Во сколько начинают ходить дети мальчики самостоятельно. Когда ребенок начинает ходить? Памятка родителям

Молодая мама уже увидела первую улыбку своего новорожденного крохи, у него появились первые зубки и он научился не только переворачиваться, но и сидеть - на очереди долгожданный первый, пусть и неуверенный шаг. Обратите внимание на то, что четких временных рамок, когда ребенок должен пойти - нет.

Сегодня в нашей статье мы поговорим о том, в каком возрасте ребенок начинает ходить, а также о том, как правильно подготовить его мышечный тонус к новым нагрузкам.

В каком возрасте дети делают первые шаги?

Согласно приведенной статистике, первые шаги ребенка приходятся на 11 - 12-й месяц жизни ребенка . Однако, это не говорит о том, что все дети начинают ходить именно в этот промежуток времени. В пределах нормы является промежуток от 9 месяцев до полутора лет. В самом начале кроха будет стараться встать на ножки, после чего последуют первые неуверенные шаги, опираясь на рядом стоящие предметы или руку родителя. И лишь пройдя эти этапы, он начинает делать попытки самостоятельных шагов.

Давайте рассмотрим основные факторы , от которых зависит во сколько месяцев начинает самостоятельно ходить ребенок:

Как только ребенок начинает самостоятельно ходить , взрослые замечают, что их процесс ходьбы значительно отличается от ходьбы ребенка благодаря нескольким выраженным особенностям:

  1. Дети часто падают, поскольку еще не научились держать центр тяжести.
  2. Дети ходят, словно "печатают шаг", это обусловлено тем, что они в силу возраста еще не научились перекатывать с пятки на носок свои стопы.
  3. Дети ставят стопы параллельно друг к другу.

Учитывая эти физиологические особенности, родители должны внимательно наблюдать за своим непоседливым чадом. Крайне опасно, когда кроха падает плашмя вперед или назад, в силу того, что он не умеет с помощью рук амортизировать приземление, поскольку высока вероятность разбить лицо или затылок. Однако, родители, не стоит панически бояться падений, поскольку в этом возрасте у детей костная система крайне эластична на фоне чего вероятность переломов сводится к нулю.

Еще немаловажную роль играет реакция родителей в момент падения крохи . Нет необходимости бросаться к ребенку с баснословным ужасом на лице. Наиболее оптимальный вариант - со спокойным и ласковым голосом подбадривать кроху и ждать пока он самостоятельно не встанет и не продолжи шаги.

Молодые родители, обратите внимание на то, что как только ребенок становится более подвижным, в доме следует убирать все опасные предметы, а также обезопасить острые углы и быть начеку, ни на минуту не выпуская "ходока" из поля зрения.

Когда лучше начинать ходить - раньше или позже?

Когда дети начинают ходить? Комплекс упражнений и массажи

Можно ли ускорить процесс ходьбы, если эти навыки начинают запаздывать? Прежде всего необходимо придерживаться чувства меры, чтобы не навредить и не травмировать малыша. Давайте рассмотрим способы, которые помогут малышу освоить новый для него навык:

Стоит воздержаться от использования прыгунков и ходунков. Это обусловлено тем, что они не только замедляют процесс самостоятельно ходьбы, но и способствуют ее задержке.

Когда ваш кроха начал ходить, несмотря на какой месяц жизни, вам необходимо приобрести ему обувь . С точки зрения ортопедии, она должна соответствовать следующим требованиям:

Когда дети ходят на носочках или цыпочках?

Несмотря на то, на каком месяце жизни пошел кроха, случается так, что вместо обычной ходьбы кроха начинает перемещаться на носочках . Если кроха просто желает привлечь внимание взрослых или пробует новый способ перемещения для себя, то это вполне нормально.

Но, если кроха постоянно перемещается на носочках, словно красивой балетной походкой и ничего не желает предпринимать, то стоит принимать соответствующие меры. Самостоятельно не стоит пытаться исправить сложившуюся ситуацию. В столь важном деле следует обратиться к компетентному специалисту - врачу, который по результатам обследования скажет, что делать. В большинстве случаев лечение назначается комплексное, которое в себя включает: физиопроцедуры, специальную гимнастику и особый массаж .

Первые шаги: что нельзя делать?

Нужно ли использовать ходунки?

Большинство родителей полагают, что ходунки помогают их детям быстрее освоить прямохождение. О бесполезности и полезности этого аксессуара ведется множество споров. Они имеют немало сторонников, однако, намного больше убежденных противников. Стоит отметить, что если приобретать качественные ходунки, следить за техникой безопасности, применять их в соответствии с возрастом, а также избегать дешевых подделок, то они не приносят вреда.

Следует обратить внимание на важные моменты при эксплуатации ходунков:

  1. Продолжительное времяпровождение в ходунках способствует сильным нагрузкам на позвоночник и его мышцы, что может привести к его деформации.
  2. Не следует оставлять своих детей в ходунках без присмотра.
  3. Устройство запрещено использовать детям, которые еще не научились самостоятельно сидеть.

Также хочется отметить, насколько ходунки безвредны, настолько же они и бесполезны . В подобных устройствах дети не учатся ходить, а всего лишь перемещаются, посредством отталкиваний от пола. С помощью него ребенок не учится держать равновесие, не обучается координировать свои движения.

Согласно статистике, в течение одного года происходит более одной тысячи несчастных случаев на территории Российской Федерации, связанных с использованием ходунков. Дело в том, что малыш в них движется с такой скоростью, которую своими силами он бы развить не мог, в результате этого он может врезаться во что-либо или перевернуться. Ребенок в ходунках всегда должен находиться под чутким присмотром взрослых.

Надеемся, что наша статья стала для вас полезной и вы получили на свой вопрос исчерпывающий ответ. Полноценно развивайтесь и не болейте!

Первые навыки переворотов и первый шаг – эти изменения, безусловно, радуют маму и заставляют гордиться своим малышом. И хорошо, если она поддерживает, но не подталкивает его к ним. Часто в погоне за более способными сверстниками женщины летят стремглав и приобретают для своих детей каталки, вожжи, ходунки и прочие приспособления, заставляя тех учиться ходить быстрее. Нужно ли это делать и можно ли этим навредить? Читайте сегодня о том, во сколько месяцев ребенок начинает ходить.

Проанализировав анатомические особенности детей разного возраста, а также опыт предыдущих поколений, медики разработали нормативы по части ползания, сидения и хождения для крох разного возраста. Причем некоторые из них пошли дальше, заявив, что ребенок должен начать ходить в 11 – 12 месяцев, чтобы к году, когда он, наконец, попадет на прием к ортопеду, смог там красиво «дефилировать» по коридору.

К сожалению, на эти заявления большинство мам и ориентируется, забывая о том, что каждый ребенок – индивидуальность. Обычно малыши пробуют делать первые шаги в возрасте около 12 месяцев, но ведь им предшествует умение самостоятельно вставать и стоять. А потом нужно еще научиться ходить за ручку или за две, а то и вовсе держась за окружающие предметы...

Из этого можно сделать вывод, что нормы очень размыты и охватывают промежуток между 9 месяцами и полутора годами. На них и следует ориентироваться.

Что влияет на сроки начала хождения

Тот факт, во сколько дети начинают ходить сами, зависит от:

Первые предпосылки к хождению отмечаются уже в 8-месячном возрасте. В это время кроха пытается вставать на ножки сначала с поддержкой, а затем без. Теперь его задача – обрести чувство равновесия и уверенность в себе.

Как помочь начать ходить

Помочь ребенку самостоятельно научиться ходить быстрее можно. Тем более что в этом случае от Вас требуется всего ничего:

  • Обеспечить пространство. Хорошо, если у мамы один ребенок. Она время ему уделит, с ним поиграет, за ним всегда присмотрит. Если детей больше, наблюдается злоупотребление манежем. Проще посадить в него малыша и в этот момент приготовить обед, не переживая, что мелкая игрушка старшего окажется во рту или в носу. А ведь дети «из манежа» потом позже начнут ходить, что и неудивительно. Если места нет, то где тренироваться?
  • . Правильное воздействие на мышцы – это всегда хорошо. Их не зря рекомендуют делать грудничкам и детям постарше курсами. Как раз ближе к году – последний из них. Причем его можно попытаться сделать и самостоятельно. Важно лишь поглаживать, растирать и постукивать мышцы голени, а также саму стопу. Одним словом, задействовать то, что понадобится крохе при хождении. Суть массажа в этом возрасте – в укреплении и расслаблении.
  • Гимнастика. «В здоровом теле – здоровый дух» — уверены мамы, которые ежедневно находят время для занятий со своим крохой, и правильно делают. Упражнения просты: сгибание и разгибание ножек, приседания, потягушки (можно с маминой помощью), наконец, перекатывания на фитболе. Интересно, что это помогает не только быстрее научиться ходить, но и наладить контакт, приятно провести время.
  • Правильно подобранная обувь. Посмотрите, как передвигается малыш, который только начал ходить. Стопы он ставит параллельно друг другу, а шаги будто «печатает», ведь еще не умеет перекатываться с пятки на носок. Добавьте сюда неумение держать центр тяжести, и Вы поймете, как сильно ему надо помочь. Верный способ – подобрать обувь на тонкой и гибкой подошве с твердым задником.

Обратите внимание! Если и подошва будет твердой, кроха станет еще чаще спотыкаться. От заваливания назад его спасет маленький устойчивый каблук. Также должен присутствовать гибкий супинатор – он способствует правильному формированию стопы, правда, не все медики с этим согласны.

Для облегчения ходьбы боковые и верхние части должны быть достаточно мягкими, чтобы на сгибе образовывались складки. По возможности лучше выбирать модели из натуральной замши или кожи – материалы позволят ножке дышать.

Как все происходит

Важно четко понимать, что обучение хождению – это кропотливый труд. Первый этап на пути к успеху – это умение стоять у опоры. Как правило, дети приобретают его в 8 месяцев. В 9 они уже стоят, держась за опору одной ручкой. Дальше – больше. В 10 месяцев кроха пытается оторвать одну ручку, чтобы дотянуться ею до следующей опоры.

В возрасте 11 месяцев многие родители «не чувствуют» к вечеру спины из-за постоянного хождения с малышом «за обе ручки». Тогда же он учится отрываться от опор, чтобы самостоятельно стоять без поддержки. Следующий этап – первые шаги.

Чтобы приблизить его, можно пойти на хитрость. Расставьте по периметру комнаты стульчики, и малыш будет передвигаться, держась за них. Правда, есть дети, которые идут, придерживаясь за стену, было бы желание. Его, кстати, тоже можно вызвать. Достаточно «случайно» положить любимую игрушку подальше, но недалеко от опоры, и исчезнуть из поля зрения крохи. Скорее всего, он за ней потянется.

Когда малыш пошел, тоже рано радоваться. Ему еще долго нужно тренироваться, чтобы отточить свои умения. А оттачивать он их будет при падении. Здесь очень важно не только помогать, но и правильно реагировать. Ваша задача в этот период – быть начеку, а также убрать острые предметы, чтобы исключить риск серьезных травм.

Хуже всего, когда малыш падает плашмя, вперед или назад. Неумение выставлять ручки способно сыграть с ним злую шутку: затылок и лицо могут быть разбиты в кровь. Психологи и мамы на форумах рекомендуют дать ему возможность научиться их выставлять. Как? Не бежать сломя голову, когда кроха упал. Не кричать, спрашивая, ударился ли он, не паниковать: часто дети плачут, так как пугаются реакции родителей.

Лучше ласково и спокойно подбодрить, подождав, пока карапуз самостоятельно поднимется. И не нужно бояться падений: косточки у деток пока эластичны, а риск переломов – минимален. Но сильно расслабляться из-за этого также нельзя. Если кроха больно ударится, возможно, на время вовсе откажется от изучения мира таким способом. Бывали прецеденты. Чтобы их избежать, можно стараться учиться ходить там, где падать мягко.

Стоит ли использовать ходунки, вожжи, каталку

Производители детских товаров для детей неугомонны: ежедневно они придумывают самые разные приспособления для наших детей, уверяя, что эффективность их использования подкрепляет статистика. Верить им или нет, личное дело каждого, но помните о том, что:


Когда вожжи убрали, падения не прекратились. Однако, как показала практика, малышка не научилась, падая, выставлять ручки вперед. В итоге, она летела лицом вниз, разбивая его в кровь. Больше довольных не было. Мучились около полугода, пока естественный, казалось бы, навык, не восстановился.

Еще часто используют каталки. Забавные игрушки, которые заставляют ребенка ходить, держась за них. В принципе, в них нет ничего опасного, если используются они, когда малыш научится сам передвигаться. В любом случае, как уже было сказано, использовать что-то или нет – дело каждого. Главное, выбирая, давать дозировано, ведь все полезно в меру.

Когда беспокоиться

Самое раннее, когда малыши умеют ходить – 9 – 10 месяцев. Некоторые пытаются и раньше, но поощрять это не стоит. В это время мышцы еще не окрепли, нагрузка на позвоночник колоссальная. У крупных деток такие попытки могут закончиться искривлением голени, неправильной постановкой стоп.

Врачи говорят, что до 1,5 лет беспокоиться не следует. К этому моменту и недоношенные дети, страдающие обычно избыточной подвижностью суставов и неразвитостью мышечных волокон осваивают нужный навык. Позже нужно идти к специалистам. Правда, если предпосылок к хождению нет, не стоит затягивать. Чем раньше будет обнаружена проблема, если она есть, тем легче ее будет корректировать.

Каждый ребенок по-своему прекрасен. И даже если Ваш по-прежнему не хочет ходить, не стоит его сбрасывать со счетов, это тоже достойный соперник: «сидячие» дети быстрее учатся выражать эмоции словами, следовательно, раньше могут заговорить.

Признаки нормального развития ребенка
от 1 до 12 месяцев

Довольно часто молодые родители не вполне представляют себе, зачем нужен осмотр новорожденного неврологом. А между тем он позволяет своевременно заметить малейшие отклонения в развитии малыша. Только врач может оценить степень зрелости нервной системы малыша, потенциальные возможности его организма, особенности реакций на условия внешней среды, предотвратить нарушения развития или их последствия. Основы здоровья или нездоровья человека закладываются в самом раннем возрасте, поэтому своевременная диагностика и коррекция имеющихся нарушений - одна из основных задач, которую решает невролог при первом осмотре новорожденного.

К середине 1-го месяца , а иногда и раньше, дети начинают "осмысленно" оглядываться по сторонам, все дольше останавливая взгляд на заинтересованных их предметах. Первыми "объектами" повышенного внимания бывают лица самых близких людей - мамы, папы и тех, кто ухаживает за ребенком. К концу 1-го месяца ребенок начинает вполне осознанно улыбаться при виде любимых людей, поворачивать голову к источнику звука, недолго следить за движущимся предметом.

Большую часть суток новорожденный проводит во сне. Однако ошибаются те, кто считает, что спящий ребенок не воспринимает звуки окружающего мира. Младенец реагирует на резкие, громкие звуки, поворачивая голову к источнику звука, закрывает глаза. А если они были закрыты, то ребенок еще сильнее смыкает веки, морщит лоб, на лице появляется выражение испуга или недовольства, учащается дыхание, малыш начинает плакать. В семьях, где родители постоянно разговаривают на повышенный тонах, у детей нарушается сон, появляется раздражительность, ухудшается аппетит. Спетая мамой колыбельная, напротив, поможет ребенку спокойно заснуть, а ласковый доброжелательный тон, принятый в семье, формирует у малыша чувство защищенности и уверенности в дальнейшей взрослой жизни.

На 2-м месяце у ребенка значительно снижается тонус в мышцах-сгибателях конечностей и повышается тонус в мышцах-разгибателях. Движения малыша становятся более разнообразными - он поднимает руки, разводит их в стороны, потягивается, удерживает вложенную в руку игрушку и тянет ее в рот.

Малыш начинает интересоваться яркими красивыми игрушками, подолгу их рассматривает, задевает и толкает их руками, однако самостоятельно захватить ладонью еще не может. Лежа на животе, а затем и в вертикальном положении ребенок поднимает голову - это первое сознательное движение, которое он освоил. Вскоре, находясь на руках у мамы, он уже уверенно оглядывается по сторонам, причем первое время его внимание привлекают неподвижные предметы, расположенные на большом расстоянии. Это связано с особенностями строения зрительного аппарата. Затем малыш начинает рассматривать и более близкие предметы, поворачивать голову и следить глазами за движущейся игрушкой. В этот период у детей преобладают положительные эмоции - улыбка, двигательное оживление, гуление при виде маминого лица, в ответ на ласковое обращение.

На 3-м месяце ребенок становиться еще более активным, начинает переворачиваться вначале со спины на бок, а затем на живот, уверенно держать голову. Малышу очень нравиться лежать на животе, при этом он опирается на предплечья, поднимает голову и верхнюю часть туловища, внимательно осматривает окружающие его предметы, игрушки, делает попытки дотянутся до них. Движения руками разнообразны. Лежа на спине, ребенок быстро и точно захватывает предмет, вложенный в ладонь, тянет его в рот. У него уже появляются свои предпочтения - одни игрушки его радуют больше других, как правило, это небольшие погремушки, которые он может самостоятельно удержать в руке. Он различает лица и голоса своих и чужих, понимает интонацию.

В 4 месяца малыш совершенствуется в умении поворачиваться со спины на живот и с живота на спину, садится с поддержкой за руку. У младенца полностью угасает хватательный рефлекс, а на смену ему приходит произвольное захватывание предметов. Вначале, при попытке взять в руки и удержать игрушку, малыш промахивается, захватывает ее обеими руками, совершает множество лишних движений и даже открывает рот, однако вскоре движения становятся все более точными и четкими. Помимо игрушек, четырехмесячный малыш начинает ощупывать руками одеяло, пеленки, свое тело и особенно руки, которые затем внимательно рассматривает, подолгу удерживая в поле зрения. Значение этого действия - рассматривания рук - в том, что ребенок вынужден долго удерживать их в одном положении, что невозможно без длительного сокращения отдельных групп мышц и требует определенной степени зрелости нервной системы, зрительного анализатора и мышечного аппарата. Малыш начинает сопоставлять свои тактильные ощущения и зрительно воспринимаемые образы, расширяя тем самым представления об окружающем мире.

К 5-6 месяцу малыш уверенно берет и удерживает различные предметы, оказавшиеся в поле его досягаемости. Все, что попадает в руки ребенка в этом возрасте, после ощупывания и рассматривания неумолимо оказывается во рту. Некоторых родителей это тревожит и даже огорчает, так как им кажется, что у малыша появляются вредные привычки, от которых потом будет трудно отучить. Но дело в том, что младенец, исследующий мир, помимо привычных взрослому человеку зрения, слуха и обоняния, активно использует осязание и вкус, значение которых для процесса познания в этом возрасте трудно переоценить. Поэтому ни в коем случае нельзя препятствовать исследовательскому интересу ребенка, стремящемуся все "попробовать на зуб". Однако родители должны следить за тем, чтобы рядом не оказалось мелких или острых предметов, опасных для малыша.

При общении со взрослыми у 4-5 месячного ребенка развивается комплекс оживления, который включает в себя эмоциональные, двигательные и речевые реакции - улыбку, энергичные движения, длительное гуление со множеством гласных звуков.

Ребенок переворачивается на бок и, опираясь на руку, садится. Лежа на спине, он быстро и точно протягивает руку за игрушкой и уверенно захватывает ее. Активно развивается речь, малыш произносит согласные звуки, слоги "ба", "ма", "да", лепечет, начинает по-разному реагировать на маму, папу, родственников и незнакомых людей.

В 7-8 месяцев , по мере развития реакций равновесия, малыш начинает самостоятельно, без опоры, садиться из положения на спине и на животе с помощью рук. Лежа на животе, он опирается на предплечья, его голова поднята, взгляд устремлен вперед - это самое оптимальное положение для ползания, которые пока еще осуществляется только с помощью рук, на которых ребенок подтягивается вперед, ноги в движении не участвуют. При поддержке малыш встает на ноги и непродолжительное время стоит, причем вначале он может опираться "на носочки", а затем на полную стопу. Сидя, он подолгу играет с погремушками, кубиками, рассматривает их, перекладывая из одной руки в другую, меняя местами.

Ребенок этого возраста постепенно пытается привлечь к себе внимание взрослых, четко различает всех членов семьи, тянется к ним, подражает их жестам, начинает понимать смысл обращенных к нему слов. В лепете ясно различаются интонации удовольствия и недовольства. Первая реакция на чужих часто бывает негативной.

К 9-10-месячному возрасту ползание на животе сменяется ползанием на четвереньках, когда одновременно передвигаются перекрестные рука и нога, - это требует хорошей координации движений. Малыш с такой скоростью перемещается по квартире, что за ним трудно уследить, хватает и тянет в рот все, что попадается ему на глаза, включая провода электроприборов и кнопки аппаратуры. Учитывая возможности этого возраста, родителям необходимо заранее обеспечить безопасность вездесущего младенца. К 10 месяцам ребенок встает из положения на четвереньках, сильно оттолкнувшись руками от пола, стоит и переступает ногами, держась за опору двумя руками. Ребенок с удовольствием подражает движениям взрослых, машет рукой, достает из ящика или собирает разбросанные игрушки, берет мелкие предметы двумя пальцами, знает название любимых игрушек, находит их по просьбе родителей, играет в "ладушки", "сороку", "прятки". Он подолгу повторяет слоги, копирует различные речевые интонации, голосом выражает эмоции, выполняет некоторые требования взрослых, понимает запреты, произносит отдельные слова - "мама", "папа", "баба".

На 11-м и 12-м месяцах у детей появляются самостоятельные стояние и походка. Малыш переступает ногами, держась за мебель или перила одной рукой, приседает, берет игрушку, снова встает. Затем отпускает руку от барьера и начинает ходить один. Вначале он ходит, наклонив туловище вперед, на широко расставленных и полусогнутых в тазобедренных и коленных суставах ногах. По мере совершенствования реакция координации, его походка становится все более уверенной, во время ходьбы он останавливается, поворачивается, наклоняется за игрушкой, сохраняя при этом равновесие.

Малыш познает части тела и учится показывать их по просьбе взрослых, удерживает ложку в руке и пытается есть самостоятельно, пьет из чашки, поддерживая ее двумя руками, кивает головой в знак утверждения или отрицания, с удовольствием выполняет простые поручения родителей: найти игрушку, позвать бабушку, принести свои ботинки.

В его словарном запасе, как правило, уже несколько слов. Однако не следует огорчаться, если ваш малыш все еще не выговаривает отдельных слов, поскольку речь является одной из наиболее сложных высших психических функций и ее развитие очень индивидуально. Мальчики обычно начинают говорить на несколько месяцев позже, чем девочки, что связано с особенностями формирования и созревания их нервной системы. Речевая задержка часто наблюдается и у детей, чьи родители относятся к разным языковым группам и общаются с ребенком каждый на своем языке. Членам таких семей рекомендуется в интересах малыша выбрать единый язык общения до тех пор, пока ребенок его полностью не освоит, и лишь тогда обучать его второму. У большинства детей речь короткими фразами появляется от года до двух, а затем происходит ее усложнение и усовершенствование.

Новорожденные на удивление быстро обучаются новому: сначала узнавать родителей и улыбаться, потом ползать и доставать игрушку, чуть позже – играть, сидя на полу. И родители, не успев оглянуться, с удивлением замечают, что малыш уже не просто стоит возле дивана, а пытается делать первые шаги. О том, когда ребенок начинает ходить, что допустимо со стороны родителей, а чего делать не следует – в полезной информации ниже.

Вопрос №1: когда?

Родители, чей малыш стремится к годовалой отметке, часто задаются вопросом, во сколько месяцев ребенок начинает ходить.

Иногда им кажется, что собственный кроха долго осваивает это навык, по сравнению с ровесником-племянником. Но это ошибочный настрой: все дети разные, кто-то пойдет раньше, кто-то позже.

  1. Нормальный возраст - это от 9 месяцев до неполного года.

Именно в это время ребенок начинает постигать сложную науку ходить. Максимально уделяйте карапузу внимание: иногда дети умеют твердо стоять и переходить с места на место, а присесть и отдохнуть не всегда получается. Как следствие - сильная нагрузка на позвоночник и усталость;

  1. Для «ранних» путешественников «День Икс» может настать раньше срока, обозначенного выше.

Бывает и такое, что малыш начинает ходить в неполные 9 месяцев. Такое раннее освоение - большая редкость, и она не представляет повода для беспокойства, в том случае, если это получилось у крохи спонтанно, без вмешательства родителей.

Очень часто, по запросу о том, как научить ребенка ходить, можно найти видео с девятимесячными малышами, шустро бегающими от родителей;

  1. «Жаворонки» в освоении ходьбы – это дети, которые встали и пошли в 7-7,5 месяцев.

Да, такое тоже бывает. Если ребенок с первых недель жизни проявляет энергичность и активность, быстрее сверстников начинает переворачиваться , держать голову и ползать, то, скорее всего, ходить он тоже начнет рано.

Есть мнение, что слишком ранняя двигательная активность, не сулит ничего хорошего: позвоночник испытывает большую нагрузку, он еще не готов полноценно удерживать массу ребенка вертикально.

В данном случае лучше просто понаблюдать за малышом. Если он крепкий, физически активный, ему нравится ходить, при этом он не испытывает дискомфорта, то нет ничего страшного в том, что ребенок рано начал ходить;

  1. Момент вызывающий сильную тревогу: крохе уже исполнился год, а он все еще не хочет ходить.

Конечно, это может тревожить, но физически здоровый ребенок может пойти позже своих сверстников. По мнению педиатров, нижняя граница – полтора года. Это может быть и нетипично, но не катастрофично.

Важно! Не стоит принуждать ребенка к раннему хождению, все придет в свое время, малыш лучше чувствует свой организм. Всему свое время.

Вопрос №2: возможные проблемы и их решение

В освоении навыков ходьбы есть свои «подводные камни», это обстоятельства, которые могут тормозить их развитие.

  • Первый пункт – физиология.

Часто причиной того, что ребенок поздно начал ходить, становится его физическое состояние. Крепыши-малыши с большой массой тела труднее встают на ноги, первые шаги тоже даются им значительно труднее, чем более стройным сверстникам.

Умеренные, но регулярные нагрузки, сбалансированное питание и консультация специалиста помогут разрешить эту проблему;

  • Второй пункт – генетика. Малыш обычно повторяет развитие родителей в ранний период. Поэтому есть смысл расспросить бабушек и дедушек о собственных успехах на поприще хождения;
  • Третий пункт – вид темперамента.

Спокойный, меланхоличный ребенок предпочитает больше лежать или сидеть. Ему в большей степени интересно наблюдать за чем-нибудь, и в меньшей – двигаться.

Чтобы флегматичный малыш захотел ходить, надо придумать ему забавное развлечение, способное его расшевелить и вызвать интерес к двигательной активности;

  • Четвертый пункт – малыш бегает в ходунках, но не может или не хочет самостоятельно ходить.

Эта проблема решается легче всего – нет ходунков, нет проблемы. Кроха будет вынужден «работать» самостоятельно, когда «помощник» исчезнет;

  • Пятый пункт – психологический.

Если малыш уже начинал ходить, и, несколько раз упав, перестал, то надо помочь ему перебороть страх перед новыми падениями.

Например, подать руку, предложить пройтись вместе. Поиграть с ним: широко распахивая объятия на некотором отдалении от крохи, ловить, когда ребенок делает первые шаги. Малыш почувствует себя увереннее, когда поймет, что мама всегда поймает его и поддержит;

  • Шестой пункт – индивидуальные обстоятельства.

Недоношенные дети немного отстают от сверстников, и это нужно понимать. Ребенок, родившийся на 2 месяца раньше срока будет развиваться в соответствии со своим биологическим возрастом.

Поначалу ему будет трудно «догнать» тех, кто является его сверстниками, но родившимся в срок.

Поэтому, если малыш начинает ходить позже по этой причине, то это должно быть не поводом к расстройству, а стимулом еще больше физически развивать ребенка. Как правило, к году-полутора «ранние» младенцы выравниваются с родившимися в правильный срок;

  • Седьмой пункт – болезни, стрессовые ситуации и расстройства неврологического характера. Как научить ребенка ходить самостоятельно в этих случаях?

После болезни требуется время, чтобы малыш вспомнил все то, чему успел научиться до болезни. Если нежелание ходить у крохи связано со стрессом, то ему понадобится поддержка близких, чтобы он чувствовал себя в максимальной безопасности.

Если хождение тормозят иные причины, связанные с нарушениями в организме по ортопедической или неврологической части, то лучший вариант – обратиться за квалифицированной помощью к врачам.

Раньше существовало мнение, что принадлежность к определенному полу тоже имеет значение. Однако сейчас специалисты, которым задают вопрос: «во сколько начинают ходить девочки», отвечают: «так же, как и мальчики. По-разному.»

Непростая наука: обучение

Учиться чему-то новому – всегда сложно, особенно, когда твой рост менее метра, ты еще некрепко держишься на ногах, а любимые родители хотят, чтобы ты как можно быстрее начал ходить. Для того, чтобы малыш научился правильно ходить, часто требуется помощь его самых близких людей. Разберемся по порядку:

  1. В первую очередь, о том, как научить ребенка ходить, необходимо задумываться с младых ногтей – почти с рождения. Дело в том, что ежедневные укрепляющие процедуры, гимнастика, массаж – это основа развитых мышц и крепкого позвоночника. Подробнее об этом в статье: Как научить ребенка ходить >>>
  2. Второй важный момент – большие пространства. Не надо ограничивать мир малыша сеткой и бортиками манежа – только на свободе он быстрее всего научится ходить.
  3. Внимательный выбор обуви – важный момент, практически ключевой.

Ведь очень многое в том, когда и как ребенок начинает уверенно ходить, зависит от обуви. В идеале – изготовленная из натуральных материалов, имеющая качественный задник и подошву. Обязательно наличие супинатора – это необходимо для того, чтобы своды стопы правильно формировались.

Очень часто, когда у малыша проблемы со стопами, можно наблюдать, как ребенок ходит на носочках . В такой ситуации ребенок нуждается в консультации невролога и ортопеда, а также ему необходима специальная обувь.

В этом случае надо немедленно обращаться за помощью к специалистам, которые смогут выявить причину и назначат комплекс лечебных процедур. В остальных моментах терять голову не стоит, пусть малыш развивается гармонично.


Ближе к годовалому возрасту молодые мамочки начинают интересоваться, как правильно научить малыша ходить. Одни дети в 10-12 месяцев без особых хлопот делают первые шаги, а другие еще только встают на ножки.

В нашей статье вы найдете много несложных и действенных рекомендаций, после выполнения которых ваш ребенок обязательно научится ходить.

Безусловно, каждый родитель мечтает, чтобы младенец встал на ноги и пошел как можно раньше, однако подгонять его не стоит. Опорно-двигательная система развивается постепенно, вот почему малыши должны подготовиться к предстоящим нагрузкам.

Сначала крохе необходимо освоить ползание, поскольку именно передвижение на четвереньках совершенствует двигательные функции, укрепляет мускулатуру.

Не следует увлекаться ранним «вышагиванием», наблюдая за чужими бегающими детками, однако подготовить ребенка к прямохождению необходимо.

Когда малыш начинает ходить?

В ответ на подобные вопросы педиатры называют следующий возрастной промежуток – от девяти месяцев до полутора лет. Большинство деток делают первые шаги в годовалом возрасте. Мы сейчас говорим именно о самостоятельной ходьбе, без взрослой помощи и ходунков.

Некоторые дети поначалу стараются опираться на стены, мебель, руку родителей, другие же сразу встают на ноги и спустя несколько неудачных попыток уже ходят.

Специалисты называют несколько факторов, от которых зависит возраст прямохождения:

  1. Генетика. Если мама или папа в свое время пошли поздно, не стоит поторапливать ребенка и ждать от него ранних успехов.
  2. Детская конституция. Крепкие бутузы обязательно пойдут позже стройных ровесников, пока же им удобнее ползать.
  3. Половая принадлежность. Согласно статистике, мальчики начинают ходить значительно позже девочек.
  4. Темперамент. Активный и чрезмерно любознательный непоседа захочет побыстрее исследовать незнакомый мир и, соответственно, встанет и пойдет раньше.

Как правильно научить ребенка ходить?

Если малыш может самостоятельно подниматься и присаживаться, а также перемещаться вдоль стеночек, придерживаясь ручками, поздравляем – ваше чадо уже готово к своим первым шажкам. Сейчас вам необходимо обучать его ходьбе без вашей помощи. В этом вам помогут следующие советы.

  1. Поддерживайте малыша под мышки и передвигайтесь вдвоем вперед. Ваш супруг должен стоять лицом к шагающему ребенку и тянуть к нему руки; младенец хватается за опору, а вы в этот момент его освобождаете от своих объятий. Получается, что он идет сам, удерживаясь только ручками. Пожалуй, это самый легкий и действенный прием быстрого обучения детей самостоятельной ходьбе.
  2. Внимательно наблюдайте за крохой, который только начинает ходить. Старайтесь не допускать появления страхов и тревожности из-за неловкого падения. Поначалу подстраховывайте младенца во время домашнего путешествия, подхватывая его при наклонах и покачивании.
  3. Заинтересовывайте юного пешехода необычными предметами, новыми игрушками, размещая их на явном удалении от ребенка. Тогда он обязательно начнет совершать движение в необходимом направлении.
  4. В начале обучения разместите вдоль предполагаемого маршрута мягкие подушки, валики из одеял, которые помогут уберечь малыша от травмирования при неудачном маневре.
  5. Избегайте длительной ходьбы с детьми, если они еще не совсем уверенно передвигаются. Подобные маятниковые движения способны оказать отрицательное влияние на формирование позвоночника и, соответственно, красивой осанки.
  6. Подарите своему пешеходу приспособление для толкания – это может быть игрушечная коляска для девочки или специальная машинка с ручкой для мальчугана, которая поможет им ходить самостоятельно.
  7. Не ограничивайте ребенка, если он начал проявлять активный интерес к пешим путешествиям раньше девяти месяцев. Каждый малыш развивается по своему собственному графику, вероятно, ваше чадо опережает усредненные медицинские показатели.
  8. Не сравнивайте успехи чужих детей с достижениями своего отпрыска. Как мы уже говорили, возраст прямохождения зависит от множества причин. Если малыш отстает от сверстников, старайтесь не расстраиваться и не ускорять события.
  9. Если ребенок боится ходить, избегайте критических замечаний, не ругайте его и не ставьте на ножки силой. Показывайте ему позитивные примеры – гуляйте на детских площадках. Кроха увидит ходящих и бегающих детей и обязательно сам попробует повторять их движения.

Учим ребенка ходить: чего нельзя делать?

Мамы и папы, желающие научить детей ходить в раннем возрасте, частенько допускают серьезные промахи, из-за которых малыш овладевает этим навыком значительно позже своих ровесников. Чтобы не допустить подобной ситуации, запомните и не повторяйте следующие родительские ошибки:

  1. Использование ходунков. Бесспорно, это приспособление значительно облегчает мамину жизнь, но крайне отрицательно воздействует на формирование опорно-двигательного аппарата ребенка. Процесс шагания в ходунках не предусматривает полного опускания стопы, что приводит к ее постепенной деформации. А еще малыш в них постоянно сидит, а значит, говорить о вертикальном положении не приходится.
  2. Длительное стояние возле опоры. Младенцу проще подняться и стоять рядом с мебелью, чем присесть обратно. Помните, что продолжительные нагрузки на неокрепшие детские ноги могут привести к растяжениям связок и деформациям стоп.
  3. Некачественная обувь. Во время обучения лучше вообще избегать использования башмачков, но если вы учите малыша ходить на улице, старайтесь приобретать только качественную (а значит, и дорогую) обувь, которая будет поддерживать крохотные ножки в физиологически правильном положении.
  4. Избыточный контроль. Обеспечьте крохе свободу передвижения, разумеется, при вашей поддержке и подстраховке. Не забывайте, что чрезмерная опека и ваши опасения могут напугать ребенка, и он откажется от самостоятельной ходьбы.

Еще до того прекрасного момента, когда ваше чадо начнет свободно перемещаться по квартире, вам необходимо побеспокоиться о его безопасности.

Уберите на верхние полки все острые и режущие предметы, стеклянную посуду, горячие утюги, бытовую химию, лекарства. Поставьте блокираторы на шкафы и комоды, заглушки на розетки – в общем, приготовьтесь во всеоружии встретить юного экспериментатора и пешехода.

Другая информация по теме


  • Нарушение внимания у детей с гиперактивностью

  • Синдром ранней детской нервности. Что это такое?

  • Избалованный ребенок: 10 признаков от детского психолога

  • Что делать, если ребенка не оторвать от ТВ?