Во сколько месяцев дети начинают говорить. Когда дети начинают агукать

Желанный малыш - это всегда счастье. Папы и мамы ревностно следят за каждым его вздохом, каждым изменением в мимике. Когда дети начинают агукать, в жизни родителей появляется целая палитра новых радостных эмоций. Ведь их малыш уже пытается общаться! Агуканьем он словно приветствует мир, демонстрируя, что у него все в порядке. Что же это за язык такой, агуканье? Как его понимать и как научить ему своего малыша пораньше?

Когда же миг придет желанный

Для определения, правильно ли развивается новорожденная кроха, важно все. И как малыш набирает в весе, и как спит, и как ест, и как реагирует на окружающий мир. Одним из показателей, что все идет хорошо, также является воспроизведение ребенком первых звуков.

Плач, попискивание, вздохи, кряхтение, которые он издает с первых секунд жизни, в расчет не берутся. А вот на произношение самых легких гласных уже обращается внимание. Принято считать, что нормально развивающийся, здоровый ребенок в месяц агукает. Но четкого срока «ровно через 4 недели после рождения» тут нет. Каждый человек (и новорожденный кроха тоже) уникален, у каждого есть свои отличительные способности, не являющиеся отклонением. То есть если малыш бодр, хорошо ест, правильно набирает вес, но в месяц не агукает - это еще не повод бить тревогу. Просто пока у него не получается гортанно произнести что-нибудь членораздельное. Зафиксированы случаи, когда дети начинают агукать только месяцам к трем или позже, и при этом они абсолютно здоровы.

Почему именно «агу»

Первые звуки, которые можно услышать от крохи, это «а», «е», «у» и «о». Иногда они похожи на «г-гу» или «х-ха», и только к 3 месяцам у него начнет получаться нечто более определенное. Все эти первые звуки называются гортанными, то есть получаемыми при участии связок гортани. Их воспроизвести легче всего, потому что ни губы, ни язык в процессе не участвуют. Вот почему дети говорят «агу». Конечно, делают они это неосознанно. Просто приходит час, когда их голосовые связки начинают принимать такое положение, при котором на выдохе у малыша получается звукопроизношение. Сперва он и сам не может в этом разобраться, просто пробует «на зуб» новое свое умение, привыкает к нему, словно примеряет его к окружающей обстановке. Именно поэтому малыши сначала «разговаривают» сами с собой. Если в эти первые дни отвечать их разговор, они начнут с помощью агуканья общаться. Например, будут не просто улыбаться маме, а при этом что-то произносить или станут агукать, когда захотят показать, что всем довольны. Часто дети своим лепетом реагируют на понравившуюся мелодию, на разговор взрослых, даже на работу телевизора.

Маленькие молчуны

Когда дети начинают агукать, родители не только получают много приятных эмоций, но и обретают уверенность, что их чадо развивается нормально. Если малыш не начал произносить никаких звуков в месяц, два и даже три, это может ничего не значить, но может быть сигналом следующих заболеваний:

  • немота;
  • глухота;
  • глухонемота;
  • аутизм;
  • синдром Дауна;
  • травма мозга;
  • мутизм.

При наличии любого из этих заболеваний, кроме немоты, у ребенка должны наблюдаться и другие опасные симптомы. Например, глухой малыш не реагирует на звуки. При аутизме ребенок никак не отвечает на ласку и заботу мамы. При синдроме Дауна характерные особенности проявляются во внешности. Поэтому нельзя ставить диагноз только по тому, гулит ребенок или нет.

Если малыш агукал и вдруг замолчал, но у него нет ни температуры и он не отказывается от еды, волноваться тоже не стоит. У многих детей наблюдаются перерывы в желании «поговорить».

Также некоторые дети перестают агукать перед демонстрацией других своих умений - визга, смеха, писка.

Как разговорить чадо свое ненаглядное

Многие спрашивают, как научить ребенка агукать, возможно ли это. Научить агукать, скорее всего, нельзя. Но можно постараться помочь малышу начать воспроизводить это действо. После появления ребенка на свет с ним надо стараться постоянно разговаривать. О чем? Да о чем угодно. О том, что в данный момент делаете (пеленаете, вытираете ему глазки, ждете с работы его папу и так далее) или придумывать для него какие-нибудь истории. Главное, говорить с ним ласково. Это очень помогает ребенку научиться воспринимать человеческую речь.

Есть такое понятие, как моторика рук, пальцев. Всевозможные движения пальчиками (игры, упражнения) также помогают детям развиваться, но этим нужно будет заняться чуть позже. Пока малыш еще не умеет пользоваться своими ручками, можно просто поглаживать его ладошки и пальчики.

Обучение до рождения

Ученые давно открыли истину - малыши еще в утробе матери слышат слова взрослых и реагируют на эмоции, с которыми их произносят. Замечено, что дети, с которыми постоянно ласково общались до рождения, узнают родного человека по голосу с первых дней жизни. Кроме того, есть мнение, что они раньше начинают развиваться интеллектуально, а значит, и произносить звуки. Когда дети начинают агукать, обязательно нужно как можно чаще поощрять их старания. Есть много способов, как это делать, у каждой мамы они свои. Например, такие:

  • радостно и одновременно ласково хвалить малыша за его «агу»;
  • повторять вместе с ним то, что он произносит;
  • вставлять между повторами новые легко произносимые звуки;
  • обеспечивать малышу только светлые, положительные эмоции, причем как можно больше.

Первой ступенькой на пути к осознанной речи малыша будут слоги «агу» и «гу», и произойдет это довольно скоро, если вы поможете ему в этом. Старайтесь почаще общаться с малышом, петь ему песни, приговаривать потешки.

Существуют разные мнения родителей по поводу того, когда новорожденный начинает слышать. Кто-то убежден, что это происходит только через месяц самостоятельной жизни. Однако, специалисты утверждают, что малыш слышит уже буквально через 2-3 дня после появления на свет. А внимая речи взрослых, младенец быстро начинает и сам лепетать на своем детском языке. Первой ступенькой на пути к осознанной речи будут слоги «агу» и «гу», и произойдет это довольно скоро, если вы поможете ему в этом.

Первые попытки грудничка заговорить

И все-таки, когда же ребенок начинает гулить и агукать? У одних это происходит в 1,5 месяца (а то и раньше), у других – в 3. Педиатры считают, что если первые звуки не появились после трех месяцев, стоит обратить внимание на развитие речи. Показать малыша педиатру, неврологу, лору. Вполне может быть, что задержка не связана с конкретными заболеваниями и в ближайшее время ребенок залепечет вместе с вами. Но лучше все же перестраховаться, обратиться к детским врачам и исключить патологии. Важно и своевременно начать лечение, если доктор сочтет это необходимым.

Когда серьезных причин для беспокойства нет, старайтесь почаще общаться с малышом, петь ему песни, приговаривать потешки. И ребенок загулит. Вот, например, такое четверостишие:

  • Ушки наши могут слушать,
  • Нос дышать, а ротик кушать.
  • Могут глазоньки моргать,
  • Рученьки скорей хватать.
  • Этот пальчик крупный, толстый, назовем его – большой!
  • Этот пальчик как указка, и на ручке он второй!
  • Средний пальчик, самый длинный, разместился в середине!
  • Этот пальчик безымянный, назван именем он странным!
  • А мизинчик пятым встал, хоть и мал, зато удал!

Разных потешек и поговорок очень много. Дети в восторге от таких стишков и слушают их с улыбкой.

У малютки наверняка появится желание отвечать, подражать речи взрослых и общаться с самым близким человеком. И тогда вы обязательно услышите и «агу», и «ба», и «па», и даже полноценное «папа». По статистике, слово, которое первым произносит большинство детей, – именно «папа». И к этому надо отнестись с пониманием и улыбкой.

Нужно ли учить кроху агукать

Оказывается, да. Существует несколько простых приемов, которые способствуют развитию речевых центров ребенка.

  • Малыш произнес первый слог, например «па», добавьте к нему еще такой же и скажите слово «папа». Точно так же поступите со слогами «ма» и «ба», и первые, такие важные для малыша слова – папа, мама и баба будут практически готовы к употреблению. Еще чуть-чуть повзрослев, ребенок произнесет их без особого труда.
  • Не сюсюкайте, говорите с малышом обычными словами, как со взрослым, но с более мягкой интонацией. Так он начнет запоминать правильную грамотную речь уже с малолетства.
  • Напевая, используйте простые мелодии с повторяющимся ритмом. Попытайтесь исполнить их именно для вашего малыша и обязательно заметите, что кроха заинтересовался, стал прислушиваться, а потом и пытаться повторять звуки мелодии.
  • Наши бабушки и дедушки не зря играли с нами в «сороку-ворону» и «ладушки». Научно доказано, что на ладони сконцентрировано много точек, развивающих речевые центры ребенка. Также обоснована и связь между и функциями головного мозга. Поэтому такие, казалось бы, простые игры помогают произнести первые звуки, а потом и слова. Когда малыш агукает, он еще активно машет ручками и ножками, вероятно, от радости общения с любимым взрослым. Это так трогательно!

Согласен гулить, когда я в настроении

И не забывайте еще одно очевидное правило. Желание поговорить, поагукать появляется у ребенка, когда он сыт, одет в сухое белье и у него ничего не болит. Своевременно удовлетворяя эти нехитрые детские потребности, вы тем самым создаете у малыша настроение общаться и развиваться.

Ближе к 6 месяцам ребенок начнет произносить более сложные слоги. К первому году жизни – простые слова. Пока он этого не умеет, разговаривайте друг с другом, агукаясь. Не забывайте делать паузы, чтобы у малыша была возможность вставить свое слово. Наслаждайтесь каждым мгновением прекрасной поры детства, ведь оно проходит так быстро.

Тематический материал:

И не придавайте слишком уж большого значения ожиданию «агу» – на несколько недель раньше или чуть позже, чем у знакомых. Зачастую бывает и так, что младенцы, агукающие с первого месяца жизни, начинают отчетливо произносить слова чуть позже сверстников, не проявлявших такой ранней разговорной эрудиции.

А детки, быстро научившиеся лепетать, не всегда начинают читать раньше менее общительных ровесников. Главное, следите за тем, чтобы развитие ребенка не стояло на месте, а имело прогресс. При необходимости в более позднем возрасте обратитесь за помощью к логопеду. И будьте оптимистом!

Появление в семье долгожданного ребенка - это великое счастье для его родителей. Впереди множество радостных дней и незабываемых моментов, хлопот и волнений.

Новорожденный малыш нескоро станет выговаривать слова, но интересные звуки и слоги мама с папой смогут услышать уже спустя несколько месяцев от рождения.

Этого интересного дня с нетерпением ожидают любые родители. Итак, когда же новорожденный ребенок начинает впервые гулить и агукать? Во сколько месяцев ребенок начинает агукать?

Когда ребенок начинает агукать?

Первый месяц своей жизни кроха лишь плачет и немного кряхтит. Другие звуки пока он не произносит. Кстати, крик - это первый шаг в развитии речевого аппарата. Если внимательно прислушаться, то можно разобрать разные интонации и оттенки звуков. При боли малыш будет кричать буковой "О", а от радости он будет похож на "А".

На втором месяце жизни малыш уже будет экспериментировать со своим голосом. Он может начать произносить такие буквы и слоги как: "е", "а", "у", "о", "уа", "уо". При этом слышатся не буквы, а агуканье. Это происходит из-за произношения гортанью.

Сначала малыш агукает в тишине или при появлении знакомого человека. Агуканье - важный шаг в развитии речи, который нужно активно развивать.

На первом приеме педиатр спросит маму, какие звуки уже произносит новорожденный и как часто это происходит. Не стоит переживать и впадать в недоумение от этого вопроса. Следует ответить как есть и без стеснения назвать те звуки, которые были услышаны.

Агуканье - довольно непродолжительная стадия и длится она от трех до четырех недель. Это тот период, когда параллельно развивается зрение и слух. Ребенок может долго и заинтересовано следить за звенящей игрушкой или поющей мамой и попытаться изобразить услышанный звук.

В чем разница агуканья от гуленя?

Агуканье - это произношение гласных звуков, а гуление - это уже более развитая форма речи, которая проявляется ближе к двум месяцам. В произношении малыша появляются согласные буквы, которые сочетаются с гласными и в итоге малыш произносит: агу, ке, ге, кхы, гы.

Гуление длится около пяти месяцев . Иногда этот период наступает внезапно в игре, но через время малыш станет гулить в ответ на речь или улыбку родного или знакомого человека.

Малыш начинает общаться с людьми и это очень важный критерий правильного развития крохи. Пик гуления приходится на трехмесячный возраст. В этот период нужно всегда быть готовым к видеосъемке, чтобы успеть зафиксировать на память первые песенки любимого малыша. Часто детки начинают гулить, когда слышат конкретную песню или стихотворение.

Первые слоги можно услышать уже в пять месяцев жизни . Постепенно малыш будет развивать навыки и говорить все больше букв и слогов. Ребенок начинает пытаться показывать свои эмоции и желания путем произношения разных звуков. Через некоторое время гуление перерастает в лепет.

К году ребенок начинает говорить слова, которые построены из одинаковых слогов, например: мама, баба, кака, папа.

Учимся говорить

Многие родители ошибочно считают агуканье забавой. Но стоит отдавать себе отчет в том, что именно это и является началом формирования речевого аппарата . Естественно, намеренно научить агукать просто невозможно, но вполне можно ускорить этот процесс.

Это даст ребенку возможность научиться общаться с миром. Как научить малыша агуканью?

Больше общаться с крохой

С этого и начинается правильное восприятие окружающих звуков и фиксирование внимания. Мама должна комментировать каждое свое действие и рассказывать обо всем, что она видит и делает . Это может показаться глупым, но стоит учитывать то, что для ребенка все новое и он не знает названия даже самых простых предметов.

Разговаривать следует и во время водных процедур, массажа, смены подгузника и перед сном. При этом родители должны говорить спокойно, не кричать и не высказываться слишком эмоционально.

Добавляем гласные

Если малыш уже агукает, то можно начать развивать этот навык . Для этого родители должны повторять каждый произнесенный ребенком звук. Повторяя за ребенком, нужно добавлять новые звуки и ребенок поймет, что он интересный собеседник и станет повторять за родителями.

Массаж ладоней крохи

В то время, когда ребенок начинает агукать, специалисты рекомендуют делать массаж рук. Ведь доказано, что на ладонях расположены точки, которые каким-то образом связаны с головным мозгом.

Можно заниматься с ребенком активными пальчиковыми играми, которые развивают мелкую моторику.

Что если ребенок не агукает?

Если через несколько месяцев отроду малыш все еще не хочет агукать, то мамы и папы впадают в панику и переживают о том, сколько еще ждать первых слогов. Но стоит учитывать, что ребенок - живой организм , который требует определенного времени для развития навыков.

Многое зависит также от характера конкретного крохи. Некоторые детки произносят свои первые звуки уже буквально через несколько дней после рождения, а некоторые молчат до нескольких месяцев. И тот и другой случай считается абсолютной нормой.

Бывает так, что малыш активно агукает, а спустя какое-то время, резко замолкает. Это тоже вполне нормально и тут не стоит ни о чем переживать. Вероятно, ребенок просто усваивает информацию и учится новым звукам. Через время гуление начнется вновь, но уже по-новому. Ребенок будет по-особенному пищать, кричать и гулить.

Также на прекращение агуканья могут повлиять такие факторы:

  • стресс;
  • плохое самочувствие.

Как действовать родителям, чей малыш не гулит и не агукает?

  • Если ребенку исполнилось восемь месяцев, а он так и не начал ничего произносить, то следует обратиться к педиатру. Возможно есть какие-либо неврологические проблемы, но это также может быть нормой.
  • Не нужно исключать проблемы со слухом. Причины молчания сможет установить отоларинголог или специалист - невролог.

Заключение

Итак, мы разобрались с тем, во сколько дети начинают агукать. Первые произнесенные звуки невероятно важны для речевого развития крохи . Если малыш упорно отказывается агукать, родители могут попытаться помочь ему в этом. Нужно проводить как можно больше времени с ребенком и контролировать его развитие. Если кроха улыбается в ответ на улыбку или агукает вместе с мамой, то это свидетельствует о нормальном развитии малыша.

Не следует пугать малыша бурным реагированием на его лепет. Лучше окружить его лаской и любовью. Ребенок, который постоянно слышит человеческую речь, очень быстро научится агукать, гулить, лепетать и говорить.

Ребенок начинается общаться с самого рождения с помощью крика — вкладывая в него эмоции. Так он привлекает к себе внимание, высказывает свои требования. Начинать учить его разговаривать нужно уже с этого возраста, потом будет поздно.

Рефлекторные голосовые реакции – первые слова

В первые месяцы жизни предречевые реакции являются рефлекторными. Они появляются у нормально развивающихся детей в одинаковые сроки, и не зависят от обучения.

  • гуление;
  • свирель;
  • лепет.

Гуление появляется к 1,5 месяцам. Оно бывает даже у глухих от рождения детей. Сначала ребенок произносит у-уу, а-аа, к 2 – 3 месяцам агу, бу, зы, агу. В этом возрасте нужно помочь ему произносить звуки. Разговаривая с ним, откликаясь на его зов.

После свирели ребенок начинает лепетать. Произносит часто повторяющиеся слоги ба-ба, мама, да-да-да, сопровождая речь ритмичными движениями. В этот период очень важна для ребенка свобода действий.

Проведя множество экспериментов ученые доказали что те дети, которые могут свободно передвигаться начинают разговаривать раньше, лучше.

В возрасте 8,5 – 9 месяцев проявляется модулированный лепет. Начинает звать родителей мама, папа. Ребенок повторяет слоги с различной интонацией и если его спросить, кто это он уверенно называет мама, папа,

К врожденным реакциям относятся проявления звукоподражания у детей от 2 до 7 месяцев. Гуление, лепет и свирель являются игрой. Если начинать с малышом разговаривать, произносить звуки он пытается повторить за взрослыми. Такая игра приносит ему удовольствие.

Важно знать! Малыш гулит и лепечет, когда находится в комфортных условиях. Ему тепло, сухо и он сыт. Особенно ему интересно повторять звуки за взрослыми. Но чтобы у него началась развиваться правильная артикуляция, нужно чтоб ребенок видел мимику лица говорящего взрослого. Надо чтобы мама, разговаривая с ним, смотрела на него. К тому же в помещении должно быть тихо.

У крохи, находящегося в шумной обстановке все голосовые реакции развиваются с большим опозданием.

Развитие осознанной речи

Многие родители интересуются, сколько малыш должен знать слов в определённом возрасте. Когда он должен говорить так, чтобы его поняли другие. В основном это всё индивидуально и зависит от различных факторов — физиологических и психологических особенностей, воспитания. Но в основном разница у нормально развивающихся детей сравнительно не большая.

В 1 год

Малыш произносит первые слова, которые повторяет за взрослыми. Девочки начинают разговаривать на пару месяцев раньше, чем мальчики . Словарный запас составляет около 10 слов (сюда входят собственные варианты названий различных предметов, например машина – бип-бип, часы – тик-так, ходить – топ-топ). Сначала дети произносят слова в именительном падеже (мама, папа) и звукоподражательные (гав би-би, ко-ко).

В полтора года, уже пытаются говорить предложениями из двух слов. Усваивают повелительное наклонение глаголов (дай, иди).

К 2-ум годам

Начинают употреблять формы множественного числа. Словарный запас состоит из 300 слов. В 1,5 – 2 года начинается первый период вопросов «Что это?». Таким образом, малыш познает мир вокруг себя, формирует свой словарный запас.

В 3 года

Ребенок начинает разговаривать предложениями, использует слова в различных падежах. Знает сколько предметов (много или один). Зачастую произносит слова неправильно, или сам придумывает новую форму. Очень часто мальчики употребляют по отношению к себе глаголы прошедшего времени в женском роде. С возрастом это проходит.

В 4 года

Ребенок уже должен разговаривать полноценными предложениями. Не использует звукоподражаний или неполноценных слов. Может пересказать сказку или бытовую историю. Разговаривает так, чтоб его понимала не только мама. Обычно в этом возрасте дети правильно не выговаривают -л-, -р-. На вопрос «Сколько?» отвечают называя цифру показывая при этом на пальцах. Чаще отвечают неправильно.

Важно знать! Чтобы малыш начал разговаривать правильно, вовремя и знал столько слов, сколько это необходимо по возрасту, с ним нужно заниматься.

Начинайте с рождения ребенка. С ним необходимо разговаривать, при чем он должен видеть лицо говорящего. Когда малыш начинает говорить, для него огромное значение имеет аудитория, он может сам с собой разговаривать, но очень быстро замолкает. Если же с ним будет говорить взрослый, малыш начнет вторить ему. Не забывайте для ребенка это игра.

Почему дети начинают поздно говорить

У детей причиной задержки речевого развития (ЗРР) могут быть:

  • несформированность сенсомотрной сферы;
  • неправильное воспитание.

Если у ребенка наблюдается ЗРР, связанная с несовершенством работы сенсомоторной сферы (заболевания, родовые травмы), то коррекция очень затруднена . В этом случае помочь могут только специалисты (невролог, психолог, психиатр, логопед).

Воспитывая своего малыша, родители очень часто допускают ошибки, которые приводят к ЗРР.

Самые распространенные:

  • отсутствие мотивации;
  • настойчивое обучение;
  • переизбыток эмоций;
  • недостаток свободы движения.

ЗРР может наблюдаться не только у детей, с которыми родители не занимались. Очень часто причиной является гиперопека. Когда родители, предугадывая желания своего малыша, тут же подают ему требуемую вещь, стоит ему только указать пальцем. В этом случае у ребенка нет мотивации к развитию речи. Зачем говорить, если достаточно просто показать и заплакать.

Очень часто родители, обучая свое чадо, требуют повторить слово. Но если малыш не хочет он начинает молчать, капризничать, взрослые на него сердятся, кричат, или требуют произнести слово правильно.

Таким образом ребёнку не помочь, у него разовьется неприязнь к разговорной речи. К тому же заставлять повторять ребенка какое-либо слово бесполезно. Дети запоминают лучше во время игры.

Ошибка в избыточной эмоциональности возникает тогда, когда ребенок сказал слово, родители обрадовались, рассмеялись. Когда он опять его произнес, он не понял значение слова, не связал название и предмет. Для него это просто набор букв, который вызвал позитивные эмоции у него и родителей. Дети запоминают только те слова, значение которых понимают.

Как ни странно, но недостаток свободы передвижения играет существенную роль для ЗРР. Моторная и речевая деятельность тесно связаны, а обусловлено это физиологией головного мозга. Замечено что дети, которые более подвижны, быстрее начинают разговаривать. Развитие мелкой моторики способствуют не только формированию речевых навыков, но и обучению чтения, письму.

Эксперимент был проведен с детьми 1 – 1,3 года. Создали две группы. В первой группе постоянно показывали одну и ту же книгу, повторяя слово «Книга», 500 раз. В другой группе с этой книгой производили действия. Говорили «Дай книгу», «Возьми книгу». Во втором случае слово «Книга» употреблялась 300 раз.

Затем в первой группе разложили различные книги и игрушки, положив между ними ту книжку, которую показывали. После чего экспериментаторы попросили детей дать им книгу. Сразу дети выполнили правильно, дав именно ту книгу, которую им показывали. Но когда их просили дать еще книгу, ребята терялись, давали различные игрушки. Во второй группе дети, после того как их попросили дать еще книги, начали подавать другие книжки.

Вывод : Производя манипуляции с различными предметами, дети не только запоминают название лучше, но начинают обобщать понятия.

Как помочь малышу заговорить

Если кроха разговаривает плохо или неправильно, для начала следует выяснить причину, почему это произошло. Желательно проконсультироваться у логопеда. Если есть подозрение на заболевание, следует обратиться за помощью к неврологу.

Чтобы ребенок начал говорить, с ним нужно постоянно заниматься. Только занятия должны быть в форме игры. Ни в коем случае его нельзя заставлять «Скажи то, скажи это». Все должно происходить в форме свободного диалога.

Также, если ребенок указывает на предмет, не нужно тут же ему подавать. Сразу надо назвать предмет, дождаться отклика ребенка — пусть даже он не назовет его правильно, или придумает свое название.

Для развития речи очень полезны игры, развивающие мелкую моторику (мозайка). С детьми до 3 лет в нее нужно играть под наблюдение взрослых , чтобы избежать проглатывания или засовывания в уши или нос мелких деталей.

Чтобы ребенок заговорил нужно отвечать на все его вопросы «Что это?», «Почему». Часто с ним разговаривать, при чем так, чтобы малыш не был пассивным слушателем. К примеру, забирая ребенка из садика нужно спросить, что он делал, что кушал. Поначалу, нужно будет ему подсказывать, но со временем он сам начнет рассказывать, что ел, во что играл, кого поставили в угол.

С рождением малыша родителей ожидает удивительный круговорот событий, одним из которых является момент, когда ребенок начинает разговаривать. Первое слово крохи можно смело назвать самым незабываемым моментом в жизни мамы и папы. Когда ребенок начинает гулить и агукать, улыбаться и радовать родителей красочными, незабываемыми моментами?

В первый месяц жизни новорожденный не произносит ни одного звука, на протяжении первых недель от младенца можно услышать только плач и кряхтение, при помощи которых кроха выражает свои желания. Первое агу или произвольное произношение ожидает родителей несколько позже. Гуление – это попытка малыша пообщаться с родными, высказать свои желания и требования. Когда ребенок начинает агукать, это можно воспринимать как первую инициативу ребенка к общению. Но агуканье все же нельзя назвать полноценным, осознанным произношением – малыш просто пытается повторять звуки, услышанные от родителей и других членов семьи.

Специалисты утверждают, что большинство новорожденных уже на второй или третий день после появления на свет начинают слышать и различать звуки. Малыш активно пытается внимать речи родителей и окружающих – и чем лучше у него это получается, тем раньше домочадцы услышат от крохи первое, долгожданное «агу». Когда же именно начинают агукать дети? Во сколько месяцев ребенок начинает гулить?

Как показывает педиатрическая практика, даже малыши, принадлежащие к разным языковым группам, начинают агукать с произношения одних и тех же звуков. Проще всего младенцам удаются гласные звуки – «а», «о», «е», «у», «и». После этого у крохи появляется и гортанная речь, которая называется гулением. Этот вид речевой деятельности получил такое название благодаря схожести с голубиным гулением.

В возрасте около 3 месяцев дети уже учатся самостоятельно соединять звуки между собой, создавая различные сочетания – «агу», «ага», «агу-гу». Зарождение первых речевых навыков у новорожденного сопровождается адаптацией к условиям окружающей среды – он уже умеет узнавать маму, папу и других окружающих, отвечать им улыбкой. Это именно тот момент, когда ребенок начинает агукать и «общаться» с домочадцами. Младенец может начать агукать на несколько недель раньше или позже – это зависит от индивидуальных особенностей развития.

Для того, чтобы ускорить развитие речевых навыков, с малышом нужно постоянно заниматься, разговаривать, петь ему песенки. Новорожденные нуждаются в положительной реакции окружающих на их гуление. В таком случае у крохи появится интерес к дальнейшему развитию речевых навыков.

Во сколько дети начинают агукать? В возрасте 2-3 месяцев у крохи завершается процесс формирования участков головного мозга, «отвечающих» за развитие разговорной речи. Можно сделать вывод, что ребенок начинает агукать именно в этом возрасте. Педиатры уверены, что если в возрасте пяти месяцев малыш не начал гулить и агукать, это серьезный повод для беспокойства, который может указывать на задержку или проблему в речевом развитии.

Что делать, чтобы ребенок начал агукать скорее?

Многие родители задают вопрос, как научить ребенка агукать? Когда малыш начинает агукать, родители могут ускорить этот процесс – они должны постоянно разговаривать с крохой, общаться, а не просто ухаживать. Малышу, даже новорожденному, обязательно нужно рассказывать сказки, петь песенки, стишки и потешки, уделяя особое внимание тщательному проговариванию звуков. Немного терпения – и малыш начнет повторять услышанные звуки, агукать. Как еще можно помочь малышу освоить азы речевых навыков?

  • Огромная роль отводится эмоциональной составляющей общения родителей и новорожденного. С ребенком необходимо общаться в спокойном, размеренном тоне. Ни в коем случае нельзя пугать малыша. Нужно поддерживать спокойную обстановку в доме.
  • Развитие мелкой и крупной моторики рук – ребенок может трогать ручками разнообразные предметы, отличающиеся по форме, текстуре и другим характеристикам.
  • Родителям нужно активно жестикулировать во время разговора, играть в пальчиковые игры – например, всем известные «ладушки» или «сороку-ворону».
  • Разговаривая с ребенком, родители не должны сюсюкать и искажать звуки и слова – дети должны учиться правильному произношению.

Как только новорожденный начинает говорить свои первые звуки, мама и папа могут играть с ним в «повторяшки». Для этого родители повторяют все звуки, произнесенные детьми, постепенно добавляя к ним новые, несложные звуки или звукосочетания – ведь то, во сколько месяцев дети начинают агукать зависит и от родителей.

Важное условие – благоприятная окружающая обстановка. Счастливый, сухой и сытый новорожденный начинает агукать и гулить намного раньше, чем малыш, пребывающий в стрессовой ситуации.

Что делать, если малыш не агукает?

Со скольки месяцев младенцы начинают гулить, мы уже описали выше. Но нельзя рассчитывать на конкретный срок и не стоит впадать в панику, если по достижении 2-3 месячного возраста родители еще не услышали гуление ребенка – все зависит, конечно, от индивидуальных особенностей развития малыша. Несколько недель не должны стать серьезным поводом для беспокойства, ведь то, в каком возрасте ребенок начинает агукать – понятие относительное.

Теперь мамы и папы знают, в каком возрасте дети начинают говорить первое «агу». В случае, если в 4-7 месяцев малыш так и не начал агукать и гулить, это может быть признаком нарушения слуха или патологий в развитии речевого аппарата. В таком случае обязательно следует проконсультироваться с педиатром, который назначит все необходимые анализы и проведет обследование.

Но мало знать, когда начинают агукать малыши, ведь в некоторых случаях возникает несколько иная ситуация – ребенок полноценно развивается, агукает, но потом резко прекращает и замолкает. Чаще всего такое внезапное молчание бывает связано с испугом или стрессовой ситуацией, развитием определенного заболевания. В любом случае, нужно проконсультироваться с педиатром, который поможет определить причину молчания и устранить проблему.