Ребёнок не хочет учиться, делать Домашнее задание: Что делать. Что делать, если ребенок не хочет делать уроки

«Любой психолог скажет вам, что деспотизм родителей, строго контролирующих процесс обучения своих детей, не что иное как малодушная попытка компенсировать отсутствие любви».

Андрей Метельский - врач-педиатр, подростковый психотерапевт, гештальттренер, сертифицированный тренер центра INTC. Общая психотерапевтическая практика - 20 лет.

Давайте определимся с простым вопросом: зачем вообще дети ходят в школу? Что дает им силы день за днем выполнять монотонные, кажущиеся бесполезными действия? Я изучал этот вопрос более десяти лет и пришел к выводу, что аргумента, по сути, всего два. Они соглашаются на эту «пытку», потому что их любят родители, которых не хочется огорчать, а также в ожидании общения со сверстниками. Не тешьте себя иллюзиями: хотя подавляющее большинство учеников младших и средних классов скажут вам, что их главная задача - учиться, это не более чем заученный штамп, который им вбили в голову взрослые. Дети могли бы учиться, но им в этом всеми силами стараются помешать родители и учителя.

Меня часто спрашивают, с какого класса можно позволять ребенку делать уроки самостоятельно. Ответ всегда один - возможность принимать решения и действовать самостоятельно можно и нужно давать с 7 месяцев. Как только ваш сын или дочь научились держать в руке ложку - они едят сами. Ровно в тот момент, когда получилось помыть эту ложку, они моют за собой посуду. Получилось застелить постель? Теперь и эта обязанность лежит на них. Школьная система разрабатывалась далеко не глупыми людьми - в 6-7 лет ребенок уже может учиться сам. Иначе все эти учебники, тетради и уроки полностью теряют смысл.

У нас же все перевернуто с ног на голову. С первого класса и родители, и учителя считают, что правильно - заставлять, принуждать, контролировать и проверять. Очень скоро несчастного ученика тянут к репетитору, которого он ненавидит в той же степени, что и предмет, который приходится «подтягивать». Вы действительно верите, что подобный подход может вызвать у нормального, психически здорового человека хоть малейшую заинтересованность в дальнейшем обучении? Заставить человека полюбить то или иное занятие невозможно в принципе.

Любой психолог скажет вам, что деспотизм родителей, строго контролирующих процесс обучения своих детей, не что иное как малодушная попытка компенсировать отсутствие любви - той самой всепрощающей и понимающей, когда у взрослого хватает мужества и мудрости признать, что ребенок - личность, а не послушный слуга-робот.

Сколько раз я слышал от взрослых: «Меня батька лупил как сидорову козу, вот я и человеком стал» или «Если бы мамка в свое время не заставила пойти на скрипку, пропал бы…» Все это полная ерунда. Не человеком он вырос, а психопатом. И еще одно важное наблюдение: чаще всего такие истории рассказывают родители, которым приходится отвечать на мой вопрос: «А зачем вы лупите своего ребенка?».

Прекрасно помню: в школе у меня был трудовик, которого иначе как инопланетянином назвать нельзя. Помимо уроков труда, он совершенно бесплатно вел кружки авиамоделирования и игры на баяне. Причем человек не знал нот, мы учились играть на слух - было весело и интересно. К несчастью, это заметили родители и решили взять процесс под свой контроль. Они лишили меня уроков трудовика и отдали в музыкальную школу. Уроки, ноты, домашние задания… Уже через месяц я люто ненавидел инструмент, на котором с удовольствием до этого играл полгода. Я приложил все усилия, чтобы от этой каторги избавиться. Спасибо родителям, они быстро прозрели и поняли, что из затеи ничего путного не выйдет.

Старшему и младшему сыну я всегда говорил: если тебе что-то непонятно - спроси у учительницы. Люди должны четко понимать, что вотчина школы - образование, а дело родителей - воспитание. Подменять функции друг друга нельзя. Какой вообще смысл лезть в тетрадь ребенка? Вы должны понимать, что педагоги с радостью будут вас провоцировать на тотальный контроль, рекомендуя проследить или поучаствовать. «Следить» за выполнением обязанностей ребенком вообще категорически нельзя. Он просто не научится отвечать за свои поступки и не будет осознавать последствия. Если дневник пестрит замечаниями «плохо подготовил домашнее задание» или «не выучил тему», я с уверенностью могу сказать, что у ученика над душой круглыми сутками стоят родители. Что же касается «поучаствовать» - помогать вы можете только в том случае, если вас об этом просят.

Совершая ошибки, отвечая за них, думая над тем, как их исправить, ребенок учится контролировать ситуацию. Отсутствие такого контроля приводит порой к катастрофическим последствиям. Думаю, вы сильно удивитесь, если я скажу, что дети, которых постоянно заставляли делать уроки, намного чаще становятся наркоманами. Но это действительно так. Дело в том, что такие ученики привыкают, что за них все решают родители, им не надо думать о последствиях своих поступков. Поэтому когда им предложат наркотики, они также о последствиях думать особо не будут.

Мы сегодня наблюдаем интересный сговор. Родители, отказываясь давать детям свободу, контролируют их для собственного спокойствия, не давая развиваться. Дети, не получая стимула к обретению самостоятельности, с удовольствием передают функции «кнута и пряника» родителям, более того, они с удовольствием занимаются манипуляциями и при любой, даже минимальной трудности зовут на помощь папу или маму. Преподаватели уверяют родителей, что они обязаны делать со своими отпрысками уроки, потому что это позволяет им меньше напрягаться на занятиях, подробно и интересно объясняя задание (ведь если урок был проведен качественно, дети получили все необходимые знания для самостоятельной работы).

Я четко уверен, что если вам домой звонит учитель и начинает рассказывать о том, что ребенок плохо учится, самый правильный вариант - вежливо поздороваться и отдать трубку ребенку, сказав, что вы не считаете правильным встревать в отношения педагога и ученика.

Уверен, после прочтения всего сказанного выше у многих родителей волосы дыбом на голове встали. Поверьте, все не так страшно, как кажется на первый взгляд. Я провел десятки тренингов с родителями и всегда старался получить обратную связь. Ни разу! Ни единого разу не случилось так, чтобы, получив самостоятельность, дети стали учиться хуже. Да, в первое время они могут немного растеряться, несколько месяцев «плавать», но в итоге они обязательно выходят на качественно новый уровень жизни. Единственное важное условие - если уж вы приняли это решение, то раз и навсегда. Вытерпеть и привычно не вмешаться, особенно в первое время, очень сложно.

Давайте начнем с признания первого факта: современная школа настолько отличается от школы, в которой учились вы, что она буквально предполагает, что вы обязаны тратить некоторое количество своего времени на помощь ребенку со школьными заданиями. Сначала - на то, чтобы объяснить ему недослушанное и недопонятое в школе. Потом - на контроль за исполнением домашних заданий (банально, чтобы ребенок не считал ворон над тетрадкой, а сидел и делал). И в конце - на проверку, чего он там нарешал. Это три отдельных момента. Отдавая ребенка в школу, мы можем наивно надеяться, что школа сама обо всем позаботится, научит и воспитает. А учителя тем временем говорят: "У меня 30 человек в классе, я не могу объяснять каждому!". Так что просто смиримся с первой частью ваших обязанностей. Если ребенок недопонял чего-то в школе, то либо вы ему это объясняете, либо репетитор. Никто не поможет ребенку, кроме нас самих.


Пожалуйста, как бы вам ни было жаль потерянного времени и себя лично, не срывайтесь на ребенке , не называйте плохими словами, если он не понимает, казалось бы, элементарных вещей. Когда в классе много детей, и у каждого свой темп и способы восприятия информации, шумно, много отвлекающих моментов, можно действительно многое пропустить. Это не признак глупости и лени. Тут скорее - проблемы организации учебного процесса, либо концентрации внимания.


Второй пункт - контроль за исполнением домашних заданий. Многие мамы отмечают, что если не сидеть с ребенком рядом или не проверять периодически, что он делает, то школьник отвлекается на посторонние вещи, в итоге выполнение легких заданий затягивается до ночи. И попутно опыт бывалых мам, дающий надежду: обычно необходимость сидеть рядом с отпадает после третьего класса. Что все это значит?



У учеников младшей школы поголовно наблюдается дефицит произвольного внимания. Это не болезнь, не диагноз, а свойство детских мозгов , которое проходит с возрастом. Мы видим сами, что чем ребенок старше, тем более он усидчив и сосредоточен, поэтому популярный диагноз "СДВ(Г)" (синдром дефицита внимания и гиперактивность) можно при желании поставить половине учеников первого-третьего классов. Лечить их всех? Конечно, нет! Но помощь с организацией домашних занятий нужна, чтобы не пускать дело не самотек и не скандалить все 10 лет школы каждый вечер.


У 10% детей, между тем, дефицит внимания сохраняется дольше обычного. Это может сопровождаться гиперактивностью, либо нет. Вести своего ребенка к врачу или нет - должна решить для себя каждая мама. Я бы сказала так: истинный СДВ(Г) реально и ощутимо мешает учебе и часто выглядит как педагогическая запущенность. А в пределах довольно гибкой нормы все дети неусидчивы и могут быть невнимательны.


Возможно, ваш ребенок пошел в школу слишком рано, и его системы контроля недозрели. Но не забирать же его домой? Поэтому, нужно просто принять второй факт : младшим школьникам нужно больше внешнего контроля, чем старшим, потому что они еще не "отрастили" свой внутренний.

Как помочь школьнику?

Мои предложения просты. Начать надо с того, что отлынивать маме не получится. Установите расписание дня, временные рамки, систему поощрений, чтобы внести в хаос немного больше порядка. Со временем ваш школьник втянется, но поначалу никуда без надзора.



1. Расписание


Составьте расписание, в котором будет обозначено время школы, обеда, отдыха, домашнего задания, а также время на компьютер и телевизор. За его исполнением стоит следить вам, так как самоконтроля у детей до 9-10 лет, как правило, нет.


2. Временные рамки выполнения задания


Сначала убедитесь, что ребенок в принципе понимает, в чем суть задания. Если он не знает, он зависнет и все пропало. Когда тема понятна, задайте время: скажем, полчаса на одно задание, полчаса на другое (ориентируйтесь по своим детям, их скорости и заданиям, чтобы получить реальные цифры). За досрочное выполнение давайте бонусные 5 минут мультиков. Этот нехитрый прием стимулирует меньше зависать и усерднее шуршать.


В любом расписании должно быть обязательное условие: сначала - домашка, потом - развлечения. И предельное время для сдачи всего домашнего задания, включая проверку - 8 вечера (например). Кто не успел без уважительной причины - тот остается без компьютера. Жестко? Может быть. Но это работает уже с шестилетними детьми. И ребенок четко понимает, что игры - это не привилегия, а награда, кто не успел, тот опоздал.


3. Система поощрений


Система поощрений - это ваш личный пряник. Это могут быть уже упомянутые плюс пять минут игр или мультиков за высокий темп работы и старания, или любимое блюдо, или что-то сладкое. А за неделю отличного труда положен бонус побольше - например, поход в кино, парк и т.п. приятное времяпрепровождение.


Когда наступает момент проверки домашнего задания, старайтесь всегда найти, за что похвалить своего школьника. Обратите внимание на то, какие ошибки он совершает. Есть ошибки по невнимательности, а есть по незнанию. И хотя иногда так и хочется спросить: "Ну почему????", этот вопрос совершенно бессмыслен. Вы можете предложить ребенку выбор, простой и очевидный: или оставить все как есть, и гарантированно получить более низкую оценку, или попытаться сегодня исправить ошибки. Если есть ошибки по незнанию, постарайтесь насколько возможно мягко объяснить, как будет правильно и почему.


Самое главное, что нужно осознать каждой маме: нельзя отказывать в помощи, даже если у вас были другие планы. Ребенок все еще ребенок, и мы за него отвечаем. Если школа недостаточно хорошо готовит ученика, нечестно обвинять в этом его. Невнимательность - это временное явление, которое пройдет с возрастом, и поэтому нельзя наказывать за то, что ребенок пока не в силах контролировать. А вот структурировать день школьника и направлять его, положительно мотивировать - можно и нужно.


Также я рекомендую посвятить свободное время играм на внимательность и концентрацию внимания , так сказать, развивать эту мышцу мозга. Крестики-нолики, шашки, шахматы, морской бой, мемори - это далеко не полный список.


Хотя дети могут мастерски раздражать и порой, кажется, совсем не взрослеют, рано или поздно это произойдет. И через 20 лет вы будете ностальгировать по времени, проведенному за домашними заданиями. А каким это время будет - выматывающим или же наоборот, интересным и познавательным, открывающим в вас таланты внимательного чуткого педагога, зависит больше от того, как организованы домашние занятия и как вы относитесь к этой своей части материнской работы. Ведь это тоже работа, и весьма ответственная - учить детей контролировать себя, планировать и отсрочивать удовольствия.


Идеальные дети - только у знакомых, а ваш ребенок не может стать самостоятельным по волшебству. Но в ваших силах научить его быть организованным шаг за шагом, постепенно снижая уровень контроля над выполнением домашнего задания. И в итоге вы будете собой гордиться!


Юлия Сырых.
Дизайнер. Писатель. Мама

Родители детей-школьников наверняка сталкивались с ситуацией, когда ребенок не хочет выполнять уроки. Он готов заниматься всем чем угодно, только не домашним заданием. Нередко подобные моменты приводят к стрессовым ситуациям в семье. Мама с папой начинают переживать, нервничать по этому поводу. Волнение передается ребенку, и возникает депрессия. Психологи советуют не допускать подобных ситуаций. Для этого нужно знать, как заставить делать уроки ребенка, чтобы процесс ему был интересен и занимателен. Разработаны целые методики и комплекс мер, о которых мы поговорим в статье.

Не стоит жалеть первоклашку

Многих родителей мучает вопрос: «Как заставить делать уроки ребенка?» Запомните: приучать малыша к выполнению домашних заданий без истерик необходимо с первого класса. С самого начала нужно дать понять ребенку, что начался учебный процесс, теперь у него есть обязательные задания, с которыми он должен справляться самостоятельно.

Для родителей важно правильно подготовить и адаптировать кроху к новому этапу в его жизни. Еще во время каникул стоит обустроить место для выполнения уроков, наладить режим. После того как учебный процесс начался, нужно:

    Повесить школьное расписание на видном месте, чтобы ребенок мог сам составлять свой график. Не забудьте указать время посещения кружков и секций. На первых парах малышу не обойтись без помощи родителей. Не нужно все решать за ребенка. Возьмите карандаш и тетрадку, составьте подробный план с указанием времени на выполнение домашних заданий, прогулки на свежем воздухе, просмотра телевизора, игр за компьютером.

    Никогда не выполняйте уроки за ребенка. Даже если у него что-то не получается, лучше лишний раз заново объяснить правила, задать наводящие вопросы, намекнуть, подсказать.

    Старайтесь четко соблюдать режим изо дня в день, чтобы ребенок втянулся в процесс. Отступайте от графика только в сложных ситуациях (проблемы со здоровьем, неотложные дела и так далее).

    Объясните ребенку, что школа - это работа. И только от него зависит, каким будет результат.

Родители часто жалеют первоклашек, считая их маленькими. Но учебный процесс построен таким образом, что учитываются все возрастные возможности малышей. Не стоит переживать и думать о том, что ваше чадо перетрудилось, ведь если с первых дней занятий не приучить школьника к выполнению домашнего задания, в будущем обязательно всплывет вопрос о том, как заставить делать уроки ребенка.

Черновик - ваш друг

После того как ребенок начал посещать школу, возникает вопрос, как правильно выполнять с ним домашнее задание. Учителя рекомендуют в обязательном порядке пользоваться черновиками. Это поможет сэкономить время ребенку. Писать сочинения, решать примеры и задачи необходимо в отдельной тетрадке. После этого нужно, чтобы родители проверили написанное. Только после этого можно переносить в чистовик.

В черновике ребенок может исправлять ошибки, не стоит просить переписывать его по несколько раз. Для этого и нужна подобная тетрадь.

Отвечая на вопрос о том, как правильно делать уроки с ребенком, необходимо руководствоваться правилами психологов и помнить, что до 5 класса дети не усидчивы, внимание рассеянно. После 20-30 минут выполнения уроков стоит делать небольшой пятиминутный перерыв. Ошибка родителей - не выпускать детей из-за стола в течение 2-3 часов.

Почему ребенок не хочет делать уроки. Выясняем причины

От многих детей можно услышать фразу о том, что они не хотят выполнять домашнее задание. В этой ситуации логично возникает вопрос: «Как заставить ребенка делать уроки без скандалов?» Для начала нужно выяснить причины, по которым он отказывается их выполнять. На самом деле их не так уж и много:

    Природная лень. К сожалению, встречаются дети, у которых наблюдается подобное явление. Но их очень мало. Если вы знаете, что некоторые процессы (чтение книг, увлекательная игра, просмотр мультиков, рисование и другое) надолго увлекают малыша, значит, проблема явно не в лени.

    Боится неудач. Это одна из самых распространенных причин, особенно если до этого случались ситуации, в которых взрослые повели себя неправильно. Допустим, строгая учительница отчитала при всем классе за допущенную ошибку, или родители отругали за плохую отметку. Совершать подобные действия нельзя. Иначе это скажется на дальнейшем обучении и успехах ребенка.

    Ребенок не до конца освоил предмет. Эта проблема особенно остро стоит перед первоклашками и старшеклассниками. Необходимо приложить все усилия, для того, чтобы ребенок разобрался в материале.

    Нехватка родительского внимания. Казалось бы, как невыполнение уроков может быть ссопряжено с любовью мамы и папы? Психологи находят в этом прямую связь. Таким образом дети стремятся привлечь к себе внимание и вызвать хоть какие-то чувства. Как правило, подобные ситуации происходят в семьях трудоголиков. Выход из этой истории один - как можно чаще хвалить малыша и говорить, что вы им гордитесь.

    Сам процесс кажется ребенку неинтересным, особенно это касается первоклашек, которые привыкли воспринимать занятия только в виде игры. Задача родителей и учителей - как можно быстрее адаптировать малышей к обучению.

    Прежде чем задавать вопрос, как приучить ребенка делать уроки, необходимо выяснить причину, по которой он отказывается выполнять домашнее задание. Если не можете справиться самостоятельно, следует обратиться за помощью к специалисту. Он порекомендует устроить семейный совет, и уже на нем обсудить возможную причину и нежелание ребенка учиться. И здесь главное - найти правильную манеру поведения для взрослых: не кричать, а конструктивно вести диалог.

    Что делать, если ребенок не понимает предмет

    Со всеми вышеперечисленными проблемами невыполнения уроков родителям можно справиться самостоятельно. Но как быть с ситуацией, когда ребенок попросту не понимает предмет, или он дается ему тяжело? Психологи утверждают, что данную проблему взрослые решают самостоятельно, просто выполняя трудные задачи за детей. Тем самым они еще больше усугубляют ситуацию.

    Единственное правильное решение - нанять преподавателя или репетитора. Не стоит жалеть деньги, достаточно нескольких индивидуальных занятий, чтобы помочь ребенку разобраться со сложной темой.

    Нужна ли помощь в изучении уроков?

    Некоторые дети делают все, чтобы снять с себя ответственность за выполнение уроков. Для этого они притворяются, что больны, переутомлены, просят родителей им помочь. Конечно же, те соглашаются, но не понимают, что ребенок захватывает их «на крючок». Стоит несколько раз поддаться на уловку, и такая схема будет работать постоянно.

    Чтобы ответить на вопрос, как научить ребенка делать уроки самостоятельно, необходимо проанализировать следующие ситуации:

    как часто малыш прибегает к вашей помощи;

    давно ли он болел;

    в какой класс ходит ребенок.

Если он часто прибегает к вашей помощи, при этом мало болеет, да еще и старшеклассник, вам просто необходимо объяснить ему, что домашнее задание отныне он выполняет самостоятельно. Но до такой ситуации лучше не доводить, а с первого класса приучать малыша делать уроки самому.

Приучаем ребенка к самостоятельности

Вопрос о том, как заставить ребенка делать уроки самостоятельно, всплывает у родителей достаточно часто. Если при помощи взрослых школьник еще хоть как-то старается решить задачи, то один никак не справляется. На этом фоне происходят скандалы и склоки, которые только усугубляют ситуацию.

Прежде всего нужно попытаться объяснить ребенку, что от его учебы зависит дальнейшее поступление в вуз. Чем лучше будут успехи, тем больше вероятность попасть в престижное заведение. Никогда не делайте за школьника уроки. Максимум чем вы можете помочь - разъяснить то или иное правило.

Не стоит постоянно контролировать процесс, достаточно проверить черновик и чистовик. Только так можно выработать самостоятельность в детях. Начинать это нужно с первых дней учебы, и тогда в дальнейшем у вас не будет возникать вопрос: «Как приучить ребенка делать уроки самостоятельно?»

Нужно ли денежное вознаграждение?

В последнее время среди родителей появился новый способ поощрения детей за хорошие отметки в школе. В качестве приза выступают деньги. Таким образом, они уверены, что школьник будет больше стараться, самостоятельно выполнять уроки. Психологи уверяют, что это огромная ошибка. Между родителями и детьми в этом возрасте не должно быть денежных взаимоотношений.

Существует множество способов заставить ребенка выполнить домашнее задание без слез и истерик. Достаточно только набраться сил и терпения. Ведь школьная пора - довольно непростое время, особенно для первоклассников.

В качестве поощрения может быть поездка в цирк, кинотеатр, игровой центр. Желательно, чтобы это время родители проводили с детьми. Тем самым они еще больше наладят контакт.

Многие родители задают вопрос психологам: «Как заставить ребенка делать уроки самостоятельно?» Используя методы мотивации. Но денежные премии недопустимы. Ведь в дальнейшем дети за все свои хорошие поступки и достижения будут требовать шуршащие купюры.

Алгоритм выполнения домашнего задания

Школьная пора - довольно нелегкое время для детей и их родителей. От ребенка требуется быть самостоятельным, более ответственным, отвечать за свои поступки. Часто школьники (особенно это касается первоклашек) отказываются выполнять уроки, или делают это с большой неохотой. Это становится причиной конфликта. Нередко от родителей можно услышать фразу: «Как научить ребенка делать уроки самостоятельно?» Чтобы процесс шел «как по маслу» и не вызывал особых трудностей, необходимо знать и выполнять следующие правила:

    После того как ребенок пришел из школы, не стоит сразу заставлять его садиться за выполнение уроков. Будет оптимальной следующая схема: прогулка на воздухе, обед, отдых до 30 минут.

    Самое лучшее время для выполнения домашнего задания с 15.00 до 18.00. Это доказано специалистами. В данные часы замечена наибольшая работоспособность мозга.

    Соблюдать режим. Стараться выполнять задания в одно и то же время.

    Старайтесь сразу выбирать сложные предметы, а потом переходить к более легким.

    Не стоит постоянно контролировать ребенка. Приучайте его к самостоятельности. Для начала, пусть выполнит работу в черновике, принесет на проверку, а после перенесет данные в чистовик.

    После того как ребенок закончит с выполнением домашнего задания, не забудьте его похвалить.

Чтобы у вас не возникал вопрос, как заставить делать уроки ребенка, соблюдайте вышеизложенные правила и рекомендации.

Кнут или пряник?

Психологи очень часто сталкиваются с ситуациями, когда ребенок закрывается в себе, перестает воспринимать родителей, он как бы отстраняется от внешнего мира, а спокойствие находит в компьютерных играх. Почему так происходит? Всему виной - неправильное поведение взрослых, которые утверждаются за счет детей.

Многие уверенны, что лучший способ заставить ребенка что-либо сделать - показать свое преимущество. Этого можно добиться с помощью крика или рукоприкладства. Данная позиция неправильна. с детьми, поощрение, похвала - вот залог успеха. Это же касается и выполнения домашних заданий.

Часто можно услышать фразу, что ребенок отказывается делать уроки. Возможно, причина кроется в том, что родители неправильно себя ведут со школьников. Важно придерживаться следующих правил:

    При проверке домашнего задания никогда не повышайте голос, не стоит обзывать и унижать детей. Для начала похвалите малыша за то, что уроки сделаны. А только потом начинайте указывать на ошибки, если они были допущены.

    Оценки - «больная» тема для многих родителей. Ведь наверняка хочется, чтобы твое чадо было лучше всех. И как неприятно порой слышать фразу, что ребенок не справился с заданием и получил неудовлетворительную оценку. Постарайтесь спокойно поговорить со школьником, объясните, что залог успеха в будущем - приобретенный багаж знаний.

Для того чтобы ответить на вопрос, как делать уроки с ребенком без криков, нужно запомнить следующее: каждый человек - личность, со своим характером, не стоит его ломать. Унижение, крик, обидные слова только усугубят ситуацию, и родители потеряют свое достоинство в глазах ребенка.

Основные правила, которые нужно запомнить родителям


Многие родители спрашивают: «Если ребенок не учит уроки, что делать?» Для начала необходимо выяснить причину, по которой это происходит. Возможно, она банальна - непонимание предмета. Если это так, необходимо помочь ребенку и нанять репетитора.

Часто можно услышать, как родители школьника сокрушаются: ребенок отказываться делать уроки, затягивает с ними или же очень медленно подходит к урокам, а то и вообще - получает одни двойки за невыполненное домашнее задание. Что делать в такой ситуации? Как приучить ребенка делать уроки? В голове роится туча мыслей, усиленные современной педагогической литературой для родителей: правильно ли будет делать уроки вместе с ребенком или же это должна быть полностью его самостоятельная работа? А если делать вместе - то, как именно? Можно ли заставлять ребенка делать уроки или же это причинит вред ему? И, конечно, хотелось бы получить ответ на все эти вопросы не методом проб и ошибок, а точно понимая последствия каждого воспитательного поступка. Сегодня системно-векторная психология позволяет это сделать: безошибочно понять своего ребенка и найти точный, правильный подход к нему.

Почему ребенок не хочет учить уроки? В чем причина детской лени?
Как заставлять или стимулировать ребенка учить уроки?
Если ребенок не делает уроки самостоятельно, что делать - учить вместе с ним или же принуждать к индивидуальности?
Ребенок делает уроки слишком медленно - как ускорить его действия? Ребенок очень поверхностно относится к выполнению уроков - как заставить его быть более ответственным?

История педагогики – очень занимательная вещь. Если проанализировать, как учили детей раньше, а вернее, как именно прививали у них любовь к знаниям, то волосы дыбом становятся. С глубокой древности телесные наказания применялись родителями, воспитателями, учителями. Все прекрасно знают, что буквально пару столетий назад в каждой школе стояли пучки розог и специальная скамья, на которой детей пороли. Это было абсолютно нормальной практикой, которая считалась совершенно правильной, такой, какая в конечном итоге делает из детей умных взрослых.

Дети рассматривались можно сказать как собственность родителей, и те могли их наказывать практически любым образом или передоверять это право учителям и воспитателям. Больше того, учеба сводилась к зубрежке, суровой дисциплине и подавлению личности ребенка, с его интересами и запросами никто не считался. Отказ от телесных наказаний начался лишь в XVIII веке, именно тогда возникли первые попытки не заставлять, а заинтересовать детей учёбой. Жан-Жак Руссо одним из первых сформулировал принцип свободного воспитания детей. Он говорил, что учитель должен лишь направлять ребенка, оказывать на него косвенное воздействие, руководить его интересами как бы исподтишка. Взрослый организует окружающую действительность, а ребенок, ведомый собственным желанием, идет за развитием.

Был бы жив Руссо сегодня, наверное, страшно обрадовался бы. Ведь современные педагоги настоятельно рекомендуют – ребенка не то, что бить, но вообще нельзя никак заставлять делать что-то, что ему не нравиться. Говорят, что это вредит психике, тормозит его развитие и так далее. Если для наших пап и мам нормально было получить по попе за не выученные уроки и полученную двойку, то сегодня такое действие считается чуть ли не преступным.

Но возникает вопрос – а что же тогда делать? Ведь все родители прекрасно знают, что дети, дай им волю, все время хотят развлекаться, играть на компьютере и гулять с друзьями, то есть бездельничать, а вот работать – учить уроки, делать домашние задания – это все процесс так сказать заставлятельный. И часто доходит до такой ситуации, когда ребенок не слушается, сам себе на уме, капризничает , кричит, предъявляет какие-то требования и так далее. В такие моменты телесное наказание и парочка хорошеньких шлепков представляются не в таком уж и плохом свете, не правда ли? «Выпороть бы тебя хорошенько, тогда бы уж выучил уроки на пятерки, не пришлось бы краснеть на родительском собрании, понимаешь ли...» - думаем мы про себя. Ярость, злость, обида, непонимание собственных детей словно захлестывают нас. Что делать? Как заставить ребенка учить уроки, заниматься, делать то, что требуется?

Как заставить ребенка учить уроки?

Ребенок отказывается делать уроки - вам знакома эта ситуация? Не удивительно, потому что детей, которые бы с восторгом учились, без какого-либо стимула или воспитательного инструмента, не существует в природе. Согласитесь, что намного приятней играться, бегать и прыгать в свое удовольствие, делать то, что хочется, чем работать. А ведь делать уроки - это самая настоящая работа, часто очень трудоемкая для маленького человечка. Не удивительно, что ребенок не хочет этого делать, тем более, если урок слишком сложный или тема совершенно не интересна ему. Для того чтобы ребенок учился, и хорошо учился, необходимо приложить усилие - а для этого нужен стимул. Найдя этот стимул, разумный родитель поможет своему ребенку.

Когда упоминается слова"стимул", "поощрения" в вопросе учебы, большинство родителей уверены, что уже использую его. «Ах, - говорят они, - знаем мы все эти поощрения. Уже столько всего перепробовали, все советы из популярных журналов в жизни испытали, да не помогают они!» Но дело в том, что большинство людей просто не понимают, какое именно поощрение сработает с их, конкретным ребенком. Пробуя разный подход, они часто допускают ошибки.

Некоторые хвалят ребенка, покупают ему хорошие игрушки за высокие оценки, однако это больше похоже на дрессуру . Другие родители уверены, что собственный пример является хорошим стимулом - они делают уроки вместе с ребенком, по факту же получается - за него.

Настоящий стимул для детей заложен в них самих, в их врожденных желаниях. В каждом ребенке от природы есть потенциал и главное разгадать его, действуя через его свойства, а не в противоположном направлении. Подтолкнув ребенка, поставив его на путь интереса, можно приучить его учить уроки по-настоящему, как должно быть. Только в таком случае учеба будет приносить удовольствие.

Разные дети учат уроки по-разному

В действительности, конечно, нельзя ждать от ребенка, чтобы он сам по себе прекрасно учился, взрослел и в конечном итоге превратился в умного, хорошего человека. Все положительные свойства - ни много ни мало, а результат работы, становления в детстве. Родители должны направлять ребенка с самого раннего возраста. Сделать это возможно только понимая психологию ребенка, его врожденные особенности, его внутренние таланты.

Сегодня так понять своего ребенка позволяет системно-векторная психология Юрия Бурлана . Определив векторальный набор ребенка, разобравшись в нем, можно безошибочно понимать его врожденные желания и конфуза в образовательном процессе будет в разы меньше.

Проблема с учебой уроков возникает не только из-за свойств ребенка, но и из-за контрарности его внутренних свойств с векторами родителей. С самыми лучшими намерениями, мы, взрослые, воспринимая ребенка через себя, часто совершаем фатальные ошибки воспитания, что в конечном итоге и приводит к проблемам в школе, в образовании.

Другой пример, ребенок с анальным вектором. Нерешительный, он боится начать новое дело, он не уверен в себе, так как в его желаниях лежит сделать все на отлично, он перфекционист от природы. Уроки, как правило, дети с анальным вектором делают с большим удовольствием, но долго и упорно, как со стороны может показаться - медленно. Родитель с анальным вектором, как правило, внутренне понимает стремления своего, сходного с собой по векторам, малыша, и помогает во всем - вселяет уверенность в себе, дает столько времени на уроки, сколько нужно, никогда не спешит. А вот родитель с кожным вектором, контрарный по свойствам. Экономя время, он всегда все делает быстро - это его основная ценность. Видя, что анальный ребенок не справляется с домашним заданием сразу, с ходу, он подгоняет его, требует быстрого решения, буквально гонит, винит в нерасторопности, пытается дисциплинировать и ограничивать по времени. Такой напор только усугубляет ситуацию, анальный ребенок не умеет быстро делать, он должен делать качественно. Его реакция на ускорение закономерна - он начинает еще больше медлить, еще больше бояться всего нового. Так самые послушные на свете, анальные дети, становятся самими упрямыми, да еще и агрессивными.

Для каждого ребенка необходима определенная реакция на его действия. Кожного ребенка нужно научить самоорганизоваться, привить дисциплину, которая будет сопровождать всю его будущую жизнь. А вот анального ребенка не получится дисциплинировать, да ему и не нужно это. Ему важно, чтобы родители интересовались его учебой, хвалили за успехи, помогали делать уроки. Результат всегда плохой, когда родитель делает так, как лучше было бы для себя , и совершенно не замечает внутренней потребности ребенка. Так, кожно-зрительная мама может совершенно не интересоваться всем этим, она с удовольствием обсудит мальчиков в классе ученицы и взаимоотношения между полами. Получил ребенок тройку - не беда, уверена она, не в этом счастье. Такое отношение к матери - обида для ребенка с анальным вектором.

Множество советов по воспитанию детей с разными векторами в статье "Как любить своего ребенка? Не Януш Корчак, а лучше ".

Способными в обучении являются дети со звуковым и зрительным векторами. Эти вектора относятся к квартели информации, а это - жгучая страсть к познанию. В норме звуковик и зрительник учатся просто потому, что им нравится узнавать новое, разбираться в разных вопросах. Почти все науки созданы зрительниками и звуковиками в развитых своих состояниях. Но и из них можно сделать неучей, если заставлять учиться, кричать, бить за плохие отметки, заставлять работать за высокие отметки, манипулировать игрушками или развлечениями, и так далее.

Если вас интересует психология человека, обязательно оформите подписку на нашу уникальную рассылку в форме под этой статьей. В каждом выпуске - множество материалов на самые разные темы.