У ребенка 6 мес. Физическое и психическое развитие шестимесячного ребенка

Наконец-то! Вот вы и подошли к первой серьезной дате в жизни вашего крохи – 6 месяцев. Для нас, взрослых, это не великий срок, но для ребенка первые полгода – знаковый рубеж. За прошедшие месяцы ваш малыш уже многому научился: начал постигать азы общения, переворачиваться и садиться, есть густую пищу. А что еще должен уметь ребенок в 6 месяцев?

Что умеет ребенок в 6 месяцев: рост, вес, моторные навыки

В течение первых месяцев жизни ваш ребенок набирал в весе примерно по 600-900 грамм в месяц. На этапе развития ребенка в 6 месяцев он уже должен быть в два раза тяжелее, чем при рождении. К этому времени он набирает вес примерно по 400 грамм в месяц. Скорость его роста также чуть снизится, примерно до 1,2 сантиметра в месяц.

Если на пятом месяце развития малыш научился вставать на четвереньки, то в 6 месяцев ребенок, скорее всего, уже начнет самостоятельно садиться. Сперва он будет опираться на ручки, помогая себе, но очень скоро сможет сидеть без всякой поддержки. И будет делать это с огромным удовольствием! Ведь его кругозор в таком положении намного шире, он больше вовлечен в общение с окружающими и имеет больше возможностей для игр.

Шестимесячный малыш уже давно умеет переворачиваться со спины на животик и обратно, а некоторые дети к этому времени даже могут таким нехитрым способом передвигаться по полу. Они вполне способны ползти вперед, но чаще всего – двигаются пока только в направлении назад, отталкиваясь ручками от пола и скользя на животе. Как бы потешно и нелепо это ни выглядело – малыш делает все правильно: он двигается в ту сторону, куда ему с точки зрения мышечного напряжения двигаться легче и удобнее. Вот увидите, не пройдет и пары недель – ваша кроха будет ползать во всех направлениях и с поразительной ловкостью.

Развитие ребенка в 6 месяцев: сон по-взрослому

На этапе развития в 6 месяцев ребенок уже спокойно может проспать всю ночь до утра - порой он крепко спит до восьми часов подряд. Многие родители, у детей которых в этом возрасте все еще есть трудности с засыпанием, обращаются к методу педиатра Ричарда Фербера.

Метод Фербера заключается в том, чтобы укладывать малыша в кроватку, пока он еще не заснул. Если ребенок при этом плачет, вы не подходите к нему сию же минуту, а некоторое время выжидаете. Причем каждую ночь вы увеличиваете время реакции на плач и подходите на две-три минуты позже, чем в прошлый раз.

Конечно, этот метод сработает не для каждого ребенка, да и не для каждого родителя. Но попробовать стоит, никакого вреда ребенку вы не наносите, а скорее научиться самостоятельно засыпать – в его же интересах.

Теперь, когда ваш ребенок может переворачиваться со спины на животик, не беспокойтесь, если вы обнаруживаете его спящим не в той позе, в какой вы его укладывали. Риск возникновения , которым так напуганы все современные молодые мамы, к шестому месяцу развития ребенка снижается практически до нуля. Тем не менее, лучше все-таки на время сна убирать из кроватки все мягкие игрушки, подушки и тому подобное.

Цвет глаз: последние перемены

Наверняка вы подметили, что к 6 месяцам у вашего малыша цвет глаз уже не такой, каким был при рождении. Светлые глазки к этому времени нередко меняют цвет на более темный. Но если у вашего малыша глаза все еще небесно-голубые – очень высоки шансы, что они такими останутся отныне и навсегда.

Меню и рацион: как и что должен есть ребенок в 6 месяцев

Если к шестому месяцу развития ребенка вы еще не , ваш врач, скорее всего, порекомендует вам это сделать. Начинают обычно с обогащенной железом кашки, разведенной в молоке или . Или – со специальных детских творожков и кефира.

Когда ребенок привыкнет к этим продуктам, начните давать ему перетертые фрукты и овощи. Желательно не смешивая, по одному виду за раз. Каждый раз, когда вы кормите ребенка чем-то новым, ждите несколько дней, чтобы убедиться, что у него нет аллергии на этот новый продукт. Аллергия может проявляться несколькими признаками, но самые распространенные – это тошнота, понос, кожная сыпь.

Если признаки аллергии не проявились в течение 48 часов, значит они уже и не проявятся.

Большинство врачей не считают, что яйца и рыба могут вызывать у шестимесячного ребенка аллергию. А вот мед ребенку давать не стоит, по крайней мере, до тех пор, пока ему не исполнился год. В меде могут содержаться бактерии, которые взывают у детей ботулизм. , ждите до года. Хотя продукты, сделанные на основе молока – специальные детские йогурты или творожки – давать можно.

Если ребенку не нравится какой-либо новый продукт, подождите два-три дня, а затем попробуйте покормить его этим продуктом снова. На этом этапе развития дети очень переменчивы, их вкусы могут меняться ото дня ко дню.

Ребенок в 6 месяцев: особенности общения

Чтобы помочь шестимесячному малышу, который уже вовсю улыбается, смеется и произносит различные звуки (пока не складывая их в слова) скорее овладеть навыками общения, читайте ему сказки и рассказывайте истории. Можно делать это в любое время дня, чем чаще, тем лучше.

В этот период дети узнают людей и окружающие их предметы. Ваше ребенок уже будет чувствовать себя комфортно в окружении родных – мамы, папы, бабушки и дедушки. Так же как и в окружении любимых и знакомых игрушек. Наконец, 6 месяцев - это тот оптимальный возраст, когда малыша нужно .

Что умеет ребенок в 6 месяцев: резюме

Итак, сведем результаты в емкий список. В возрасте 6 месяцев ребенок уже обычно:

  • умеет переворачиваться со спины на животик и обратно;
  • демонстрирует готовность к ползанию – подтягивается на ручках, отталкивается и «скользит» на животе назад;
  • может сидеть некоторое время с поддержкой или без нее;
  • пытается вставать, хватаясь за бортик кроватки;
  • охотно берет игрушки обеими руками и очень любит играть в положении сидя;
  • любит бросать предметы и наблюдать, как они падают;
  • активно произносит звуки и слоги;
  • откликается на свое имя и уже может по названию узнавать некоторые предметы;

На что следует обратить внимание при уходе за 6-месячным малышом

Первое, над чем следует установить ежедневное и тщательное наблюдение – кожа ребенка. Ведь 6 месяцев – это традиционный срок начала введения прикорма, и не удивительно, что новый рацион, словно в зеркале, отражается на состоянии кожи малыша. и любое покраснение – сигнал к тому, чтобы на время уменьшить дозу прикорма, или даже «отложить» дегустацию нового продукта на 10-20 дней.

Кроме того, в 6 месяцев ребенку для развития крайне полезны занятия гимнастикой и . Ведь его двигательная активность увеличивается с каждым днем – это значит, что растет и нагрузка на мышцы и суставы. Массаж и гимнастика помогают достойно выдерживать усиленную нагрузку.

И наконец – общение. Теперь, когда ребенок все более и более осознанно пытается вступить в диалог с вами, общаться с ним не только крайне полезно, но и невероятно приятно.

Шестимесячный ребенок: что умеет малыш, развивающие игры, особенности

Шестимесячный ребенок: особенности развития, что умеет ребенок в 6 месяцев, игры и упражнения, игрушки.

Каждый месяц первого года жизни – это особый этап развития, в котором ребенок делает новый шаг. А шесть месяцев – это еще и переход на новый этап жизни – начинается второе полугодие первого года жизни младенца. В этом возрасте малышу уже недостаточно только ласки и внимания взрослого. Для его развития очень важным становится «деловое» общение с мамой в ситуациях игры с игрушками и предметами. Это новый уровень общения и социального развития малыша, в котором появляются новые качества и умения ребенка, развивается его интеллект. Если малыш остается на уровне предыдущем (только эмоционального общения и ласки, улыбок, прикосновений), то это неблагоприятно влияет на особенности и социального развития, и развития сенсомоторного интеллекта ребенка. Тогда ребенок начинает отставать в развитии.

В статье Вы найдете базовые, основные упражнения для шестимесячных детей, которые помогут предупредить многие возможные отклонения в развитии малыша и позволят сформировать у него те умения, которые развиваются именно в данный период жизни ребенка . Именно эти упражнения десятилетиями делали с малышами их мамы и бабушки, им обучали родителей в маминых школах при детских поликлиниках. А сейчас о них мало кто знает. Сейчас стало модным среди некоторых родителей считать эти упражнения излишними («и так заговорит, да и ползать научится без упражнений») и основное внимание направлять на «изучение букв и цифр» уже с пеленок, развивая «гениальность». И при этом подходе, набирающем всё большую популярность, катастрофически растет количество детей, отстающих от нормального развития и детей с неврозами и эмоциональными проблемами, с серьезными речевыми проблемами! А нормы развития детей стали перестраиваются под эти модные тенденции. Так, сейчас чуть ли не гениальными считаются дети, говорящие 12 слов в год и свободно владеющие к этому сроку ходьбой. Хотя раньше это была норма, а если ребенок этого не достигал к году — то это считалось уже отставанием в развитии. Стоит над этим задуматься!

Если же не гнаться за «гениальностью» (которая, кстати, к школьному возрасту оказывается вовсе не гениальностью и не оправдывает вложенных усилий родителей), а давать ребенку плодотворную почву для гармоничного своевременного развития, то можно вырастить прекрасного, здорового, счастливого, активного, самостоятельного, любознательного малыша и избежать многих проблем с его здоровьем физическим и психическим. Чего Вам всем желаю и чем могу помогаю Вам этой статьей:)! Ведь все упражнения, подходы, которые даны в ней основаны на многолетних исследованиях развития детей отечественными врачами, психологами и педагогами, а их эффективность доказана десятилетиями практики развития малышей.

Что умеет ребенок к началу периода — к 6 месяцам — мы уже с Вами знаем. Об этом мы говорили в статье

Шестимесячный ребенок: особенности развития, игры и упражнения

1. Развитие предпосылок речи у ребенка в 6 месяцев

1.1. Развитие подражания речи близкого взрослого

Шестимесячный ребенок интересуется звуками человеческого голоса, наблюдает внимательно за губами и мимикой лица говорящей мамы. Он очень любит повторять разные звуки в своем лепете, имитирует звуки, услышанные от взрослых, в играх – перекличках. Постепенно усиливается сходство произносимых малышом звуков со звуками родной речи. Чаще начинают встречаться в лепете ребенка звуки и, у, о.

В возрасте шести месяцев малыш уже четко слышит произносимый им слог и повторяет его многократно.

Это нужно знать каждой маме: У глухих детей гуление (протягивание гласных звуков) и гуканье появляются в то же время, что и у слышащих детей. А вот лепет (лепетом называется повторение не отдельных звуков, а слогов ба-ба-ба, ма-ма-ма, тя-тя-тя и т.п.) не возникает из-за отсутствия слуха. Поэтому очень важно следить за развитием своего ребенка и запомнить, вовремя ли у него появился лепет! И вовремя сообщить об этом наблюдающему Вашего малыша врачу. Иногда глухие дети не получают своевременную помощь, т.к. мамы не знают, что активное гуление в первые месяцы жизни не означает хороший слух младенца!

Как развивать у ребенка в 6 месяцев подражание речи?

Развить у шестимесячного малыша умение подражать речи взрослого невозможно без близкого эмоционального контакта. Чужим взрослым людям или диктору из так называемого «развивающего видео по развитию речи для младенцев» ребенок подражать не будет! И не может! Ему нужен именно мамин голос! Поэтому очень не советую тратить время на такие псевдоразвивающие видео, после которых у многих малышей речь отстает в своем развитии, а заняться действительно полезными упражнениями, развивающими речь, умение подражать звукам родного языка и предупреждающими нарушения речи.

Лепет – это своеобразная речевая зарядка для ребенка, которая укрепляет речевой аппарат и содействует его правильному развитию. Обязательно используйте в общении с шестимесячным ребенком много потешек! Потешки имеют уникальное значение в развитии речи шестимесячных малышей, т.к. в них часто повторяются слова и слоги из детского лепета – тили-тили, ту-ту-ту, гу-гу-гу и другие. Причем повторяются эти слоги в сильной позиции, в которой ребенку проще и легче их услышать и выделить из речевого потока. Это тоже будет способствовать развитию лепета у малыша.

Разговаривая с шестимесячным малышом тяните медленно протяжно гласные звуки: «Вот и соооооолнышко мое проснуууулось. Проснууууулось да потянуууууулось! Вот какие потягууууушечки!», говорите не спеша, делая паузы между своими фразами. Называя разные игрушки и предметы, тоже тяните гласные звуки, помогая ребенку научиться вслушиваться в Вашу речь: «Вот какой колокооооооольчик! Колокооооольчик звениииит: дииинь-диииинь-диииинь»

Упражнение «Перекличка»

Это базовое упражнение для шестимесячных детей – веселая игра со слогами и звуками родного языка с помощью мамы. Без перекличек практически невозможно сформировать у ребенка подражание звукам.

Перекличка – это своеобразный диалог мамы с ребенком, в котором мама повторяет за малышом звуки и слоги его лепета, а затем делает паузу для ответа ребенка. После этого мама говорит ребенку другие слоги, а малыш повторяет за ней.

Умение подражать слогам мамы достигается не сразу. Сначала малыш просто смотрит внимательно на рот говорящего взрослого и ничего не повторяет. Это нормально, ведь он еще не может понять, что за новую игру предлагает мама. Малыш может в ответ маме начать двигать губами беззвучно, делать разные движения ртом. Это тоже нормально. Начните протягивать гласные, утрируя их артикуляцию – ааа, ооо, ууу, делайте паузы, говорите с разной силой голоса, с разной высотой голоса и с разной интонацией. Обязательно делайте паузы, чтобы наблюдающий за Вами малыш смог Вам ответить если не звуком или слогом, то хотя бы движением рта.

Правила проведения перекличек для развития подражания речи у шестимесячного ребенка:

  1. Ведя перекличку, Вы должны стоять так, чтобы Ваше лицо находилось в поле зрения ребенка, и ничего не мешало ему наблюдать за Вами (проследите, чтобы в глаза ребенка не бил яркий луч солнца или свет от лампочки).
  2. Во время переклички не должно быть посторонних отвлекающих звуков – звука телевизора или радио. Малыш должен слышать только ваш голос и должен быть сосредоточен на Вашем лице.
  3. Сначала играем в игре в перекличку только с теми звуками, которые ребенок уже произносит. Например, малыш лежит и тянет ба-ба-ба (или ааа). Похвалите и повторите за ним этот слог: «Умница! Скажи еще раз ба-ба-ба! Ба-ба-ба!». Сделайте паузу для ответа. Если малыш не реагирует, еще раз скажите ему с разными интонациями ба-ба-ба. Предлагайте для повторения те звукосочетания, которые ребенок уже говорит (ва-ва-ва, бу-бу-бу, ба-ба-ба и другие). И только к 7 месяцам Вы сможете вводить в упражнения – переклички новые для ребенка сочетания звуков – тятятя, дидиди, татата и т.п.

Наилучшее время для развития умения подражать речи взрослых у шестимесячных детей — время бодрствования после сна, примерно через полчаса после пробуждения.

1.2. Развитие понимания речи близкого взрослого у шестимесячного ребенка.

В 6 месяцев ребенок начинает понимать речь близкого взрослого. Он вслушивается в слова, проявляет внимание к тому, что говорит мама. Для развития этого умения мы будем регулярно проводить с малышом игру «Где…».

Игра «Где…?»

Для развития понимания речи проводите с шестимесячным малышом упражнения, побуждая его поворачивать голову и отыскивать взглядом называемый предмет – «Где часики тик-так? Где собачка ав-ав? Где киска мяу-мяу?»

Очень важно: предметы для этой игры ВСЕГДА должны находиться в одном и том же определенном месте в комнате.

Когда малыш начнет легко ориентироваться в словах и предметах, проведите игру с новыми предметами в комнате ребенка и словами, их обозначающими. Спросите: «Где мама? Где папа? Где баба? Где деда?», знакомьте с другими словами.

Игра «Где огонек?»

Когда в комнате зажигается свет (люстры или настольной лампы), ребенок всегда поворачивает голову в сторону источника света. Этот момент можно использовать для игры. Спросите: «Аленушка! Где огонеееек? Воооот огонек!». Можно повторно погасить и зажечь лампу, задавая вопрос» «Где огонееек?» И радостно восклицая «Воооот огонек» при появлении света.

С 6 месяцев можно начать учить малыша показывать по Вашей просьбе простые движения в играх – «ладушки», «до свидания», «какой большой»! И предлагать их повторить.

2. Развитие движений у ребенка в 6 месяцев

2.1. Побуждаем к ползанию: как учить ребенка ползать?

Ползание – это важнейший вид движений для шестимесячных малышей.

С шестимесячным ребенком очень важно проводить игры и упражнения, побуждающие его ползать. Для стимулирования ползания привлекают ребенка показом игрушки, называют ее, подзывают ребенка по имени, стимулируют подползти к игрушке. Как только малыш дополз до игрушки, дают ему возможность поиграть с ней.

Можно поиграть в прятки , то пряча игрушку, то показывая ее и побуждая подползти к ней. С шестимесячными детьми уже можно поиграть и в «догоню-догоню» , чтобы малыш, смеясь, полз от вас, а вы его «догоняли». Причем темп ползания в «догонялках» должен расти – Вы догоняете всё быстрее и быстрее, а малыш меняет скорость ползания.

Некоторые родители говорят, что их ребенок вообще не ползал, но пошел, как и положено, в год. По зарубежным данным, такая ситуация встречается сейчас в 15 % современных семей (Д. Хопкин – журнал «Итоги», 1998) Да, так бывает, если малышу просто не дают возможности ползать по разным причинам (нет пространства в комнате в связи с плохим жилищными условиями семьи; страх родителей, что ушибется, поранится; ограничение движений ребенка для собственного удобства – так жить безопаснее и не будет излишних проблем). Но отсутствие ползания — это неблагоприятный вариант развития для ребенка.

Ползание важно не само по себе, а как необходимый этап в развитии шестимесячного ребенка. Ползание развивает и укрепляет мышцы ног, рук, спины, брюшного пресса, шеи, помогает сформировать правильную осанку, укрепляет вестибулярный аппарат, активизирует обмен веществ и позволяет ребенку хорошо расти и развиваться. Ползание существенно влияет на поведение ребенка – он становится более самостоятельным и подвижным, более активным, что важно для познавательного развития малыша.

Поэтому приготовьтесь заранее и обеспечьте шестимесячному ребенку безопасное пространство, в котором он сможет ползать с удовольствием, а Вы будете за него спокойны.

Игры с шестимесячным ребенком для стимулирования ползания

Игра «Догоню»

Говорите ребенку «догоню» и имитируйте погоню, побуждая его быстро ползти от Вас. Догнав ребенка, возьмите его на руки, обнимите, поиграйте в веселую игру. И вновь повторите игру в догонялки с ползанием. Меняйте темп движений.

  • Расставьте на полу предметы, чтобы малыш мог ползать вокруг них, подползать под них, заползать на них (стол, стул, подушка, валик).
  • Положите подушечку и покажите, как на нее можно заползать, покажите, как можно проползать под столом, как можно ползти вокруг стула.
  • Положите под стул игрушку так, чтобы малыш ее увидел, и ему захотелось подползти под стул и достать игрушку.
  • Раскладывайте в пространстве для ползания яркие игрушки крупного размера (примерно 25 см), которые будут стимулировать малыша ползти к ним и исследовать их.

Этими несложными упражнениями Вы будете развивать умение малыша легко и свободно ползать в разных направлениях и в разном темпе.

Игра «Каталка»

Возьмите яркую игрушку на колесиках (каталку размером 20-25 см) и поставьте ее на расстоянии 1 метр от малыша. Толкните каталку ближе к ребенку, чтобы он мог к ней подползти и достать игрушку. Когда малыш достанет игрушку, дайте ему немного поиграть с ней, и снова откатите игрушку на полметра, стимулируя малыша подползти к ней.

2.2. Когда малыш сидит?

В 6 месяцев малыш может сидеть, держа спинку и сохраняя равновесие. Но сам садиться он еще не умеет, в этом ему помогают взрослые. При сидении многие шестимесячные дети поддерживают себя, опираясь руками о пол. Только к 8 месяцам ребенок сможет сидеть самостоятельно без поддержки в течение 10 минут и играть в это время с игрушками. Не следует усаживать ребенка в подушки раньше времени, это вредит позвоночнику!

Есть мнение среди исследователей — педиатров, что дети, которых начали раньше времени усаживать в дальнейшем предпочитают сидеть, а не двигаться, меньше своих сверстников занимаются с игрушками. К этому мнению стоит прислушаться. Шесть месяцев – время не для удобного для взрослых сидения малыша, а для неудобного для взрослых его активного ползания и самостоятельного освоения пространства.

Очень важно: желательно, чтобы малыш сначала научился ползать, а только потом научился садиться, так как ползание готовит организм ребенка к сидению и ходьбе.

Более подробно о том, как малыш учится сидеть, а также гимнастика для развития умения присаживаться и чувства равновесия — в статье

2.3. Скоро будем ходить! Подготовительные упражнения, готовящие к ходьбе, с шестимесячными детьми

С шести месяцев можно и нужно делать с малышом специальные упражнения, развивающие его ножки и готовящие ребенка к стоянию и ходьбе. Эти упражнения развивают не только мышцы, но и чувство равновесия. Все упражнения делаются в сопровождении ритмичных песенок, пестушек, потешек, стихов. Можете выбирать любые потешки, которые Вам нравятся и доставляют удовольствие Вашему ребенку.

Примерный перечень упражнений для шестимесячных детей:

  1. Велосипед (это упражнение можно делать и раньше 6 месяцев). Малыш лежит на спинке. Вы держите его ножки и делаете ими движения «велосипед», напевая детскую песенку или читая стишок.
  2. Наши ножки . Положите ребенка на живот, согните его ножки в коленях. Затем выпрямите их, разводите в сторону и соединяйте ножки вместе.
  3. Сгибание и разгибание ножек . Малыш лежит на спине. Сгибайте и разгибайте его ножки с легким нажимом коленками на живот (4-6 раз)
  4. Ходьба скользящими шагами. Малыш лежит на спине, а взрослый обхватывает его голени и делает его ножками скользящие движения напоминающие ходьбу на лыжах. При движении нога ребенка скользит по поверхности стола, то сгибаясь то разгибаясь.
  5. Поднятие ног. Малыш лежит на спине. Обхватите колени и голени поднимите его прямые ножки вверх, затем опустите. Повторите 4-6 раз.
  6. Перекрест ручек. Развиваем мышцы туловища, шеи, рук. Разводите и сводите ручки ребенка в стороны, перекрещивая их на груди.
  7. Боксер. Дайте малышу в руки два кольца (можно делать упражнение и без колец). Поочередно сгибайте и разгибайте руки ребенка, имитируя движения боксера.
  8. Круговые движения руками. Дайте в ручки малышу кольца и делайте медленные круговые движения руками 2-6 раз.
  9. Подпрыгивание. Возьмите ребенка под мышки и делайте с ним «подпрыгивающие» движения над столом. Ножки малыша при каждом «подпрыгивании» должны касаться поверхности стола. Можно чередовать подпрыгивание с покачиванием малыша из стороны в сторону.
  10. Присаживание (но не сидение! !!). Ребенок лежит на спине. Возьмите его за кисти и запястья. Отведите прямые ручки ребенка в стороны и слегка потяните их к себе. Этим Вы стимулируете ребенка «присесть». Затем вернитесь в исходное положение — ребенок лежит на спине. Повторите присаживание 2-3 раза.
  11. Выгибание. Ребенок находится в положении лежа на животе ногами к маме. Возьмите его за ручки (можно дать в руки кольца, и взяться за кольца) и медленно поднимите ручки ребенка вверх, потяните их чуть назад (похоже на «ласточку»). Спинка ребенка выгибается.

2.4 Развитие движений руки у шестимесячного ребенка

Шестимесячный ребенок может манипулировать игрушкой, не глядя на нее, а смотря в это время на какой-то другой предмет.

У ребенка 6 месяцев совершенствуются действия с предметами Нужно побуждать его рассматривать игрушки, размахивать ими, стучать, вкладывать и вынимать детали игрушек, прислушиваться к издаваемому игрушкой звуку, катать, постукивать, притягивать, отбрасывать, постукивать и делать другие действия с игрушками. Именно в практической деятельности с игрушками и обследовании предметов развивается не только моторика, но и интеллект малыша.

В шесть месяцев уже можно учить ребенка подражать самым простым действиям взрослого (покатить мячик, достать кубик из коробки, перевернуть ведерко с игрушками, положить в ящичек платочек, потянуть за веревочку и т.д.). Для этого:

  • Сделайте действие с игрушкой сами, когда ребенок за Вами наблюдает.
  • Потом повторите движение вместе с малышом («рука в руке»).
  • Снова сделайте движение сами (покажите его ребенку), и скажите малышу: «А теперь Анечка будет мячик катать кач-кач-кач-кач!».

Всегда называйте в играх с предметами их название, действие, признаки предмета (большой, пушистый, красный, красивый и др.). Это помогает развивать предпосылки речи у ребенка, в дальнейшем поможет ему очень быстро и хорошо заговорить.

Упражнение «Игрушка на ленточке»

Возьмите любую звучащую яркую игрушку. Можете сшить ее сами, вложив внутрь бубенчик, или взять готовую. Обвяжите ее прочно яркой атласной ленточкой. На другой конец ленточки привяжите пластмассовое колечко (можно купить такое колечко в отделе «Все для шитья» или в «Галантерее»). Расстояние от колечка до игрушки примерно 1 метр.

Положите колечко на расстоянии вытянутой ручки ребенка. Покажите, действовать колечком. Малыш подползает к колечку, тянет за него, начинает им двигать в разных направлениях. При этом раздается звук игрушки. Не нужно вмешиваться – пусть малыш сам догадается, откуда доносится звук и как его получить. Если у него это не получается, то покажите еще раз, откуда берется звук, вложите в ручку малыша колечко и потяните за колечко («рука в руке»).

Для этой игры каждый раз надо привязывать ленточку к новой игрушке – гремящей, шуршащей, звенящей и т.д. Можно привязать ленточку к колокольчику и показать, как по-разному можно дергать за ленточку, чтобы колокольчик зазвонил (вперед-назад, вправо – влево, по кругу, вверх – вниз).

Для шестимесячных детей и детей чуть старше есть замечательная серия материнских игр с мячиком, подвешенным на веревочке (автор — Ф. Фребель). Эти игры с мячиком для малышей в картинках и схемах Вы сможете найти в статье

Шестимесячный ребенок может сам заниматься с игрушкой примерно 1- 2 минуты и более (до 5 минут).

Игра с бочонками

(бочата – это русская народная игрушка с вкладышами). Разработка игры Л.Н. Павловой, канд. психологических наук, автора многих замечательных книг по развитию детей раннего возраста.

  • Возьмите бочонок с крышкой и платочек. Положите платочек в бочонок и закройте бочонок.
  • Поставьте перед малышом закрытый бочонок, из которого торчит конец цветного платочка. Малыш начинает подтягивать за уголок платочка. И вытаскивает платок, рассматривает его.
  • Снова положите платочек в бочонок и закройте бочонок так, чтобы уголок платочка был снаружи бочонка. Поставьте игрушку перед ребенком. Если малыш не догадался, как достать платочек, то покажите ему действия еще раз.
  • В бочонок можно складывать разные предметы. Но они должны быть безопасны для малыша (должны быть большого размера). Небольшие предметы всегда обвязываются цветной лентой. Конец цветной ленты находится наружи. Мелкие предметы нельзя использовать в игре с шестимесячным ребенком, т.к. это небезопасно!

В этом видео Вы найдете очень хороший материал о развитии движений во втором полугодии жизни ребенка (от шести месяцев и старше).

3. Развитие самостоятельности и опрятности в шесть месяцев

В 6 месяцев ребенок может есть с ложки.

В 6-7 месяцев можно начать приучать ребенка пить из чашки , придерживая ее руками. Посадите ребенка на колени, поднесите к его губам чашку и предложите попить. Малыш уже может выпить порцию (в чашке должно быть небольшое количество жидкости или жидкой пищи)

С 6 месяцев можно начать попытки попробовать решить проблему приучения ребенка к горшку . Зачем так «рано»?

Первое. В этом возрасте малыша легче приучить, чем в более позднем возрасте. Хотя полный контроль над естественными отправлениями формируется у ребенка в 2,5 – 3 года. Поэтому Вам решать, когда начинать. Но надо понимать, что чем позже – тем сложнее, тем больше у протеста у малыша, который не может понять, откуда взялся этот горшок и как научиться управлять своим телом? И никакие «звучащие» горшки не помогают!

Второе. Зачем в этом возрасте? Конечно, есть памперсы. Но Вы пробовали их сами? Нет? Тогда попробуйте — походите летом в самых лучших и дорогих «дышащих» памперсах для взрослых, или поспите в них ночью в теплом помещении, и Вы поймете самочувствие ребенка в них. Вы скажете — а Вы, автор статьи, что – пробовали? К сожалению, да, пришлось испытать, когда была в больнице. И больше ни за что не поверю, что они «дышащие». А врач в больнице сказала такие слова: «Я хотела бы, чтобы каждая мама прежде чем надевать на малыша памперс, надела бы его на себя и походила в них недельку. Тогда бы она всё поняла». По собственным ощущениям — это ужас! Как в них находятся бедные детишки, которые еще не умеют говорить и потому даже ни о чем даже попросить нас не могут!

Привожу мнение известного специалиста, который не зарабатывает на рекламе и потому пишет свое истинное мнение – С. Теплюк (книга «Ребенок от рождения до года» — 2013 год издания):

Наши бабушки начинали приучать малышей к горшку с 2,5-3 месяцев. Для этого они держали малюток над горшком, вырабатывая условный рефлекс. А с 6 месяцев, когда ребенок мог уже недолго сидеть – начинали приучать к опрятности и высаживали на горшок очень ненадолго. Считается достаточным предупредить «конфузы», высаживая на горшок в следующее время:

  • перед сном и после сна (если встал сухим),
  • перед прогулкой и после прогулки,
  • через 15 минут после кормления,
  • если ребенок проявляет признаки беспокойства (затормаживание движений, мышечное напряжение, малыш возится, беспокоится) – эти признаки индивидуальны у каждого ребенка.

Секреты успеха:

  • Горшок должен быть теплым и сухим, приятным для малыша.
  • Малыша надо хвалить за результат, если всё получилось!
  • Всегда будьте рядом с ребенком, но не держите его на горшке долго.
  • Не надо заставлять ребенка идти на горшок, если он уже всё сделал в памперсы или в штанишки.

В любом случае приучение к опрятности происходит не сразу, надо запастись большим терпением и знать, что результаты будут волнообразным – то всё хорошо, то снова возвращаемся к тому, с чего начали.

4. Какие игрушки нужны ребенку в 6-9 месяцев?

Используемые для шестимесячного ребенка игрушки должны быть разной фактуры и из разного материала (для развития тактильной чувствительности), а также всех цветов радуги (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый).

Предпочтительные материалы – ткань, пластмасса, дерево, резина.

Малышу с шести месяцев и старше нужны игрушки, которые могут изменять свой внешний вид – с подвижными элементами, веревочками для подтягивания деталей, с крутящимися деталями. Он порадуется и игрушке – забаве, такой как, клюющие курочки или богородские резные деревянные мишки или зайчонку на качелях.

Подберите игрушки так, чтобы у малыша были одинаковые наименования игрушек, но разные по цвету или по размеру (Например, большой мяч и маленький мяч, красная большая машинка и зеленая большая машинка)

С шести месяцев очень нужны ребенку сюжетные игрушки – зайчик, мишка, кукла, петрушка, киска и другие.

Любая игрушка должна давать возможность шестимесячному малышу ее обследовать и находить в ней что-то забавное, интересное, захватывающее, пробуждать его активные действия с ней.

Примерный перечень игрушек для шестимесячного ребенка:

  1. Твердые игрушки из пластмассы, дерева разного цвета и формы.
  2. Текстильные игрушки, изображающие людей или животных и сшитые из махровой ткани или бязи (плотной цветной хлопчатобумажной ткани с разными узорами). Лоскутные мячики и кубики с разной фактурой поверхности. Если Вы делаете текстильные игрушки сами, то вкладывайте в них разные звуковые наполнители (киндер-сюприз с гречкой, с горохом – шумелки, цветочную упаковку – шуршалки, бубенчик – звенелка)
  3. Погремушки с ручками самых разнообразных форм для тренировки ручек в захвате предметов разной формы и перекладывания их из руки в руку (ручка погремушки как колечко, столбик, гантелька, петелько, капелька – см. фото в статье «Ребенку 5 месяцев»).
  4. Безопасное детское зеркальце в прочной рамке для рассматривания отражения.
  5. Деревянная детская посуда – миска, чашка, ложка.
  6. Игрушки для вынимания, вкладывания, рассматривания деталей, с подвижными деталями.
  7. Катающиеся игрушки (цветные цилиндры как самый простой вариант) для стимулирования ползания: мячики, машинка, тележка на колесиках, любые сюжетные игрушки – каталки на колесиках.
  8. Гирлянды игрушек, которые малыш может обследовать (игрушки с дырочкой посередине, нанизанные на прочный толстый шнур)
  9. Ведерко (или тележка) с яркими игрушками внутри. Шестимесячный ребенок уже умеет перевернуть ведерко, высыпать все игрушки из него и поиграть с ними. Хорошо, если это будет ведерко с разными объемными геометрическими фигурами – куб, шар, цилиндр, конус разной величины и цвета.
  10. Музыкальные или звучащие игрушки – бубен, погремушки, игрушки — пищалки, матрешки (стучат в собранном виде), шуршалки.
  11. Бытовые предметы тоже могут стать игрушками для шестимесячного ребенка. Такими предметами для игры могут стать мисочки, кастрюльки с крышками (в них можно положить игрушки, колечки, мячики), дуршлаг, коробочки с крышками.

5. Музыкальные упражнения с шестимесячным ребенком

Пойте ребенку музыкальные мелодии разного характера – веселые, грустные, спокойные и бодрые. Давайте ему послушать звучание музыкальных инструментов, музыку в записи. Делайте вместе с малышом движения в соответствии с характером музыки.

Учите искать источник звука. Для этого играйте на музыкальном инструменте в разных местах комнаты, побуждая малыша повернуться к источнику звука.

Обязательно ставьте для прослушивания музыку классическую и народную. Например, можно поиграть в лошадки (Р. Шуман «Смелый наездник»), потанцевать под аудиозаписи русских народных мелодий.

Можно давать серьезную классическую музыку для прослушивания – это и музыка И.С. Баха, и В.А. Моцарта и А. Вивальди и других известных композиторов. Слушайте музыку вместе с ребенком, пока сохраняется внимание малыша к ней. Первые музыкальные впечатления оставляют в ребенке след на всю жизнь!

Что умеет шестимесячный малыш к окончанию месяца, т.е. к семи месяцам? Наши результаты.

К окончанию месяца ребенок:

  • подолгу лепечет,
  • хорошо ползает – много, быстро и в разных направлениях, стремится ползком достичь нужной игрушки и взять ее в руки, может сам проползти 1-2 метра с остановками или без остановки, ползает энергично, быстро, меняя направление,
  • интересуется игрушками и предметами, активно действует с ними,
  • в действиях с игрушками и предметами приспосабливает руку к их разной форме,
  • может выполнить два взаимосвязанных действия с игрушками (подтянуть предмет с помощью привязанной к нему ленты),
  • может обследовать предметы как лежа на спине или лежа на животе, так и на руках у взрослого в вертикальном положении,
  • может взять в свои ручки игрушку из любого положения тела, при захвате игрушки учитывает ее размер и форму,
  • держит в руке ложку,
  • может удержать в своих руках два кубика,
  • манипулирует активно с колокольчиком на ленточке или подвешенным мячиком на шнуре,
  • следит за предметом и его перемещением в положении сидя,
  • может сам заниматься с игрушками от 1 до 5 минут, обследуя их и производя с ними разные действия,
  • пьет из чашки.
  • понимает просьбы и вопросы близких взрослых с подкреплением жестом: «Где?», ищет маму и папу в ответ на вопрос «Где мама? Где папа?».

Из статьи Вы узнали об особенностях развития шестимесячного ребенка и его воспитания. О дальнейшем развитии ребенка Вы узнаете из статьи

Еще о домашних играх и занятиях с шестимесячным ребенком Вы можете почитать статьи:

Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Полгода – один из важнейших этапов в физическом и эмоциональном взрослении малыша. Ребенок в 6 месяцев начинает более осознанно манипулировать игрушками, пытается общаться с окружающими людьми. Кроха пробует свой первый прикорм и даже формирует вкусовые предпочтения.

Рост и вес ребенка в 6 месяцев

Физические показатели младенца зависят от многих факторов, включая наследственность и пол, поэтому они представлены в широких пределах. Рост ребенка в 6 месяцев:

  • мальчики – от 63 до 71,9 см;
  • девочки – от 61,2 до 70,3 см.

Допустимый вес ребенка в 6 месяцев:

  • мальчики – 6,4-9,8 кг;
  • девочки – 5,7-9,3 кг.

Питание ребенка в 6 месяцев

Чтобы рост и масса тела малютки находились в пределах указанных выше норм, он должен полноценно и регулярно кушать. Основное питание малыша в 6 месяцев пока составляет грудное молоко или адаптированная смесь, но ближе к концу первого полугодия жизни необходимо вводить прикорм. Педиатры разрешают как базовую, так и педагогическую методику. В первом случае новые блюда предлагаются крохе по расписанию и в ограниченном количестве. Второй вариант – ребенок самостоятельно пробует крошечные порции блюд с «взрослого» стола, к которым у него возникает пищевой интерес.

Материнское молоко остается главным в рационе полугодовалого младенца, но в обед ему можно предложить новое блюдо. Прикорм малыша в 6 месяцев с нормальной массой тела следует начинать с . Для их приготовления лучше подходят гипоаллергенные продукты, растущие в регионе проживания ребенка:

  • кабачок;
  • светлая тыква;
  • брокколи;
  • патиссон;
  • цветная капуста.

Пюре делается только из одного овоща и воды. Нельзя добавлять соль, сахар или масло, это слишком интенсивная нагрузка на пищеварительную систему крохи. При переносимости можно разнообразить меню ребенка в 6 месяцев . Их лучше вводить спустя 10-15 дней после пробы овощей. Подойдут простые однокомпонентные пюре из таких плодов:

  • персик;
  • яблоко;
  • банан;
  • груша;
  • слива;
  • абрикос.
  • кукурузу;
  • гречиху;

Прикорм начинается с пробы, чтобы отследить реакцию крохи на новый продукт. В первый раз желательно дать малютке 0,5-1 ч. ложку блюда. Постепенно можно наращивать порцию до максимальной границы. Суточные нормы прикорма для 6 месяцев:


  • овощное пюре – 10-120 г;
  • каша – 10-150 г;
  • фруктовое пюре – 5-60 г.

Меню ребенка на ИВ в 6 месяцев

Дети, получающие адаптированную смесь, лучше приспособлены к перевариванию новых продуктов. детей 6 месяцев продолжается, но не является основным компонентом рациона малыша. Молочные смеси включены в меню в количестве 400-500 мл. Остальной объем пищи – прикорм. Его разнообразие и порции зависят от того, сколько весит ребенок в 6 месяцев, к каким продуктам у него выражен пищевой интерес, есть ли аллергические реакции на определенные блюда. Приблизительные рекомендации по объему прикорма в сутки:

  • овощное пюре – 150 г;
  • каши – 160 г;
  • фруктовые соки и пюре – по 60 г;
  • творог – 40 г;
  • мясное пюре – до 30 г;
  • желток – 0,25 шт. (не каждый день);
  • цельное молоко – до 200 мл (в блюда при переносимости);
  • галетное печенье, сухари – 3 г (на пробу);
  • сливочное, растительное масло – до 3 г (в блюда).

Режим ребенка в 6 месяцев

С полугода количество непрерывного, ночного и дневного сна малыша меняется. Режим ребенка в полгода становится ближе к взрослому расписанию. Кроха еще регулярно просыпается для кормлений, но делает это реже. При нормальном развитии, здоровье и стабильном эмоциональном состоянии малыш в 6 месяцев ночью может отдыхать без пробуждений около 7 часов подряд.

Сколько должен спать ребенок в полгода?

Общая продолжительность сна малыша в рассматриваемом возрасте – около 12-14 часов. Более половины этого времени приходится на ночное время (до 10 часов). Дневной сон ребенка в полгода составляет 3-4 часа:

  • утром, после кормления – 40-60 минут;
  • в обед – примерно 2 часа;
  • вечером – около 60 минут.

Ребенок в 6 месяцев плохо спит

Нарушения сна и беспокойство часто встречаются в описываемый период, особенно после 19-20 часов. Ребенок в 6 месяцев плохо спит ночью из-за . На данном этапе развития растут нижние резцы, которые становятся причиной зуда десен, болезненности и отечности мягких тканей во рту. Другие факторы, провоцирующие ухудшение сна у полугодовалых младенцев:

  • слишком продолжительное бодрствование;
  • много новых впечатлений и эмоций;
  • стресс;
  • отсутствие усталости;
  • активная деятельность, игры перед отходом ко сну;
  • особенности биологических ритмов;
  • сепарационная тревожность (страх разлуки с мамой);
  • новые условия для сна (другая комната, кроватка);
  • вздутие живота;
  • повышение температуры тела;
  • любые нарушения здоровья.

Полгода – знаменательная дата в жизни крохи. К этому моменту малыш обретает множество новых физических и эмоциональных навыков, делает первые попытки общения, учится управлять своим телом. Когда исполняется полгода ребенку, родителям необходимо приобрести развивающие игрушки, уделять малютке больше времени для совместных развлечений. Дополнительно нужно позаботиться о безопасности в помещениях, кроха уже может перемещаться самостоятельно.

Что умеет ребенок в 6 месяцев?

Полугодовалый младенец свободно переворачивается со спины на живот и обратно, многие дети любят крутиться, как юла. Есть перечень базовых навыков, что должен уметь малыш в 6 месяцев:

  • сидеть с поддержкой;
  • держать голову и контролировать ее положение;
  • лежать на животе с опорой на руки;
  • недолго стоять с поддержкой под мышки;
  • раскрывать рот при виде ложки;
  • снимать пищу губами;
  • поддерживать руками грудь во время сосания;
  • есть негустую еду с ложки;
  • перекладывать игрушку из одной руки в другую;
  • делать попытки ползать (любым способом).

Что должен уметь ребенок в полгода в эмоциональном плане:

  • подражать взрослым;
  • долго следить за игрушкой, взаимодействовать с ней;
  • узнавать людей;
  • проявлять эмоции (смеяться, хмуриться, пугаться);
  • реагировать на слова и музыку;
  • произносить повторяющиеся слоги;
  • выражать желания с помощью звуков;
  • иметь предпочтения (любимая игрушка, мультик, человек).

Родители должны учитывать, что каждый малыш уникален в своем развитии. Некоторые дети начинают сидеть, ползать и выполнять другие ожидаемые действия в 6 месяцев, другие – немного позже, некоторые крохи пропускают определенные этапы, сразу переходя к более сложным задачам. Важно позволять ребенку взрослеть в соответствии с его личным ритмом, не заставлять ничего делать «через силу».

Как развивать малыша в 6 месяцев?

В воспитании полугодовалого крохи должны принимать участие и мама, и папа. Когда исполняется 6 месяцев ребенку, он понимает разницу между «своими» и «чужими» людьми, радуется вниманию от членов семьи и ведет себя настороженно при посторонних. Для правильного взросления чада следует уделять время совершенствованию и физических, и эмоциональных, и социальных навыков. Развитие малыша в 6 месяцев предполагает:

  • соответствующие возрасту игрушки;
  • развивающие развлечения;
  • использование современных технологий (игры на гаджетах, мультфильмы);
  • выполнение гимнастики.

К первому полугодию кроха уже хорошо осваивает хватательный рефлекс, но мелкая моторика нуждается в совершенствовании. Подходящие игрушки для детей 6 месяцев:

  • погремушка;
  • большие мягкие кубики;
  • крупные паззлы из пены;
  • стаканчики;
  • музыкальные, интерактивные игрушки;
  • большие машинки;
  • матрешки;
  • крупные шарики, мячики;
  • мягкие игрушки;
  • пластиковые наборы посуды;
  • надувные, мягкие книжки с яркими картинками;
  • лабиринты;
  • пищалки;
  • спирали с шариками;
  • мягкие мешочки с разными наполнителями;
  • липучки и другие.

Развлечь кроху в полгода очень просто, ему понравятся даже бытовые вещи – кастрюля с крышкой, шуршащий пакет, одежда с большими пуговицами. Если на 6 месяцев ребенку подарили много развивающих игрушек, родители должны помогать малышу их освоить. Можно вместе собирать и разбирать пирамидку, матрешку, паззл. Главное – комментировать понятными словами свои движения и действия малютки, называя его по имени («Даша надела, сняла колечко»). Во время таких игр важно показывать крохе, как правильно двигать руками, что делать с предметами.

Особое место в развитии маленьких детей занимают потешки. Они не только веселят, но и учат ребенка понимать слова, чувствовать ритм, устанавливать связь между ними и последующими действиями. Потешки для малышей 6 месяцев можно практиковать с самого утра, дополняя их зарядкой и умыванием:

  1. Мы проснулись. Мы проснулись. Сладко-сладко потянулись, маме с папой улыбнулись.
  2. Это кто уже проснулся? Кто так сладко потянулся? Потягуши-потягушечки, от носочков до макушечки. Мы тянемся, потянемся, маленькими не останемся. Вот как быстро мы растем, вот как ножками пойдем.
  3. Щечки мыли. Носик мыли. А глазки – забыли.
  4. Ты мне ручки подавай, да с кроватки вставай. Умываться пойдем. Где водичка? Найдем!
  5. Ай, лады, лады, лады. Не боимся мы воды. Чисто умываемся, маме улыбаемся.

Потешки для мелкой моторики:

  1. Мальчик-пальчик, где ты был? С этим братцем борщ варил, с этим братцем в лес ходил, с этим братцем кашку ел, с этим братцем песни пел (загибать пальчики).
  2. Раз, два, три, четыре, пять! Будем пальчики считать. Крепкие и дружные, все такие нужные. Пальчики быстрые, ловкие и чистые. Этот пальчик хочет спать, этот пальчик – прыг в кровать! Этот пальчик – вздремнул, этот пальчик – уснул. Это пальчик не спит, убежать норовит.
  3. Пальчик толстый и большой в сад за вишнями пошел. Указательный с порога указал ему дорогу. Пальчик средний – самый меткий, он сбивает вишни с ветки. Безымянный собирает, вишней ведра наполняет. А мизинчик-господинчик в землю косточки сажает.

Когда исполняется 6 месяцев ребенку, он умеет искренне смеяться, поэтому ему обязательно нужно читать забавные, развлекательные потешки:

  1. Два пожарника бежали (погладить одну и вторую щечку малыша), и на кнопочку нажали (коснуться носика): бип!
  2. Солнышко, солнце, выгляни в оконце. Посвети немножко, дам тебе горошка.
  3. Дождик, капай веселей. Капай, капай, не жалей. Только нас не намочи, ты в окошечко стучи.
  4. Смотрит солнышко в окошко, светит Маше (имя ребенка) в комнату. Мы захлопали в ладошки, очень рады солнышку.
  5. Что за ножки, что за ножки? Это ножки нашей крошки. Ни собачке, ни кошке не дадим такие ножки. Эти ножки, наши ножки будут бегать по дорожке.

Детей развлекают и самые простые игры, например, «ку-ку», и старые потешки, которые тоже способствуют развитию моторики и ориентации в пространстве:

  • сорока-ворона;
  • по кочкам;
  • вышел зайчик погулять;
  • ехали медведи и другие.

Мультики для малышей 6 месяцев

Не все современные педиатры советуют приобщать ребенка к гаджетам, телевизору или компьютера в таком раннем возрасте. Развитие ребенка в полгода полноценно происходит и без мультфильмов, большинство специалистов утверждают, что никакой ценности в них нет. Если родители решили показывать крохе развлекательные передачи, их просмотр должен длиться не более 10 минут в сутки. В 6-7 месяцев ребенку можно показывать следующие мультики:

  • Смешарики;
  • Деревяшки;
  • Tiny Love;
  • Лунтик;
  • Умняша;
  • Baby Einstein и другие.

Упражнения способствуют нормальному формированию опорно-двигательной системы и укрепляют мышцы. Чтобы малыш 6 месяцев правильно развивался, нужно регулярно делать простую гимнастику:

  1. «Парение» с опорой на руки на животе.
  2. Ползание с помощью.
  3. Сгибание и разгибание ножек (по одной и вместе).
  4. «Летящая лодочка» с поддержкой (ручки отводятся в стороны).

Ваш ребенок

Питание и уход за малышом

Сон и безопасность

Развивающие игры

Развиваем сообразительность

Игра 1. «Тайное становится явным»

К полугоду малыш уже прекрасно умеет следить за перемещением предметов, поворачивать голову, рассматривая происходящее. Самое время научить его искать предметы, которые внезапно исчезли из поля зрения. Эта игра развивает не только зрительное восприятие, но и сообразительность, а также способность брать мягкие предметы «щепотью»

Вам понадобятся

Кусок яркой и лёгкой ткани размером 40х40 см, интересная игрушка небольшого размера, игровой коврик или ковёр.

План игры

1. Положите малыша на живот на игровой коврик или посадите, если он уже может самостоятельно сохранять сидячее положение. 2. Покажите ребёнку игрушку и выразите своё восхищение её красотой. Когда малыш заинтересуется ею и начнёт тянуть руку, положите игрушку на коврик и накройте тканью. 2. Если на лице малыша появится недоумение, удивлённо спросите: «Где же игрушка?» Если же малыш догадается, куда она пропала и посмотрит на её контур под тканью, подождите, пока он не захочет убрать ткань. 3. Если у малыша не получается найти игрушку и снять кусок ткани, помогите ему. Вместе искать интереснее!

Родителям на заметку

1. Накройте игрушку так, чтобы у ткани образовывались складки, за которые удобно хватать – так малышу проще будет взяться за ткань и стащить ее с игрушки. 2. Чтобы интерес ребёнка к игре сохранялся, меняйте игрушки. Также можно изредка незаметно прятать игрушку за спину, чтобы ребёнок не каждый раз находил её под куском ткани и в игре присутствовала интрига. Игра подготовлена Марией Баулиной – нейропсихологом, кандидатом психологических наук, специалистом по детской нейропсихологии и проблемам развития психологических функций ребенка.

Развитие: наблюдаем за малышом

Полугодовалые мальчики обычно весят от 7,1 до 8,8 кг при росте 65,5-69,8 см, соответствующие показатели для девочек: 6,5-8,3 кг при росте 63,5-68,0 см*.

Ваш малыш уже умеет садиться, вытянув руки вперед для равновесия. Многие дети начинают активно ползать: одни - лежа на животе и отталкиваясь ручками и ножками, другие - опираясь на колени и ладошки.

В этом возрасте дети учатся манипулировать несколькими предметами. Ребенок может дотянуться до игрушки, схватить ее, переложить в другую руку и потянуться за следующей. Но, если вы предложите малышу третью игрушку, он пока еще не сможет сообразить, что нужно делать. Пройдет совсем немного времени, и ваш кроха поймет, что «лишнюю» игрушку надо куда-нибудь положить, прежде чем тянуться за новой.

К шести месяцам дети достаточно точно и уверенно манипулируют пальчиками и могут брать в руки очень мелкие предметы. Следите, чтобы маленькие детали от игрушек или любые другие «мелочи», оказавшиеся в досягаемости ребенка, не попали ему в рот, нос или в ушко.

Зрение малыша продолжает совершенствоваться: теперь он различает больше цветов и более четко видит очертания предметов. Исследовать мир вокруг детям помогают все органы чувств. Кроха не только изучает каждый предмет на вид и на ощупь, но и пытается узнать, каков он на вкус, какие звуки можно из него извлечь, если хорошенько потрясти.

Малыш узнает знакомые предметы, даже если они частично прикрыты одеялом или пеленкой. Он уже способен понимать, что игрушка существует, даже если ее не видно целиком

Шестимесячные дети любят подражать поведению взрослых, и у них это отлично получается. Кроха имитирует голос, мимику, движения и жесты окружающих его людей. Лепет малыша становится все более различимым и богатым интонациями. Маленький парижанин будет подражать французскому произношению, а полугодовалый москвич - русскому. К концу месяца некоторые дети уже четко проговаривают «папа» и «мама», когда что-нибудь хотят или просто видят родителей.

Каждый ребенок развивается в соответствии со своими особенностями и способностями. Одни быстрее развиваются физически, у других раньше проявляется способность к общению и пониманию связей между окружающими предметами. Помогите своему малышу развиваться гармонично, не торопите события.

*На основе данных, которые предоставили эксперты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по результатам Многофокусного исследования по эталонам роста (МИЭР).

В нем участвовали дети, уход за которыми соответствовал правилам охраны здоровья, принятым ВОЗ, - например таким, как грудное вскармливание и отказ матери от курения. На сегодняшний день результаты МИЭР - это признанные мировые стандарты, с которыми можно и нужно сверять развитие детей независимо от их места проживания, типа вскармливания и принадлежности к разным этническим группам и культурам.

Поведение: понимаем малыша

Еще недавно ласковый и дружелюбный ребенок вдруг стал хмуриться при виде посторонних людей и не идет на руки даже к бабушке и дедушке? Не стоит беспокоиться, робость и недоверие пройдут. Проявите терпение и ласково поговорите с ребенком. Привыкнув к новым обстоятельствам, малыш опять начнет вести себя общительно и естественно. Для полугодовалого малыша единственные люди, которым он доверяет безоговорочно - родители. Мама и папа - источник всех жизненных удовольствий, комфорта и безопасности. С точки зрения малыша, незнакомец может представлять угрозу устоявшемуся порядку вещей.

Несмотря на некоторое недоверие малыша к посторонним, ему необходимо общение с кем-то, кроме мамы и папы. Можно устраивать «игровые» свидания с ровесниками. Будьте готовы к тому, что, когда два шестимесячных малыша окажутся рядом, они начнут повторять действия друг друга. Если засмеется один - тут же начнет хохотать и второй, заплачет первый малыш - второй последует его примеру. Некоторым детям очень нравится изучать свое отражение в зеркале.

Ребенок начинает сознавать свое влияние на окружающих людей, и ему нравится находиться в центре внимания. Малыш может хлопать в ладоши, корчить уморительные гримасы, смеяться, лопотать и издавать громкие звуки. Если его поступки вызывают одобрение взрослых, ребенок будет снова и снова повторять свою «концертную» программу.

Игры вашего малыша становятся сложнее. Он заранее начинает смеяться, предвкушая щекотку, когда «коза рогатая» придет и «забодает» его. Он осознает разницу между людьми и неодушевленными предметами. Если вы устанете качать малыша на коленях и остановитесь передохнуть, он будет продолжать подпрыгивать и требовать продолжения игры. Когда же ребенок «разговаривает» со своими игрушками, он не ждет от них ответной реакции.

Питание

Шестимесячный малыш уже вполне может сидеть за общим столом с другими членами семьи и учиться первым правилам этикета. Основой его питания по-прежнему остается материнское молоко или адаптированная молочная смесь, но теперь в детском меню появляются и «взрослые» продукты.

Составляя меню для своего ребенка, обратите внимание на суточные нормы потребления продуктов для детей этого возраста: грудное молоко (или адаптированная молочная смесь при невозможности грудного вскармливания) - 600 г; овощи - 100-150 г; каши - 100-150 г; фрукты - 30-60 г; фруктовый сок - 5-30 г; мясо - 5-30 г; молочные продукты - 10-40 г. Обязательно посоветуйтесь со своим педиатром перед введением прикорма при сохранении грудного вскармливания.

На завтрак предложите малышу вкусную кашку с добавлением фруктового пюре (например, овсяную кашу с грушей или бананом) и небольшое количество фруктового сока. Идеальный обед для ребенка - мясное пюре с гарниром из овощей. В этом возрасте ему можно дать попробовать тыкву, кабачок, картофель, морковь, цветную капусту и брокколи. Вместо овощей в качестве гарнира на обед можно использовать пюре из спагетти и других макаронных изделий. Нежирная телятина и свинина или мясо индейки и цыпленка - полноценные источники белка и полезных минералов, а мясо кролика подойдет детям, склонным к пищевой аллергии. На ужин приготовьте нежный творог с добавлением ягод или фруктов.

Многим мамам кажется, что детская еда недостаточно вкусная или слишком пресная. Вкусовые рецепторы у малышей развиты лучше, чем у взрослых, поэтому не стоит усиливать вкус пюре, добавляя в него соль или сахар.

Самые важные кормления для ребенка 6 месяцев - перед сном и ранним утром: в это время малыш получает самое вкусное и полезное лакомство на свете - материнское молоко. Необходимо также докармливать ребенка материнским молоком в течение дня - например, после завтрака и ужина. Грудное молоко можно использовать для приготовления каш и картофельного пюре.

2. О времени введения прикорма не забудьте посоветоваться со своим педиатром.

Уход за ребенком

Теперь, когда ребенок начал активно двигаться, уделите особое внимание детской одежде: она не должна сковывать движений; в ней должно быть удобно и спать, и играть; ткань обязательно должна пропускать воздух. Галстуки-бабочки, бантики на шее, длинные завязки и капюшоны отлично смотрятся на фотографиях, но в реальной жизни могут сильно осложнить жизнь малышу.

Купание - одно из любимых занятий каждого ребенка, особенно теперь, когда он умеет сидеть. Хотя мыльные пузыри наверняка понравились бы крохе, отложите их на будущее: сейчас они могут вызвать раздражение на нежной коже малыша. Зато он наверняка оценит зеркало в ванной и ваше умение делать из мокрых волос и пены смешные прически.

В этот период у многих малышей режутся первые зубки. Некоторые дети начинают капризничать, плохо спать, у них поднимается температура. Посоветуйтесь со своим педиатром, как можно облегчить этот процесс.

Во время кормления шестимесячного ребенка можно посадить на специальный стульчик или детское кресло. Ему не должно быть скучно, пока вы занимаетесь обедом, иначе он неохотно будет сидеть за столом в будущем. Прикрепите к столешнице веселую игрушку на присоске или превратите стул со столиком в ударную установку для юного барабанщика.

Обучение и общение: занимаемся с малышом

Позвольте малышу проводить как можно больше времени на полу, это поможет ему быстрее научиться ползать и переворачиваться. Детские игрушки лучше хранить в нескольких небольших коробках, чтобы ребенок мог самостоятельно доставать их оттуда.

Постоянное общение - ключ к развитию языковых и коммуникативных навыков. Читайте малышу стихи, пойте песенки и разговаривайте с ним во время купания или переодевания. Внимательно выслушивайте «ответы» малыша. При любой возможности произносите слова «папа» и «мама», чтобы малыш научился мысленно соотносить звучание слова с появлением родителей: «Мама принесла тебе одеяльце. Сейчас папа будет с тобой играть» и т.д.

В шесть месяцев ребенок с удовольствием играет в самые разные игры: от простых «ку-ку» или «ладушек» до более активных с участием игрушек. Во время игры четко произносите названия основных цветов и понятий: «большой - маленький», «верх – низ», «синий - зеленый». Для таких логических занятий отлично подойдет пирамидка из колец, надеваемых на стержень, или из формочек, которые можно ставить друг на друга. Такие игры также помогают развивать зрительно-двигательную координацию и мелкую моторику.

Начать осознавать причинно-следственные связи ребенку поможет игра в «прятки». Накройте одеялом его любимого мишку так, чтобы не было видно головы игрушки. Привлеките внимание малыша к его любимцу. Сначала кроха будет дергать мишку за лапу, но вскоре сообразит, что можно просто стащить с него одеяло.

Можно показать малышу, как падает со стола кубик: постепенно пододвигайте кубик к краю стола и дайте ему упасть, повторите игру несколько раз. Скоро ребенок научится ждать момента, когда кубик упадет, и будет заранее смотреть на пол.

Для развития координации можно поиграть с малышом в разные варианты игры «птички полетели». Например, расскажите ему небольшую сказку о птичках, и, когда дойдете до фразы «птички полетели», поднимите руки ребенка вверх и похлопайте в ладоши. Скоро малыш запомнит этот момент и будет заранее поднимать ручки и смеяться.

Раскачивайте ребенка на своей ноге, держа его за ручки, напевая песенку в разном темпе. Меняйте скорость раскачивания в зависимости от темпа песенки. Тренируйте ножки и ручки вашего крохи, используя так называемый «рефлекс ходьбы»: положите малыша на животик, сядьте позади так, чтобы его ступни опирались о ваши руки или ноги и обратите внимание ребенка на яркую игрушку, которую заранее положите на небольшом расстоянии от его головы. Малышу будет легче ползти к игрушке, отталкиваясь от опоры. Отодвигайте игрушку все дальше, стимулируя ребенка ползти активнее.

Часто бывает, что малыш, который способен долго и уверенно сидеть, не любит двигаться. Отличный способ вдохновить ребенка на ползание - заинтересовать его движениями шарика или яркого мяча. Например, начните вращать шарик на некотором расстоянии от крохи, скажите ему: «Скорее иди сюда и поиграй с этим веселым шариком!»

Сон

Режим дня полугодовалых детей обычно включает ночной сон продолжительностью 10-11 часов и 2 перерыва на сон днем. В среднем, малыши спят около 16 часов в сутки*.

Соблюдение режима сна облегчает жизнь и маме, и ребенку, но универсальных рецептов укладывания и убаюкивания не существует. Мама и малыш обычно вырабатывают собственные ритуалы подготовки ко сну, и 6 месяцев - отличный возраст для того, чтобы начать формирование подобного ритуала.

Теплая ванна вечером поможет ребенку расслабиться, к тому же, большинство детей любят купаться и связывают с водой позитивные эмоции. Перед дневными перерывами на сон вместо купания помойте малышу ручки и личико. Укладывая ребенка, обсудите с ним дневные события: конечно, в этом возрасте он еще не сможет вам ответить, но с удовольствием выслушает ваш рассказ. Прочитайте небольшую историю в стихах или спойте колыбельную песенку. Малыш скоро запомнит ритм и мелодию и будет быстрее засыпать под ее звуки.

Нежные прикосновения и объятия необходимы каждому ребенку, чтобы он чувствовал себя в безопасности, особенно, если малыш устал. Иногда, чтобы соблюсти режим, детей приходится будить по утрам. Ласковый тон и поглаживания также помогут вашему крохе легче проснуться и начать день, полный приключений.

Примечание:

(*) Вышеприведенные нормы – усредненные, продолжительность и время сна зависит от темперамента малыша. Главным критерием «нормы» всегда остается хорошее самочувствие малыша, улыбки и жизнерадостность. Если у Вас всё же возникают какие-то сомнения, проконсультируйтесь с Вашим педиатром.

Безопасность

Не оставляйте в пределах досягаемости малыша мелкие предметы. Проследите, чтобы все игрушки подходили ребенку по возрасту: они не должны содержать никаких мелких деталей или частей, которые можно отломить или откусить.

Дети будут использовать подручные предметы, чтобы подтянуться с помощью рук и изменить позу. Проверьте, чтобы мобиль в кроватке висел достаточно высоко, и до него нельзя было дотянуться. С мебели не должны свисать скатерти и покрывала, за которые можно потянуть. Никаких низко висящих проводов и украшений интерьера - малыш обязательно попытается за них подержаться.

Проверьте, готова ли комната, в которой проводит время ваш ребенок, к тому, что он начал ползать. Ковер не должен скользить, а у малыша должно быть достаточно места, чтобы научиться менять направление во время движения.

Время чтения: 8 минут

Совсем еще недавно ваш малыш был маленьким комочком, который принесли из роддома. Всего за полгода он сильно изменился, вырос, уверенно держит головку, улыбается маме. Развитие ребенка в 6 месяцев поражает своей скоростью, мальчики и девочки делают невероятные успехи, обучаются новому, меняют рацион питания, получают навыки общения, проявляют индивидуальность.

Как выглядит ребенок в 6 месяцев

Всего полгода прошло с момента рождения вашего карапуза, а он уже вовсе не похож на то беззащитное и крошечное существо, которое вы запечатлевали на первых фото. Пропорции его тела меняются, приближаясь к параметрам, характерным для взрослого человека. За 6 месяцев у крохи мог поменяться цвет глаз, вырасти первый зуб. Многие потеряли первые пушковые волоски и получили новые, уже взрослые.

Вес и рост

Основные показатели, которые используют педиатры для оценки развития малыша, – это вес и рост. Мальчики и девочки имеют массу вдвое большую, чем при рождении. Вес ребенка в полгода варьируется в пределах от 6,8 до 8,4 кг. Допустимы отклонения от этой среднестатистической нормы в 1 кг в большую или меньшую сторону. К полугодовалому возрасту темпы, с которым малыши набирают вес, замедляются. За шестой месяц они прибавляют 600-650 граммов. Рост ребенка в полгода составляет от 64 до 67 см. Показатели роста считаются в пределах нормы, если больше или меньше приведенных цифр на 3 см.

Развитие 6-месячного ребенка

Мальчики и девочки развиваются по-разному, что становится заметно уже у шестимесячных крох. Отличаются они средними показателями веса и роста: девочки часто чуть меньше мальчиков. Психическое развитие детей в 6 месяцев тоже разнится: юные кокетки раньше начинают лепетать, проявлять эмоциональность. Разница в поведении и физическом развитии не всегда заметна.

Что должен уметь ребенок

Развитие ребенка в возрасте 6 месяцев движется гигантскими темпами. Для шестимесячного периода характерна высокая физическая и эмоциональная активность, быстрота обучения. Можно назвать несколько навыков, которые должны освоить шестимесячные мальчики и девочки. Перечень, что должен уметь ребенок в 6 месяцев, включает следующие пункты:

  • поднимать тело на вытянутых руках;
  • пытаться ползать;
  • лепетать;
  • самостоятельно переворачиваться на живот, набок;
  • пытаться принять вертикальное положение;
  • самостоятельно садиться;
  • умеет держать игрушки, перекладывать предметы из руки в руку;
  • хорошо держать голову и контролировать ее положение.

Двигательная активность

Когда карапуз рождается, детская нервная система, которая регулирует работу мышечного аппарата, является незрелой. Полугодовалый малыш уже обладает способностью делать осознанные и упорядоченные движения. Нормальное развитие ребенка в полгода проявляется навыками крупной и мелкой моторики. Малыш к 6 месяцам должен научиться переворачиваться, уверенно держать голову, некоторые из детей уже умеют ползать. Удерживание игрушек, ощупывание предметов ладошкой – важные достижения.

Зрительное восприятие

Зрение малышей продолжает развиваться. Мальчики и девочки, достигнув возраста полугода, уже могут фокусировать взгляд на предметах, которые находятся на расстоянии около 8 см от маленького носа. Карапузы различают больше цветов, предметы на дальнем расстоянии приобретают более четкие очертания. Разглядывая игрушки, кроха может щуриться, а от яркого света – жмуриться. Это естественные рефлексы, которые не должны вызывать беспокойства.

Слуховое восприятие

У новорожденного к 6 месяцам активно развиваются слуховые возможности. Карапуз отчетливо слышит негромкие звуки, крутит головой в поисках источника шума. Резкий и громкий звук может испугать ребенка. Даже ночью, когда кроха спит, внезапный шум вызывает беспокойство. Младенцы прислушиваются, когда люди разговаривают, улавливают интонации общения взрослых.Им становятся интересны музыкальные игрушки, погремушки.

Речевые навыки

Помимо двигательных навыков, важнейшим этапом развития является речевая активность. В шестимесячном возрасте кроха уже не только плачет и гулит, но и издает активный лепет. Малыши пробуют произносить слоги, иногда повторяя сочетания букв десятки раз. Если взрослые с радостью реагируют на детское «ма-ма-ма», то карапуз лепечет еще старательнее, будет дальше повторять звуки.

Речевые навыки ребенка в 6 месяцев позволяют карапузу имитировать интонации взрослых, говорить тише или громче, покашливать. В этот этап речевого развития малыш начинает вступать в «диалог». Когда взрослые произносят реплику, кроха молчит, а потом продолжает разговор. Вставляйте фразы, когда карапуз замолчал, и увидите, что ребенок будет на реплики отвечать на своем детском языке.

Психоэмоциональное развитие

Для проявления эмоций кроха уже использует не только плач, но и мимику, звуки, жесты. Малыши показывают настороженность при виде незнакомого человека, проявляют осторожность при попадании в новую обстановку. Ребенок нуждается в эмоциональном общении, старается удерживать внимание близких, особенно мамы. Некоторые мальчики и девочки способны проявлять нежность и ласку, прижимаясь к маме, когда сидят у нее на коленях.

Тест на развитие малыша в полгода

Проводить тестирование нужно в привычных условиях, в момент, когда кроха себя хорошо чувствует, активен и весел. В тест можно включить следующие занятия:

  1. Положите любимую игрушку на расстоянии 20-30 см от карапуза. Малыш должен перевести на игрушку взгляд, выделить среди окружающей обстановки.
  2. Общайтесь с карапузом, меняя мимику. В ответ малыш должен делать попытки повторить выражение лица: улыбаться, хмуриться, морщить лоб.
  3. Дайте крохе игрушку, а затем попробуйте ее забрать. Малыш недоволен? Крепко держит предмет? Значит, все в порядке!

Уход за ребенком в 6 месяцев

Развитие ребенка в 6 месяцев вносит изменения в детское питание и режим. Если до сих пор малыш питался грудным молоком или смесью, то к 6 месяцам вводят прикорм. Пора предлагать грудничку взрослую пищу, контролируя реакцию организма. В рационе малыша постепенно появляются каши, овощи, фрукты. Прежде чем менять питание, проконсультируйтесь с врачом. К детскому питанию нужно подходить продуманно и осторожно, ведь пищеварительная система еще не сформирована полностью. Присматривайтесь к изменениям в детском организме после введения новых продуктов.

Важно соблюдать режим дня. Приемы пищи проводите в одно и то же время, сохраняя равные промежутки. Вместо 3 дневных снов к 6 месяцам остается 2, карапуз может проспать без ночных кормлений 7 часов. Для здоровых малышей важно проводить бодрствование активно. Должно проводиться достаточное число физических упражнений. Делайте массаж, гимнастику, укрепляя мышцы спины, ножек и ручек. Между дневными снами проводите прогулки, играйте с дочкой или сыном. Гигиенические процедуры не претерпевают изменений. Чаще мойте ручки, ведь грудничок много времени проводит на полу.

Как развивать ребенка в 6 месяцев

Огромное влияние на полноценное развитие ребенка с 6 до 7 месяцев оказывают игры и занятия, которые способствуют освоению и закреплению новых навыков. Чтобы научить кроху ползать и переворачиваться, карапуза чаще оставляют на полу, где на некотором расстоянии от него находятся игрушки. Развивать речь младенца можно, читая книги, рассказывая стишки, называя окружающие предметы, цвета, форму, расположение в пространстве.

Психологи и логопеды утверждают, что мелкая моторика – это основа для развития речи. Шестимесячному малышу предложите пирамидки, кубики, грызунки. Разные фактуры материалов, яркие цвета предпочтительны для детей. Под присмотром родителей допустимо использование мелких предметов: пуговиц, фасоли, камушков, крупы. Положите элементы в мешочки и дайте крохе.

Игры

Чтобы развивать речевые навыки, интеллект, логику и способность к общению, недостаточно интересных игрушек. Только взрослый способствует росту достижений, помогает понимать окружающий мир. Для ребенка важны игры, например, вы можете предложить малышу следующие занятия:

  1. Прятки. Есть несколько способов играть. Ребенок может прятаться сам, закрывая лицо ладонями или пеленкой. Помогайте ему, пока он не научится это делать самостоятельно. Радостно приветствуйте кроху, когда «найдете» его. Взрослому можно спрятаться за занавеской или спинкой кроватки. Зовите малыша по имени, дополнительно способствуя развитию слуховых навыков.
  2. Пальчиковые игры. Известные «Сорока-белобока», «Коза рогатая», «Ладушки» будут полезны и интересны вашему ребенку.
  3. Игры с мячом. Небольшой мячик – ваш помощник для развития координации движений, мелкой моторики, сенсорики. Усадите малыша (если нужно, с опорой) и катните мячик так, чтобы он смог поймать его руками.

Упражнения

Когда вы делаете карапузу массаж или проводите сеанс гимнастики, включайте в процедуру ряд упражнений, направленных на физическое развитие крохи. Укрепляйте мышцы спины, живота, массируйте пальчики. Один из проверенных способов укрепить иммунитет, мышечную систему ребенка – посещение бассейна. Для дома используйте следующие упражнения:

  1. Положите кроху на спину, возьмитесь за голени. Согните в колене одну ногу, а вторую распрямите. Меняйте положение ног, укрепляя суставы, мышцы.
  2. Положите ребенка на фитбол животом. Придерживая за спину, покачивайте мяч влево-вправо, вперед-назад. Упражнение эффективно действует на мышцы живота.
  3. Разминайте и легко потягивайте каждый пальчик по очереди. Уделяйте массажу 2-3 минуты каждый день.

Видео для 6-месячного ребенка

Интернет пестрит развивающими мультфильмами, предназначенными для детей от 6 или даже 3 месяцев. Польза от такого видео сомнительна. Специалисты утверждают, что, привлекая карапуза к экрану, вы отрицательно влияете на орган зрения, в некоторой степени ограничиваете двигательную активность. Шестимесячный ребенок еще не может осознанно воспринимать происходящее на экране.

Частые проблемы

Большинство родителей сталкиваются с новыми проблемами, когда карапузу исполняется 6 месяцев. К самым распространенным неприятностям, объясняемым ранним возрастом, относятся следующие:

  1. Дискомфорт от прорезывания зубов. Десны набухают и чешутся, вызывая капризы. Используйте охлаждающие гели, специальные прорезыватели, чтобы минимизировать неприятные ощущения.
  2. Пробуждения по ночам. Часто малыши несколько раз просыпаются за ночь. Улучшить сон крохи поможет купание на ночь и кормление после него. Проследите, чтобы между последним дневным и ночным сном прошло не меньше 4 часов.
  3. Травмы. Возросшая активность приводит к тому, что шансы травмироваться у ребенка увеличиваются. Падения с кровати, удары о мебель при попытках ползти и другие неприятности родители могут предупредить, только если обеспечат постоянный контроль. Осмотрите помещение, где находится карапуз, сделайте его максимально безопасным.

Видео