Как бороться с детскими истериками? Что нужно знать чутким родителям? Развиваем мелкую моторику рук. Четкое соблюдение режима дня

3 года – важная дата в жизни ребенка и его родителей, а многие детские психологи и педиатры именно этот возраст считают переходным между младенчеством и детством. Ведь в 3 года малыш уже вполне самостоятелен – он умеет разговаривать, ориентирован в повседневной жизни, может самостоятельно съесть пищу, умыться и найти себе занятие. Большинство родителей трехлеток не вполне четко представляют себе, что должен уметь ребенок в 3 года, ведь некоторые дети в этом возрасте уже читают, а другие еще с трудом разговаривают. Конечно же, абсолютной нормы развития нет и не может быть, но существует определенный минимум знаний и навыков, которыми должен владеть каждый 3-х летний ребенок.

Физическое развитие ребенка в 3 года

Рост и вес ребенка в 3 года зависит уже не только от темпов его развития и здоровья малыша, но и от расовой и наследственной предрасположенности. Мальчики в 3 года весят от 13,5 до 17 кг, а девочки – от 13 до 16 кг. Рост детей считается нормальным, если он находится в пределах 86 – 100 см.

В 3 года режим дня ребенка не должен резко меняться, ему по-прежнему необходим 10-11 часовой сон ночью и 1-1,5 часа отдыха днем. Но соблюдая режим сна и отдыха, заставлять спать, со слезами и скандалом, трехлеток тоже не стоит – такой сон вместо отдыха станет настоящим наказанием малыша, если ребенок категорически не хочет спать, достаточно укладывать его после обеда полежать спокойно или читать с ним в это время книги.

В 3 года ребенок уже уверенно владеет своим телом, он может бегать, прыгать, перешагивать через препятствия, забираться на вертикальную лестницу, залазить на невысокие горки , менять направление движения на ходу и умеет быстро разворачиваться, наклоняться и приседать. Многие дети в этом возрасте уже могут кататься на трехколесном велосипеде, стоять и прыгать на одной ножке, а также перепрыгивать через скакалку.

Очень важными считаются навыки опрятности и самообслуживания, которыми владеет ребенок в 3 года. В этом возрасте он должен уметь просится на горшок или самостоятельно садится на него (считается допустимым, если малыш иногда не успевает проснуться ночью и очень редко «заигрывается» днем). Дети в 3 года должны соблюдать определенные правила поведения, причем, в отличие от многих других умений и навыков, — эти зависят только от воспитания и манер окружающих ребенка взрослых. В этом возрасте малыши уже прекрасно понимают, какое поведение вызывает неодобрение взрослых, и могут проследить за собственным внешним видом. Многие девочки в 3 года уже сами выбирают себе одежду, сильно расстраиваются, если она пачкается, ежедневно просят мам сделать им прическу и самостоятельно надевают бусы, заколки и колечки.

Кроме навыков опрятности, трехлетний ребенок должен уметь есть ложкой и начинать пользоваться вилкой, пить, не проливая, из чашки и знать, как самостоятельно взять продукты из холодильника или шкафа.

Многие родители не дают своим детям ничего делать на кухне, считая, что трехлетки больше напачкают и испортят, но это в корне неправильно – приучать ребенка к самостоятельности нужно уже этом возрасте. Трехлетний малыш вполне может помочь маме, доставая продукты из шкафов или нарезая сыр специальным детским ножом. Такие задания помогают детям почувствовать себя вовлеченными во «взрослую» жизнь семьи и одновременно учат их, как и что нужно сделать для приготовления пищи.

В 3 года дети могут сами умываться, чистить зубы под присмотром родителей, снимать одежду, а многие даже пытаются одеваться самостоятельно, хотя и не всегда справляются с пуговицами, шнурками и завязками.

Нервно-психическое развитие ребенка в 3 года

В 3 года ребенок не просто растет и развивается, он буквально «впитывает» информацию, как губка и опытные психологи и педагоги советуют ни в коем случае не упускать этого времени. Именно после 3-х лет можно начинать регулярные занятия по подготовке ребенка к школе, ознакомлению с окружающим миром, изучению иностранных языков или музыки. Многие родители делают большую ошибку, считая, что если они отдали малыша в садик, то больше заботиться о его развитии им не нужно. К сожалению, как показывает практика, большинство государственных и частных детских садов не могут полноценно заниматься развитием каждого ребенка, так что без дополнительных занятий не обойтись.

В этом возрасте ребенок должен свободно владеть речью, причем говорить короткими предложениями, а не отдельными словами. Малыши в 3 года уже могут запомнить стихотворение из 2-4 строчек , знают по именам всех близких родственников, говорят о себе в 1-м лице и называют не только названия предметов, но и дают им краткую характеристику, а также могут сказать, зачем нужен или что делает тот или иной предмет.

Очень важно, чтобы ребенок в 3 года умел полностью сосредотачиваться на одном предмете в течение 3-5 минут, мог сам находить решение проблемы, а не обращался сразу за помощью взрослого.

Дети в 3 года должны уверенно держать в руке карандаш, чертить им прямые линии и окружности , уметь раскрашивать картинки, рисовать красками, резать бумагу по линии, делать простейшие аппликации (с родителями), лепить из пластилина и других материалов.

Мышление ребенка в 3 года тоже сильно меняется – теперь он уже делает выводы из увиденного и услышанного, ищет связи между предметами и явлениями и готов бесконечно доставать родителей вопросами «почему», «как» и «зачем», иногда спрашивая об одном и том же много раз подряд. В этом возрасте дети должны собирать картинки из 2-3 частей, обобщать предметы в группы, находить сходства и различия, а также несоответствия на картинках (конечно, в самых простых вариантах).

На возраст 3 года приходится второй «всплеск» детской самостоятельности – теперь малыш хочет делать все сам и очень сердится, если вы не даете ему самостоятельно одеваться или поправляете результат его труда. Опытные родители советуют не пытаться «переупрямить» ребенка, если конечно, в будущем вы не хотите столкнуться с проблемами бесхарактерности и несамостоятельности у подростка, а заранее выделять время на его попытки все делать самому. Да, в условиях постоянной нехватки времени, сделать это очень сложно, но зато такое поведение может вам сохранить взаимопонимание с ребенком, развить в нем успешность и самостоятельность, а также уберечь свои нервные клетки. Подъем на полчаса раньше по утрам, мысленное увеличение времени на все дела минут на 15-20 и договоренность с ребенком: «в садик мы идем быстро и я сама тебя одеваю, а вот обратно – ты все сам», помогут избежать очень многих проблем.

Социальное развитие ребенка в 3 года тоже делает большой скачок, теперь малыш согласен «впустить» в свой мир и посторонних людей, ему уже не так важен постоянный контакт с мамой и другими близкими, а игры со сверстниками кажутся куда привлекательнее игр с взрослыми. Дети в 3 года охотно наблюдают и взаимодействуют с другими людьми, им уже не хватает общества мамы и родни. В этом возрасте им просто необходимо общение с другими малышами, так как только в обществе сверстников они смогут научиться правилам коммуникации, умению решать конфликты и отстаивать свое мнение.

Ребенку 3 года – есть поводы для беспокойства?

Здраво оценить развитие своего ребенка всегда трудно, но родителям трехлеток стоит обратить внимание на своего малыша, если он:

  • неуверенно ходит, бегает, поднимается по лестнице;
  • не может играть в мяч, кататься на качелях или трехколесном велосипеде;
  • до сих пор не говорит или говорит очень невнятно;
  • говорит о себе только в 3-м лице;
  • не ориентируется в своем доме, на детской площадке, во дворе;
  • не контролирует днем свои физиологические потребности;
  • не может оставаться один, без взрослых, даже на самое короткое время;
  • самостоятельно не умеет найти себе занятия, даже 5 минут не может сосредоточиться на одном;
  • не играет и не интересуется другими детьми;
  • не знает названий окружающих предметов, животных, игрушек и так далее.

Девочки и мальчики в 3 года

Большую разницу между мальчиками и девочками в 3 года можно заметить в их речевом развитии, а также в том, как именно они воспринимают речь окружающих.

Уже давно статистически подтверждено: девочки начинают говорить раньше мальчиков и в 3 года их активный словарь может в 2 раза больше, чем у сверстников противоположного пола. Такая разница в речевом развитии связана с тем, что девочки воспринимают информацию с помощью чувств и их выражения – слов, тогда как мальчики предпочитают что-то более «конкретное» — поведение, жесты и движения окружающих. Именно поэтому родителям трехлеток кажется, что с девочками договориться гораздо проще – они слушают и «слышат» именно слова родителей, тогда как мальчики больше обращают внимание на то, как ведут себя взрослые. Так что ни удивляйтесь, если девочке достаточно сказать, что переходить на красный свет светофора опасно, то мальчику вам придется правильно поведение продемонстрировать, только так он сможет крепко усвоить этот урок.

Тело меняет свои размеры и пропорции, ребенок уже совсем не похож на пухлого младенца. Интенсивно развиваются крупная и мелкая моторика, двигательная активность достигает максимума.

Быстрое развитие мозга ведет к расширению интеллектуальных возможностей ребенка. Происходит переход от наглядно-действенного мышления к образному, обогащается речь, развивается память и воображение.

За довольно непродолжительное время абсолютно меняется личность ребенка. Эти изменения затрагивают его характер, основные виды его деятельности и отношения с другими людьми – взрослыми и сверстниками. Именно в три года формируются основы образа его «Я» и определяется отношение к окружающему миру.

В связи с такой глобальной «перестройкой» внутреннего мира, ребенок довольно часто становится капризным и трудным.

Физиология

По сравнению с более младшим возрастом, особых изменений в рационе и режиме дня нет (если только вы не запишете малыша в садик). Продолжительный ночной сон, один дневной сон, четырехразовое питание. В третий день рождения можно познакомить ребенка со сладким.

Навыки и умения

Ребенок этого возраста характеризуется крайне высокой потребностью в движении. Трехлетние дети постоянно совершенствуют свои двигательные навыки. На первый план выходит развитие крупной моторики - способности совершать движения, требующие участия всего тела (бег, прыжки, приседания, повороты).

Ребенок трех лет:

Передвигается достаточно плавно и ловко, хорошо сохраняет равновесие.

Легко изменяет направление движения и останавливается на ходу.

Умеет ходить на носочках, стоять на одной ноге.

Уверенно прыгает, в том числе через небольшие препятствия.

Ловит и пинает мяч.

Поднимается и спускается по лестнице, держась за перила и даже без опоры.

Катается на трехколесном велосипеде.

В этот период совершенствуются и мелко-моторные навыки , хотя ребенок все еще испытывает трудности при совершении особо точных движений .

Тем не менее, трехлетний ребенок способен:

Надевать и снимать с себя простую одежду, расстегивать пуговицы и управляться с большими молниями, снимать обувь на липучках.

Правильно пользоваться столовыми приборами, аккуратно есть и пить.

Держать карандаш указательным и большим пальцем, делать из пластилина шарики и валики, надрезать бумагу ножницами.

Может нарисовать круг, горизонтальные и вертикальные линии, появляются первые человечки.

Таким образом, ребенок становится все более самостоятельным при выполнении повседневных действий.

Как развивается речь

К трем годам речевая активность ребенка многократно возрастает. Словарный запас малыша составляет приблизительно 1000-1500 слов, он использует практически все части речи, говорит предложениями из 3-6 слов и в целом усваивает грамматическую структуру языка.

Вообще, круг общения ребенка к концу третьего года жизни ощутимо расширяется: он много разговаривает как с близкими взрослыми, так и с незнакомыми людьми, со сверстниками.

Речь ребенка часто сопровождает его самостоятельную деятельность, малыш комментирует свои действия с предметами («бросил мячик») и обращается к игрушкам («кушай, кукла»).

Трехлетка с удовольствием слушает аудиозаписи, сказки и стихи в исполнении взрослого, с легкостью запоминает их и воспроизводит практически дословно. Кроме того, он активно «играет» с языком, экспериментирует с рифмами, придумывает несуществующие слова.

Если ребёнку уже три года, но он не говорит фразами или вовсе молчит, то необходима консультация специалистов - логопеда, невропатолога, психолога.

Как играет

В этом возрасте резко меняется и тип игровой деятельности ребенка. Раньше игра была похожа на разрозненный набор действий с игрушками. Например, взрослый показывал, как куклу кормить и укладывать спать, ребенок просто повторял за ним. Такие игры сводились к простому манипулированию предметами (малыш грузит кубики в машинку и тут же высыпает).

Теперь же ребенок эмоционально вовлечен в игру, увеличиваются ее продолжительность и вариативность. В игре появляется сюжет, все действия становятся логически связанными и последовательными. Ребенок везет кирпичи на стройку, там возводит дом и заселяет его, разбивает рядом огород и кормит овощами жильцов-новоселов.

Но самое главное – в игре ребенка появляются замещения. Большинство трехлеток без труда «превращают» од­ни предметы в другие и дают им соответствующие на­звания. Ведерко становится шляпой, фломастер – градусником, мячики – яблоками. Появление в игре таких символов свидетельствует о том, что ребенок теперь способен выйти за пределы конкретной ситуации, используя собственное воображение.

Теперь игра – это важнейшая часть жизни ребенка, деятельность, в которой происходит его эмоциональное и интеллектуальное развитие.

Психологические особенности

В возрасте трех лет у ребенка резко возрастает стремление к отделению от взрослого. Малыш все чаще произносит: «Я сам», «Я хочу», «Я не буду», и демонстрирует свою независимость от близких. Этот период называют «кризисом трех лет».

Ребенок действует наперекор любым предложениям взрослого, упрямится и закатывает истерики «на пустом месте». Он стремится все делать наоборот, противится воле старших; отвергает то, что он ежедневно делал раньше. В то же время, о н пытается самостоятельно делать то, к чему объективно еще не готов.

Далеко не у всех детей кризис проявляется в таких острых негативных формах. Кто-то реагирует не так бурно или совсем недолго по времени. Однако отношения с близкими взрослыми и с самим собой претерпевают существенные изменения в любом случае. Происходит становление собственного «Я» ребенка.

По мере выхода из кризиса ребенок перестает так отчаянно противопоставлять себя взрослому. У него появляется другой способ самоутверждения: теперь он стремится к достижению результата в деятельности, а достигнув желаемого – старается продемонстрировать свои успехи взрослому и получить его одобрение.

Ребенок не просто ставит кубик на кубик – ему важно построить максимально высокую башню и услышать похвалу от родителя: «Какая высокая башня! У тебя отлично получилось!». Теперь ребенок смотрит на себя глазами взрослого, он становится крайне чувствительным к тому, как окружающие оценивают его достижения. Так начинают формироваться чувство собственного достоинства и самоуважение.

Советы родителям трехлетки

« » – испытание для всей семьи. Очень важно пройти его «правильно», ведь от того, как складываются детско-родительские отношения в этот период, зависит будущее ребенка.

Единого рецепта, как реагировать на истерики трехлетки, не существует. Главное – дать ему понять, что конфликты можно решать по-разному.

Какие-то вещи родитель запрещает категорически, и ребенку придется с этим смириться. Нельзя убегать от мамы вблизи проезжей части, это опасно для жизни, и способом проявления самостоятельности быть не может. Малыш может яростно протестовать против ограничения своей свободы – кричать и вырываться, однако в вопросах здоровья и безопасности реакция взрослого должно быть однозначной.

Если речь идет о менее серьезных разногласиях, то можно использовать разные тактики поведения.

Иногда следует отвлечь ребенка – разговорами или игрой, устроить соревнование. Например, предложить заупрямившемуся трехлетке сыграть в «кто наденет куртку быстрее». В игровой форме можно собирать игрушки на скорость или чистить зубы вместе с куклой.

Иной раз можно и уступить ребенку, ведь он тоже имеет право на свое мнение и личные предпочтения. Не хочет есть манную кашу? Предложите на выбор гречневую или рисовую. Отказывается лечь спать сейчас же? Почитайте книгу еще пятнадцать минут. Речь не идёт о потакании малейшим капризам, однако иногда стоит пойти навстречу, проявляя уважение к желаниям и потребностям ребенка.

В некоторых ситуациях малышу нужно дать возможность выплеснуть наружу свои эмоции, сбросить напряжение и принять ситуацию такой, какая она есть. Если вы решили не покупать сыну десятую машинку, и он закатил в магазине скандал, то ничего не остается, как переждать бурю. Требования «закрыть рот» и «успокоиться сейчас же» окажут прямо противоположный эффект. Нужно просто побыть рядом, обнять, вытереть слезы. Можно даже ничего не говорить, гораздо важнее – тактильный контакт и внимание.

В таких ситуациях взрослый сам должен сохранять спокойствие и стараться не смотреть на окружающих, ведь чаще всего родители кричат на ребенка, потому что им «стыдно перед людьми».

Когда ребенок выплакался и успокоился, нужно рассказать, как надо себя вести, объяснить, почему вы поступили так, а не иначе. Воспитательные беседы будут эффективными, только если они происходят в атмосфере спокойствия и доверия.

Важно! Именно в возрасте трех лет ребенок осознает, что его желания не всегда совпадают с желанием окружающих. Если не гасить каждую конфликтную ситуацию криками и, тем более, шлепками, то ребенок осваивает разные стратегии поведения и учится считаться с волей других людей.

Кризис трех лет рано или поздно закончится, а вот то, чему ребенок научится в результате, останется с ним на долгие годы.

Возрастные особенности развития детей от 3 до 4 лет.

Начиная с трех лет, у ребенка начинается новый период жизни, когда он из несмышленого малыша превращается во взрослого человечка.

Что должен знать и уметь ребенок в 3 года? Он уже может похвастаться хорошей памятью, знанием букв и цифр, умением общаться и помогать, хорошим физическим состоянием. В этот же момент происходит и «отлучение» малыша от мамы. Теперь ребенок всеми своими действиями начинает показывать, что он личность и ему необходимо признание, уважение и соответствующее общение.

Особенности психического развития

Некоторые особенности развития детей 3-4 лет нередко настораживают родителей. Взрослые не могут понять, почему их ребенок кардинально меняется, проявляет какие-то требования и полностью игнорирует родительские наставления.


В свое время знаменитый психолог, специализирующийся на развитии личности, Лидия Ильинична Божович, сказала замечательную фразу: «Ребенок делает все по-своему не из-за того, что он так хочет, а из-за того, что ему это нужно».

Поэтому все происходящее с малышом в этом возрасте не стоит считать проявлением его неуважения к взрослым, его капризами и прихотями. Просто так устроен человек, рано или поздно он переходит определенный жизненный рубеж, меняя характер и потребности, добиваясь своего места в ячейке общества.

Марина, мама Анюты 3,5 года: «Однажды я заметила, что моя малышка, ласковая, внимательная и тихая, в один момент превратилась в какого-то чертенка. Все стала делать по-своему и наперекор. «Одевайся — не хочу! Пойдем гулять — не пойду. Чистить зубы — не буду!». Никакие уговоры, просьбы и угрозы не действуют. Наказания (запрет на телевизор) приводят к истерикам. И если раньше Анюта могла извиниться и обнять, то сейчас она может подойти и ударить. И все это случилось практически сразу после того как ей исполнилось 3 года и 2 месяца. Неужели так бывает, или это родительская ошибка в воспитании?».

Причин такого поведения две:

  • глобальный протест против просьб или задач, которые навязывают родители;
  • перегрузка ребенка этими самыми просьбами и задачами, из-за чего он теряется.

В случае, когда 3-летние дети не слушаются, все делают наперекор, психолог Юлия Борисовна Гиппенрейтер советует «отпустить вожжи». Это не значит, что от ребенка не нужно требовать выполнения просьб, просто надо дать ему время осмыслить поставленную задачу.

«Надо следить не за ребенком, а за тем, насколько очередное распоряжение выполняется ребенком.Если не выполняется, не повторять его тут же . Иначе последует эскалация» — советует Гиппенрейтер в своей книге «Что делать, чтобы дети...».

Есть замечательна метафора: надо воспитывать ребенка, как тянуть рыбу на спиннинге — то тянуть, то отпускать. Не дергать резко сразу, а проявлять гибкость, иначе он сорвется и наладить отношения будет сложно. Иногда можно немножко уступить, ради сохранения мира:

- Маша, пора спать.
- Я еще поиграю!
- Ты не доиграла и тебе нужно еще время...
- Да!
- Хорошо, еще 5 минут. Я поставлю таймер на телефоне. Но потом сразу спать!
- Ладно!

3-летний ребенок, уже личность, которую надо уважать.

В противном случае ребенок начнет протестовать, а единственный доступный ему в этом возрасте способ забастовки — делать все наперекор.


Характеристика особенностей всестороннего развития малыша от 3 до 4 лет

Наблюдая за тем, как развивается ваш малыш, вы наверняка замечали, что его психологическое, социальное и физическое развитие претерпели некоторые изменения.

Социализация

Появляется тяга к общению и способность самостоятельно придумывать занятия не только для себя, но и для сверстников. Кроха начинает не только лучше взаимодействовать с другими детьми, но и пытается занять лидирующую позицию в компании. У ребенка начинается осознание того, что чувства имеются не только у него, но и у окружающих. Пытается иногда учитывать потребности и пожелания других. В это же время появляется потребность в выборе собственного кумира. Поэтому не стоит огорчаться, если ваш кроха совершенно не слушается вас, а реагирует только на слова папы. Это не разделение родителей на «любит - не любит», это очередной этап взросления и становления личности.

Познание

Он стремится задать окружающим как можно больше вопросов и получить на них исчерпывающие ответы. Теперь малыш может по праву называться «великой почемучкой». В это время большими темпами развивается речь. Малыш может не только повторять слова и соотносить их с предметами и действиями, но и придумывать свой словарный запас из несуществующих слов. Большая часть информации поступает к малышу в процессе игры. Поэтому теперь основной задачей развития и воспитания малыша должна являться игра. Родители на данном этапе могут многому обучить свое чадо именно в игровой форме.

Особенности возрастного развития ребенка с 3 до 4 лет в таблице

Помимо того, что малыш меняется в характере, он в этом возрасте продолжает всесторонне развиваться. Что должен уметь ребенок 3-4 лет? В таблице можно увидеть основные достижения, которые может демонстрировать ребенок в этом возрасте.

Психическое развитие Ребенок осознает себя как личность. Начинается период «Я сам». Может подолгу наблюдать за предметами или действиями, лучше всего запоминает что-то интересное для него. Развивается воображение и мышление - ребенок умеет играть в ролевые игры, придумывать истории, сказки.
Физическое развитие Хорошо развиты предметные действия — может строить из кубиков устойчивые конструкции, собирать крупные пазлы. Умеет держать карандаш. Ловко управляется с мячом, может бросать его через голову. Без поддержки прыгает на одной ноге, лазает по лесенке.
Эмоциональное развитие Остро воспринимает все, что происходит вокруг, легко перевоплощаются в любимых героев сказок и мультфильмов. Поэтому некоторые сюжеты могут повергнуть малыша в состояние стресса. Умеет сопереживать, жалеть.
Сенсорное развитие Хорошо воспринимает информацию как на тактильном уровне, так и на уровне слуха и зрения. Знает и называет цвета (минимум 5). Умеет различать звуки природы (птицы, насекомые, животные), музыку (веселая - грустная, громкая - тихая).
Развитие интеллекта (память, логическое мышление, внимание) Запоминает 2-3 слова из 10 озвученных и до 5 предметов из 10 показанных. Умеет делить предметы по группам: одежда, мебель, животные, насекомые, овощи, фрукты и т.п. Умеет находить и объяснять несоответствия на картинках (задания «найти отличия»). Умеет собирать пазл из 4-6 частей. Должен уметь считать минимум до 5, знать и определять формы предметов (круг, квадрат, овал, треугольник). Понимает значение таких выражений, как большой - маленький, высокий - низкий и т.д.
Развитие речи Словарный запас составляет 1200-2500 слов. Может различать и употреблять в речи половую принадлежность (папа - он, мама - она). Правильно употребляет местоимения «я», «ты», правильно строит предложения из 5-6 слов. Описывает предметы, произошедшие события в правильной последовательности. На непонятные события и явления задает вопрос «почему?».
Социализация Ощущает потребность в играх со сверстниками. Появляется желание играть не рядом (в одной песочнице), а вместе с другими детьми. Взрослый становится не просто «учителем», а партнером для совместных игр.
Навыки Умеет надевать одежду без застежек, обувь на липучках. Самостоятельно ест, вытирается салфеткой, соблюдает правила поведения за столом. Знает и соблюдает правила гигиены (мыть руки, умываться, чистить зубы). Собирает игрушки, поддерживает порядок. Умело пользуется ножницами, рисует геометрические фигуры, обводит и раскрашивает картинки.


Дети с 3 до 4 лет также отличаются повышенной способностью к обучению. Этот возраст становится идеальным для приобретения новых навыков и информации. Поэтому к 4 годам многие малыши уже знают почти все печатные буквы алфавита и пишут их. Также обстоят дела и с цифрами. Дети, особенно в процессе игры, могут считать до 10, делить предметы на равные части, понимать время на электронных часах. В этот период можно предложить ребенку занятия со счетными палочками или счетами.

Помимо этого, дети данного возраста уже могут проявлять и социальные навыки, общаясь со сверстниками и пытаясь оказывать помощь взрослым. Поэтому вы можете предложить крохе заправить постель, сложить вещи, убрать игрушки, протереть пыль и пр. Конечно, ребенок сделает все не так хорошо, как вы, но с удовольствием.

Что делать, если ребенок отстает в развитии?

Многие родители считают, что если у ребенка отсутствует часть положенных в этом возрасте навыков, то он отстает в развитии. Разрешить все сомнения помогут специалисты (психолог, невролог). Но необходимо учитывать, что все дети разные и условия, в которых они росли до 3-х лет тоже.

Если взрослые никогда не говорили ребенку, что комар, муха и жук — это насекомые, то откуда он может это знать? Поэтому оценивая способности своего ребенка, учитывайте ваш вклад в них.

Но и пускать на самотек развитие ребенка 3-4 лет ни в коем случает нельзя. Это возраст активного накопления знаний об окружающем мире, людях, развитие навыков и интеллектуальных способностей. Поэтому важно направить ребенка, обеспечить ему условия для гармоничного развития.

Как развивать ребенка 3-4 лет

Зная особенности развития детей 3-4 лет, основные задачи развития и воспитания малыша должны строиться по принципу «Не навреди». Чтобы не «сломать» малыша, а помочь ему пережить довольно сложный этап жизни, родители должны прислушаться к нижеприведенным рекомендациям.

Относитесь к ребенку с уважением

Постарайтесь с пониманием и терпением относиться к чувствам крохи и к его новым убеждениям. Если подавлять волю ребенка в этом возрасте, то можно сделать из него инфантильную, зависимую и пассивную личность. Что заметно усложнит дальнейшую жизнь вашего ребенка. Если позволяет ситуация и ребенку ничего не угрожает, лучше уступите малышу. Помните, что вы тоже были маленькими и тоже старались сделать массу нелепых вещей наперекор своим родителям.

Поймите, что упрямство малыша в этом возрасте это — не попытка вас огорчить, а всего лишь призыв к тому, чтобы взрослые начали считаться с его мнением.

Стараться чувствовать своего малыша

Не думайте, что если ребенок сам ходит, ест, пьет и говорит, он и чувствует все как взрослый. Научитесь серьезно относиться к его страхам и разочарованиям. Ведь даже отвалившееся колесо от игрушечной машинки для вашего чада может стать трагедией невероятных масштабов. Не подавляйте эмоции ребенка, а старайтесь их переключать.

Обеспечьте малыша общением с ровесниками

Милые беседы с вами или бабушками - это прекрасно. Но в этом возрасте ребенок больше нуждается в общении с другими детьми. Поэтому если имеется возможность, то отдайте кроху в детский сад. Если же по каким-то причинам это не удается, запишите его в группу активного развития детей или в какой-нибудь кружок по рисованию или лепке.

Показывайте личный пример в общении с другими людьми

Данный совет многим может показаться неважным. Но именно от того, как вы относитесь к окружающим людям и к членам своей семьи, и будет выстраиваться модель поведения с ними у крохи. Когда мама Матвея пожаловалось на то, что сын стал разговаривать с ней высокомерно и даже нагло, выяснилось, что именно так она сама разговаривает со своими подчиненными. А ребенок, часто находящийся у нее на работе, сделал вывод, что это правильно, так и нужно себя вести.

Занимайтесь с ним физическими упражнениями

Все детские забавы (бег с препятствиями, прыжки в длину, игра с мячом и пр.), должны находиться в ежедневном «меню» ребенка. Если позволяют средства, приобретите гимнастический комплекс в детскую комнату. Хвалите ребенка, когда он будет лазить по лесенке, висеть на кольцах и пытаться подняться по канату.

Развивающие занятия обязательны

Развивающие занятия - лепка, рисование, строительство из кубиков обязательны в 3-4 года. Если вы работаете и есть только 1 час в день, чтобы уделить ребенку — выбирайте их.

Общайтесь с ребенком, как можно больше

Чем больше слов будет слышать ваш малыш, тем шире будет его словарный запас. Читайте с ним книги, рассказывайте смешные истории, напевайте песенки. Не забывайте и о том, что ребенок все впитывает как губка, поэтому следите за тем, что произносите вы и все члены вашей семьи. Ведь особенно интересные словечки дети зачастую запоминают гораздо быстрее, и употребляют их не по назначению, а когда им вздумается. И если подобное произошло, не спешите наказывать кроху, начните лучше с себя.

Развитие речи у ребенка 3-4 лет


Что делать, если ребёнок в 3 года постоянно дерётся и кусается? Бьёт маму и папу, детей на детской площадке? Несмотря на то, что дети в этом возрасте могут проявлять агрессию, учить их правильному общению с окружающими нужно начинать сразу. Давайте попробуем разобраться, почему дети в трёхлетнем возрасте могут драться, и что с этим делать родителям.

Трёхлетний ребёнок ещё не понимает границы собственной свободы, но хорошо знает о том, что существуют способы заставить окружающих выполнять его желания. Почему дети дерутся? Давайте поговорим об этом.

Ребёнок 3 года дерётся с детьми

То, как трёхлетний ребёнок бьет других детей, можно наблюдать достаточно часто. Особенно, в детском саду или на игровой площадке. Обычно таким способом дети демонстрируют собственную силу или привлекают к себе внимание. И в том, и в другом случае можно говорить о том, что ребёнок выбрал неправильный способ адаптации в обществе. Он прибегает к своей силе по любым пустякам.

Ребёнок в 3 года бьет маму

Почему ребёнок в 3 года бьёт маму и дерётся с родителями? Такое явление встречается тоже нередко. Чтобы понять, из-за чего это происходит, необходимо проследить за началом приступов агрессии. Часто причиной того, что 3-летний ребёнок бьет родителей, является ответная реакция на какие-либо наказания, в том числе и физические. Кроме того, трёхлетний ребёнок дерётся с мамой и папой потому, что воспринимает это как игру. Ему нравится, что за ударом следует обида, а потом долгожданное примирение и поцелуи с объятиями. То есть, малыша привлекает сам процесс, и он начинает драться снова и снова. Поэтому его попытки нанести удар нужно сразу пресекать, в таком случае он начнёт задумываться.

Почему ребёнок в 3 года дерётся

Так всё-таки, почему трёхлетний малыш проявляет агрессию? В целом, этому существует несколько причин:

  • Иные способы выражения чувств вашему чаду не знакомы. В столь юном возрасте детям, порой, не хватает слов высказать свои ощущения, поэтому они выражают их таким образом.
  • Ребёнку хочется чего-то запретного. В этом возрасте они хотят получить всё и сразу и часто, если вы ему запрещаете это, они начинают отстаивать свои права.
  • Малыш нуждается в помощи родителей. Иногда детки дерутся, если у них что-то не получается. Они испытывают досаду и начинают проявлять агрессию именно из-за этого.

Почему ребёнок в 3 года кусается

Обычно дети кусаются, проявляя свою беспомощность или выражая испуг. Например, если проигрывают в драке со сверстником. Также привычка кусать других детей и взрослых может быть связана с проблемами в самовыражении или самоконтроле у малыша. Именно поэтому лучше всего показать ребёнка детскому психологу, чтобы он дал точный ответ на ваш вопрос.

Как отучить ребёнка в 3 года драться

Что делать, если ребёнок в 3 года дерётся? Прежде всего, родителям стоит запастись терпением, так как для борьбы с драчливостью им понадобятся силы и время. Не нужно проявлять бурной реакции - это не поможет. Если дети дерутся между собой, их нужно разнять, а затем уделить внимание потерпевшему.

Если ребёнок бьёт родителей, нужно отвести его за руку и отойти от него. Наказывать и бить малыша ни в коем случае нельзя.
Также при проявлениях агрессии можно чем-нибудь отвлечь ребёнка. Новое занятие быстро поможет ему переключиться.

И ещё, обязательно беседуйте со своим чадом. Скажите ему о том, что вы расстроены его поведением. Спросите, почему он проявляет агрессию и нападает с кулаками. Не забывайте о том, что ваш малыш просто пока не умеет выражать свои эмоции другими способами, и ваша прямая задача - научить его.

Меня часто спрашивают, помогает ли раннее развитие воспитывать гениев. Я отвечаю: «Нет». Единственная цель раннего развития - дать ребенку такое образование, чтобы он имел глубокий ум и здоровое тело, сделать его смышленым и добрым (Масару Ибука).

Мы, как родители ответственные и осознанные, не хотим что-либо упустить в развитии своего малыша, и поэтому интересуемся тем, . Эта статья поможет вам разобраться в этом вопросе. Тема развития трехлетнего ребенка достаточно обширная, и можно писать по ней отдельную книгу. Поэтому мы остановимся с вами на основных важных моментах и определим основные направления, в которых стоит двигаться, развивая вашего ребенка.

Давайте обратимся за помощью к известному педагогу Марии Монтессори, которая уже давно определила и структурировала зоны развития ребенка:

Эта классификация поможет нам разобраться в вопросе, как развивать ребенка в 3 года . Эти зоны развития переплетаются между собой и влияют друг на друга.

Также, задумываясь о развитии вашего ребенка, задавайтесь следующими вопросами:

Кем я хочу видеть своего ребенка в будущем?

Какие качества необходимы моему ребенку, чтобы быть полноценной личностью в обществе?

Какие важные события ожидают моего ребенка в ближайшем будущем, и какой подготовки они требуют? и т.д.

Задаваясь такими типами вопросов, вы будете определять для себя направления движения в развитии ребенка: определяем цель, подбираем методы, планируем, готовимся и действуем.

Практическое развитие трехлетнего ребенка

Цель развития нашего трехлетнего ребенка в этой зоне – научить его быть более приспособленным к практической жизни.

Трехлетний ребенок должен научиться ухаживать за собой. Особенно это становится очевидным и актуальным, когда ребенок начинает ходить в детский сад, а здесь необходимо хорошо и аккуратно самостоятельно кушать ложкой, мыть руки, застегивать пуговицы, убирать за собой, быть дружелюбным и щедрым, ответственным, чувствовать время и т.д. Поэтому мы должны прививать ребенку эти навыки, как в специальных развивающих занятиях, так и в повседневных делах.

Очень хорошо как можно чаще вовлекать ребенка в домашние дела — это и развитие, и посильная помощь маме. Тем более, что дети очень любят работать руками и способны быть неплохими помощниками уже в достаточно раннем возрасте.

Развивающие занятия для трехлетнего ребенка будут включать в себя различные пересыпания, переливания, шнуровку, сортировку, ролевые игры, задания на изучение и , творчество и т.д. Очень важно все, что развивает движение, ловкость и . Но помните, что пособия для игр должны быть удобными для ребенка и подходить ему как по возрасту, так и по уровню сложности.

Мы и раньше учили нашего ребенка общаться со сверстниками, прививали ему навыки культурного поведения и принципы морали, но в этом возрасте это становиться еще более актуальным, так как с трех лет у ребенка особенно возрастает потребность в общении со сверстниками. Дети лучше сопереживают и понимают друг друга, вместе играют в ролевые игры. Но сильно шумная компания может переутомить ребенка.

Примеры развивающих игр для трехлетнего ребенка в зоне практического развития:

  1. Свой огород. Заведите с ребенком на окне небольшой огород, например, посадите в горшочки лук. Поливайте его, ухаживайте за ним, следите за ростом. Даты и время полива, степень роста отмечайте в специальной таблице, которую повесьте рядом с огородом. Пусть ребенок каждый раз вытирает воду тряпочкой, когда он ее пролил.
  2. Моем посуду. Научите ребенка мыть посуду. Если боитесь, используйте пластиковую посуду. Для начала покажите ребенку, как вы сами это делаете, начиная от процесса мойки тарелок до уборки. Затем пусть ребенок попробует сам. А вы его хвалите и корректно направляйте, если у него не очень хорошо получается.
  3. Рисование нетрадиционными материалами. Разнообразьте ваше рисование использованием различных техник, например, рисование пипеткой и «снежком» из бумаги. Пусть ребенок набирает пипеткой краску, и на его полянке неожиданно закапает дождик, который затем перерастет в настоящий ливень (сминаем бумагу в виде снежка, затем макаем его в краску и «топаем» по бумаге, проговаривая «вот какой сильный дождик полил»).

Сенсорное развитие

В этой зоне мы занимаемся развитием и совершенствованием у нашего трехлетнего ребенка всех 5 чувств: зрения, осязания, вкуса, обоняния, слуха ребенка – и его способности владеть собой.

По статике, в среднем, в три года ребенок способен запоминать 2 слова из 10, названных нами и около 4 предметов или их изображений из 10-15. Помните, что ребенок лучше запоминает то, что вызвало у него хорошие, яркие и положительные эмоции. Называет правильно 4 основных цвета, знает некоторые оттенки. Собирает хорошо последовательность из 4-6 предметов, например матрешки и вкладыши, а также пирамидку. Может называть большой, средний и маленький, мягкий, твердый и т.д.

В развивающих занятиях и в бытовой жизни ребенку трех лет полезно пробовать различную еду, трогать предметы разной температуры, нюхать запахи, взвешивать руками и на весах различные предметы, выполнять задания с закрытыми глазами, выполнять различные , слушать живую музыку, играть с различными сортерами, ощущать , играть в игры на определение цветов и т.д.

Примеры развивающих игр для трехлетнего ребенка в зоне сенсорного развития:


Хотите играть с ребенком легко и с удовольствием?

Математическое развитие

Сенсорное развитие является важной основой математической развития, так как благодаря ему мы формируем у ребенка пространственное, логическое, абстрактное мышление, представление о множестве и свойствах объектов, учим его мыслить, развиваем воображение и фантазию.

В зоне математического развития ребенка 3 лет необходимо сконцентрироваться на развитии навыков счета и понятии о цифре. В изучении математики для ребенка очень важным является иметь образ количества, которому соответствует та или иная цифра. До того как начать активно считать и пользоваться цифрами, ребенок должен насытиться образами того или иного числа, например, что 3 – это может быть три коровы и 3 булочки, 5 – это 5 машинок и 5 бегемотов и т.д. Затем переходим к запоминанию названий цифр. Помните, дети мыслят совсем иначе, то, что для нас кажется проще простого, для них – сложно. Не спешите в математике, хвалите ребенка за его достижения.

Примеры развивающих игр для трехлетнего ребенка в зоне математического развития:

  1. Играем со счетными палочками. Подготовьте счетные палочки и небольшие карточки с написанными на них цифрами от 1 до 10. Положите на стол первую палочку и скажите «один», затем положите вторую и скажите «два», затем пересчитайте палочки «один, два». И так до 10. После того, как все палочки будут выложены, положите возле каждой палочки карточку с написанной на ней цифрой. Называйте цифры и пересчитывайте. Можете пригласить любимую игрушку, пусть мишка считает вместе с вами и спрашивает у ребенка, все ли он понял, сколько палочек на столе и т.д. Можно раздавать любимым игрушкам определенное количество палочек (две зайке, две мишке, две кукле).
  2. Печем цифры. Испеките с ребенком обычное печенье и печенье в виде цифр. Пусть ребенок помогает вам лепить колбаски и складывать из них печенье — цифру. А после выпечки изучайте цифры и сортируйте печенье соответственно цифре, а также угощайте ими всех членов семье и друзей. Изучайте понятие много, мало, больше, меньше. Также из печенья можно складывать длинные и узкие дорожки, высокие и низкие башни.
  3. Математические сказки. Запланируйте на вечер математическую сказку. Сделайте ледяную лампу (заморозьте воду в шарике на несколько часов, достаньте шар из морозилки и струей горячей воды проделайте в нем достаточное отверстие для свечки, так, чтобы хватало воздуха для ее горения). Выберите любую понравившуюся вам сказку в интернете (или из книги) или сочините сами, и пусть математика станет для вашего ребенка волшебством.

Развитие речи

Характерным для развития ребенка 3 лет , является особый интерес к языку и словам. Активный словарь ребенка может насчитывать до 1500 слов.

Очень важным для развития речи является оттачивание движений рук и пальцев, координации между зрением и руками, а также развитие осязания и слуха. Развивающие занятия могут быть направлены на развитие , включать пальчиковую гимнастику, чтение книг, пение песенок и заучивание стишков, театр теней и кукольный театр, творчество и т.д.

Примеры развивающих игр для трехлетнего ребенка в зоне развития речи:

  1. Команды на карточках. Сделайте карточки с командами достаточного размера, чтобы ребенку было видно с расстояния 1,5 метра (где-то 8*22 см). Напишите на карточках команды: Встань, Присядь, Прыгай, Танцуй, Подними руки, Подними ногу, Пой и т.д, около 20 слов. Покажите ребенку карточку, назовите команду, и пусть он ее выполняет. Начинайте с команд, состоящих из одного слова. Когда ребенок научиться распознавать команды, пусть он сам читает и выполняет действия.
  2. Подписывайте творческие работы. Подписывайте с ребенком все его творческие работы. Можно приемом «рука в руке» (мама пишет ручкой ребенка) или пишет сама мама. Например, нарисуйте фломастерами папе машину, а отдельные ее элементы, например колеса, окна и двери залепите пластилином. Напишите на рисунке: «Машина», «Рисовал Даня». И вручите папе, когда он придет с работы.
  3. Пальчиковая гимнастика. Пальчиковую гимнастику можно делать как под специально подобранные стишки, так и под любые, которые нравятся вашему малышу.

Естественнонаучное развитие

Трехлетний ребенок – это, с одной стороны, маленький, а с другой – уже такой взрослый человечек, который жаждет познания мира, хочет быть самостоятельным, много и разнообразно играет. Он стал уже более терпеливым и дольше может быть вовлечен в одно занятие. А мы, родители, находимся рядом и помогаем ему расти.

Следует стараться обогатить мир трехлетнего ребенка знаниями, образами, показать ему окружающий мир, его красоту и многогранность, объяснить происходящие в нем процессы, научить жить в нем и жить среди людей, привить ему эстетический вкус и т.д. И все это в интересной, понятной для детей форме – в виде игры.

Естественнонаучное развитие – одна из самых широких областей развития ребенка, которая включает в себя физическое развитие, музыкальное развитие, творческое развитие, духовное развитие и т.д.

Физическое развитие. Желательно, чтобы у трехлетнего ребенка был свой и различный спортивный инвентарь (велосипед, самокат, ролики, коньки, лыжи, мячи, кегли и т.д.). Можно водить его в бассейн и на другие секции. Ребенок должен иметь возможность бегать, прыгать, спрыгивать, перепрыгивать, залезать, слезать, качаться и т.д.

Творчество. Также у ребенка должен быть уголок для творчества и место, где он может быть наедине сам с собой, различные игрушки для сюжетно-ролевых игр (фигурки животных и людей, наборы врача, парикмахера, мастера, кухонная техника и т.д.), конструкторы, кубики, глобус и др.

Духовный мир. С детства приобщайте своего ребенка к духовным вещам: знание и понимание традиций своего народа, моральных ценностей, чтение детских духовных книг. Помните вопрос: «Кем я хочу, чтобы вырос мой ребенок?». А он должен иметь не только академические знания и здоровое тело, а и «полный внутренний сосуд».

Примеры развивающих игр для трехлетнего ребенка в зоне естественнонаучного развития:

  1. Северный полюс . Познакомьте ребенка с Северным полюсом, его обитателями и особенностями окружающей природы. Постройте Северный полюс в пустой коробке или миске, снег подготовьте из крахмала и пены для бритья (500 г крахмала на 300 г пены, пену добавляем постепенно и вымешиваем, пока снег не начнет лепиться). Лепите ледники, играйте с фигурками животных, фантазируйте и изучайте Северный полюс.
  2. Поиск сокровищ. Спрячьте в темной комнате различные светящиеся предметы (светящиеся палочки, браслеты, специальные наклейки для декора (звездное небо, например)), и пусть ребенок отправляется на их поиски. Заранее скажите, сколько нужно найти предметов. Можете играть с ним наперегонки.
  3. Рисование шариками. Возьмите стеклянные шарики (около 6 штук), противень, гуашь разных цветов и плотную бумагу. Накапайте краску в середину листа и положите туда несколько шариков. Пусть ребенок наклоняет противень в разные стороны. Получаются очень интересные картины. Не забудьте подстелить что-то на пол.

Нужно заканчивать. Вы, наверное, уже чуть-чуть устали? Конечно же, можно было бы и дальше много говорить о развитии ребенка в 3 года , но это получилась бы очень и очень большая статья. Поэтому почаще заходите на наш сайт, и вы найдете много с трехлеткой.

Главное, любите ребенка безусловной любовью. А это пригодится, ведь кризис трех лет никто не отменял!

О том, что происходит с ребенком в возрасте 3 лет, вы можете посмотреть в этом видео:

Вам также может быть интересно:

Как вы занимаетесь развитием своего ребенка в 3 года? Как кризис 3 лет повлиял на ваши занятия? Поделитесь в комментариях!