежат на столе изображением вниз. Воспитатель берет маленькие карточки по одной, показывает детям, называет предмет и спрашивает: «Кому нужен…».
Ребенок, которому нужна эта карточка, отвечает и объясняет свой выбор: «Мне нужен миксер, чтобы взбить тесто». Игра считается законченной, когда закрыты все пустые клетки. Выигрывает тот, кто первым закроет клетки на своей карте.

2. Моя семья

Программное содержание. Продолжать формировать у детей интерес к семье, членам семьи. Побуждать называть имена, отчества членов семьи; рассказывать об их профессиях, о том, какие они, что любят делать дома, чем заняты на работе. Воспитывать чуткое отношение к самым близким людям – членам семьи.

Ход занятия

Воспитатель зачитывает стихотворные строчки и предлагает детям определить тему занятия:


Очень мудрые дедули,
Две бабули – красотули.
Папа, мамочка моя -
Это все моя…
(Семья)
Педагог акцентирует внимание детей на слове «семья», предлагая ответить на вопрос: «Из скольких слов состоит „семья“?» Давайте проверим». Дети называют членов семьи и ведут счет (две бабушки, два дедушки, мама, папа и ребенок). Далее дети определяют характерное отличие каждой семьи – это схожесть членов семьи. Дети рассказывают, на кого из членов семьи они похожи.

Посмотрите на меня -
На кого похожий я?
Глазки-вишни, как у папы,
Улыбка солнечная – мамы.
Цвет волос, как у дедули,
Носик точно уж бабули.
В семье каждый потрудился,
Чтобы я такой родился!
Затем дети определяют второе характерное отличие семьи – общая фамилия. Им предлагается назвать фамилии и имена их родителей.

Физкультминутка


У меня есть семья -
Очень дружная она.
С мамой мы печем блины (Имитация движений.)
Небывалой вкусноты!
С дедом грядки мы копаем. (Имитация движений.)
С бабушкой цветы сажаем. (Имитация движений.)
С папой мы в футбол играем – (Имитация движений.)
Мяч в ворота забиваем.
Очень сильно я люблю (Обхватить себя руками.)
Свою милую семью.
Воспитатель обращает внимание детей на то, что кроме фамилии и имени у каждого человека есть отчество. Отчество дается ребенку по имени папы, например, если папа Сергей, то отчество ребенка Сергеевич.
Проводится игра «Назови отчество».
Воспитатель называет мужское имя, а дети говорят, какое от него получится отчество; девочки называют отчество для дочек, а мальчики для сыночков:
Александр – Александровна – Александрович;
Олег – Олеговна – Олегович;
Иван – Ивановна – Иванович;
Василий – Васильевна – Васильевич.
После завершения игры каждому ребенку предлагается назвать свое полное имя, отчество и фамилию.
Далее воспитатель беседует с детьми о занятиях и профессиях взрослых членов семьи. Обращает внимание ребят на то, что все взрослые заботятся о своих детях. Сначала бабушки и дедушки заботились об их мамах и папах, растили их, а теперь мамы и папы заботятся о своих детях и родителях. Обязательно отмечает, что когда дети подрастут, то тоже будут заботиться о своих родителях.
Проводится игра «Профессии моих родителей».
Дети встают в круг. Воспитатель кидает в руки игроку мяч и задает вопрос «Кем работает твоя мама?». Игрок отвечает полным ответом: «Моя мама работает продавцом» – и возвращает мяч педагогу.
Далее воспитатель читает словосочетания, написанные на доске: «Дружная семья», «Крепкая семья», «Счастливая семья», «Заботливая семья», «Любящая семья», «Здоровая семья» – и предлагает ребятам выбрать слова, которые характеризуют их семьи, и объяснить, почему они так считают.
Подводя итог, воспитатель говорит, что дети вырастут и у каждого будет своя семья. И это будет самая лучшая семья, где взрослые будут заботиться о детях и пожилых родителях, а дети будут слушаться взрослых и во всем им помогать. А главное, все будут любить друг друга и относиться друг к другу с уважением.

Октябрь

3. Что предмет расскажет о себе

Программное содержание. Побуждать детей выделять особенности предметов: размер, форму, цвет, материал, части, функции, назначение; продолжать совершенствовать умение описывать предметы по их признакам.
Материал. Фишки (не менее 10 шт.); предметные картинки: электроприборы, магнитофон, телевизор, телефон, стиральная машина и т. п.; алгоритм описания предмета.

Ход занятия

Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Что предмет расскажет о себе». Задание: описать предмет, изображенный на картинке, по алгоритму.
Дети выбирают ведущего, определяют очередность, в случае необходимости повторяют значения условных символов алгоритма.
Ведущий выбирает любую картинку с изображением предмета и показывает ее детям. Первый участник берет алгоритм, называет одну из особенностей показанного предмета, получает от ведущего в случае правильного высказывания фишку и передает карточку с алгоритмом следующему участнику. Тот действует аналогично. В случае неправильного высказывания ведущий говорит: «Ошибка» – и передает право хода следующему участнику. Если участник, получив карточку с алгоритмом, делает длительную паузу, то после трех хлопков ведущего он теряет право хода и отдает карточку с алгоритмом следующему участнику. Игра заканчивается, когда перечислены все особенности предмета по алгоритму и больше нет вопросов у ведущего или закончились фишки. Выигрывает участник, набравший наибольшее количество фишек.
Ведущий имеет право в процессе игры задавать вопросы, уточняющие или дополняющие какую-либо особенность предмета.
Примерные вопросы:
– Как правильно пользоваться предметом?
– Какие части предмета самые главные? (Без чего предмет не смог бы работать?)
– Кто участвовал в создании предмета?
– Что использовали люди, когда этого предмета не было?
– Что произошло бы, если б этот предмет сейчас исчез из жизни людей?
– Для людей каких профессий нужен этот предмет?
В случае продолжения игры ведущим становится участник, набравший наибольшее количество фишек.
Затем воспитатель предлагает детям «превратиться» в разные предметы рукотворного мира. Дети по очереди описывают «себя», то есть предметы, в которые они превратились: какой формы, цвета, размера, из какого материала сделан, для чего нужен, из каких частей состоит. Остальные ребята отгадывают предмет. Воспитатель предлагает детям вспомнить все, что они еще знают об этом предмете: о его прошлом, где можно увидеть этот предмет и т. д. Детям, которые затрудняются описать предмет, нужно предложить воспользоваться алгоритмом.

4. О дружбе и друзьях

Программное содержание. Расширять знания о сверстниках, закреплять правила доброжелательного отношения к ним: поделись игрушкой, разговаривай вежливо, приветливо, если кому-то из ребят группы грустно, поговори с ним, поиграй, всегда помогай, друзей выручай.
Материал. Конверт, в котором лежат письмо и карта.

Ход занятия

В начале занятия звучит аудиозапись: «Ребята, помогите!» (3 раза). Воспитатель предлагает детям определить, кто же зовет их на помощь. Обращает их внимание на зеркало; снова звучит аудиозапись: «Да, это я зеркало. В нашем королевстве случилась беда. Злой король перессорил всех взрослых и детей нашего королевства. И теперь оно называется „Королевство Кривых зеркал“. Но это еще половина беды – сегодня король решил казнить самого честного, храброго, доброго мальчика, на которого не подействовало его колдовство. Его зовут Гурд. Ему нужна ваша помощь. Если вы дружные и смелые ребята, то торопитесь – времени осталось очень мало».
Воспитатель, стимулируя интерес детей, выясняет, что же они поняли из сообщения зеркала. Выслушав ребят, обращает их внимание на конверт-подсказку, в котором находятся карта и письмо. На карте указан маршрут, состоящий из пяти заданий. В письме расшифрованы задания.
Задание 1. Исполнить песню о дружбе.
Дети предлагают варианты и исполняют «Песню о дружбе».
Задание 2. Назвать пять пословиц о дружбе, друзьях.
Дети называют: «Старый друг лучше новых двух», «Один за всех и все за одного», «Сам погибай, а товарища выручай», «Дружба делами крепка», «Друзья познаются в беде». Если ребята испытывают трудности, воспитатель оказывает помощь.

Физкультминутка

Дети, стоя в парах, имитируют повадки животных в соответствии с текстом стихотворения.


Дружат все на белом свете.
Дружат взрослые и дети,
Дружат птицы меж собой.
Дружат змейки под горой.
Дружат зайцы на лужайке,
Мишки, волки дружат в стайке.
Дружат рыбы под водой.
Ты со мной, а я с тобой! (Обнять стоящего рядом ребенка.)
Задание 3. Игра «Кто такой друг?».
Воспитатель читает стихотворные строки, а дети, если так поступает настоящий друг, хлопают в ладоши и произносят: «Да!», а если так поступать не должен, то молчат. (Обязательно следует проиграть первую ситуацию, чтобы ребятам поняли правила игры.)

Он в беде всегда со мной,
Я за ним как за горой.

Он утешит, если плачу,
Он решит со мной задачу.

Никогда не ест украдкой -
Сливы, груши, шоколадки.

Он не будет задираться,
И дразнить, и обзываться.

Он всегда грязнее ночи.
Он цветы на клумбе топчет.

Он не затевает драк
И не мучает собак.

Он у малышей забрал -
Куклу, мишку, самосвал.

Он цветы полить поможет
И убрать игрушки тоже.

Он поделится игрушкой,
Книжкой, куклой, погремушкой.

Он дружбой нашей дорожит,
Всегда на помощь мне спешит.

Задание 4. Детям предлагается нарисовать солнце, которое разгонит тучи над башней, в которой заточен Гурд.
Обязательные условия:
– рисовать нужно всем вместе одновременно;
– на рисование отводится 5 секунд.
Воспитатель предлагает детям обсудить главное условие – рисовать всем вместе, да еще на время. Подводит их к выводу: рисовать должны сразу все, распределив работу; один ребенок рисует круг, и лишь затем все дети одновременно рисуют по лучику.
Дети встают вокруг стола, на котором лежит лист ватмана. Воспитатель дает команду и ведет отсчет времени.
Задание 5. Педагог пишет на листе бумаги слово Гурд, затем берет зеркало, ставит его на лист бумаги и просит ребят прочитать полученное слово. Именно это слово и будет ключом к башне. Дети хором читают: «Друг». Как только дети произносят это слово, раздается звон разбитого стекла, а затем звучит голос мальчика Гурда: «Спасибо, ребята, это я – Гурд. Вы спасли меня, и теперь я обязательно научу детей своей страны дружить так же, как дружите вы. И когда мы все подружимся, то обязательно приедем к вам в гости. Спасибо вам! До свидания, друзья!»
Воспитатель и дети прощаются с Гурдом. В заключение педагог говорит, что дети справились с заданиями благодаря дружбе. Они сегодня показали всем, как нужно дружить, какими должны быть друзья и как нужно беречь дружбу.

Ноябрь

5. Коллекционер бумаги

Программное содержание. Расширять представления детей о разных видах бумаги и ее качествах; совершенствовать умение определять предметы по признакам материала.
Материал. Образцы разных видов бумаги; предметы из бумаги (альбом, газета, коробка и др.).

Ход занятия

Воспитатель заранее раскладывает образцы разных видов бумаги на столах. Дети рассматривают бумагу, а педагог побуждает их к выделению качественных ее характеристик, задавая вопросы о том, какая она, как это можно определить – гладкая или шершавая, толстая или тонкая. Ребята гладят листы, ощупывают, отвечают на вопросы.
Затем воспитатель предлагает детям смять лист бумаги (мнется), разорвать его на кусочки (рвется), потянуть за края в разные стороны (нарушается целостность листа, следовательно, материал непрочный), положить лист бумаги в емкость с водой (намокает). Педагог демонстрирует горение бумаги, используя спиртовку и спички. Дети вместе с воспитателем составляют алгоритм описания свойств бумаги.
Затем воспитатель зачитывает телеграмму от коллекционера, который собирает различные виды бумаги. Он путешествует по городам и селам и всем рассказывает о своей коллекции. Но в нашем городе у него случилась неприятность: подул сильный ветер, и его коллекция разлетелась, а часть коллекции попала в группу. Воспитатель предлагает детям искать образцы бумаги (их педагог заранее прячет в помещении группы). Дети приносят найденные образцы.
Раздается стук в дверь, входит коллекционер (взрослый), знакомится с детьми, рассказывает о своем увлечении и сообщает, что все виды бумаги у него записаны. Предлагает детям организовать работу следующим образом: он называет вид бумаги, а дети показывают образец. По ходу занятия коллекционер объясняет назначение каждого вида бумаги. Далее каждый ребенок описывает свойства найденного вида бумаги на основе составленного алгоритма.
В заключение проводится дидактическая игра «Найди сходство и различия».
Воспитатель называет вид бумаги, а дети должны отыскать на столе предмет, изготовленный из бумаги данного вида (картонная коробка, газета, альбом, цветок из гофрированной бумаги и т. д.). Таким образом воспитатель подводит ребят к пониманию, что все найденные предметы изготовлены из бумаги, но бумаги разных видов.

6. Детский сад

Программное содержание. Поговорить с детьми о том, почему детский сад называется именно так (потому что детей «выращивают», заботятся и ухаживают за ними, как за растениями в саду). Показать общественную значимость детского сада: родители работают, они спокойны, так как в их отсутствие о детях заботятся сотрудники детского сада. Сотрудников детского сада надо благодарить за заботу, уважать их труд, бережно к нему относиться.
Материал. Картинки с изображением работников детского сада (воспитатель, помощник воспитателя, повар, прачка и др.).

Ход занятия

Воспитатель предлагает детям отгадать загадку:


На деревьях груши, вишни,
Абрикосов целый ряд,
Яблоням конца не видно,
Это наш фруктовый… (сад).
Демонстрирует иллюстрацию с изображением фруктового сада и закрепляет ее на доске.
Задает детям вопросы: «Кто работает в таком саду? В чем заключается работа садовника?» Обязательно должны прозвучать слова: ухаживает за деревьями, бережет их от болезней, борется с вредителями, поливает, выращивает.
Далее звучит следующая загадка:

В нем и розы, и тюльпаны,
И ромашки шелестят.
Гладиолусы, пионы -
Это наш цветочный… (сад).
Воспитатель демонстрирует детям иллюстрацию с изображением цветочного сада и закрепляет ее на доске.
Задает детям вопросы: «Кто работает в таком саду? В чем заключается работа садовника?» Обязательно должны прозвучать слова: ухаживает за цветами, бережет их от болезней, борется с вредителями, поливает, выращивает.
Воспитатель загадывает третью загадку:

Что за дом такой чудесный,
Много в доме том ребят.
В нем играют, поют песни.
Этот дом – наш детский… (сад).
Воспитатель демонстрирует иллюстрацию с изображением детского сада и закрепляет ее на доске. Акцентирует внимание детей на повторяющемся слове «сад».
Задает вопросы: «Кто работает в детском саду? В чем заключается их работа?» Выслушивая ответы детей, вывешивает на доску картинки с изображением представителей тех профессий, которые называют дети. Располагает картинки в виде лепестков ромашки по кругу, оставляя середину свободной.
Педагог подводит ребят к выводу: все эти люди работают для детей. В центр ромашки крепится серединка с изображением детей.

Физкультминутка


Как под дождичком в саду. (Имитация роста.)
Деревца растут-растут.
Ветки расправляют, (Руки вверх. Встать на носочки.)
Солнце закрывают.
А вокруг растут цветы, (Поворот вокруг себя. Приседания.)
Соберем в букет и мы.
Побежим домой с цветами (Бег.)
И букет подарим маме.
Беседуя с детьми, воспитатель выясняет: почему дети ходят в детский сад? Нравится ли им в саду? Почему? Что по их мнению «хорошо» или «плохо» в детскому саду.
Хорошо:
В детском саду много друзей.
Можно много гулять.
В группе много игрушек.
Можно лепить из соленого теста.
Всегда много интересного.
Плохо:
Нет телевизора. Не посмотришь мультики.
Надо днем спать.
Надо заниматься.
Надо делиться игрушками.
Надо соблюдать правила.
Далее проводится игра: воспитатель читает стихотворные строки, а дети в соответствии с текстом произносят: «Это все про нас!» или «Это все не про нас!»

Все игрушки разбросать -
Ни за что не убирать.

Быть приветливым, учтивым.
Говорить всегда: «Спасибо».

Руки мыть перед едой.
С мылом, теплою водой.

Куклам платья постирать
И конструктор разобрать.

Воспитателя не слушать,
Кашу ни за что не кушать.

В тихий час лечь в кровать,
Закрыть глаза и тихо спать.

На занятиях болтать,
К взрослым в разговор встревать.

Цветы утром поливать,
Во всем няне помогать.

В заключение воспитатель предлагает ребятам создать альбом «Что такое детский сад?», в который войдут стихи, сказки о детском саде и рисунки об играх, занятиях, о людях, работающих в детском саду.

Декабрь

7. Наряды куклы Тани

Программное содержание. Познакомить детей с разными видами тканей, обратить внимание на отдельные свойства тканей (впитываемость); побуждать устанавливать причинно-следственные связи между использованием тканей и временем года.
Материал. Кукла, кукольная одежда, картинки – пейзажи севера и юга, разнообразные образцы тканей, пипетки, лупа.

Ход занятия

В гости к детям приходит кукла Таня. В руках она держит коробку, в которой лежит кукольная одежда.
Воспитатель предлагает ребятам рассмотреть кукольную одежду, обращая внимание на ткани, из которых сшиты предметы одежды. Дети определяют и называют ткани. Воспитатель спрашивает, чем ткани отличаются друг от друга: цветом, фактурой (на ощупь), весом (легче – шелк, тяжелее – драп). Затем дети рассматривают образцы тканей и рассказывают, что из них можно сшить.
Далее воспитатель предлагает детям выполнить следующие действия: из пипетки капнуть воду на хлопчатобумажную ткань, на кож у, на болонью. Дети определяют, какая ткань впитывает воду, и делят ткани на две группы:
1) впитывающие влагу (ситец, лен, батист, драп);
2) не впитывающие влагу (болонья, кожа, нейлон, капрон).
Воспитатель вводит понятие «гигроскопичность». Вместе с детьми проводит опыт: через лупу ребята рассматривают переплетение нитей хлопчатобумажной ткани, болоньи, нейлона, капрона, выясняют различия (в хлопчатобумажных тканях в переплетении нитей есть промежутки, способствующие вентиляции воздуха). Дети делают вывод, что гигроскопичность ткани зависит от состава нитей и от того, как они переплетены, и устанавливают зависимость между качеством ткани, из которой сшита одежда, и погодными условиями.
Воспитатель проводит игру «Волшебный ветерок»: прилетел волшебный ветерок, принес детям картинку с изображением пейзажа севера. Дети должны назвать одежду, необходимую людям, живущим на севере. Тот, кто быстрее и больше всех назовет видов одежды, тот получает картинку с изображением пейзажа севера. Аналогично проводится игра по картинке с изображением южного пейзажа.
Далее дети рисуют разную одежду, а рисунки дарят кукле Тане.

8. Игры во дворе

Программное содержание. Знакомить детей с элементарными основами безопасности жизнедеятельности; обсудить возможные опасные ситуации, которые могут возникнуть при играх во дворе дома, катании на велосипеде в черте города; знакомить с необходимыми мерами предосторожности, с номером телефона «03» (научить вызывать «Скорую медицинскую помощь»).
Материал. Картинки с изображением подвижных игр.

Ход занятия

В ходе беседы воспитатель выясняет, что дети больше всего любят делать, где им удобнее играть – дома или на улице.
Проводится дидактическая игра «Хорошо-плохо». Воспитатель произносит фразы об играх во дворе, а дети говорят, «хорошо» это или «плохо».

Конец бесплатного ознакомительного фрагмента

- А вы любите смотреть на небо ночью? А что можно увидеть на небе? - А как вы думаете, сколько на небе звезд? Давайте попробуем вместе посчитать. - Их очень, очень много, их несчесть. Звезды кажутся маленькими сверкающими точками, потому что находятся очень далеко от земли. На самом деле звезды очень большие. У звезд есть свои названия: полярная звезда, Сириус, Вега и другие. Звезды соединяются в созвездия которые тоже имеют названия: Овен, Телец, Близнецы, Лев, Дева и др. - Космос всегда интересовал человека. Ребята, а скажите есть ли воздух на других планетах? - А есть ли жизнь? - И вот однажды ученые под руководством конструктора Сергея Королева изобрели первый спутник, установили на нем специальные приборы и запустили в космическое пространство. Полет прошел успешно и ученые решили повторить полет, но уже с живыми существами на борту. Это были две собаки-лайки. - А кто помнит, как их звали? - Правильно Белка и Стрелка, которые благополучно вернулись на землю. И тогда ученые решили осуществить заветную мечту - послать в космос человека. И 12 апреля 1961 года эта мечта сбылась. Впервые в мире космонавт… -Ребята кто этот космонавт? Совершил успешный полет вокруг земли на корабле «Восток». Это было очень радостное событие для всего человечества. Все люди нашей планеты радостно приветствовали первого космонавта. Вскоре подвиг Ю. Гагарина повторил второй космонавт Герман Титов, но впереди ожидало еще одно радостное событие: в космический полет отправилась первая в мире женщина космонавт Валентина Терешкова, а затем и вторая женщина космонавт Светлана Савицкая. Ну а сейчас в космический полет отправляются по 2-3 космонавта. Космонавты во время полета видят и наблюдают очень много интересного и много работают. А чем же они занимаются во время полета давайте мы вместе с вами по красивым рисункам и расскажем. - Правильно, они ведут медицинские, технические наблюдения, изучают поверхность земли. И сообщают на землю о местах, где обнаружены полезные ископаемые, сообщают о приближении ураганов, тайфунов, о пожарах в тайге, уточняют прогноз погоды, обеспечивают радио-телевизионную связь. Вот такая сложная и интересная работа у космонавтов. - А вы ребята, хотели бы стать космонавтами? Как вы думаете, каким должен быть космонавт? - А еще космонавты очень много тренируются и занимаются спортом, они бегают, прыгают, чтобы быть готовыми к полету. Давайте и мы с вами проведем такую тренировку. Подвижная игра на внимание «Делай так не делай так» Играющие встают либо по кругу, либо свободно (врассыпную). Руководитель игры предупреждает, что учащиеся должны выполнять показанные им упражнения при словах «делай этак», а при словах «делай так» упражнения не повторять. Если ученик ошибется, он получает штрафное очко. Играющие с наименьшим количеством штрафа считаются победителями. Если в силу небольших размеров помещения учащиеся стоят близко друг к другу, надо давать такие упражнения, при выполнении которых они не задевали бы друг друга. - Молодцы, все справились! Теперь нам нужно вспомнить, что космонавту необходимо в полете. Игра «Какие предметы космонавт возьмет в полет» -Раз, два, три в полет все собери! - Ребята, давайте посмотрим какие же вещи нужны космонавту.

Дора Барабанская

«Мир окружающий ребенка – это прежде всего мир

природы с безграничным богатством явлений,

с неисчерпаемой красотой. Здесь в природе, вечный

источник детского разума».

В. Сухомлинский.

НОД ознакомление с окружающим .

Тема : Что такое заповедник ?

Цель : познакомить детей с заповедниками нашей страны ;

формировать ответственное и бережное отношение к родной

природе; воспитывать у детей чувство гордости к родной

природе, что на нашей родной земле люди берегут,

охраняют заповедные уголки природы .

Ход занятия:

Природа имеет важное значение в жизни каждого человека : ведь кроме красоты и прекрасного настроения, она дает человеку то, без чего жить невозможно. А что именно, вы узнаете, когда отгадаете загадки.

Ну-ка, кто из вас ответит :

Не огонь, а больно жжет,

Не фонарь, а ярко светит,

И не пекарь, а печет.

(солнце)

Правильно, может ли человек прожить без солнечного света и

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он- невидимый, и все же

Без него мы жить не можем.

(воздух)

Да, а без воздуха можем мы прожить?

Меня пьют,

Меня льют,

Всем нужна я.

Кто такая?

(вода)

Правильно, без воды можем жить?

Солнце, воздух, вода, ягоды, грибы, пчела, рыба птицы, цветы, деревья, и все это – природа. Человек живет в природе, от природы зависит жизнь человека.

А как вы думаете, ребята, от человека зависит красота природы? (Люди сажают леса, оберегают животных, кормят птиц, очищают реки и. т.)

А всегда ли человек помогает природе? Может ли человек губить природу? (Загрязняет реки, вырубает леса, отлавливает животных и т. д.)

Люди могут приумножить природу, а могут погубить оставшееся. С лица земли стали исчезать многие виды живых существ. Более ста лет назад был издан закон, который позволил создать в нашей стране заповедники .

Заповедник – это место , где природа имеет право жить по своим законам. Это место, где охраняются государством травы, цветы, грибы, кустарники , животные, птицы, насекомые, рыбы.

В заповеднике людям запрещается рвать цветы, ягоды, грибы, ловить рыбу, охотиться на птиц и животных. В заповедник приходят только на экскурсию, где знакомятся с красотой и богатством заповедных мест .

Ребята, в нашей республике имеются два заповедника «Олекминский» и «Усть-Ленский» .

Заповедник «Олекминский» организован 3 января 1984 г. Расположен на юге Республики Саха (Якутия, на территории Олекминского улуса. (Показ на карте.) На территории заповедника произрастает 650 видов растений, 34 из низ- редкие и исчезающие. Большая часть территории заповедника (87 %) занято светлохвойной тайгой. Основные лесооборазующие породы – лиственница даурская и сосна, встречаются так же кедр, пихта, осина, чозения. Заповедник – активный участник всемирной кампании «Живая планета» . В г. Олекминске с 2000 г. функционирует визит-центр программы «Живая планета» и клуб друзей WWF.

Заповедник «Усть- Ленский» организован 18 декабря 1985 г. Расположен на крайнем севере Якутии, в дельте реки Лены. Большая часть заповедника – тундры и тундровые болота. Флора заповедника представлена 372 видами растений, 24 из них занесены в Красную Книгу РС (Я) . Из 89 видов птиц 59 выводят здесь птенцов, а 20 – относятся к категории охраняемых. В водоемах встречается 36 видов рыб, в т. ч. уникальные сиговые. Фауна наземных млекопитающих представлена 25 видами. Это северный олень, песец, горностай, черношапочный сурок, лемминги, полевки, белый медведь, ласка, и др. Из морских млекопитающих в прилежащих к дельте частях встречаются белуха, нарвал, морж, морской заяц, кольчатая нерпа.

Заповедники – это островки спасения природы от человека. Заповедники – это наше богатство, золотой фонд нашей страны, которым каждый из нас может гордиться.

Ребята, как вы думаете, только ли в заповедниках надо беречь природу ? (Ответы детей)

Правильно, охранять родную природу надо в любом месте.

Физкультминутка «Лебеди» .

Лебеди летят крыльями машут,

И прогнулись над водой,

и качают головой.

Гордо и смело умеют держаться,

И очень бесшумно на воду садятся.

2ч. Давайте, ребята, вспомним правила охраны природы (вывешивается картины) .

1. На природе запоминать увиденное .

2. Ходить по тропинкам.

3. Не ломать ветки деревьев.

4. Не топтать цветы, травы.

5. Не кричать, не включать громко музыку.

6. Не разорять птичьих гнезд.

7. Не ловить насекомых.

8. Не разрушать грибницы.

9. Не ловить мальков и лягушек.

10. Не ломать паутинки.

11. Не разжигать костров.

12. Не разорять муравейники.

Да, ребята, не надо много цветов рвать, топтать, не ломать деревья. Птиц надо подкармливать, не разорять их гнезда. Мы все должны помнить : каждое растение, каждое животное существо удивительны и нужны природе! В ней нет лишнего! Любите природу, значить не трогать ее, не мешать ей жить по своим законам.

Фрагменты НОД.




Публикации по теме:

«Хороша ты, зимушка-зима!» Конспект НОД (ознакомление с окружающим) в средней группе «Хороша ты, зимушка – зима» Цели и задачи: 1. Побуждать детей излагать последовательно свои мысли, развивать связную речь. 2. Систематизировать.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Ознакомление детей со свойствами стекла»

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности (ознакомление с окружающим миром) во второй младшей группе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 177 городского округа Самара Конспект.

НОД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Ознакомление со свойствами стекла» Тема: «Ознакомление детей со свойствами стекла» Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно-исследовательская.

НОД «Зимовье лесных зверей» (ознакомление с окружающим миром для детей старшей группы) НОД «Зимовье лесных зверей» (ознакомление с окружающим миром для детей старшей группы) Цели: познакомить детей с жизнью диких животных в.