Во сколько месяцев ребенок начинает говорить. Когда малыш начинает говорить первые слова: агу, мама. В каком возрасте у ребенка появляются первые фразы

Каждое новое действие малыша для родителей - целое событие. Его движения, смех и слова становятся предметом обсуждения и восхищения. Заботливые и внимательные родители понимают по поведению что детки чувствуют и чего хотят. И все-таки момента когда ребенок начинает говорить первые слова ждут всей семьей с нетерпением.

Во сколько лет кроха все понимает? Когда начинают говорить дети? Какие сочетания звуков или слова можно услышать даже от восьми месячных детей? И стоит ли беспокоиться, когда малыш еще не произносит полноценные слова в годовалом возрасте? Попробуем разобраться в этих вопросах.

Когда новорожденный появляется на свет, у него закладываются основы будущей речи. Когда ребенок начинает понимать речь родителей? Во сколько дети начинают агу -кать? Во сколько месяцев появляются первые сочетания звуков? Эти процессы, как правило, происходят еще до года. Рассмотрим, как выглядит приблизительный набор звуков и слов, которые малыш произносит в разные периоды своей жизни - от рождения до 2-ух летнего возраста.

От рождения до года:

  • До 4 недель карапуз может быть напуган даже услышав едва повышенный тон одного из родителей. А уже с месяца реагирует на разговор взрослого;
    В 2-3 месяца, когда ребенок начинает агу -кать, он «отвечает» на разговоры и жесты мамы или папы. Кроха в этом возрасте осваивает также звуки «к», «н»;
  • К 5-му месяцу маленький человек поворачивает голову на звук;
    Уже в 7 месяцев для младенца характерно произношение двух букв одновременно, это происходит осознанно (например, «ма», «па», «ба»). Он распознает голоса близких;
  • После восьми месяцев дети озвучивают по несколько одинаковых слогов, например, – «па-па-па», «ма-ма-ма» и др. Могут произносить «б», «э», «а», «к»;
    В 10, ближе к 11 месяцам, одинаковые слоги объединяются в короткие слова. Нередко именно в этом возрасте ребенок начинает говорить мама;
  • Годовалый ребенок знает несколько несложных слов (не больше 2-х слогов). Он также начинает понимать когда ему говорят слово «нет» (или «нельзя») и выполняет несложные просьбы.


От одного до двух лет :

  • Спустя 3 месяца, после того, как вашему малышу исполнился годик, он уже знает около шести-семи слов. Это тот период когда дети начинают показывать предметы и картинки, о которых вы говорите;
  • В 1,5 года словарный запас становится больше. Ребенок без трудностей произносит 7-17 слов и указывает на некоторые части тела;
  • Ближе к 2-му году жизни сынок или дочка знает почти все части тела, составляет словосочетания, например, – «мама идем», «папа дай», задает вопросы – «где?», указывает «там», «тут» и т. д. Сейчас для крохи норма – 20-25 осознанных слов.

В 2 года :

  • Двухлетний карапуз свободно пользуется несколькими десятками слов. Еще он выполняет просьбы членов семьи;
  • Малыш, который достиг возраста 2,5 лет помнит до 3 цифр, осмысливает произнесенные близкими предложения из нескольких слов;
  • К 3-м маленький человек способен говорить предложениями, сам может многое рассказать: свое имя, возраст, имена близких, задает очень много вопросов.

Почему дети не спешат начинать разговаривать

Вы уже знаете приблизительно в каком возрасте маленькие девочки и мальчики выговаривают первые звуки, слова, словосочетания и во сколько начинают говорить целыми речевыми конструкциями. И все же случается, что ребенок долго не хочет переходить к осмысленному вербальному общению, хотя уже пора бы.

Опытные педиатры, в том числе и всем известный Е. Комаровский, утверждают, что переживать стоит если ребенок не начинает говорить после того, как он достиг возраста 3 лет.

Причиной того, что кроха может поздно начинать осваивать слова может быть вовсе не проблема со здоровьем или психическим развитием.

Перечислим другие факторы, которые влияют на то, во сколько лет дети начинают осваивать речь :

  • Недостаточно развита моторика рук. Именно от этого процесса может зависеть то, во сколько дети начинают говорить. Отделение мозга, которое отвечает за координацию движений рук и пальцев, также отвечает за речевое развитие.
  • Поэтому поздно осваивают речевые навыки младенцы, чья мелкая моторика плохо развита. Начните делать массаж на ручках и пальчиках с первого месяца жизни, а далее занимайтесь с ребёнком специальными играми и упражнениями, которые советуют для развития моторики (лепка, рисование и т.д.);
  • Мама, папа и другие члены семьи, с которыми проживает кроха, разговаривают на разных языках. Это серьезная причина, почему ребенок отстает в речевом развитии. Он просто еще не умеет различать языки, и ему сложно определится с конкретным. В таких условиях не странно то, почему дети начинают формировать словарный запас и пользоваться ним порой не ранее, чем в 5 лет. Путая слова, малыш не сможет понять их смысл и составить предложений;
  • Отец и мать уделяют крохе недостаточно времени и внимания. Если при этом человечек еще и не посещает детское учреждение (детсад, школу раннего развития и т. д.), он вовсе лишен полноценного общения, которое должно способствовать развитию речи. Если приходиться оставлять ребенка на целые сутки с няней, или он постоянно находится дома с одним из членов семьи - он вряд ли будет знать слова в необходимом количестве;
  • Нездоровая опека близких людей (мамы, папы, бабушек, дедушек и др.). Этот, казалось бы, положительный момент неизбежно приведет к тому, что мальчика или девочку будут понимать по жестам, плачу и взгляду, кроха поймет это и не захочет учиться вербальному общению. Такие обстоятельства приводят позднему развитию словарного запаса. Первое слово может быть произнесено лишь в 5 лет, когда дети начинают общаться со сверстниками;
  • Еще одной причиной почему ребенок не спешит общаться может стать состояние стресса. Конфликты между взрослыми, при которых мальчику или девочке приходиться регулярно присутствовать, приводят к тому, что маленький человек замыкается в себе. Далее следует отсутствие желания говорить и учиться новому. С такими детьми сложно разговаривать, ведь часто даже в 4 года они не способны произносить внятные слова.
  1. Во время совместных прогулок с малышом, указывайте на предметы, которые вас окружают - здания, растения, скамейки и т. д. Объясните как объект называется и в чем его предназначение.
  2. Посещайте парки, зоопарки и места, в которых сын или дочка увидит много нового. Разговаривайте о том, как там красиво. Это будет лучшее начало познания нового - звуков течения реки, птиц и насекомых.
  3. Отвечайте на все вопросы и ни в коем случае не «отмахивайтесь». Называйте термины, предметы правильно. Пусть кроха всматривается в вещи и процессы тщательно и делает попытки охарактеризовать их. Так вам точно удастся разговорить малыша, вы научите его быть наблюдательным.

Наверняка, каждую молодую маму волнует вопрос «Во сколько дети начинают выговаривать первые слова?». Родители с нетерпением ждут такого желанного «Мама» и «Папа», и начинают волноваться, если ребенок упорно молчит или произносит только бессвязные звуки. У каждого отдельного малыша речь формируется по-разному. Кто-то начинает говорить раньше, кто-то позже. Хотите узнать, в каком возрасте малыш должен обязательно начать разговаривать? О чем может свидетельствовать длительное отсутствие связной речи? Тогда читайте эту статью до конца. Здесь вы найдете множество полезных советов и практических рекомендаций от опытных педиатров и логопедов.

Первый год жизни для младенца очень сложный. Он только начинает привыкать к новому миру и постепенно становится его частью. На этом этапе для него очень важна поддержка и забота самых родных людей – родителей. Если мозг маленького человечка и его нервная система развиваются правильно, то очень скоро он начнет правильно и связно разговаривать.
Речевой аппарат малыша формируется постепенно. Ребенок начинает говорить не сразу. Существует два ключевых этапа развития речи:

  1. Пассивное накопление слов. Малыш постепенно запоминает новые звуки и слова, учится их понимать, но в точности повторить их еще не может.
  2. Активное накопление слов. Ребенок изучает звуки, повторяет их, складывает новые слова и целые предложения.

Каждая фаза развития соответствует разному возрасту малыша. Пассивное накопление слов начинается намного раньше. Если ваше чадо пытается повторять звуки, которые слышит, и хорошо вас понимает, но пока еще не разговаривает, паниковать и переживать не нужно.

Когда ждать от ребенка первое слово или фразу?

Хотите получить ответ на вопрос «Во сколько лет дети начинают разговаривать?» и удостовериться в том, что с малышом все в порядке? Тогда обязательно внимательно ознакомьтесь с информацией соответствия возраста ребенка его речевым навыкам.

  • 1-3 месяца — Ребенок умеет кричать, громко плакать, постепенно учится повторять простые односложные звуки – «а-а», «а-гу», «а-ву» и т.д.
  • 4-5 месяцев — Малыш смеется, визжит, «поет» — издает протяжные звуки с разными интонациями, и эмоциями.
  • 6 месяцев — Ребенок узнает знакомый голос мамы и папы. Начинает лепетать, получаются звуки, немного похожие на «ма», «па».
  • 7-8 месяцев — Ребенок понимает слова и простые просьбы (дай, возьми и пр). Уже умеет подражать лаю собак или звукам, произносимым другими животными, знает как называется тот или иной предмет, но еще не называет его.
  • 9-11 месяцев — Малыш учится произносить первые простые слова – «мама», «папа», «на», «дай». В запасе не более 10 слов.
  • 1-1,5 года — Ребенок умеет составлять словосочетания, знает как выглядят те или иные животные, люди, сказочные персонажи, может легко показать их на картинке.
  • 2-3 года — Малыш понимает и учится задавать вопросы, знает разные понятия, выполняет сложные просьбы, составляет предложения, разучивает и рассказывает сказки и стишки.
  • 3-4 года — Малыш уже активно общается не только со своими родителями, но и со всеми окружающими, ровесниками, составляет сложные фразы и предложения.

Эта информация содержит общепринятые показатели, которые считаются нормой. Если ребенок должен начать говорить, но не может четко произнести слово, лучше посетите логопеда, невролога или психолога. Медик обследует вашего малыша и оценит его речевое и психическое развитие.

Что свидетельствует о задержке развития речи?

Вы уже знаете во сколько ребенок должен научиться выговаривать первые слова и составлять из них предложения. Однако иногда у малыша развитие речи может отставать от нормы. Стоит обратиться к дефектологу, если:

  • В 3 года ребенок плохо выговаривает слова, посторонние люди не могут его понять.
  • Малыш иногда ведет себя неадекватно, часто бывает гиперактивным.
  • Плохо пережевывает еду.
  • Вы часто замечаете, что у крохи открыт рот и чрезмерно выделяется слюна.
  • Ребенок категорически отказывается общаться с окружающими.

Чем раньше доктор определит точную причину таких отклонений, тем быстрее можно будет от них избавиться, без каких-либо последствий. Правильное лечение позволит вашему чаду быстро наверстать упущенное и научиться связно разговаривать. В школе он уже ничем не будет отличаться от одноклассников.

В каком возрасте ребенок произносит первые слова?

Даже внимательная и любящая мама может пропустить тот момент, когда ребенок начинает говорить. Все дело в том, что первые слова крохи лишь слегка напоминают привычные нам. Например, «бабушка» — это «ба», каша – «ка», упал – «бах». Возможно, для вас это кажется недостаточным, но логопеды в один голос утверждают, что для ребенка – это нормальные слова, которые свидетельствуют о полноценном развитии речи.

К 1-му году жизни кроха обязательно должен знать 10-20 слов, включая простые слоги, подражания животным. Первое слово от вашего чада можно ждать уже в 7-8 месяцев. Чаще всего это «мама» или «папа». Такие односложные слова состоят из простых звуков и малыш очень быстро их запоминает.

Чтобы понять, что ребенок называет определенные предметы или действия, а не произносит случайные звуки, обратите внимание на его поведение. Он будет повторять одни и те же «слова» в одних и тех же обстоятельствах. Пока малыш говорит невнятно, но вы можете его научить правильному произношению, постоянно озвучивая правильные названия предметов.

Если ребенок говорит на собаку «Ав-ав», подтвердите что это «Собака», а затем спросите у него «Где собака?». Если кроха укажет на животное, значит он понимает вашу речь. На ваш вопрос «Кто это?» ребенок уже захочет ответить не «Ав-ав», а «собака».

Если ваш малыш активно развивается, опережая своих сверстников, первые слова он может произнести уже в 4-5 месяцев. Мама – это очень простое для произношения слово, поэтому сначала ваше чадо может называть им всех взрослых. Однако уже через несколько месяцев он поймет, что у каждого человека есть свое собственное имя.

Когда кроха научится составлять словосочетания?

После года ребенок уже умеет произносить отдельные слова. Однако для многих мам остается актуальным вопрос «Во сколько ребенок начинает высказываться фразами и предложениями?». Специалисты утверждают, что в 2 года малыш уже должен уметь составлять словосочетания и полноценные фразы, состоящие из 2-3 слов. К этому времени у крохи уже сформирован довольно обширный словарный запас – 250-300 слов. Ребенок начинает говорить глаголы и предлоги, и это новое умение позволяет ему составлять правильные словосочетания.

В 2,5-3 года речь уже практически полностью сформирована. Он может еще плохо выговаривать отдельные сложные звуки (р, з, ш и пр.), но уже правильно составляет длинные и сложные предложения. Когда кроха отправится в детский сад и начнет регулярно общаться со сверстниками, его словарный запас увеличится, а речь усовершенствуется. В возрасте 4-5 лет чадо начнет задавать вам огромное количество вопросов, и вы должны стараться отвечать на них максимально полно и развернуто. Так ребенок максимально быстро сформирует большой словарный запас и в дальнейшем не будет испытывать неудобства во время общения.

Что делать, если малыш разговаривает плохо?

Каждая мама должна знать во сколько ребенок начинает выговаривать первые слова. Если вашему чаду уже более 2,5 лет, а он еще не научился составлять из отдельных слов простые фразы и короткие предложения, нужно незамедлительно обратиться к врачу.

Специалист сможет оценить уровень развития речи у ребенка, и при необходимости назначит эффективные развивающие упражнения. Если вовремя не обратить внимания на проблему, в дальнейшем крохе будет очень сложно общаться со сверстниками, малыш будет чувствовать себя неуверенно, у него начнут развиваться комплексы.

Вы хотите помочь своему ребенку? Тогда выполняйте следующие рекомендации:

Начало формирования речи у ребенка – это очень важный этап в жизни маленького человека. Родители должны со всей ответственностью отнестись к первым словам и фразам малыша. Если есть какие-либо опасения или тревоги, лучше проконсультироваться с дефектологом или врачом-логопедом.

Способность размышлять и выражать свои мысли словами, характерна только для человека, это и отличает его от других живых существ, как существо разумное. Когда ребенок начинает говорить, подражая взрослым – он выражает свои желания, при развитии мышления, речь малыша развивается синхронно, пополняется словарный запас, появляется интонация.

Но для того чтобы речь у ребенка формировалась правильно, необходимо наличие нескольких факторов, а именно:

  • Физиологические – слух, голосовые связки
  • Умственные – развитие интеллекта ребенка согласно нормам
  • Социальные – присутствие носителей речи.

Когда ребенок начинает говорить первые слова, они обычно имеют несколько смысловых значений. Так, слово «мама» может произноситься, в случае если малыш голоден, ему скучно, у него что-то болит , таким образом, он привлекает внимание к себе, человека, без которого не представляет своего существования. Скорость и пополнения словарного запаса напрямую зависят от того, во сколько ребенок начинает говорить.

Развитие речи у детей до 6 месяцев

Многие родители ждут с нетерпением первых слов своего малыша и часто задаются вопросом — во сколько месяцев ребенок начинает говорить? Но ответить на этот вопрос однозначно, очень сложно, поскольку развитие ребенка индивидуально и то, что малыш начинает говорить позднее сверстников, не свидетельствует о задержке его интеллектуального развития. Но все – же условные критерии развития речевых навыков по возрастным категориям существуют и основаны они не на том, что ребенок должен уметь в конкретном возрасте, а что должно насторожить родителей при отсутствии каких либо сопутствующих факторов.

С какого возраста ребенок начинает говорить? Возраст до шести месяцев считается предречевым, поскольку в этот период идет закладка двух основных критериев речи – восприятие и понимание речи взрослого, и вокализация отдельных звуков. Малыши в этот период произносят отдельные протяжные гласные отличающиеся артикуляцией, тембром и произношением. К 5 месяцам речевой аппарат малыша настраивается, и отдельные звуки перерастают в повторяющиеся слоги, в которых уже встречаются согласные. К полугоду ребенок осознанно может произносить слова «ма – ма», «ба – ба», немного труднее получаются слова «па – па», «на», «дай». Когда ребенок говорит мама, он делает это не осознанно, просто вместо плача, посредством которого он до этого выражал свои желания, теперь появилось слово, легкое в произношение и такое же глубокое по смыслу, как и плачь. Слово мама – несущее в себе значение нежности и боли, грусти и радости.

В этот период идет активное развитие социальных навыков общения, и от того сколько родители уделяют вниманию общению с младенцем будет зависеть во сколько дети начинают говорить. В первую очередь отсутствие общения влияет на психологическое восприятие картины мира малышом. У детей, родители которых игнорируют, их плачь в младенчестве, считая, что не следует часто брать младенцев на руки, иначе они привыкнут, со временем развивается синдром разочарования. Картина приблизительно такая – малыш плачет, привлекая к себе внимание и через продолжительный период времени замолкает, устремив взгляд в потолок. Такое состояние очень опасно для душевного состояния ребенка, поскольку в этот период малыш не может находиться сам, он ощущает себя в безопасности, только имея визуальный, тактильный или голосовой контакт с родителем. Отсутствие носителей речи влияет на то, во сколько лет ребенок начинает говорить. Примером дети, воспитанные с младенчества в интернатах, где не достаточно педагогов, что бы уделить должное внимание всем малышам, начинают разговаривать только к 3-4 годам.

Вторая опасность отсутствия общения – скудный пассивный словарный запас ребенка, для того чтобы ребенок осознанно произносил слова, ему необходимо вначале понимать человеческую речь, чего невозможно при дефиците общения.

Задолго до того, когда дети начинают говорить первые слова, их способ общения выражается в оживлении при виде взрослого, произношении отдельных звуков, гулении, попытке назвать предмет или выразить свое желание. Поводом для беспокойства в этот период может стать:

  • Отсутствие перемены настроения ребенка, при появлении взрослого – аутизм.
  • Отсутствие реакции на речь взрослого, громкие звуки – глухота.
  • Отсутствие подражания взрослым в произношении слов, потеря интереса к окружающему миру – социальная запущенность, проблемы в воспитании, которые могут привести к остановке интеллектуального развития.

В каком возрасте ребенок начинает говорить – в 9 месяцев или в два года совершенно не важно, при отсутствии вышеперечисленных проблем.

Развитие речи у детей одного года

В период развития речи от 6 месяцев и до года, когда дети начинают говорить мама, пополняется пассивный словарь ребенка (малыш понимает не только интонацию и простые выражения, обращенные к нему), а и улавливает смысл сказанного, когда взрослые общаются между собой. Именно стремление слушать речь и вникать в смысл сказанного развивает фонематический слух ребенка позволяющий отделять из речевого потока отдельные слова . Именно в этот период, когда дети начинают говорить простые слова или пытаются повторять за взрослыми названия предметов, идет закладка активного словарного запаса.

Очень важно в общении с малышом не коверкать слова, проговаривая их уменьшительную или ласкательную версию, а четко произносить слово, указывая при этом на предмет, который оно означает. В семьях, где родители имеют дефекты речи или произносят слова нечетко и очень быстро, дети обычно начинают говорить позже сверстников, и речь их нечетка, доступна пониманию только близким.

Между 7 и 9 месяцами на смену лепета приходит четкое произношение отдельных слов и слогов имеющих несколько значений. Например «кака» может означать и отрицание – когда малыш выражает протест, и то, что его пугает, не нравиться по вкусу, одежда, которая доставляет неудобство, так же именуется «кака». Таким образом, даже имея небольшой словарный запас, когда ребенок начинает говорить, мама обычно понимает его с полуслова, это благоприятно для общения, но тормозит развитие речи и пополнение активного словарного запаса малыша. Напротив, попав в незнакомую среду общения, малыш вынужден, объяснятся не жестами, а пытаться выговорить слова.

Когда ребенок должен начать говорить? Это риторический вопрос и ответ на него будет зависеть от многих факторов, касающихся одного конкретного ребенка. На развитие речи влияет так же наследственность, характер малыша, его коммуникабельность, физическое здоровье. По наблюдениям – детского нейрохирурга и физиотерапевта, много лет изучавшего проблемы заболевания мозга у детей, малыши которые не развиваются физически, отстают и в своем интеллектуальном развитии. Вынужденное ограничение передвижение малыша манежем или люлькой переноской, приводит к тому, что когда ребенок должен говорить, ему не позволяет это сделать речевой аппарат, развитие которого напрямую связано с .

Особенности развития речи младшего дошкольного возраста

Что должен говорить ребенок в год и когда стоит переживать по поводу отсутствия речи у малыша? Отсутствие речи ребенка в год не является серьезным отклонением, если малыш понимает смысл сказанного родителями, выполняет их просьбы, откликается на свое имя, при этом период «гуления» немного затянулся. Однако в его словарном запасе все же должно быть минимальных 2 – 4 слова и несколько слогов, которые он повторяет на все лады, имитируя интонацией разговор взрослого. Как правило, дети с запоздалым развитием речи находят для себя любимый слог или букву, которые и произносят на протяжении дня, склоняя и переставляя, например – га, гу, го, ги.

От того, в каком возрасте дети начинают говорить, совершенно не зависит их интеллект и успешность в учебе, если только задержка не вызвана проблемой воспитания или умственных задержек развития. Бывают случаи, когда ребенок начинает говорить предложениями, хотя до этого в его словарном запасе едва насчитывалось пара, тройка слов. Такое явление называется «лингвистический взрыв», но чаще процесс построения слов в предложения и пополнения активного словарного запаса происходит постепенно, с явным прогрессом к полутора годам у девочек и к двум годам у мальчиков.

Когда ребенок начинает говорить первые фразы можно отметить что себя он называет по имени, не применяя местоимения «Я», иногда глаголы ставятся в будущем времени, например «Ваня кушать кашу», «Аля идти играть». Часто дети путают значения слов «дай» и «на», но это проблема скорее восприятия речи, нежели лингвистическая. Коверкание слов и неправильное их произношение в младшем дошкольном возрасте говорит о том, что у ребенка плохо развит фонематический слух, и он произносит слова такими, как слышит. Чтобы исправить такие дефекты с ребенком нужно заниматься упражнениями на развитие слуха. Например, исполнять различные звуки, шуршание бумаги, звук льющейся воды, а малыш, отвернувшись к стене, должен называть правильно источник звука.

Во сколько ребенок должен начать говорить? До трех лет отсутствие речи у детей при сохранении интеллектуальных и физических способностей не считается отклонением. Если же и после трехлетнего возраста активный словарный запас малыша ограничивается несколькими словами, можно говорить о нарушениях мозговой деятельности и как результат – алалия.

Вот приучили нас к тому, что на все, что касается психо-физического развития детей, в медицине существуют определенные нормы. Когда ребенок должен держать голову, сидеть, ходить, разговаривать… А между тем, все мы отличаемся друг от друга, и не всегда попадаем в среднюю статистику. А уж тем более малыши, которые только формируют свои умения и навыки. Поэтому Вы должны понимать, что ребенок никому ничего не должен. Если он не вписывается в общую картину успеваемости, это еще вовсе не значит, что имеют место какие-то отклонения. Между тем, вовсе игнорировать кажущиеся отставания нельзя, поскольку они могут иметь не безобидные причины.

В каком возрасте дети начинают говорить?

Осознанная речь или ее зачатки - это один из немногих аспектов, которые врачи не рекомендуют оценивать в ракурсе «когда ребенок должен». «Существует тенденция», «наблюдения и практика показывают» или же «чаще всего» детки начинают строить свои первые фразы, связывая между собой по смыслу сразу несколько звуков, в возрасте приблизительно около года. Их словарный запас к этому времени в норме «должен» состоять из 2-10 слов. К двум годам малыш активно пользуется уже 50 словами и способен составлять из них предложения (связывая между собой по 2-4 слова), используя при этом прилагательные и местоимения. Он уже активно сопровождает лепетом свои игровые занятия. Через полгода начинается период почемучки: детка начинает интересоваться, что, где, когда и почему, и выговаривает все легко-произносимые звуки. Но это весьма условные ориентиры.

Ребеночек может различать предметы и существа, узнавать их по определенным характерным чертам, понимать обращенные к нему реплики, но выразить вслух свое «мнение» или эмоцию у него еще не получается. Нужно понимать, что практически все дети в начале своего речевого развития многие звуки произносят неправильно, что уж говорить о словах! Это потешно, а не ненормально - не требуйте от ребенка слишком многого, но не сюсюкайтесь с ним: сами произносите слова и звуки правильно и четко. Полезно иногда полушутя поправить неправильно произнесенное малышом слово, но ни в коем случае нельзя ругать, стыдить или поучать его за это.

Сегодня мало кого удивишь тем, что ребенок в полтора года рассказывает стихи и поет песни. Впрочем, такие дети были всегда, но весь современный мир развивается быстрее, время идет быстрее, жизнь пролетает быстрее, чем еще 10-20 лет назад, а потому и детки тоже не отстают: они растут более смышлеными и развитыми, чем были мы в их возрасте. Вместе с тем, не становятся более редкими случаи, когда и в 2,5 года малыш не произносит ни одного связного набора слов. И это тоже нормально: если обследование показывает, что никаких нарушений со стороны нервной и прочих систем и органов у ребенка нет, он имеет право заговорить и в 3 года. И практика показывает, что такие молчуны начинают лепетать без устали: сразу много и по делу, правильно и четко, и что они могут даже опережать своих сверстников в умственном развитии. Если же и в 4 года ребенок молчит или же совершенно невозможно понять, что он говорит, то к логопеду необходимо обратиться незамедлительно. Это следует сделать раньше (года в два), если он не отзывается на свое имя, не узнает на картинках названные взрослым предметы и не показывает, чего хочет.

Определяющее значение в том, можно ли считать запоздание с речью нормой, имеет все же ключевое слово «обследование». Действительно, ребенка следует показать специалистам, если у Вас возникли подозрения вероятной задержки речи. Начните с ЛОРа: нужно проверить слух.

Также желательно посетить логопеда, поскольку дефекты строения речевого аппарата тоже могут препятствовать формированию речевых навыков у ребенка, а устранению они легче подлежат в раннем возрасте.

Вообще, чем раньше будет найдена проблема, тем легче и эффективнее ее удастся решить. Вот почему на всякий случай, если ребенок не заговорил к трем годам, его можно показать еще и невропатологу. Совершенно очевидно, что при задержке физического умственное развитие ребенка также будет несколько отставать.

Но выискивать патологии там, где их нет, тоже не стоит: чаще всего припозднившееся развитие активной речи ребенка обусловлено особенностями его характера и темперамента.

Почему ребенок не говорит?

Одним из условий для своевременного и непринужденного развития речи у ребенка является модель и способ общения с ним окружающих его взрослых. Если мама обращается к малышу как к равному интересному собеседнику, отвечает ему (пусть даже не на произносимые звуки, а лишь на его действия или выражение лица), поощряет его участие в совместных делах, комментирует свои действия вслух и прочее, то процесс идет гораздо быстрее и естественнее. При этом важно не торопить и не стыдить ребенка, если у него что-то получается не так, как Вам бы того хотелось. Обращаться к маленькому собеседнику всегда следует простыми, короткими, понятными ему фразами. Не забывайте читать ему детские книги и петь песенки, пусть у Вас совершенно нет ни слуха, ни голоса.

Если же взрослые игнорируют малыша, не обращаются к нему с просьбами и вопросами, или же напротив - подолгу вычитывают ему морали и «тарахтят» без перерыва, то малыш не испытывает потребности в общении или даже не может понять, о чем идет речь и что от него хотят - и замыкается в себе.

Несколько труднее освоить активную речь может оказаться ребенку, к которому воспитывающие его взрослые обращаются на разных языках. Беды в этом нет, но начать разговаривать такой малыш «имеет право» позже. А вот ускорить процесс развития речи помогут старшие братья или сестры: в семьях с несколькими детьми младший, обычно, заговаривает раньше.

Психологи говорят, что в темпах развития речи (как и развития ребенка в целом) важную роль играет поощрение инициативности и самостоятельности ребенка со стороны взрослых. Смысл заключается в том, чтобы ребенок мог действовать безнаказанно в определенных рамках самостоятельно и чтобы не проявлять над ним гиперопеку - это может затормозить естественные процессы развития навыков у детей. Даже если Вы научились понимать своего малыша с полуслова, не стоит вмиг подавать ему желаемую игрушку или сразу нести бутылочку с водой: дайте ребенку немного времени, чтобы как-то высказать свою просьбу.

Об этом знает, наверное, каждый современный родитель, но все же напомним, что развитие мелкой моторики способствует не только лучшему речевому, но и развитию умственных способностей ребятенка в целом. Следовательно, если с крохой не заниматься специально или не давать возможности поиграть с подручными материалами (крупами, пуговицами, шнурками), то он может начать разговаривать позже соседского Ванюши.

Не будем забывать и о наследственном факторе: в данном случае он тоже может проявиться.

Благотворно на развитие речи у детей влияет общение со сверстниками. Специальные уроки и занятия пойдут только на пользу (если не перегибать палку), но все же определяющей роли не играют. Очень многое здесь зависит от типа темперамента маленького собеседника. Замечено, что неторопливые уравновешенные малыши часто начинают говорить раньше своих гиперактивных сверстников. С другой стороны, если ребенок предпочитает созерцать мир, а не принимать во всех его событиях самое активное участие, то нет ничего удивительного в том, что и говорить он предпочтет со временем. Общительные дружелюбные дети, как правило, начинают говорить раньше, чем стеснительные и замкнутые.

Но нельзя все списывать только на индивидуальность. Психофизические нарушения и задержки в развитии также могут иметь место и, безусловно, будут влиять на темпы развития речи у ребенка. Если активная речь у ребенка задерживается более чем на 4-5 месяцев (по сравнению с «нормами»), то причиной могут быть какие-то нарушения, нередко - гидроцефалия. В группу риска попадают детки, рожденные в тяжелых родах, страдающие внутричерепным давлением, имеющие какие-то нарушения во внутриутробном периоде.

А потому родителям следует не только положиться на интуицию, но еще подключить рассудок и наблюдательность. Если осмотр у специалистов показал, что малыш хорошо слышит, не имеет никаких дефектов в строении и функционировании речевого аппарата, если нет никаких задержек физического развития, то дайте ему время почувствовать потребность и желание в активном общении. Игровые занятия послужат прекрасным стимулирующим инструментом, но всегда на первом плане будут стоять любовь к своему чаду, понимание, нежность и восприятие его таким, какой он есть - иногда не стоит торопить события.

Специально для - Екатерина Власенко

Речь - важный атрибут, отличающий человека от животного. Благодаря словам люди научились взаимодействовать и лучше понимать друг друга. Без речи практически невозможно интегрироваться в социум. Вопрос о том, когда ребёнок начнёт произносить первые слова, тревожит всех без исключения родителей. Даже незначительное отклонение от нормы может косвенно говорить о пороке в развитии малыша.

Организм каждого ребёнка имеет свои особенности , и его речевой аппарат формируется в зависимости от умения воспринимать разную информацию, от специфики мыслительных процессов и от психического здоровья. Поэтому дать ответ на вопрос, в каком возрасте ребёнок начинает говорить, не так-то просто, поскольку специального «календаря речи» попросту не существует.

Этапы формирования речи у ребёнка

В логопедии есть такое понятие, как активный и пассивный словарный запас . Пассивное увеличение словарного арсенала подразумевает, что малыш всё лучше понимает окружающих, но сам при этом молчит. При активном накоплении словаря дети интенсивно осваивают звуки и складывают из них слова и фразы. Пассивная речь, как правило, развивается с большим опережением, и если малыш не разговаривает или говорит очень мало, но при этом прекрасно понимает требования и замечания, повода для беспокойства не должно быть.

Итак, выделяют несколько возрастных периодов развития речи, каждый из которых имеет свои особенности. Нужно отметить, что подобное деление носит условный характер.

Первые полгода жизни

Гуление – именно так называются самые первые осознанные звуки, произносимые младенцем. Подобные звуки начинают доноситься из кроватки младенца в возрасте одного месяца. Тем не менее для выражения недовольства малыш по-прежнему использует крик и плач. Гуление образуется вследствие случайного расположения таких органов, как губы, язык и носоглотка. Механизм возникновения гуления одинаков у всех младенцев.

Начиная с двухмесячного возраста с малышом стараются как можно больше разговаривать. Ошибочно полагать, что грудничок ничего не осознаёт. Происходит постепенное привыкание к звучанию речи близких людей, чуть позже начнёт накапливаться пассивный словарь. До достижения малышом четырёх месяцев гуление сохраняется, возможно появление отдельных звуков, услышанных от родителей.

Период с 6 до 12 месяцев

Приблизительно с шестого месяца малыши начинают выражать свои мысли и желания при помощи лепета – своеобразного детского языка. Ребёнок пытается копировать взрослую речь, изменяя интонацию. Каждый раз, выговаривая новые звуки, малыш старается их запомнить, неоднократно повторяя.

В восемь месяцев лепет претерпевает изменения. Теперь он более продолжителен и эмоционально окрашен. Начинается многократное повторение слогов. Когда ребёнок начинает говорить первые слова? Первое осознанное слово от ребёнка можно услышать в период с 8 до 12 месяцев. Как правило, это обращение к близким людям. Также дети могут назвать понравившийся им предмет. Родители нередко приходят в восторг, посчитав, что их малыш наконец-то произнёс первые слова. Но многочисленные наблюдения показывают, что многократное повторение слова «мама» или «папа» не несёт в себе никакой смысловой нагрузки. Таким способом малыш воспроизводит запомнившиеся слоги и тренирует голосовые связки.

Второй год жизни

На втором году жизни малыш начинает активно пополнять пассивный словарь. Проще говоря, не обладая способностью выговаривать название предметов, он тем не менее понимает, о чём ему хотят сообщить старшие. Годовалый карапуз способен выполнить элементарные задания, например, дать игрушку на просьбу взрослого. Кроха начинает пользоваться указательным жестом, при этом сопровождая его особой требовательной интонацией. Малыш, указывая на какую-нибудь вещь, ждёт от взрослого, что тот произнесёт её название. Происходит осознание того, что каждый предмет имеет своё название. В памяти откладываются новые слова. Активная речь при этом ещё не появляется.

Двухлетний отпрыск уже способен объясняться простыми предложениями. Пассивный словарный запас значительно расширен до 200–300 единиц. При таком количестве знакомых слов ребёнок без труда составляет простые предложения. В речи употребляются глаголы и наречия. Каждый ребёнок при этом по-своему учится говорить. У одних в речи долго не появляются сложные фразы, зато они без труда произносят сложные звуки. У других рано получается составлять из слов предложения, но понимание их речи доступно лишь ограниченному кругу людей. И та, и другая ситуация считается допустимой.

Период с 3 до 5 лет

Основные законы родного языка становятся понятны ребёнку примерно в 3–4 года . В этом возрасте дети уже склоняют существительные по падежам и числам. Словарный запас обогащается вопросительными словами и новыми частями речи: прилагательными, наречиями. Речь начинает наполняться сложносочинёнными и сложноподчинёнными предложениями. Ближе к пяти годам ребёнок в состоянии рассказать несложную историю, заучить простой стишок. Речь активно используется в играх, в разговорах с игрушками.

Что говорит о задержке развития речи?

Основные симптомы, сопровождающие отставание в развитии речевого аппарата:

Между развитием центров в головном мозге и формированием речевой функции имеется прямая связь. Ребёнок должен с первых дней жизни иметь контакт со взрослыми , в противном случае формирование речевых навыков затянется на длительный срок, что в дальнейшем сулит серьёзным отклонением в развитии.

Почему происходит задержка в развитии речевого аппарата?

Немного разобравшись в вопросе, можно прийти к выводу: отсутствие речи в годовалом возрасте - это не приговор. О том, что ребёнок долгое время не произносит ни единого слова, следует тревожиться лишь тогда, когда ему стукнет три года, и то при веских основаниях. Нужно сказать, что отнюдь не только проблемы со здоровьем оказывают влияние на речь ребёнка. Долгое молчание зачастую объясняется задержкой в развитии нервной системы, кислородным голоданием при нахождении в утробе матери. В действительности есть уйма негативных факторов, тормозящих развитие речи. Основные причины, по которым дети отстают в речевом развитии от своих сверстников:

То, во сколько малыш произнесёт первое слово, по большому счету зависит от родителей . Ребёнок нуждается в помощи.

Зная, когда ребёнок начинает говорить, родители не упустят важных деталей в развитии своего чада. Если в 12 месяцев непринципиально, сколько слов произносят дети, то ближе к трём годам речь малыша должна быть внятной. Если вы беспокоитесь за своего ребёнка и заметили какие-то отклонения в процессе развития речевого аппарата, следует сходить на приём к врачу . Специалист осмотрит ребёнка и сделает заключение, есть ли речевые пороки.