Воображаемые друзья у вашего ребенка: кто они и есть ли повод для беспокойства? Лучшие советы родителям от психологов по воспитанию и общению с детьми звучит так громко

Дети – наша радость и отдушина. Они дарят непередаваемое чувство материнства и отцовства, и наполняют нашу жизнь смыслом. Однако некоторым мамочкам повезло особенно – у них родился сын! Материнская связь с ребенком всегда невероятно крепкая, но в случае с сыночком она особенная. Сын – ваш главный мужчина в жизни, он ваша радость, ваша опора и поддержка. Женщинам, которым не довелось иметь сына трудно объяснить чувства, которые возникают в душе у мамочки. Только представьте, шустрый и шумный малыш с неиссякаемой энергией целый день занят самыми невероятными делами: он бегает, дразнится, капризничает, смеется, играет и кричит. Но только наступает вечер и в объятьях мамочки малыш становится нежным, чутким и невероятно ранимым существом! И в такие моменты мамочка должна дать своему чаду столько любви и заботы, чтобы он запомнил – мама будет любить его всегда, несмотря ни на что!

Однако с появлением на свет сыночка многие мамы задумываются – как воспитать сына в любви, но при этом не вырастить из него изнеженное и плаксивое создание? Как воспитать в нем настоящего мужчину – сильного и мужественного, верного и благородного, умеющего любить и отвечать за свои поступки?

Безусловно, каждая мать сама знает как правильно растить своего ребенка. Однако любым, даже самым ответственным родителям не помешает лишний раз напомнить о том, как в повседневных заботах не упустить взросление своего ребенка, как вырастить сына в гармонии и привить ему самые лучшие мужские качества.

О чем следует знать

1. Учите ребенка превращать чувства в слова
Чтобы ваш сынишка с детства научился управлять собственными эмоциями, учите его выражать чувства словами. Эмоциональная зажатость является источником множества самых разных заболеваний, в то время как здоровый ребенок умеет контролировать собственные эмоции и называет вещи своими именами. Так что с детства на собственном примере учите сына правильно выражать эмоции, а не держать их в себе.

2. Всегда и во всем поддерживайте
Чтобы ваш ребенок рос в гармонии и имел правильные ориентиры, с первых лет жизни мама должна стать главной поклонницей своего сына. Она должна интересоваться всеми достижениями и знать все промахи своего любимого мальчика, постоянно подбадривать чадо в его начинаниях и восхищаться его победами. Зная о таком «преданном фанате» и не желая огорчать его, ребенок будет старательнее учиться и стремиться достичь вершин спорте. К тому же с самого раннего детства сын будет знать, что существует на Земле человек, для которого он дороже и важнее всех!

3. Растите в нем домохозяина
Чтобы сын вырос заботливым и ответственным человеком, который не бросит свою жену один на один с домашними заботами, с ранних лет взращивайте в нем домохозяина. На самом деле это несложно. Просто делайте вместе с ним все хозяйственные дела: готовьте еду, убирайте в квартире, стирайте и ходите за покупками. Поверьте, это далеко не «девичьи» занятия. Умение выполнять работу по дому очень пригодится мальчику в будущем, позволив стать хорошим мужем и настоящим главой семьи.

4. Читайте книги вместе
Очень хорошей практикой является совместное чтение книг. Когда ваш сын научится читать, обязательно выкраивайте несколько часов в неделю для чтения книг вместе. Это позволит обсуждать прочитанный сюжет, тренируя память и логику вашего малыша, да к тому же поспособствует сближению с сыном. Вполне возможно такое чтение станет у вас неким ритуалом, позволяющим побыть вместе с ребенком, даже когда он станет взрослым и самостоятельным.

5. Учите сына танцевать
Танец – прекрасное занятие, которое помогает лучше узнать и управлять собственным телом, раскрепоститься и выразить в движениях свое состояние. Танцуйте вместе со своим сыном с тех самых дней, когда он впервые станет на ноги, и никогда не критикуйте его движения. Подбадривайте, подсказывайте и помогайте вашему малышу. Танец – отличный способ избежать стресса и плохого настроения. К тому же хорошо двигаясь, юноша будет привлекать внимание представительниц противоположного пола, а значит, став взрослым, сын обязательно скажет вам за это спасибо!

6. Рассказывайте сыну о достойных людях
Чтобы ваш сын вырос хорошим человеком, уважаемым в обществе и желающим приносить ему пользу, с детства воспитывайте его на хороших примерах. Всегда рассказывайте сыну об известных писателях и ученых, о великих спортсменах и завоевателях, а также об обычных людях, которые своим примером заслужили славу и почет у всего народа. Вера в добро и в великие дела должна прививаться с детства, без нее жизнь теряет смысл. Регулярно рассказывайте мальчику о великих деятелях прошлого и увидите, в будущем сын даст вам немало поводов для гордости!

7. Станьте лучшим примером для сына
Помните, вы мама, а значит, для сына должны быть супергероем! Чтобы ребенок брал с вас пример и становился лучше, вы сами должны постоянно совершенствоваться, быть образованной, красивой, умной, доброй и отзывчивой. Помните – вы идеал для своего чада и старайтесь соответствовать этому высокому званию.

8. Прививайте сыну хорошие манеры
Учиться вежливости и учтивости никогда не поздно, однако правильнее всего начинать прививать хорошие манеры с ранних лет. Даже находясь в юном возрасте, сын должен знать, что взрослых следует уважать, а маленьких и слабых защищать, что престарелым людям нужно уступать место в транспорте, а с девочками быть галантным кавалером. Лучшими учителем в этом должна стать именно мама, на собственном примере демонстрирующая сыну правила вежливости.

9. Прививайте малышу веру
Вера должна жить в каждом из нас. Именно она является движущей силой, дающей нам опору в жизни и позволяющей не унывать даже в самых безнадежных ситуациях. И совсем не обязательно ударяться в религию. Прививайте своему сыну веру в себя, в добро и справедливость. Вера спасает от одиночества и дарит надежду, а значит, именно вы должны подумать о том, к чему в этой жизни будет стремиться ваш ребенок и что будет ему опорой.

10. Учите ребенка нежности
Чтобы ваш сын вырос сильным, смелым, но при этом добрым и отзывчивым человеком, нужно растить его в доброте и нежности. Прививайте ему чувство бережливости и сострадания к природе, к животным, к маленьким деткам и пожилым людям. Своим примером показывайте, как нужно действовать, чтобы ваш ребенок вырос добросердечным человеком, без злобы, которой и так слишком много в этом мире.

11. Учите сына бережно относиться к вещам
С ранних лет у вашего крохи должно сформироваться правильное отношение к вещам. Учите его тому, что вещи необходимо беречь, ведь это труд других людей, это ваш капитал, и более того, это ваша память. Безусловно, игрушки, одежда и другие личные вещи вашего сына будут ломаться, изнашиваться или портиться, этот процесс неизбежен. Однако сформировав у него правильное отношение к вещам, вы приучите ребенка к бережливости, от которой в будущем обязательно будет польза.

12. У ребенка должны быть интересы
Позаботьтесь о том, чтобы у вашего сыночка были разносторонние интересы. От планшетов и компьютеров никуда не деться, однако у него обязательно должно быть время для полезных занятий и хобби, вроде посещения спортивной секции, чтения книг, рисования или развивающих игр. Причем вы, как мама, должны живо интересоваться тем, чем увлечен ваш сын, и принимать активное участие в таких занятиях.

13. Не забывайте о прогулках
Свежий воздух полезен всем, а растущему организму он просто необходим, особенно в наши дни, когда детишки все больше времени проводят в Интернете. Именно поэтому возьмите за правило хотя бы 30 минут в день гулять с ребенком в лесу или в парке, дыша свежим воздухом. При этом прогуливаясь, рассказывайте своему малышу о природе, учите понимать ее, вместе наблюдайте за растениями, насекомыми или птичками, изучая их особенности и повадки. Этим вы научите сына любить природу и с трепетом относиться ко всему живому на Земле.

14. Играйте с ребенком
Игры – это способ познать окружающий мир и научиться жить в гармонии с ним. Обязательно увлекайте своего малыша самыми разными играми, от веселых и подвижных, до вдумчивых интеллектуальных. Причем не старайтесь проигрывать своему сыну. Он должен осознать, что побед без поражений не бывает, и только стремление стать лучше, быстрее и умнее поможет ему стать настоящим победителем.


15. Учите малыша помогать

Никогда не отказывайте своему чаду в помощи, особенно если он ее просит. Помогая своему ребенку, вы учите его быть отзывчивым. В то же время регулярно просите его помочь вам, к примеру, донести сумки, вынести мусор или убрать в доме. Помогая, сын будет чувствовать себя полезным, а значит, став взрослым, никогда не откажет в помощи другим.

16. Тренируйте старательность и трудолюбие
Чтобы вырасти достойным человеком и стать цельной натурой, человек обязан трудиться. Безусловно, в раннем возрасте ребенка не нужно нагружать физически, однако он должен учиться тому, что любым делом нужно заниматься старательно, и обязательно доводить его до конца. И пусть у вашего малыша далеко не все получится с первой попытки, но если он будет стремиться получить хороший результат, в будущем из него вырастет отличный специалист в любом деле!

17. Отвечайте на его вопросы
Любой малыш в детстве является «почемучкой» и задет родителям сотни самых разных вопросов. Никогда не уклоняйтесь от них, старайтесь дать крохе полный и развернутый ответ, а если не знаете что ответить, скажите что подумаете и обязательно объясните малышу то, что его волнует. В ответ не забывайте задавать сыночку встречные вопросы, чтобы он учился грамотно излагать свои мысли. Помните, постоянный диалог между мамой и ребенком позволит поддерживать искренние и доверительные отношения.

18. Папа должен быть авторитетом
Для сыночка, как для маленького мужчины, его папа должен быть авторитетом. И здесь важную роль играет мама, которая должна позволить папе быть главой семьи, не подрывая его авторитет в глазах сына своими словами или поступками. Напротив, помогайте и направляйте мужа, если в некоторых моментах он не справляется с ролью отца.

19. Прививайте любовь к спорту
Спорт необходим для развития тела и духа. Особенно это важно для мальчика, как для будущего защитника. Совсем не обязательно выбирать для малыша агрессивные виды спорта, вроде каратэ или бокса. Возможно, его стоит вовлечь в командный вид спорта, где кроме физической подготовки он научится взаимодействовать с коллективом и обретет новых друзей. А впрочем, позвольте мальчику самому выбрать спорт, который ему по душе.

20. Целуйте своего сына
Не думайте, что регулярно обнимая и целуя своего сыночка, вы вырастите его излишне нежным и ранимым. Это естественные проявления любви, которой также следует учить ребенка, а потому целуйте его сами и позволяйте сыну целовать вас и говорить вам нежные слова. Только таким способом можно вырастить нежного и ласкового мужчину, который в будущем станет любящим мужем и заботливым отцом.

21. Помогайте стать частью общества
Не закрывайте свое чадо от общества. С детства водите его играть в песочницу, приветствуя взаимодействие с другими детишками. Всегда берите малыша с собой, будь то путешествие или поездка к родственникам. Общение с другими людьми, как со сверстниками так и со взрослыми, будет бесценным опытом для вашего малыша.

22. Держите под рукой необходимые вещи
Мальчики, как правило, неуемные и подвижные, а потому с ними постоянно приключаются мелкие неприятности. И вы, как заботливая мамочка, должны всегда держать в сумочке бинт, пластырь, ватные тампоны и антибактериальные средства. Это дополнительная забота о своем ребенке, которая никогда не бывает лишней.

Ваш сын – ваша радость и ваша гордость. Он частичка вашей души и не перестанет быть ею даже став взрослым. Помните это, и всегда любите своего сыночка! Применяя такие же правила и к воспитанию девочки в вашей семье вы тоже добьетесь прекрасных результатов.

Первое слово малыша - настоящее событие в жизни семьи. Все ждут, что именно скажет ребенок: «мама», «папа», или, возможно, что-то совсем неожиданное. Далее пойдут словосочетания, предложения, а за ними - целые истории, среди которых почетное место занимают детские афоризмы. Когда же в норме ребенок должен начать говорить, и что мешает развитию речи у малыша?

1 - 3 месяца

В головке ребенка все происходит гораздо быстрее, чем мы можем себе представить. Лингвисты утверждают, что уже через несколько дней после рождения малыш полностью распознает мамин голос. А в 4-5 недель даже различает похожие составы, такие как «на» и «ма». Это невероятно!

В первые два месяца ребенок уже издает громкие звуки. Легкие - это «а» и «о». С каждой неделей родителям все легче различить звуки ребенка. Постепенно к звукам добавляются интонации. В этот период родители с восторгом осознают, что по эмоциональной окраске они уже могут понять состояние и желание своего ребенка.

Звуки новорожденного ребенка за три первых месяца жизни с каждым днем становятся все более разнообразными. От плача к мурлыканье под нос, бульканье, вздохи и гласных звуков, которые даже не имеют названия в нашем языке и транскрипции.

4 месяца

В это время ребенок начинает лепетать, сочетая гласные с согласными, испытывать возможности своего ротика, язычка. Для нее это не утомительная, бесконечная игра. В младенец могут быть любимые звукосочетания, которые оно повторяет вновь и вновь.

Малышу просто нравятся те изменения, которые происходят в ротике во время их произнесения. Экспериментируя с сочетанием язычка, губ, неба и голосовых связок, детки совершенствуются в лепет. Интересно, что все дети на планете лепечут одинаково, независимо от языка родителей.

В возрасте 3-5 месяцев ребенок может выдать такие долгожданные составы, как «ма-ма». Какой бы подъем вам это не подарило, знайте, что ребенок еще не отождествляет этих составов с вами.

Значение в свои слова он будет вкладывать чуть позже. Специалисты говорят, что физиологически ребенку легче произносить «мама», чем звукосочетания с губными звуками: «па», «ба».

6 - 9 месяцев

Практически все звуки, которые издает ребенок, уже имеют смысл и цель. Это уже полноценное, хотя еще невербальное (бессловесное) общение. Потому что ребенок вкладывает в звуки интонацию, мимику, - и ее понимают! Раз такое понимание со стороны родителей является лучшим стимулом для новых успехов.

Мы все прекрасно понимаем, что ребенок подражает нас, а не наоборот. Поэтому мы должны подавать правильный пример произношения, а не воспроизводить детскую. Другими словами, не стоит «сюсюкать».

Хотя существует логическое и обоснованное мнение, что такие сокращения, как «ам» (есть) «машина би-би» - вполне приемлемы для общения с ребенком. К сюсюканью это не относится.

9 - 12 месяцев

Это именно то время, когда дети в подавляющем большинстве порадуют родителей первыми словами!

Девочки обычно начинают раньше осознанно пользоваться словами - от 9-ти месяцев, мальчики - ближе к 12-ти. По крайней мере, так обобщенно считается.

С приближением первого года жизни ребенок уже знает несколько слов, которые полностью понимает их значение и умеет правильно применять. Малыш понимает, как полезно уметь выразить свои потребности и желания такими словами, как «дай» и «на», «да» и «нет», «там» и «здесь».

12 - 17 месяцев

После года - то время, когда ребенок уже по-настоящему сознательно произносит и использует слова! В своей головке малыша уже систематизировал и может называть много понятий: родственников, зверюшек, игрушки, простые процессы.

Не беспокойтесь, если ребенок будет называть всех животных знакомым ему и любимым словом «ки» (киса), все движимое - «би-би», а всех встречных женского пола - «баба».

Детям легче формулировать слово так, чтобы повторялись первые слоги. Поэтому и слова «мама», «баба» детям даются легко, а «папа» звучат скорее, как «папы».

Расскажу, каким образом мои дети воспроизводили «язык» животных: корова у них говорила «ко-ко» (первый состав названия животного), муха - «м-м», а петушок - «пи-пи».

18 - 24 месяца

Ребенок уже знает около 200 слов, и скорость их усвоения впечатляет. Считается, что в таком возрасте ребенок может усваивать до 10 новых слов ежедневно! Самое главное, что малыш начинает соединять слова в предложения. Использование глаголов - это огромный прорыв в детском вещании.

Многие из детей на втором году жизни проходят один или несколько периодов так называемого «осознанного молчания», когда не радует родителей новыми словами и успехами. Не переживайте - мозг сына или дочери активно работает, чтобы потом проявить все собранное и «проработанное» в виде прорыва, скачка.

Часто в 2 года дети неправильно (с точки зрения взрослых) пользуются местоимениями и родами существительных. Так, предложение «я иду» будет звучать «Оля (Саша, Витя) идет».

Если ребенок больше общается с лицами противоположного пола, то может говорить о себе в их роду. Например, у девочки Маши есть старший брат, который постоянно рядом. В результате девочка может говорить о себе: «Я поел», «Я спал» ...

Ближе к 2 годам дети уже могут повторять, почти изучая наизусть, короткие стишки. А также выражать вопрос одним словом, как: «Папа?», «Хорошая»?

Бывает, у детей вырабатывается стойкая ассоциация к какому-то одному слову, которое мама особо акцентирует, говоря об этом предмете. Например, часто предостерегает ребенка от ножей на кухне словами: «очень острый», - при этом подчеркивает слово «очень». Поэтому, вполне нормально, если ребенок станет называть раз словом «очень».

Что мешает ребенку развивать речь?

Для самых маленьких - это, прежде всего, постоянный звуковой (или, скорее, шумовой) фон, который создает любимый во многих семьях телевизор.

Неправильные образцы слов в виде уже упоминавшегося «сюсюканья».

Для более сознательных детей - это частые замечания и исправления. Конечно же, никому не нравится ощущение неправильности! Поэтому, когда ребенку постоянно дают понять, что он говорит «не так», то она выберет самый легкий способ «исправиться» - молчание.

Психологическая атмосфера в семье, где ребенка ограничивают во многих возможностях. Другими словами - постоянные «нет».

Что помогает?
Радостная реакция родителей на звуки и старания ребенка.

Рассмотрение книжечек, предметов с четкими крупными рисунками. Причем, рисунки для самых маленьких должны быть, так сказать, сольные: одна страница - один предмет.

Универсальный помощник для развития речи и, впоследствии, письма - это развитие мелкой моторики рук. Это привычные для детей занятия: ощупывание предметов, различных по консистенции (водичка, песок, камни, трава), лепка из теста, пластилина и даже разрыв бумаги.

Оказывается, качели и укачивания, которое так любят дети, тоже очень полезны! Центр поддержки равновесия в мозге расположен около центра развития речи. Поэтому стимулирование одного ведет и к более активной работе другого.

Деткам родители помогут тем, что не будут избегать сложных слов и предложений в общении; давать ребенку всегда понимать, что ее тоже слушают, что мама готова менять тему, выслушивать вопросы ребенка.

Для любого возраста, безусловно, важное, чтобы с ребенком говорили как можно больше. Особенно, если ребенок молчаливая.

Некоторые причины, задерживающие начало вещания

Ребенок мало общается с другими детьми, в частности старше. Известно, что дети значительно лучше перенимают умение от себе подобных. Это касается и языка. Если же ребенок общается еще и со старшими, то ее стимулирует также стремление совершенствоваться и обогащать словарный запас.

Двуязычие в окружении. Сегодня это не такая уж и редкость. И не обязательно это касается браков с иностранцами. Достаточно сочетание русского и украинского. Дети, которые слышат от родителей разные языки, или один от родителей, а другой - в более широком окружении, начинают говорить чуть позже. Но есть и плюс двуязычия! Мозг ребенка в такой среде работает вдвое производительнее.

Мало свежих впечатлений. Новые впечатления стимулируют мышление и речь. Ребенку крайне необходимы новые игрушки, прогулки в новые места и т.д..

Когда следует беспокоиться?

Норму очень упрощенно и обобщенно можно сформулировать так: в год ребенок должен начинать использовать слова, в два года - предложение. Наконец, педиатр и сам поинтересуется, есть ли причины подозревать отклонения у вашего малыша.

Детки, у которых есть какие-то проблемы со слухом, перестают лепетать и мурлыкать в полугодовом возрасте. Они не пытаются издавать звуки, не смотрят на вас, когда вы говорите.

Обратите внимание:

  • если ребенок не произносит слов до 15-ти месяцев,
  • вы практически не понимаете слова, которые произносит малыш,
  • ни одно слово не похоже на настоящее,
  • до 16 месяцев ребенок не реагирует на ваши простые просьбы (например, «дай мячик»),
  • до двух годков у ребенка нет реакции на вопрос предложения родителей (например, после слов мамы «Идем гулять?» - ребенок не берет обувь или лопатки для песка).

Если вы заметили одну или несколько таких признаков, обсудите это со специалистом.

Родители очень ждут первых слов ребенка! Некоторых детки радуют уже в 9 месяцев, остальные - в 13-14. Но родителям не стоит искать проблем там, где их нет. Наконец, логопеды не работают с детьми, которым еще нет хотя бы трех годков.

И, имейте в виду, мамочки, папы, бабушки и другие родственники, - что все ошибки вашей речи перейдут по наследству и ребенку.

Наша с вами золотая истина: как цветы лучше растут, согретые солнцем, так и дети - лучше развиваются, когда они окружены любовью!

Появление на свет нового человека – самое большое чудо. Родители готовы до бесконечности рассматривать каждую чёрточку лица своего малыша, радоваться, если он улыбнулся в ответ. Но делает ли это младенец осознанно? Как узнать, что происходит в крошечной головке? Когда ребёнок начинает узнавать маму? Многие родители проводят параллель между данной способностью и зрением. Но ведь возможности познавать мир этим не ограничиваются.

Новорожденный ребенок не сразу узнает свою маму, но очень быстро этому учится.

Научно доказано, что, находясь ещё в животе у мам, дети уже имеют достаточно развитую нервную систему. Они могут слышать, но звуки будут несколько приглушены. Голос мамы плод воспринимает во время её беременности. Поэтому рекомендуется разговаривать с маленьким человеком даже до его рождения. Уже на этом этапе устанавливается эмоциональная связь.

Сначала малыш начинает узнавать маму только по голосу.

Во сколько же месяцев он будет выделять родные интонации из мира чужих звуков? Когда ребенок узнает маму по голосу? Зависит от индивидуального развития. Чаще всего — в три месяца. Но могут быть и отклонения от нормы.

Если ребёнок плохо реагирует на звуки, после трёх месяцев не поворачивает головку, когда его зовёт мама – необходимо проконсультироваться с врачом. Возможно, причиной является нарушение слуха.

Как вкусно и приятно

В первые минуты жизни, когда младенец прикасается к маме, добавляются новые ощущения. Её запах, мягкая кожа, тёплое молоко делают его счастливым. Маленький человек узнаёт маму благодаря тактильному и вкусовому опыту. До одного месяца он может искать грудь, находясь на руках у бабушки. Потом, когда новорождённый начинает узнавать маму, он уже ни с кем не спутает её запах. Некоторые педиатры говорят, что обоняние у него развивается очень рано. Малыш начинает ощущать самого близкого человека по запаху уже на третий день жизни.

Можно использовать эту особенность для того, чтобы успокоить его. Подойдёт платок, смоченный в молоке мамы. Его нужно положить на подушку рядом с новорождённым.

Рано развитое обоняние позволяет малышу узнавать свою маму.

Мир прекрасен

Самый важный момент настаёт тогда, когда маленький человек уже следит взглядом за мамой. Ни один родитель не будет сомневаться, что младенец начал узнавать его. Хотя зрение формируется ещё во время беременности, у новорождённого оно имеет ограниченные возможности, которые развиваются постепенно.

Показывая ребёнку предметы, необходимо держать их на расстоянии 25 см, не ближе, прямо перед лицом. В противном случае начинает развиваться косоглазие.

Многих волнует вопрос: «Сколько месяцев должно пройти до начала зрительного узнавания мамы?». Для этого можно сопоставить некоторые данные. Возраст даётся в месяцах.

  • Первый – второй . Способность ненадолго сосредотачивать внимание на больших близких предметах. Мир видится в чёрно-белой гамме.
  • Третий . Взгляд фокусируется и на ближних, и на дальних объектах. Различаются черты лица у людей, яркие цвета (особенно красный и жёлтый). Окончательно формируется бинокулярное зрение – два глаза видят одновременно.
  • Третий – четвёртый . Узнавание родителей по лицам.
  • Четвёртый – пятый . Интерес к движущимся предметам. Слежение за ними.
  • Пятый – шестой . Способность различать основные цвета и формы, эмоции и настроение окружающих.
  • Седьмой – девятый . Выделение признаков предметов по форме, цвету, величине.
  • Восьмой – десятый. Узнавание людей, которые часто бывают в доме.

После этого возрастного порога дети чётко проводят границу «свой – чужой». И на улыбку незнакомого дяди могут ответить громким плачем.

Резюме

Теперь очень просто понять, когда младенец может начать узнавать маму. Это, как правило, происходит ближе к четвёртому месяцу. А ещё через недели три – четыре её образ становится целостным. Улыбаясь, малыш посылает привет не всему миру, а единственному, самому близкому человеку. Делает он это осознанно. Хотя многие женщины уверены, что уже самая первая улыбка новорождённого имеет своего адресата. Кто знает…

В течение этого года ребёнок развивается и растет намного быстрее, чем за всю будущую жизнь. Ваш малыш впервые Вам улыбнется, у него прорежутся первые зубки, он научится сидеть и сделает свои первые шаги, и скажет своё первое слово.

Чтобы помочь своему ребенку быстрее овладеть навыками общения, попробуйте привить себе привычку часто разговаривать со своим малышом. При этом нужно не просто «читать лекцию», а рассказывайте ему. о вашей жизни, комментируйте свои действия (когда вы чем-то занимаетесь – объясняйте ему, что вы делаете), описывайте окружающие его предметы (какой они формы, цвета, их предназначение).

Например: «Сейчас я буду менять Сашеньке подгузник, но сначала мы должны снять штанишки. » Также рассказывайте ребенку о том, что делает он сам: «Посмотри на себя. Сашенька машет ручками, а в ручках погремушки. » Вы даже может встряхнуть погремушки, чтобы привлечь внимание малыша к издаваемому звуку погремушек.

Рассматривайте вместе со своим малышом книжки, рассказывайте сказки (простые, с повторяющимися действиями – «Колобок», «Репка»).

Ваш разговор с малышом будет удерживать его интерес, поможет ребенку в формировании социальных навыков в дальнейшем, постепенном понимании произносимых слов, а также заложит основу для обучения речи.

Если у вас появились сомнения в достаточном развитии речи малыша, то обязательно обсудите их с вашим педиатром.

К первому дню рождения вашего ребенка, он может говорить нескольких понятных слов: это не обязательно будут слова, используемые взрослыми, но слова, которые вы узнаете, как имеющие определенное значение.

Но большинство «разговоров» ребенка в двенадцать месяцев, до сих пор можно назвать детским лепетом. Ваш ребенок практикует различные звуки, ритмы и интонации речи. В течение второго года, особенно во второй половине второго года, развитие речи малыша существенно увеличивается.

Развитие речи ребенка можно формировать уже с первых дней. Ваш ребенок учится говорить, слушая вас. И хотя малыш не понимает все, что вы говорите, он, без сомнения улавливает проблески смысла в различных ситуациях. Если вы будете много разговаривать со своим малышом, он будет понимать значение множества слов, прежде чем он начнет узнаваемо эти слова произносить. Действительно, к тому моменту, когда ваш ребенок начинает произносить одно – два слова, он, вероятно, понимает уже десятки других слов.

Этот разрыв между пониманием речи и способностью выразить словами будет продолжаться у вашего ребенка на протяжении всего дошкольного возраста. Ребенок будет понимать гораздо больше, чем он может выразить своими собственными словами. Это сравнительно более глубокое понимание, чем умении сказать — открывает путь для развития вербализации.

С точки зрения коммуникации, не имеет большого значения, что ваш ребенок повторяет звучание слова, при этом, совершенно не понимая смысла самого слова. Эксперименты с созданием звуков являются неотъемлемой частью развития речи.

Не смотря на то, что многие дети начинают говорить свои первые слова уже ближе к году, не волнуйтесь, если ваш ребенок к этому времени еще не начал говорить. Некоторые дети начинают говорить в четырнадцать или пятнадцать месяцев.

Для многих трехлетних детей воображаемые друзья – это неотъемлемая часть взросления. Однако родители часто волнуются, что уход в мир фантазий может привести к отрыву от реальности и даже проблемам в психологическом развитии. Стоит ли беспокоиться, если в жизни вашего ребенка появился вымышленный приятель?

Воображаемые друзья: кто они?

К трем годам у ребенка складывается идеальный образ друга для игр и общения. Если такого друга он не находит в реальности, то с легкостью выдумывает. Так появляется вымышленный друг, который может быть похожим на человека (вспомните Карлсона), супергероя, персонажа сказки, мультфильма. «Внешний вид», привычки и особенности выдуманного приятеля будут зависеть только от фантазии малыша.

Воображаемый друг может быть постоянным спутником ребенка или всего лишь приходящим партнером для совместных игр. Он может существовать только в определенном месте: на даче у бабушки или в детской комнате. Никто не знает, когда он появится или исчезнет.

Причины появления вымышленного друга

Задумайтесь на минуту, каково это – быть маленьким ребенком? Вам постоянно говорят, что и когда делать, старшие братья и сестры (если они есть) забирают игрушки и конкурируют за внимание взрослых. Кто бы в такой ситуации не хотел друга, который никогда не берет вашу машинку, делает то, что говорите вы, и всегда приходит на помощь? Воображаемый приятель может защитить, когда малыш напуган, станет «козлом отпущения» , когда нужно будет кого-то обвинить, и станет отдушиной, когда ему хочется посмеяться или поплакать.

Можно выделить несколько причин, почему ребенок выдумывает друзей и предпочитает играть с ними.

  • Одиночество

Если ваш малыш является единственным ребенком в семье, то вероятность появления придуманного персонажа резко возрастает. Ребенок может стать более зависимым от своих воображаемых друзей, если ему трудно найти приятелей своего возраста.


  • Желание быть первым

Если единственный друг старше и к тому же любит командовать, то ребенок, вполне возможно, придумает приятеля, чтобы найти утешение. Часто дети, которыми помыкают, создают воображаемых друзей, с которыми легко общаться и которые всегда позволят им победить или взять на себя инициативу в любой игре. Воображаемый друг – часть выдуманного мира, где ребенок является победителем.

  • Напряжение

Ребенок тоже может испытывать стресс по разным причинам – у него проблемы в детском саду или школе, ему трудно завести друзей, ему сложно жить в тени старшего брата, которого другие считают лучше его. Часто эти затруднения мы неправильно истолковываем, отметаем в сторону, так как слишком заняты, чтобы замечать потребности ребенка. Во всех таких ситуациях ребенок придумывает воображаемого друга и рассказывает ему обо всех проблемах.

Как общаться с воображаемыми друзьями

Вот несколько советов, как общаться и взаимодействовать с выдуманными приятелями вашего ребенка.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

  • Принимайте фантазию ребенка

Не стоит постоянно указывать малышу, что его друзья не являются настоящими. Будьте добры и приветливы и откликайтесь на детские просьбы. Ведь нет ничего сложного в том, чтобы налить дополнительную кружку чая или открыть дверь перед невидимым другом.


  • Не подавляйте его фантазию

Воображение очень важно для ребенка. Не стоит смеяться над несуществующими друзьями. Неправильная реакция родителей может заставить ребенку уйти еще глубже в выдуманный мир. Или же он просто перестанет фантазировать.

  • Не выступайте инициатором общения
  • Не позволяйте ребенку перекладывать ответственность

Не разрешайте ребенку винить воображаемого друга в том, что он сам делает неправильно. Дети по-прежнему должны нести ответственность за свои поступки, а задача родителей – напомнить о последствиях. Если ребенок обвиняет выдуманного персонажа в беспорядке в детской, попросите убраться в комнате вместе с ним. Если малыш откажется, то игра окончена, и пусть он сам убирает разбросанные игрушки.

  • Не используйте друга в «корыстных» целях

Не очень хорошо говорить ребенку: «Дима хочет, чтобы ты съел манную кашу». Малыш может понять, что вы им манипулируете.

  • Поощряйте воображение

Проводите больше времени с ребенком. Пусть ваш малыш притворяется, играет в куклы, надевает костюмы супергероев, читает приключенческие книги. И делайте это вместе с ним. Ребенок выдумывает приятеля еще из-за того, что не получает достаточного внимания со стороны родителей. Не позволяйте воображаемому другу заменить настоящих друзей и ваше внимание.

  • Узнайте ребенка получше

Воображаемые друзья могут дать вам понимание того, что ребенок чувствует на самом деле. Если его приятель Дима боится темноты, то, возможно, именно ваш малыш испытывает этот страх. Следите за другом и учитесь у него.

Наличие выдуманного приятеля – это совершенно нормально. Часто детям он помогает справляться с переменами в жизни или приобретением социальных навыков. Отнеситесь к нему как к еще одному этапу взросления ребенка.

Читаем