Производство дымковской игрушки. Дымковская игрушка: история промысла, технология создания

Конспект занятия «Дымковская игрушка» для детей 6-7 лет

Нерсесян Наира Игоревна, воспитатель МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида №144", г. Воронеж

Назначение: воспитатели старших и подготовительных групп,учителя начальных классов,родители.
Цель: Знакомство детей с народной культурой.
Задачи:
-Познакомить с историей Дымковской игрушки.
-Воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеров, к народному искусству России.
-Закреплять знания детей о процессе изготовления дымковской игрушки и умение рассказать об этом.
-Формировать знание о характерных особенностях росписи игрушек,умение создавать узоры по собственному замыслу.Учить выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки-горошины).Учить расписывать дымковскими узорами.
-Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, творческие способности. Углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве.
Предварительная работа: составление презентации «Дымковская игрушка», оригинальные дымковские игрушки для демонстрации,напечатанные трафареты на белой бумаге(формат А4) и цветные карандаши.
План занятия:
- 1. Организационный момент
2. Теоретическая часть. Вводная беседа об истории и процессе создания с демонстрацией дымковских игрушек, картин, презентаций.Объяснение последовательности росписи.
3. Заключительная часть.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята,у вас всех есть игрушки,а из чего они сделаны?
Дети: Наши игрушки сделаны из пластмассы,резины,металла,дерева,ткани.
Воспитатель: Давайте узнаем какие игрушки делают в селе Дымкого?
Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей.
В ней нету цвета дымного,
А есть любовь людей.
В ней что-то есть от радуги,
От капелек росы.
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы.
(В.Феофанов)
Воспитатель: Ласково и нежно называют в народе эту игрушку – дымка. Откуда же такое удивительное название? С вами познакомимся с дымковскими глиняными игрушками.Родился в заречной большой слободе Дымково близ города Вятка.В давние времена жители этой слободы от мала до велика лепили глиняную игрушку к весенней ярмарке. Зимой вся слобода в дыму от того, что топят печи,обжигают игрушки.В пасмурные дни стелется туман от речки легкой дымкой.Возможно,от этого и возникло название Дымкого,а игрушки стали называть дымковскими. Дымковские игрушки изготавливались для старинного праздника <Свистопляска>.Позднее ярмарка-праздник стала называться <Свистунья>. Что же это за игрушки,давайте посмотрим?





Через горные отроги,
Через крыши деревень,
Краснорогий,желторогий
Мчится глиняный олень.


Вот индюк нарядный,
Весь такой он ладный,
У большого индюка,
Все расписаны бока.
Посмотрите,пышный хвост,У него совсем не прост,
Точно солнечный цветок,
Да алее гребешок.


Дымковская барышня вся в оранжевых,золотых,алых и зеленых узорах.


Посмитри, как хороша
Эта девица-душа,
Щечки алые горят,
Удивительный наряд.

Даже кони в праздничных нарядах.


Кони глиняные мчатся
На подставках,что есть сил.
И за хвост не удержатся,
Если гриву упустил.

Воспитатель: Что общего у всех этих игрушек?
Дети: У всех игрушек яркие краски, все на белом фоне, покрыты красивыми узорами.
Воспитатель: А как вы думаете,какой краской сначала покрывают игрушку?
Дети: Белой.На белом фоне узоры хорошо и красиво выделяются..
Воспитатель: А сможете предположить,откуда взяли мастера белый цвет?
Дети: Они взяли от снега,у зимы. Игрушки же лепили зимой!!!
Воспитатель: Правильно.Белый фон взяли мастера от заснеженных полей,когда зимой все вокруг белым-бело.В тех местах зима длинная,а снега много.Мастерам хочется сделать игрушку такой же чистой и белой,как снег. А почему они яркие?


Дети: Потому что они делались к празднику,поэтому раскрашивали их яркими красками.
Воспитатель: Какие цвета использовали мастера для росписи игрушек?
Дети: Они использовали яркие цвета:красный, синий, малиновый, желтый, оранжевый, зеленый.
Воспитатель: Какие узоры вы видите на игрушках?
Дети: На игрушках кружочки,точки, линии,клеточки,полоски,кривые,волны,квадраты,кольца,овалы.




Воспитатель: Какие образы можно увидеть в дымковских игрушках?
Дети: Лошадка,петушок,олень,баран,барышня.
Воспитатель: Наиболее распространённые сюжеты: няньки с детьми, водоноски, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени и, конечно, молодые люди, скоморохи, барыни.




Воспитатель: Давайте узнаем как создается игрушка?

(Дети смотрят видео на интерактивном доске,воспитатель параллельно рассказывает).
Много труда надо вложить,чтобы игрушка стала такой нарядной.Она рождается три раза.Первый раз она рождается,когда ее лепят из красной глины.Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую красную глину как связующий материал. Следы лепки заглаживают для придания изделию ровной и аккуратной поверхности.Игрушку надо обжечь,чтобы она стала прочной.От сильного жара игрушка раскаляется,а когда остывает,глина становится звонкой и крепкой.Так игрушка рождается во второй раз. Происходит испытание огнем.А когда рождается третий раз?
Дети: В третий раз игрушка рождается,когда ее белят и расписывают красками.
Воспитатель: Потом ее белят мелом,разведенным молоком,и расписывают.Иногда поверх узора налепляют кусочки сусального золота,придающее еще большую нарядность игрушке.Так она рождается третий раз.Красивые яркие,нарядные игрушки продают на ярмарке.Изготовление игрушки, от лепки и до росписи - процесс уникальный и творческий, никогда не повторяющийся. Нет и не может быть двух абсолютно одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна, единственна и неповторима.



Воспитатель: Предлагаю вам стать настоящими народными мастерами и расписать трафареты дымковской игрушки.

Дымковская игрушка - один из старейших художественных промыслов России. Он существует более 400 лет и до сих пор не утратил своей популярности. Наоборот, пользуется неизменным успехом и в нашей стране и далеко за ее пределами. Родиной промысла является город Киров (ранее - Вятка и Хлынов), а точнее Дымковская слобода, ныне вошедшая в состав города.

Легенда

Бытует легенда, что происхождение промысла связано с событиями глубокой древности. Однажды ночью встретились близ города два дружественных войска и, не узнав друг друга в темноте, вступили в бой. Много людей погибло в том случайном бою. С тех пор и пошла традиция каждую весну справлять тризну по погибшим. Со временем эта история забылась. Торжество, утратив свой трагический смысл, превратилось в массовые народные гулянья - праздник свистуньи, или свистопляски, на котором полагалось свистеть и кидаться расписными шарами из глины.

Возникновение промысла

Ежегодный спрос на глиняные свистульки и расписные шары, а также собственные залежи глины, пригодной для керамического дела, предопределили судьбу Дымковской слободы. Постепенно сложились особые приемы лепки и росписи, что сделало местные игрушки узнаваемыми и востребованными.

В XV-XVI веках, когда появилась дымковская народная игрушка, языческие представления славян во многом утратили свое значение. Игрушки более раннего периода были предельно просты по форме, потому что определяющим считался их сакральный смысл. С отказом от дохристианских обрядов и ритуалов формы игрушек стали меняться, приобретая изысканность и красоту.

Та дымковская игрушка, которая известна сегодня, отражает русский быт XIX века. Образы барынь и кавалеров, щеголяющих в пышных нарядах, появились в более позднее время. Тем не менее мастера бережно хранят традиции и приемы, сложившиеся в период зарождения этого искусства.

В начале XX века дымковский промысел был практически утрачен. Осталась одна потомственная мастерица, хранившая традиции изготовления и росписи игрушек, - А. А. Мезрина. Благодаря ей и художнику А. И. Деныпину, первому исследователю дымковского искусства, в начале 30-х годов промысел удалось возродить. Вокруг Деныпина и Мезриной сосредоточилась группа энтузиастов, большинство из которых были связаны семейными узами. Их стараниями дымковская игрушка вернула себе былую славу.

Промыслы живут не только благодаря сохранению традиций, но и при условии появления новых сюжетов. Это называется естественным развитием. Мастерицы 20-30-х годов XX века существенно обогатили набор образов дымковской игрушки.

А. А. Мезрина довольно строго соблюдала традиционные правила лепки и росписи. Е. А. Кошкина сделала популярными групповые композиции. Особенно известна ее работа «Продажа дымковских игрушек», изготовленная для международной выставки в Париже в 1937 году. Е. И. Пенкина переключила внимание на изображение бытовых прозаических сюжетов, а О. И. Коновалова (дочь мастерицы Мезриной) известна своей любовью к изображению животных.

Образы и сюжеты

При всей своей внешней простоте очень образна и выразительна дымковская игрушка. История хранит изображения первых изделий дымковских мастериц, которые были скорее условными, чем декоративными. Современные игрушки более разнообразны и художественны. Приверженцы промысла любят повторять, что не существует двух одинаковых фигурок. Впрочем, все разнообразие их видов можно условно разделить на пять основных групп:

Тип Состав Описание
Женские образы Барыни, кормилицы, модницы, водоноски, няньки с младенцами на руках. Фигурки статичные, с крупными головами, украшенными кокошниками или модными шляпками. Весь внешний вид выражает достоинство и величественность.
Мужские образы Кавалеры. Они меньше по размеру и скромнее по внешнему виду, чем женские персонажи. Как правило, изображаются верхом на животных.
Животные Первоначально игрушки имели формы тотемных животных: медведя, барана, оленя, козла. Но со временем в ассортименте появились и домашние питомцы. Все животные имеют вскинутые головы и короткие широко расставленные устойчивые ножки. Часто они изображаются в ироничной форме: в ярких костюмах и с музыкальными инструментами.
Птицы Утки, индюки, петухи. Индюки и петухи изображаются с фигурными, ярко расписанными хвостами, утки - в оборчатых пышных пелеринах.
Композиции Группы из нескольких фигур, среди которых могут присутствовать и люди, и животные. Многофигурные композиции очень разнообразны, они изображают быт русских городов и деревень. Здесь и прогулки на лодках, и праздничные гулянья, и застолья, и многое другое.

Особенности формы

Все дымковские игрушки монолитны и даже монументальны. Они всегда расширяются книзу: дамы за счет пышных юбок, кавалеры всегда верхом, животные имеют коротенькие и устойчивые ножки. Такие формы обусловлены технологией изготовления. Вылепить фигурки на тонких длинных ногах практически невозможно, ведь необходимо сделать так, чтобы они не оседали под тяжестью корпуса во время сушки.

Этапы изготовления дымковской игрушки

Технология изготовления довольно проста. Делается дымковская игрушка поэтапно. Основные этапы: лепка, сушка и обжиг, побелка и роспись. Остановимся на каждом из них подробнее.

Лепка дымковских игрушек

Лепят дымковские игрушки по частям. Сначала из промытой жирной глины, разбавленной песком, катают шарики разных размеров. Затем расплющивают их для получения плоских лепешек, из которых и делается корпус игрушки. К корпусу прикрепляются более мелкие детали (руки, головы, хвосты). Места скрепления деталей обильно смачивают водой, затем заглаживают стыки влажной тряпкой. Выравнивают фигурку мокрыми пальцами.

Например, изготовление барыни начинается с лепки конусообразной юбки. К ней крепится туловище с несколько вытянутой шеей. На шее закрепляется шарик, изображающий голову. Чуть пониже - колбаска, из которой аккуратными движениями делаются руки, сложенные на талии. После этого наступает время наряжать игрушку. Ей делают прическу из витых буклей, шляпку или кокошник, на плечи набрасывают узорчатый платок или делают жакет с пышным воротником и рукавами. И, наконец, в руки женщине дают сумочку, собачку или ребенка.

Дымковская игрушка лошадка состоит из следующих частей: цилиндрический корпус, четыре короткие конусообразные ноги, изогнутая шея, переходящая в удлиненную мордочку. После того как основа игрушки готова, ее дополняют гривой, хвостом и маленькими ушками.

Сушка и обжиг

Каждая дымковская игрушка перед обжигом должна пройти этап сушки, длительность которого зависит от размеров фигурки, а также от характеристик помещения (влажности, температуры воздуха и т. д.). В среднем этот этап занимает от 2-3 дней до 2-3 недель.

После этого наступает время обжига. Раньше он производился в русской печи на железном противне, устанавливаемом непосредственно над дровами. Игрушки накаляли докрасна, а затем оставляли остывать там же в печи. Сейчас для обжига используется специальное электрическое оборудование, которое позволило сделать процесс менее трудоемким и опасным.

Побелка

После обжига в печи игрушка становится красно-коричневой, поэтому перед нанесением узоров ее выбеливают. Для этого готовится специальный раствор из мелового порошка и молока. При скисании молока этот раствор затвердевает, образуя на поверхности игрушки равномерный казеиновый слой.

Многочисленные попытки изменить состав и способ нанесения побелки не давали положительных результатов. Оттенок получался желтоватым, а фактура неравномерной, поэтому побелку до сих пор делают таким способом, каким пользовались и несколько веков назад. От этой технологии отступают лишь в отдельных случаях, например в детском творчестве, когда поделки делает младшая группа. Дымковская игрушка в этом случае раскрашивается обычной гуашью.

Роспись

После того как побелка высыхает, начинается этап росписи - нанесение незамысловатых узоров яркими красками. Выбор цветов невелик: синий, оранжевый, зеленый, коричневый, желтый, малиновый. Дополнительные цвета можно получить, разбавляя основные мелом. Так, высветленный синий и малиновый дают голубой и розовый соответственно.

Вместо кисточек в старые времена пользовались деревянными палочками с обмоткой из льняного лоскута. Поэтому и орнамент был предельно прост: прямые или волнистые линии, круги, ромбы и т. п. В настоящее время мастерицы используют кисти из колонка или хорька.

В краску, кстати, добавляют сырое яйцо. Это позволяет сделать цвета более насыщенными и придает фигурке блеск. В последнюю очередь игрушку украшают сусальным золотом. Вырезанные из него геометрические фигуры приклеивают на шляпки и воротники барынь, уши или рога животных. От этого особую праздничность приобретает дымковская игрушка. Фото не всегда может передать их великолепие.

Роспись, как правило, наносится по определенной схеме. У человечков лица выглядят довольно однообразно. Малиновой краской намечаются щеки и рот, черной рисуются дуги бровей и круглые глазки. Волосы окрашиваются преимущественно в темный цвет: черный или коричневый. Рубахи и головные уборы делаются однотонными, а юбки барынь и шкура животных покрывается орнаментом поверх белого цвета.

Орнамент

Все игрушки украшены строгим орнаментом из геометрических фигур: круги, полосы, клетки, ромбы и зигзаги. Мастерицы не продумывают узор заранее. Он рождается в процессе росписи, в зависимости от формы и размера фигурки. Поэтому принято считать, что связь декора и основы неразрывна, и двух одинаковых игрушек найти невозможно.

Несмотря на нарочитую простоту орнамента, он очень символичен и изображает важные для русского человека понятия. Так, волнистая линия ассоциируется с рекой или водой в широком смысле, клетки, образованные пересекающимися линиями, напоминают сруб дома или колодца, а окружность с точкой в центре - символ солнца и других небесных светил.

Изучение «дымки» на уроках ИЗО

Во всех школах и детских садах России, студиях детского творчества изучается сегодня дымковская игрушка. История этого промысла тесно связана с историей нашей страны. Сами фигурки и роспись, покрывающая их, отражают быт и верования русских людей. Кроме того, процесс изготовления и декорирования игрушек достаточно прост, чтобы его могли освоить даже маленькие дети, разумеется в значительно упрощенном виде. Дымковская игрушка для дошкольников - это, прежде всего, изучение традиционных орнаментов. Старательно вырисовывая ромбики, линии и кружочки, дети создают интересные рисунки и приобщаются к культуре своей родины.

Рисование дымковской игрушки (для малышей) или лепка фигурок в дымковском стиле (для детей постарше) - это увлекательно занятие, за которое ребята принимаются с большим энтузиазмом.

Современное состояние промысла

Дымковский промысел до сих пор не имеет серийного производства. Каждая игрушка является ручной работой, выполненной по всем канонам, которые складывались веками. У каждой мастерицы свой узнаваемый почерк, каждое изделие уникально и неповторимо. Благодаря этому промысел не теряет своей популярности.

Праздник свистопляски давно не отмечается, поэтому дымковские игрушки утратили свое ритуальное значение. Теперь они служат яркими сувенирами и напоминанием о богатой истории и культуре русского народа.

Сегодня за сохранение и развитие промысла выступают не только отдельные энтузиасты, но и целые организации - коммерческие, государственные, общественные. Так, в 2010 году в центре Кирова (бывшая Вятка) при участии компании «Мегафон» был установлен памятник дымковской игрушке. Он представляет собой скульптурную группу под названием «Семья», которая включает барыню с младенцем на руках, кавалера, играющего на гармошке, ребенка и домашних питомцев.

В 2014 году на открытии Олимпиады в Сочи среди прочих достояний русского искусства была представлена и дымковская игрушка. Фото с церемонии напоминает, каким зрелищным и ярким было это представление.

Дымковские игрушки - наряду с другими художественными промыслами - говорят о богатстве и самобытности русской культуры.

Районная научно - практическая конференция школьников

«Мир открытий».

Дымковская игрушка

Исследовательский творческий проект

Китова Дарья,

Юсупова Виолетта,

ученицы 1 класса «б»

МБОУ «Ягуновская СОШ»

Руководитель:

Калистратова С.Б.,

учитель начальных классов

МБОУ «Ягуновская СОШ»

Кемеровского

муниципального района

Кемеровский район

2016

Содержание

    Введение……………………………………………………………3

    История возникновения дымковской игрушки…………………5

    Практическая часть………………………………………………..8

    Заключение ……………………………………………………….11

    Литература и Интернетресурсы…………………………………12

Введение

В этом году мы стали заниматься в Театре моды «Любава». Руководитель театра Калистратова Светлана Борисовна попросила нас подумать над темой нашей будущей коллекции.

Наше национальное русское декоративное искусство издавна славится своими традициями. Изучая на его на уроках ИЗО, нам очень понравились дымковские игрушки - это и свистульки в виде животных, и барышни. А узоры, которыми расписывают игрушку, простые и веселые. Но больше всего полюбились - это барыни. У них очень красивые и разнообразные наряды. И тогда мы решили, что наша коллекция будет выглядеть в стиле «дымковской игрушки», а именно в стиле «дымковской барыни».

Посмотри, как хороша,
Эта девица-душа
Щечки алые горят,
Удивительный наряд:

Сидит кокошник горделиво,

Водоноска так красива,

Как лебедушка плывет,

Песню тихую поёт.

Цель проекта – создать коллекцию костюмов для театра моды в стиле «Дымковская игрушка».

Задачи:

    Познакомиться с историей возникновения дымковской игрушки.

    Изучить особенности росписи дымковской игрушки.

    Изготовить эскизы костюмов в стиле «дымковской игрушки».

    Создать коллекцию костюмов для театра моды «Любава».

    Выступить с коллекцией «Дымковская игрушка» на муниципальном и областном конкурсе театров моды.

Гипотеза исследования:

Мы предположили, что изучив историю возникновения, изготовления и росписи дымковской игрушки сможем создать коллекцию костюмов для театра моды.

Планируемый конечный результат:

Создать коллекцию костюмов для театра моды в стиле «Дымковская игрушка» и принять участие в конкурсах Театров моды.

К методам , которые мы использовали при исследовании, можно отнести следующие:

    анализ представлений о «Дымковской игрушке» у наших одноклассников и взрослых на основе анкетирования;

    анализ публикаций и материалов Интернета по данной теме;

    анализ собранных иллюстраций, фотографий и рисунков игрушек;

    анализ стиля росписи дымковских игрушек.

По итогам проведенного анкетирования мы сделали вывод:

    что из 30-ти опрошенных человек, 15 человек знают о дымковской игрушке,

    8 человек считают, что дымковская игрушка – это детская игрушка, 19 человек – это сувенир, а 3 человека считают, что это магический символ,

    только 9 человек знают, как расписывается дымковская игрушка,

    и только у двух человек она есть дома,

    все 30 человек хотят узнать подробнее о дымковской игрушке.

История возникновения дымковской игрушки.

Выполняя проект, мы узнали много полезного и интересного.

Давным-давно, тысячи лет назад, люди не могли объяснить происхождение многих явлений. И народ верил, что фигурки животных и людей помогают им защитить себя и свой дом от злых духов. Эти игрушки называются оберегами. Птицы прогоняли силы тьмы, несли свет и радость. Женская фигурка с детьми оберегала мать с детьми от несчастья и болезней.

Дымковская игрушка один из самых старинных промыслов России, он существует на Вятской земле, в слободе Дымково, более четырехсот лет. После половодья здесь обнаружились значительные залежи красной глины. Этот случай способствовал развитию сначала гончарного дела, а потом игрушечного промысла. Так родилась дымковская игрушка.


Ласково и нежно называют в народе эту игрушку – дымка. Откуда же такое удивительное название? Оказывается, глиняные игрушки делали зимой и ранней весной, когда шла длительная подготовка к весеннему празднику ""Свистунья"" («свистопляска»), который имеет языческие корни и посвящен солнцу. На гулянье, "Свистопляску", люди приносили с собой небольшие свистульки и целый день свистели в них. Свист был главной особенностью, главным развлечением этого праздника. Так и повелось, что "в Вятке делают игрушки для свиста". Когда праздник кончался, глиняные расписные игрушки ставили на окна, чтобы они оберегали жилища. Чтобы обжечь игрушки, печи топили до поздней ночи, и вся слобода была в дыму, в дымке. От этого и возникло название Дымково, а игрушки стали называть дымковскими.

Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей.
В ней нету цвета дымного,
А есть любовь людей.

В ней что-то есть от радуги,
От капелек росы.
В ней что-то есть от радости,

Мы игрушки знатные,
Складные да ладные,
Мы повсюду славимся,
Мы и вам понравимся!

( Народное творчество. )

Гремящей, как басы.
(В.Фофанов)

Глиняные игрушки лепили и раскрашивали только женщины и дети. Каждая игрушка – это авторская творческая работа мастериц ручной лепки и росписи, которая существует в единственном экземпляре.

Дымковская игрушка изготавливается из местной пластичной красной глины с добавлением речного песка. Смешав глину с песком и водой, тщательно месили до получения однородной массы. Из густого глиняного теста лепили сначала большие основные части игрушки и отдельно - мелкие, которые затем прилеплялись к основной части. Вылепленная игрушка сушилась 2-4 дня при комнатной температуре и обжигалась в русской печи.

После остывания

поверхность изделия

белилась мелом,


разведенным на молоке.

К работе готовили 6-10 красок. Игрушке присущ несложный геометрический рисунок росписи (круги, точки, кольца, прямые линии, волнистые линии) и яркий колорит, в котором много красного, жѐлтого, синего, зелѐного, алого, оранжевого.




Игрушки отличаются веселым нравом. Барыни и кавалеры демонстрируют свои наряды, петухи и индюки пышными хвостами напоминают целую клумбу, кормилицы хвастаются очаровательными младенцами.

Сделаны из глины

Игрушки всем на диво.

Дети в карусели

На лошадок сели.

Вот индюк нарядный,

Весь такой он складный.

У большого индюка

Все расписаны бока.


Практическая работа.

Теперь, когда изучена история, технология изготовления и техника росписи дымковской игрушки можно приступать к изготовлению своей коллекции.

    Изучили костюм дымковской барыни и выяснили, что на голове барыни непременно должны быть кудри, шляпки или кокошники. На плечах – пелерина, пышные рукава. По низу юбки или передника – оборки. В руках она может держать сумочку, зонтик, собачку, коромысло.

Посмотри, как хороша эта девица-душа. Щечки алые горят, удивительный наряд, Сидит кокошник горделиво, Барышня так красива. Кружочки, клеточки, полоски - Простой, казалось бы, узор, Но отвести не в силах взор.



    Приступили к рисованию эскизов костюмов. Нам помогли другие участники Театра моды. Вот, что у нас получилось.



    В течение пяти месяцев мы вместе с руководителем Театра моды «Любава» изготавливали костюмы для нашей коллекции «Дымковская игрушка». Нам помогали наши мамы. И вот такая коллекция у нас получилась.


    Выступили на конкурсе в школе и заняли 1 место, а так же получили грамоту, как самый яркий костюм., на областном конкурсе «Новые звезды» стали дипломантами 2 степени.

Но на этом не остановились. Я сделала с мамой вот такую барыню из подручного материала и сшила вот такого замечательного индюка.


Заключение Сувенир элемент украшения

    Мы узнали, что дымковская игрушка – это оберег, праздничная свистулька, сувенир, элемент украшения.

    Научились работать с разными источниками, анализировать иллюстрации с изображением игрушек.

    Научились сами изготавливать дымковскую игрушку, правда из ткани, но глиняная игрушка у нас впереди.

    Главное, создали коллекцию костюмов в стиле «Дымковской игрушки» и выступили с ней на конкурсах.

Литература и Интернетресурсы

    И. Я. Богуславская Русская глиняная игрушка.- Л., 1975

    Н. М. Конышева Лепка в начальных классах.- Книга для учителя. Из опыта работы. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1985. http://ped-kopilka.ru/

    ttps://ru.wikipedia.org/wiki/Дымковская_игрушка

П ромысел по изготовлению глиняной расписной игрушки в слободе Дымково, расположенной напротив г. Хлынова-Вятки на другой стороне реки Вятки, возник в XV–XVI вв. Появление наиболее ранних игрушек-свистулек исследователи связывают с языческим праздником зазывания весны. Характерный, узнаваемый стиль дымковской игрушки сложился в середине XIX в. под влиянием городского быта и фарфоровой пластики. Искусство изготовления игрушек передавалось по женской линии. Традиционный процесс изготовления игрушки состоит из нескольких этапов. Вылепленная из красной глины фигурка тщательно высушивается и обжигается в печи, затем покрывается меловым грунтом и расписывается темперными красками. Характерным приемом дымковских мастериц является украшение некоторых фигурок, как правило, женских, маленькими квадратиками сусального золота.

Считается, что промысел по изготовлению глиняной расписной игрушки в слободе Дымково на низком правом берегу реки Вятки возле города Хлынова-Вятки возник в XV–XVI веках. Именно здесь развилась и сложилась традиция изготовления глиняной игрушки, передававшаяся исключительно по женской линии, от матери к дочери. Постепенно складывались династии мастериц дымковской игрушки. Изделия каждой такой династии имели свои особенности в форме, пропорциях, колорите и орнаментах.

Возникновение наиболее ранних дымковских игрушек – свистулек – многие исследователи связывают с вятским весенним праздником «свистопляской» или «свистуньей», первые описания которого относятся к началу XIX века. Свистунья была приурочена к четвертой субботе после Пасхи и была связана, согласно легенде, с днем поминовения убитых в братоубийственном «хлыновском побоище», состоявшемся в 1418 году между вятчанами и устюжанами у стен хлыновского кремля. Древние поминальные тризны у славян сопровождались свистом и плясками. Этот языческий обычай соблюдался и позже, о чем ярко свидетельствует праздник Свистунья (первоначально «Свистопляска»), сохранявшийся в Вятском крае вплоть до начала ХХ века.

Начинался праздник с панихиды, которую служили в часовне у Раздерихинского оврага. А затем горожане устраивали кулачные бои, пили вино и веселились, что сопровождалось пением песен и свистом свистулек. На главной площади разворачивалась ярмарка, к которой дымковские мастера заранее делали полые глиняные шарики - «шарыши» и глиняные игрушки в виде барыней, кавалеров, разных животных и дешевых свистулек.

Вот как описывает этот праздник, проходивший в 1811 году Н. Хитрово: «Ныне в день сей все утро посвящается молитве, а остальная часть сего достопамятного дня прогулке и увесилениям. Народ собирается с небольшими свистками и целый день свищет, ходя по улицам, и, стоя на валу, бросает глиняные шарики в ров, куда сходятся городские ребятишки собирать их; часто случается, что шарики попадают им в голову и прошибают до крови; но это не препятствует им продолжать потеху. В честь оставшихся после сражения вдов продаются на тех местах куклы из глины, расписанные разными красками и раззолоченные» (Календарь Вятской губернии на 1893 год. Вятка, 1892).

К концу XIX – началу ХХ века праздник сильно видоизменился, однако обычай свистеть в свистульки сохранялся: «Когда попадаешь на площадь и идешь среди свистящей толпы, кажется, что ходишь по воздуху. У всех смеющиеся и какие-то дерзкие лица. Идущие люди бережно держат перед лицами глиняную небольшую игрушку, ценой в три или пять копеек, изображающую двухголового зверя или барана с золотыми пятнами на боках. В хвост этому барану и свистят...» – так описывал этот праздник в первой трети ХХ века вятский писатель В. Лебедев (Лебедев В. Вятские записки. Кировск, 1957). Главное место в празднике стало принадлежать ярмарке, где наряду с другими товарами продавали глиняные игрушки и свистульки, в которые дети свистели в течение нескольких праздничных дней. Последний раз Свистунью справляли на рубеже 1920-х годов, а в 1979 году ко Дню города в Кирове были возрождены элементы праздника.

Традиционный процесс изготовления игрушки, сохранившийся до настоящего времени, состоит из нескольких этапов.
Летом дымковцы заготавливали местную красную глину и толкли вручную или растирали в краскотерках комовой мел, а в остальное время года занимались изготовлением изделий.

Вначале из хорошо подготовленной и тщательно вымешанной красной глины лепится фигурка. Особенностью дымковского промысла является то, что игрушку лепят из частей, а не из единого куска глины, как это делается в других местах. Перед обжигом игрушки тщательно высушиваются и только потом обжигаются в печи. Раньше это была русская печь, а теперь – муфельная печь, разогревающаяся до температуры 900º.

Обожженная дымковская игрушка имеет обычный для глины красно-коричневый цвет. После обжига игрушку белили – размешивали мел в молоке и окунали в этот раствор фигурку, которая покрывалась плотным белым слоем. Затем игрушки расписывали, используя сухие краски, растертые на яйце. Современные мастера применяют разведенную на яйце гуашь. Для дымковской игрушки характерны яркие краски и простые геометрические узоры.

Характерным приемом дымковских мастериц является украшение некоторых фигурок маленькими квадратиками сусального золота. На завершающем этапе росписи игрушки мастерица, смачивая кисточку в сыром яйце, аккуратно касается ею золотого квадратика или ромбика, а затем наносит его на фигурку там, где считает необходимым. Как правило, ромбики золотистой потали наносились на шляпы и кокошники барышень, на гребешки петухам и т.д.

Хорошо узнаваемый стиль дымковской игрушки сложился в середине XIX в. под влиянием городского быта и фарфоровой пластики. Если зооморфные свистульки, связанные с языческим ритуалом, еще длительное время сохраняли архаичные черты, то другие изделия превратились в произведения мелкой пластики подобие фарфоровых статуэток: барышни в платьях с кринолинами, дамы в пелеринах с зонтиками, кавалеры в цилиндрах, солдаты и т.п.

В прошлом изготовление дымковской игрушки было семейным промыслом. В конце XIX века промысел пришел в упадок. Дымковская игрушка была вытеснена фабричными гипсовыми формованными статуэтками, подражавшими изделиям из фарфора. Однако в 1930-е годы советская власть начала возрождать некоторые народные промыслы, в том числе и дымковскую игрушку. При поддержке первого исследователя промысла художника А.И. Деныпина несколько потомственных мастериц организовали в 1933 году артель «Вятская игрушка» (с 1948 - мастерская Художественного фонда РСФСР).
Дымский промысел не имеет серийного производства, и каждая фигурка, и сегодня изготавливаемая вручную, индивидуальна и неповторима. В настоящее время дымковская игрушка представляет собой произведения декоративной скульптуры, популярный русский сувенир.

Дымковский промысел - уникальное явление русского народного искусства, пришедшее к нам из глубины веков. Считается, что возник он в XV–XVI веках в слободе Дымково на низком правом берегу реки Вятки возле города Хлынова-Вятки.

НХП «Дымково», Союз художников России , CC BY-SA 3.0

В слободе Дымково изготовляли игрушки целыми семьями. Происходило это обычно в период, когда заканчивались полевые работы, с поздней осени до ранней весны.

Копали и месили глину, вручную толкли и растирали краскотерками комовой мел, лепили, сушили и обжигали. А потом расписывали.

Путеводитель по русским ремёслам , CC BY-SA 3.0

Игрушки белили мелом, разведенным на снятом коровьем молоке, красили яичными красками, украшали большими пятнами золотистой потали.

«Свистунья»

Традиция праздника

Ярмарка « » была продолжением ежегодного поминовения жителей Хлынова и Великого Устюга, погибших во время печальной битвы, вошедшей в историю города как Хлыновское побоище, когда «своя своих не познаша».

В память об этом событии у Раздерихинского оврага был поставлен поминальный крест, а затем и часовня. После этого наступал разгульный веселый праздник, длившийся в течение трех дней, где вятские жители от мала до велика свистели в глиняные свистульки.

Воспоминания старожилов

Старейшая мастерица дымковской игрушки Е.И. Пенкина так вспоминала свое детство:

«…Все горожане шли на Свистунью с детьми - три дня ребята свистели в свистульки, дудки дома, на улице - и получали всяких игрушек на целый год. Отец с матерью бывало тоже продает свои глиняные игрушки - сунет нам денег на сласти - конфеты, пряники, а пряники были особенные - привозили их из Архангельска - больше из черного теста с белым сахаром, фигурные...».

Сейчас праздник утратил свой первоначальный вид. Представление о нем дают нам творческие композиции дымковских мастериц разных поколений, выполненные на протяжении ХХ и в начале ХХI веков.

Пресса в 1939 году писала:

«Красочное многоцветье изображений людей, животных и птиц отчетливо выделяется на белой поверхности стен, сохраняя как в красках, так и в формах всю присущую для дымковской игрушки выразительность примитива». Так родился дымковский рельеф, который прочно вошел в арсенал дымковских мастериц второй половины ХХ века.

Использованные материалы

В статье использованы фотографии из Царицинского музея народно-прикладного искусства народов СССР

Часть информации взята с разрешения с сайта: dymkatoy.ru - Кировское городское отделение Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России» - Народный художественный промысел «Дымковская игрушка»