Масленица: история праздника, традиции и обычаи. Как выглядит чучело на масленицу и зачем его сжигают

Вы хотите узнать, что за праздник представляет собой Масленица , в какой день сжигают чучело на Масленицу в 2017 году? Об этом мы сегодня и поговорим.

Этот праздник отмечают на Руси и во многих других странах еще с языческих времен. В масленичную неделю разводят костры, устраивают кулачные бои, катания на санях, гулянья и шумные пирушки.

Ряженые в костюмах животных, с бубнами, балалайками и другими народными инструментами обходят своих соседей и друзей, поздравляют их с праздником и исполняют колядки, за что получают угощение.

Когда жгут чучело на Масленицу в 2017 году?

Дата начала Масленицы меняется год от года в зависимости от того, когда начинается Великий пост . Согласно традиции, этот праздник отмечают семь дней, каждый из которых имеет свое название. В 2017 году масленичная неделя длится с 20 по 26 февраля.

День в который сжигают чучело Масленицы в 2017 году завершает неделю этого праздника. Этот день называют Прощеным воскресеньем , а соломенное чучело Масленицы – символ зимы, и люди сжигают его и просят друг у друга прощения за прежние обиды.

Когда же будут жечь чучело на Масленицу в 2017 году? Прощеное воскресенье в этом году будут отмечать 26 февраля . В наши дни, как и в старину, в городах и селах в этот день будут проходить ярмарки, устраиваться катания на санях и праздничные гулянья.

Обычай сжигать чучело на Масленицу появился в давние времена. Масленица считалась одним из главных календарных языческих праздников. Ее популярность в народе была настолько велика, что даже после принятия христианства многие обряды сохранились практически в неизменном виде.

Для чего сжигают чучело Масленицы?

Осенью, после сбора урожая, крестьяне оставляли последний пук соломы. На Масленицу из него изготавливали чучело и в последний день масленичной недели торжественно проносили его через всю деревню, а затем сжигали, топили в проруби или разрывали на части.

Считалось, что вместе с сожженным чучелом люди избавляются от невзгод и напастей, которые сопровождали их в прошлом. В костер, на котором сжигали чучело, обычно бросали старые вещи, чтобы все дурное осталось позади.

Этот обряд также представлял собой символическое жертвоприношение высшим силам, которые должны были послать крестьянам хороший урожай в наступающем году (для этого оставшийся после сожжения Масленицы пепел и солому раскидывали по полям).

После её окончания начинается Великий пост...

Вся неделя перед Великим постом, который предваряет Прощеное воскресенье, называется мясопустной, т.е. употреблять в пищу согласно церковным правилам нельзя только мясо животных, всё остальное, включая рыбу можно. Такой вот, на Масленицу нестрогий пост. Еще Масленицу называют сырной неделей, наверное как раз в связи с ограничениями в еде. В связи с постом в народе часто путают христианско - церковную и светские составляющие этих праздничных дней. А ведь Масленица никак не может быть церковным праздником, ведь корни её ведут из глубокой языческой славянской древности, и означала она проводы зимы и празднование прихода весны. Многие задаются вопросом - зачем и почему сжигают чучело на Масленицу? Соломенное чучело, олицетворяющее зиму, всенародно сжигали, символически отгоняя холода, метели, темноту, как бы освобождая этим путь солнцу и весне. Даже круглые блины, которые традиционно пеклись на масленицу в больших количествах - это не что иное, как символ солнца.

Чтобы в тяжелых стопках блины не слипались между собой, их перед тем, как положить друг на друга обильно смазывали маслом. Отсюда и название: "Масленица". Блинные традиции, как сжигание соломенных чучел, связаны с древними языческими культами поклонению солнцу и возрождению природы с приходом весны. Ярило - так назывался бог солнца у древних славян. Плавный переход в конце Масленицы к православному христианскому празднику Прощеного воскресенья - это лишь совпадение по датам. В народе же прочно связывают эти праздники, по умозрительным причинам. Многие даже считают проведение Масленицы церковной традицией. Веселое, многолюдное празднество на Масленицу с поеданием блинов и различных закусок к ним, с песнями и танцами, с распиванием горячительных напитков и с буйными забавами, раскатыванием на тройках, сжиганием соломенного чучела и кулачными боями - все, что отличало этот праздник в древности, с незначительными изменениями добралось до и наших дней.
Очень красиво и самобытно изобразил кулачный бой на холсте русский художник - передвижник Василий Суриков, ниже его картина от 1891 года "Взятие снежного городка":

Заканчивалась эта веселая и разухабистая масляничная неделя "Прощеным Воскресеньем", во время которого немного усталые от празднеств и притихшие люди встречаясь между собой, просили у друг друга прощения, за обидные слова или проступки, которыми они возможно обидели собеседника в прошлую неделю, а за одно и за прошедший год.

В этот день люди также прощались с Масленицей и проводили обряд сжигания чучела зимы. На картине выше горит такое чучело из соломы.

Кроме воскресенья, каждый день на масленицу праздновался по традиции особым образом:


Понедельник – радостная встреча Масленицы.
Вторник – заигрыши . Молодые парни отпускали немудреные шутки и прибаутки, а девчата весело отвечали. Пели частушки. Молодежь подъискивала себе пару.
Среда – лакомки . Зятья с семьями шли в гости к теще. Видимо тещи умели хорошо готовить, вот и закрепилась в народе поговорка "к тёще на блины".
Четверг – широкий четверг – самые людные санные катания и народные гулянья. С этого дня заниматься домашними и хозяйственными делами запрещается.
Пятница – тещины посиделки или вечерки . Теперь наоборот, зятья ответно звали тещ на блины и закуски с хмельными напитками.
Суббота – золовкины посиделки . Теперь к молодой паре в гости на блины шли золовоки с семьями.
Прощеное воскресенье , как описывалось выше - это проводы Масленицы и всеобщее покаяние. Соломенные чучела, олицетворяющие зимнее ненастье, сжигали, чаще всего в этот день. Но не воспрещено было жечь чучела, встречая весну, хоть во все дни недели Масленицы.

Главным персонажем и незаменимым атрибутом для обрядовых действий на празднике является масленик, масленичная кукла, чучело Масленица или как его еще называют современники Масленичное чучело. Практически во всех уголках России знали, что без него Масленичная неделя невозможна. Народ в деревнях свято верил, что Масленичное чучело, каким бы его не сделали, наделено невообразимым магическим даром. Поэтому с помощью обрядов старались продемонстрировать его преувеличенные показатели как наружные, так и внутренние. По традиции многих поколений Масленица была широкая, разгульная, обжористая, пьяница. На уличных гуляниях все присутствующие дружно скандировали: «Толстуха Масленица вина напилась и блинов обожралась!». Одеждой, рваной, нелепой, санями старыми, ветхостью и необычностью «выезда» подчеркивали отживание этого персонажа. В славянской мифологии этот атрибутный персонаж олицетворял смерть и зиму. И заливистый смех, громкий крик и повальное веселье, присутствующие во всех обрядах, расценивались как защитные свойства.

На празднике она воссоздавалась огромной человекоподобной (соломенной или деревянной) фигурой. Могла иметь как женский, так и мужской облик. Зачастую ее роль исполнял реальный человек.

Популярна была не только Масленица, но и Масленик. Их могли задействовать как вместе, так и поодиночке. В самом начале сыропустной недели поручали делать их молодым замужним женщинам, имеющим ребенка, под руководством пожилой крестьянки. Основой для туловища Масленицы служил сноп соломы, на который крепили веревками голову и руки. Большую грудь делали из жгутов соломы. Когда тело было готово, его наряжали в праздничную вышитую рубаху, поверх которой надевали красивейший сарафан с аппликациями, бахромой и узорчатый фартук. На голове завязывали, концами назад, непременно красный платок.

Как делали чучело Масленицы в древности?

Изображаемые куклы в древности не только походили формой на человеческое тело, но и обязательно имели особенные признаки присущие к тому или иному полу. Масленица изображалась с большой грудью, а Масленик имел явные мужские особенности. Важнейшее обрядовое действие при создании таких персонажей было их одевание — «наряжение». Костюмы у масленичных чучел должны были быть старыми, ветхими, рваными, а иногда на них надевали еще шубы, с вывороченным наружу мехом. При всем этом, как солому для снопа (туловища) Масленицы, так и все предметы для одежды обязательно отбирали в разных крестьянских домах. Могли даже купить в складчину, считая чучело обрядовым символом всех членов деревни. В большинстве случаев, персонажу еще и присваивали личное имя Гаранька, Авдотья, Дуня, и т.д.

В некоторых Сибирских районах не только женщинами изготовлялось масленичное чучело, но и молодыми парнями.

А население центральных губерний Москвы, Калуги, Владимира изготавливали наряду с главным общим обрядовым персонажем «семейные» миниатюрные куклы, уподобленные обще деревенской Масленице. Не более того домашние образы обладали привлекательной внешностью. Брови, глаза, нос разрисовывали им углем, губы — свеклой. Старались наряжать в яркий нарядный костюм, все также подчеркивая признаки пола. Как для домашнего, так и общественного Чучела подбирали соответствующие аксессуары, характеризующие выпекание блинов. Так дома могли Масленицу снабжать сковородками, половниками, мисками, пристраивали на лавку, имитируя выпечку блинов. Такое изображение не имело какого-то серьезного значения. А жители в Калужской губернии изготовляли до 7 различных фигур, соответствующих каждому дню Масленичной недели, которые у окна на лавке занимали почетном место. Девицы, брали их с собой, собираясь на посиделки, игрища, гуляя с ними по деревне, катаясь на санях, распевая страдальческие любовные песни. В основном такой персонаж создавали там, где была девушка на выданье. Довольно часто ряженая кукла после празднования становилась простой игрушкой, и она была, как и кукла-мотанка, своеобразным оберегом.

У крестьян из Пермской губернии главным символом праздника была не соломенная кукла, а деревянная статуя. Они наряжали или деревянный толкач, или скатывали из снега снежную бабу, усаживали на санки катали ее с горки и по улицам деревни.

Но в пятидесятых годах ХIХ в. традиции во многих местах России изменились.

Теперь для обряда на роль Масленицы общественность подбирала какого-либо эксцентричного крестьянина. Его всем селом, хохоча и веселясь, наряжали в разношерстную одежонку. Она обязательно должна была быть женской, ветхой, смешной и рваной. Многочисленными нелепыми аксессуарами и средствами передвижения дополнялся персонаж Масленицы.

Крестьянин, фантастически и нелепо одетый разъезжал по всему селению. Лошадь, была запряжена в сани старые и разваливающиеся. Их застилали выцветшими половиками, рваными рогожами, вешали мочалу, лапти. Он громко пел, паясничал, жеманничал и собирал вокруг себя толпу шумных односельчан. Масленицу провожали за околицу села, на поля или в лес, где он переодевался в обычную одежду. После обряда «Проводы Масленицы» все возвращались по домам.

В Вологодских деревнях по современным традициям на эту роль выбирался молодой парень, который катался на детских салазках, запряженных маленьким жеребенком с соломенной сбруей.

А в деревнях Пензенской губернии в перевернутые бороны запрягали телят и жеребят, усаживали легкого молодого парня, давали в руки ему помело и кочергу и, под дикий хохот односельчан возили его по деревне. Во Владимирских деревнях на роль Масленицы подбирали мужика, усаживали его в огромные сани на колесо, прикрепленное к высокому шесту. Ездил он с бутылем вина и огромным калачом.

Интересные традиции русского народа на Масленницу имели одно общее свойство: они все начинались и заканчивались карнавальным шествием. Популярный обряд сжигания чучела Масленицы символизировал «проводы, похороны» отжившей зимы.


Обряд сжигания чучела Масленицы выражает идею векового и ежегодного обновления. В древности на этот костер подбрасывали старые ненужные вещи, чтобы предать огню все грешное, печальное и плохое. От того как все горело, зависел приход ранней весны. Ведь правильно проводить надоевшую Зиму (быстрое сжигание Чучела), значит помочь Весне. Пеплом удобряли поля для обилия будущего урожая.

Как сделать Масленичное чучело?

1. Современное масленичное чучело сильно отличается от того, которое делали наши древние предки. Все чаще и чаще его создают, взяв за основу огородное пугало. Его делают из двух сухих, разных по длине брусков. Длинный — это основа для туловища, тот, что короче — для рук. Бруски прикладываю накрест и сбивают.

2. Для формирования тела берут сено, бумагу, солому — самые горящие материалы. Их привязывают веревками, шпагатом, создавая фигуру чучела. Если нет в наличии соломы или сухой травы, замените их на 2-3 веника.

3. Голову комплектуют из светлого полотняного мешка, который заполняют соломой, сеном и внизу сшивают. Вместо мешка можно взять белую бумагу, обернув ее соломой. Ярким платком, завязанным кончиками сзади, покрывают голову.

4. Для наряда масленичному чучелу выберите старый или сарафан, или платье, зашив его подол. Тогда трава, солома из чучела сыпаться не будут.

Если есть желание творить сделайте гламурную Масленицу — последний писк моды!

Оденьте ее в шокирующий укороченный жакет с рукавами — фонарик, на голову — берет, на шею — огромный шарф. Низ — юбка контрастного цвета. Для кистей рук возьми старые рукавички, и тоже набейте их сеном. Укрепите их на концах меньшей палки веревками.

5. Разрисуйте лицо. Глаза — обязательно закрытые — тонким косметическим карандашом. Для алых щечек и губок подойдут румяна и яркая помада. Такой персонаж отчетливо будет контрастировать с белым снегом.

    Начну с того, что праздник Масленница является языческим и очень древним. Сжигание чучела Масленницы - это уход из жизни невзгод, неприятностей и печалей; это уходящая зима; и это обряд - жертвоприношение на плодородие земли, на будущий урожай.

    У древних славян традиция была не только сжигать чучело, но и зарыть пепел в землю (ритуал целый). Мало, кто знает, что в некоторых местах Руси не сжигали, а топили чучело Масленницы.

    Сейчас на праздниках можно увидеть маленькие чучела Масленницы. Есть поверье, что если их сжечь уйдет хворь, либо несчастье в любви.

    После Масленницы наступает Великий Пост. Как эти праздники связаны между собой (языческий и православный) - читайте здесь.

    А вот фото праздника Масленницы из личного архива - 2016 год:

    Сжигание чучела на Руси означало наступление конца холодной зимы, само чучело олицетворяло зиму, таким образом народ как бы прощался, хоронил е и встречал весну. К костру, где сгорало чучело, люди старались стоять поближе, считалось, что, чем ближе находился человек к огню, тем больше он очищается, также в костер подбрасывали старые ненужные вещи, говоря этим, что вс старое осталось позади вместе с зимой, а ждали прихода нового вместе с весной.

    На языческий праздник Масленица провожают зиму и встречают весну. Этот день связан с разными традициями и обрядами. Блины, которые жарят в этот день ассоциируются с теплым весенним солнцем. А чучело, наряженное в виде женщины и обычно в русско-народном костюме, сжигают до тла. Таким образом люди верят, что они сожгли зиму и скоро придет теплая весна.

    Масленица - старинный русский праздник, который имеет скорее языческое начало, нежели православное. Сегодня мало кому известны все древние традиции Масленичной недели, но все-таки некоторые ритуалы сохранились до наших дней. Один из них - сжигание чучела Масленицы, которое имеет вид красивой и дородной женщины. Этот ритуал приходится на последний день Масленичной недели - на воскресенье (хотя до революции Масленичное чучело сжигали в субботу). Сам процесс сожжения символизирует конец зимы и начало нового, урожайного года. В природе многие процессы носят циклический характер, и Масленица символизирует этот цикл - как Феникс возрождается из пепелища, так и новый урожай появляется после долгой зимы.

    Как известно, за Масленицей наступает Великий пост. В старые времена при сжигании чучела Масленицы люди бросали в костер сытную еду. С одной стороны это было поминальное кушанье для Масленицы, а с другой - объяснение для детей, куда подевались все яства.

    Традиция сжигать чучело на Масленицу уходит корнями в далекие времена, когда славяне таким образом прощались с Зимой, по другому варианту с богиней смерти, причем отмечали они Масленицу более правильно - в день весеннего равноденствия. Продолжительность дня начинала превышать продолжительность ночи, а значит весна полностью вступала в свои права. Сейчас Масленица привязана к дате Великого поста, ведь старое традиционное время празднования Масленицы по любому приходилось на период строго воздержания от скоромной пищи и тем более от разгульных празднований. Сжигая чучело Зимы люди словно избавлялись от страха перед морозом, но все-таки старались задобрить его напоследок, бросая в костер разную пищу - поминальный обед.

    Сжигают как символ прошлого, умершего, как богиня зимы и смерти погибает в ярких весенних лучах. Вот такой смысл. Избавится от отмершего, ненужного. Но душа богини зимы в это время не сгорает, она вечна, возродится на следующий год.

    По языческой традиции - это сожжение Зимы. А по христианской - сожжение разгульной Масленицы. В костр, по традиции, бросают и еду, оставшуюся с праздника. Тем самым в Великий Пост вступают без груза чревоугоднических желаний, как бы отсекая себя от разгула.

    Сжигать чучело Масленицы у нас в России такая древняя традиция, корни у не языческие. Само чучело олицетворяет собой холодную студную зиму, а древние славяне отождествляли его с богиней зимы и смерти Марой (Мореной). Поэтому появился такой обряд: сжигали само олицетворение холода, чтобы надолго распрощаться с Зимой и облегчить приход тплой Весны.

    Сжигание чучела обычно заканчивает празничные гуляния старинного праздника Масленица и происходит это в последний день, в воскресенье. Символизирует это прощание с зимой и встречу весны, нового урожайного года.

    В Масленицу сжигают чучело, которое стараются нарядить, сделать дородной, чтобы она была веселой и немножко страшной и немножко красивой 🙂 Потому что с сжиганием чучела люди прощались с зимой, но чтобы она возращалась снова, прощались со всем плохим и старым, чтобы привлечь новое и хорошее. Сжигали сытную еду в этом костре, оставшуюся после праздника, старые вещи и загадывали достаток.

    Заканчивается праздник Масленица сжиганием чучела, которое символизирует уходящую зиму. Его делают из соломы и тряпок. Это большая кукла, которая одевается в женскую одежду. Кукла смешная, красивая и страшная одновременно. все люди прощаются с чучелом как с холодной морозной зимой. Они радуются ее окончанию, при этом все поют песни, пляшут, катаются на санях, горках качелях, водят хороводы и едят блины. Сжигая чучело в этот праздник люди надеятся, что вместе с этим сгорят и их печали и беды, и поскорее наступит долгожданная весна.

На Масленицу сжигают чучело Мары — злой древнерусской богини.

В последний день Масленицы, который называется Прощеное Воскресенье, сжигают соломенное чучело — символ зимы, тем самым, провожая зиму до следующего года. Сжигание чучела Масленицы было самым популярным видом проводов. На кострах сжигали разнообразные чучела. Это мог быть просто ворох соломы, колесо, одетое на жердь, шесты, обмотанные соломой и тряпками.

Кукла (чучело) Масленица.

Масленица - первая закличка Весны. Это разгульное празднество, посвященное проводам, или точнее изгнанию Зимы и встрече весеннего солнца. Кукла «Масленица» - обязательный атрибут этого праздника, так как она является символом злой и холодной Зимы. Изготавливают куклу из веток, прутьев, соломы, вместо волос - очесы льна, заплетенные в косу, на голове - платок. Это, пожалуй, один из немногих вариантов кукол, на которой разрешалось изображать лицо. Целую неделю буйствует Масленица со своими блинами.

Каждый день праздника имеет свое название: встреча, заигрыш, лакомка, разгул - перелом, золовкины вечерки, тещины посиделки, и последний, седьмой день - Прощеное Воскресенье. Сжигание чучела Масленицы символизирует переход из одного времени года в другое. Обрядовая пища - блины, которые являются символом солнца.

Знаком счастливой семейной жизни была кукла с ребенком на руках, созданная в домах молодоженов на Масленицу. Нарядив, на праздники ее сажали на окно или крышу, призывая весну и Солнце.

Мощным оберегом жилища считалась «Домашняя масленица» — небольшая соломенная или лыковая кукла с белым тряпичным лицом. Ей встречали молодоженов и бережно хранили дома, как символ достатка и здорового потомства.

Кукол-маслениц делали очень просто: обыкновенные веточки связывали традиционным способом, получались ручки, потом специальным шнурочком навязывалась голова, а затем навязывалось огромное количество разных цветных лоскуточков — и куколка-масленица готова. В нее дети играли всего одну неделю, а потом, в Прощеное воскресенье, когда сжигали огромную Масленицу, туда же кидали эту куклу.

Обрядовую куклу Масленица делали из соломы или лыка, но обязательно использовали дерево - тонкий ствол берёзы . Солома, как и дерево, олицетворяла буйную силу растительности. Одежда на кукле должна быть с растительным рисунком. В Тульской губернии кукла Масленица была в человеческий рост, из лыка или соломы. Её закрепляли на крестовине из дерева. Куклу украшали лентами, искусственными цветами. На руки её ставили посуду, использовавшуюся при приготовлении блинов, вешали тесёмки, завязывая которые, люди загадывали желания. Эти тесёмки, чтобы желания сбылись, должны были сгореть вместе с куклой.

Домашняя Масленица - кукла , бытовавшая в Тульской губернии. Её называли дочкой Масленицы или её младшей сестрой. Она представляет собой небольшую, высотой 20 - 25 сантиметров, соломенную или лыковую куклу с белым тряпичным лицом. Домашняя Масленица символизировала крепкий достаток и здоровое потомство молодой семьи. Она считалась сильным оберегом жилища, выполняя заветы хозяев дома. Хранили эту куклу в красном углу или у входа в жилище. В один из дней праздничной масленичной недели, когда молодые приходили к тёще на блины, эту куклу выставляли в окнах или дворах. По традиции, Домашней Масленицей встречали жениха и невесту.

За семь недель до Пасхи справляют Масленицу. Это са мый веселый и разгульный праздник. Масленица пришла к нам из далеких языческих времен и была многодневным весенним праздником, знаменовавшим проводы зимы. Длился он целых две недели — 14 дней.

Выпекание блинов на Масленицу — самый популярный обряд в России

Яйца на Пасху окрашивают 72%, просят прощения в Прощеное воскресенье 42%, а в Вербное воскресенье вербу освящают 28%.
Просить прощения в Прощеное воскресенье -третий по популярности обряд: его придерживаются 42% жителей страны.
Аналогичная ситуация — с окрашиванием пасхальных яиц: этот обряд популярен как среди православных, так и среди атеистов (81% и 60% соответственно).

Календарь Масленицы.

Что означает каждый день масленицы?

Масленица празднуется 8 дней, и каждый день имеет определенное название .

В первый день Масленицы, который назывался встречей, из соломы делали чучело Масленицы (или соломенного мужика), надевали на него старую одежду, рисовали лицо, повязывали платком или надевали шляпу. Насадив чучело на шест, с пением и прибаутками возили его по деревне на санях, затем водружали на самой высокой горе, где начиналось катание на санях. В честь Масленицы пели величальную песню:

Дорогая наша Масленица,
Авдотьюшка Изотьевна!
Дуня белая, Дуня румяная,
Коса длинная, триаршинная,
Лента алая, двуполтинная,
Платок беленький, новомодненький,
Брови черные, наведенные,
Шуба синяя, ластки красные;
Лапти частые, головастые,
Портянки белые, набеленные!

В последний день масляной недели, в Прощенное воскресенье, люди просили перед наступлением Великого поста друг у друга прощения и везли провожать Масленицу на околицу, где устраивался большой костер. Давали Масленице блин и торжественно сжигали чучело на костре. Сожжение Масленицы было отголоском языческой веры: чучело зимы надо уничтожить ради воскрешения ее силы весной в злаках. С помощью этого обряда люди гнали прочь скуку, с нетерпением ожидая весны.

Прощай, Масленица, Пересмешница.
Тырь, тырь, монастырь!
Ты лежи, лежи, старуха,
На осиновых дровах,
Три полена в головах. Ура!!!

Кроме «общей» Масленицы, в некоторых губерниях (Московской, Калужской, Владимирской) делали и свои, «семейные» куклы, которых тоже называли Масленицей (ДОМАШНЯЯ МАСЛЕНИЦА ), им давали в руки сковородку, помазок, блин. Эти куклы изготавливались в тех домах, где была молодежь. Под Переславлем в некоторых деревнях перед домом на шесте ставили ряженую куклу, приветствуя таким образом молодоженов, желая им потомства. В отличие от общей, деревенской Масленицы, семейная кукла изображалась нарядной и привлекательной.

Немного информации для тех кто не помнит курс химии со школы:

изготовленную чучелу из любого материала способного намокать (т.е. пойдет всё кроме тканей типа брезент и болонь) главное чтоб нравилось и было доступно, закрепленную на проволочном (достаточно крепком) каркасе, пропитать волшебным раствором.

Состав волшебного раствора прост — вода и селитра (лежит как удобрение во всех садоводческих магазинах). главное селитры брать столько, чтоб её было больше чем вода ее сможет растворить (при растворении в теплой воде должен оставаться осадок). После этого чучело просушивается и должно высохнуть полностью.

Да кстати селитры бывают разные — лучше брать натриевую (даст желтый цвет) или калиевую (тут фиолетово-красный), главное не брать (можно посоветовать врагам аммиачную — дымищи будет — весь праздник испортит.

Такое чучело гореть будет ярко даже в ливень. отличная альтернатива всяким бензинам и тп. Дети в восторге. И кстати: осторожно с огнём.