Депрессия у подростков что делать? Почему мой ребенок ничего не хочет? Что делать родителям с подростками, которые ничего не хотят

Наш эксперт — психолог Софья Шноль .

У мамы под крылом

Гиперопека сегодня культивируется обществом. Произошёл обратный ход маятника после того, как выросло поколение так называемых «детей с ключом на шее». Теперь родители стали беспокойнее, намного позже решаются отпускать своих чад куда-то одних или поручать им какие-то дела. Дети, с одной стороны, испытывают на себе больше родительского контроля, а с другой — получают невольный сигнал о том, что мир опасен. Это вызывает лишние страхи и сбивает естественный ход взросления. Для старшеклассника, не имевшего никакого опыта самостоятельности в более юном возрасте, переход от детства к взрослости может стать слишком резким и вызвать чересчур сильный стресс.

Что делать? Отпускать ребёнка постепенно, расширяя круг его возможностей по мере роста, не дожидаясь, пока он пойдёт в последний класс. Так, младший школьник может помогать родителям в простой работе по дому. Ученика средней школы уже вполне можно отпускать одного в магазин. К старшим классам подросток обычно готов самостоятельно перемещаться по городу и решать какую-то часть своих проблем без помощи родителей.

Какие мы нежные!

Страх «выхода в люди» может быть связан с физиологией, а именно с особенностями устройства нервной системы ребёнка. Для высокочувствительных людей всех возрастов попадание в большие открытые пространства со скоплением незнакомых людей — большая нагрузка. Взрослый и хорошо знающий себя человек понимает, как с ней справляться: он может и подготовиться к такой нагрузке, и вовремя дать себе передышку. Подростку же это сложно, он обычно не уверен в своих силах, а потому может предпочесть лучше не выходить «в люди», нежели рисковать.

Что делать? Высокочувствительному подростку нужно научиться отслеживать моменты усталости и избегать избытка информации, чтобы защитить себя от нервных и физических перегрузок. В этом ему поможет спокойная атмосфера дома и поддержка родителей.

Скелет в шкафу

Когда в семье двое детей и один из них стремится вырваться из-под опеки родителей, другой ребёнок, даже если он старший, может для равновесия начать, наоборот, держаться за семью.

Что делать? Постараться разобраться в ситуации. Если дети берут на себя задачу поддержания семейного равновесия, это говорит о какой-то проблеме — например, сложных отношениях между взрослыми в семье или о тяготящей всех семейной тайне. Здесь уместно обратиться за консультацией к психологу.

Тревожные «предки»

Страх выходить в самостоятельную жизнь может быть реакцией ребёнка на скрытую или явную родительскую тревогу. Взрослые могут беспокоиться о будущем или переживать из-за своих упущений в воспитании в прошлом. Проявляется это в том числе в желании ускорить процесс взросления ребёнка. Иногда мама или папа пытается даже подкрепить это следующими словами: «Что ты станешь делать, если я заболею и умру?» или «Ведь когда-то наступит момент, когда нас не будет!» Подобные высказывания взрослеть не помогают, они, наоборот, пугают, вынуждая ребёнка лишь сильнее цепляться за родителей — ведь их так страшно потерять.

Что делать? Разбираться со своими тревогами самостоятельно, не вовлекая в них ребёнка. Один из способов это сделать — пройти психотерапию.

Синдром «опустевшего гнёзда»

Бывает так, что мы вроде бы хотим, чтобы подросток взрослел и начинал самостоятельную жизнь, а в глубине души к этому не готовы. Ребёнок, особенно чувствительный, это интуитивно «считывает» и, как следствие, не спешит взрослеть.

Что делать? Проверять свои родительские реакции. Представьте, что будет, когда ребёнок от вас совсем отделится? Как вы будете жить, что будете чувствовать? Отпускание подростка часто вызывает в родительской жизни пустоту, и это нормально — ведь мы уже так привыкли быть заботливыми родителями и все эти годы ребёнок занимал много места в нашей жизни. Поэтому важно понимать, чем мы сможем заполнить это место, когда оно опустеет.

Антиреклама

У ребёнка по той или иной причине может сложиться непривлекательный образ взрослой жизни. К сожалению, мы, родители, играем в этом не последнюю роль. Наши частые жалобы на проблемы на работе, усталость от семейных забот и хлопот по хозяйству, уныние на лице и постоянное противопоставление «серьёзной взрослости» «беззаботному детству» подчас делают взрослению такую мощную антирекламу, что любой нормальный ребёнок захочет стать Питером Пэном.

Что делать? Помогите ребёнку увидеть положительную сторону взрослости, её преимущества. Делитесь с ним своими радостями, рассказывайте об интересных сторонах своей работы, обсуждайте при нём разные способы распорядиться заработанными деньгами. Важно, чтобы он почувствовал, что обратная сторона взрослой ответственности — это свобода выбора и море возможностей.

Личное мнение

Лена Ленина :

—  Если подросток не хочет взрослеть, ему нужно искусственно создать трудности, чтобы он стал ответственнее. Например, купить животное, за которым он вынужден будет ухаживать. Или отправить его на месяц к бабушке, которой нужно помогать.

Почему в подростковом возрасте более распространено состояние депрессии? Как отличить депрессию у подростка, по каким признакам заметить? Как родителям помочь своим детям справиться с подростковыми депрессиями?

Отвечают Виктория Винникова, учитель математики и Виктория Гоголева, психолог:

Здравствуйте, Александра. Спасибо за вопросы, которые откликаются в сердцах многих родителей подростков. Действительно, почему именно в подростковом возрасте возникают депрессии? Что подразумевается под депрессией у подростков? Что делать родителям, ведь депрессия в подростковом возрасте наступает всегда неожиданно.

Еще вчера такие послушные и предсказуемые подростки вдруг становятся неуправляемыми, не слушаются, одни закатывают истерики, казалось бы, на ровном месте, другие вообще уходят в себя и не хотят ни с кем общаться.

Родители в замешательстве, они просто не знают, как помочь детям пройти этот сложный период подростковых депрессий.

Подростковая депрессия — новейшие открытия в психологии

Для своих ощущений и состояний мы легко находим слова и можем даже описать свои чувства. А вот что творится в душе подростков, когда их настигает депрессия, нам неизвестно. Попробуем понять причины возникновения подростковых депрессий с помощью новейших открытий в психологии – системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Когда мы хотим разобраться в вопросе что такое депрессия вообще и подростковая депрессия в частности, без этих знаний просто не обойтись. Системно-векторная психология Юрия Бурлана разделяет людей по их бессознательным желаниям. Группы этих врожденных желаний называются векторами. Всего векторов 8, их признаки и свойства строго классифицированы и не пересекаются друг с другом.

Оказывается, настоящую депрессию испытывают только подростки со звуковым вектором. Таких людей всего 5%. У остальных семи векторов это сложности подросткового переходного периода, особенности проявлений психики или просто смены разных состояний.

Что такое подростковая депрессия? Разбираем системно

Часто подростковой депрессией называют то, что ею не является. Трагедию первой неразделенной любви или глубокие обиды. Иногда депрессию приписывают некоторым особо активным подросткам, которые испытывают злость и досаду на то, что кто-то оказался шустрее и обогнал их в достижении успеха. Все это действительно сложные эмоциональные переживания и состояния подростков, но депрессией они не являются.

Большая путаница в определениях и терминах создает такую же неразбериху в действиях. Ведь когда взрослые не знают, что делать с подростковой депрессией, они просто мечутся во все стороны, пытаясь предпринять какие-то шаги по выведению ребенка из сложного состояния депрессии. В ход идут самые разные методы от медикаментозного лечения депрессии у подростов до снятия порчи.

Однако, мы наблюдаем, что у большинства детей и подростков при исполнении их материальных желаний — достижении успеха, новой влюбленности, признании заслуг в учебе – плохие состояния улетучиваются, а настроение улучшается. Подросток снова радостен и активен — в таком случае о депрессии нет и речи.

Совсем иначе обстоят дела у подростка со звуковым вектором . У него другие желания, а значит и другие причины плохих состояний, а именно – депрессий, которые могут быть неочевидны при рассмотрении с привычных всем позиций.

Особенность в том, что все бессознательные желания такого подростка направлены на нематериальное, находятся в абстрактном мире идей и мыслей. С детских лет он задает вопросы: «Кто я?», «Зачем я живу?», «Зачем мы делаем то или это, чтобы что?..» — и это на самом деле главные для него вопросы, без ответов на которые, взрослея, он не находит себе места. Его пытливый ум ищет смысл существования, он пытается разобраться в себе, а по сути пытается постичь природу человека, и в этом и состоит главная задача обладателя звукового вектора.

Причины подростковых депрессий

Звуковики с раннего возраста сосредоточены на себе, они интроверты по своей природе. Само по себе это не плохо, все зависит от степени этой погруженности в себя. Главное, чтобы сохранялся контакт с внешним миром, а для этого им необходима ТИШИНА. У них особый, сверхчувствительный слух, и навык сосредоточения на внешнем мире они как раз и получают через вслушивание в тишину. Это необходимое условие для их психического комфорта и нормального развития.

Если же их окружают крики и шум, они как от удара, прячутся от болезненных воздействий в свою ракушку, постепенно отстраняясь от враждебного внешнего мира. Их мысль оказывается замкнутой внутри их Я, без связи с внешним миром она уже не может быть продуктивной. Снижается обучаемость (и это при том, что потенциал их абстрактного интеллекта просто колоссальный!).

Подросток отгораживается от мира наушниками, громкой музыкой. Погружаясь в себя, отстраняясь и теряя связи с внешним миром, такие подростки испытывают сильнейшие страдания. Именно здесь мы говорим о подростковой депрессии, опасной и трудно различимой снаружи.

Сами подростки далеко не всегда понимают, что именно так гложет их изнутри, и их вопросы могут звучать по-разному: «Зачем учиться? Зачем работать? Для чего вся эта суета, семья в будущем, дети?», «Почему родители постоянно кричат?» В поиске ответов они пытаются уединиться в тишине, чтобы понять, разобраться, найти смысл в происходящем вокруг и внутри себя, или прячутся в виртуальный мир, где они могут быть теми, кем пожелают.

Депрессия в подростковом возрасте, когда кругом сплошные идиоты

А мир вокруг них грохочет и кружится! Ярмарка потребления радует людей с другими векторами. А звуковой подросток одинок. Он нигде не находит понимания. Не разделяет интересов других людей. Ему кажется, что «все кругом идиоты». Его желания познать неизведанное слишком отличаются от желаний сверстников. Он понимает, что он не такой, как все, он особенный. Он чувствует себя гениальным. Каждый новый день – это непрекращающийся внутренний диалог о смысле жизни. Но в одиночку, погружаясь в себя, будучи оторванным от реального мира, он не может разгадать загадку этого мира – зачем все это создано?

Мир звуковика — это идеи, именно из них он строит свой мир. Ошибочная идея о том, что жизнь не имеет смысла, выстраивает мост в бесконечную бездну депрессии. Часто на пике таких состояний, чтобы избавиться от страданий тела такой подросток может пойти на суицид.

Симптомы и признаки депрессии у подростков

На возникновение депрессии у подростков очень влияет обстановка в семье. Неблагоприятная атмосфера, ссоры или даже скандалы между родителями лишают любого ребенка чувства защищенности и безопасности, а для звукового подростка являются огромным стрессом и одной из причин возникновения депрессии.

Отличить подростковую депрессию от угнетенного состояния непросто. Но в любом случае родители и педагоги, проявив чуть больше внимательности, могут заметить ряд характерных признаков и симптомов депрессии у подростка. Обладая знаниями системно-векторной психологии Юрия Бурлана, это сделать в разы легче, так как вы глубоко понимаете психику ребенка.

Прежде всего обращаем внимание на:

  • Длительную апатию, безучастность, равнодушие, отрешение от всего происходящего — людей, событий. Отсутствие всяких желаний и отсутствие очевидных причин для таких состояний.
  • Явное или завуалированное высказывание мыслей о бессмысленности всего того, что происходит. Такие подростки часто бывают вялыми, на вопросы о развлечениях часто отвечают вопросом на вопрос: А смысл? Или просто констатируют – все это не имеет смысла.
  • Еще одним из симптомов депрессии у подростков является бессонница в ночное время, и невозможность разбудить таких детей и подростков утром. В своих ощущениях звуковой подросток ненавидит каждый новый день, который своим грохотом опять не даст ему сосредоточиться на своих мыслях. А вот ночью, когда мир ненадолго замолкает — наступает его время. По внутренним ощущениям в реальной жизни такой подросток как будто просто спит и видит жуткий бессмысленный сон. Он может и проговаривать эти мысли о том, что мир иллюзорен, что также является одним из признаков депрессии.
  • В состоянии депрессии у подростков возникает ненависть к другим людям. Они ненавидят весь мир. Отличительным признаком депрессии является то, что они оживляются, слыша известие о скором конце света. В звуковом векторе нет ценности тела, напротив, именно с телом они связывают свои страдания. Им кажется, что, освободив свою душу от оков тела, они, наконец, почувствуют облегчение.

Отгораживаясь от мира, звуковые подростки могут:

  • Погрузиться в компьютерные игры, слушать громко тяжелую музыку, скрываться от мира за наушниками. Вообще капюшоны и наушники лучшие друзья звуковиков, они помогают им спрятаться от мира снаружи. Но отгораживаясь от мира вокруг, они еще больше погружаются в депрессию.
  • Еще одним из признаков подростковой депрессии является высокомерие и эгоцентризм. Такие подростки часто считают себя гениальными, а других людей идиотами.

Все эти признаки и симптомы могут присутствовать в случае депрессии и в более раннем возрасте у детей, но период пубертата многократно увеличивает все эти проявления.

Депрессия в подростковом возрасте что делать?

Пубертат — это период длительного процесса взросления и одновременно повышенной турбулентности для любого подростка. В это время он проходит все эмоциональные и физические состояния в ускоренном формате. Плюс накладываются гормональные изменения, выбор профессии, окончание школы, сдача экзаменов, поиск своего места в этой жизни.

Тут не каждый взрослый справится с такой нагрузкой. А в душе подростка все эти вопросы встают в полный рост. Он реально делает выбор своего будущего. Но когда реализация своих врожденных желаний не находит выхода, давление социума становится невыносимым, подросток со звуковым вектором погружается в депрессию.

Депрессия у подростка что делать? Выход из турбулентности есть!

В пубертате подростки впервые пробуют свои свойства в социуме и первый, на ком они тренируются, это родители. Самое важное в этот момент, даже несмотря на непонятные выходки, сохранять контакт с подростком дать ему ощущение защищенности и безопасности. Подросток просто должен чувствовать, что с любой своей проблемой он может прийти домой и его поддержат и помогут.

Итак, если вашему подростку сейчас плохо, вы замечаете у него признаки и симптомы подростковой депрессии, то при всей кажущейся замкнутости и заявлениях: «Оставьте меня в покое!», больше всего ему нужна ваши понимание и поддержка. Не пытайтесь перетянуть его на свою сторону, попробуйте научиться говорить на его языке, т.е. понимая его состояния и переживания.

Звуковой подросток, особенно в депрессии, часто вызывает у окружающих неприятные чувства. Он высокомерен, эгоцентричен, никого вокруг не хочет замечать, для звуковика существует только один человек — он сам. И остальных это раздражает, звуковика так и хочется наказать за его возвышение над другими. Не всякий родитель в состоянии вытерпеть звуковое высокомерие и наказывает своего звукового ребёнка, чаще всего криком, вымещая на страдающем подростке обиду, чувство униженности и злость. Такое отношение всё только усугубляет. Подросток всё больше чувствует себя лишним в этом мире, всё чаще ему кажется бессмысленным его существование. «Если я никому не нужен, если меня все ненавидят, то зачем я живу?» И ребёнок задумывается о том, как поскорее уйти из жизни, закончить это бессмысленное существование. Так звуковые дети решаются на суицид. Они молча, часто никого не предупреждая, прыгают с высотных домов, испытывая колоссальное страдание, не сравнимое ни с чем.

И лечить подростковую депрессию надо начинать с себя. При поддержке родителей понимании с их стороны он пройдет этот период с наименьшими потерями. Сложности все равно будут. Без них не бывает движения вперед. Главная задача родителей не дать ребенку свалиться в бездну депрессии и одиночества.

Здесь самое важное — никаких унижений! Никаких разговоров типа «Ты что, самый умный?» или «Только о себе и думаешь!». Нам кажется, что здесь нет ругательных слов, но звуковой ребёнок воспринимает их болезненно, понимая, что он какой-то не такой, он лишний, никому не нужный и нет смысла в его существовании. В этих словах скрыто унижение его самости, ведь в потенциале он и есть тот, кто думает, делает работу мысли, он на самом деле самый умный. Но этот потенциал никогда не состоится, если ребенка бить словом по его самому больному месту — его Я.

Не нужно скандалить. Ни с самим ребёнком, ни с супругом. Важно создать в доме тишину и дать понять подростку, что он в любой момент может уединиться, чтобы поразмышлять, и к нему не будут приставать с расспросами. Подросток должен чувствовать, что в любой момент он может обратиться за помощью, поговорить по душам или просто помолчать рядом — никто не будет читать ему нотаций.

Вместо поучений и указаний, как жить, лучше просто поговорите о жизни, пофилософствуйте. Важно облегчить состояние подростка в депрессии, поддержать его внутреннее неосознанное стремление к изменению мира. Может быть, даже сказать: «кто же, если не ты, сделает этот мир лучше?» (И пройти с ним тренинг по системно-векторной психологии Юрия Бурлана, он всё поймёт!).

Как и многие родители вы можете дать своему ребенку подростку это ощущение, что вы его принимаете. И помните, что все разговоры о карьере и достатке, о любви и семье не найдут отклик в душе подростка в депрессии, но только оттолкнут его от вас. А в подростковом возрасте на волне противоречий могут еще глубже погрузить подростка в состояние депрессии. Лучше всего тихо шепнуть ему на ушко: «Смысл в жизни есть…»

Вот как это делали родители подростков в депрессии:

Читайте отзывы и результаты:

Я каждое утро просыпаюсь с мыслью о том, что я знаю, чего я хочу от этой жизни!

Я знаю, для чего просыпаться, я знаю, для чего и почему мы живем и знаю, что Я такое...

Это Потрясающе...

Спасибо Системно-векторной психологии Юрия Бурлана за эту возможность...

Сделайте этот первый шаг навстречу своему ребенку и выведите его наружу из бездны подростковой депрессии.

Запись на бесплатный онлайн тренинг по системно-векторной психологии Юрия Бурлана .

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана
Раздел:

ФОТО Getty Images

«Моя дочь ничего не хочет, ничем не интересуется, - жалуется мать 14-летней Екатерины. - Не читает, не гуляет, иногда играет в компьютерные игры или слушает музыку в наушниках». Ей вторит мать 11-летнего Егора. «Едва вернувшись из школы, он садится за компьютер, играет до ночи и общается там с кем-то, даже гулять не выходит, - рассказывает она. - Если я его упрекаю, он возражает: «Я же уроки делаю». Я не знаю, как поступить, но меня это тревожит». Такая озабоченность и тревога знакома многим родителям. Их дети дети, особенно предподросткового и подросткового возраста, не хотят ничего делать. Сидят в своей комнате, смотрят телевизор, играют в компьютерные игры, не хотят разговаривать, сведя все свое общение исключительно к сообщениям в соцсетях. Что тут можно сделать? Как убедить явно немотивированного ребенка сделать хоть что-нибудь? Как противостоять пассивности, которую поддерживают современные технологии?

Давить на ребенка, стыдить его и выговаривать, очевидно, бесполезно. Но это не значит, что родители совершенно беспомощны. Постараемся взглянуть на ситуацию не как воспитатели, а как исследователи. «Представьте, что мотивация - не внутреннее качество, не тот двигатель внутри ребенка, который формирует поведение, а, скорее, результат взаимодействия окружающей среды, темперамента ребенка (биологической характеристики, присущей ему с рождения) и его личности (например, кому-то постоянно нужна новизна, кому-то нет, кто-то гораздо более общительный, а кто-то замкнутый)», - предлагает Алан Каздин (Alan Kazdin), доктор психологических наук и директор Йельского Центра воспитания детей и клиники по работе с детьми. Он также указывает на два важных момента:

  1. Отсутствие активности и особенности отношения к жизни не являются неизменными и незыблемыми;
  2. Ситуация дома и действия других людей могут очень сильно влиять на мотивацию ребенка.

В чем именно проблема?

Нежелание что-либо делать, отсутствие мотивации может иметь под собой множество причин, среди которых могут оказаться и внешние, и внутренние. Так что прежде чем делать выводы, попробуем разобраться, что именно мы считаем отсутствием мотивации. Алан Каздин перечисляет несколько факторов, которые следует принять во внимание.

Свободное время

Иметь свободное время - это не просто нормально, это совершенно необходимо. У многих детей жизнь слишком расписана, чрезмерно занята разными делами, и часто они не могут позволить себе такую роскошь, как просто ничего не делать, помечтать хотя бы часок. Однако ребенку необходимо свободное время. Не поддавайтесь желанию распланировать каждую минуту его жизни, не бойтесь периодов того, что может вам показаться неконструктивным, непродуктивным времяпрепровождением. Позвольте это своему ребенку. А лучше специально выделите для этого время в его расписании. Прекрасно, если у вас обоих есть возможность какое-то время провести вместе без конкретных дел и сроков. Вы можете обсуждать что-то интересное, просто болтать о пустяках, играть в карты, любоваться облаками - делать все, чего хочется в этот момент.

Домашние дела

В предподростковом и подростковом возрасте дети часто теряют интерес к домашним делам. Ребенок в этот период сосредоточен на общении с ровесниками. Они слушают одну и ту же музыку, носят похожую одежду, даже шутят на одни и те же темы. Им свойственно презрение ко всем взрослым. В этом случае отсутствие мотивации к выполнению домашних дел абсолютно естественно. Если до этого времени вы успели выработать определенный порядок и традиции в доме, например, вместе обедать и ужинать, заниматься какими-то домашними делами, выбираться куда-то, то гораздо легче продолжать это делать и тогда, когда маленький ребенок превращается в подростка. Это помогает ребенку участвовать в семейной жизни.

Признаки депрессии

Одна из ситуаций, которая должна вызвать у вас беспокойство, это когда ребенок, который всегда был активным, общительным и заинтересованным, вдруг становится вялым, сидит дома, почти ничего не делает и не выражает интереса ни к какой деятельности. Такие изменения в поведении могут быть признаком депрессии. Это не единственная причина, но одна из возможных. Поэтому важно обратить внимание на то, что ребенок говорит о себе. Если его замечания выражают негативную оценку самого себя («я ничего не могу сделать как надо») или окружающего мира («вокруг нет больше ничего интересного») или безнадежность в отношении будущего («это все закончится так же плохо, как и всегда»), это серьезный повод для беспокойства.

Он может стать более раздражительным и чувствительным, чем обычно, у него могут измениться привычки в том, как он ест, как спит. Даже кажущиеся шутливыми комментарии между делом типа «лучше бы я умер» важно воспринимать серьезно, если они повторяются. Если у вас возникли сомнения, то обязательно проконсультируйтесь с профессиональным психологом.

Рассеянность

Также возможно, что ваш ребенок не может сконцентрироваться, и именно это вам кажется отсутствием мотивации. В этом случае не обязательно причиной является отсутствие интереса или депрессивное настроение. Вероятно, все дело в трудностях с произвольным вниманием: ребенок просто физически не в состоянии выполнять одну и ту же задачу дольше нескольких минут, он тут же переключается на другую, потом еще на одну. Это может случаться и дома, и в школе, или вообще везде. У всех время от времени возникают затруднения с фокусированием внимания, поэтому необходимо выяснить, как часто это повторяется. Очень часто таким детям спешат поставить диагноз - «синдром дефицита внимания», но это не единственная причина такого поведения. Если ребенок испытывает сложности такого рода, то лучше проконсультироваться с квалифицированным специалистом.

Стресс

Отсутствие мотивации может также являться реакцией на стресс. Взрослые часто даже не рассматривают такую вероятность. Почему-то им кажется, что у детей не может быть стресса. Но ведь у ребенка гораздо уже круг общения, видов деятельности, поэтому и проблемы в какой-то из областей их жизни они воспринимают гораздо серьезнее. Реакция ребенка на стресс может выглядеть как депрессия, и она часто появляется в ответ на определенные события. Например, если разрываются какие-то отношения с ровесниками, это может быть очень травматичным для ребенка, пусть даже это не подразумевает развод или судебные тяжбы. Сюда же можно отнести насмешки ровесников (за лишний вес, за отставание по какому-либо предмету). Кажущееся нам пустяковым событие может превратиться в серьезную проблему в жизни ребенка.

Отсутствие мотивации в общем или в определенной области?

Отсутствие мотивации и кажущаяся лень могут касаться какой-то определенной стороны жизни ребенка. Например, дети, которых дразнят или обижают в школе, могут очень долго собираться по утрам и демонстрировать отсутствие интереса к учебе. Они словно еле волочат ноги, никак не могут собраться. Часто это очень раздражает родителей, но тут необходимо задуматься, отсутствует ли у ребенка мотивация вообще, или это связано именно со школой, потому что там происходит что-то неприятное для него?

Или часто бывает, что дети, испытывающие трудности с учебой, ведут себя так, будто совсем не стараются. Они и на самом деле могут уже и не стараться, потому что это уже кажется им бесполезным. Если недостаток мотивации относится конкретно к школе, нужно выяснить, нет ли у ребенка проблем с учебой, понять, что именно с ним происходит.

Что можно сделать?

Даже если ваши бесконечные требования, чтобы ребенок перестал сидеть на месте и занялся чем-нибудь, не принесли никакого результата, это не значит, что вы ничего не можете изменить.

Для начала вы можете ограничить то время, которое ребенок проводит за компьютером или телефоном. Вы должны это сделать без агрессии, но очень твердо, потому что пассивность, активно поддерживаемая современной техникой, может свести на нет все ваши попытки разжечь интерес хоть к чему-то. Конечно, если ваш ребенок проводит большое количество времени со своими товарищами-гениями, собирая компьютеры из запасных частей и разговаривая на ими же придуманном языке, то это уже совсем другое дело. Это уже интерес, а не отвлечение от интересов.

Кто такой современный подросток? Конечно, стричь всех под одну гребенку - это неправильно, но некий собирательный образ всё же вырисовывается. Часто это достаточно умный и мозговитый ребенок, который совсем ничего не хочет в жизни. Он может хорошо учиться и даже неплохо танцует/поет/рисует (нужное подчеркнуть), но его это не интересует.

Он не хочет работать, строить карьеру, заводить семью. Его мечта - какой-то уголок, да немножко денег на еду, и чтобы не трогал никто. И это вроде не так плохо, как если бы он принимал наркотики, но всё равно как-то страшно. Узнал своего ребенка? Тогда давай разбираться, в чём дело и как с этим быть.

Проблемные подростки

Таких детей не назовешь в полной мере проблемными, ведь они не устраивают бунты против родителей, не уходят из дома, но есть куда более серьезная проблема - абсолютное отсутствие желаний и мотивации. Моя подруга работает психологом, занимается подростками, так вот она говорит, что таких клиентов у нее по три в неделю.

Она рассказала случай, на котором мы и разберем эту проблему. К ней пришла мама 15-летнего мальчика, который, по ее словам, ничем не интересуется и делать ничего не хочет. Оказывается, мальчик, назовем его Юра, не хочет ничего делать из списка обычных дел для подростка. То есть учиться, работать, ходить на курсы, встречаться с девушками и помогать по хозяйству.

Ребенок, по словам мамы, даже в отпуск ехать не хочет. Мама в печали, вырастила мужика, а толку никакого. И знаешь, ведь тут уже есть проблема, но об этом позже. Мама так старалась, чтобы у сына было всё только самое лучшее: кружки, секции, репетиторы, летние лагеря. В итоге же она получила сына, который сначала спит до обеда, а потом до ночи играет на компьютере.

Голова у парня золотая, как говорят учителя, но учится он плохо. В школу ходит, когда хочет, все слова пропускает мимо ушей. Дома тоже не делает ничего, даже на кухню не выходит, чтобы поесть. Бабушка приносит еду ему в спальню. Понятное дело, что мама в отчаянье.

Картина следующая, мама как проклятая вкалывает на работе, чтобы обеспечить сына всем необходимым, отца чаще всего нет или он не слишком участлив. Ребенка отправляют на всевозможные секции, занимают его более чем полностью. Где-то лет с трех он уже чем-то занимался, что-то учил: английский, плаванье, подготовка к школе.

Понятное дело, сейчас добавилось еще с десяток задач вроде конного спорта, репетиторов и прочего. Мальчик домашний, во дворе не гуляет, да и друзей у него близких нет. К телевизору безразличен. По словам мальчика, даже в компьютерные игры он играет не так уж часто, как жалуется мама.

Ну что же, пора перейти к тому, в чём же проблема, что пошло не так. Когда у ребенка есть только мама, активная, сильная, энергичная мама, которая занимается карьерой и обеспечением семьи, нет отца или он не так заботлив, как того требовалось бы, то семейная парадигма искажается. Мама занимает роль мужчины, а вот роль мамы замещает бабушка или няня.

Вот только бабушка не может стать полноценной мамой, нет у нее таких рычагов власти. Мама пытается дать сыну всё, а он несчастлив и ничего не хочет. Вот только тут и напрашивается вопрос: а когда и зачем ему что-то хотеть? Ведь мама за него уже всё захотела, решила, спланировала и сделала.

У этих детей есть всё: телефоны, вещи, занятия на каждый день, отдых на море. Вот только у них нет возможности, так сказать, поплевать в потолок. Вот просто поскучать. А ведь скука и заставляет придумать себе занятие и захотеть чего-нибудь. И ведь родителей не упрекнешь, они действительно делают для них всё…

Вот только это всё иногда доходит до абсурда. Мамы пытаются оградить детей от всего по их мнению опасного, но часто перегибают палку. А знаешь, в чём парадокс? Такие дети чаще всего вырастают у тех родителей, которые чуть ли не с пеленок делали всё сами. Это многим знакомо, родители работали, а ребенок становился самостоятельным по мере своих потребностей.

С первого класса сами ходили в школу, сами себе еду разогревали, если нет никого дома, а еще сами делали уроки и отвечали за себя. Эти самостоятельные дети выросли и сами стали родителями, обрушив на головы своих детей свое представление о мире. Сколько они сетуют, мол, а я в твои годы…

Они требуют от детей слишком многого, потому что и дают им слишком много. Вот например, мама Юры, на вопрос о том, какого именно поведения она ждет от сына, ответила: «Хочу, чтобы он делал всё сам, слушался меня, проявлял инициативу, был заботливым, не эгоистом, но и настойчивым, пробивным мальчиком» .

Ты представляешь себе такого человека? Вот и я нет. Мама и сама понимает, что хочет невозможного. Тут ведь одно из двух, всегда. Или музыка, или танцы, или послушный и заботливый отличник, или энергичный и пробивной, но троечник. Не бывает всё и сразу. И не нужно пытаться загрузить ребенка всем подряд, лишь бы он был всесторонне развитым.

Так ребенок пропускает очень важный этап развития: общение со сверстниками. Ему просто некогда пойти с ребятами куда-то, во дворе посидеть хотя бы. Они так вступают в социальную игру, так они ищут свой путь, открывают свои желания. Нужно давать детям чуть больше свободы, а не контролировать каждый шаг.

Ведь есть мамочки, которые не пускают гулять с друзьями, не разрешают ходить в гости. Моя подруга, которая психолог, рассказывала, что иногда дети жалуются, что даже ни разу в кино с друзьями не были, только с родными. И этим детям не 6 лет, а 16. А еще многие жалуются на то, что мамы проверяют карманы, портфели, телефон.

Нужно соблюдать границы. Если у первоклассника еще можно проверить карманы, чтобы не постирать штаны вместе с жвачкой, то с подростком всё не так. Многим это покажется диким, но в комнату к ребенку, которому уже лет 14, нужно входить со стуком, спрашивая разрешения, чтобы войти. Это банальное уважение и соблюдения его прав на личную жизнь.

А еще ситуацию не улучшает критика со стороны матери. Постоянные напоминания, вроде «пойди помойся, надень шапку, вымой руки » говорят ребенку о том, что он еще маленький, что за него еще могут всё решить. Даже такие мелочи. Как бы это ни звучало, задумайся, родители сами убивают в своих детях любые желания и стремления.

Своей сверхопекой родители блокируют творческую энергию ребенка. Ведь ему запрещено то, чего он действительно хочет, он не может решать сам. Вот он больше и не хочет ничего, ведь всё равно запретят, раскритикуют. Мы хотим обеспечить нашим детям безопасность и абсолютный комфорт, а в итоге лишаем их жизни.

Да, мир не идеален и жесток, но сами родители в нём же как-то живут. И детей от него оградить не получится. Нужно позволять детям жить, совершать ошибки, сталкиваться со злом, ведь иначе научиться нельзя. Только так из них вырастут настоящие сильные личности, которые будут к чему-то стремиться, чего-то хотеть.

Так что же делать? Как всё исправить? Вспомни, о чём ребенок тебя просил, а потом перестал. Поверь, даже простая, абсолютно бесполезная на твой взгляд, прогулка с друзьями необходима ребенку для нормального психологического здоровья. Нужно позволять ребенку немного безделья, пусть смотрит телевизор, играет в игры, ведь так он познает себя.

Конечно, нужно вводить какие-то правила, рамки, но не ограничивать же ребенка полностью. Ты стараешься как лучше, это понятно, но тебе придется принять тот факт, что ребенку нужно иногда просто бездельничать. Не может же он постоянно учиться, заниматься, ходить на кружки и к репетиторам. Всё должно быть в балансе.

Все родители хотят как лучше, но иногда перегибают палку, а потом пожинают плоды. Недавно мы писали о том, как вырастить самостоятельного ребенка, который станет сильной личностью.

А еще мы рассказывали тебе о стадиях развития мальчиков и о том, что в этот период нужно им больше всего. Это очень полезная шпаргалка для каждого родителя!

Подростковый период у современных детей начинается значительно раньше классических 13 лет. Уже десятилетние мальчики и девочки отстаивают самостоятельность, пытаются отделиться от родителей и добиться права делать что вздумается. Редакция Chips Journal поговорила с подростковыми психологами центра «Точка» Марией Завалишиной и Анной Привезенцевой и выяснила, что делать, если ребенок не интересуется ничем, кроме роликов на YouTube, грубит и проверяет родителей на прочность.

Что делать с детьми, которые в 10-11 лет уже ничего не хотят? Родители прыгают вокруг них, возят отдыхать, предлагают кружки, а все, чего хотят дети, - это торчать в интернете.

Анна : Ребенок ничего не хочет - это традиционный запрос к психологу, достаточно частая ситуация. Худшее, с чем это может быть связано, - начало развития депрессии. Но когда ребенок психологически здоров и просто ничего не хочет, мы объясняем это следующим образом: в подростковом возрасте начинает формироваться самосознание - ребенок стремится понять, какой я, чего я хочу, чем мне заниматься, как дальше жить. Для того, чтобы понять, кто такой я, хочется сначала отказаться от всего, что не я.

Соответственно, все родительские предложения и идеи, как провести свободное время, автоматически становятся неактуальными. Потому что это не я придумал, это не я затеял, и все, что предлагают родители, автоматически - нет.

И если в тот момент, когда ребенок отказывается от чего-либо, родители спокойно это воспринимают, уходят от давления, у него появляется время и простор для того, чтобы начать ориентироваться в том, чего он хочет. Это не автоматически происходит и может занимать довольно много времени. Но этот процесс очень важный, нужно с уважением к нему относиться: это такой способ научиться делать выбор.

Но дети не сидят, отвернувшись к стене или глядя в потолок, они чаще всего заняты гаджетами или телевидением. Как быть с таким «ничего не хочу»?

Мария : На фоне личностных изменений очень важно помнить, что есть довольно серьезные нейрофизиологические изменения. Биохимия мозга подростков очень сильно отличается от взрослых людей. Если грубо совсем говорить, то нейромедиатор, который влияет на все познавательные процессы, отвечает за систему вознаграждения и удовольствия и частично за стрессоустойчивость, у подростков вырабатывается в гораздо меньшем количестве, чем у взрослого. В том числе с этим связано ощущение постоянной скуки и недовольства у подростков.

Но в тот момент, когда происходит какое-то действие, связанное с наградой, этот нейромедиатор вырабатывается в гораздо большем количестве, чем у взрослых. Подросток находится как бы на качелях: большую часть времени он в подавленном состоянии, но как только он получает «награду», он погружается в мир огромного удовольствия. Что именно может быть наградой - это отдельная тема. Как правило, это связано с одобрением сверстников или с какими-то достижениями внутри игры, а также с рискованным поведением (которое может проявляться в разных формах). У детей этого возраста в принципе энергии немного, но стремиться к награде готовность довольно высокая. И если мы говорим о гаджетах, это очень быстрое и простое удовольствие; то, что всегда в доступе.

И, конечно, ребенку очень сложно остановиться: чем больше ты погружаешься, тем больше тебе хочется. И еще: те структуры, которые отвечают за контроль и произвольность в мозге, у подростков еще не созрели. И они оказываются в клетке: с одной стороны, поток удовольствия, с другой стороны – скука, а с третьей – невозможность как-то себя регулировать и осознавать последствия.

Но это значит, что родителям нужно вступать в конкуренцию с гаджетами? Предлагать интересные занятия и постоянно развлекать.

Анна : В 11-12 лет у родителей еще есть возможность повлиять на поведение детей: роль родителя в это время достаточно велика. Кто-то решает это путем запрета и ограничения гаджетов. Это какое-то время работает, но потом ребенок все равно скажет в грубой форме: до свидания со своими указаниями и советами. Я не видела благополучных историй, когда родители контролировали время использования гаджетов: как правило, эти попытки обречены на провал за редким исключением.

Договоренности вроде «ты играешь два часа, а потом идешь делать уроки» ребенок будет нарушать. Он все равно будет играть сколько хочет, потому что удовольствие выше договоренности.

Но тем не менее кое-что можно сделать. Например, разговаривать с ребенком. Не говорить ему: «ты должен ходить в спортивную секцию», а разговаривать в ключе его личного развития. Вроде: «вот смотри, ты растешь, твое тело меняется, важно и хорошо, наверное, было бы следить за своей фигурой, за своим телом. Было бы здорово, если бы ты ходил на какие-то спортивные занятия. Давай посмотрим, какие есть и что бы тебе из этого хотелось и было бы интересно».

Путем переговоров родители могут достичь своей цели: ребенок три раза в неделю занят спортом, а не сидением в гаджетах. Но цель достигается не прямым запретом, а путем расширения детских возможностей, кругозора. Важно, чтобы ребенок научился выбирать, имел эту опцию выбора.

Важен диалог: не «ты будешь ходить на английский, потому что ты двоечник», а «смотри, тебе хочется путешествовать и классно будет, если ты выучишь какой-нибудь язык». Кстати, игры или видео-ролики тоже могут быть отправной точкой для таких разговоров. Например, если дети играют в онлайн-игры, там часто бывают иностранные команды, а в YouTube много англоязычных блогеров, и у ребенка появляется потребность понимать другой язык.

Мой призыв таков: не нужно объявлять вето на игры, потому что чаще всего это противостояние доводит до серьезного конфликта. Игру надо вплетать в действительность ребенка таким образом, чтобы она не являлась центром его жизни и центром ваших бесед и отношений.

Часто в семье борьба за отказ от гаджета доходит до такого абсурда, что родители и дети просто прекращают общаться на какие-либо другие темы, как будто кроме того, сколько ты сегодня часов играл и сколько это может продолжаться, и говорить больше не о чем. Родители вступают с ребенком в зависимые отношения и начинают таким образом поддерживать его зависимость. Важно все-таки поддерживать здравомыслие: меньше паники и больше конструктивных предложений.

Мария : Сейчас меняются вообще все процессы, отвечающие за восприятие, концентрацию внимания, память. Подростки сегодняшние и те, кто был подростками десять лет назад, очень сильно различаются. Даже на уровне физиологии: у них разные способы восприятия информации. И люди еще пока не очень понимают, что с этим делать. Мне кажется, я выступлю этаким злым полицейским, но у меня другая позиция в отношении гаджетов: контроль должен начинаться в детстве, а не когда подросток уже играет. Я согласна, что поздние запреты не сработают, но ограничения очень важны, потому что ребенок сам не в состоянии их регулировать. Они должны появиться в раннем возрасте, когда ребенок соприкасается с цифровой техникой. Но главное, это не должно быть скандалом, насилием, и не должно начинаться спонтанно и внезапно.

С подростками младшего возраста более-менее понятно, а как взаимодействовать с более старшими детьми, которые ничего не хотят? Давить уже нельзя, а что можно? Может быть, нужно «стать ребенку другом»?

Мария : Все-таки родитель – не друг. Друзья у ребенка есть, и у них другая функция, другие отношения. А у родителя есть позиция, которая предполагает в том числе и введение ограничений, выстраивание границ и прочую регуляцию. Просто во всем должен быть баланс.

Анна : Я согласна с тем, что функция родителя, это не «быть другом». У родителя есть ответственность за ребенка. Он юридически, по крайней мере, отвечает за него. Но нужно понимать, что ответственность родителя тоже имеет свои пределы, она не безгранична. Контролировать человек может только то, что принадлежит ему – например, свое тело, свои чувства, эмоции, мысли. Но контролировать другого человека, в частности, подростка он не может. Как бы ему ни хотелось и как бы его ответственность не диктовала ему это.

Жесткие попытки контроля подростка выглядят как насилие, и по сути им и являются. Эти попытки, как правило, встречают жесткий отпор со стороны подростка, но если у него недостаточно сил, чтобы бороться, он просто тихо саботирует. Например, родитель говорит: «Садись, делай уроки». Подросток как бы садится за стол, открывает учебник и ковыряет в носу оставшийся вечер.

Все, что родитель может сделать в данной ситуации, это сказать прямым текстом: «я считаю, что тебе было бы намного важнее и полезнее заниматься тем-то и тем-то. Я готов тебе предоставить возможности. Готов за тебя заплатить, готов тебя записать, готов тебя отвести, готов тебя поддерживать. Если нужна помощь, готов будить тебя по утрам, и так далее. Я все это готов делать, потому что я за тебя волнуюсь и тебя люблю. Но дальше наступает твоя ответственность». Такой разговор возможен где-то лет с тринадцати, четырнадцати. И дальше на этом моменте все, точка. Родитель больше ничего сделать не может. Подросток должен сам научиться брать ответственность за себя, за свою жизнь.

Чем раньше родитель избавится от иллюзии, что есть какие-то хитрые методы, которые способны заставить подростка делать то, что он хочет, тем меньше сложностей обретет и он, и подросток.

Часто на протест уходят все силы подростка, он борется с родителями вместо того, чтобы сесть и подумать, что делать с жизнью. И когда подростки оказываются в ситуации, что никто на них не давит, они начинают что-то делать сами. Через какое-то время. У всех по-разному это происходит в зависимости от интеллекта. Кто-то через месяц это понимает, кто-то через год, кто-то через два. Но в какой-то момент они все понимают, что так дальше жить нельзя, надо что-то делать.

Если родители при этом не давят, спрашивают, как дела, кормят обедом и так далее, то у подростка появляется возможность все-таки воспользоваться предложением родителей или придумать что-то свое и попросить родителей о помощи. Вот, как-то так я себе это представляю.

В психологическом центре «Точка» открыт набор на групповые занятия для подростков 11-17 лет, и для детей 9-10 лет. Есть также возможность записаться на индивидуальную очную или скайп-консультацию.