Вышивание гладью для начинающих. Заполняющие швы

П родолжая разговор о свободных швах, я расскажу вам о видах глади, которые можно отнести и к белой и к цветной глади, в зависимости от цвета ниток которыми они вышиваются. К таким «двойным» по цвету техникам можно отнести русскую, атласную глади и владимирские швы (рис.1).

Рис.1

Мстерская гладь и владимирские швы получили свое название по месту своего возникновения в с. Мстера Владимирской области.

Мстерская гладь
Мстерская гладь представляет собой изысканный вид белой глади, который сочетает различные рельефные элементы белой глади с настилом и простой без настила, редкую гладь штрихами, петельки и полупетельки, стебельчатый шов (см. статьи ). Узор дополняется ажурными решетками, сетками и стягами (о них мы поговорим позже). Сочетание этих разнообразных приемов вышивки сделало мстерскую гладь уникальной.
Мстерская гладь выполняется на тонких прозрачных тканях (маркизет, батист, шифон) мулине или шелком, а также на крепдешине крученым шелком. Мстерской гладью вышивают мелкий растительный орнамент, состоящий преимущественно из цветков и листочков (рис. 2а,б).


Рис.2а


Рис.2б

Среди причудливых веток часто изображают птиц с пышными хвостами или маленьких птичек. Иногда выполняют жанровые сцены или сказочные мотивы.
Мстерской гладью вышивают накидки, платки, скатерти, панно, покрывала, белье, блузки, платья и т.д.

Владимирские швы
Узоры, состоящие из более крупных мотивов, выполняются владимирскими швами толстыми цветными нитками мулине (в 8-12 сложений), ирисом или шерстью. Основной цвет этих вышивок - красный с небольшим прибавлением синего, зеленого, желтого цветов (рис.1), но часто встречается и одноцветные вышивки (рис.3).


Рис.3

К владимирским швам относятся гладь «верхошов» (односторонний шов), накладные сетки, шов «козлик» и др.

Гладь «верхошов».
Эта гладь заполняет мотив на лицевой стороне (рис. 4а), образуя на изнанке ряд мелких стежков в виде пунктира по контуру узора (рис. 4б).

Таким швом вышиваются крупные мотивы узора, а также стебли, веточки, усики и т.д. (рис.5).
Стежки глади нужно располагать по форме мотива: в цветках - от края к центру, в листьях - с наклоном от края к середине. Стежки могут быть разной длины (рис.6). Контур мотивов при этом становится зубчатым, переход от узора к фону мягче, спокойнее.

Накладные сетки.
Сердцевины крупных цветков и детали мотивов можно заполнить накладными сетками или различными гладьевыми разделками в виде квадратиков, треугольничков, полосок, выполненных гладью, козликом и др.
Сетка и прикрепки вышиваются нитками одного цвета. Длинные стежки, которые протягивают в пределах контура в двух направлениях (вертикальном и горизонтальном), образуют сетку.
Сетка прикрепляется к ткани разными способами: крестиком, стежком, лапкой (три стежка). При этом соблюдается определенная последовательность: сначала выполняются все стежки в одном направлении, например, вертикальном (рис.7), затем в другом - горизонтальном, последовательно закрепляя каждый новый стежок в местах пересечения его с вертикальными стежками. На рисунке первый горизонтальный стежок сделан справа налево, а обратным движением иглы с рабочей ниткой выполнены прикрепки в виде крестиков.
Верхние стежки прикрепок-крестиков должны быть в одном направлении.

Помимо шва «козлик» можно и использовать шов «восьмерка».

Шов «восьмерка» (рис.9)
Представляет собой сплошной шов «козлик», то есть перекрещивающиеся стежки соединяются друг с другом.
На изнаночной стороне образуются два ряда параллельных стежков с промежутками в виде строчки. Наклон стежков должен быть от 30 до 40 градусов. Шов «восьмерка» может быть узким, широким, частым и редким. Выполняется он так же, как шов «козлик», только каждый последующий прокол делается в предыдущий. Шов «восьмерка» может быть использован для заполнения различных фигур сложной формы. В этом случае, по меньшей дуге расстояния между стежками будут меньше, а по большей - больше (рис. 9 в,г).

Узоры, выполненные владимирскими швами, дополняют цветной тесьмой узкими орнаментальными полосками, вышитыми «козликом», гладью, кисточками.

Русская гладь
Русская гладь выполняется прямыми стежками, расположенными вертикально или горизонтально оси рисунка и параллельно долевой нити ткани или ее утку. Стежки укладываются плотными рядами сначала в направлении слева направо, затем в обратном - справа налево (рис.10).

Вышивать можно и без предварительной наметки рисунка. Нитка закрепляется небольшим стежком с лицевой стороны и закрывается стежками глади. Стежки следует делать длиной 3-6 мм, оставляя между ними одну-две нити ткани. Длина стежков может быть разной, но стежки обязательно должны перекрывать оставленные между стежками нити ткани предыдущего ряда стежков. Длину стежков следует чередовать, тогда гладь получится ровной. Внешний контур рисунка можно обшить тамбурным швом (см. статью ).
Для работы используются мягкие нитки, обычно мулине в два сложения. На толстой ткани можно вышивать в три нитки мулине или толстой пряжей.
Русской гладью выполняют растительный орнамент. Иногда в середине крупных цветков он дополняется ажурной сеткой. Ажурную сетку можно сделать без каких-либо разделок и обвивать, как обычную сетку в белой строчке. Для сетки выдергивают одну и оставляют две нити ткани. Край сетки предварительно следует обшить тамбурным швом.

Атласная гладь
Атласная гладь выполняется тонкими нитками: шелком или мулине в одну нитку. Особенностью этой глади является расположение стежков, создающее гладкую блестящую (атласную) поверхность вышивки.
Стежки делаются разной длины и плотно укладыватся друг к другу. Они не должны соприкасаться концами и располагаются так, чтобы один стежок заходил за другой. Каждый последующий стежок нужно шить, вкалывая иглу около середины предыдущего стежка, немного отступая назад, под нитку только что выполненного стежка. Направление стежков должно соответствовать направлению прожилок листиков или лепестков (рис.11).

Начинать вышивку листика или лепестка надо с вершинки или с центра. Если на листике или лепестке имеется закругленная часть или выступ, то по линии изгиба увеличьте количество стежков, для того чтобы не получалось длинных линий от края до середины лепестка или листика. Эти добавочные стежки делаются по выпуклому краю, возвращаясь назад по направлению от середины к внешнему краю. При этом основное направление стежков не должно меняться.
Закончив вышивку одной половины листика или лепестка, переходите к тому месту, откуда начинали вышивку, и выполняйте вторую половину, укладывая стежки в противоположном направлении. Это дает возможность точно выдержать нужное направление стежков. Вышивка должна получиться ровная, с блестящей поверхностью рисунка. На изнаночной стороне вышивки образуются короткие, беспорядочно разбросанные стежки.
Атласная гладь выполняется как белыми, так и цветными нитками. Атласной гладью вышивают преимущественно растительный орнамент.

Техника вышивания гладью поможет создать красивые цветы, картины. Для начинающих - основные узоры и простые мастер-классы с подробным описанием.

Что необходимо для вышивания гладью?


Для вышивания вам понадобится не так уж много, всего лишь:
  • игла;
  • нитки;
  • рамка или пяльцы;
  • ткань.
Придерживаемся такого плана работы:
  1. Чем тоньше ткань, тем тоньше игла. Но размер ушка должен быть таким, чтобы в него проходила выбранная нить.
  2. Нитей существует великое множество. Для подгибания ткани берут нитки, идентичные конкретной ткани. Для швейной отделки используют швейные нити. Чтобы скопировать рисунок, возьмите сметочные нитки такого цвета, чтобы они хорошо выделялись на данной ткани. Для декоративной вышивки применяют, например, х/б, шерстяные, окрашенные, бахромчатые нити, а также мерсеризованный шелк.
  3. Ткани для вышивки можно разделить на 2 группы: гладкие и счетные. К гладким относятся платьевые и мебельные ткани, например: атлас, шелк, бархат, шерстяные полотна. Счетные ткани помогают выполнить стежки идентичного размера с одинаковыми промежутками, так как имеют по вертикали и горизонтали равное количество нитей. Это облегчает подсчитывание нитей там, где требуется такая техника вышивания.
  4. Чтобы хорошо натянуть ткань, применяют рамки. Чаще всего для этого используют пяльцы для вышивания.

Перед вышиванием ткань необходимо проутюжить с изнанки, чтобы на готовом изделии не было перекашивания вышивки. Особенно это касается тонких полотен.


Перед вами - представители счетной ткани. Они используются при вышивании крестиком.


Ткань «Аида» создана таким образом, чтобы на ней были отчетливо видны квадраты, они позволяют с легкостью просчитывать нити, а небольшие отверстия в их углах помогают с легкостью вводить иглу. Льняное (или х/б) полотно, представленное на рисунке, имеет равномерное переплетение волокон, разреженную структуру, что облегчает подсчет нитей.

Как вы уже знаете, существует 2 основные типа вышивки - гладью и крестиком. Остановимся на первом. Это - классические варианты, но мастерицы освоили вышивание лентами, бисером, пайетками, такие работы также смотрятся изумительно.

Уроки вышивания гладью для начинающих

Эта техника позволяет украсить постельное белье, сумки, одежду, скатерти, создать удивительные картины. Вкратце технология вышивания данного вида состоит в переносе рисунка на полотно, обметки его очертаний и заполнения художества нитяными швами.

Вот несколько видов данного рукоделия:

  • Белая вышивка. Как понятно из названия, для узора используют только белые нити. Сначала делают контур вперед иголкой; затем, настил; после это вышиваются стежки.
  • Для атласной глади нужно делать маленькие стежки тонкими нитками. Каждый последующий стежок начинается от центра предшествующего ряда. В результате, на изнаночной стороне будет множество коротких дорожек из нитей, а на лицевой цельный гладкий узор.
  • В русской глади стежки прокладываются по горизонтали или по вертикали прямыми стежками. Между соседними оставляют промежуток в 2 нити, который зашивают, когда иголка двигается уже в обратном направлении.
  • Художественная вышивка представляет собой создание плоской косой глади без настила. Рукодельницы смешивают нити разных оттенков, чтобы сделать плавный переход цветов.
Познакомьтесь с некоторыми швами, которые будете использовать при выполнении техники вышивания гладью в дальнейшем.

  1. «Вперед иголкой». По контуру узора делайте равномерные стежки, длина которых равна расстоянию между двумя обрабатываемыми отрезками.
  2. «Назад иголкой» . С изнаночной стороны полотно протыкается иглой назад на длину, которая равна двум стежкам на лице, затем кончик иголки выводится на лицевую сторону, здесь делается 1 шов.
  3. При вышивании «петельного стежка» иголку направляют сверху вниз, делая вертикальные стежки. На лице нитка остается под иглой. При этом образуется петелька, напоминающая буквы «n» или «u».
  4. При создании «стебельчатого шва » иглу вынимают на лице полотна, чтобы она находилась в центре предыдущего стежка. На изнанку ее вводят наклонно. Вышивание гладью стебельчатым швом часто применяют для оформления листьев, стеблей, лепестков.
Для объемной вышивки используют двойные узоры, например:
  • длинный стежок вприкреп;
  • узкий валик;
  • пышечку;
  • стежок с настилом.


Бывают двойные узоры следующих типов:
  1. «Длинным стежком вприкреп» вышивают лепестки и листья. Сначала прокладывают стежки по длине листа, затем длинную нить закрепляют короткими стежками, чтобы полотно не просвечивалось.
  2. Для создания «узкого валика» сперва выполняют стежок «вперед иголкой», затем делают маленькие вертикальные стежки.
  3. «Пышечка». Сначала нужно вышить по дуге круга вперед иглой, после чего внутри круга, от его границ, выполняются горизонтальные стежки, а сверху - вышивают вертикальные. При этом стежки должны плотно прилегать друг к другу.
  4. Для «стежка с настилом» сначала весь рисунок нужно прошить маленькими стежками вперед иголкой, а затем выполнить узор двусторонней гладью горизонтальными, вертикальными либо наклонными стежками.
Также для вышивания гладью используют одинарные узоры, такие как:
  • верхшов;
  • узелок;
  • петля вприкреп;
  • цепочка.


Отличаются они следующими особенностями:

  1. «Верхшов» - для него прокладываем стежки сверху вниз: с одного конца нужно сделать вертикальный стежок, вынуть иголку на лицевую сторону рядом с местом ее выхода. Затем - сделать стежок в обратную сторону, исходя из такого же принципа.
  2. Чтобы выполнить «узелок» , проткните с изнанки иглой ткань, выведите ее на лицо. Сделайте здесь несколько навивов близко друг к другу, придерживая их и одновременно вытягивая иголку на изнаночную сторону, чтобы образовался рельефный узелок.
  3. У вас получится «цепочка» , если будете накидывать нитку на иглу в виде петельки.
  4. «Петлей вприкреп» оформляют лепестки цветов. Выполняется данный узор, как цепочка, но маленьким вертикальным стежком, который нужно фиксировать в середине лепестка.


Вот о скольких стежках вы узнали. Теперь сможете включать их в свои работы. Давайте начнем практику с несложных узоров.

Техника вышивания цветов

Для этой творческой работы понадобятся:

  • рисунок;
  • белая ткань;
  • нитки разных цветов;
  • иголка;
  • пяльцы для вышивания;
  • ножницы.

Для того, чтобы вышить цветы, вам понадобится их схема. Вы можете изобразить этих представителей флоры сами или использовать копирку. Продаются и уже готовые терморисунки, которые приглаживаются к ткани утюгом.


Любым из представленных методов перенесите рисунок на полотно.


Начинаем вышивать с узкого кончика листика. Сперва покрываем стежками «вперед иголка», расположив их немного наклонно, одну сторону листа, а затем - вторую.


Маленькими короткими стежками вышейте стебель. Чашечку цветка оформите теми же зелеными нитями, швом «вперед иголка».


А вот сам цветок нужно вышить следующим образом. Для него нужно подобрать 3 похожих тона, например, телесный, розовый и красный. Сначала вышивайте телесным, затем розовым и в конце - красным, чтобы получить плавные переходы трех оттенков.


Вот какая красивая вышивка гладью у вас в результате получится.


Следующий мастер-класс научит вышивать цветок ирис. Если вы берете трикотажное полотно, тогда обязательно подложите на изнанку флизелин, чтобы он придал ткани нужную жесткость.

Лучше всего использовать мулине, но если вы уверены в своих навыках, можете взять шелковые нитки. Тогда рисунок получится еще более красивым и будет переливаться.

Перерисуйте ирис на ткань. Хорошо натяните полотно на пяльцы для вышивания.


Возьмите темно-сиреневую нить, ею вы зашьете каемку нижних лепестков. В подобных работах изнаночная и лицевая сторона должны быть выполнены аккуратно. Поэтому не нужно закреплять нить при помощи узелка. Сделаем это по-другому.

Проколите полотно иглой, выведите нить на лицо и оставьте тут небольшой хвостик. В процессе начала вышивания придерживайте его пальцем. Когда вы продолжите работу, этот кончик нитки закрепится стежками, которые вы будете выполнять далее. Вышиваем простой гладью, тогда изнанка и лицо будут выглядеть одинаково.

Сначала оформите края лепестка темно-сиреневой нитью. Делайте стежки наклонно, параллельно друг другу. Оставляйте между некоторыми промежутки, чтобы затем заполнить их более светлой нитью. При помощи нее же вышиваем внутри лепестка.


По такому же принципу выполните более крупные лепестки ириса.


Серединка цветка создается оранжевой нитью.


Внутренние части лепестков оформляйте при помощи светлой нити. Посмотрите на фото, что у вас получится.


Посмотрите на примере создания ствола дерева, как можно, используя всего 3 цвета, сделать вышивку наиболее реалистичной.

Для этого возьмите вот таки нити:

  • темно-коричневые;
  • светло-бежевые;
  • серо-коричневые.
Сделайте вдоль ствола несколько темно-коричневых стежков, при этом можно не следить за их ровностью.

Теперь между данными, вам нужно проложить светло-бежевые стежочки.


Оставшееся место на стволе вышейте серо-коричневыми нитками.


Используя технику вышивки путем смешивания нитей разного цвета, вы сможете создать вот такие живописные цветы.


Посмотрите, как для этого нужно оформлять цветок. Сначала перенесите его рисунок на ткань, разделив каждый лепесток пополам. Далее, начиная с заостренной части лепестка, вышейте сначала одну его половину, делая стежки под углом в 45°. Затем оформляется вторая половинка лепестка, а таким же образом - и весь цветок.


Вышивка гладью поможет создавать вот такие прекрасные картины. Для них полотно лучше сразу заключить в рамку, хорошо натянув его.


Помогут правильно осуществить вышивку схемы. На следующей показано, как сделать мак, опираясь на подсказку.


Если вы хотите, чтобы ваша вышивка гладью получилась живописной, тогда для создания цветов используйте следующие оттенки.


Из сюжетов, представленных в конце статьи, вы узнаете о тонкостях этого красивого старинного рукоделия:

МСТЕРСКАЯ ВЫШИВКА

традиционный русский вышивальный промысел, сложившийся в Мстере. История промысла насчитывает несколько столетий. Его основу заложили в 18 веке монахини женского монастыря Иоанна Милостивого, украшавшие золотым и серебяным шитьем по бархату и атласу предметы церковного ритуала - хоругви, плащаницы, воздухи.

В сер. 19 в. в Мстере сложился местный тип вышивки белой гладью с миниатюрными растительными узорами по тонким белым хлопчатобумажным тканям - маркизету и батисту. Изысканные гирлянды и букеты украшали постельное и столовое белье, портьеры, женскую и детскую одежду. Сложной техникой мстерской белой глади владели большинство жительниц села, а традиционное для монастырского шитья высокое качество сделало их продукцию очень популярной на российском рынке.

В 1923 в Мстере была организована артель художественной вышивки (ныне строчевышивальная фабрика). До середины 1930-х гг. изделия мстерских вышивальщиц в основном шли на экспорт.В 1940-1950-х гг. в мстерскую белую гладь пришли сюжетные мотивы - темы из русских сказок, песен, жанровые сцены. Сохранились и традиционные травные орнаменты, в которые часто включаются миниатюрные фигурки птиц.

В 1950-х годах мстерские мастерицы стали использовать технику цветной владимирской глади, прежде широко бытовавшую на Владимирщине (в настоящее время сохранилась также в г. Александрове). Так называемые "владимирские швы" - яркая красочная вышивка крупными стежками красной нити (мулине, пасма, шерсть) с небольшими вкраплениями синего, зеленого и желтого цветов - применяются преимущественно для оформления женской одежды и столового белья.

В то же время в Мстере сложился и новый тип вышивки - "русская гладь": растительный узор выполняется швом "вперед иголку" по прямой нити ткани рядами стежков, плотно прилегающими друг к другу. Вышивку дополняют разнообразные "разделки" - стяги, мережки, ажурная сетка или сетка по ткани.

Большой вклад в развитие мстерской вышивки внесли художницы В. Н. Носкова, Т. М. Дмитриева-Шульпина, Н. М. Короткова, виртуозные вышивальщицы В. Г. Живарева, З. П. Сенькова, Е. В. Зайцева, Т. С. Воронина и др.Литература:Бакушинский А. В., Василенко В. М. Искусство Мстеры. М.; Л., 1934.Воронова Л. И. Владимирские швы. М., 1952Воронова Л. И. Мстерская белая гладь. М., 1954.Работнова И. П., Яковлева В. Я. Русская народная вышивка. М., 1957.Н. В. ГаевскаяА. Л. Иорданский

Мстерская гладь

Мстерская гладь представляет собой изысканный вид белой глади, который сочетает различные рельефные элементы белой глади с настилом и простой без настила, редкую гладь штрихами, петельки и полупетельки, стебельчатый шов (см. ). Узор дополняется ажурными решетками, сетками и стягами (о них мы поговорим позже). Сочетание этих разнообразных приемов вышивки сделало мстерскую гладь уникальной.

Мстерская гладь выполняется на тонких прозрачных тканях (маркизет, батист, шифон) мулине или шелком, а также на крепдешине крученым шелком. Мстерской гладью вышивают мелкий растительный орнамент, состоящий преимущественно из цветков и листочков. Среди причудливых веток часто изображают птиц с пышными хвостами или маленьких птичек. Иногда выполняют жанровые сцены или сказочные мотивы.

Мстерской гладью вышивают накидки, платки, скатерти, панно, покрывала, белье, блузки, платья и т.д.

Владимирские швы

Узоры, состоящие из более крупных мотивов, выполняются владимирскими швами толстыми цветными нитками мулине (в 8-12 сложений), ирисом или шерстью. Основной цвет этих вышивок - красный с небольшим прибавлением синего, зеленого, желтого цветов, но часто встречается и одноцветные вышивки.

К владимирским швам относятся гладь «верхошов» (односторонний шов), накладные сетки, шов «козлик» и др.


Гладь «верхошов».

Эта гладь заполняет мотив на лицевой стороне, образуя на изнанке ряд мелких стежков в виде пунктира по контуру узора.

Таким швом вышиваются крупные мотивы узора, а также стебли, веточки, усики и т.д. .

Стежки глади нужно располагать по форме мотива: в цветках - от края к центру, в листьях - с наклоном от края к середине. Стежки могут быть разной длины. Контур мотивов при этом становится зубчатым, переход от узора к фону мягче, спокойнее.

Накладные сетки.

Сердцевины крупных цветков и детали мотивов можно заполнить накладными сетками или различными гладьевыми разделками в виде квадратиков, треугольничков, полосок, выполненных гладью, козликом и др.

Сетка и прикрепки вышиваются нитками одного цвета. Длинные стежки, которые протягивают в пределах контура в двух направлениях (вертикальном и горизонтальном), образуют сетку.

Сетка прикрепляется к ткани разными способами: крестиком, стежком, лапкой (три стежка). При этом соблюдается определенная последовательность: сначала выполняются все стежки в одном направлении, например, вертикальном (рис.7), затем в другом - горизонтальном, последовательно закрепляя каждый новый стежок в местах пересечения его с вертикальными стежками. На рисунке первый горизонтальный стежок сделан справа налево, а обратным движением иглы с рабочей ниткой выполнены прикрепки в виде крестиков.


Верхние стежки прикрепок-крестиков должны быть в одном направлении.

Выполнение шва «козлик» описано мной в статье «Азы ручной вышивки. Часть 2» . Если говорить о владимирских швах, то «козлик» используется для вышивки середины крупных листьев и цветов, так же «козликом» вышиваются мелкие листочки, как показано на рис. 8. Сердцевины цветов обычно окаймляют тамбурным швом (см. ).

Помимо шва «козлик» можно и использовать шов «восьмерка».

Шов «восьмерка» (рис.9)

Представляет собой сплошной шов «козлик», то есть перекрещивающиеся стежки соединяются друг с другом.

На изнаночной стороне образуются два ряда параллельных стежков с промежутками в виде строчки. Наклон стежков должен быть от 30 до 40 градусов. Шов «восьмерка» может быть узким, широким, частым и редким. Выполняется он так же, как шов «козлик», только каждый последующий прокол делается в предыдущий. Шов «восьмерка» может быть использован для заполнения различных фигур сложной формы. В этом случае, по меньшей дуге расстояния между стежками будут меньше, а по большей - больше.

Узоры, выполненные владимирскими швами, дополняют цветной тесьмой узкими орнаментальными полосками, вышитыми «козликом», гладью, кисточками.


Русская гладь

Русская гладь выполняется прямыми стежками, расположенными вертикально или горизонтально оси рисунка и параллельно долевой нити ткани или ее утку. Стежки укладываются плотными рядами сначала в направлении слева направо, затем в обратном - справа налево. Вышивать можно и без предварительной наметки рисунка. Нитка закрепляется небольшим стежком с лицевой стороны и закрывается стежками глади. Стежки следует делать длиной 3-6 мм, оставляя между ними одну-две нити ткани. Длина стежков может быть разной, но стежки обязательно должны перекрывать оставленные между стежками нити ткани предыдущего ряда стежков. Длину стежков следует чередовать, тогда гладь получится ровной. Внешний контур рисунка можно обшить тамбурным швом (см.).

Для работы используются мягкие нитки, обычно мулине в два сложения. На толстой ткани можно вышивать в три нитки мулине или толстой пряжей.

Русской гладью выполняют растительный орнамент. Иногда в середине крупных цветков он дополняется ажурной сеткой. Ажурную сетку можно сделать без каких-либо разделок и обвивать, как обычную сетку в белой строчке. Для сетки выдергивают одну и оставляют две нити ткани. Край сетки предварительно следует обшить тамбурным швом.

Атласная гладь

Атласная гладь выполняется тонкими нитками: шелком или мулине в одну нитку. Особенностью этой глади является расположение стежков, создающее гладкую блестящую (атласную) поверхность вышивки.

Стежки делаются разной длины и плотно укладыватся друг к другу. Они не должны соприкасаться концами и располагаются так, чтобы один стежок заходил за другой. Каждый последующий стежок нужно шить, вкалывая иглу около середины предыдущего стежка, немного отступая назад, под нитку только что выполненного стежка. Направление стежков должно соответствовать направлению прожилок листиков или лепестков.

Начинать вышивку листика или лепестка надо с вершинки или с центра. Если на листике или лепестке имеется закругленная часть или выступ, то по линии изгиба увеличьте количество стежков, для того чтобы не получалось длинных линий от края до середины лепестка или листика. Эти добавочные стежки делаются по выпуклому краю, возвращаясь назад по направлению от середины к внешнему краю. При этом основное направление стежков не должно меняться.

Закончив вышивку одной половины листика или лепестка, переходите к тому месту, откуда начинали вышивку, и выполняйте вторую половину, укладывая стежки в противоположном направлении. Это дает возможность точно выдержать нужное направление стежков. Вышивка должна получиться ровная, с блестящей поверхностью рисунка. На изнаночной стороне вышивки образуются короткие, беспорядочно разбросанные стежки.

Атласная гладь выполняется как белыми, так и цветными нитками. Атласной гладью вышивают преимущественно растительный орнамент.

Желаю удачи. В следующий раз мы поговорим о подарках, которые можно сделать своими руками.

С уважением, Юлия МИЛОКУМОВА
[email protected]

+++++++++++++++++++++++++++++++

Основной приём этой вышивки - двусторонняя гладь. Её выполняют тесно прилегающими друг к другу стежками, располагая их по форме мотива как с лицевой, так и с изнаночной стороны ткани. Выполняют гладь нитками мулине (в 1-2 сложения), тонкой иглой с маленьким ушком. Чтобы гладь была выпуклой, необходимо делать настил из тех же ниток, располагая его в направлении, противоположном направлению гладьевых стежков.

В выполнении узоров применяют таксе различные виды ажурных сеток, «стяги», «дырочки», «узелки», россыпь», «подкладной» шов или «восьмёрку», детали в виде кружочков, «усиков» и другие. Переходы от выпуклой, рельефной поверхности гладьевых стежков к прозрачным разделкам в самой ткани создают декоративность вышивки, выполненной в одном цвете.

Детали узора в форме кружочков - «пышечки» вышивают гладью с настилом. Для этого контур кружочка обшейте швом «вперёд иголку» , сделайте настил и выполните гладьевые стежки от середины кружочка сначала вправо, а затем влево.

Гладью с настилом вышивают стебли, цветы и листья. Обшив цветок по контуру, стежки настила расположите по кругу и вдоль контура, а гладьевые стежки - в направлении от середины цветка к краю. Цветок может быть из отдельных лепестков, лепестки вышивайте последовательно один за другим, располагая гладьевые стежки поперёк лепестка.

В мелких листьях гладьевые стежки могут иметь прямое или косое направление. Более крупные листья вышивают гладью и «россыпью» или «узелками». «Россыпь» выполняют мелкими стежками швом за иголку, стежки располагайте параллельными рядами. Край листочка, вышитого россыпью или узелками, стягами или сеточкой, обшейте гладьевым валиком. Листочек на две трети длины бывает разделён на две половинки («листок в раскол»). Сделав настил по длине листочка и два параллельных стежка по середине его, начинайте выполнять гладьевые стежки с целой части листочка. Дойдя до места раскола, вышивайте сначала одну сторону, затем другую, вкалывая иглу между параллельными стежками, а выкалывая на линии контура листочка.

Вышивки гладью интересны и разнообразны. Давайте вместе украсим изделие и оно станет неповторимым. Вышить можно всё что угодно: скатерти, подушки, одежду, украшения, полотенца, салфетки, платки, и так далее. Для начинающих можно посоветовать простую вышивку гладью. Лучше начинать с небольшого узора. Важно понять, что суть этой вышивки - это ровные стежки, которые близко и очень плотно прилегают друг к другу.

Вышивка гладью бывает разная: двусторонняя и односторонняя, прямая и косая. Техника и разновидность вышивки: простая, художественная, выпуклая гладь, прорезная, штриховая, объёмная, атласная, белая, владимирская, русская, полтавская.

Если вы хотите научиться вышивать гладью, вам не обязательно сразу запоминать все стежки и техники. Начать можно с пары швов, которые пригодятся для вышивки цветов, бабочек, небольших рисунков, фигурок животных.

Вышивание возможно на разных тканях. Не имеют значение ни переплетение, ни цвет, ни состав. Всё зависит от ниток, которыми вы шьёте. Если вы взяли для работы нитки Мулине, то и ткань лучше брать хлопчатобумажную: хлопок, лён, мешковину. Если нитки шёлковые, хорошо подойдёт тонкий батист, сатин или шёлк. Для ниток Ирис годятся плотные ткани.


Что понадобится для работы? Нужна будет игла. Правильно выбирайте иглу для работы. Выбор иглы зависит от ткани и ниток, также учитываем и рисунок. Чем тоньше игла, тем профессиональней будет смотреться ваша работа. Далее, используем для работы пяльцы или рамы, кому как больше нравится. На пяльцах ткань больше натянута, что важно для рисунка и удобства вышивальщицы.

Ещё нужны будут маленькие ножницы, напёрсток и копировальная и папиросная бумага. Кто умеет рисовать, тому проще, можно просто нарисовать рисунок на ткани карандашом.

Если нет способности к рисованию, используйте копирку. Для этого нужно положить копировальную бумагу на ткань, сверху расположить рисунок, распечатанный на принтере. Скалываем эту конструкцию булавками и обводим по контуру. Разбираем всё по отдельности и приступаем к работе.

В разных деталях нашей вышивки могут быть использованы разные техники. Например, крупные детали можно оформлять протяжёнными стежками, а узкие полоски, маленькие детали вышиваем короткими малыми швами. Техники часто путают с видами вышивки. Нужно запомнить, что один вид вышивки может быть выполнен в разных техниках.

Начнём с прямого стежка. Начинающей мастерице достаточно будет узнать этот шов, чтобы делать простейшие работы. От прямого стежка пошло название простого вида. Длина стежка бывает разной, от 1 мм до 7-8 мм. Например, в белой глади этим стежком обводят контур узора.

Прямым швом можно вышивать крупные детали и контуры. Для мелких деталей он не годится. Его используют и для заполнения внутренней части детали.

Прямой стежок можно выполнить под любым углом. Открытыми стежками «ёлочкой» вышивают листики, папоротниковым стежком выполняют хрупкие длинные стебли, стебельчатым швом вы создадите ровную безупречную линию. Расщепляющий стежок нужен для контурных линий.

Клинообразные и шевронные стежки можно вышить по бокам рисунка, заполнив пустое пространство. Точечный в готовом виде похож на кофейное зёрнышко, зерновой используется для эффекта светотени внутри детали.

Стежки гладью - следующий по сложности этап вышивки. Гладь используют для придания рисунку тонких оттеночных переходов. Используя шёлковые нити, можно вышивать пейзажи, портреты, жанровые сцены. Такая гладь называется художественной.

Разновидности глади: теневая, вприкреп, односторонняя, двусторонняя, прорезная, белая, счётная, плоская и выпуклая.

Выпуклая гладь нужна для придания рисунку дополнительной рельефности. Настил вышивают простой гладью, а затем действуют в обратном направлении. Увеличиваем высоту детали и делаем её выпуклой и рельефной.

Стежок «ёлочкой» исполняет мотив листьев. Выполняется близкими друг к другу диагональными стежками.

Скрещённые стежки выполняются скрещёнными нитками. Эту технику можно использовать для того, чтобы выделить центр листа или середину другой фигуры.

Очень красив рельефный шов «ёлочкой», в нём накладываются друг на друга диагональные скрещивающиеся стежки. Центр листа вышейте румынским стежком.

Плетёная гладь состоит из групп стежков, вышитых чёткими рядами. Акцент делается на светотени. Если вы уже немного освоили предыдущие техники, можете попробовать работать теневой гладью. Она помогает создать на изделии интересный и красивый переход цвета из одного в другой. Такой переход называется градиентом.

Часто встречающиеся стежки. Китайские узелки тонко оттеняют и придают завершённость рисунку. Стежок рококо мы часто видим внутри цветочных композиций.

Вышиваем пошагово ирис техникой простая гладь.

Для работы понадобится:

  1. Нитки шёлковые: тёмно-фиолетовые, фиолетовые, белые, оранжевые и зелёные.
  2. Ткань (лён, шифон, капрон, батист, и так далее). Здесь шифон.
  3. Пяльцы.
  4. Ножницы.
  5. Тонкая игла.

Наша работа выполнена на шифоне, поэтому здесь не нужна калька или копирка. Кладём ткань на рисунок, закрепляем булавками и рисуем на ткани карандашом или ручкой.

Здесь показано, как вышить один цветок, но если желаете - можно вышить всю композицию. Вышивать будем шёлком в одну нить.

Оформляем лепестки нижней части ириса тёмно-фиолетовым цветом. Оставим расстояние между стежками для белого цвета.

Приступаем к вышивке следующего лепестка. Вначале вышьем загиб лепестка ириса.

Цели урока:

Образовательная:

  • ознакомить учащихся с видами вышивки
  • научить выполнять атласную и штриховую гладь;

Воспитательная:

  • вызвать интерес к родной культуре,
  • любовь к традициям своего народа;
  • прививать навыки культуры труда и аккуратности;

Развивающая:

Оборудование и материалы для урока:

  • кабинет трудового обучения;
  • мультимедийная установка;
  • образцы объектов труда;
  • иглы, нити для вышивки- мулине;
  • пяльцы, канва, плотная ткань, рисунки, копировальная бумага, простой карандаш.
  • учебники

Ход урока

Организационный момент: - приветствие

Сообщение темы, цели урока;

Проверка готовности к уроку.

Слово учителя.

Здравствуйте. Присаживайтесь.

(слайд 1) Тема нашего урока: "Атласная и штриховая гладь, практика, приемы выполнения глади".

Цель урока: познакомиться с данными видами вышивки гладью и практически научиться выполнить элементы атласной и штриховой вышивки. А для этого нам понадобятся инструменты для ручной работы, которые вы приготовили.

Вопрос к учащимся. Какие виды вышивки Вы уже изучили? (слайд 3)

Верно. Художественная гладь. Владимирское шитьё. Белая Гладь. Прямая гладь, Счётная гладь. Крест, а есть ещё Мережка, Ришелье, Игольчатая вышивка и т.д.

Вопрос к учащимся. С какими инструментами, используемыми при вышивке вы знакомы?

  • Ткань - плотная, но тонкая, можно на неотбеленном льне.
  • Нить - мулине.
  • Игла - с небольшим ушком.
  • Пяльцы - обычные, круглые.
  • Напёрсток - предохраняет палец от наколов.
  • Ножницы - острые.
  • Копировальная бумага - зелёного или красного цвета.
  • Карандаш простой - остро заточенный.

Вопрос к учащимся: Где применяется вышивка?

История вышивки своими корнями уходит в далёкое прошлое.

Народная вышивка связана со стародавними традициями, обычаями и обрядами русского крестьянства. (слайд 4) Обучать девочку женскому ремеслу: прядению, ткачеству, вышиванию - начинали в русских селениях с пятилетнего возраста. К пятнадцати годам девушка должна была приготовить себе приданное к свадьбе, украсив его вышивкой. Каждая вещь - рубаха, передник, сарафан, рушник имели особый характер украшения.

Сейчас девочки почти не вышивают. Редко кто занимается вышивкой.

Вопрос к учащимся Девчонки, а вы любите вышивать? Кто - нибудь из ваших родных увлекается вышивкой? Мамы или бабушки?

(слайд 5) А я знаю одну такую мастерицу. Она живёт в селе Ново-Ивановка, Кущёвского района. Это Богославская Галина Максимовна. Она начала вышивать с 6 лет. Первую свою вышивку она продала, чтобы прокормить своих младших братьев, так как она была самая старшая в семье. А сейчас она вышивает для души. Галина Максимовна заняла первое место в районе на смотре народного творчества поселений. О ней писали газеты, она была премирована.

Вопрос к учащимся. Какая последовательность выполнения вышивки? (слайд 6)

Можете открыть учебник на стр. 46.

  • придумать рисунок для вышивки.
  • перевести рисунок на ткань.
  • вышить все элементы.

Сегодня мы научимся практически выполнять элементы атласной и штриховой глади.

Атласная гладь - это вышивка, в результате которой получается блестящая поверхность.

Основа для атласной глади - это стебельчатый шов, строчки которого выполняют в прямом и обратном направлениях, располагая их близко, друг к другу, чтобы не было просветов ткани - основы.

Штриховая гладь называется так оттого, что состоит из отдельных стежков - штрихов, напоминающих лучи, идущие в разных направлениях от центра

Вопрос к учащимся. Давайте вспомним о технике безопасности при работе с иглой и ножницами - читайте вслух по очереди. (слайд 7)

Теперь перейдём к практической работе. Сегодня мы выполним вот такую вышивку.

(показ готовой вышивки) На ней сочетаются элементы атласной и штриховой вышивки. Давайте приступим к их выполнению. Первое, что вы должны сделать - это перевести рисунок на ткань.

Сейчас я вам покажу, как выполняется атласная гладь. Берём нить в одно сложение.

Посмотрите, на листике не случайно нарисовано столько линий, при вышивании иглу вкалывают строго по этим линиям. Подпишите на линиях цифры 1, 2, 3, 4, вам будет проще меня понять, как вышивать.

Попробуйте теперь вы девочки.

Вопрос к учащимся. Вы помните, как закреплять нить на ткани без узла?

Нить в два сложения продёргивают концами в иглу, выполняют небольшой стежок в начале работы, протягивают нить, оставляя на лицевой стороне кончик в виде петельки, в которую вдевают иглу и протягивают нить.

Закрепили нить, затем вкалываем, иглу в ткань на линии 2, а выводим иглу на линии 1. Дальше в обратном направлении - вкалываем, иглу в нить на линии 3, а выводим на линии 4. Так продолжаем и дальше.

Очень важно, чтобы вы не стягивали нитки и стежки располагали близко друг к другу, чтоб не было просветов.

Если нить закончилась, то закрепляем её на изнаночной стороне несколькими стежками "за иголку", пропуская конец нити под работой.

Для вышивания штриховой гладью берут нитку в 4 сложения. Начнём вышивать со стебелька цветка. Закрепим нить и шьём маленькими стежками.

(слайд 9,10)

Итог урока. Показать вышивки девочек всему классу. Указать на ошибки, похвалить за наиболее удачные работы. Поставить оценки.

Итак, сегодня на уроке мы с вами познакомились и практически изучили элементы атласной и штриховой глади. Вы очень хорошо справились с заданием. Молодцы.

Домашнее задание . Завершить работу над вышивкой. На следующий урок принести те же самые принадлежности, т. к. вы будете изучать другие швы "узелки" и "рококо".