Возрастные особенности шестилетних детей

Роль родителей в жизни малыша растет, а выбранные ими методы воспитания начинают приносить ощутимые плоды.

Общее развитие

Специалисты называют развитие ребенка в 6 лет переломным моментом формирования личности. Активно перестраиваются психика и физиология, меняется отношение к миру, появляются нравственные ориентиры. Эти преобразования достигают и структур его мозга. В связи с чем, ребенок в 6 лет имеет повышенную мозговую активность, равную по сложности уровню взрослого человека.

В этом же возрасте расцветает важное для полноценного развития ассоциативное мышление. Его ценность заключается в тесном взаимодействии с системами зрительного восприятия, которые становятся незаменимыми в школьные годы.

Семимильными шагами движется и физическое развитие ребенка в 6 лет. Справедливости ради, стоит отметить, что в сравнении с предыдущими поколениями шестилеток, сегодняшние дети растут и развиваются довольно гармонично. Это происходит за счет более медленного увеличения конечностей и интенсивного роста грудной клетки. Подобная синхронизация физиологических изменений улучшает их двигательную активность и физические показатели.

Воспитание ребенка 6 лет традиционно связывают с его подготовкой к школе. Родители решают этот вопрос по-разному, ориентируясь на индивидуальные способности и знания своего малыша, или собственные цели и амбиции. Кому-то хватает подготовительной работы в дошкольном учреждении, кто-то отправляет детей на дополнительные занятия или нанимает специалистов для домашнего обучения. В любом случае основное внимание должно уделяться эмоциональному состоянию.

Ребенку 6 лет, и внутри него ведется интенсивная «стройка» будущей личности, характера и ценностных ориентиров. Любое чрезмерное давление может сломать эти хрупкие несформированные системы и привести к необратимым последствиям. На данном этапе мам и пап мучает еще один немаловажный вопрос: готов ли ребенок в 6 лет к школе или следует подождать еще год? Как и в предыдущих ситуациях, выбор здесь остается за родителями. Если ребенок проявляет искренний интерес к учебному процессу, общителен, любит проводить время в компании сверстников, то нет смысла откладывать это важное событие. И, наоборот, в случае недостаточной активности, замкнутости, неприспособленности к пребыванию вне дома чрезмерно раннее знакомство со школой может вызвать сильный стресс и даже на какое-то время затормозить нормальное развитие ребенка в 6 лет.

В связи с усложнившейся жизненной организацией и новыми правилами особое значение приобретает эмоциональное воспитание ребенка 6 лет. Внешний рост сопровождается активным внутренним ростом. Гамма чувств, которые он способен испытывать, становится богаче и насыщенней. Появляются неопределенность, сомнения и страх. Здесь очень важна роль родителей, их функционал, то, как они сами понимают воспитание ребенка 6 лет и что вкладывают в этот процесс. На данном этапе велик соблазн отстраниться от малыша, предоставив безграничную свободу действий и упустив из внимания его эмоциональное состояние. Следует помнить: каким бы самостоятельным ни казался ребенок, он продолжает нуждаться в родительской заботе, ласке и понимании. Только сейчас эти взаимоотношения переходят на новый качественный уровень, где вчерашний несмышленыш выступает в роли сознательного человечка, отчаянно ищущего ответы на главные вопросы его жизни.

Речь ребенка в 6 лет

Ребенок в 6 лет общается на уровне взрослого человека. Его словарный запас целиком и полностью определяется той средой, в которой он рос. Если домочадцы малыша использовали большой набор разноплановых слов, строя из них грамотные фразы и предложения, то и лексика будет отличаться правильностью и богатым содержанием. Любителям ненормативной лексики, на чьих плечах лежит воспитание ребенка 6 лет, есть над чем задуматься.

В этом возрасте становится особенно важным произношение малыша. Многие взрослые наивно полагают, что школа исправит все недочеты и ошибки в лексике их первоклассника. Но зачастую взаимосвязь здесь складывается обратная. Не выговаривающий буквы ребенок в 6 лет рискует отстать от одноклассников. Ведь письменная грамотность и беглость чтения в первую очередь зависят от правильного произношения. Поэтому родителям стоит заранее позаботиться о грамотной и четкой речи своего ребенка, обратившись за помощью к специалисту.

Следующий важный вопрос, затрагивающий воспитание ребенка 6 лет, - нужно ли перед школой обучать его чтению. Сегодняшняя система образования настаивает, что да, отправляясь в первый класс, малыш должен уметь читать. Но окончательное решение опять принимать родителям. Если ребенок пока не готов, то стоит либо положиться на учебный процесс, организованный в школе, либо на год отложить его знакомство с ней. Заставлять, угрожать и давить не следует. Это лишь зародит в нем стойкое отвращение к чтению и школе в целом.

Уход за малышом

Правильное воспитание ребенка в 6 лет делает его самостоятельным человечком. Он с легкостью одевается и раздевается, проводит гигиенические процедуры, убирает свои вещи и даже оказывает посильную помощь по хозяйству. Забота о малыше сводится к направляющей и обучающей функциям. И чем раньше это произойдет, тем быстрее ребенок овладеет необходимыми знаниями и навыками.

Питание ребенка

Часто в этом возрасте у детей просыпается небывалый до сих пор аппетит. Особенно это касается мальчиков, так как организм девочек начинает интенсивный рост немного позже. Это нормальный физиологический процесс, который следует слегка ограничивать лишь в крайних случаях. Ребенок в 6 лет нуждается в продуктах, богатых кальцием, белком и клетчаткой, необходимых для растущего детского организма. Поэтому его рацион должен включать молочные продукты, яйца, мясо, рыбу, много овощей и фруктов.

Сон в 6 лет

Развитие ребенка в 6 лет подразумевает отказ от дневного сна. Но если малыш все еще в нем нуждается, то пока нет смысла менять его распорядок дня. Со временем организм сам перестроится на новый режим, состоящий только из ночного отдыха.

Безопасность

Ребенку 6 лет - самое время включить в процесс воспитания разъяснительные беседы о правилах безопасного поведения в сложных обстоятельствах. Не стоит бояться, что малыш чего-то не поймет или не запомнит. Он готов к усвоению новой информации, как никогда. Вопросы, требующие первостепенного внимания:

  • почему нельзя разговаривать с незнакомыми взрослыми;
  • как следует себя вести, потерявшись или находясь вблизи опасных объектов;
  • правила поведения в чрезвычайных ситуациях.

Чему можно научить шестилетнего ребенка?

Развитие ребенка в 6 лет связано с его повышенным интересом к творческой деятельности. Вариантов подобных увлечений огромное множество. Выбор зависит от индивидуальных предпочтений малыша. Задача родителей – в процессе воспитания разглядеть его индивидуальные способности и интересы, а затем приложить максимальные усилия для их развития. На помощь придут художественные и музыкальные кружки, спортивные секции, хореографические занятия. Если нет возможности прибегнуть к помощи профессионала, то можно организовать кружок по интересам на дому. Например, ребенок в 6 лет постоянно что-то мастерит - развить этот зарождающийся талант поможет изготовление поделок и сувениров в компании с мамой или папой.

Развивающие игры

Как и в предыдущие годы, особое значение в жизни ребенка занимает его игровая деятельность. Если взрослые внимательно присмотрятся к ней и вникнут в детали, то смогут найти много удачных моментов для воспитания нужных качеств. Основной вид развлечений, занимающий сейчас малыша, - сюжетно-ролевые игры. С их помощью он может инсценировать любую жизненную ситуацию: отправиться в путешествие на край света, побыть отважным капитаном корабля или в один миг перенестись на необитаемый остров. Эту волшебную силу игры можно использовать, чтобы подготовить чадо к предстоящим событиям, вызывающим у него страх и беспокойство.

Идем в школу. Для сценки потребуется заменяющий школьную доску лист бумаги, портфель, карандаши, фломастеры, тетради. Взрослый предлагает малышу представить себя учеником, попавшим на свой первый урок, и в шуточной форме его разыграть. Затем участники меняются ролями. В процессе такого развлечения ребенок знакомится с правилами поведения в школе и самой схемой проведения занятий, что уменьшает его тревогу и способствует воспитанию дисциплины и ответственности.

Идем к врачу. Для этой игры можно использовать готовый набор юного доктора или соорудить из подручного материала спецодежду, градусник и стетоскоп. Роль доктора можно сразу поручить ребенку, а в качестве пациентов выступят мама или папа. Такая инсценировка поможет малышу привыкнуть к непростому для него мероприятию – посещению поликлиники. В следующий раз он стойко и спокойно перенесет очередной визит к врачу.

Давайте познакомимся! Говоря о школе, мы всегда подразумеваем сам учебный процесс. Но для малыша – это, прежде всего, адаптация в новом коллективе. Поэтому на данном этапе важной целью воспитания становится формирование у ребенка коммуникативных качеств. В этом поможет разыгрывание мини сценок о выстраивании контакта с незнакомым человеком, в роли которого может выступить кто-то из домочадцев или обычная игрушка.

К 6-7 годам ребенок должен иметь определенный запас знаний и представлений об окружающем мире. Хорошо, если у ребенка есть элементарные знания о растениях и животных, о свойствах предметов и явлений, знания в области географии и астрономии, представление о времени.

В шесть с половиной лет ребенок, как правило, активно готовится к школе.

Что должен знать ребёнок, поступающий в школу:

  • Своё имя, отчество и фамилию.
  • Свой возраст и дату рождения.
  • Свою страну, город и домашний адрес.
  • Фамилию, отчество родителей, их профессию.
  • Времена года, месяцы, дни недели.
  • Домашних, диких животных и их детёнышей.
  • Тематический словарь: транспорт, одежда, обувь, птицы, овощи, фрукты, ягоды.
  • Знать и уметь рассказывать народные сказки, произведения детских писателей.
  • Различать и правильно называть геометрические фигуры, ориентироваться в пространстве, на листе бумаги (право, лево, верх, низ).
  • Уметь полно и последовательно пересказать прослушанный или прочитанный рассказ, составить рассказ по картинке.
  • Запомнить и назвать 6–8 предметов, картинок, слов.
  • Разделять слова на слоги по количеству гласных.
  • Определять количество, последовательность и место звуков в слове.
  • Хорошо владеть ножницами, карандашом: без линейки проводить линии, рисовать геометрические фигуры, аккуратно закрашивать и заштриховывать.
  • Считать от 1 до 15. Обратный счёт от 5 до 1, выполнять счетные операции в пределах 10.

Составить для себя общую картину, вы сможете приняв во внимание вышесказанное и ответив на следующие вопросы:

  • Способен ли ребенок к простейшей классификации?
  • Может ли он объединить несколько предметов в одну группу по основному признаку? К примеру, машина, автобус, электричка - это транспорт; яблоки, груши, сливы - фрукты и т. п.
  • Может ли определить лишний предмет: тарелка, кастрюля, щетка, ложка?
  • Может ли рассказать историю по картинке, выделить главную мысль, проследить связи?
  • Способен ли описать какой-нибудь произошедший с ним случай?
  • Легко ли ему отвечать на вопросы взрослых?
  • Умеет ли ребенок работать самостоятельно, соревноваться в выполнении задания сдругими?
  • Включается ли он в игру других детей?
  • Соблюдает ли очередность, когда этого требует ситуация?
  • Возникает ли у ребенка желание самостоятельно посмотреть книги?
  • Внимательно ли он слушает, когда ему читают?
4 голос, средняя оценка: 4,50 из 5

Развитие ребенка в 6 лет тесно связано с его интенсивным ростом, социализацией, совершенствованием интеллектуальных навыков. Дети в этом возрасте чрезвычайно подвижны, тело их вытягивается вверх, изменяются пропорции. Они уже сформировались, как личности, имеют свои взгляды на окружающий мир. Все четче заметна разница в поведении мальчиков и девочек. В своей познавательной деятельности малыши неутомимы. Задание родителей направить в правильное русло их способности и подготовить детей к школе.

Физическое развитие ребенка в 6 лет

Для того, чтобы оценить физическое развитие шестилетки используют различные тесты. В этом возрасте четко видна разница между строением тела мальчика и девочки. На рост и вес детей влияют следующие факторы:

  • Питание
  • Наследственность
  • Гормональные особенности организма
  • Физические нагрузки
  • Продолжительность сна
  • Психологическая обстановка в семье
  • Пол ребенка
  • Климатические и географические условия проживания
  • Этническая принадлежность.

Темпы роста в 6 лет ускоряются, дети вырастают приблизительно на 5-6 см, их вес увеличивается на 2,5-3 кг. На протяжении года они растут неравномерно, весной и летом быстрее, осенью и зимой медленнее. Такая тенденция сохраняется до пубертатного периода. Мальчики могут вытягиваться чуть быстрее девочек. Заметна разница физического развития и в активности детей. Мальчишки более подвижны любят спортивные игры. Для девочек характерна усидчивость, лучшее развитие мелкой моторики, у них больше проявляются творческие способности.

Шестилетки прекрасно владеют своим телом. Они быстро бегают и прыгают, даже на носочках и на цыпочках. Катаются на двухколесном велосипеде, легко преодолевают препятствия, взбираются на возвышенности и лазают по гимнастической стенке. Способны выполнять сложные упражнения, проявляют настойчивость в освоении новых трюков.

Самое время отдать малыша на спортивную секцию или танцы. Это укрепит его здоровье перед школой, поможет достичь физического совершенства. Детки охотно посещают кружки, там они могут вдоволь двигаться, общаться со сверстниками. Ведь сейчас они начинают отдаляться от родителей и активно вливаться в общество.

Мелкая моторика рук на шестой год жизни значительно совершенствуется. Дошкольник складывает сложные конструкторы, пазлы, хорошо рисует. Он может создавать интересные поделки из бумаги, ткани и других материалов. Лепит из пластилина фигурки, максимально приближенные по форме и внешнему виду к реальным. Знает, как надеть бусинки на ниточку, пробует пришивать пуговички.

Умственное развитие детей в 6 лет

Шестилетние дети продолжают интересоваться всем подряд, задают множество вопросов, активно изучают окружающий мир. У них улучшается память, они дольше сохраняют полученную информацию. Запас слов у ребенка в 6 лет составляет 3-3,5 тысячи. Они выговаривают все буквы и звуки, говорят грамотно, правильно согласовывают между собой все части речи. Умеют производить простой звуковой анализ слов. Чаще всего в предложениях присутствуют понятия, обозначающие предметы и действия. Прилагательные шестилетние дети употребляют реже.

Речевое развитие ребенка в 6 лет позволяет ему свободно общаться со взрослыми. Он может вести содержательные диалоги и длинные монологи. Пересказывает содержание прочитанной книги, описывает картинки. Пока что дети обращают внимание на основные детали, опуская второстепенные. Но со временем они смогут делать более пространные описания рисунков и пересказы прочитанных рассказов. Между собой дошкольники тоже много разговаривают, что помогает им строить более сложные социальные связи. Они фантазируют вместе, придумывают новые игры, совершенствуют правила старых. Следует вырабатывать в ребенке интерес к общению, больше читать ему, даже когда он сам умеет это делать. Ведь чтение по слогам пока не позволяет малышу полностью уловить содержание книги.

На шестой год жизни у детей неплохо развита память. Она более длительна, чем у пятилеток. Дети могут рассказать стишок или содержание сказки даже через 2-3 недели. Обучение дается намного легче, чем раньше. Основным типом мышления в этом возрасте остается наглядно-образное и наглядно-действенное. Словесно-логический тип только начинает развиваться. Потому занятия нужно проводить, используя конкретные наглядные материалы. Они помогают в совершенствовании логического мышления. Развитие творческих и математических способностей у детей идет по-разному. К шести годам уже более четко проявляются те или иные наклонности. Задание родителей распознать в ребенке его таланты и направить их в правильное русло.

Эмоциональное и социальное развитие ребенка

Шестой год жизни является важным периодом для детей в плане психологического развития. Они уже полностью осознали себя самостоятельными личностями, четко понимают свою половую принадлежность. Чувства и мысли могут выразить словами. Детям хочется чувствовать себя взрослыми, потому общаться с ними нужно таким же образом. Важно развивать в ребенке чувство ответственности, давать ему конкретные поручения, требуя их правильного выполнения. При этом не следует забывать о творческом развитии личности. Оставляйте за малышом право выбора, не загоняйте его в строгие рамки. Иначе к восьми годам его воображение, личная инициатива угаснут. Он вырастет прекрасным исполнителем, но не будет способен самостоятельно генерировать идеи, искать решения трудной задачи.

Сенсомоторное и эмоциональное развитие детей всегда идут параллельно. Они воспринимают мир на ощупь, с помощью зрительного и слухового анализаторов. Вся информация в шестилетнем возрасте воспринимается с эмоциональной окраской. Потому так важно пробудить в ребенке интерес к тем или иным занятиям. Без этого они не будут запоминать новый материал, у них выработается стойкое отвращение к учебе. Хвалите детей чаще, даже за минимальные достижения. Ставьте перед ними реальные планы, давайте только те задания, которые они способны выполнить до конца.

Шестой год – время активного построения социальных связей между детьми. У них появляются друзья, с которыми они общаются охотно, и недруги. Девочки и мальчики создают свои отдельные компании, которые часто враждебно или пренебрежительно настроены друг к другу. Просматриваются четкие половые различия в особенностях игры, дети начинают осознавать свои роли в обществе. В 6 лет малыш уже не так привязан к родителям. Он может долго заниматься своими делами, не требует постоянного внимания, как раньше. У детей пропадает стеснительность, многие проявляют артистические способности. Могут на публике, даже перед незнакомыми людьми, рассказывать стихи, танцевать, петь песенки.

Готовность ребенка к школе

Через несколько месяцев малыш пойдет в школу. Как родителям узнать, готов ли он к учебе? Что должен знать и уметь дошкольник в 6 лет? Личностная готовность проявляется в ребенке разными признаками. Дети становятся более ответственными, они способны выполнять сложные поручения, проявляют большую внимательность на занятиях. Дошкольники хотят занять новую социальную ступень среди своих сверстников и чуть младших детей. Ведь поход в первый класс делает их особенными, более взрослыми и важными.

Одним из признаков готовности к школе является самооценка. Она не должна быть ни заниженной, ни завышенной. Для нормального развития самооценки в ребенке родители должны хвалить его за правильно сделанную работу, мягко указывать на ошибки, просить самостоятельно их исправить. Не менее важной является способность нахолодить общий язык с другими детьми и взрослыми, строить отношения с новыми людьми. Шестилетка должен уметь преодолевать трудности, быть настойчивым в выполнении сложных заданий, уметь поддерживать порядок на рабочем месте. Вот основные навыки, которыми должен владеть дошкольник в 6 лет:

  • Обобщать предметы по их основных признаках, исключать лишние из логических рядов
  • Различать основные геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, шар, куб, пирамида)
  • Различать и называть до десятка цветов
  • Знать алфавит (желательно)
  • Рисовать несколько печатных букв
  • Раскрашивать раскраски, не выходя за контуры
  • Уметь коротко пересказать содержание сказки
  • Описать словами картинку
  • Различать направления – вверх и вниз, вправо и влево, знать, где правая и левая рука (нога)
  • Знать дни недели, времена года, уметь определять время по часам
  • Знать свое имя, фамилию, домашний адрес.

Перед школой все дети должны пройти консультацию у психолога. Существуют специальные тесты, с помощью которых специалист определяет насколько дошкольник готов к обучению, диагностирует признаки отставания в развитии. Если готовность его низкая, психолог может посоветовать дополнительные занятия, помогающие усовершенствовать навыки. Особенности возрастного развития у каждого малыша разные. Потому не стоит переживать, впереди у вас еще год. Если норма развития у ребенка не нарушена, он успеет догнать своих сверстников.

Как подготовить ребенка к школе правильно

Дети на шестой год жизни продолжают воспринимать мир через игру. Потому обучение должно проходить именно в такой форме. Уроки нужно делать интересными, но короткими. Концентрация внимания у детей еще слабая, потому долго учиться они еще не могут. Занятия должны чередоваться с отдыхом. Вот основные навыки, которые стоит развивать в ребенке перед школой

  • Грамотная речь
  • Математика и счет
  • Музыкальное и творческое восприятие мира
  • Развитие логики

Родители должны разговаривать с ребенком правильно, строить простые грамотные предложения. Его речь во многом зависит от того, что они слышат от папы с мамой. Ошибки малыша нужно исправлять, делать это мягко и ненавязчиво, иначе в ребенке могут развиться комплексы. Хорошо развивают речевые навыки книги, обучающие фильмы. Просите дошкольника пересказать содержание прочитанной сказки или просмотренного видео. Старайтесь задавать ему вопросы, узнайте, что ему пон6равилось в той или иной сказке, где происходило действие в фильме, как бы он поступил на месте главного героя. Играйте с ним в ролевые игры, стимулируйте общение с другими детьми. Отвечайте на многочисленные вопросы «почему?», «что?», «где?» и «как?», которые возникают у малыша.

Перепады артериального давления (АД) у взрослых никого не удивляют, подобные проблемы у детей волнуют всех. Тем более, что отклонения от нормы бывают не только у подростков, но и у грудничков. Молодой организм имеет эластичные стенки сосудов, потому и кровяное давление у младенцев ниже. У новорожденного систолическое давление – около 75 мм рт.ст. С ростом малыша оно постепенно увеличивается.

Возраст ребенка определяет степень эластичности сосудистой стенки, ширину просвета артерий и вен, общую площадь капиллярной сети, от которых зависит норма артериального давления у детей .

Медицинская практика отмечает существенный перепад АД у младенцев до года. Каждый месяц у малышей оно растет на 1 мм рт. ст.

С года до 6 лет, давление повышается мало. Где-то к пяти годам его показатели выравниваются для обоих полов, в дальнейшем у мальчиков наблюдают АД чуть выше, чем у девочек. С 6 лет и до подросткового возраста систолическое АД снова растет: у мальчиков – на 2 мм. рт. ст., у девочек – на 1 мм рт. ст. Если ребенок жалуется на слабость, повышенную утомляемость, не спешите давать ему таблетку от головной боли. .

Артериальное давление – общее понятие

Система кровотока в организме – это сердце и сосуды. Они заполнены кровью, обеспечивающей питательными веществами и кислородом органы и ткани. Главная роль в этой системе отведена сердцу – природному насосу, перекачивающему кровь. При сокращении оно выбрасывает кровь в артерии. Давление крови в них называют артериальным.

Под АД медики понимают силу, с которой кровь воздействует на сосуды. Чем больше их Ø, тем выше АД. Проталкивая порциями кровь в кровеносную систему, сердце и создает соответствующий напор. Нормальное давление важно для обменных процессов, так как с кровью транспортируются к органам все питательные вещества, выводятся шлаки, токсины.

Существует два вида АД – систолическое, связанное с работой сердца, сердечным выбросом, и диастолическое, которое зависит от тонуса сосудов. Систола и диастола представляют собой фазы цикла. Первый параметр характеризует период мышечного сокращения, когда давление возрастает до максимума, второй – период расслабления и понижения АД. Давление в сосудистой системе не одинаковое, в частности, в артериях оно более высокое, чем в венах.

Способы контроля давления

Используют прямой и непрямой способы контроля АД. Инвазивный способ, необходим при оперативном вмешательстве, когда в артерию вводится зонд и датчик. Неинвазивные способы – это компрессионные варианты:

  • Пальпаторный – самый сложный метод, требующий определенных навыков. Прижимая пальцами артерию, важно поймать в области, которая находится ниже сдавливаемого участка, момент максимального и минимального пульса.
  • Аускультативный метод хирурга Короткова – эталонный с 1905 года и по сегодняшний день прием. Он предусматривает применение тонометра, манометра и стетоскопа.
  • Осциллометрический способ лежит в основе принципа работы большинства автоматических тонометров. Он дает возможность проверить АД на плече, колене, запястье.
  • Допплерография определяет с помощью ультразвука лишь систолическое АД. Используют ее чаще для новорожденных и грудничков.

Современные тонометры позволяют измерять давление детям в домашних условиях без специальной медицинской подготовки. И все же элементарные правила измерения АД детям надо знать.

Как правильно измерять АД у детей

Лучше всего измерять ребенку АД утром . Важно, чтобы он был в спокойном состоянии, перед процедурой у него не должно быть никаких нагрузок. Измерять лучше спустя час после еды или прогулки, если малыш не замерз. Стоит перед процедурой сводить его и в туалет.

Если измерения проводят впервые, надо проверить две руки, чтобы впоследствии проводить измерения там, где результат был выше. Измерение АД у детей имеет свои особенности. Детям до 2-х лет обычно меряют давление в положении лежа. Малыш постарше может сидеть. Рука, приготовленная для измерений, не висит, а лежит на приставном столике параллельно туловищу ладошкой вверх. Ножки также должны быть на подставке, если стул не по росту. Обязательное условие – угол между плечом и кистью должен быть прямой (около 90º).

Особенности техники измерений подробно описаны в инструкции к тонометру и заключаются, в основном, в подборе точной манжетки. Если пользоваться манжетами для взрослых, результат будет неточный. Особенно это касается малышей раннего возраста. Правильные результаты можно получить лишь в том случае, если манжета соответствует ¾ расстояния от локтевого сгиба до подмышки. Одевают ее на предплечье и закрепляют при помощи липучек. Зазор должен быть таким, чтобы между манжетой и кожей проходил палец взрослого. После фиксации манжеты по всем правилам с помощью груши нагнетают воздух. Потом этот воздух спускают, нажимая на клапан.

Для измерения АД используют также фонендоскоп. Его прикладывают к ямке на внутренней стороне локтевого сгиба руки ребенка. После прикладывания фонендоскопа надо постараться отметить начало пульсации после спуска воздуха и последний удар пульса. Первый удар указывает верхний уровень АД, последний – нижний предел.

Чтобы рассчитать норму систолического давления, надо удвоить возраст и к произведению добавить 80. Диастолическое АД должно быть от ½ до ⅔ от значения верхнего АД. Для точных расчетов можно использовать специальную формулу. К примеру, для пятилетнего малыша надо произвести такие расчеты: 5 * 2 + 80 = 90 мм рт. ст. норма нижнего давления определяется как половина или ⅔ от этого параметра – от 45 до 60 мм рт. ст. Нормальное для конкретного ребенка давление будет зависеть не только от возраста, но и от ряда других факторов:

  • Комплекции;
  • Активности обменных процессов;
  • Настроения;
  • Переедания;
  • Усталости;
  • Качества сна;
  • Генетической предрасположенности;
  • Неблагоприятной погоды.

Норма АД у ребенка и особенности его изменения: таблица

Возраст Артериальное давление, мм рт. ст
Систолическое Диастолическое
минимум максимум минимум максимум
0-2 недели 60 96 40 50
2-4 недели 80 112 40 74
2-12 месяцев 90 112 50 74
2-3 года 100 112 60 74
3-5 лет 100 116 60 76
6-9 лет 100 122 60 78
10-12 лет 110 126 70 82
13-15 лет 110 136 70 86

Таблица с нормой пульса у детей:

Норма АД: грудничок до года

Эластичное сосудистое русло и густая сетка капилляров – главные предпосылки того, что у младенцев АД намного ниже, чем у их родителей. У новорожденного показатели давления – 60-96/40-50 мм рт. ст. С укреплением тонуса стенок растет и АД, к концу первого года оно колеблется в пределах от 80/40 до 112/74 мм рт. ст., с учетом веса малютки.

Если нет под рукой данных АД у детей (норма – в таблице), для ориентации можно пользоваться расчетами: 76 + 2 n, где n – возраст грудничка в месяцах. Для новорожденных ширина камеры детской манжетки – 3 см, для младенцев постарше – 5 см. Процедуру повторяют 3 раза, ориентируясь на минимальный результат. У младенцев проверяют только систолическое АД, определяя его пальпацией.

Норма АД: малыш 2-3 лет

После года рост АД замедляется. К 2-3 годам средние показатели верхнего давления находятся на уровне100-112 мм рт. ст., нижнего – 60-74 мм рт.ст. АД можно считать выше границ нормы, если тревожный результат сохраняется в течение 3-х недель. Формула для уточнения нормы: систолическое АД – (90 + 2n), диастолическое – (60 + n), где n – количество полных лет.

Норма АД: ребенок 3-5 лет

Изучая параметры таблицы, нетрудно заметить, что с 3-х до 5-ти лет динамика роста АД замедляется. Систолическое АД у таких детей – 100-116 мм рт. ст, диастолическое – 60-76 мм рт. ст. Надо учитывать, что данные тонометра на протяжении дня не совпадают: в светлое время суток они достигают максимума, к ночи падают и после полуночи, до 5 часов, они минимальны.

Норма АД: школьник 6-9 лет

Из табличных данных понятно, что минимальные показатели давления сохраняются на прежних позициях, немного увеличены только самые высокие параметры. Норма возраста – 100-122/60-78 мм рт. ст.

Начало школьной жизни характеризуется отклонениями, так как образ жизни ребенка меняется. После непривычных эмоциональных нагрузок, сокращения физической активности дети жалуются на усталость, головную боль, капризничают. Важно быть внимательным состоянию ребенка в этот период.

Норма АД: подросток 10-12 лет

Начальный период полового созревания характерен изменениями АД. В большей степени это относится к девочкам, опережающим сильный пол в темпах физического развития.

Несмотря на средние значения АД от 110/70 до 126/82 мм рт. ст., медики считают нормой верхний предел – 120 мм. рт. ст. Зависит этот показатель и от типа телосложения: высокие и худощавые астеники обычно имеют более низкое давление по сравнению с ровесниками атлетического типа.

Норма АД у юношей и девушек 12-15 лет

Переходный возраст преподносит подросткам и их родителям немало сюрпризов. Высокие нагрузки в школе, часы, проведенные за компьютером, стрессы, нестабильный гормональный фон могут провоцировать как гипертензию, так и гипотонию.

В норме давление у детей таблица демонстрирует ближе к взрослым значениям: 110-70/136-86 мм рт. ст., так как к 12 годам сосудистая система уже заканчивает свое формирование. При перепадах возможна тахикардия, обмороки, изменение частоты сердечных сокращений, головные боли и головокружения.

С возрастом недомогания обычно проходят, чтобы исключить нежелательные последствия, не лишним будет пройти обследование.

Осложнения перепадов давления у детей

Есть у медиков понятие – органы-мишени. Так называют органы, которые страдают в первую очередь. Обычно возникают проблемы со стороны сердца (ишемическая болезнь, инфаркт миокарда), проблемы центральной нервной системы, мозга (инсульты), поражение органов зрения вплоть до слепоты, почечная недостаточность. Опасность заключается в том, что артериальная гипертензия у детей, как правило бессимптомна.

Ребенок, особенно маленький, на самочувствие не жалуется. Проявляются отдельные признаки, на которые родители обязательно должны обращать внимание. Многие из них сходны с предпосылками гипертонии у взрослых.

  • Головная боль;
  • Носовые кровотечения;
  • Тошнота, рвота;
  • Слабость, усталость;
  • Неврологические проявления: судороги, парезы, параличи;
  • Нарушения зрения;Р
  • Изменение походки.

Если ребенок упал в обморок, надо обязательно показать его педиатру. Доктор направит вас к специалисту для дальнейшего обследования.

Артериальная гипертензия имеет наследственную компоненту: если в семье есть гипертоники, АД у ребенка надо периодически контролировать, так как 45-60% из них имеют отягощенную наследственность. Чтобы ребенок стал гипертоником, необходимо воздействие и модифицирующих факторов: стрессы, нездоровое питание, гиподинамия, спортивные перегрузки.

Если у родных встречается вариант гипотонии, то пониженное давление может быть для ребенка индивидуальным вариантом нормы. Пониженное давление может носить адаптивный характер, например, у спортсменов или тех, кто выезжает на высокогорье. Этот вариант скорее исключение, потому что симптомы низкого давления могут говорить и о пороках сердца, миокардитах, эндокринных расстройствах (проблемы щитовидной железы, недостаточность коры надпочечников связаны с низким давлением).

Как нормализовать АД детям

Повышенное АД отмечают у 13% детей. Это связано с неадекватной нагрузкой на сердечную мышцу, высоким тонусом артерий, спазмами сосудов. Различают первичную и вторичную гипертонию. Первая форма обусловлена изменениями гормонального фона, непосильными для детской психики стрессами, недосыпанием, перегрузками за компьютером или в спортивной секции, конфликтами с ровесниками. Кроме внешних причин, есть еще и скрытые факторы: сердечная и почечная недостаточность, проблемы с эндокринной системой.

Вторичную гипертонию провоцируют тяжелые заболевания почек, сердца, эндокринной и нервной системы, интоксикации, травмы головы. В контексте таких расстройств кроются грозные патологии: опухоль гипофиза, сужение почечной артерии, новообразования надпочечников, остеопороз, пороки сердца, энцефалит.

Гипотония у детей бывает физиологическая и патологическая. От низкого давления страдают 10% детей. Физиологические предпосылки могут быть наследственными (конституция тела, генетическая предрасположенность к гипотонии), так и внешними (избыток кислорода, неблагоприятные погодные условия, неадекватные физические нагрузки) причинами. Патологическую гипотензию провоцируют:

  • Респираторные инфекции;
  • Бронхиты, тонзиллиты с осложнениями;
  • Стрессы и расстройства психики;
  • Физические перегрузки или их полное отсутствие;
  • Авитаминоз, анемия;
  • Родовая травма, аллергии;

    Время тестирования не более 2 минут

    7 простых
    вопросов

    94% точность
    теста

    10 тысяч успешных
    тестирований

    Давление – важный параметр здоровья ребенка, но не самый главный. Так что относитесь к нему без звериной серьезности. АД – вещь вариабельная, способная колебаться в течение суток, в зависимости от настроения и физических нагрузок. Главное – чтобы ребенок был здоров и не давал повода для постоянного контроля АД.

Как правильно формировать поведение ребенка

В оспитание детей в возрасте 5-6 лет связано с некоторыми трудностями. Перелом характера и осознание себя как личности в обществе, осознание собственных (пускай и небольших пока еще) возможностей, подготовка к школе – все это как нельзя лучше отражает ключевые моменты в жизни родителей и их детей в таком возрасте.

Самым сложным при воспитании детей всегда оказывается распределение времени между оказываемым им вниманием и другими родительскими (и не только) обязанностями. Тем более, большая часть родителей отдает свое чадо в детский сад, где за малышами приглядывают, но далеко не всегда воспитывают и что-то вкладывают.

В возрасте 5 или 6 лет нет большой разницы в воспитании мальчика или девочки. Конечно, мальчики в этом возрасте более энергичны, а девочки более усидчивы, но основные моменты психологии воспитания подходят для обоих полов.

Увлечение компьютерными играми

В наше время многие родители жалуются на чрезмерное увлечение детей компьютерными играми, которые будто зомбируют, гипнотизируют малышей. Истерики, связанные с ограничениями по времени с подобными играми, практически неизбежны для любой семьи. Разработчики компьютерных игр для создания интересных версий приглашают не только дизайнеров и художников, но еще и психологов, которые знают, как привлечь внимание ребенка, а порою даже и взрослого, и очень надолго.

Незащищенная психика ребенка не способна противостоять напору заманчивой компьютерной индустрии. Поэтому по времени игры обязательно нужно ограничивать. Давать на них не более 30-60 минут в день.

Стоит в обязательном порядке позаботиться еще и о содержании самих игр. Компьютерные игры могут оказаться как вредоносными и несоответствующими возрасту, так и в меру полезными. Сегодня, зайдя на страницы интернета, можно найти большое разнообразие онлайновых детских компьютерных игр, где малыши смогут обучаться чтению, счету, иностранным языкам, логике и т. п. Такие игры для детей все равно останутся не чем-то напряженным и формирующим психику, а приятным вариантом обучения, немного облегчающим жизнь родителям. Зато стрелялки и другие агрессивные игры способны заразить своей агрессивностью малышей. Не говоря уже о переворачивающихся трупах, тоннах мяса, отвратительных мутантах и т. п.

Подготовка ребенка к школе

Еще одним немаловажным моментом, на который обязательно следует обратить внимание, является подготовка к школе. Малыши не могут пока еще долго заниматься одним и тем же делом, но если их не приучить сейчас сидеть за столом хотя бы по часу, потом в школе они будут мучиться еще сильнее.

Сегодня при поступлении в школу учителя требуют определенных навыков и умений. Ситуацию, когда ребенка из-за их отсутствия не возьмут в школу, нужно обязательно исключить, а для этого нужно просто садиться и заниматься.

Начинать стоит с изучения отдельных букв, запоминания последовательности букв в русском алфавите, потом плавно перейти к чтению слогов (про написание букв также забывать не стоит), а потом уже и слов с предложениями.

Порой бывает очень сложно заставить малыша заниматься. Особенно с тем учетом, что далеко не сразу у детей все получается. А в возрасте 5-6 лет дети привыкли делать лишь то, что дается сразу. На этом этапе стоит ребенку объяснить, что только трудом и тренировками можно достичь желаемого результата.

Воспитание ребенка на своем примере

Конечно, воспитание детей не может ограничиваться одними играми и обучением. Прогулки по улице с детьми, рассказы родителей об их детстве и о том, что и как происходит в мире также необходимы каждому малышу.

Дети в таком возрасте очень внимательно наблюдают за поведением своих родителей, поэтому всегда стоит задуматься – какой пример мы им подаем в той или иной ситуации.

Посещение с мамой и папой зоопарка, кино, цирка и даже просто парка способно оставить яркие впечатления у ребенка на всю его оставшуюся жизнь. Вспомните себя в таком возрасте, и у вас наверняка всплывут какие-нибудь воспоминания о совместном времяпрепровождении с родителями. Такие контакты с детьми необходимы для нормального становления личности. Ребенок должен чувствовать себя спокойно и уверенно в жизни, а для этого он часто смотрит на родителей, ориентируется по ним в окружающей его обстановке.

Именно в этом возрасте он уже более явно пытается сказать слово “нет”. Может даже случаться и такое, что он будет делать то, что решил, не глядя на мнение родителей, но наблюдая за их реакцией. В таких случаях следует смотреть по каждой конкретной ситуации отдельно, что делать.

Идеальным вариантом будет, если между ребенком и родителями сложатся доверительные отношения, а не отношения вроде “я – родитель, а ты еще маленький и глупый”. Важно найти ту золотую середину, когда ребенок может быть самостоятельным в меру дозволенного ему вами.

На данный момент подрастающий малыш еще достаточно сильно зависит от своих родителей, но лет в 15, когда начнется подростковая ломка характера, ситуация сильно изменится, и только с помощью доверительных взаимоотношений можно будет узнать, что и как происходит с ребенком.

Энергия 5-6 летнего ребенка

Выброс энергии – тема, которой стоило бы посвятить целую отдельную статью. Каждый человек нуждается в выбросе энергии, а ребенок 5-6 лет нуждается в этом в несколько раз сильнее. Если он не потратит ее где-нибудь, где можно, он может вечерами вести себя далеко не лучшим образом: скакать по диванам, носиться по коридору из стороны в сторону, лезть драться к родителям и т.д. Чтобы избежать подобных неприятных ситуаций, проще всего записать малыша, например, на плавание или на футбол. Любые подвижные игры и занятия помогут ему растратить свой переизбыток физических сил, которых у детей, действительно, больше. Подвижные игры с родителями также может стать одним из очень неплохих привлекательных и полезных вариантов решения данной проблемы.

Но самым-самым главным условием воспитания, при котором малыши вырастут и будут счастливыми – это родительская любовь. Если есть возможность и лишняя минутка, никогда не пренебрегайте ею – обнимите малыша и дайте ему почувствовать, как сильно вы его любите.