История свадебного наряда невесты на руси. Свадебное платье в русском народном стиле

Россия, как известно, во многих вопросах имеет привычку идти своим путем. Не исключением стала и свадебная мода. Ретроспектива будет неполной без взгляда на историю подвенечного платья в России.

Свадебные наряды в Древней Руси были очень красочными. Основным свадебным цветом был красный. Белый цвет на Руси считался цветом святости и в качестве праздничного не использовался. Во многих регионах невеста имела два свадебных наряда: до венчания и после. Первый был простой, скромный и печальный (кое-где даже невеста ходила во всем черном и покрытая черной фатой). Второй же обязательно был красного цвета и символизировал радость.

Основу свадебного костюма составляли рубаха и сарафан. Впрочем, из этих же деталей состояли и повседневные, и праздничные костюмы. Но отличие свадебного было прежде всего в отделке.

Нижняя рубаха украшалась богатой вышивкой – орнаментом с изображением листьев, ягод, петухов и других птиц. Птицы вообще были излюбленным мотивом вышивок в Древней Руси – поскольку птица считалась символом добра.

Во многих русских губерниях рубахи имели рукава длиной до двух метров и с отверстиями для рук. Это связано с существовавшим в те времена поверьем, будто жених и невеста не должны касаться друг друга голыми руками. Поверх рубахи надевался нарядный сарафан. Долгое время существовала традиция: невеста должна была шить себе сарафан сама, украшая его вышивкой и бисером. Позже это перестало быть обязанностью невесты. Но традиция богато украшать основную деталь свадебного наряда осталась. Сшитый из красного шелка, полупарчи или парчи сарафан отделывался золотым и серебряным шитьем, бисером, тесьмой. Поверх сарафана могла одеваться еще и душегрея (нечто вроде жакета), тоже щедро украшенная.

Свадебные головные уборы русских невест происходили от цветочных венков (древнейшего украшения) и в XI-XIV веках представляли собой полоску ткани или обруч из металла, охватывавший лоб и скреплявшийся на затылке. Волосы при этом оставались распущенными либо заплетались в две косы. Позже в свадебных нарядах появились кокошники.

В северных регионах России на голову невесты надевали корону, усеянную круглыми «шишечками» из золотых нитей. Новобрачной желали, чтобы у нее было столько детей, сколько шишечек на короне.

В качестве аксессуара до XVI века использовались шейные гривны –обручи из золота, серебра, бронзы или железа, одевающиеся на шею. Позже невесты стали носить подвески, прикрепленные к головному убору, мониста, ожерелья из жемчуга и бирюзы (бирюзу также часто вставляли в обручальные кольца – этот камень считался символом супружеской верности).

Если невеста происходила из княжеского рода, она должна была одевать плащ-мантию из тяжелой парчи с золотым шитьем.

В XV веке знатные невесты шли к алтарю в парчовых платьях, расшитых жемчугом и отороченных мехом. Весить такой наряд мог до 15 килограмм!

В XVI-XVII веках традиция выходить замуж в сарафанах, платьях и кокошниках сохранялась, причем, цвет уже мог быть не только красным.

А в начале XVIII века Петр Первый приказал всей России следовать европейской моде. Традиционный русский венчальный наряд просуществовал в деревнях до XIX века, а кое-где даже до революции 1917 года.

Собственно, с XVIII века русская свадебная мода практически шла «в ногу» с европейской. Русские императрицы венчались в платьях стиля рококо (некоторые из них можно увидеть в экспозициях Оружейной палаты и других музеев).

Не обошел стороной Россию и стиль «ампир». В этом стиле шились бальные и свадебные платья до войны 1812 года (платье Наташи Ростовой – типичный пример). В середине XIX века в Петербурге и Москве появились французские свадебные наряды – с огромным количеством кружев, на кринолинах, с расшитыми жемчугом, золотом и серебром корсетами.

Богатые семьи даже покупали два наряда для невесты: один для церемонии венчания – более строгий, с закрытой шеей и руками, а второй – с глубоким декольте и открытыми плечами – для светского торжества.

Наряды русских невест начала ХХ века

«Движение в ногу» со всей Европой прекратилось после революции 1917 года. Отменили церковное венчание, появились ЗАГСы, а о свадебной моде забыли на несколько десятилетий. Регистрировать свои отношения в ЗАГСах молодожены приходили в повседневной одежде. Лишь во времена НЭПа (1921-1928) появилось какое-то подобие свадебного наряда. В Санкт-Петербургском Музее свадьбы сохранилось платье 1927 года: простое, прямого кроя, с маленьким воротником и короткими рукавами, длина – до колен. От свадебного в нем только белый цвет. В одежде того времени ценилась практичность и «многоразовость», а уж подумать о том, чтобы потратить кучу денег и метры текстиля на платье, которое оденешь всего раз в жизни… В 30-е, 40-е и 50-е годы такое понятие, как свадебное платье, в принципе отсутствовало. Некоторые модницы сами шили себе наряды из светлой ткани, а чаще невесты шли в ЗАГС в купленных или сшитых платьях из разноцветных или однотонных материалов. («Да у меня и платья специального не было, когда мы расписывались!» - так рассказывала моя бабушка, которая выходила замуж за деда в 1954 году. – Н.Б.). Что-то похожее на свадебную моду появилось только в 60-е. Из-за «железного занавеса», с Запада просачивалась мода на «мини». А в текстильной промышленности произошел переворот – изобрели синтетику. Самой модной в СССР в 60-е была ткань под названием «Космос» - плотная, негибкая, «похожая на вафлю» - как сказала сотрудница Музея свадьбы. В платье из этой новомодной ткани – коротком, с расклешенной юбкой и бантом под грудью – выходила замуж Валентина Терешкова.

Советские невесты, как и европейские, в 60-е надевали шляпки с вуалью или фатой. На свадебных фотографиях 70-х годов можно видеть достаточно просто одетых невест: либо в несвадебных, обычных платьях, либо в свадебных – белых, прямого покроя, с невычурной, однотонной отделкой недорогим кружевом или рюшами, скромных веночках и однослойной фате.

А на этом снимке – мои папа и мама в 1975 году! (Н.Б.)

(Одна из невест 70-х рассказывала, как она пыталась сшить в ателье пышное свадебное платье со множеством украшений и ей не дали этого сделать. Закройщица ателье даже сделала девушке выговор: «Ты же не елка, чтобы тебя украшать! Надо быть скромной!»). Еще многие помнят, как в период тотального дефицита после подачи заявления в ЗАГС невестам выдавались талоны, по которым они могли приобрести платье и туфли.

80-е и пост-перестроечный период – время, когда в СССР впервые появились заграничные свадебные платья. Чаще это были, конечно, сирийские или турецкие белые синтетические шедевры а-ля «баба на самоваре» или «кремовый торт», но и это казалось чем-то роскошным после советского «голодного пайка» в области свадебной моды. После распада СССР в страну хлынул поток импортных товаров и, конечно, свадебные платья среди них тоже были. Появились заграничные модные журналы и каталоги, частные ателье стали шить для клиенток побогаче платья на заказ. Постепенно российские невесты приобрели те же возможности, что и европейские. И сегодня уже любая девушка может выбрать платье своей мечты как зарубежного производства, так и отечественного – кстати, российские модельеры сегодня предлагают модели не хуже западных (а то и лучше!).

Любой стиль: современный или «винтаж», барокко или ампир, любой цвет (невесту сегодня можно увидеть в красном, золотом, зеленом или синем, персиковом или фиолетовом). А одна из жительниц города Вятки (Кирова) недавно стала поводом для телевизионного сюжета, надев на свою свадьбу наряд русской невесты XVIII века – все по правилам: и сарафан, и кокошник… Для сегодняшней невесты нет ничего невозможного!

Заканчивая данный исторический экскурс, хочется сказать, что в будущем в свадебной моде непременно появится что-то новое. Но можно утверждать наверняка: невесты всегда будут мечтать о самом красивом свадебном наряде и испытывать желание быть «королевой дня», выходя замуж. Так уж мы все устроены!

Наталья Буртовая

Спасибо за материал и фото сайтам:

Свадебный наряд на Руси

Ольга Самойлова

Свадебный наряд русской невесты

Не шей ты мне, матушка, красный сарафан…

История русского свадебного наряда начинается с послереволюционного времени, вместе с отделения церкви от государства и отменой венчания. До этого периода свадебный наряд на Руси назывался подвенечным.

В старину девушка, выходящая замуж, считалась "умершей" для прошлой девической жизни и для своей семьи, поскольку с момента замужества уходила жить к мужу. Поэтому женский свадебный наряд на Руси менялся в течение дня бракосочетания, и состоял из довенчального и послевенчального.

На венчание девушка шла в "траурных", печальных и скромных одеждах, так как она расставалась со своей девичьей жизнью. В некоторых регионах девушки шли под венец в одежде черного цвета и такой же фате.

После венчания невеста переодевалась в праздничные и нарядные одеяния, красных оттенков. Красный цвет символизировал радость и начало новой жизни.


Русская невеста

Подвенечный наряд для невесты, в основном, состоял из комплекса одежд с сарафаном. Свадебный сарафан русской невесты был настоящим произведением искусства - ведь он демонстрировал мастерство рукоделия будущей хозяйки и материальную обеспеченность ее семьи. Часто подвенечные наряды передавались из поколения в поколение и служили частью приданого невесты.

Сарафаны искусно вышивались золотыми нитками, украшались бисером и тесьмой и отделывались золотым и серебряным шитьем. Неудивительно, что свадебный наряд на Руси для знатных невест отличался особенным богатством и роскошью. Шился он из парчи, и оторачивался дорогими мехами и жемчугом. Нередко вес таких нарядов доходил до 15 кг.

Поверх сарафана в некоторых губерниях было принято одевать еще короткую широкую душегрею, напоминающую жакет. Она также богато отделывалась вышивкой, позументами и канителью.

Частью свадебного наряда являлась венчальная рубаха, рукава которой, в зависимости от местности, могли быть пышными, сужающимися к низу, или длинными, с боковыми прорезями. Такие рукава назывались "плакательными", и выполняли "защитную" функцию. Считалось, что жених и невеста не должны во время свадьбы касаться друг друга голыми руками.

Под сарафан невеста надевала большое количество нижних юбок, которые визуально делали ее фигуру более пышной, а также служили нижним бельем.



Свадебный головной убор русской невесты

Головные уборы русских невест

Украшением головы невесты в древности являлся венок, сплетенный из полевых цветов. Позднее появились головные уборы, служившие интерпретацией венку - ленты, обручи, охватывающие область лбы и закрепленные на затылке. Головной убор также богато украшался. Волосы могли быть распущенными, либо заплетенными в одну косу.

Особое место можно отвести украшениям косы невесты. такие украшения назывались косниками и представляли собой богато расшитые ленты с объемными подвесками на концах, расшитые бисером, жемчугом, бахромой, кружевом.

Сразу после венчания прическа невесты менялась на две заплетенные косы, которые оборачивались вокруг головы. Голова обязательно покрывалась женским головным убором - кокошником, повойником, сорокой, или другим видом головного убора.


Свадебный наряд жениха

Свадебный наряд жениха

Любопытной деталью мужского свадебного костюма являлся платок. Во время сватанья невеста передавала своему суженному в подарок шелковый или ситцевый платок через сваху. С этого момента весь предсвадебный период, вплоть до венчания, жених не расставался с подарком, который носил в качестве украшения на шее, либо в кармане одежды так, чтобы его краешек выглядывал наружу.

Свадебный мужской наряд состоял из темно-синих, в тонкую полоску, штанов из домотканого сукна, рубахи, отделанной вышивкой и тканого пояса. Иногда ансамбль дополнял кафтан или шуба. Во время венчания жениха нередко подпоясывали искусно расшитым полотенцем.

Рубаха украшалась широким узором вышивки красного цвета по рукавам и подолу. Иногда расшивалась и грудь. Свадебная рубаха готовилась руками невесты, которая с молитвами вышивала ее, вкладывая в узор своеобразное послание с пожеланиями благополучия, доброты и любви.

С давних пор именно свадьба считается самым важным событием в жизни. Наши предки создавали семью, придерживаясь традиций и строго соблюдая особые правила. Отголоски свадебных обрядовых традиций Руси присутствуют и в современном бракосочетании.

Традиции свадебных обрядов славян насчитывают не один век: наши предки крайне внимательно следили за соблюдением правил. Создание семьи было сакральным и наполненным смыслом действием, которое в среднем занимало три дня. С того времени до нас дошли свадебные приметы и суеверия , на Руси передающиеся из поколения в поколение.

Свадебные обряды древних славян

Для наших предков свадебный обряд был крайне важным событием: к созданию новой семьи подходили крайне ответственно, надеясь на помощь Богов и судьбы. Само слово «свадьба» состоит из трех частей: «сва»-небо, «д»-деяние на земле и «ба»-благословленное Богами. Получается, что исторически слово «свадьба» расшифровывается как «земное деяние, благословленное Богами». Из этого знания и исходили древние свадебные обряды.

Вступление в семейную жизнь в первую очередь всегда направлено на продолжение здорового и сильного рода. Именно поэтому древние славяне накладывали несколько ограничений и запретов на создание новой пары:

  • возраст жениха должен быть не меньше 21 года;
  • возраст невесты — не меньше 16 лет;
  • род жениха и род невесты не должны быть близки кровно.

Вопреки существующему мнению, и жениха, и невесту редко выдавали замуж или женили против их воли: считалось, что Боги и сама жизнь помогают новой паре найти друг друга в особом, гармоничном состоянии.

В наше время достижению гармонии тоже уделяется много внимания: к примеру, все больше людей начинают использовать специальные медитации для привлечения любви . Наши предки лучшим способом гармоничного слияния с ритмами матери-природы считали танец.

В день Перуна или в праздник Ивана Купалы молодые люди, желающие встретить свою судьбу, собирались в два хоровода: мужчины вели круг «посолонь» — по ходу солнца, а девушки — «противосолонь». Таким образом оба хоровода шли спинами друг к другу.

В момент сближения танцующих столкнувшихся спинами парня и девушку выводили из хоровода: считалось, что их свели Боги. Впоследствии, если девушка и парень были любы друг другу, устраивались смотрины, родители знакомились между собой, и, если все было в порядке, назначалась дата свадьбы.

Считалось, что в день бракосочетания невеста умирала для своего рода и его духов-хранителей, чтобы возродиться в роду жениха. Этой перемене придавалось особое значение.

В первую очередь, о символической смерти невесты для своего рода говорил свадебный наряд: у наших предков было принято красное свадебное платье с белым покрывалом вместо нынешней полупрозрачной фаты.

Красный и белый на Руси были цветами траура, а плотное покрывало, которым полностью закрывали лицо невесты, символизировало ее нахождение в мире мертвых. Снять его можно было только во время свадебного пира, когда благословение Богов над молодыми уже было совершено.

Подготовка к свадебному дню как для жениха, так и для невесты начиналась накануне вечером: подруги невесты вместе с ней отправлялись в баню для ритуального омовения. Под горькие песни и слезы девушку омывали водой из трех ведер, символически указывая на ее присутствие между тремя мирами: Яви, Нави и Прави. Невеста и сама должна была плакать как можно больше, чтобы получить прощение духов своего рода, которых она покидает.

Утром дня свадьбы жених присылал невесте подарок, означающий верность его намерений: шкатулку с гребнем, лентами и сладостями. С момента получения подарка невесту начинали переодевать и готовить к обряду бракосочетания. Во время одевания и причесывания подруги также распевали самые печальные песни, а невеста должна была плакать еще больше, чем накануне: считалось, что чем больше слез будет пролито до свадьбы, тем меньше их прольется во время супружеской жизни.

Тем временем в доме жениха собирался так называемый свадебный поезд: повозки, в которых сам жених и его дружина отправлялись за невестой с дарами ее подругам и родителям. Чем богаче семья жениха, тем длиннее должен быть поезд. Когда все приготовления завершались, поезд отправлялся к дому невесты под пение и танцы.

По прибытию родственники невесты проверяли намерения жениха вопросами и шуточными заданиями. Эта традиция сохранилась и в наше время, превратившись в «выкуп» невесты.

После того, как жених прошел все проверки и получал возможность увидеть невесту, свадебный поезд вместе с молодыми, дружиной и родственниками направлялся на капище. Ехали на него всегда долгой дорогой, закрыв лицо невесты плотным покрывалом: считалось, что в это время будущая жена наполовину находится в мире Нави, и видеть ее «полностью живым» людям было нельзя.

По приезду на капище ожидающий молодых волхв проводил обряд благословения союза, тем самым подтверждая лад в паре и скрепляя клятву молодых перед Богами. С этого момента жених и невеста считались семьей.

После обряда все гости во главе с семейной парой отправлялись на пир в честь свадьбы, который мог длится до семи дней с перерывами. Во время угощения молодые получали подарки, а также многократно одаривали своих гостей поясами, куколками-оберегами и монетами.

Кроме того, в течение полугода семейной жизни новая семья, оценив подарок каждого гостя, должна была нанести ответный визит и подарить так называемый «отдарок» — ответный дар, стоимостью превышающий подарок гостя. Этим молодая семья показывала, что подарок гостя пошел впрок, увеличив их благосостояние.

Со временем непоколебимые свадебные традиции претерпели некоторые изменения, вызванные переселениями и войнами. Изменения прижились и принесли нам память о русских народных свадебных обрядах.

Русские народные свадебные обряды

С появлением христианства на Руси свадебные обряды изменились коренным образом. За несколько десятилетий обряд благословения Богов на капище перешел в обряд венчания в церкви. Люди не сразу приняли новый уклад, и это прямым образом сказалось на проведении такого важного события, как свадьба.

Поскольку без венчания в церкви брачный союз не считался действительным, свадебный обряд состоял из двух частей: венчание в церкви и обрядовая часть, пир. «Волхование» не поощрялось высшими церковными чинами, но некоторое время церковнослужители участвовали в «невенчальной» свадебной части.

Так же, как и у древних славян, в традиции русской народной свадьбы долгое время сохранялись традиционные обычаи: сватовство, смотрины и сговор. На общих смотринах, проходивших на гуляньях, семья жениха присматривала невесту, справляясь о ней и ее семье.

Найдя девушку подходящего возраста и статуса, родственники жениха засылали сватов в семью невесты. Сваты могли приходить до трех раз: первый — заявить о намерениях семьи жениха, второй — присмотреться к семье невесты, и третий — получить согласие.

В случае удачного сватовства назначались смотрины: семья невесты приезжала в дом жениха и осматривала хозяйство, делая вывод: хорошо ли будет жить здесь их дочери. Если все было в порядке и соответствовало их ожиданиям, родители невесты принимали приглашение разделить трапезу с семьей жениха. В случае отказа сватовство прекращалось.

Если и этап смотрин оказывался успешным, то родители жениха приезжали с ответным визитом: они лично знакомились с невестой, наблюдали за ее умением вести хозяйство и общались с ней. Если в итоге они не разочаровывались в девушке, то к невесте привозили жениха.

Девушка должна была показаться во всех своих нарядах, показать, насколько она хороша как хозяйка и собеседница. Жених тоже должен был показать свои лучшие качества: в вечер «третьих смотрин» невеста в большинстве случаев имела право отказаться от жениха.

Если молодые смогли понравиться друг другу и не возражали против свадьбы, их родители начинали обсуждать материальные затраты на свадьбу своих детей, размер приданого невесты и подарки от семьи жениха. Эта часть называлась «рукобитием», потому что, договорившись обо всем, отец невесты и отец жениха «били руки», то есть скрепляли договор рукопожатием.

После завершения договора начиналась подготовка к свадьбе, которая могла продолжаться до месяца.

В день свадьбы подруги невесты одевали ее в подвенечный наряд под причитания о ее девичьей веселой жизни. Невеста должна была постоянно плакать, провожая свое девичество. Тем временем жених с друзьями приезжал к дому невесты, готовясь выкупать свою будущую жену у ее семьи и подруг.

После удачного выкупа и символических испытаний жениха молодые ехали в церковь: жених с друзьями отправлялся шумно и с песнями, а невеста — отдельно, долгой дорогой, не привлекая к себе особого внимания. Жених непременно должен был прибыть к церкви первым: таким способом будущая жена избегала клейма «брошенной невесты».

Во время венчания невесту и жениха ставили на расстеленную белую ткань, осыпанную монетами и хмелем. Также гости внимательно следили за венчальными свечами: считалось, что кто выше свою свечу держит, тот и в семье главенствовать будет.

После завершения венчания молодые должны были задуть свечи одновременно, чтобы умереть в один день. Погашенные свечи следовало хранить всю жизнь, оберегать от повреждений и зажигать ненадолго только во время появления первого ребенка.

После венчального обряда создание семьи считалось законным, и далее следовал пир, на котором в значительной степени проявлялись обрядовые действия древних славян.

Этот обычай существовал долгое время, пока не видоизменился в современные свадебные традиции, которые все же сохранили многие обрядовые моменты старинных свадеб.

Старинные свадебные обряды

Многие люди в наше время даже не догадываются о том, какое сакральное значение имеют ставшие привычными моменты любой свадьбы. Вместо аутентичного обряда на капище или венчания в церкви, долгое время являющегося обязательным, теперь происходит государственная регистрация брака с последующим банкетом. Казалось бы, что в этом осталось от древнего уклада? Оказывается, очень многое.

Традиция обмена кольцами. Обмен кольцами существует очень долгое время: еще наши предки надевали друг другу кольцо в знак соединения перед Богами на небе и на земле. Только в отличие от современного обычая носить обручальное кольцо на правой руке, раньше его надевали на безымянный палец левой руки — ближней к сердцу.

В наше время многие русские девушки мечтают выйти замуж обязательно в пышном белом платье. А ведь эта традиция пришла к нам из Европы, и не так давно - в XIX веке. Раньше же русские девушки венчались в сарафане любого, но только не белого цвета.

Цвет чистоты и смерти

Во многих языческих цивилизациях белый цвет символизировал смерть. В Индии, где большая часть населения исповедует индуизм, белый остается цветом траура. До сих пор индианки, потерявшие близких, надевают белоснежное сари.

В культуре любой нации символизм цвета одеяния человека всегда играл важную роль. Так было и у русских. Например, в древности в славянском языке слово "красный" являлось синонимом красивого, а "белый" означало также чистый. В пантеоне славянских языческих богов присутствовал Белобог как олицетворение светлых сил.

Крестьяне «белой неделей» называли масленичные дни. Русские богатыри под кольчугу перед важным боем надевали белую рубаху, а купцы облачались в нее после бани, перед трудной и опасной дорогой. И делали они это на случай, если придется принять смерть: нужно встретить ее «чистыми», закончить свой жизненный путь подготовленными. И в этом смысле белое платье для невесты на славянской, русской свадьбе было самым неподходящим выбором.

Сарафан цвета солнца

Русские девушки сами шили себе одеяния к свадьбе, и обычно это были расшитые символичными оберегами рубахи и цветные сарафаны. Состоятельная девушка к знаменательному событию готовила себе три смены костюма. Первый был девический, обычный по крою и материалу, но самый лучший по исполнению - «девичий» сарафан розового, желтого, зеленого или голубого цвета. Второй, венчальный - сарафан из дорогих тканей, как правило, красный, малиновый или бордовый. Его расшивали жемчугом, отделывали золотыми нитями, а в северных краях - дорогими мехами. Головной убор, туфли, обручальное кольцо и свечи жених обычно присылал вместе с родовыми перстнями и ожерельями, которые невеста должна была надеть на венчание.

На второй день свадьбы в доме жениха девушка появлялась в третьем наряде - традиционно женском одеянии с соответствующим головным убором, символизирующем замужество, и с широким поясом на талии. При этом ткани для костюма брали горячих золотых, красных и коричневых оттенков, и лишь изредка черного цвета - цвета земли, от которой непосредственно зависела жизнь.

Королевская мода

Если белый - цвет смерти, то как появилась традиция облачаться на венчание в белое платье? Некоторые историки считают, что такую свадебную моду завела Анна Австрийская. Являясь представительницей знаменитого монаршего рода Габсбургов, Анна была дочерью испанского короля, а в то время, когда ее собирались выдать замуж за французского монарха Людовика XIII, Испания и Франция находились на грани войны. Анна не желала этого брака и откровенно боялась, что ее пребывание на чужбине окончится смертью, поэтому сама выбрала себе белое платье на свадьбу с Людовиком. Придворные расценили это как экстравагантный испанский вкус, ведь смуглая девушка в белом была безумно хороша и походила на пирожное.

А спустя два столетия, нарушив традиции, в белом платье вышла замуж за Альберта Саксен-Кобург-Готского Александрина Виктория, королева Великобритании и Ирландии. Но это уже была дань моде – к тому времени в Европе заново открывали древнеримскую и древнегреческую культуру. Во всех благородных домах восхищались красотою и лаконичностью мраморных скульптур греков и римлян в длинных белых одеждах. Тогда еще археологи не подозревали, что статуи когда-то были раскрашены, и следы краски на них просто не сохранились.

После венчания английской королевы все ее подданные женского пола желали на собственной свадьбе быть обязательно в белом. Эта тенденция быстро распространилась по всей Европе, включая Россию. Поначалу в белых платьях выходили замуж только русские высокородные дворянки, проводившие всю свою жизнь в Европе. А потом, подражая им, и представительницы остальных сословий решили оставить надоедливый сарафан неграмотным крестьянкам. Было престижно и модно венчаться в церкви в длинном белом платье, если, конечно, у семьи невесты были деньги заказать его за границей или местным иностранным портнихам. И с той поры мало что изменилось.

Поиски безупречного подвенечного наряда забирают много времени и сил, тем более, что каждый день дизайнеры создают новейшие модели.

Если вы откажетесь от чисто белоснежного наряда в пользу модели с интересными орнаментами, узорами и вышивками, то гостям на свадьбе запомнится ваш колоритный и яркий наряд в русском национальном стиле. Поскольку свадебное торжество в этническом стиле будет весьма оригинальным и непохожим на других.

История русского свадебного наряда

Прошли те времена, когда русские девушки наряжались в красные свадебные сарафаны. Поистине красивейшие одеяния были роскошно расшиты вышивкой.

С крещением Руси им на смену пришли венчальные платья очень простого и скромного вида, иногда даже черного цвета. Для семейного торжества, особо почитаемого народом, наоборот доставалось из сундуков роскошное платье самых разных оттенков красного цвета, это мог быть и багряный, и вишневый или алый, червонный или малиновый, который символизировал жизнь, радость и любовь.


Первоначально девушка надевала рубаху с орнаментами, вышитыми собственными руками. Сарафан, такой же яркий, как и рубаха, был показателем того, насколько искусная мастерица невеста. Также он был показателем благосостояния её родителей. Роскошная мантия из парчи, украшенная жемчугом, являлась признаком того, что невеста из княжеского рода.

В целом вес наряда мог быть больше 10 килограмм из-за его богатого украшения, в которое входило меха, драгоценные каменья, вышивка золотыми нитями, жемчугом и бисером.

Создание торжественного платья было продолжительным и трудоемким процессом, поскольку были еще в большом количестве пышные нижние юбки. Ценность его была велика и поэтому он передавался из поколения в поколение. Это было своего рода произведение ювелирного искусства, реликвией, к которой относились с должным почтением.

Девушки из несостоятельных семей были вынуждены украшать голову самым простым венком из полевых цветов. Невесты из более состоятельных семей украшали голову кокошником и обручем, либо вплетали в косы разноцветные ленты. Благородные металлы и бронза служили украшением шеи новобрачной, и показателем финансовой состоятельности семьи.


Времена Петра Первого многое изменили, в том числе и свадебное одеяние. В глубинках Российской империи мало что изменилось, а вот аристократы были вынуждены следовать моде Европы с белыми бальными платьями.

В послереволюционное время изменилось и представление людей о свадебном платье. Роскошный наряд больше не воспринимался с восторгом и большинство людей отдавали предпочтение для церемонии бракосочетания скромным одеяниям.

Только в начале 70-х невесты вернули себе право выглядеть грациозно, утонченно и восхитительно в этот торжественный день.

Сегодня же ситуация кардинально другая – каждая из невест ищет уникальный наряд, который будет олицетворять её желания и мечтания. И девушкам повезло, как раз вовремя в моду возвратились уникальные неповторимые детали традиционного русского костюма.


Современные платья в стиле «а-ля рюс»

При выборе наряда нужно придерживаться таких правил:

  • По крою платье может напоминать бальный наряд времен императорской России или сарафан древнерусских времен.
  • Непременным элементом русского наряда является вышивка. Узоры обычно традиционны, например цветочный орнамент, а цвет нитей может быть красным, серебряным либо золотым.
  • Если торжество запланировано на зимние месяцы, то вполне уместно будет смотреться мех. Искусственный или натуральный в виде утепленной накидки, оторочки по краю подола платья.
  • Фата с множеством ярусов – весьма интересная деталь русского стиля. Она будет хорошо сочетаться с венком из цветков либо неординарным обручем.
  • Аксессуары для вашего образа это исключительно классические украшения в русском стиле. Большие знатные серьги и такие же подвески, тяжелые массивные ожерелья из жемчуга. Меховая муфта зимой или атласные длинные перчатки летом - отличный способ привлечь внимание гостей.




Мода свадебных торжеств изменчива и всегда преподносит интересные идеи для невест. Несмотря на это, русские национальные детали в образе помогут новобрачной раскрыть свой богатый духовный мир и уйти от обыденности.

Что предлагают дизайнеры?

Решив провести свадьбу в стиле «а-ля рюс», вам и наряд нужен идеально подходящий в аутентичную атмосферу торжества. Нынешнюю невесту едва ли сможет заинтересовать сарафан, который надевали девушки того времени. Но вот несколько оригинальных элементов, которые были свойственны наряду того времени, могут изменить ваши представления о подвенечном одеянии.

Национальные мотивы в свадебном платье - один из самых неизменных трендов. Предложения дизайнеров нынешним невестам весьма оригинальны и любопытны, к примеру, предельно приближенные к русским национальным платьям стилизованные белые.

Возьмите за основу традиционную национальную мысль, современные материалы и у вас появится возможность сотворить интересное, завораживающей красоты, подвенечное платье.



Стилизованные белые платья

Комбинация красного, синего и белого, изящная вышивка цветочных композиций, орнамент и роскошная отделка – это и есть предложение современной моды свадебных платьев в русском стиле. Ведь необычайно привлекательно и весьма особенно выглядит невеста в белоснежном одеянии с яркими деталями в крое платья. Это могут быть вышивки в красных или синих тонах либо вставки контрастных цветов.

Несомненно, есть и более уникальные предложения от модных дизайнеров - свадебный наряд, воплощающий роскошь, богатство, красоту и оригинальность. Украшен он вручную тончайшими нитями в переплетении с бисером, благородным жемчугом и сверкающими стразами. Не обязательно это должен быть сарафан, модельеры предлагают на выбор разные фасоны.

А-образная модель все больше привлекает их внимание и не зря, силуэт выглядит очень женственно, грациозно и утонченно. Его формирует лиф, плавно переходящий в расширенную книзу юбку, роскошную своей пышностью.

Одно из главных достоинств А-силуэта - это то, что оно удачно импонирует девушкам с любой фигурой. И благодаря вертикальным линиям, которые задуманы кроем, фигура любой невесты зрительно выглядит более подтянуто и стройно.

В число основных деталей стиля «а-ля рюс» входят рукава, по форме напоминающие фонарики, впечатляющей длины шлейф и пышная юбка.

В вашей воле выбрать свадебный наряд с открывающим только очаровательные плечи или с интригующим глубоким декольте. Но если запланировано венчание, вам нужен будет дополнительно скромный наряд либо красивое болеро, накидка или палантин.



Сарафан в народном стиле

Сарафан привлекателен не только обилием окрасок, но и непревзойденной роскошью. Для модных невест на выбор представлена масса вариаций классического кроя с высокой талией и широкими бретелями.

Юбка сарафана бывает расклешенной либо зауженной, однако юбка клеш пользуется большим признанием среди женского пола.

Беременным невестам такое одеяние придется к лицу и сможет скрыть животик.


Девушкам, нуждающимся в повышенном внимании к своей персоне и желающим показать свою уникальность и неповторимость, предлагается выбрать сарафан из ярких тканей.

Однако если вы больше любите нежные, трогательные образы, то лучше остановить выбор на моделях пастельных оттенков, которые дизайнеры также представляют в своих коллекциях.

Обворожительные цветочные рисунки, простой крой - создадут образ невероятно трогательной, скромной, настоящей русской красной девицы.

Основным акцентом в столь простом одеянии является искусная ручная работа: вышивание разноцветными лентами и тончайшими нитями, искрящимся бисером, благородными каменьями. Труд поистине сложный, но создающий невероятную красоту для тех, кто идет под венец.


Необыкновенно и красиво выглядит сарафан в виде короткого платка. В нем можно провести оригинальную, незабываемую фотосъемку.

Модели с русскими узорами и вышивкой

Теперешние одежды в стиле «а-ля рюс» очень яркие, разноцветные и вычурные, а есть и такие, которые аналогичны платьям-рубахам. Но это и есть их исключительная, оригинальная черта.

Современные платья в русском стиле неординарные, удивляющие и являются воплощением необыкновенных идей с полными жизни цветами, узорами и вышивками цветочных либо животных мотивов.

Материалы для их пошива должны быть из настоящего льна или хлопка.

Рукава, похожие на фонарики, набивные рисунки и орнаменты гжели и хохломы, очень подчеркивают русский стиль. Стоит отметить, что платье с узорами должно быть скромным, без глубокого декольте и средней длины.

Рисунок может быть на юбке платья либо на лифе, если вы будете шить наряд на заказ, то и вышивку делайте уникальную.

Как уже говорилось, девушки были искусными рукодельницами, и оттого свадебный наряд был роскошно украшен. Просто раньше в народе верили, что узоры, ими вышиваемые на своих одеяниях, защищают от дурного глаза и порчи. Основными цветами нитей для вышивания были, кроме синего и красного, черный, и цвет золота.

Платья с различными узорами и орнаментами есть в коллекциях многих дизайнеров. Бесспорно они очень преобразят невесту, сделав ее заметной, интересной и с изюминкой. Это великолепное одеяние подойдет для торжеств и летом и зимой.

Кому подойдут

Обладательницам самых разных фигур к лицу будет сарафан в русском стиле.

Крой сарафана может быть облегающим фигуру либо с завышенной талией и прямым кроем в стиле ампир. Последний вариант - замечательное решение для невест в положении или тех, кто обладает пышными формами.

Отлично дополнит сарафан рубашка из шелка или льна с длинным или коротким рукавом.

Избегайте короткой длины наряда. Подходящая, чтобы создать правильный образ - это длина немного ниже щиколоток. Обратите внимание на то, что в нем довольно неуместно открытое декольте, русская девушка по природе своей застенчива и скромна. Цветовое решение свадебного облачения довольно обширно. Вы можете сочетать такие цвета, как зеленый фисташковый, красный, черный, бежевый и белый.