День мертвых в мексике. День Мёртвых в Мексике

Существует одна таинственная и древняя традиция, внесенная ЮНЕСКО в список нематериального культурного наследия человечества и вдохновившая многих художников, историков и антропологов, наблюдавших ее. Это День мертвых в Мексике. Узнайте больше об этой волшебной дате, а также о том, где лучше всего встретить этот праздник.

Истоки Дня мертвых восходят к доиспанским временам. В древних мексиканских культурах ацтеков, майя, пурепепеча и тотонака идеи жизни и смерти всегда были взаимосвязаны, одна не могла существовать без другой. Исходя из этого возникло множество обычаев.

Например, индейские народы сохраняли черепа умерших и использовали их в своих церемониях как символы смерти и перерождения. Смерть присутствовала во всех формах самовыражения и эта традиция сохранилась до сих пор.

Во времена ацтеков праздник отмечали на протяжении месяца в августе. Богиня Миктлансиуатль была королевой мертвых, аналогом нынешней Катрины (женского скелета, олицетворяющего смерть). Фестиваль был посвящен памяти ушедших родственников и детей.

Когда в XVI веке сюда прибыли испанские конкистадоры, они отнеслись к празднику с уважением, но перенесли ее на начало ноября, что совпадало с католическим Днем Всех Святых.

День Всех Святых наступает сразу после Хеллоуина, празднества, произошедшего от кельтского Самайна, также связанного с мертвыми. Таким образом, испанские евангелисты объединили все эти традиции, из которых и получился современный День мертвых.

Тем не менее празднования в разных регионах страны отличаются друг от друга. Поскольку Мексика — мультикультурное государство, то каждый город, народность и социальная группа добавляет ко Дню мертвых собственные элементы. Именно поэтому его нельзя назвать единым католическим праздником, это скорее результат смешения европейской и коренных культур, которых на территории страны неисчислимое множество.

Согласно верованиям, души детей возвращаются в наш мир 1 ноября, но основные празднования проходят на следующий день, когда приходят души взрослых. Ранним утром семьи идут на кладбища, чтоб украсить могилы родственников поразительными алтарями, которые, по преданиям, помогают душам вернуться на верный путь.

Алтари и могилы украшают свечами и цветами календулы, чтоб души не блуждали в темноте. Также мексиканцы приносят предметы, связанные с покойными: любимые игрушки детей, картины, любимые блюда, напитки, цветы и т. п.

Зачастую на алтаре можно найти сахарные черепа с именами умерших и традиционный “хлеб мертвых”, который сделан из сладкого теста с полосками, символизирующими кости. Многие семье также устанавливают алтари дома и там чествуют своих покойных близких.

Кроме того, мексиканцы пишут стихи-калаверы, в которых Катрина высмеивает живых, отмечая их недостатки, и обрекает их на смерть. Каждый год в газетах печатают стихи, посвященные политикам и прочим знаменитостям.

В целом отношение к смерти в Мексике многогранно. Она торжественна и празднична, и несмотря на многочисленные шутки, к смерти относятся с уважением и религиозным почтением. Все это можно увидеть во время Дня мертвых.

В Мехико праздник принято отмечать с размахом, и лучше всего делать это в Сан-Андрес-Мишкик или Сочимилько. Первый — это маленький и древний городок к югу от столицы. На местное кладбище 1 и 2 ноября съезжаются тысячи людей со свечами, цветами, сахарными черепами и вкусной едой. Для поднятия настроения с ними приезжают и марьячи. Мексиканцы открывают двери домов, чтоб души умерших могли проникнуть в помещение и утешиться алтарями в свою честь.

В Сочимилько проходит прекрасное представление, насладиться которым можно с борта традиционной деревянной лодки трахинеры.

Вечером нужно проплыть по каналам к маленькому острову, на котором играют популярную мексиканскую легенду про Плакальщицу. По пути вы увидите, что дворики домов украшены свечами и яркими алтарями, и услышите ароматы цветов и “хлеба мертвых.

Помимо прочего, алтарями украшены улицы, площади, музеи и церкви. В это время проходит множество конкурсов на лучший алтарь и разного рода выступлений. В начале ноября всю Мексику заполоняют Катрины, цветы календулы, разноцветные флажки, черепа, скелеты и прочие предметы, связанные с праздником.

И это лишь несколько причин, по которым не стоит пропускать древнее празднество в столице Мексики. Это один из самых сюрреалистических фестивалей мира, самый оживленный праздник смерти не нужно пытаться представить, его стоит видеть.

А вы бывали когда-нибудь на дне мертвых в Мексике? Расскажите об этом в комментариях к статье.

И подписывайтесь на обновления сайта, чтобы не пропустить следующую интересную статью.

День Мертвых является одним из наиболее известных мексиканских праздников в мире. Скелеты из папье-маше и сладкие черепа - такие же узнаваемые символы, как тыква-фонарь во время празднования Хэллоуина. Для непосвященных, День мертвых в Мексике прочно ассоциируется со скелетами и несет на себе оттенок скорби и печали. В действительности, этот праздник отмечают с радостью, ведь смерть для мексиканцев - не конец жизни, а ее продолжение в ином мире. Мексиканцы убеждены, что раз в году усопшие навещают их, поэтому этот праздник не несет грусти. Мертвых в Мексике не поминают, их здесь встречают.

Истоки праздника

Празднование Дня мертвых в Мексике своими корнями уходит в древние традиции коренных народов. Ритуалы, связанные со смертью предков, коренные народы отмечали 2500-3000 лет. Система верований ацтеков прочно связывалась с ритуалами смерти и воскрешения, считалось очень важным воздать почести тем, кто умер раньше. Еще до испанского завоевания Мексики в 16 веке, черепа предков ацтеки хранили у себя дома и использовали их в символических церемониях.

Когда испанские конкистадоры высадились на территории Центральной Америки, они впервые познакомились с ритуалами, которые, казалось бы, насмехались над смертью. Завоеватели посчитали ритуал кощунственным, а коренное население варварским и языческим.

Испания огнем и мечом завоевала народы Центральной Америки и обратила их в католицизм. Хотя испанцев потрясла традиция празднования мертвых, она настолько сильно пустила корни в их культуру, что завоеватели будут не в состоянии ее искоренить. Практиковавшиеся тысячи лет ритуалы были слишком важны для коренных народов, чтобы от них так просто отказаться. Поэтому у церкви не было другого выбора, как разрешить продолжать эту традицию. Торжества, ранее отмечавшиеся на девятом месяце календаря ацтеков (24 июля-12 августа), перенесли на 1-е и 2-е ноября, что календарно совпало с двумя католическими праздниками - Днем всех Святых и Днём всех усопших. Так этот праздник и отмечается сегодня.

Суть праздника

День Мертвых празднуют два дня, 1 и 2 ноября, иногда торжества охватывают 31 октября и 2 ноября. В большинстве регионов Мексики, 1 ноября почитают усопших детей и младенцев (Día de Angelitos, День маленьких ангелов), 2 ноября поминают умерших взрослых (Día de los Muertos, День мертвых).

В системе веры, унаследованной мексиканцами от ацтеков, мертвые продолжают жить в Миктлане (загробном мире). Смерть является лишь переходом от одной жизни к другой, и связь между живыми и мертвыми существует, она не прерывается. С Миктлана усопшие возвращаются в свои дома спустя год после смерти, чтобы вновь насладиться радостями жизни, повидать родственников, друзей, получить то, что они любили при жизни. Помочь душам умерших побывать дома призвана арка (алтарь) из желтых бархатцев, этакая символическая дверь между этим и потусторонним мирами. К ней возлагают подарки и угощения для невидимых посетителей: цветы, свечи, тамале (блюдо из кукурузной муки), фрукты, игрушки (для детей и младенцев), бутылки текилы и мескаля (для взрослых). Два обязательных атрибута - вода, потому как духи испытывают жажду после длинного путешествия, и pan de muertos (хлеб мертвых). Хлеб пекут в круглых буханках с полосками сверху (напоминающие по форме кости), и обычно посыпают сахаром. Часто сверху выпекают хлебный шарик, символизирующий череп. Женщины целый день готовят любимую еду усопшего, друзья и родственники собираются вместе для встречи с призрачными посетителями. В домах заправляют кровати, на которых умершие могут отдохнуть после долгого путешествия.

Кульминация праздника - посещение кладбища. Семьи приводят в порядок могилы, устраивают пикники и танцы под живую музыку мариачи, возлагают любимые блюда, напитки, фотографии и памятные вещи покойного, украшают их свечами и оранжевыми бархатцами. В современной Мексике, оранжевые бархатцы часто называют flor del muerto (цветок мертвых). Полагают, эти цветы привлекают души умерших. Все это делается для того, чтобы души услышали молитвы и разговоры.

В преддверии праздника, магазины и рынки заполняются миниатюрными гробами, черепами и скелетами, сделанными из шоколада, бумаги, картона или глины. Общим символом праздника является череп (на испанском языке calavera). Скелетные изображения появились на улицах мексиканских городов и деревень в начале 20 века, когда художник-график Хосе Гваделупе Посада создал знаменитую цинковую гравюру La Calavera de la Catrina (Череп богатой женщины). Знаменитый мексиканский художник акцентировал внимание на том, что богатые и успешные такие же смертные, как и все остальные. Образ женщины со скелетом в богатом убранстве стал ассоциироваться с Днем мертвых, и с того времени Калавера Катрина является неотъемлемой частью современных обрядов Дня мертвых.

В северо-западной и центральной Мексике (особенно в крупных городах), дети в костюмах бродят по улицам и выпрашивают calaverita (подарок в виде шоколадного или сахарного черепа). Этот относительно недавний обычай похож на выпрашивание сладостей во время празднования Хэллоуина.

День Мертвых признан национальным праздником Мексики, школы, предприятия, банки и другие коммерческие заведения не работают. В учебных заведениях всех уровней, правительственных учреждениях, как правило, возводят небольшой алтарь с пожертвованиями - еще одно свидетельство того, какое значение этот праздник занимает в мексиканской культурной традиции.

Какая разница между Хэллоуин и Днем мертвых?

На первый взгляд, мексиканский обычай празднования Дня Мертвых имеет немало общего с традициями Хэллоуина. Оба произошли от ранних культур и позднее смешались с христианством. Оба основаны на том, что духи возвращаются в это время года (Хэллоуин отмечается 31 октября). Общими являются атрибуты черепов, праздники тесно связаны с понятиями смерти и загробной жизни, но на этом параллели заканчиваются.
Идея празднования Хеллоуина основана на страхе смерти, праздник изобилует демонами, ведьмами и другими фигурами из мира ужасов - все отрицательные персонажи. День Мертвых заметно отличается в этом отношении, демонстрируя сильное чувство любви и уважения к своим предкам, посвящен семье, родным и близким, о которых помнят - все положительные понятия.

Традиции Хэллоуина связаны с понятием, что духи злонамеренны (дети одевают маски, и им тогда не будет причинен вред), а в День мертвых духов радостно встречают их родственники, которые не видели их целый год.

Еще одно принципиальное различие - отношение к смерти. В Хэллоуин, смерть - это то, чего нужно бояться. В Дне мертвых, смерть - это то, что надо отметить.

Региональные отличия

Сегодня, в некоторых районах Мексики размах празднования Дня Мертвых затмевает даже Рождество. Но традиции празднования не универсальны и часто варьируются от региона к региону. Например, в южном штате Чьяпас большой акцент делается на шествиях и общественных мероприятиях, в долине Мехико доминирует украшения алтарей в домах умерших. Для юга и сельской местности праздник имеет гораздо большее социальное и культурное значение, чем на севере и в крупных городах. День мертвых широко отмечают по всей стране, но душой праздника остается Южная Мексика, где культура коренных народов сильнее. О том, как празднуют День мертвых в Помуч, Окотепек и Сан Андрес Мишкик читайте ниже.

Помуч

Если хотите увидеть, как доколумбовые культуры отмечали День мертвых, отправьтесь в город майя Помуч (Pomuch) на полуострове Юкатан, штат Кампече. Жители Помуча придерживаются традиций, которых можно увидеть только в фильме ужасов. Каждый год, в канун празднования Дня мертвых, члены семьи усопших эксгумируют останки своих близких (спустя три года после их смерти). Затем кости тщательно очищают, кладут в ящик, покрытый вышитой тканью с именем покойного, и выставляют на всеобщее обозрение на кладбище. По окончании праздника останки кладут в оссуарии – места для хранения скелетированных останков.

На следующий год очистка, которую здесь проводят с 26 по 31 октября, повторяется. Ящики с останками достают из оссуарий, кости очищают, старую ткань заменяют новой.

Ритуал связан с верой в то, что если не проявлять заботу о костях, души усопших будут беспокоить своих живых родственников во сне и в День мертвых не побывают дома.

Даже многие мексиканцы поражены такими архаичными традициями. Но для жителей Помуча в этом нет ничего ужасного - для них очистить кости усопших – то же самое, что помыть любимого человека при жизни.

Кладбище в Помуч видео

Сан Андрес Мишкик

В 20 веке, Сан Андрес Мишкик (San Andres Mixquic) поглотила быстро растущая столица Мексики . Ныне это часть Тлахуак (Tláhuac), одного из 16 районов Мехико , но при этом Мишкик сохранил атмосферу сельской местности с сильными народными традициями. Больше всего Сан Андрес Мишкик известен празднованием Дня мертвых. Кульминация праздника - церемония alumbrada, когда кладбище вокруг главной церкви светится тысячами свечей и наполняется дымом благовоний.

Сан Андрес Мишкик хорошо известен в столице, а его кладбище считается единственным, сохранившимся в Мехико возле церкви (все остальные были закрыты или перемещены в "гигиенических целях"). Ритуалы и церемонии праздника собирают возле кладбища тысячи мексиканских и иностранных туристов.

В дополнение к традиционным атрибутам праздника (возведение алтарей, уборка могил) здесь проводят игры, шествия, концерты и народные танцы. Вечером 1 ноября инсценируют похоронную процессию. Шествие по городу с картонным гробом направляется на кладбище, где "мертвец" выпрыгивает из гроба и скрывается из виду под всеобщий смех толпы.

С утра 2 ноября кладбище готовят к церемонии alumbrada. В восемь часов вечера кладбище вокруг храма озаряется тысячами горящих свечей, воздух наполняется запахом горящего копала (используется в Мексике как благовоние в религиозных церемониях). Сплошное море света тысяч свечей, аромат благовоний и цветов помогает душам найти свой путь в земной мир.

В 2011 году, Сан Андрес Мишкик включили в список "Barrio Mágico" Мехико (Магических окрестностей Мехико). Список состоит из двадцати одного предместья Мехико, названых "магическими окрестностями" с целью развития туризма. Программа создана по образцу "Магических городов Мексики" (Pueblo Mágico).

Окотепек

Окотепек (Ocotepec) - небольшой городок в нескольких минутах езды от Куэрнавака (штат Морелос). Главной особенностью Дня мертвых в Окотепек является огромное количество жертвоприношений. Семьи, потерявшие близкого человека в течение предыдущих 12 месяцев, делают алтари, занимающие иногда целые комнаты. Алтари украшены цветами, свечами, к ним сложены фрукты, хлеб, текила, сигареты, любимые блюда усопших.

Дома, недавно потерявшие своих родственников, легко определить по дорожке, выложенной цветами и горящими свечами. Цветы и свечи служит не только указателем для души усопшего, куда идти, но и приглашение живим войти в дом и полюбоваться алтарем с богатыми приношениями. С наступлением сумерек и примерно до полуночи идет сплошной поток гостей, они возлагают у алтаря принесенные с собой оранжевые бархатцы и длинные свечи, дань уважения к усопшим. По древнему обычаю, их угощают тамале (традиционное блюдо Мексиканской кухни из кукурузной муки) и атоле (традиционный горячий напиток из кукурузной муки). Такие угощения готовятся только в тех домах, где кто-то умер в последние 12 месяцев.

Вторая особенность празднования Дня мертвых в Окотепек – ночные шествия в ночь на 1 и 2 ноября. Все жители городка отправляются на кладбище, и проводят ночь рядом с могилами.

Интересной достопримечательностью Окотепека считается само кладбище. На многих могилах стоят маленькие церкви и соборы, покрытые керамической плиткой.

Умение без страха встретить смерть всегда была важнейшей целью человеческого существования. Празднование Дня Мертвых в Мексике дает представление о том, как мексиканцы с этим справляются.

Статья

В эти дни устраивается карнавал, готовятся сладости в виде черепов, делаются специальные фигурки одетых женских скелетов — Катрина, то есть модница, франтиха (исп. La Calavera de la Catrina).

В 2004 году студенты Национального автономного университета Мексики выстроили из 5667 сахарных, шоколадных и карамельных черепов стену, что на 2667 черепов превышает прежнюю стену. Стена занесена в Книгу рекордов Гиннесса.

Ко дню мертвых украшают кладбища лентами и цветами, дороги к домам умерших их родственники заставляют свечами, чтобы покойник мог найти дорогу домой.

День мертвых стали отмечать на территории современной Мексики ещё древние народы, такие как ольмеки и майя. По мнению ученых ритуалы, связанные с почитанием умерших отмечались ещё 2500—3000 лет назад. В период до испанской колонизации местные жители часто держали в домах настоящие черепа умерших — как своеобразную семейную реликвию, их часто демонстрировали во время различных ритуалов, они должны были символизировать смерть и воскрешение.

Во времена империи ацтеков праздник, похожий на День мертвых, отмечался в девятый месяц ацтекского календаря, который приходится на современный август. Ацтеки праздновали этот праздник целый месяц, во время которого почиталась богиня Миктлансиуатль — богиня смерти. В современной мифологии этой богини соответствует символ Катрины. Во многих областях Мексики этот праздник празднуется в течение двух дней: 1 ноября почитают умерших детей и младенцев, который ещё называют Днем ангелочков (исп.Día de los Angelitos). 2 ноября, в День умерших (исп.Día de los Difuntos) почитают всех взрослых мертвецов.

Многие из тех, кто отмечает этот праздник верят, что в День мертвых души умерших могут посетить живых родственников и друзей. В этот день люди посещают кладбища чтобы пообщаться с душами умерших, на могилах строят алтари с фотографиями и реликвиями, приносят любимые напитки и еду умерших. Все это делается для того, чтобы побудить душу усопшего посетить живых. Иногда празднования приобретают весёлую окраску, когда родственники умерших вспоминают у надгробия смешные или веселые факты из жизни умершего.

Празднование Дня мертвых в разных регионах имеет свои отличия. Как правило, к празднику готовятся на протяжении целого года, когда понемногу собирают вещи, которые должны быть на алтаре умершего. Во время празднования 1 и 2 ноября родные украшают цветами и фруктами могилы умерших. Очень часто в украшениях на могилах используют специальные цветы — оранжевые бархатцы, которые по повериям притягивают души умерших. В Мексике эти цветы называются «Цветы мертвых» (исп.Flor de Muerto). В День ангелочков приносят игрушки для детей и сладости. Для взрослых же чаще всего приносят текилу, пиво и другие алкогольные напитки.

В Москве мексиканский Алтарь мертвых можно увидеть в дни праздника в Институте Сервантеса, где его уже два года подряд строят преподаватели из Мексики.

День мертвых в современной Мексике - красочное, мистическое, пародийное, немного ностальгически щемящее и детски наивное действо. Для возвращающихся в этот день на землю усопших на специальном домашнем алтаре раскладывают разнообразное угощение и те вещи, которые они любили при жизни (по языческим повериям, духи могут любоваться ими, а также вдыхать запахи приготовленных для них блюд). Кроме того, на алтарь часто кладут подписанные именами умерших близких сахарные фигуры в виде черепов, pan de muertos (хлеб мертвых) - специальную выпечку с изображением перекрещенных костей и посыпанную сахаром - и букетики сезонных желтых бархатцев flor del muerto (считается, что это любимые «цветы мертвых»). Семьи, в которых кто-то умер в последние 12 месяцев, готовят особые яства - тамале (традиционное мексиканское блюдо из кукурузной муки) и атоле (горячий напиток из кукурузной муки).

Любопытно, что одну кровать заправляют нарядным покрывалом - это постель, на которой умерший может отдохнуть после долгого путешествия. А в некоторых мексиканских селениях существует обычай выкладывать лепестками цветов и горящими свечами дорогу от могилы умершего к дому, где его ждет торжественный прием. Так исключается вероятность того, что он случайно заблудится по пути.

Массовое посещение кладбищ знаменует кульминацию праздника. Семьи не только приводят в порядок могилы, но и устраивают пикники и танцы под живую музыку, участвуют в шумных и веселых гуляния до поздней ночи.

День мертвых в Мексике - национальный праздник и всенародный выходной.

Отличие от Хэллоуина

Необходимо отметить, что, хотя День мертвых и Хэллоуин имеют сходное происхождение и ряд смежных черт, это абсолютно разные праздники. Хэллоуин в больше степени связан со страхом перед нечистой силой, сумевшей пробраться из потусторонних миров. День мертвых же представляет собой гостеприимное приглашение дружелюбных духов на землю и чествование их за общим столом. Тем не менее заразительная традиция отмечать Хэллоуин проникает и в Мексику. Наряду со специальными товарами ко Дню мертвых, сахарными черепами, скелетиками из папье-маше и pan de muertos, в магазинах в больших количествах продаются тыквы-фонари и вампирские клыки. А в больших городах на северо-западе дети даже взяли на вооружение традицию trick-or-treat, только облаченные в костюмы ведьм и дракул мальчики и девочки выпрашивают сладкий символ Дня мертвых - calaverita (шоколадный или сахарный череп).

В праздничные дни толпы туристов собирает, как правило, Сан Андрес Мишкик, часть Мехико, где расположено единственное открытое для посещения кладбище в пределах столицы. В дополнение к классическим обычаям здесь проводятся веселые игры, концерты и народные танцы, а также весьма любопытное шествие с картонным гробом. Под конец «покойник» неожиданно выпрыгивает из гроба и со всех ног убегает под дружный смех толпы.

Тем, кто обладает крепкими нервами и хочет увидеть ожившие языческие ритуалы, стоит отправиться в город майя Помуч. Здесь в канун Дня мертвых проводят жуткую церемонию эксгумации останков усопших. По прошествии трех лет после захоронения человеческие кости достают из гроба, очищают, аккуратно складывают в красиво оформленный именной ящик и выставляют на кладбище на всеобщее обозрение. После торжеств останки укладывают в специальное хранилище. На следующий год церемония повторяется. Считается, что такого рода кощунственные в понимании многих манипуляции - знак уважения и проявления заботы. Если их не проводить, души умерших будут беспокоить своих живых родственников и в праздник не смогут побывать дома.

Прошлый пост про историю Катрины был неким экскурсом в древнюю историю Мексики и закончился 1947 годом, а следующей важной датой в создании современного праздника стали 1960-е годы, потому что именно в это время мексиканское правительство в культурных и политических целях решило сделать День Мертвых национальным праздником и распространить традиции на всю страну.

Дело в том, что этот праздник первоначально в Мексике имел большое значение только в южных ее частях, а также в соседних Белизе и Гватемале, там, где когда-то существовали древние индейские цивилизации майя и ацтеков.

Более того, этот праздник до такой степени был связан с местными локальными обычаями, что даже местные названия у него могли быть разными. На полуострове Юкатан его называли Ханал Пиксан (Hanal Pixan на языке майя "Путь души через сущность пищи"), в горах Мичоакан его называли Джимбанква (Jimbanqua), а в штатах Сан-Луис-Потоси, Идальго и Южной Оаксаке использовали название Ксантоло (Xantolo). А вот на севере Мексики, где индейцы больше напоминали североамериканских, то есть кочевников, День Мертвых как-то особо не был популярен и не праздновался.

В 1960-e годы в мире, как известно, рушилась колониальная система, страны во всем мире обретали независимость и национальное самосознание.

И хотя Мексика в то время уже была независимой страной, с национальным самосознанием возможно были некоторые проблемы.

Лично мне кажется, что мексиканцам не хотелось выглядеть потомками варваров-дикарей, какими их в свое время описывали испанцы. Мексиканцам хотелось выглядеть потомками многовековой цивилизации с собственными корнями, культурной идентичностью и традициями.

И какой-то национальный праздник или праздники могли стать базисом для такой вот объединяющей страну идеи o мексиканской цивилизации.

Видимо, Дня Независимости Мексики было недостаточно, а День Мертвых был связан с древней индейской цивилизацией, жившей на территории Мексики до прихода испанцев и имел явно выраженный культурный фон, уходящий в века. И он был объявлен национальным праздником.

И теперь это любимейший национальный праздник, посвящённый памяти умерших, в который по поверью души умерших родственников посещают родной дом. Для того, чтобы их встретить как можно более радушно, семьи сооружают алтари в честь покойных родственников, как дома, так и на кладбище, украшают их черепами из сахара (напомню, что у древних ацтеков череп умершего часто хранился дома, как жилище души TONALLI, которая отвечала за любовь и огонь, об этом было в предыдущей части), любимыми продуктами и напитками умершего, свечами, игрушками и цветами, в первую очередь оранжевыми бархатцами.


Сахарные черепа



Украшение могилы на кладбище

С точки зрения значимости и денежных трат это самый главный мексиканский праздник года, семьи часто тратят все свои заработки за пару месяцев, чтобы соорудить приличный алтарь, за который не будет стыдно, и который покажет пришедшим в гости умершим родственникам, как их в семье помнят и любят.


Алтарь для умершего

Еще в Мексике есть традиция, по крайней мере в деревнях, одеваться в одежду умерших и мазать лицо белой краской, чтобы пришедший в гости умерший родственник не чувствовал себя как-то уж сильно "другим" со своим черепом вместо лица. И нарядные костюмы часто называют "Щеголеватый скелет" или "Элегантный череп", в связи с чем эти слова сейчас являются синонимами для Катрины.


Алтарь для умершего

А еще популярно устраивать гуляние с компарсами.

Компарса (Comparsa) — это в испанском и латиноамериканском мирe группа самодеятельных артистов, певцов, музыкантов и танцоров, которые принимают участие в каких-то народных гуляниях, часто каких-то специфических карнавалах.


Компарса на ходулях во время празднования Dia de Los Muertos

Как я уже писала в предыдущем посте, на День Mертвых в Мексике популярно придумывать и читать литературные калаверы - шуточные поэмы - эпитафии в честь умерших. Кроме того Мексика, это страна мариачи и очень красивой музыки. Так вот в мексиканской культуре существует огромное количество песен, исполняемых специально на День мертвых, так же как в англоязычных странах существует огромное количество песен, исполняемых специально на Рождество.

И раз уж я взялась знакомить тут народ с мексиканской культурой и этим конкретным праздником, то выложу я некоторые самые известные из этих песен, исполняемых на День Мертвых.

Автор песни La Llorona (Плачущая женщина) неизвестен, но создана она где-то на перешейке Техуантепек в Оахаке. Песня рассказывает историю любви и боли в стиле, характерном для времён мексиканской революции.

История La Llorona отсылает к легенде о мексиканской богине Чихуаатль, которая как-раз перед прибытием испанцев, зная ужасающее будущее своих мексиканских детей, которое ждало их после завоевания испанцами, громко рыдала на стенах Теночтитлана, и ее крик был услышан

Песня La Bruja была написана Хосе Гутьерресом и братьями Очоа и рассказывает о незамужней женщине, которая пыталась найти себе мужчину и завладеть им. За этой песней стоит легенда о женщине, известной как "Ведьма из Уастеки", очень популярная в Веракрусе.


Песня "El día de Muertos" или "День мертвых" очень хорошо передает идею о том, как индейцы относились к смерти, рассказывая о боли, вызванной безответной любовью. Это одна из самых популярных романтическиx мелодий в песенных книгах "pireris", которая всегда исполняется на праздник

Песня "La Calaca" ("Скелет"), которая была написана Хосе Эрнандесом и увековечена Ампаро Очоа, рассказывает о том, что происходит на крупнейшем кладбище Мехико Сити "Пантеоне Долорес". Она повествует о различных событиях, происходящих вокруг смерти и калаки. У мексиканцев есть выражение se lo (la) llevó la calaca - его забрала калака/скелет, что означает, что человек умер, смерть его забрала.


Песня "Viene la Muerte Echando Rasero" рассказывает о том, что цвет кожи, раса, религия, возраст или что-то еще не имеют значения перед лицом смерти, смерть настигнет каждого из нас и в конце концов мы все там будем.

Ну вот такие популярные песни поют на народных гуляниях в Мексике во время празднования Дня Мертвых.

B большинстве деревень и мелких населенных пунктов Мексики компарса — это просто группа местных жителей без каких-то сногсшибательных театральных или вокальных талантов. Это в чистом виде народное гуляние с художественным исполнением именно на уровне самодеятельности.

Однако, в Мексике есть туристические места, где компарсы сделали более профессиональными и коммерческими именно в целях привлечь туристов. В частности, одним из таких очень известных мест является город Оахака, где выступление компарс называют фестивалем.

А вот так выглядит компарса в городе Темпоаль-де-Санчес

Эти два видео - традиционные выступления компарс. То есть традиционно никаких тебе специальных парадов и шествий специальной колонной на кладбище или еще куда-то. В конце-концов посещение кладбища - дело личное и семейное, колонной туда не маршируют. Сцена (площадь в центре города/деревни) для выступлений, народные танцы, народные костюмы.

Так традиция карнавала-парада во главе с Катриной откуда взялась?

Праздник мертвых в Мексике. Исторический экскурс.

Желаете провести отпуск феерично и незабываемо? Хочется ощутить прилив бодрости и адреналина? Тогда вам обязательно стоит посетить Лос Муэртос или в Мексике — одно из самых эффектных и фееричных торжеств страны. Это ошеломляющее действие проводится ежегодно в первые два дня ноября и собирает множество туристов, соскучившихся по грандиозным зрелищам. 1 ноября приурочено памяти умерших младенцев и деток – маленьких ангелочков, 2-е – взрослым.

Казалось бы, довольно странно отмечать подобный праздник и радоваться такому событию, но если углубиться в исторические традиции мексиканского народа, то кладбищенские вечеринки обретут свой сакральный смысл. Около трех тысяч лет назад, во времена древних народов, скальпы умерших родственников хранили в жилищах как защитные амулеты , а День мертвых почитали целый месяц.

Для мексиканцев смерть – это всего лишь конец земного существования, которое продолжается в ином загробном мире — Миктлане . Именно поэтому на лицах людей в этот день нельзя увидеть печали, слез и скорби, ведь они готовятся к встрече с усопшими родственниками. Коренные народы считают, что связь с упокоившимися предками неразрывна в течение всего существования рода и их души всегда возвращаются в свои жилища, чтобы погостить у родных.
Даже церковные иерархи разрешили ежегодно отмечать День смерти , переместив церковные торжества.

Особенности празднования , основные символы и атрибуты.

К празднику смерти в Мексике готовятся очень тщательно, в этот день могилы родственников украшают фотографиями и символическими вещами, приносят их любимые блюда, фрукты, сладости, ленточки, цветы и даже алкогольные напитки. Существует поверье, что души умерших обязательно явятся к живым в это время. При этом, возле надгробия никто не скучает и не плачет, даже наоборот: посетители радуются и вспоминают веселые рассказы, связанные с усопшими, истории из их жизни.

Существует еще два обязательные атрибуты, с которыми нужно встречать мертвых: это вода, в которой души нуждаются после долгого странствования, и особый хлеб, выпеченный в круглой форме, щедро усыпанный сахаром и декорирован полосками, внешне похожими на кости.

При этом на могиле можно появляться только после захода солнца, а необычный пикник может продолжаться всю ночь. Праздники Мексики фото свидетельствуют о шикарных пиршествах, устроенных в честь покойных, с преобладанием национальных блюд, и украшений кладбищ специальными цветами – оранжевыми бархатцами . Именно их считают притягательным символом усопших.

Отличительные черты парада веселых мертвецов в различных регионах страны

В отдельных районах страны на могилы даже приносят магнитофоны и радиоприемники, чтобы разбавить атмосферу радужным пением и подарить умиротворение покойнику.
В этом грандиозном веселье не остаются в стороне даже отдаленные поселки: в одних из них устраиваются своеобычные факельные процессии и оригинальные шествия, в других же – фольклорные пения, самобытные пляски и танцы.
В домах сооружают алтари, на которых размещают вещи, собранные в течение всего года, которые принадлежали предкам и могут побудить их душу придти на встречу. Многие семейства даже готовят кровати, на которых призрачные гости смогут отдохнуть после долгого пути.

Праздник мертвецов в Мексике официально включен в реестр ЮНЕСКО .
Эти дни олицетворяет огромный карнавал и различные уличные фестивали , на которых готовят специальные сладости в виде скелетов и черепов, похожих на богиню смерти Катрину. Не обходится это веселье и без особых символических напитков, которые делают атмосферу еще более непринужденной. Ассортимент праздничных сувениров в магазинах представлен громадным выбором фонариков, мрачных и отпугивающих костюмов, фигурок-скелетов.
Еще одним примечательным фактом является привлечение детей к празднованию. Им дарят всевозможные сувениры и статуэтки в виде мини-гробов, шоколадные скелеты, декоративные черепа.

В некоторых регионах дети в этот день ходят по улицам и выпрашивают у взрослых подарки в виде скелетиков или маленьких черепов.
Это торжество можно сопоставить с европейским Хэллоуином, ведь их неотъемлемыми атрибутами являются неординарные костюмы, дикие раскраски, специальные гастрономические приготовления и традиционные развлечения. Но, если в случае с Хэллоуином большинство персонажей – отрицательные и веселье основано на страхе, то День смерти олицетворяют положительные эмоции, чувства радости, любви и поклонения пред умершими родственниками.

Ежегодно после праздника мертвых в Мексике фото украшают печатные здания и множественные интернет-площадки. Забавные люди в костюмах зомби, скелетов и мертвецов, тематические многоликие наряды, маски и сувениры в виде черепов, крестов, гробов – средь разноцветных и завораживающих персонажей двух одинаковых не сыскать.

День мертвых считается официальным государственным праздником: в этот день не работают учебные заведения, правительственные и банковские учреждения, коммерческие предприятия. Более того, в каждом заведении сооружают алтарь, на который каждый желающий может возложить пожертвования.

Друзья! Если у Вас возникнут вопросы - !не стесняйтесь! - задавайте их в комментариях ниже или же пишите мне в соц.сетях!