Развитие грудничка по неделям. Как происходит развитие новорожденного в первый месяц жизни – подробности по неделям

Малыш появился на свет: он такой маленький и беззащитный! У молодой мамы сразу возникает множество вопросов: как правильно ухаживать, понимать, на что стоит обращать внимание. Каждый день приносит все новые вопросы, поэтому важно знать развитие новорожденного по неделям, чтобы не впадать в панику при проявлении тех или иных рефлексов и особенностей малыша.

Характеристика периода новорожденности

Первые 28 дней жизни малыша считаются периодом новорожденности. Этот месяц очень важен для маленького человечка, ведь развитие новорожденного по неделям идет семимильными шагами.

Все, что происходит вокруг ребенка - ново для него. Период новорожденности - время, когда главенствующую роль играет тот набор рефлексов, с которым малыш появился на свет.

Поисковый рефлекс. Выражается в том, что ребенок начинает искать источник пищи ртом и поворачивать головку, если коснуться его нижней или верхней губы.

Сосательный рефлекс. Малыш производит сосательные движения при касании его губ или языка каким-либо раздражителем.

Ладонно-ротовой рефлекс. Ребенок открывает рот, если надавить на его ладошку в области большого пальца.

Хватательный рефлекс. Малыш сжимает кулачок, если надавить на его ладошку.

Шаговый рефлекс и рефлекс опоры. Ребенок поджимает ножки, если взять его под мышки, а если почувствует опору, встанет полной ступней и даже сделает шажки, если наклонить его чуть вперед.

Защитный рефлекс. Необходим ребенку, чтобы не задохнуться в положении лежа на животике. Выражается в том, что малыш поворачивает головку набок, если лежит на животе.

Физиологические особенности новорожденного

Есть еще ряд особенностей только родившихся малышей: их не стоит бояться, это вполне нормальное состояние ребенка. К таким особенностям относятся, например, роднички - участки черепа, не прикрытые черепной костью.

У 60-70% новорожденных наблюдается желтушность кожи - это нисколько не связано с наличием гепатита, просто кровеносная система начинает функционировать в соответствии с новыми условиями в воздушной среде - отсюда наличие в крови билирубина, который и окрашивает кожу в желтый цвет.

Не стоит пугаться и небольших белых пятнышек на личике малыша - это результат наличия у него женских половых гормонов эстрогенов - он их получил от мамы.

Нормальная температура тела новорожденного - 37-37,5 градуса, он еще не научился регулировать этот показатель.

Следует помнить, что острота зрения у младенцев существенно отличается от взрослых. Это объясняется фокусным расстоянием, которое равно 50 см, постепенно малыш научится фокусировать глаза на предмете.

Основные тенденции в развитии малыша

Родившись на свет, ребенок испытывает тяжелейший стресс: ему приходится заново приспосабливаться к окружающим его условиям и образу жизни. Ново для него все, начиная от окружающей температуры и заканчивая необходимостью требовать пищу. Можно сказать, что малыш привыкает жить заново, это же происходит с его организмом: все системы начинают очень быстро развиваться и приспосабливаться.

Новая среда холоднее, светлее, шумнее той, в которой он обитал до этого. Чтобы помочь малышу, нужно чаще брать его на руки (не бойтесь приучить, избаловать ребенка - именно сейчас это просто необходимо). Намного лучше, если малыш будет слышать стук маминого сердца, ведь он сопровождал ребенка все 9 месяцев внутриутробного развития.

Первая неделя

Раскрывать развитие новорожденного по неделям начнем с первых 7 дней его жизни. Это время знакомства малыша с окружающим миром. Как правило, тяжелее всего дело обстоит с пищеварительной системой, ведь ребенок получал все необходимые вещества через плаценту, а теперь не просто должен сам добывать пищу, но и перерабатывать ее. Рождается малыш с полностью стерильным кишечником, лишенным какой-либо полезной микрофлоры, и должно пройти определенное время, чтобы пища стала хорошо перевариваться. Отсюда - частые проблемы с коликами и болями в животике. Нередко малыши первой недели теряют в весе из-за проблем с усвоением пищи.

Первородный стул темного цвета постепенно становится обычным для новорожденного ребенка, светлым, имеющим кашицевидную структуру.

Кожа малыша также приспосабливается к окружающей среде: возможны шелушение, краснота и пожелтение. О последнем мы уже говорили, а вот шелушение связано с тем, что малыш из водной среды попадает в воздушную. Тут важно следить за увлажненностью воздуха в комнате малыша, использовать детские крема или масло. Покраснение кожи ребенка первой недели жизни не следует воспринимать как патологию. Наоборот, это говорит о том, чтосделав первый вздох, он расправил легкие и максимально насытил кровь кислородом. Краснота будет проходить по мере того, как станет изменяться тонус сосудов и их приспособление к внеутробной жизни. Как правило, к концу первой недели она проходит вместе с шелушением.

Чтобы помочь малышу быстрее приспособиться к новым условиям, нужно знать, как происходит развитие новорожденного ребенка по неделям и месяцам, какие изменения должны произойти, а при наличии каких следует бить тревогу. Так, синюшняя кожа малыша говорит о неправильной работе систем жизнеобеспечения.

Сон недельного ребенка занимает большую часть его времени - 12-16 часов в сутки. Он просыпается, чтобы поесть, и опять засыпает. Перерыв между кормлениями - 2-3 часа.

Фокусировать взгляд на предметах малыш может недолго и на небольшом расстоянии (не больше 15 см).

Слух у недельного ребенка уже хорошо развит, однако различить, что это за звук, малыш не может. Громкие звуки вызывают у него боязнь (ребенок вздрагивает), а тихие, спокойные мотивы способны убаюкать.

Обоняние - еще одно чувство, которое весьма хорошо развито у недельного малыша. Так, маму он хорошо выделяет среди других по запаху грудного молока, исходящего от нее.

Вторая неделя

Какой новорожденный 2 недели? Развитие его быстро идет вперед. Желтушность, покраснения и прочие проблемы с кожей остаются позади, ребенок приобретает нормальные черты.

Процесс кормления постепенно налаживается, малыш сосет активно и с удовольствием. Вес начинает прибавляться, однако могут начаться проблемы колик и скопления газов в кишечнике. К сожалению, этому подвержен каждый четвертый новорожденный ребенок (2 недели). Развитие моторики кишечника продолжается - он опорожняется всего 3-4 раза за день. Проблема колик может сохраниться вплоть до 4-месячного возраста малыша.

Спит двухнедельный ребенок уже меньше, по 15 часов, периоды бодрствования увеличиваются. Он постепенно начинает фокусировать взгляд на лицах взрослых, разглядывая отдельные части их лиц: глаза, губи, брови. Малыш может заинтересованно разглядывать яркие или контрастные игрушки. Он начинает различать ласковые голоса окружающих: мамы, папы или того, кто ухаживает. Именно в этот период кроха одаряет окружающих своей первой улыбкой.

Третья неделя

Исполнилось 3 недели новорожденному. Развитие всех функций организма продолжается. В этот период ребенок активно познает то, что его окружает: он хорошо знает голос мамы, уже показывает плачем, когда его что-то беспокоит. Начинает проявлять характер: например, может заплакать, если ему не нравится надевать чепчик или переодевать подгузник.

Когда наступает 3 недели новорожденному, развитие зрения приносит свои плоды: ребенок подолгу разглядывает предметы, понимает положение своего тела, крутит головкой, смотрит по сторонам. Фокусное расстояние увеличивается до 20 см.

Врожденные рефлексы развиты очень активно, например, хватание и подергивание ножками при держании его на твердой поверхности.

Четвертая неделя

У ребенка первый юбилей - месяц, 4 недели новорожденному. Развитие его уже достигло весьма внушительных результатов. Маленький человечек - настоящий исследователь окружающего мира. Он не только активно крутит головкой на руках у взрослых, но и на какое-то время поднимает ее и пытается крутить из положения лежа.

Яркие, гремящие и шуршащие предметы могут надолго заинтересовать малыша, он даже сопровождает их взглядом.

Ребенок может лежать в кроватке один, бодрствуя, разглядывая игрушки. Однако присутствие взрослых и их тактильные контакты с малышом очень важны. С ребенком необходимо подолгу разговаривать, ведь он уже улавливает оттенки интонации, улыбается в ответ на улыбку. Завершение периода новорожденности - так называемый комплекс оживления, когда малыш начинает активно работать ручками и ножками, как только видит взрослого.

Основные выводы: таблица

Поможет проследить развитие новорожденного по неделям таблица, в которой отразим основные изменения в жизни крохи первого месяца жизни:

Пищеварительная система

Физиология, сон

Рефлексы

В норме - потеря веса на 500-600 г;

Формируется стул светлого цвета;

До 12 испражнений в сутки.

Покраснения, шелушения, желтушность кожных покровов;

Сон до 16 часов в сутки.

Не может долго фокусировать зрение на 10-15 сантиметрах

К концу первой недели проявляются основные рефлексы;

Хорошо слышит, но звуки не различает.

Находит маму по запаху.

Активно ест, набирает вес;

3-4 испражнения в сутки;

У 20% детей начинаются колики.

Кожные проблемы проходят;

Сон до 15 часов в сутки.

Фокусирует взгляд на отдельных частях лиц взрослых.

Начинает корректно работать вестибулярный аппарат.

Различает ласковые слова, улыбается в ответ.

Изменений нет

Период бодрствования увеличивается, лежит в кроватке, разглядывает окружающие предметы

Фокусное расстояние увеличивается до 20 см, отдает предпочтение ярким, шуршащим предметам

Осматривается, поворачивает голову, когда его держат на руках.

Оповещает плачем родителей, когда ему что-либо нужно, четко различает интонацию: темпераментную и спокойную

Четвертая

Пища переваривается лучше

Достаточное время может находиться один в кроватке

Осознанно рассматривает окружающие предметы, следит за движущимися игрушками.

Ненадолго поднимает и поворачивает голову из положения на животике;

«Комплекс оживления» - основное достижение новорожденности

Как видим, развитие новорожденного по неделям - очень важные вехи первых дней его жизни, которые должны быть под особым контролем родителей и педиатров.

Поздравляем, вы стали мамой! Теперь уже не нужно прислушиваться к «беременным» ощущениям, пытаясь угадать, чем занят ваш кроха. Вот он - рядом с вами, причмокивает и улыбается во сне.

Мудрая природа позаботилась о том, чтобы организм новорожденного ребенка развивался в соответствие с его потребностями. Обычно, при рождении мальчики весят от 2,9 до 3,9 кг при росте 48,0 - 51,8 см, вес девочек составляет 2,8 -3,7 кг при росте 47,3 - 51,0 см . Дети рождаются с запасом жидкости в организме, поэтому совершенно нормально, что в первые несколько дней они теряют 7-10% веса.

Первые часы жизни новорожденного вне маминого живота - это нескончаемый поток быстро сменяющихся звуков, чувств и образов, большинство из которых ему совершенно не знакомы. Новорожденный ребенок еще не может отделить себя от окружающего мира, который кажется ему не очень гостеприимным.

Глаза новорожденного ребенка еще не способны видеть отдаленные предметы, но он может сфокусировать зрение на мамином лице, когда оно окажется достаточно близко. Малыш видит примерно на расстояние 20-30 см (от соска до глаз мамы, если находится у нее на руках). Когда зажигается свет, или что-то приближается к его лицу, ребенок щурится.

Вкусовые рецепторы и обоняние у новорожденных детей «включаются» сразу, с момента рождения: малыш хорошо различает сладость и горечь, пытается отвернуться от сильных и резких запахов. Кроха быстро запоминает запах маминой груди и предпочитает именно его всем остальным запахам. Новорожденные дети чутко реагируют на разные прикосновения, прикосновение человеческой кожи доставляет им наибольшее удовольствие.

Новорожденный ребенок не умеет самостоятельно принимать пищу или передвигаться, но он далеко не беспомощен. В запасе у малыша большой набор способов поведения, основанных на безусловных рефлексах. Например, поисковый рефлекс помогает ему найти источник пищи. Если поглаживать кожу малыша около уголка рта, не касаясь губ, то он опустит нижнюю губу, отодвинет язычок и повернет голову в сторону “раздражителя” - материнского соска с вкусным молоком.

Новорожденные дети заметно отличаются друг от друга по пропорциям, по уровню двигательной активности и мышечного тонуса, но постепенно эти различия исчезнут, и “отстающие” быстро догонят своих сверстников.

На основе данных, которые предоставили эксперты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по результатам Многофокусного исследования по эталонам роста (МИЭР).
В нем участвовали дети, уход за которыми соответствовал правилам охраны здоровья, принятым ВОЗ, — например таким, как грудное вскармливание и отказ матери от курения. На сегодняшний день результаты МИЭР — это признанные мировые стандарты, с которыми можно и нужно сверять развитие детей независимо от их места проживания, типа вскармливания и принадлежности к разным этническим группам и культурам.

Поведение: понимаем малыша

Новорожденный ребенок не сразу физически и психологически привыкает к существованию вне материнской утробы. Саморегуляция - важная часть процесса адаптации малыша к окружающему миру.

В первые дни жизни кроха учится самостоятельно контролировать степень своей активности: плавно переходить из состояния бодрствования в состояние сна и наоборот. Задача родителей - помочь малышу в этом нелегком занятии. Бодрствующий ребенок реагирует на звуки и свет, активно впитывает новую информацию и часто не может сам выйти из состояния возбуждения. Если ротик малыша морщится, он сжимает кулачки и сучит ножками, скорее всего, пришла пора отдохнуть. Еще труднее перейти в состояние покоя после сильного крика. Одни дети успокаиваются, если родители укачивают их на руках или заворачивают в мягкое одеяльце. Другим наоборот необходимо ощущение свободы, и они быстрее засыпают, когда их кладут на ровную поверхность и не ограничивают движения пеленкой или одеялом.

Новорожденный ребенок может сообщить о своих нуждах и внутреннем состоянии только двумя способами: плачем или улыбкой. В первые недели жизни и плач, и улыбка - реакция на физиологические процессы, которые происходят в организме малыша.

Обучение и общение: занимаемся с малышом

Практически всю первую неделю жизни новорожденный проводит во сне, просыпаясь только для того, чтобы поесть. Периоды активного бодрствования, когда ребенок способен воспринимать новую информацию, крайне редки и непродолжительны. Поэтому не стоит заранее планировать занятия с малышом, пользуйтесь каждым удобным случаем. Новорожденные дети легко перевозбуждаются, начинают кричать и плакать, поэтому внимательно следите за реакцией своего крошечного “ученика” и не переутомляйте его.

Каждому малышу необходимо тепло человеческого тела: если ребенка редко брать на руки, он может стать вялым и апатичным.

Подвижность новорожденного ребенка ограничена: он не может самостоятельно перевернуться или повернуть голову. Меняйте положение малыша в кроватке, люльке или коляске: пусть он какое-то время проведет на животе или на боку прежде, чем вы снова уложите его на спину.

Повесьте над детской кроваткой мобиль или светомузыкальный проектор. Тихая мелодия или звуки природы в сочетании с ритмично меняющимися картинками или медленно двигающимися игрушками помогут малышу научиться самостоятельно успокаиваться и засыпать.

Смейтесь и веселитесь вместе с ребенком, пусть он привыкает к вашему хорошему настроению.

Новорожденный младенец - существо удивительное. Слабый и беспомощный, он способен относительно легко перенести стресс, который ошеломил бы и взрослого. Шутка ли - внезапно очутиться в совершенно не привычной внешней среде, да еще при необходимости моментально перейти на новый способ дыхания, кровообращения, а затем и питания!

Новорожденный очень мал, но в этом маленьком хрупком теле заложен мощнейший потенциал роста. Его органы пищеварения способны усвоить за сутки 600-700 г материнского молока, но ведь это пятая часть массы его тела!

Новорожденный приходит в мир с достаточным запасом целесообразных рефлексов. Стоит прикоснуться пальцем к его губам, как он вытянет их хоботком, приготовясь сосать. Капните ребенку на язык какой-нибудь сладкий раствор, и он начнет втягивать его, причмокивать, а в ответ на кислое, соленое или горькое - сморщится, закричит, попробует откашляться. Громкий внезапный звук заставит его насторожиться - ребенок наморщит лоб, как бы прислушиваясь, забеспокоится. Малыш различает запахи и узнает маму по запаху молока, связанному для него с приятными ощущениями.

Но самое удивительное - это то, что новорожденный уже индивидуальность, уже характер!

Пожалуй, для начала следует усвоить истину, что ребенок - это не взрослый в миниатюре, а имеет свои совершенно определенные особенности, которые необходимо учитывать. У каждого возраста свои особенности.

Вы можете сами оценить психическое развитие своего ребенка. Например, проверить наличие основных рефлексов:

- «подошвенный» рефлекс - вы проводите пальцем по подошве, и ребенок отдергивает ножку,
- «сосательный» рефлекс - вы проводите пальцем ребенку по губам, и он с готовностью складывает губы трубочкой и причмокивает, делает сосательные движения,
- «хватательный» рефлекс - вы вкладываете кончик пальца ребенку в руку, и тот крепко сжимает его.

Если перечисленные (согласитесь, довольно забавные) рефлексы присутствуют, ваш новорожденный ребенок - в норме.

Запомните, что характер ребенка формируется с первых дней его жизни, в том числе и в общении с вами. Начинается формирование характера с условных рефлексов: положительных и отрицательных. Забота родителей - чтобы положительных условных рефлексов было побольше, а отрицательных, естественно, поменьше. Положительные условные рефлексы возникают на регулярное питание, регулярные же гигиенические процедуры, общение, ласки. Во всем, что касается ребенка, должны чувствоваться порядок, режим. Ребенок должен ощущать заботу.

Но если вы будете непоследовательны, раздражительны, а порой даже злы (ведь бывает так не хочется подниматься ночью - пеленать ребенка, да еще если тебе, папа, рано утром - на работу), то и у ребенка сформируется характер нервный - и это будет мешать ему (и не только ему) всю жизнь.

В первые же дни, как вы приехали домой из роддома, вас и вашего ребенка обязательно посетят медицинская сестра и участковый педиатр. Не стесняйтесь, задавайте им любые вопросы, касающиеся вашего ребенка и ухода за ним.

Рекомендуется регулярно взвешивать ребенка. Это можно делать в условиях поликлиники. Но удобнее, конечно, дома. На первом году жизни не помешает контролировать самостоятельно прибавку в весе с помощью таблицы, в которой ось абсцисс - вес ребенка в граммах, а ось ординат - месяцы или недели жизни. В норме кривая линия, которая получается у вас на этой таблице, должна быть плавной - без резких скачков вверх или вниз. Если на протяжении нескольких дней линия держится на одном уровне, не следует волноваться. Когда ребенок здоров, когда у него хороший аппетит, он наберет нужный вес. Если же линия пошла вниз - сразу же обратите на это внимание вашего педиатра.

Педиатры определяют индивидуальный долженствующий вес ребенка, прибегая к помощи всевозможных мудрых формул и вычислений. Родителям достаточно знать, что их ребенок в первые три месяца жизни при нормальном развитии должен ежедневно набирать от 20 до 30 граммов веса.

Не перекармливайте детей. Толстый ребенок - еще не значит красивый. Повышенный вес - не гарантия от заболеваний.

Как правило, молодые мамы и папы в первое время боятся даже взять новорожденного на руки. И это не случайно. Они ведь не знают, как правильно брать малыша. Он такой хрупкий и нежный, маленький.

    Нельзя поднимать ребенка за руки.

    Нельзя держать ребенка так, чтобы была запрокинута назад его головка. Голову ребенка обязательно надо поддерживать.

    Правильно держать ребенка научиться не сложно: ребенок практически лежит у вас на левой руке, а головка придерживается локтем; правой рукой вы поддерживаете ножки.

Иными словами: необходимо, чтобы тельце малыша имело три места опоры - затылок, на уровне лопаток и на уровне таза.

С самых первых дней не нужно чрезмерно нянчить ребенка и целый день таскать его на руках. Ребенок быстро привыкает к такому обращению и уже не может без него, требует его, капризничает. И если мама, в другой раз занятая, не может снова нянчиться с ним, ребенок пускается во все тяжкие - поднимает крик. Хочешь не хочешь, приходится уступать. Не надо впадать в панику при первом же крике ребенка. Подойдите и выясните причину плача - у новорожденных таких причин 4: мокрый, что-то болит, голодный, хочу к маме . Бывает, стоит малышу поменять подгузник, и он сразу успокоится.

В первом случае ребенка надо перепеленать. Во втором случае - пересмотреть его одежду (опытные мамы знают, конечно, что распашонки надеваются наизнанку - швами наружу, чтобы они не терли и не давили на нежную кожу ребенка). Ну а в третьем случае - надо просто посмотреть на часы, не подходит ли время кормления вашего малыша.

Вследствие того, что младенец еще слишком слаб и мышцы шеи у него не развиты, движения головы ограничены; в менее проветриваемых местах - на затылке, на шейке - временами проступает пот. Если его не удалять своевременно, может возникнуть раздражение в указанных местах - в виде мелкоточечных красных высыпаний. Родители обычно называют это потничка. Если и далее не обращать на нее внимания, то раздражение под воздействием нового пота может усилиться. При присоединении инфекции возникают даже гнойнички. А это уже серьезное осложнение. Чтобы не допустить его, устраняйте время от времени выступающий пот салфеткой.

Если вы контролируете вес ребенка по таблице, то помните, кривая веса должна медленно и плавно подниматься. К концу первого месяца жизни ребенок должен весить около четырех килограммов. Но не волнуйтесь, если он весит три с половиной килограмма. Надо учитывать и индивидуальные особенности.

То же самое касается и роста. У нормального доношенного ребенка длина - в среднем пятьдесят сантиметров. В первые несколько месяцев жизни ребенок подрастает сантиметров на пять. Но если вы узнали, что чей-то ребенок побольше, - не переживайте.

Не забывайте обращать внимание на состояние пупка у ребенка. У некоторых детей - особенно у беспокойных, которые «любят» покричать, - при крике пупок несколько выпячивается. Иногда же пупок образует при крике или при кашле довольно значительную выпуклость, достигающую иной раз величины грецкого ореха и более. Это пупочная грыжа, которая возникает вследствие слабости брюшной стенки. Если вы заметили такую грыжу, незамедлительно проконсультируйтесь с вашим участковым детским врачом. Бывают случаи - приходится делать операцию, но чаще всего грыжа устраняется сама, когда ребенок через несколько месяцев наберет в весе и когда сильнее разовьется жировая ткань.

Никогда не забывайте, что кожа у детей очень нежная, а сам ребенок еще слаб, чтобы успешно противостоять некоторым неблагоприятным внешним факторам. Нельзя легкомысленно долго оставлять ребенка лежать на мокром, от этого на тельце малыша могут появиться опрелости. Проявляются опрелости в виде покраснения участков кожи. Кожа воспалена, очень чувствительна, болезненна. Ребенок, естественно, беспокоен, плачет. Если не принять соответствующих мер, на месте покраснений могут образоваться волдыри. Волдыри затем лопаются, и картина возникает из неприятных.

Каким образом не допустить опрелости: не использовать "памперсы" дольше трех часов или в жаркое время года, стремиться перепеленать ребенка вовремя; обратить внимание на качество стирки пеленок и ползунков (в ткани могут присутствовать остатки мочевой кислоты, которые даже при сухих пеленках способны раздражать нежную кожу).

Если ваш ребенок имеет склонность к опрелостям, его при перепеленании следует протирать чистой влажной салфеткой - протирать именно мокрые места, а места опрелостей обрабатывать жирным детским кремом.

Одна из особенностей первого месяца жизни ребенка - струпики на волосистой части головы. Возникают струпики при избытке выделений кожных желез. Выделения засыхают, и снять их потом бывает непросто. Струпики имеют желтоватый цвет, иногда полупрозрачные, иногда чешуйчатые, и шелушатся. Ни в коем случае нельзя слишком активно очищать ребенку голову от этих струпиков, поскольку при этом можно поранить кожу и внести инфекцию. Даже самая маленькая инфекция чревата опасностью для ребенка - он ведь еще так слаб. Удаляются струпики с помощью ватного тампона со стерилизованным растительным маслом и только после купания ребенка.

Не оставляйте ребенка долго лежать в одном положении. Он еще маленький и не может сам повернуться. От долгого лежания без перемены положения мышцы ребенка устают, и ребенок начинает беспокоиться. Кроме того, длительное лежание в одном положении, особенно в первые месяцы жизни, неблагоприятно сказывается на формировании головы ребенка. Например, если ребенок постоянно лежит на спине, то со временем голова у него может быть со слегка скошенным затылком. Это объясняется тем, что «роднички» - зона роста - на голове ребенка еще открыты, череп пластичен.

Слух новорожденного ребенка в первый месяц жизни

Некоторые молодые родители с первого дня, как только привезут ребенка из роддома, ходят по квартире на цыпочках, боясь потревожить новорожденного. Быть может, это излишне. В первые несколько дней после рождения - около недели - ребенок еще не очень хорошо слышит. Слуховой нерв развивается полностью в течение всего первого года жизни. Соответственно и слух у малыша развивается постепенно.

С первого же дня жизни обращайте внимание на слух вашего малыша. С достоверностью установлено, что ребенок еще в утробе матери слышит звуки - приглушенные, конечно, - звуки музыки, голоса. Кстати, голос матери ребенок уже отличает от других: этот голос слышится ему громче; ребенок воспринимает его не только органом слуха, но и телом - так называемая тканевая проводимость (вы не знаете, как Бетховен слушал музыку, когда у него наступила полная глухота? Он слушал музыку телом - обняв рояль). Когда ребенок родился и вам его впервые принесли, он уже узнает ваш голос. Этот голос ему родной. Говорите с ним почаще. И помните: ребенок с первых дней уже хорошо различает интонации, ласковый тон от строгого отличит.

Что касается развития слуха (не только физиологического, но и музыкального), старайтесь, чтобы ваш ребенок по рекомендации некоторых авторов «купался в звуке». Конечно же, эти «купания» должны проводиться, когда ребенок бодрствует. В первый месяц жизни ваш малыш почти все время спит, но вот он немного подрос, и все чаще приходит время общения. Говорите с малышом, развивайте его слух; пусть в вашем доме в минуты бодрствования звучит музыка - негромкая спокойная музыка, из классики что-нибудь, с легко угадываемым мелодичным рисунком. Но спать малыш должен в тишине и покое.

Зрение новорожденного ребенка в первый месяц жизни

Глаза как сложный оптический прибор тоже еще не вполне развиты у новорожденного. Установлено, да вы и сами заметите, что в первые дни ребенок еще не может фиксировать взгляд. Скоро малыш уже будет справляться с этим делом, но он еще некоторое время не способен перестраиваться на близкие и дальние объекты. Он как бы видит на одном расстоянии. И это расстояние составляет 25-30 см. Отсюда и рекомендации...

Если вы хотите что-либо показать своему малышу - яркую игрушку, например, - держите ее перед ним на расстоянии 25-30 см. Если вы хотите, чтобы ребенок рассмотрел выражение вашего лица (а он уже отличает ласковое лицо от спокойного и тем более строгого), приблизьтесь к ребенку на расстояние 25-30 см. Здесь будет уместно вспомнить рекомендации ученых к чтению: чтобы книга от читающего человека находилась на расстоянии 25-30 см. Как вы думаете: это случайное совпадение?

Когда ребенок видит ваше лицо, пусть он видит ласковую улыбку. В этом случае он чувствует себя защищенным, и настроение у него будет лучше. Малыш все понимает. «Понимание» ему обеспечивают инстинкты. Они для него как «автопилот» в море эмоций и ощущений.

Осязание новорожденного в первый месяц жизни

У ребенка, открывающего мир, с первых дней жизни должны быть задействованы все органы чувств. О слуховых и зрительных впечатлениях мы уже говорили. Органы обоняния и вкуса у ребенка тоже достаточно развиты и «работают» - это установлено экспериментально. Теперь о чувстве осязания... Когда ребенок бодрствует, ему необходимо чувствовать свое тело, ощущать прикосновения к телу. Это важно и для правильного формирования органов восприятия, и для последующей верной ориентации в пространстве. Если ребенок не спит, возитесь с ним побольше. Ему это нравится, ему это полезно. Играйте с ним, берите за ручки, поглаживайте.

Пеленание новорожденного

Не первый год педиатры и ортопеды твердят родителям, что нельзя пеленать ребенка туго, с вытянутыми ножками, как по стойке «смирно». В последнее время этот призыв стал особенно актуальным, потому что у детей чаще отмечается дисплазия - недоразвитие тазобедренного сустава. Сам по себе дефект небольшой, внешне совершенно не заметный, но если он будет прогрессировать, может произойти вывих тазобедренного сустава. А это уже потребует длительного лечения, в запущенных случаях даже хирургического.

Создать условия для того, чтобы дисплазия не прогрессировала, очень просто: поможет так называемое широкое пеленание. Поза со слегка раздвинутыми бедрами естественна, физиологична для ребенка, она создает благоприятные условия для правильного развития тазобедренных суставов.

Для широкого пеленания придуманы различные трусики и подгузники, но вполне можно обойтись обыкновенной фланелевой пеленкой, свернув ее несколько раз вдоль и проложив между ножками ребенка, под подгузником.

Традиционно ребенка первых месяцев пеленали «с ручками», но правильнее оставлять ручки свободными, зашив концы рукавов распашонки. А чепчик или косыночку надевайте только после купания. Основной теплообмен у новорожденного происходит через кожу головы, и важно не допустить "перегрева".

Грудное вскармливание новорожденного

Надо ли доказывать, что грудное вскармливание - самое лучшее? Оно было вне конкуренции, когда заменить его можно было только коровьим молоком, оно остается вне конкуренции и сейчас, когда появилось множество сухих молочных смесей, изготовленных по передовым технологиям. В этих смесях с большой точностью воспроизведен химический состав женского молока, они обогащены витаминами и другими полезными добавками. Это достаточно полноценное питание для ребенка. Но - только питание. А материнское молоко - больше чем питание. В нем есть то, чего нет и не может быть в искусственных смесях: биологически активные вещества, гормоны, антитела, защищающие от болезней. В материнском молоке даже появляются антитела против того возбудителя, который вызвал заболевание малыша.

Но, мало того, вскармливание грудью имеет огромное психологическое значение для обоих: мать и дитя здесь едины. После перерезания пуповины живая теплая струйка молока, переливающаяся от матери к ребенку, снова связывает их, помогая взаимопониманию.

Хотя сосательный рефлекс является доминирующим и формируется еще внутриутробно, не все дети сразу хорошо берут, грудь. Трудности могут возникнуть, если соски у матери плоские, недостаточно выпуклые. Такие соски полагается готовить к кормлению еще во время беременности, по нескольку раз в день осторожно вытягивая их пальцами. Это же надо проделывать перед каждым кормлением, а начиная кормить, средним и указательным пальцами слегка сжать грудь у края ареолы (околососкового кружка) - сосок выдвинется вперед и его легче будет вложить ребенку в ротик. Вкладывать надо не только сосок, но и ареолу - так младенец будет меньше заглатывать воздух, а это - профилактика срыгиваний. Материнская грудь может оказаться и слишком тугой для вашей крохи. Помочь можно, сцедив первые капли молока. Но это делают лишь в крайнем случае, потому что как раз первые капли материнского молока - это питье для малыша, а остальные - еда. Иногда ребенку становится неудобно сосать просто потому, что мама не догадывается приподнять рукой грудь, и она закрывает ему нос, мешая дышать. Бывает, мама слишком плотно прижимает малыша к себе, и это заставляет его рефлекторно откидывать голову.

Педиатры давно уже отметили, что среди младенцев четко выделяются активно сосущие и ленивые. Активный, сделав несколько поисковых движений головой, сам находит сосок, сосет ритмично, не прерываясь, а «добыв» положенное, сам выпускает сосок и засыпает. Ленивый же (это чаще ослабленный, а не просто флегматичный), пососав несколько минут, начинает дремать у груди, изредка делая во сне вялые и непродуктивные сосательные движения. Такого приходится побуждать к еде, тормошить, будить, иногда даже на минутку распеленать, чтобы он окончательно проснулся и стал есть.

Большой знаток всех тонкостей вскармливания, профессор А. Ф. Тур выделял еще и группу детей, которые как будто боятся груди - пососет такой немного и откинется с гримасой, выражающей чуть ли не отвращение. Возможно, это гурман, которому не понравится запах молока, появившийся после того, как мама поест лука, чеснока или какой-то пряной зелени. Ничего такого «пахучего» лучше на первых порах вообще не есть, а пробовать потом, понемножку, проверяя реакцию ребенка. Откажитесь и от таких явно аллергизирующих продуктов, как цитрусовые, шоколад, клубника.

В норме кормление длится 15-20 минут, но в первые дни, пока отрабатываются детали этой процедуры, оно может затянуться и на полчаса.

Обычный ритм кормлений новорожденного - 7 раз в сутки, через три часа с ночным перерывом. Однако ребенка, родившегося с низкой массой тела (ниже трех килограммов), желательно кормить чаще, покормить ночью. В общем, кормить не по часовой стрелке, а по потребности. В последнее время педиатры почти единогласно рекомендуют кормить ребенка по потребности, но мамочки зачастую неправильно понимают эту фразу. По потребности - это не означает беспорядочное кормление, а значит установление режима кормления, индивидуального для вашего малыша. Когда ребенок кушает ежедневно в определенное время, лучше работает пищеварение, не беспокоят газики, ребенок гораздо спокойнее себя ведет.

Ребенок, родившийся с массой тела больше четырех килограммов, - кандидат в толстяки, такого не перекармливайте. Как правило, малыши не высасывают из груди больше чем нужно, но крупные дети иногда изначально обладают повышенным аппетитом. Если возникло такое предположение, надо контрольным взвешиванием до и после кормления определить, сколько он высасывает. И если окажется, что больше 120-130 г, то дополнительных кормлений лучше не допускать. Жировые клетки человека закладываются в первые годы жизни и проявляются во взрослый период.

Покормив, подержите ребенка несколько минут вертикально, чтобы он отрыгнул воздух - это уменьшит вероятность срыгиваний. А положить его после обязательно на бочок, потому что, если он все-таки срыгнет, то в положении на спине может захлебнуться.

Первые недели грудного вскармливания - время уступок, компромиссов, взаимного приспособления. Кормление может получаться несколько хаотичным, но к концу месяца должен все-таки сформироваться ритм, близкий к общепринятому, и с коррекцией, внесенной особенностями ребенка.

Что естественно и что тревожно

    Если на теле появился гнойничок, имеющий вид пузырька, наполненного желтоватой жидкостью, с красным ободком, и, тем более, если таких гнойничков несколько, это может быть началом гнойно-воспалительного заболевания. Зовите врача, и поскорее!

    В медицине существует понятие «входные ворота инфекции». У новорожденного такими «воротами» часто делается пупочная ранка. Если после отпадения корочки дно ее остается влажным, сочится, пупком должны заняться врач или медицинская сестра. Вы же можете до их прихода только капнуть в ранку немного 3 % -и перекиси водорода, а когда она запенится, осушить чистым стерильным ватным фитильком.

    Тревожными могут быть резкие внезапные изменения поведения ребенка, если, например, он, всегда сосавший охотно, вдруг упорно отказывается от еды. Или, раньше относительно спокойный, начинает беспрерывно плакать, даже кричать, не успокаиваясь ни после того, как его перепеленают, ни от тепла, ни на руках, ни с пустышкой, ни после еды. А если он к тому же не ест - тем более! Конечно, такое может случаться и со здоровым ребенком, но лучше не рисковать, не строить догадок, а посоветоваться с врачом. Это - правило навсегда!

Что должен уметь новорожденный к концу первого месяца жизни

К концу 1 месяца жизни новорожденный:

  • Вздрагивает и мигает при резком звуке.
    Например, с 9-11 дня, ребенок уже различает звуки, реагируя плачем на резкие, громкие, но пока еще не прислушивается к ним. Прислушиваться он начинает между 3 и 5 неделями жизни. Малыш успокаивается при сильном звуке (реакция слухового сосредоточения) на 10-15 секунд, прислушивается к голосу взрослого, звуку игрушки.
  • Удерживает в поле зрения неподвижный предмет, т.е. способен к зрительному сосредоточению.
    К 20-22 дню исчезают нескоординированные движения глазных яблок. Зрительное сосредоточение происходит на 15-30 дни, задержка взгляда на чем-то еще кратковременна. Младенец фиксирует взглядом на 5 -10 секунд неподвижный предмет, находящийся в его поле зрения. Общие движения еще заторможены.
  • В положении лежа на животе поднимает и удерживает головку в течение 5-20 секунд.
    Например, уже на 8 – 10 день ребенок пытается поднять головку, если его положить на животик, а в двухнедельном возрасте поворачивает ее к источнику звука.
  • В этот период появляется первая улыбка в ответ на обращенную речь.
    Улыбка – это призыв к взаимопониманию, приглашение к общению, выражение положительных эмоций!
  • Младенец может издавать отдельные звуки в ответ на разговор, иногда реакция еще отсрочена на несколько секунд.
    Например, некоторые младенцы, уже через несколько часов после рождения, могут подражать, если кто-нибудь высунет язык или откроет рот. В самом начале ребенок плачет или кричит, потом начинает издавать горловые звуки, которых к месяцу все меньше. На втором месяце малыш начнет произносить звуки, напоминающие "а”, "кх”, "ах” и пр… Когда малыш спит, часто можно слышать тихое посапывание или даже "храп”.
  • Движения еще не координированы.
    Например, уже в первый день жизни у здорового новорожденного регистрируют более 170, а на 10 день жизни более 550 отдельных и общих движений в минуту! Разумеется, речь идет о незрелых, нескоординированных движениях, являющихся следствием возбуждения незрелых центров мозга. Но все эти движения очень важны для развития ребенка!

Через 2-3 недели с новорожденным малышом уже можно гулять на улице, подальше от более взрослых детей. Оденьте ребенка, соответственно погоде. Но и до этого часто проветривайте комнату, в которой находится малыш (естественно, переместив ребенка на это время в другую комнату или одев соответствующим образом). В летний период можно принимать солнечные ванны перед открытым окном для профилактики желтушки новорожденных и рахита. Пусть ваш малыш растет здоровым!

В этой статье:

Появление нового человека в семье – это всегда радость, ответственность, новые заботы и большие растраты. А еще это совершенно иной образ жизни, который разрушает привычный порядок вещей. При этом рождение первого ребенка – это всегда еще и стресс. Молодая семья, вырвавшаяся из-под родительских крыльев, только учится жить самостоятельно. И вот появляется малыш, и снова в жизни все меняется до неузнаваемости! Молодая женщина, едва успев осознать себя не дочкой, а женой, примеряет новую роль – теперь она и сама мама. Чтобы адаптироваться к новой роли, мы предлагаем молодой маме рассмотреть этапы развития ребенка буквально по неделям до исполнения ему одного года. Как известно, если видеть перспективу, то уже не так страшно идти по незнакомому пути.

Первая неделя – знакомство

На этой неделе у молодой семьи все происходит впервые. У мамы – первое прикладывание к груди, у обоих родителей – первое купание, первые бессонные ночи и поиски разрешения проблем с неожиданным плачем. Все эти моменты требуют ясности и пояснений.

Давайте не забывать, что рождение ребенка не только для родителей является стрессом, но еще и для самого малыша, причем больше, чем для молодых мамы и папы. Развитие ребенка до года очень отличается от любого другого возрастного периода. Это его первое знакомство с окружающим миром, первое пользование всеми частями своего тела вне утробы матери. Впервые ребенок ест ртом, а не получает пищу через пуповину. Вкусовые ощущения, обоняние, осязание, зрение – на первой неделе все задействовано впервые. Как много до первого года будет происходить впервые! Но именно с этих первых шажков начинается развитие человека.

Кормление

На первой неделе жизни ребенка чрезвычайно важно наладить грудное вскармливание. Молодой маме необходимо привыкнуть практически всегда находиться с ребенком, так как причиной его беспокойства является именно разлука с матерью. Девять месяцев развития малыша в утробе матери позволяли ему непрестанно быть с ней, прикасаться, чувствовать, слышать биение сердца и
голос. И тут младенца разлучают с ней, помещая в иные условия. Поэтому самый верный способ успокоить кроху – это приложить его к груди. Этого требует развитие ребенка первой недели жизни.

Также не будем забывать о том факте, что именно в первый месяц рост карапуза требует не только спокойствия, но и питательных веществ, которые находятся в материнском молоке и способствуют укреплению организма ребенка, а вместе с ними и антитела, защищающие его от всевозможных инфекций.

Пару слов о первом купании

Купание и для ребенка, и для родителей может оказаться как самой приятной, так и самой пугающей процедурой. Все зависит от того, насколько правильно молодые родители подойдут к исполнению данного действия.

Чтобы первые впечатления от купания были самыми приятными, процедуру нужно начинать с большой осторожностью. Следует учесть все факторы, на которые в первую неделю особенно реагирует малыш. Это и температура воды, и непрестанное общение с ребенком, а также осторожные движения родителей, не причиняющие малышу неприятных ощущений. Большое значение имеет продолжительность процедуры. Как только родители заметили у ребенка первые признаки беспокойства, дискомфорта, купание нужно поскорее завершить, чтобы в следующий раз ребенок, узнавая воду, проявлял благожелательное отношение к ней.

Некоторые физиологические особенности развития новорождённых

К таковым относятся:
срыгивание;
потеря веса;
желтуха;
косоглазие;
вздрагивание во сне;
шелушение кожи.

Предлагаем разобрать каждую особенность отдельно. Начнем со срыгивания. Следует отметить, что, несмотря на беспокойство молодых мам, это нормальное явление, причем не только для новорожденных, но и для детей до шести месяцев. Срыгивание происходит из-за того, что пищевые пути и нервная система не полностью сформированы. Также причиной этого неприятного явления может быть неправильное кормление, при котором ребенок заглатывает воздух.
Для ребенка первой недели жизни считается нормой срыгивание съеденной пищи в количестве двух столовых ложек после каждого кормления и один раз в день «фонтаном».
Как это можно проверить? Вылейте на клеенку пару столовых ложек воды и визуально сравните количество воды с количеством молока, которое срыгнул ребенок.

Потеря веса. На первой неделе жизни ребенка это также нормально. Адаптация к внешней среде и совершенно иному образу питания – единственное верное, естественное и приемлемое объяснение такой особенности малышей первого месяца жизни. Очень скоро малыш начнет активно набирать вес.

Желтуха. Молодым мамам не нужно излишне переживать, если кожа их новорожденного малыша на вторые–третьи сутки приобретет желтый оттенок. Это явление также характерно новорожденным первых двух недель жизни. Если же кожа младенца длительное время имеет такой оттенок, значит, нужно проверить, нет ли избытка билирубина в крови. В таком случае необходимо обратиться к врачу за консультацией.

Косоглазие. Из-за слабости мышц глазного яблока и неспособности сфокусировать взгляд на предмете иногда может показаться, что глазки ребенка косят. При желании это можно легко исправить. Необходимо лишь тренировать мышцы глаз своего любимого чада. Такую тренировку очень легко осуществить. Надо помочь малышу освоить новое для него чувство – зрение. Для этого следует повесить над кроваткой яркую игрушку, и уже через несколько недель глазки станут двигаться синхронно. Весьма редко косоглазие может затянуться до полугода, но это не является поводом для беспокойства. Регулярные тренировки, в ходе которых родители будут побуждать малыша следить за игрушкой, движущейся вправо-влево, вверх-вниз, по кругу, сделают свое дело, и проблема исчезнет.

Вздрагивание во сне. Часто движения ребенка хаотичны. Это относится к первым месяцам жизни, ведь в утробе матери кроха не мог полноценно пользоваться руками и ногами, чего не скажешь о послеродовом этапе жизни. Также причиной вздрагивания может быть обычный испуг. Причем кроха пугает себя собственными же ручками, которыми во сне задевает тельце. Надо создать малышу такие условия сна, как в утробе мамы, например мягко запеленать его, а когда он бодрствует, потихоньку учить
дружить со своими ручками и ножками. Зачастую вздрагивания во сне прекращаются к третьему-четвертому месяцу.

Шелушение кожи. Кожа родившегося ребенка покрыта специальной смазкой. Она нужна для облегчения процесса продвижения ребенка по родовым путям. Также в первые дни после рождения эта смазка защищает кроху при контакте с воздухом. Смывать эту смазку стоит только через несколько дней, когда она впитается. За этот период кожа ребенка адаптируется к новой среде, а мама сможет наблюдать отшелушивание ненужных клеток. Чтобы быстрее освободить ребенка от ороговевших частичек смазки, не стоит использовать мыльные средства – лучше взять прокипяченное на водяной бане и остуженное до комнатной температуры растительное масло. При выходе на прогулку необходимо ограждать малыша от порывов ветра и направленных на него солнечных лучей. Если мама будет добросовестно выполнять эти простые рекомендации, то шелушение вскоре пройдет.

Вторая неделя жизни ребенка – адаптация

К двум неделям новорождённый начинает привыкать к своему телу, к новой среде обитания. Пупочная ранка заживает. Малыш приспосабливается к новому способу получения пищи. Налаживается работа желудочно-кишечного тракта. Стул бывает три-четыре раза в сутки и начинает приходить в норму. Это выражается прежде всего в прибавке массы тела.

На второй неделе
малыш приступает к исследованию окружающего мира, разглядывая его и прислушиваясь к его звукам. С этого момента начинается развитие внимания ребенка. Он уже фиксирует, хотя и очень недолго, взгляд на предметах. Рассматривает детали на расстоянии 20-25 сантиметров. А еще в этот период начинает улыбаться и при помощи мимики выражать чувства.

Поскольку формирование всех процессов в желудке и кишечнике ребенка продолжается, это часто сопровождается коликами, при которых малыш плачет, поджимает ножки или сучит ними. Мама в ходе кормления ребенка грудью должна следить за своим питанием и нервной системой, поскольку одними из причин появления колик являются стрессы и неправильные продукты. А пока придется запастись терпением и постараться облегчить малышу эти тревожные состояния легкими массажами животика, водичкой с добавлением фенхеля или другими средствами, которые обязательно порекомендует детский врач. Помните, что так будет не всегда – эта мысль утешает…

Третья неделя – неделя маленьких побед

Освоение окружающего мира у ребенка начинает происходить более активно. Кроха старается дотянуться до игрушек, которые висят над его кроваткой. И если повесить их на расстоянии вытянутой руки ребенка, то он вскоре будет пытаться их схватить. Лежа на животе, детки пытаются поднять голову и рассмотреть все вокруг. Но слабость мышц шеи пока еще не позволяет им долго держать голову, хотя эти попытки способствуют их укреплению.

Когда кто-то общается с малышом, он затихает и внимательно прислушивается к интонации голоса собеседника. Если она спокойная, игривая, благожелательная, ребенок начинает улыбаться и гулить. Если же голос хотя бы немного строг или сердит, кроха может расплакаться. Для деток этого периода развития нормален продолжительный плач, часто двадцатиминутный, особенно перед сном.

Его причиной является неспособность ребенка справиться с переполняющими его новыми впечатлениями. Поэтому переход от бодрствования ко сну часто проходит беспокойно. До года это пройдет, чему способствует активное развитие маленького человечка.

Четвертая неделя – подведение итогов

Это последняя неделя первого месяца жизни ребенка. Его развитие переходит из новорожденного периода в младенческий. Интенсивно развивается вестибулярный аппарат, который позволяет ему все лучше и лучше ощущать положение своего тела в пространстве.

Малыш начинает
пробовать переворачиваться со спинки на животик, ненадолго поднимает голову, чтобы рассмотреть окружающий мир, пытается захватывать предметы.
Уже лучше работают мышцы, которые позволяют разгибать ручки и ножки, но пока сгибательные мышцы сильнее, потому положение рук и ног ребенка все еще полусогнутое. Это нормальное состояние детей первого месяца жизни, которое называется гипертонусом мышц.

Первый месяц жизни – это контрольный месяц. Родители обязательно должны посетить педиатра и узнать, соответствует ли физиологическое развитие ребенка возрастным нормам.
Вот что должен уметь делать малыш к концу первого месяца жизни:
фиксировать взгляд на предметах, находящихся на расстоянии до полуметра;
поворачивать головку на звуки;
узнавать маму и папу, а также старших брата или сестру;
непродолжительное время удерживать голову лежа на животике.

Нормы развития ребенка третьего месяца жизни

Развитие трехмесячного ребенка характеризуется следующими умениями. Малыш может переворачиваться со спинки на животик, лежа на животе приподниматься на ручках и оставаться в таком положении несколько минут. Он активно общается с мамой и папой, «агукает» в ответ на обращенные к нему слова.

Это среднестатистические данные. Если же вдруг у ребенка не получается что-нибудь, то расстраиваться не стоит: к пятому месяцу он обязательно нагонит упущенное.
Кроме того, в три месяца у детей появляются складочки на ручках и ножках, крохи становятся более симпатичными и пухленькими. Это происходит потому, что карапуз начинает набирать вес, а еще у него увеличивается количество подкожно-жировых отложений. В этом возрасте ребенок все тянет в рот, пробуя
на вкус. Именно в возрасте трех месяцев родители должны посетить врача для обязательного осмотра.

Развитие ребенка на пятом месяце

В этом возрасте малыши становятся очень активными. Они пытаются ползать и вообще проделывают всякие трюки, поэтому самым удачным местом для них является пол, который превращается в место для активной деятельности. Кроватка надоедает, и кроха все время стремится выбраться из нее. С этого времени следует начинать зорко наблюдать за непоседливым чадом, чтобы оно не причинило себе вреда.

Кроме того, на пятом месяце жизни детки становятся более капризны. Нет, это не из-за того, что у них начинает портиться характер или они его начинают проявлять. Причина проста: у крошки режутся зубки. Это очень больно, неприятно, обидно и дискомфортно. Так как кроха не может вам высказать всю свою печаль словами, он плачет, хнычет, вредничает. Все это сопровождается обильным слюноотделением и желанием засунуть в рот все, что попадается под руку, чтобы почесать десны.

Для облегчения прорезывания зубов родители могут купить специальные прорезыватели, которые предварительно охлаждаются в холодильнике и регулярно обрабатываются гигиеническими средствами. На ночь десенки малыша можно намазать специальной успокаивающей мазью, которая действует как ледокаин – подмораживая болезненные участки. Так кроха и родители
смогут спокойно поспать. Купить такую мазь можно в аптеке. Не забудьте при этом посмотреть срок годности и внимательно прочесть инструкцию!

А еще в пять месяцев ребенок уже не только свободно переворачивается со спины на животик, но и делает попытки садиться и даже ползать. Он подтягивается на ручках в кроватке и просто лежа на горизонтальной поверхности, пытается дотянуться до игрушки. Карапуз уже может по пять-десять минут играть с предметами. Но самое интересное – пытается повторять слова и слоги, копируя человеческую речь.

Седьмой месяц

До достижения ребенком одного года остается совсем немного. За этот период его развитие существенно шагнуло вперед. Из совершенно беспомощного, постоянно кричащего комочка он превратился в симпатичного и любознательного карапуза, который тычет пальчиком в интересные ему предметы и пытается понять смысл обращенных к нему слов, многие из которых уже знает.
Высоким показателем психического развития ребенка этого возраста является то, что он испытывает страх при расставании с мамой. Что же касается двигательной активности, то детки этого возраста уже могут подниматься на ножки, держась за какую-нибудь опору, и самостоятельно передвигаться. Если малыш любил ползать, то в семь месяцев он будет делать это быстро и уверенно. Бывает же, что дети минуют период ползания и сразу из положения сидя переходят в положение стоя на ножках, держась за опору.

Долгожданный одиннадцатый месяц

Чему же научился ребенок до достижения года? За последние четыре месяца он все лучше и лучше встает на ножки без помощи окружающих, ходит не только с опорой, но и без нее, держит в руках ложку, а еще пьет из чашки или кружечки-поилки. Карапуз прекрасно понимает взрослую речь и даже может ответить на простые просьбы: подать, положить на место, снять и т.п. Малыш пытается объясняться и доносить смысл своих желаний до родных с помощью слов, хотя еще и недостаточно понятных.

Период до одного года – это время подготовки ребенка к совершенно новому этапу его жизни, который вместе с приобретенными новыми возможностями принесет ему новые открытия и позволит полноценно познавать окружающий мир. Ведь все самое интересное для самого карапуза начинается после достижения первого года жизни.

С тех пор, как жизнь большой семьей сменилась отдельным проживанием вновь созданной семьи, у молодых мам появилась неуверенность и ощущение беспомощности после родов в правильности и своевременности развития новорожденного.

Не имея богатого опыта «няньканья» с маленькими детьми, женщину повергает в ступор буквально все, что связано с особенностями физиологического и психического развития своего малыша, особенно на первом году жизни ребенка.

Предлагаем вам краткий обзор про развитие ребенка до года. Первый месяц жизни, самый сложный в плане подстройки друг под друга молодой мамы и малыша, рассмотрим более подробно — по неделям.

Неделя первая, знакомимся

Органы чувств новорожденного. Долгожданное возвращение домой. Теперь малыш может в спокойной обстановке познакомиться с мамой, с новой стороны увидеть, услышать, обонять и осязать окружающий его мир, уже заочно знакомый ему по глухо доносящимся звукам извне во время внутриутробной жизни.

Зрение у только родившегося ребенка расплывчатое, он может различать лишь крупные предметы, расположенные вблизи, что является своеобразной защитой перед внезапно нахлынувшим многообразием красок и форм. Слух, обоняние и осязание у новорожденного достаточно развиты, эти органы чувств получили развитие еще при жизни внутри мамы.

Грудное вскармливание

В первую неделю после рождения очень важно наладить грудное вскармливание. Свыкнитесь с тем, что первое время после рождения ребенок в моменты бодрствования будет почти все время у вас на руках и постоянно требовать грудь.

Дело даже не столько в голоде, сколько в потребности ощущения разорванного с мамой единства. Прикладывание к груди в недельном возрасте, пожалуй, единственный и самый действенный способ успокоения плачущего ребенка.

Первое купание

Первое купание после рождения — самая пугающая молодых мама и пап процедура. Постарайтесь ее провести правильно и спокойно, чтобы не испортить все с первого раза и не вызвать неприязнь малыша к воде.

Физиологические особенности новорожденного, наиболее часто вызывающие беспокойство:

  • Срыгивания. Многие мамы переживают, что малыш часто и много срыгивает и не наедается. Срыгивания — нормальное явление для младенца до 6 месяцев.
  • Происходят они из-за несформированности пищевого тракта, незрелости нервной системы и неверной организации процесса грудного вскармливания, при котором заглатывается воздух.

    Для недельного малыша нормой является срыгивание после каждого кормления объемом не более 2-х столовых ложек и один раз в день «фонтаном». Проверить количество срыгиваемого молока можно, вылив на пеленку 2 столовые ложки воды и сравнив образовавшиеся от воды и молока пятна.

  • Потеря веса. В первые дни после рождения малышам на грудном вскармливании свойственна потеря веса. Это нормальное и временное явление. Вес они нагонят, когда полностью наладится кормление грудью.
  • Желтуха. Вы можете отметить, что спустя 2-3 суток после родов оттенок кожи новорожденного приобрел желтый цвет. Явление также нормальное, представляет собой адаптивный процесс, в результате которого в крови образуется избыток билирубина, окрашивающего кожу в желтый цвет. Если желтуха не носит патологический характер, то проходит самостоятельно за 7-14 дней.
  • Косоглазие. Иногда может показаться, что глазки новорожденного косят. Это происходит из-за слабости мышц глазного яблока и неспособности сфокусировать взгляд. Помогите малышу научиться пользоваться глазами — повесьте над кроваткой по центру крупную, яркую игрушку, и глазки станут двигаться синхронно через несколько дней или недель. В очень редких случаях косоглазие может затянуться до полугода, что еще не является поводом для беспокойства.
  • Вздрагивания во сне. Ваш малыш резко вздрагивает во сне? Вовсе не обязательно, что у него проблемы с нервной системой. Запеленайте на время сна его потуже, чтобы создать похожие условия существования во время беременности и крохе станет спокойней. Такие вздрагивания проходят в среднем к 3-4 месяцам после рождения ребенка.
  • Шелушение кожи. После родов у младенца не очень приглядный вид из-за специальной смазки, которая покрывает его тело для облегчения процесса родов и первоначальной защиты кожи от контакта с воздухом. Снимать ее первые 2-3 дня не надо. Потом она впитывается и кожа ребенка адаптируется к новым условиям, следствием чего становится шелушение.

Схема введения помесячного прикорма при грудном вскармливании, разработанная Союзом педиатров России

Не используйте моющие средства, при сухости кожи смажьте ее, лучше любым растительным маслом, предварительно стерилизованным на водяной бане. При прогулках обеспечьте изолированность малыша от порывов ветра и прямых солнечных лучей. При соблюдении этих рекомендаций шелушение вскоре пройдет.

Неделя вторая, осваиваемся

Прошла неделя. Для новорожденного — огромный срок, включающий в себя массу новых впечатлений, знакомства со своим телом и окружающим его миром. Заживает пупочная ранка. Кроха полностью приспосабливается к новому способу получения пищи. Количество кишечных испражнений нормализуется и составляет 3-4 раза в сутки.

Начинается прибавка в весе. Малыш все больше интересуется тем, что происходит вокруг и начинает прислушиваться к окружающим звукам и более внимательно разглядывать предметы. Рассмотреть все детали он может с расстояния 20-25 см. В это время начинает развиваться мимика — ваш любимец может даже порадовать вас первой улыбкой.

Сейчас омрачить ваше счастье могут начавшиеся кишечные колики, сопровождающиеся долгим плачем и поджиманием, сучением ножек. Можете приступить к борьбе с ними, но единого мнения врачей как о причине их возникновения, так и способах облегчения состояния не существует. Совет один: запасайтесь терпением, рано или поздно они прекратятся.

Неделя третья, маленькие победы

Третья неделя знаменуется первыми достижениями в жизни вашего малыша. Лежа на животике, он пытается приподнять голову и осмотреть окружающие предметы. Удается ему это пока ненадолго. Движения крохи становятся все более упорядоченными, он делает попытки дотянуться до подвешенных над ним игрушек.

Когда вы обращаетесь к нему, то малыш затихает, смотрит в лицо говорящего, реагирует на интонацию голоса и в ответ может гулить и улыбаться. В этот период кроху сложнее успокоить, для снятия напряжения переполненной новыми впечатлениями нервной системы, он может продолжительно плакать. Для некоторых малышей нормой становится 20-ти минутный плач перед засыпанием. Интонация плача становится все более требовательной.

Неделя четвертая, подводим итоги

Подходит к концу первый месяц жизни. Малыш из новорожденности переходит в стадию младенчества. Совершенствуется вестибулярный аппарат ребенка — он ощущает положение своего тела в пространстве, что позволит ему вскоре переворачиваться и захватывать предметы.

Мышцы-сгибатели все еще сильнее мышц-разгибателей и конечности находятся в полусогнутом положении.

Мышечный гипертонус является нормальным физиологическим состоянием для детей младше месяца.

По прошествии месяца после рождения ребенка вам необходимо пройти медицинский осмотр, на котором врачи оценят физиологическое развитие и соответствие его возрастным нормам.

Что должен уметь делать ребенок к завершению четвертой недели жизни:

  • фокусировать взгляд на рассматриваемом предмете, поворачивать голову в сторону исходящего звука;
  • узнавать родителей и оживляться при их появлении в поле зрения;
  • пытаться непродолжительно удерживать голову в положении лежа на животе.

Рост и вес

Приводим средние показатели, разработанные Всемирной организацией здравоохранения. В скобках будем указывать критические значения, свидетельствующие о необходимости проведения медицинского обследования. Все, что укладывается в этот диапазон, является вариантом нормы.

Второй месяц

Период характеризуется установлением подобия режима сна и бодрствования. Спит кроха по прежнему много, но теперь маме известно, когда и сколько примерно времени ему требуется на отдых. Сейчас он может крепко ухватиться за все, что попадает ему под ручки.

Что должен уметь делать малыш:

  • фокусировать взгляд не только на движущихся, но и на неподвижных предметах;
  • переворачиваться с бочка на спинку;
  • непродолжительно удерживать головку из положения лежа на животике, пытаться приподниматься на ручках, выгибая спину, поворачивать голову на звук;
  • демонстрировать рефлекс опоры: чувствовать опору под ножками и отталкиваться от нее;
  • демонстрировать «комплекс оживления» при появлении взрослых: улыбаться, шевелить ручками и ножками, выгибаться, «гулить», издавая протяжные гласные звуки.

Ответы на самые важные вопросы о прикорме маленьких детей

Третий месяц

Если развитие идет в соответствии со средними темпами, то ребенок в трехмесячном возрасте научился переворачиваться со спинки на животик и приподниматься с животика на ручках, удерживаясь в таком положении до нескольких минут.

Не волнуйтесь, если у вашего малыша не получается, он нагонит упущенное к 4-5 месяцам.

За счет увеличения подкожно-жировых отложений младенец приобретает округлые формы, на ручках и ножках появляются припухлости со складочками. Ребенок все тянет в рот и пробует на вкус. В три месяца вам нужно пройти второй по счету медицинский осмотр.

Умения и навыки:

  • комплекс оживления получает дальнейшее развитие, ребенок пытается разговаривать с помощью «агуканья» и очень рад видеть маму или папу;
  • переворот со спины на живот;
  • упор на руки с поднятием корпуса лежа на животе и удерживание в таком положении.

Четвертый месяц

У большинства деток к этому возрасту заканчиваются проблемы с кишечными коликами, и мамы могут вздохнуть спокойно, но не надолго — вскоре могут полезть первые зубки. Кому-то суждено и не дождаться долгожданной передышки.

Умения и навыки:

  • удерживание с легкостью небольших предметов;
  • лепет, гуление, произнесение слогов «ба», «ма», «па» и других;
  • реакция на свое имя;
  • уверенное удерживание головки при вертикальном положении на руках у взрослого;
  • захват, подтягивание к себе и проба на вкус заинтересовавших предметов;
  • первые попытки приседания.

Пятый месяц

Двигательная активность малыша настолько повысилась, что самое лучшее место для него сейчас — это пол, где он может с удовольствием проделывать всяческие трюки. Кроватка к этому времени ему успела уже наскучить. Теперь за непоседой нужен зоркий присмотр. У большинства начинают резаться зубки, что сопровождается зудом, беспокойством и обильным слюнотечением.

Что должен уметь делать ребенок:

  • переворачиваться со спинки на живот и обратно, подтягиваться на руках, делать первые попытки ползать и садиться;
  • играть с игрушками самостоятельно по 5-10 минут;
  • «разговаривать» слогами, отдаленно напоминающими человеческую речь.

Шестой месяц

Ребенок пытается ползать, и у многих это неплохо получается. Попытки сесть оборачиваются триумфом, но позвоночник еще не обладает прочностью, и долго сидеть карапуз не может. Он активно познает мир, проявляя капризность из-за беспокоящих его зубов. В шесть месяцев вам нужно пройти очередной медицинский осмотр.

Навыки и умения:

  • непродолжительное сидение в подушках, детском стульчике, коляске;
  • ползание;
  • смех, бормотания, и даже нечто похожее на пение;
  • прыжки на руках взрослого при поддержке за ручки, которые становятся любимым занятием карапуза.

Седьмой месяц

Ребенок к этому сроку научился понимать смысл многих слов, на заинтересовавшие предметы тычет пальчиком. Он понимает, что фокус с исчезнувшими вещами — всего лишь фокус, и их можно отыскать.

Многие карапузы начинают испытывать страх при расставании с мамой, что является высоким показателем развития психики.

Навыки и умения:

  • ребенок встает с помощью опоры и передвигается стоя;
  • уверенно ползает, но бывает и так, что период ползания малыш пропускает, и сразу начинает передвигаться, держась за опору.

Сколько раз в течение суток должен какать новорожденный ребенок

Восьмой месяц

Ваша кроха учится добиваться своего, проявляя настойчивость и измеряя рамки дозволенного. Он уже хорошо понимает слово нельзя, которое весьма огорчает маленького человека. Проявляются черты характера. У ребенка уже могут появиться 4-6 зубов, но четких сроков прорезывания нет, у всех детей процесс проходит индивидуально. Еще больше возрастает уровень недоверия к незнакомым людям.

Что умеет делать ребенок:

  • самостоятельно садиться;
  • кидаться игрушками и перекладывать их из одной руки в другую;
  • делать первые шаги, держась за руки взрослого.

Девятый месяц

Ребенок растет на глазах. Некогда беспомощный, теперь он старается все делать самостоятельно, несмотря на то, что это плохо получается. Хорошо получается у крохи сидеть, вставать и ходить с помощью опоры. Развиваются речевые навыки, некоторые детки уже произносят первые слова.

Ребенок может объясняться, пользуясь мимикой, жестами, слогами и словами. Хорошо копирует интонацию взрослых.

В 9 месяцев для оценки развития малыша необходимо пройти медицинский осмотр.

Что умеет ребенок:

  • держит ложку в руках и пытается самостоятельно кушать, пьет из кружки или поильника;
  • по просьбе взрослого берет предметы, которые ему называют;
  • самостоятельно садится, сидит, ползает и ходит с опорой;
  • трансформирует лепет в слова.

Десятый месяц

Получают дальнейшее развитие навыки и умения, полученные на 9 месяце жизни.