Значения цветов в психологии. Значение цветов в психологии

Психологическое значение цветов.

Можно ли описать словами музыку? Можно ли выразить словами значение взгляда? Как бедны привычные понятия, когда мы пытаемся описать словами чувства, переживаемые нами ярко и сильно!

Такие цвета, как красный и коричневый кажутся нам абсолютно разными. Несмотря на это, мы воспринимаем и тот, и другой как теплые. Понятия «теплый» и «холодный» с точки зрения осязания, совершенно не отражают истинного смысла.

Тот факт, что разные люди воспринимают тончайшие цветовые оттенки с большой точностью, подтверждает, что смысл каждого цвета в человеческом восприятии объективен. Цветоразличение у разных людей вызывает одинаковые, определенные переживания при взгляде на каждый цвет. Поэтому цветовое восприятие является общепонятным языком ощущений, не требующим словесного выражения – визуальный язык.

Цвета имеют не только определенный внешний вид (например, красный или синий), но характеризуются и другими видами восприятия (например, теплый – холодный; круглый – имеющий углы).

Эмоциональное восприятие цвета – это и есть его объективное значение. Например, красный для всех людей является активирующим, возбуждающим. Это истинно для всех культур мира. Чистый красный цвет несет в себе смысл стимуляции и энергии.

Общепринятый смысл цвета оценивается каждым человеком по-своему. Он либо соглашается с таким значением, либо отвергает его, основываясь на собственных ощущениях (например, нервозность, неприятие). На восприятие цвета оказывает мощное влияние личное субъективное ощущение: симпатичный, индифферентный (безразличный), вызывающий антипатию.

В зависимости от душевного состояния человека определенное значение цвета, а соответственно, и смысл, заложенный в нем, подтверждается, игнорируется или отвергается. Если мы считаем цвет красивым, это значит, что мы согласны с его смысловым значением. Этот цвет отражает наше душевное состояние. По выбранному или отклоненному цвету в тесте Люшера, мы можем четко определить наше эмоциональное или физическое состояние. Выбор цвета происходит неосознанно, поэтому он позволяет увидеть реальность, а не субъективное представление человека о себе (как обычно бывает при вербальных методиках – опросах, анкетировании, психоаналитической сессии и т.д.).

Большое количество цветов отражает целую гамму эмоций. Таким образом, цвет является высокодифференцированным языком чувств, как и музыка. Значит, цвета можно назвать «визуализированными чувствами». Более подробно значения цветов и система регуляционной психологии описаны в главном труде М. Люшера «Закон гармонии в нас».

Синий (1).

Темно-синий цвет вызывает ощущение глубочайшего умиротворения. Экспериментально доказано, что при длительном рассматривании темно-синего цвета, дыхание замедляется, пульс и кровяное давление снижаются. Общепринятое психологическое значение темно-синего цвета – покой.

В. Кандинский считает синий «концентрированным движением».

Темно-синий цвет вызывает расслабленность и удовлетворение. Он дает чувство глубокой гармонии, упорядоченности, единения и защищенности. Поэтому покрывало Девы Марии синее.

Синий соответствует чувству самосознания, а также удовлетворения или самоотдачи.

В состоянии внутреннего покоя человек бессознательно открывается к окружающему миру, улавливая более тонкие сигналы извне. Душевное состояние «синего цвета» создает условия для чуткого эстетического восприятия. И. Кант называет это «спокойной удовлетворенностью».

Шеллинг (1775 – 1854 г.г.) описывает в своей «Философии искусства» символ синего как покой – вызываемое красотой своеобразное состояние – штиль на море.

Синий цвет символизирует вечность, отсутствие временных рамок, поэтому его выбирают как символ традиции, единения и сплоченности. («Синий – верность»).

Взаимосвязи и чувство принадлежности выражаются в выборе оттенков синего.

Новалис в своем романе «Генрих фон Офтердинген» описал романтический настрой через образ синего цветка. «Небо было черно-синее и абсолютно чистое. Его (Генриха) заворожил высокий, ярко-синий цветок, росший у источника и касавшийся его своими широкими, блестящими листьями. Он не замечал вокруг ничего, кроме синего цветка и долго, с огромной нежностью его рассматривал». Нечто похожее есть и у Хельдерлина в романе «Гиперион»: «В синеве эфира юный герой видит единство с мирозданием как вечный покой: «Потерянный в далекой синеве, я часто смотрю наверх в эфир. Единство со всем живым, возвращение к благословенному самоотречению, в мир природы – место вечного покоя»».

Одно из известнейших стихотворений И.В. Гете полностью отражает суть синего цвета:

«Тихие вершины спят во тьме ночной,

Сонные долины полны свежей мглой.

Не пылит дорога, не дрожат листы,

Подожди немного – отдохнешь и ты…»

Зеленый (2).

Люшеровский зеленый (2), темный, с оттенком синего, как еловая хвоя, выражает стабильность, твердость, настойчивость и постоянство. Зеленый не обладает воздействующей на других экспансивной энергией (как оранжево-красный), а содержит накопленную внутри энергию напряжения, находящуюся не в состоянии покоя, а готовности к действию. Снаружи она кажется статичной.

У зеленого, как у любого другого основного цвета в зависимости от тона, меняется значение. Чем больше в нем темно-синего, тем более твердым, холодным, напряженным, жестким он воспринимается психологически. Так же, как молекулы образуют определенной жесткости структуру твердого тела, не видимую снаружи, так и в человеческой душе возникает чувство внутреннего напряжения. Это «проникновение в самого себя». Это самоосознание, управление собой, самооценка.

Создавая стабильность и постоянство, зеленый (2) представляет собой систему ценностей.

Отдающий предпочтение такому зеленому (2), может быть охарактеризован как человек, твердый в своих убеждениях, умеющий противостоять внутренним и внешним воздействиям, в т.ч. соблазнам, искушениям; человек, обладающий глубоким чувством самоуважения.

Слова “noblesse o blige” (положение обязывает) или «поступай правильно и никого не бойся» — как раз о таких людях.

Зеленый (2) – то стабильность убеждений, самоуважение, нерушимость нравственных ценностей.

Психологическим значением зеленого (2) является также чувство собственной значимости, проявляющееся как уважение, достоинство, компетентность, авторитет, собственность, доминанта в определенном пространстве.

Если внутренней стабильности зеленого (2) нет, а соответственно и целостности, неприкосновенности, безупречности, то эти качества подменяются демонстрацией, для внешнего эффекта – манерностью, кичливостью, чрезмерной «гордостью», иногда хвастливостью и т.д. Престиж становится позой.

Тот, кто нуждается во внешнем одобрении, использует символы статуса для создания видимости собственной значимости. Он оказывается в свете рампы, направляет на себя прожектора, разыгрывает стабильность, величие, достоинство и престиж.

Красный (3).

Из всех цветов желто-красный (3) оказывает самое сильное активирующее действие. Если долго смотреть на такой цвет, дыхание участится, повысится давление, частота пульса возрастет.

Психологическое значение этого цвета – возбуждение, стимуляция, активность. Это также реакция на требования и вызов. Если идет радостная активация — то красный (3) считается мощной силой. Человек, выбирающий красный (3), воспринимает его как стимуляцию, захват, сильное движущее желание. Это «аппетит» во всех его проявлениях: от страстной любви до жадного обладания. Активность красного (3) – целенаправленная энергия: физическая активность (спорт, секс); эмоциональная (пылкое, страстное воодушевление); это также нимб над головой святого; любовь как покорение. Это и проявление власти. Красный – это вера в собственные силы, уверенность в себе.

Важно помнить, что восприятие любого цвета, будь то красный (активация), или синий (спокойствие) может быть как положительным (предпочтение), так и отрицательным (отвержение).

Если красный (3) внушает антипатию или отвращение, он воспринимается как неприятный или мучительный, несущий в себе угрозу. Возникает раздражение, гнев, отвращение (до физического ощущения тошноты).

Немецкий детский стишок очень хорошо это отражает:

«Красный – это любовь,

Красный – это кровь,

Красный – это черт в ярости…»

Название «красный» как общее название любого другого цвета не отражает истинной сущности цвета, т.к. не учитывается огромное число оттенков, в каждом из которых заложен свой, неповторимый смысл. Так, термин «классическая музыка» объединяет весь спектр, от «Ларго» Генделя до «Болеро» Равеля.

Чистый красный, желтоватый, синеватый или коричневатый – все они имеют абсолютно разные оттенки значений.

Коричневато-красный имеет оттенок умиротворения; синеватый – стабильности, устойчивости так же, как это отражает чистый зеленый; если к красному добавить желтый, то происходит активация.

Желтый (4).

Чистый желтый (4) – самый яркий цвет. Подобно солнцу, светлый и сияющий. При попадании света на желтый цвет, за счет сильного отражения создается впечатление скольжения по поверхности. Желтому не хватает глубины и таинственности темных цветов.

Желтый соответствует чувству свободного развития, поэтому желтый (4) предпочитают люди, ищущие для саморазвития меняющиеся, свободный отношения (может быть, расставания, далекие путешествия, полеты). Желтый – это решение, освобождение, изменение, развитие, широкий простор. Это поиск нового.

Таким образом, желтый (4) является противоположностью зеленому (2): расширение – сжатие; изменение — стабильность; свобода – ограничение.

Желтый (4) также считается цветом «освещения» и избавления (нимб над головой Иисуса Христа — Спасителя).

Беззаботное веселье можно назвать «желтым настроением».

Фиолетовый (5).

Фиолетовый получается при смешивании красного и синего. Красный – это импульс для завоевания и переживания. Его удовлетворение осуществляется в синем. Красный стремится достигнуть согласия и единства путем борьбы и захвата. Синий же стремится к тому же путем спокойной самоотверженности. Оба пути, и красного, и синего нацелены на единение. Оба цвета переходят свои границы и трансформируются. Поэтому фиолетовый можно охарактеризовать как разрушающую барьеры метаморфозу. Путь красного автономный, авторитетный. Путь синего – рецептивный, гетерономный, безусловного приятия. «Мужской» красный и «женский» синий превращаются в не имеющий пола фиолетовый. 75% детей во всем мире, не достигших половой зрелости, предпочитают фиолетовый. Фиолетовый является цветом трансцендентности, перехода в мир, где доминируют эмоциональные ценности. Фиолетовый – это единство противоположностей. Поэтому его так часто используют приверженцы мистических традиций.

Фиолетовый является также выражением любознательности, увлеченности, идентификации, впечатлительности (колебания от красного к синему, от импульсивного желания до осторожной чувствительностью). Такое же восприятие реальности характерно для творческих личностей.

Белый (6) и Черный (7).

Белый из всех цветов – самый светлый. Он может восприниматься как ослепительный.

Черный – самый темный из всех цветов, практически отсутствие цвета. Белый – излучение, черный – поглощение.

Черный – противоположность всему позитивному, абсолютное отрицание, безоговорочное «нет». Проявляется также как воля к уничтожению существующего, оппозиция, авторитарное давление по отношению к любому другому мнению и образу жизни.

Что ваш любимый цвет может рассказать о вас как о личности? Значения цветов и их оттенки несут в себе скрытое послание с давних времен. Специалисты утверждают, что выбранный цвет определяет характер человека, его принципы, ценности, страхи и комплексы. Разберем кратко значения цветов и их влияние.

Эмоции и цвет

Психологи пришли к выводу, что некоторые события прочно связаны с психологией цвета, значения цвета. Так, черные, серые оттенки несут в себе информацию о скорби, трауре и слезах. Радостные события ассоциируются с яркостью и буйством красок. Сюда относят оранжевый, желтый, розовый, оттенки зеленого, синего и так далее. Разберем значения цветов с двух позиций: характеристику людей, предпочитающих тот или иной оттенок, и общее влияние на эмоции и настроение.

Черный

Разберем значение черного цвета. Он не всегда несет в себе только негативный посыл. Все зависит от ситуации. Если этот оттенок преобладает в рисунках ребенка, рекомендуется обратиться к детскому психологу. Но все не так однозначно. Обратимся к гардеробу. Именно этот оттенок предпочитают состоятельные люди. Черный позволяет чувствовать себя весомее. Человек, предпочитающий черное, не стремится быть незаметным. Как раз наоборот. Он подсознательно старается привлечь к себе внимание, предпочитая оставаться для окружения в ореоле загадочности. Те, кто любит черное, любят поэксперементировать в любовной сфере, и с ними не будет скучно в постели.

Белый

Как и черный цвет, значение которого не всегда негативно, белый совмещает в себе несколько характеристик, в том числе, как ни странно, отрицательный аспект. Все знают, что он олицетворяет собой чистоту, невинность и открытость. Также белый - символ свободы и разрушения стереотипов, мешающих дышать свободно. Он выступает символом равенства, поскольку в нем сочетаются другие цвета. Люди, предпочитающие его, - перфекционисты. Свое дело они любят всем сердцем и отдаются ему без остатка. Они очень открыты и легко распознают ложь. Темная сторона этого цвета в том, что он способен подавлять и олицетворяет собой пустоту. В некоторых восточных странах, там где существуют верования о перерождении души после физической смерти, белый связывают с загробным миром и считают его цветом вечной жизни. Поэтому одежду такого цвета надевают на похоронах, в отличие от традиционного в России и Европе черного цвета.

Серый

Согласно опросам - это один из самых непопулярных оттенков гардероба. Он олицетворяет середину между белым и черным. Если человек выбирает его, можете быть уверены, он на первое место ставит логику, расчет, ум, а не чувства и эмоции. Он считается символом упорядоченности и равновесия. Его рекомендуют носить робким людям для повышения уверенности в себе. Психологи уверяют, что любители серого оттенка находятся в кризисе, эмоциональном и моральном истощении, на грани нервного срыва.

"Серые" могут помочь тем, кто в этом нуждается, успокоить. Они очень скромны по природе и не любят выделяться из толпы. Хотя серый и умиротворяет, он не может открыть перспектив обозримого будущего. В нем нет энергетической составляющей для начинаний и свершений.

Розовый

Если вас постоянно одолевают негативные мысли и эмоции, вы много переживаете и беспокоитесь, именно розовый сможет помочь. Это символ радости, детства и беззаботности. Те, кто выбирает его для себя, любят внимание и стараются выделяться из толпы. Люди, предпочитающие этот оттенок в гардеробе, очень трудолюбивы, но обидчивы, слезливы и несколько наивны. В аниме часто можно встретить героев, волосы которых окрашены в розовый цвет. И это не случайность или вымысел. Им наделяют героев, которые сильны, любят нарушать правила. Если говорить о более темном оттенке розового, то с уверенностью можно сказать, что человек не переносит насилия и жестокости, берет от жизни то, что считает нужным, но делает это с осторожностью, а не идет напролом. К сожалению, "розовым" тяжело построить отношения с противоположным полом. Потенциальные спутники быстро охладевают к ним. Любители розового цвета часто привязаны к прошлому и живут воспоминаниями.

Коричневый

Разберем значение коричневого цвета. Хотя он тоже является темным оттенком, его влияние гораздо более позитивное, чем у серого и черного. Если в одежде человека преобладает этот цвет, значит, его уверенности в себе можно только позавидовать. У каждого человека в жизни возникают моменты, когда кажется, что все идет наперекосяк, и проблемы наваливаются, как снежный ком. Именно в такие дни коричневый будет кстати. Он придает надежду на лучшее. В нем содержится красный и желтый. Рассматривая значение коричневого цвета, стоит отметить следующее:

  1. Человек, выбирающий этот оттенок, любит жизнь, но на первом месте у него ум.
  2. В любви любители коричневого - консерваторы, и на первом месте у них не страсть, а эмоциональная гармония.
  3. Здесь сочетаются здравый смысл, надежность и большая склонность к депрессиям.
  4. Совет: собираясь на собеседование или деловую встречу, выбирайте для себя коричневый. Любители этого цвета - честные, и любят свое дело. А это главное, на что обращает внимание работодатель. Кроме того, "коричневые" остаются спокойными даже в критических ситуациях.
  5. Коричневые цвета популярны в оформлении. Подарочные упаковки выглядят стильно и дорого. Именно его используют в рекламах качественных сигар и дорогого кофе, так что можно считать этот оттенок своеобразным знаком качества.

Синий

Изначально этот оттенок был женским, а не мужским, как это принято считать сегодня. Это цвет спокойствия, гармонии, искренности, и является он символом верности. Синий оттенок с давних времен присутствовал в храмах. Считается, что он привлекает белые силы и защищает маленьких детей.

Синий благотворно влияет на работу сердца. Нормализует общее физическое и психологическое состояние организма. Те, кто любит синий цвет, обычно обладают флегматичным характером, в них выражено стремление к гармонии. Они не проявляют слишком сильных эмоций. Ценят стабильность и защищенность. Еще один интересный факт: джинсы, которые стали неотъемлемой частью гардероба, символизируют свободу, равенство и единство. Именно поэтому они были так популярны среди хиппи.

Желтый

Значение желтого цвета понятно всем. Это символ теплоты, солнца, радости. Он разгоняет плохое настроение, избавляет от хандры и депрессии. Он оказывает тонизирующее действие на организм, способствует улучшению подвижности. Значение желтого цвета в психологии выражает стремление к раскрытию внутреннего потенциала, духовный поиск, внутреннюю свободу, счастье и любовь. Почему стикеры окрашивают в желтый чаще всего? Написанный текст легче усваивается на желтом фоне. Но переусердствовать с ним не стоит. Когда его слишком много, повышается возбудимость, и человек становится беспокойнее. Если он используется в одежде, это говорит о сильной, целеустремленной личности и высокой степени уверенности. Но есть негативное толкование желтого. Значение цветов не всегда однозначно. Так, желтый символизирует смерть, болезни и потусторонний, загробный мир.

Оранжевый

Основное значение оранжевого цвета - в теплоте яркости и празднике. Но оно не единственное. Это и человеческое тепло, посиделки с семьей и друзьями, огонь у камина, мандарины и Новый год. Какое значение оранжевого цвета для личности? Люди, которые выбирают этот цвет, - домашние, дружелюбные, открытые и теплые. Они эмоциональные и живые, отличаются позитивным взглядом на мир. Любят жизнь и получают от нее приятные эмоции и наслаждение. Это сильные свободолюбивые люди. У них высокая самооценка. Оранжевый цвет символизирует мечтателей. Они быстро увлекаются новыми вещами, но быстро перегорают. Если вам нужно объединить людей вместе, используйте этот оттенок.

Зеленый

Значение зеленого цвета издавна связывают с природой. Этот цвет считается самым жизнерадостным среди других, символизирует рост, развитие и жизненную силу. Особенно его почитают в мусульманских странах. Пророка часто изображают в мантиях зеленого цвета. Он восстанавливает силы, нормализует психологическое состояние. При психосоматических заболеваниях зеленый приводит в норму общее состояние организма в целом. Медики тоже нашли подтверждению значению зеленого цвета в психологии.

Красный

Агрессия, импульсивность, чувственность, страсть. Не нужно разбираться в значениях цветов, чтобы понять, что все эти эпитеты описывают красный цвет. Психологи относят его к самому древнему оттенку из всех существующих. Исторически он выражает кровь, огонь и пламенное чувство любви. Специалисты отмечают, что именно красный занимает первое место по популярности. Раньше позволить себе носить его могли только жрецы и представители высшей власти. Этот цвет может и согреть, и возбудить одновременно. Он наполняет организм энергией, повышает артериальное давление. Человек становится более подвижным. Красный цвет всегда приносил удачу в сражениях. Его носят лидеры с активным умом и живым воображением, они любят рисковать и стремятся к победе. У них сильная воля и независимый характер. Обратная сторона медали в том, что "красные" часто эгоистичны, чрезмерно упрямы и бывают жестоки даже по отношению к близким людям. Еще одно негативное свойство красного цвета в том, что он быстро утомляет, если смотреть на него длительное время.

Сиреневый

Значение сиреневого цвета связывают с периодом роста. Когда личность еще не сформирована до конца и проходит путь становления и взросления. Еще одно значение сиреневого цвета - в тяге к самовыражению, к тщеславию. Он выражает легкость жизни, открытость. Это творческие люди, которые своей жизненной целью ставят стремление к совершенству. Они очень гибки и склонны к импровизации. "Сиреневых" легко узнать из толпы. От них как будто исходит внутреннее свечение. Именно так их определяют специалисты, психологи и мастера искусств. Они дарят окружающим любовь, тепло и уют. Но сами любители сиреневого цвета склонны впадать в депрессии, которые могут продолжаться довольно длительное время. Несмотря на то что они дарят теплоту общения, в такие времена им нужна помощь близких. Самостоятельно найти выход из депрессии они не могут, или это стоит им больших усилий. Не выносят кропотливой работы, которая требует долгого сидения на месте. Они обожают придумывать. Из них выходят отличные писатели, актеры и художники. "Сиреневые" очень ранимы, склонны занижать самооценку и невероятно доверчивы. Они бережно относятся к вещам и воспоминаниям. Причем, как к хорошим, так и к тем, что причинили им боль.

Фиолетовый

Значение фиолетового цвета спорно и неоднозначно. Когда-то его считали цветом богатства и аристократии. Он выражал чувственность и страсть. Но значение цветов изменяется под влиянием времени и культуры. Фиолетовый сохранил ореол загадочности и нежности. Именно поэтому многие книги жанра фантастики и мистики оформляют в этом цвете. Люди, предпочитающие этот цвет, - меланхоличные натуры, с выраженным чувством собственного достоинства. Они не похожи на других. У них рациональный склад мышления. Фиолетовый рекомендуется носить тем, кто страдает заниженной самооценкой. "Фиолетовым" сложно ужиться с собой из-за того, что они слишком критикуют самих себя. Еще этот оттенок говорит о том, что человек нуждается в одобрении и поддержке. Некоторые люди негативно переносят фиолетовый цвет, потому что его очень любят представители нетрадиционной ориентации.

Голубой

Рассмотрим значение голубого цвета. Если вы собрались на свидание, или вам предстоят важные переговоры, и вы хотите расположить к себе другого человека, наденьте что-нибудь голубое. Он вызывает доверие и уважение. Рекомендуется использовать его, чтобы подчеркнуть свое социальное положение и статус. Какое значение Специалисты считают, что этот оттенок благотворно влияет на сотрудников, вызывает желание продуктивно работать, мотивирует. Люди, предпочитающие этот цвет, прямолинейны и стабильны. Голубой цвет придает сил для борьбы с физическими недугами, именно поэтому он популярен в оформлении больниц.

Бордовый

Бордовый оттенок сочетает в себе силу воли и решительность красного оттенка и склонность к философии, внутренний стержень и устойчивость от коричневого. Его выбирают сильные волевые личности. Они консервативны и уверены в себе, хорошие организаторы. При этом такой человек не склонен показывать эмоции. Бордовый цвет может дать человеку недостающую стойкость и целеустремленность. Если его слишком много, то это приводит к депрессиям и угнетенному состоянию.

Бирюзовый

Бирюзовый относится к холодным тонам. Он создает атмосферу свежести и прохлады. Его также называют цветом стерильности и чистоты. Любители этого оттенка строги с окружающими, но с собой им еще тяжелее. Они любят руководить и жить по строгим правилам. Бирюзовый говорит об изоляции. Темный оттенок угнетает, в особенности, если человек склонен к неврозам.

Польза для личности

Психология цвета, значение цвета, как уже говорилось может многое сказать о характере личности, но это далеко не все. Зная послания оттенков, можно узнать сильные и слабые стороны, добиться успехов в делах, получить долгожданное повышение по службе, привлечь нужных людей и найти общий язык с окружающими, основываясь на их цветовом выборе. Все, что нужно сделать, - узнать значение каждого цвета. Ключ от закрытых дверей может быть скрыт в мелочах. Улучшить свою жизнь можно, просто подобрав правильные цвета на рабочем месте, в одежде, или расположив несколько предметов в комнате.


Плохую книгу можно захлопнуть. От плохой картины - отвернуться. С плохого концерта или спектакля - уйти. Но есть группа искусств, которые воздействуют на людей постоянно и независимо от их желания. Они входят в понятие материальной культуры и связаны с формированием пространственной среды и предметного мира. Встречи с ними нельзя избежать, на них невозможно зажмуриться. Мы сталкиваемся с ними ежедневно и ежечасно, и столь же ежедневно и ежечасно человеческая психология вступает с ними в непосредственное взаимодействие, непрерывно влияя на них, и получая от них сильнейшее воздействие.

Эти искусства - архитектура, дизайн и костюм. И главным воздействующим элементом является цвет . Суммирующий результат таких воздействий обычно проявляется в разной степени физического и эмоционального состояния, чувстве бодрости или утомления, приподнятости или подавленности. Эмоциональность восприятия в отношении к цвету проявляется через его ассоциативное влияние. Связь определенных явлений и предметов со своими характерными цветами трансформировалась в сознании человека в определенные чувственные ощущения, возникающие при восприятии цвета - символа .

Так, солнце, огонь - желтый и красный цвета - создавали ощущение тепла и стали "теплыми"; небо, воздух, лед - голубые, синие цвета стали "холодными". На этой основе образовались новые ассоциации: радостный - печальный, легкий - тяжелый, громкий (звучный) - тихий, динамичный - статичный и т.д.

ГОЛУБОЙ ЦВЕТ СИНИЙ ЦВЕТ

Он также отражает физиологическую и психологическую потребность, а именно: покой. Склонность синего цвета к глубине столь велика, что он становится интенсивнее именно в глубоких тонах и действует "характернее", проникновеннее. Чем глубже синий цвет, тем сильнее он зовет человека в бесконечность, будит в нем стремление к чистому и, наконец, к сверхъестественному. Синий - это типично небесный цвет. С большим проникновением он развивает элемент покоя. Склоняясь к черному, он приобретает оттенок нечеловеческой печали. Он как бесконечное углубление в серьезное, где нет и не может быть конца. Синий - чрезвычайно мягкий и охлаждающий контраст всему беспокоящему, яркому, давящему, утомляющему; это картина мирной нежности и услаждающей свежести; это сама хрупкость по сравнению со всей материальной громоздкостью и тяжестью.

Синий - это цвет, выражающий ничто и прекрасное одновременно. Если желтый излучает, то синий - поглощает, втягивает лучи в себя. Темно - синий вызывает безмятежный покой. При рассматривании темно-синего цвета наступает вегетативное успокоение. Пульс, давление крови, частота дыхания и функция бодрствования снижаются и регулируются трофотропно. Организм настраивается на успокоение и отдых. Темно-синий цвет, как и каждый из четырех основных цветов, является цветовым выражением одной из основных биологических потребностей: физиологически - покоя, психологически - удовлетворения. Кто находится в подобном уравновешенном, гармоничном состоянии без напряжения, чувствует себя на своем месте: в тесной связи с окружающим и в безопасности. Синий цвет выражает единение, тесную связь. В народе говорят: "Синий цвет - верность". В состоянии единения с окружающим отмечается особая чувствительность к переменам. Поэтому синий цвет отвечает всем цветам чувствительности. Образы, которые несет в себе синий цвет - глубокая ночь, тишина, пещера, темнота, сказка...Он подходит как основной цвет для спален, гостиных. В сочетании с желтым и красным подходит для оформления детских, кухни. Если это глухой синий, то необходимо сочетать с такими же глухими красным, коричневым, зелены, белым. Если это небесно-синий, то сочетаться будет с пастельными тонами, розовыми, серыми, серебристыми оттенками. Символически синий цвет соответствует спокойной воде, флегматичному темпераменту, женскому началу, левой стороне, горизонтальному направлению, плавному почерку. Чувственное восприятие - нежность, а его орган - кожа. Синий путь - женский, матриархальный.

Светло - синий (голубой) цвет . Его психологическая характеристика - беззаботное веселье. Светло-синий - цвет беспечности и беззаботности, так как он не предъявляет претензий, а потому не принимает обязательств. Светло-синий и есть то "очаровательное ничто". Это небо, вода, бассейн, цветы. Подходит для детских, спальни. Голубой - это игровое начало. Сочетаем с розовым, светло-зеленым, охристым, оранжевым, сиреневым и другими.

КРАСНЫЙ ЦВЕТ

Цвет страсти. Он обычно привлекает людей волевых, властных. Однако он присущ и вспыльчивым, общительным типам. Люди, у которых этот цвет вызывает раздражение,верные и стабильные в своих отношениях, но у них есть комплекс неполноценности, они боятся ссор, склонны к уединению. Обычно это люди с определившейся жизненной позицией, целеустремленные, даже агрессивные.

Красный цвет возбуждает , а поэтому импонирует наблюдателю. Поэтому одеяния королей, кардиналов и отделка тог сенаторов были красными. Но пурпурный с его холодной долей синего цвета действует еще более впечатляюще и одновременно сдерживающе. Этот цвет можно охарактеризовать словами "роскошный" или "великолепный". По этой причине в театрах до последнего времени занавес и сидения были, конечно, всегда красными. Римбауд, который, как известно, одно из своих стихотворений посвятил значениям цветов, считал, что женщину, одевающуюся в красное, легко соблазнить. Так как научная психология цвета все высказывания обосновывает статистическим опытом, она не может дать оценку этому мнению, однако, она установила, что компенсаторное предпочтение красного означает: "Срочно хотелось бы возбудиться с помощью интенсивных впечатлений". В религиозной символике цвет используется также со смыслом. Красный является символом пылкой любовной страсти, которая возникает как пламя в головах освещенных духом. Когда Эрнст Юнгер "Lob der Vokale" констатирует: "Так, красный цвет - цвет господства и мятежа", то в этом он видит проявление возбуждения. В красный цвет окрашено также знамя русской революции. Да, красное по своей сути - революция, переворот. Красное - это полное энергии проникновение и преобразование, когда оно варьируется с желтыми тонами (цвета красной киновари). Кто по своей натуре полон жизненной силы и энергии, а следовательно наделен чувством собственного достоинства, которое соответствует красному цвету, тот чувствует себя могущественным. Тот же, кто слаб и встречает сильного, воспринимает последнего, как угрозу. По этой причине в красный цвет окрашивают предметы, указывающие на угрожающую опасность. Красный сигнал светофора заставляет водителя остановиться, чтобы избежать угрозы столкновения. Противопожарное оборудование и пожарные автомашины окрашены в красный цвет, так как они должны выражать высшую степень тревоги. Раздражающее действие красного цвета должно в данном случае превратиться в возбуждающее. Красный цвет соответствует античному элементу "огонь", холерическому темпераменту, а по времени - современности, тогда как желтый указывает на будущее.

Конечная цель красного, импульса к переживанию и завоеванию - успокоение в удовлетворении. Красный находит свое разрешение в синем. Синий, мирный и расслабленный покой, имеет целью восстановление, накопление сил для глубоких переживаний и действенных завоеваний. Синий находит свое смысловое разрешение в красном. Оба пути ведут к единению. Красный путь достигает отождествления через боевое завоевание. Синий стремится к отождествлению через самопожертвование. Оба цвета, красный и синий, стремятся к отождествлению, единению и слиянию в виде любви. Красный путь - мужской, патриархальный. Синий путь - женский, матриархальный. Мужской красный и женский синий сливаются в фиолетовый. 75% детей до наступления половой зрелости, в возрасте с недифференцированными половыми признаками предпочитают фиолетовый цвет. "В то время как черный означает абсолютное ничто, фиолетовый представляет собой сокрытую тайну…".

ФИОЛЕТОВЫЙ ЦВЕТ

Фиолетовый - это цвет, который не так просто понять. Красный и синий, мужской и женский, активный и пассивный - эти две потивоположности в фиолетовом уничтожаются.

Уничтожение субъективно-объективных противоположностей, мистическое, магическое, волшебное, способное уничтожить противоположность между желанием и действительностью - это фиолетовый цвет. В этом его волшебство, и это волшебство - его очарование. Слияние противоположностей, отождествление - это одно значение фиолетового цвета. А ведь в любом процессе переживания (в дальнейшем везде - эмоции) и мышления всегда имеются субъективно - объективные противоположности, они действенны и часто трагичны. Синий покой будоражится красным импульсом и побуждается к восприятию воздействий окружающей среды. Но и наоборот: красный импульс тормозится, синим покоем, накапливается, дозируется, дифференцируется и доводится до такого совершенства, что возникает чувственная восприимчивость. Эти колебания между красным и синим, между импульсивным желанием и осмотрительной восприимчивостью дают другое значение фиолетового цвета, а именно - чувствительность. Всевозможные оттенки фиолетового цвета - от светлых, резких, с их пикантно-эротическим воздействием, до темных, выражающих глубокомыслие, раскаяние, смирение и мистику, - имеют одну и ту же цель, один и тот же смысл: чувственное отождествление. В таком состоянии находится будущая мать, эстет, эротоман и человек, верящий в таинственное, божественное. Если отдается предпочтение фиолетовому цвету, то в этом следует усматривать "захватывающий интерес" и потребность в чувственном отождествлении, которое приобретает совершенно другой характер, если вторым любимым цветком является возбуждающий, сексуальный красный, а не сентиментальный, спокойный синий.

ЗЕЛЕНЫЙ ЦВЕТ

В зеленом цвете желтый и синий (синий + желтый = зеленый), как парализованные силы, которые могут вновь активизироваться. В зеленом заложена жизненная возможность, абсолютный зеленый - самый спокойный цвет из существующих. Он никуда не движется и не имеет призвука радости, печали, страсти. Он ничего не требует, никуда не зовет. Это неподвижный, самодовольный, ограниченный в пространстве элемент. Зеленый цвет статичен.

Зеленый не обладает действующей наружу кинетической энергией, а содержит заключенную в себе энергию потенциальную. Чем больше дополняется к зеленому затемняющего синего, тем сильнее, "холоднее", напряженнее, строже и устойчивее психологическое воздействие цвета. Чем больше добавляется осветляющего, растворяющего желтого, тем легче, "теплее", расслабленнее, мягче и гармоничнее действует зеленый. Оставаться верным себе, выполнять самим же избранное обязательство, скорее уединиться со своей обидой, чем капитулировать и приспосабливаться, - этого требует гордость сине-зеленой саморегуляции.

Конечно, зеленому присущи и положительные консервативные качества, такие, как настойчивость и выдержка. С другой стороны, опыт теста показывает, что люди экстравагантные и эксцентричные, а также стремящиеся к оригинальности, считают чисто зеленый цвет несимпатичным. Светлый сине-зеленый, или бирюзовый - самый холодный из всех цветов. По этой причине его наиболее целесообразно использовать там, где необходимо оптически создать освежающую прохладу. Он желателен в жарких странах, в горячих заводских цехах, в помещениях с удушливым и тяжелым запахом. Это цветовое воздействие используется в освежающих напитках, освежающих сигаретах или зубных пастах с ментолом. Так как зеленый оказывает успокаивающее действие, его можно применять в ванной, коридорах, уголках отдыха и уединения. Он может быть веселым, а может быть задумчивым, грустным. Оттенки зеленого безграничны. Сочетаем практически с любым цветом схожего с ним по тону, насыщенности; в контрасте с красным, оранжевым, желтым. По ассоциации рождаются образы природных мотивов - лес, водоемы, поляны и т.д.

ЖЕЛТЫЙ ЦВЕТ

Воспринимается нами как солнце, светлым и сверкающим. Желтый цвет - легкий, сияющий, возбуждающий, а потому - согревающий. Яркость желтого и полированная блестящая поверхность дополняют друг друга, создавая великолепие блестящего золота.

Предпочтение желтого цвета остальным означает поиски освобождения, несущего счастье, ибо таковое отсутствует. Если же, наряду с этим, отвергается синий - цвет покоя, удовлетворения и единения, - речь идет о несчастном, неподходящем для реальной связи человека, который, постоянно обеспокоенный, ищет удовлетворения в идоле любви. Это предпочтение желтого цвета при отклонении синего часто свидетельствует, например, об "ажитированной депрессии". Если же отклоняется синий цвет (возбужденное беспокойство, чувствительность), а выбирают желтый (поиски и ожидание освобождающей разрядки) и зеленый (напряжение, самоутверждение), то это характерно для честолюбивого человека, которому недостает дружеских связей в коллективе и, который стремится завоевать признание с помощью превосходства.

Желтый выбирают люди, которые ищут изменившихся, освобождающих отношений, чтобы разрядить ожидаемым способом возбужденное напряжение и иметь возможность раскрыться, достичь желаемого. Они надеются на разрядку с помощью освобождения от нагрузки, угнетающей их как зависимость. Считается, что желтый - цвет озарения, поэтому ореол Христа и святых также желтый. Сочетаем с черным, голубым, красным, зеленым - с локальными /основными цветами/ и пастельными цветами. Один из самых употребляемых в интерьере. Подходит практически для любой комнаты.

СЕРЫЙ ЦВЕТ

Промежуточный серый не является ни цветным, ни светлым, ни темным. Он не вызывает никакого возбуждения и свободен от какой-либо психической тенденции. Серый - это нейтралитет, это не субъект и не объект, он не внешний и не внутренний, он не напряжение и не расслабление. Серый - вообще не территория, на которой можно жить; это только граница: граница - как ничейная полоса, граница - как контур, как разделительная черта, как абстрактное деление для расчленения противоположностей. Если серый как границу ставят в тесте Люшера на первое место, то не хотят дать познать себя, ограждают себя от всяких влияний, чтобы оставаться невозбудимым. При сильном переутомлении защитной реакцией часто служит склонность к серому цвету. То же наблюдается и во время экспертизы, когда не желают давать возможность изучить себя. Любят рассудительные и недоверчивые натуры, которые долго думают, прежде чем решится, на что-нибудь.

Этот цвет предпочитают те, кто боится "высунуться". Во всех ахроматических цветах (серый, белый, черный) отсутствует дифференцированное отношение к объекту. И наоборот, выбор среди ряда хроматических цветов (по восьмицветовой таблице теста) показывает, насколько эмоционально относительно фиксированная структура личности реагирует на окружающую ситуацию.

БЕЛЫЙ ЦВЕТ ЧЕРНЫЙ ЦВЕТ

По сравнению со всеми серыми тонами белый цвет характеризуется завершенностью как конечный пункт яркости, а черный - как конечный пункт темноты. В то время как предпочтение серых тонов отражает способ регуляции тонуса, выбор черного или белого, напротив, демонстрирует абсолютное и окончательное решение ("черно-белый приговор"), которое принимается, когда лабильное состояние приводит к кризису. В белом или черном кризисе какой-нибудь возбудитель ведет к необдуманной, неуправляемой динамической разрядке. Черный как концентрическое сгущение отражает агрессивное упорство; белый как эксцентрическое растворение - бегство. Как известно, решение "сражаться или бежать" принимается не в области неокортекса, а в филогенетически ранее сложившихся долях, а именно, в так называемой лимбической системе. Опыт проведения тестов показывает, что максимум 1,4% взрослых выбирают из числа ахроматических цветов белый и черный одновременно. Большей частью эти цвета избираются людьми, испытывающими сильное, невыносимое психическое давление с кризисным обострением, например, детьми в период полового созревания и пребывания в больнице, а также людьми с психическими и нервными расстройствами. Белый цвет является выражением разрешения, бегства и освобождения от всякого сопротивления. Белый означает абсолютную свободу от всех препятствий и свободу для всех возможностей. Белый - это tabula rasa, чистая доска, разрешение проблем и новое начало. Поэтому платье невесты белое. Поэтому белый цвет является символом физической смерти, если его считать началом нового воплощения или погружением в нирвану. Кто в таблице ахроматических цветов отдает предпочтение белому цвету, тот "нуждается в освобождении от неприятных обстоятельств". Белый - это граница начала и согласие; черный - это отрицание и граница, за которой прекращается "цветовая" жизнь. Поэтому черный цвет выражает идею "ничто"; ничто, как абсолютный отказ, как смерть или как "нет" в боевом протесте. Знамена анархических и нигилистских союзов были черными; знамя мира - белого цвета.

Черный выражает застой , защиту и вытеснение возбуждающих влияний. Кто ставит черный цвет на первое место, тот из упрямого протеста восстает против своей судьбы. Кто ставит черный на второе место, надеется, что он может от всего отказаться, если он способен насильно взять то, что выражает цвет, стоящий на первом месте. Если, например, на первом месте перед черным стоит красный, то форсированные, ничем не стесненные события должны компенсировать лишения. Если на первом месте перед черным стоит синий, то к гармонии вновь должен привести абсолютный покой. Если перед черным стоит серый, то это тотальное ограждение говорит об отрицании своей судьбы с таким отвращением, что даже хотят скрыть свои настоящие мысли и чувства. Кто воспринимает черный цвет как несимпатичный, что по статистическим данным происходит чаще всего, тот не хочет от многого отказываться. Отказ для него означает лишение и пугающие нехватки. Так как он едва ли способен терпеть лишения, то он рискует выдвигать авторитарные сверхмерные требования. Символизирует неуверенность и мрачное восприятие жизни. Поэтому, если темные тона вам предпочтительнее, нежели светлые, то вы несчастливы, склонны к депрессии, сомневаетесь в своих силах.

Идеальный цвет

Идеальный цвет, цвет мечты. Он никого не отталкивает, но и информации не несет - ему может отдать предпочтение человек с любым складом характера. Цвет черпает свою значимость из реальной действительности, и его воздействие определяется целой суммой факторов, куда входит и социальный опыт человека. Следовательно, рекомендуется окрашивать в синий цвет и голубые тона помещения и оборудование, где есть значительное выделение тепла и где много шума. Красные и желтые цвета оказывают возбуждающее влияние, поэтому их нужно использовать ограниченно, т.е. в помещениях, где учащиеся могут находиться лишь кратковременно, или там, где это возбуждение необходимо, например, в спортивном зале. Однако при окраске помещений и оборудования следует избегать одноцветности, так как однообразие надоедает, вызывая охранительное торможение.

Предупреждает развитие утомления рациональное освещение залов и рабочих мест (достаточная освещенность, благоприятный спектр, равномерность), художественное оформление интерьера зала, красивая и удобная форма (если она введена в учебном заведении). Рациональная окраска учебных помещений и оборудования может обеспечить рост производительности труда и эффективность учебной деятельности.

Вот пред Вами четыре типа цветовой гармонии:

  1. Изохромия - композиция в одном цветовом пятне, тоне.
  2. Хомеохромия - цветовая композиция в пределах малого интервала.
  3. Мерохромия - композиция, где цвета подчинены одному главному цвету.
  4. Пойкилохромия - метод полного дробления цветовых масс, большое разнообразие цвета.

А вот теория цветовой гармонии ученого Г.Н. Теплова:

  1. Однотонная , построенная на одном главном цвете или группе близкородственных цветов.
  2. Полярная , построенная на противопоставлении двух противоположных цветов, как бы образующих две однотонные гармонии.
  3. Трехцветная , построенная на противопоставлении трех основных цветов, лежащих в пределах интервалов или построенные вокруг них три цветовые гармонии.
  4. Многоцветная , в котором при большом разнообразии цветов нельзя выделить главные.

В гармонии должны быть заметными по крайне мере первоначальные элементы многообразия цветовой области: красный, желтый и синий. Будь они неразличимы, как это было бы в черном, сером или белом цвете, то было бы единство без многообразия, тое есть лишь количественное отношение красок.

Многообразие тонов должно достигаться также через разнообразие светлого и темного, через изменения в цвете. Тона должны находиться в равновесии таким образом, чтобы ни один из них не выделялся. Этот момент охватывает качественные отношения и составляет цветовой ритм. В больших комбинациях цвета должны по порядку следовать друг за другом так, чтобы естественная связь по степени их родства имела место, как в спектре или в радуге. В следовании тонов выражается движение мелодии цветового единства.

Чистые краски следует применять экономно из-за их яркости и лишь в тех частях, на которые глаз в первую очередь должен быть направлен.

Стали устойчивыми оптические иллюзии с отступающими (холодными) и приближающимися (теплыми) цветами. Для целенаправленного использования цвета необходимо знать устойчивые связи между цветом и психологической реакцией человека.

В этом аспекте установлен ряд закономерностей - по предпочтительности цветового тона, по образной ассоциативности цветов, по гармоничности цветосочетаний. Предпочтительное отношение к определенным цветам заметно проявляется в разных возрастных группах. В общем виде для детей предпочтительны теплые цвета яркой насыщенности локальных цветов - синий, желтый, красный и их оттенки.

Для взрослых - холодные цвета средней насыщенности и более смешанные, для пожилых -ахроматические цвета пастельных тонов. Прекрасный дар природы - способность человека видеть мир, расцвеченный всеми цветами радуги. Люди так привыкли к этому чуду, что не удивляются ему. Более того, склонны считать цвет объективным свойством самих предметов. В своем жизненном опыте мы практически никогда не имеем дело с чистым цветом.

Мы видим одно из свойств предмета - оранжевый апельсин, зеленую траву, карие глаза, красные звезды, а не просто отдельные цвета. Человеку чаще всего цвет рассказывает о свойстве и характеристике предмета и явлениях. Он позволяет судить о том, созрела ли ягода, или она еще зеленая, здоров ли ребенок или у него красное горло. Понятно, что чем разнообразнее информация, тем она достовернее. То, что мы видим, слышим, осязаем, помним, обоняем, чувствуем, - все это синтезирует единую и неразрывную картину мира. Довольно просто заменить различную цветовую гамму (остроту зрения) в разное время суток.

При дневном освещении самым светлым человеку кажется желтый цвет. При переходе от дневного зрения к ночному чувствительность сдвигается к синему цвету. При сумеречном освещении лучше всего глаз человека различает зеленые оттенки. В древние времена первобытные "человеки" пользовались природными красками - красной глиной, углем, цветным соком растений.

В 1856г. Паркинсон объявил на весь мир о том, что он из химической смеси получил анилиновые краски. С тех пор мы пользуемся "неприродными" цветами - ультрамарином, лиловым, болотным и т.д., смешиваем их и получаем новые оттенки. Х. Вольфарт (Канада) показал своим студентам на несколько минут оранжево - красный цвет теста Люшера. До и после эксперимента он измерил пульс, давление крови и частоту дыхания. Произошло то, что и ожидалось: после рассматривания оранжево - красного цвета эти вегетативные функции повысились. На темно - синий цвет нервная система студентов реагировала обратным образом - наступало успокоение: пульс становился спокойнее, давление в крови снижалось, а дыхание замедлялось. То, что произошло с канадскими студентами, случается со всеми людьми во всем мире. "Язык" цветов интернационален. Он не связан с расой и культурой. Даже на животных цвета оказывают такое же действие.

Цвет – это то, что ежедневно окружает каждого человека, вызывает особенные эмоции и ощущения. Выбор одежды, предметов интерьера, подручных средств и много другого согласно оттенкам и палитрам прямо говорят о предпочтениях человека, его душевном состоянии и внутренних ощущениях. Предпочтения в цветах так же характеризуют темперамент и настрой касательно грядущего события.

Выбор правильного тона способствует различным эффектам и может даже гарантировать успех в разнообразных начинаниях (на работе, свидании, знакомстве с важными людьми и прочее).

Понимая, что несут в себе определенные оттенки и сочетания, каждому человеку будет проще ориентироваться и даже направлять ход событий в нужное русло. Понять свое состояние, увидеть изменения в своих друзьях и знакомых, поспособствовать улучшению своего настроения и много другого можно правильно подобрав и скомбинировав определенные цвета в своем стиле и окружении (предметы на рабочем столе, домашнем интерьере и т.п.).

Специалистами доказано, что определенные события или воспоминания напрямую связанны с тем или иным цветом. Различные праздники и события практически у каждого ассоциируются с яркими оттенками, такими как красный, оранжевый, зеленый, розовый, желтый и т.п. Печальные же события всегда веют черным или серыми тонами.

Подсознательно люди похоже воспринимают и реагируют на цвета. Еще с детства человек привыкает воспринимать красный как тревожный знак, запрет и тревогу. Зеленый же наоборот позволяет совершать желаемые поступки, уверенно двигаться вперед, не ощущая опасности. Каждый из них имеет свои особенности, по разному влияют на восприятие и психологическое состояние человека.

Фиолетовый цвет в психологии

Соединив красный и синий цвет, получается фиолетовый. Расшифровка данного оттенка имеет определенные сложности и несколько нюансов. Большинство художников в древности писали беременных девушек с использованием данного оттенка палитры. Объясняется подобное явление созвучностью с чувственностью.

В современном мире специалисты утверждают о его негативном и даже депрессивном воздействии на человека. Большинство самокритичных, угрюмых, недовольных жизнью личности предпочитают окружать себя фиолетовыми предметами и одеждой. Применяя его в небольшом количестве можно получить выгоду, ведь фиолетовый завышает самооценку. Стоит отметить, что данный цвет не используют при работе с пожилыми людьми и маленькими детьми.

Синий цвет в психологии

Синему варианту отдает предпочтение множество людей. Происходит это из-за ощутимого магнетизма. Именно созерцая на насыщено-синие вещи человеку свойственно погружаться в раздумья, размышлять о смысле жизни и вечном. В фильмах и рассказах маги изображены в синих одеяниях. Будда с Кришной имеют синий окрас, что говорит о мудрости и внутренней гармонии.

Чаще всего предпочтение этому варианту отдают целеустремленные, самоотверженные, имеющие личные взгляды и точку зрения люди. Одежда в подобных тонах веет строгостью, высокой духовностью и серьезной жизненной позицией. Синий благоприятно влияет на нервную систему, обладает успокаивающими свойствами и тушит чрезмерно проявляющуюся страсть.

Желтый цвет в психологии

Данный цвет является одним из наиболее ярких и позитивных. Цвет лета, солнца и тепла положительно влияет на мозговую деятельность, способствует повышению настроения и заставляет работать воображение. Безусловно, чрезмерное использование желтых оттенков в одежде и интерьере может привести к перевозбуждению. В интерьере его необходимо гармонично соединять с более темными и умиротворяющими тонами.

Предпочтение желтому отдают позитивные и талантливые личности. Те, у кого огромное количество идей и талантов. Целеустремленные, позитивные и способные подстраиваться под собеседника люди. Кроме всех этих позитивных характеристик желтый цвет имеет вторую сторону медали. Именно он считается символом слабоумия и сумасшествия.

Зеленый цвет в психологии

Символом весны, перерождения и душевного покоя является именно зеленый цвет. Целительные и релаксирующие свойства уже давно доказаны. Длительное созерцание на зеленый несет в себе рассеянность и скуку.

Любители зеленой палитры обладают уравновешенностью, работоспособностью, внутренней гармонией и умениями логично оценивать ситуацию. Зеленый гасит негативные воздействия депрессивных и негативных цветов. Именно поэтому его совмещают с темными депрессивными тонами (фиолетовый, черный и т.п.) создавая идеальную одежду и интерьеры.

Красный цвет в психологии

Победоносный цвет характеризующейся чрезмерной активностью, целеустремленностью, жесткостью и даже агрессивностью. Также именно красный сопоставляют страсти, любви и самопожертвованию. Его наиболее часто используют в маркетинговых концепциях (афиши, реклама и прочее) и в знаках предупреждающих об опасности (дорожные, светофоры). Специалисты не рекомендуют увлекаться и длительно смотреть на красный цвет палитры.

Особы, симпатизирующие красному, обладают сильным характером, очевидной смелостью и целеустремленность. Страсть, импульсивность, властность и упорство могут играть как на пользу, так и во вред человеку.

Оранжевый цвет в психологии

Оранжевый довольно близок к желтому. Он имеет схожие особенности и свойства. Бодрость, позитивный настрой, страсть, готовность к решению сложных задач, радость и спонтанность – все это несет в себе данный вариант палитры. Оранжевый положительно влияет на человека и выводит его из депрессивного состояния после тяжелых утрат и разочарований. Входит в список лучших цветов для психотерапии.

Любители этого цвета обладают всепрощающими, отходчивыми, светлыми чертами характера. Стоит учесть, что их особенностью является непостоянство и надменность.

Сиреневый цвет в психологии

Символом привязанности и теплых чувств является именно сиреневый цвет. Он наталкивает на философские взгляды на жизнь, душевное равновесие и ощущения полета.

Любители сиреневого являются весьма романтичными, сентиментальными, мечтательными, романтичными и чувственными натурами. Несмотря на мягкость натуры, они обладают безупречными умственными способностями и отличной смекалкой. Внимательное отношение к своему внешнему виду и к внешности окружающих, готовность прийти на помощь – еще одно качество неотъемлемое качество «сиреневых» людей.

Голубой цвет в психологии

Окружая себя голубыми цветами, человек ощущает комфорт, защищенность и надежность. Он позволяет отключиться от всех проблем, не думать о завтрашнем дне и имеющихся проблемах.

Все предпочитающие данный вариант оттенка являются сконцентрированными, уверенными в себе, прямолинейными и сконцентрированными личностями. Это отличные офисные сотрудники. Те, кто умеет тихо, но уверенно добиваться необходимого результата.

Розовый цвет в психологии

Цветом наивности, детства, беззаботности и влюбленности является именно розовый. Наивные мечтания и фантазии, успокоение и отвлечение от дурных мыслей – именно этими свойствами обладают розовые краски.

Любители розового весьма трудолюбивы, мечтательны и преданны своему делу. Они обидчивы, плаксивы, обладают добрым темпераментом и даже детской наивностью.

Черный цвет в психологии

Несмотря на ассоциации со скорбью и печалью черный цвет всегда привлекает внимание окружающих. Воплощение силы, уверенности, интриги, богатства и загадочности также несет в себе данный вариант палитры. В моменты депрессии он лишь усугубляет положение, затягивает процесс грусти и отстраненности от окружающего мира.

Любители черного – чаще всего смурные, замкнутые в себе и слишком серьезные личности.

Белый цвет в психологии

Чистота, невинность и исключительно светлые ассоциации несут белые тона. Новые начинания, символ свободы, вдохновения, мира и веры.

Сотрудники медицинской сферы носят именно белые халаты. Это связано с ассоциациями цвета с добром, честностью и совершенства. Во многих странах в традиционных одеяниях присутствует данный цвет. Точно раскрыть характер любителей белого невозможно, так как его широко используют в качестве рабочей одежды. Он эффектно смотрится в сочетаниях с прочими вариантами цветов и является классическим вариантов.

Бирюзовый цвет в психологии

Является самым холодным из всей палитры оттенков. Имеет очень привлекательный вид и никого не оставляет равнодушным. Несет в себе прохладу морских волн, исцеление, умиротворенность и творчество. Многие люди предпочитают носить украшения с бирюзой, приносящие удачу и оберегающие своего владельца.

Серый цвет в психологии

Смесь совершенно противоположных цветов (черного и белого) несет в себе нейтральные ощущения. «Золотая середина» в основном игнорируется людьми, ассоциируется с рабочими буднями и повседневностью. Несмотря на то, что мало кто обращает внимание на серый цвет, он несет в себе дружелюбие, спокойствие, стабильность, реализм и здравый смысл.

Небольшой процент тех, кто отдает предпочтение серому дружелюбны, учтивы и терпеливы по своей натуре. Предпочтение и окружение себя серыми тонами свидетельствует об эмоциональной истощенности и нервозности человека.

Коричневый цвет в психологии

Символ трудолюбия, надежности, устойчивости, преданности работе и своему делу – это именно коричный. Негативной стороной является ассоциирование коричневого с сомнениями и разочарованиями.

Те, кто предпочитает коричневые цвета палитры, являются целеустремленными и любящими жизнь личностями. Они рассудительны, рациональны и оптимистичны.

Психология цвета в одежде

Для деловых встреч и продвижения по работе идеально подойдут строгие наряды синего, голубого, коричневого, серого цвета. Сочетания белых цветов с черными также несут положительный эффект.

Встреча с друзьями и родственниками, прогулки в парке, по городу требуют более ярких и сочных красок, особенно, если это теплый период времени. Одежда зеленого, желтого, бирюзового, сиреневого, оранжевого тонов нельзя игнорировать и оставлять висеть в шкафу.

На свидание и романтический ужин слабый пол довольно часто прибегает к нарядам с красными вставками и элементами. Данный ход разжигает страсть и возбуждающе действует на партнеров.

Психология цвета в интерьере

Яркие оттенки (желтый, оранжевый, зеленый, красный) наиболее часто используются при оформлении кухни. Мебель этих цветов способствует повышению аппетита и улучшению настроения.

Синий, фиолетовый и голубой активно используются в ванных комнатах.

Нежелательно использовать синий, фиолетовый и белый цвет в детских комнатах. Правильней всего организовывать детские в розовых, персиковых и прочих теплых тонах.

Очень часто общественные заведения (кафе, рестораны, гостиницы) прибегают к оформлению помещения с помощью коричневых и красных оттенков.